Отражает ли язык культуру нации. Лекция: Язык и культура

Знакомясь с иностранным языком, изучая и чувствуя его, человек одновременно проникает в новую национальную культуру, получает то духовное наследство, что хранит язык народа и передает как опыт нации из поколения в поколение.

Фразеологизмы, как неотъемлемая часть языка, отражают многовековую историю народа, своеобразие его культуры, быта, традиции, ибо являются не только «мелкими словцами по случаю», но и высоко информативными единицами языка. В своём большинстве идиомы создавались народом прецендентно (т. е. по случаю), чтобы метко, образнее и полнее выразить суть высказывания, в связи с повседневными занятиями людей или поверьями, им свойственны юмор и житейская мудрость, их содержанием является весь мир, всё, чем живёт человек, и что его окружает. Фразеологизмы могут дать ключ к пониманию национального характера народа, его истории, культуры, стилю жизни. Актуальность изучения ФЕ сегодня очевидна. За этой малой частицей речи стоит весь язык – то зеркало коллективной культуры, где национально-специфическое соседствует с универсальным. Понимая «идиому», мы понимаем и принимаем «чужой» склад ума, входим в «чужое» культурное пространство. Идиома – культурный барьер переводчика. За ней стоит истинный смысл разговора, его «изнанка» и дипломатическая корректность. Ведь англичане – люди воспитанные, предпочитают говорить «полу правду», а попросту – умалчивают. Неправильное восприятие фразеологизма ломает «диалог культур», нарушает межкультурное общение. И этого старательно избегают сегодня представители разных языков (и культур), создавая единый европейский дом. Напротив, они стремятся использовать культурный компонент языка для взаимодействия и взаимообогащения национального опыта.

«Фразеологизмы, писал в своё время К. И. Чуковский, дороги нам не только потому, что в них отражаются реалии иноземного быта, но и потому, что они открывают для нас методы мышления другого народа, его юмор, его речевую манеру».

Объектом исследования является культура британской нации, а предметом исследования – фразеологические единицы, отобранные методом сплошной выборки из фразеологических словарей английского языка.

Семантическая и стилистическая ценность фразеологизмов в английском языке.

1. Что такое ФЕ и её функциональная нагрузка в межкультурном общении.

«Каждый язык – это храм, в котором бережно хранятся души говорящих на этом языке» (О. Холмс). В идиоматике языка хранится целая система ценностей, отношение к миру, фразеологизмы отражают и образ жизни, и географию страны с её историей, идиомы – словно «специи, которые добавляют в кушанье осторожно, щепоткой» «Фразеологизм (ФЕ, идиома) – устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям этого языка значением, не выводимым из значения составляющих его компонентов» , т. е. по сравнению со словом идиома: семантически богаче, стилистически ярче и образнее, грамматически более устойчива, фонетически «приятнее» на слух, динамичнее, а с культурологической точки зрения более живительна, национально ценнее и богаче. Функция обобщения и систематизации житейского опыта поколений присуща всем ФЕ языка, слова-компоненты приобретают более общий характер, становятся прецедентно-узнаваемыми. В экономной форме идиомы передают больше информации, чем словосочетания, метафоричность заставляет носителя языка подсознательно использовать речевой опыт предков, экспрессивность позволяет сохранить историческую ценность слова. Но вместе с тем, эти же «достоинства» ФЕ единицы затрудняют общение с не носителями языка, порой ведут к «конфликту культур», если не понимаемы, неузнаваемы и неоцененны иностранцем. Языковая картина мира, созданная ФЕ единицами – это мозаика, в которой реальность пропущена через сознание, культуры, опыт человека, приобрела специфические национальные черты, сохранила национальные традиции и материализовалась в обратный речевой поток. «Узнав» идиому, человек как бы извлекает из этой мозаики кусочек «чужой» реальности, ФЕ единица даёт запоминающуюся, готовую и краткую фразу, заменяющую длинное, отвлеченное рассуждение. Это и есть функциональная нагрузка ФЕ, будь то примета, поверье, житейское правило, поучение, пожелание. В. И. Даль называет это «одежды к случаю» . Т. о. семантические функции ФЕ в речи:

1) наблюдение; 2) рассуждение; 3) совет; 4) подсказка; 5)предсказание; 6) предупреждение; 7) поучение.

1) as old as the hills; 2) business & pleasure; 3) to end in the soup (плохо кончить); 4) to put for a rainy day (отложить на чёрный день); 5) a black cat on a roof (неприятности); 6) hold the horses (не торопись); 7) not to quarrel with one’s bread (от добра добро не искать).

Очевидно, идиомы живут в сознании носителей языка в зависимости от объёма присвоенной культуры. Эти образы, ассоциации узнаваемы в родной культуре, они не только украшают речь хозяина, но и определяют в разговоре «своё/чужое». И там, где русский предпочтёт глаголы, англичанин обойдётся послелогами (off the hands – с рук долой). Эффективна инверсия, но у англичан она более лаконична (out off sight), чаще использование исторических ассоциаций, мифологических сюжетов (the last of the Mohicans). Считается, что русская культура более коллективистская, а в Британии преобладает индивидуализм, чувство собственности, а ФЕ служат не только для стилистического обогащения речи. «Улыбаясь», англичане тактично не договаривают, жизнь преломляется через «личное усмотрение», словесные ассоциации сочетают внешнюю дипломатичность с внутренней суеверностью. Здесь уместны: сравнения: (с ярко выраженным оценочным значением) as bold as a lion, as pretty as a picture, tired as a dog, welcome as flowers in May (желанный); каламбур: вербальные обороты: make a poor mouth (прибедняться), have a green thumb (золотые руки (о садоводах), teali your granny to cook soup, to know which side bread is buttered (знать выгоду); метафоры: (красочны и полезны) when pigs fly, to be born with a silver spoon in the mouth (в рубашке родиться); эпитеты: a small talk (светский разговор), a white elephant (обуза); в фонетическом аспекте широко распространена аллитерация: as hungry as a hunter, bite the bullet (мужественно терпеть); фразеологические сращения: iron nerves (железные нервы), Honest to God! (Видит Бог!), stone heart, a dog in the monger, come what may be (будь что будет).

Такие ФЕ связаны с преданиями, традициями и потому не всегда понятны иноязычному собеседнику. Несомненно, изучая фразеологический фонд языка, собеседник, во-первых, получает определенную тематическую информацию, а, во-вторых, приобщается к многовековой национальной культуре народа, их создающих.

2. Основные концепты, отраженные в английских фразеологизмах.

Совершенно очевидно, чтобы понимать «чужую» культуру, нужно «проникнуть в смысл слов, кодирующих культуру» . Каждый язык располагает собственной уникальной фразеологической системой, её использование придает речи живость, образность и метафоричность. И если верно, что содержание ФЕ представляет картину мира, то из чего эта картина складывается? Традиционно, фразеологические словари объединяют идиомы по категориям «сферы деятельности человека». Категории называются: БЫТ, РАБОТА, СЕМЬЯ, СУДЬБА, ВЕРА.

Знаток английских идиом А. В. Кунин различает ФЕ по их дидактическим целям (поучать, предостерегать и т. п.). В. В. Гуревич предлагает классификацию по ведущему смысловому компоненту, и тогда меньше внимания получают ФЕ Моральные ценности, Личность, Внешность. Но именно последние ФЕ в большей степени являются национально-специфическими, и из них, возможно, составить портрет англичанина, сделать выводы о национальном образе жизни (STYLE). В. В. Красных среди наиболее важных ключевых концептов называет такие, как: СУДЬБА, ВОЛЯ, УСПЕХ, ДУША, СОВЕСТЬ, ЗАКОН, ПРАВДА, ИСТИНА.

Известно, что язык как одна из наиболее характерных составляющих национальной культуры, отражает и выражает и общечеловеческие, и национально-специфические черты культуры единого народа. Поэтому в «картину мира», созданную английскими ФЕ, мы ввели идиомы частого употребления в речи, способные создать малыми средствами яркую, многоликую мозаику. Мы предлагаем следующую классификацию ФЕ:

ПРИРОДА (NATURE), РУТИНА (DATLY LIFE), ЧЕЛОВЕК (PERSON), ОЧАГ (HOME), СЕМЬЯ (FAMILY), ОБРАЗ ЖИЗНИ (STYLE).

Green winter (белоснежная зима), a dog’s life (собачья жизнь), a nice cricket (отличный парень), my sweet home, husband, -&- wife, the center of univer, the kind’s word & God Save the Queen (Боже Храни Королеву). «Язык – зеркало окружающего мира, за каждым словом стоит предмет или явление» . Но между миром и языком стоит человек, носитель языка. Поэтому в речи каждое понятие обновляется, образуется как бы собственный мир «наклеенный» на мир действительный. Здесь самая многочисленная и представительная группа - ЧЕЛОВЕК (PERSON), которая в свою очередь вбирает в себя:

Внешность (Appearance) – devilishly nice (чертовски красива), long in the tooth (старый);

Личность, Характер (Personality) – dry behind the ears (зрелый), quick on the trigger (импульсивный);

Интеллект (Intellect) – as silly as a sheep (goose);

Чувства (Affections) – love-struck (сраженный любовью);

Мораль (Morality) – to drink ake a fish, as greedy as a pig;

Успех (Success) – Bless you!

Трудности Жизни (Troubles) – to make both ends meet («концы с концами»);

Работа (Carcer) - _ of all trades (мастер на все руки).

Несмотря на многогранность значений ФЕ, они являются самым ярким орудием выражения смысла и чувств, эмоций и культуры речи. Одни ФЕ устаревают, другие надолго задерживаются в общественном сознании. Язык, как и народ, живет и изменяется. И фразеологическая система постоянно развивается, обогащается. Любой житель Туманного Альбиона употребляет в своей речи живые, яркие и остроумные идиомы. Поэтому уместно распределить фразеологизмы и по их «социальному статусу» в речи:

1. бытовые (to go to the dogs – отправиться к праотцам);

2. общественно-политические (spirit of the law – дух закона);

3. фольклорные (просторечные) – chicken-heart (мокрая курица);

4. нейтральные (open meeting, lay if on thick – сгущать краски);

5. официально-дипломатические (to play a meaning – играет роль);

6. публицистические (книжные, научные) – to blow up the bridge (сжечь мосты);

7. сленговые (студенческие, спортивные и т. п.) – to play cricket, no way! (ни фига!);

8. профессиональные (специфические) – adam’s apple (адамово яблоко), length if service (трудовой стаж);

9. разговорные (like a bolt from the blue – как снег на голову);

10. мифологические (the heavy thsiph’s labour – тяжелый сизифов труд).

Фразеологическое новаторство с одной стороны и традиционность идиом в речи – два сосуществующих явления, которые придают ей (речи) живость и образность. То, что нельзя сказать «в открытую», всегда можно заменить «gypsy phrase» (заговоренным словцом, т. е. идиомой).

3. Страноведческая ценность английских фразеологизмов.

Англичане гордятся тем, что они, пожалуй, единственная страна, которая в эпоху всеобщей глоболизации, не желают «стать Европой». Напротив, у них есть своя, «островная» культура, они не заискиваются перед иностранцем и если их не понимают, это не их проблема. Важно не просто слышать англичанина. Он «застегнутый на все пуговицы» ведет разговор тактично и дипломатично, т. е. «недоговаривая». Фразеологизмы – тот мостик, по которому передается истинный смысл высказывания. Традиции и обычаи считаются негласными основами всего, поэтому нужно говорить лаконично, просто, но с огромной «изнанкой». Многие считают это снобизмом. Англичане считают это «тактом». Все, что присуще им – это их стиль, образ жизни (Style, Manner). Соответственно, такие стереотипы и клише трудны для восприятия «чужому» собеседнику. Социокультурный комментарий неизбежно сопровождает перевод идиом в литературе, требует устных пояснений переводчика, только так возможно разрешить «диалог культур», когда собственно слова понятны, а в речевых штаммах – совершенно «chinese writing»-«китайская грамота».

Е. д. Queen Victoria. Jack & Jill. To carry coals to Newcastle. Внутри языка живут и «ложные друзья» переводчика (accurate move – «точный» ход) и термины («recipe» рецепт), и универсальные библеизмы (tooth for toth – зуб за зуб). И за каждым словом стоит национальная «реалия».

Англичане привыкли к тому, что их воспринимают как ходячий набор неких стереотипов. В категории Style «Образ жизни» следует выделить такие концепты как:

1. почтение к монархии (в Британии нет «граждан», есть «подданные»), англичане большие патриоты (to look at the Queen);

2. любовь к спорту и животным (гордость британцев, святыня любви и преданности (a black horse – тёмная лошадка, also ran – последний на финише, love me, love my dog);

3. глубокое уважение к истории и традициям (они то-то и сохраняют и поддерживают самобытность Британии (before you can say Jack Robinson – в мгновение ока);

4. религиозность (даже церковь в Англии собственная, англиканская (to join the great majority – уйти в мир иной, Maighty Mary);

5. своеобразное чувство юмора (умение владеть собой и ситуацией (The shortest distance between two people is a smile. You can swing a cat here – здесь есть где размахнуться)

6. здравомыслие (всегда следует «быть готовым» к любым выкрутасам судьбы, важно знать «правила игры» to play fair cricket, to let sleeping dogs lie. Take it easy!);

7. дипломатичность (недопустимо совать нос в чужие дела (Keep Your Privacy. Let the cat out of the bag (выболтать тайну), to eat one’s hat).

ФЕ как средство представлений о человеке и окружающем его мире, это крупицы народной эстетики и мудрости, и легче найти взаимопонимание, когда «узнаешь» идиому в речи, знаешь, какой образ, прецедент, историческое имя или ассоциация заключены в ней. В обобщенном виде, ФЕ передает социально унаследованную систему навыков и идей, т. е. культуру нации.

Фразеология является языковой универсалией. Она присуща всем языкам, но в каждом реализуется индивидуально. Фразеологический фонд языка – это та языковая «картина мира», что создана (и до сих пор создается) всей нацией, её историей, традициями, образом жизни, общественным опытом и отдельной личностью. Язык, мышление и культура взаимосвязаны настолько тесно, что практически составляют единое целое. В ФЕдиницах универсальные категории соседствуют с национально-специфическими. В речевом потоке ФЕ полнофункциональна и прецедентна, что позволяет объединять идиомы по ведущему семантическому концепту и сделать вывод, что идиомы – национально-специфическое зеркало культуры, характера и стиля жизни всего народа. Между этим зеркалом и реальностью стоит носитель языка, носитель данной культуры. Непонимание его речи это, прежде всего, непонимание и неполное восприятие его национальной культуры. Именно язык реализует национальную культурную картину мира, фиксирует её в речевом потоке, в том числе фразеологизмах. Потому ФЕ в значительной степени способствует межкультурному общению и как информационные единицы языка и как часть речевой мозаики «картины мира».

Фразеологизмы как зеркало культуры, национального опыта и характера.

Картина мира, созданная английскими ФЕ.

Нельзя не согласиться, что “англичане, пожалуй, единственная страна, которая не хочет быть ”Европой” , всячески отделяя себя от всего мира. И, хотя, в любой стране The Sun Rises in the East(Солнце всходит на востоке), даже светило у англичан играет особую роль. Оно нужно, прежде всего, для организации ритма жизни в стране: make hay while the sun shines ; two suns shine to him ; as essential as the sun on a rainy day. В Англии проходит нулевой меридиан, значит, здесь пуп земли, сама природа придала себе уникальность и значимость. Как в зеркале отражается жизнь в природных явлениях: wind in the west the weather is best; Rain on Monday Sunshine next Sunday; The Sun red at night – a sailor’s delight. Природа – часть общей картины мира, она мудра и своеобразна (There is no climate, but the weather), она – та самая нить, что связывает людей в единую нацию: keep for a rainy day, birds of the same feather, still waters sing like a lark, it rains cats and dogs - эти природные явления давно стали нарицательными прозвищами или определениями ситуаций из самой жизни. Рутина – другая грань картины мира. В национальном сознании, в виде идиом, зафиксирован строгий порядок вещей, традиционность и патриотизм англичанина в ежедневных делах: rise with the cocks, as busy as a bee, a lead dog’s life, the early bird catches the worm, every cricket praises its hearth, turn as a squirrel. С “Человеком” в картине мира связан целый ряд концептов: Внешность, Личность, Интеллект, Успех, Чувства, Мораль. Эта многогранная часть мозаики мира – самая представительная категория. Сдержанные, с пикантным чувством юмора, иногда даже как-то свысока, идиомы этой группы демонстрируют соединение национального опыта с современным колоритом островной жизни.

Например, дети и взрослые представлены, как совершенно разные слои общества (е. д. kids should be seen, not heard; или: no children, no dogs (в баре). Детство – это лишь тот период, который нужно пережить, чтобы стать нормальным, т. е. взрослым человеком. Человеком, у которого все в характере своеобразное, чисто “ английское”. Внешность: devilishly fine, a white crow, a real picture. Интеллект: wake up to the fact, mad as a hatter, quarrel with one’s bread. Чувства: down in the mouth, in a seventh heaven, love-struck.

Характер: as proud as a peacock, play the first fiddle, a gentleman to the backbone. Для англичанина совершенно недопустимо пренебрегать “ правилами игры ”(It’s not cricket), здравомыслие и добропорядочность – лейтмотив идиом в концепте “ Мораль ”. Англичане даже привыкли к тому, что их воспринимают как ходячий набор неких стереотипов: healthy, wealthy and wise; never set the Thames on fire (звезд с неба не хватать); Deeds, not words, a friend in need, keep up with the Johns (не хуже соседей). Потому Трудности жизни нужно учиться преодолевать. Концепт “ Успех ” – часть словесного портрета англичанина: work one’s way to the top, steal the show (сразить всех), have the world at one’s feet, born with a silver spoon in the mouth. Составив из мозаичных набросков всю “ Картину мира ”, мы получаем то зеркало жизни, в котором универсальные явления природы сосуществуют с национально-специфическим представлением реальности и быта англичанина, его характеристики “типичного островитянина”, “идеального семьянина”, для которого дом – центр вселенной (my sweet home, love my dog, East or West Home is Best, My Home

Отражение национального быта и национального характера в ФЕ.

Давно замечено, что мудрость и дух народа ярко проявляются в речевых клише, а знание идеал народа способствует лучшему пониманию образа мысли и характера народа. Настоящее владение языком подразумевает умение проникать в законы ”чужого” восприятие действительности. Что хранит англичанин в своем сердце, во что он верит, каким правилам стремиться соответствовать? Ответ легко найти в языке. Дом - центр вселенной для англичанина, вершина уюта и удобства (my castle), семья – сама безопасность, очаг и любовь, покой и радость (Jack-&-Jill). Дети и пожилые люди – класс привилегированный, особый: by the kid’s mouth, old birds are not to be caught. Религия – сокровенное чувство, которое не принято выставлять на показ: praise the hard, God proposes, Holy Mary!

Эти универсальные концепты в английском языке щедро представлены в сравнениях (as merry as a cricket, as plain as a day), метафорах (skeleton in the cupboard, touch wood), эпитетах (light purse, a bat cat, a sinking heart), метонимии (fiddle and sticks, heads-&-tails), даже в оксюмороне (devilishly pretty, drink as a fish) и каламбуре (bees in one’s bonnet). Но есть и национально-специфические концепты, отделяющие англичан от шаблона “европеец”:1) английский патриотизм (a land of milk & honey (рай земной), East or West). 2) Преданность монархии (praise to the skies, Home is home). 3) Законопослушность (beggars & horses (honesty as a policy). 4) Приверженность особым идеалам: a) Pets (любимчики, члены семьи, нежно любимые кошечки, собачки, попугайчики и пр.) hove me; love my dog; b) Sports (set the saddle on the right horse, a sound mind in a sound body); c) Club life (pub – оплот стабильности общества; Pub & Club – очень “английские заведения”)(Lucky at cards); d) National Holidays (first foot, Christmas goose/pudding & pies); e) Etiquette (правила хорошего тона, как способ сохранения национальной самобытности) a wise old bird, know one’s onions, rack one’s brains, hold the tongue, ladies first; f) Weather (если не говорить о погоде по 100 раз на дню в вас сразу узнают иностранца) it never rains but pours. C одной стороны, англичане противоречивы и парадоксальны, с другой – цельные, определённые натуры. На прогулку одеваются “слоями” (cabbage style), сообщают друг другу то, что и так известно (double Dutch),не произнесут и слова, если их не представили друг другу (familiarity breeds contempt). Англичане предсказуемы(every man to his trade) и загадочны (“dark horse”, an open secret).

Специфика “островной” культуры Британии. Речевая культура (этикет нации).

Англичане вошли в историю как великие путешественники, покорили мир и научили всех ценить и любить свою далёкую родину. Веками сохраняются и бережно передаются традиции, чувство гордости и патриотизма за свои “маленький” остров сквозит во всем. Им не стыдно оставаться монархией в наши демократичные времена (God save the Queen), они убеждены в правильности своих идеалов и превосходстве. Им даже не чужды ирония и скептицизм (посмеяться над собой – удел сильной нации). И у них совершенно нет заигрывания с иностранцами, восхищения ими. Они сдержаны, но рассудительны, прагматичны, но не догматики, порядочные семьянины, примерные родители, законопослушные подданные её Величества, но и ими иногда овладевает “ветер перемен” (у американцев дух авантюризма). Всего понемногу, всё по миру.

Считается, что русская и европейская культура более коллективистская, а для англичан главное правило –

“ Keep Your Privacy “ доходит иногда до абсурда (майки в Лондоне раскупались на “Ура!”: ” No sex, please, we are Britons. ”)

В обоих культурах ценятся добропорядочность, сила духа, честность; порицаются трусость, глупость, лживость;утверждаются благородство души, культ труда, толерантность. С первого взгляда, англичане кажутся сдержанными и невозмутимыми, но в душе у них кипят страсти, они не менее способны на "мелкое" безобразие (smell one"s wild oats), чем другой народ мира. Вречи англичанина укоренились и национальные традиции (carry coals to Newcastle), приметы и поверья (smth old, smth new), известные прецеденты (Great Fire),забавные случаи (look at the Queen), знаменитости (Queen Mary), эмоциональные клише (Well-well), литературные и крылатые фразы (To be or not to be), жизненные нюансы (a stitch in time) - всё то, что мы называем опытом нации. Есть здесь заимствования и библеизмы (eye for eye), цитаты "Se la vis" и интернационализмы "The Troyan Horse" (My God), архаизмы (meo cum porto) и неологизмы (m. Thatcher - job snatcher). Язык, как нация, не живёт сам по себе. Он вбирает, как губка, чужой опыт, культуру, этикет, обогащается опытом других наций. Сегодня в Британии уже не актуальны "свои" слова, если во всем мире легко идут их синонимы (фуршет, а~ля, протеже, спагетти и пр.). Национально-специфическое легко уживается с универсальным.

С детства приняв, в свою память яркие идиомы, англичане нечасто задумываются о том, когда и как они вошли в национальную британскую культуру. Осмысленные многими поколениями фразеологизмы прочно вошли в повседневную речь, стали нормой речевого этикета. Не распознав идиому иностранец может невольно обидеть собеседника, задеть его национальные чувства. Этим национальный дух не только придаёт выразительность общению, но и предлагает разделить культуру, знания, опыт нации, представленные образно и кратко речевым штампом. они ассоциируются с приметами, традициями, устоями национального быта, с ключевыми историческими событиями, напоминают фольклор или авторские перлы. Они и дороги потому, что являются частью национального сознания.

Язык - это важнейший элемент человеческого общения и взаимосвязи, развития. Именно речь позволяет человечеству развиваться и эволюционировать. «Язык - необходимое условие существования и развития человеческого общества и, являясь элементом духовной культуры, язык, как и все другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности» Реформаторский А. А. Введения в языковедение, М. аспект пресс, 2006, с 42., получается, что язык - это элемент культуры общества, неотъемлемая часть культуры. Само понятие культуры очень многозначительно. По мнению немецкого философа И.Г. Гердера, культура становиться необходимым атрибутом всех народов, независимо от того, какое место они занимают во всемирной истории. При этом слово «культура» многозначно во всех европейских языках.

У каждой нации и народа есть своя история, своя культура, которая формировалась веками или даже тысячелетиями, и главная уникальность каждой нации состоит именно в ее языке. Ничто иное как язык, не отражает все особенности и тонкости того или иного народа, как язык. Язык, прежде всего, отражает мышление человека. У кавждого государства есть совй национальный язык, а то и два. Под словом «культура» подразумевается чаще всего уровень развития человечества и в данном случае является синонимом термину «цивилизация», так же «культура» может означать степень духовного развития человека и уровень его воспитания, образования, просвещенности. Если говорить о культуре народа, то имеются ввиду народные обычаи и традиции, особенности быта и т.д. Соотношение языка и культуры -- вопрос сложный и многоаспектный

«В принятом в этнологии языке очень часто понимается вся та небольшая общность, которая составляет данный этнос, и здесь культура охватывает все проявления социальной жизнедеятельности, без разделения на сферы хозяйства, политики, социальных отношений и культуры. Таким образом, здесь под культурой понимается общество в целом, а сам термин употребляется в значении, сходном с термином «общество». В результате долгого выяснения отношений между специалистами по культурной и социальной антропологии принято относить к «обществу» ту группу людей, которая живет и действует совместно, вступая в определенные отношения, а к культуре - их образ жизни, формы деятельности, как материальной, так и духовной» Ерасов Б. С., Социальная культурология. М.: Аспект пресс - 2000. С 18. Но разделить эти два понятия полностью - невозможно.

Определений термина культуры насчитывается более сотни, так как понятие культуры различно и многообразно. Рассмотрим основные из них.

Культура -- это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека и человеческого общества.. Это означает, что культура «вездесуща», но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону -- во всем разнообразии социально значимых проявлений.

Вместе с тем культура -- это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, традиций и обычаев, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем о культуре общества, ее характеристиках, принципах и динамике с социологической точки зрения следует судить отнюдь не только по собственно «культурным» проявлениям: художественная продукция, религия, право, наука и т.д. Культура существует и в практически-действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т.е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества. Зарождение или принятие религии, формирование государства, социальные смуты, нашествия и войны, политические реформы, освободительные течения, технологические перевороты и научные открытия -- во всем этом проявляются и культурные закономерности, формирующие данное общество и международные отношения. Ерасов Б. С., Социальная культурология. М.: Аспект пресс - 2000. С12

Согласно теории Сепира - Уорфа, имеющаяся у человека картина мира в значительной степени определяется системой языка, на котором он говорит. По Уорфу, грамматические категории языка служат не только инструментами для передачи мыслей говорящего, но они также формируют его идеи и управляют его мыслительной деятельностью. Поэтому, люди, говорящие на разных языках будут иметь разные представления о мире, и если языки между собой сильно отличаются по своей структуре, то между нациями будут возникать проблемы в понимании о мире. Так например, структура корейского языка в корне отличается от структуры русского языка. Корейский алфавит ЗС±Ы (хангыль) - уникален, и это тоже является аспектом корейской культуры. ЗС±Ы(Хангыль) был создан группой корейских ученых в 1443 или 1444 году (точная дата не известна) по заказу четвёртого царя династии Чосон (п-ов Крея) Седжона Великого (јјБѕґлїХ). Именно с этого времени корейцы начали пользоваться для записи совершенным фонетическим письмом, памятники которого в большом количестве дошли до нашего времени. Ли И., Ли С., Чхэ В. Корейский язык. М.: Первое марта. - 2005 С. 16. До этого в Корее использовали китайские иероглифы, только произносили их иначе. Причина создания своего алфавита, заключалась в том, что использованию китайских иероглифов очень трудно научиться простым людям, а грамоте обучались в то время только дворяне, и для того чтобы бороться с безграмотностью населения и повышать его культурный уровень и был созданЗС±Ы (хангыль). Что касается различий между русской и корейской культурой, то восприятие мира корейцев значительно отличается от русских людей. В Корее существует, прежде всего, возрастная и должностная иерархия, которая строго ими соблюдается, эта иерархия отражена в их языке - так в корейском языке есть четыре основных уровня вежливости, то есть чем старше человек (по возрасту или по чину), тем «выше» уровень вежливости. Используя специальные окончания глаголов и существительные в вежливом стиле речи, выражается уважение к собеседнику. И совершенно не допустимо разговаривать, например, с учителем, в неофициальном стиле речи, это может быть принято не только как неуважение, но и оскорбление. Получается так, что в корейском языке для каждого типа отношений существует свои правила разговора. В русском языке такого нет. Получается, что в данном случае теория Сепира - Уорфа верна. Эта гипотеза также предполагает, что люди, владеющие более чем одним языком, могут в действительности руководствоваться разными структурами мышления, когда говорят на разных языках, в целом невозможно учить язык, не понимая культуры страны, изучаемого языка.

Существует мнение о том, что от физической среды в той или иной степени зависит общий характер фонетической системы, так что языки тех людей, которые живут в горах или в других условиях, осложняющих борьбу за существование, вырабатывают режущие слух формы речи, в то время как у народов, которым природа благоприятствует, фонетические системы бывают очень приятными на слух. Подобные теории столь же легко опровергнуть, сколь правдоподобными они кажутся. Так, аборигены северо-западного побережья Америки без особого труда находят себе пропитание в стране, изобилующей многочисленными формами съедобных морских животных; нельзя также сказать, что они живут в слишком суровых климатических условиях, однако по степени фонетической резкости язык их вполне может соперничать с кавказскими языками. С другой стороны, наверное, ни один из народов не живет в более трудных физических условиях, чем эскимосы, а при этом фонетическая система их языка не только производит впечатление довольно приятное по сравнению с языками жителей северо-западного побережья, но и, пожалуй, превосходит в этом отношении языки американских индейцев в целом.

Конечно же, имеется немало случаев, когда языки с похожими фонетическими системами распространены на непрерывной территории с практически одинаковыми физическими условиями, хотя во всех этих случаях можно легко показать, что мы имеем дело не с непосредственным воздействием среды, а с менее очевидными психологическими факторами, сравнимыми, быть может, с теми, которые влияют на диффузию элементов культуры. Фонетические системы таких языков, как тлингит, хайда, цимшиан, квакиутль и салишские, похожи не потому, что их носители живут в одинаковых условиях среды, а потому, что они проживают на географически смежных территориях и поэтому могут оказывать друг на друга психологическое влияние. Сепир Э.Избранные. труды по языкознанию и культурологии. переводы с англ.М., - 1993. C. 112

«Язык -- зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.» Тер-минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация, Слово, М., 2000г.C 7. Язык и культуру невозможно разделить, нельзя рассматривать язык народа, не принимая во внимание его культуру и национальные особенности. Ведь язык у культура народа складываются одновременно. Со временем язык также изменяется, как и культура общества. В культуре появляются новые ценности, в языке новые выражения; в обществе появляются новые технологии - в языке новые слова.

Культура как предмет изучения культурной антропологии -- это совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, национальный характер, результаты духовной, общественной и производственной деятельности человека. Культурная антропология изучает уникальную человеческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, в том числе и речевую, рассматривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и конфликты. Особое внимание уделяется взаимодействию языка и культуры. Тер-минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово - 2000. C. 16.

Идея о том, что язык формирует мысль, давала возможность поставить изучение мысли на точную фактологическую (языковую) основу. Движение языковых фактов и развитие грамматических категорий рассматривается как форма движения мысли. Итак, рассмотрев основные понятия языка и культуры, перейдем к рассмотрению отражения в языке изменений и развития общественной культуры.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


по основам лингвокультуры

на тему: «Язык как отражение истории и культуры народа »


Выполнил: студент Грибель О.В.Курс заочного отделения

Факультет социального управления

Специальность: связи с общественностью


Санкт-Петербург 2010


1. Введение

Связь языка и мышления

Язык и история

Язык и культура

Заключение

Используемая литература


1. Введение


ЯЗЫК - система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык - носитель общественного сознания. С позиций материализма, исторически основой появления языка служит деятельность совместная людей. Язык существует и реализуется через речь.

Язык - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цветок народа и всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ, вся его жизнь, история, обычаи. Язык- это история народа, путь цивилизации и культуры от истоков до наших дней.

Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Языковая и языковедческая компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Языковедческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


2. Связь языка и мышления


Эта связь бесспорна.

Язык как таковой возник очень давно. Много тысяч лет назад люди приспособили свой артикуляционный аппарат для общения, для передачи информации друг другу.

Как именно все это начиналось, нам сейчас неизвестно, но точно известно, что в языке отражаются представления народа об окружающей его природе (в общем смысле этого слова), его картина мира. Люди воспринимают какой-то предмет, пропускают его через свое сознание и дают ему то или иное название. Слыша слово «шарик», мы представляем себе нечто круглое и мягкое. С одной стороны, это языковые стереотипы, передаваемые из поколения в поколение, с другой - наше восприятие мира.

Например, если заглянуть в российскую историю, то мы увидим, что в период после революции, во время становления новой государственности из обихода уходило множество слов, но еще боль шее количество приходило, их придумывали как отражение всего нового, что появилось в жизни людей.

А началось все с того, что начало меняться человеческое сознание. Все великие ораторы начиная с Античности, были великими мыслителями. Это были люди, которые создавали нормативный литературный язык. У этих людей было философское мышление, поэтому мы до сих пор пользуемся их трудами. Литературные, культурные и научные теории и определения, созданные ими тогда, актуальны до наших дней и являются основой для современных наук.

Не только язык является отражением мышления и окружающего мира людей, но и наоборот. Например, люди, изучающие иностранные языки, мысля, думают, ведут какие-то внутренние диалоги только на родном языке, потому что только он может полностью представить их картину мира. Вот почему нельзя овладеть иностранным языком в совершенстве.

Язык народа - это, пожалуй, самая великая часть его культуры, зеркальное отображение его менталитета. Например, русские люди любят длинные, витиеватые изречения, у англичан вы никогда не найдете длинных, много сложных слов, а немецкий язык, наоборот, насыщен ими. О некоторых языках как частях культуры определенного народа, сложились некоторые представления вроде того, что на английском нужно вести деловые переговоры, на французском говорить с женщинами о любви, а на немецком - с врагом о своих мыслях. Нельзя не согласиться, что в этом есть доля истины.


3. Язык и история


С того времени, когда язык был осознан как исторически изменяющееся явление, многократно подчеркивалась его связь с историей народа и необходимость его изучения для целей истории и неразрывно с ней. Уже один из самых первых зачинателей сравнительно-исторического языкознания - Расмус Раск писал: «Религиозные верования, обычаи и традиции народов, их гражданские институты в древнее время - все то, что мы знаем о них, - в лучшем случае могут дать нам лишь намек на родственные отношения и происхождение этих народов. Вид, в каком они впервые являются перед нами, может послужить для некоторых выводов об их предшествующем состоянии или о тех путях, какими они достигли настоящего. Но ни одно средство познания происхождения народов и их родственных связей в седой древности, когда история покидает нас, не является столь важным, как язык». (P. Раск. Исследования в области древнесеверного языка.)

Ещё советские языковеды исходили из того положения, что язык и история народа тесно связаны друг с другом.

В этом отношении они продолжали научную традицию, которая была заложена при осознании языка как меняющегося во времени явления и которая прошла через все последующее развитие науки о языке, обогатившись пониманием социальной роли языка. Это последнее потребовало того, чтобы исторический подход к изучению языка перестал замыкаться собственно языковыми рамками и был поставлен в связь с историей общества. Иными словами, речь ныне идет не просто об истории языка, а об истории языка как общественного явления.

Таким образом, положение о связи языка и общества остается незыблемой основой для научного изучения языка. Но это положение не следует толковать слишком узко и односторонне. Во-первых, изучение языка не может быть ограничено только историческим аспектом. Во-вторых, изучая язык и историю народа в тесной связи друг с другом, нельзя забывать о специфике закономерностей развития, свойственных, с одной стороны, языку, а с другой стороны, носителю этого языка - народу. Таким образом, в лингвистике проблему связи языка с историей следует рассматривать с точки зрения того, каким образом структура языка реагирует на факты общей истории (какое преломление в структуре языка получают эти факты). И, в-третьих, вопрос о связи истории языка с историей народа нельзя ограничивать только одним направлением и прослеживать только влияние истории общества на развитие языка. Несомненно, что к этой проблеме самое непосредственное отношение имеют также и различные виды контактов языков (которые обусловливаются историческими и территориальными факторами), процессы и формы скрещения языков, взаимоотношения языка и культуры, проницаемость различных сфер языков, отношение языка к социальной структуре общества и т. д.


4. Язык и культура

язык мышление история культура

Этот вопрос можно рассматривать в двух направлениях. Одно направление устанавливает зависимость языка от общего культурного состояния народа. Исследование этого вопроса имеет много общего с проблемой связи языка и мышления. Другое направление изучает зависимость структурных особенностей отдельных языков от конкретных форм культуры данного народа. В этом случае иногда говорят о проницаемости языка по отношению к культурным феноменам. Рассмотрим последовательно оба эти направления исследования.

Не подлежит сомнению, что язык как социальное явление находится в зависимости от общего культурного состояния народа, которое предполагает и соответствующие формы мышления. Когда П. Я. Черных говорит, что «явление абстрагирования грамматических фактов, первоначально не имевших абстрактного значения, как характерная черта развития грамматического строя, не может служить основанием для того, чтобы отрицать всякую связь между историей грамматического строя того или другого языка и историей данного народа»(П. Я. Черных. О связи развития языка с историей народа. «Изв. АН СССР», отд. лит. и яз., 1951), то в общей форме с ним нельзя не согласиться. Но, с другой стороны, не следует переоценивать этого фактора для становления конкретных явлений грамматической структуры языка.

Как в истории отдельных языков, так и целых языковых семейств можно обнаружить достаточно многочисленные факты, показывающие развитие грамматических элементов языка в одинаковом направлении. Можно констатировать случаи параллельного развития ряда явлений в грамматических системах даже чрезвычайно различных по своей структуре языков. Подобные общие и параллельные процессы развития, очевидно, можно в известной мере связать с культурным развитием общества, обусловливающим в области мышления развитие в направлении от более конкретных к более абстрактным категориям. Культурное состояние общества, следовательно, связывается с языком в этом случае через посредство мышления.

Вопрос о связи языка и культуры, конечно, нельзя рассматривать в узкой перспективе. Язык может реагировать на явления культуры. Так, если история культуры не достигла в своем развитии соответствующего этапа и еще не знает письменности или нормативного влияния литературного языка (или же утрачивает его), то и язык этого народа оказывается менее упорядоченным, менее нормализованным. Не вызывает сомнения и то положение, что народ, находящийся на высокой ступени цивилизации, оперирует в речевом общении более абстрактными лексическими категориями, нежели народ более отсталой культуры. Лингвистика собрала богатый материал, свидетельствующий о том, что языки народов отсталой культуры часто не располагают словами, обозначающими родовые понятия (нет, например, слов для обозначения дерева или животного вообще, но зато имеется очень разветвленная номенклатура обозначений разных их видов и пород) и обладают формантами, классифицирующими слова по чрезвычайно конкретным признакам (так называемые классы слов).

Переходим теперь к рассмотрению зависимости становления структурных особенностей отдельных языков от конкретных форм культуры данного народа. Этнологические понятия культур попытался положить в основу классификации языков В. Шмидт. Излагая задачи своей работы, он писал: «Возникшие более крупные группировки - будем называть их языковыми кругами, - основывающиеся сами по себе на чисто языковом принципе, мы будем сравнивать с культурными кругами, установленными этнологическими исследованиями, чтобы выяснить, в какой степени крупные лингвистические группировки совпадают по своим границам с этнологическими и какая внутренняя взаимосвязь наличествует между ними». Однако попытка В. Шмидта, связывающая язык не только с этнологическими, но и с расовыми комплексами, не встретила положительного к себе отношения и окончилась неудачей.

Своеобразное преломление проблема связи языка с культурой нашла у Н. Я. Марра. Объявив язык надстройкой, он поставил его стадиальное изменение в зависимость от идеологии. Идеологические смены, по его мнению, обусловливают и трансформацию языков. В этой теории Н. Я. Mappa, может быть, с наибольшей четкостью проявляются вульгаризаторские основы его учения, стремящиеся уложить развитие языка в заранее подготовленные социологические схемы и фактически приближающиеся к теориям В. Шмидта, хотя сам Н. Я: Марр и его последователи нередко выступали с резкой критикой расовых основ его классификации.

Решение вопроса о. причине зависимости между культурой и языком следует ставить в связь со следующими двумя факторами. Первый из них касается определения понятия культуры или культурного фактора в развитии языков. Так, тот факт, что один народ обладает культурным преобладанием над другим, может привести к тому, что один язык занимает подчиненное положение по отношению к другому и заимствует у этого последнего те или иные его элементы. Так называемый престиж языка, связанный обычно с чувством национального самосознания, - вполне реальная историческая величина, и он не в малой степени способствовал тому, что, например, ирландский, греческий, армянский, польский сохраняли в полной мере свою жизненность в условиях, в которых другие языки ассимилировались среди языков своих поработителей. Но подобного рода явления нельзя рассматривать лишь в аспекте связи проблемы языка и культуры. Они, вне всякого сомнения, должны рассматриваться в одном ряду с такими явлениями, как экономическое и политическое преобладание народов, военные завоевания, переселения и пр. Иными словами, это общеисторические явления, хотя они и связаны с культурой народов.

Что же тогда следует отнести к собственно культурным явлениям? Культура, по определению Большой советской энциклопедии, - это «совокупность достижений общества в области просвещения, науки, искусства и в других областях духовной жизни». Поэтому если мы попытаемся установить соответствия между явлениями культуры в этом смысле и фактами структуры языка, то при положительном решении данного вопроса мы в конечных выводах должны будем признать язык идеологическим образованием, что противоречит всему тому, что мы знаем о языке. Таких соответствий не может быть, и, следовательно, говорить о причинной зависимости между культурой и языком в плане конкретных явлений совершенно неправомерно. Но здесь необходимы две существенные оговорки, которые приводят нас уже ко второму из упоминавшихся выше двух факторов.

Между явлениями культуры и фактами структуры языка нет прямой причинной зависимости и прямого соответствия, но изменения в культуре могут находить косвенное, опосредствованное отражение в языке, т. е. между ними есть общая зависимость; это признает и Э. Сепир, когда пишет, что «история языка и история культуры развиваются параллельно». Но дело тут не в совпадении общих тенденций развития, о которых говорилось выше, а в другом. Так, вызванные культурным развитием народа лексические новообразования могут привести к морфологическим или фонетическим изменениям, например, когда некоторое количество заимствованных слов вносит новое фонетическое явление, которое затем чисто лингвистическим путем распространяется и входит в фонологическую систему языка. В данном случае, следовательно, речь идет не о том, что категории языка и категории мышления, представленные в явлениях культуры, могут обладать общей тенденцией развития в сторону большей абстрактности их содержания, а о возникновении конкретных фактов языковой структуры, которые в конечном счете стимулированы культурным развитием общества, но находятся вне указанной тенденции. Хотя истоки подобного рода языковых новшеств лежат в фактах культуры, их языковое выражение определяется структурными особенностями данного конкретного языка. Это обстоятельство и дает нам основание говорить о возможности опосредствованных влияний культуры на язык.

Теперь обратимся к другой оговорке. До сих пор разговор шел о развитии языка и его зависимости от культурного развития народа, а также о большем или меньшем богатстве духовного содержания (говоря словами Большой советской энциклопедии) того или иного народа и влиянии этого обстоятельства на структуру языка. Но связь между языком и культурой можно рассматривать и с точки зрения своеобразия форм того и другого явления. И в этом последнем случае мы можем обнаружить значительную близость между языком и культурой. Простейшим образом эта близость обнаруживается в наличии ряда слов, связанных с реалиями, характерными для той или иной культуры и поэтому, как правило, с большим трудом и только описательно переводимыми на другой язык. Так, в якутском языке существуют следующие слова, которые не имеют прямых эквивалентов в русском языке: собоо - сделаться невкусным (о мясе изнуренного животного), туут - лыжи, подбитые кожей, олоо - зимовать на подножном корму (только о лошади) и т. д. Другим свидетельством данной зависимости языка от культуры является структура всего словаря языков, в которых можно выделить различные лексические категории, связанные с характерными для данной культуры чертами. Здесь имеет значение и количественный момент, так как обычно более существенные для данного народа явления имеют более подробную номенклатуру. Зависимость между культурой и языком (точнее, его лексикой) этого порядка Э. Найда суммирует в следующих двух правилах:

Лексика, относящаяся к центральным элементам культуры, пропорционально более исчерпывающая, чем лексика, относящаяся к периферийным чертам культуры. Иными словами, объем словаря, относящегося к любому явлению культуры, прямо пропорционален ее культурной значимости.

Культурные подгруппы обладают пропорционально более обширной лексикой в сфере их различий.

Известного рода культурные модели лежат и в основе метафорических обозначений психических состояний, когда печаль, например, обозначается в племени хаббе в Судане выражением «иметь больную печень», племя бамбара (также в Судане) употребляет в этом случае выражение «иметь черный глаз», а мосси (к северу от Золотого Берега) - «иметь гнилое сердце», а удук (в Судане) - «иметь тяжелый желудок». Более отдаленная связь между лингвистическими и культурными моделями скрывается в оборотах типа русского ушко иглы, который по-английски будет иметь буквальное значение «глазок иглы», у индейцев кекчи - «лицо иглы», у племени пирро в Перу - «ноздря иглы», у племени хакачин в Бирме - «рот иглы», у племени амузгос в Мексике - «дыра игла» и пр.

Зависимость между языком и культурой проявляется не только в лексике, но также и в грамматике, хотя и не столь очевидным образом. Так, в языке Новой Каледонии присутствуют две посессивные системы, первую из которых можно условно назвать близкой (или интимной) принадлежностью, а вторую - далекой принадлежностью. Первая система охватывает имена со значением «мать», «печень», «потомок», а вторая - «отец», «сердце», «жизнь». На первый взгляд такое распределение представляется совершенно произвольным. Однако оно становится понятным, если учесть, что в Новой Каледонии издавна господствовал матриархат, что печенка символизирует всего человека (это значение она имеет и в обряде жертвоприношения), а потомок, воплощающий собой продолжение жизни, имеет большее значение, чем жизнь его родителей.

Подобного рода примеры, количество которых можно умножить почти безгранично, убедительно свидетельствуют в пользу того положения, что своеобразие форм культуры, как правило, находит отражение в языке.


5. Заключение


Выше были рассмотрено влияние истории народа на развитие языка. Теперь остается выяснить кардинальный вопрос всей этой проблемы: в какой мере история народа может воздействовать на законы развития языка?

Очевидно, что между определенным аспектом языка и общественными процессами можно установить известную общую зависимость, как это имеет место и в других разобранных выше случаях. Например, развитие языка в направлении от языка племенного к языку народности и от этого последнего к национальному возможно только потому, что такова закономерность развития общества. При этом прохождении языков по отдельным этапам развития в них возникают явления, свойственные только каждому этапу в отдельности. Так, по-разному складываются отношения между территориальными диалектами и языком народности, с одной стороны, и между Территориальными диалектами и национальным языком - с другой. Изменение этих отношений, в свою очередь, не может не наложить своего отпечатка и на структуру языка. Но такая зависимость в каждом отдельном языке принимает глубоко своеобразные формы не только потому, что превращение, например, языка народности в национальный язык происходит всегда в особых исторических условиях, но также и потому, что каждый язык обладает специфическими для него структурными особенностями. Структурное же различие языков приводит к тому, что каждый из них может реагировать далеко не одинаково на одни и те же стимулы. Но возможны и иные типы зависимости развития языка от истории народа.

Как выше многократно отмечалось, развитие языка в конечном счете стимулируется потребностями общения, осложняющимися с развитием общества. Язык развивается до тех пор, пока он функционирует в качестве средства общения в среде какого-либо общества, и когда он лишается этих функций (или сужает их до вспомогательного «языка для связи» между разноязычными представителями замкнутого профессионального круга, как например, латинский в средние века), он превращается в «мертвый» язык. От общества язык получает стимулы для своего развития, и стимулы эти носят определенный характер, поскольку они рождаются в конкретно-исторических условиях.

Однако те изменения в общественной жизни, на которые язык в процессе своего развития реагирует, выражаются в языке в соответствии со свойственными ему структурными особенностями. Таким образом, явления развития языка в этом аспекте представляются определенными, зависящими от структуры языка способами реализации внеязыковых стимулов, которые рождаются историей народа. Этим общим положением определяется данный и наиболее наглядный тип зависимости развития языка от истории общества.

История народа вместе с тем не представляет абсолютно безразличного агрегата, роль которого сводится только к тому, чтобы приводить в действие развитие языка. Конкретные пути истории народа, те или иные их направления, создаваемые ими условия функционирования языков - все это может привести к возникновению в языках новых явлений, настолько вживающихся в структуру языка, что они принимают уже закономерный характер.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. История народа не создает законов развития языка, но служит общим стимулом его развития. Но история народа может способствовать - опосредствованно через структуру языка - созданию в языке конкретных новых явлений, принимающих иногда закономерный характер.


6. Используемая литература


1. Лингвокультурология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведении. - 3-е изд., исп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Несомненно, что такие явления, как культура и язык, тесно связаны. Однако следует сказать, что эта взаимосвязь не так проста, как кажется на первый взгляд.

  • Во-первых, и язык, и культура — это формы сознания, отражающие мировоззрение человека,
  • Во-вторых, они существуют, тесно взаимодействуя.
  • В-третьих, субъект этих феноменов — это всегда человек (индивид) или общество (социум),
  • В-четвертых, характерными чертами обоих явлений являются стремление к нормативности и историзм.
  • В-пятых, оба явления с одной стороны, постоянно изменяются, с другой — стремятся к стабильности, закрепленности достигнутого.

Язык и культура тесно связаны с процессами коммуникации (), с формированием личности человека, а также общества в целом.

Различие языка и культуры как явлений

Точки их соприкосновения как явлений предполагают и существование различий.

Существуют теории, в основе которых лежит следующее положение: язык обусловливает способ мышления говорящего на нем народа. Так, например, у народов севера есть достаточно много слов, которые обозначают такое явление, как снег. Как мы знаем, в русском языке для этого существует только одно слово. Из существования подобных фактов делается вывод о том, что разные народы по-разному видят одни и те же предметы, один и тот же мир.

Считается, что у каждого народа есть так называемые (они наиболее часто употребляются, используются в пословицах и поговорках), в которых отражается дух народа. Например, для немецкой культуры такими словами являются

внимание, порядок, точность.

Полный список ключевых слов русского языка еще не установлен, но хорошо известно, какую важную роль в нашем языке играют слова

душа, судьба, тоска, интеллигенция.

Итак, язык представляет собой самобытную систему, которая накладывает свой отпечаток на сознание людей, говорящих на нем, формирует их картину мира.

Наша презентация по этой теме

Может ли незнание лингвокультурных особенностей того или иного языка стать препятствием в общении?

Знание таких особенностей того или иного языка не только желательно, но и необходимо. Например, общение англичан (бытовое общение, например в семье) предполагает при просьбе обязательное употребление слова пожалуйста

(Передай мне соль, пожалуйста. Пожалуйста, еще чаю, и так каждый раз, о чем бы вы ни просили).

В русском языке тоже есть слово пожалуйста, однако в бытовом общении оно не столь частотно. Мы говорим так не всегда и не так уж часто. У англичан это считается невоспитанностью.

Сопоставьте синонимичные пословицы разных народов, сделайте вывод о том, как отражается менталитет в этих пословицах:

Дышать одной ноздрей (кит.), Идти в одну ногу (рус.).

При том, что эти синонимичны, мы можем сказать, что сопоставление слов дышать — идти, ноздря — нога, можно сделать вывод о том, что для китайцев важнее не единство движение, как для русских, а единство духа.

Сопоставьте синонимичные пословицы разных народов, сделайте вывод о том, как отражается менталитет в этих пословицах

А. По песне узнаешь птицу (франц.), Птица узнается по тому, как она клюет (исп.), Птицу узнают по полету (рус.)

Б. И хороший стрелок может промахнуться (англ.), И хороший конь спотыкается (араб.), Тигр и тот иногда может задремать (кит.), И обезьяна падает (вьетн.), И на старуху бывает проруха (рус.)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

По мнению Ф.Достоевского, «язык — народ». Известный французский писатель А. Камю заявлял: «Моя родина — это французский язык».

Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира. Он также выступает основным средством общения людей. В равной мере язык делает возможным знакомство с другими культурами.

Будучи неотделимыми от национальных культур, языки проходят вместе с ними через те же перипетии судьбы. Поэтому начиная с Нового времени, по мере передела мира на сферы влияния, многие языки попавших в колониальную и иную зависимость этносов и народов оказались все более теснимыми с исторической сцены.

В наши дни подобная ситуация стала еще более сложной. Если в прошлом проблема выживания касалась главным образом языков зависимых и отставших в своем развитии стран и народов, то теперь она затрагивает и развитые европейские страны. Это вызывается растущей экспансией английского (американского) языка, который все больше становится универсальным средством общения. По этой причине возникают смешанные, гибридные языки, примером которых может служить так называемый «франгле» или «френглиш», представляющий собой причудливую смесь французского с английским.

При этом страдает, конечно, не только язык, но вся национальная культура, которая в своей стране становится неглавной, второстепенной. Происходит то, что западные теоретики называют «фольклоризацией» европейских культур, когда они начинают занимать место фольклора, переходят в разряд местной экзотики. По-особому остро и болезненно складывающуюся ситуацию переживает Франция, которая в течение трех столетий — с середины XVII до середины XX в. — по праву считалась первой культурной державой, а ее язык занимал особое, привилегированное место. Однако к середине нашего века положение французского языка и культуры значительно ухудшается. В противовес этому возникает международное движение франкофо- нии, основной целью которого выступают зашита, сохранение и распространение французского языка и культуры.

В истории Западной Европы французский язык оказался третьим, которому удалось стать универсальным языком международного общения. До него такого статуса добивались только греческий и латинский. Примерно в X в. французский язык по своему значению начинает все больше уравниваться с латынью. Начиная с XVII в. он распространяется по всему миру, а вместе с ним и французская культура, влияние которой в XVIII в. достигает невиданной силы. Вся просвещенная элита Европы и Америки, включая Россию, говорит и читает по-французски. Для светских дам знание французского языка и игра на клавесине во всех странах считаются обязательными.

Выражение «французская Европа», пущенное в обращение итальянским дипломатом Карачиоли, быстро становится общепринятым. Период с 1889 по 1914 гг. считается золотым веком экспансии французской культуры на все страны и континенты. Париж становится столицей мирового искусства. Многие творцы принимают известную формулу, согласно которой у каждого художника две родины: одна — своя, а вторая — Париж.

Однако в XX в. фортуна отворачивается от французского языка. Уже в 1918 г., при подписании Версальского договора, он теряет свою монополию быть единственным языком международной дипломатии. Еще более серьезные потери были вызваны неблагоприятными для Франции итогами Второй мировой войны. Начавшийся с конца 1950-х гг. процесс распада колониальной системы усугубил ситуацию. поскольку многие бывшие французские колонии отказывались от французского языка.

Свое привилегированное место французский язык уступил английскому (американскому). Именно в таких условиях возникает франкофония. В настоящее время она охватывает более 50 стран и имеет приверженцев на всех пяти континентах. Хотя ее целыо являются защита, сохранение и процветание французского языка и культуры, она не претендует на восстановление их прежнего приоритета. В равной мере она не оспаривает сложившегося первенства английского языка, но выступает против его полного господства, против вытеснения им других языков. Франкофония выступает за сохранение и развитие всех языков и культур, за их плодотворное сосуществование и взаимообогащение.

Однако объективно в еще более трудном положении находятся языки малых этносов и народов. Для них уже не двуязычие, а скорее многоязычие становится единственным выходом из складывающейся в современном мире лингвистической ситуации.

Изучение значения языка в культуре

Каждая локальная формируется в специфических исторических и природных условиях, создаст свою картину миру, свой образ человека и свой язык общения. Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители общаются друге другом, однако не только в этом заключается назначение и роль языка в культуре. Вне языка культура просто невозможна, поскольку язык образует се фундамент, се внутренний базис. Посредством языка люди передают и фиксируют символы, нормы, обычаи, передают информацию, научные знания и модели поведения, верования, идеи, чувства, ценности, установки. Так происходит социализация, которая выражается в усвоении культурных норм и освоении социальных ролей, без которых человек не может жить в обществе. Благодаря языку в обществе достигаются согласованность, гармония и стабильность.

Роль языка в процессах человеческого общения стала предметом научного анализа с начала Нового времени. Ее изучали Д. Вико, И. Гердер, В. Гумбольдт и др., заложив тем самым основы лингвистики. Сегодня язык изучается также психолингвистикой и социолингвистикой. Большие успехи в изучении языка и речевого общения принес XX в., когда ученые связали язык и культуру.

Пионерами в изучении связи языка и культуры были американский культурный антрополог Ф. Боас и британский социальный антрополог Б. Малиновский. Боас еще в 1911 г. указал на эту связь, проиллюстрировав се сравнением двух культур через их словарный состав. Так, для большинства североамериканцев снег — это просто погодное явление и в их лексиконе это понятие обозначают только два слова: «snow» (снег) и «slush» (слякоть), а в языке эскимосов существуют более 20 слов, описывающих снег в разных состояниях. Отсюда понятно, что является важным в каждой из этих культур.

Существенный вклад в понимание связи языка и культуры внесла знаменитая лингвистическая гипотеза Сепира-Уорфа, согласно которой язык — это не просто инструмент для воспроизведения мыслей, он сам формирует наши мысли, более того, мы видим мир так, как говорим. Чтобы прийти к этой идее, ученые проанализировали не состав разных языков, а их структуры (европейские языки и язык хопи). Например, было выяснено, что в языке хопи нет деления на прошедшее, настоящее и будущее время; а английскому предложению «Он остался на десять дней» в языке хопи соответствует предложение «Он остался до одиннадцатого дня». На примерах такого типа Уорф поясняет связь культуры и языка.

Не стоит преувеличивать значение гипотезы Сепира-Уорфа: в конечном счете содержание мыслей человека и его представлений определяется их предметом. Человек способен жить в реальном мире именно потому, что жизненный опыт заставляет его исправлять ошибки восприятия и мышления, когда они вступают в противоречие. Поэтому культура живет и развивается в «языковой оболочке», а не «оболочка» диктует содержание культуры. Но не следует и приуменьшать роль связи языка, мышления и культуры. Именноязыкслужитосновой картины мира, которая складывается у каждого человека и приводит в порядок множество предметов и явлений, наблюдаемых в окружающем мире. Любой предмет или явление доступны для человека только тогда, когда они имеют название. В противном случае они для нас просто не существуют. Дав им название, человек включает новое понятие в ту сетку понятий, которая существует в его сознании, иными словами, вводит новый элемент в существующую картину мира. Можно сказать, что язык — это не только средство коммуникации или возбудитель эмоций. Каждый язык не просто отображает мир, но строит идеальный мир в сознании человека, конструирует действительность. Поэтому язык и мировоззрение неразрывно связаны.

В культурологической литературе значение языка чаше всего оценивается как:

  • зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;
  • кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные народом, хранятся в его языковой системе — фольклоре, книгах, в устной и письменной речи;
  • носитель культуры, поскольку именно с помощью языка она передастся из поколения в поколение. Дети в процессе и н культура- ции, овладевая родным языком, вместе с ним осваивают обобщенный опыт предшествующих поколений;
  • инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.

Кроме того, язык:

  • облегчает адаптацию человека в условиях окружающей среды;
  • помогает правильно оценить объекты, явления и их соотношение, способствует идентификации объектов окружающего мира, их классификации и упорядочению сведений о нем;
  • способствует организации и координации человеческой деятельности.

Культура передается посредством языка, способность к которому отличает человека от всех других существ. Благодаря языку возможна культура как накопление и аккумуляция знаний, а также их передача из прошлого в будущее. Поэтому человек в отличие от животных не начинает заново свое развитие в каждом следующем поколении. Если бы он не обладал никакими навыками и умениями, его поведение регулировалось бы инстинктами, а сам он практически не выделялся из среды других животных. Можно утверждать, что язык есть одновременно и продукт культуры, и ее важная составная часть, и условие ее существования.

Это означает также, что между языком и реальным миром стоит человек — носитель языка и культуры. Именно он осознает и воспринимает мир посредством органов чувств, создает на этой основе свои представления о мире. Они в свою очередь рационально осмысливаются в понятиях, суждениях и умозаключениях, которые можно передать другим людям. Следовательно, между реальным миром и языком стоит мышление.

Слово отражает не сам предмет или явление окружающего мира, а то, как человек видит его, через призму той картины мира, которая существует в его сознании и которая детерминирована его культурой. Сознание каждого человека формируется как под влиянием его индивидуального опыта, так и в результате , в ходе которой он овладевает опытом предшествующих поколений. Можно сказать, что язык является не зеркалом, точно отражающим все окружающее, а призмой, через которую смотрят на мир и которая в каждой культуре своя. Язык, мышление и культура настолько тесно взаимосвязаны, что практически составляют единое целое и не могут функционировать друг без друга.

Путь от реального мира к понятию и выражению этого понятия в слове различен у разных народов, будучи детерминирован природными, климатическими условиями, а также социальным окружением. В силу этих обстоятельств у каждого народа своя история, своя культурная и языковая картина мира. При этом культурная картина мира всегда богаче языковой. Но именно в языке культурная картина мира реализуется, вербализируется, хранится и передается из поколения в поколение.

В дан ном процессе слова представляют собой не просто названия предметов и явлений, а фрагмент реальности, пропущенный через призму культурной картины мира и благодаря этому приобретший специфические, присущие данному народу черты. Поэтому там, где русский человек видит два цвета — синий и голубой, англичанин видит лишь один цвет — blue, хотя те и другие смотрят на одну и туже часть спектра, т.е. язык навязывает человеку определенное видение мира. Один и тот же фрагмент реальности, одно и то же понятие имеет разные формы языкового выражения в разных языках. Поэтому при изучении иностранного языка, слов этого языка обучающийся знакомится с элементом чужой картины мира и пытается совместить его со своей картиной мира, заданной родным языком. Это — одна из главных трудностей в изучении иностранного языка.

Языковая практика свидетельствует, что язык не является механическим придатком какой-либо культуры, поскольку в этом случае потенциал языка ограничивался бы рамками только одной культуры и язык не мог бы использоваться в межкультурном общении. В действительности одним из ведущих свойств языка является его универсальность, позволяющая человеку использовать язык в качестве средства общения во всех потенциально возможных ситуациях коммуникации, в том числе по отношению к другим культурам.

В больше всего проблем возникает при переводе информации с одного языка на другой. Очевидно, что абсолютно точный перевод невозможен из-за разных картин мира, создаваемых разными языками. Наиболее частым случаем языкового несоответствия выступает отсутствие точного эквивалента для выражения того или иного понятия и даже отсутствие самого понятия. Это вызвано тем, что понятия или предметы, обозначаемые такими терминами, уникальны для данной культуры, в других культурах отсутствуют и, следовательно, не имеют терминов для их выражения. Так, в русском языке нет понятий «эль» или «виски», а значит, отсутствуют соответствующие слова в русском языке. В то же время в английском нет слов, обозначающих блины, борщ, водку и т.п. При необходимости такие понятия выражаются с помощью заимствований. Нолексических заимствований в лексиконе любого языка не очень много (обычно не более 6-7 %).

Пожалуй, самыми сложными в межкультурной коммуникации оказываются ситуации, когда одно и тоже понятие по-разно- му — избыточно или недостаточно — выражается в разных языках (вспомним наш примере цветом у русских и англичан). Проблема в том, что значение слова не исчерпывается одним лишь лексическим понятием (денотацией слова), а в значительной степени зависит от его лексико-фразеологической сочетаемости и коннотации — культурного представления народа о тех или иных предметах и явлениях реальности. Полное совпадение названных аспектов слова практически невозможно, в связи с чем нельзя переводить слова только с помощью словаря, который дает длинный список возможных значений переводимою слова. Изучая иностранный язык и используя его в общении, следует заучивать и употреблять слова не в отдельности, по их значениям, а в естественных, наиболее устойчивых сочетаниях, присущих данному языку.

Например, «победу» можно только «одержать», «роль» — «играть», «значение» — «иметь». Русский «крепкий чай» по-английски будет «сильным чаем» (strong tea), а «сильный дождь» — «тяжелым дождем» (heavy rain). Эти примеры лексико-фразеологической сочетаемости слов, естественные и привычные в родном языке, будут непонятны для иностранца (если он будет их переводить но словарю).

Кроме того, существует проблема несоответствия между культурными представлениями разных народов о тех или иных предметах и явлениях реальности, которые обозначены эквивалентными словами этих языков (коннотация). Например, словосочетание «зеленые глаза» по-русски весьма поэтично, наводит на мысль о колдовских глазах. Но его же словосочетание в английском (green eyes) служит образным синонимом чувств зависти и ревности, которые У. Шекспир назвал «зеленоглазым чудовищем» в трагедии «Отелло».

Слово как единица языка соотносится с обозначаемым предметом или явлением реального мира. Однако в различных культурах это соответствие может быть разным, поскольку разными могут быть и сами эти предметы или явления, и культурные представления о них. Например, английский термин «house» отличается от русского понятия «дом». Для нас дом означает место жительства, место работы, любое здание и учреждение. Для англичанина понятие «house» означает только здание или строение, а домашний очаг передается словом «home». Это значит, что в русском языке понятие «дом» шире, чем понятие «house» в английском.

В настоящее время общепринята точка зрения, согласно которой в культуре и языке каждого народа присутствуют одновременно общечеловеческий и национальный компоненты. Универсальные значения, одинаково осознаваемые всеми людьми в мире или представителями отдельных культур, создают почву для межкультурной коммуникации, без них межкультурное взаимопонимание было бы в принципе невозможно. В то же время в любой культуре присутствуют специфические культурные значения, закрепленные в языке, моральных нормах, убеждениях, особенностях поведения и т.д. Продемонстрированная выше связь языка, мышления и культуры является частью разработанного в XX в. семиотического подхода к культуре, рассматривающего культуру как совокупность знаков и текстов.