История великой любви: нефертари и рамзес ii.

Сегодня Луксор это оживленный город с населением больше 150 тысяч человек. Еще с древних времен Луксор является туристическим городом. Сюда приезжали даже из Рима и древней Греции, чтобы посмотреть на местные гробницы и памятники. Путешественники плыли вниз по Нилу , чтобы попасть в самый великий во всем мире музей под открытым небом. Здесь находится чудо света – гробница Нефертари. Нефертари – царица Египта и жена могущественного фараона Рамзеса II. Ее имя означает «прекрасная» и она восхищает даже спустя три тысячи лет. Видно не зря она считалась одной из самых красивых женщин в истории.

Это чудо света появилось в Луксоре, когда он был духовной столицей древнего Египта. Образ царицы Нефертари увековечен в статуе, которая находится сейчас среди древних руин. Прекрасная статуя, но у нее нет лица. Чтобы узнать как выглядела эта царица Египта, нужно попасть в ее гробницу. Нефертари похоронена в Долине цариц. Гробница Нефертари была обнаружена Эрнесто Скипарелли в 1904 году.

Внутри находятся одни из лучших сохранившихся настенных фресок, найденных в Египте. Изображения рассказывают историю посмертного путешествия Нефертари в загробный мир и ее перерождение. Прекрасное лицо умиротворенное смертью. Чудесные краски до сих пор не утратили яркости. Фигуры людей нарисованы по традиции того времени – в профиль. Ниже изображен Анубис, бог-шакал, считающийся защитником. Нефертари должна была миновать зловещих стражей на пути в загробный мир. На фреске, богиня Исида предлагает Нефертари египетский анк – символ вечной жизни. Прекрасная царица должна была возродиться и вознестись на небеса. Над головой Нефертари должна была видеть звезды вселенной, она надеялась вернуться к этим небесам.

Гробница Нефертари это путешествие во времени, позволяющее окунуться в чудесный мир искусства древних египтян и их верований. Гробница Нефертари долгое время была закрыта для посещения. Это чудо света в Долине цариц возле Луксора открыли для посещений только в конце 1995 года.

А так Нефертари выглядит в воображении египетской художницы Фаттах Галлы.

И наконец видео из гробницы Нефертари.

Древний Египет – великая цивилизация прошлого, чьи неразгаданные тайны терпеливо ожидают своего часа, а секреты знаменитых фараонов, их храмов и гробниц манят археологов всего мира, привлекая на берега Нила в надежде на новые открытия. С древних времен, египтяне верили в переход души в загробную жизнь при условии сохранения телесной оболочки неповрежденной. В Древнем Египте появилась традиция возведения величественных гробниц – домов для умерших царей и цариц. Одними из ярких примеров таких захоронений являются гробницы некрополей в Долине Царей и Долине Цариц, расположенные в окрестностях древней столицы страны - Фив, что поблизости к современному Луксору. Давайте расскажем о каждой из этих долин по отдельности.

Отдаленная и бесплодная местность неподалеку от реки Нил, стала некрополем для погребения египетских фараонов «Нового царства». В этой долине расположено, более чем шестьдесят гробниц фараонов, сделанных в течении пятисот лет, с шестнадцатого по одиннадцатый века до нашей эры. Все началось с пожелания фараона Тутмоса Первого о тайном захоронении его тела, так как он знал о разграблениях других королевских усыпальниц и хотел избежать подобной участи. Он приказал отыскать для своего захоронения тайное место, которое имело бы скрытый вход от посторонних глаз. Его захоронение, в отличие от пышных традиционных царских погребений, было выполнено в форме колодца, в совершенно пустынном ущелье, названном «Долина Царей». С тех пор, появилась новая традиция оформления могил правителей – их вырезали в скальной породе, входом являлся длинный наклонный туннель, уходящий глубоко в недра скалы, снаружи тщательно замаскированный. Стены украшали яркими и красочными резными барельефами, рассказывающими о славной жизни и о многочисленных подвигах покойного.

Нужно отметить, что фараон Тутмос I, не зря беспокоился о целостности своей гробницы и ее расхищения нечистыми на руку людьми, мечтающими в один день сказочно разбогатеть: подобные воры, захватив драгоценности, во избежание кары за свои проступки, сжигали останки мумий, что навсегда лишало усопшего возможности перехода души к новой загробной жизни. Новый тайный способ захоронений оказался малоэффективным, так как множество гробниц фараонов все равно были разграблены, хотя, некоторые из них смогли сохранить египетские жрецы, успевшие перепрятать мумии царей и их сокровища, в новые тайники. Большинство таких захоронений фараонов были перенесены в местность около Дейр- эль- Бахри. Не были ограблены лишь гробницы фараонов Юйи и Туйи.

Самая знаменитая из всех гробниц в «Долине царей» в Фивах, обнаруженная в 1922 году Говардом Картером - ученым-археологом из Англии. Эта гробница, в свое время, тоже была частично разграблена, но жрецам удалось спасти многие ее сокровища и останки Тутанхамона. Богатство и многочисленность сокровищ гробницы Тутанхамона потрясли мировое сообщество, ведь большая часть предметов состояла из золота, в том числе и роскошный гроб фараона. А вот сама гробница выглядела довольно скромно, в результате чего, ученые сделали вывод, что ее строили наспех, потому что молодой фараон умер внезапно. Кстати, в 2006 году, американскими археологами была обнаружена гробница эпохи восемнадцатой династии фараонов, расположенная около склепа фараона Тутанхамона. Тут нашли пять мумий, лежавших в саркофагах, на лице которых находились нетронутые погребальные маски, а вокруг стояли двадцать ларцов с деньгами и печатью фараона.

Стоит упомянуть о величии и поразительной красоте гробницы фараона Сети I, о ее искусно выполненных барельефах, прекрасных золотых росписях и изумительной погребальной камере, оформленной потолком - «звездное небо». Эта гробница имеет невероятно сложную конструкцию и подразделяется на множество залов, лестниц, галерей. А вот мумии фараона в гробнице обнаружено не было, ее перенесли в тайное место, чтобы уберечь от вандалов.

– это огромный подземный комплекс, включающий несколько помещений: огромный зал-вестибюль, большой колонный зал, погребальные покои, сокровищницу. Стены всех помещений украшены изумительными фресками, где можно в подробностях почерпнуть сведения об обыденной жизни фараонов Египта. Вход в гробницу Тутмоса III находится на тридцатиметровой высоте, к нему приходится подниматься вверх по лестнице, потом снова спускаться вниз, но даже это препятствие не спасло гробницу от разграбления вандалами и от былой обстановки тут остался лишь саркофаг фараона и стены, расписанные эпизодами из египетской «Книги мертвых» - главного «путеводителя» по загробной жизни в Древнем Египте.

В «Долине Царей» в Фивах похоронен и фараон Аменхотеп II, чья гробница была разграблена во времена фараонов. Стены огромного зала, своды которого поддерживают шесть колонн, украшает текст и иллюстрации эпизодов «Книги мертвых». Ученые обнаружили здесь девять саркофагов, где находились мумии фараонов. Сам фараон был похоронен с цветочной гирляндой на шее и букетом мимозы на сердце.

С 1979 года египетская достопримечательность «Долина Царей» - крупнейший археологический комплекс страны, признана организацией ЮНЕСКО – «Объектом Всемирного исторического наследия».

Располагается в Фиванской долине, юго-западнее «Долины Царей». Этот некрополь появился во времена правления фараона Рамзеса I, примерно в 1300 году до нашей эры. Здесь начали возводить склепы для женщин царской половины династии и их детей, но некоторых цариц продолжали хоронить вместе с мужьями-фараонами. На сегодняшний день в «Долине Цариц» найдено семьдесят девять гробниц и помещений культового назначения, в том числе комнат для мумифицирования тел усопших. Некрополь царских жен и детей изучен не так хорошо, как «Долина Царей». К сожалению, тут не сохранилось нетронутых гробницы, потому что эти захоронения не пытались тщательно прятать, как могилы фараонов. Тут отсутствовали ложные ходы, коварные ловушки, лабиринты, поэтому все захоронения «Долины Цариц» ограбили еще в древности. Долгие века в этих усыпальницах ночевали грабители караванов, укрывались от непогоды местные пастухи, в некоторых гробницах даже устраивали загоны для скота. Древние помещения некрополя до сих пор хранят на стенах и потолках следы копоти от горевших внутри костров. Тем не менее, это не может скрыть великолепие старинных фресок и росписей, и многие из них сохранились в отличном виде. Сами древние египтяне часто называли этот царский некрополь – «Та-Сет-Неферов» или «Пристанище красоты».

В «Долине Цариц» находятся захоронения супруг фараонов, их отпрыски, некоторые высокопоставленные сановники Древнего Египта. Но их усыпальницы – это гробницы, вырубленные в скальных породах, в большинстве своем, довольно скромные и небольшие. Гробница включает небольшую прихожую на уровне поверхности, узкий наклонный ход, ведущий в погребальную камеру. Сейчас не распознана и половина гробниц «Долины Цариц». Посетить туристам можно лишь несколько из них.

Самое впечатляющее захоронение принадлежит царице Нефертари - любимой супруги фараона Рамзеса Второго. Оно устроено сложней прочих гробниц «Долины Цариц» и включает семь залов. Прекрасные фрески, покрывающие стены гробницы, заставили говорить о ней, как о «Сикстинской капелле Древнего Египта». Стены гробницы украшены изображениями самой царицы в разные моменты ее жизни, но всегда в окружении египетских богов. Погребальная камера Нефертари имеет четыре колонны, и все здесь расписано сюжетами «Книги мертвых». Несколько лет назад тут провели реставрацию и строго ограничили доступ посетителей. Яркие настенные фрески, по сей день выглядят свежими и яркими. Изображения исполнены согласно древней традиции Египта: все портреты написаны в профиль. Над мощным гранитным саркофагом царицы, находится роспись «звездное небо». На поверхностях стен лестницы, коридора тоже находятся росписи со сценами «Книги мертвых», начертаны сакральные тексты, советы, заклинания, чтобы усопший смог быстро попасть в царство Осириса. Здесь часто встречаются изображения богов Осириса и Анубиса, сопровождавших души умерших в путешествии по чертогам загробного мира. Усыпальницу Нефертари обнаружили в 1904 году, под руководством Эрнесто Скиапарелли - директора «Египетского музея» итальянского города Турина. Росписи гробницы стали важным историческим источником, который может рассказать о мироощущениях и познаниях древних египтян о загробной жизни. Кстати, на стенах этой гробницы вырезано собственное стихотворение фараона Рамзеса II к любимой, но рано его покинувшей жене, трогающее до глубины души: «Любовь моя единственная! Никто ей не соперник, она – красивейшая из живших на земле женщин, за мгновение укравшая мое сердце!»

– славится очень колоритными и красочными росписями. Стены погребальной камеры украшены изображениями египетской богини Хатор – в обличье коровы на фоне гор, и она же, но уже в человеческом облике, оживляющая царицу Тити в водах Нила. Могилу украшают изображения самой царицы двадцатой династии Древнего Египта, а также изображения божественных представителей, самых распространенных в то время религиозных культов: Тот, Атум, Исида, Нефтида, Нейт, Осирис, Селкуит.

– это сын фараона Рамзеса II, умерший в десятилетнем возрасте. На изображениях, покрывающих стены захоронения, он находится со своим отцом и богами Тотом, Птахом, а также Анубисом – охранником потустороннего мира, богом с головой шакала. В его же захоронении нашли мумию нерожденного пятимесячного ребенка: у матери царевича случился выкидыш, когда она услышала о смерти их с Рамзесом сына-наследника.

– загадочная и таинственная страна Африки, привлекающая людей своими грандиозными архитектурными сооружениями и гигантскими некрополями. Особенно интересными с этой точки зрения для туристов являются «Долина Царей» и «Долина Цариц», расположенные рядом с современным городом Луксор.

Семья Рамсеса II

Многочисленность семьи Рамсеса II хорошо известна. Помимо бесчисленных наложниц гарема известны четыре его законные супруги, по крайней мере 111 сыновей и 67 дочерей. 13

Первой законной женой молодого Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари, “возлюбленная Мут”, считавшаяся царицей, как свидетельствует надпись в гробнице жреца Амона Небуненефа, уже в первый год самостоятельного правления супруга. Удивительно, но о происхождении царицы практически ничего не известно. Нет ни единого упоминания о ее гипотетических родственных связях с царствующим домом. В ее титулатуре отсутствует титул “дочь царя”. Но, тем не менее, она именуется “знатной дамой” или “наследственной знатностью”, т.е. очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Свет на эту загадку может пролить находка, сделанная в гробнице Нефертари в начале века – “пуговица” для запечатывания сундука. Этот миниатюрный предмет сделан из фаянса; на его поверхности сохранился картуш с именем Эйе, предпоследнего царя XVIII династии. Эта находка вызвала огромный интерес и стала причиной для выдвижения многих гипотез о родственной связи Нефертари и последних амарнских царей. Ввиду большой продолжительности царствования Хоремхеба, становится ясно, что царица по возрасту не могла быть дочерью Эйе, а скорее является его внучкой или даже правнучкой.

В собрании Египетского музея в Каире хранится статуя царского писца и военачальника Нахтмина, более известного по фрагментам знаменитой разбитой скульптурной группы, изображавшей его когда-то вместе с супругой. 14 В надписях на статуе упоминается, что он был “рожден жрицей Мина и певицей Исиды”, по имени Иуйя. Военный высочайшего ранга уже во времена правления Тутанхамона, связанный именем и родственниками с городом Ахмимом он, именуемый в текстах “сыном царя от плоти его”, был, вероятно, сыном Эйе, не сумевшим по каким-то неизвестным нам причинам занять престол после смерти отца. Если учесть, какую тесную привязанность испытывали дочери Нефертари к Ахмиму, можно предположить, что царица была внучкой Эйе, дочерью военачальника Нахтмина. 15 Безусловно, это только еще одна гипотеза, но, тем не менее, ввиду отсутствия источников - это все, что можно сказать о происхождении любимой супруги Рамсеса II.

Нефертари предстает рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре рядом с надписью, датированной третьим годом правления Рамсеса; 16 царица бессменно изображалась рядом с колоссами супруга до тех пор, пока в этом качестве ее не сменили принцессы, после ее смерти ставшие царицами - Бентанат и Меритамон. 17 Великолепная по отделке, но очень сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе. 18 Она показана стоящей рядом со знаменитым скульптурным изображением Рамсеса из Туринского музея. 19 Предположительно Нефертари изображает и знаменитая статуя “неизвестной” царицы из Берлинского музея (Inv.10114; сравнение контура ног статуи и базы от статуи Нефертари из Гелиополя позволило установить их первоначальное единство). 20 Грандиозный храм Ибшек был посвящен Нефертари в Абу-Симбеле в Нубии, к северу от святилища самого Рамсеса II 21 . Фасад святилища украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.

“Рамсес, он воздвиг храм, высеченный в горе на вечно, - говорится в большой посвятительной надписи на фасаде, - ради Великой супруги царской Нефертари, Возлюбленной Мут, в Нубии, в вечности и бесконечности... для Нефертари, удоволившей богов, той, ради которой светит солнце”. 22

Во внутренних помещениях святилища царице посвящено столько же внимания, сколько и ее супругу. Подобной чести египетская царица удостаивалась лишь однажды: фараон XVIII династии Аменхотеп III воздвиг для своей знаменитой супруги Тейе храм в Седеинге, где она почиталась, подобно Нефертари, как богиня Хатхор. 23

После заключения мирного договора между Египтом и хеттским государством в 1259 г. до н.э. (21-й год Рамсеса II), видимо, активно участвовавшая в политической жизни страны, Нефертари установила дружественную переписку с хеттской царицей Пудухепой. 241

В 24-м году правления Рамсеса II строительство грандиозных храмов в Абу-Симбеле было завершено. Для освящения комплекса и основания культов божеств царский флот отплыл из Фив в Нубию. Рамсеса и Нефертари сопровождали царевна Меритамон и “царский сын Куша” Хеканахт. Об этом событии повествует стела Хеканахта, высеченная в скалах рядом с храмами. 25 Вельможа изображен подносящим дары царице, сидящей на троне. Это было последнее событие, связанное с именем рано умершей красавицы Нефертари.

Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц, является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м 2 , по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. 26 Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы книги “Речений Выхода в День” (Книги Мертвых) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:

“Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом”. 27

Первая камера гробницы “С” (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества. Рядом показаны “душа Ра” - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида. Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом. Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, “владык Дуата”, истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход “D” с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари “защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно”. Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:

“Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) 28 , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра”. 29

Далее проход расширяется (“E”); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея; справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен. Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин - зал, где проходит психостасия - суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце.

Камера “G” (3x5 м) содержит изображения предстояний Нефертари перед Птахом, владыкой Мемфиса, и Тотом, повелителем “божественных изречений” - письма, а также магии.

“Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой, могучая, знающая Писания Тота... Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец... Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день... О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну Истину”. 30

На длинной восточной стене камеры “G” показаны богатые дары: мясо, хлеба, овощи, которые жертвует Осирису и Атуму Нефертари, держащая в правой руке скипетр хереп. Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные “идут” по направлению к царице, стоящей в позе адорации. Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим “именным” веслам и богу Ра - рулевому ладьи. Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста “Это Осирис, упокоившийся в Ра” и “Это Ра, упокоившийся в Осирисе”. Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.

Нисходящий проход ведет из камеры “С” на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат. На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора “полках” имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом “небес” - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида. Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:

“Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом”. 31

Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в “Золотой покой” - погребальную камеру гробницы “К” (10,4x8,2 м). Низкие “скамьи” по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей. Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа (“Хор-Опора-Матери-Своей”) и Хора Неджитефа (“Хор-Защитник-Отца-Своего”). Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:

“Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..”. 32

На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.

С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения (“М”, “Q”, “О”), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере “М”. Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица “следует” к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

На стенах камеры “О” сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о “сотворении места для царицы в доме Амона”. Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.

Декорировка камеры “Q” практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.

Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли. Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект “Нефертари” Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. 33 Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

Второй великой царской супругой была Иситнофрет. 34 Мы практически ничего не знаем о ее происхождении. Среди ее титулов отсутствует эпитет “дочь царя” - в ее жилах не текла кровь фараонов. Ввиду того, что ее старшая дочь Бентанат носила сирийское имя, многие специалисты предполагают, что Иситнофрет не была египтянкой; однако эта гипотеза чересчур сомнительна. Интересно, что ушебти Бентанат были найдены экспедицией Дж. Мартина в Саккара, в гробнице Хоремхеба. Хорошо известно, что Бентанат была похоронена в Фивах. Как тогда объяснить присутствие ее погребального инвентаря в гробнице человека, которого судьба сделала фараоном на стыке двух колоссальных династий? Не было ли какого-либо родства между Хоремхебом и матерью Бентанат, царицей Иситнофрет? 35 Это предположение подтверждается еще одним фактом: вступив на престол, Хоремхеб приказал высечь в гранитных скалах Гебель Сильсилэ скальное святилище, посвященое Хапи – божеству разлива. Внутри сохранилось множество рельефных дополнений декорировки, выполненных при Рамессидах. Если образ Нефертари здесь отсутствует полностью, то Иситнофрет, наоборот, изображена неоднократно вместе с супругом. Было ли это намеренное подчеркивание родственных отношений, сказать сегодня крайне сложно.

Она показана вместе с Рамсесом II на стеле из Асуана, установленной в этом месте в честь второго празднования церемонии сед Рамсеса, на 33-34 году его правления. 36 На этом памятнике, как, впрочем, почти на всех других, где встречается ее имя, она была изображена только благодаря усилиям своего сына, Хаэмуаса, в то время как сам Рамсес уделял ей удивительно мало внимания. Совершенно точно известно, что она стала великой царской супругой еще при Нефертари, однако чести быть изображенной у колоссов супруга ее не удостаивали. Известны замечательные скульптурные изображения царицы Иситнофрет. Наиболее интересные - нижняя часть кварцитовой статуи превосходной отделки с рельефной фигурой принца Хаэмуаса сбоку (E 7500) и песчаниковый бюст (E 5924) - хранятся в Королевском музее искусства и истории в Брюсселе. 37

В Саккара, недалеко от Серапеума были обнаружены фрагменты архитектурного сооружения, возведенного в честь Иситнофрет Хаэмуасом. 38 Видимо, вторая супруга Рамсеса происходила из Мемфиса. 39

Приблизительно на 34-м году правления супруга Иситнофрет скончалась и была погребена в Фивах; гробница Иситнофрет не идентифицирована, но зафиксирована в документации Дейр эль-Мединэ: 40 в тексте одного из остраконов Каирского музея упоминаются Иситнофрет и один из сыновей Рамсеса, Мериатум, сооружение гробниц для которых было завершено фиванскими мастерами. Особо нужно отметить, что гробница Мериатума найдена, причем не где-нибудь, а в Долине царей! 41 Вывод один: либо гробница великой царицы до сих пор не найдена, либо речь идет о другой, второй Иситнофрет – дочери Рамсеса II, по какой-то причине погребенной в одной из незавершенных гробниц некрополя. Предположение некоторых специалистов о том, что царица была похоронена в Мемфисе – более чем сомнительно, так как все (!) супруги и дочери Рамсеса II нашли свой последний приют в Фивах.

Отцовская гордость Рамсеса II за многочисленное семейство выразилась в многочисленных рельефах – “процессиях” принцев и принцесс, сопровожденных своими именами, на стенах многих храмов, сооруженных при их отце; в этих источниках зафиксированы 50 юношей и 40 девушек, которым подобное изображение обеспечивало протекцию перед лицом того или иного божества. 56 C обеих сторон колоссов, украшающих фасад храма Ибшек в Абу-Симбеле, посвященного, как уже упоминалось, Нефертари, изображены шестеро детей этой царицы: Аменхерхепешеф, старший сын Рамсеса и наследник престола, Парахерунемеф (3-й сын), принцессы Меритамон (4-я дочь) и Хенуттауи (7-я дочь), а также принцы Мерира (11-й сын) и Мериатум (16-й сын); не следует забывать, что Нефертари могла иметь еще нескольких детей после завершения строительства храма.

Известны четверо детей царицы Иситнофрет: старшая дочь Бентанат, Рамсес (2-й сын), самый знаменитый сын Рамсеса II - Хаэмуас (4-й сын) и Мернептах (13-й сын), после смерти отца и старших сыновей унаследовавший престол.

У фасада храма Меху в Абу-Симбеле дети обеих цариц представлены вместе: между ног колосса Рамсеса II к югу от входной двери представлен Аменхерхепешеф, рядом принцессы Бентанат и Небеттауи (мать - неизвестна); у колосса к северу - принц Рамсес, а также принцессы Меритамон и принцесса Нефертари (мать - неизвестна).

При подсчете выясняется, что из 16 старших сыновей Рамсеса II, семеро были рождены Нефертари и Иситнофрет, в то время как матери остальных девяти сыновей неизвестны. Из девяти старших принцесс только три были дочерьми двух главных жен, в то время как остальные шесть, а затем и все последующие дети царя, были рождены неизвестными дамами гарема.

Сыновья Рамсеса II также изображены на храмовых рельефах со сценами военных действий. В самом раннем храме Рамсеса II - в Бет эль-Вали показаны наследник Аменхерхепешеф “Старший военачальник”, а также Сетххерхепешеф, Хаэмуас и некоторые другие принцы, имена которых не сохранились. 57 На “военных” рельефах в первом зале храма Меху Абу-Симбел на колесницах участвуют в битве три старших сына, причем Парахерунемеф назван “первым храбрецом войска”. 58 В сцене битвы при сирийском городе Кадеше, выполненной на внешней стороне южной стены гипостильного зала храма Амона-Ра в Карнаке, 12 сыновей царя ведут пленных. В Рамессеуме, на рельефах военных походов восьмого года правления Рамсеса упомянуты 18 принцев. Следует помнить, что часто подобные изображения были фикцией, и активным участником событий показывался принц, который едва научился ходить. Так или иначе, только четверо старших сыновей родились еще до вступления Рамсеса на престол; царевне Бентанат, например, было всего семь лет на первом году правления отца. 59 Некоторые сыновья Рамсеса II известны и по другим историческим источникам: Аменхерхепешеф и Сетххерхепешеф упомянуты на клинописных табличках Богазкёйского архива хеттского государства. 60

В связи с войнами, болезнями и несчастными случаями, многие из сыновей Рамсеса II умерли в детстве или юности. Около 20-го года правления Рамсеса II умер наследный принц Аменхерхепешеф. Несколько его младших братьев - Парахерунемеф, Сети и Мерира старший скончались еще раньше. Среди старших детей Нефертари были живы Мериатум, ставший наследным принцем, унаследовавший после него титул Сетххерхепешеф, упомянутый в этом качестве в хетто-египетском мирном договоре в 21 год правления отца. После него в качестве наследника престола на протяжении почти двадцати лет упоминается Рамсес, сын Иситнофрет; около 50-го года наследным принцем стал мудрец Хаэмуас. Эта длинная передача титула завершилась на его пятом обладателе - Мернептахе, также сыне Иситнофрет, ставшим царем после смерти отца.

Судьба некоторых второстепенных сыновей была связана с царским двором только самим фактом рождения. Так, 23-й сын, Са-Монту женился на Ирет, дочери Бен-Аната, капитана сирийского корабля. Какое-то время Са-Монту состоял на службе при виноградниках Рамсеса II в Мемфисе, самой космополитичной столице Египта, где, вероятно, и встретил свою сирийскую супругу. О нескольких принцах мы знаем только по существованию гробницы. Царевич Рамсес-Неб-Убен был горбуном и умер, когда ему было около тридцати лет. Вероятно, он скончался в царском гареме в Ми-ур и должен был быть погребен в Фивах, однако смерть произошла так неожиданно, что для его погребения были приспособлены старые саркофаги его великого прадеда, Рамсеса I, выполненные, когда он был еще везиром Парамессу, и оставшиеся неиспользованными после его воцарения. 61

Особо следует остановиться на судьбе самой интересной личности среди детей Рамсеса II - принца Хаэмуаса. Впервые он появляется на рельефах, изображающих первый сирийский и нубийский походы Рамсеса II, в котором принимал участие (материалы Карнака и Рамессеума). В результате смерти старших сыновей царя - Аменхерхепешефа, Сетххерхепешефа (мать - царица Нефертари) и Рамсеса (мать - царица Иситнофрет I), Хаэмуас получает титул “наследника престола”.

Став жрецом, в храме Птаха в Мемфисе, принц получает титул “начальник ремесленников”, который носил верховный жрец этого бога. Согласно источникам это произошло незадолго до смерти Аписа (священного быка бога Птаха) на 16 году правления Рамсеса II (1264/63 г. до н.э.) 62 Для погребения Аписов при Хаэмуасе были расширены подземные галереи Серапеума - погребального и храмового комплекса для священных быков в некрополе Саккара. На стене новой погребальной камеры сохранились изображения Рамсеса II и Хаэмуаса, поклоняющихся Апису, а также знаменитая надпись:

“Осирис, жрец-сем, принц Хаэмуас; говорит он: “О вы, жрецы-сем, верховные жрецы, знатные в храме Птаха... и каждый писец, умелый в знании, которые придут в храм этот, который воздвиг я для Аписа Живущего, которые увидят то, что начертано на этих стенах из камня великолепного... Никогда не создавалось ничего подобного... Боги, те, что в храме, (изображения их) сделаны из золота с разными драгоценными камнями... Учредил я приношения для них ежедневные и праздничные, более тех, что когда-нибудь жертвовались. Я назначил ему жрецов и чтецов, тех что восхваляют... и всяких слуг. Я построил великий ковчег погребальный перед храмом, а перед ним - великий алтарь жертвенный из лучшего белого известняка Туры с божественными приношениями и вещами всякими прекрасными... Помните имя мое, взирая на то, что сделано мною и сделайте подобное! О Апис-Сокар-Осирис, Великий бог, повелитель ковчега Шетаит, я - жрец сем, сын царский (Хаэмуас)”. 63

Связь Хаэмуаса с Серапеумом подтверждается также и фигурками ушебти, изготовленными в связи с церемонией захоронения быков Аписов в 16, 26, 30 и в еще один неизвестный год правления Рамсеса II. 64 В должности верховного жреца Птаха Хаэмуасу в 55-й год правления Рамсеса II наследовал его брат Мернептах.

Многие памятники Саккары и Гизы при Хаэмуасе были реставрированы и снабжены специальными текстами, содержащими интересную информацию о процессе восстановления. 65 Более того, найдя в руинах мастабы статую Каваба, старшего сына царя Хуфу, он приказал перевезти статую в храм Птаха, чтобы там она могла “жить вечно”. 66 Два сына Хаэмуаса - Рамсес и Хори входили в новую систему управления храмом Птаха, созданную в это время.

Сохранившиеся в музеях мира статуи изображают Хаэмуаса в разные периоды жизни. Знаменитый памятник Британского музея (ЕА 947) показывает принца в молодости. 67 На его голове - короткий круглый парик, который традиционно называется “ливийским”, так как был посвящен Онурису, богу охоты, покровителю Ливийской пустыни 68 и “приобрел в эпоху Рамессидов особую популярность” 69 .

Локон, как символ звания Верховного жреца Птаха, имеется на изображении Хаэмуаса из Каирского музея (JE 36720). 70 Статуя принца-наофора, выполненная из желтого песчаника, изображает Хаэмуаса в более солидном возрасте. В руках сын Рамсеса II держит наос - ковчежец с изображением бога Птаха-Татенена, древнейшего божества Мемфиса.

Уникальное скульптурное изображение Хаэмуаса хранится в Москве, в собрании Сектора Востока ГМИИ (Инв.№ I,Ia 6670). 71 Кварцитовая крышка от редчайшего ритуального сосуда показывает Хаэмуаса юным и стилистически очень близка к памятнику из Британского музея. 72

Хаэмуас скончался на 55 году правления отца и был, вероятно, похоронен в особой усыпальнице, примыкавшей к галереям Серапеума. Среди памятников, происходящих из его богатейшего погребения, обнаруженного в 1852 году французским археологом Огюстом Мариеттом при раскопках гробниц священных быков, имеются золотая маска, деревянный саркофаг, ушебти и ряд других предметов погребального инвентаря. Все памятники в настоящий момент находятся в Лувре. 73 Маска Хаэмуаса может быть ключом к истории всего этого нетрадиционного захоронения: стилистически этот памятник очень близок к портретам эпохи Позднего времени 74 и подтверждает гипотезу Ф. Гомаа, предположившего, что истинное захоронение принца не сохранилось, а усыпальница в Серапеуме является вторичной и выполнена несколько веков спустя. 75 Подобное, впрочем, часто случалось с погребениями членов древнеегипетских царских семей. 76

Погребение сыновей Рамсеса II (KV5)

В 1987 году археологической экспедицией Американского университета в Каире в Долине царей была обнаружена усыпальница, по крайней мере, 50-ти сыновей Рамсеса II (KV5). 77 Впервые эту гробницу посетил еще в 1820 году англичанин Джеймс Бартон, однако, в то время была открыта лишь малая часть помещений: проход в основную часть усыпальницы был закрыт обвалившимися в результате наводнения каменными пластами потолка. Под руководством К. Уикса к 1995 году в KV5 было обнаружено 95 ранее неизвестных камер верхнего уровня, что сделало эту гробницу одним из самых больших погребальных комплексов древнего Египта. Камеры соединены Т-образным коридором, у пересечения осей которого находится массивная статуя Осириса (1,5 м). Потолок гробницы и поддерживающие его столбы находятся в ужасающем состоянии. Когда-то стены помещений были украшены великолепными рельефами, сохранившимися очень фрагментарно; 78 до нашего времени дошли изображения Рамсеса II, представляющего принца Аменхерхепешефа Сокару и Хатхор, а также фигура принца Рамсеса перед богом Нефертумом. В целом, декорировка гробницы была близка к росписям гробниц сыновей Рамсеса III в Долине цариц. В результате расчистки были выявлены фрагменты ушебти, саркофагов, каноп, части мумифицированных останков. В противоположных концах коридора обнаружены лестницы, ведущие в нижний уровень помещений. План грандиозной усыпальницы, предназначавшейся для погребения рано умерших сыновей Рамсеса II, среди которых - Аменхерхепешеф, Мериатум, Рамсес, Сети, - уникален. О печальной судьбе этого погребения говорит хранящийся в Туринском музее текст показаний схваченных грабителей:

“Вот Усерхет и Патур стаскивали камни, те, что над гробницей Осириса царя Усермаатра - Сетепенра, великого бога... А Кенна, сын Рута совершал подобное над местом погребения царских детей Осириса царя Усермаатра - Сетепенра, великого бога..”. 79

Найдены ноги царицы Нефертари - гласит научная статья в интернет-издании PLoS ONE. Несмотря на то, что утверждение звучит фривольно, открытие это самое что ни на есть серьезное.
Почерневшая, сильно поврежденная и официально "ничейная" пара мумифицированных ног возрастом 3200 лет около века находилась в Египетском музее Турина. Из Долины цариц их вместе с рядом других артефактов привез итальянский дипломат и археолог Эрнесто Скиапарелли.

В 1904-м он совершил свое главное открытие: нашел погребение Нефертари, первой и любимой супруги фараона Рамсеса II из XIX династии, правившего в 1279-1213 до н.э. Гробницу разграбили еще в древности, как и большинство погребений некрополя. Грабители забирали ценные предметы и уничтожали мумии в поисках драгоценностей под бинтами. Похожая судьба ждала и гробницу Нефертари. Открыв погребение Скиапарелли нашел лишь остатки саркофага, слегка поношенные сандалии, несколько десятков погребальных статуэток ушебти с написанным именем царицы, поломанную мебель и мумифицированные ноги в луже грязи.
Было подозрение, что это останки той самой прекрасной царицы, но доказательств не было. Принадлежность останков решила выяснить международная группа ученых во главе с египтологом Михаэлем Хабихта из Института эволюционной медицины при университете в Цюрихе и Франка Рюли, главы этого института. Останки Нефертари чрезвычайно важны для истории и египтологии, поскольку она - одна из самых знаменитых правительниц стародавнего Египта.

Красивая и таинственная

Нефертари - одна из самых интригующих личностей в истории. Многие путают ее с Нефертити, женой Эхнатона из XVIII династии, жившей за 100 лет до Нефертари.

Составить впечатление о Нефертари можно благодаря святыне в Абу Симбеле, где ей воздвигнута статуя такого же размера, как и ее мужу Рамсесу II. Хотя обычно супругов фараонов изображали в виде небольших фигур, которые еле достигали колен правителя. Неизвестно, откуда она, кем были ее родители, как прошло ее детство и когда она вышла замуж за Рамсеса. Создается впечатление, будто ее и не существовало до 1279 г до н.э, когда ее муж стал фараоном. С того времени она стала появляться в хрониках, поскольку сопровождала его в ходе различных церемоний и поездок. За 25 лет супружеской жизни Нефертари родила ему четырех сыновей и как минимум четверых дочерей. Хотя в общем детей у Рамсеса II было куда больше: по разным источникам их количество колеблется от 100 до 170. Их рожали не только жены Рамсеса, но и его наложницы.

Последнее упоминание о Нефертари касается открытия святыни в Абу-Симбеле на 24-м году правления Рамсеса II. После этого Нефертари пропала. Ее не было даже на самом важном для фараона мероприятии хеб-сед - "празднике тридцатилетия (царствования правящего фараона)". По мнению египтологов отсутствие Нефертари на 30-й годовщине коронации может означать, что она умерла. Правда, причина смерти царицы, которой на то время было около 40-50 лет, нигде не упоминается.

Мумия Нефертари находилась в искусно отделанном саркофаге из розового гранита в самом богатом захоронении Долины цариц - его стены украшали сцены из путешествия царицы по полям Иалу в царстве Осириса, раю древних египтян.

Что можно прочесть по костям

Останки из туринского музея ученые исследовали методом радиоуглеродного анализа, а также антропологическими, палеопатологическими, генетическими и химическими методами. Материал исследования - части двух бедренных костей, коленная чашечка и верхние части двух берцовых костей. В очень плохом состоянии.

На основании размера коленей ученые установили, что ноги принадлежали щуплой женщине ростом 165-168 см. Поскольку рентген правого колена показал признаки атеросклероза, следователи предположили, что женщине было около 40 лет. Если останки принадлежат Нефертари, то она была на 10-12 см выше большинства египетских женщин времен Нового царства. То есть, была ростом со среднего египетского мужчину.

Подтвердить то, что останки, найденные Скиапарелли, действительно принадлежат Нефертари, можно и при помощи египтологов. В частности, о царском происхождении женщины должны свидетельствовать погребальные обычаи, исторические данные и находки, сделанные в гробнице. В частности, методы бальзамирования, которые использовались во времена Рамсеса, царские сандалии (на современный 39-40 размер ноги), изготовленные из трав, пальмовых листьев, папируса и выдержанные в характерном для времен Рамсеса стиле, а также найденные в гробнице фрагменты саркофага и множество предметов (фигурки ушебти, остатки керамики), на которых было написано имя хозяйки - Нефертари.

Анализ ДНК в целом не удался - образцы были сильно загрязнены. А вот данные радиоуглеродного анализа внесли в результаты исследований определенную путницу. В частности, результаты свидетельствуют о том, что останки могли принадлежать человеку, живущему за 200 лет до Нефертари. Впрочем, ученые отмечают, что дискуссии о расхождениях между данным радиоуглеродного анализа и принятой моделью египетской хронологии ведутся не первый год.

Вероятнее всего мумифицированные ноги действительно принадлежат царице Нефертари. Но утверждать это со стопроцентной уверенностью ученые, к сожалению, не могут.

Сикстинская капелла древнего Египта

Нефертари Меренмут - полное имя царицы -означает "прекрасная спутница".Ее называют самой любимой из пяти супруг фараона, уже на первом году самостоятельного правления фараона Рамсеса II Нефертари считалась главной царицей. Ее изображение можно увидеть рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре - Нефертари непременно изображали рядом с Рамсесом, пока ее место не заняли принцессы. Сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе, "неизвестной" царицей из Берлинского музея тоже предположительно является супруга Рамсеса ІІ. Самый большой памятник царице - храм Ибшек в Абу-Симбеле, к северу от святилища самого Рамсеса II. Он украшен огромными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.

Гробницу царицы называют Сикстинской капеллой древнего Египта - полихромные росписи на стенах считаются самыми выдающимися произведениями искусства эпохи Нового царства. Из-за плохого качества известняка, в котором вырублена гробница, и соленых грунтовых вод к 70-м годам прошлого века росписи на стенах находились на грани исчезновения. В рамках специального реставрационного проекта "Нефертари" Египетская служба древностей и Институт консервации Поля Гетти на протяжении шести лет занимался реставрацией гробницы. В ноябре 1995-го гробницу вновь открыли для посетителей.

Во времена Восемнадцатой династии был период, когда Египтом правила семья царицы Нефертити. Царица и муж ее, фараон Эхнатон, отвергли древних египетских богов и стали поклоняться таинственному богу солнца Атону . Нефертити посмертно осудили как еретичку, однако Египтом продолжала править ее дочь Анхесенамон вместе со своим сводным братом Тутанхамоном. В возрасте приблизительно девятнадцати лет Тутанхамон умер от болезни, и престол захватил отец Нефертити - визирь Эйе, который властвовал всего год. После его смерти из царской семьи осталась в живых только младшая сестра Нефертити - Мутноджмет.

Полководец Хоремхеб, понимая, что Мутноджмет сама не сможет заполучить египетский престол, желал узаконить собственные на него притязания и принудил ее выйти за него замуж. Мутноджмет скончалась в родах; так завершилась эта эпоха в истории страны. Хоремхеб положил начало Девятнадцатой династии, передав трон военачальнику Рамсесу. Но Рамсес Первый был уже немолод; вскоре он умер, и корона перешла к его сыну, фараону Сети.

И в 1283 году до нашей эры род Нефертити представляла только дочь Мутноджмет - Нефертари, сирота, живущая при дворе фараона Сети Первого.

Мне кажется, что если посидеть в тишине, подальше от дворца, от придворной суеты, то я смогу припомнить себя в самом раннем детстве. Смутно видятся гладкие плиты пола, приземистые столики с ножками в виде львиных лап. Помню запахи кедра и акации от ларцов, в которых няня хранила мои любимые игрушки. Если посидеть денек под сикоморами, где ничто, кроме ветра, не отвлекает моих мыслей, то вспоминаются звуки систров , звеневших во внутреннем дворе, где курились благовония. Но картины эти выглядят очень туманно, словно смотришь сквозь толстое полотно, а первое мое явственное воспоминание - Рамсес, рыдающий в темном храме Амона .

То ли я упросила, чтобы мне позволили пойти с ним, то ли няня, которая хлопотала у ложа больной царевны Пили, не заметила моего ухода. Мы шли по темным залам храма, и лицо Рамсеса сделалось в точности как у нарисованной на фреске женщины, молившей о милости богиню Исиду. Мне было шесть лет, и болтать я могла непрерывно, но понимала уже достаточно многое, а потому в тот вечер рта не раскрыла.

В дрожащем свете нашего факела мимо проплывали изображения богов. Мы достигли внутреннего святилища, и Рамсес произнес:

Жди здесь.

Я подчинилась и спряталась подальше в тень, а он подошел к огромной статуе Амона, освещенной расположенными по кругу светильниками. Рамсес опустился на колени перед творцом всего живого. У меня в висках стучала кровь, заглушая и без того еле слышный шепот, но последние слова Рамсес выкрикнул:

Помоги ей, Амон! Ей только шесть лет. Прошу, не позволяй Анубису забрать ее. Она совсем дитя!

У противоположной двери святилища что-то шевельнулось; шорох сандалий по каменному полу дал Рамсесу понять, что он не один. Рамсес поднялся, вытирая слезы, а я затаила дыхание. Словно леопард, из тьмы возник человек. На плечах у него, как у всех жрецов, лежала пятнистая шкура, левый глаз зловеще багровел, словно озеро крови.

Где фараон? - сурово спросил верховный жрец Рахотеп.

Девятилетний Рамсес, собрав всю свою храбрость, вышел в освещенный круг и сказал:

Фараон во дворце, господин. Он не может оставить мою сестру.

Тогда где твоя мать?

Она… тоже там. Лекари говорят, моя сестра умрет!

И твой отец послал детей, чтобы обратиться к богам?

Только теперь я поняла, для чего мы сюда пришли.

Я поклялся отдать Амону все, что он только захочет! - воскликнул Рамсес. - Все, что у меня когда-нибудь будет!

Твой отец даже не захотел позвать меня?

Он хотел! Он просил тебя прийти во дворец. - У Рамсеса дрогнул голос. - Как ты думаешь, Амон ее исцелит?

Верховный жрец двинулся по каменным плитам.

Кто знает?

Я встал на колени и пообещал ему все, что он захочет. Я все сделал, как полагается.

Ты-то, может, и сделал, - бросил верховный жрец. - А вот сам фараон в мой храм не пришел.

Рамсес взял меня за руку, и мы пошли во внутренний двор, глядя на колышущийся впереди подол верховного жреца. Тишину ночи пронзил голос трубы. Во дворе появились жрецы в белых одеяниях, с неразличимыми в темноте лицами, и я вспомнила про мумию бога Осириса . Верховный жрец скомандовал:

Во дворец, в Малькату!

Предшествуемые факелами, мы двинулись во тьму. Наши колесницы летели сквозь прохладную ночь к Нилу. Вскоре мы переправились через реку и приблизились к дворцу. Стража сопроводила нас в зал.

Где семья фараона? - спросил верховный жрец.

В спальне царевны, господин.

Верховный жрец стал подниматься по ступеням.

Она жива?

Стражники не отвечали; Рамсес пустился бегом, а я поспешила следом, боясь оставаться в темном зале.

Пили! - крикнул он. - Пили, подожди!

Рамсес перескакивал через две ступеньки; перед ним расступились вооруженные стражи у входа в покои Пили. Рамсес толкнул тяжелые деревянные двери и замер. Я вгляделась в полумрак. Воздух был тяжел от благовоний, царица в скорбной позе склонилась над ложем. Фараон стоял в тени, вдалеке от единственной горевшей в комнате лампы.

Пили… - прошептал Рамсес и закричал: - Пили!

Его не заботило, что царевичу плакать не пристало. Он подбежал к кровати и схватил руку сестры. Глаза у нее были закрыты, худенькая грудь больше не сотрясалась от холода. Царица Египта зарыдала.

Рамсес, прикажи, чтобы звонили в колокола.

Рамсес посмотрел на отца так, словно царь Египта мог победить саму смерть.

Фараон Сети кивнул сыну:

Я так старался! - воскликнул Рамсес. - Я умолял Амона.

Сети прошел через комнату и обнял сына за плечи.

Знаю. А теперь прикажи звонить в колокола. Пили забрал Анубис.

Я видела, что Рамсес не в силах уйти от сестры. Она всегда боялась темноты, как и я, и ей будет страшно оттого, что все вокруг плачут. Рамсес медлил, но голос отца звучал твердо:

Рамсес посмотрел на меня, и я поняла: нужно пойти с ним.

Во дворе под корявыми ветками акации сидела старая жрица, держа в морщинистых руках бронзовый колокол.

Рано или поздно Анубис всех забирает, - сказала она.

От ее дыхания в холодном воздухе заклубился пар.

Но не в шесть лет! - воскликнул Рамсес. - И ведь я молил Амона оставить ее в живых.

Старая жрица хрипло засмеялась.

Боги детей не слушают! Что такого великого ты совершил, чтобы Амон выполнял твои просьбы? Выиграл войну? Воздвиг памятники?

Я спряталась за Рамсеса, и оба мы замерли.

Как же Амону узнать твое имя, как отличить тебя среди многих тысяч, возносящих к нему мольбы?

Никак, - прошептал Рамсес.

Жрица уверенно кивнула.

А если боги не могут распознать твое имя среди прочих, они и молитвы твоей не услышат.

Глава первая

ЦАРЬ ВЕРХНЕГО ЕГИПТА

Фивы, 1283 год до н. э.

Стой спокойно! - строго велел Пасер.

Пасер только обучал меня грамоте и не мог указывать царевне, как себя вести, но если его не послушаться, он заставит меня переписывать на несколько строк больше. В расшитом бисером наряде я покорно замерла рядом с детьми из гарема Сети. В тринадцать лет мне не хватало терпения. К тому же все, что мне было видно, - позолоченный пояс стоявшей передо мной женщины. Из-под парика ей на шею тек пот, оставляя пятна на белом льняном платье. Когда пройдет царская процессия, придворные вслед за фараоном укроются от зноя в прохладном храме. Но процессия двигалась невыносимо медленно. Я посмотрела на Пасера, который пытался отыскать в толпе проход.