Личность не рождаются личностью становятся эссе. «Личностью не родятся, личностью становятся» (А

Содержание: А: 1)Выбранная тема проекта. 2)Актуальность этой темы. 3)Наш проблемный вопрос. Б: 4)Стадии формирования личности. 5)Процесс развития личности. 6)Рассуждения. 7)Удачен ли наш проект? 8)Источники.

Мы выбрали такую тему, как «Личность» , потому что: 1. Нас заинтересовал процесс становления личностью. 2. Человек, как существо мыслящее, задумывается над вопросом «Кто я? »

Актуальна ли тема? Эта тема актуальна была и будет всегда, так каждый человек становится личностью на протяжении своего взросления. Ведь личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми.

Личностью не может быть любой, человек может стать личностью, когда у него появляется свое мнение.

Стать личностью – это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.

Существуют определённые стадии становления личностью. 1 -ая стадия(раннее детство, от 1 года до 6 лет), заключает в себе доверие или недоверие к окружающему миру, проявление инициативности, также при помощи окружающих ребёнка людей, в нем формируется личное мнение о себе, также проявляется характер.

2 -ая стадия(детство от 6 лет до 12 лет), присутствуют трудолюбие и целеустремленность, становление личности в этом возрасте напрямую зависит от того, как окружающие воспринимают его успехи. Если его постоянно наказывать и ругать, то у него сформируется чувство неполноценности и конфликтный характер.

3 -яя стадия(юность и начало взросления от 12 до 20 лет), это период полового созревания и особого внимания к своей меняющейся физиологии. Меняется отношение к родителям и учителям. Результат такого поиска себя во многом зависит от признания и поддержки окружающих.

4 -ая стадия(взросление от 20 до 60 лет), Основной альтернативой служит солидарность и интимность или изоляция. Это период становления социальной личности. Это реализация себя во всех жизненных сферах: отношения с друзьями и родителями, воспитание детей, супружество и профессиональный рост.

5 -ая стадия(позднее взросление от 60 лет), Основной альтернативой является интеграция «Я» и целостность или отчаяние и разочарование. Это полное переосмысление собственной жизни.

Процесс развития личности. Основные азы формирования нашей личности. Чтобы по-настоящему познать себя и быть собой, нужно сознательно выбрать процесс развития личности. Существует множество разнообразных видов и вариантов этого процесса: физическое, умственное, эмоциональное, духовное развитие личности человека. Форма этого не столь важна - гораздо важнее наше намерение развиваться. На самом деле не имеет значения идёт ли процесс формирования личности с помощью книг, консультаций, семинаров, аудиозаписей, религии, йоги, занятий со специалистом, техники медитации, духовности, лекций, молитвы, метафизики, видео уроков или комбинации всего этого или чего-то ещё. Каждый из перечисленных методов замечателен и может послужить катализатором нашего самопознания, исцеления, изменения и в итоге - формирования и развития личности. Мы слишком часто зацикливаемся на форме нашего развития, пытаемся найти правильный способ "расти". На самом же деле метод не так уж и важен. Важно наше стремление к процессу развития, которое будет постоянно изменяться на протяжении всей жизни, как будут меняться и технологии самосовершенствования, которые мы решим использовать. Для формирования и развития личности человека

Развитие личности – это процесс качественных психологических, личностных изменений и в то же время результат этих изменений. Направленность личности и определяется её склонностями, интересами, идеалами, приоритетами. Мы считаем, что личность формируется в обществе и мы отрицаем убеждение представителей биологизаторской теории о том, что человек рождается сформировавшейся личностью, и если гены родителей тяготеют к нейтральной стороне, то он обязательно станет преступником, а если наоборот, то его будущее должно оказать ему все блага. Конечно же, в это трудно поверить, поэтому давайте разберемся в непосредственном влиянии общества на развитие личности.

Человек рождается и растет под влиянием общества, окружающих его людей. Именно общество может сломать личность или сделать ее сильнее. Кто-то из классиков говорил: «то, что не убивает – делает нас сильнее» . Мы считаем, что формирование нашей личности в большей части происходит в детстве и подростковом возрасте.

Сперва, мы начинаем знакомится с нашим обществом еще в детском саду. В нашей жизни появляется возможность общения с этим обществом, возможность анализировать и возможность проявлять себя в этом обществе. Дальше мы переходим в школу. Там мы становимся самостоятельными, у нас появляется собственное мнение, но при этом мы сталкиваемся с более сложными проблемами. В этот период жизни происходит основное формирование нашей личности.

А потом мы переходим во взрослую жизнь, окончательно перестаем быть зависимыми от родителей(в большинстве случаев). У нас появляются свои цели в жизни, мы заявляем о себе, у нас становится больше ответственности и мы пытаемся установить наше общество.

Наше исследование удалось, потому что оно нам дало много новой информации о становлении личности, например -Создавая этот проект, мы узнали намного больше о становлении личности. -Мы удостоверились, что на некую часть наша личность уже сформирована. -А так же, мы узнали, что некоторым людям в нашем окружении будет сложно стать полноценной личностью.

В нашем исследовании нам больше всего помогали разные статьи из интернета и наши собственные размышления. Примеры источников: -http: //www. oznob. com/stanovljenije-lichnosti/ -http: //growlider. ru/2011/11/razvitie-lichnosti-v-obshhestve/ А так же учебник обществознания, помощь старших и собственные наблюдения.

«Индивидом рождаются, личностью ста­новятся,

индивидуальность - отстаивают»

(А. Г. Асмолов).

Автором этого высказывания является современный российский психолог, политик и учёный – Асмолов Александр Григорьевич, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития.

В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности.

Для анализа данного высказывания необходимо обратиться к понятиям «индивид», « личность» и «индивидуальность».

Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность).

В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Функционально-структурные качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются, например, биологией человека, генетикой человека и т.д. - словом, комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека. При рождении каждый ребенок индивид. Он может иметь сходства с родителями, но природа наделяет его не только биологическими качествами, но и индивидуальными чертами и «вкладывает» в каждого задатки способностей, которые позже человек или развивает, или теряет.

В процессе социализации индивид становится личностью.

Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, начинают вести двойную жизнь, подчиняться и природным, и общественно-историческим закономерностям.

Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Понятие «личность» многозначно, в курсе обществознания под ним понимается:

Человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально – значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни;

Особое качество человека, приобретаемое им в социо - культурной среде в совместной деятельности и общении;

Результат процесса воспитания и самовоспитания.

Далеко не каждого можно назвать личностью. Например, человеческий ребенок – лишь кандидат в личность. Он еще не отдает отчет своим действиям, у него не сформировалось собственное мировосприятие.

Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Она происходит: в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля. Иногда, в нашем современном обществе приходиться наблюдать и обратную, подчас трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности из системы социальных связей.

Важность разграничения понятий «индивид» и «личность» весьма продуктивна в психологии. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида», по типу различных мифических личностей, а на другом - «индивид без личности», вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли).

Личность - это индивид, осознающий свою индивидуальность.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека как индивида и личности, набор его уникальных свойств, и именно в уникальных особенностях, в своеобразии человека проявляется индивидуальность.

За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни.

Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры.

В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности. Асмолов А.Г., в этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать в плане обретения красоты живого человеческого организма. Главное – не отступить от человеческих принципов жизни, не сломаться, духовно и физически. Поэтому автор не случайно говорит об отстаивании своей индивидуальности, как о максимальном развитии и раскрытии человеческой сущности. Это нелегко сделать в обществе, которое мыслит стереотипно, но нужно верить в себя, понять, что человек имеет право быть непохожим, ни на кого. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Достоинство личности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.

ГБС(К)ОУ школа № 432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Сценарий классного часа

«Личностью не рождаются, ею становятся»

Учитель Зверева И.А.

2012-2013 учебный год

Личностью не рождаются, ею становятся.

Классный час.

Цель:

Создать ситуацию, при которой учащиеся смогут определить, что каждый человек индивидуален.

Задачи :

Формировать понятие о личности как человеке, отличающемся от других людей физическими особенностями, индивидуальным внутренним миром и взаимодействием с окружающей действительностью;

Показать учащимся, что каждый человек уникален и имеет право на проявление своей индивидуальности;

Способствовать формированию нравственных отношений к людям с ограниченными возможностями;

Способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки на примерах жизни известных ими людей, а также через просмотр созданных ими самопрезентаций.

Оборудование : презентация «Личность», презентации учащихся класса «Познакомьтесь,- это я!», схемы - модели: «Физические особенности человека», «Внутренний мир человека», «Мир и человек», группы карточек с надписями, соответствующими схемам.

1. Организационный момент.

Слайд 1. Сообщение темы и цели урока.

2.Основная часть.

Слайд 2. Младенцы.

Рассмотрите фото. Кто на них?

(Новорожденные младенцы)

Можем ли мы утверждать, что это люди?

А какие отличия они имеют?

(Их мало, новорожденных можно отличить лишь по специальным ярлычкам с номером, у многих из них пока нет даже имён).

Слайд 3. Физические особенности.

Взрослея, люди обретают всё больше отличий друг от друга. Это внешние отличия или физические особенности человека.

Рассмотрите фотографии. Какие внешние отличия людей вы заметили?

(Разные возраст, рост, физические возможности, внешность, телосложение и т.д.).

Разместите на схеме «Физические особенности» соответствующие карточки. (

Вывод: Все люди разные. У каждого есть свои физические особенности. У физически здоровых людей больше возможностей добиться успеха в жизни.

Слайд 4. Внутренний мир.

(Фото Людвига Ван Бетховена, слушание «Лунной сонаты»)

Известны ли вам эта музыка и композитор, написавший её?

- «Лунную сонату» сочинил великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен .

После серьёзной болезни он потерял слух. Бетховен мог бы отчаяться, замкнуться в себе, ведь для музыканта слух- это главное в профессии. Но композитор не сдался, он продолжать сочинять музыку, вспоминая звучание клавиш. И вот уже полтора столетия мы наслаждаемся великой музыкой великого композитора.

(Фото Алексея Петровича Маресьева)

Алексей Петрович Маресьев – знаменитый лётчик, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. В одном из боёв с фашистами был сбит на своём самолёте и был вынужден катапультироваться. Маресьев несколько дней провел в зимнем лесу и обморозил ноги. Позже в госпитале лётчику пришлось ампутировать ступни. Но Маресьев не сдался, научился не только ходить на протезах, но и танцевать. А спустя некоторое время вернулся за штурвал самолёта, чтобы сражаться за русский народ.

(Фото спортсменов – инвалидов)

Кто на этом фото?

С давних времён в мире ежегодно проводятся зимние и летние Олимпийские игры, в которых спортсмены соревнуются в силе, выносливости, ловкости….

Но рядом с нами есть люди, которые имеют ограниченные возможности.

Что это значит?

Для спортсменов - инвалидов организуют Паралимпийские или Специальные Олимпийские игры, в которых люди с ограниченными физическими возможностями так же могут себя проявить.

Данные примеры показывают, что, несмотря на ограниченные физические возможности, все эти люди стали знаменитыми и уважаемыми. Что помогло им в этом?

(Стремление, сила воли, желание победить, быть полезным….)

Всё это внутренний мир человека.

Разместите на схеме «Внутренний мир» соответствующие карточки.

(Практическая работа в группе )

Вывод: Каждый человек имеет свой неповторимый внутренний мир, который ему позволяет или, наоборот, не позволяет достичь чего-либо. Внутренний мир человека формируется в процессе всей его жизни.

Слайд 5. «Личность».

Мы определили, что каждый человек обладает своими физическими особенностями и своим, непохожим на других внутренним миром.

Определение. Личность - это человек, который отличается от других физическими особенностями и внутренним миром.

Мы все живем среди людей, у каждого из нас есть свои особенности. Мы каждый день общаемся, знакомимся с новыми людьми, реагируем на те или иные события.

Что влияет на развитие внутреннего мира?

(Влияет всё, что нас окружает: события, семья, учителя, друзья…)

Разместите на схеме «Мир и человек» соответствующие карточки.

(Практическая работа в группе)

Вывод: Человек по-разному реагирует на окружающий мир и окружающий мир, соответственно на человека. Они взаимосвязаны.

Слайд 6. «Наша школа».

Рассмотрите фотографии. Знакомы ли вам люди на этих фото?

(На фото учитель школы Громошинская Любовь Дмитриевна- жительница Блокадного Ленинграда, ветеран труда, человек добродушный и жизнерадостный. Ученики школы: Рогов Саша и Шестернёв Ваня - призёры Специальных Зимних Олимпийских Игр (Солтлейк-Сити-2009); выпускники школы, сделавшие успешную карьеру; ученики школы, участники творческих коллективов.

Как вы думаете, почему я поместила на слайд именно их?

(Эти люди использовали свои личностные возможности для того, чтобы добиться чего- то в жизни).

Слайд 7. «Личностью не рождаются, ею становятся»

Верно ли высказывание знаменитого психолога?

Вывод: Высказывание верно, т.к. именно в процессе жизни, проживая разные события, общаясь с разными людьми, человек становится непохожим на других, неповторимым.

3. Расскажем о себе.

Ученики нашего класса подготовили презентации о себе, в них они расскажут о своих личностных особенностях.

Самопрезентации учащихся.

(Выступление учащихся класса с презентациями, выполненными в программе Power Point)

Вывод: Личностные особенности позволяют человеку занять нужное место в обществе, добиться желаемого.

На следующем классном часе мы с вами попытаемся разобраться, какие именно личностные особенности позволяют человеку добиться многого в жизни, а какие препятствуют этому, оставляют человека не у дел.

Приложение

Схема 1.

Схема 2.

Эссе по обществознанию (социология)

Тема: «Личностью не родятся, личностью становятся».

(А. Н. Леонтьев)

В своем первоначальном значении понятие личности обозначало маску или роль,

исполняемую актёром в древнегреческом театре. Затем оно стало обозначать самого

актёра и его роль –«персонаж». Древние римляне слово «persona» использовали для

термина в современном обществознании полностью изменилось. Сегодня личностью

называют человеческого индивида, выступающего в качестве субъекта сознательной

деятельности и обладающего совокупностью черт, свойств и качеств, реализуемых в

общественной жизни. Удивительно, что и сегодняфилософы, психологи и социологи

продолжают исследовать процесс превращения человека в личность и по- прежнему

спорят о важности становления характерных социальных признаков в отдельном человеке

как субъекте отношений и сознательной деятельности между индивидом и обществом.

Я полностью согласна с высказываниемАлексея Николаевича Леонтьева –

выдающегося советского психолога, который выдвинул общепсихологическую теорию

деятельности и провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм

формирования личности. Биологическая наука доказала, что человеческий детёныш

рождается беспомощным и удивительно беззащитным, ему необходима теплота и забота

его родителей, долгий процесс воспитанияв обществе, чтобы он стал мыслящим

человеческим существом, способным самостоятельно осуществлять свободный выбор в

сознательной общественной деятельности.

Меня всегда интересовал вопрос: «Как и когда рождается личность в человеке?»

Очевидно, что к новорождённому реб ёнку термин «личность» не приложим, хотя наука

доказала, что в каждом младенце уникально, неповторимым образом запечатлены:

физиологические особенности, зачатки характера, особенные взаимоотношения с матерью

и близкими людьми, специфические условия жизни. С точки зрения социальной

психологии человек в процессе социализации проходит несколько стадий в своём

развитии. Вначале он, как и все человеческие существа, характеризуется понятием

«индивид», то есть становится конкретным, единичным человеком, рассматриваемым в

качестве биосоциального существа. Подрастаяи взрослея, человеческое существо

проявляет свою индивидуальнуюнеповторимость –совокупность своеобразных черт, как

биологических, так и психологических. Мы все принадлежим к роду человеческому, всю

свою жизнь доказываем ярко выраженную неповторимость, но вот личностью становимся

не все. Почему же так трудно стать личностью? Какие специфические условия

необходимо создать в социальной среде, чтобы все рожденные младенцы превращались в

творческие существа, называемые талантливыми личностями.

Мне особенно импонирует точка зрения выдающегося немецкого философа

Иммануила Канта, который утверждал, что человек становится личностью, лишь

осознавая себя, отличая себя не только от других объектов, от животных, но и от других

людей. Наличие самосознания в виде такой формы самоиндентификации, как «Я»,

позволяет человеку свободно и осознанно подчинять себя нравственному закону,

лежащему в основе социальности.

Сегодня понятие личности вошло и в житейский и литературный обиход. Личность

стала характеризоваться как сильная и слабая, яркая или бесцветная, богатая или бедная

(по духовным компонентам), открытая или закрытая. Так мы говорим обыденным языком,

пытаясь выразить собственное отношение к другому человеку. Ну, а как же современная

наука? Что предлагает она нам в определении сущности личности? Обратимся вначале к

науке социологии. Социологи рассматривают личность как представителя определённой

социальной группы , как социальный тип, как продукт общественных отношений. Их

интересует включённость личности в общественные отношения и его системные качества,

проявляющиеся в совместной деятельности и общении.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений,

точный слепок образца, столь необходимого для социальных нужд самого общества, но,

сознания и самосознания.

В исторической наукепод личностью понимается индивид, обладающий

выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории. Такими

неповторимыми личностями, безусловно, являются Александр Македонский, Юлий

Цезарь, Наполеон Бонапарт, Владимир Ульянов- Ленин.

Современная социальная психологиядоказала, что становление и развитие

личности осуществляется в процессе социализации индивидов, освоения ими социальных

норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и

формами деятельности. Человек в процессе своей жизни приобретает социальные

качества, получает социальные роли и статусы, исполняет важнейшие функции

социального мира. В становлении личности участвует не только общая социальная среда в

Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и философии, найдется категория, сравнимая с категорией "личность" по количеству противоречивых определений.

· Известный отечественный психолог В.П.Зинченко по этому поводу не без юмора отметил: "Конкурировать с понятием "человек" могло бы понятие "личность".

· Понятие личность весьма невразумительно истолковывается в литературе. Д.Б.Эльконин как-то сказал, что, просмотрев около двадцати определений личности, он пришел к заключению, что он не личность.

Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт , характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности

Личность - результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» (А.Н.Леонтьев)

Личность – понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, – это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания , в процессе социализации.

Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих человеку функционировать как полноправному члену общества. Каждое общество формирует личность в соответствии с определенной традицией, ценностно-культурной парадигмой, социальными стандартами, требованиями.

Л.И.Божович выделяет два критерия сформировавшейся личности :

1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы .

2. Способность к сознательному руководству собственным поведением.

Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.


В этой связи важно представлять в общем виде структуру любой личности , ее содержание:

1) общие, социально значимые особенности проявлений сознания и деятельности (моральные свойства, направленность, опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычки и т.п.);

2) индивидуальные особенности проявлений ее сознания и деятельности (характер, способности, привычки, потребности и интересы, поведение);

3) самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и убеждения.

Однако понятие "личность" может характеризовать человека только как целостное существо в единстве как его социально значимых , так и индивидуально-особенных свойств общественной жизнедеятельности.

Американский психолог и философ рубежа XIX - XX веков, один из основоположников прагматизма, У.Джемс писал: «Понимая слово личность в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность».

Целостность личности нельзя выразить, если представлять ее только как статистическую единицу, без учета ее уникальности и самобытности, но одновременно невозможно ее не описывать именно как статистическую единицу, ибо иначе о ней нельзя было бы сказать ничего общего. Вот почему для того, чтобы понять, что такое личность, необходимо исключить дилемму общественного и индивидуального.

Личность - это не только продукт (объект) общественных отношений, но и их субъект (существо, осознающее себя и действующее для себя).

· Ведь всякая личность, так или иначе, в той или иной степени, осуществляет свою общественную деятельность - труд, познание, общение особым, только для нее характерным способом, поскольку реализует всегда конкретные цели и. задачи, с которыми она сталкивается в своей жизни.