Интересная разработка семинара практикума для педагогов. Семинар – практикум для педагогов «Психологические аспекты педагогического взаимодействия с участниками учебно - воспитательного процесса

Доброго всем дня (или ночи), мои друзья и все читатели блога! С вами Татьяна Сухих. Задумав большую серию об изобразительном искусстве в детском саду, мне хотелось бы подробно остановиться на интересной теме: рисование акварелью с ребятами старшей и подготовительной группы. Именно в этом возрасте воспитанники ДОУ готовы добавить в копилку навыков рисования гуашью, цветными карандашами, мелками умение изображать предметы и живые существа с помощью акварельных красок.

Почему так поздно, спросите вы? Дело в том, что акварель – сложный материал, требующий определенной подготовки и сноровки. Мы здесь не говорим о том, что нельзя давать акварельные краски детям младшего возраста – перефразируя классика, скажу, что акварели все возрасты покорны. Я как воспитатель хочу рассказать о программном обучении в садике.

Рисовать акварельными красками непросто, они не дают такого насыщенного цвета, как гуашь, ее нужно разбавлять водой, рисунок долго сохнет, цвета не перекрываются, а смешиваются. Много нюансов. Для начала нужно выбрать хорошие краски, иначе ребенок вообще не захочет использовать акварель.

Для начинающих художников отлично подойдет палитра красок «Классика» производства «Луч». Здесь 24 цвета, которые оставляют насыщенный цвет на бумаге, изготовлены из безопасных материалов с добавлением пчелиного меда. Эта краска отечественная и недорогая, но очень хорошая, советую.

Чтобы маленький художник не запачкался в творческом порыве, а также с раннего возраста приучился к порядку, уроки рисования акварелью нужно проводить в полной «экипировке» – я бы порекомендовала купить красивые фартуки, например, для девочки подойдет очаровательный набор «Минни Маус» – фартук из полиэстера и ободок-обруч с ушками, который предлагает мой любимый «УчМаг».

Если вы решили обучать малыша рисованию дома, но сами не очень-то хорошо владеете кистью, можно подучиться с помощью самоучителя. На «Озоне» я нашла хорошее пособие – «Самоучитель по рисованию акварелью», автором которого является известная художница Ольга Шматова. Она издала уже с десяток подобных учебных материалов, которые помогли тысячам начинающих художников освоить тонкости рисования акварелью, маслом, карандашом. Уроки рисования акварелью поэтапно для начинающих поданы доступно, просто, наглядно.

Воспитываем художников — полезные нюансы

А чтобы вызвать первоначальный стойкий интерес к изобразительному искусству, можно в качестве поощрительного приза за старание подарить малышам «живые» 3D раскраски, о которых я, кажется, упоминала. Для самых маленьких подойдут раскраски по мотивам народных русских простых сказок, например, «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и т.п.


Малыш раскрасит контуры рисунка, а вы затем наводите на рисунок планшет или смартфон и на глазах у изумленной публики изображение «оживает», становится объемным и подвижным! Для начинающих художников раскраски – самое оно, они помогут поэтапно научиться пользоваться карандашами и красками.

Деткам постарше советую более «взрослые» сказки – о рыцарях, принцессах, динозаврах, пиратах. Кстати, раскрашивать можно карандашами, красками, фломастерами. Отличный подарок
для детей любого возраста!

Какие задачи стоят перед воспитателем в период обучения рисованию акварелью дошкольников?

Подойдя к этапу знакомства дошкольников с акварельными красками, педагог или родитель должен понимать, что в итоге он хочет добиться от детей.

По моему опыту, не стоит пренебрегать мелочами и тонкостями владения кисточкой и красками.

Так, что нужно уметь и знать:

  • Как разводить акварельные краски водой;
  • Как пользоваться палитрой для смешивания цветов;
  • Как добиться более темного или светлого оттенка с помощью воды или черной краски;
  • Как аккуратно смачивать кисточку водой, стряхивая капельку на краску;
  • Как тщательно промывать кисть, осушать ее о салфетку или тряпочку, проверяя чистоту кисти.

Помните, что следует сразу же, на первых этапах знакомства деток с красками, приучить их правильно работать с ними. Они приобретут навыки и полезные привычки, которые помогут им рисовать аккуратно и красиво, не пачкая все вокруг и себя тоже.


Техника рисования акварелью весьма разнообразна. Мы с детками моей группы рисуем пальцами, ставим отпечатки ладони, делаем оттиски природных материалов (листьев), пытаемся рисовать мокрой техникой.

Для знакомства с акварелью подберите хорошие краски, не палеткой, а в тюбиках. Нам в садике удобно пользоваться палетками, но дома лучше взять профессиональную акварель. Она дает более насыщенный цвет, ею легче рисовать, не нужно больших усилий, чтобы ее размочить.

Необязательно покупать специальную палитру для красок, можно использовать альбомную бумагу. Она и воду лишнюю впитает и позволит сразу понять, получился ли нужный оттенок.

Если для рисования гуашью не нужно пробовать цвет, он в любом случае получится точно такой же, как в баночке, то акварель нужно сначала наносить на палитру.

Следите, чтобы детки рисовали кистью не против ворса, а по ворсу, иначе кисть испортится, а ровной и чистой линии не получится. Дети часто делают кисточкой движения туда-сюда, как карандашом. С красками это не проходит: мазок делается в одну сторону один раз.


Уроки рисования акварелью для начинающих художников предусматривают ознакомление с кисточками разной формы и номеров. Мы в садике используем круглые кисточки среднего размера – 10-14 номер. Подготовительная группа может пользоваться более тонкими (2-6 номер) и более толстыми (12-16).

Для закрашивания фона и больших плоскостей можно использовать широкие плоские кисти, которые называются флейц.

Так, с организационными моментами понятно, да? Перейдем к практике.

Практические заметки

Осваивать акварель нужно поэтапно, шаг за шагом, от простого до сложного. В детском саду мы начинаем с декоративного рисования. Расписываем кувшины, салфетки, рушники, тарелки, конечно, все это вырезается из белой бумаги и расписывается акварельными красками.

Декоративные узоры представляют собой повторяемые элементы, осваивая которые, детки, как говорится, набивают руку для более сложных рисунков. Это самый действенный путь к оттачиванию техники. Научившись изображать разные узоры, дети становятся смелее, уверенней в своих способностях.


Если вы обучаете малыша дома, найдите в Интернете видео уроки рисования акварелью поэтапно. Поверьте, это очень интересно и легко! Вот у меня как воспитателя есть целый арсенал методов и способов обучения дошкольников, а у родителей нет ничего, если они не имеют специального дошкольного образования. Поэтому ищем ролики, литературу, пошаговые инструкции.

Вернемся к узорам. Осваивая этот вид творчества, малыши учатся использовать разные способы использования кисти: прикладываем кисть к бумаге плашмя, всем ворсом (рисование цветов акварелью, например); рисование всей кисточкой – широкие лини; рисование кончиком – тонкие линии, точки, завитки.

После узоров можно приступать к изображению предметов и живых существ. Дети уже хорошо освоят методы рисования акварелью и смогут перейти к сложным сюжетам.

Ну как, пригодились вам мои советы? Если так, поделитесь ими с друзьями в социальных сетях, а также подпишитесь на следующие статьи!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Программные задачи:

Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д.

Учить способам работы с акварелью (смачивать краски перед рисование, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисть, осушать ее о тряпочку, салфетку и проверять чистоту промывания кисти.

Оборудование:

Акварель, листы белой бумаги А4, кисти, непроливайки, палитра, кисти, салфетки на каждого ребенка, мыльные пузыри, образец.

/ Вводная часть:

1. Игровой момент:

Предложить детям поиграть с мыльными пузырями, наблюдая, как переливается поверхность пузырьков, как кружатся они, летая по комнате.

Рассмотрите коробочку с акварельными красками. Найдите цвета, которые могут передать цвета пузырьков.

Акварельные краски – это прозрачные, легкие, воздушные краски, т.е. такие через которые всегда видно то, что ими закрашено. Само слово акварель означает «живопись с водой».

Поэтому акварельными красками лучше всего красить на белой бумаге.

Перед тем как начать красить, краски нужно смочить водой, чтобы они лучше набирались на кисточку. Красить другим цветом по тому месту, где краска ещё не просохла, нельзя. А то краски смешаются.

У вас есть палитра – это пластмассовая дощечка. на которой смешивают краски. Палитра поможет сделать краску светлой и прозрачной. Наберите на кисть воду, она должна стать тяжелой и объемной, стряхните капли на краски, не касаясь ворсом кисти. Положите большую каплю на палитру. Затем кистью, наполненной водой, наберите краску и соедините её с водой на палитре – краска посветлеет, станет прозрачнее.

Нарисуйте на бумаге кружок. – вы соединяете краску с водой на палитре, получаете светлые оттенки разных цветов и рисуете множество кружочков, т.е. из красного получится бледно – красный т.е розовый; из синего – голубой; из желтого – лимонный цвет.

Чем дольше воды добавить в краску, тем светлее будет тон.

Эти светлые тона красок называются оттенками или полутонами.

Предложить детям нарисовать несколько кружочков разных оттенков.

5.Пальчиковая гимнастика .

Дети рисуют под лёгкую музыку «Шум воды».

//Основная часть.

1.Общие указания.

/// Рефлексия.

Спросить детей, какими красками они рисовали.

Какие цвета у них получались.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с акварелью.

Программные задачи:

Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д.

Учить способам работы с акварелью (смачивать краски перед рисование, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисть, осушать ее о тряпочку, салфетку и проверять чистоту промывания кисти.

Оборудование:

Акварель, листы белой бумаги А4, кисти, непроливайки, палитра, кисти, салфетки на каждого ребенка, мыльные пузыри, образец.

/ Вводная часть:

  1. Игровой момент:

Предложить детям поиграть с мыльными пузырями, наблюдая, как переливается поверхность пузырьков, как кружатся они, летая по комнате.

2.Рассматривание акварельных красок.

Рассмотрите коробочку с акварельными красками. Найдите цвета, которые могут передать цвета пузырьков.

Акварельные краски – это прозрачные, легкие, воздушные краски, т.е. такие через которые всегда видно то, что ими закрашено. Само слово акварель означает «живопись с водой».

Поэтому акварельными красками лучше всего красить на белой бумаге.

3.Показ приемов и последовательности работы.

Перед тем как начать красить, краски нужно смочить водой, чтобы они лучше набирались на кисточку. Красить другим цветом по тому месту, где краска ещё не просохла, нельзя. А то краски смешаются.

У вас есть палитра – это пластмассовая дощечка. на которой смешивают краски. Палитра поможет сделать краску светлой и прозрачной. Наберите на кисть воду, она должна стать тяжелой и объемной, стряхните капли на краски, не касаясь ворсом кисти. Положите большую каплю на палитру. Затем кистью, наполненной водой, наберите краску и соедините её с водой на палитре – краска посветлеет, станет прозрачнее.

Нарисуйте на бумаге кружок. – вы соединяете краску с водой на палитре, получаете светлые оттенки разных цветов и рисуете множество кружочков, т.е. из красного получится бледно – красный т.е розовый; из синего – голубой; из желтого – лимонный цвет.

Чем дольше воды добавить в краску, тем светлее будет тон.

Эти светлые тона красок называются оттенками или полутонами.

4.Закрепление последовательности работы.

Предложить детям нарисовать несколько кружочков разных оттенков.

5.Пальчиковая гимнастика .

Дети рисуют под лёгкую музыку «Шум воды».

//Основная часть.

1.Общие указания.

2.Работа детей (помощь по желанию).

/// Рефлексия.

Спросить детей, какими красками они рисовали.

Какие цвета у них получались.


Раньше художники сами выполняли всю работу по созданию акварели: от измельчения пигментов до распределения готовых красок по баночкам и другой подходящей посуде. На сегодняшний день различные коммерческие компании следуя уникальным рецептам создают для нас самые лучшие краски с точки зрения качества и обработки. Итак, приобретая данные краски, что же необходимо знать, чтобы отправиться в увлекательное акварельное путешествие?

Состав

Акварель в основном состоит из пигментов, водорастворимого связующего и других добавок. Пигменты могут получать из органических материалов (растения и насекомые), неорганических материалов (минералов и горных пород), а также они могут быть искусственными или синтетическими, в то время как водорастворимые связующие вещества, например переработанный гуммиарабик, добывают из смолы. Другие добавки, такие как консерванты и мед, входят в состав некоторых акварельных красок, и влияют на их срок годности или способ нанесения.

Формы

В настоящее время акварель выпускается в двух основных формах:


Кюветы

Акварель выпускается в маленьких и стандартных кюветах. Краски либо заливают непосредственно в кюветы или сушат, нарезают по размеру и располагают по кюветам в упаковке. Приобрести акварельные кюветы можно как в наборе, так и поштучно. Они удобны, поскольку уже готовы для непосредственного использования; просто протрите их мокрой кисточкой, а после использования дайте кювете высохнуть.

Тюбики

Также можно найти акварель в тюбиках. В таком виде, краски хранятся в густом виде длительное время. Комбинация красок в тюбиках обычно такая же, как и в кюветах. Размеры тюбиков варьируются и также доступны как в наборах, так и по отдельности. Они обычно выгоднее, так как вы получите большее количество красок за адекватную цену. Краски можно выдавить, чтобы заполнить пустые кюветки или палитру.

Характеристики акварельных красок

Прозрачность и укрывистость

Акварельные краски классифицируются следующим образом :

  • П: Прозрачные
  • У/П: Полупрозрачные
  • У: Укрывистые

Прозрачность в акварели обеспечивает легкость и свет, который проходит через все последующие слои красок и создает глубокие и богатые цвета на рисунке. Укрывистость в акварели, с другой стороны, «блокирует» свет, таким образом, препятствуя прозрачности слоев цвета.


Тест на прозрачность

Выберите нужный оттенок и нанесите на толстую черную линию, словно вы создаете свою палитру. После того, как получившийся образец полностью высохнет, результат будет очевиден. Некоторые цвета явно перекрывают черную линию – это укрывистые краски, а те, которые не проступают на черной полосе более прозрачные.

Также как и прозрачность, весьма необходимая в акварели, укрывистость тоже может являться ключевым элементом на рисунке. Укрывистые цвета, особенно светлые оттенки, могут быть использованы при завершении полотна, чтобы очертить основные моменты, которые вы оставили напоследок.

Свойства окрашивания

Абсолютно сухая акварель, в отличие от других красок, может быть использована повторно при помощи воды. Однако, этот аспект отличается по степени окрашивания. Некоторые оттенки имеют глубокий и насыщенный цвет, следовательно, их трудно убрать после нанесения. С другой стороны, некоторые цвета не такие ярко окрашивающие, что позволяет легко убрать или стереть их с бумаги. Хорошо бы провести тест на качество окрашивания, чтобы увидеть, какие цвета трудно стереть, а какие являются более податливыми.

Тест на качество окрашивания


Проверьте оттенки, попытавшись убрать цвета с бумаги с помощью кисти. Если вы можете ясно видеть белый лист бумаги, то ваши цвета немаркие, но если небольшое количество блеклой краски присутствует, значит, цвета обладают сильным свойством окрашивания.

Свойство гранулирования

Акварельные пигменты по-разному реагируют на воду. Некоторые из них отдельно от водорастворимых связующих веществ становятся гранулированными, зернистыми или фактурными, при высыхании, в то время как некоторые имеют очень гладкое покрытие. Оттенки разных брендов отличаются свойствами гранулирования, поэтому лучше нанести краску на образцы, чтобы знать ее индивидуальные особенности.

Светостойкость

Светостойкость относится к постоянству цвета. Согласно руководству организации «ASTM» (Американской международной организации, разрабатывающей и издающей стандарты для материалов, продуктов, систем и услуг) по измерению качества красок, существуют следующие категории:

  • I. Супер светостойкие
  • II. Светостойкие
  • III. Среднесветостойкие
  • IV-V. Малосветостойкие или нестойкие

Постоянство зависит от интенсивности пигментов, особенно когда они подвергаются воздействию прямого солнечного света или ультрафиолетовых лучей. На протяжении многих лет, различные бренды сумели разработать синтетические пигменты, которые имитируют и заменяют нестойкие естественные цвета, как например, ализариновый кармазин и крапп-марена, поэтому на сегодняшний день художники могут создавать произведения, которые выдержат испытание временем. Показатель светостойкости, соответствующий стандарту «ASTM», как правило, находится на этикетках красок.

Всегда полезно узнать что-то новое о природе акварели. Полученные знания помогают полностью раскрыть возможности этих красок. Акварель продолжает развиваться, поэтому надеемся, что вы (если вы любитель, новичок или профессиональный художник) продолжите исследовать, экспериментировать, и создавать с помощью акварели!

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр творчества» п. Светлый

Открытое занятие

в студии «Дизайн» на тему:

«Акварель »

Педагог дополнительного образования

Шамина Нюргуяна Юрьевна

Дата проведения:

п. Светлый

Цель: Знакомство с творчеством русских художников акварелистов и тремя самыми популярными акварельными техниками.

Задачи:

Обучающие:

знакомство с тремя основными акварельными техниками исполнения - по-сырому, аля прима, лессировка;

знакомство с творчеством Российских художников акварелистов;

выполнение рисунка цветов в карандаше на основной формат;

последовательность в работе акварелью над натюрмортом.

Развивающие:

развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;

развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала.

Воспитательные:

создание творческого и профессионально грамотного акварельного этюда в данной технике;

воспитание уважения к профессиональной деятельности художника;

формирование интереса к изучению истории искусства.

Данное задание на 6 часов (3 раза по 2часа) подходит для обучающихся от 8 до 18 лет и старше, позволяет постепенному освоению акварельной техники и дальнейшей творческой работе.

Используемые материалы и инструменты:

бумага для акварели;

простой карандаш и ластик;

дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников И.И. Шишкина, М. А. Врубелева, В.Э. Борис - Мусатова и выставка творчества педагога студии «Дизайн» Шаминой Н.Ю.;

букет первоцветов для натюрморта (подснежники, одуванчики)

фоновая музыка из классического произведения.

Список литература и Интернет-ресурсов:

1. "Акварельная живопись" П.П.Ревякин

2. "Техника живописи" Г.Б. Никодеми Москва "Эксмо"2004

3. «Педагогика» Г.М. Коджаспирова - М.: Гардарики, 2004 г.;

4. «Практическое пособие для педагогов дополнительного образования» З.А. Каргина - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;

5. Школа изобразительного искусства.Лойко Г.В., Жабцев В.М.Минск, Харвест 2004г.

Ход занятия

    Введение в тему.

Кабинет украшен картинами выполненными в технике акварели. Пейзажи, натюрморты, портреты и т.д.

Вопрос; скажите дети когда вы зашли в кабинет на что вы скорее обратили внимание?

Ответ; на выставку картин.

Вопрос; отлично. А кто может мне сказать в каком жанре выполнены эти работы?

Ответ; портрет, натюрморт, пейзаж, иконопись.

Вопрос; правильно, а кто мне скажет в какой технике выполнены эти работы?

Ответ; Акварели.

Да правильно, в технике акварели.

Слайд №1 Тема нашего занятия: «Акварель»

Занятие наше будет состоять из двух частей:

Первая часть - теоретическая

Вторая часть - практичекая.

Слайд №2 И цель первой части нашего занятия: Знакомство с творчеством русских художников акварелистов и тремя самыми популярными акварельными техниками.

Вопрос; каких художников известных акварелистов вы знаете?

Ответы; П.П. Чистяков, И.Н. Крамской, И.И Шишкин, А.К Сарвсов, В.М. Васнецов и т.д

Слайд №3 Отлично. Посмотрите на слайд и скажите узнаете ли вы эту картину?

Слайд №4 Хранится в Третьяковской галерее в Москве «Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий нарисовал медведей, но коллекционер Павел Третьяков, когда приобрел картину, стер его подпись, так что сейчас автором картины указывается один Шишкин.

Слайд №5 Натюрморт с Розой» написанный в технике акварели. Звучные цвета акварельной краски так свежи и сочны, что хочется протянуть руку и взять например сливу со стола.

Слайд№6 Посмотрите на слайд и скажите узнаете ли вы эту картину?

Ответ: «Царевна - лебедь» картина Васнецова Михаила Александровича. Картина называется «Царевна - лебедь» автор Михаил Врубель. Хранится в Государственной Третьяковской галерее. Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал премьеры оперы 1900 года эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена.

Слайд№7 Портрет художника

Слайд №8 Михаил Врубель «Демон сидящий» 1890. Хранится в Третьяковской галерее в Москве. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.

Слайд №9 Знаменитая «Роза в стакане» выполненная в технике многослойной живописи под названием ЛИССИРОВКА.

Слайд №10 На картине изображен небольшой купальный бассейн в Зубриловке, чаша которого в те времена была устроена так, что с утра до вечера освещалась солнцем. На берегу водоёма - приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье), и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Весь пейзаж - это небо и деревья, отражённые на глади воды. И эта тихая гладь, и мечтательные, неподвижные, не разговаривающие между собой женщины - всё словно заворожено смутной и безмолвной тайной бытия. "Водоём" стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Слайд №11 Портрет художника.

Слайд №12 Картина «Дама в голубом» 1902г. Одна из моих любимых картин выполненный в лессированной технике.

Слайд №13 Так же Борисов - Мусатов увлекался письмом садовых цветов.

Слайд №14 Итак мы с вами просмотрели акварельные работы художников и пришла пора познакомиться с техниками акварели которыми они пользовались.

Три техники акварели:

Акварель «по сырому».

Акварель «а ля прима».

Акварель «многослойная».

Слайд №15 Акварель «по сырому» Спецификой акварельной живописи является прием письма «по сырому» . Он заключается в том, что перед работой бумагу смачивают водой с помощью губки, затем быстро пишут по еще мокрой поверхности. Растекаясь, краска может передать мягкие переходы одного цвета в другой атмосферы, отражения облаков в воде, тонущие в тумане силуэты, пушистость меха и т. д.

Слайд №16 Техника письма акварелью «а ля прима» - «за один раз», позволяет раскрыть всю прелесть и уникальность такой краски, как акварель. Это быстрое письмо по мокрой бумаге, при котором создаются неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, которые живут, дышат, и которые невозможно достичь никаким сколь угодно усердным прописыванием.

Слайд №17 Лессировочная техника или просто лессировка (от нем. Lasierung — “делать блестящим” или от лат. laser — «смолистое вещество, блеск, лоск»). Это техника наложения прозрачных слоёв краски друг на друга или на уже подготовленный основной цвет (слой). Это позволяет получать более глубокие цвета и разнообразные оттенки.

Слайд №18 Лессировка — классический прием живописной техники, на котором построено колористическое богатство многих шедевров живописи. Лессировка — это техника обобщающего колорита, насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Насколько однослойная корпусная кроющая краска выдвигает предмет на передний план и на свет, настолько многослойная лессировка тонкими прозрачными красками удаляет предмет в воздух и погружает его в тень.
Это - П. П. Чистяков, И. Е. Репин, В. И. Суриков и многие другие. Но свое наиболее полное и последовательное воплощение он нашел в работах М. А. Врубеля.

Слайд №19 Итак мы с вами плавно перешли ко второй части нашего занятия - и мы подробнее остановимся на многослойной акварельной технике. (Послушайте внимательно стихотворение)

Я иду в лесу весною,

Надо мною-синева…

Подо мною плотным слоем

Прошлогодняя листва.

Хоть пригорок и оттаял,

Но в тени лежит снежок,

И на шаг не отступая,

Рядом с ним растет цветок.

Он под снегом пробирался,

Он искал себе пути,

Он нисколько не боялся

Слишком рано расцвести!...

Вопросы:

Вы догадались, какой цветок я увидела?

Ответ: «Да».

Как он называется?

Этот цветок называется подснежник.

Слайд №20 Да эти нежные цветы пробираясь сквозь снег тянуться к теплу весеннего солнца и первым цветом радуют нас оповещая о весне.

В республике 18 мая с 2004 года празднуется День подснежника (Ньургуһун күнэ). Подснежник в Якутии - символ стойкости, жизнелюбия и нежности. Якутскому подснежнику посвящено много песен и стихотворений. В этот день по всей республике проводятся классные часы, беседы, конкурсы рисунков и сочинений, субботники, выставки народных мастеров, художников, концерты, нацеленные на сохранение, бережное отношение этого удивительного цветка. В Якутии растут несколько видов подснежников.

Слайд №21 В действительности, научное название первых цветов, растущих у нас из-под снега - не подснежники, а прострелы , по народному - сон-трава.

В бывшем СССР известно 26 видов рода Прострел. В Якутии в основном растут прострел желтеющий, прострел раскрытый (сине-фиолетовый), прострел обыкновенный (с красноватым оттенком), прострел Турчанинова (фиолетовый) и прострел аянский, даурский имеют сине-фиолетовые, нередко колокольчатые цветки. Они произрастают южнее Якутска, в верховьях Лены, в Южной Якутии, Верхоянском хребте. Прострел аянский и Турчанинова занесены в Красную книгу Якутии.

Растение с волосистыми стеблями от 7-15 см до 40-50 см высотой с мутовками пальчато-рассеченных листьев, которые появляются после цветения; молодые листья сильно волосистые, в очертании округло-сердцевидные. Цветки до 8 см в диаметре, сине-фиолетовые, вначале ширококолокольчатые, позднее — звездчато-раскрытые, прямостоячие, очень декоративны. На хорошо развитых кустиках одновременно распускаются до 40-50 цветков.

Слайд №22 Наши весенние цветы обладают не только эстетической красотой, но и лекарственными свойствами. Во все времена прострелом лечили бессонницу и другие функциональные нервные заболевания, мигрень, неврастению, спазмофилию, неврозы, невриты, невралгии, соком растирали онемевшие части тела.

Слайд №23 ЕЩЁ цветок

Слайд №24 Цель практического занятия: Знакомство с многослойной лессировочной акварельной техникой. Послойное нанесение красок с ожиданием их высыхания. Отработка приёма на весенних цветах.

Слайд №25 Материалы и инструменты. Специальная бумага для акварели, простой карандаш и ластик, две баночки с водой, беличьи кисточки с №3, 6, акварельные краски, палитра и влажная тряпочка.

Слайд №26 Техника безопасности. Хотя в составе и присутствует мед и сахар в акварели но я еще ни разу не слышала об аллергической реакции но цвета достаточно стойкие и яркие. Попадут на белую одежду и довольно сложно отстирать.

Слайд №27 Приступаем к практической работе

Слайд №28 Итак, прежде чем приступать к покраске цветов акварелью, нужно нарисовать их карандашом. Думаю, если вы рисуете не первый год, вы легко справитесь с этой задачей.

Слайд №29 Подготовить необходимые цвета на палитре с большим количеством воды

Слайд №30 Теперь наносим на цветы акварель светло-фиолетового, желтого или сиреневого оттенка. Цвет должен быть нежным и мягким, темные оттенки наносятся позже.

Слайд №32 Чуть более насыщенным оттенком создаются тени на поверхности лепестков цветов.

Слайд №33 На этом этапе понадобится яркий розовый цвет. Это позволит сделать цветы яркими и красочными.

Слайд №34 повторение материала и итог занятия. А теперь на перемену, а на втором занятии завершаем работу над картиной.

Слайд №35 Спасибо за внимание