И в сталин оценках современной историографии. Плюсы и минусы правления сталина, достижения и провалы

/Иосиф Виссарионович Сталин / Джугашвили//

(Роза 12.11.2006 13:54:01)
А по-моему, Сталин был просто копией Гитлера, в том плане, что его политика и политический режим в государстве напоминали режим в Германии при Гитлере - жесткий тоталитаризм, диктаторство и относительная глупость (недалекость)... к тому же он исказил социализм Ленина...
Но как личности, ему нужно отдать должное, он был действительно исторической личностью, только лишь благодаря ему была выйграна Великая Отечественная война...

(Андрей 20.02.2007 20:50:55)
Розе,

Недалёкость? Да у Сталина библиотека была в 20.000 томов! Он Платона читал в оригинале! Все речи писал набело, а цифры в голове удерживал - это вообще все поражались... Это был колоссальный интеллект, и нечего хрень городить. А насчёт искажения социализма... и правильно, что исказил. Социализм - идеология разрушения, и наш исторический опыт это подтвердил. Не отступили бы - жили бы сейчас под орлом и свастикой.

(АНКА 04.05.2008 03:46:53)
Роза,на мгновение представьте себя во главе великой страны в столь сложное (для РОССИИ всегда сложное) время! Без диктата хрен что сделаешь, так что - спасибо товарищу СТАЛИНУ и его предшественникам!

(ALex 16.10.2009 00:33:14)
По мне Сталин самый настоящий бандит,который своим "мудрым" рукводством загубил мыслящий слой населения,выбил самых трудящихся крестьян, лишил земли и имущества народ, загнал всех в гниющие колхозы, обьявил инженеров вредителями, сгноил миллионы в лагерях. Довел народ до нещиты,голода и полного недоверия друг к другу. А цель этому всему была очень проста: голодным быдлом управлять проще всего.Когда ищещь где бы прошку достать, тебе некогда думать уже о политике и стало ли лучше?

А те кто мне ответят, что Сталин-великий деятель, попробуйте представить, что вашу мать отправили на Колыму долбить землю в 40 градусный мороз, чтобы построить землянку, вас посадили в камеру без параши(можете посать в сапог, предварительно вывернув его), а детей отправили в детдом(без права получать образование).

Вас лишили имущества, детей, всяческих гражданских свобод! Вы даже не знаете законов по которым вас судили, просто невозможно достать УК(а вдруг вы шпион?). А дело завести на вас нет никаких проблем особенно по 58 статье!

Пожалуйста почитайте Солженицына, Орвела,Вардам Шаламова. И если вы не глупый человек(без анамалий мозга), а просто невежественный, то эти книги вам многое откроют.

(Ярик 03.11.2009 06:55:33)
Алекс а кто такоё солженицын, поганый еврей которыё естественно будет писать муть одну. Я читал разные книги и тд. с 30-40 сталин 800 тыс еврейских большевиков загнобил, которые хотели превратить Росиию в еврейское государство. Правильно делал что гнобил, чечен и тд казнил. (чечены вообще воевали за гитлера)
Сталин везде ставил даже в союзных республиках Руссих на руков должности, и он хотел чтобы Россия всегда была самым сильным государством.
Вспомните Петра1 Грозного и тд. Когда правитель всем дает пинков наша страна процветает, а когда у власти алкаши как ельцин то ппц.

(Андрей 07.10.2010 00:29:35)
Сталин был садистом и обладал иезуитским характером.Но,по моему мнению,он искренне считал,что только такими методами можно управлять Россией.По-своему он был патриотом. Сейчас-глядя как отдыхает нынешнее правительство,поневле вспомнишь Хозяина,который сам вкалывал по 16 часов в сутки и от других такого требовал.Глядя на их тысячедоллоровые костюмчики поневоле вспомнишь Сталина,который за обновами отнюдь не гонялся.

(IRAMAS 26.10.2010 22:37:44)
А эти, в костюмчиках за тысячи баксов, спустились к нам с неба? Они - единственно возможный продукт той эпохи, звено единой цепи чудовищного низложения Личности, лишенной ВСЕХ моральных ориентиров и каких-либо стоп-сигналов. Не могу вспомнить ни одного политического деятеля, калибра Господина Джугашвили, истреблявшего "свой" народ всеми возможными способами. Хотя, куда уж иностранным диктаторам до нашего Хозяина Всея Руси, им и развернуться-то негде, а Россия - она ведь большая.:-)Для меня эра "красного террора" навсегда останется памятником Великого Предательства своего Отечества, отбросившим развитие страны на многие десятилетия назад и приведшим к ее масштабной экономической, политической и духовной блокаде.

"Я знаю точно на мою могилу снесут эпохи мусор и враньё,
но строгий ветер справедливой силы расчистит всю безжалостно её".
Поэтическое переложение слов И. В. Сталина.
В истории сталинской эпохи разобраться сложно, уж больно много подчистил Н. С. Хрущов, да и соловьи перестройки вроде Яковлева фальсифицировали не мало. А в массовое сознание насаживаются ни на чём не основанные клише о деятельности И. В. Сталина.
1. Священной музыкой времён над златоглавою Москвою струился колокольный звон, молочные реки текли в кисельных берегах, но тут пришли злые большевики и всё испортили.
На самом деле в России до 1917 года было 2 царя - император и тот о ком так хорошо сказал Некрасов - голод. Российская деревня голодала постоянно, при постоянном экспорте хлеба (недоедим но вывезем) и перегонке на спирт. При этом имела место значительная перенаселённость.
Печально выглядела российская промышленность. По средне душевому производству чугуна Россия стояла наравне с Испанией. Список того что в России не производилось в принципе займёт не один лист.
Опасным выражением внутреннего кризиса стала полная военная беспомощность Российской империи начисто разгромленной Японией на Дальнем Востоке. Ну а Первая мировая война... Приведу одну красноречивую цифру, Германия произвела за годы войны произвела 280 тысяч пулемётов, а Россия 28 тысяч.
2. Крестьян согнали в колхозы для того чтобы ограбить их и построить промышленность в эфимерных целях.
Ну поели бы крестьяне хлебушка в НЭП ещё лет пять - десять, а потом восстановилась бы численность населения, а с ней и страшный голод каждые пять лет. Единственным способом накормить страну было механизированное сельское хозяйство. А для этого и нужна развитая промышленность.
С запада бралось самое современной оборудование и самая новая технология, чему кстати немало удивлялись те же американцы.
3. Уровень населения жизни населения был низкий.
Смотря с чем сравнивать, если с современной Америкой, то да, а так вообще то успехи СССР в социальной сфере вызывали восхищение во всём мире. Вот задумайтесь чего бы стали грабить немцы в "нищем", "голодном" СССР, а ведь грабили эшелонами. А почитайте воспоминания фашистов о советских людях. "У людей изумительные зубы и редко увидишь человека в очках, Они хорошо питаются и пышут отличным здоровьем во всех возрастах", это такой сталинист как Мартин Борман. "Если бы Сталину дали ещё десять - пятнадцать лет, Россия стала бы самым мощным государством в мире, и потребовалось бы два или три столетия, чтобы изменить состояние вещей. Это уникальный феномен! Он поднял уровень жизни - и в этом не сомнения, никто в России уже не голодает. Построены заводы там где пару лет назад существовали только неизвестные деревушки." - Адольф Гитлер. Ну и так далее.
В моём по сути родном городе Белово при Сталине (30 гг) было построено на буквально пустом месте 4 кирпичных двухэтажных школы, деревянное двухэтажное здание железнодорожного училища, которому затем выделили 2 кирпичных двухэтажки под общежития, больничный городок. Всё это эксплуатируется и поныне, а в годы так называемого "подъёма с колен" не построено ничего из социальных объектов.
Хотя конечно были и голод и холод, Гитлер немного преувеличил. Но разница с царским правительством которое безразлично относилось к голоду не говоря уже о каких то там жилищных проблемах разительная. Да кстати а вы в курсе что послевоенные сталинки достоят до 2095 - 2105 г., а у хрущёвок срок капитальности истекает в 2005 - 2020 гг?
4. Репрессии .
Было, только масштаб преувеличен в несколько раз.
Ну о Сталине можно писать долго и глубоко, а не сумбурно и поверхностно как в моём отзыве. Сталин был жестоким, волевым и принципиальным человеком а именно такие нужны в переломные моменты истории. Но надо понимать, что тоталитарный режим глубоко устарел уже к 60 гг. Я уважаю Сталина, но понимаю что сталинизм в современности это анахронизм. Будущее за демократией с развитой, многоукладной рыночной экономикой. А попытки отдельных современных политиков представить Сталина как своего предтечу вообще смешны, Сталин при всех своих недостатках клоуном или вором и жуликом не был.

Без преувеличения можно утверждать, что Сталин в годы Великой Отечественной войны являлся главным руководителем страны, в его руках были сосредоточены все основные рычаги партийного и государственного управления. Все важнейшие вопросы войны, внутренней и внешней политики решались под его руководством. Результаты его деятельности имели судьбоносное значение для социалистического государства, народа, армии.

Деятельность И.В. Сталина оценивали многие историки, экономисты, политологи, социологи, философы. Среди участников дискуссии можно назвать таких исследователей, как О. Лацис, Г. Лисичкин, И. Попов, Н. Шмелев и др. Авторы сходны в оценке Сталина как выдающейся личности, оказавшей огромное влияние на исторический процесс в мировом масштабе. Можно выделить несколько подходов, звучащих в работах исследователей: Сталин — выдающийся деятель, под руководством которого страна достигла огромных побед (построение социализма, разгром фашизма и т.п.), но одновременно и личность, совершившая ошибки и просчеты, несущие за собой жертвы; Сталин — выдающийся злодей, преступник, ведший страну к осуществлению утопии, уничтоживший с помощью созданной им тоталитарной системы миллионы людей.

Хотелось бы отметить исследования Дмитрия Волкогонова. Волкогонов признает, что прошел три этапа в эволюции своих взглядов: разочарование в идее, интеллектуальное смятение, решимость встретиться с истиной и понять ее. Он считает, что Ленин подготовил почву для прихода Сталина: »Сталин же выдающийся ученик Ленина, продолжатель его дела. И тот и другой борются за осуществление утопии, что объективно обречено на неудачу. Роль Сталина оценивается как преступная в период Великой Отечественной войны». 1

Как же оценивали деятельность И.В.Сталина его ближайшие соратники и сподвижники в годы Великой Отечественной войны?

Большую ценность в решении этого вопроса имеют записи К.Симонова его бесед с прославленными полководцами. Симонов пишет: «Для Жукова Сталин во время войны — это человек, принявший на свои плечи самую трудную должность в воюющем государстве». 2 Говоря о деятельности Сталина, как Верховного Главнокомандующего Жуков отметил: «В стратегических вопросах Сталин разбирался с самого начала войны. Стратегия была близка к его привычной сфере политики, и чем в более прямое воздействие с политическими вопросами вступали вопросы стратегии, тем увереннее он чувствовал себя в них … его ум и талант позволили ему в ходе войны овладеть оперативным искусством настолько, что, вызывая к себе командующих фронтами и разговаривая с ними на темы, связанные с проведением операций, он проявил себя как человек, разбирающийся в этом не хуже, а порой и лучше своих подчиненных. При этом в ряде случаев он находил и подсказывал интересные оперативные решения». 3

Уже в первые тяжелейшие дни войны Сталин без колебания принял на себя неизмеримую ответственность за судьбы армии, страны, за судьбы миллионов советских людей. Как на Верховном Главнокомандующем, на Сталине лежал огромный груз непосредственного участия в планировании, подготовке, руководстве каждой крупной операции на театре войны, тяжелая, главная ответственность за их успех или провал, за судьбы миллионов людей, участвовавших в этих операциях.

С именем Сталина связано решение грандиозных проблем той эпохи, энтузиазм и героизм миллионов советских людей. В годы тяжелых испытаний народ признал в нем вождя, способного спасти страну. И Сталин проявил огромную волю, твердость, невиданную энергию, решительность в руководстве армией и государством, в достижении победы над врагом.

А вот что говорил о деятельности Сталина как Верховного Главнокомандующего А.М.Василевский: «О Сталине как о военном руководителе в годы войны необходимо написать правду. Он не был военным человеком, но он обладал гениальным умом. Он умел глубоко проникать в суть дела и подсказывать военные решения». 4

Приведем еще высказывание маршала И.С.Конева: «Очень интересна была реакция Сталина на наше предложение присвоить ему звание генералиссимуса. Это было уже после войны. На заседании Политбюро, где обсуждался этот вопрос, присутствовали Жуков, Василевский, я и Рокоссовский. Сталин сначала отказывался, но мы настойчиво выдвигали это предложение. Я дважды говорил об этом. И должен сказать, что в тот момент искренне считал это необходимым и заслуженным. Мотивировали мы тем, что по статусу русской армии полководцу, одержавшему большие победы, победоносно окончившему кампанию, присваивается такое звание». 5

Как на Верховном Главнокомандующем, на Сталине лежал огромный груз непосредственного участия в планировании, подготовке, руководстве каждой крупной операции на театре войны, тяжелая, главная ответственность за их успех или провал, за судьбы миллионов людей, участвовавших в этих операциях. И персональная ответственность за выполнение главной задачи — сумеет ли он, полководец и вождь, провести страну через все тягчайшие испытания войны и проложить путь к конечной победе.

История свидетельствует, что не было полководцев, которые в своей деятельности не допускали бы ошибок и просчетов. Были они и у Сталина. Но в целом его деятельность как Верховного Главнокомандующего характеризовалась глубоким творческим анализом складывающейся обстановки, умением принимать нестандартные решения, оригинальностью стратегического замысла и величайшей настойчивостью в осуществлении задуманных военных операций. Эти качества ярко проявились при принятии важнейших решений по ведению войны, планированию операций, в анализе состояния и возможностей своих войск, замыслов и сил противника, в создании группировок войск и резервов, в выборе направлений главных ударов, гибком и быстром реагировании на изменения обстановки, в тщательной и всесторонней подготовке операций в морально-политическом, оперативном, тыловом и техническом отношениях, в умелом подборе и своевременном перемещении кадров.

Можно без конца цитировать государственных и военных деятелей, ученых и писателей. Суть будет одна, если они честные и ответственные перед историей лица, — Сталин творил историю во имя блага народов, человечества.

Иосиф Виссарионович Сталин был великим мыслителем, политиком, государственным деятелем, полководцем, он боролся за честь и независимость своей страны, своего народа. Он смотрел далеко вперед, направлял ход событий, предвидел последствия принимаемых решений. И никогда, ни при каких обстоятельствах не любил почивать на лаврах, не позволял это делать и другим.

Примечания:

1 Д.А. Волкогонов. Семь вождей.- М.,1995.- С.117.

2 К.М. Симонов. Глазами человека моего поколения.- М., 1988.- С.358.

3 Там же.- С.372.

4 Там же.- С.451.

5 Там же.- С.405.

Список литературы:

1. Д.А. Волкогонов. Семь вождей. — М.,1995.

2. К.М. Симонов. Глазами человека моего поколения. — М., 1988.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Эпиграф:

“Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем”. В.Г.Белинский

Задачи занятия:

  • познакомить с различными оценками личности Сталина, рассмотреть его влияние на эпоху и влияние эпохи на личность Сталина
  • учить вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, корректно относиться к чужому мнению
  • работать над навыком решения проблемных задач
  • учить умению анализировать различные источники информации

Цели занятия:

Образовательные:

  • повторение и обобщение знаний по истории СССР с 1922 по 1953 годы.
  • углубить понимание учащимися роли личности в истории.

Развивающие:

  • формировать умения анализировать исторические факты, таблицы;
  • сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • высказывать кратко свою мысль и ее доказывать;
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • приучать учащихся к участию в дискуссиях.

Воспитательные:

  • прививать интерес к истории собственной страны;
  • формировать у учащихся собственное представление и мнение о происходящих в истории событиях

Оборудование: презентация, карта, рабочие листы

Проблемная задача: “Сталин- продукт эпохи или эпоха – продукт Сталина?”

Ход занятия

1) Постановка проблемы.

Анализ стихотворения “Я родом оттуда...” Б.Чичибабина.

Учащиеся отмечают неоднозначную оценку эпохи Сталина, которую дает поэт.

Определяют проблему: “Сталин- продукт эпохи или эпоха – продукт Сталина?”

На доске заполняется таблица в течении занятия

2) Краткая Биография И.В.Сталина до 1922 г.(сообщение учащегося):

В 1879 г. родился мальчик – Иосиф, отец дал ему свою фамилию – Джугашвили. Пройдя долгий путь, он стал сначала Кобой, затем Сталиным. Послушаем его краткую биографию до 1922 года. (заполняем таблицу).

3) Решение проблемных задач. Знакомство с различными точками зрения современников на эпоху.

1. Дмитриевский С. писал: “Сталин, сведя постепенно на нет все зачатки советского демократизма, создавшиеся было в последние ленинские годы, довел до крайнего выражения самодержавие партии в стране. В то же время в самой партии централизация была доведена до крайних своих выражений...”

Какова ваша точка зрения по данной проблеме?

Учащиеся подводятся к мысли, что диктатура Сталина не была неизбежена изначально.

Анализ учащимися этапов борьба за власть в 20-х гг. (заполнение таблицы).

2. Философ А.Ципко писал о Сталине следующее: “Всевластие революции, ни за что ни про что доставшееся ему, окончательно его развратило. Но во всем, что он делал, был протест против всего человеческого. Что обозлило его? Может быть так выразился бунт посредственности, решившей отомстить за все свои нули”.

А как думаете вы? Согласны ли вы с таким подходом к личности Сталина?

Анализ таблицы “Итоги Сталинской индустриализации” (работа с картой, таблицей).

3. Историк Р.Медведев писал: “Я считаю, что к жертвам репрессий нельзя отнести только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе жертвой репрессий был весь народ”.

Согласны ли вы с историком? Обоснуйте свое мнение.

Анализ таблицы “Система ГУЛАГ” (заполнение таблицы).

4. Роль Сталина в ВОВ (по мнению современников)

Учащиеся делают вывод о высокой оценки роли Сталина в победе, которою дают его современники.

5. Современные оценки роли Сталина.

Работа с рабочим листом 3 (оценка историками и политическими деятелями конца 20 века).

6. Оценка ФОМ (предварительное задание: составить диаграммы по данным на сайте Фонда общественного мнения и их анализ).

Решаем проблемную задачу: “Сталин - продукт эпохи или эпоха продукт Сталина?”

Учащиеся высказывают свое мнение и делают обобщающий вывод: “Сталина породила эпоха, а затем он сам стал ее формировать”.

Домашнее задание: на выбор 1) аргументированное эссе по проблеме или составить исторический портрет Сталина.

Иосиф Виссарионович Сталин и по сей день считается крайне противоречивой натурой. Мнения о его значении для страны разделилось на два лагеря. Кто-то готов снова поставить вождя на пьедестал, говоря: "Сталина на вас не хватает", а кто-то поддерживает слова М. С. Горбачева: «Сталин — это человек весь в крови» . Однако равнодушных нет. Так что же сделал и не сделал этот человек для России за почти 30-летнюю историю своего руководства? Плюсы и минусы правления Сталина в истории рассмотрим в самых важных событиях 1924-1953 гг.

Коллективизация

"Землю крестьянам, власть народу" - главный лозунг коммунистов. Все должно быть общее, и земля - не исключение. Кулаков как класс нужно было ликвидировать, и создать колхозы, которые будут обеспечивать советских граждан всем необходимым. Коллективизация - один из этапов на пути к индустриализации.

Гражданская война, революция сильно подорвали работу крестьян. В итоге, 1927 год был низкоурожайным. Это возмутило Сталина, ведь в СССР не может быть недостатка в чем бы то ни было. В итоге, было принято решение начать массовую коллективизацию, то есть сделать все сельское хозяйство коллективным. К чему это привело?

Плюсы и минусы правления Сталина в годы коллективизации 1928-1937 год.

  • Ликвидация кулачества как класса. Около 15 млн человек было сослано в Сибирь, расстреляно и выселено из своих домов.
  • Страшный голод 1932-1933 гг., весь урожай крестьян забирали города, в итоге, от голода по разным оценкам погибло от 5 до 10 млн человек, преимущественно, дети.
  • В сельском хозяйстве был полностью уничтожен частный сектор.
  • Коллективизация создала условия для проведения индустриализации. Государство получило средства для развития промышленности.
  • Поголовье скота упало на 50 %.
  • Производство зерна упало на 3 %.
  • 93 % крестьянских хозяйств переведены в колхозы.
  • Сельскохозяйственное производство полностью подчинено государству.
  • Массовый уход крестьян в город.

Конституция 1936 г.

Основная идея конституции - свобода. Принятая конституция говорила о том, что государство принадлежит рабочим и крестьянам. Созданы советы, коллективы. Единая коммунистическая партия должна защищать рабочего. И все бы хорошо, но теперь все, абсолютно все в рамках государства, принадлежит государству и человек в том числе.

Репрессии

Говоря о правлении Сталина, нельзя не сказать о репрессиях. До сих пор многие оправдывают его действия. Политические преступления - основная причина репрессий, точнее повод. Политическое преступление выражалось не только в поступках, но и в словах, во взгляде, в родственниках за границей, в выражении мнения, отличного от идеологии коммунизма. Страх приобрел такие масштабы, что еще много лет после смерти Сталина его имя было страшно произносить.

Плюсы и минусы правления Сталина рассмотрим ниже.

  • Формирование культа личности.
  • Манипуляция обществом по средствам страха.
  • Формирование определенного общественного сознания.
  • Около 5 млн человек было осуждено по политическим соображениям.
  • Около 800 тыс. человек были приговорены к высшей мере наказания.
  • Около 6,5 млн человек были высланы из России.
  • В России практически не было коррупции.

в 2007 г. президент В. В. Путин скажет об этом:

Все мы хорошо знаем, что 1937 год считается пиком репрессий, но он (этот 1937 год) был хорошо подготовлен предыдущими годами жестокости. Достаточно вспомнить расстрелы заложников во время Гражданской войны, уничтожение целых сословий, духовенства, раскулачивание крестьянства, уничтожение казачества. Такие трагедии повторялись в истории человечества не однажды. И всегда это случалось тогда, когда привлекательные на первый взгляд, но пустые на поверку идеалы ставились выше основной ценности — ценности человеческой жизни, выше прав и свобод человека. Для нашей страны это особая трагедия. Потому что масштаб колоссальный. Ведь уничтожены были, сосланы в лагеря, расстреляны, замучены сотни тысяч, миллионы человек. Причем это, как правило, люди со своим собственным мнением. Это люди, которые не боялись его высказывать. Это наиболее эффективные люди. Это цвет нации. И, конечно, мы долгие годы до сих пор ощущаем эту трагедию на себе. Многое нужно сделать для того, чтобы это никогда не забывалось.

  • Заключенные составляли бесплатную рабочую силу, по средствам жертв труда репрессированных были созданы такие объекты как: Беломорско-Балтийский канал, Волго-Донской канал, Нижнетагильское металлургическое предприятие, около десяти ГЭС, Кольская железная дорога, Северная железная дорога, автомобильные дороги, и др.
  • Ряд российских городов был построен заключенными ГУЛагов: Комсомольск-на-Амуре, Воркута, Ухта, Печора, Находка, Волжский и др.
  • Заключенные также вносили свой вклад в сельское хозяйство.
  • Миграция тысячи российских граждан, лучших умов, интеллигенции, творческой элиты.

Великая Отечественная война

Плюсы и минусы правления Сталина в годы ВОВ очень размыты. С одной стороны, Сталин выиграл войну, но с другой стороны, войну выиграл народ под руководством великих полководцев. Спорить можно бесконечно. Вся страна работала на благо фронта. Россия задышала одним большим организмом. Экономика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, заводы, культура - все работало едино с целью победить в войне. Люди сплотились в одном общем горе. Все эти структуры работали очень четко и слаженно, и в этом есть несомненно Россия вступила в войну, будучи "отсталой" в промышленном плане по отношению к Германии, а вышла из войны сильной военной державой.

Россия потеряла в войне 27 млн человек, Германия - 7 млн человек. Получается, что на каждого немецкого солдата, приходиться 4 убитых советских. Это цена победы. Россия не была готова к войне, и это факт. Репрессии генералов и офицеров, игнорирование Сталиным предупреждений о нападении как со стороны разведчиков, так и со стороны Черчилля. В результате, в первые дни войны были взяты в плен сотни тысяч солдат и разгромлена вся советская авиация! Можно ли считать, что Россия выиграла войну благодаря Сталину? Или все-таки вопреки его ошибкам?

В послевоенный период тоталитаризм достиг своего апогея. Был установлен контроль над всеми сферами жизни общества. Репрессии после войны также продолжились. Страх окутывал страну вплоть до самой смерти вождя.

Индустриализация

Уже в 1947 году промышленность была полностью восстановлена, а через 10 лет экономическое благосостояние увеличилось почти в 2 раза. Ни одна из стран, пострадавших в войне, к этому времени не вышла даже на довоенный уровень. Россия превратилась в великую военную державу.

Плюсы и минусы правления Иосифа Сталина:

  • При Сталине было построено более 1500 крупнейших индустриальных объектов, заводов и фабрик. Это ДнепроГЭС, «Уралмаш», ХТЗ, ГАЗ, ЗИС, заводы в Магнитогорске, Челябинске, Норильске и Сталинграде.
  • Было создано ракетно-ядерное оружие. Хотя до сих пор ведутся споры о роли Сталина в этой области.
  • На благо индустриализации было брошено много ресурсов сельского хозяйства, что заметно утяжелило жизнь крестьян.

После Сталина

Иосиф Сталин скончался года в возрасте 73 лет. Причина смерти до сих пор остается загадкой. Кто-то говорит, что его отравил Хрущев с единомышленниками, кто-то склоняется к тому, что это был инфаркт. В любом случае, именно Никита Сергеевич Хрущев становится первым секретарем ЦК КПСС. За 11 лет его руководства у России были уже иные взлеты и падения.

Плюсы и минусы правления Сталина и Хрущева в сравнении:

  • Сталин строил социализм, Хрущев его разрушал.
  • Сталин ставил ставку на индустриализацию, Хрущев на сельское хозяйство.
  • Хрущев разрушил культ личности Сталина, освободил множество неповинных граждан из ссылок, но репрессии не прекратил.

Плюсы и минусы правления Сталина до сих пор оспариваются историками, обществом и свидетелями тех лет. Противоречивая личность вождя делает и противоречивыми его достижения. Сейчас написано множество литературы и снято множество документальных фильмов, но это все - теоретические споры. Невозможно доказать правоту ни одной из сторон.

Итоги

Эпоха Сталина уникальна. За 30 лет страна пережила гражданскую войну, голод, репрессии, страшную Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление. Не даром в народе говорят "хрущевская оттепель", а при Сталине говорили "Серп и молот, смерть и голод". После смерти Сталина потихоньку у людей стал уходить страх. Плюсы и минусы правления Сталина кратко изложить невозможно. Слишком большая роль в истории была у Иосифа Джугашвили.

Итоги правления Сталина, плюсы и минусы:

  • Ресурсы страны были национальными, бесплатная медицина, образование, отдых, жилье, культурное времяпрепровождение (театры, музеи).
  • Большая образовательная реформа, построено много школ и институтов.
  • Научный прогресс, ядерная и ракетные области развития.
  • Победа в ВОВ и быстрое экономическое восстановление страны.
  • Развитие промышленности, индустриализация.
  • Сократилась численность населения в годы гражданской войны, революции, голода, репрессий и ВОВ.
  • Слепая неоспоримая идеология до сих пор жива в сознаниях советского поколения, настолько велик был ее масштаб.

Закончилась великая эпоха Сталина, а результаты его руководства каждый воспринимает по-разному.