Голова профессора доуэля содержание. Новое тело Брике

Посвящаю жене моей

Маргарите Константиновне

Беляевой

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Прошу садиться.

Мари Лоран опустилась в глубокое кожаное кресло.

Пока профессор Керн вскрывал конверт и читал письмо, она бегло осмотрела кабинет.

Какая мрачная комната! Но заниматься здесь хорошо: ничто не отвлекает внимания. Лампа с глухим абажуром освещает только письменный стол, заваленный книгами, рукописями, корректурными оттисками. Глаз едва различает солидную мебель чёрного дуба. Тёмные обои, тёмные драпри. В полумраке поблёскивает только золото тиснёных переплётов в тяжёлых шкафах. Длинный маятник старинных стенных часов движется размеренно и плавно.

Переведя взгляд на Керна, Лоран невольно улыбнулась: сам профессор целиком соответствовал стилю кабинета. Будто вырубленная из дуба, тяжеловесная, суровая фигура Керна казалась частью меблировки. Большие очки в черепаховой оправе напоминали два циферблата часов. Как маятники, двигались его глаза серо-пепельного цвета, переходя со строки на строку письма. Прямоугольный нос, прямой разрез глаз, рта и квадратный, выдающийся вперёд подбородок придавали лицу вид стилизованной декоративной маски, вылепленной скульптором-кубистом.

«Камин украшать такой маской», - подумала Лоран.



Коллега Сабатье говорил уже о вас. Да, мне нужна помощница. Вы медичка? Отлично. Сорок франков в день. Расчёт еженедельный. Завтрак, обед. Но я ставлю одно условие…

Побарабанив сухим пальцем по столу, профессор Керн задал неожиданный вопрос:

Вы умеете молчать? Все женщины болтливы. Вы женщина - это плохо. Вы красивы - это ещё хуже.

Но какое отношение…

Самое близкое. Красивая женщина - женщина вдвойне. Значит, вдвойне обладает и женскими недостатками. У вас может быть муж, друг, жених. И тогда все тайны к чёрту.

Никаких «но»! Вы должны быть немы как рыба. Вы должны молчать обо всём, что увидите и услышите здесь. Принимаете это условие? Должен предупредить: неисполнение повлечёт за собой крайне неприятные для вас последствия. Крайне неприятные.

Лоран была смущена и заинтересована…

Я согласна, если во всём этом нет…

Преступления, хотите вы сказать? Можете быть совершенно спокойны. И вам не грозит никакая ответственность… Ваши нервы в порядке?

Я здорова…

Профессор Керн кивнул головой.

Алкоголиков, неврастеников, эпилептиков, сумасшедших не было в роду?

Керн ещё раз кивнул головой.

Его сухой, острый палец впился в кнопку электрического звонка.

Дверь бесшумно открылась.

В полумраке комнаты, как на проявляемой фотографической пластинке, Лоран увидала только белки глаз, затем постепенно проявились блики лоснящегося лица негра. Чёрные волосы и костюм сливались с тёмными драпри двери.

Джон! Покажите мадемуазель Лоран лабораторию.

Негр кивнул головой, предлагая следовать за собой, и открыл вторую дверь.

Лоран вошла в совершенно тёмную комнату.

Щёлкнул выключатель, и яркий свет четырёх матовых полушарий залил комнату. Лоран невольно прикрыла глаза. После полумрака мрачного кабинета белизна стен ослепляла… Сверкали стёкла шкафов с блестящими хирургическими инструментами. Холодным светом горели сталь и алюминий незнакомых Лоран аппаратов. Тёплыми, жёлтыми бликами ложился свет на медные полированные части. Трубы, змеевики, колбы, стеклянные цилиндры… Стекло, каучук, металл…

Посреди комнаты - большой прозекторский стол. Рядом со столом - стеклянный ящик; в нём пульсировало человеческое сердце. От сердца шли трубки к баллонам.

Лоран повернула голову в сторону и вдруг увидала нечто, заставившее её вздрогнуть, как от электрического удара.

На неё смотрела человеческая голова - одна голова без туловища.

Она была прикреплена к квадратной стеклянной доске. Доску поддерживали четыре высокие блестящие металлические ножки. От перерезанных артерий и вен, через отверстия в стекле, шли, соединившись уже попарно, трубки к баллонам. Более толстая трубка выходила из горла и сообщалась с большим цилиндром. Цилиндр и баллоны были снабжены кранами, манометрами, термометрами и неизвестными Лоран приборами.

Голова внимательно и скорбно смотрела на Лоран, мигая веками. Не могло быть сомнения: голова жила, отделённая от тела, самостоятельной и сознательной жизнью.

Несмотря на потрясающее впечатление, Лоран не могла не заметить, что эта голова удивительно похожа на голову недавно умершего известного учёного-хирурга, профессора Доуэля, прославившегося своими опытами оживления органов, вырезанных из свежего трупа. Лоран не раз была на его блестящих публичных лекциях, и ей хорошо запомнился этот высокий лоб, характерный профиль, волнистые, посеребрённые сединой густые русые волосы, голубые глаза… Да, это была голова профессора Доуэля. Только губы и нос его стали тоньше, виски и щёки втянулись, глаза глубже запали в орбиты и белая кожа приобрела жёлто-тёмный оттенок мумии. Но в глазах была жизнь, была мысль.

Лоран как зачарованная не могла оторвать взгляда от этих голубых глаз.

Голова беззвучно шевельнула губами.

Это было слишком для нервов Лоран. Она была близка к обмороку. Негр поддержал её и вывел из лаборатории.

Это ужасно, это ужасно… - повторяла Лоран, опустившись в кресло.

Профессор Керн молча барабанил пальцами по столу.

Скажите, неужели это голова?..

Краткое содержание романа А. Беляева «Голова профессора Доуэля»

Мари Лоран, молодой врач, получает предложение поступить на работу в лабораторию профессора Керна. Кабинет, в котором Керн принимает её, производит весьма мрачное впечатление. Но куда более мрачным оказывается посещение лаборатории: там Мари видит отделённую от туловища человеческую голову. Голова укреплена на квадратной стеклянной доске, от неё к различным баллонам и цилиндрам идут трубки. Голова разительно напоминает Мари недавно умершего профессора Доуэля, известного учёного-хирурга. Это и в самом деле его голова. По словам Керна, ему удалось «воскресить» только голову Доуэля, страдавшего неизлечимым недугом. («Я бы предпочла смерть такому воскресению», - реагирует на это Мари Лоран.)

Мари поступает работать в лабораторию Керна. В её обязанности входит следить за состоянием головы, которая «слышит, понимает и может отвечать мимикой лица». Кроме того, Мари ежедневно приносит голове ворох медицинских журналов, и они вместе их «просматривают». Между головой и Мари устанавливается некое подобие общения, и однажды голова профессора Доуэля взглядом просит девушку отвернуть кран на трубке, подведённой к его горлу (Керн строго запретил Мари трогать кран, сказав, что это приведёт к немедленной смерти головы). Голове удаётся объяснить Мари: этого не случится. Девушка колеблется, но в конце концов исполняет просьбу и слышит шипение и слабый надтреснутый голос - голова может говорить! В тайных беседах Мари Лоран и головы профессора выясняются чудовищные подробности оживления.

Керн был ассистентом профессора. Он талантливый хирург. Во время их совместной работы с профессором Доуэлем случился припадок астмы, и, очнувшись, он увидел, что лишился тела. Керну было необходимо сохранить действующим мозг профессора, чтобы продолжать исследования. Доуэль отказывался сотрудничать с ним, хотя Керн и заставлял его самыми грубыми методами (пропуская через голову профессора электрический ток, примешивая к питательным растворам раздражающие вещества). Но когда Керн, проводя опыты на глазах у головы, сделал несколько ошибок, которые могли погубить результаты их усилий, профессор Доуэль не выдержал и согласился продолжать работу.

С помощью Доуэля Керн оживляет ещё две головы, мужскую и женскую (Тома Буш, рабочий, попавший под автомобиль, и Брике, певичка из бара, получившая предназначавшуюся не ей пулю). Операция проходит успешно, но головы Тома и Брике, в отличие от Доуэля, не привыкшие к интеллектуальной деятельности, томятся без тела. У Мари Лоран прибавляется работы. Она не только следит за состоянием всех трёх голов, но ещё показывает Тома и Брике фильмы, включает им музыку. Но всё напоминает им прежнюю жизнь и только расстраивает их. Настойчивой Брике удаётся уговорить Керна попробовать пришить ей новое тело. Тем временем Керн узнает о беседах Мари и головы профессора Доуэля. Девушка готова разоблачить его, поведав всему миру его страшную тайну, и Керн запрещает Мари возвращаться домой. Мари пробует протестовать. Керн на её глазах отключает один из кранов, лишая воздуха голову Доуэля. Мари соглашается на его условия, и лаборатория становится её тюрьмой.

На месте железнодорожной катастрофы Керн находит подходящее для Брике тело и похищает его. Приживление проходит удачно. Вскоре Брике разрешают говорить. Она пробует петь, при этом обнаруживается некая странность: в верхнем регистре голос Брике довольно писклив и не очень приятен, а в нижнем у неё оказывается превосходное грудное контральто. Мари просматривает газеты, чтобы понять, кому принадлежало это молодое, изящное тело, доставшееся теперь Брике. Ей на глаза попадается заметка, что труп известной итальянской артистки Анжелики Гай, следовавшей в поезде, потерпевшем крушение, исчез бесследно. Брике разрешают встать, она начинает ходить, порою в жестах её заметна удивительная грация. Брике воюет с Керном: она хочет вернуться домой и предстать перед своими друзьями в новом обличье, но в намерения хирурга не входит отпускать её из лаборатории. Поняв это, Брике бежит, спустившись со второго этажа по связанным простыням. Она не раскрывает друзьям тайны своего возвращения. Брике вместе со своей подругой Рыжей Мартой и её мужем Жаном (взломщиком сейфов) уезжают вместе, чтобы скрыться от возможного преследования полиции. Жан заинтересован в этом не меньше, чем Брике.

Они оказываются на одном из пляжей Средиземного моря, где случайно встречаются с Арманом Ларе, художником, и Артуром Доуэлем, сыном профессора. Арман Ларе не может забыть Анжелику Гай, он был «не только поклонником таланта певицы, но и её другом, её рыцарем». Ларе острым взглядом художника улавливает сходство незнакомой молодой женщины с пропавшей певицей: фигура её «похожа как две капли воды на фигуру Анжелики Гай». У неё та же родинка на плече, что у Анжелики, те же жесты, Арман Ларе и Артур Доуэль решают выяснить тайну. Ларе приглашает незнакомку и её друзей совершить прогулку на яхте и там, оставшись наедине с Брике, заставляет её рассказать свою историю. Она без утайки отвечает на расспросы сначала Ларе, потом Артура Доуэля. Когда Брике упоминает находившуюся в лаборатории третью голову, Артур догадывается, о ком идёт речь. Он показывает Брике фотографию своего отца, и она подтверждает его догадку. Друзья увозят Брике в Париж, чтобы с её помощью разыскать голову профессора Доуэля. Арман Ларе находится в некотором смятении: он чувствует симпатию - а может, и нечто большее - к Брике, но не может понять, что именно его привлекает, тело Анжелики или личность самой Брике. Брике ощущает, что в её жизнь певички из бара вошло что-то совсем новое.

Совершается чудо «перевоплощения» - чистое тело Анжелики Гай не только омолаживает голову Брике, оно изменяет ход её мыслей. Но маленькая ранка, что была на ступне у Анжелики, вдруг даёт о себе знать: у Брике начинает болеть, краснеет и опухает нога. Ларе и Доуэль хотят показать Брике врачам, но она возражает против этого, боясь, что вся её история будет предана огласке. Доверяя только Керну, Брике тайком едет к нему в лабораторию. Тем временем Доуэль, разыскивая Мари Лоран, узнает, что девушку заточили в больницу для душевнобольных.

Пока друзья с трудом освобождают Мари, Керн безуспешно пытается спасти ногу Брике. В конце концов он вынужден вновь отделить голову Брике от туловища. Керн, понимая, что таить впредь его опыты невозможно, демонстрирует публике живую голову Брике (голова Тома к этому времени погибает). Во время этой демонстрации Мари Лоран, пылая гневом и ненавистью, обличает Керна как убийцу и вора, присвоившего чужие труды. Чтобы скрыть следы преступления, Керн при помощи парафиновых инъекций изменяет вид головы профессора Доуэля. Артур Доуэль, явившись к начальнику полиции, просит произвести обыск у Керна. Сам же он, вместе с Мари Лоран и Арманом Ларе, присутствует при этом. Они видят последние минуты головы профессора Доуэля. Полицейские собираются допросить Керна. Керн направляется в свой кабинет, и вскоре оттуда доносится выстрел.

Молодой врач Мари Лоран решает согласиться на предложение работать в лаборатории профессора Керна. Мрачное помещение лаборатории оказывается в разы мрачнее кабинета Керна, в котором он ее принимал. В этом помещении Мари обнаружила голову профессора Доуэля, отделенную от туловища и лежащую на квадратной стеклянной подставке. От головы отходило несколько трубок, ведущих к цилиндрам и баллонам. Керн сказал, что у него получилось «воскресить» только голову ученого - хирурга, который страдал неизлечимой болезнью. Но Мари считает, что такому воскресению лучше предпочесть смерть.


Все-таки, она соглашается работать в этой лаборатории. Ей нужно было следить за головой профессора, которая слышала, видела и могла отвечать мимикой лица, т.е. владела ясным умом. Мари приходилось приносить к голове медицинские журналы, «просматривать» их вместе с ней, и, естественно, так они смогли наладить общение друг с другом без слов.


Однажды, голова профессора просит девушку повернуть кран на трубке, которая ведет к его горлу, но девушка долго колеблется в сомнениях, ведь Керн предупреждал ее, что ни в коем случае нельзя делать этого, так как это приведет к смерти головы. Голова Доуэля постаралась объяснить Мари, что это не правда и девушка повернула кран, после чего услышала хрипевший голос головы. Они стали беседовать, голова многое поведала Мари о чудовищном оживлении.


Из этого рассказа Мари узнала, что Керн был талантливым хирургом и ассистентом профессора. Однажды, во время их совместной работы, у Доуэля случился приступ астмы, проснувшись после которого он не обнаружил собственного тела. Мозг профессора Керн сохранил, и это неудивительно, ведь ему нужно было продолжать исследования. Поначалу, Доуэль не проявлял желания сотрудничать с ним, хоть Керн и пытался заставить его, прибегая к зверским методам. Он пропускал через голову электрический ток и примешивал к питательным растворам раздражающие вещества, но Доуэль согласился с ним сотрудничать только после того, как Керн у него на глазах делал ошибки, проводя опыты, губя этим результаты их совместных усилий.


Потом с его помощью Керну удалось оживить еще 2 головы- женскую и мужскую (певицы из бара Брике, которая получила предназначенную не ей пулю и рабочего, попавшего под автомобиль Тома Буш). Так, работы у Мари прибавилось, ведь ей пришлось ухаживать за тремя головами. Тем более, головы Тома и Брике требовали включать им фильмы и музыку, что напоминало им их прошлую нормальную человеческую жизнь и, конечно, расстраивало. Брике часто настаивала на том, чтобы ей пришили другое тело, и в конце концов, у нее это получилось. В это время Керн узнает о тайных беседах головы профессора Доуэля и Мари и девушка готова была его разоблачить, но Керн запрещает ей возвращаться домой. После долгих протестов она все-таки соглашается на его условия, после того как он стал угрожать и выключать кран, через который происходила подача воздуха к голове ученого. Так лаборатория стала для нее тюрьмой.


Вскоре Керн находит тело на месте железнодорожной катастрофы, которое с его точки зрения подойдет Брике и проводит операцию по приживлению. Операция проходит успешно, только вот после того, как Брике пробует петь, обнаруживается, что в нижнем регистре у нее получается прекрасное грудное контральто, а в верхнем наоборот, голос ее не очень приятен из-за пискливости. Мари стало интересно, чье же тело теперь имеет Брике, поэтому стала рассматривать газеты и нашла заметку о том, что исчезло тело известной итальянской артистки Анжелики Гай, которая следовала в том поезде. После того, как Брике разрешили вставать и ходить, она настойчиво просит у Керна, чтобы он отпустил ее домой показаться родным и друзьям. Керн ее не отпускает, после чего она сбегает, спускаясь по связанным простыням из окна. Встретившись с друзьями, она, естественно, не рассказывает тайн своего возвращения и договаривается со своими друзьями, супружеской парой Рыжей Мартой и Жаном о побеге из города. Целью их совместного срочного уезда был побег от полиции. Это было выгодно не только самой Брике, но и для Жана, так как он был взломщиком сейфов.


Они оказываются на пляже Средиземного моря и там случайно встречаются с сыном профессора Доуэля - Артуром Доуэлем и художником Арманом Ларе. Арман улавливает в Брике своим острым взглядом художника сходства с Анжеликой Гай, которая была его подругой. Он замечает, что ее фигура как 2 капли воды похожа на фигуру Анжелики, которую он не может забыть, а кроме фигуры видит ту же родинку на плече, те же жесты. И тут Арман и Артур решают раскрыть тайну и приглашают Брике и ее друзей прогуляться по водным просторам на яхте. Оставшись с ней наедине, Ларе просит ее рассказать историю о себе, после чего она без утаивания отвечает ему на все вопросы. Во время рассказа она упомянула о третьей голове, а после того как Артур показал фотографию своего отца, его сомнения подтвердились. После всего они все вместе едут в Париж, чтобы с помощью Брике разыскать голову Доуэля. Ларе находится в смятении, так как не знает, что его притягивает - тело Анжелики или личность Брике.


Чистое тело Анжелики омолаживает голову Брике, еще и изменяет ее ход мыслей, но вскоре ранка на ноге дает о себе знать и нога начинает опухать, краснеть и болеть. Друзья хотят отвести Брике в больницу, на что она отвечает отказом, так как боится, что ее тайна раскроется. Для лечения она едет к Керну, а в это время Артур Доуэль узнает, что Мари Лоран заточили в больницу для душевнобольных.


У друзей с трудом, но получается освободить Мари, а в это время Керн безуспешно пытается спасти ногу Брике, после чего он был вынужден снова отделить ее голову от туловища. Голова Тома к этому времени погибла, а Керн демонстрирует всем голову Брике, так как понимает, что скрывать ничего больше не сможет. И тут Мари решила разоблачить его перед всеми, как убийцу и вора, который присвоил чужие труды. После этого, Керн изменяет вид головы ученого Доуэля, с помощью парафиновых инъекций. Артур Доуэль решил явиться к начальнику полиции, после чего полиция пришла на обыск лаборатории, во время которой присутствовал он сам, вместе с Мари и Арманом. Так, они увидели последние минуты головы профессора. После изъявленного желания полиции допросить Керна, он направился в свой кабинет, после чего оттуда донесся выстрел.

Краткое содержание повести «Голова профессора Доуэля» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Голова профессора Доуэля». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Выглядит довольно расплывчато и не позволяет полностью понять, о чем идет речь в романе. Да и краткая аннотация не развеивает «туман» над содержанием. В помощь тем, кто сомневается, стоит ли читать - краткое содержание. «Голова профессора Доуэля» - книга, которая наводит на сложные и полезные размышления. Убедитесь в этом!

Первые главы, краткое содержание: голова профессора Доуэля знакомится с Мари Лоран

Серьезно настроенная на работу молодая женщина Мари Лоран устраивается в лабораторию известного ученого - профессора Керна. В первый же день девушку ожидает потрясение - на ее рабочем месте "живет"… человеческая голова, лишенная туловища. Именно за ней ей предстоит ухаживать. Несмотря на свою красоту и относительную молодость, Мари решает разобраться в работе, тем более что ей очень нужны деньги.

Как вскоре выясняется, голова профессора Доуэля (краткое содержание будет неполным без этого факта) не только все понимает, но и ясно мыслит, а еще, как выясняет Мари на свой страх и риск, может говорить. С этого момента мисс Лоран осознает, насколько она богата, имея тело! Как бы странно это ни выглядело, но Мари и голова профессора смогли подружиться.

Девушка узнает, что даже в теперешнем своем состоянии Доуэль работает. А все результаты его труда Керн выдает за свои разработки. Также Доуэль делится с Мари подозрениями о том, что тот сознательно не оказал коллеге помощь во время приступа астмы, который и стал якобы причиной ухода ученого из жизни. Лоран начинает испытывать антипатию к Керну.

Продолжение, краткое содержание: голова профессора Доуэля получает «друзей»

Профессор Керн решает продолжить успешный опыт оживления голов - в его лаборатории «поселяются» головы рабочего Тома и актрисы Брике. Такое «воскрешение» для них - нечто совершенно непонятное. Они хотят снова жить так, как раньше. Это наталкивает Керна на мысль о том, что можно попробовать пришить и тела. В это же время он узнает, что Мари давно уже разговаривает с головой Доуэля. Она владеет информацией, которая, по сути, делает Керна преступником. Ученый шантажирует Лоран тем, что отключит аппараты, обеспечивающие жизнедеятельность головы, если девушка откажется работать дальше и попробует покинуть его дом.

Удивительные успехи, краткое содержание: голова профессора Доуэля участвует в оживлении Брике

При помощи своего колоссального опыта в хирургии и ценнейших советов Доуэля профессор Керн пришивает голову Брике к телу певицы Анжелики Гай, погибшей при крушении поезда. Эксперимент успешен! Но деятельная и непоседливая Брике сбегает из дома Керна, как только полностью восстанавливается.

После побега Брике с друзьями уезжает из Парижа и случайно знакомится с Арманом Ларе, который был влюблен в погибшую Анжелику, и Артуром Доуэлем - сыном профессора, который, как все думали, умер.

Под давлением Ларе девушка рассказывает друзьям правду, и они решают разобраться в ситуации. Тем временем у Брике воспаляется ранка на ноге, которая была у Анжелики.

В это время Мари Лоран оказывается в клинике для душевнобольных. Там, по указанию Керна, ее методично пытаются свести с ума. Но ей на помощь приходит Артур Доуэль.

«Голова профессора Доуэля»: содержание заключительных глав

Брике и ее друзьям не удается излечить ранку, девушке все хуже. Она едет к Керну, который пытается ей помочь, но уже слишком поздно! Ему приходится снова лишить Брике тела. Живую голову он демонстрирует на специальном собрании, на которое приходит Мари Лоран. Она гневно разоблачает профессора. В его лабораторию приезжают представители закона.

Там они находят голову профессора Доуэля, которого практически нельзя узнать из-за уколов парафина - Керн позаботился о том, чтобы скрыть следы своей деятельности, но это ему до конца не удалось.

В свои последние минуты Доуэль видит сына, приехавшего в дом вместе с полицией, и говорит стражам порядка о том, что Мари знает все о делах Керна. Все выяснено! Керн кончает жизнь самоубийством.

Книга «Голова профессора Доуэля» - шедевр, наводящий на размышления

Казалось бы, люди издавна мечтают о том, чтобы победить смерть. Но какой ценой это возможно? Только полный текст романа позволяет понять всю глобальность этой проблемы!

Гомеопатия признана официальным методом лечения. С ее помощью лечат варикозное расширение вен, гинекологические проблемы, а также заболевания желудочной-кишечного тракта, эндокринной и нервной систем.

На сегодняшний день гомеопатические препараты показывают высокую эффективность при лечении климактерического синдрома, что весьма удобно, так как пропадает необходимость употреблять гормональные средства, негативно влияющие на женский организм.

Принцип работы

Применяемые при климаксе гомеопатические препараты назначаются в малых дозах, таким образом, воздействие на организм происходит более мягко и последовательно, не причиняя ему вреда.

Как правило, в состав средств входят фитоэстрогены, иммуномодуляторы, витамины и прочие полезные вещества, необходимые организму во время климактерического периода. Положительного эффекта можно достичь спустя месяц, но в большинстве случаев, курс лечения составляет не меньше трех месяцев, а иногда, и больше.

Все гомеопатические средства воздействуют на женский организм щадящим образом, тем не менее, они снимают много симптомов климакса, не вызывая при этом побочных эффектов.

Гомеопатия при климаксе позволяет устранить такие симптомы:

  • сильные головные боли или мигрени;
  • приливы жара;
  • нервное перевозбуждение, приступы злости и депрессии;
  • бессонницу;
  • атрофию мочеполовых органов, приводящих к сухости влагалища, неконтролируемое мочеиспускание.

Ассортимент

Гомеопатические препараты от климакса выпускаются в избыточном количестве. Однако прежде чем переходить к их принятию, следует проконсультироваться со специалистом. Врач не только подберет наиболее подходящий препарат, но и назначит грамотную схему его принятия.

Ременс

Данный препарат оказывает непосредственное воздействие на нормализацию гормонального фона в период менопаузы. В состав гомеопатического средства от климакса входит кистевидная цимифуга и сангвинария канадская, которые способствуют правильному кровоснабжению в области малого таза, что в свою очередь приводит к повышению половых гормонов.

Этот препарат оказывает комплексное воздействие на женский организм:

  • снижает количество и длительность приливов;
  • уменьшает выделение пота;
  • оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние женщины;
  • улучшает работу иммунной системы и увеличивает метаболические процессы в организме.

Климаксан

В препарате содержится:

  • Кистевидная цемифуга, она оказывает эстрагеноподобное воздействие на женский организм. Кроме того, данная трава способствует снижению воспалительных процессов, а также обладает успокаивающим эффектом.
  • Змеиный яд – очень полезный продукт, положительно влияющий на различные патологические процессы в организме. Он снимает отечность, устраняет воспаления и аллергические реакции, предотвращает развитие опухолевых заболеваний, способствует оптимизации обменных процессов.
  • Пчелиный яд. Он отличается снижением воспалений и отеков, стабилизирует психологическое состояние во время климакса, уменьшает склонность к депрессивным психозам.

Klimakt-Heel

Эффективность этого гомеопатического препарата обусловлена наличием в его составе таких компонентов:

  • Сангвинария канадская. В гомеопатии данное растение оказывает седативные, противовоспалительные, противоклимактерические эффекты. Сангвинария снижает мигрени, болевые синдромы и приливы, вызванные периодом менопаузы.
  • Сепия – высушенная чернильная жидкость каракатицы. Она снижает головные боли, аллергические реакции, уменьшает проявления варикоза, а также, улучшает эмоциональное состояние женщины в период климакса.
  • Игнация – еще один комплексный гомеопатический компонент, использующийся для снижения симптоматических проявлений климакса. Игнация уменьшает сильные эмоциональные проявления, обладая седативным эффектом, предотвращает частые перемены в настроении, снижает приступы жара и озноба, устраняет головокружения, а также способствует хорошей концентрации внимания.
  • Лахезис – змеиный яд. Данное средство является природным иммуномодулятором.

Сепия Комп Матрона

В данном гомеопатическом средстве от климакса содержится змеиный яд, сепия, кистевидный клопогон. Все вышеперечисленные компоненты обладают антибактериальными, седативными, противовоспалительными, спазмолитическими эффектами.

Сепия Комп Матрона снижает приступы раздражительности, длительность и частоту приливов, излишнее потоотделение во время менопаузы. Кроме того, данный препарат считается аналогом полового гормона эстрогена, что положительно воздействует на функционирование яичников.

Гомеопатические средства при климаксе у женщин являются эффективными средствами. Однако не следует ждать положительного воздействия на следующий день, они постепенно влияют на организм, оздоравливая его и снижая проявления периода менопаузы.

Пациентки, которые принимают гормональные препараты при климаксе, чаще всего оставляют положительный отзывы. Натуральные средства на травах действуют мягко и имеют меньше побочных эффектов, но подходят они не всем. Поэтому перед началом приема таких добавок нужно проконсультироваться с эндокринологом.