Художник д а смирнов модель дворца коломенское. Коломенское, дворец Алексея: фото и история

В настоящее время всё ещё продолжается строительство дворца, подходить близко к нему пока ещё не приветствуется.

Внутренности дворца ещё отделываются, но снаружи дворец уже выглядит весьма интересно.

Дворец воссоздаётся не на том месте, где он был построен. Сейчас на том месте разбит парк и растут старые липы... И чтобы не разрушать текущий ансамбльь парка Коломенское было решено возводить дворец на южной окраине парка.

Оригинальный дворец Алексея Михаиловича в Коломенском был построен в 1667-1668 гг. архитекторами Семеном Петровым и Иваном Михайловым

Он простоял около 100 лет а потом был разобран за ветхостью.

Тогда дворец был выполнен из дерева.

Теперь же основные конструкции дворца выполнены на бетонном основании. Однако внешнее убранство дворца восстановлено в стилистике 17 века в дереве.

Имеет смысл представить фотографию интерьера дворца во время выполнения внутренних работ за некоторое время до открытия. Фото предоставлено Павлом Деменко.

От дворца хорошо прогуляться по парку до основного ансамбля музея-усадьбы Коломенское.

Издалека ориентиром будет стремящаяся ввысь белая церковь Вознесения.

Раньше в этом месте стояла деревня, я ещё застал маленькие домики, стоящие на пути от метро Каширская к парку Коломенское. Тогда эти места ещё не воспринимались как единый парк.

Теперь же в яблоневом саду поставили скамеечки

Проложили дорожки и ведут дальнейшее благоустройство

Ну а спустившись по лесенке, ведущей вниз от яблоневого сада попадаешь в овраг с ручейком и прудами...

Но об этих местах я уже рассказывал подробнее на страницах про парк

Бывшая царская резиденция Коломенское располагается вдоль правого берега Москвы-реки между станциями метро «Коломенская» и «Каширская». Это самая известная достопримечательность Москвы, находящаяся за пределами её центра. Село Коломенское было основано жителями города Коломна, бежавшими от хана Батыя. Во времена правления царя Алексея Михайловича Коломенское стало царской резиденцией. В 1660 году здесь был построен деревянный дворец. Бывавшие во дворце иностранцы неустанно восхищались его богатым убранством. Современники называли Коломенский дворец «Восьмым чудом света». Несмотря на то, что изначально дворец планировался только как летняя резиденция, он стал любимым имением не только царя Алексея Михайловича, но и его преемников. Будущая императрица Елизавета Петровна родилась в Коломенском в 1709 году. Царь Пётр I провёл в имении часть своей юности.
Дворец просуществовал до прихода к власти императрицы Екатерины II, которая приказала его разобрать. Современный деревянный дворец в Коломенском является макетом, построенным по оригинальным чертежам.
Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Гравюра.
Во время своего правления царь Алексей Михайлович снёс все деревянные постройки в Коломенском и возвёл на их месте новый деревянный дворец, который прославился своими диковинными, будто сказочными кровлями. Дворец был выдающимся образцом русского деревянного зодчества и поражал своей красотой всех, кто его видел. Дворец, состоявший из около 250 комнат и лабиринта из коридоров, был украшен резьбой по дереву и различными декоративными элементами, такими, как шатровая кровля и другие надстройки на крыше необычных форм, флюгеры и позолоченные фигурки двуглавых орлов.
После переноса столицы в Санкт-Петербург деревянный дворец пришел в упадок, и Екатерина II отказалась сделать его своей московской резиденцией. Императрица предприняла попытку отреставрировать дворец и приказала составить смету, однако, впоследствии она передумала.
В 1768 году деревянный терем был разобран по указу императрицы Екатерины II, а вместо него был построен более современный каменный дворец.
Построенный Екатериной дворец, в свою очередь, был разрушен в 1872 году.
К счастью, оригинальные чертежи, по которым строился деревянный дворец Алексея Михайловича, сохранились, и в 2010 году правительство Москвы смогло построить реплику дворца в натуральную величину.
Современная реплика располагается приблизительно в километре к югу от того места, где стоял деревянный дворец Алексея Михайловича, возле каменной церкви 16 века. Воссозданный дворец построен из бетона и облицован деревянными брёвнами.
Кроме макета дворца Алексея Михайловича, на территории музея-заповедника Коломенское также можно увидеть множество старых деревянных построек, привезённых из разных уголков бывшего СССР.





Дворец Алексея Михайловича Романова находится на территории московского музея-заповедника «Коломенское» . Музей состоит из большого живописного парка, в нем располагаются сохранившиеся исторические архитектурные постройки и, конечно, воссозданный дворец. Он похож на сказочный терем, его окна украшены затейливыми наличниками, башенки обшиты тесом, имитирующим камень. Симметрия и величие практически никого не оставляют равнодушным. Совсем недавно не было этого дворца — не щадит время шедевры деревянного зодчества, какими бы совершенными они ни были.

В 1990-е годы правительство Москвы приняло решение о воссоздании хором самодержца. Строительные работы начались в 2007 году, кропотливый и неустанный труд строителей, реставраторов, историков и искусствоведов смог сотворить за 3 года чудесный дворец, который мы сейчас имеем возможность видеть своими глазами.

История дворца

Издревле подмосковное село Коломенское было вотчиной московских князей. Летописи сообщают о наличии дворца уже в XIV веке, жил здесь и Иван Грозный. Даже когда царствующая династия сменилась, первый Романов — Михаил Федорович — продолжил традицию предшественников. Хоромы были расширены, дворец реконструирован по разумению нового царя. Полюбилось это место и наследнику — Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Он использовал его как загородную резиденцию. Но новому царю уже было мало того, что создал его отец и деятельный молодой государь решился не просто на реконструкцию, а на сооружение полностью нового дворца.

Строительство продвигалось весьма быстрыми для того времени темпами, отделочными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков. Сусальное золото и краски, которые использовались для отделки, закупались за рубежом. Недолго прожил Алексей Михайлович в новом дворце, после его смерти власть перешла к его сыну — Федору Алексеевичу, последний несколько перестроил здание. Однако после восшествия на престол Петра Великого столица была перенесена в Санкт-Петербург. Дворец стал постепенно приходить в упадок, так как последующие венценосные особы не уделяли этой загородной резиденции внимания. Спустя много лет Коломенское посетила Екатерина II, энергичная императрица приказала составить смету ремонта, однако состояние хором в то время уже оставляло желать лучшего, в связи с этим было решено вместо реконструкции построить новый дворец. Но перед тем как разобрать хоромы, специалисты сделали его чертежи, благодаря которым и стало возможно последующее восстановление.

Воссоздание дворца стало возможным не только благодаря чертежам — история сохранила рисунки, литографии, описания, ставшие теми драгоценными крупицами, которые использовали в своей работе историки и реставраторы. Нынешний дворец стоит не на том месте, где был прежде. Дело в том, что к тому времени, когда было принято решение о реставрации, вековые деревья уже возвышались на месте восьмого чуда света — так называли современники царскую резиденцию. И хотя здание построено совсем недавно, его интерьеры, украшения и прочие детали были выполнены с особой тщательностью. Это проявляется в любой мелочи, например, в XVII веке еще не было привычных нам стекол, вместо них в то время применяли слюду и реставраторы воссоздали слюдяные оконницы. Фасады дворца украшены великолепными фигурными композициями, необычными наличниками и многоцветными резными деталями. Однако есть и отступления — нынешний дворец не полностью деревянный, он построен из железобетонных конструкций, которые покрыты бревнами.

Экспозиции дворца

Основная экспозиция — историко-художественная реконструкция, представленная 24-мя интерьерами, которые позволяют окунуться в жизнь и быт государственных особ той эпохи.

Царский дворец в Коломенском делится на две половины — мужскую и женскую, имеющие отдельные входы, здесь можно осмотреть хоромы царя, царицы и царевичей.

В Столовой палате дворца можно увидеть, как проходил настоящий царский пир с его размахом и величием. Посетители знакомятся с традиционными яствами и роскошным убранством стола. В Думной палате проходили совещания боярской Думы. Глядя на царский трон и расположенные по бокам от него лавки, на которых сидели бояре, можно почувствовать, какие судьбоносные решения принимались в стенах царской резиденции. Так как царь был очень набожным, то каждое утро он начинал с молитвы, которую он совершал в Крестовой палате. На мужской половине множество залов, которые знакомят с бытом и нравами той эпохи.

На женской половине помимо интерьеров также представляет интерес выставка подлинных предметов, относящихся к XVII веку — икон, кованых изделий, фрагментов изразцовых печей — все это передает уровень мастерства и фантазии умельцев того времени.

Кроме того, в музее есть и временные выставки, к примеру, посвященные народным художественным промыслам.

Сильной чертой музея является интерактивность, которая погружает посетителей в историческое прошлое и делает их участниками событий, происходивших в хоромах в давние времена. Для детей в стенах дворца проводятся разнообразные по сюжету игры-путешествия, которые в развлекательной форме помогают узнать много интересного об истории страны. За участие в некоторых даже дарят грамоты и небольшие сувениры.

Жизнь дворца насыщена и культурной программой — в «Театральной хоромине» проходят музыкальные концерты и спектакли для детей.

Хоромы доступны для самостоятельного осмотра, в залах размещена информация, дающая представление об истории, жизни и быте царских особ. Для составления более полного впечатления можно воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на экскурсию для сборных групп. Сотрудники музея разработали множество тематических экскурсий (в том числе театрализованных) в зависимости от возраста и интересов посетителей.

Цены на билеты во дворец в Коломенском

Вход на территорию парка «Коломенское» бесплатный.

  • Вход на женскую половину дворца: взрослые — 250 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Экспозиция «Сокровища русского искусства»: взрослые — 150 руб., пенсионеры — 50 руб.
  • Комплексный билет на посещение мужской половины и сменной выставки в Галерее у Хором царевичей: взрослые — 300 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Комплексный билет, позволяющий посетить мужскую и женскую половины, а также сменную выставку в Галерее у Хором царевичей: семейный (в выходные для группы до 4 чел.) — 850 руб., взрослые — 400 руб., пенсионеры — 100 руб.

Приобрести билеты можно как в кассе музея, так и на официальном сайте объединенного музея-заповедника .

Как добраться до дворца Алексея Михайловича в Коломенском

Ближайшая к музею «Коломенское» станция метро — «Каширская», после выхода из вагона стоит посмотреть на указатели выхода из метро. Нужное направление — музей «Коломенское». Выйдя из метро, необходимо дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. Дорога от метро до парка занимает примерно 5-7 минут.

До дворца можно дойти и от метро «Коломенская», но это займет больше времени. Нужно найти на указателях в метро выход к музею «Коломенское», затем пройти вдоль проспекта Андропова до входа в парк.

Также до музея можно добраться на машине или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.

Видеообзор дворца с высоты

Чем интересна историко-художественная реконструкция «Дворец царя Алексея Михайловича» в Коломенском. Как добраться, время работы и цены на билеты 2019.

В Коломенском парке, в окружении живописных рощ, находится место, которое раньше называли восьмым чудом света - дворец царя Алексея Михайловича. Памятник русской архитектуры 17 века выполнен с точным следованием канонам русского деревянного зодчества и напоминает затейливую игрушку. Луковичные башенки, резные наличники, высокие крылечки, расписная черепица на крыше - все производит впечатление сказочности и переносит гостя в стародавние времена. Те самые, когда русской земле неведомы были каменные колонны и европейские дворцы.

Историческая реконструкция дворца Алексея Михайловича

Забавно, но самая русская часть - построена отнюдь не во времена сказок и былин, а совсем недавно, всего несколько лет назад. Постройка полностью повторяет оригинальный дворец царя, который стоял здесь в 17 столетии. Позже он был заброшен и в связи с активным разрушением разобран. Правда, чертежи и замеры бережливая Екатерина Вторая сохранила, благодаря чему и стало возможным отстроить это великолепие заново.

Корпус здания выполнен из металла и бетона, как и любые современные постройки, но сверху на него «надет» деревянный скелет. Поэтому кажется, что дворец Алексея Михайловича целиком выполнен из бревен, как и его предшественник. Внутри гостям также предстают бревенчатые стены. С одной стороны, внешний деревянный облик не нарушен, с другой - с бетоном как-то надежнее и долговечней.

Дворец царя Алексея Михайловича: экскурсии

У сооружения имеется множество входов и выходов, потому найти собственно вход для посетителей не всегда удается с первого раза. Внутри, как и у настоящего дворца, обустроено 270 различных комнат и помещений: тут и жилые покои, и хозяйственные помещения и всевозможные подсобки. Правда, посетителям открыт вход далеко не во все из них - для туристов доступно около десятка помещений.

Отдельно расположена выставка искусства 17 века, вход в которую оборудован с другого крыльца по отдельным билетам.

Дворец царя Алексея Михайловича в Москве / Фотобанк Лори

Для посещения дворца Алексея Михайловича лучше всего заказать экскурсию в , чтобы было интереснее и познавательней. Только так можно узнать, отчего у царя было столько серебряной посуды, почему у него такая короткая кровать и как происходило таинство омовения государя в бане. Гиды одеты в наряды царевича и царевны, рассказывают очень живо и интересно. В общем, удовольствие незабываемое, пусть и за доплату. Но вернемся к самому дворцу.

Внутренняя отделка и царские палаты

Царские покои - мужская половина. Здесь посетителей ждет аналог современного фойе, где гости и бояре дожидались царя. Тут можно увидеть типичную русскую мебель - лавки и сундуки. Тут же выставлена старинная посуда из меди и серебра - вазы, кубки, тарелки, кувшины и пр. Все это дары иностранных гостей, так как своего злата-серебра у России не было и цари крайне приветствовали подарки из драгметаллов, отчего и прослыли скрягами и сребролюбцами.

Столовая палата, где проходили пиры. Здесь, на широких столах, заботливо расставлены муляжи типичных яств и угощений, коими потчевали дорогих гостей. Тут и запеченные лебеди, перепела, венец кулинарных творений - сделанный из сахарной массы белокаменный Кремль. Удивительно, но стульев вы здесь не увидите. Право сидеть за столом имел только царь-батюшка, а остальные гости кушали стоя. Стены этой части дворца Алексея Михайловича расписаны ярко и пафосно, бросается в глаза обилие золотой краски. Если взглянуть на потолок, можно увидеть уникальные росписи звездного неба со знаками зодиака, солнцем и луной. По тем временам это был прорыв, поскольку в просвещенной Европе кое-где все еще считали землю плоской.

Столовая палата во дворце в Коломенском / Фотобанк Лори

Вслед за столовой следует рабочий кабинет царя. Ничего особенного он не представляет и даже поражает скромностью размеров. Тут можно увидеть стол, стулья, секретер, шкафы. На столе, словно с царских времен, осталась незаконченная партия в шахматы. На стендах выставлены древние книги.

Царская опочивальня - место удивительное. Прежде всего, поражают размеры государевой кровати: она настолько коротка, что впору разве что карлику или гному. Но все объясняется проще: в те времена спать лежа считалось вредным, вот и приходилось персонам, заботящимся о здоровье, встречаться с Морфеем сидя. Зато в остальном все как положено - балдахин, вышитые подушки - все по статусу и высшему классу. Можно увидеть и одну из печей, украшенную уникальными изразцами. Говорят, под царскими покоями находится растопочная, где раньше всегда дежурили слуги, оберегая государя. Если что - слуги погибали первыми, зато монарху угарный газ не угрожал.

Престольная палата - сердце дворца. Пространства здесь не много, тем более непонятно, как в таком тесном помещении царь умудрялся принимать толпы бояр. Особенно если добавить к этому, что они обязаны были находиться в собольих шубах до пят - и это при такой жаре. При таком подходе так и станешь ненавистником мехов и приобщишься к защитникам природы! Но интересна престольная палата другим: здесь расположен трон с золотыми львами, которые шевелятся и издают грозный рык по нажатию кнопки. Доподлинно известно, что Алексей Михайлович был поклонником разных механизмов и хитрых устройств. Он любил демонстрировать гостям своих зверушек, повергая иностранных послов и купцов в состояние шока. Потолки в палате тоже расписные, только вместо звездного неба его украшают царь Давид и Соломон.

Царские бани - самое сокровенное. Ни одна экскурсия по царской резиденции не обходится без посещения мылен - старых царских бань. Правда, если не сказать об этом, то сразу и не догадаешься. Те же деревянные полки-ступени, деревянные панели на стенах, только в центре стоит большая лоханка, в которой омывался Алексей Михайлович перед и после греховных дел, как он сам любил говаривать. Под импровизированной ванной раньше клали раскаленные угли, таким образом, вода не остывала и государь мог греться сколько угодно.

Женская часть дворца. Здесь не так интересно, представлены предметы рукоделия, мебель, кровать. У царицы имелся свой трон, правда, без секретов. В одной из комнат можно увидеть станок для вышивания. Куда более интересна так называемая Голубая гостиная императрицы Елизаветы Петровны. Обстановка тут заметно роскошнее, есть резная барочная мебель и предметы интерьера. Да и изображения самой государыни имеются в виде картин на стенах.

Покои Елизаветы Петровны в Коломенском / Фотобанк Лори

Детско-юношеская часть дворца. В покоях царевичей наиболее интересной считается учебная палата или попросту школьный класс с партами, стульями. В свое время гранит науки грыз здесь первый император России - Петр Великий. В детстве же у него было 15 братьев и сестер. Правда, до взрослых лет дожило меньше половины. И именно здесь прошли младые годы большинства царских отроков.

Несмотря на бурную критику историков о несоответствии многих элементов оригиналу, дворец Алексея Михайловича дает подробное представление о жизни царя в 17 веке и архитектуре того времени. Прогуляться по дворцовым палатам будет интересно и любителям истории, и просто любопытным.

Часы работы и стоимость билетов

Терем царя Алексея Михайловича открыт для посещений ежедневно с 10-00 до 18-00. Выходной день - понедельник, как у большинства музеев.

Стоимость билетов во дворец в Коломенском:

Чтобы охватить все одним махов можно приобрести комплексный билет - «Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция». В него входят посещение хором царя, а также царевичей и царицы Елизаветы Петровны.

"Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ём - агромадный объём." (Л.Филатов)

Алексей Михайлович Тишайший — второй русский царь из династии Романовых (1645 — 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии, отец Петра Первого.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - памятник искусства и быта последнего, самого яркого периода Московского царства, в которое уходит корнями современная Россия.

В 1667-1668 гг. Алексей Михайлович построил великолепный деревянный дворец (100 метров в длину, 80 метров в ширину и 50 метров в высоту), ставший олицетворением всех достижений русского зодчества того времени.

В единый комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дворцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни.

Государев двор был окружен оградой с 3 воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады, окруженные высоким забором.

Эту затейливо украшенную систему построек возводили не для удобства царской семьи, а чтобы его пышностью произвести впечатление на иностранных гостей. И это удалось, а Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец «осмым дивом», то есть восьмым чудом света.

Но после смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Екатерина хотела отреставрировать дворец, но 56 934 золотых рубля оказались для нее слишком большой суммой. Тогда были сделаны тщательные обмеры и описи здания. Именно они помогли в недавнем воссоздании дворца.

Интересно, что место, где стоял дворец Алексея Михайловича 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. И вот в 2010 году был открыт воссозданный дворец Алексея Михайловича. При этом единственное отступление от оригинала было в использовании железобетонного каркаса с целью уберечь здание от пожара.

Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада.

На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности.

Снаружи фасады украшены резными наличниками с множеством разноцветных деталей. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень.

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами.

Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы.

По тем временам дворец был просто громаден. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров.

У входа во дворец стоят две пушки времён северной войны. Наличие пушек в нескольких метрах от абсолютно деревянного дворца, который может загореться от одной спички, повергло меня в недоумение. Может быть, они имели не боевое значение, а подавали какой-то торжественный сигнал?

"Король не спит и пляшет до упаду,
И пьет и бражничает до утра,
И чуть осилит новый кубок с рейнским,
Оповещает гром литавр и труб
Про этот подвиг...." (У.Шекспир)

Рядом с дворцом находится статуя императрицы Елизаветы Петровны. Это модель памятника, выполненного для г. Балтийска в 2004 г. скульптором Георгием Франгуляном. Императрица смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом.

Чтобы можно было оценить размеры дворца, я прикладываю чужую фотографию с вертолёта.