Презентация по русскому языку сложноподчиненные предложения. Сложноподчинённые предложения (обобщение изученного)


Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. (поясняют (определяют) имя существительное или местоимение). Отвечает на вопрос: какой?, чей? Отвечает на вопрос: какой?, чей? Имеет союзные слова: какой, который, каков, чей, кто, что, где. Имеет союзные слова: какой, который, каков, чей, кто, что, где. В главном предложение есть указательные слова: тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой. В главном предложение есть указательные слова: тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой.


Примеры: Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям. Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Расскажу ту сказку, которую мама любила. Расскажу ту сказку, которую мама любила.


Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. (поясняют слово чаще всего сказуемое). Отвечают на падежные вопросы. Отвечают на падежные вопросы. Имеют союзы (что, чтобы, как будто, словно) и союзные слова (кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько). Имеют союзы (что, чтобы, как будто, словно) и союзные слова (кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько). В главном предложений есть указательные слова: то, тот. В главном предложений есть указательные слова: то, тот.


Примеры: Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. Чем больше кошку гладишь, тем больше она горб подымает. Чем больше кошку гладишь, тем больше она горб подымает. На то и щука, чтоб карась не дремал. На то и щука, чтоб карась не дремал.




Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Отвечают на вопросы: где?, куда?, откуда?. Отвечают на вопросы: где?, куда?, откуда?. Имеют в предложениях союзные слова: где, куда, откуда. Имеют в предложениях союзные слова: где, куда, откуда. В главной части предложения есть указательные слова: там, туда, оттуда, везде, всюду. В главной части предложения есть указательные слова: там, туда, оттуда, везде, всюду. Пример: Откуда ветер, оттуда и дождь. Куда ветер дует, туда и тучи несутся.


Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Отвечают на вопросы: когда?, как долго?, с каких пор?, на сколько времени? Отвечают на вопросы: когда?, как долго?, с каких пор?, на сколько времени? В предложение имеются союзы: когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем. В предложение имеются союзы: когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем. В главной части есть указательные слова: тогда, до тех пор. В главной части есть указательные слова: тогда, до тех пор. Примеры: Когда пьешь воду, помни об источнике. Молодость и здоровье ценят тогда, когда они уходят.


Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Отвечают на вопросы: как?, насколько?. Отвечают на вопросы: как?, насколько?. В предложений есть союзы: как, будто, как будто, словно, точно подобно, тому как, чем- тем. В предложений есть союзы: как, будто, как будто, словно, точно подобно, тому как, чем- тем. Пример: Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.


Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени. Отвечают на вопрос: как?, каким образом?, в какой мере?, до какой степени?. Отвечают на вопрос: как?, каким образом?, в какой мере?, до какой степени?. В предложение есть союзы (что, чтобы, как, как будто, словно, точно) и союзные слова (как, насколько). В предложение есть союзы (что, чтобы, как, как будто, словно, точно) и союзные слова (как, насколько). В главном предложений имеются указательные слова: так, такой, таким образом, насколько. В главном предложений имеются указательные слова: так, такой, таким образом, насколько. Пример: Князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.


Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Отвечают на вопросы: зачем?, с какой целью?, для чего?. Отвечают на вопросы: зачем?, с какой целью?, для чего?. В предложение есть союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы. В предложение есть союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы. В главном предложений имеются указательные слова: для того, затем, с тем. В главном предложений имеются указательные слова: для того, затем, с тем. Пример: Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.


Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Отвечают на вопрос: при каком условий?. Отвечают на вопрос: при каком условий?. В предложение есть союзы: если, когда, кабы, ежели, коли (коль), как скоро. В предложение есть союзы: если, когда, кабы, ежели, коли (коль), как скоро. В главном предложений имеются указательные слова: в том случае, тогда. В главном предложений имеются указательные слова: в том случае, тогда. Пример: Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек.
Причина: Отвечают на вопросы: почему?, отчего?, по какой причине?. Отвечают на вопросы: почему?, отчего?, по какой причине?. В предложение есть союзы: потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что. В предложение есть союзы: потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что. В главном предложений имеются указательные слова: потому, оттого, ввиду того, вследствие того. В главном предложений имеются указательные слова: потому, оттого, ввиду того, вследствие того. Пример: Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.


Следствие. Отвечают на вопрос: что из этого следует?. Отвечают на вопрос: что из этого следует?. В предложение есть союз: так что. В предложение есть союз: так что. Пример: У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потемках.


Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. Отвечают на вопросы: несмотря на что?, вопреки чему?. Отвечают на вопросы: несмотря на что?, вопреки чему?. В предложение есть союзы: хотя, несмотря, на то сто, пусть, пускай. В предложение есть союзы: хотя, несмотря, на то сто, пусть, пускай. Пример: Хоть юность в нем купит, но не жесток в нем дух державный. Пример: Хоть юность в нем купит, но не жесток в нем дух державный.


  • Схема СПП.
  • Пример СПП.
  • Основные группы СПП по их значению + примеры.

Виды связи в них.

  • Знаки при сложном союзе.
  • Знаки в сложных предложениях.
  • Упражнения

Схема СПП.

[ главное ] ,(придаточ).

[ …, (хотя), … ].

( Несмотря на то что…), .


Пример СПП.

  • В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.


СПП с придаточным определительным.

  • Вопрос: какой?
  • Указательные слова: такой, той, тот, те, та, то.
  • Союзы(союз.слова): который, куда, шде, что, откуда.

  • Мы вышли на поляну, где рос дуб.

СПП с придаточным изъяснительным.

  • Вопросы: вопросы косвенных падежей.
  • Указательные слова: того, тем, то, о том и др.
  • Союзы: что, как, будто, чтобы, ли.

  • Говорили, будто его видели в городе.


Образа действия и степени.

  • Вопросы: как, каким образом, в какой степени.
  • Указательные слова: так, на столько, такой.
  • Союзы: как, что, чтобы, будто, словно, сколько, на сколько.

  • Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.

  • Вопросы: где, куда, откуда.
  • Указательные слова: туда, там, откуда.
  • Союзы:г де, куда, откуда.

  • Медведь остановился там, где только что стоял лось.

  • Вопросы: когда, как долго, с каких пор, до каких пор.
  • Указательные слова: тогда, то.
  • Союзы: когда, пока, едва, как только, до тех пор пока.

  • Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

  • Вопросы: при каком условии.
  • Указат.слова: то,(-).
  • Союзы: если, когда, раз.

  • Если исчезает воображение, то человек перестает быть человеком.

  • Вопросы: почему,так как и др.
  • Указат.слова: потому, от того.
  • Союзы: потому что, так как, ибо.

  • Пишу открытку, потому что нет бумаги.

  • Вопросы: зачем, с какой целью.
  • Указат.слова: так, затем.
  • Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

  • Лампа заслонена бумагой, чтобы свет не разбудил Сережу.

Сравнения.

  • Вопрос: как.
  • Указат.слова: -.
  • Союзы: как, подобно, тому как, словно, будто, точно, чем-тем, чем.

  • Всё отскакивает от него, как резиновый мяч.

  • Вопрос: -.
  • Указат.слова: -.
  • Союзы: хотя, хоть, пускай, несмотря, на то что, как ни.

  • Войска все шли и шли, хотя опустилась ночь.

Следствия.

  • Вопрос: вследствие чего.
  • Указат.слова: -.
  • Союз: так что.

  • Снег становился всё ярче и ярче, так что ломило в глазах.

Присоединительные.

  • Содержат добавочное сообщение и присоединяются к главному союзными словами: что, почему, отчего.
  • СПП с придаточным присоединительным синонимичны ССП с союзом и.

  • В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.
  • Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.

СПП с несколькими придаточными.

Виды связи в них.


Три вида подчинительной связи:

  • Последовательное подчинение
  • Параллельное подчинение
  • Однородное подчинение

Последовательное подчинение

Схема: , (), ()


  • Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.

Параллельное подчинение

Схема:(), , ()


  • Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведет тебя твоя речь.

Однородное подчинение

Схема: , (), ().


  • И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли её всечасно, что обманула нас она.


Схема: , (если), (если), (как), (как).


  • Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

Союзы и союзные слова.

  • Подчинительные союзы (что, как, словно) и союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей) в придаточном предложении связывают его связывают его с главным.
  • Союзные слова – члены предложения, а союзы ими не являются.

Сравните:

  • Движение катеров прекратится, если (союз) шторм усилится.
  • Мы увидели новый дом, который (=дом) строители недавно сдали в эксплуатацию.

Который – союзное слово.

1)Союз если связывает придаточное предложение с главным, сам не является членом предложения, нельзя задать вопрос.2)Союзное слово который прикрепляет придаточное предложение к слову дом в главном и является дополнением в придаточном предложении, можно задать вопрос.


Знаки при сложном союзе:

Что, если

Что если, то

Что, когда

Что когда, то

Так что, хотя

Так что, то


Сравните:

  • Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
  • Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

Знаки в сложных предложениях.

  • Запятая между ними ставится, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

  • По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно.

II случай.

  • Между союзами и и хотя запятая не ставится, так как после уступительного придаточного стоит союз но, то, так.

  • По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было уже темно.


  • Солнце освещал о вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
  • На поляну где рос огромный дуб мы вышли под вечер.

Придаточные определительные.


  • Изъясните мне в чем состоит ваша просьба и может быть мне удастся вам помочь.
  • Он охотно соглашался со всем что говорил капитан.

Придаточные изъяснительные


  • Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно.
  • Ока волочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчаное дно переливается вниз по течению.

Образа действия и степени


  • Куда река пошла там и русло будет.
  • На пне где мы сидели я заметил несколько фигур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке.
  • Он выехал оттуда откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

  • Пока не взошло солнце дышать было легко.
  • В то время как я вздремнул взошла луна и бросала сквозь тучи свой холодный и яркий свет.
  • Очнулся он когда солнце стояло уже высоко.

  • Когда труд удовольствие жизнь хороша.
  • Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками.
  • Раз вы согласились так уж нельзя вам отказываться.

Условные


  • Густая трава росла по берегам озера потому что здесь достаточно было влаги.
  • Зелень сохранила свежесть до начала июля вследствие того что весна была сырая.
  • Так как времени оставалось ещё достаточно то я отправился проискать место для своей будущей хижины.

  • Рыбы выскакивали из воды для того чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей.
  • Дерсу употреблял все усилия подвести плот ближе к берегу дабы дать возможность мне высаиться.

  • Небо опустилось и стало желто – розовым будто на него падал отсвет далекого пожара.
  • Чем дальше мы отходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг.

Сравнения


  • Хорошие летние туманные дни хотя охотники их не любят.
  • Исток Волги люди знали давно хотя научно географы подтвердили его только в конце минувшего века.

  • Стало так темно что мы все время сбивались с дороги.
  • Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза.

Следствия


Присоединения


  • Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почетная профессия на шахте.
  • Схема: , (потому что …), ( союз что…).

Последовательное подчинение


  • Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц которых он увидел без меня.
  • Схема: (союз когда …), , (которых …).

Параллельное подчинение


  • Светлым солнечным утром когда ещё вовсю распевали птицы когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка весь лагерь пришел провожать Альку.
  • Схема: [ обст. вр., (когда…), (когда…), … ] .

Однородное подчинение


  • Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же подойдет тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
  • Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

  • Раз гуляя по лесу я забрел так далеко что чуть-чуть не заблудился но к счастью наконец набрел на тропку которая привела меня к морю где я сейчас же смог ориентироваться.

  • Он о чем – то все время думал и так был занят своими мыслями что когда его спрашивали о чем – нибудь то он вздрагивал встряхивал головой и просил повторить вопрос.

  • Он [ Дерсу ] считал своим долгом предупредить об угрожающей опасности и если видел что его не слушают покорялся шел молча и никогда не спорил.

  • Яков встал рано утром когда солнце ещё не палило и с моря веяло борой свежестью.
  • Когда я сказал что розы будут цвести всё лето если правильно срезать цветы дети были в восторге.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок русского языка 9 класс Сложноподчинённое предложение Салимова М.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Гуманитарная гимназия» г.Сафоново Смоленской области

Понятие сложноподчинённого предложения Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая - подчинённой, придаточной.

От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга обрели. (А. Ахматова) [ о том ] , (как). о чём? о чём? х х

Придаточная часть может находиться: 1) в начале предложения: Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова-поэзии. (С. Маршак.) (Если), . при каком условии? х х

2) в середине предложения: Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зеленым шумом. (Г. Скребицкий.) [ ,(когда), ] . х х при каком условии?

3) после главной части: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин) , (что). х х какие?

Подчинительные союзы если, чтобы, словно, потому что и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова который, чей, кто, что, где, куда и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения. Возьмите на заметку! Возьмите на заметку! 1 2

Возьмите на заметку! Для того чтобы различить союз и союзное слово, необходимо запомнить: союз обычно можно опустить или заменить другим союзом-синонимом, союзное слово можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи. 1

К союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является. Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин) Вспомни песни, что пел соловей.(И. Бунин) что? союзное слово _ _ _ союз

Возьмите на заметку! Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: вертикальные и горизонтальные схемы. Вечер оказался таким, каким его обещало утро. (М. Горький.) [ таким ] , (каким). таким каким 2

Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной. Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения. В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках , а придаточная - в круглых ().

Получили знания? Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление

Открытый урок в 9 классе...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Cлайд 1

Cлайд 2

Сложноподчиненное предложение - - Сложноподчиненное предложение имеет две части: главную и придаточную. - Такое сложное предложение, части которого соединяются союзами и союзными словами.

Cлайд 3

1.Определите и выпишите предложение, которое является сложноподчиненным. 1.Я шел вдоль ручейка,а он все звонче журчал и журчал. 2.В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки. 3.В летнюю пору, в зной, вероятно, не один человек приклонил здесь колена, чтобы утолить жажду. 4.Солнце играло в переливах воды, а ручеек искрился, все пел и пел о разном.

Cлайд 5

2.Определите, какая часть в данном сложноподчиненном предложении является главной, а какая –придаточной. Что образование и построение языка –процесс коллективный, это неопровержимо установлено и лингвистикой, и историей культуры. а)первая часть главная, вторая придаточная. б)вторая часть главная, а первая придаточная. в)придаточная часть находится внутри главной. г)нельзя выбрать главную и придаточную часть в предложении.

Cлайд 6

Cлайд 7

4.Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное, определите вид придаточного предложения

Cлайд 8

. 1. Николай и не заметил, 2. Скучен день до вечера, 3. Чтобы получить хорошую профессию, 4. Которая бывает в начале сентября, 5. Воздух пропитан ароматом трав, надо прилежно учиться. установилась теплая, солнечная погода. тихо шелестящих под ветром. что стало светать. коли делать нечего.

Cлайд 9

Проверьте! Николай и не заметил, что стало светать.(Придаточное изъяснительное). Скучен день до вечера, коли делать нечего.(придаточное условия). Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться.(придаточное цели). Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября.(придаточное определительное). Воздух пропитан ароматом трав, тихо шелестящих под ветром.(простое предложение с причастным оборотом).

Cлайд 10

6. Спишите, расставьте знаки препинания, раскройте скобки. Определите, какое предложение является «лишним». 1)(Не)смотря на то что был гололед, автобусы вышли на линию. 2)(Не)смотря на меня он угрюмо шел. 3)Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето было дождливое.

Cлайд 11

2

Cлайд 12

В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. № 1 Определите вид придаточного предложения

Cлайд 13

№ 2 Определите вид придаточного предложения Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

Cлайд 14

№ 3 Определите вид придаточного предложения Отец толковал мне, что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 15

№ 4 Определите вид придаточного предложения Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Cлайд 16

№ 5 Определите вид придаточного предложения Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.

Cлайд 17

№6 Определите вид придаточного предложения И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 18

№7 Определите вид придаточного предложения Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

Cлайд 19

№ 8 Определите вид придаточного предложения Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 20

№ 9 Определите вид придаточного предложения Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Cлайд 21

№ 10 Определите вид придаточного предложения Маленький дом, где я живу, заслуживает описания. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

Cлайд 22

№ 11 Определите вид придаточного предложения На дворе стояла совершенно черная непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось точно слепому ощупывать перед собой дорогу. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

Cлайд 23

№ 12 Определите вид придаточного предложения Мне кажется, что я не покидал России. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

Cлайд 24

№ 13 Определите вид придаточного предложения Я вырастал в глухое время, когда весь мир был глух и тих. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

Cлайд 25

№ 14 Определите вид придаточного предложения В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван, обитый медными гвоздиками. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 26

№ 15 Определите вид придаточного предложения Пишу, пишу рукой небрежной, чтоб здесь чрез много скучных лет от жизни краткой, но мятежной какой-нибудь остался след. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.

Слайд 2

Что это такое? Строение СПП. Основные группы СПП. Синтаксический разбор СПП.

Слайд 3

Что это такое?

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например,Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно.

Слайд 4

Строение

В сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно,когда,куда и др.) Союзные слова(относительные местоимения и наречия который,чей, кто, куда, почему и др)

Слайд 5

Средства связи употребляются

  • Слайд 6

    В главном предложении часто бывают указательные слова: тот, там туда, оттуда, тогда, столько и др., которые выделяют содержание придаточного, например: 1)Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам. Союзы по составу могут быть простыми (что, как, когда и др.), составными (так как, так что, потому что и др.) и двойными (если …….,то; так как…….,то; чем …….,тем) например: Уже совсем стемнело, так что людей на улице не было -составной союз

    Слайд 7

    В одних сложноподчинённых предложениях место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова, к которому относится, например: Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. В других сложноподчинённых предложениях место придаточного предложения можно менять, например: 1)Экспедиция отправится в Арктику завтра, если будет лётняя погода. 2)Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику завтра. 3)Экспедиция, если будет лётная погода, отправится в Арктику завтра. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми!

    Слайд 8

    Основные группы

    Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными.

    Слайд 9

    Придаточные определительные

    Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое];

    Слайд 10

    Придаточные изъяснительные

    Изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];

    Слайд 11

    Придаточные обстоятельственные

    Времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложении, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки]; Места(указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность); Образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала);

    Слайд 12

    Меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться); Причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно); Цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?); Присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).

    Слайд 13

    Условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю); Сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы); Уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно]; Следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой);

    Слайд 14

    Синтаксический разбор

    Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (опреде­лительное, изъяснительное и т. д.). Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов). , (отчего). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего. 2) (Чтоб быть современнику ясным), [весь настежь распахнут поэт] (А. Ахматова). (чтоб), . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с ка­кой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб. 3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет) (И.Анненский). [мест.], (чему). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением.

    Посмотреть все слайды