Почему азербайджанцы не любят армян. Время может как-то изменить ситуацию? Почему азербайджанцы могут любить только азербайджанок

Принято считать, что обострение обстановки вокруг Нагорного Карабаха началось с сессии областного Совета, где было принято решение об отделении НКАО от Азербайджанской ССР и присоединении ее к Армянской ССР. Решение это противоречило Конституции СССР. Но суть даже не в этом. Почему было принято такое решение - вот в чем вопрос.

В Нагорном Карабахе положение осложнялось тем, что «территория» населена преимущественно армянами, а «начальство», Баку - это азербайджанцы. И вот уже претензии территории к центру обретают вид национальных претензий. Экономика оказалась густо перемешана с политикой. Прежнее руководство Азербайджанской ССР не желало этого замечать. Неконструктивную позицию занимало и прежнее руководство Армении. Как отметил в своем выступлении представитель ЦК КПСС в Нагорно-Карабахской автономной области А. И. Вольский, «истоки кризиса кроются прежде всего в грубейших извращениях национальной политики, которая осуществлялась прежним руководством республики. Сегодня друг против друга, по сути дела, стоят поколения, многие представители которых слова о дружбе двух народов начали воспринимать чуть ли не как лицемерие. И в этом корень всего драматизма обстановки».

Именно в такой ситуации стала возможной трагедия Сумгаита. А бездействие местных партийных, советских и, главное, правоохранительных органов лишь усугубило ее. Но после этой трагедии по Армении поползли слухи о том, что в Сумгаите погибли минимум сотни армян. В то же время Азербайджан был наводнен другими слухами: мол, в Нагорном Карабахе и в Армении были массовые избиения и даже убийства азербайджанцев, и Сумгаит - лишь «ответ» на бесчинства «той стороны».

Кому были нужны эти слухи, причем заведомо ложные? Прав оказался А. И. Вольский, заявивший на сессии: «Последние события особенно наглядно показали, что в руках разного рода кланов в Азербайджане и Армении по-прежнему остаются многие рычаги власти. Воспитанные и расставленные нами кадры до сих пор продолжают влиять на общую атмосферу, закулисно оказывать воздействие на принятие многих решений. И вывод напрашивается такой: Нагорный Карабах для них - лишь удобный повод, образно говоря, разменная монета…».

Такой монетой могла служить не только проблема Нагорного Карабаха. Например, митинги в Баку, начавшиеся в ноябре 1988 года, стали возможны потому, что на щит была поднята проблема Тапханы - исторического памятника природы, бастиона героической борьбы азербайджанского народа против иранских поработителей. И в вольном или невольном покушении на нее люди справедливо видели посягательств на дорогие сердцу ценности, на свою историческую память.

Дело в том, что в местечке под таким названием, расположенном в Нагорном Карабахе, началось было строительство кооперативного филиала Канакерского алюминиевого завода (завод расположен в Армении). Неправда, - тут же заявили в Армении, - Хачин Тан (армянское название Топханы) никогда не был никаким памятником. И в ход пошли доказательства, что вообще эта местность никакого отношения к азербайджанцам не имеет.

Не суть, у кого больше прав на это место - у азербайджанцев или армян. Важнее другое: обе стороны сегодня не хотели уступить друг другу ни слова, ни пяди.

Положение усугублялось тем, что и в Азербайджан, и в Армению с середины ноября 1988 года начали поступать сначала десятки, потом сотни, а затем уже тысячи беженцев. Всего за две недели «конца ноября - начала декабря из Азербайджана в Армению переселилось свыше 70 тысяч человек. Примерно в таких же масштабах шло переселение азербайджанцев из Армении. И там, и там переселенцам оказывали помощь, куда-то поселяли, устраивали на работу. И - обвиняли «противоположную сторону» в политике насильственной депортации. 5 декабря Центральному Комитету КПСС и Совету Министров СССР пришлось принять специальное постановление о прекращении ущемления прав с той и другой стороны. И только после этого постановления в Азербайджане и в Армении правоохранительные органы «очнулись от спячки» - стали привлекать к ответственности за нарушения закона, по сути дела - за проведение политики национальной розни.

Не снижалась напряженность и во многих районах обеих республик. Опять же при нерешительности правоохранительных органов в Азербайджане проходили столкновения между азербайджанцами и армянами, были во время этих столкновений и раненые, и жертвы. В Армении таких столкновений было меньше, но зато обстреливались колонны беженцев-азербайджанцев, покидающих города и села, где люди десятилетиями и веками жили вместе, в мире и добрососедстве. Причем каждая сторона старалась обвинить в этих инцидентах своих противников. Но и там, и там обвинения сыпались в адрес «гонителей» - там, в другой республике. А злость вымещали и даже стреляли у себя дома - в «гонимых».

Так продолжалось до 7 декабря, дня, который, казалось, разделил все события на «до» и «после». До - можно было выяснять отношения, враждовать и спорить, хотя лучше, конечно, было бы находить близкие позиции, начинать диалог. Но после 7 декабря оказалось: споры и раздоры должны, обязаны отойти в прошлое - столь страшное горе пришло на землю Армении. Землетрясение. Почти трое суток, по крайней мере на территории Армянской ССР, не было слышно ни одного националистического лозунга. Проблема взаимоотношений двух соседних республик, двух народов, казалось, отошла на самый задний план, и время поможет ее сгладить.

Не произошло. Уже 10 декабря в Ереване, у здания Союза писателей, собрались несколько сотен человек на митинг, где снова зазвучали слова проклятия в адрес соседей. Почему?

Сложно в этом разобраться. Видимо, потому, что чересчур велико было наше общее желание немедленно помирить два народа. Захотелось увидеть сусальную картинку, как азербайджанцы и армяне, забыв вчерашние раздоры, немедленно бросаются друг другу в объятья и клянутся в вечной дружбе. А понимания ситуации, простого такта не хватило ни идеологическим работникам, ни средствам массовой информации.

Ведь как развивались события? Вечером 7 декабря по радио и телевидению было передано соболезнование ЦК Компартии, правительства и народа Азербайджана армянскому народу, попавшему в беду. Это соболезнование было принято в Армении нормально. Более того: люди ждали реакции Азербайджана, и она оказалась адекватной ожиданиям. Затем стали поступать сообщения о том, что азербайджанский народ готов оказать помощь братскому армянскому народу - и эти сообщения тоже воспринимались как должное. Но поток таких сообщений нарастал. Потом пошла чуть ли не лавина комментариев к событиям, где усиленно педалировались «братские чувства обоих народов друг к другу».

А братских чувств-то не было. Еще не было. И пропагандистский пережим привел к обратной реакции. Более того. Понятно, что разные люди по-разному восприняли беду, свалившуюся на армянский народ. Очень многие искренне сочувствовали соседям. Но нашлись и злорадствующие. В Армении и особенно в Ереване мгновенно стало известно и о поступивших телеграммах «поздравительного» характера, и о телефонных звонках, и о надписях, с которыми приходили в охваченную горем республику поезда, пересекавшие соседний Азербайджан.

Наверное, такие факты были неизбежны. Но на них нужно было верно реагировать - предавать огласки и пытаться отыскать виновных, чтобы привлечь их к ответственности за разжигание межнациональной розни. «Негативные факты» замалчивались - и немедленно обрастали слухами. Говорилось уже не о единичных телеграммах, а о десятках и чуть ли не сотнях. Распускались слухи о том, что азербайджанцы собираются прислать для пострадавших зараженную кровь и отравленные продукты. Отпора эти сочинители небылиц не получали.

Но если бы дело было только в слухах. Не без помощи прежних активистов разжигания межнациональной вражды на границах с Азербайджаном выставлялись заслоны и пикеты, заворачивавшие назад колонны с медикаментами, техникой. А в это время в Спитаке, Ленинакане, Кировакане, в селах, разрушенных страшным землетрясением, каждый дополнительный подъемный кран мог принести спасение десяткам погребенных под обломками. Добровольные пикетчики в первые дни могли не знать о масштабах разрушений, о том, что, отвергая азербайджанскую технику, они обрекают на гибель своих соотечественников, ожидающих помощи. Ведь каждый час промедления в той ситуации приносил дополнительные двадцать смертей на тысячу замурованных заживо. Но об этом должны, обязаны были подумать те, кто выводил людей в пикеты. На их руках кровь неспасенных.

Должны были принять меры, навести порядок, разъяснить людям ситуацию местные партийные и советские органы. Обязана была четко и оперативно действовать милиция. Увы… Далеко не везде такие меры были приняты. А теперь уже умершим не поможешь. Но тогда своевременное разоблачение псевдопатриотов могло бы образумить тех, кто потом снова пошел за комитетом «Карабах», который выставил лозунг: «Не примем помощь из Азербайджана!»

Они и потом не упускали ни одной возможности сыграть на слабой информированности людей, на ошибках пропаганды, на плохой работе и некомпетентности некоторых руководителей, командовавших спасательными работами. Вот что было сказано о комитете «Карабах» в армянской республиканской газете «Коммунист»: «Лидеры комитета «Карабах», выискивая неизбежные в столь экстремальной обстановке промахи и неувязки, стремятся продемонстрировать трудящимся республики, что они и только они играют главную роль в ликвидации последствий землетрясения. Недостойная шумиха поднята комитетчиками в защиту детей-сирот, якобы вывозимых из региона для воспитания в неармянских семьях. Играя на самых гуманных чувствах людей, комитетчики пытаются внушить населению провокационную мысль, что вывоз детей якобы является частью некой «программы по переселению армян». И делают все, чтобы дестабилизировать обстановку, хотя прекрасно понимают, что лишь в условиях спокойствия и согласия можно на практике, а не на словах решать сложнейшие проблемы, вставшие перед нашим народом…».

В 1991-1994 годах конфликт спровоцировал глобальные военные действия. В 1994 году было подписано перемирие, но конфронтация обеих сторон де-факто продолжается до сих пор.


Политическую реальность всего нашего региона невозможно представить без Азербайджанской республики, государства, расположенного на востоке региона. Преимуществами Азербайджана являются выгодное географическое расположение и серьезные запасы нефти и газа. Значительная часть Азербайджана расположена на Великом Шелковом пути, некогда связывавшим Европу со странами Центральной Азии и классического Востока. И если новорожденная Азербайджанская демократическая республика (АДР) многими политиками начала ХХ века не воспринималась в качестве серьезного и прочного государственного образования, то современная Азербайджанская республика представляет собой геополитическую реальность, с которой нельзя не считаться.

Впервые самопровозглашение АДР произошло в результате свержения царизма в России и, как следствие, распада Российской империи. Тогда от России отпало немало территорий, в том числе и Закавказье. В конце мая 1918 года армяне, грузины и кавказские татары, или, как их еще называли, закавказские турки (тюрки), провозгласили о своих государствах, названных соответственно Республикой Армения, Грузинской демократической республикой и Азербайджанской демократической республикой. Но если армяне и грузины уже имели многовековые традиции собственной государственности, то пришлые в регионе закавказские турки приобретали государственность впервые, и на территории, провозглашенной Азербайджанской демократической республикой, не имели численного преимущества. Большая часть населения новообразованной республики состояла из коренных армян, талышей, лезгин, парсийцев, аварцев, цахуров, удин, и других остатков албанских племен.

Провозглашение закавказскими турками «своего» национального государства стало возможным исключительно в результате военной интервенции регулярной турецкой армии под командованием генерала Нури. Но даже после этого марионеточное правительство Азербайджанской демократической республики еще свыше ста дней не могло вступить в провозглашенный столицей АДР Баку. 15 сентября 1918 года Баку был захвачен турецкой армией, на штыках которой в город вошло правительство Азербайджана. Падение Баку, который защищали представители практически всех населяющих город национальностей, завершилось кровавой резней христианского населения, в первую очередь, армян. В результате трехдневной вакханалии турецких аскеров и вооруженных банд закавказских турок, в городе было вырезано свыше 30 тысяч жителей армянской национальности.

Название «Азербайджан» явилось следствием стратегии пантюркизма, направленной на подготовку почвы для будущих территориальных притязаний к соседнему Ирану, северные провинции которого без малого два с половиной тысячелетия носят это название. Отвечая на недоуменный вопрос бакинских же студентов, историк, академик В.В. Бартольд писал: «… термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан».

Таким образом, новое государственное образование, так, кстати, и не признанное Лигой Наций и мировым сообществом, уже с самого своего зарождения преследовало и планировало аннексионистские и ассимиляторские цели. Эти цели Азербайджанской республики по сей день не потеряли своей актуальности. Симптоматично, что на Второй съезд азербайджанцев мира, прошедший в Баку в середине марта 2006 года, азербайджанцы из Ирана приглашены не были. Бакинские чиновники заявили, что не считают их диаспорой. Объяснения официальных лиц Баку заключались в следующем: диаспора живет за пределами родины, а заселенные азербайджанским населением северные провинции Ирана являются временно отторгнутой частью Азербайджанской республики.

В этом плане характерно высказывание экс-президента Азербайджана А. Эльчибея, сделанное им весной 2000 года в Анкаре: «Сорок миллионов азербайджанских турок и семьдесят миллионов анатолийских должны объединиться и создать 110-миллионное государство, мощный региональный гигант, к мнению которого прислушивался бы весь мир». Данное заявление Эльчибея, который в числе «азербайджанских турок» «сосчитал» и тюркоязычное население Ирана, не только касается территориальной целостности Ирана, тюркоязычных иранцев северных провинций которого он огульно причислил к туркам, но и полностью игнорирует как гражданские, так и национальные права проживающих в Азербайджане и Турции нетюркских народов. Куда деваться не желающим стать турками примерно 15-20 миллионам курдам Турции, или, например, пяти миллионам народа заза в той же Турции? Как быть с проживающими в Азербайджанской республике лезгинами и талышами, аварцами и удинами, парсийцами, курдамии цахурами, не имеющими никакого отношения к тюркам? С другой стороны, это заявление, как и многие подобные, является наглядной и зловещей иллюстрацией аннексионистского значения названия Азербайджанская республика и экспансионистской политики этого государства.

С первых же дней своего провозглашения в мае 1918-го года Азербайджанская республика предъявила претензии на огромные территории Грузии и Армении. Вместе с тем, на провозглашенной территории республики велась активная и агрессивная политика насильственной ассимиляции древних автохтонных народов, в первую очередь, удин, парсийцев, талышей и лезгин.

Следует сказать, что подобная политика требовала от бакинских властей немало изворотливости. Собственно тюркских сил в республике явно не хватало. Необходимо было убедить (или заставить) ассимилируемые народы воевать за жизненное пространство для ассимиляторов-тюрок. И правительство Азербайджана взялось за эксплуатацию религиозных чувств жителей страны. Это было тем более удобно, что самоназванием закавказских турок было, да и сегодня остается, мусульманин. А подавляющая часть жителей названного Азербайджаном государства также являлись мусульманами.

Тем не менее, это обстоятельство не мешало мусульманам-туркам всячески притеснять, как единоверцев шиитов, так и суннитов Азербайджана. Фактически государство взяло на вооружение не признающую религии политику пантюркизма. С этой точки зрения все жители-нетюрки Азербайджанской республики воспринимались представителями тюркских племен если не прямыми врагами, то досадной и нежелательной помехой на пути построения тюркского государства. А таковых было много: ираноязычные талыши, курды и парсийцы; кавказоязычные лезгины, аварцы, цахурцы, удины, народности шахдагской группы: крызцы, хиналугцы, джекцы, будухцы, гапутлинцы и т. д. Это не считая армян, естественно, воспринимаемых турками в качестве наиболее нежелательной нации в новоявленном государстве.

Советизация Азербайджана никак не повлияла на внутреннюю и внешнюю ассимиляторскую политику этого государства. Более того, процесс ассимиляции нетюркских народов республики принял особо массовый характер после того, как волевым решением Сталина в 1936 году тюркские племена Азербайджана стали именоваться азербайджанцами. Фактический абсурд, когда разношерстные пришлые кочевые племена, создав на турецких штыках государство, назвали его Азербайджаном, затем сами «стали» азербайджанцами, привел к восприятию их в качестве титульной нации республики. Между тем, на территории современной Азербайджанской республики тысячелетия проживали аборигенные народы, которые сегодня преподносятся (и воспринимаются!) официальной пропагандой в качестве национальных меньшинств.

Самопровозглашение Азербайджанской республики в мае 1918 года стало возможным в результате фактической оккупации территории автохтонных армян, талышей, удин, лезгин и других населяющих юго-восток Закавказья народов, сопротивление которых было сломлено с помощью турецкой регулярной армии. Особенно активным было сопротивление армян, талышей и лезгин. Так, армии кавказских тюрок так и не удалось захватить населенные армянами горные регионы Арцаха, а также часть территории Утика.

Сильное сопротивление было оказано захватчикам и на территории Талышского ханства, где населением весной 1919 даже была провозглашена Талыш-Муганская Советская Республика. Данное государственное образование просуществовало чуть более года, после чего было потоплено в крови с помощью турецкой иррегулярной армии. Тем не менее, рецидивы сопротивления талышей тюркскому господству имели место еще и после установления в крае советской власти.

Не менее ожесточенный характер носило сопротивление лезгин и аварцев, прекратившееся много позже установления советской власти в Азербайджане. Так, достаточно кровопролитным было направленное на выход из Аз. ССР восстание аварцев в 1930-31 годах. Тогда под предлогом создания колхозов, у авар были изъяты крупные земельные наделы в пользу закавказских турок.

Надо сказать, что советизация Азербайджана произошла в условиях массового обвала провозглашенных Азербайджанской демократической республикой границ. В результате поражения Центральных Держав в Первой мировой войне, Турция была вынуждена в ноябре 1918 года покинуть большую часть Закавказья. Потеряв важнейшего стратегического партнера, «родителя», воевавшего за сохранение оккупированных и приобретение новых территорий для Азербайджана, Баку стремительно стал терять как реально контролируемые, так и лишь провозглашенные им территории. Вышел из подчинения Южный Лезгистан, была провозглашена Талыш-Муганская республика, добился независимости Арцах… На границе с Арменией турки терпели поражения, свои претензии на Закатальский округ предъявил Тбилиси, зафиксировавший в принятой парламентом Конституции принадлежность региона Грузии.

В 1919 году Азербайджан потерял контроль над Шарур-Даралагязом и Нахиджеваном, равно как и нагорной частью Казахского уезда. В этих условиях ввод 11-ой Красной Армии, ныне преподносимой бакинской пропагандой как оккупация Азербайджана, стал спасением для этой республики. Советские войска, продолжая дело турецкой армии, хотя и из совершенно других побуждений, не только помогли Азербайджану выжить, но и приобрели для него новые территории: Закатальский округ, Арцах, Нахиджеван, Южный Лезгистан, Талыш-Муганская республика.

Тем не менее, сопротивление населяющих республику коренных народов не прекращалось. Это стало еще одной причиной того, что при советизации Азербайджан был объявлен интернациональной республикой, что способствовало ослаблению сопротивления нетюркских этнических групп. Проживающие в республике нации и народности стали воспринимать себя в качестве носителя государственности. Обмануть их помогло и то обстоятельство, что это была единственная советская республика, не носящая название титульного народа, которого просто не было (не забудем, нации под названием «азербайджанцы» еще попросту не существовало).

Советская власть сохранила за территорией и название «Азербайджанская республика», прибавив к нему определение «Советская социалистическая». Вообще, слово «Азербайджан» явилось для большевиков «подарком судьбы», ибо способствовало политико-идеологическому «обоснованию» попыток экспорта большевистской революции на территорию Ирана, а также предъявлению территориальных претензий Тегерану. Замыслы большевизма и пантюркизма в этом плане были практически идентичны, а турки невольно проделали для большевиков всю «черновую» работу.

Левон Мелик-Шахназарян

1) Такой нации как азербайджанцы не существует.-То что существует это какой-то дурной сон.
2) Азербайджанцы потомки тунгусов и монголов.-По вкусу можно добавить эвенков,чукчей и нанайцев.
3) Звери азери-турки-это стандартное определение для азербайджанцев.-Можно также азерасты,азербараны (список постоянно пополняется).
4) В Азербайджане повсеместно распространен инцест.-Наверное из-за этого азербайджанцы самая многочисленная нация на Кавказе.
5) Азербайджанцы очень трусливы.-Пугливы и застенчивы.
6) Все нацменшинства в Азербайджане подвергаются угнетению и ассимилируются азербайджанцами.-Вечно ищут кого бы еще ассимилировать.
7) В Азербайджане рано или поздно распространится исламский фундаментализм.-А пока там поклоняются Доллару.
8) Единственное что объединяет азербайджанцев-это ненависть к армянам.Поэтому правительство вынуждено поддерживать эту ненависть.-Не то все как-то разбегутся.
9) Армяне подвергались в Азербайджане ужасной дискриминации и если бы не война с азербайджанцами то ни одно армянина не осталось бы в Азербайджане,в том числе и в Карабахе.-Но и с войной тоже не осталось.Более того почему то в самой Армении все меньше становится армян.Скоро появится новая профессия быть армянином в Армении.Платить зарплату занятым в этой профессии будет как всегда диаспора.
10) Армяне и азербайджанцы генетически одно и тоже.То есть азербайджанцы когда то были армянами,потом их ассимилировали- И сейчас они мучают своих же генетических двойников.
11) Идею создать свое государство и искусственно создать несуществующую нацию,азербайджанцам подал русский националист Величко.Вся официальная идеология азербайджанцев основана на его идеях и трудах.-Тогда скорее всего мы дети Величко и Тунгусского метеорита.
12) В Азербайджане астрономический уровень коррупции.-То есть Альфа Центавра и Крабовая Туманность также страдают от нашей коррупции.
13) В Азербайджане нет ничего кроме нефти.Нефть – это единственное что есть в Азербайджане.

14) В Азербайджане существует легендарный Азерпроп (или Азерагитпроп).Этот орган выполняет 3 основные функции:
- разжигает ненавитсь к армянам,чтобы получилась азербайджанская нация
- подкупает зарубежных журналистов чтобы они писали только хорошее об Азербайджане
- распространяет ложь и клевету по любой заданной ему теме.
15) Азербайджанцы-больной народ и чтобы вылечиться они должны отдать еще земли армянам и уйти за правый берег Куры.
16) Весь запад Азербайджана это Восточная Армения весь восток Турции –это Западная Армения.
17) В последнее время Азербайджан обнаглел.Затащил к себе с помощью взяток Евровидение,отстраивает свою мазутную столицу Баку,стал союзником США и Израиля в борьбе с иранскими наркоманами в чалмах и т.д.
18) Азербайджанцы как-то совсем сдружились с грузинами,скупили всю Грузию и взяли себе древний грузинский храм.-Кошмар.Султанат поглощает демократическую республику.
19) И для армян и для азербайджанцев лучше было-бы если не стало бы азербайджанцев.
20) Грузины тоже надоели.О турках и говорить нечего.-Иран-вот это здорово.Нет ничего лучше обкуренного и пьяного исламского фундаментализма

Интересно, почему у Армении сложились такие отношения почти что со всеми своими соседями? Нет, я не ради разжигания межнациональной розни, а так, мнения узнать, может у кого-какие интересные есть мысли на этот счет.

Тяжкая история с Турцией понятна, но почему это началось? Почему их не любят азербайджанцы? Продолжают не любить, почему бакинские погромы происходили несколько раз в истории? И вначале XX века были, и в конце его?

Почему даже большое количество грузин не любят армян? Что уж греха таить, а многие грузины испытывают крайне негативные чувства к самому Михаилу Саакашвили, обвиняя его в том, что он пособник армян в Грузии и продвигает их интересы в республике активно. Некоторые там вообще его армянином считают. В Тбилиси у армян вообще есть целый район, где они проживают уже много веков - Авлабари. Там я останавливался. На юге ближе к границе их и того больше. Но грузины относятся к ним явно не особо позитивно и там.

Коренное население Сочи также относится к ним крайне негативно. Не знаю, правда или нет, но говорят, что в Краснодарском крае есть неписанное правило - не принимать их на работу в правоохранительные органы и государственные учреждения. В частной беседе это вам проаргументируют так: если одного армянина взять, он за собой в органы потом всю родню приведет и приветик. Дальнейшие последствия этого понятны.

Мне один азербайджанец умную вещь сказал по дороге в Стамбул:

"Я вот даже армянам немного завидую. Они очень сплоченные в отличие от нас. Мы тюрки и нас много национальностей братьев. Вы славяне и вас тоже много. У вас тоже есть те, кто вас понимает. А вот у армян (ну, и грузин) нет никого больше. Малый народ, малая земля и их язык кроме них самих никто больше не понимает. Поэтому они такие сплоченные. Может, поэтому мы и проиграли тогда Нагорный Карабах. Если у нас один кто-то растет карьерно и материально, другие начинают его тянуть назад вниз, не хотят, чтобы кто-то был выше. У армян иначе. Один поднимается, он ведет за собой всех остальных. Так что в этом они молодцы. Маленькая страна, маленький народ."

Меня вот в армянах очень напрягает одно. Об этом говорил tema . Геноцид армян турками - это один из главных их товаров на экспорт. Детям с самого детства это в головы вбивается. У нас даже в Саратове есть, поставленный армянами монумент жертвам геноцида армян. Саратов-то тут причем? Ну, у нас их тут очень много:-)

Аналогично у нас главный товар Волгограда - это 2-ая мировая война. То есть, ты туда приедешь, и там кругом эхо войны. Все.

Я не разжигаю. Это так слова и мнения разных людей. Давно интересна тема межнациональных конфликтов просто.