Прекрасное ничегонеделание итальянский. Фразы из фильма «Ешь, молись, люби

Как можно описать Италию словами?
Изгибы улиц, красота небес...
Она на девушку прекрасную похожа
Волнующая тысячи сердец!

Все вокруг твердят "Увидеть Париж и умереть!" А я с гордостью заявляю, что ничего подобного! Увидеть Италию... и оставить свое сердце там, выкинуть его вместе с 2 монетками в фонтан де треви, что бы потом обязательно за ним вернуться и перепрятать получше!

Я свое оставила в Италии этой весной.
Мини-план на 7 дней был следующим: Римини-Венеция-Рим-Флоренция-Сиена(проездом)-Пиза.
С чего начать описание поездки? Можно было бы начать с начала, но интереснее с конца, потому что размер дворца чудес меня немного расстроил, хотя ехали долго, как в большой город.
Зато! теперь и у меня есть супер гениальная и уникальная фотография с Пизанской башенкой;)

Ну а теперь можно и по порядку!
Ради чего первым делом все едут в Италию? Правильно. что бы поесть вкусной пиццы! Она кстати действительно там божественно вкусная.


А с учетом того, что ее там подают прекрасные итальянцы, то вылазить из кафешек просто не хочется...


Но нужно быть бдительной и не забывать, что истинные итальянцы ценят девушек с красивыми фигурами, поэтому шагом марш или по набережным Риминни


или по маленьким и милым улочкам Рима.

Самое удивительное, что гуляя по Риму каждый день часов по 6 мы совсем не уставали, конечно же любой турист просто обязан посетить Колизей, Музеи Ватикана, мост ангелов, Площадь Испании, (божественно красивая площадь!!), но помимо этого есть мы открыли для себя множество парков (к примеру Боргезе) и полу-площадей, которые в общем-то скрываются за очередным поворотом или за известным памятником.





Что бы понять истинную красоту Рима, нужно там побывать, посмотреть из-за столиков кафе на неспешно гуляющих итальянцев, послушать живую музыку, попробовать самое вкусное вино/пиццу/пасту.
А потом обязательно сбежать в размеренную Венецию, хотя бы на денек. Что бы впитать романтику старого города на воде. Услышать как поют гондольеры, увидеть маскарад и купить пару масок, и конечно же прокатиться на гондоле.





Но мы решили не останавливаться на туристическом минимуме, поэтому еще 2 обворожительнейших городка:
1. Флоренция. Город с самым старым мостом и с самым сверкающим золотом, конечно же соборы и статую, и забавные дорожные знаки!




2. Сиена. Город с забавной историей. Всех объединяет любовь к скачкам, к которым они готовятся целый год, единственное, что их разъединяет - приверженность к разным кланам (черепахи, орлы, ежи,...) тут действительно могут родится еще одни Ромео и Джульетта, и может даже новый Шекспир, кто знает...) Купиалсь на одну легенду и таки посидела на центральной площади, обещали, что стану умней и успешнее!

Уезжать очень не хотелось. И Вот опять планирую новую поездку в страну мечты.

Пы.Сы. Очень порадовало, что даже в музеях Ватикана, встречались знакомые лица, может кто узнает..)

Тренинг по книге Элизабет Гилберт. 40 упражнений для обретения счастья Абер Мария

Радость ничегонеделания

Радость ничегонеделания

Итальянцы – непревзойденные мастера в том, что касается безделья. Они даже изобрели специальное, красивое и емкое выражение – bel far niente , что означает «радость ничегонеделания ».

Причем, не то чтобы итальянцы такие уж ленивые. И они могут вкалывать! Если хотят. Или если позарез надо. Но, в отличие от северных европейцев и, уж тем более, американцев, жители «солнечного сапожка» всегда помнят о награде – о благословенной bel far niente . Любой итальянец знает: чем больше он работает, тем вдохновеннее будет предаваться счастливому безделью.

Для северного европейца и американца такая логика непостижима. В их сознание внедрены совершенно иные послания. Например: если работаешь много – работай еще больше! Или: если получилось добиться цели – ставь перед собой новую! Не смей выбывать из гонки. Думай о работе даже в выходной и в отпуске. Ну, и так далее.

Конечно, те же американцы добились невероятных высот в том, что касается работы, достижения цели, «деланья денег», устойчивости к стрессам. Элизабет Гилберт не стала исключением, хоть и выбрала, казалось бы, максимально свободный от рутины писательский путь. Как и многие ее сограждане, она трудилась в поте лица, чтобы в конце дня и уж тем более в конце недели в буквальном смысле свалиться с ног и уставиться в телевизор. Она мечтала о том, чтобы расслабиться, но расслабиться ей не удавалось. Она смотрела на своих знакомых, коллег и друзей и видела, что и те несутся, как заведенные, по жизни, не замечая ни солнца над головой, ни вкуса еды на тарелке, ни смены времен года.

Вирус под названием «трудоголизм» проник и в кровь живущих в России людей. Проник лихо и засел крепко. Работа в сверхурочные, стрессы и дедлайны, вылазки в пивную всем офисом, промелькнувшие в полузабытьи выходные, бессоница – все это хорошо знакомо тысячам и тысячам жителей крупных городов, работающим хоть в офисах, хоть на дому.

В гонке непонятно за чем, обвешанные кредитами и обязательствами, мы так хорошо усвоили, что «надо» и «должно» , что совсем забыли про «хочу» .

И вот, в Италии, за второй порцией пасты, сопровождаемой беседой с новыми друзьями, Элизабет Гилберт услышала и запомнила две фразы, выражающие суть жизни в этой стране. По крайней мере, в той Италии, которая открылась Гилберт. Это «bel far niente» «радость ничегонеделания» и «l’arte d’arrangiarsi» «умение из ничего сделать конфетку» .

Итак, «радость ничегоделания». Что это? Профессиональное безделье? Красивое оправдание собственной лени? День, проведенный в отупении перед теликом? Тусовка в клубе? Нет, конечно же.

«Радость ничегонеделания», как выяснила на своем опыте Элизабет Гилберт, это прежде всего умение наслаждаться моментом, жить «здесь-и-сейчас», умение расслабляться и не тревожиться по пустякам.

При кажущейся легкомысленности звучания радость ничегонеделания – почти что наука, хитрая притом. Нам, воспитанным и живущим в культуре, где долг значит куда больше, чем радость, бывает не так-то просто научиться радостному безделью или вдохновенному ничегонеделанью.

В целительной среде Италии Гилберт удалось овладеть этой наукой. И то – не сразу, а постепенно, шаг за шагом преодолевая барьеры и тормоза на пути к «радостному ничегонеделанию».

Итак, Элизабет Гилберт обнаружила:

право на «радостное ничегонеделанье» не нужно заслуживать . Как и многие выходцы из западной культуры, Элизабет Гилберт полагала, что, прежде чем отдохнуть, нужно хорошенько потрудиться. И даже выторговав себе заслуженный отдых, провести его надобно с пользой и очевидным смыслом.

Неудивительно, что, приехав в Италию за отдыхом и удовольствием, Элизабет первое время терзалась древним, как мир, чувством вины: и с чего вдруг на нее упало столько счастья? По ее собственному признанию, получать удовольствие ей казалось возможным только, если ей дадут такое задание или если ей доведется с научной точки зрения исследовать психические процессы, отвечающие за радость и наслаждение. Разумеется, при таком настрое ни о какой радости и ни о каком расслаблении не могло быть и речи.

Помогли Элизабет Гилберт сами итальянцы, дружным хором убедив гостью: наслаждение жизнью – это нормальное, естественное состояние человека, а вовсе не награда за предшествующий этому адский труд.

Чтобы предаться радостному ничегонеделанью, нужно вначале понять, что же приносит тебе настоящее удовольствие . Чем точнее знаешь свои собственные потребности, чем более чутко чувствуешь желания – тем больше минут радостного ничегонеделанья себе приплюсовываешь.

Именно в Италии Гилберт впервые в жизни стала задавать себе очевидные, казалось бы, вопросы: «Чего ты хочешь, дорогая, сегодня? Что может порадовать тебя сейчас?» Заглядывая внутрь себя, она научилась слышать искренние, обескураживающе простые ответы: «Хочу набивать желудок вкусной едой и как можно больше говорить на чудесном итальянском».

Иными словами, не нужно ходить в художественный музей, если именно сегодня душа требует похода в магазин. Удовольствия все равно не получите. Лучше дождаться момента, когда душе захочется напитаться прекрасным: вот тогда минуты, а то и часы радости обеспечены.

Радостное ничегонеделанье вовсе не означает, что вы легкомысленный, безответственный, ленивый человек . Действительно, иногда лучше ничего не делать, но радостно, чем с серьезным лицом делать глупости. Иногда лучше затаиться и переждать, чем бросаться на то, что должно радовать, но, хоть ты тресни, не радует. Иногда стоит побездельничать, чтобы потом принять верное решение.

В случае Элизабет Гилберт этим вот «должно радовать, но не радует» стали дети. Точнее, гипотетическая возможность родить детей, стать матерью семейства, остепениться и зажить «как все». Получилось так, что нормальную (в представлении большинства) жизнь Гилберт променяла на путешествие без обратного билета, беззаботную радость каждого дня и какие-то абстрактные поиски себя и своего места. Эгоизм? Наоборот! Выбрав «радость ничегонеделания» в Италии, умница Элизабет взяла тайм-аут, время на размышление, время на честный разговор с собой . Это ли не настоящая ответственность перед своей жизнью и будущими поколениями?

Радость ничегонеделания не означает непроглядного безделья . Давая себе право (или, точнее сказать, возвращая себе право) на радостное безделье, ты и всякими полезными делами занимаешься как бы невзначай, без напряжения, не теряя связь со «здесь-и-сейчас». Во всяком случае, такой веселой продуктивности удалось достичь Элизабет Гилберт, которая, бездельничая и наслаждаясь едой в Италии, тем не менее учила по двадцать новых итальянских слов в день и даже преподавала своему приятелю английский. И, что важно, ни одно слово в ее итальянском словаре не было случайным или ненужным.

Радостному безделью можно научиться не только под итальянским солнцем. Несколько упражнений, направленных на более осознанное присутствие в моменте «здесь-и-сейчас», на осознание и принятие своих желаний, техники на расслабление и на снятие тревоги помогут отыскать вам место внутри себя, где живет радость. Освоив базовые принципы «радости ничегонеделания» и отвоевав немного приятной беспечности, вы вряд ли превратитесь в ленивца, а скорее, наоборот – вскоре обнаружите, что созидательной энергии и творческих замыслов, требующих воплощения, у вас стало хоть отбавляй.

Из книги Конфликты в семье автора Курпатов Андрей Владимирович

ГДЕ ОНА, РАДОСТЬ ЖИЗНИ? Мне 28 лет, я уже 10 лет замужем. У меня двое сыновей: старшему 7, младшему 2 года. У меня хороший, заботливый муж, он любит меня и детей, интересная работа и нормальное материальное положение. Со стороны моя жизнь кажется мечтой для многих женщин. Когда я

Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

Радость Сильно радоваться достижениям не нужно в принципе. Обычно же как пишут во всех этих книженциях по психологии: «надо радоваться, надо быть позитивным!». Подарили рулон туалетной бумаги - радуйся как придурок!Как показывает практика, такие хронические оптимисты

Из книги Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать автора Козлов Николай Иванович

Радость каждого дня Если питаться день за днем одной полезной и калорийной гречкой, душа все-таки попросит разнообразия – или хотя бы немного специй. Эффективнее всего работает тот, кто делает это с Радостью. Для визуалов это Яркость жизни. Для кинестетиков – Вкусность.А

Из книги Узнай лжеца по выражению лица автора Экман Пол

ГЛАВА 7. Радость

Из книги Комплексная визуальная диагностика автора Самойлова Елена Святославовна

Радость Радость – это одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Сокращаясь, они оттягивают и слегка приподнимают уголки рта.Настоящая искренняя улыбка обычно

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Не гасите мою радость Дорогие друзья, учителя-коллеги!Я радостен, и, пожалуйста, не гасите мою радость, а если можете, умножьте ее.Я радостен, потому что открыл для себя Сокровенную Педагогику, Педагогику Классики и зову вас, чтобы вам тоже досталась радость.Это так же, как

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Радость Эта эмоция знакома нам, к счастью, ничуть не меньше, чем гнев, но дать ей научное определение, как ни странно, намного труднее. Примерно ее можно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия (Квинн В. Н.

Из книги Друзья, соперники, коллеги: инструменты воздействия автора Гавенер Торстен

Радость Характерной особенностью нашего общества является тот факт, что в области негативных эмоций проводится гораздо больше научных изысканий, чем в области позитивных. В прошлом ученых в основном интересовали болезненные психические состояния, а не то, что делает

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Радость говорить «да» В конечном итоге слово «нет» оказывается очень позитивным.Время, силы и деньги - те драгоценные ресурсы, которые вы должны расходовать максимально разумно. Чем больше этих ресурсов будет затрачено на то, что представляется важным именно вам, тем

Из книги За пределами одиночества автора Маркова Надежда Дмитриевна

Счастье не в радость Дальше ее жизнь была похожей на калейдоскоп, в котором одни стеклышки заменялись другими. Роскошная женщина, с красотой и божественным телом Афродиты, с водопадом золотых волос, спускающихся ниже пояса, она притягивала мужчин, словно магнит. Но все

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Радость Немецкий философ Артур Шопенгауэр считал, что радость в жизни невозможна. Он писал, что жизнь – это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причем все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Страсть и радость Стоит лишь научиться созидательно конфликтовать, как происходят удивительные вещи: отношения, которые казались неудовлетворительными или увядающими, начинают по-настоящему волновать. А вскоре они становятся более радостными, легкими и сексуальными.

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Радость Единственная из всех первичных эмоций, которую люди стремятся испытывать снова и снова. Так же как гнев, тревога или печаль, радость не может существовать сама по себе, она есть результат удовлетворенного желания и поэтому противостоит им. Как и другие эмоции,

Из книги Мамамания. Простые истины, или Воспитание с любовью автора Попова-Яковлева Евгения

Радость возвращения Однажды, много лет назад, я вернулась в Москву из какой-то коротенькой южной поездки. Москва встречала дождем и порывистым ветром, зарождающимися бесконечными пробками и неприветливым персоналом аэропорта. Я тогда подумала: почему, когда мы

Современному человеку сложно сидеть без дела. Без спешки, сверхурочной работы, поминутных взглядов на часы, хаотичного просмотра любимых сайтов и частой проверки мобильного телефона. Жить вне расписания - значит отстать от тех, кто успевает работать, заниматься спортом, участвовать в волонтерских программах, пробовать сезонные блюда в ресторанах, спать шесть часов в день и довольствоваться этим. Плотный график взрослой жизни невольно проецируется и на детей, и в случае с ними превращается в гимнастику, кружок по фото, изостудию, бассейн, субботний поход в музей, воскресную поездку в планетарий – то есть в четко структурированные дни, в которых каждая минута не должна быть потрачена впустую. Неудивительно, что, если однажды у загруженного ребенка выдается свободное время, он просто не знает, как им распорядиться. И в доме раздается жалоба: "Мне скучно".

Выражение "сладость ничегонеделания" придумали итальянцы, знающие толк в отдыхе. И означает оно не лень и не праздность, а умение оторваться от забот, не торопиться, получать удовольствие от уединения, созерцать и находить себе занятие по душе. Как раз то, что мы все реже себе позволяем, стараясь заполнить каждую минуту чем-то полезным.

Наступают летние каникулы, и взрослые ломают голову: как загрузить детские дни так, чтобы они не прошли впустую. При этом «впустую» является синонимом долгих гуляний, поздних подъемов, чтения комиксов и бездействия. Старательно заполняя временные пустоты, родители не догадываются о том, что свободное время необходимо детям. Что может быть важнее для ребенка, чем просто лежать на траве и разглядывать букашек, или болтать ногами, сидя на скамейке и поедая мороженое? Что происходит в мире малыша, который просто подбрасывает мяч в воздух, или уже полчаса с улыбкой и загадочным выражением лица помешивает палочкой угли в костре? Может быть, именно сейчас ему в голову приходят интересные идеи, или он придумывает стихотворение, или решает кем быть. Отдых – это моменты, когда на детей не давит груз школьного расписания и кружков, несделанных уроков, домашних обязанностей. В школе нет возможности смотреть в окно, мечтать и отвлекаться, поэтому порой все, чего хочется ребенку, оказавшись дома – заняться делами, не требующими ответа перед взрослыми, не подчиняющимися слову «надо»: прислушаться к себе, поразмышлять, понаблюдать за окружающим миром, даже поскучать.

В эру всеобщей занятости скука считается неправильным, стыдным чувством, и в адрес детей, не знающих чем себя занять, сыплются фразы вроде "скучать могут только скучные люди". А вот мама зайчика Карлхена из популярной среди дошкольников книги "Карлхен растет" в ответ на "мне ужасно скучно" предложила вместе поиграть в скучание: нужно сесть на свое любимое место, закрыть глаза, не разговаривать и думать о чем-то приятном. Стоит ли говорить, что уже через несколько минут Карлхен скучания срочно придумал себе новое дело: рисование. Точно так же сложно представить себе долго скучающего ребенка: энергия и врожденное стремление к активности побеждают безделье. Но фантазия работает лишь, когда ребенку разрешают поскучать, тем самым стимулируя его творческое мышление. Если же родители то и дело предлагают варианты, чем занять ребенка, он так и не научится распоряжаться свободным временем, развлекать себя сам, наслаждаться игрой в уединении, выдумывать, созидать.

То, что предложила литературная мама своему сыну-зайчику, в чем-то напоминает медитацию – известный с древних времен способ расслабиться, устроить отдых для тела и души. Такая перезагрузка в том или ином виде необходима и детям, и родителям, чтобы не только исполнять то, что должен, но и помнить о том, что любишь. Поэтому и детям и взрослым обязательно стоит устраивать себе дни ничегонеделания: уходить в оффлайн, валяться в постели с книжками, садиться в машину, в электричку, на речной трамвай и неспешно ехать куда-нибудь, гулять и разговаривать обо всем на свете, строить планы на будущее, просто посидеть в обнимку и помолчать. Чтобы освободить пространство для тишины, услышать свои мысли и желания и соскучиться по новому делу.

Сладкое ничегонеделание
С итальянского Dolce far niente (дольче фар ниентэ) - сладкое ничегонеделание.
Принято считать, что это выражение впервые было использовано в 8-м письме римского автора Плиния Младшего (62 - ок. 114). Вот отрывок из этого письма на латыни:
"Epistularum Libri Decem, Liber VIII"
(1) Olim non librum in manus, non stilum sumpsi, olim nescio quid sit otium quid quies, quid denique illud iners quidem, iucundum tamen nihil agere nihil esse: adeo multa me negotia Samicorum nec secedere nec studere patiuntur. (2) Nulla enim studia tanti sunt, ut amicitiae officium deseratur, quod religiosissime custodiendum studia ipsa praecipiunt. Vale.
В письме, первоначально используемое латинское слово "iucundum" (приятный, радостный) , однажды было заменено итальянским словом "dolce" (сладкий, милый) . И теперь принято говорить "сладкое ничегонеделание" и, чаще всего, это выражение звучит именно на итальянском языке - dolce far niente, а сам процесс ассоциируется с приятным беззаботным времяпровождением под ласковым солнцем прекрасной Италии.

Одна из самых высоких продолжительностей жизни человека зафиксирована в странах Средиземноморья: в Греции, Италии, Мальте. Конечно, в большой степени это связано с природными особенностями, мягким климатом, изобилием натуральных продуктов, и, несомненно, средиземноморской диетой. О ней речь пойдет дальше.
Но в первую очередь я бы хотела обратить внимание на образ жизни средиземноморцев. Ведь именно в нем, как в отражении мировоззрения, привычек, образа мышления, кроется причина долгожительства и преобладающего хорошего настроения, а также особого отношения к жизненным невзгодам. Предлагаю неспешно- в соответствии с темпом благостного расположения духа, проникнуть в суть Искусства жить с удовольствием .

  • почему ничегонеделанье
  • искусство театра в жизни - эмоциональность
  • отдых, сиеста, темп еды
  • природа, созерцательность, искусство
  • тяга прекрасному, эстетика, творчество
  • самовыражение, гармония, музыка
  • темперамент

И после долгих, сложных, трудных
Лет, - блеск полуденных долин,
Свод сосен, сизо-изумрудных,
В чернь кипарисов, в желчь маслин;
И дали моря, зыбь цветная,
Всех синих красок полукруг,
Где томно тонет сонь дневная,
Зовя уснуть - не вслух, не вдруг.. .
Расплавлен полдень; гор аркады,
Приблизясь, шлют ручьи огня.. .
Но здесь трещат, как встарь, цикады,
И древний кедр признал меня.
Щекой припасть к коре шершавой,
Вобрать в глаза дрожанья вод.. .
Чу! скрипнул ключ, издавна ржавый,
Дверь вскрыта в сон былой, - и вот,
Пока там, в море, льются ленты,
Пока здесь, в уши, бьет прибой,
Пью снова dolce far niente*
Я, в юность возвращен судьбой.

В.Я.Брюсов

Содержание 1 Понятие трезвости в Христианстве 2 Трезвость в библейской традиции … Википедия

Трезвость в православии - В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи … Википедия

Жуковский, Василий Андреевич - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… …

ИСААК СИРИН - [Исаак Ниневийский; сир. , ], греч. ᾿Ισαὰκ ὁ Σύρος] (не ранее сер. VI в., Бет Катрайе (Катар) не позднее 1 й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об … Православная энциклопедия

Пушкин, Александр Сергеевич - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Инвестор - (Investor) Инвестор это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли Определение понятия инвестор, частный, квалифицированный и институциональный инвестор, особенности работы инвестора, известные инвесторы,… … Энциклопедия инвестора

Заметки из дневника, веденного во время пребывания в Нижнем Египте - После отъезда барона Мюллера я недолго оставался в Александрии; мне хотелось возвратиться на озеро Мензале, чтобы там пополнить наши коллекции и заметки. Но не успел я выехать, как пришло известие о прибытии в гавань Александрии Аббаса… … Жизнь животных

Тверские великие и удельные князья - — могущественный и многочисленный княжеский род древней Руси, в течение почти двух с половиною столетий стоявший во главе великого княжества Тверского, от названия которого и получил свое собирательное имя. О времени основания центрального… … Большая биографическая энциклопедия

Буддизм - название религии, которая прежде господствовала в большей части Индии, а теперь исповедуется жителями Цейлона, Бирмы и Сиама (южные буддисты) и Непала, Тибета, Китая и Японии (северные буддисты). Общее число буддистов определяется различно; оно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Марфинька ("Обрыв") - Смотри также >> Двоюродная внучка Бережковой. Свежая, белокурая, здоровая, склонная к полноте девушка, лет двадцати двух. Лоб у нее нежной белизны; большие темно серые, веселые глаза; кругленькие здоровые щеки, здорового цвета, белые тесные … Словарь литературных типов

ИМЯ БОЖИЕ - [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… … Православная энциклопедия