Лучшие графические романы всех времен. Лучшие графические романы и комиксы в подарок

Те, кто часто смотрит американские фильмы (или хотя бы пару раз смотрел «Симпсонов»), примерно представляют себе, что такое комиксы - что-то типа журнальчиков с яркими обложками, которые скупают дети и толстые одинокие взрослые в тяжёлых очках а-ля классический ботаник. То есть, это нечто такое, о чём лучше не говорить в компании интересных продвинутых людей.

А вот и нет! На смену штампованным комиксам пришли графические романы - роскошные издания хорошего книжного формата, в которых качественные взрослые истории удачно перекликаются с разнообразной графикой уровня престижных современных художников.

До России культура графических романов добралась совсем недавно. А все лучшие вещи вышли на русском языке максимум в пределах пяти лет, что ничтожно мало для знакомства читателя с миром необычной литературы.

«Пятница» уже в курсе, что графические романы - это круто! Попробуйте и оцените сами: мы собрали для вас двадцать лучших новых графических романов, выпущенных на русском языке за последние несколько лет. Вас ждут хорошо известные имена и совсем неизвестные авторы, которым только предстоит завоевать внимание любителей комиксов по всему миру.

Скотт Снайдер, Рафаэль Альбукерке, Стивен Кинг «Американский вампир»

1920-е. вампиры, блеск Голливуда, ммм... И всё это - при участии Короля Ужасов! Великий американский писатель Стивен Кинг всегда был, что называется, на острие моды. Он родился и вырос в те времена, когда комиксы были уделом непритязательных подростков и странных взрослых дядек, которые вместо походов на свидания перебирали свои потрепанные коллекции. К счастью, это время улетело со свистом, уступив место Эре Графических Романов - качественных комиксов с сюжетами уровня отличной современной литературы и графикой уровня полноценного художественного искусства. Именно этот сплав культур воплощает в себе «Американский вампир» - никаких слащавых зубастых мальчиков и огромных манга-глаз. Только нуар, тлен и безысходность в лучших своих проявлениях.

renegadecinema.com

Майк Кэри «Люцифер»

Давайте признаемся честно: хорошие мальчики и правильные девочки в качестве главных героев фильмов, сериалов, книг и комиксов - это скука смертная! Воительницы вроде Баффи и даже милашки вроде Кларка Кента медленно, но верно уходят в прошлое. Теперь бал правят плохиши и прочие инфернальные личности с многогранной натурой. Как, например, Люцифер - дьявол собственной персоной. Впервые именно этот персонаж в именно таком амплуа появился в другом культовом графическом комиксе «Песочный человек» под авторством Нила Геймана. К Гейману мы ещё вернёмся, а пока - многосерийные похождения Падшего. На Земле сын Ада владеет элитным ночным клубом и наслаждается всеми удовольствиями мира смертных. Правда, недолго, поскольку высшие силы без обаятельного воплощения зла и шагу ступить не могут.

Билл Уиллингхэм «Сказки»

Очень популярный в последнее время телесериал «Однажды в сказке» только подтвердил прочно сложившуюся тенденцию: зрители любят истории-перевертыши. К такому же выводу пришёл автор графических романов и писатель Билл Уиллингхэм, положив начало новой серии в жанре городского фэнтези. Суть в том, что все эти чудесные волшебные герои, которыми восхищаются маленькие мальчики и девочки, на деле - самые обычные люди-звери из плоти и крови. Но, конечно, с необычными способностями и судьбами. Никто из них не намерен открыто жить среди простых смертных, и потому разношёрстная сказочная компания основала нечто вроде тайной коммуны под названием Сказкитаун, затерянной в самом обычном жилом районе Нью-Йорка.

Хуан Диаc Каналес, Хуанхо Гуарнидо «Блэксэд»

Как можно не любить котиков? Особенно порочных чёрных котиков с саркастическим взглядом и дымящейся сигаретой между белоснежных острых клыков... И всё это под маркой «18+»! Эмоционально яркая латиноамериканская феерия хорошего вкуса и пушистых героев с замашками Микки Рурка удалась на славу - этот графический роман заработал не одну престижную премию комикс-мира, ни говоря уже о любви преданных поклонников. Без кота - как известно - и жизнь не та. А занимается этот роскошный крипи-кот по имени Джон Блэксэд довольно типичным для комиксов делом - промышляет услугами частного детектива. Коррумпированный американский мегаполис, конечно же, всячески сопротивляется суровому самопровозглашённому блюстителю закона и порядка с крутым нравом, так что скучно читателям точно не будет.

Нил Гейман «Смерть. Цена жизни. Время жизни»

Ещё один изящный экзерсис в сторону «Песочного человека», но на этот раз - уже от самого оригинального автора. Его удивительная способность превращать банальных, казалось бы, и совершенно заезженных героев в уникальные образы не знает границ. У любого проходного художника и автора Смерть получилась бы либо типичной старухой с косой, либо коварным плутом мужского рода, либо ещё каким-нибудь привычным шаблоном. А как вам Смерть, которая любит сказки про Мэри Поппинс и периодически берёт выходной, чтобы насладиться жизнью людей? А как вам её совсем не «смертельная» внешность маленькой милой девочки и ласковый характер вкупе с добрым сердцем? Пожалуй, такое описание больше подошло бы Жизни, но кто сказал, что Смерть - это так уж плохо? В общем, истории Нила это не только качественное фэнтези и великолепная графика. Это ещё и очень правильная мысль, идущая красной линией через всю книгу: цените каждый свой день, как это умеет делать Смерть.

Брайан К. Вон, Фиона Стэплз «Сага»

В России этот комикс ещё не успел набрать сумасшедшую популярность, которая полагается ему по праву. Может, всё дело в том, что скупая аннотация не передаёт и половину очарования серии графических романов о смешении всевозможных рас и характеров? Те, кто уже успел познакомиться с «Сагой», в один голос утверждают - это настоящее событие в мире интеллектуального арта! Судите сами - речь вроде бы идёт о классической истории «Смешанная семья с ребёнком на руках в поиске лучшего места для счастливой семейной жизни». А на деле - безумное, сюрреалистическое, потрясающее месиво героев и образов, которые вы не встретите ни в одном другом комиксе. Тут вам и вселенские войны, и загадочные миры, и любовь на века, и чудо-ребёнок, и котики, и soft porno, и роботы, и многое-многое-многое другое. Маленький совет: смакуйте помаленьку. Кстати, этот графический роман 18+ - присутствуют откровенные сцены и оригинальные ругательства.

Грант Моррисон, Дэйв МакКин «Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле»

Хотя этот комикс - простите, отличный графический роман, конечно же! - трудно назвать новым, для русскоязычного читателя он всё-таки в новинку. Поскольку бум на такую необычную литературу в нашей стране пришёл буквально в пределах пяти-шести лет назад, «Лечебница Аркхем» и «Дом скорби на скорбной земле» для нас именно что новинки. Это одновременно и ностальгия по стареньким мультикам про Бэтмена, и совершенно новый взгляд на его историю - мрачный, серьёзный, наполненный глубоким психологизмом. Взять за основу романов самое мрачное место вселенной DC - психиатрическую лечебницу, где томятся многочисленные враги Бэтмена - было серьёзным шагом. Тут не место пафосным героям, здесь правят боль, гнев и безумие. Их воплощения - Загадочник, Глиноликий, Кожаное Лицо, Макс Зевс, Безумный Шляпник, Крок... И, конечно, неподражаемый Джокер.

Арт Шпигельман «Маус»

Есть просто комиксы, есть добротные графические романы, а есть Книги. Книга «Маус», например, получила... Пулитцеровскую премию! Это беспрецедентный случай в истории современной литературы. Безусловно, жюри крупных премий порой «балуется», награждая очень неоднозначных авторов, но такого никто не ожидал, это факт. Итак, о чём, собственно, речь? Отец Арта - Владек - рассказал своему сыну историю Холокоста, в которой лично поучаствовал. Не по своей воле, конечно, как и тысячи других евреев. И гетто, и Освенцим, и Дахау - всё это нашло отражение в истории Арта, которую он попытался переосмыслить через странные образы животных. Мыши-евреи, Коты-немцы, Лягушки-французы... Комичность подачи только сыграла на руку трагедии сюжета. В общем, этот тот редкий случай, когда читать нужно обязательно!

Брайан Ли О’Мэлли «Шансы»

Автор легендарной серии комиксов про Скотта Пилигрима не устаёт радовать поклонников новыми крутыми историями. Отойдя на время в сторону от своего любимого героя, он создал совершенно новый сюжет про молодого, талантливого и очень неудачливого шеф-повара Кэти. Понятно, что, когда дела совсем не ладятся, ужасно хочется бросить всё, лечь спать и подождать, пока оно как-нибудь само. Кэти приходится нелегко - её ресторан не радует доходами, денег всё меньше, а перспективы так себе. Однажды она находит в своей комнате «набор Алисы из Страны Чудес»: блокнот, гриб и записку. Нужно всего-то записать в блокнот то, что подлежит исправлению, съесть гриб и лечь спать. Чем хороши комиксы Брайана, так это сочетанием несочетаемого - вполне серьёзная история об экзистенциальных страхах и жизненных трудностях в яркой мультяшной рисовке под соусом отличного юмора.

Луис Ройо, Ромуло Ройо «Malefic Time»

Первой нашей десятке жизненно не хватает хорошего фэнтези-арта! Например, от известного на весь мир испанского художника Луиса Ройо, который славится отличной эротической живописью. Вместе с сыном Ромуло он создал серию книг о воительнице Луч Малефик, которой предстоит сыграть важную роль в борьбе Света и Тьмы. «Время Малефик» - классическая антиутопия. К 2038 году человечество оказывается на грани полного саморазрушения. Луч росла под руководством Учителя, который тренировал её и наставлял в искусстве магии. Но однажды бросил посреди разрушенного и залитого кровью Нью-Йорка - разбираться в одиночестве со своей судьбой и предназначением в этом странном мире.

beardsandbones.ru

На этом первая часть увлекательного знакомства подошла к концу. Не забывайте следить за обновлениями - во второй части вас ждёт ещё больше интересностей и новинок, а также бонус для тех, кто всерьёз заинтересовался культурой графических романов.


Екатерина Осипова


Теги:

ИГРА ПРЕСТОЛОВ Книга 1 "Зима близко" - таков суровый девиз Дома Старков, хозяев самой северной из земель Вестероса, вассалов короля Роберта Баратеона. Эддард Старк правит во имя Роберта в Винтерфелле. Внезапно при странных обстоятельствах умирает Десница короля - Джон Аррен. Король Роберт едет в Винтерфелл, а с ним - королева, прекрасная, но холодная Серсея, их сын Джоффри, братья королевы Джейме и Тирион Ланнистер. Встреча Эддарда и Роберта в Винтерфелле навсегда изменит судьбу королевств. В это же время за Узким морем принц Визерис, наследник павшего дома Таргариенов, решает вернуть себе трон с помощью армии варваров-дотракийцев, чью верность он намерен купить в обмен на единственную ценность, что у него осталась: его прекрасную и невинную сестру Дейенерис. ИГРА ПРЕСТОЛОВ Книга 2 Во второй книге вы вновь посетите Север, где бастард Джон Сноу пытается найти свое место среди ожесточившихся изгоев и отпетых разбойников, поклявшихся нести дозор на Стене. Затем переместитесь на Юг, в столицу придворных интриг и порока, в Королевскую Гавань, где отец Джона пытается управиться с обязанностями Десницы при короле Роберте Баратеоне. А следом за этим - в земли варваров за Узким морем, где юная принцесса Дейенерис Таргариен, насильно выданная замуж за предводителя дотракийцев кхала Дрого, открывает для себя любовь и власть. Тем временем карлик Тирион Ланнистер, которого леди Кейтилин Старк обвинила в покушении на ее младшего сына, ставшего калекой, пойман и заточен в темницу в горном замке Орлиное Гнездо, где правит сестра леди Старк - женщина, одержимая желанием отомстить Ланнистерам… ИГРА ПРЕСТОЛОВ Книга 3 Лорд Эддард Старк из Винтерфелла, Десница короля Роберта Баратеона, нажил себе массу врагов в Королевской Гавани. Причин для вражды между благородными домами Старков и Ланнистеров предостаточно: Тирион Ланнистер, Бес, чудом сумел освободиться из плена леди Кейтилин. Далеко на Севере бастард Джон Сноу, недавно принесший клятву Ночного Дозора, делает первые шаги к своей участи, которая окажется куда страннее, чем он мог предположить. Тем временем по ту сторону Узкого моря Дейенерис Таргариен, вышедшая замуж за великого дотракийского вождя кхала Дрого и носящая его ребенка - сына, который, согласно пророчеству, завоюет мир, - понимает, что ее судьба скоро примет непредвиденный оборот. ИГРА ПРЕСТОЛОВ Книга 4 Смерть короля Роберта Баратеона и тюремное заключение его Десницы, лорда Эддарда Старка, поставили четыре величайших дома Вестероса друг против друга. В Винтерфелле старший сын и наследник Эддарда Роб Старк собирает армию, чтобы отправиться на Юг и освободить своего отца. Тем временем в Королевской Гавани молодой король Джоффри подливает масла в огонь и разжигает такое пламя, которое может повлиять не только на Старков, но и на весь Вестерос - конечно, если Тирион Ланнистер не остановит самовлюбленного юнца. А за Стеной зимы становятся такими суровыми, что пробуждают ото сна фантастических созданий, до этого существовавших только в легендах. Здесь бастард Эддарда Джон Сноу должен раз и навсегда решить вопрос своей лояльности. По ту сторону Узкого моря Дейенерис Таргариен познает настоящую цену горя - и возрождается из его глубин, чтобы обрести то, что по праву принадлежит ей, - Железный Трон. ГРЁЗЫ ФЕВРА На дворе 1857 год… Для страны война еще не началась, но она наступила для Эбнера Марша - владельца лучшей на реке судоходной компании. Когда некий Джошуа предлагает ему партнерство и деньги на строительство парохода мечты, Маршу кажется, что исполнились его самые смелые желания. Однако Джошуа человек-загадка. Он ведет странный образ жизни и принимает у себя еще более странных друзей. Вскоре Эбнер задается вопросами: куда приплывет пароход под таким руководством и не слишком ли необычный друг напоминает опасного врага?

В материалах, посвященных рисованным историям, часто встречается термин «графический роман». Мы задумались: где проходит граница между комиксом и графическим романом? Отличаются ли они или между терминами можно поставить знак равенства? Чтобы ответить на эти вопросы, мы немного углубились в историю графических романов.

Появление термина

Впервые термин «графический роман» (graphic novel) прозвучал в 1964 году в одном из американских эссе, посвященных комиксам. Но популярность он приобрел на несколько лет позже - когда появился на обложке «Контракта с Богом» Уилла Айснера в 1978 году.

В то время американская комиксная культура была представлена в основном супергеройскими историями. «Контракт с Богом» имел с ними мало общего: это была выстраданная, личная, любовно исполненная коллекция историй заурядных людей, основанная на культурном и жизненном опыте автора. Четыре отдельных рассказа, объединенных общим местом действия, выступающим в роли отдельного персонажа - арендным домом № 55 на Дропси-авеню.

Разворот из книги «Контракт с Богом»

Вот как описал роман художник и комиксист Скотт Макклауд: «Набросочная, но выверенная графика „Контракта с Богом“ будто впитала дух восхищавших линогравюрных романов первой половины XX века. Карикатурность стиля, близкие к оперной по экспрессивности жестикуляция и мимика соседствовали с неоднозначностью характеров. Ландшафты и интерьеры оставляли четкое ощущение их реальности, пропущенной сквозь цепкую и твердую память, но ностальгический флер не затенял разыгрывавшуюся посреди них человеческую драму, казавшуюся новой и современной».

«Контракт с Богом» был намного сложнее по структуре и замыслу. Айснеру нужна была поддержка серьезных книжных издателей, но никто не хотел выпускать комикс в таком виде. Чтобы опубликовать книгу, он назвал её «графическим романом».


Разворот из книги «Контракт с Богом»

После «Контракта с Богом»

Успех «Контракта с Богом» привел к тому, что термин стал применяться к другим рисованным историям. В 1982 году издательство Marvel запустило отдельную серию «графических романов». А после коммерческого успеха «Мауса» Арта Шпигельмана, «Хранителей» Алана Мура и «Возвращения Темного Рыцаря» Френка Миллера термин стали использовать повсеместно.


Разворот из графического романа «Маус». -

Что такое «графический роман»

Сегодня термин «графический роман» не имеет строгого определения. Обычно его применяют к рисованным историям с единой сюжетной линией, изданным как целостное произведение, не серийно. В американском словаре Merriam-Webster говорится: «графический роман - это вымышленная история, которая представлена в формате комиксов и опубликована как книга». Иногда графическими романами называют и сборники комиксов, изначально выходивших в виде журналов.

Авторы рисованных историй по-прежнему прибегают к этому термину, чтобы показать, что перед читателем более серьезное произведение, чем классический комикс - веселые картинки о «парнях в трико». Иногда термин указывает на длину истории: как правило, графические романы более объемны, чем отдельные выпуски.

Тем не менее, понятия , «графический роман» и «рисованная история» остаются очень близкими по смыслу и часто взаимозаменяемыми. В конце концов, не столь важно, как названа книга, которая у вас в руках. Важно, чтобы это была действительно интересная история.

Первые комиксы появились еще на заре человечества, когда люди научились высекать картинки камнями на стенах скал и пещер. Рассказы об охоте – это первые графические новеллы, а в египетских многоярусных фресках можно найти даже "баллоны" с текстом, признак современного комикса.

Сегодня комикс – одно из самых спорных явлений. Искусство или "веселые картинки"?

Глядя на то, какие сегодня выходят книги комиксов, понимаешь, что за рамки "веселых картинок" они давным-давно вышли.

Во Франции художник-комиксист получает ежемесячную зарплату и ездит с турами по стране после выхода каждого нового графического романа, а в России пока еще только набирают обороты проекты, связанные с выходом графических новелл.

Очевидно, что "истории в картинках" – это текст универсальный. Не просто фразы, сопровождающиеся иллюстрациями, не совсем картинки с подписями, а единое творение. Графический роман дарит совокупное впечатление от работы художника (а иногда нескольких), сценариста, автора…

Словами "графический роман" (синоним – "графическая новелла") описывают и собранные под одной обложкой комиксы, и цельные истории, и "комикс-адаптации" художественных книг, и книги, в которых вовсе нет ни единого слова. Термин "графический роман" используется, чтобы отделить полноценные книги, обладающие целостным сюжетом, высокой художественной ценностью, а также – чаще всего – предназначенные для взрослой аудитории, от детских и подростковых комиксов, представляющих собой короткие еженедельные выпуски.

Объем и возрастное ограничение не всегда являются показателем графического романа.

В американской традиции, например, и графические романы часто выходят в тонких выпусках под мягкой обложкой (именно такова судьба нашумевших "Хранителей ").

Комиксы бельгийского художника Эрже "Приключения Тинтина " или прекрасный "Малыш Немо " Винзора МакКея, пусть и ориентированы на детей, вполне заслуживают называться "графическими новеллами".

Таким образом, единый сюжет и проработанный, стильный рисунок – более справедливые, хотя и размытые показатели.


Признак европейского графического романа – оригинальный, неповторимый авторский рисунок.

Основополагающим для восприятия графического романа является изображение . Как бы ни был важен сюжет или текст, главную эмоциональную нагрузку несет рисунок. Сценарий лишь особым образом играет в сочетании с работой художника. Именно графика создает атмосферу, благодаря ей, в первую очередь, создается впечатление о персонажах, она отвечает за то, как читатель воспримет ту или иную сцену.

Настоящие гуру графических романов – бельгийцы и французы. В этих странах комикс считается одним из видов искусства и поддерживается на государственном уровне. Выставки, посвященные комиксам, коллекционеры, собирающие самые редкие издания… И огромное количество интересных, самобытных художников-комиксистов.


А есть еще множество прекрасных книг, которые пока не выходили в России. Взорвавшая Запад (и Восток) "Хабиби" знатока арабской каллиграфии Крейга Томпсона – графическая притча, в которой истории из Корана перемежаются с рассказом о судьбе двух детей-рабов, Додолы и Зама. До сих пор не переведенные классики – Линд Уорд, Уилл Айснер. Всемирно признанный "Maus" Арта Шпигельмана – графический автобиографический роман о холокосте, получивший Пулитцеровскую премию. Смелые и атмосферные серии графических новелл: "Никополь" – о постапокалиптическом будущем, "Blacksad" – классический детектив в стиле нуар…

Современный читатель может выбрать графический роман практически о чем угодно. С каждым годом их появляется все больше, а в последнее время к ним присоединяются и книги русских художников и сценаристов. "Воображаемые друзья " известного популяризатора комикс-культуры в России Ильи Обухова и "Стерва " Андрея Ткаленко и Елены Воронович – пожалуй, только первые ласточки на пути к традиции русского графического романа.

Но в целом, комикс для взрослых и у нас становится все популярнее: выходят сборники графических новелл , проводятся фестивали "КомМиссия" и "Бумкнига", и в целом атмосферу смело можно назвать очень перспективной .

graphic novel ), англиц. графическая новелла - один из форматов комиксов . Представляет собой объёмный роман , в котором сюжет передаётся через рисунок, а текст играет вспомогательную роль. Термин часто используется авторами комиксов, чтобы отделить своё творчество от комиксов малого формата, издаваемых периодически.

По содержанию такие произведения обращены чаще всего к взрослой аудитории и накладывают ограничения по возрасту к аудитории (англ. adult content ). Графические романы отличаются от традиционных комиксов и манги не только сюжетом и качеством прорисовки, но также внешним видом и ценой. Издаются обычно в твёрдом переплёте на качественной бумаге, стандарт 46-48 страниц (бывают расхождения в бо́льшую сторону). Также отличием графического романа является то, что зачастую альбом создаёт один человек, максимум трое: сценарист-автор, художник и художник-колорист.

Основа графических романов

Графический роман в Европе

Графический роман в США

Длинное графическое произведение. Ориентировано на более взрослую аудиторию и также отличаются качественным сюжетом и прорисовкой. В США в отличие от Европы некоторые графические романы по объёму не превышают размер комиксов и издаются под мягкой обложкой. Очень популярно издание графических романов по вымышленным вселенным (Звёздные войны , Чужие), а также адаптация популярных фантастических романов (Хроники Амбера , Хоббит , Легенда о Дриззте).

Графический роман в России

В России жанр графического романа всё ещё находится на этапе зарождения. Причины тому, как принято считать [кем? ] , - предрассудки по поводу рисованных историй вследствие относительного позднего входа в общую культуру (во времена СССР рисованные истории считались примитивной забавой с Запада) и отсутствие какого-либо финансирования (на гонорары издательств нельзя жить, нет ни одной стимулирующей премии). Всего их было издано не более десятка. В России также проводятся фестивали