- Образовательная: закрепление навыка определения инфинитива и форм 3 лица, произношения и написания глаголов на –ться, -тся;
- Воспитательная: воспитывать внимание к слову, дисциплинированность, сознательность, через дифференцированное обучение воспитывать интерес к урокам русского языка;
- Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока, оформление записей на доске и в тетрадях.
– Что такое глагол?
– Какая форма является для глагола начальной?
– На какие вопросы отвечает инфинитив?
– Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина и переведите ее на научный
язык. О чем здесь идет речь?
Сказка об инфинитиве.
Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит:
– Эх вы, разве так надо спрягаться?
– А как? – спрашивают глаголы, – ты покажи!
– Я б показал, – сокрушается Инфинитив, – только у меня времени нет.
– Время мы тебе найдем, – обещают глаголы, – какое тебе – настоящее, прошедшее
или будущее?
– Давайте будущее, – говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, да не
забудьте про Вспомогательный Глагол. \
Спрягается вспомогательный Глагол, только окончания мелькают. А Инфинитив и
буквой не пошевелит. Зачес ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он
– Инфинитив, у него нет времени.
3. Дифференцированные задания на повторение пройденного материала:
1) Задание для 1 (слабой) группы учащихся:
– Выпишите из текста все глаголы в нФ (запись на доске):
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться,
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
2) Задание для 2 (средней) группы:
– Спишите предложения и определите синтаксическую функцию инфинитива (запись на доске).
3) Для 2 (сильной) группы учеников (устно):
– Чем различаются глаголы говорить
и сказать
(видом –
совершенным и несовершенным).
– Но если употребить их во 2-ом лице с отрицанием: (и) не говори; не скажи,
то между ними обнаруживается совсем другое смысловое различие. Какое?
– Как можно изменить глагол, чтобы найти проверочное слово для написания
безударной гласной в корне слова? (По лицам, временам, в прошедшем времени –
по родам.)
Докажите ответ с помощью примеров.
4. Новый материал. Правописание -тся, -ться.
1. На доске записаны 2 глагола. Прочитайте их. Как они произносятся? А как пишутся? Почему? Давайте разберем их по составу.
Учиться учится.
– Вывод: на конце глаголов вы слышим -ца, а пишем -тся или -ться.
– А почему мы пишем один глагол с ь
, а другой – без ь
? как
определить, где нужно ставить ь
, а где не надо? (Задать вопрос.)
– Давайте сравним еще 3 слова, запишите их в тетрадях, пропустив 3 строчки.
Водица водиться водится.
– чем различаются эти слова? Делается следующая запись:
– Вывод (попросим сделать сильную группу учащихся): если слово отвечает на вопрос кто или что и является именем существительным, то на конце пишется -ца, если слово отвечает на вопрос что делать? и является глаголом в неопределенной форме, то пишется на конце -ться, а если слово отвечает на вопрос что делает? и является глаголом в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица, то на конце пишется -тся.
– Чтение правила в учебнике.
4. Закрепление:
1. Продолжение записи в тетрадях и на доске:
Красавица, любуется, сестрица, улыбается, улица, веселится(веселиться), струится(струиться).
Получается следующая запись:
2. Игра “Кто последний?” учащиеся называют по очереди сначала глаголы, которые пишутся с ь, затем глаголы, которые пишутся без ь.
3. Дифференцированное задание (обратить внимание на орфограмму № 23):
– 1-я группа – по карточкам.
Вставь пропущенные буквы там, где это нужно, рядом со словом поставь необходимый вопрос.
1. Когда слышит…ся (……………………)гром, не спеши выливать воду.
2. Если в корзине одна рыба испортилвсь, испортит…ся (…………………)вся.
3. Друг в беде узнает…ся (……………………).
4. Кто смерти не боит…ся (…………………), того и пуля сторонит…ся(…………………).
5. Как русский за штык берет..ся (……………………), так враг трясет…ся(………………).
6. Не потрудит…ся(…………………), так и хлеб не родит…ся(………………).
7. Если не совесть работаешь, стыдит…ся (………………) не придет…ся(………………).
8. Кто учит…ся(…………………)без книги, тот все равно что черпает воду решетом.
– 2-я группа – упр. 638.
– 3-я группа – упр. 640.
5. Итог урока. Коллективное задание. Слова для диктовки(писать только номер слова и ставить +, если ь пишется, и -, если ь не пишется):
1)запираться на засов; 2) употребляется в глаголе; 3) удивляться пению; 4) расстилается туман;5) собираться в школу;6) надо заботиться о здоровье; 7) всегда пригодится; 8) получается вкусно; 9) зима кончается; 10) сдается без боя.
Образец записи:
1) +; 2) -; 3) +; 4)-; 5) +; 6) +; 7) -; 8) -; 9)-; 10) -.
6. Домашнее задание: п. 110. упр. 639, найти в учебнике литературы пословицы, в которых есть орфограмма № 23 (ученики сами выбирают себе задание по силам).
Мы научимся правильно писать окончания -ТСЯ И -ТЬСЯ в глаголах. Определим, в каких формах глагола употребляются эти окончания.
Тема: Правописание
Урок: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов
Учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются. В конце слов слышится [ца]. В словах ученица, синица и улица читается и пишется [ца]. Перечисленные слова принадлежат к существительным. Не существует никакой трудности написать эти слова правильно, потому что в данных словах нет никакой орфограммы. Что касается написания остальных слов. Все они являются глаголами. Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем -тся, -ться.
Разделим слова на две группы. Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.
Нагибаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив), пишем в 1 столбик.
Боится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.
Держится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.
Хвалится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.
Улыбаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив) пишем в 1 столбик.
Рис. 1.
В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.
Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться -тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет -ться (что сделать? прогуляться).
Задание 1. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.
В каких словах, в конце слышится [ца]?
1. (что сделать?) потянуться - в вопросе мягкий знак, значит и в глаголе его пишем.
2. (что сделать?) умыться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.
3. (что сделать?) посмеяться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.
4. (что сделать?) покружиться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.
5. (что сделать?) покачаться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.
6. (что сделать?) поклониться - в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.
7. (что сделать?) выпрямиться - неопределенная форма, пишется с мягким знаком.
8. (что делать?) трудиться - есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его и в глаголе.
Задание 2
Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку. Пользуйтесь алгоритмом. 1) Запираться на засов;
2) расстилается туман;
3) собирается в школу;
4) надо заботиться о здоровье;
5) хочет учиться;
6) девочка учится;
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.
3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.
3. Кабинет русского языка и литературы ()
1. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме - двумя.Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Господь повелел от земли кормит_ся. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся - ум расступит_ся. Дорожит_ся - товар залежит_ся; продешевить - барышей не нажить.
2.Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве - в правый. Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Не насытится око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоваться. Намучится - научится. Всякая птица своим пером красуется. Куда соваться в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежаться. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Есть время плакать, есть и веселиться. Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Берегись его, как берегутся огня да воды. На чужое добро и глаза разгораются. На друга надеяться - самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивится.
3. Отгадаейте загадки, подчеркните орфограммы -тся, -ться и объясните их. Кланяется, кланяется - придет домой, растянется. Кочет голенаст, кланяться горазд. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. Серое сукно тянется в окно. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится. Два брата купаются, а третий насмехается . Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал - пеленаться стал.
4.* Найдите и выпишите 10-15 загадок или поговорок, или пословиц, в которых встречается орфограмма -тся, -ться.
БОУ «Знаменская средняя школа»
Прошивалко Марина Викторовна
Урок русского языка в 4 Б классе по теме: «Правописание ться и тся в глаголах»
Цели урока: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и -ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные : устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Метапредметные:
Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Этап мотивации Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения. | Приложение: Глагол ться, тся.ppt Слайд 1 Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи! Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем …» Назовите критерии устной и письменной работы на уроках русского языка. | Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать. | Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия; | Слайд 2 Для того чтобы продолжить работу, нужно повторить и вспомнить следующий материал: Что называется глаголом? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает глагол 3 лица ед. и мн. числа? -Какие глаголы называются возвратными? (Работа в парах по карточкам) У вас на партах карточки с вопросами, обсудите и соедините стрелочкой вопрос с правильным ответом. Давайте проверим ваши ответы. Молодцы! Как вы думаете, для чего мы вспомнили и повторили этот материал? | Работают в парах, отвечают на вопросы, заполняют карточку Зачитывают ответы. ( сигналы ) Зачитывают по одному ответу. Для работы над новой темой. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей(П.) |
III . Самоопределение к деятельности Создание проблемной ситуации Цель этапа: Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия | Тот труда не бои(т…ся), Кто умеет труди(т…ся). Задание: Спишите поговорку, вставляя пропущенное сочетание букв. Работаем в паре: сравните свои работы. Итак, что же получается? Задание было одно, а вы его выполнили по разному? Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? Какой будет тема нашего урока ? Слайд 4. Какую цель поставим перед собой? Закончите фразу … слайд 5 | Тся или ться? Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами. Мы ещё не знаем, когда пишется тся или ться Тема: «Правописание глаголов с -тся и ться». определить … объяснить … применить … | С амостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические формулирование проблемы (П) |
IV . Поиск решения проблемы | Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить проблему. Распределитесь на 4 группы , даны слова, понаблюдайте за ними, сделайте два вывода по вашим наблюдениям Слайд 6 Пожалуйста, расскажите о своих выводах. Какие способы проверки открыли. Слайд 7. Сравним наше открытие с правилом учебнике. Стр.104 Для чего мы сформулировали новое правило? Где оно может нам понадобиться | 1 способ: Если в вопросе есть ь - то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь - пишем -тся. 2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе -ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем -тся. При выполнении заданий | Умение строить монологическое высказывание (К.) Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.) |
V. Первичное закрепление Цель этапа:
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по | Игра «Посели слова в домик» Кому было трудно? Легко? физминутка 1.Самостоятельная работа с самопроверкой Дифференцированные задания с правом на выбор. 1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте карточку 1. 2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор карточку 2. 3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш карточку 3. 1 ур. - Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму Друзья
(что делают?)
познают…ся в беде. 2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму Кто на уроке старает…ся, У того всё получает…ся. Если не будешь стремит…ся, Нечем будет гордит…ся! 3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ Проявлять стремление - стремит…ся Они испытывают волнение - волнуют…ся Допускать ошибки - ошибат…ся Он испытывает радость радует…ся Проверка 1 и 2 уровня вместе. Проверка 3 уровня самостоятельно со слайда. | Запись в тетрадях в два столбика. Проверка по образцу, самооценка Работа по карточкам: Ребята выходят к доске Слайд 8 | Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.) |
V I .Вторичное закрепление | Работа с учебником (стр. 105) Упр. 219 по вариантам. Выписать предложения 1в1,2 предл.2 вар3,4 предл | Самопроверка по образцу | Умение давать самооценку. (Р.) Умение слушать (К.) |
Итог урока Цель этапа :Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты | Какую цель ставили перед собой на начало урока? Кто считает, что достиг поставленных целей? За что бы вы себя похвалили? Кому сможете объяснить новое правило? | Обращают внимание на слова: определить … объяснить … применить … | Умение логически рассуждать, делать выводы (П.) Умение слушать и понимать речь других(К.) |
Рефлексия. | Подсчитывают баллы, оценивают | Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия (Р.) |
Дополнительно «Услышь слово, объясни!»
1. Дело мастера боится. .
2. Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
3. Пчелка маленькая,и та трудится.
4.Слухами земля полнится.
5. Как аукнется, так и откликнется.
Приложения
1 ур. - Запишите пословицы, выделяя изученную орфограмму
Друзья
(что делают?)
познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?)
боит…ся
.
Не стыдно не знать, стыдно
(что делать?)
не учит…ся
.
За всё
(что делать?)
брат…ся - ничего не сделать.
2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ
Проявлять стремление - ….
Они испытывают волнение -…..
Допускать ошибки -……
Он испытывает радость- ……
Этот опус посвящен всем тем сильным, независимым личностям, которые очень любят писать неграмотную ахинею и рассказывать про то, что их учить не надо, они и так всего добились. «Если ты такой умный, где твои деньги?» – спросит уязвлённый грамотей. Знаешь, в одной ирландской соцсети есть определённая система штрафов за элементарные грамматические нарушения. Если ты превысишь лимит, то распрощаешься со своей страничкой навсегда. Понятно, что эта социальная сеть не пользуется успехом и скоро закроется, так как ирландцы – народ своенравный, и они очень не любят, когда какой-то «ублюдок учит жизни, если ты такой умный, выходи один на один»! Но подобное правило стоило бы ввести во все соцсети.
Язык – это одна из основ государственности. Когда народ теряет его, он теряет свою историю, своё достояние. Это если говорить красиво. А если уж совсем сойти с тормозов и говорить всё как есть, то научись различать случаи написания -ТСЯ и -ТЬСЯ! Хотя бы это! Чтобы не позориться! Даже пятиклассник пишет грамотнее! Тут нет никакого закоса под «Граммар Наци»: это элементарная попытка указать на самые распространённые проблемы при письме. Если хочешь написать гневный комментарий, напиши его правильно, без ошибок. Автору будет приятно.
P.S. Если ты найдёшь в тексте что-то неправильно написанное, это не я – это всё масоны, 2 класса церковно-приходской и алкоголь. Какое право я имею всё это писать? А кто, если не BroDude?!
Это, так сказать, квинтэссенция всех ошибок, допускаемых миллионами при письме. Для всех «Граммар Наци» – это символ борьбы за чистоту языка (боже, как страшно писать рядом со словом «Наци» «чистота». Знаю-знаю, на это и расчет.) Как Жанна Д’Арк для французов во время Столетней Войны. Хотя Жанна вообще писать не умела, и слава Богу.
На самом деле всё просто до банальности:
– «-тся» пишется в том случае, если глагол отвечает на вопрос «что делает?»;
– «-ться» же положено появляться в глаголе, если он отвечает на вопрос «что делать?».
Пример:
– Что ДЕЛАЕТ Варфоломей?
– Варфоломей ширяеТСЯ в подворотне.
– Что же нам тогда ДЕЛАТЬ?
– ШиряТЬСЯ вместе с ним.
– Я не хочу.
– ПридёТСЯ.
Мягкий знак вообще штука коварная. Сколько слов был исковеркано его присутствием/отсутствием. Поэтому «ь» важно и нужно ставить:
– в неопределённой форме глагола, зовущемся красивым словом «инфинитив»: «обмазыватЬся»;
– в окончании глагола 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «ПонтуешЬся «приорой» перед друзьями; сношаешЬся в «приоре» без друзей»;
– после согласных в формах повелительного наклонения. Правда, есть исключения – «й» и «г»: «ЛяГте на кушетку, аккуратно присунЬте. После прополощите рот и сплюнЬте»;
– в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «Напьюсь», «Проблююсь», «Отрублюсь».
В остальных случаях в глагольных окончаниях «ь» не ставиТСЯ (Что делает? — СтавиТСЯ героином). Он любит сморкаТЬСЯ в руку перед барышнями, но «он сморкаеТСЯ в руку».
И напоследок закрепление материала. Если слово «инфинитив» тебе так же чуждо и непонятно, как слово «адекватность» Гогену Солнцеву, то есть более простой способ:
«-ся» – возвратная частица, сокращение от «себя». Произнеси эту форму полностью, и все сразу станет понятно:
«Он любит намывать себя перед свиданием», – ты же не станешь говорить «намываетЬ». Это тебе не старорусский.
«Надо намываТЬСя, чтобы гангреной не заражаТЬСЯ», – «намываТ» нельзя писать; «заражаТЬ».
«Бабы в бане купаюТСЯ». – «Бабы купают себя».
«Пришёл в баню Кузьма – бабы побежали прятаТЬСЯ». – «Побежали прятать себя от окаянного Кузьмы».
Давайте рассмотрим изученный материал на основе старой доброй песни ВИА с говорящим названием «ХЗ»:
Друзья, давайте разбираться (что делать? – разбираТЬ)
И договариваться, (договариваТЬ)
Кому, когда и с кем сношаться, (сношаТЬ)
Чтоб не обламываться. (нет такого слова «ОбламываТ»)
А вот когда договоримся (что сделаЕМ?)
И разберёмся, (то же самое)
Вот тогда повеселимся
И… ну, ты понял.
А теперь вспомним школу и выполним упражнение для закрепления материала. Вставь мягкий знак там, где надо.
Степаниде предложили снят..ся в фильме лёгкого содержания.
Ферапонту захотелось нажрат..ся. Но участковый запретил ему приближат..ся к ларьку.
Пантелеймон клеит..ся к Женевьене. Женевьена сначала стесняет..ся, но позже отдает..ся настырному Пантелеймону.
У ленивого жиробаса крыша прохудит..ся.
Не харкает..ся жителям в колодец. Жители знают, что нельзя туда харкать..ся. Пригодит..ся воды напит..ся.
На сегодня урок закончен, до свидания!
Постоянно делаю ошибки в глаголах, оканчивающихся на -тся и -ться. Помогите понять и запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда нет.
Ответ
Неправильное написание глаголов, оканчивающихся на "-тся" и "-ться" - одна из самых распространённых ошибок на просторах Интернета, режущих глаз и портящих впечатление даже от самых хороших блогов и прочих сайтов. Обычно пишут лишний мягкий знак: "он мне нравиться", "у него ничего не получиться". Для людей, пишущих грамотно, даже не возникает вопроса о том, писать или не писать мягкий знак, они это делают автоматически правильно, не задумываясь. Поэтому правило для правильного (извините за некоторую тавтологичность) написания глаголов, оканчивающихся на "-тся" и "-ться" нужно только тем, кто совершает ошибки. Зная за собой этот "грех", нужно каждый раз при необходимости написать слово с "тся" и "ться" это правило вспоминать, пока в один прекрасный день оно вам перестанет быть необходимым, потому что вы начнёте чувствовать единственно верное написание без прибегания к правилу.
Задайте к глаголу вопрос (один из этих: что делает? что сделает? что делать? что сделать?). Если в вопросе есть мягкий знак, то и в слове он необходим. Если в вопросе нет мягкого знака, то и в слове его тоже нет.
Что делает? (мягкого знака нет) - Веселится, кувыркается, женится, отжимается, учится...
Что (будет, хочет, намеревается, собирается...) делать? (мягкий знак есть) - Веселиться, кувыркаться, жениться, отжиматься, учиться...
Что сделает? (мягкого знака нет) - Спохватится, соберётся, надорвётся, отзовётся, простудится...
Что сделать? (мягкий знак есть) - Спохватиться, собраться, надорваться, отозваться, простудиться...
Если в вопросе есть мягкий знак, то и в слове он нужен.
Если в вопросе нет мягкого знака, то и в слове он не нужен.
Иногда (очень редко) бывает невозможно задать к глаголу вопрос (если в предложении нет подлежащего). В этом случае смело пишите без мягкого знака.
Не годится молодиться. К "молодиться" легко поставить вопрос: "что делать?", а к "не годится" вопрос задать не получается - пишем поэтому без мягкого знака.
И несколько пословиц, которые помогут почувствовать разницу между "-тся" и "-ться".
Не плюй в колодезь, случится напиться.
Кто без дела божится, на того нельзя положиться.
На что было жениться, коли рожь не родится.
На что тем хвалиться, что в люди не годится.
Хорошотрудиться - хлеб уродится.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Как шьётся, так и носится.
Чем завираться, лучше молча почесаться.
Волков бояться - в лес не ходить.