Народы говорящие на языках алтайской семьи. Алтайские языки

Это в известной мере гипотетическая языковая се­мья, объединяющая три языковые группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо-манчжурскую. Некоторые язы­коведы относят к алтайским языкам также языки ко­рейский и японский. Однако общность указанных язы­ковых групп не доказана, и они могут рассматриваться как отдельные языковые семьи. Название «алтайские языки» применяют иногда и для обозначения языков народов, живущих на Алтае - хакасов, алтайцев, ту­винцев и других.

Народы алтайской языковой семьи на Северном Кав­казе представлены тюрками. На монгольском языке говорят калмыки (самоназвание «хальмг» - числен­ность более 150 тыс. человек), генетически восходя­щие к монголам — ойратам, выселившимся из Джунга­рии в Россию в XVII в. Но калмыки географически тяготеют не к Северному Кавказу, а к Нижнему По­волжью, и мы их не рассматриваем.

Народы тюркской группы

В бывшем Советском Союзе тюрки составляли са­мую разветвленную группу, в которую входило около 25 языков и наречий с общей численностью до 25 млн. человек. Основная их масса проживала в Средней Азии (узбеки, казахи, туркмены, киргизы, уйгуры, каракалпа­ки), Сибири (якугы, тувинцы, хакасы, алтайцы), Повол — жско-Уральском регионе (татары, башкиры, чуваши) и на Кавказе (азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, бал­карцы). После распада СССР в конце 1991 г. пять крупных тюркских народов образовали самостоятель­ные государства (Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Киргизия, Азербайджан). В число народов Северного Кавказа входят кумыки, карачаевцы, балкарцы и но­гайцы.

Кумыки. Обитают в равнинно-предгорной части Дагестана, входя в основное население 7 его районов. Небольшие группы кумыков живут также в Чеченс­кой республике и в Северной Осетии. Численность ку­мыков составляет приблизительно 150 тыс. человек, более точных данных в нашем распоряжении нет. Са­моназвание народа «къумукъ». Южная часть кумыков именовала себя по названиям селений - башлинец (сел. Башлы), утамышец (сел. Утамыш) и т. д. Кумыкский язык относится к кипчакской группе тюркских языков и распадается на три диалекта: северный (хасавюр­товский), средний (буйнакский) и южный (кайтагский).

Литературным является хасавюртовский диалект. Раз­личия между диалектами постепенно стираются (62, с. 421).

Этногенез кумыков представляется в настоящее вре­мя как процесс этнической миксации, т. е. смешения древнего аборигенного населения предгорного Дагес­тана с пришлыми тюркоязычными кочевниками эпохи раннего средневековья, просачивавшимися сюда из сс- всрокавказских степей. По мнению исследователя этой проблемы Я. А.Федорова, первой волной таких кочев — ников-тюрок были савиры, появившиеся в Дагестане в V в.; савиры - народ гуннского происхождения. В V — VII вв. эта часть Дагестана в некоторых источниках называлась «страной гуннов». Так началась языковая тюркизация предгорных аборигенов Дагестана, растя­нувшаяся на несколько столетий (108, с. 114-117).

Вторую волну тюркизации Я. А. Федоров связыва­ет с тюркоязычным народом хазар, создавшим обшир­ный и могущественный Хазарский каганат, существо­вавший в VII-X вв. на территории Нижнего Поволжья - Северо-Восточного Кавказа. Завершающий этап тюркизации и ассимиляции приходится на период XI — XIII вв., когда в степях Предкавказья появились мас­сы новых воинственных кочевников-тюрок, носивших общее наименование «кипчаки» (в русских летописях «половцы»). Кочевья кипчаков достигали Северного Дагестана, но после разгрома их и алан татаро-монго­лами около середины XIII в. часть кипчаков мигриро­вала в Дагестан, осела в предгорьях среди уже сильно отюреченных аборигенов и смешалась с ними, поло­жив начало кумыкскому языку и кумыкскому народу. Принадлежность кумыкского языка к кипчакской груп­пе тюркских языков подтверждает именно данную версию. В антропологическом отношении кумыки пред­ставляют типичный кавказский народ.

В XVI-XIX вв. значительное развитие у кумыков получили феодальные отношения, основанные на круп­ной земельной собственности. Класс феодалов, возглав — лившийся Шамхалом Тарковским, включал в себя бе­ков, чайков, узденей и мусульманское духовенство: ку­мыки мусульмане-сунниты. На несколько категорий делились и крестьяне. Наиболее зависимой была кате­гория чагаров-крспостных, не говоря о рабах-кулах. Судопроизводство основывалось на адатах и шариате. Феодальные отношения господствовали до революции 1917 г., переплетаясь с патриархально-родовыми пере­житками и элементами капиталистических отношений. Распространена была и кровная месть (62, с. 432 - 434).

В годы Советской власти у кумыков была ликвиди­рована неграмотность (составляющая до революции свыше 90 %), на кумыкском языке издавались журна­лы и газеты, сформировалась интеллигенция. В 1930 г. основан Кумыкский драматический театр в Махач­кале.

Карачаевцы. Территория древнего расселения ка­рачаевцев до начала XX в. ограничивалась бассейном верховьев Кубани, подразделяясь на Большой Карачай (истоки р. Кубань с аулами Карт-Джурт, Учкулан, Хур — зук) и Малый Карачай (ущелье р. Тебсрды с притока­ми и аулами Теберда, Сенты). Восточнее г. Кумбаши и по р. Подкумку карачаевцы до советского времени не жили, как и в верховьях Большого Зеленчука (аул Архыз основан в 1923 г. и принял около 150 семей переселенцев). Горное малоземелье и одновременный рост населения побуждали карачаевцев переселяться в предгорные районы, продвигаясь вниз по Подкумку. Обживались казачьи станицы Зеленчукская, Кардоник — ская, Сторожевая, Прсградная. Таким образом, терри­тория расселения карачаевцев за годы Советской влас­ти претерпела существенные изменения, расширилась и стала основой возрождения этого небольшого наро­да: в начале XX в. карачаевцев, по некоторым данным, насчитывалось 15 тыс. человек (сейчас более 150 тыс.; 107, с. 131).

Самоназвание карачаевцев «карачайлы». Язык их, как и кумыкский, относится к кипчакской группе тюр­кских языков, но в отличие от кумыкского имеет ряд схождений с осетинским языком. Последнее обстоя­тельство вряд ли может объясняться языковыми свя­зями и заимствованиями позднего средневековья - ка­рачаевцы территориально не имеют контактов с осе­тинами. Это явление находит наиболее вероятное объяснение в особенностях формирования карачаевс­кого народа, сходных в основных чертах с этногене­зом кумыков - языковая тюркизация и этническая ассимиляция местного дотюркского населения, т. е. вер — хнскубанских алан, какой-то группой средневековых тюрок. Различные тюркские группы (болгары, хаза­ры) проникали в верховья Кубани и Пятигорьс с VII — VIII вв., но серьезно демографическую ситуацию здесь не изменили. Приблизительно с середины XI в. из степей Предкавказья в предгорья продвигается наибо­лее мощное тюркское племенное объединение полов­цев, или кипчаков. Их расселение в верховьях Кубани радикально изменило демографию региона и привело к постепенной ассимиляции местной группы ираноя­зычных алан кипчаками, к окончательной языковой тюркизации этих алан, смешавшихся с кипчаками. Этноним «аланы», которым мегрелы Западной Грузии называют карачаевцев и сохранение этого этнонима в исторической памяти карачаевцев подтверждают ве­роятность охарактеризованного процесса сложения карачаевского народа (108, с. 100 - 104). Таким об­разом, карачаевский этногенез можно отнести к XI-XIII вв. и считать этот народ, как и родственных балкарцев, самым молодым народом Северного Кавказа.

Под современным названием «карачаи» интересую^ щий нас народ стал известен с первой половины XVII в., когда через их земли прошли в Мегрелию московские послы Ф. Елчин и П. Захарьев (109, с. 7 - 8). В это время в Карачас существовали уже феодальные отно­шения и феодалы, в русских источниках именуемые

мурзами, тогда как крестьяне назывались в тех же до­кументах «мужиками». В 1828 г. Карачай был присо­единен к России. Основным хозяйственным замятием карачаевцев до революции 1917 г. было отгонное ско­товодство с преобладанием мелкого рогатого скота, карачаевская порода овец традиционно считалась од­ной из лучших пород.

Для этнографического быта карачаевцев характер­ны некоторые специфические черты. Прежде всего это домостроительство: тогда как у большинства народов Северного Кавказа жилье и хозяйственные постройки возводились из камня, традиционным жилищем кара­чаевцев был сруб из толстых бревен с двускатной зем­ляной крышей и пристенным очагом (62, с. 250 - 253). В Карачас нет боевых и жилых башен, столь широко представленных в более восточных районах Северно­го Кавказа. Почти нет склсповых сооружений и свя­тилищ, также широко бытовавших восточнее. Причи­ны подобного своеобразия строительной культуры ка­рачаевцев пока не раскрыты.

С XVII в. в Карачае начинает распространять­ся ислам. В настоящее время карачаевцы мусуль­мане-сунниты. В 1926 г. было начато строитель­ство г. Карачаевск как центра экономической и куль­турной жизни карачаевского народа. Сейчас этот жи­вописный город, окруженный невысокими горами, разросся и действительно стал таким центром. Вели­колепными горными курортами, превосходящими по природно-климатическим характеристикам курорты Швейцарии, стали горные долины Тсберды, Домбая и Архыза. Их ждет большое будущее. В Нижнем Ар­хызе (ущелье Большого Зеленчука) находится Спе­циальная астрофизическая обсерватория Российской Академии наук с самым большим в Европе телеско­пом (диаметр зеркала 6 м).

В годы второй мировой войны карачаевский народ был репрессирован и полностью депортирован в Сред­нюю Азию. Карачаевская автономная область, сущс — ствовавшая с 1926 г., была ликвидирована, территория Карачая в основном отошла к Грузии в качестве Клу — хорского района ГССР. Карачаевская государственность была восстановлена в 1957 г. в рамках Карачаево — Черкесской АО в составе Ставропольского края, и ка­рачаевцы возвратились в родные места. В 1991 г. ста­тус государственности был повышен и создана Карача­ево-Черкесская республика со столицей в г. Черкесск. Характерной чертой общественно-политической жизни Карачаево-Черкесской республики в последующие годы была относительная стабильность и уравновешенность межнациональных отношений, несмотря на полиэтнич — ность ее населения. Этот положительный баланс ока­зался нарушен в мае-июне 1999 г. в связи с выборами первого президента республики: наиболее реальными претендентами на высший пост оказались карачаевец В. Семенов и черкес С. Дерев. Это обстоятельство про­вело черту этнического раскола между двумя «титуль­ными» народами Карачаево-Черкесии и привело к про­тивостоянию и небывалому ранее росту напряженнос­ти, что лишний раз обозначило всю сложность и остро­ту ситуации на Северном Кавказе. В результате выбо­ров победу одержал В. Семенов, но «черкесская партия» с поражением своего кандидата не смирилась, и скры­тое противостояние продолжалось.

Балкарцы. Живут в Баксанском, Чегемском, Че — рекском, Хуламо-Безенгийском ущельях и в некоторых равнинных населенных пунктах Кабардино-Балкарии. Численность балкарского народа — около 90 тыс. чело­век (107, с. 132). Самоназвание балкарцев «таулу» - горцы, но существуют более частные наименования по названию горных ущелий и, соответственно, обществ: малкъарлыла, бызынгылыла, холамлыла, чегемлслыла. В письменных документах название балкарцев впер­вые встречается в первой половине XVII в. (108, с. 104), но это не значит, что история балкарского народа началась в XVII в. Происхождение балкарцев, как и

их тюркский язык кипчакской группы, по существу одинаковы с этногенезом и языком карачаевцев, о чем выше уже говорилось. Это народы-братья, вероятно, происходившие из одних общих корней и, возможно, некогда составлявшие одну этническую общность, поз­же разделившуюся на две обособленные части. Сход­ную картину мы уже видели у адыгов, образовавших три близкородственных, но отдельных народа. Терри­ториальное и культурное обособление в условиях очень труднодоступного высокогорья и бездорожья привели и к небольшим диалектным отличиям между карачаев­цами и балкарцами. В языке балкарцев, в частности, выявлены так называемые «дигоризмы» - дигорцы являются ближайшими восточными соседями балкар­цев и имели с ними традиционные связи. Кроме того, есть основания думать, что формирование балкарцев происходило на дигорской этнической основе путем смешения и ассимиляции алано-дигорского древнего пласта с пришлой группой кипчаков после татаро-мон­гольского нашествия XIII в. Если это так, балкарцы подобно карачаевцам и кумыкам представляют наибо­лее молодые народы Северного Кавказа.

Письменность на балкарском языке создана в 1924 г., а в основу литературного языка положен баксано-че — гемский диалект. Наиболее крупным и известным бал­карским поэтом является Кайсын Кулиев.

Основой хозяйства балкарцев традиционно было жи­вотноводство с преобладанием мелкого рогатого скота, в первую очередь овец грубошерстной карачаевской по­роды. Значительная часть скота и лучшие пастбища и сенокосы находились в руках местных феодалов-тау- бисв. В годы Советской власти в горах Балкарии по­явились промышленные предприятия. Наиболее круп­ным стал вольфрамо-молпбденовый комбинат в горо­де Тырны-Ауз (Баксанскос ущелье).

В отличие от Карачая, в Балкарии преобладали ка­менные жилые дома с плоскими перекрытиями и от­крытыми очагами (62, с. 280-281). Еще одно отличие

4 Заказ №1610 Q7 состоит в том, что в Балкарии возводились каменные боевые башни и сооружались каменные погребальные склепы, бытовавшие до XVIII-XIX вв. В XVIII в. в Балкарию проник ислам, и сейчас балкарцы мусульма — не-сунниты.

В 1944 г. балкарский народ был подвергнут нео­боснованным репрессиям и полностью депортирован в Среднюю Азию, где пробыл до 1957 г. После разобла­чения культа личности Сталина все репрессированные народы Северного Кавказа вернулись на свою истори­ческую родину и пережили бурный период возрожде­ния. Была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР со столицей в г. Нальчик. В январе 1991 г. Кабарди­но-Балкария была провозглашена республикой в со­ставе Российской Федерации с президентской формой правления. Вскоре после этого в Балкарии появилась политическая тенденция, ориентированная на создание отдельной Балкарской республики и, следовательно, на раскол единой и оправдавшей себя государственности кабардинцев и балкарцев. После острых дискуссий не­возможность подобного размежевания и земельного передела была осознана и осуждена, балкарский народ проявил трезвость и дальновидность, не поддержав идеи сепаратизма.

Ногайцы. Между Тереком и Курой простирается Ногайская степь, представляющая засушливую зону, ад­министративно входящую в Караногайский район Да­гестана и Ачикулакский район Ставропольского края. Это территория кочевания ногайцев до XX в., причем кочевья были разбросаны на огромном и плоском, иног­да полупустынном (Ачикулак) пространстве. Загонов для скота ногайцы не делали, корм впрок не заготавли­вали. Типичным явлением для этой суровой природной среды был недостаток воды: колодцев-копаней в степи было очень мало. При кочевой системе скотоводства постоянной угрозой массового падежа скота летом была жара и отсутствие воды, зимой - снежный покров, ког­да скот не мог добыть ссбс корм из-под снега. Поэто­му ногайцы занимали в Предкавказье территорию, в хозяйственном отношении всегда представляющую зону повышенного риска и наименее выгодную для жизне­обеспечения.

Часть ногайцев расселилась в более благоприятных условиях в Кизлярском, Бабаюртовском и Хасавюртов­ском районах Дагестана, частично в притеречных рай­онах Чечни, в Кочубеевском и Минсраловодском райо­нах (аул Канглы) Ставрополья. Живут ногайцы так­же в Карачаево-Черкесии, составляя население 7 аулов. Общая численность ногайцев более 75 тыс. человек, но точных данных мы не имеем. Ногайский язык отно­сится к кипчакской группе тюркских языков и вклю­чает в себя три диалекта: караногайский, ачикулакс — кий и акногайский (в Карачаево-Черкесии). Диалекты отражают соответственно три этнографические груп­пы ногайского народа (108, с. 117).

Происхождение ногайцев связано с монгольскими племенами мангытов и других, вошедших в улус золо­тоордынского темника XIII в. Ногая и смешавшихся с тюркоязычными кипчаками-половцами (110, с. 5 - 6). В процессе этой миксации и ассимиляции язык кипча­ков победил и стал языком этнического новообразова­ния ногайцев. Долгое время считалось, что самоназва­ние народа «ногай» происходит от имени упомянутого темника Ногая, достигшего значительного военно-по­литического могущества. В настоящее время высказа­но иное объяснение: этноним «ногай» происходит от социального термина «кочевник» («нагай»; Ю. А. Ев­стигнеев, 111, с. 80-81). Ногайская орда выделилась из Золотой Орды в конце XIV в., а в XVI в. распалась на Большую и Малую Орды. В XVII в. под натиском пе­реселившихся в Поволжье калмыков ногайцы Боль­шой Орды откочевали на запад и юг, осваивая и степи Северного Кавказа.

Как у многих народов Северного Кавказа, у ногай­цев господствовали феодально-патриархальные отно — шсння. Феодальный класс состоял из мурз и султанов (последние были равны с мурзами), кайбаши - мелкой знати, дворян, подобных адыгским уоркам, и мусуль­манского духовенства. Зависимое население состояло из асланбийке-свободных крестьян и йоллы кул-крс — постных. Постоянный голод и болезни без оказания медицинской помощи вели к систематическому сниже­нию численности народа. Ногайцев называли вымира­ющим народом. Как и другие народы Северного Кав­каза, ногайцы жестоко страдали от эпидемий. Так, в 30-х годах XIX в. бушевала холера, от которой почти вымерло население Канглов.

Огромные сдвиги в жизни и культуре ногайцев про­изошли в годы Советской власти. В 1928 г. создана ногайская письменность на латинской графической ос­нове, в 1938 г. она переведена на алфавит с русской основой. Начато издание учебников и ногайской ли­тературы на родном языке, процент грамотности вы­рос до 90. Происходит процесс формирования но­гайской интеллигенции, появляются кадры своих уче­ных. Центром изучения ногайского народа и его куль­туры стал Карачаево-Черкесский научно-исследова­тельский институт в г. Черкесске. Своего националь­но-государственного образования ногайцы не имеют вследствие как немногочисленности народа, так и рас­пыленности его в разных районах Северного Кавказа и отсутствия территории компактного проживания. Тем не менее, ногайская проблема существует, ногай­ские лидеры ставят вопрос о территориальной авто­номии, что кажется нереальным. Болес реальным пред­ставляются два варианта решения ногайской пробле­мы, предложенные А. В. Авксентьевым: создание на — ционально-культурной автономии и ногайское пред­ставительство в региональных и федеральных орга­нах власти (107, с. 134).

Мы в самом сжатом виде познакомились с многими народами Северного Кавказа и убедились в том, что этот наиболее южный регион Российской Федерации является и наиболее пестрым и сложным регионом рос­сийского государства. Нарисованная выше картина историко-этнологической действительности Северного Кавказа не является статичной. Она по-разному в раз­ных частях региона изменяется, находясь в постоян­ном движении. За последние 10 лет Северный Кавказ стал зоной самых активных массовых миграций в Рос­сийской Федерации, после вооруженных конфликтов в Закавказье и в результате нарастающих экономичес­ких проблем в суверенных закавказских государствах на Северный Кавказ переселились сотни тысяч армян, грузин и азербайджанцев. Нельзя не заметить, что ос­новные потоки этих мигрантов (а они для России ино­странцы) направляются не в национальные республи­ки Северного Кавказа, а в Ставропольский и Красно­дарский края. Тем самым постепенно демографичес­кая ситуация в этих краях изменяется, этническая структура населения и сложившийся демографический баланс претерпевает качественные перемены. Опас­ность неконтролируемых и неуправляемых массовых миграций, на наш взгляд, в местных условиях заклю­чается в латентном накоплении отрицательной соци­альной энергии, могущей привести к напряжению меж­национальных отношений в ранее стабильных райо­нах Северного Кавказа. Если учесть, что после распада СССР именно Северный Кавказ, по А. В. Авксентьеву, «оказался эпицентром этнических конфликтов в Рос­сии», подобное развитие демографической (следователь­но, и политической) ситуации в регионе может повес­ти к крайне негативным последствиям.

В мире существует большое количество языковых семей и разнообразнейших языков. Последних существует более чем 6000 на планете. Большинство из них относятся к наибольшим в мире языковым семьям, которые выделяются по лексическому и грамматическому составу, родству происхождения и по общности географического положения их носителей. Однако следует отметить, что общность проживания не всегда является неотъемлемым фактором.

В свою очередь, языковые семьи мира делятся на группы. Они выделяются по схожему принципу. Существуют также и языки, не относящиеся ни к одной из выделенных семей, а также так называемые изолированные языки. Также учеными принято выделять макросемьи, т.е. группы языковых семей.

Индоевропейская семья

Наиболее полно изученной является индоевропейская языковая семья. Выделять ее начали еще в древние времена. Однако относительно недавно начали вестись работы по изучению протоиндоевропейского языка.

Индоевропейская языковая семья состоит из групп языков, носители которых проживают на обширных территориях Европы и Азии. Так, к ним относится германская группа. Основными языками ее являются английский и немецкий. Также многочисленной группой является романская, в которую входят французский, испанский, итальянский и другие языки. Кроме того, к индоевропейской семье относятся и восточноевропейские народы, говорящие на языках славянской группы. Это белорусский, украинский, русский и др.

Данная языковая семья не является самой большой по количеству входящих в нее языков. Однако на этих языках говорит почти половина населения Земли.

Афро-азиатская семья

Языки, представляющие афро-азиатскую языковую семью, используются более чем четвертью миллиона человек. В нее входит и арабский, и египетский, и иврит, и многие другие, в том числе и вымершие языки.

Данную семью принято делить на пять (шесть) ветвей. Сюда относится семитская ветвь, египетская, чадская, кушитская, берберо-ливийская и омотская. В общем, в афро-азиатскую семью входит более 300 языков африканского континента и части Азии.

Однако данная семья не является единственной на континенте. В большом количестве, особенно к югу, в Африке существуют и другие, не связанные с ней языки. Выделяют их не менее 500. Практически все они не были представлены в письменном виде до XX в. и применялись только в устной форме. Некоторые из них по сей день являются исключительно устными.

Нило-Сахарская семья

Языковые семьи Африки также включают в себя и нило-сахарскую семью. Представлены нило-сахарские языки шестью языковыми семьями. Одна из них - сонгай-зарма. Языки и диалекты другой - сахарской семьи - распространены в Центральном Судане. Также существует семья мамба, носители которой населяют Чад. Другая семья - фур - также распространена в Судане.

Наиболее сложной является шари-нильская языковая семья. Она, в свою очередь, делится на четыре ветви, которые состоят из языковых групп. Последняя семья - кома - распространена на территории Эфиопии и Судана.

Языковые семьи, представленные нило-сахарской макросемьей, имеют значительные различия между собой. Соответственно, они представляют большую сложность для исследователей-лингвистов. На языки данной макросемьи большое влияние оказала афро-азиатская макросемья.

Китайско-тибетская семья

Китайско-тибетская языковая семья насчитывает более миллиона носителей относящихся к ней языков. В первую очередь это стало возможным благодаря большой численности китайского населения, говорящего на входящем в одну из ветвей данной языковой семьи китайском языке. Помимо него в эту ветвь входит дунганский язык. Именно они и образуют в китайско-тибетской семье отдельную ветвь (китайскую).

К другой ветви относятся более трехсот языков, которые выделяют как тибето-бирманскую ветвь. Носители ее языков составляют примерно 60 миллионов человек.

В отличие от китайского, бирманского и тибетского, большинство языков китайско-тибетской семьи не имеют письменной традиции и передаются из поколения в поколение исключительно в устной форме. Несмотря на то что данная семья глубоко и долго изучалась, она все же остается недостаточно исследованной и скрывает множество пока еще не раскрытых тайн.

Северо- и южноамериканские языки

В настоящее время, как известно, подавляющее большинство северо- и южноамериканских языков относится к индоевропейской либо романской семьям. Заселяя Новый свет, европейские колонисты принесли с собой и собственные языки. Однако наречия коренного населения американского континента не исчезли вовсе. Многие монахи и миссионеры, прибывшие из Европы в Америку, записывали и систематизировали языки и диалекты местного населения.

Так, языки североамериканского континента севернее нынешней Мексики были представлены в виде 25 языковых семей. В дальнейшем некоторыми специалистами было пересмотрено данное разделение. К сожалению, Южная Америка не была изучена настолько же хорошо в языковом плане.

Языковые семьи России

Все народы России говорят на языках, относящихся к 14 языковым семьям. Всего же в России насчитывается 150 различных языков и диалектов. Основу языкового богатства страны составляют четыре основные языковые семьи: индоевропейская, северокавказская, алтайская, уральская. При этом большая часть населения страны говорит на языках, относящихся к индоевропейской семье. Эта часть составляет 87 процентов от всего населения России. Причем славянская группа занимает 85 процентов. К ней относятся белорусский, украинский и русский, составляющие восточнославянскую группу. Данные языки очень близки друг к другу. Их носители практически без труда могут понимать друг друга. Особенно это касается белорусского и русского языков.

Алтайская языковая семья

Алтайская языковая семья состоит из тюркской, тунгусо-манчжурской и монгольской языковых групп. Разница в количестве представителей их носителей в стране велика. К примеру, монгольский представлен в России исключительно бурятами и калмыками. А вот к тюркской группе причислено несколько десятков языков. В их числе хакасский, чувашский, ногайский, башкирский, азербайджанский, якутский и многие другие.

К группе же языков тунгусо-манчжурской относятся нанайский, удэгейский, эвенский и другие. Данная группа находится под угрозой исчезновения вследствие предпочтения их народов-носителей пользоваться с одной стороны русским, с другой - китайским. Несмотря на широкое и длительное изучение алтайской языковой семьи, специалистам крайне трудно определиться в воспроизведении алтайского праязыка. Это объясняется большим количеством заимствований его носителей из других языков вследствие тесного контакта с их представителями.

Уральская семья

Уральские языки представлены двумя большими семьями - финно-угорской и самодийской. К первой из них относятся карелы, марийцы, коми, удмурты, мордва и другие. На языках второй семьи говорят энцы, ненцы, селькупы, нганасаны. Носителями уральской макросемьи в большой степени являются венгры (более 50 процентов) и финны (20 процентов).

Название данной семьи происходит из названия Уральского хребта, где, как считается, происходило формирование уральского праязыка. Языки уральской семьи оказали некоторое влияние на соседние с ними славянские и балтийские. Всего же языков уральской семьи насчитывается более двадцати как на территории России, так и за ее пределами.

Северокавказская семья

Языки народов Северного Кавказа представляют собою огромную трудность для лингвистов с точки зрения их структурирования и изучения. Само по себе понятие северокавказской семьи довольно условно. Дело в том, что слишком мало изученными являются языки местного населения. Однако благодаря кропотливой и глубокой работе многих лингвистов, изучающих данную проблематику, стало понятно, насколько разобщенными и сложными являются многие из северокавказских наречий.

Трудности касаются не только собственно грамматики, структуры и правил языка, например, как в табасаранском языке - одном из самых сложных языков на планете, но и произношения, которое порой просто недоступно для людей, не владеющих данными языками.

Значительное препятствие для изучающих их специалистов представляет труднодоступность многих горных районов Кавказа. Однако данную языковую семью, несмотря на все противоречия, принято делить на две группы - нахско-дагестанскую и абхазо-адыгскую.

Представители первой группы населяют преимущественно районы Чечни, Дагестана и Ингушетии. К ним относятся аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы, чеченцы, ингуши и др. Вторая же группа состоит из представителей родственных народов - кабардинцев, черкесов, адыгейцев, абхазов и др.

Другие языковые семьи

Языковые семьи народов России далеко не всегда являются обширными, объединяющими в одну семью многие языки. Многие из них очень малы, а некоторые даже являются изолированными. Такие народности в первую очередь проживают на территории Сибири и Дальнего Востока. Так, чукотско-камчатская семья объединяет чукчей, ительменов, коряков. Алеуты и эскимосы говорят на алеутско-эскимосском.

Большое количество народностей, разбросанных по громадной территории России, будучи крайне немногочисленными (несколько тысяч человек и даже меньше), обладают своими собственными языками, которые не входят ни в одну известную языковую семью. Как, например, нивхи, населяющие берега Амура и Сахалин, и кеты, расположившиеся у Енисея.

Однако проблема языкового вымирания в стране продолжает угрожать культурному и языковому разнообразию России. Под угрозой исчезновения оказываются не только отдельные языки, но и целые языковые семьи.

, центральная и западная Азия , а также восточная Европа

тюркские , монгольские , тунгусо-маньчжурские ; корейские (иногда включаются), японо-рюкюские (иногда включаются); нивхский (редко включается); айнский язык (редко включается); эскимосские [ ] (без алеутских, гипотеза)

У этих языковых семей множество схожих характеристик. Вопрос заключается в их источнике. Один лагерь, «алтаисты», рассматривает схожести как результат общего происхождения от праалтайского языка, на котором разговаривали несколько тысяч лет назад. Другой лагерь, «анти-алтаисты», рассматривает схожести как результат взаимодействия между этими языковыми группами . Некоторые лингвисты считают, что обе теории равновесны; их называют «скептиками» .

Внутренняя классификация

По наиболее распространённой точке зрения, алтайская семья включает тюркские языки , монгольские языки , тунгусо-маньчжурские языки , в максимальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки (родство с двумя последними группами наиболее спорно).

Среди других языков, предлагающихся к включению:

Внешнее родство

В рамках одного из подходов современной макрокомпаративистики , алтайская семья включается в ностратическую макросемью . Данная позиция, однако, была подвергнута критике различными специалистами, считается весьма спорной и её выводы не принимаются многими компаративистами , которые рассматривают теорию ностратических языков либо как, в худшем случае, полностью ошибочную или как, в лучшем случае, просто неубедительную . На первых порах алтайские и уральские языки считались родственными (урало-алтайская гипотеза). В настоящее время учёные отошли от этого представления, лишь некоторые из них (Д. Немет , М. Рясянен , Б. Коллиндер) допускают объяснение лексических параллелей в уральских и алтайских языках их родством .

Грамматическая характеристика праязыка и его развитие

Фонология

Примечания

  1. Кормушин И. В. Алтайские языки. // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.
  2. Georg et al. 1999: 73-74
  3. Altaic languages (неопр.) . Британская энциклопедия .
  4. Interactive Maps The Altaic Family from The Tower of Babel
  5. Языки мира. Тюркские языки (1996). С.7
  6. Georg et al . 1999: 81
  7. 2006. «Methodological Observations on Some Recent Studies of the Early Ethnolinguistic History of Korea and Vicinity.» Altai Hakpo 2006, 16: 199-234.
  8. Alexander Vovin, 2005. «Koguryǒ and Paekche: Different Languages or Dialects of Old Korean?» Journal of Inner and East Asian Studies , 2005, Vol. 2-2: 108-140.
  9. net.net - The first domain name on the Internet!
  10. Kamchukchee and Eskimo Glottochoronogy and Some Altaic Etymologies Found in the Swadesh List
  11. Языковая ситуация в Северо-Восточной Азии по данным сравнительно-исторического языкознания
  12. George Starostin. Nostratic (неопр.) .

Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монголоиды. Они в большинстве своем мусульмане, однако встречаются народы, исповедующие христианство, традиционные верования, шаманизм. Единственное, что связывает почти 170 млн людей, - это общее происхождение группы языков, на которых сейчас разговаривают тюрки. Якут и турок - все они говорят на родственных диалектах.

Сильная ветвь алтайского дерева

Среди некоторых ученых до сих пор не утихают споры по поводу того, к какой языковой семье относится тюркская языковая группа. Некоторые лингвисты выделяли ее в отдельную большую группу. Однако наиболее общепринятой гипотезой сегодня принята версия о вхождении этих родственных между собой языков в большую алтайскую семью.

Большую лепту в эти исследования внесло развитие генетики, благодаря которому стало возможно отследить историю целых народов по следам отдельных фрагментов генома человека.

Когда-то группа племен в Центральной Азии говорила на одном языке - предке современных тюркских наречий, однако в 3 в. до н. э. от большого ствола отделилась отдельная булгарская ветвь. Единственный народ, который говорит сегодня на языках булгарской группы, - это чуваши. Их наречие заметно отличается от других родственных и выделяется в особую подгруппу.

Отдельные исследователи даже предлагают вынести язык чувашей в отдельный род большой алтайской макросемьи.

Классификация юго-восточного направления

Прочие представители тюркской группы языков обычно делят на 4 большие подгруппы. Есть разногласия в деталях, однако для простоты можно взять самый распространенный способ.

Огузские, или юго-западные, языки, к которым относят азербайджанский, турецкий, туркменский, крымско-татарский, гагаузский. Представители этих народов говорят очень похоже и без труда поймут друг друга без переводчика. Отсюда и огромное влияние сильной Турции в Туркмении и Азербайджане, жители которых воспринимают турецкий язык как родной.

К тюркской группе алтайской семьи языков относят также кыпчакские, или северо-западные, языки, на которых говорят в основном на территории РФ, а также представители народов Средней Азии, имеющие предков-кочевников. Татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы, такие народы Дагестана, как ногайцы и кумыки, а также казахи и киргизы - все они разговаривают на родственных наречиях кыпчакской подгруппы.

Юго-восточные, или карлукские, языки солидно представлены языками двух больших народов - узбеков и уйгуров. Однако почти тысячу лет они развивались отдельно друг от друга. Если узбекский язык испытал колоссальное влияние фарси, арабского языка, то уйгуры, жители Восточного Туркестана, привнесли за много лет огромное количество китайских заимствований в свое наречие.

Северные тюркские языки

География тюркской группы языков широка и разнообразна. Якуты, алтайцы, в общем, некоторые коренные народы северо-восточной Евразии, также объединяются в отдельную ветвь большого тюркского дерева. Северо-восточные языки довольно разнородны и подразделяются на несколько отдельных родов.

Якутский и долганские языки отделились еще от единого тюркского наречия, и произошло это в 3 в. н. э.

К саянской группе языков тюркской семьи относят тувинский и тофаларские языки. Хакасы и жители Горной Шории разговаривают на языках хакасской группы.

Алтай - колыбель тюркской цивилизации, до сих пор коренные жители этих мест разговаривают на ойротском, телеутском, лебединском, кумандинском языках алтайской подгруппы.

Казусы в стройной классификации

Однако не все так просто в этом условном делении. Процесс национально-территориального размежевания, проходивший на территории среднеазиатских республик СССР в двадцатые годы прошлого столетия, затронул и такую тонкую материю, как язык.

Все жители Узбекской ССР были названы узбеками, была принята единая версия литературного узбекского языка, основанная на наречиях Кокандского ханства. Однако и сегодня узбекскому языку свойственен ярко выраженный диалектизм. Некоторые диалекты Хорезма, самой западной части Узбекистана, более близки языкам огузской группы и ближе к туркменскому, чем к литературному узбекскому языку.

Некоторые районы разговаривают на диалектах, которые относятся к ногайской подгруппе кыпчакских языков, отсюда нередки ситуации, когда ферганец с трудом понимает уроженца Кашкадарьи, который, по его мнению, безбожно коверкает родной язык.

Примерно так же обстоят дела у других представителей народов тюркской группы языков - крымских татар. Язык жителей прибрежной полосы практически идентичен турецкому, однако природные степняки говорят на наречии, более близком к кыпчакским.

Древняя история

Впервые тюрки вышли на мировую историческую арену в эпоху Великого переселения народов. В генетической памяти европейцев до сих пор остается содрогание перед нашествием гуннов Аттилы в 4 в. н. э. Степная империя была разношерстным образованием многочисленных племен и народов, однако преобладающим был все-таки тюркский элемент.

Существует много версий происхождения этих народов, однако большинство исследователей помещают прародину сегодняшних узбека и турка в северо-западную часть Центрально-Азиатского плато, в район между Алтаем и Хингарским хребтом. Этой версии придерживаются и киргизы, которые считают себя прямыми наследниками великой империи и до сих пор ностальгируют по этому поводу.

Соседями тюрок были монголы, предки сегодняшних индоевропейских народов, уральские и енисейские племена, маньчжуры. Тюркская группа алтайской семьи языков стала оформляться в тесном взаимодействии с близкими народами.

Путаница с татарами и болгарами

В первом веке н. э. отдельные племена начинают мигрировать в сторону Южного Казахстана. В 4-м веке произошло знаменитое вторжение гуннов в Европу. Именно тогда от тюркского древа отделилась булгарская ветвь и образовалась обширная конфедерация, которая разделилась на дунайскую и волжскую. Сегодняшние болгары Балкан разговаривают теперь на славянском языке и утратили свои тюркские корни.

Обратная ситуация произошла с булгарами Поволжья. Они до сих пор говорят на тюркских языках, однако после нашествия монголов называют себя татарами. Покоренные тюркские племена, жившие в степях Волги, приняли имя татар - давно исчезнувшего в войнах легендарного племени, с которым Чингисхан начинал свои походы. Татарским они назвали и свой язык, который прежде называли булгарским.

Единственным живым наречием булгарской ветви тюркской группы языков считается чувашский. Татары, еще одни потомки булгар, на самом деле говорят на одном из вариантов более поздних кыпчакских диалектов.

От Колымы до Средиземноморья

К народам тюркской языковой группы относятся жители суровых районов бассейна знаменитой Колымы, курортных пляжей Средиземноморья, гор Алтая и ровных, как стол степей Казахстана. Предками сегодняшних тюрок были кочевники, вдоль и поперек исходившие Евразийский континент. Две тысячи лет они взаимодействовали со своими соседями, которыми были иранцы, арабы, русские, китайцы. За это время произошло невообразимое смешение культур и кровей.

Сегодня даже невозможно определить расу, к которой относятся тюрки. Жители Турции, азербайджанцы, гагаузы относятся к средиземноморской группе европеоидной расы, здесь практически отсутствуют ребята с раскосыми глазами и желтоватой кожей. Однако якуты, алтайцы, казахи, киргизы - все они несут в своем облике ярко выраженный монголоидный элемент.

Расовое разнообразие наблюдается даже среди народов, говорящих на одном языке. Среди татар Казани можно встретить голубоглазых блондинов и черноволосых людей с раскосыми глазами. То же самое наблюдается в Узбекистане, где невозможно вывести облик типичного узбека.

Вера

Большинство тюрок - мусульмане, исповедующие суннитскую ветвь этой религии. Лишь в Азербайджане придерживаются шиизма. Однако отдельные народы либо сохранили древние верования либо стали адептами других больших религий. Большинство чувашей, гагаузов исповедуют христианство в его православной форме.

На северо-востоке Евразии отдельные народы продолжают придерживаться веры предков, среди якутов, алтайцев, тувинцев продолжают пользоваться популярностью традиционные верования и шаманизм.

Во времена Хазарского каганата жители этой империи исповедовали иудаизм, который продолжают воспринимать в качестве единственно верной религии сегодняшние караимы, осколки той могучей тюркской державы.

Лексика

Вместе с мировой цивилизацией развивались и тюркские языки, вбирая в себя лексику соседних народов и щедро одаривая своими словами. Трудно сосчитать количество заимствованных тюркских слов в восточнославянских языках. Все началось с булгар, у которых было позаимствованы слова «капь», от которого возникло «капище», «суварт», преобразованное в «сыворотку». Позже вместо «сыворотки» стали использовать общетюркский «йогурт».

Особенно оживленным обмен лексикой стал во времена Золотой Орды и позднего Средневековья, во время активной торговли с тюркскими странами. В обиход вошло огромное количество новых слов: ишак, колпак, кушак, изюм, башмак, сундук и прочие. Позже стали заимствоваться лишь названия специфических терминов, например ирбис, карагач, кизяк, кишлак.

И японо-рюкюскую языковые ветви, а также корейский язык-изолят . На этих языках разговаривают на территории северо-восточной Азии, центральной Азии, Анатолии и восточной Европы (турки , калмыки) . Группа названа в честь Алтайских гор , горной цепи в центральной Азии.

У этих языковых семей множество схожих характеристик. Вопрос заключается в их источнике. Один лагерь, «алтаисты», рассматривает схожести как результат общего происхождения от праалтайского языка, на котором разговаривали несколько тысяч лет назад. Другой лагерь, «анти-алтаисты», рассматривает схожести как результат взаимодействия между этими языковыми группами. Некоторые лингвисты считают, что обе теории равновесны; их называют «скептиками» .

Другое мнение принимает факт существования алтайской семьи, но включает в неё только тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую ветви. Этот взгляд был распространён до 1960-х, но почти не имеет сторонников сегодня .

Внутренняя классификация

По наиболее распространённой точке зрения алтайская семья включает тюркские языки , монгольские языки , тунгусо-маньчжурские языки , в максимальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки (родство с двумя последними группами гипотетично).

Прародина

Название «алтайские» указывает на предполагаемую прародину семьи (Алтай), которая, впрочем, по последним данным находилась южнее, на территории нынешнего Северного Китая (Маньчжурия - Культура Хуншань). Вплоть до начала н. э. Алтай населяли индоевропейские племена (Пазырыкская культура). Сибирь «алтайцы» начали осваивать во времена глазковской культуры (II тыс. до н. э.). В Японию они вторглись в эпоху Яёи (I тыс. до н. э.).

Внешнее родство

В современной макрокомпаративистике алтайская семья включается в ностратическую макросемью . Предположение об особой близости алтайских языков с уральскими (гипотеза урало-алтайской семьи языков существует с XVIII века) может сниматься в рамках ностратической теории; специфические схождения уральских и алтайских языков в области лексики, словообразования и типологии объясняются сходной средой обитания и многочисленными контактами на разных хронологических уровнях.

Грамматическая характеристика праязыка и его развитие

Фонология

Фонологические системы совр. алтайских языков имеют ряд общих свойств. Консонантизм : ограничения на встречаемость фонем в позиции начала слова, тенденция к ослаблению в начальной позиции, ограничения на сочетаемость фонем, тенденция к открытому слогу . Шумные взрывные противопоставлены обычно по силе-слабости или по звонкости-глухости; глоттализация не встречается. Отсутствуют фонологически релевантные поствелярные (увулярные в тюркских языках - аллофоны велярных при гласных заднего ряда). Эти системы являются развитием следующей системы фонем, восстанавливаемой для праалтайского языка.

Праалтайский консонантизм реконструируется в следующем виде:

p h p b m
t h t d n s z r l
č h č ǯ ń š j ŕ ĺ
k h k g ŋ

Вокализм включал 5 монофтонгов (*i, *e, *u, *o, *a) и 3 дифтонга (*ia, *io, *iu), которые возможно были упередненными монофтонгами: *ä; *ö; *ü. Дифтонги встречаются только в первом слоге. Для праалтайского восстанавливается отсутствие сингармонизма . Для вокализма большинства алтайских языков характерен сингармонизм различных типов; сингармонистические системы реконструируются по крайней мере для пратюркского и прамонгольского языков. В части языков имеются долгие гласные, а также восходящие дифтонги (в тунгусо-маньчжурских, некоторых тюркских языках; для определённого периода развития монгольских языков).

В алтайских языках практически отсутствует фонологически значимое силовое ударение . Для языков японско-корейской ветви характерны системы с музыкальным ударением; реконструируется пракорейско-японская система тонов . В отдельных тюркских языках отмечены тоновые и фонационные просодические различия . Для праязыка, по-видимому, релевантно было противопоставление гласных по долготе-краткости (по тюркско - тунгусо-маньчужрским соответствиям) и по тону (высокий-низкий, по японо-корейским соответствиям).

Общие тенденции в фонетическом изменении алтайских языков - склонность к установлению сингармонизма различных типов, сложные позиционные изменения, редукция фонологической системы в анлауте , компрессия и упрощение сочетаний, приводящие к уменьшению длины корня. Это вызывало резкое увеличение количества омонимичных корней, компенсируемое сращением корней с аффиксальными элементами, что затрудняет выделение праоснов, установление их значений и сопоставление их в рамках алтайской теории.

Морфология

В области морфологии для алтайских языков характерна агглютинация суффиксального типа. Имеются и определённые типологические различия: если западные тюркские языки являются классическим примером агглютинативных и почти не имеют фузии , то в монгольской морфологии находим ряд фузионных процессов, а также не только морфонологические , но и морфологические распределения аффиксов, то есть явное движение в направлении флексии. Восточные тюркские языки, попавшие в сферу монгольского влияния, также развивают мощную фузию.

Грамматические категории имени в алтайских языках материковой ветви - число, принадлежность, падеж ; в японском и корейском - падеж. Для аффиксов числа характерно большое разнообразие и тенденция к нанизыванию в пределах одной словоформы нескольких показателей множественного числа с последующим склеиванием их в один; многие показатели обнаруживают материальное сходство с суффиксами коллективных имён, от которых, по-видимому, и происходят. Лёгкий переход значения аффикса от деривационного собирательного к грамматической множественности связан с характером употребления множественного числа в алтайских языках: оно выражается лишь в маркированном случае, иногда только лексически. Для праалтайского восстанавливается большое число аффиксов собирательности с разнообразными оттенками значений.

Аффиксы принадлежности в монгольских и тунгусо-маньчжурских языках восходят к постпозитивным личным местоимениям, а в тюркских образуют особую систему (возможно, также восходящую к личным местоимениям); особый аффикс принадлежности 3-го лица -ni, не сводимый к местоимениям 3-го лица, возводится к праалтайскому состоянию. В тунгусо-маньчужрских языках аффиксы принадлежности 1-го лица множественного числа различают, как и личные местоимения, инклюзивность и эксклюзивность. Во всех трёх материковых семьях форма принадлежности 3-го лица используется для выражения определённости.

Практически для всех алтайских падежных систем характерен именительный падеж с нулевым показателем; форма с нулевым падежным показателем используется также при многих послелогах. Такая форма восстанавливается и для праязыка. Реконструируются также аффиксы винительного, родительного, партитивного, дательного и творительного падежей. Имеется ряд общих показателей с локализационными, направительными и подобными значениями, частично задействованных по языкам в именных парадигмах, частично проявляющихся в наречных образованиях. Эти показатели часто присоединяются друг к другу и к падежным аффиксам «основных» падежей, первоначально для выражения оттенков локализационно-направительных значений; затем тонкие различия стираются и возникают этимологически сложные падежные показатели.

Личные местоимения тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков обнаруживают существенные совпадения (ср. различие прямой (bi-) и косвенной (m-) основ у местоимений 1-го лица; основа местоимения 2-го лица в монгольских языках (*t- > n-) отличается от тюркской и тунгусо-маньчжурской (s-). В монгольских и тунгусо-маньчжурских различаются инклюзивные и эксклюзивные местоимения 1-го лица мн. числа. Притяжательные местоимения производны от личных; в монгольских и тунгусо-маньчжурских языках имеются возвратно-притяжательные местоимения. Указательные местоимения совпадают формально и семантически в монгольских и тунгусо-маньчжурских языках; в тюркских древняя система (имеются три степени дальности). В корейском имеются общие с монгольскими и тунгусо-маньчжурскими указательные местоимения i (*e) ‘этот’ и te ‘тот’. Восстанавливается два вопросительных местоимения с противопоставлением по личности/неличности. В монгольских языках имеется особая категория местоглаголий (этимологически - глаголы, производные от указательных и вопросительных местоимений); к этой же категории относят отрицательный глагол е-, общий для монгольских и тунгусо-маньчжурских языков.

Вопреки часто высказывавшемуся мнению, для алтайских языков реконструируется система общих числительных от 1 до 10.

В алтайском глаголе находят две исконно глагольные формы: повелительное наклонение (в форме чистой основы) и желательное наклонение (на -s-). Прочие финитные формы этимологически представляют собой различные отглагольные имена, стоящие в предикатной позиции, или оформленные аффиксами предикативности (обычно выражают лицо и число). Показатели этих отглагольных имён (играющие ныне роль видо-временных и совершаемостных) обнаруживают значительное материальное сходство, однако их первоначальная семантика и употребление сильно затемнены внутрисистемными изменениями. Категория залога в алтайских языках является скорее словообразовательной; при общей структурной близости она сохраняет мало материально тождественных показателей. Для тюркских и тунгусо-маньчжурских языков характерно включение в глагольную парадигму категории отрицания, но показатели её не совпадают. Имеется несколько общих модальных показателей. Личное согласование глагольных форм представлено в языках внутреннего круга; его показатели восходят в конечном счёте к личным местомениям. В японском и корейском как функциональный аналог личного согласования выступает развитая категория вежливости.

Алтайские языки демонстрируют значительное число общих словообразовательных показателей, главным образом имён от глаголов и глаголов от имён.

Синтаксис

Алтайские языки - языки номинативного строя с преобладающим порядком слов SOV и препозицией определения. В тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языках встречаются изафетные конструкции с посессивным показателем при определяемом слове. Применяется в основном бытийный способ выражения обладания (то есть «у меня есть», а не «я имею»), кроме монгольских, где обладание выражается с помощью особого прилагательного на -taj (типа «я есмь лошадный»; прилагательные обладания и необладания есть и в других материковых алтайских языках). В японском и корейском предложении обязательно формально выражено актуальное членение. Термин «алтайский тип сложноподчинённого предложения» связан с предпочтением, оказываемым алтайскими языками абсолютным конструкциям с глаголом в нефинитной форме перед придаточными предложениями.

История исследования

Возникновение научной алтаистики связано с именем Б. Я. Владимирцова , Г. Й. Рамстедта и Н. Н. Поппе . Г. Рамстедт обосновал родство не только тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков, но и корейского. Впоследствии Р. Миллер выдвинул, а С. А. Старостин окончательно обосновал принадлежность к той же семье японского языка. Ряд исследователей (А. М. Щербак, А. Вовин, C. Георг, Г. Дерфер, Ю. Янхунен) считает родство алтайских языков недоказанным, оставляя за алтайской общностью лишь ареальный и типологический статус. Основные претензии вызывает введённая в алтайское сравнение лексика: утверждается, что все алтайские лексические сопоставления могут быть объяснены разновременными заимствованиями и что общими для алтайских языков оказываются как раз слова, по своему значению относящиеся к «проницаемым» частям лексической системы. Реальная основа такого воззрения состоит в следующем: компаративистской процедуре в алтайских языках действительно приходится сталкиваться с возмущающим фактором многократно возобновлявшихся тесных контактов между тюрками, монголами и тунгусо-маньчжурами, вследствие которого лексика любого материкового алтайского языка полна заимствований из других алтайских языков. Дополнение алтайского сравнения японским и корейским языками значительно повышает надёжность лексического сопоставления, уменьшая вероятность объяснения лексических совпадений ранними контактами.

Примечания

Литература

  • Ахатов Г. Х. Местные диалекты - надежный источник для сравнительно-исторического изучения языков" // «Вопросы диалектологии тюркских языков». Баку, 1963.
  • Баскаков Н. А. Алтайская семья языков и её изучение. - М., 1981.
  • Кормушин И. В. Системы времён глагола в алтайских языках. - М., 1984.
  • Котвич В. Исследование по алтайским языкам. - М., 1962.
  • Рамстедт Г. И. Введение в алтайское языкознание. - М. 1957.
  • Старостин С. А. Алтайская проблема и происхождение японского языка. - М., 1991.
  • Achatow G. Unsere vielsprachige Welt. - Berlin: NL, 1986.
  • Haguenauer, Charles: Nouvelles recherches comparées sur le japonais et les langues altaïques , Paris: l’Asiathèque, 1987
  • Miller R.A. Japanese and the other Altaic languages. - Chicago, 1971.
  • Poppe N. Vergleichende Grammatik der Altaischen Sprachen, 1. Wiesbaden, 1960.
  • Ramstedt G.J. Einführung in die altaische Sprachwissenschaft, Lautlehre. Helsinki, 1957.
  • Starostin S.A., Dybo A.V., Mudrak O.A. The etymological dictionary of Altaic languages. Leiden, Brill, 2003.

Ссылки

  • Алтайская этимологическая база данных на сайте «Вавилонская башня» С. А. Старостина .