Особенности цивилизации древней месопотамии кратко. Цивилизации древнего двуречья

Цивилизация возникла 51,5 в. назад.

Цивилизация остановилась 24 в. назад.

Двуречье, Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая 25 веков, начиная со времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

П ервые сведения европейцев о Месопотамии восходят к таким классическим авторам древности, как историк Геродот (5 в. до н.э.) и географ Страбон (рубеж н.э.). Позднее Библия способствовала интересу к местонахождению райского сада, к Вавилонской башне и самым знаменитым городам Месопотамии. В средние века появились записки о путешествии Беньямина Тудельского (12 в.), содержащие описание местонахождения древней Ниневии на берегу Тигра напротив процветавшего в те времена Мосула. В 17 в. предпринимаются первые попытки скопировать таблички с текстами (как позднее выяснилось, из Ура и Вавилона), написанными клинообразными знаками, которые впоследствии получили название клинописи.

В отличие от других цивилизаций Двуречье являлось открытым государством. Через Двуречье проходили многие торговые пути. Двуречье постоянно расширялось, вовлекало новые города, в то время как остальные цивилизации были более замкнутые. Здесь появились: гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, и новые формы письменности. Земледельцы заселили Двуречье в 8 тысячелетии до нашей эры. Постепенно они научились осушать заболоченные участки.

О дна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.

Д вуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.

В историческое время вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи. На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне (две группы, обитавшие первоначально в Нижней Месопотамии), а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу (который оказался наиболее приемлемым) под названием «аккадцы». Аккадский элемент играл важную роль на протяжении всей долгой истории Месопотамии.

Д ругим семитским народом, оставившим заметный след в этой стране, были амориты, которые стали постепенно проникать в Месопотамию в начале III тыс. до н.э. Вскоре они создали несколько сильных династий, среди них – I Вавилонская, наиболее знаменитым правителем которой был Хаммурапи.

В конце II тыс. до н.э. появился другой семитский народ, арамеи, которые в течение пяти веков представляли постоянную угрозу для западных границ Ассирии. Одна из ветвей арамеев, халдеи, стали играть столь важную роль на юге, что Халдея стала синонимом поздней Вавилонии. В конце концов арамейский язык в качестве общеупотребительного распространился по всему древнему Ближнему Востоку, от Персии и Анатолии до Сирии, Палестины и даже Египта. Именно арамейский стал языком администрации и торговли.

А рамеи, подобно аморитам, пришли в Месопотамию через Сирию, происходили же они, по всей вероятности, из Северной Аравии. Возможно также, что этот путь прежде использовали аккадцы, первый из известных народов Месопотамии. Среди автохтонного населения долины семитов не было, что установлено для Нижней Месопотамии, где предшественниками аккадцев были шумеры. За пределами Шумера, в Центральной Месопотамии и далее к северу, обнаружены следы других этнических групп.

Шумеры представляют во многих отношениях один из самых значительных и одновременно таинственных народов в истории человечества. Они заложили фундамент цивилизации Месопотамии. Шумеры оставили важнейший след в культуре Междуречья – в религии и литературе, законодательстве и управлении, науке и технике. Именно шумерам мир обязан изобретением письменности. К концу III тыс. до н.э. шумеры потеряли свое этническое и политическое значение.

Э ламитяне обитали на юго-западе Ирана, главным их городом были Сузы. Со времен ранних шумеров и до падения Ассирии эламитяне занимали видное политическое и экономическое место в месопотамской истории. На их языке написана средняя колонка трехъязычной надписи из Персии.

К асситы – следующая важная этническая группа, выходцы из Ирана, основатели династии, сменившей I Вавилонскую. Они обитали на юге до последней четверти II тыс. до н.э., но в текстах III тыс. до н.э. не упоминаются. Классические авторы упоминают их под именем коссеев, в то время они уже проживали в Иране, откуда когда-то, по-видимому, пришли в Вавилонию.

В ажную роль в межрегиональных отношениях сыграли хурриты. Упоминания об их появлении на севере Центральной Месопотамии относятся к концу III тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. они густо заселили район современного Киркука (здесь сведения о них обнаружены в городах Аррапха и Нузи), долину Среднего Евфрата и восточную часть Анатолии; хурритские колонии возникали в Сирии и Палестине.

П ервоначально этническая группа хурритов, обитала в районе озера Ван рядом с доиндоевропейским населением Армении, родственными хурритам урартами. Возможно, хурриты – главный, и не исключено, что и первоначальный этнический элемент досемитской Ассирии.

Д алее к западу проживали различные анатолийские этносы; некоторые из них, такие как хатты, вероятно, были автохтонным населением, другие, в частности лувийцы и хетты, представляли собой остатки миграционной волны индоевропейцев.

В о 2 тысячелетии до нашей эры в Двуречье возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи.

С 14 по 7 век до нашей эры в Двуречье усиливается Ассирия.

С ледом в двуречье установилось Нововавилонское государство. В 6 веке до нашей эры Вавилон был завоёван Персидским царством.

В торая половина IV тыс. до н. э. - появление чётких признаков цивилизации. Города окруженные стенами, с царским дворцом, храмами богов, ремесленными кварталами. Появление письменности.

XXVIII в. до н. э. - город Киш становится центром Шумерской цивилизации.

XXVII в. до н. э. - Ослабление Киша, Правитель города Урук - Гильгамеш отражает угрозу со стороны Киша и громит его войско. Киш присоединён к владениям Урука и Урук становится центром Шумерской цивилизации.

XXVI в. до н. э. - ослабление Урука. Ведущим центром Шумерской цивилизации на столетие становится город Ур

XXIV в. до н. э. - город Лагаш достигает высшего политического могущества при царе Эаннатуме. Эаннтатум реорганизует армию, вводит новое боевое постороение. Опираясь на реформированную армию Эаннатум подчиняет своей власти бо́льшую часть Шумера и предпринимает удачный поход на Элам, нанеся поражение ряду эламских племён. Нуждаясь в больших средствах для проведения такой масштабной политики Эаннатум вводит налоговые сборы и повинности на храмовые земли. После смерти Эаннатума начинаются народные волнения подстрекаемые жречеством. В результате этих волнений к власти приходит Уруинимгина.

23 18-2312 гг до н. э. - правление Уруинимгины. Для восстановления ухудшившихся отношений со жречеством Уруинимгина проводит ряд реформ. Прекращается поглощение государством храмовых земель, сокращены налоговые сборы и повинности. Уруинимгина проводит ряд реформ либерального характера, которые улучшали положение не только жречества, но и рядового населения. В историю Месопотамии Уруинимгина вошёл как первый социальный реформатор.

23 18 гг до н. э. - Зависимый от Лагаша город Умма объявляет ему войну. Правитель Уммы Лугальзагеси разгромил армию Лагаша, разорил Лагаш, сжёг его дворцы. На короткое время город Умма стал лидером объединённого Шумера, пока не потерпел поражение от северного царства Аккада, к которому перешло господство над всем Шумером.

XXIII в. до н. э. - объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I.

XXI в до н. э. - вторжение с востока и запада многочисленных племён эламитов и аморитов. Исчезновение шумеров как народа с политической арены (уже авторы библейских преданий ничего не знают о его существовании).

XIX-XVIII вв. до н. э. - возвышение нового царства со столицей в Вавилоне, близ нынешнего Багдада, возглавляемого царями аморитянской династии. Объединение Хаммурапи Месопотамии и Сирии.

XVI в. до н. э. - возникновение в верхнем течении Тигра ассирийского царства с главными городами Ассуром и Ниневией - столицей Нина и Семирамиды.

7 43-735 гг. до н. э. - царствование Набонассара. Начало регулярных астрономических наблюдений.

7 29 г. до н. э. - захват Вавилона ассирийским царём Тиглатпаласаром III.

6 80-669 г. до н. э. - царствование ассирийского царя Асархаддона.

5 38 г. до н. э. - персидский царь Кир захватывает Вавилон и Ассирию.

33 6 г. до н. э. - Александр Македонский завоёвывает Междуречье. После его смерти оно становится одной из областей эллинистического государства Селевкидов.

II в. до н. э. - Вавилон уже мёртвый город и лежит в руинах.

I в. до н. э. - последние дошедшие до нас клинописные таблички.

В авилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н. э., Месопотамию - Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), - шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства - Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии - с другой.

Д ревнейшая культура Месопотамии - шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, северной и южной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур, время расцвета которого некоторые ученые относят к 3800-3700 году до нашей эры. Не намного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.

М ножество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога.

О днако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») - древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти.

З аписанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг - области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров.

Г ород Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792-1750 г до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья дает пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

В авилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной» семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках).

О ставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.

++++++++++++++++++++

«Все сойдутся в Междуречье,
Здесь Эдем и здесь начало
Здесь когда-то общей речью
Слово Божие звучало...»

(Константин Михайлов )

Пока по территории древней Европы бродили дикие кочевники, на Востоке вовсю происходили очень интересные (порой необъяснимые) события. О них красочно написано в Ветхом Завете и в других исторических источниках. Например, такие известные библейские истории, как и Всемирный Потоп, случились как раз на территории Месопотамии.

Древнее Междуречье без всяких прикрас можно назвать колыбелью цивилизации. Именно на этой земле примерно в 4-м веке до нашей эры зародилась первая восточная цивилизация. Такие государства Месопотамии (Древнее Междуречье по-гречески), как Шумер и Аккад, подарили человечеству письменность и удивительные храмовые постройки. Отправимся же в путешествие по этой полной секретов земле!

Географическое положение

Какое название имела Месопотамия? Двуречье. Второе название Месопотамии - Междуречье. Также можно услышать слово Нахараим - это тоже она самая, только на иврите.

Месопотамия - это историко-географическая территория, расположенная между и Евфрат. Сейчас на этой земле находятся три государства: Ирак, Сирия и Турция. История Месопотамии развивалась именно на этой территории.

Расположенный в самом центре Ближнего Востока регион ограничен с запада Аравийской платформой, с востока - предгорьями Загроса. На юге Месопотамия омывается водами Персидского залива, а на севере возвышаются живописные Араратские горы.

Междуречье представляет собой плоскую равнину, тянущуюся вдоль двух великих рек. По форме она похожа на овальную фигуру - такова удивительная Месопотамия (карта подтверждает это).

Деление Междуречья на регионы

Историки условно делят Месопотамию на:


На территории Древнего Междуречья в разное время существовали четыре древних царства:

  • Шумер;
  • Аккад;
  • Вавилония;
  • Ассирия.

Почему именно Месопотамия стала колыбелью цивилизации?

Около 6 тысяч лет назад на нашей планете произошло удивительное событие: примерно в одно время зародились две цивилизации - Египет и Древняя Месопотамия. Характер цивилизации одновременно и похож и не похож на первое древнейшее государство.

Схожесть заключается в том, что обе возникли на территориях с благоприятными для жизни человека условиями. Не похожи тем, что каждую из них отличает уникальная история (первое, что приходит в голову: в Египте были фараоны, а в Междуречье - нет).

Тема статьи, все же, государства Месопотамии. Поэтому не будем отклоняться от нее.

Древнее Двуречье - это своего рода оазис в пустыне. С двух сторон местность огорожена реками. А с севера - горами, которые предохраняют оазис от влажных ветров со стороны Армении.

Такие благоприятные природные особенности сделали эту землю привлекательной для древнего человека. Удивительным образом здесь сочетаются комфортный климат с возможностью заниматься земледелием. Почва настолько плодородна и богата влагой, что выращенные фрукты получаются сочными, а взошедшие бобовые - вкусными.

Первыми это подметили древние шумеры, которые заселили эту территорию около 6 тысяч лет назад. Они научились мастерски выращивать различные растения и оставили после себя богатую историю, загадки которой по сей день решают увлеченные люди.

Немного конспирологии: о происхождении шумеров

Современная история не отвечает на вопрос, откуда появились шумеры. Есть множество предположений по этому поводу, но к единому мнению ученое сообщество до сих пор не пришло. Почему? Потому что шумеры сильно выделялись на фоне остальных племен, населяющих Междуречье.

Одно из явных отличий - это язык: он не похож ни на один из диалектов, на котором разговаривали жители соседних территорий. То есть у него нет схожести с индоевропейским языком - предшественником большинства современных языков.

Также внешность обитателей Древнего Шумера совсем не типична для жителей тех мест. На табличках изображены люди с ровными овалами лиц, удивительно большими глазами, тонкими чертами лица и роста выше среднего.

Еще один момент, на который обращают внимание историки, - это необычная культура древней цивилизации. Одна из гипотез гласит о том, что шумеры - это представители высокоразвитой цивилизации, прилетевшей из Космоса на нашу планету. Такая точка зрения довольно странная, но имеет право на существование.

Как оно было на самом деле - неясно. Но одно можно сказать с точностью - шумеры дали очень много для нашей цивилизации. Одно из их неоспоримых достижений - это изобретение письменности.

Древние цивилизации Месопотамии

Разные народы населяли протяженную территорию Междуречья. Мы выделим два основных (история Месопотамии без них не была бы такой насыщенной):

  • шумеры;
  • семиты (если быть точнее, то семитские племена: арабы, армяне и иудеи).

Отталкиваясь от этого, мы будем рассказывать о наиболее интересных событиях и исторических личностях.

Шумер: краткая историческая справка

Это была первая письменная цивилизация, возникшая на юго-востоке Месопотамии с 4-го по 3-й век до нашей эры. Сейчас на этой местности находится современное государство Ирак (Древняя Месопотамия, карта снова помогает нам сориентироваться).

Шумеры - это единственный несемитский народ на территории Междуречья. Подтверждают это многочисленные лингвистические и культурные исследования. Официальная история говорит, что шумеры пришли на территорию Месопотамии из какой-то горной азиатской страны.

Они начали свое путешествие по Междуречью с востока: селились вдоль устьев рек и осваивали ирригационное хозяйство. Первым городом, в котором остановились представители этой древней цивилизации, был Эреду. Далее шумеры двинулись вглубь равнины: они не подчиняли себе местное население, а ассимилировали; иногда даже перенимали какие-то культурные достижения диких племен.

История шумеров - это увлекательный процесс борьбы между различными группами людей под предводительством того или иного царя. Своего расцвета государство достигло при правителе Умме Лугальзагессе.

Вавилонский историк Берос в своем труде разделил шумерскую историю на два периода:

  • до Потопа (имеется в виду именно Великий Потоп и история с Ноем, описанная в Ветхом Завете);
  • после Потопа.

Культура Древней Месопотамии (Шумера)

Первые поселения шумеров отличались оригинальностью - это были небольшие города, окруженные каменными стенами; проживали в них от 40 до 50 тысяч человек. Важным городом на юго-востоке страны был Ур. Центром шумерского царства был признан город Ниппур, расположенный в центре страны. Известен крупным храмом Бога Энлиля.

Шумеры были довольно развитой цивилизацией, перечислим, в чем они достигли высот.

  • В земледелии. Об этом говорит дошедший до нас земледельческий альманах. В нем подробно рассказывается, как правильно выращивать растения, когда их нужно поливать, как правильно вспахивать почву.
  • В ремесле. Шумеры умели строить дома и знали, как пользоваться гончарным кругом.
  • В письменности. О ней пойдет речь в нашей следующей главе.

Легенда о возникновении письменности

Большинство важных изобретений происходят довольно странным образом, особенно когда речь идет о древних временах. Возникновение письменности не является исключением.

Поспорили два древних шумерских правителя между собой. Это выражалось в том, что они загадывали друг другу загадки и обменивались ими через своих послов. Один правитель оказался очень изобретательным и придумал настолько сложный ребус, что его посол не смог его запомнить. Тогда пришлось изобрести письменность.

Писали шумеры на глиняных досках тростниковыми палочками. Вначале буквы изображались в виде знаков и иероглифов, потом - в виде связных слогов. Назывался этот процесс клинописью.

Культура Древней Месопотамии немыслима без шумерской. Соседние народы заимствовали навык письменности у этой цивилизации.

Вавилония (Вавилонское царство)

Возникло государство в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Месопотамии. Просуществовав около 15 веков, оставило после себя богатую историю и интересные памятники архитектуры.

Семитский народ амореи населяли территорию Вавилонского государства. Они переняли более раннюю культуру шумеров, но разговаривали уже на аккадском языке, который относится к семитской группе.

Возник на месте более раннего шумерского города Кадингир.

Ключевой исторической фигурой являлся В ходе своих военных походов он подчинил себе множество соседних городов. Также написал дошедший до нас труд - «Законы Месопотамии (Хаммурапи)».

Расскажем более подробно о записанных мудрым царем правилах общественной жизни. Законы Хаммурапи представляют собой написанные на глиняной табличке фразы, регламентирующие права и обязанности среднестатистического вавилонянина. Историки выдвигают предположение, что и принцип «око за око» впервые были сформулированы как раз Хаммурапи.

Какие-то принципы правитель придумал сам, какие-то - переписал с более ранних шумерских источников.

Законы Хаммурапи говорят о том, что древняя цивилизация была действительно развитой, поскольку люди соблюдали определенные правила и уже имели представление о том, что хорошо, а что плохо.

Оригинал труда находится в Лувре, с точной копией можно ознакомиться в каком-то московском музее.

Вавилонская Башня

Города Месопотамии - это тема для отдельной работы. Мы остановимся на Вавилоне, том самом, где происходили интересные события, описанные в Ветхом Завете.

Сначала расскажем интересную библейскую историю про Вавилонскую башню, потом - точку зрения научного сообщества по этому поводу. Предание о Вавилонской Башне - это история о появлении разных языков на Земле. Первое упоминание о ней можно найти в Книге Бытия: событие произошло после Всемирного Потопа.

В те незапамятные времена человечество было единым народом, следовательно, все люди разговаривали на одном языке. Они двигались на юг и пришли к нижнему течению Тигра и Евфрата. Там решили основать город (Вавилон) и построить башню высотой до неба. Работа кипела вовсю… Но тут в процесс вмешался Бог. Он создал различные языки, поэтому люди перестали понимать друг друга. Понятно, что очень скоро строительство башни было прекращено. Финалом истории стало расселение людей по различным уголкам нашей планеты.

Что думает научное сообщество по поводу Вавилонской Башни? Ученые предполагают, что Вавилонская Башня являлась одним из древних храмов для наблюдения за звездами и проведения религиозных обрядов. Подобные сооружения назывались зиккуратами. Самый высокий храм (в высоту достигал 91 метра) находился в Вавилоне. Его название звучало, как «Этеменанке». Дословный перевод слова - «Дом, где сходятся небеса с Землею».

Ассирийская империя

Первые упоминания об Ассирии датируются 24-м веком до нашей эры. Государство просуществовало две тысячи лет. А в седьмом веке до нашей эры прекратило свое существование. Ассирийская империя признана первой в истории человечества.

Государство распологалось в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Отличалось воинственностью: очень много городов подчинили и разрушили ассирийские военачальники. Они захватывали не только территорию Месопотамии, но и территорию Израильского царства и острова Кипр. Была попытка подчинить древних египтян, но она не увенчалась успехом - через 15 лет жители этой страны вновь обрели независимость.

К захваченному населению применялись жестокие меры: ассирийцы обязывали выплачивать ежемесячную дань.

Крупными ассирийскими городами были:

  • Ашшур;
  • Калах;
  • Дур-Шаррукин (Дворец Саргона).

Ассирийская культура и религия

Здесь снова можно проследить связь с шумерской культурой. Разговаривали ассирийцы на северном диалекте В школах изучали литературные произведения шумеров и вавилонян; некоторые нравственные нормы древних цивилизаций были приняты ассирийцами. На дворцах и храмах местные архитекторы изображали смелого льва, как символ военных успехов империи. Ассирийская литература, опять же, связана с походами местных правителей: цари всегда описывались как отважные и смелые люди, а их противники, напротив, показаны трусливыми и мелочными (тут можно заметить очевидный прием государственной пропаганды).

Религия Междуречья

Древние цивилизации Месопотамии неотъемлемо связаны с местной религией. Более того, их жители свято верили в богов и обязательно совершали определенные обряды. Если говорить очень обобщенно, то именно политеизм (вера в различных богов) отличал Древнее Двуречье. Чтобы лучше понять религию Месопотамии, нужно читать местный эпос. Одно из наиболее ярких литературных произведений того времени - это миф о Гильгамеше. Вдумчивое чтение данной книги наводит на мысль о том, что гипотеза о неземном происхождении шумеров не беспочвенна.

Древние цивилизации Месопотамии подарили нам три основные мифологии:

  • Шумеро-аккадскую.
  • Вавилонскую.
  • Ассирийскую.

Рассмотрим более подробно каждую из них.

Шумеро-аккадская мифология

Включала все верования шумероязычного населения. Также сюда входит религия аккадцев. Боги Месопотамии едины условно: каждый крупный город имел свой пантеон и свои храмы. Все же, схожести найти можно.

Перечислим важных для шумеров богов:

  • Ан (Ану - аккад.) - бог неба, ответственный за Космос и звезды. Был очень почитаем у древних шумеров. Считался пассивным правителем, то есть не вмешивался в жизнь людей.
  • Энлиль - владыка воздуха, второй по значимости бог для шумеров. Только, в отличие от Ана, являлся активным божеством. Его почитали как ответственного за плодородие, урожайность и за мирную жизнь.
  • Иштар (Инанна) - ключевая богиня для шумеро-аккадской мифологии. Сведения о ней весьма противоречивы: с одной стороны, она покровительница плодородия и хороших отношений между мужчиной и женщиной, а с другой - свирепая воительница. Подобные несостыковки возникают из-за большого количества разных источников, в которых содержатся упоминания о ней.
  • Уму (шумерский вариант произношения) или Шамаш (аккадский вариант, говорящий о схожести языка с ивритом, поскольку «шемеш» означает солнце).

Вавилонская мифология

Основные идеи для своей религии переняли от шумеров. Правда, со значительными усложнениями.

Вавилонская религия строилась на вере человека в его бессилие перед богами пантеона. Понятно, что такая идеология держалась на страхе и ограничивала развитие древнего человека. Подобную структуру удалось построить жрецам: они проводили в зиккуратах (величественных высоких храмах) различные манипуляции, в том числе и сложный обряд жертвоприношения.

В Вавилонии почитаемыми были следующие боги:

  • Таммуз - являлся покровителем земледелия, растительности и плодородия. Прослеживается связь с аналогичным шумерским культом воскресающего и умирающего бога растительности.
  • Адад - покровитель грозы и дождя. Весьма властное и злое божество.
  • Шамаш и Син - покровители небесных светил: солнца и луны.

Ассирийская мифология

Религия воинственных ассирийцев очень схожа с вавилонской. Большинство обрядов, традиций и преданий пришли к народу Северного Междуречья от Вавилонян. Последние заимствовали, как говорилось ранее, свою религию у шумеров.

Важными богами являлись:

  • Ашшур - главный бог. Покровитель всего Ассирийского царства, создал не только всех остальных мифологических героев, но и самого себя.
  • Иштар - богиня войны.
  • Рамман - ответственен за удачу в военных сражениях, приносил удачу ассирийцам.

Рассмотренные боги Месопотамии и культы древних народов - увлекательная тема, уходящая корнями в очень давние времена. Напрашивается вывод, что основными изобретателями религии были шумеры, чьи идеи переняли остальные народы.

Богатое культурное и историческое наследие оставили нам проживающие в Междуречье.

Изучать древние цивилизации Месопотамии одно удовольствие, поскольку они связаны с интересными и поучительными мифами. А все, что касается шумеров, - это вообще одна сплошная загадка, ответы на которую до сих пор не найдены. Но историки и археологи продолжают «рыть почву» в этом направлении. Любой человек может присоединиться к ним и тоже изучать эту интереснейшую и очень древнюю цивилизацию.

Древняя Месопотамия - одна из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшая на Ближнем Востоке, в долине рек Тигр и Евфрат . Условные хронологические рамки - c середины IV тыс до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. в Междуречье находились крупнейшие [ ] города с наибольшим числом прилегающих населенных пунктов. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли. Междуречье относят к одному из древнейших очагов цивилизации в 4-м - 3-м тыс. до н. э., сформировавшему древние города-государства , среди которых шумерские города Киш , Урук (библейский Эрех), Ур , Лагаш , Умма , семитский город Акшак , аморейский/шумерский город Ларса , а также государства Аккад , Ассирия и в начале 2-го тыс. до н. э. - Вавилония . В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н. э.).

    Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что её начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам . Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

    Однако письменность не стала единственным определяющим фактором начала новой эпохи. Важнейшим достижением было развитие металлургии до того уровня, когда общество для продолжения своего существования должно было создавать новые технологии. Залежи медных руд находились далеко, поэтому потребность в получении этого ставшего жизненно необходимым металла привела к расширению географических горизонтов и изменению самого темпа жизни.

    Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны. Греческим по происхождению словом «Месопотамия» именуется междуречье Тигра и Евфрата. Как раз существование двух рек - Тигра и Евфрата - следует полагать основной топографической чертой Месопотамии. Поздний разлив рек заставлял людей возводить плотины, дамбы , с тем чтобы спасти всходы. Кроме того, в условиях стоявшей жары вода быстро испарялась, ведя к засолению почвы. Заметим, что ил Евфрата далеко уступал по своей плодородности нильскому, засоряя к тому же каналы. Южная часть междуречья, ставшая колыбелью месопотамской цивилизации, являла место, где почву лучи палящего солнца делали твердой, словно камень, или же она скрывалась под песками пустыни. От болот, огромных луж стоячей воды исходила опасность эпидемий. Лев Мечников , которому принадлежит авторство книги «Цивилизация и великие исторические реки», вышедшей в свет в Париже в 1889 г., считал необходимым подчеркнуть, «что и здесь история отвернулась от плодородных стран…, а избрала местом зарождения цивилизации обнаженную местность, обитатели которой под страхом угрозы самых ужасных несчастий принуждались к сложному и мудрому координированию своих индивидуальных усилий». В отличие от регулярных нильских разливов половодья Евфрата и Тигра не отличались периодичностью, что детерминировало более значительный и постоянный характер человеческого труда в создании ирригации.

    Вообще, с точки зрения Л. Мечникова, исторические реки являлись великими воспитателями человечества. «Все эти реки обладают одной замечательной характерной чертой, способной объяснить секрет их выдающейся исторической роли. Все они обращают орошаемые ими области то в плодородные житницы, то в заразные болота….Специфическая географическая среда этих рек могла быть обращена на пользу человека лишь коллективным, сурово дисциплинированным трудом больших народных масс…». Л. Мечников считал значимой ту мысль, что причину возникновения, характера первобытных учреждений, их последующей эволюции должно усматривать не в самой среде, а в соотношениях между средой и способностью населявших данную среду людей к кооперации и солидарности.

    Массовые археологические исследования следов древнейших поселений Нижней Месопотамии свидетельствуют о том, что в процессе совершенствования местных ирригационных систем происходило перемещение жителей из более чем мелких посёлков большесемейных общин к центру номов, где располагались основные храмы. В начале второй четверти III тысячелетия до н. э. городские стены становятся атрибутом плотно заселённых пространств вокруг главных храмов.

    В соответствии с ещё одной точкой зрения подъём цивилизации обуславливался взаимодействием оседлого населения деревень и кочевников месопотамского региона. Несмотря на взаимную подозрительность, а то и враждебность, свойственные отношениям между оседлыми общинами и кочевниками, последние ввиду своей мобильности, пастушеского образа жизни занимали важное место в жизни жителей земледельческих поселений, будучи необходимы для общения, торговли, разведения домашнего скота, располагая ценной информацией. Постоянные миграции позволяли кочевникам быть в курсе политических событий в разных местах, располагать сведениями о наличии тех или иных ресурсов, выступать посредниками в обмене товарами и идеями между оседлыми жителями горных районов и Месопотамской равнины.

    Хронология событий

    • Середина IV тыс. до н. э. - Урукская эпоха в Южной Месопотамии, начало эпохи бронзы. Складывание основ шумерской цивилизации, формирование номов, первые архивы хозяйственных документов, написанных пиктографическими знаками (напр. Табличка из Киша), углубление социального неравенства, развитие храмовых хозяйств, протогорода, урбанистическая революция, шумерские колонии в Верхней Месопотамии (Хабуба Кабира, Джебель Аруда), монументальные храмовые постройки, цилиндрические печати и др. В Верхней Месопотами - начало эпохи бронзы, формирование на местной основе протогородов (Телль Брак), шумерские колонии.
    • Конец IV - начало III тыс. до н. э. - период Джемдет Наср в Южной Месопотамии. Завершение формирования номовой системы, углубление социальной дифференциации, изображения лидеров; к концу периода - возникновение ранних государств и династий Шумера.
    • XXVIII - XXIV вв. до н. э. - Раннединастический период (сокращённо: РД) в Месопотамии. Расцвет шумерской цивилизации - города, государства, письменность, монументальные сооружения, ирригационные системы, ремесло, торговля, наука, литература и т. д. Подразделяется на три этапа: РД I, РДII и РД III.
    • XXVIII - XXVII вв. до н. э. - первый этап Раннединастического периода (сокращённо: РД I). Расцвет архаического Ура. Гегемония Киша в Шумере. Выдающиеся цари (лугали) I династии Киша - Этана , Эн-Мебарагеси . Легендарные правители I династии Урука - Мескианггашер (сын бога Уту), Лугальбанда , Думузи .
    • XXVII-XXVI вв. до н. э. - второй этап Раннединастического периода (сокращённо: РД II). Поражение войск кишского царя Агги под стенами Урука (правитель - Гильгамеш), падение гегемонии Киша. Вторжение эламитов в Ки-Ури и разорение ими Киша и воцарение там новой (II) династии. Урук - сильнейшее государство Шумера.
    • XXVI-XXIV вв. до н. э. - третий этап Раннединастического периода (сокращённо: РД III). Усугубление политической нестабильности в Шумере. Возвышение и расцвет Ура; гробницы I династии. Цари Ура - сильнейшие правители Шумера. Обособление Лагаша от кишской зависимости, укрепление этого государства при Ур-Нанше . Возвышение Лагаша при Эаннатуме . Череда пограничных войн между Лагашем и Уммой из-за плодородной равнины Гуэдинну. Объединение Ура и Урука в единое государство. Реформы лагашского правителя Уруинимгины и создание им древнейших законов. Лугальзагеси - единый правитель шумерских городов-государств. Война Лугальзагеси с Уруинимгиной. Восстание восточных семитов в Ки-Ури.
    • XXIV - XXII вв. до н. э. - Аккадская держава в Месопотамии. Восстание восточных семитов в Ки-Ури увенчалось успехом; руководитель восстания под именем «Истинный царь» (Саргон) нанёс поражение коалиции шумерских городов-государств и впервые в истории полностью объединил Шумер. Столица Саргона из Киша перенесена в Аккад, по названию которого новое государство и сама область Ки-Ури стали называться Аккадом. Укрепление государственности, борьба с сепаратизмом при преемниках Саргона - Римуше и Маништушу ; расцвет завоевательной политики при Нарам-Суэне . Засуха, сепаратизм, экономический спад и передвижения горных племен кутиев приводят к ослаблению Аккада. В XXII в. - междоусобица, потеря самостоятельности и уничтожение Аккадского царства кутиями.
    • XXII в. до н. э. - владычество кутиев в Месопотамии. Возвышение II династии Лагаша; правление Гудеа и его потомков. Восстание Утухенгаля в Уруке; свержение власти кутиев.
    • XXII - XXI вв. до н. э. - Шумеро-Аккадское царство (Держава III династии Ура) - крупнейшее государство Западной Азии. После смерти Утухенгаля власть переходит к Ур-Намму , столицей становится Ур. «Шумерское Возрождение». Правление Шульги - расцвет Шумеро-Аккадского царства. Расцвет шумерской литературы, архитектуры, искусства на фоне вытеснения шумерского языка аккадским в разговорной речи. В конце периода - экономический кризис, борьба с кочевниками-амореями . Набег эламитов в правление Ибби-Суэна и крушение державы.
    • XX - XVI вв. до н. э. - Старовавилонский период в Нижней Месопотамии. На осколках державы III династии Ура возникает несколько государств, правители которых сохраняют титул «Царь Шумера и Аккада» : это Иссин и Ларса (оба в Шумере). Захват амореями месопотамских городов-государств, установление там аморейских династий. Сильнейшие аморейские царства - Ларса (в Шумере), Вавилон (в Аккаде), Мари (в Северной Месопотамии). Возвышение Вавилона, подчинение им Аккада. Борьба вавилонских царей с Ларсой за влияние в Шумере. Разгром Ларсы и объединение Месопотамских государств при Хаммурапи . Начало формирования народности вавилонян (из шумеров, аккадцев и амореев). Бурное развитие Вавилона, превращение его в крупнейший город Месопотамии. Расцвет экономики и культуры. Законы Хаммурапи . Ослабление Вавилонского царства при последующих царях. Возникновение Приморского царства на юге. Разгром Вавилонского царства хеттами и касситами в XVI в.
    • XX - XVI вв. до н. э. - Староассирийский период в Верхней Месопотамии. После падения Шумеро-Аккадского царства независимость получили древние номы - Ниневия , Ашшур , Арбелы и др. Международная торговля через степи верховьев Хабура и будущей Ассирии. Попытки ранних правителей из Ашшура закрепиться на торговых путях - формирование ассирийского государства. Возвышение Мари, влияние Хеттского царства, расселение хурритов и амореев - кризис верхнемесопотамской торговли. Создание аморейским вождём Шамши-Ададом I обширной державы со столицей в Шубат-Энлиле (так называемая «Староассирийская держава»); подчинение им значительной части Верхней Месопотамии. Ослабление державы при преемниках Шамши-Адада и подчинение этих земель Вавилоном. Формирование народности древних ассирийцев на основе аккадоязычного населения и других семитов Верхней Месопотамии.
    • XVI - XI вв. до н. э. - Средневавилонский или касситский период в истории Нижней Месопотамии. Захват Вавилонии касситами и возрождение ими царства Хаммурапи в пределах Нижней Месопотамии. Разгром Приморья. Расцвет при Бурна-Буриаше II . Дипломатические отношения с Египтом и Хеттским царством. Ослабление централизации Вавилонии. Переселение новой волны семитоязычных кочевников - арамеев . Упадок Вавилонии.
    • XVI - XI вв. до н. э. - Среднеассирийский период в истории Верхней Месопотамии. Консолидация хурритского мира, возвышение государства Митанни . Противоборство Митанни, Хеттского царства, Вавилонии и Египта на Ближнем востоке. Ослабление Митанни. Первое возвышение Ассирии; превращение её в крупную региональную державу (при Тиглатпаласаре I). Внезапный упадок Ассирии в результате вторжения арамеев .
    • Рубеж II-I тыс. до н. э. - Катастрофа бронзового века на Ближнем Востоке. Упадок всех значимых государств, передвижения многочисленных племен - арамеев, халдеев, «народов моря» и т. д. Окончание эпохи бронзы и начало железного века. Начало арамеизации Месопотамии; арамейский язык и его диалекты начинают вытеснять аккадский из разговорной речи.
    • X - VII вв. до н. э. - Новоассирийский период в Верхней Месопотамии. Экономический и военно-политический подъём Ассирии на фоне упадка её соседей (второе возвышение Ассирии). Завоевательная политика Ашшурнацирапала II и Салманасара III . Временный упадок Ассирии (конец IX - первая половина VIII). Реформы Тиглатпаласара III и начало третьего возвышения Ассирии; разгром северосирийских государств, объединение Месопотамии, присоединение части Мидии. Саргон II , Синаххериб , Асархаддон : Ассирия - первая «мировая империя»; присоединение Египта. Ашшурбанапал : подавление восстаний, гражданская война и распад Ассирийского государства. После смерти Ашшурбанапала: война с Вавилоном, Мидией и скифскими племенами; уничтожение Ассирийского государства. Коренная территория Ассирии входит в состав Мидийской державы .
    • X - VI вв. до н. э. - Нововавилонский период в Нижней Месопотамии. Проникновение арамеев и халдеев в страну; кризис вавилонской государственности. Уния с Ассирией (Тиглатпаласар III - первый единый царь Ассирии и Вавилона). Укрепление халдеев в Нижней Месопотамии, халдейские правители в Вавилоне. Синаххериб и ужесточение политики по отношению к Вавилонии. Восстания против Ассирии и разрушение Вавилона. Восстановление Вавилона Асархаддоном. Мятеж Шамаш-шум-укина . Возобновление борьбы Вавилонии за независимость. Распад и гибель Ассирийского государства. Набопаласар - первый царь нового независимого Вавилона. Создание Нововавилонской державы. Навуходоносор II . Экономический, политический и культурный расцвет державы. Вавилон - крупнейший город мира; первый мегаполис. Внутриполитическая борьба после смерти Навуходоносора II. Набонид и борьба со жречеством. Война с Персидским государством и переход оппозиции Набонида на сторону врага. Битва при Описе. Войска Кира II без боя вступают в Вавилон.
    • 12 октября 539 г. до н. э. - персидские войска занимают Вавилон. Конец истории Древней Месопотамии как политически самостоятельного региона.

    Создание ирригации

    Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы , притока Тигра . Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата .

    Бассейн нижнего Евфрата - обширная плоская равнина, ограниченная с востока рекой Тигр, за которой тянутся отроги Иранских гор , а с запада - обрывами Сирийско-Аравийской полупустыни. Без надлежащих ирригационных и мелиорационных работ эта равнина местами представляет собой пустыню, местами - болотистые мелководные озера, окаймленные зарослями огромных тростников, кишащих насекомыми. В настоящее время пустынная часть равнины пересечена валами выбросов от копки каналов, и если канал - действующий, то вдоль этих валов растут финиковые пальмы. Кое-где над плоской поверхностью возвышаются глинистые холмы - телли и зольные - ишаны. Это развалины городов, точнее, сотен сосуществовавших последовательно на одном и том же месте сырцовых кирпичных домов и храмовых башен, тростниковых хижин и глинобитных стен. Однако в древности здесь ещё не было ни холмов, ни валов. Болотистые лагуны занимали гораздо больше пространства, чем ныне, протянувшись поперек всего нынешнего Южного Ирака, и лишь на крайнем юге попадались низменные безлюдные острова. Постепенно ил Евфрата, Тигра и бегущих с северо-востока эламских рек (Керхе , Карун и Диз ; в древности они тоже впадали в Персидский залив , как и Тигр с Евфратом, но под углом в 90 градусов к последним) создал наносный барьер, расширивший к югу территорию равнины километров на 120. Там, где раньше болотистые лиманы свободно сообщались с Персидским заливом (это место называлось в древности «Горьким морем»), теперь протекает река Шатт-эль-Араб , в которой ныне сливаются Евфрат и Тигр, имевшие ранее каждый своё устье и свои лагуны.

    Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько русел. Из них важнейшими были западное, или собственно Евфрат, и более восточное - Итурунгаль; от последнего к лагуне на юго-востоке отходил канал И-Нина-гена. Ещё восточнее протекала река Тигр, но берега её были пустынны, кроме того места, где в неё впадал приток Дияла .

    От каждого из главных русел в IV тысячелетии до н. э. было отведено несколько меньших каналов, причём с помощью системы плотин и водохранилищ удавалось на каждом задерживать воду для регулярного орошения полей в течение всего вегетационного периода. Благодаря этому сразу возросли урожаи и стало возможно накопление продуктов. Это, в свою очередь, привело ко второму великому разделению труда, то есть к выделению специализированных ремёсел, а затем и к возможности классового расслоения, а именно к выделению класса рабовладельцев, с одной стороны, и к широкой эксплуатации подневольных людей рабского типа и рабов - с другой.

    При этом надо заметить, что чрезвычайно тяжёлый труд по строительству и расчистке каналов (как и другие земляные работы) выполнялся в основном не рабами, а общинниками в порядке повинности; каждый свободный взрослый тратил на это в среднем месяц-два в год, и так было в течение всей истории древней Месопотамии. Основные земледельческие работы - пахоту и сев - также вели свободные общинники. Лишь знатные люди, облечённые властью и исполнявшие должности, считавшиеся общественно важными, лично в повинностях не участвовали, землю не пахали.

    Массовое обследование археологами следов древнейших поселений Нижней Месопотамии показывает, что процесс улучшения местных мелиоративно-ирригационных систем сопровождался сселением жителей из разрозненных мельчайших поселков большесемейных общин к центру номов (единицы административного деления), где находились главные храмы с их богатыми зернохранилищами и мастерскими. Храмы являлись центрами сбора номовых запасных фондов; отсюда же по поручению управления храмов в далекие страны отправлялись торговые агенты - тамкары - обменивать хлеб и ткани Нижней Месопотамии на лес, металлы, рабынь и рабов. В начале второй четверти III тысячелетия до н. э. плотно заселённые пространства вокруг главных храмов обносят городскими стенами. Около 3000 - 2900 гг. до н. э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учёт их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.

    Возникновение письменности

    Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества. Она называется клинопись . История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображённый предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «чёрный», «тёмный», «больной», «болезнь», «темнота» и т. д. Знак ноги означал «идти», «ходить», «стоять», «приносить» и т. д. Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) - раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) - вождя-жреца и т. п. Но скоро стали прибегать к ребусу: если на означало «камень», «гиря», то знак гири рядом со знаком ноги подсказывал чтение гена - «идущий», а знак кучи - ба - рядом с тем же знаком подсказывал чтение губа - «стоящий» и т. п. Иногда ребусным способом писали и целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком; так, га («возвращать, добавлять») обозначалось знаком «тростника» ги. Процесс создания письменности происходил примерно с 4000 до 3200 гг. до н. э. Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до н. э.

    К этому времени из-за невозможности быстро проводить по глине криволинейные фигуры без заусенцев и т. п. знаки превратились уже просто в комбинации прямых черточек, в которых трудно было узнать первоначальный рисунок. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер; вследствие этого такое письмо называется клинописью. Каждый знак в клинописи может иметь несколько словесных значений и несколько чисто звуковых (обычно говорят о слоговых значениях знаков, но это неверно: звуковые значения могут обозначать и полслога, например, слог боб можно написать двумя «слоговыми» знаками: бааб; значение будет то же, что и при одном знаке баб, разница - в удобстве заучивания и в экономии места при написании знаков, но не в чтении). Некоторые знаки могли быть также и «детерминативами», то есть нечитаемыми знаками, которые только указывают, к какой категории понятий относится соседний знак (деревянные или металлические предметы, рыбы, птицы, профессии и т. д.); таким образом облегчался правильный выбор чтения из нескольких возможных.

    Изучение языка некоторых более поздних клинописных надписей (примерно с 2500 г. до н. э.) и упоминающихся в надписях (примерно с 2700 г. до н. э.) собственных имен показало ученым, что уже в то время в Нижней Месопотамии жило население, говорившее (а позже и писавшее) на двух совершенно разных языках - шумерском и восточносемитском. Шумерский язык с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Восточносемитский язык, который позже назывался аккадским или вавилоно-ассирийским , относится к семитской ветке афразийской семьи языков . Как и ряд других семитских языков , он вымер до начала нашей эры. К афразийской семье (но не к семитской её ветви) принадлежал также древнеегипетский язык , в неё и поныне входит ряд языков Северной Африки , вплоть до Танганьики , Нигерии и Атлантического океана .

    Ранее IV тысячелетия до н. э., в долине Тигра и Евфрата ещё жило население, говорившее на сино-кавказских языках. После опустынивания саванн Сахары и Аравийского полуострова в IV тысячелетии до н. э. кочевые народы, говорившие на афроазиатских языках, заселяют дельту Нила, а позднее - Левант и Междуречье. До среднего течения Тигра осваивают одновременно семиты и шумеры. Верхнее течение неоднократно заселяли среднеазиатские кочевники. Большинство современных жителей Месопотамии генетически происходят с Армянского нагорья. Хурриты и хетты оставили многочисленные письменные памятники на севере Месопотамии. Хурриты, предположительно, являлись носителями сино-кавказских наречий, хеттский - древнейший письменный индоарийский язык, позаимствовал шумерскую клинопись.

    Что касается наиболее древних месопотамских письменных текстов (примерно с 2900 до 2500 г. до н. э.), то они, несомненно, написаны исключительно на шумерском языке. Это видно из характера ребусного употребления знаков: очевидно, что если слово «тростник» - ги совпадает со словом «возвращать, добавлять» - ги, то перед нами именно тот язык, в котором существует такое звуковое совпадение, то есть шумерский. Все же, по-видимому, население южной части Месопотамии примерно до 2350 г. говорило в основном по-шумерски, в то время как в центральной и северной части Нижней Месопотамии наряду с шумерским звучал также и восточносемитский язык, в Верхней Месопотамии преобладал хурритский.

    Между людьми, говорившими на этих столь различных между собой языках, судя по наличным данным, этнической вражды не было. Очевидно, в то время люди ещё не мыслили такими большими категориями, как одноязычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы - племена, номы, территориальные общины. Все жители Нижней Месопотамии называли себя одинаково - «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади), независимо от языка, на котором каждый говорил. Поскольку исторические события столь древнего времени нам неизвестны, историки пользуются для подразделения древнейшей истории Нижней Месопотамии археологической периодизацией. Археологи различают Протописьменный период (2900-2750 гг. до н. э., с двумя подпериодами) и Раннединастический период (2750-2310 гг. до н. э., с тремя подпериодами).

    От Протописьменного периода, если не считать отдельных случайных документов, до нас дошли три архива: два (один старше, другой моложе) - из г. Урук (ныне Варка) на юге Нижней Месопотамии и один, современный более позднему из урукских, - с городища Джемдет-Наср на севере (древнее название города неизвестно).

    Заметим, что письменная система, применявшаяся в Протописьменный период, была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Это говорит в пользу того, что она была создана в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни. Этим центром, по-видимому, был город Ниппур , расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля , которому поклонялись все «черноголовые», хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза ещё в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.

    Храмовое хозяйство

    Все документы происходят из хозяйственного архива храма Эанна , принадлежавшего богине Инанне , вокруг которого консолидировался город Урук, и из аналогичного храмового архива, найденного на городище Джемдет-Наср. Из документов видно, что в храмовом хозяйстве было множество специализированных ремесленников и немало пленных рабов и рабынь, однако рабы-мужчины, вероятно, сливались с общей массой зависимых от храма людей - во всяком случае, так, бесспорно, обстояло дело двумя столетиями позже. Выясняется также, что община выделяла большие участки земли своим главным должностным лицам - жрецу-прорицателю, главному судье, старшей жрице, старшине торговых агентов. Но львиная доля доставалась жрецу, носившему звание эн .

    Эн был верховным жрецом в тех общинах, где верховным божеством почиталась богиня; он представлял общину перед внешним миром и возглавлял её совет; он же участвовал в обряде «священного брака», например с богиней Инанной Урукской - обряде, по-видимому считавшемся необходимым для плодородия всей урукской земли. В общинах, где верховным божеством был бог, существовала жрица-эн (иногда известная и под другими титулами), также участвовавшая в обряде священного брака с соответствующим божеством.

    Земля, выделенная эну, - ашаг-эн, или ниг-эн, - постепенно стала специально храмовой землей; урожай с неё шел в запасный страховой фонд общины, на обмен с другими общинами и странами, на жертвы богам и на содержание персонала храма - его ремесленников, воинов, земледельцев, рыбаков и др. (жрецы обычно имели свою личную землю в общинах помимо храмовой). Кто обрабатывал землю ниг-эна в Протописьменный период, нам пока не совсем ясно; позже её возделывали илоты разного рода. Об этом нам рассказывает архив из соседнего с Уруком города - архаического

    В переводе с древнегреческого языка название «Месопотамия» означает Междуречье. Именно на территории Месопотамии были рождены такие древние цивилизации, как Шумер.

    Это огромная земля между двумя реками - устья Тигра и Евфрата перед тем, как впадают в Персидский залив, образовывают широкую долину. Но эта территория была сильно заболочена и представляла собой пустыню.

    Появление первых поселенцев: особенности местности

    Людям понадобилось много усилий и времени для того, чтобы сделать эту землю пригодной для жизни. Они научились осушать места, где есть болота, при помощи дамб и каналов и орошать пустыню. Но именно вода была главным кормильцем людей, которые населяли Месопотамию.

    Единственное, чего в Месопотамии остро не хватало - это руд металлов. Но все же известно, что они использовали орудия из меди, поэтому считаются, что они доставали металлы с других территорий или обменивали их у других цивилизаций.

    Проблемой также была засоленность почвы, с которым часто связывают и последующий упадок цивилизаций Междуречья. В Месопотамии был недостаток дождевой влаги и постоянные сухие, песчаные ветра.

    Цивилизация шумеров поселилась в нижнем течении Тигра и Евфрата. До сих пор неизвестно, с какой земли пришли шумеры в Месопотамию, и неизвестно, как появился их язык. Именно они научились обрабатывать землю так, чтобы она была пригодной для хозяйства и продолжения жизни.

    Шумеры построили каналы, которые осушали территорию, залитую реками, а воду хранили в специально построенных водохранилищах. Ее они могли использовать в том случае, если наступала засуха.

    Таким образом, на территории Междуречья возникла первая искусственная система орошения. Она была придумана около 6 тыс. лет тому назад. Также шумеры известны тем, что именно им мы обязаны возникновению письменности - эта цивилизация первая, кто придумал ее.

    Особенности цивилизации

    Поселения древних шумеров представляли собой города-государства, которые располагались на холмах, а вокруг были обнесены защитными стенами.

    Примечательно, что вначале во главе городов стояли жрецы - они обладали большей властью, множественными видам собственности, обширными землями и богатством. Только впоследствии правителями стали считать царей. Это были целые династии царей, которые передавали власть по наследству.

    Цивилизация Междуречья отличается от других первых цивилизаций. Например, Древний Египет был значительно изолированной страной. Но в Междуречье все было совсем не так, при первых очагах возникшей цивилизации на этой территории стали селиться Аккадские племена с севера.

    Вскоре рядом с цивилизацией Месопотамии образовалось другое государство - Элам, которое постоянно использовало территорию и урожай Междуречья.

    К 4 тысячелетию до н.э. относят образование полноценных городов-государств, их названиями были Ур, Ниппур и Лагаш. Это первый пример поселений, у которых была структура власти, определенная территория и границы, армия и даже законы.

    Именно благодаря развитию цивилизации Междуречья возникли страны, которые впоследствии стали называться государствами.

    Где находится Месопотамия?

    Речь идет о районе Ближнего Востока территории междуречья Тигра и Ефрата. В разное время в Месопотамии располагались великие царства Ассирии, Шумеров, Вавилонии. Крупнейшие города древней цивилизации Вавилон, Багдад, Киш, Урук. Историческая Месопотами существовала 25 столетий до завоевания территории Персами.

    Сейчас на территории Месопотамии расположены сразу несколько государств - Ирак, Сирия, Турция.

    Шумерские города - государства

    Во главе шумерских городов стояли правители. Сначала это были верховные жрецы, а затем цари. Царя называли большой человек. Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.

    Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш. Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников.

    Город-государство имел свою казну, находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов.

    Источники: agmr.ru, www.nado5.ru, www.bolshoyvopros.ru, www.kinel-gazeta.ru, murzim.ru

    Греческий остров Санторини

    В дни пиковой загрузки высокого сезона на Санторини ежедневно прибывают по 10 тысяч круизных туристов. Половина пассажиров круизных...

    Бог Египта Атум. День вне времени

    Бог Атум у древних Египтян ассоциировался с сотворением мира, и первое, что он сделал - создал себя... День...

    Рацион подростка

    В подростковом возрасте замечается формирование “взрослого” человека, включая влияние множества факторов и сфер нынешней жизни, персона может...

    Самый экономичный тягач

    получил звание грузовика года. Попробуем разобраться, почему. Сама серия машин очень удачная. А обновленный грузовик является...

    Перун - бог грома и молний

    Бог грома, бог молнии и бог погоды является часто высшим небесным богом, как, например, Зевс. Кронид или Кронион...

    Месопотамия – это территория между реками Евфрат и Тигр (иные названия: Двуречье, Междуречье – это, буквально, «местность, находящаяся между двумя реками»). На ней в 3 тысячелетии до н. э. были образованы Лагаш, Урук, Ур и другие города-государства, жители которых проживали в глиняных домах. Только глина являлась доступным материалом на территории Месопотамии, поскольку леса и горы отсутствовали.

    Вконтакте

    Для постройки глиняные кирпичи высушивались под солнечными лучами. Стены возводились толстыми, поскольку это предотвращало разрушение строений. Так, по городской стене могла проехать повозка – такой была ее ширина. Найденные древние захоронения являются подтверждением того, что ремесло в данных городах находилось на высоком уровне.

    Двуречье – древняя цивилизация, и население ее городов насчитывало до 40 тысяч человек. Тигр и Евфрат поспособствовали появлению и формированию земледельческой цивилизации на этих территориях: после разливов рек по береговым линиям оставался плодоносный ил – основное богатство Месопотамии.

    Внимание! Разливы были такими бурными, что людям пришлось возводить по берегам специальные насыпи, иначе воды сносили загоны для животных, смывали на полях многочисленные посевы, затопляли не только пастбища, но и жилые селения. Для орошения земель были вырыты каналы.

    Культура Междуречья

    В 3 тысячелетии до н. э. в городах возникла клинопись. Данная письменность представляла собой нанесение черточек в виде клиньев на каменную или глиняную поверхность посредством заостренной палочки. Поначалу клинопись в городах появилась как ребусное идеографическое письмо , а через некоторое время – как словесно-слоговое.

    Особенно известно письменностью государство Ассирия в период своего культурного расцвета. Ее правитель создал город Ниневию (сохранился до наших дней в разрушенном состоянии), на территории которого ученые обнаружили архив царя, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, которые были на тот период актуальны.

    При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые школы на территории древних городов появились на свет в 3 тысячелетии до н. э., и за обучение в них приходилось платить. Для того чтобы изучить непростую письменную систему, требовалось учиться в школе писцов в течение долгих лет.

    В мифологии жителей преобладали такие боги, как:

    • Шамаш (бог Солнца);
    • Син (Бог Луны);
    • Эа (бог Воды);
    • Иштар (богиня плодородия и любви).

    Среди мифов выделяются два – об Утнапиштиме и Гильгамеше . Сказание об Утнапиштиме повествует о том, как боги собрались и задумали уничтожить людей, однако один из них спас своего любимца, Утнапиштима, и наказал ему построить корабль. Тот послушался, нагрузил на него свое имущество, а также семью, родных, мастеров, зверей и птиц.

    На следующий день возникли бури, и страшный потоп напугал даже богов, которые раскаялись в своем решении. На седьмой день потоп прекратился, и Утнапиштим со своей женой, получив от богов бессмертие, были поселены у истока Евфрата и Тигра.

    Сказания о Гильгамеше – это одно из наиболее древних литературных произведений, которые дошли до наших дней. Сказания относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, в них отражены философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбу людей и их место. Они повествуют о конфликтах главного героя с царем, о его походах, борьбой с разгневанной богиней, о Подземном мире, смерти Гильгамеша, потопе.

    В центральной части городов находился зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты , а на ее верху строился храм божества, являющегося покровителем города. Сегодня зиккураты являются археологическими памятниками, которыми может похвастаться территория Месопотамии. Достопримечательности также содержат некрополи, остатки дворцового ансамбля.

    Подниматься на самую вершину башни могли исключительно жрецы – в этом святилище они наблюдали за тем, как движутся Луна и , два небесных божества. Жрецами составлялись календари, предсказывалось будущее по . Были и ученые, тоже жрецы – они занимались математикой. Для них число 60 представлялось священным, поэтому в современном мире каждый час состоит из 60 минут, а окружность составляют 360 градусов. Так культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.

    Древние города Междуречья

    Месопотамия на карте доказывает, что ее территория была богата на государства. На смену шумерским городам пришли царства:

    • Аккадское;
    • Шумеро-Аккадское;
    • Старовавилонское.

    В 16 веке до н. э. и позднее в Древней Месопотамии государственность отсутствовала достаточно долго. Были только отдельные довольно крупные города, которые долго сохраняли и приумножали культурное единство – Ассирия, древнее Нововавилонское царство. В 4 веке до н. э. персы завоевали Вавилон .

    Шумерские города-государства

    По мнению ученых, города Междуречья стали появляться в период 4–5 тысячелетия до н. э. в южной области Месопотамии. Они были небольшими и немногочисленными, а их жители назывались шумерами. Ур, Урук, Лагаш и другие города этой территории на данный момент хорошо изучены. Шумеры возводили зиккураты и другие археологические памятники.

    Аккадское царство

    Территорию шумер в конце 24 века до н. э. завоевал аккадский царь Саргон. Шумерские города-государства оказались под его властью и стали частью империи. Чтобы состыковать значительно различающиеся обычаи и нормы аккадцев и шумер, было составлено аккадское законодательство , являющееся одним из самых древних.

    Вскоре государство, основанное Саргоном, распалось на несколько частей. К ним примкнулся город Аккад и ряд похожих поселений. Властители региона, не зависящие от решений друг друга, реализовывали свою власть.

    В данный период были составлены законы Уруинимгины. Они дошли до наших дней в виде фрагментов и являются первым памятником законодательного значения.

    Старовавилонское царство

    В 20 веке до н. э. началось возвышение Вавилона (в переводе – «ворота Бога»). Данный город был расположен в центре Месопотамии, а на его территории сходилось множество каналов, жизненно важных для каждого жителя региона, будь то аккадцы, шумеры или иные народы.

    В процессе развития и обретения власти Вавилона важную роль сыграла его политика, направленная на завоевания . В период правления царя Хаммурапи под началом этого города была объединена значительная территория Древней Месопотамии. А сам Хаммурапи разработал восточные законы, которые стали всемирно известны и дошли до наших дней.

    Вместе с захватом Вавилона хеттскими племенами началось падение Древнего Междуречья, и цивилизация Месопотамии оказалась под угрозой. Этот период был тяжелым и продолжительным, информация о нем скудная и была найдена вследствие сохранившейся до наших дней переписки с фараонами и нахождения археологических артефактов.

    Ассирия

    Ассирии принадлежит значительная роль при объединении Месопотамии. В 8 веке до н. э. жители Ассирии впервые создали на своей территории имперское централизованное государство . Так началась постепенная смена ранней древности поздней. Наблюдалось техническое развитие, а открытия в технике помогли прокармливать не только чиновников, но и крупную армию. Появилась возможность для проведения масштабных завоеваний и производства товаров для обмена.

    Сравнение ранней и поздней древности

    Ранняя древность Месопотамии Поздняя древность Месопотамии
    Экономика Коллективное использование земельных территорий и община играли основополагающую роль С позволения государства на земельные территории распространялась частная собственность, появился индивидуализм, значение общины стало снижаться, общинная собственность земли начала постепенно распадаться
    Формы государственного устройства Территориальное царствование, номовое государство, в состав которого входили общины Империя – государство, отличающееся крупными размерами, централизованное, характеризующееся интенсивной внешней политикой
    Религиозные особенности Родоплеменные религии были децентрализованы, наблюдалось многобожие, или политеизм Возникли мировые религии, религиозное мировоззрение носило этический характер, наблюдалось единобожие, или монотеизм
    Рабовладение К рабам относились, как к людям, их работа была временной К рабам относились, как к вещам

    В период существования Ассирии наблюдалось возвышение данного государства на территории Месопотамии. Была сформирована крупная и мощная армия , имевшая все необходимое военное снаряжение. Ассирийцы дважды отправлялись в поход на Египет. Государству отводилась значительная территория современного Ближнего Востока.