Купеческая семья Боткины ч.1. Городской голова Николай Александрович Алексеев

Сегодня, когда практически все покупается и продается, а стабильное финансовое состояние позволяет воплотить в реальность любую мечту, деньги считаются чуть ли не предметом культа. Люди тратят здоровье, психическую энергию и многие годы, чтобы обеспечить себе высокий уровень жизни. Однако есть и такие, кто в погоне за заветными купюрами использует различные приметы, денежные ритуалы и суеверия. Возможно, в этом есть смысл? Ведь бывает, что к некоторым деньги текут рекой хотя человек вроде бы не прилагает особых усилий, а кто-то трудится с утра до ночи и все равно не может обеспечить себе достойный заработок.

Есть мнение, что первая категория людей просто использует некую магию, основанную на многовековой народной мудрости, которая сегодня преподносится как денежные приметы для увеличения денег. Может, многие сочтут это баловством и неразумной тратой времени, но и наверняка найдутся те, кто уже на своем кошельке испытал силу магических ритуалов и даже увидел положительный результат. В любом случае информация о способах увеличения финансового потока никогда не будет лишней.

Как правильно обращаться с деньгами

Сегодня можно найти тысячи статей и книг, рассказывающих про правила обращения с финансами, а также связывающие денежные приметы и богатство. Давайте познакомимся с самыми интересными рекомендациями:

  • Уважение к деньгам — обязательное условие, выполнение которого сулит непрерывный средств и, в обратном случае, полное их отсутствие. Считается, что количество денег зависит от нас самих, сколько мы позволим себе иметь, столько и придет. При этом категорически нельзя думать, что денег много, иначе ваш кошелек может вновь опустеть.
  • Бережное отношение к деньгам — они всегда должны быть аккуратно по порядку сложены в портмоне. Купюры большим номиналом лучше хранить отдельно от маленьких и, конечно, от мелочи. Нужно радоваться любому приходу финансов, даже незначительному, приговаривая: «деньги к деньгам», и отдавать материальные средства рекомендуется также с удовольствием.
  • Внимание к финансам — приветствуется поднимать найденные деньги, будь то крупная купюра или копейки. Считается, что Вселенная таким образом проверяет, нуждается ли человек в финансах или нет. Однако нельзя поднимать деньги на пересечении дорог и в утреннее время, будучи голодным.
  • Обеспечение финансам постоянной оборачиваемости — они не должны «прятаться» под матрасом. Деньги «предпочитают» движение — лучше хранить накопления в банках и инвестировать куда-либо. Многие денежные приметы и заговоры связаны с целевым расходованием средств.

Бытовые приметы для увеличения денег

Такие денежные приметы и суеверия являются общими рекомендациями по ведению быта в жилище, которые дошли на нас из глубины веков. Считается, что их соблюдение поможет победить бедность, избавиться от лишних трат, и привлечь богатство.

Нельзя подметать пол по направлению к выходу из жилища — так хозяйка может «выгнать» финансовое благополучие. Убирать мусор следует от порога входной двери и мыть пол нужно с этого же места. После захода солнца и до рассвета вообще нельзя затевать подобные мероприятия.

Нужно хранить все вещи на своих местах, не допускать скопления пыли и разбросанных предметов — деньги любят чистоту и порядок. Паук в доме — к прибыли, поэтому его нельзя убивать.

Нужно обязательно подавать нищим, считается, что средства вернуться сторицей, однако, класть нужно только мелочь, а не бумажные купюры.

Новогодняя ночь поможет разбогатеть

Денежные приметы, которые помогут разбогатеть часто связывают с праздниками, а Новый год всегда ассоциируется с волшебством и исполнением желаний.


Вот несколько распространенных предзнаменований на этот случай:
  • нельзя предоставлять деньги в долг накануне Рождества и Пасхи;
  • в праздничную ночь как можно чаще использовать число 7 — приготовить 7 блюд, положить под стул 7 монет, пригласить семеро гостей;
  • если у вас имеются должники, попросите их отдать заемные средства до полуночи;
  • во время боя курантов зажать в кулаке монету и загадать желание, затем бросить деньги в бокал и испить содержимое, съедать монету, конечно, не нужно — ее можно использовать в дальнейшем как украшение;
  • в новогоднюю ночь запрещается мыть посуду, это следует делать 1 января до полудня — иначе финансы «утекут»;
  • в первое утро наступившего года умываться нужно деньгами — просто потереть монеты о руки и смочить лицо водой, наполненной денежной энергией.

Все приметы на денежную удачу, даже если они не окажутся эффективными обязательно поднимут настроение в праздничные дни всей семье.

Ритуалы и заговоры для привлечения богатства в дом

Если человек верит в приметы, денежные заклинания и работает не покладая рук, а финансы не задерживаются и как будто утекают непонятно куда сразу же после получки, стоит прибегнуть к необычным обрядам. Такие ритуалы ориентированы на повышение материального благополучия и процветания. Итак, предлагаем ознакомиться с несколькими распространенными техниками, позволяющими существенно поправить материальное положение.

Денежный заговор на Новолуние

Берутся денежные купюры разного значения: от самых мелких до самых крупных и раскладываются по всему дому в укромные места, где деньги сложно заметить. Лучше всего, если они при этом окажутся под лунным светом. Далее нужно выйти на открытое пространство, повернуться лицом к луне и повторить три раза следующие слова: «Месяц расти-нарастай, а мне (полное имя) богатство дай. Да будет так и так и будет!».

Через три дня следует собрать все деньги и потратить их на приобретение чего-нибудь ценного, например, дорогой посуды, аксессуаров для интерьера или украшений. Таким образом, вы запускаете в оборот заряженные луной средства, которые вернуться в двойном размере. Этот обряд нужно проводить каждое новолуние.

Зарядка крупой портмоне

Самой «эффективной» крупой в плане привлечения денег считается манка. Советуют носить в кошельке щепотку порошка.

Из всех цветов деньги больше всего любят красный — он притягивает их как магнит. Поэтому рекомендуется иметь портмоне любых оттенков алого.

Нужно носить в кошельке бумажку с написанной красным фломастером или ручкой цифрой «7» — это привлечет не только средства, но удачу.

Ритуал с использованием луковой шелухи

Для тех, кто верит в денежные приметы, заговоры и ритуалы, можно посоветовать следующий обряд. При очищении лука, шелуху помещают в специальную коробочку красного цвета. Два раза в день, опускают туда правую руку, шурша и говоря при этом: «Это мои деньги шелестят!» Постоянно пополняйте коробку, а когда шелухи станет слишком много, на растущей луне ее следует вынести на улицу и сжечь. Ритуал нужно проводить в одиночестве с позитивным настроем и тогда Вселенная обязательно прислушается к вашим желаниям.

Обряд с золотым монетками

Считается, что этот метод особенно эффективен, когда привлечение финансов является не просто желанием, а жизненной необходимостью, например, если кое-как получается дотянуть до зарплаты.

Перед тем как проводить данный обряд нужно как следует очистить жилище, провести генеральную уборку, чтобы убедиться в отсутствии посторонних предметов и амулетов, мешающих действию заклинания. Нужно разложить в каждой комнате по девять разных монеток желтого цвета, каждая из которых располагается на своем уровне. Далее следует сесть на кровать, закрыть глаза и произнести девять раз «Золото внутри, а не вокруг моего дома». Так вы привлечете к себе денежные потоки.

Правильное отношение к деньгам — залог успеха

Во время осуществления всех обрядов очень важен внутренний душевный настрой. Стоит избавиться от негативных мыслей, сомнений, зависти и чувства несправедливости. Конечно, не все приметы, денежные заговоры и обряды сработают на 100%, многое зависит от отношения человека к деньгам. В любом случае такие мероприятия положительно влияют на людей, а за оптимистичным мировоззрением часто приходит и финансовое благосостояние. Главное, помнить, что деньги не должны быть целью жизни — они лишь средство для осуществления задуманного.

Ещё

Мещанин и дворянство
Как жили купцы и дворяне в Москве

Вплоть до революции в Москве существовало два высших светских сословия, которые постоянно соперничали друг с другом и были очень непохожи. Патриархальный быт купечества соседствовал с пышной жизнью дворянства, которое всеми силами старалось угнаться за модой столичного Петербурга.


Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 год / Т.Е. Мягков. Семейство за чайным столом. 1844 год. Фрагмент


«Газета.Ru» рассказывает о быте московских купцов и дворян в двух разных районах: мещанском Замоскворечье и аристократической Пречистенке. Завтрак аристократа с вилкой

Пречистенка сформировалась в городе, можно считать, случайно, благодаря тому, что в 1524 году был построен Новодевичий монастырь. В конце XVI века здесь пролегала дорога, ведущая в женскую обитель. Вскоре вдоль этого пути возникли городские постройки и новой улице дали неблагозвучное название - Чертольская, в честь ручья Чертороя, протекавшего рядом. Своим звучным именем Пречистенка обязана царю Алексею Михайловичу.

Дорога, ведущая в обитель Пречистой Божией Матери, не могла иметь название, связанное с чертями, так что в 1658 году по указу царя улицу переименовали в Пречистенскую, а Чертольские ворота города, находившиеся в ее начале, - в Пречистенские. Со временем длинный топоним улицы сократили до Пречистенки.


Улица, получив наконец «нестыдное» название, вскоре стала центром притяжения московской знати. С конца XVII века здесь появляются усадьбы, принадлежавшие аристократическим семьям Лопухиных, Голицыных, Долгоруких и многих других. Большинство особняков, построенных в то время, сохранили оригинальную архитектуру до наших дней. Кроме того, имена аристократических обитателей Пречистенки оказались увековечены в названиях переулков: Всеволжского, Еропкинского, Лопухинского и прочих.

В XIX веке Москва считалась тихим патриархальным городом с населением в 250 тыс. человек (с 30-х годов XIX столетия численность достигла 300 тыс.).

Ни помпезной роскоши Петербурга, ни столичных великосветских балов и приемов - одним словом, большая деревня.


Александр Пушкин, описывая прибытие провинциалки Татьяны в дом ее московской тетки, подчеркивал, что девушке приходилось каждый день разъезжать «по родственным обедам», дабы быть представленной «бабушкам и дедам».


Д.Н. Кардовский. Бал в Петербургском Дворянском собрании. 1913


Поддержание родственных связей было крайне характерным для дворянской Москвы: здесь все приходились друг другу тетками, племянниками, кузинами и кузенами. Родственники постоянно наносили друг другу визиты и обсуждали последние семейные новости. Интересно, что делалось это, как правило, за чашкой чая: московское дворянство предпочитало именно этот напиток, тогда как в Петербурге знать любила выпить кофе. Что касается еды, то русская кухня была не в почете у московских дворян, более любивших немецкие, английские, французские и итальянские блюда. Причем на дворянских столах обязательно присутствовали вилки, которые вплоть до конца XIX века оставались нетрадиционными столовыми приборами в купеческих домах.

Старшее поколение московских аристократов чувствовало себя в городе вполне уютно: есть нужные связи, есть с кем поболтать и поиграть в карты, но при этом не тревожит столичная суета и шум.

Однако молодые дворяне часто скучали в такой патриархальной и слишком спокойной для них обстановке.


Особенно этот контраст между светской жизнью в Москве и Петербурге становился заметным зимой, когда свой досуг можно было разнообразить разве что святочными гаданиями.

Александр Грибоедов очень точно передал атмосферу узкого аристократического круга, в котором все друг друга знают, где в почете консерватизм, а взгляды старшего поколения ставятся в приоритет. Доподлинно известно, что как минимум один житель Пречистенки стал прототипом героя комедии «Горе от ума». С начала XIX века в особняке в Обуховском переулке (сейчас это Чистый переулок, 5) жила дворянка Настасья Дмитриевна Офросимова, известная не только в Москве, но и в Петербурге. Женщина эта славилась своим независимым и порой чудаковатым поведением, прямолинейными высказываниями в адрес кого угодно и крутым, своенравным характером.


Дом Настасьи Офросимовой на Пречистенке


Петр Вяземский писал о ней: «Офросимова была долго в старые годы воеводою на Москве, в московском обществе имела силу и власть». Один из ее современников так описывал барыню: «Старуха высокая, мужского склада, с порядочными даже усами; лицо у нее было суровое, смуглое, с черными глазами; словом, тип, под которым дети обыкновенно воображают колдунью».

Если Грибоедов в своей комедии вывел ее под именем неприятной старухи Хлестовой, то Лев Толстой, наоборот, подчеркнул положительные стороны московской дворянки, списав с нее героиню романа «Война и мир» Марью Дмитриевну Ахросимову, которая помешала Наташе Ростовой сбежать с Анатолем Курагиным.

Будь лучше пьяница, да не одевайся по моде

Замоскворечье начало заселяться в начале XIII века, а уже к началу XVII века здесь начинают жить купцы: в этой местности оказались самые дешевые земли, возможно, из-за того, что низинная местность часто подтоплялась, а почвы были глинистыми.



Панорама Замоскворечья со стороны Кремля. Д. Индейцев, акварель, около 1850 года / Кликабельно


Заречное купечество сохранило патриархальный, степенный уклад быта. Вставали обычно часу в четвертом утра и так же рано отходили ко сну. «Ложатся спать в девятом часу, и в девять часов все Замоскворечье спит.

По улице нет никого, кроме собак. Извозчика и не ищите», - описывал Александр Островский режим дня купечества в очерке «Замоскворечье в праздник».


Особенно отличалась мода жителей этого района. «У нас никогда по моде не одеваются, это даже считается неблагопристойным. Мода - постоянный, неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головой с улыбкой сожаления; это значит, человек потерянный. Будь лучше пьяница, да не одевайся по моде», - писал знаменитый драматург.

Надо отметить, что Замоскворечье не оставляло равнодушными не только русских писателей, но и иностранных. Например, французский литературный деятель Теофил Готье так отзывался об этом районе: «Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющим золотом крестами… Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание».

Золотых куполов в Заречье действительно было великое множество. Самый крупный храм Замоскворечья - храм Священномученика Климента, Папы Римского. В этом же районе находится храм Николая Чудотворца на Берсеневке, который составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова.

Не менее примечателен храм Святителя Николая в Толмачах, домовая церковь при Третьяковской галерее, где постоянно хранится икона Владимирской Богоматери, а на праздник Святой Троицы сюда переносят икону Рублева «Троица». И это далеко не все: московское купечество чтило православные традиции, и богатые купцы считали за благое дело жертвовать деньги на строительство и восстановление храмов.

Умели купцы и отдыхать. Так красиво чаевничать могло только степенное купечество Златоглавой.

«Вот направо, у широко распахнутого окна, купец с окладистой бородой, в красной рубашке для легкости, с невозмутимым хладнокровием уничтожает кипящую влагу, изредка поглаживая свой корпус в разных направлениях: это значит, по душе пошло, то есть по всем жилкам. А вот налево чиновник, полузакрытый еранью [геранью], в татарском халате, с трубкой [фабрики] Жукова табаку, то хлебнет чаю, то затянется и пустит дым колечками».


Кстати, в чай никогда не добавляли сахар, поскольку считалось, что это портит вкус напитка: его всегда пили только вприкуску с сахаром.


Б.М. Кустодиев. Московский трактир. 1916


Конечно, купеческие семьи отдыхали не только дома. Традиционным развлечением были ярмарки и гулянья, которые проходили по главным московским улицам вокруг Кремля, в Сокольниках и в Марьиной Роще, а также в тогдашних пригородах - в Царицыне, Кунцеве, на Воробьевых горах, в Коломенском и Архангельском. Дворяне на лето уезжали в свои загородные имения, так что купцам никто не мешал слушать полковые оркестры, веселиться с цыганами и смотреть вечером на фейерверки.

К середине XIX века в моду у купцов стали входить театры. Причем особой популярностью пользовались пьесы драматического или комедийного характера, напоминавшие ярмарочные представления на бытовые темы.

А вот оперы и особенно балеты - из-за странных костюмов и поведения актеров на сцене - купцы не понимали и недолюбливали.


Постепенно купцы Замоскворечья начали перенимать атрибуты дворянской жизни и устраивать торжественные обеды и балы в своих домах. Впрочем, и тут не обходилось без мещанской специфики. Дома купцов делились на две части - парадную и жилую. Парадная часть обычно обставлялась как можно более роскошно, но не всегда со вкусом. Интересной особенностью было то, что все подоконники в парадных комнатах были заставлены разнокалиберными бутылками с наливками, настойками, медом и т.п. Из-за этого окна открывались плохо и комнаты практически не проветривались. Воздух освежали, окуривая помещения мятой, уксусом или «смолкой» (комком смолы в кулечке из бересты, сверху на который клали тлеющий уголек).

Как показало время, Москва осталась верна купеческим традициям. Бурное развитие промышленности в России после отмены крепостного права привело к усилению мещанского сословия, представители которого становились фабрикантами и предпринимателями. Так купечество начало вытеснять дворянство и с Пречистенки.

С середины XIX века дворянские усадьбы активно скупались новыми буржуа.


Вместо старых дворянских фамилий на Пречистенке зазвучали новые, купеческие: Коншины, Морозовы, Пеговы, Рудаковы. Вместе с этим менялся облик улицы: классические особняки перестраивались в более пышные и помпезные, чтобы было «дорого-богато». «Новые дома ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно красавице столице», - именно так писал об этих событиях «Архитектурно-художественный еженедельник» в 1916 году.

Елизавета Королева
«Газета.ру», 9 котября 2016

Семья для купцов была не только личным делом – по ней складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен. А это в конечном счете во многом определяло успех и в бизнесе, и в общественной деятельности. Поэтому так важно было создать крепкую «ячейку общества», базирующуюся на принятых в обществе патриархальных нормах.

Жена да убоится мужа своего?

Роли в купеческой семье распределялись очень четко: муж занимался торговлей, ведал финансами, платил налоги, а также был «посредником» между своими домочадцами и торговой гильдией и, конечно же, государством. Словом, отвечал за благополучие и социальный статус своих родных. Жена «обеспечивала тыл»: заботилась о муже и детях и создавала им комфортные бытовые условия.

Николай Неврев «Бытовая сцена XVII века (Купец и товар)» (начало 1890-х)

Все это было прописано в российском законодательстве: по закону женщина была зависима от супруга. После венчания она принимала звание и сословное положение мужа, и обязана была подчиняться ему во всем. Мужчина же оставался хозяином всего движимого и недвижимого имущества, и только он имел право принимать важные для семьи решения: от торговых инвестиций до вопросов воспитания детей. Даже паспорт купчиха могла выправить только с разрешения супруга. Прибавить сюда то, что в купеческих союзах муж обычно был, как правило, старше своей второй половины, а, значит, и значимее – и картина вырисовывалась мрачнее тучи. Но так ли все было на самом деле?

Современники отмечают, что еще в первой половине XIX века в зажиточных купеческих семьях матери уже не занимались сами домашним хозяйством, они, скорее, были распорядительницами над немалым штатом прислуги. Это высвобождало им достаточно времени для себя и для творчества: как писала сибирская мемуаристка Авдеева-Полевая, они «Особенно занимались разными рукодельями: вышивали шелками, золотом, фольгой, в тамбур и гладью; вышивали разными узорами полотенцы».

Если глава семьи отправлялся в деловую поездку, жена часто подменяла его: следила за тем, как идут дела в лавке или магазине, вносила необходимые платежи и т.д. Такая взаимопомощь была делом весьма распространенным и свидетельствовала о том, что безграмотными и беспомощными купчихи отнюдь не были.

О том, что положение купеческих жен не было бесправным, говорит и тот факт, что приданое или имущество, приобретенное женой самостоятельно, считалось ее собственностью по закону. Правда, в случае проблем с супругом или со свекром и свекровью, купеческая жена искала помощи и поддержки у своих родителей или других родственников. Но это говорит всего лишь о том, что в этой среде было принято «не выносить сор из избы», чтобы не подрывать репутацию семейства.

Интересна и практика наследования: очень часто глава семьи завещал все имущество супруге даже при наличии взрослых сыновей. Нередко вдова брала в свои руки семейный бизнес, и умело преумножала капиталы: например, как Варвара Алексеевна Морозова, директор «Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий». Она овдовела в 34 года, воспитала одна троих сыновей, и смогла построить в России настоящую текстильную империю. Кроме того, она активно занималась благотворительностью.

Константин Маковский «Портрет Варвары Морозовой» (1884)

«Темное царство» или разумная строгость?

Благодаря книгам некоторых дореволюционных и советских писателей, мы представляем себе жизнь купеческого сословия как настоящее «темное царство», не только по отношению к женщинам, но и в воспитании детей. Однако реальность имеет мало общего с этим негативом.

Прежде всего, не стоит забывать, что купцы в большинстве своем были выходцами из крестьян – если уж не в первом, то во втором-третьем поколении точно. Совсем как знаменитый Павел Михайлович Третьяков, меценат и коллекционер, основатель Третьяковской галереи, недалеким предком которого был крепостной крестьянин Малоярославецкого уезда. А значит, в купеческой среде по наследству передавались базовые ценности простого народа: детей растили в строгости, не слишком баловали их и не позволяли лениться. Из наследников готовили продолжателей рода и опору в старости. Очень большое значение придавалось религиозно-нравственному воспитанию: почитание старших, верность своему слову, милость к сирым и убогим – все это было в купеческом обществе не пустым набором слов. В то же время родители денно и нощно заботились о физическом и моральном благополучии своих чад.

Вот что пишет томский купец С.С. Прасолов в своем духовном наставлении детям: «Завещаю жить в любви и согласии, оказывать матери своей должное послушание и почтение, равным образом братьям и сестрам оказывать взаимное друг другу искреннее расположение». И такие наставления работали – вот, что можно прочесть в заметках путешественника XIX века: «Вообще сибирские купеческие семейства крепки взаимною любовию и уважением своих членов. Семейные распри, в особенности между братьями и сестрами, явление самое несбыточное. Молодое поколение смотрит на старших как на опытных путеводителей».

Перов Василий «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

Как же это воспитание выражалось на практике? Советский лозунг «Все лучшее – детям» российские купцы посчитали бы дикостью. Во-первых, потому что «лучших кусков» в семье не должно быть в принципе. Первый и самый большой кусок доставался отцу – именно не «лучший», а первый и самый большой. Второй кусок поменьше – матери, а далее всем остальным – дедушкам, бабушкам и, наконец, детям. И такое правило касалось всех сфер жизни.

Во-вторых, все члены семьи должны были трудиться на ее благополучие. Особенно – продолжатели бизнеса. Даже в очень состоятельных семействах сыновей «приставляли к делу» уже в самом раннем возрасте: заниматься мелкой торговлей в лавке мальчики начинали в 6-7 лет. Их постепенно вводили в курс дела, и уже к 15-16 годам купеческие отпрыски начинали самостоятельно ездить в другие города по делам фирмы, вели конторские книги, покупали и продавали небольшие партии товаров. Отцы предоставляли им определенную свободу действий, но при этом требовали жесткой отчетности.

Девочек с самого нежного возраста приучали к домоводству, обязывали помогать матери следить за порядком и присматривать за младшими братьями и сестрами. Кроме того, купеческие дочки занимались рукоделием, и сами нередко готовили себе приданое, совсем как обычные крестьянки. Словом, дочерей рачительные купцы сызмальства готовили к роли матери и жены. Нередко домашнее образование девушек сводилось лишь к умению читать, писать и считать, но уже с середины XIX века в России развивается сеть женских учебных заведений, где дочери купцов получают более глубокое образование.

Василий Пукирев «Прием приданого в купеческой семье по росписи» (1873)

«Да, любили победу русские купцы и победили!»

О русском купце сложился стереотип: невежественный самодур, деспот, помыкающий своими близкими, при этом выпивоха, кутежник, обжора и картежник. Конечно, подобные персонажи в купеческой среде встречались. Вот только на плаву они долго не удерживались: успеха достигали совсем другие люди, которых было большинство.

Огромное значение купечество придавало соблюдению религиозных традиций: семьи в полном составе непременно принимали участие в религиозных обрядах и праздниках, делая щедрые пожертвования. В любом семействе были приемные дети или воспитанники – взять на воспитание сироту считалось совершенно обычным делом. Трудно переоценить и социальную роль купечества: в XIX веке, как правило, именно купцы организовывали на свои средства приюты, больницы, бесплатные столовые, богадельни и ночлежки для неимущих. Они же выступали спонсорами для публичных библиотек, народных домов и различных образовательных учреждений. Кроме того, они организовывали немало полезных мероприятий – от городских праздников до заседаний общества трезвости.

О купцах-меценатах можно рассказывать долго: многие достижения отечественной культуры и искусства без таких деятелей, как братья Щукины, Савва Мамонтов, Морозовы, Бахрушины, Третьяковы и другие, просто не состоялись бы. Пожалуй, лучше всего об этом написал Федор Шаляпин в своей автобиографии.

Илья Репин «Портрет Саввы Мамонтова» (1878)

А великий певец знал, о чем говорит – именно поддержка купца Мамонтова помогла ему стать звездой первой величины: «Российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки на лотках... весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни... А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите – его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и критически говорим: «Самодур». А самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов. Да, любили победу русские купцы и победили».

Рассказывая об истории дома по была вскользь упомянута семья Алексеевых, владевшая особняком с 1857 года и до самой революции 1917 года. Историю своих предков раскрывает врач и писательница Елена Пыльцова .

История семьи Алексеевых начала звучать с 1785 года, когда московский купец Семён Алексеев основал в Москве фабрику по изготовлению золотой и серебряной канители (золотых и серебряных нитей). Быть купцом первой гильдии, значило - обладать порядочным капиталом, занимать видное положение в среде именитого московского купечества, иметь звание коммерции советника.

Семён Алексеев был женат дважды. Первый брак его оказался бездетным. Второй раз он женился в возрасте 35 лет в 1786 году на девице Вере Михайловне Вишняковой, 12 лет. У них родилось шестеро детей, которые и стали началом большой семьи, состоявшей затем в родстве с Мамонтовыми, Четвериковыми, Руперти, Коншиными, Третьяковыми, Зилоти, Боткиными, Кисловскими, Беклемишевыми, Скрябиновыми.

Алексеевы-Рогожские - так исстари именовали москвичи ту большую ветвь купеческого рода, что жила у Рогожской заставы, за Таганской площадью, где на большой территории в Алексеевских улицах привольно расположилась фабрика, ставшая впоследствии самым крупным в России предприятием по выпуску золотоканительных изделий. Она была основана в 1785 году на Большой Якиманской улице, затем во время нашествия Наполеона сгорела.

Во время Отечественной войны 1812 года Семён Алексеев внёс большую сумму на нужды народного ополчения. Его фамилия в числе других благотворителей была выгравирована на мраморе Храма Христа Спасителя.

После окончания войны С. Алексеев обосновался в Таганской части, на Большой Алексеевской улице. Вначале фабрика находилась неподалёку от дома, но затем её перенесли на вновь купленный участок на Малой Алексеевской (ныне Малая Коммунистическая), размеры которого соответствовали территории современного завода «Электропривод». В год на фабрике перерабатывали 750 пудов серебра и 5 пудов золота.

В 1881 году Алексеевы учреждают в Москве на основе Товарищества золотоканительного производства Промышленное и торговое товарищество «Владимир Алексеев». Сюда, кроме золотоканительной фабрики, вошли различные предприятия, в том числе шерстомойная фабрика в Харьковской губернии, которая стала первой в России по выпуску высококачественной очищенной мериносовой шерсти. Кроме того, Алексеевы создали хлопокочистительные заводы, крупные овцеводческие хозяйства и конные заводы в Средней Азии. Если бы не революция, то прекрасно развивалось бы и мериносовое овцеводство в Сибири.

Дом на Рогожской оставался во владении Алексеевых в течение более полувека. Отсюда члены большой семьи разъехались на Новую Басманную, Садовую-Черногрязскую, в Леонтьевский перулок.

В большой семье Алексеевых есть особо выдающиеся персоны.

Городской голова Николай Александрович Алексеев

Во-первых, Николай Александрович Алексеев. Купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, промышленник, московский городской голова (1885-1893).

В те времена городской голова заведовал городской управой - исполнительным органом городской Думы, ведающей всем городским хозяйством. Приёмы ведения собственного коммерческого дела Алексеев отчасти перенёс в дела общественные. Город под его рукой стал похож на крупного коммерсанта, вкладывающего деньги в те, или иные мероприятия по благоустройству. Все городские дела решались мгновенно.


Николай Александрович обладал горячим темпераментом, сильной волей, решительностью. Не терпел проволочек, откладывания рассмотрения вопроса на какой бы то ни было срок. На заседаниях Думы, если какой-то вопрос не находил сочувствия у большинства, Алексеев заявлял: «Я нахожу, что предложение необходимо привести в исполнение, а если господа несогласные его отвергнут, то заявляю, что оно будет произведено из моих личных средств».

Алексеев завоевал большое доверие горожан. Своё жалование 12 тысяч рублей в год отдавал на нужды городских служащих. Вкладывал в городское благоустройство немалые собственные средства.

Например, финансировал строительство водонапорных башен у Крестовской заставы. Подтвердил благотворительные взносы на строительство психиатрической больницы на Канатчиковой даче. Пожертвования на её строительство поступили от Морозовых, Третьяковых, Баевых, Солдатёнкова, Абрикосова, Боткина и других уважаемых людей, внесших за небольшой срок около миллиона рублей.

Алексеевская психиатрическая больница открылась в 1894 году. В советское время она называлась больницей имени Кащенко. Не так давно ей возвращено имя Н.А. Алексеева.

В Алекссевский период было построено два крупнейших дома презрения. Один был создан на деньги братьев Бахрушиных, другой - на деньги купца Боева.

Важнейшим делом в благоустройстве города явилось осуществление инженерами Московской городской управы проекта канализации города, что резко сократило число кишечных заболеваний среди жителей. До этого времени практически все дома в Москве пользовались по старинке выгребными ямами. По проекту инженера Шухова был построен новый водопровод Москвы.

Был построен (сейчас театр Ленком), закончено строительство , появились многоэтажные жилые дома. Москва стала переходить на электрическое освещение.

Года тех, кто был приписан к третьей гильдии можно считать купцами лишь номинально. Многие из купцов высших гильдий не вели торговли из-за недостаточности капитала, а купцы третьей гильдии занимались ремёслами, мелкой торговлей или работали по найму, в то время законно проживать в городах и заниматься торговлей дозволялось и образованной ещё в 1722 году сословной группе «торгующих крестьян».

Размер гильдейских сборов неоднократно повышался, с 1 % до 1,25 % в 1797 году, 1,75 % в 1810, 4,75 % в 1812 и 5,225 % в 1821. К 1824 году для купцов первой гильдии ежегодный сбор достиг 3,212 рублей, второй гильдии - 1,345 рублей, третьей гильдии - 438 рублей. Увеличивались и минимальные размеры объявляемого капитала: с 10,000 до 16,000 рублей в 1794 году для пребывания в высшей гильдии, и до 50,000 в 1807. Для пребывания во второй гильдии, эта сумма выросла с 1,000 до 5,000 в 1785, 8,000 в 1810 и 20,000 в 1812, а для третьей гильдии с 500 до 1,000 в 1785, 2,000 в 1810 и 8,000 в 1812.

После каждого повышения гильдейских сборов численность купечества снижалась, однако через несколько лет начинался приток новых купцов. Кроме повышения гильдейских сборов на численность купечества влияли другие причины, например, сужение круга родственников, которым дозволялось состоять в одном общем капитале. При неспособности внести гильдейский сбор, купцам предписывалось переходить в мещанство. Многие мещане вели торговлю, не объявляя своих капиталов, и не уплачивая гильдевых сборов, что и стало причиной реформы 1824 года .

Гильдейские пошлины были уменьшены в 1,4-2 раза, налогообложение купцов первой и второй гильдий вернулось к уровню 1812 года, составив соответственно 2,200 и 880 рублей, а третьей гильдии - к уровню 1807-1810 в 100-150 рублей. Налогообложение других торгующих сословий было увеличено. Начался прирост купечества, в основном, за счёт третьей гильдии, в которую вступали мещане и крестьяне. Реформа министра финансов Канкрина 1824 года первоначально выделила отдельную категорию «торгующие мещане», но в 1826 году эта категория была упразднена.

Количество купцов выросло с 107,300 в 1782 году до 124,800 в 1812, затем упало до низшей отметки в 67,300 в 1820, и выросло до 136,400 в 1840. После небольшого падения в следующем десятилетии, оно снова выросло до 180,300 в 1854, а к октябрьской революции 1917 года купечество выросло до 600 тысяч человек. Более 90 % купцов относилось к третьей гильдии. В первой гильдии состояло лишь 3 % в 1815-1824 годы, а затем и того менее (2 % в начале 1850-х).

Значительную часть первой гильдии, начиная с конца 1850-х, составляли состоятельные евреи , поскольку на них, после 10-летнего стажа, не распространялся запрет на пребывание вне черты оседлости , в то время как купцам христианского вероисповедания, не занятых в заграничной торговле, пребывание в высшей гильдии не сулило особых преимуществ.

В конце XVIII века в купечество интенсивно переходили представители цеховой сословной группы. С ростом гильдейских сборов эти переходы практических прекратились.

Влияние купечества на городскую архитектуру

Купеческие дома во многом определили лицо исторической части российских городов. Купеческие особняки формировали торговые зоны городов.

Купцы жили в одно- или двухэтажных деревянных или каменных особняках. В первом этаже и подвале могли размещаться склад, магазин, лавка, контора; жила прислуга, или дальние родственники. Второй этаж был жилым. Каменные дома с толстыми стенами, деревянные - с богатой резьбой. Двухэтажные дома с балконами, лоджиями, большими окнами. Каменные дома с приметными фасадами ; появилась даже особая «купеческая» кладка кирпича. Украшались кирпичные дома кованными решётками, чугунными лестницами, парапетами и т. д.

Большинство купеческих домов крылось железными крышами. Красили их, как правило, в зелёный или красный цвет.

Дома строились основательные - «на века», и больших площадей - для потомков. По данным городской переписи Омска 1877 года в купеческих семьях на одного человека в среднем приходилось две комнаты.

Купцы, как зажиточные люди, могли себе позволить инновации в строительстве. Так в Кузнецке первый дом с балконом построил купец Пётр Баранов в 1852 году , а первый дом с мезонином - купец Алексей Бехтенев в 1856 году . Первую электростанцию в Сибири построил в 1885 году в своём доме красноярский купец Гадалов.

В Сибири среди небогатых купцов (и зажиточных мещан) были популярны полукаменные дома . Первый этаж такого дома (или полуподвал) выполнялся из камня, второй этаж - из дерева.

Купцы первых поколений, несмотря на богатое внутреннее убранство дома, продолжали сохранять крестьянский уклад, жили в скромных задних комнатах дома, и много времени проводили на большой кухне. В конце XIX века в купеческих домах появляются специализированные комнаты: кабинеты, библиотеки и т. д.

Во многих городах улицы назывались в честь купцов: в Томске Евграфовская, Большая и Малая Королевская, Дроздовская, Ереневская, в Енисейске в честь А. С. Баландина и т. д.

Высшие награды для купечества

Купцы могли быть награждены Почётным гражданством и чинами коммерц - и мануфактур-советника .

Чины коммерц- и мануфактур-советника были введены в 1800 году для поощрения предпринимателей. Они соответствовали VIII классу Табели о рангах . Получить их могли только купцы, пробывшие «беспорочно» не менее 12 лет подряд в первой гильдии. Получение такого статского чина давало купцам привилегии, близкие к дворянским.

Крупнейшие российские купцы

  • Медведников Иван Логгинович

См. также

Примечания

Литература

  • «1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов» / Сост., вступ. ст., примеч. О. Платонова. Москва, 1995;
  • Барышников М. Н. «Деловой мир России: Историко-биографический справочник.» Санкт-Петербург, 1998;
  • Бойко В. П. «Томское купечество в конце XVIII-XIX вв.: Из истории формирования сибирской буржуазии.» Томск,1996;
  • Зуева Е. А. «Численность сибирского купечества // Роль Сибири в истории России.» Новосибирск, 1993;
  • Рындзюнский П. Г. «Сословно-податная реформа 1775 г. и городское население // Общество и государство феодальной России». Москва, 1975;
  • Старцев А. В. «Торгово-промышленное законодательство и социально-правовой статус предпринимателей в России в XVIII - начале XX в.// Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало XX вв.)». Барнаул, 1995;
  • Боханов А. Н. «Российское купечество в конце XIX - начале XX века» // История СССР. 1985;
  • «Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири». Новосибирск, 1995;
  • Лаверычев В. Я. «Крупная буржуазия в пореформенной России (1861-1900 гг.)». Москва, 1974;
  • Нардова В. А. «Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX в. Правительственная политика». Ленинград, 1984;
  • Шиловский М. В. «Политическая культура и политическая активность предпринимателей дореволюционной Сибири // Общественно-политическая жизнь Сибири. XX век». Вып. 3. Новосибирск, 1998.
  • Османов А. И. Петербургское купечество в последней четверти XVIII - начале ХХ века. СПб., 2005.