«Неуютная жидкая лунность…» С. Есенин

Все стихотворения Сергея Александровича Есенина с давних пор радуют всех читателей. Этот поэт впечатляет своей искренностью, а его произведения являют собой глубоким, ярким и неповторимым явлением. Он всегда восхищался просторами родной земли и в своих стихах мог передать ее красоту.

В творчестве Сергея Есенина основной чертой является искренность. Все самые важные и потаенные чувства поэта предстают перед читателями без всяких масок и обликов. В каждое произведение он вкладывает всю свою душу, поэтому он и является любимым писателем нашего времени, а его стихи понятны всем.

В своем стихотворении «Неуютная жидкая лунность…», которое написал в двадцать пятом году, автор также не оставляет без внимания природу. Он описывает ее как вязкую, зыбкую, однообразную. Это послужило тем, что в те времена у Есенина поменялось настроение из-за революции, которая затронула всех. Поэт поддерживал революцию, но по-своему. Он воспринимал ее с крестьянским уклоном, что оставило некий отпечаток в творчестве Есенина. С самой первой строки в стихотворении поэт мысленно отвлекается от окружающего мира и своего прошлого. Переосмыслив свою жизнь, он начинает прославлять советскую Россию.

Слово «лунность» очень часто используется автором, для того чтобы подчеркнуть особенные, необычные и мало кем замеченные цвета ночи и природы. Также Есенин передает в стихотворении, что жалеет о том, что старая Русь уходит, а ей на смену не хочет видеть бедную и нищую Русь. При этом стих изменяется в своей мелодике, в котором появляется чеканный ритм, с некоторыми местами аллитерации. Сложной и противоречивой была жизнь Есенина, поэтому его мысли и чувства находятся между двумя огнями. Он вспоминает бывшую Русь, которая была прекрасной, а нынешнюю видит в нищете. Но автор надеется, что все изменится.

Это необычное стихотворение поэта является доказательством того, как сильно любил и переживал за Родину Есенин, а она его подвела. Его поэзия всегда будет напоминать о себе как о яркой и красочной истории в русской поэзии.

Произведение представляет собой признание крестьянского поэта самому себе и окружающим, ответ на один из ключевых вопросов, которые ставила в то время жизнь – вопрос об индустриализации.

Есенин, всегда воспевавший природу родной страны и деревню, в которой прошло его детство, должен был сделать тяжелый выбор: остаться певцом патриархальной русской деревни или же, переборов тоску по прошлому, выступить за прогресс. Страна находилась на пороге следующего витка индустриализации. Отставание от западных стран грозило ей поражением и переходом в зависимое положение. Кроме того, находящиеся у власти коммунисты всегда считали необходимым подъем промышленности, крайне негативно относясь к единоличному крестьянскому хозяйству.

Крестьянский поэт сделал свой выбор и в данном стихотворении, написанном в середине двадцатых годов, он объяснил его причины. Есенин предпочел видеть обновленную деревню, пусть и не такой, как он привык. Он прямо пишет о бедности и нищете прежней Руси.

При этом видно, что поэт стремится разрушить образы, которыми любовался во множестве своих произведений. В этом стихотворении как бы специально подобраны не вызывающие симпатии символы русской деревни. Вербы усохли, дома – просто лачуги. Все это указывает на отсталость, несоответствие духу времени. Само название произведения - «Неуютная жидкая лунность», как бы подчеркивает это. В нем прямое указание на плохую приспособленность для жизни сочетается с символами далекого и жидкого, то есть неустойчивого, ненадежного. Центральным образом прежней деревенской жизни, которую Есенин теперь не желает видеть является скрип колес крестьянской телеги. Телега – это еще и символ бедности русского села, от которой его может избавить грядущая механизация.

Однако заметно, что новый индустриальный мир, с приходом которого соглашается крестьянский поэт, ему также не нравится. Он, конечно, видит силу своей страны в стальном и каменном, то есть заводах и городах, но не рисует образ новой России, могущество машин. Есенин лишь умом понимал необходимость ухода прежнего, но сердцем принять этого все же не смог.

Есенин не желает обманывать себя и других. Он говорит о том, что возможно для него не будет места в новой жизни. Однако поэт, видимо, знал, что он не нужен партии, поставившей целью переделать страну. Есенин чувствовал свое несоответствие меняющейся жизни.

Вариант 2

Больше всего на свете Есенину нравилась природа в том краю, где он родился и вырос. Именно поэтому во многих своих произведениях он описывает данную природу. В его стихотворениях встречается не только хвала родных краев и природы, но и ее красота и любовь. После революции многие поля были заброшены и некоторое время не засеивались. Больше всего на свете ему хотелось помочь своей стране, но сделать это он никак не мог. Да и ничего бы у него получилось у одного. Он старается осмыслить все, что происходит сейчас, и что будет происходить в будущем. В это произведение он вкладывает не только душу, но и сострадание.

И со временем ему перестало нравиться жить в деревне, и все больше хотелось в город. А разонравилась она только потому, что стала бедной и уже не приносила много урожая, как это было раньше. Крестьянам также не очень нравилось то, чем они занимаются и занимались они этим только потому, что им был дан приказ, а ослушаться начальство они не могли.

И своим произведением он призывает всех осмотреть свое положение, а также хотя бы немного изменить свое отношение к стране, ведь этим они не помогают ей, а наоборот делают еще хуже. Также Есенин знал, чем именно можно помочь стране, нужно засеять снова все поля и когда они будут приносить большой урожай, то и страна начнет подниматься.

Кроме этого в других странах давались специальные машины, которые помогали убирать большой урожай и свозить его в помещение, только вот у России такого не было. Крестьяне все должны были сделать сами и в помощь им никто не давался.

Если раньше они убирали урожай под музыку красивых песен, то теперь это делается под социалистические марши.

Прожив еще немного поэт расстается с жизнью. Именно своим стихотворением он старается сделать так, что патриотов своей страны стало намного больше, чем сейчас. А ведь многие люди стараются поскорее сбежать из деревни и жить в большом городе, где намного больше возможностей. Но не всегда удается, все эти возможности воплотить в жизнь и все оборачивается совсем по-другому. Все, что было раньше в селе или в деревне уже никогда не вернется и все что остается это вспоминать те времена и стараться изменить свою жизнь любыми подручными способами.

Анализ стихотворения Неуютная жидкая лунность по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Хулиган Есенина

    Стихотворение Хулиган написанное Есениным в 1920 году было одним из наиболее популярных для чтения с эстрады. До нынешних дней сохранились некоторые записи поэта, и довольно легко представить с какой экспрессией и задором читал Есенин эти строки.

  • Анализ стихотворения Маяковского Юбилейное

    Название стихотворения «Юбилейное» связано с годом написания – 1924, то есть, со 125-ой годовщиной со дня рождения А.С.Пушкина. Именно к этому поэту Маяковский обращается в своем монологе

  • Анализ стихотворения Облаком волнистым Фета

    По большей части Афанасий Фет писал довольно короткие стихотворения, которые содержали 2-3-4 строфы. Тем не менее, он также великолепно владел и искусством поэтической миниатюры и стихотворение Облаком волнистым

  • Анализ стихотворения Фета Поэтам

    Афанасий Афанасьевич Фет – человек необычный и самобытный. Недаром про него много критиков писали, что пишет он весьма экзотично, и что не каждый сможет понять его смысл стихов. Его произведение «Поэтам» было написано в 1890 году пятого июня

  • Анализ стихотворения Если радует утро тебя Фета

    Ни для кого не становится секретом, что поздняя лирика Фета становится достаточно драматичной. Почти все стихотворения посвящены Марии Лазич, как и все мысли поэта. Среди множества произведений, окрашенных в трагичные

Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Неуютная жидкая лунность» было написа­но С.А. Есениным в 1925 году. Основная тема его - тема России. Поэт пытается осмыслить прошлое и будущее страны.

Стихотворение построено по принципу антитезы. «Бедная, нищая Русь» противопоставлена у Есенина «каменной и сталь­ной» стране, новой России. И здесь уже мы не видим поэтиза­ции старины, столь характерной для многих стихотворений по­эта. Напротив, картина эта непривлекательна, далека от идеали­зации: «неуютная жидкая лунность», «чахоточный свет луны», «изсохшие вербы», «бедность полей», крестьянские «лачуги». Изменилось теперь и отношение лирического героя к старой Руси:

Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно И березам, и тополям.

Однако сами интонации его временами становятся неуверен­ными, что подчеркнуто в тексте многоточиями: «Мне теперь по душе иное…», «Я не знаю, что будет со мною…». Настораживают читателя и лексические повторы, в которых герой отказывается от своих прежних привязанностей:

По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес…

Ни за что не хотел я теперь бы,

Чтоб мне слушать ее привелось.

Тот же самый мотив звучит в финале:

И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,

Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.

Здесь создается такое впечатление, что герой пытается убе­дить в сказанном не только читателя, но и самого себя. И эта противоречивость его образа подчеркнута ритмикой стихотво­рения. Первая, вторая и шестая строфы написаны трехстопным амфибрахием, остальные - дольником. Все это придает стихот­ворению особую мелодичность, напевность. Как отмечает Т.П. Буслакова, «песенная стихия стихотворения не согласуется с его содержательной стороной, что выявляет противоречивость переживаний лирического героя, оказавшегося на переломе эпох. В своей душе он пытается соединить любовь и ненависть…, про­шлое и будущее, сомнение и веру, преданность вечным ценно­стям и стремление к обновлению. Его выбор, провозглашен­ный и обоснованный в стихотворении как естественный исход истории России, сопряжен с непосильным духовным напряже­нием».

В стихотворении использованы различные средства художе­ственной выразительности: эпитет («неуютная жидкая лунность», «в резвую юность», «в чахоточном свете луны»), инверсию и ме­тафору («Вижу мощь я родной стороны»), олицетворение («Ни­щету твою видеть больно И березам, и тополям»). На фонети­ческом уровне находим ассонанс («Волочиться сохой по полям») и аллитерацию («Слушать песню тележных колес»).

«Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин

поэзии Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,-
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес…
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это было с тем, что Есенин не видел для себя места в новом мире, который казался ему чужим и неприветливым.

Поэт очень рано покинул свою малую родину, село Константиново, в котором прошло его детство. Позже, уже став достаточно знаменитым, он несколько раз возвращался домой, и все время ловил себя на мысли, что спокойная и размеренная сельская жизнь осталась в далеком прошлом. И это неудивительно, так как после революции повсеместно стали создаваться колхозы, на полях появилась первая техника, а сами крестьяне по вечерам вместо народных русских песен разучивали марши на стихи новоявленных поэтов, проповедующих социалистические идеи.

Однако программа развития села, принятая партией, оказалась утопической. Крепкие крестьянские хозяйства раскулачивались и приходили в упадок, а колхозы не в состоянии были обеспечить страну продовольствием в требуемом количестве. Более того, многие поля попросту не возделывались, и это настолько угнетало Есенина, что у него уже не было никакого желания воспевать красоты родного края. В 1925 году он написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность…», в котором высказал все, что наболело. Однако поэт понимал, что «тележная песня колес», к которой он привык с самого детства, теперь уже является пережитком прошлого . Будучи патриотом своей родины, поэт хотел, чтобы Россия стала по-настоящему сильной и свободной державой. Есенин отмечает, что «равнодушен я стал к лачугам, и очажный огонь мне мал», подчеркивая тем самым, что цивилизация должна придти не только в города, но и в села, где крестьяне все еще убирают урожай при помощи серпа.

Вместе с тем, поэт понимает, что это именно бедность крестьян является одним из сдерживающих факторов развития не только сельского хозяйства, но и всей страны. К этому моменту Россия все еще остается аграрной державой со слабо развитым промышленным производством. Но в погоне за достижениями в промышленной сфере уже никто не обращает внимания на то, что именно село в первую очередь нуждается в модернизации. «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!», — призывает поэт, считая, что только за счет хороших урожаев страна может избавиться от голода и нищеты.

Сам Есенин убежден, что его роль в становлении нового общества незначительна, так как даже очень яркий литературный талант при отсутствии желания петь дифирамбы новой власти никогда не будет востребован . Более того, поэт считает, что именно творчество превратило его в изгоя, на родине отныне вынужден чувствовать себя, как в гостях. Но при всем этом Есенин остается истинным патриотом, для которого процветание России является самой большой отрадой. Поэт отмечает, что хочет «стальною видеть бедную, нищую Русь», надеясь на то, что революция, как бы лично он к ней ни относился, все же позволит крестьянам стать полноправными и рачительными хозяевами земли. Но тот факт, что села по-прежнему приходят в упадок, и потомственные пахари уезжают в город в поисках лучшей доли, не прибавляет Есенину радости. Впрочем, он никого не винит, так как в свое время сам продела путь из Константиново в Москву только ради того, чтобы достичь в жизни чего-то большего. Однако, по мнению поэта, облегчение крестьянского труда при помощи современной техники могло бы кардинально изменить положение дел. Будущее – за умными машинами, которые Есенин в огромном количестве видел за границей, тайно завидуя французским и американским фермерам, которые не изнуряют себя тяжелым физическим трудом. Поэтому свое стихотворение поэт заканчивает строчкой: «Ни за что я теперь не желаю слушать песню тележных колес».

Читает Н. Першин

Есенин С. А. - «Неуютная жидкая лунность»

Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин, -
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес...
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

Читает Н.Першин

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.