Нижегородские летописи о ермаке. Летописные источники о Ермаке как культурно – историческая память

СИБИРСКИЕ ЛЕТОПИСИ ХVII-ХVIII вв., единственный важнейший исторический источник, дающий последо­вательный рассказ об обстоятельствах похода отряда Ермака в Сибирь , столкновениях с войсками Кучума и его сторонников, приходе царских воевод , гибели Ермака , основании русских городов и других событиях ранней истории русской Сибири .

Сохранились как самостоятельные летописи, полностью посвященные присоединению Сибири , так и краткие статьи в составе общерусских или региональных (сольвычегодских, пинежских, устюжских и др.) летописцев. Не все они имеют летописную форму, поэтому в ряде исследований могут назы­ваться «повестями о походе Ермака». Эти памятники, сохранившиеся в списках XVII-XVIII вв., значительно отличаются отбором материала и, главное, трактовкой похода Ермака . В результате уже в летописный период сибирской историографии прослеживается несколько противоречащих концепций.

Сибирские летописи можно разделить на 4 основных типа: казачьи летописцы («устные летописи»), официальное местное летопи­сание, официальное московское летописание, фамильная история Строгановых.

Самые ранние по происхождению, несмотря на то, что дошли в поздних рукописях, - казачьи лето­писцы, основанные на рассказах очевидцев о том или ином этапе похода Ермака. Детальное повествование сочетается с незнанием политической обстановки, реальных причин похода, содержания официальных документов. Позиция очевидцев позволяет авторам «устных летописей» запечатлеть яркие бытовые сцены (часто использующиеся в исторических романах о Ермаке). Так, в Кунгурской летописи наиболее точно дана топография похода на Назымские и Демьянские городки, картина пребывания казаков в вотчинах Максима Строганова; в Бузуновском и Ли­хачевском летописцах (исторические части «Описания Сибири» Н.Д. Венюкова ) сохранилось свидетельство очевидца о посольстве к царю; в прозаической части песни «Ермак взял Сибирь» из сборника Кирши Данилова наиболее точно описан маршрут начальной части похода.

Поход Ермака в Сибирь. 1580–1585. Чудотворный панцирь Ермака. Фотолитография с рисунка в Кунгурской летописи II половины XVII в. 1880

Все основные Сибирские летописи созданы не ранее 1630-х гг., т. е. отстоят от событий Ермакова похода на 45-50 лет. Несомненно, авторы этих сочинений (за исключением, возможно, «устных летописей») пользовались более ранними ис­точниками; между тем только С. Есипов указал, что имелось «Написание казаков», по данным которого при архиепископе Киприане был составлен Синодик Ермаковым казакам . С.В. Бахрушин дал наиболее четкую харак­теристику не сохранившегося до наших времен «Напи­сания...» и доказал, что именно его текст лег в основу не только Синодика, но и Есиповской, и Строгановской летописей , чем и объясняются совпадения между ними. «Написание...», по-видимому, послужило протографом и Погодинского летописца, в котором читаются неизвест­ные по другим источникам сведения о начале истории русских в Сибири. Его предполагаемый автор Черкас Александ­ров был участником посольства к царю, головой тобольских служилых конных татар ; последний факт объясняет появление сведений о дорусской Сибири в Есиповской летописи. Использование в Погодинском летописце документов Посольского приказа указывает на то, что «сибирская» статья Нового летописца по своему плану близка изложению в Есиповской летописи.

Сведения о Сибири в региональных летописях мало изу­чены и не всегда достоверны. В XVII-XIX вв. лето­писи утрачивают свое значение, уступая место новой историографии . В Сибири XIX в. сохранились лишь городовые летописи, большая часть которых имела не государственный, а частный характер.

Лит.: Сибирские летописи. СПб., 1907; Бахрушин СВ. Науч­ные труды. М., 1955. Т. 3, ч. 1; Дворецкая Н.Л. Археографический обзор списков повестей о походе Ермака //Т\у. Отдела древнерус. ли­тературы. М.; Л., 1957. Т. 13; Андреев Л.И. Очерки по источникове­дению Сибири. 2-е изд. М.; Л., 1960. Вып. 1; Дергачева-Скоп Е.И. Из истории литературы Урала и Сибири XVII века. Свердловск, 1965; Сергеев В.И. У истоков сибирского летописания // Вопр. истории. 1970. № 12; Полное собрание российских летописей. М., 1987. Т. 36; Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века. Новосибирск, 2001; Ромодановская Е.К. Сибирь и литература. XVII век. Новосибирск, 2002.

В Сибирские летописи 16-17 века, как атаман Ермак Тимофеевич покорял Сибирь.

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков их потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Я. М. КАРАМЗИН

Сибирские летописи содержат восемь летописей о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь, и даже больше, летописи повествуют о том, что происходило после смерти атамана казаков Ермака Тимофеевича, это кладезь уникальных исторических очерков, особо ценный подробный исторический источник.

Карта Сибири из «Чертёжной книги» (юг - вверху, север - внизу, запад - справа, восток - слева).

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX века.

Список Сибирских летописей.

1) РУМЯНЦЕВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
2) ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ
3) ПОГОДИНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
4) СТРОГАНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
5) БУЗУНОВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
6) ПУСТОЗЕРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
7) ОПИСАНИЕ СИБИРИ
8) КУНГУРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ

Лев и единорог на знамени Ермака, бывшем с ним при покорении Сибири (1581-1582 гг.)

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах 17-18 века.

Историческая справка о современном слове Сибирь, укоренившимся современном понимании Сибирской земли, как следует из летописей Сибирь это прежде всего город властителя Хана Кучума, который впоследствии был убит калмыками за то, что разорял и грабил своих подопечных на закате бесславной своей жизни, Кучум угнал табун лошадей за это злодеяние, калмыкские воины его догнали, и убили.

"Царь Кучум много раз пытался вернуть Сибирь и отомстить. Однажды (он) собрал войско, пришел в Сибирь, дошел до реки Иртыша, разорил несколько селений басурманских и ушел восвояси. Как только узнали об этом в Тобольске, послал воевода за ним войска, и догнали его на границе со Степью, и напали, людей его перебили, и захватили у него двух цариц и сына и огромные богатства. Сам же Кучум убежал с небольшим отрядом, а дойдя до своего улуса, остальное войско взял и когда шел через калмыкские улусы, то угнал конские табуны. Калмыкские же воины догнали его, и войска его разгромили, и коней своих отвоевали. Тогда царь Кучум бежал в Ногаи и там был ими убит."

Сибирь (Кашлык, Сибир, Сибер, Ибер, Искер) город, столица Сибирского ханства. Находилась на правом берегу Иртыша при впадении реки Сибирки, в 17 км выше современного Тобольска в Тюменской области, сейчас памятник археологии "Кучумово городище".

В то время часто случались набеги Кучумовских племен на Пермь и пермские русские земли, которые в следствии этого несли постоянные разорения, претерпели насилие и людское горе, это беспокоило Ивана Васильевича, после некоторых расспросов братьев Строгановых о Сибирском царстве, и о возможности защиты от набегов башкир, остяков, вагулов, татар, нагайцев, сибирских отрядов, и других кочевников, Иван Васильевич дает добро грамотами с государевыми золотыми печатями на земли от устья реки Чусовой вверх по обеим берегам вплоть до истока и по притокам до (их) истоков, а в тех местах, от Камы вверх по чусовой - на 80 верстах по правому и левому берегам возвести укрепления для защиты и обороны от набегов басурман, дает полную свободу действий, и защиты всеми доступными способами, после чего начинается строительство укреплений, снабжение необходимыми ресурсами, и набор производится отрядов.

С этого момента на сцене появляется атаман Ермак с соратниками, которые часто разбойничали, громили и грабили на реках Волга, Оке и море, суда, каторги, купеческие торговые караваны с ватагой в 5000 человек, думая пойти в Кызылбаши вместе с донскими и яицкими казаками, чтобы господствовать на море, но этого не случилось, грабя купцов, в том числе государственную казну и прочий православных люд, проливая кровь христианскую, об этих подвигах становиться известно, царю и Великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, государь взбешен, и разгневан.

В дальнейшем эти события определили судьбу Ермаку Тимофеевичу с сотоварищами идти на службу к Строгановым, охранять земли от набегов разношерстных племен, и в дальнейшем осуществить военный поход на Сибирь.





В следствии чего Ермак с соратниками поступает на службу к Строгановым загладить вину, возможно из опасений, что прогневался великий князь Иван Васильевич, в том либо, либо ином случае, Ермак обороняет Русскую землю и Пермь Великую, разбивает кочевые отряды и покоряет близлежащие племена кочевников, после чего снаряжается экспедиция на Сибирское ханство Кучума, а дальше идут кровавые и ужасающие битвы с ханом Кучумом и кочевниками, которые многократно превосходили силы Ермака с соратниками, зачастую казаки перед битвой с противником, преклоняли колени с молитвой на устах, а далее в схватке следовала отчаянная храбрость (отступать не куда было), тем и брали противоборствую сторону, стоит отметить, что помощи в Сибирской земле Ермаку не было ни от кого ждать, после каждой схватки гибли соратники.

Отмечу, что восемь летописей о Сибири дают разнообразную информацию, зачастую дополняя друг друга, в итоге складывается общая картинка хронологии в событиях, что было в столь далекое время, кто был Ермак, его происхождение, что он делал, что происходило после смерти атамана Ермака с соратниками в Сибирской земле, никакая Википедия, ни кино об этом не расскажет в полной картине.

Что знают об этом ныне живущие современные Сибиряки? Сомневаюсь, что большинство из современников слышало что-либо об исторических Сибирских летописях, тем более, что описано внутри.

Чертёж всех сибирских градов и земель из атласа Семёна Ремезова, составленного в 1701 году.

После покорения Сибирских земель производятся экспедиции на край и конец Сибирской земли, Русским Царством активно осваивается Сибирь (освоение велось вдоль рек - Тобола, Иртыша, Оби, Енисея, Амура), основываются новые города-крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Кузнецк (ныне Новокузнецк) (1618), Красноярск (1628), отстраиваются церкви, монастыри, жилые и производственные сооружения, заселяются казаки, купцы, промышленные и служилые люди, земледельцы, крестьяне-переселенцы, жизнь бьёт ключом.

Историческая правда о Ермаке и его заслугах крайне трудна, неудобна, потому что из далекого прошлого бросает тень на сегодняшние отношения народов, что требует объяснений. Из истории Отечества известно, что Россия после покорения Казанского, Астраханского и Крымского ханств вплотную занялось колонизацией Сибири.

Исследователь В. Каргалов пишет: «По традиции начало присоединения к Российскому государству Западной Сибири связывается с именем прославленного атамана Ермака Тимофеевича, который со своей казацкой вольницей в начале восьмидесятых годов XVI столетия приплыл на реку Иртыш, разгромил хана Кучума и потом «бил челом Сибирским царством» царю Ивану IV Грозному. В действительности же присоединение Западной Сибири началось значительно раньше, и первыми русскими воеводами, возглавившими в 1483 г. большой поход в Сибирские земли, были князи «Федор Курбский и Иван Салтын-Травин». Некоторые историки и дипломаты, вольные или невольные эпигоны имперского мышления, настаивают на том, что Россия не была колониальной, имперской державой.

Но тогда какой? Из чего сложилось гигантское государство, границы которого скоро достигли Тихого океана и даже некоторых его островов?

Доктор исторических наук В. Галузо пишет: «Крепостническая Россия осуществляла колониальную политику с того периода, когда объединение русских земель в единое централизованное государство начало перерастать в расширение территории Московского царства за счет присоединения соседних, более слабых народов. Завоевание Поволжья и Сибири во второй половине XVI в., присоединение большей части Казахстана и Кавказа в XVII-XVIII вв. были исходным этапом российской военно-феодальной колониальной политики, возникновения российского военно-феодального империализма. Это были захваты эпохи первоначального накопления. Социальной базой такого «империализма» был крепостнический строй Московского царства, Российской империи»./Казахстан в концепции Октября. Алма-Ата. 1968 г. с. 3-4/

К 1914 году Россия имела колонию площадью 17,4 млн. км с 33,2 млн. жителей. К числу российских колоний В.И. Ленин причислял Сибирь, Кавказ, Бухару, Хиву... /Ленин В.И полн. собр. сочн. Т.26. с. 314,Т. 27. с.377/. Эти территории были завоеваны Россией еще со времен крепостничества.

Одним из первых предводителей ударных отрядов царизма, «присоединивших» Сибирь, стал Ермак. Тот самый, легендарный, который «на диком береге Иртыша».

В конце июня 1581 года польский король Стефан Баторий получил письмо от коменданта Могилева Стравинского. В этом послании комендант сообщал об оборонительных боях, которые вел с русскими войсками, и упомянул несколько фамилий русских воевод, атаковавших Могилев. Среди тех, чьи имена назвали коменданту пленные, был и «Ермак Тимофеевич – атаман казацкий».

Послание Стравинского польскому королю – первый известный достоверный документ, в котором звучит имя Ермака. Документ очень важный, ведь если бы не эта строчка в письме, то Ермак участвовал в Ливонской войне в 1581 году, сложнее было бы датировать начало его похода в Сибирь.

Но кто был этот человек? Уже четыре века гипотезы, легенды... Ермак... Не правда ли имя странное, редкое, непривычное. И в то далекое время оно встречалось нечасто. По словарю Даля, Ермак – это «малый жернов для ручных крестьянских мельниц». Исследователи биографии Ермака называют его по-разному: Ермек, Жармак, Токмак, Токпак, Ермолай, Ермил, Герман, Василий, Тимофей, Еромей, Еремей. Многие считают, что, скорее всего, атамана звали Ермолаем, а для краткости Ермаком.

Изображений Ермака не сохранилось. Лишь через сто лет после похода появились первые изображения атамана на иконах и картинах. Они составлены по словесным описаниям дружинников. Также спорны и противоречивы и сведения о годе и месте рождения атамана, о его биографии до сибирского похода. По-видимому, к началу экспедиции в 1582 году ему было примерно 40-45 лет. Родился Ермак примерно в 1540 году. Существует несколько версий о тех местах, откуда родом Ермак. Уральцы считают, что «начинался» Ермак на Чусовой. Распространено мнение, что он «родом из Двины из Борку». Сейчас это село Игнатьевское в Красноборском районе Архангельской области. В середине XIX в. только в Приуралье и Зауралье более 30 населенных пунктов носили название Ермаки, Ермаков, Ермаковка.

Среди историков нет единого мнения относительно его проис­хождения. Знаменитый русский историк Н. Карамзин отмечает, что вождь дружины русских, татар, литвы, немцев был человеком «рода неизвестного». Летопись Есипова приводит иную версию о происхождении Ермака: «О себе же Ермак известие написал, от­куда рождение его. Дед его был суздалец, посадской человек, жил в лишении, от хлебной скудости сошел в Володимер, именем его звали Афонасей Григорьевич, сын Аленин, и тут воспита двух сы­нов Родиона да Тимофея, и кормился извозом и был в найму в подводах у разбойников, на Муромском лесу пойман и сидел в тюрьме, а отуда бежа з женою и з детми в Юрьевец Поволской, умер, а дети, Родион и Тимофей, от скудости сошли на реку Чусовую в вотчины Строгановы; ему породи детей: у Родиона два сы­на Дмитрей да Лука, у Тимофея дети Таврило да Фрол да Василеи. И онной Василей был силен и велеречив и остр, ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав себе дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звашеся атаманом, прозван Ермаком, сказуется дорожной артельной таган, а по-волжски – жерновой мельнец рушной» /Сибирские летописи. С. 305-306/

В летописи Есипова указывается, что сына Тимофея, прозванного Ермаком, казаки прозвали «Токмак» /Сибирские летописи. С. 275/. По Далю «токмачить» – значит «бить, коложить, толочь». В прозвище атамана заключался намек на его недюжинную физическую силу. Эта версия, высказанная ленинградским историком Р. Скрынниковым, ближе к истине, но точнее было бы сказать, что прозвали Ермака «Токмаком» и за его жестокость, что в данном контексте является синонимом насилия. Ермак мог быть выходцем из какого-то тюркского племени, сбежавшего за тяжелое преступление подальше от родных мест, став личностью отверженной. Об этом свидетельствует этноним слова «токмак» и «жармак», которые вполне могут быть тюркского происхождения «Жармак» – шагатайское слово «разбивать».

В летописи Ремизова, основанной на легендах мусульман, говорится о том, что после завоевания волости Саргачик бек Елычай хотел выдать за Ермака свою дочь. А также говорится, что пятерых его дружинников, погибших в бою, ногайцы оплакивали: «яным, яным, били казак, били казак»... Ремидов приводит факты, что погибшего атамана хоронили по мусульманским обычаям и на мусульманском кладбище. Убедительный аргумент: вряд ли Елычай – бек, магометанин по вероисповеданию, предложил бы не единоверцу в жены свою дочь; вряд ли ногайцы стали бы оплакивать погибших воинов по мусульманскому обычаю, не будь они мусульманами.

(«Покорение Сибири Ермаком» В.И. Суриков 1895 г.)

Вот что думает по этому поводу Н. Карамзин: «Таинственная и мрачная личность, одним своим именем внушавшая ужас, был человеком без роду и племени. Ни один народ не может нести за него какой-либо нравственной ответственности». Манаш Козыбаев считает эту точку зрения наиболее правильной.

В летописи XXII в. Ермака и его дружину называют ворами и разбойниками. Член Петербургской академии Г. Миллер писал: «Ермак грабежу и разбою чинимого от людей своих в Сибири не почитал за прегрешение». Но придворные царские историки тут же возразили: «О сем деле должно писать осторожнее и помянутому Ермаку в рассуждении завоевания Сибири разбойства не приписывать». /Библиографические записи. Спб.,1861г. Т.3. С. 515/. Но историк не поддался внушению: «умягчить свои изображения... никак невозможно». Автор труда «Завоеватель Сибири» П. Небольсин тоже не постеснялся назвать Ермака и его дружину «воровской шайкой»./Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.5-6. М., 1989 г. с. 694-726/.

В первые годы после октябрьской революции 1917 г. советские ученые, опираясь на исследования историков, доказали захватнический характер походов Ермака и выступили против облагораживания разбойного атамана. В первом издании БСЭ глава исторической советской школы академик М. Нечкина написала специальную статью, в которой разоблачила колонизаторскую политику царизма, захватнический, грабительский характер завоевания Сибири, у истоков которого стоял разбойник Ермак.

16 февраля 1636 года патриарх России в присутствии царя в честь памяти Ермака и его дружины читал молитву: официально утверждалась просьба первого архиепископа Сибири Киприяна, причислившего разбойника к лику святых, утверждая, что он «пострадати и благочистивому царю послужити» /Сибирские летописи. С.164-168, 236-238/. Тобольский подъячий Савва Есипов сочинил по указанию архиепископа летопись «О Сибири и о Сибирском взятии», где по специальному указанию воспевалась хвала и честь походам Ермака, с того времени и начался культ Ермака – грубейшая фальсификация истории. Факты грабежей и разбоев отныне изредка упоминались. Появилась огромная литература, в которой рассказывалось о легендарном героизме атамана, о его государственной мудрости и даже нравственности поступков.

Советский историк А.А. Введенский счел Ермака великим полководцем. В.Г. Мирзоев постарался убедить своих читателей, что поход Ермака стал началом добровольного присоединения Сибири. П. Скрынников высказал мнение, что поход Ермака в Сибирь – это продолжение народного движения. То, что первыми русскими переселенцами здесь стали вольные люди, оказало большое влияние на исторические судьбы Сибири.

Ермак силой принуждал завоеванные народы к переходу в христианскую веру, к уплате большой дани Российской короне. Об этом красноречиво свидетельствуют документальные источники. Так, согласно летописи С. Резинова, Ермаку удалось «все Назымьские волости пленить и перевести к вере, и собрать ясак вдоволь раскладом поголовно. И приехав в первую Аремзямскую волость и городок крепкий взял боем и многих лучших мергенов повесил за ногу и расстрелял, ясак взял саблю, и положил на стол кровавую, велел верно целовати за государя царя, чтоб им служить ясак платить по все годы, а не изменить».

Подобная печальная учесть постигла и ставку древней Сибири, её населения. После взятия города Искер, ставки хана Кучума он был разграблен ватагой казаков. О масштабах разграбления завоеванной территорией свидетельствует, например, такой факт: в 1595 году из Сибири было вывезено и отправлено в Европу 20760 куниц, 40360 шкур соболей, 120 шкурок черных лисиц, 3000 бобров, 337235 шкурок белок. Выводы ученых основывались на сведениях исторических источников, в частности сибирских летописей, где поход Ермака описан следующим образом: «Победу на поганых бусурман, радующееся радостию великою; богатство же от злата и серебра и поволоки златых и каменное многоценное и другие куны и соболи и бобры и лисы драгоценная весьма множество взяли и по себе разделана»./Бахрушин С.В «очерки по истории колонизации Сибири ХVI-ХVII вв. с. 27»/.

Позитивное значение результатов похода Ермака для развития Русского государства, народов Сибири в историографии проанализировано довольно подробно, но зачастую негативные последствия насильственной коллективизации, разрушение традиционного уклада жизни, хищнического хозяйничанья колонизаторов, насильственного принуждения к переходу в христианство, упадка национальной культуры и т.д. отходят на другой план, тогда как непременным условием объективного, углубленного исследования является выражение процесса во всей его сложности и трагичности.

О том, какова была эпоха колонизации и освоения Сибири, свидетельствуют многие исторические источники. Как можно видеть, даже на характере фольклорных сюжетов отразились разные принципы освещения деятельности Ермака и его личности.

Заложенная в трудах Н.М. Карамзина, Г.Ф. Миллера, Г.К. Катанаева, П.Н. Буцинского концепция, отражающая оккупационный и захватнический характер похода Ермака, в соответствии с которой присоединение Сибири характеризовалось как «завоевание Сибири», «колонизация Сибири», «покорение Сибири», была сохранена в изданиях, вышедших в 20-е годы. А в 40-70-х годах ХХ в. в период апогея культа личности, волюнтаризма, застоя, понятие «завоевание» стало заменяться термином «освоение», «добровольное присоединение», «колонизация»./ Окладников А.П. «Открытие Сибири». М., 1979 г./

Началась апологетика внешней политики Российской империи. Многие историки из национальных регионов, исследовавшие историю национально-освободительных движений, были обвинены в национализме и репрессированы. Импульс возрождению великодержавных имперских схем дореволюционной историографии дала рецензия И.В. Сталина на публикацию статьи Ф. Энгельса «Внешняя политика царской России», в которой он высказал крайнее несогласие с автором об экспансионистской колонизаторской внешней политике самодержавия. В этом истоки фальсификации отечественной истории наших народов, в том числе истории первого завоевания Сибири Ермаком.

В годы революционного обновления нашего Отечества мы получили возможность пересмотра нашей истории с иных высот, писать правду и только правду, однако иногда с легкостью бросаемся из одной крайности в другую. В отличие от такого подхода мы разделяем точку зрения доктора исторических наук, профессора В. Старцева, который справедливо считает, что «мы должны относиться с уважением к собственной истории».

Отдадим должное роли Строгановых. Но в то же время нельзя забывать, что они были только исполнителями державной воли. Л. Толстой в статье «Ермак» писал: «К Успенью пришли к Строганову казаки – человек 600 с атаманом Ермаком. Напустил их сначала Строганов на ближних татар. Казаки их побили. Потом, когда нечего было делать, стали казаки по округе ходить и грабить. Строганов говорит Ермаку: «Идите за Урал воевать с Кучумом, завладейте его землею. Вас и царь наградит». То есть действие Строгановых были заранее согласованы.

Исследователь Караганов отмечает, что участники экспедиции имели хорошее оружие, и чтобы разгромить Кучума, никакого особого геройства не требовалось.

Он был жестоким атаманом не только по отношению к завоеванным народам, но и к своим дружинникам, 20 из которых приговорил к смерти, устрашая других. Таким был облик «святого», дружина которого заваливала озера трупами покоренных народов, и тем не менее, восторг иных исследователей сохранялся.

Начав жизненный путь с грабежа, атаман превратился в государева палача. Когда отряд Ермака захватывает городище Епанчи, он его разграбляет и уничтожает до основания. Это подтверждается словами Н. Карамзина: «На месте нынешнего Туринска стоял городок князя Епанчи, который, повиливая многими татарами, встретил смелых пришельцев тучею стрел с берега, но бежал. Ермак повелевал разорить сей город». Неужто подобные зверства можно считать гуманизмом?

(«Покорение Сибири – битва казаков во главе с Ермаком с татарским войском» А.Д. Кившенко 1880 г.)

С его смертью также много мифов. В летописях сказано, что, возвращаясь на реку Вогай, Ермак узнал о богатом торговом караване, вышедшем из Средней Азии. Автор говорил, что атаман решил оградить караван от возможных набегов. Можно предположить, что он сам готовился к грабежу под предлогом защиты каравана от Кучума. В ночь с 5 на 6 августа 1585 года Кучум напал на дружину и разгромил ее. Раненый Ермак утонул в Иртыше.

В августе тело Ермака было найдено в 12 км от местности Абалак. Яныш, сын Беким-Бека, ловил рыбу и увидел торчащую из воды ногу. Миллер пишет, что мусульмане устроили погребальный пир по атаману. /Миллер Г.Ф. История Сибири. С. 264/. По словам Витаена, тело Ермака не было найдено. По другой версии, он был погребен на мусульманском кладбище Бегиша.

Существует и такая легенда, изложенная в эпосе «Сатбек батыр». В этой книге Ермак описывается как преступник, убивший жену Сатбека, его двоих детей и 9 слуг. Мститель, затаившийся за дверью, орудовал топором, убивая выходивших из дому спутников Ермака. Последним вышел Ермак. Сатбек отрубил атаману руку. Но тот одной рукой положил на лопатки Сатбека. В тот момент дочь Батеш спустила на Ермака огромного черного пса. Ведущий лейтмотив эпоса – кровавый палач, вырезавший мирных людей, умер собачьей смертью. /Миллер Г.Ф. История Сибири. С. 264/.

Много и других легенд. Но суть не в художественных сюжетах, а в реальной действительности. Ермак прожил бурную жизнь. Грабежи и насилие были ее сутью. В конце своей жизни он совершил поход, повлекший за собой трагедию ни одного народа. При высочайшей поддержке царя атаман огнем и мечом подводил сибирские племена под высокую руку самодержца. И именно на Ермака выбор пал не случайно. Только человек без рода и племени, превративший грабеж и разбой в ремесло, мог стать палачом, исполнителем воли империи, стремившейся стать колониальной евроазиатской державой.

Перестройка и гласность создали условия для переосмысления и восстановления исторической правды о судьбах народов. Ученые получили возможность уйти от фальшивых стереотипов концепций, директивно определяющих взгляды на прошлое. Теперь все больше познается истина, реальная картина былого, над которым было совершенно насилие. В нашем прошлом всякое было: наряду с союзами племен и народов – противостояние, междоусобные войны, присоединение, захват новых земель. Конечно, в конкретных условиях отдельные народы добровольно присоединялись к России, но одновременно шла и колонизация окраин.

Процесс «прирастания России Сибирью» был многоликим, неоднозначным, противоречивым большого горя порабощенным народом. Однако наша историческая наука и сегодня продолжает утверждать, что Сибирь, Урал, Казахстан, Средняя Азия вошли в состав России без всяких проблем, исключительно по одному только собственному желанию. Настало время сказать правду.

Историки сегодня обязаны строить свои концепции на идеях целостного, взаимосвязанного подхода к присоединению народов окраин к русской империи, проводя дифференциацию между колонизаторской политики царизма и русским народом, прогрессивным русским обществом. Такова логика истории, такова логика нового исторического мышления.

Литература:

1. Бузукашвили М.И. Ермак, М., 1989.

2. История Сибири с древнейших веков до наших дней, т.2, Л., 1968.

3. Р.Г.Скрынников. Сибирская экспедиция Ермака, Нов-к., 1986.

4. г. Казахстанская правда, №172, 1990.

5. г. Казахстанская правда, №173, 1990.

6. г. Казахстанская правда, №174, 1990.

7. Большая советская энциклопедия под ред. Прохорова, М., 1972.

8. Бакрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI-XVII в., Т. 3, 1955.

9. Козыбаев М.К. История и современность, Алматы, «Гылым», 1991.

Мәкен Е.З., Ибраев С.И. Правда и мифы о Ермаке в трудах М.К. Козыбаева// Материалы республиканской научно-практической конференции «Козыбаевские чтения-2006». Т. 1. - Петропавловск, 2006.

УДК 947.085

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)

Его биографические данные доподлинно неизвестны, как и обстоятельства возглавляемого им похода в Сибирь Они служат материалом для множества взаимоисключающих гипотез, однако есть и общепризнанные факты биографии Ермака, и такие моменты Сибирского похода, по поводу которых у большинства исследователей не возникает принципиальных расхождений. Историей Сибирского похода Ермака занимались крупные дореволюционные ученые Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, С.Ф. Платонов. Основным источником по истории покорения Сибири Ермаком являются Сибирские летописи (Строгановская, Есиповская, Погодинская, Кунгурская и некоторые другие), тщательно исследованные в трудах Г.Ф. Миллера, П.И. Небольсина, А.В. Оксенова, П.М. Головачева С.В. Бахрушина, А.А. Введенского и других видных ученых.

Вопрос о происхождении Ермака является спорным. Одни исследователи выводят Ермака из пермских вотчин солепромышленников Строгановых, другие – из Тотемского уезда. Г.Е. Катанаев предполагал, что в начале 80-х гг. XVI столетия одновременно действовали три Ермака. Однако эти версии выглядят малодостоверными. При этом точно известно отчество Ермака – Тимофеевич, «Ермак» же может быть прозвищем, сокращением, или же искажением таких христианских имен, как Ермолай, Ермил, Еремей и т.п., а может быть и самостоятельным языческим именем.

Свидетельств о жизни Ермака до Сибирского похода сохранилось крайне мало. Ермаку приписывали и участие в Ливонской войне, разбой и грабеж проходивших по Волге царских и купеческих судов, но достоверных свидетельств об этом также не сохранилось.

Начало похода Ермака в Сибирь – также предмет многочисленных споров историков, который ведется, в основном, вокруг двух дат – 1 сентября 1581 и 1582 гг. Сторонниками начала похода в 1581 г. были С.В. Бахрушин, А.И. Андреев, А.А. Введенский, в 1582 г. – Н.И. Костомаров, Н.В. Шляков, Г.Е. Катанаев. Наиболее обоснованной датой принято считать 1 сентября 1581 г.

Схема Сибирского похода Ермака. 1581 - 1585 гг.

Совершенно иную точку зрения высказал В.И. Сергеев, по мнению которого, Ермак выступил в поход уже в сентябре 1578 г. Сначала он спустился на стругах вниз по р. Каме, поднялся по ее притоку р. Сылве, затем вернулся и зимовал возле устья р. Чусовой. Плаванье по р. Сылве и зимовка на р. Чусовой были своеобразной тренировкой, которая дала возможность атаману сплотить и проверить дружину, приучить ее к действиям в новых, непростых для казаков условиях.

Русские люди пытались покорить Сибирь задолго до Ермака. Так в 1483 и 1499 гг. Иван III посылал туда военные экспедиции, но суровый край так и оставался неизведанным. Территория Сибири XVI столетия была обширна, но при этом мало населена. Основными занятиями населения были скотоводство, охота, рыбная ловля. Кое-где по берегам рек появлялись первые очаги земледелия. Государство с центром в Искере (Кашлыке – в разных источниках именуется по-разному) объединяло несколько коренных народов Сибири: самоедов, остяков, вогулов, и все они находились под властью «осколков» Золотой орды. Хан Кучум из рода Шейбанидов, восходившего к самому Чингисхану, захватил сибирский престол в 1563 г. и взял курс на вытеснение русских с Урала.

В 60-70-е гг. XVI столетия купцы, промышленники и землевладельцы Строгановы получили от царя Ивана Васильевича Грозного владения на Урале, также им было даровано право найма ратных людей с целью предотвращения набегов кучумцев. Строгановыми был приглашен отряд вольных казаков под предводительством Ермака Тимофеевича. В конце 70-х – начале 80-х гг. XVI века казаки поднялись по Волге до Камы, где их в Кередине (Орле-городке) встретили Строгановы. Численность дружины Ермака, прибывшей к Строгановым, составляла 540 человек.


Поход Ермака. Художник К. Лебедев. 1907 г.

Перед выступлением в поход Строгановы снабдили Ермака и его дружинников всем необходимым, начиная от пороха и заканчивая мукой. Строгановские магазины являлись основой материальной базы дружины Ермака. К выступлению в поход к казачьему атаману были наряжены и люди Строгановых. Дружина разделялась на пять полков во главе с выборными есаулами. Полк делился на сотни, те, в свою очередь, на полусотни и десятки. Дружина имела полковых писарей, трубачей, сурначей, литаврщиков и барабанщиков. Также имелись три священника и беглый монах, которые отправляли богослужебные обряды.

В войске Ермака царила строжайшая дисциплина. По его приказу следили за тем, чтобы никто «блудом, или другими греховными делами не навлек на себя гнева божьего», кто нарушал это правило, того сажали на три дня «в железа». В дружине Ермака, по примеру донских казаков, были положены суровые наказания за неповиновение начальникам и побег.

Отправившись в поход, казаки по рр. Чусовой и Серебрянке преодолели путь до Уральского хребта, далее от р. Серебрянки до р. Тагил шли пешком через горы. Переход Ермака через Уральский хребет был нелегок. Каждый струг мог поднимать до 20 человек с грузом. Струги большей грузоподъемности на мелких горных реках не могли быть использованы.

Наступление Ермака на р. Тура вынудило Кучума максимально собрать свои силы. Летописи не дают точного ответа на вопрос о численности войска, в них сообщается только о «великом множестве противника». А.А. Введенский писал о том, что общая численность подданных сибирского хана, была приблизительно 30 700 человек. Мобилизовав всех мужчин, способных носить , Кучум мог выставить более 10-15 тыс. воинов. Таким образом, у него было многократное численное превосходство.

Одновременно со сбором войска Кучум распорядился укрепить столицу Сибирского ханства Искер. Главные силы кучумовской конницы под командованием его племянника царевича Маметкула были выдвинуты навстречу Ермаку, флотилия которого к августу 1582 г., а по мнению некоторых исследователей, не позднее, чем летом 1581 г., вышла к месту впадения р. Туры в р. Тобол. Попытка задержать казаков возле устья р. Туры не удалась. Казачьи струги вошли в р. Тобол и начали спускаться по его течению. Несколько раз приходилось Ермаку высаживаться на берег и атаковать кучумлян. Тогда произошел крупный кровопролитный бой у Бабасановских Юрт.


Продвижение Ермака по сибирским рекам. Рисунок и текст к «Истории Сибирской» С. Ремезова. 1689 г.

Бои на р. Тобол показали преимущества тактики Ермака перед тактикой противника. Основой этой тактики были огневой удар и бой в пешем строю. Залпы казачьих пищалей наносили противнику значительный урон. Однако не стоит преувеличивать значение огнестрельного оружия. Из пищали конца XVI века можно было сделать один выстрел за 2-3 минуты. Кучумляне в основном не имели на вооружении огнестрельного оружия, но оно было им знакомо. Однако бой в пешем строю был слабой стороной Кучума. Вступая в схватку с толпой, при отсутствии каких бы то ни было боевых порядков, кучумовцы терпели поражение за поражением, несмотря на значительное превосходство в живой силе. Таким образом, успехи Ермака достигались сочетанием огня пищалей и рукопашного боя с применением холодного оружия.

После Ермак покинул р. Тобол и начал подниматься вверх по р. Тавде, что, по мнению некоторых исследователей, было сделано с целью отрыва от противника, передышки, и поиска союзников перед решающим боем за Искер. Поднявшись вверх по р. Тавде приблизительно 150-200 верст, Ермак сделал остановку и вернулся на р. Тобол. На пути к Искеру были взяты гг. Карачин и Атик. Закрепившись в г. Карачин, Ермак оказался на непосредственных подступах к столице Сибирского ханства.

Перед штурмом столицы Ермак, согласно летописным источникам, собрал круг, где обсуждался вероятный исход предстоящего боя. Сторонники отступления указывали на множество кучумлян и малочисленность русских, однако мнение Ермака заключалось в необходимости взятия Искера. В своем решении он был тверд и поддержан многими из своих соратников. В октябре 1582 г. Ермак начал штурм укреплений сибирской столицы. Первый штурм увенчался неудачей, примерно 23 октября Ермак нанес повторный удар, однако кучумляне отбили штурм и совершили вылазку, которая оказалась для них губительной. Бой под стенами Искера еще раз показал преимущества русских в рукопашном бою. Ханское войско было разгромлено, Кучум бежал из столицы. 26 октября 1582 Ермак с дружиной вошел в город. Взятие Искера стало вершиной успехов Ермака. Коренные сибирские народы изъявляли готовность к союзу с русскими.


Покорение Сибири Ермаком. Художник В. Суриков. 1895 г.

После взятия столицы Сибирского ханства основным противником Ермака остался царевич Маметкул, который, имея неплохую конницу, совершал налеты на мелкие казачьи отряды, чем постоянно тревожил дружину Ермака. В ноябре-декабре 1582 г. царевич истребил отряд казаков, вышедших на рыбную ловлю. Ермаком был нанесен ответный удар, Маметкул бежал, однако через три месяца вновь появился в окрестностях Искера. В феврале 1583 г. Ермаку сообщили, что лагерь царевича разбит на р. Вагай в 100 верстах от столицы. Атаман незамедлительно послал туда казаков, атаковавших войско и пленивших царевича.

Весной 1583 г. казаки совершили несколько походов по Иртышу и его притокам. Самым далеким был поход к устью реки. Казаки на стругах дошли до г. Назыма – укрепленного городка на р. Обь, и взяли его. Бой под г. Назымом был одним из самых кровопролитных.

Потери в сражениях заставили Ермака послать гонцов за подкреплением. В качестве доказательства плодотворности своих действий в ходе Сибирского похода Ермак отправил Ивану IV плененного царевича и пушнину.

Зима и лето 1584 г. прошли без крупных сражений. Кучум не проявлял активности, так как внутри орды было неспокойно. Ермак берег свое войско и ожидал подкрепления. Подкрепление пришло осенью 1584 г. Это были 500 ратников, отправленных из Москвы под командованием воеводы С. Болховского, не снабженных ни боеприпасами, ни продовольствием. Ермак был поставлен в тяжелое положение, т.к. с трудом заготовил необходимые запасы для своих людей. В Искере начался голод. Люди умирали, умер и сам С. Болховский. Положение несколько улучшили местные жители, которые снабжали казаков продовольствием из своих запасов.

Летописи не приводят точного числа потерь войска Ермака, однако, по некоторым данным ко времени гибели атамана в его дружине осталось 150 человек. Положение Ермака осложнялось и тем обстоятельством, что весной 1585 г. Искер был окружен вражеской конницей. Однако блокада была снята благодаря решительному удару Ермака по ставке противника. Ликвидация окружения Искера стала последним боевым подвигом казачьего атамана. Ермак Тимофеевич погиб в водах р. Иртыш во время похода против появившегося неподалеку войска Кучума 6 августа 1585 г.

Подводя итог, следует отметить, что в основе тактики дружины Ермака был заложен богатый военный опыт казаков, накопленный за многие десятилетия. Рукопашный бой, меткая стрельба, прочная оборона, маневренность дружины, использование местности – наиболее характерные черты русского военного искусства XVI – XVII вв. К этому, безусловно, следует добавить умение атамана Ермака поддерживать жесткую дисциплину внутри дружины. Указанные умения и тактические навыки в наибольшей степени, способствовали покорению русскими воинами богатых сибирских просторов. После гибели Ермака воеводы в Сибири, как правило, продолжали придерживаться его тактики.


Памятник Ермаку Тимофеевичу в Новочеркасске. Скульптор В. Беклемишев. Открыт 6 мая 1904 г.

Присоединение Сибири имело огромное политическое и экономическое значение. Вплоть до 80-х гг. XVI века «Сибирская тема» практически не затрагивалась в дипломатических документах. Однако по мере получения Иваном IV известей о результатах похода Ермака она заняла прочное место в дипломатической документации. Уже к 1584 г. в документах встречается развернутая характеристика взаимоотношений с Сибирским ханством, включающая в себя сводку главных событий – военных действий дружины атамана Ермака против войска Кучума.

В середине 80-х гг. XVI столетия колонизационные потоки русского крестьянства постепенно двинулись осваивать необъятные просторы Сибири, а возведенные в 1586 г. и 1587 г. Тюменский и Тобольский остроги явились не только важными опорными пунктами для борьбы с кучумлянами, но и основой первых поселений русских хлебопашцев. Воеводы, посылаемые русскими царями в суровый во всех отношениях сибирский край, не могли совладать с остатками орды и добиться покорения этого плодородного и с политической точки зрения важного для России региона. Однако благодаря военному искусству казачьего атамана Ермака Тимофеевича, уже в 90-х гг. XVI столетия Западная Сибирь была включена в состав России.

Имя Ермак с татарского переводится как "прорыв". И дано было атаману за свойство его характера всегда идти на прорыв, преодоление трудностей. Его поход в Сибирь - это огромный прорвыв в будущее не только России, но и всего человечества. Так, что имя Ермак оказалось весьма символично.

Рассуждая о походе Ермака в Сибирь, историки обычно упускают из вида, что в ходе подготовки к походу и во время его казакам приходилось решать сложные, даже по современным меркам, инженерные и транспортные задачи. Между тем их исследование и понимание с инженерной точки зрения способно определить временную протяженность похода от его начала, до завершения. Опустим причины подвигшие казаков и их спонсоров на этот поход. Начнем с его начала – в конце августа 1581 года, когда Максим Строганов согласился снарядить дружину. Строгановский историк 18 века П.С. Икосов подсчитал, что все припасы отданные казакам стоили 20000 рублей по тогдашним ценам. И хотя проверить ее полную достоверность невозможно, она поражает воображение. Натуральный объем и вес полученного снаряжения хотя бы приблизительно должны были соответствовать этой сумме стоимости.

Атаманы требовали, выдать оружия и продовольствия на 5000 человек из расчета 3 пуда ржаной муки, пуд сухарей, 2 пуда круп и толокна, пуд соли, безмен масла,половину свиной туши, некоторое количество рыбы, по 3 фунта пороха и свинца на казака и знамена полковые «с ыконами, всякому сту по знамени» (Сибирские летописи, стр.315)
Загрузка судов шла днем и ночью. Атаман спешил: нужно было до ледостава перевалить через Камень. Однако грузов оказалось больше, чем могли взять легкие струги. Чтобы увеличить их грузоподъемность делали набоины к бортам, но все равно часть груза пришлось оставить.

Казаки взяли с собой все, что могло понадобиться в дальнем путешествии: топоры, пилы, гвозди, конопать, смолу, лопаты, всевозможные судовые снасти, паруса, пологи (шатры) и т.д. Не забыли и рыболовные неводы (мережи).


Уподобляя казачий полк стрелецкому Сергеев В.И. определил численность дружины вместе с приданными ей охочими людьми близкой к 1650 человекам.(В.И. Сергеев. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака – Вопросы истории,1959 год №1 стр.123). Дружина имела трубачей, сурначей, литаврщиков и барабанщиков и, следовательно, музыкальные инструменты, имеющие и размер и вес.

Вес продовольствия приходящегося на каждого казака принятого от Строгановых составлял около 10 пудов = 160 кг, вес казака с боевым снаряжением и зимней одеждой – не менее 100 кг, прочее снаряжение и инструмент – не менее 50 кг. на человека. В каждой лодке имелся свой большой котел (ермак) для варки пищи.

Д.Е. Копылов приводит количество судов во флотилии Ермака близкое к 80. Это означает, что если в одной лодке размещалось одновременно около 20 казаков, плюс груз, то полезное водоизмещение лодки должно было составлять не менее 7 тонн. Для размещения такого количества людей и груза длина типичной волжской конструкции лодки при ширине 2,5-3 метра, должна была составлять не менее 12 метров, а собственный вес набухшей в воде лодки около полутора тонн.

Летописи отмечают, что для обеспечения продвижения столь значительных судов по мелководным верховьям рек Чусовая и Серебрянка, Ермак был вынужден перегораживать русло позади флотилии парусами и дождавшись подъема воды продвигаться вперед. Затем паруса переносились вслед за флотилией, и операция повторялась. Пока казаки не достигли водораздела между реками Серебрянка и текущей в сибирскую сторону речку Баранчу – ближайший приток Тагила. Отсюда начинался сибирский волок. Свои внушительные и тяжелые суда казаки на сибирскую сторону перетащить не смогли и весь груз взяли на плечи. Историк Икосов в 1761 году писал: «Струги Ермаковы в коем месте оставлены – и поныне суть многим лесникам и ловцам известны, ибо где оные на берегах оставлены, вырос на них кустарник не малой».

Значительно сократились и запасы продовольствия, хотя казаки пополняли свои запасы за счет грабежа местных племен манси. В результате стычек сократилась и численность казачьего войска. Что частично облегчило задачу продвижения в Сибирь.

Достигнув речки Жаровли, впадающей с юга в Баранчу, Ермак приказал строить небольшие плоты, на которых, преодолев 66 км, спустились до Тагила. Возможно это стало только в конце апреля, когда Баранча поднимается в паводке. Расстояние в 66 км. до Тагила (в переводе с мансийского «много воды») плоты могли пройти за двое суток за счет большой скорости весеннего течения и продолжительного светлого времени суток. Расстояние от места ее впадения в Тагил до впадения Тагила в Туру – 288 км. На Тагиле, при устье реки «Медведки» в дремучем лесу, казаки стали лагерем, чтобы строить новые струги. Народное предание так описывает этот период: «поплыли по той Баранче-реке, и скоро оне выплыли на Тагил-реку. У того Медведя камня, у Магницкова горы остановилися. А на другой стороне была у них плотбища: делали большие коломенки, чтобы можно им со всем убратися. Жили оне тут, казаки, с весны до Троицова дни, и были у них промыслы рыбныя, тем оне и кормилися. И как им путь надлежал, со всем в коломенки убиралися. И поплыли по Тагиль-реке а и выплыли на Туру реку…» Поскольку почти все летописи говорят о постройке здесь Ермаком «коломенок» следует разъяснить, что это такое.

"Это были длинные и довольно узкие суда с совершенно плоским дном, отвесными штевнями и бортами, почти везде ровной вышины и без всякого подбора в соединении с днищем и с потупным образованием носа и кормы. Борта коломенки на протяжении примерно одной трети длины судна в середине его идут совершенно параллельно, в остальных же двух третях, к обеим оконечностям, переходят в кривые, пересекаясь у штевней под острым углом. Вообще все судно по внешнему виду очень напоминает простую берестяную табакерку". В источниках XVI в. по размерам торговых пошлин коломенка приравнивается к стругам. В приговорной грамоте казанского воеводы пошлины с коломенки определяются полуполтиной, в то время как с насадов и дощаников взималась полтина. Вероятнее всего, волжские казаки строили не неуклюжие коломенки, а более привычные им струги. В фундаментальной работе «Волга и волжское судоходство» известный русский исследователь И. А.. Шубин так определяет это понятие: «Сделанные из гладких выструганных досок, плоскодонные и первое время небольшие грузовые суда, свободно скользившие по волнам - стругам, плававшие по мелким речкам - стругам и легко проходившие отмели - заструги, естественно, этими именно чертами и обращали на себя наибольшее внимание, отличались от других судов своего времени и получили название стругов». История стругов прослеживается на протяжении многих веков, что дает право говорить об их высоких мореходных и эксплуатационных качествах. Есть основание думать, что волжские казаки Ермака строили именно струги.

Это судно имеет простейшую, без особых затей, конструкцию и представляет собой большую лодку. Да у Ермаковой дружины и не было времени и особой необходимости для строительства более серьезных посудин. Для военного похода необходимы были суда вместительные и маневренные. Из предания следует, что строили лодки на пологом берегу, с которого их удобно спускать на воду. К тому же для закладки стапеля совершенно необходима ровная площадка.

Это в летописях постройка лодок описана одной фразой. А на самом деле, это процесс сложный и долгий. Прежде всего был необходим хороший, пригодный для судостроения лес: еловый, кедровый, хуже если сосновый. Затем лес следовало спилить, разделать на бревна длиной 12-15 метров, очистить от сучьев и коры. Затем бревна нужно было на себе (лошадей у Ермака не было) доставить к месту постройки. Затем бревна следовало расколоть на плахи. Плахи следовало обтесать, чтобы получить тес. Если обстрогать тес, то получатся доски. Из которых можно построить струг.

На одно бревно, из которого получались четыре полноценных доски, мог уйти целый день. А на одну лодку их требовалось не менее двадцатипяти. Одновременно следовало заготовить штевни, шпангоуты и кокорины (кницы). Заготовленный материал обязательно следовало хорошо просушить. Иначе герметичность новой лодки не обеспечить и она будет нещадно протекать. Просохшие доски следовало окромить и прострогать, чтобы обеспечить плотность их прилегания одна к другой. Затем наступал процесс непосредственного строительства судна, которое строилось кверху днищем. Сначала на стапеле выставлялись штевни и шпангоуты, затем на них укладывалось днище, а затем крепились борта «внакрой» доска на доску. Если предположить, что доски связывались между собой не на гвоздях, а "шитьем" древесными корнями, то станет ясно, что процесс этот долгий, трудоемкий и требующий навыка.

На этом процесс не оканчивался: сначала тщательно конопатились швы, а затем их смолили. Смоле давали просохнуть и впитаться и тогда лодку переворачивали. На одну лодку требовалось не менее двух ведер смолы, а на всю флотилию – около двухсот. Взять такое количество смолы с собой от Строгановых Ермак не мог. Значит им была организована смолокурня на месте. Но и это еще не все: лодку конопатили и смолили еще и изнутри, устанавливали три пары уключин, три парных сидения для гребцов, еще одно для впередсмотрящего, и одно для рулевого. Для предохранения груза от воды – на дно настилались решетки-рыбины. А еще для каждой лодки необходимы были шесть гребей (гребное весло) , кормовое весло, черпак для воды и отпорный шест. Вполне вероятно, что коломенки оснащались и мачтой с прямым парусом. Ведь упоминается, что паруса у Ермака в запасе были. После спуска, коломенку оставляли на воде, чтобы швы забухли (вот для чего доски сушили), устраняли обнаруженные течи, и только потом она могла считаться готовой для плавания.

На постройку одной облегченной «коломенки» у казаков должно было уйти не менее месяца. Если учесть, что постройка всех 80 лодок шла параллельно, то для всей флотилии месяца полтора –два. Следовательно, в конце июня Ермак «со товарищи» покинул начинающий мелеть Тагил и отправился вниз по Туре. 288 километров до устья Тагила флотилия тяжело груженых лодок на медленном течении, даже если «на гребях» сидели три пары гребцов, которых подменяли каждые два часа сменщики, должна была пройти дней за десять. Караван лодок с дистанцией между ними 30-40 метров (а на воде это мало) должен был растянуться километра на два-три. Чтобы всем причалить на ночь, с интервалом между лодками на стоянке 5 метров (диктуется длиной гребей) необходимо было около 600 метров пологого берега. Скорость течения на Туре в летнее время не превышает 4-х километров в час. Скорость груженого гребного судна по течению может составлять около 8 километров в час при усиленной гребле. Опыт показывает, что за световой день, без остановки на обед, караван гребных судов способен преодолеть около 45 километров. Значительные затраты времени приходятся на разведку, промысел продуктов питания, преодоление противодействия местного населения, приготовление и прием пищи, оборудование места ночлега, отдых. Но даже с учетом этого, караван судов Ермака должен был достичь развалин города «Чимги-тура» не позже конца июля.

Из летописей нам известно, что за исключением небольшого боя за Епанчин городок, на всем пути Ермак не встретил никакого сопротивления. Прибрежные селения сдавались без боя. Не стала исключением и Чимги-тура, бывшая столица царства «Тюмень Великая». Ко времени прихода Ермака она захирела и не представляла никакого интереса ни в торговом, ни в стратегическом плане. И для базирования флотилии была совершенно непригодна. Только тот, кто никогда не сплавлялся по реке на весельной лодке может предположить, что флотилия из 80 судов пристала к крутояру, не имеющему пологого спуска к воде. Быстрое привальное течение под этим берегом должно было или сносить лодки или, если они крепко зачалены носовой частью, прижимать к берегу бортом и кренить лодку. И то и другое делало разгрузку судов очень неудобной. А теперь представьте, что свое имущество казаки должны были поднимать на своих плечах на крутояр и нести еще километр к нынешнему Цареву городищу – а тогда развалинам городка Чимги-тура. Оставить имущество на зиму в лодках, означало подарить его местным жителям, не преминувшим бы воспользоваться беспечностью пришельцев. И сами лодки оставленные под крутояром весенний ледоход превратил бы в щепки.

Теперь о самой Чимги-туре. Для казаков она представляла не убежище, а ловушку. Даже если предположить, что в ней нашлось достаточно помещений, чтобы обеспечить зимовку полуторатысячного войска, то других необходимых условий в ней не было. Эти условия – дрова для обогрева и приготовления пищи и вода. Лес вокруг городка был давно вырублен местными жителями на постройки, тын и дрова, а территория распахана. Лошадей и саней для подвоза дров издалека у казаков не было. Дров же требовалось много, не только для обогрева, но и для сторожевых костров. Если предположить, что казаки использовали для зимовки оставленные татарами жилища, то следует вспомнить, что собой представляли их зимние юрты. Обычно это были построенные из круглого леса, иногда наполовину заглубленные в землю постройки, которые отапливались «по-черному» открытыми очагами, дым от них выходил через отверстие в крыше и узенькие оконца под крышей. В некоторых жилищах могли быть глиняные чувалы, которые энергоэффективностью от костров-очагов на земляном полу мало отличались.Как только огонь затухал, тепло улетучивалось.

Единственным способом пережить холодную ночь для обитателей юрты было поплотнее прижаться друг к другу. От стены к стене, через всю юрту устраивались нары покрытые сеном и звериными шкурами. А на них, вповалку, спина к спине, спали обитатели. На каждого из них приходилось около трех метров общей площади юрты. А сама юрта вряд ли превышала по площади 50 метров квадратных. Приблизительно считая, на обогрев в течение зимы одного такого дома, способного принять на ночлег 15 казаков требовалось кубометров десять дров. Чтобы разместить на зиму все войско требовалось сто домов и тысяча кубометров дров. А еще нужна была пекарня для выпечки хлеба, часовня для молитв, и, конечно же, баня. Чтобы обслужить полуторатысячное войско, баня должна была дымить ежедневно и безостановочно. Дров же поблизости не было. А источником воды могла служить только река Тюменка к которой летом еще можно было спуститься по невероятно крутой тропинке, а зимой, да еще с ведром воды подняться по обледеневшему склону почти невозможно. Воды же ежедневно войску требовалось не менее тысячи ведер.

Скромная по размерам Чимги-тура, не была способна обеспечить полноценную зимовку казачьего войска. К тому же, если бы неприятель обложил казаков за стенами Чимги-туры, то для них она стала бы западней. Следует также принять во внимание, что ко времени достижения стен Чимги-туры, казаки не имели достаточных для зимовки продовольственных запасов. Взятые у Строганова подошли к концу, грабить на пустынных берегах было не кого, а самим промышлять было некогда – все время ушло на постройку стругов. Тура же у берегов Чимги-туры изобилием рыбы не баловала и для ловли неводом не удобна.

Другой проблемой являлось зимнее хранение лодок. На зиму их полагается вытаскивать на сушу и переворачивать кверху дном, чтобы не гнили, не рассыхались и были готовы к весеннему ремонту. Сделать это можно было только на противоположном от городка левом пологом берегу Туры. Если пойти на это, следовало решить вопрос их постоянной охраны. Для чего следовало строить жилище для усиленного караула. Ведь если бы аборигены напали на место хранения лодок и уничтожили их, для казаков настали бы непреодолимые трудности. Новых лодок здесь не построить из-за отсутствия поблизости на берегах необходимого леса.

Вероятно Ермак, будучи опытным атаманом, оценил все эти обстоятельства и не принял решения об остановке на зимовку. Какая может быть зимовка, если плыли на стругах казаки всего не более месяца. Лето стояло в самом разгаре, впереди еще три месяца до ледостава и за это время можно найти лучшее место, заодно решить продовольственную проблему и достичь главной задачи: возвращения Сибирского царства «под руку Москвы». И, видимо, правы Строгановская и Есиповская летописи, которые сообщают, что дружина не задержалась в Чимги-туре и сразу же проследовала дальше. Бездействие и медлительность были не в характере волжского атамана. И в начале августа 1582 года казачья дружина покинула место, на котором в 1586 году русские возведут град Тюмень.

А теперь вернемся к вероятному вопросу о том, был ли атаман Ермак, на территории нынешней Тюмени, стоял ли он на том высоком мысу, где тюменские казаки поставили ему памятный крест. Ответить можно только утвердительно. Чтобы принять решение, атаман должен был оценить все обстоятельства и осмотреть местность. В память об этом событии и установлен памятный знак в виде креста. Но это отнюдь не православный крест, как это пытаются толковать некоторые мусульмане. Ермак не продвигал в Сибирь православие. Он вообще был чужд религиозных предрассудков. В его дружине были представители разнообразнейших вероисповеданий, от язычников, до католиков и мусульман. С Ермаком в Сибирь пришли новые социальные и экономические отношения, ставшие основой ее нынешнего расцвета. А для вогулов, хантов и сибирских татар Ермак принес освобождение от засилья чужеродного хана, кочевого узбека Кучума и его мурз. Сибирские татары чтили героя Ермака как святого. После его похода они не потеряли ни своих земель, ни угодий, сохранили своих родовых старшин и веру. Но за то приобрели статус сибирских казаков, со всеми их свободами и вольностями. И верно служили московскому государству без единого возмущения и выступления.

А крест на месте высадки Ермака не что иное, как навигационный знак, какие всегда устанавливали русские землепроходца на открытых ими диких берегах. Похожие навигационные знаки до сих пор стоят вдоль Туры на каждом перекате.

В этой связи хотелось бы добавить несколько слов о недавнем конкурсе на памятник основателям Тюмени. Из представленных вариантов не нашлось ни одного, который бы отразил истинную глубину и значение освоения Сибири. Узость своего мышления скульпторы постарались замаскировать под сенью огромного православного креста, присутствующего в каждом варианте. А у его подножия копошатся жалкие фигурки воистину великих людей – основателей Тюмени. И в результате рассмотрения всей этой нелепицы, тогдашний глава администрации города В.Куйвашев проявил настоящую мудрость, приостановив конкурс.

Что касается Ермака, то памятник ему, как носителю новых технологий и родоначальнику сибирского судостроения поставить в городе следует. Но на нем атаман должен быть изображен в обычной казачьей одежде, с плотницким топором и кормовым рулевым веслом в руках. И самое правильное для него место – там, где временно стояла его флотилия, на противоположном от набережной берегу, возле Вознесенско-Георгиевской церкви на улице Береговой 77. Таким образом, память атамана Ермака в Тюмени будет увековечена. Ведь улица Ермака на Мысу носит имя не атамана, а ледокола.