«Откровения танкового генерала СС. «Откровения танкового генерала СС Немецкий генерал 1 мировой войны карл майер

Двигатель – такое же оружие, как и пушка.

Курт Майер

Курт Майер был осужден в 1945 году канадским трибуналом на пожизненный срок, однако, как и многие другие нацисты, спустя девять лет вышел на свободу. После амнистии он написал мемуары, которые по многим причинам заслуживают внимания. Во-первых, они раскрывают причины неудач Красной армии в начальный период войны на тактическом уровне и демонстрируют особенности обучения, подготовки и тактики действий таких элитных германских подразделений, как танковые дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и «Гитлерюгенд». Во-вторых, становится понятен взгляд на войну с позиции немецкого офицера – ротного, комбата и, наконец, комдива. К несущественным недостаткам книги можно отнести лейтмотив – красной нитью через всю книгу проходит утверждение, что войска Ваффен СС являлись исключительно военной силой, гуманно и по-человечески относившейся к противнику. Также вызывают смущение явные перегибы в оценке ситуаций. Чего только стоят классические для немецких мемуаристов жалобы на тяжелые погодные условия в СССР и победные рапорты о тысячах красноармейцев, плененных мотоциклистами Майера. Однако в целом книга дает довольно четкое представление о военных кампаниях, в которых участвовал ее автор, и представляет несомненный интерес для любителей военной истории.

Родился Курт Майер 23 декабря 1910 года в городке Йерксхайме (Нижняя Саксония). Его биография вполне типична для немецкого юноши того времени: школа, Гитлерюгенд, НСДАП. В 1934 году Майер зачисляется в элитный полк СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Войну с Польшей он начал в качестве командира роты истребителей танков, а ко времени вторжения в Голландию командовал ротой мотоциклистов – полковым авангардом. После французской кампании Майер становится командиром 1-го разведывательного батальона и в этом качестве принимает участие в операциях на Балканах и в Греции. Именно там проявились его личные качества: храбрость, решительность, склонность к молниеносным броскам, способность быстро оценивать ситуацию и принимать верные тактические решения. В это время Майер обретает непререкаемый авторитет среди сослуживцев, заслужив прозвище «Панцермайер».

Особенность тактики Майера заключалась в решительном броске, ошеломляющем противника и вызывающем во вражеском тылу панику и дезорганизацию: «…Дальше, дальше, вперед! На полном ходу одолевая извилистые, ухабистые дороги, мы внезапно наталкиваемся на артиллерийскую батарею неприятеля – она тоже на марше – и, не останавливаясь и не ввязываясь в бой, обгоняем ее. Югославы в панике бросаются кто куда, а орудия с грохотом валятся в ущелье…».

Встречая на пути следования опорные пункты противника, он зачастую принимает нестандартные решения. Весьма показателен ход его рассуждений при планировании предстоящей атаки: «…Я рассчитывал на то, что противник выучил азы военной науки в военной академии и предугадывал, какие меры мы можем предпринять в данном случае. Из всего, чему был научен греческий командир, он будет ожидать от меня продвижения моей моторизованной части по дороге. Вот почему я атакую его через два хребта, а на дороге предприму только отвлекающую атаку…».

Инициативность, отсутствие шаблонности и напористость молодого офицера приносят свои плоды. Майер – первый офицер «Лейбштандарта», награжденный Рыцарским Железным крестом.

В июне 1941 года полк перебрасывают на Украину, в полосу наступления группы армий «Юг». И снова Майер со своим батальоном оказывается на острие танкового клина. Но здесь немцы неожиданно для себя сталкиваются с упорным сопротивлением и несут большие потери: «…русские упорно и стойко сражались за каждую пядь земли…. за последние два дня [мы] потеряли больше своих боевых товарищей, чем за все предыдущие кампании, вместе взятые…».

Боевой путь Майера проходит через Киев, Николаев, Крым, Мелитополь, Ростов-на-Дону на Кавказ, и он продолжает совершенствовать тактику, принимая, на первый взгляд, самоубийственные решения, при этом не гнушаясь обсуждать их с подчиненными: «…Как всегда в моменты принятия решения, я направился к передовому подразделению и послушал, о чем говорят мои молодые солдаты. Если план был «плох», если он не выглядел многообещающим, то мои парни становились своего рода «лакмусовой бумажкой», смотрели на меня с безразличием или слонялись бесцельно со своим оружием. Однако если был малейший шанс на успех, то я чувствовал их готовность атаковать, их молчаливое доверие, которое побуждало меня отдать приказ на атаку…».

И вот «Панцермайер» в своей стихии: «…снова избираем не совсем традиционный метод атаки. Под артогнем из всех тяжелых вооружений русских мы несемся вверх по взгорью…. Я действую в составе подразделения Бремера, собирающегося перемахнуть с отрядом моих верных товарищей – стрелков-мотоциклистов через гребень высоты, устремляясь в неизвестность. …В считанные секунды позиции на высоте атакованы и прорваны головным отрядом…».

Оберштурмбаннфюрер СС Курт Майер (Kurt Adolf Wilhelm Meyer) награждает рыцарским
крестом гауптштурмфюрера СС Германа Вайзера (Hermann Weiser) в оккупированном Харькове.
На фото справа – начальник медицинской службы дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер»
штандартенфюрер доктор Германн Безуден (Hermann Besuden)
Источник: http://waralbum.ru/126778/

Однако, неустанно восхваляя доблесть немецких гренадеров, при оценке действий противника Майер прибегает к неожиданным эпитетам: «…Ожесточенный бой продолжался, особенно справа от дороги. Молодой, воодушевленный комиссар снова и снова подстегивал свое подразделение. Но не только крики комиссара раззадоривали его солдат. Его собственный пример личной храбрости побуждал их не прекращать сопротивления. Никогда не забуду последнее впечатление, которое у меня осталось об этом человеке: вытянувшийся во весь рост, метавший последние гранаты на участке Мааля. Затем он бросил последнюю гранату на землю перед собой и упал на нее всем телом. Взрыв подбросил тело – его куски упали на землю, – таким был конец фанатика…».

Логика предельно ясна: немецкий героизм противопоставляется большевистскому фанатизму. Если уж с гранатой, то обязательно комиссар, а все остальные бегут. Впрочем, подобный взгляд характерен для многих ветеранов СС. Красную армию, которая нанесла им поражение, они именуют не иначе, как «бесчисленной ордой монголов», а атаки советских пехотинцев, как правило, происходят «с дикими песнями» и сопровождаются «отвратительными криками «Ура!», от которых стынет кровь в немецких жилах.


Командир 1-й роты 3-го танкового полка 3-й дивизии СС «Тотенкопф» – гауптштурмфюрер СС
Эрвин Майердресс (Hubert-Erwin Meierdress) и командир 1-го разведывательного батальона
1-й дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» оберштурмбаннфюрер СС Курт Майер (Kurt Adolf Wilhelm Meyer)
над картой боевых действий. Части 1-й и 3-й дивизий СС, наступая на Харьков,
встретились в поселке Пересечная 9 марта 1943 года
Источник: http://waralbum.ru/67838/


Командир разведывательного батальона 1-й танковой дивизии
«Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» оберштурмбаннфюрер СС Курт Майер (Kurt Adolf Wilhelm Meyer)
в районе Харькова во время третьей битвы за город
Источник: http://waralbum.ru/166330/

Перед началом Курской битвы Майера отзывают в Германию, где он, уже в качестве командира полка, участвует в формировании новой танковой дивизии. 12-я танковая дивизия СС изначально планировалась как элитное подразделение, комплектуемое 17-летними добровольцами из молодежной организации Гитлерюгенд. Подготовка велась крайне продуманно и серьезно: к примеру, на должности младших командиров отбирались лица, прежде занимавшие руководящие должности в организации. С учетом возраста призывников – по сути, детей, общепринятые формы подготовки были принципиально иными. «…Не было очевидных отношений «начальник – подчиненный», признававших только приказы и безусловное подчинение. Взаимоотношения между офицерами, сержантами и военнослужащими других званий складывались как отношения между более старшими по возрасту и более опытными солдатами и зелеными новичками. Авторитет офицера заключался в том, что он был образцом для подражания и наставником для молодых солдат. Офицеры старались воспроизвести отношения, подобные тем, какие бывают в семье (настолько, насколько это возможно в условиях войны)…».

В ходе боевой подготовки была начисто исключена муштра. Обязательные для обычных учебных центров марш-броски считались не только ненужными, но и вредными. Все усилия были сосредоточены на учебных занятиях в условиях, максимально приближенных к боевым. Особый акцент делался на скрытности передвижения, маскировке и отработке техники ближнего боя: «Молодые солдаты шли на войну превосходно подготовленными. Немногие дивизии были подготовлены на столь высоком уровне».
Результаты подготовки не замедлили сказаться при боевом крещении дивизии. Целый месяц союзники – англичане и канадцы не могли продвинуться на участке обороны дивизии «Гитлерюгенд», неся при этом колоссальные потери. Несмотря на подавляющее господство союзной авиации и превосходящие силы противника, обескровленная дивизия оставила город Канн, лишь организованно отступив на новый рубеж обороны. Здесь, в тяжелейших условиях, в полной мере проявился организационный и военный талант Майера в качестве командира дивизии. Он искусно использовал просчеты противника и обращал в свою пользу результат практически каждого боя. Майер неутомимо сновал по всей линии обороны, своим личным присутствием вдохновляя подчиненных и подавая им пример бесстрашия и пренебрежения к смерти.


Командир 25-го моторизованного полка СС штандартенфюрер СС Курт Майер.
На шее – Рыцарский крест с дубовыми листьями, 1944 год

Знаменитый немецкий архитектор Майер был приглашён в СССР в 1930 году, чтобы создать новый план Москвы. Он хотел сделать Москву похожей на Кёльн. Положив в основу структуры города районы, Майер размещал их по радиусам, вдоль главнейших магистралей. Главное, он настаивал на отказе от кольцевой структуры города. В 1936-м Майер попал в ГУЛАГ, и там погиб.

Курт Майер прошёл путь с самых низов до именитого архитектора. Участник Первой мировой, он начинает свою архитектурную деятельность с Дирекции железных дорог в Кёльне (1919-1921). По инициативе К.Аденауэра (будущего, послегитлеровского канцлера Германии) в 1919-м проводится конкурс на проект развития Кёльна и предместий, а из Гамбурга руководителем городского хозяйства приглашается один из самых известных германских градостроителей и архитекторов своего времени - профессор Фритц Шумахер. Он разрабатывает проект развития Кёльна (1920-1923). До начала 1930-х под покровительством Аденауэра в Кёльне ведется интенсивная реконструктивная и строительная деятельность. В 1921-1923 годах Майер являлся сотрудником планировочного бюро Шумахера, в 1927 году он получает должность городского архитектора.

Майер при этом - член Коммунистической партии Германии и экзотической «Лиги пролетарского свободомыслия и кремации». В декабре 1929 года он получает приглашение приехать в СССР, и в июле 1930-го направляется в Москву. МОКХ (Московский отдел коммунального хозяйства) привлекает его к разработке нового Генерального плана столицы.

За плечами Майера был ценный для советских условий градостроительный опыт - перепланировка Кёльна. Для планировщика очевидна в Москве и Кёльне близость исходных условий: исторические многовековые города в излучине крупной реки с радиально-концентрической планировкой. Но очевидна и разница в масштабах: Шумахер проектирует для города с населением 600 тыс. человек с перспективным увеличением числа жителей до 1 млн., перспективы роста Москвы были обозначены июньским Пленумом ЦК ВКП (б) 1931 году в 4 млн. человек. Но общность принципиальных подходов несомненна, прежде всего, в главном - традиционалистский подход, не разрушение, а корректировка исторически сложившейся планировочной системы.

Майер сохраняет компактное городское пятно и планирует город площадью 56 тыс. га (против существующей 24,5 га; сейчас Москва (без Новой Москвы) - около 100 тыс. га) и 4 млн. человек на территории в пределах 15-километрового радиуса (2,5 млн. в пределах существующих границ и 1,5 млн. на новых территориях), с условием, что пригороды являются самостоятельными индустриально-аграрными образованиями в пределах 30-40 км. зоны Москвы. Развитие города планируется на восток, за счёт расширения Пролетарского и Сталинского районов. В этом Майер обращается к сложившемуся мнению планировщиков МОКХ, согласно которому город следовало развивать на восток, юго-восток и северо-восток, ориентируясь на приоритетное развитие промышленного района на юго-востоке.

При формировании планировочной структуры Москвы Майер учитывает специфику сложившейся моноцентрической и центростремительной планировки города с акцентировкой радиусов. Однако он предлагает её переосмысление. Положив в основу структуры города районы, Майер размещает их по радиусам, вдоль главнейших магистралей, обеспечивая этим основную систему внутригородских связей, и придаёт им прямоугольную форму для наилучшего решения транспортного сообщения.

Майер метафорически переосмысливает понятия «луч» и «лучевая планировка». Схема Москвы образно представляется ему как город-звезда, со всем политико-идеологическим наполнением этой фигуры. Майер предлагает и другой вариант переосмысления центростремительного характера радиальной планировки: «Принципом государственного порядка социализма является принцип демократического централизма. Идеальная геометрическая фигура этого принципа - система лучей». Такой образный подход свойственен и мышлению Шумахера, как например, в схематических диаграммах связи исторического ядра и поселений нового Кёльна.

Определяющими моментами для структуры города Майер называет социалистическую организацию, гигиенические требования и организацию транспорта. Он придерживается аналогичной с Шумахером точки зрения в решении спорного вопроса о соотношении места работы и места жительства - это непосредственная территориальная взаимосвязь. Майер пишет: «Первым требованием социалистической организации жизни является тесная связь между местом работы и жилищем. В таком соединении мест работы и жилья можно усмотреть основную первичную ячейку города». Проект Майера предусматривает деконцентрацию промышленности и соответствующую децентрализацию города, а именно районную структуру, где каждый район получает хозяйственную и культурно-бытовую самостоятельность. Он обладает своей производственной базой, политическим, административным и культурным центром. Поскольку градообразующий фактор района - производство, то существующая в Москве система районов и их границ корректируется, число жителей района ограничивается примерно 300 тысячами жителей.

Система озеленения - также стержневая основа концепции Майера, восходящая к идее города-сада. Он размещает зеленые зоны по кольцам А и Б (Останкино, Сокольники, Измайлово и т.д.), а между районами предполагает «зелёные пространства, которые разрыхляют город и проникают до самого ядра». Это «радиальные зелёные коридоры», идущие от центра города к периферии в радиальном направлении, выступающие связующими звеньями с территориями для отдыха и сельскохозяйственными зонами. Такие радиальные зеленые коридоры - наработанный германский опыт 1900-1910-х.

(Прямоугольная сетка Москвы по плану Ле Корбюзье)

Гигиеническая необходимость в воздухе, свете, открытом пространстве обусловливает у Шумахера и Майера приоритет малоэтажной застройки (2-3 этажа), сохраняющей взаимосвязь между человеком и природой. Майер предполагает строительство высоких жилых домов в Москве только в исключительных случаях, ограничивая высотность рамками административных зданий в пределах кольца «А».

Особое, приоритетное, внимание уделяет Майер транспортной системе, наиболее подробно разрабатывая этот аспект, понимая его как костяк структуры города и, пожалуй, главный способ решения проблем большого города. Система транспортных магистралей Москвы формируется Майером не только как сочетание кольцевых (кольца А и Б) и радиальных магистралей, его знаменитое предложение - система обходных тангенциальных магистралей, прежде всего образующих связь с промышленным юго-восточным районом. Идея тангенциальных магистралей была сформулирована его учителем Шумахером в проекте реконструкции Кёльна.

Решение одной из главных транспортных проблем Москвы - транзитной перегрузки центра - Майер предлагает не только обходными тангенциальными магистралями, но и проектируя линии метро не только по радиальной, но и по прямоугольной схеме. Схема метро, представленная Майером, предполагала равномерное обслуживание метрополитеном всех районов города. Акцентировались радиальные оси, число их пересечений в центре было сведено к пяти, и в качестве первоочередной линии предполагался диаметр от промышленного юго-восточного района к жилому массиву на северо-западе.

Примечательно, что вместо кольцевой линии, чье создание предполагалось ещё до революции и воспроизводилось вновь в 1932 году в проектах АПУ и Метростроя, предлагалась незамкнутая линия по Бульварному кольцу и ломаная, П-образная незамкнутая линия, охватывающая всю восточную часть города и тянущаяся в обход центра от ЦПКиО на юго-западе до жилого района Марьиной рощи на севере. Отдельно Майером разрабатывается вопрос и о сети пассажирских и товарных станций.

Проект Майера предполагал центр Москвы как район особого характера, приблизительно в границах кольца Б. Здесь должны были располагаться здания центральных учреждений мирового, союзного и республиканского значения - Коминтерн, ЦК ВКП (б), ЦИК, наркоматы, правительство и т.п. Кроме того, на территории предполагались культурные сооружения, гостиницы, учреждения по обслуживанию районов. При этом в границах кольца А размещались только такие учреждения, которые не вызывают ежедневного массового движения между этими учреждениями и другими районами города. На периферии центра предполагалось жилье для работников центральных учреждений.

К весне 1931 года план Курта Майера был принят МОКХ. Однако, его проект был сразу же положен под сукно - противником Майера стал Лазарь Каганович.

В июле 1932 года на заседании МГК ВКП (б) Каганович отдельное внимание уделил проекту Майера: «Мы имеем далее проект немецкого архитектора Курта Майера. Этот проект исходит из существующего радиально-кольцевого строения Москвы. В схеме т. Майера Москва является комплексом районов-городов, расположенных радиально к центру города и обеспеченных всеми органами снабжения, гигиены, культуры. Между районами вклиниваются зеленые пространства, проникающие до самого центра города… Нужно признать, что Курт Майер дал более или менее законченный проект будущей Москвы. Но приемлем ли этот проект? Я считаю, что это все же не является тем проектом, который наиболее отвечает нашим целям. Правда, из его предложений многое совершенно правильно. Многие элементы его плана можно будет, несомненно, использовать в частности в области транспорта и зеленых зон».

Генеральный план Москвы было поручено делать советским архитекторам и планировщикам, руководствовавшимся наставлениями партии (официально объявлялось, что «инициатор и вдохновитель генерального плана Москвы» это т. Сталин, а т. Каганович - его «ближайший соратник» и «главный архитектор города Москвы»).

После прихода нацистов к власти, коммунист Майер решил остаться в СССР, в 1936 году он получил советское гражданство. 26 ноября 1936 года Майер был арестован. Ему было предъявлено обвинение в связи с делом С.М. Кирова, он был осуждён, отправлен в ГУЛАГ и умер в Усть-Куте в 1944 году. Так мир лишился одного из величайших проектировщиков, а перед этим Москва лишилась плана, по которому она имела шанс превратиться в современный европейский город.

Комментарии 0

Страница 1 из 2

Т.А. Эфрусси (МГУ имени М.В. Ломоносова, Музей МАРХИ)
Баухауз на выставках в СССР. 1924–1932

История экспонирования творчества педагогов и учащихся школы Баухауз в Советском Союзе – достаточно узкая тема. Однако именно подобное исследование дает возможность охватить предысторию эмиграции баухаузовцев в Советский Союз в начале 1930-х гг. Как сегодня известно, выпускники знаменитой немецкой школы участвовали в создании городов Урала, Сибири и Дальнего Востока и сотрудничали в ряде проектных организаций и, таким образом, внесли значительный вклад в российскую культурную историю XX в. 1 История выставок – это история восприятия Баухауза в России в 1920-е гг., и она может дать ключ к пониманию дальнейшей судьбы его выпускников в нашей стране. С другой стороны, этот сюжет интересен и для истории Баухауза как такового: выставки в России напрямую связаны с социальным идейным полем знаменитой школы.
Анализ исследований и источников позволил установить, что представители Баухауза были участниками пяти выставок, проводившихся в СССР в 1920-х – начале 1930-х гг.: «Первая всеобщая германская художественная выставка в Советском Союзе» (1924–1925 гг.), «Революционное искусство Запада» (1926), «Первая выставка современной архитектуры» (1927) «Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера» (1931), «Выставка современной германской архитектуры» (1932).
«Первая всеобщая германская художественная выставка в Советском Союзе», показанная в Москве, Ленинграде и Саратове, имела огромное общественно-политическое значение: впервые после революции в России было показано современное зарубежное искусство. Организовали выставку Центральное отделение комитета Международной рабочей помощи в Берлине и Комиссия заграничной помощи при ВЦИК КПСС. Эта выставкабыла своего рода ответом на выставку русского искусства в Берлине 1922 г. и своей целью ставила «дать картину развития немецкого искусства с 1914 г. с подчеркиванием революционных тенденций в этом развитии» 2 . «Революционные» тенденции оказались определяющими для характера экспозиции: большинство художников, чьи работы были отправлены в Россию, были увлечены эстетикой «новой вещественности» и критикой буржуазного общества. Именно работы «веристов» больше всего впечатлили критиков – «какая-то смесь порыва с надрывом, трагического с гротескным», по выражению Федорова-Давыдова 3 . Однако каталог выставки свидетельствует о том, что кроме «мерзости», «отвращения» и «отчаяния» можно было увидеть работы самого разного характера.
Интересно отметить роль, которую организаторы отводили Баухаузу. В ответ на письмо германского посла, возмущенного выставкой, «в агрессивной форме подрывающей основы германского государственного порядка» 4 , представитель Межрабпома Р. Эринг пишет, что «выставка показывает все направления немецкого искусства в естественных пропорциях». И далее: «Особенно мы бы хотели бы обратить Ваше внимание на значительное представительство веймарского Баухауза и немецких архитекторов» 5 .
В каталоге выставки (точнее – двух, московском 6 и саратовском 7) указывается 6 участников, которые имели отношение к Баухаузу в 1924 г.: профессора Вальтер Гропиус, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Оскар Шлеммер, Лотар Шрайер и студент Карл Петер Рёль. С одной стороны, это кажется не особенно уж «значительной» группой (всего в выставке участвовали около ста сорока художников), однако ей, как мы уже поняли, отводилась важная роль контраста к основной массе участников. Кроме того, для самого Баухауза, это можно считать достаточно представительным участием – прислали произведения почти все на тот момент лидирующие педагоги школы. Тем не менее, ни в историографии Баухауза в целом, ни в биографиях отдельных художников, эта выставка не упоминается.
Пока сложно сказать, насколько они воспринимались как единая группа среди примерно ста сорока художников выставки. В саратовском каталоге, составленном Э. Иохансоном, произведения сгруппированы в той последовательности, в какой они были выставлены в залах: «политическое искусство», «экспрессионизм», «абстрактный экспрессионизм», «конструктивизм». Можно предположить, что баухаузовцы, по крайней мере в Саратове, были рассредоточены. Так, на одной из сохранившихся фотографий хорошо видна «конструктивистская» стена с произведениями Мохой-Надя, Шлеммера и, возможно, Рёля, а на другой – раздел «политическое искусство», куда оказался отнесен плакат Шлеммера «Пастор». В разделе «абстрактный экспрессионизм» был представлен, правда, «плохо» 8 , П. Клее.
Фотографий московской выставки обнаружить пока не удалось, а каталог дает имена участников в алфавитном порядке. Во вступительной статье искусствовед Адольф Бене кратко описывает историю Баухауза (в статье – «Дом строительства») наряду с историей других художественных групп. «Необходимо отметить бросающееся в глаза влияние русских конструктивистов (работающий в Германии художник-конструктивист Лисицкий много содействовал ознакомлению немцев с достижениями нового русского искусства)» 9 , - говорит Бене. Эти слова, безусловно, справедливы по отношению к работам Мохой-Надя и Рёля, представленным на выставке.
Еще предстоит узнать, кто способствовал участию Баухауза в выставке: Лисицкий ли, бывший в Веймаре в 1923 г. и надеявшийся преподавать в школе, старые ли знакомые Гропиуса по «Ноябрьской группе» и «Рабочему совету по искусству». Одно достаточно ясно: в это время Баухауз интересуется Россией, и участие в «Первой всеобщей выставке» – еще один тому пример. Тем не менее, «визитной карточки» Баухауза – произведений, созданных коллективом мастерских, «исканий новой Германии в области художественной вещи», на выставке не было, что Тугендхольд относит к существенным ее недостаткам 10 .
Впервые дизайнерские поиски Баухауза советский зритель мог увидеть на выставке «Революционное искусство Запада» (1926). Правда, лишь в печатном варианте: здесь демонстрируется первый каталог «Staatliches Bauhaus in Weimar. 1919–1923» 11 . Несмотря на то, что никакого прямого отношения к «революционной» тематике каталог не имел, Баухауз благодаря участию в выставке еще раз обозначился как одна из симпатизирующих России левых западных групп.
Важную роль в истории взаимоотношений Баухауза с СССР сыграло образование в 1926 г. группы конструктивистов ОСА (Объединение современных архитекторов). Уже в первых номерах своего журнала «Современная архитектура» (СА) они заявляют: «мы надеемся в недалеком будущем… связаться с немецкими конструктивистами Баухауза и помочь им выйти на более правильный и последовательный путь нашего конструктивизма» 12 .
ОСА и Всесоюзное общество контактов с заграницей (ВОКС) вступили в переписку с Баухаузом еще в конце 1926 г. К этому времени относятся «переговоры с ГАХН о возможности наилучшего представления» их последних работ в Москве, в том числе – во ВХУТЕМАСе 13 . Есть все основания полагать, что фотоэкспонаты из Дессау были присланы в Москву к оговоренному сроку – весне 1927 г., и они оказались включены в «Первую выставку Современной архитектуры».
На выставке был международный отдел, которому придавали большое значение организаторы и привлекший особое внимание публики: «весьма интригующий «кит» выставки современной архитектуры – иностранцы» 14 . На деле, впрочем, этот отдел вышел недостаточно представительным и самым ярким явлением был Баухауз. Ощущение «выставки внутри выставки» создает даже перечисление экспонатов в каталоге 15: среди сугубо архитектурных проектов и демонстраций строительных фирм зритель видел гобелен (Р. Холлос), сцену из «Триадического балета» Шлеммера, мебель и предметы обихода («Кастрюля для варки рыбы» М. Брандт, лампы, кресло Бройера и т.д.). Действительно, стенды великолепно демонстрировали «тотальность» подхода Баухауза к архитектуре, широко понимаемой как создание материального окружения человека. Учитывая, что на выставке преобладали работы близких ОСА архитекторов, произведения мастерских Дессау, должно быть, выигрывали среди несколько однообразного торжества эстетики «конструкции», в котором выставку упрекает критик Аранович. Он же отмечает, что баухаузовская «проектировка, как это ни покажется странным, интересна, главным образом, в отношении к вещам внутреннего оборудования зданий» 16 .
Что касается архитектуры, то на выставке показывались здания школы в Дессау, поселок профессоров, «Стальной дом» Паулика и Мухе, проект Альберса по перестройке магазина «Ульштейн», фрагменты поселка «Фрайдорф» Г. Майера и его «Кооперативная комната», поселок Тертен с акцентом на индустриальный способ возведения и др. Эти работы дали повод заключить, что «времена немецких дерзаний отошли в прошлое»: «даже работы самого Вальтер Гропиуса интересны и значительны не столько в смысле архитектуры, сколько в плане разработки проблемы стандартного построения жилищ посредством шлакобетонных пустотелых камней, изготовляемых на месте постройки» 17 .
Эта выставка, безусловно, дала толчок интересу советской общественности к Баухаузу, но в первую очередь – не художественной, а архитектурно-строительной, что определилось архитектурным контекстом выставки «СА». И если уверенности в том, что, например, театр Баухауза привлек какое-либо внимание советских коллег, нет, то значение выставки для студентов «производственных» факультетов ВХУТЕМАСа, будущих дизайнеров, очевидно. Дерметфак рано осознает общность своих поисков с методами мастерских Баухауза. Уже в 1926 г. Малишевский на факультетской конференции называет веймарский институт «блестящим соратником нашего конструктивистского направления» 18 . Оригинальные предметы, которые демонстрировались на выставке – кресло М. Бройера, лампа-шар М. Брандт – близки произведениям выпускников Метфака (кресло П. Галактионова, светильник для комбината «Правда», разработанный А. Дамским).
По иронии истории, первая и единственная «персональная» выставка Баухауза в СССР, «Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера. 1928–1930» (1931), состоялась тогда, когда все практические сношения со школой уже были прекращены – в 1931 г. Г. Майер, уже после скандального переезда в Москву, организовал ее на материалах периода своего директорства. Выставка проходила в ГМНЗИ, в небольшом помещении в здании нынешней Академии Художеств на Пречистенке.
Вступительная статья Майера в каталоге выставки поясняет ее особенности: «настоящая выставка освещает тенденции третьего периода баухаузовского движения, в котором была предпринята попытка перестроить этот институт в «Красный Баухауз» – марксистское архитектурное учебное заведение» 19 . По его словам, директор пытался «с помощью группы студентов, близко стоящих к коммунистической партии и вопреки скрытой оппозиции профессоров-художников» «произвести переключение школы с художественного уклона на социологический». Итог: «Красный Баухауз как учебное заведение социалистической архитектуры невозможен в условиях капитализма». Отдавая себя в распоряжение «социалистического строительства», Майер, таким образом, демонстрирует выставкой свой опыт и опыт приехавших с ним студентов «ударной архитектурной бригады Рот Фронт».
Смысловым центром экспозиции стали стенды, иллюстрирующие работу Майера как руководителя курса «Строительное учение». К ним относятся как фотографии выполненных совместно со студентами построек – школы профсоюзов в Бернау и «90 народных квартир» в Тертене, так и теоретические задания, выполнявшиеся в рамках его курса в Баухаузе. Показательной служила работа «Анализ дома Гарагно в Ментоне» (кат. 30), выполненная студентом К. Мойманом. Согласно Ф. Тольцинеру, тема полностью звучала так: «Связи и влияние изменяющихся условий жизни (в человеке, семье и окружении) на образ жизни и жизненные потребности членов семьи и их реализация в ими самими осуществленном доме на собственном участке на берегу Средиземного моря» 20 .
А. Мордвинов во вступительной статье каталога отмечает, «что для нас ценного в работах архитектурной школы Майера»: «научный метод проектирования», «рационализация и типизация вплоть до самих чертежей» и, наконец, положительный опыт производственной работы студентов непосредственно на стройке 21 . Коллективный производственный принцип он предлагает ввести в практику втузов. Однако, вторя критикам функционализма, он указывает на «отсутствие учета социально-идеологического содержания» (хотя, очевидно, социальное содержание в работах выражено достаточно отчетливо) и «выбрасывание момента искусства», что «служит препятствием для становления подлинно пролетарской архитектуры».
Пожалуй, наиболее оригинальными из экспонатов выставки можно считать произведения, выполненные в ткацкой мастерской Баухауза под руководством Г. Штельцль. Это коллекция функциональных и декоративных тканей, образцы которых были выставлены в витринах. Ткацкая мастерская в 1928–1930 гг. занималась разработкой утилитарных повседневных материй для обивки мебели и стен, скатертей, занавесей и т.д., став одним из оплотов «функционального Баухауза» Майера. И, как и в случае с выставкой 1927 г., именно «дизайнерские» опыты были оценены специалистами: о выставке вспоминает в 1933 г. Т. Арманд в статье «Декоративная ткань и внутреннее оформление зданий». Ряд образцов тканей поступил в фонд ГМНЗИ после выставки, однако об их сегодняшнем местонахождении ничего не известно.
На выставке можно было видеть мебель – типовые деревянные столы, стулья и шкафы, которые стали разрабатываться вместо «роскошной утвари», экземпляры журнала «Баухауз» и политическую полиграфию. Обложка журнала «Die Kämpferin» с лозунгом «Выбирайте коммунистов!» выбрана для оформления каталога, что, безусловно, говорит о значимости таких работ для идеи выставки. Однако, по словам участника выставки Ф. Тольцинера, студента Майера, все произведения политической тематики были выполнены студентами, близкими КПГ, вне стен школы 22 . Активно заявленное присутствие их произведений говорит о том, насколько Майер стремился показать именно «красный» Баухауз, даже в ущерб фактам. Тольцинер в своем разборе особенностей выставки говорит о существенной неполноте созданного Майером образа школы, особенно по сравнению с организованной им до этого передвижной выставкой «Десять лет Баухауз» (1929–1930), где можно было увидеть и живопись, и фотографию, и работы форкурса (подготовительного курса формообразования).
Следствием неполноты и особого уклона выставки стал ее неуспех. Это подтверждается опросом, который Тольцинер провел в середине 1970-х гг.: почти никто из тех, кто мог тогда ее посетить, о выставке не помнил. Один из опрошенных архитекторов так объясняет причину неудачи: «Я не могу сказать, что выставка была плохой, но мы, советские архитекторы, почти все тогда бывшие вхутемасовцы и вхутеиновцы, очень интересовались Баухаузом и кое-что о нем знали. То, что мы видели на московской выставке, совершенно не отвечало тем представлениям и знаниям, которые мы имели об этом прогрессивном и уникальном институте. Посещение выставки … не пропагандировалось в наших кругах» 23 .
«Идеологическая» ориентация Баухауза не являлась главной причиной интереса советской публики к школе, и, возможно, отторжение вызвало как раз обилие достаточно стандартной печатной пропаганды. Эстетически Баухауз был наиболее близок конструктивистским кругам «СА», которые еще в 1929 г. отвечая на критикуВОПРА, обвиняют последних в спекуляции термином «пролетарское содержание» в архитектуре 24 . Однако именно к такому «пролетарскому содержанию» пытался приблизиться Майер, о чем говорит и его вступление в ВОПРА в 1930 г.
Результаты того же опроса показали, что гораздо лучше «вхутемасовцам» запомнилась выставка «Германской архитектуры» 1932 г., где в последний раз показываются архитектурные шедевры, ассоциируемые с Баухаузом: знаменитые проекты бюро Гропиуса, которые стали «визитной карточкой» школы (здание Баухауза, поселок Тертен, бюро труда в Дессау) и ряд произведений Мис ван дер Роэ, нового директора 25 .
Этот факт дает повод предположить и другую причину неприятия архитектурными кругами выставки «Баухауз»: постройки современного стиля, созданные бюро Гропиуса и демонстрировавшиеся в журналах и на выставке 1927 г., имели мало общего с «социологической архитектурой» строительного курса Майера, которая была явлена в ГМНЗИ.
Документы ГМНЗИ и ВОКСа говорят о том, что выставка была отправлена в Харьков. В одном из местных журналов найдена краткая информация о выставке современной архитектуры «Баугавз» в здании Украинского ВОКСа 26 . Но, к сожалению, поиски в украинских архивах и печати других результатов пока не дали. Все экспонаты оказались потеряны где-то на просторах СССР, а сама выставка – настоящей «Атлантидой» для историков Баухауза.

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

Настоящая публикация ни в коей мере не является апологией СС, преступного гитлеровского режима, Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП) и (или) пропагандой справедливо осужденных всем прогрессивным человечеством национал-социалистических, фашистских или иных тоталитарных человеконенавистнических символов, движений, партий, взглядов и идей, антисемитизма или юдофобии, нося исключительно популярно-ознакомительный характер.

Знак Святого Креста на танке
Для отступников - страшный сон.
Им милее бордели, банки,
"Голубые каски" ООН.

Сергей Данилко. Крест на броне.

Бригадефюрер СС и генерал-майор Ваффен-СС Курт Адольф Вильгельм Майер, прозванный в годы "Европейской Гражданской войны" (именуемой2 некоторыми авторами даже "Мировой Гражданской войной") "Панцермайером» (буквально: "Бронемайером", "Бронированным Майером", "Танковым Майером" или "Майером-Танком"; как мы увидим, герой нашей миниатюры имел к тому, чтобы носить это прозвище, гораздо больше оснований, чем, скажем, известный советский литератор 20-х-30-х гг., избравший себе звучный, как ему, вероятно, казалось, псевдоним "Максим Танк"!), родился 24 декабря 1910 года в пфальцском городе Йерксхайме в семье простого фабричного рабочего (отвоевавшего "за Бога, Короля и Отечество" всю Великую войну 1914-1918 гг. "от звонка до звонка" и дослужившегося до звания унтер-офицера кайзеровской армии), был одной из наиболее харизматических личностей, когда-либо служивших в войсках СС. После окончания школы работал на фабрике, затем на шахте добывал державе уголек.

В 1928 году рабочий паренек вступил в молодежную организацию НСДАП ("Молодежь Гитлера", или "Гитлеровская молодежь"). Оставшись без работы после наступления экономического кризиса, долго не мог найти себе места и лишь 10 октября 1929 года поступил в земскую полицию германской земли Мекленбург ("Ландесполицай Мекленбург"). 1 сентября 1930 года вступил в НСДАП с зачислением в 22-й пеший штандарт СС, дислоцировавшийся в столице Мекленбурга – городе Шверине (служебное удостоверение СС № 17 559). 30 декабря 1930 года за принадлежность к НСДАП был уволен из земской полиции. 15 мая 1934 года переведен унтерштурмфюрером в "Ляйбштандарт СС Адольфа Гитлера". С сентября 1936 года – командир 14-й противотанковой роты, во главе которой воевал в Польше. 7 сентября 1939 года был ранен в бою с поляками, а 1 октября назначен командиром 15-й мотоциклетной роты своего полка. За умелые и энергичные действия в ходе Польской кампании Майер был награжден Железным крестом II степени) Участвовал в "молниеносной войне" против западных союзников, завершившейся захватом Люксембурга, Бельгии и Нидерландов, разгромом Франции и изгнанием Британских Экспедиционных Сил (БЭФ) с Европейского материка летом 1940 года.

1 сентября 1940 года, ровно через год после начала войны, мотоциклетная рота под командованием Курта Майера (награжденного к тому временем Железным крестом I степени) была развернута в броне-разведывательный отряд (батальон) "Ляйбштандарта", и Майер был назначен его командиром. На момент своего назначения он уже обладал прочной репутацией отчаянно храброго и энергичного боевого командира, чрезвычайно популярного не только в эсэсовской среде. В ходе Балканской кампании Курт Майер (уже повышенный в звании до оберштурмфюрера СС) во главе своего разведотряда 14-15 апреля 1941 года принял участие в захвате горного перевала Клиди и наступлении в направлении озера Кастории. При попытке прорваться через горный проход Клисура части "Ляйбштандарта СС Адольфа Гитлера" столкнулись с ожесточенным сопротивлением греков. Потомки Леонида и Эпаминонда оказались превосходными солдатами и отменными стрелками, способными дать достойный отпор не только "мушкетерам Муссолини".

Части тяжелого оружия "Ляйбштандарта" отстали от стремительно продвигавшейся вперед эсэсовской пехоты, наступательный порыв которой грозил иссякнуть под сосредоточенным огнем греческих пулеметов. Курт Майер, парень не из робких, мгновенно осознал критический характер сложившейся ситуации, грозившей стать поистине катастрофической, если ему не удастся поднять своих "зеленых эсэсовцев" в новую атаку. Он сделал это, применив крайнее средство, а именно – приказав взорвать за спиной ляйбштандартовцев несколько ручных гранат, первые из которых швырнул собственноручно. Перепуганные взрывами у себя в тылу, эсэсовские пехотинцы внезапно нашли в себе силы покинуть укрытия и броситься в атаку на "сынов Эллады". Греческие пулеметные гнезда умолкли, неприятельские позиции были захвачены молодецким ударом, над Клисурским перевалом взвился красный военный флаг Третьего рейха со свастикой и Железным крестом. Быстро продвигавшаяся эсэсовская пехота захватила стратегически важный город Касторию, взяв в плен около 1 100 солдат и офицеров греческой Эпирской армии. 20 апреля (в день рождения Адольфа Гитлера) 2-я греческая армия сложила оружие перед командиром "Ляйбштандарта СС Адольфа Гитлера" обергруппенфюрером СС Йозефом Дитрихом.

18 мая 1941 года Курт Майер был награжден Рыцарским крестом Железного креста за "неоценимый вклад", внесенный им и его людьми в триумф "Ляйбштандарта". С июня 1941 года Майер успешно воевал на германо-советском фронте, по-прежнему возглавляя разведку (броне-разведывательный отряд) дивизии СС "Ляйбштандарт СС Адольфа Гитлера". В ходе наступления через южную часть СССР, Умань, Херсон, Таганрог и Ростов-на-Дону, в особенности же при форсировании Дона, отличился решительными и стремительными действиями с активным использованием танков и бронетранспортеров, за что и получил от подчиненных и сослуживцев свое знаменитое прозвище "Панцермайер". Его образ как бы слился в представлении окружающего мира воедино с образом бронированных боевых машин со знаком "креста Святого Николая" (именуемого в геральдике также "крестом между скобами") на бортах и башнях.

За выдающиеся успехи в ходе битвы за Харьков 23 февраля 1943 года Курт Майер был награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту Железного креста. После награждения недолгое время ветеран "ЛАГ" командовал полком танкового училища в городе Вюнсдорфе близ Берлина. 1 августа 1943 года "Панцермайер" был назначен командиром 26-го броне-гренадерского (мотопехотного) полка СС в составе 12-й броне-гренадерской (мотопехотной) дивизии СС "Гитлерюгенд". "Имперский вождь СС" Генрих Гиммлер в виде исключения, дал разрешение на формирование этой "молодежной" дивизии, снизив возрастную "планку" для вступающих в ее ряды добровольцев СС с 23 до 17 лет ("отдавая тем самым дань их патриотическому порыву", как говорилось в приказе). Поскольку новая дивизия состояла из молодых и необстрелянных членов организации "Гитлерюгенд", их предполагалось укрепить кадровым персоналом, состоящим из ветеранов Ваффен СС, прошедших «огонь, воду и медные трубы». Одним из этих ветеранов и являлся назначенный командиром 26-го броне-гренадерского полка СС "Гитлерюгенд" Курт Майер. Он был суровым и требовательным, но в то же время справедливым командиром, следившим за тем, чтобы вверенные его попечению подростки, составлявшие большинство чинов его полка, ни в чем не знали недостатка. Ветеран "Ляйбштандарта СС Адольфа Гитлера" нередко вмешивался в дисциплинарные вопросы, если считал, что причиной эксцесса была незрелость обвиняемого, а не злостное нарушение воинской дисциплины.

В боях с высадившимися на побережье Нормандии в "день Д" войсками западных "союзников" юные гренадеры "Бронемайера" дрались не хуже своих "взрослых" товарищей по оружию, значительно замедлив (правда, ценой колоссальных потерь) темп наступления американских и британских частей (в состав последних входили канадцы и поляки), активно расширявших свой нормандский плацдарм при поддержке войск "Сражающейся Франции" генерала Шарля де Голля. После гибели в бою командира 12-й дивизии СС "Гитлерюгенд" Фрица де Витта в ходе артиллерийского обстрела позиций "зеленых СС" военными кораблями западных союзников, крейсировавшими вдоль побережья и поддерживавшими наступление английских, американских, канадских, польских и французских войск союзной армии вторжения огнем своих тяжелых орудий, Курт Майер 16 июня 1944 года принял командование дивизией СС "Гитлерюгенд", став самым молодым дивизионным командиром не только Ваффен-СС, но и всех Вооруженных сил Третьего рейха.

27 августа 1944 года Курт "Панцермайер" был награжден Мечами Дубовых листьев к Рыцарскому кресту Железного креста. Согласно утверждениям органов военной юстиции западных союзников, в ходе боев за Нормандию подчиненные Майера 7 (или 8) июня 1944 года расстреляли в районе Арденского аббатства 64 безоружных британских (канадских и английских) военнопленных. Майер успешно командовал своей дивизией в ходе общего германского отступления из Нормандии. 6 сентября 1944 года "Панцермайер" был тяжело ранен, сложил с себя командование дивизией и направлен на лечение в Бельгию, где 17 ноября 1944 года, все еще находясь на лечении, был взят в плен бойцами бельгийского Движения Сопротивления. Лишь своевременное вмешательство подоспевших военнослужащих американской армии спасли раненого "Броне-Майера" от расстрела на месте бельгийскими партизанами. Американцы передали Майера в руки своих британских союзников, милостиво позволивших ему долечиться в госпитале.

После окончания войны "Панцермайер" был обвинен в соучастии в военных преступлениях и массовых убийствах канадских военнопленных, совершенных его подчиненными. Курт Майер был главным (и единственным) подсудимым на состоявшемся в городе Аурихе процессе по факту "бойни в Арденском аббатстве", проводившемся канадским военным трибуналом в период с 18 по 28 декабря 1945 года.

Хотя жестокости в отношении военнопленных совершались обеими противоборствующими сторонами, Майер, отрицавший совершение инкриминируемых ему военных преступлений, был признан виновным и приговорен к смертной казни. Однако 15 января 1946 года вынесенный ему смертный приговор был заменен тюремным заключением в тюрьме немецкого города Верль, поскольку судебные инстанции оказались буквально заваленными прошениями о помиловании Майера, а в лагере союзников все громче раздавались голоса протеста (к тому времени стали достоянием общественности многочисленные факты бессудных расстрелов канадскими военнослужащими пленных германских солдат – причем не только парашютистов и эсэсовцев, которых приказал в плен не брать ни при каких обстоятельствах сначала американский генерал Омар Н. Брэдли, а затем - и сам главнокомандующий силами вторжения западных союзников во Франции генерал армии США Дуайт Эйзенхауэр -, но и военнослужащих вермахта и даже медицинский персонал).

7 сентября 1954 года "Панцермайер" был освобожден из тюрьмы по состоянию здоровья.Как бы то ни было, Майер вышел на свободу. После освобождения он активно сотрудничал с неонацистскими организациями и различными объединениями бывших военнослужащих Ваффен-СС, в том числе организации взаимопомощи чинов СС ХИАГ ("Хильфе ауф Гегензайтигкайт").

Последние годы жизни Курт Майер добывал себе хлеб насущный, трудясь коммивояжером пивоваренной фирмы в вестфальском городе Хагене. Он издал книгу мемуаров "Гренадеры" (1957) и умер от сердечного инфаркта в Хагене 23 декабря 1961 года, в день своего 50-летия.

"Ну, и к чему все это"? - может спросить нас иной читатель. "Скучный, серый очерк, который мог выйти из-под пера любого среднего советского историка. Если заменить имя "Курт Майер" на "Леня Голиков", то и вообще никакой разницы не будет. Однообразно, скучно, монотонно, как справка из личного дела"...

Принимая во внимание возможность подобной критики, попробуем несколько "размочить" слишком "сухую" ткань нашего повествования, внеся в него напоследок лирическую "струю" (или хотя бы "струйку").

Разумеется, можно считать всю историю формирования, развития, боевого применения и гибели фронтовых частей СС всего лишь одним из наиболее наглядных аспектов гитлеровской "тоталитарной утопии", сводящимся, в общем, к недооценке индивидуалистических тенденций в человеческой душе, к низведению индивидуума, со всей его неповторимостью, до уровня боевого биоробота, способного лишь одинаково бестрепетно "нести смерть другим и принимать ее самому".

Нельзя, однако, не признать и того, что, по крайней мере отчасти, "имперскому вождю СС" Генриху Гиммлеру удалось воплотить в жизнь, казалось бы, самую химерическую из своих идей, выведя принципиально новую породу людей, в своей готовности пожертвовать всем во имя высших интересов нации, расы, государства и его священных законов доходивших до полного самоотречения, граничившего с самоубийством (не случайно потери "зеленых эсэсовцев" на поле боя были всегда непропорционально высоки, значительно превосходя потери частей германского вермахта в аналогичных ситуациях; хотя историки и не донесли до нас случаев гибели "зеленых эсэсовцев" с улыбкой на устах, подобно спартанским и другим древнегреческим воинам в описаниях античных хронистов).

Прошедшие через горнило поистине "спартанского" воспитания, "зеленые эсэсовцы" выделялись на общем фоне участников войны своей несокрушимой, почти нечеловеческой силой духа, спокойствием и неустрашимостью. И в этом, как нам кажется, мы подходим к ответу на вопрос, зачем мы пишем о воителях СС, на вопрос, в чем же, собственно заключается истинное значение Шуцштаффеля для истории.

Это значение состоит в той идеалообразующей воспитательной силе, которая оказывает свое влияние на человечество вплоть до наших дней. Сколь бы много странного и обусловленного временем ни пристало к образу ратоборца СС, насколько мы можем зафиксировать его в наших представлениях с точки зрения сегодняшнего дня, идея Шуцштаффеля как "новой Спарты", наполняющее собой все бытие всех членов "Ордена под мертвой головой" и с железной последовательностью замыкающее на себе все в этом Ордене, есть нечто непреходящее, поскольку, по нашему глубочайшему убеждению, коренится глубоко в человеческой природе. Она сохраняет свою истинность и ценность и тогда, когда ее единственное в своем роде воплощение в общем жизненном стиле членов Ордена кажется потомству, мягко говоря, односторонним.

Конечно, не следует забывать, что "Европейская Гражданская война" (как и война вообще), прославившая "зеленые СС" - это очень сложное нравственное явление. Но в данной связи нам представляется правильным процитировать нашего великого религиозного философа Н.А. Бердяева:

"Греховный мир есть арена борьбы и столкновения взаимодействующих воль. поэтому в известном смысле мир есть война...Война есть порождение греха, и она возможна лишь в греховном мире. Но в тьме греховного мира в ней может обнаружиться и свет, она может быть источником доблести и благородства...Она бывала источником озверения и разнуздания низких инстинктов, но бывала и источником высоких добродетелей - мужества, чести, верности, рыцарства, благородства...Нравственное значение войны в смысле выработки человеческой породы было гораздо шире войны в собственном смысле слова. Нравственный тип воина...человека, с оружием в руках защищающего свою честь, честь своей семьи, честь своей родины, был преобладающим и оказал подавляющее влияние на нравственное сознание и на этос, он ставился выше других типов. Аристократ...благородный был прежде всего воин, готовый оружием поддержать честь. Древние, жестокие, воинственные инстинкты человека перерабатываются в благородство породы, в мужественное отношение к жизни и бесстрашие перед смертью, в готовность всегда поставить честь и верность выше жизни. Воинская этика вырабатывала всегда силу характера, противилась изнеженности и размягчению мужского типа, она сумела инстинктам жестокости придать характер благородства".

Здесь конец и Богу нашему слава!