Ход организованной образовательной деятельности. Произношение звуков С, Ш в слогах

Фронтальное занятие на дифференциацию звуков [С]-[Ш] на основе приключения звуков. Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении. Формировать фонематический слух. Продолжать учить звуковому анализу слов, закрепить навык преобразования прилагательных от существительных, деление слов на слоги, определение места звука в словах. Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [С]-[Ш]

Занятие на дифференциацию звуков [С]-[Ш] на основе приключения звуков.

Цель: дифференциация звуков С-Ш

Задачи: Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении. Формировать фонематический слух. Продолжать учить звуковому анализу слов, закрепить навык преобразования прилагательных от существительных, деление слов на слоги, определение места звука в словах. Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Материал: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите какие там большие деревья(дети поднимают руки)

Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья(дети быстро шевелят пальчиками)

Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны(дети покачиваются и машут руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки(садимся)

Как шумела листва от теплого ветерка(Ш-ш-ш)Как подул холодный ветер(С-с-с)Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

Какой у нас звук С?-согл,твердый,глухой,струя холодная,посередине.

Какой звук Ш?-согл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними.Вот подошли звуки к Красному замку,какие звуки в нем живут?(гласные).Давайте подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А,что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо.Потом решили поговорить между собой.Сначала удивленно-Са-Са?Ша-Ша?.Потом восхищенно-Су-Су!Шу-Шу!.А потом грустно-Со-Со-Со.Шо-Шо-Шо.

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем(звуковичками)

Выложим слоги-са,заменим гласный А на звук О.Какой получился слог? Со.А теперь заменим согласный С на звук Ш.Слог Шо.А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

Миска-мишка.

Физкультминутка:изобразите мимикой и позами предметы и существа,которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.Ву-ву-ву изобразим мы сову.Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.Лет-лет-лет полетим как самолет.

У нас сейчас какое время года?Зима.И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками.Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С-в сани.-где находятся звуки-в начале,середине или в конце?

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы,повторяйте за мной:лон-лон-лон на лопате едет слон,СА-са-са на луне сидит лиса.

Смотрите, к нам прилетела птица.В ее названии есть слог куш,как она называется(кукушка). Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле,который живет один в замке.Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

Послушайте что он натворил:Кошка ловит миску,мама моет мышку.На виду у детворы крысу красят маляры.Пожарный носит каску,Саша ела Каску.

А как надо правильно сказать?

Чтобы страшила все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:Ласка-какой будет Страшила-Ласковый.Доброта-добрый.Смелость-смелый. Слава-славный.

Молодцы!У нас все получилось!

***Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово..получилось слово Сок.Шуба-утка-мак получилось Шум.

Отгадайте загадки:теплая,пушистая,греет нас зимой(шуба)сколько слогов.посчитай. Мягкие лапки,а в лапках царапки(кошка).Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

Молодцы!

Давайте выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

Молодцы ребята.Вам понравилось путешествие. С какими звуками мы путешествовали?


Тема: Дифференциация звуков С – Ш.

Задачи:

1. Учить дифференцировать звуки С-Ш.

2. Продолжать работу над развитием фонематического восприятия и анализа.

3. Продолжать развивать умение детей делить слова на слоги.

4. Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с придаточными причинами (Я отдам лисе, потому что…).

5. Закрепление образования: а) притяжательных прилагательных и б) существительных в Д.п.

6. Развитие способности детей к составлению творческих рассказов по предметным картинкам.

7. Развитие зрительного внимания (восприятие изображения предмета в зашумлённых условиях).

8. Закрепление представления детей о диких животных.

Ход занятия:

  1. Л.: Ребята, внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопрос? Какое время года изображено на ней?Д.: Зима. Л.: А как вы догадались? Д.: На деревьях нет листьев, на земле лежит снег. Л.: А теперь, попытайтесь увидеть и назовите тех, кто спрятался в зимнем лесу? Д.: Белка, рысь, мышка…

Л.: Какие это животные? Д.: Дикие. Л.:Кто ещё живёт в зимнем лесу? Д.:Сорока, ворона, сова. Как назвать их одним словом? Д.: Птицы.

  1. Л.: Ребята, посмотрите на фланелеграф. Кто здесь изображён? Д.: Дикие животные. Л.: А чего у них не хватает? Д.: Хвостов. Л.: Вот, послушайте, какая произошла история с дикими животных. Однажды ночью поднялся сильный ураган. Ветер шумел, свистел. А утром, когда животные проснулись, они не нашли своих хвостиков. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнёс по лесу. Собрались они искать свои хвосты. Ребята, давайте поможем животным! Д.: Давайте. Л.: Но ветер не просто оторвал хвостики, но ещё и спрятал их и сказал животным следующее: «Каждый из вас должен задать детям свое задание и если они справятся с ними, то хвостики вернутся к вам».
  2. Л.: А кто нам встретится первым в зимнем лесу, вы узнаете отгадав загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета.

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Заяц: Зимой я весь день сплю, ем ночами, грызу кору деревьев. Лапки у меня к зиме обрастают шерстью, делаются широкими и пушистыми. На них я бегаю по снегу, как на лыжах. А вот вам моё задание. Заяц даёт конверт. Каждый из вас, по очереди, сделает следующее, выберет глазками одну картинку, назовёт её и определит количество слогов в слове, которое он выбрал.

Слова: сосулька, парус, груша, стог, душ, сочок, шкаф.

Л.: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь, давайте, посмотрим вокруг, может быть, мы еще что-нибудь увидим. Ой, что я нашла! Хвост. Юля, кому ты отдашь его? Юля: Я отдам хвост зайцу. Потому что, это заячий хвост.

  1. Л.: Попробуйте, отгадать кто следующий нам встретиться?

Разбойник он серый,

Нет ему веры,

Он клыками щёлк

Кто это? (Волк)

Волк: Серый, злой, голодный я брожу зимой.

Зубами стучу, по лесу в поисках добычи рыщу. (Волк даёт детям мешок).

Беда у меня. Не знаю, что и делать.

Л.: Ребята, волк рассказал мне, что собрался на день рождение к лисе и мишке-косолапому. Купил им в подарок игрушки, а кому какие подарить не знает. Берите по одной игрушке. Лисе мы подарим игрушки в названии, которых слышится звук С, а мишке - звук Ш.

Игрушки: Сова, свинья, слоник; петушок, мышка, кошка, лошадка.

Д.: Сову надо подарить лисе, потому что в названии слова «сова» слышится звук С и т.д. Л.: Ребята, кто из вас мне скажет, где слышится звук С в названиях этих игрушек? Д.: В начале слов. Л.: А где звук Ш слышится в названии этих игрушек? Д.: В середине слов.

Ой, смотрите хвост. Саша, кому ты отдашь его? Я отдам хвост волку, потому что это волчий хвост.

В награду волк дарит нам по гусёнку.

  1. А сейчас мы отдохнём!

Мы проверили осанку

И свои лопатки.

Мы походим на носочках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка,

И как серый волк-воришка.

Вот свернулся ёж в клубок

Потому, что он продрог.

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся.

  1. Л.: А сейчас еще одна загадка.

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дома, ни пожара. (Лиса)

Лиса: Конечно, же я лиса. Я хитрая и ловкая. Шёрстка у меня пушистая и рыжая. Я лисичка смышлёная и люблю сочинять разные небылицы. Хочу, чтобы и вы мне рассказали «небылицу». (Лиса дает ребятам корзинку с картинками.)

Садимся в кружок. Берём по три картинки. И сочиняем рассказы.

Л.: Ой, хвост! Дима, кому отдашь хвост? Дима: Я отдам хвост лисе, потому что это лисий хвост.

Лиса дарит по цыплёнку.

  1. Л.: А вот и следующий наш гость.

Где живёт он?

В самой чаще.

Самой, самой, настоящей

Там гуляет, там и спит.

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мёд

Сладкоежкою слывёт

Ещё могу сказать

Очень любит он поспать. (Медведь).

Медведь: Я мохнатый и большой. Бурый мишка я. Люблю я сладкое поесть и всласть поспать. Вот моё задание (Достает конверт с полосками бумаги и стишками). Садимся за стол. Рисуем столько палочек на листочке, сколько услышите слов в стихотворении со звуком С:

Вот у дома старый пёс.

Лёг, уткнувшись в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит

Может, дремлет, может спит.

Со звуком Ш:

Вяжет Мише бабушка

Тёпленькие варежки,

Чтобы, греть ладошки

Мишутке-крошке.

Л.: Молодцы, справились и с этим заданием. А чей это хвост, Настя? Это медвежий хвост. Я отдам этот хвост медведю.

Медведь дарит клубнички.

  1. Под зелёною сосной

Вырос домик расписной,

И жила в нём белочка

Белочка - умелочка.

Наша белочка-мастерица

Сшила кофточку – лисице,

А зайчику - тапочки

На четыре лапочки.

Медвежонку распашонку,

Даже серому волчишке

Шапку сшила и штанишки.

Грибы она сушила,

И зверей она кормила.

Всё умеет белочка

Белочка – умелочка.

Белка: Заходите ко мне в гости.

Я умею сочинять даже стишки. Для вас я тоже сочинила и сейчас прочитаю их вам.

Положила в плошку каску и т. д.

Л.: Белочка, наверное, специально переставила слова в стишках, чтобы нас посмешить. Давайте, исправим ее.

Л.: Ой, посмотрите, что я нашла. Кому ты отдашь хвост, Сережа? Сережа: Я отдам белке, потому что это беличий хвост.

Белка: Угощайтесь, гости дорогие. Белочка угощает всех орешками.

Л.: Ребята, а с какими животными мы сегодня повстречались? А какие звуки мы учились различать? Молодцы!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

учителя - логопеда

на развитие звуковой стороны речи

тема «В гости к Маше»

Подготовила и провела

учитель-логопед

Шагиева Эльвира Наиловна

Цель организованной образовательной деятельности:

Способствовать развитию фонематического слуха, умению дифференцировать звуки С - Ш в словах, фразах, стихах

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

Обогащать словарный запас детей

Развивать умение связно высказывать свое мнение

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познавательное развитие:

Развивать внимание, мышление.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.

Физическое развитие:

Совершенствовать мелкую моторику

Коррекционные задачи:

Способствовать развитию фонематического слуха;

Способствовать дифференциации звуков С - Ш в словах и фразах

Способствовать развитию коммуникативной стороны речи;

Способствовать уточнению артикуляции дифференцируемых звуков [С-Ш];

совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);

Предполагаемый результат: сформированное умение дифференцировать звуки С - Ш на слух и в произношении

Образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная

Форма образовательной деятельности : совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности

Форма организации детей : подгрупповая

Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников.

Интеграция областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: игра «Умные доски», мнемотаблицы, картинки с чистоговорками, шишки, портативный динамик, запись песни «Вкусное варенье» из мультфильма «Маша и медведь»

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент.

Сообщение темы

Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям мультфильма. Угадайте, из какого мультфильма эта мелодия. Прослушивание песни «Про варенье» из мультфильма «Маша и медведь». Сегодня мы отправимся в гости к Маше. Из сундучка «выходит» Маша. Пока медведь спит Маша ходит в школу.

Артикуляционная гимнастика

Но прежде надо вместе с Машей подготовиться.

Утром солнышко встало и стало светить в Машино окно. Окно было закрыто белыми занавесками («Заборчик», «Бублик»). Маша одернула занавески и пошла, чистить зубы («Почистим зубки»), затем выпила чай с вареньем и блинами («Блинчик», «Вкусное варенье»), а запивала горячим чаем из глубокой чашки («Чашечка», «Ветерок»).

Сегодня Маша хочет поиграть со звуками, а чтобы узнать с какими же звуками будет играть Маша надо отгадать загадки.

Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга - … (Самолёт)

В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)

Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все - … (Солнце)

2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)

Молодцы. Назовите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов. (звуки С-Ш). Сегодня мы с Машей будем различать звуки С и Ш

Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звук С

Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звука Ш

При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам («Киска сердится»). А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Языка похож на чашечку.

А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы слова звучали правильно).

Дайте характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)

Дайте характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)

Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. Обозначение фишками.

Молодцы.

3. Следующее задание в Машиной школе для самых внимательных, нужно повторить чистоговорку, правильно проговорив все звуки. (мнемотаблицы для чистоговорок)

Ша-ша-ша - это наша Маша

Шу-шу-су - Маша видела лису

Шу-шу-шу - письмо Мише напишу

4. Игра «Умные доски»

Маша очень рада вашим успехам и предлагает поиграть в игру «Умные доски». Надо называть картинки по цепочке, картинки в названии которых слышен звук С закрыть желтой карточкой, а картинки в названии которых слышен звук Ш закрыть синей карточкой. Какая буква получилась? (На доске из фишек получается образ буквы Ш)

Физминутка «Маша». Машенька вышла погулять, наши пальцы тоже погуляют вместе с Машей

Маша шла, шла, шла (Пальцы шагают)

Маша шишку нашла

«Ах, какая шишка!» (любуемся)

Будем с шишкой мы играть,

Меж ладошками катать!

Вот немного покатали

И ничуть мы не устали.

Медведь, чтобы Маша не скучала зимой, оставил вот такого плюшевого мишку. Но у плюшевого мишки есть только шубка и шапка, поэтому Машенька отправилась в магазин, а по дороге придумала стихотворение.

Я куплю манишку мишке

Я куплю ему штанишки.

Для него спою я песни,

А потом станцую вальс.

Давайте выучим Машино стихотворение

Итог

Наше знакомство с героями мультфильма подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])

Какое самое интересное задание было для вас? Все ли у вас получилось или какие то задания были трудными.

Тема. Звуки Ш-С.

Цель - дифференциация звуков ш-с.

1. Закреплять навык дифференциации свистящего и шипящего звуков по артикуляционным признакам, в слогах, словах, названиях кар-тинок, во фразе;

2. Корригировать и развивать слуховое внимание при выполнении упражнений на дифференциацию звуков, упражнении на преобразо-вание слогов, развивать фонематическое восприятие путем диффе-ренциации изолированных звуков, в слогах, словах; работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при отборе картинок на определенный звук; мелкую моторику рук при вы-полнении упражнения пальчиковой гимнастики; навык связного устного высказывания работе над пересказом цепного текста; раз-вивать смысловую догадку с помощью игры «Путаница».

3. воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, доброже-лательность, умение выслушивать собеседника.

Оборудование. Индивидуальный раздаточный материал.

1. Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие. Карта не только покажет дорогу, но и поможет ниче-го не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Вот домик, в котором живут мышка и слоник. Они отправятся в путешествие вместе с нами. Отправляемся в путь!

Что ты видишь в самом начале? (снежинку и змею)

2. Повторение.

Уточнение артикуляции звуков С и Ш.

Давай покажем мышке и слонику, как дует холодный ветерок и как шипит змея.

Упражнение «Холодный ветерок».

Упражнение «Змея шипит».

Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

Давай вспомним, как правильно мы произносим эти звуки. Что делают наши губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук [ш], [с]?

Для звука Ш

Губы округлены.

Зубы сближены, видны.

Широкий кончик языка поднят к бугоркам.

Воздушная струя теплая.

Для звука С

Губы -в улыбке.

Зубы - сближены, видны.

Кончик языка - широкий, за нижними зубками.

Воздушная струя холодная.

3. Сообщение темы занятия.

Путешествуя по карте, мы будем учиться различать звуки С и Ш. А мышонок и слоник будут нам помогать.

Развитие фонематического восприятия. Игра «Внимательные ушки».

Сейчас ты будешь внимательно слушать. Если услышишь звук [ш], подними змейку, если звук [с] - снежинку: ш, п, с, т, а, р, ш, л, ко, ша, ма, со, вы, аш, ук, ас, шапка, каток, бананы, машина, сапоги, вагон, усы, урок, лес, лодка, малыш.

4. Закрепление нового материала.

Дифференциация звуков в слогах. «Скажи наоборот».

СА - ША АС - АШ

СО - ШО ОС - ОШ

СУ - ШУ УС - УШ

СЫ - ШЫ ЭС - ЭШ

Пальчиковая гимнастика.

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка

По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

И пальчиком грозит: Грозим пальчиком

"А кто не лёг в кроватку? Руки прижаты ладонями друг к другу.

Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях) .

А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать! " Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

Дифференциация звуков в словах.

Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно помочь слонику выбрать картинки, в названии которых есть звук [с], а мышке - картинки, в названии которых слышится [ш]. Мышка соберет свои картинки в мешок, а слоник - в сумку.

Вишня, петух, груша, носки, ландыш, муха, смородина, яблоко, капуста, санки, камыш, кукла, автобус, улитка, шапка.

Что собрала в мешок мышка? (Мышка собрала вишню, грушу, ландыш, камыш, шапку) .

Что нашел слоник? (Слоник нашел носки, смородину, капусту, санки, автобус) .

Запомни эти картинки.

Составление и пересказ рассказа «День рождения мышки».

Прошли мы по дорожке и нашли конверт. Давай посмотрим, что в нем. Здесь картинка. Да это за-колдованный рассказ. Помоги мне его расколдовать!

«День рождения мышки».

Мышка пригласила на день рождения … (слона) .

Слон подарил ей … (ромашки) .

Ромашки понравились … (мышке) .

Мышка угостила слона … (ананасом) .

Послушай, какой у нас получился рассказ.

А теперь ты попробуй мне его рассказать.

А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни картинки, которые собрали мышка и слоник, и вернись назад по дорожке.

Ребенок вспоминает картинки.

А домой мы вернемся по короткому пути.

«Путаница». Вот и домик мышки и слоника. Вошли зверята в дом и стали сочинять стихи да все пе-репутали.

Помоги им, исправь их ошибки:

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Миша пляшет в «Машке»,

Кашу дали «маске».

5. Итог занятия.

Молодец! На этом наше путешествие подошло к концу.

Какие звуки мы учились различать?

Что тебе понравилось на занятии?

К О Н С П Е К Т

ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 10

МАДОУ ЦРР Д/С № 131

ТЕМА: « Волшебные звуки » (Дифференциация звуков С-Ш)

Учитель-логопед: Афонина Валентина Петровна

Тема: «Дифференциация звуков С, Ш»

Цели:

    Учить детей различать звуки С, Ш на слух и в произношении.

    Закрепить артикуляционные и акустические признаки звуков С, Ш.

    Продолжать закреплять правильное произношение звуков С, Ш в слогах, словах и предложениях.

    Развитие фонематических представлений.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Развитие речевого дыхания.

    Использование здоровьесберегающихтенологий («Мудры»).

    Воспитание чувства доброты, сострадания, заботы о животных.

Оборудование:

Игрушки: кошка, мышка, два блюдца для угощений; конверт со стихотворением, предметные картинки на звуки С, Ш. Магнитофон с записью пения птиц; соленое тесто двух цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Оргмомент.

Дети входят, встают на ковер, включается магнитофон (пение птиц).

Представьте, дети, что мы сейчас в весеннем лесу. Слышите. Как чудесно поют птицы. Предлагаю вам сесть на ковер и, слушая пение птиц, выполнить упражнения «Мудры».

Желательно принять позу лотоса.

1-я мудра – «Мудра жизни». Она не даст нам быстро утомиться, повысит работоспособность, поддержит хорошее настроение.

2-я мудра – «Знание». Эта мудра тренирует память, развивает мышление, повышает умственную деятельность.

    Изолированное произношение звуков С, Ш.

- А теперь встаньте, поднимите руки, покажите, какие в лесу большие деревья. Подул теплый ветерок, зашелестели листья.

- Ш-Ш-Ш – (дети быстро-быстро шевелят пальчиками).

- Подул холодный ветер, закачались деревья.

- С-С-С – (дети покачиваются и машут руками).

- Ветер затих, засветило солнышко.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Опустите руки.

    Сообщение темы занятия.

- Как шумела листва от теплого ветерка?

- Ш-Ш-Ш – (подносят ко рту ладошку).

- Как подул холодный ветер?

- С-С-С – (на ладони - холодная струя воздуха).

- Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем повторять?

- Мы будем повторять звуки С, Ш.

    Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

Дети, кто без помощи зеркала сможет сказать, что делают язык, зубы и губы, когда мы произносим звук «Ш» - (ответы 2-3 детей).

Сто делают язык, зубы и губы, когда мы произносим звук «С» - (ответ детей).

Подумайте и скажите все, что вы знаете о звуке «Ш».

Звук «Ш» - согласный, глухой, всегда твердый.

А что вы знаете о звуке «С»?

Звук «С» - согласный, глухой, может быть и твердым, и мягким.

    Произношение звуков С, Ш в слогах.

Молодцы. Вы хорошо отвечали на вопросы, теперь можете погулять в весеннем лесу. (Дети расходятся по группе, слышится пение птиц).

Игра на воображение и на развитие дыхания:

Посмотрите, каждому из вас на руку села красивая бабочка, полюбуйтесь ею. А теперь глубоко вдохните через нос и долго выдыхайте через ротик, нежно сдуйте бабочку с руки. Взлетела бабочка и опять села на руку.

Еще раз – вдох носом, долгий плавный выдох ртом. Еще раз повторим! Улетела бабочка. А дети мои даже не заметили, как заблудились в лесу. Поиграем в «Эхо». Я буду произносить слоги, а вы также четко и правильно их повторяйте: СА-СО-ША-ШО; СА-ША-СО-ШО…

Молодцы! Все нашлись. Бегите ко мне.

    Произнесение звуков С, Ш в предложении.

Дети садятся на полянку (ковер).

Посмотрите, кто пришел к нам сегодня?

Кошка и мышка.

Они, ребята, пришли к нам за помощью. Незнайка подарил кошке и мышке стихотворение, они его прочитали, а понять ничего не смогли. Поможем им разобраться? (чтение стихотворения, в котором переставлены местами звуки С, Ш: Пшенная каша в ложке…).

Как вы думаете, что Незнайка напутал в этом стихотворении?

Он переставил (перепутал) звуки С, Ш.

Хотите исправить ошибки? (логопед читает стихотворение по одной строчке, дети поочередно произносят эту же строчку правильно).

Молодцы, теперь мышке и кошке стало все понятно. А вот как вы понимаете последнюю строчку: - И мышкой займется кошка?

Кошка съест мышку.

А вы хотели бы спасти мышку? Что можно сделать, чтобы кошка ее не съела? (ответы детей).

(Кошка хочет съесть мышку, а почему она хочет это сделать? Может быть она голодная? Значит кошку нужно… что? (покормить). Что любит кошка? Предлагаю сделать для кошки колбаски, сосиски, а для мышки – сушки).

    Лепка из соленого теста.

Дети разминают пальчики: «Руки растираем, пальцы разминаем и к работе с тестом дружно приступаем» (дети лепят угощение для кошки и мышки).

Что ты сделал, Кирилл? (полные ответы:«Я сделал колбаску для кошки», «Я сделала сушку для мышки»).

    Физминутка.

Наши гости угощаются, а мы им покажем, как можно обыграть стихотворение, которое они нам принесли. Говорим не спеша, правильно произносим звуки С, Ш.

    Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня повторяли?

Подойдите к столу (на столе картинки изображением вниз).

Возьмите каждый по одной картинке, про себя проговорите слово и определите, какой звук С или Ш есть в этом слове и где он находится. Картинки с правильными ответами мы подарим кошке и мышке.

Слова: самолет, капуста, лес, шахматы, кукушка, петушок.

Пшенная каша – в ложке,

Ложка – в широкой плошке,

На плошке – плоская крышка,

На крышке – голодная мышка.

Пушистая, шустрая кошка

Следит за мышкой с окошка.

Ждет: вот шмыгнет под крышку

И кошкой займется мышка.

С ложки пшенную кашку

Слижет мышка – бедняжка,

Звякнет пустая ложка,

И мышкой займется кошка.