Природа сфинкс история создания. Анализ стихотворения Тютчева Природа - сфинкс

Сфинкс, природа - здесь мы встречаемся с двойственным Тютчевым, прекрасно знакомым с греческой мифологией и осмысливающим бытие. Поэт в своих философских раздумьях размышляет над темами, которые касаются очень многих. Зачастую он афористичен и предлагает читателю самому продолжить его размышления, быть «соавтором», так сказать. Позднее стихотворение «Природа-сфинкс» Тютчев предлагает как новую загадку, в которой может и не быть смысла, о чем говорит с язвительной горечью.

Загадка сфинкса

В греческой мифологии сфинкс представлялся как чудище с женской головой, имеющее тело львицы, крылья орла и змеиный хвост.

Он охранял вход в Фивы. Каждому проходящему задавал загадку: «Какое существо может быть четвероногим, двуногим или иметь три ноги?». Каждого не ответившего правильно, сфинкс пожирал. Лишь один Эдип избежал этой участи. Он ответил: «Будучи ребенком, человек ползает на четырех конечностях, став взрослым, ходит двумя ногами, а в старости использует трость». Побежденное ответом чудище бросилось со скалы и погибло.

Сфинкс и масоны

У русских масонов в 20-х годах в Петербурге была ложа под многозначительным названием «Умирающий сфинкс». То есть они считали, что их мудрость и начитанность позволили им разгадать загадки. Это, конечно прекрасно знал Ф.И. Тютчев, когда размышлял, что есть сфинкс. Природа у него выступала всегда в другом качестве. Тем не менее, грандиозный в своем одиночестве сфинкс, реликт египетской древности, стоит торжественно и тихо в присутствии ужасной пустыни как символ вечности.

Он смотрит только вперед, в будущее, тогда как мы и все, кто предшествовал нам, прожили свои коротенькие жизни и навсегда исчезли. А он всегда был и всегда будет. Таков сфинкс. Природа, ее космогония, еще более величественна, холодна и рациональна, и неотвратимый рок всегда сопутствует ей.

Мир Тютчева

Мир, в котором существовал поэт, всегда двойственен: он стремится к одиночеству, но его привлекает прекрасный божий мир, где звенят ручьи, благоухают и цветут розы и где прозрачен небосвод. Здесь он почти не чувствует одиночества, сливаясь со Вселенной.

Ранняя пейзажная лирика

В молодости, в 20-е годы, Ф.И. Тютчев воспринимал природу как живое существо, у которой есть и душа, и язык. Он мог олицетворять грозу как кубок, из которого Геба, смеясь, пролила на землю гром и ливни. Сфинкс, природа не противопоставлялись и не сопоставлялись поэтом.

В студенческие годы в круг интересов и чтения у него входили два властителя дум того времени, совершенно различные между собой, во многом даже противоположные друг другу - Паскаль и Руссо. Они оба не забылись полностью Тютчевым. Много позже, вслед за Паскалем, поэт назовет человека «ропщущим мыслящим тростником». А идеи Руссо, что природа разговаривает на понятном всем людям языке, были притягательны для Тютчева, что выразилось в том, что он писал, что в природе есть любовь и свобода. Но поэт искал собственные дороги в познании мира, соединяя в единое любовь, философию и природу. Но путь к мысли, что природа - сфинкс, будет долгим.

Характерные черты природы в молодости поэта

Романтизм завоевал господствующие позиции, и это не могло не оставить следа в поэзии Тютчева. Месяц у него - бог светозарный, горы - божества родные, день свой покров блистательный по воле высокой богов повесил над бездной рокового мира. Все поэтические образы возвышенные и предельно романтичные, и очень часто ликующие. Не таков будет поздний Тютчев.

Лирика зрелого поэта

В 30-40-е годы возрастают тревожные мотивы в произведениях поэта, особенно когда он размышляет о любви и природе. Так, могут рядом стоять «Вешние воды» с их яркой светлой радостной окраской, и то же время он может видеть тайную и двусмысленную улыбку природы, и таинственное «Молчание», когда чувства и мысли должны быть безмолвны, как ночью звезды, потому что именно поэт знает, сколь невозможно словом высказать точно, что его тревожит и беспокоит.

Поздний период

В 50-70-е годы углубляется тревога, которая всегда сопутствовала мировоззрению Ф. Тютчева. Жизнь становится все мрачней и безысходней. Он рассуждает о двух роковых силах, которые участвуют в каждой судьбе от рождения до могилы, о Смерти и Суде людском. И даже когда он восхищается тем, как тают в небе облака, как медовый аромат веет с полей, он не может эту теплую картину не закончить торжественно и серьезно: пройдут века, мы уйдем, но все также будет течь река и поля лежать под зноем. В эти годы и будут написаны строки «Природа - сфинкс», стихотворение краткое и афористичное. Как и многие другие вышедшие из-под пера поэта-философа произведения.

«Природа - сфинкс»

Философски размышляя о тайнах бытия, 66-летний поэт в 1869 году приходит к выводу, что все тайны - это пустые выдумки.

Загадки сфинкса-природы - это и не загадки вовсе. В них нечего разгадывать, их надо просто принять. Вот это желание просто слиться с чем-то огромным с юности преследовало поэта, поскольку он знал, что катаклизмы человеку не под силу изменить. Верующий человек в нем подвергает сомнению тайну создания мира Творцом. Загадки в природе, может быть, никогда и не было, даже не вопрошает, а утверждает автор. Воспринимать как бессмыслицу, как пустое, как то, что природа - сфинкс, Тютчев может только совершенно разуверившись в промысле Создателя. К этому времени пройдет горькая череда утрат: Е. Денисьева умерла в 1864 г., их дети - дочь Елена и сын Николай - в 1865 г., мать - в 1866 году, а много ранее - жена Элеонора. И ничего изменить невозможно. В мрачном отчаянии, с абсолютным спокойствием выводит на бумаге афористичные строки «Природа - сфинкс» Тютчев. Четверостишие написано торжественным мерным пятистопным ямбом.

Одно из самых интересных стихотворений Федора Ивановича Тютчева — «Природа- сфинкс», написанное в 1869 году. Как и многие стихотворения великого лирика, оно необычайно кротко. Стоит заметить, что это не отрывок, сожженной или недописанной рукописи. Здесь все так, как было задумано самим Тютчевым.

Несмотря на такой размер, всего четыре строчки, стихотворение несет в себе ясную, убедительную и совершенно законченную мысль.
Стихотворение «Природа-сфинкс» можно было бы отнести к афоризмам. Ведь автор правильно и кратко изложил в нем гибкую и живую мысль, но в то же время она развернута на столько что, чтобы понять весь его замысел.

Из биографии Ф.И.Тютчева мы знаем, что в его судьбе было немало страданий и тягостей. Поэтому в минуты горести и боли природа казалась поэту «вечным бессмыслием». Так же мы знаем, что для Тютчева, как и для любого лирика, романтика, характерно рассуждение о таких вечных вопросах как: «в чем смысл жизни?», «что таит в себе природа?», «что же такое любовь?»
Здесь Тютчев рассуждает на тему природы. Она – «сфинкс», то есть умиротворенная, безжизненная, но в то же время поэт наделяет ее глубоким смыслом.

Итак, анализируя данное стихотворение, можно сделать вывод, что природа, окружающая нас, так хорошо нам знакома и открыта, на самом деле хранит в себе множество тайн, которые не под силу познать человеку. Она словно сфинкс- таинственная, спокойная, мудрая.

Написанное на закате жизни четверостишие, наполнено глубоким философским смыслом. Понимая, что его земной путь подходит к логическому концу, Тютчев оставил попытку узнать тайны мироздания. Он задумывается: возможно, никаких загадок и нет?

Может быть, всё предельно просто? Человек приходит в этот мир, чтобы просто пройти свой путь и выполнить своё предназначение. При этом долгие годы дипломатической службы научили его высказывать своё мнение аккуратными, завуалированными фразами. В одном кратком, лаконичном катрене Тютчев смог уместить все свои рассуждения о смысле бытия. И в то же время, он смог показать извечную проблему смысла существования в достаточно развёрнутом виде законченной фразой.

Написанное пятистопным ямбом, двусложной стопой и опоясывающей рифмовкой.

Для увлечённых творчеством Тютчева читателей нет ничего удивительного в том, что все произведения поэта сотканы из контрастов. Так и здесь, с одной стороны природа-сфинкс, жестокий и беспощадный, загадочный и непонятный. С другой - Загадки нет и не было у ней.

Необъяснимо, как в поэте могли одновременно уживаться два таких разных человека. Один восторгался природой, восхищался неповторимой красотой мира. Об этом, в особенности красноречиво, говорит его ранняя пейзажная лирика. Другой был исполнен ощущения горечи и непонятного трагизма, особенно в конце жизненного пути.

Что порождало такие мысли? Возможно личная, неудачно сложившаяся жизнь, оставила такой отпечаток на творчестве Тютчева. Но, лишённый поддержки любимой женщины, поэт со временем стал всё больше задумываться о бренности существования. На фоне величества природы жизнь человека уже не кажется ему такой значимой, он не предаёт ей больше такого колоссального значения. Удивительно, как личные обстоятельства влияют на творчество талантливых людей.

Анализ стихотворения Природа - сфинкс. И тем она верней… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…) 7 класс

    Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца

  • Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

    Заболоцкий написал произведение под названием «Журавли» в 1948 году на этапе своей жизни. Стихотворение само по себе очень печальное, и даже трагичное, так как сам сюжет произведения – очень необычайно

  • Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

    Это стихотворение о чувствах и отношениях. Оно искренне написано от первого лица – самой поэтессы. Она влюблена, но чувства вызывают лишь смятение в ней самой.

  • Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой Мандельштама

    Произведение представляет собой пример соединения в один образ реального события в жизни автора и исторических ассоциаций, которое они у него вызвали. В результате получилась яркая картина, приоткрывающая внутренний мир поэта.

  • Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю

    В стихотворении Я не люблю В. Высоцкий рассказывает о своих принципах. Он высказывает смело свою позицию, даже если она не соответствует общепринятой. Поэт делает это с помощью личного Я

Описания красот и переменчивости природы с помощью ярких эпитетов и метафор можно встретить в творчестве любого поэта-романтика. Действительно, что может вдохновлять лирика больше, чем стук капель дождя по карнизу, блики солнца на водной глади, распускающиеся весной цветы или заиндевелые ветви деревьев, гнущиеся под порывами сурового зимнего ветра?
В творчестве Федора Ивановича Тютчева природа тоже занимала важное место.

Поэзия Тютчева

Поэт и дипломат, публицист и политический деятель Ф. И. Тютчев родился в 1803 году практически в самый расцвет эпохи романтизма. Уже в ранние годы будущий лирик изучал классические языки, переводил на русский оды Горация и проявлял интерес к стихосложению.
Тютчеву доводилось жить не только на родине, но и в Германии и Франции. В 1821 году он прибыл в Мюнхен в составе дипломатической миссии, а в Россию вернулся лишь спустя 23 года. Как заграницей, так и на родине Федор Иванович вел активную публицистическую деятельность, интересовался политикой. Даже его стихотворения после возвращения в Россию стали носить политический характер, служа интересам государства.

Однако, как и любая всесторонне развитая и тонко чувствующая личность, Тютчев не стал ограничиваться одной лишь темой. Большого внимания достоин его “денисьевский цикл”, который состоит из стихотворений о любви, наполненных трагическими переживаниями и фатализмом. Его философская лирика - также важная составляющая наследия поэта.

Каждое стихотворение Тютчева - это сжатая ода, содержащая в себе глубокую мысль, насыщенная сильными образами, несмотря на краткую форму. Эти образы переходят из стихотворения в стихотворение, поэтому, чтобы понять поэта, нужно рассматривать его творчество в целом, ведь отдельное произведение не раскроет всей картины. Примечательно, что сам поэт никогда не видел себя в качестве профессионального литератора, что также немаловажно для анализа его творчества.

Многие сравнивают Тютчева с Пушкиным, но такое сравнение едва ли корректно, даже несмотря на то, что оба поэта с уважением относились к творчеству друг друга. Если Пушкин описывает человека, живущего в реальном мире, порой даже занятого будничными проблемами, существующего здесь и сейчас, то человек Тютчева находится вне этой реальности, он предстает прислушивающимся к голосу природы и стремящимся к звездам.

Стих Природа Сфинкс


Природа - Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

История стихотворения “Природа - сфинкс” и его ключевые особенности

Стихотворение «Природа – сфинкс» было написано в родовом имении Овстуг в августе 1869 года. Это был последний период творчества поэта и один из довольно напряженных периодов в его жизни. К тому моменту он уже разменял седьмой десяток и все чаще задумывался о бессмысленности бытия. Понимая, что время, отведенное ему, близится к концу, поэт отказался от поиска истины и попыток разгадать тайны природы, о чем явственно свидетельствует стихотворение “Природа - сфинкс”.

В это время Федор Иванович занимал должность тайного советника, то есть стоял на одной из высших ступеней карьеры чиновника. Впервые произведение увидело свет лишь спустя 17 лет после написания.

Особенности стихотворения:

Форма - катрен;
размер - пятистопный ямб;
стопа двусложная с ударением на втором слоге;
рифма опоясывающая (abba).


Стихотворение начинается неожиданно, сразу показывая читателю сильный образ: “Природа - сфинкс”. Пропущенный глагол добавляет ей некой твердости и однозначности. Дальнейшие строки поясняют мысль, изложенную в первой. Рифмуя во второй строке “человека” с “века” в третьей, поэт указывает на глобальность рассматриваемой философской проблемы, а открытый финал говорит о пессимизме, о безразличии природы к человеку.

Образ сфинкса

Тютчев уже в начале стихотворения использует этот сильный образ. Он говорит нам о величии, спокойствии, загадочности, но и жестокости. Достаточно вспомнить мифического сфинкса, злобное порождение Тифона и Ехидны, крылатую деву, пожирающую юношей.
С древнегреческого сфинкс (сфинга) переводится как “душительница”. Чудовище было послано к Фивам, чтобы задавать путникам сложнейшие загадки. Нет нужды напоминать, какая ужасная судьба ожидала того, кто оказывался недостаточно мудр, чтобы найти правильный ответ.

Мы сразу же видим два образа: природа, которая в человеческом сознании ассоциируется с матерью, дарующей жизнь, и сфинкс - жестокий монстр, отнимающий ее. То есть, перед читателем предстают два кардинально противоположных образа, которые тем не менее соединяются в один, сохраняя черты обоих. Однако нечто общее у них все же есть - мудрость. Загадки сфинкса, найти ответ на которые под силу далеко не каждому, может придумать лишь поистине мудрое существо, не один век живущее на свете. Что же касается мудрости природы, то она не подлежит сомнению.

Губительная сила

Природа в стихотворениях Тютчева, как уже говорилось, одна из центральных тем. Но предстает она в совершенно разном свете. Иногда она будто переживает человеческие чувства: поэт описывает ее “улыбающейся” и “смеющейся” в радостные моменты своей жизни, но в тяжелые минуты он преподносит ее нам как “вечное бессмыслие”.

Природа, словно мифический сфинкс, постоянно подбрасывает человеку загадки, заставляя его разум метаться в поисках истины. Сколько бы он ни искал ответы, ему никогда не разгадать ее главную загадку: тайну жизни и смерти. Мы можем исследовать мир вокруг, в теории даже покорять просторы Вселенной, но время нам никогда не победить.

Природа предстает поистине жестокой, губительной силой: она создает нас подверженными увяданию и неминуемой смерти. По ее милости наше тело создано хрупким, а разум недостаточно совершенным, чтобы постичь все ее тайны. Но природа постоянно искушает пытливый ум, ее загадочность манит, заставляет нас искать смысл своего существования.

Веками человечество не может ответить на вопрос о том, зачем оно существует, не может достичь гармонии с окружающим миром. Поиски смысла, а точнее - осознание того, что единственного верного ответа на этот вопрос не существует, губят человеческий разум, заставляют его осознавать бессмысленность своего существования, чувствовать себя лишь мелкой песчинкой во Вселенной.

Безразличие природы

Поэт допускает, что нет тех загадок природы, над которыми бьется веками человечество. Природа не “выдумывала” ничего специально для нас, мы - не венец творения, мы важны не более, чем муравей, камень или любое другое ее творение, ей все равно, что мы делаем, как мы живем и умираем, ее не волнует, найдем ли мы ответ на вопрос, что же ждет человека после смерти. Природа существует сама по себе. У нее нет к человеку никаких вопросов, нет никаких ожиданий, она вообще не нуждается в человеке.

Заключение

Если рассматривать лирику Тютчева в целом (а именно такой подход, как уже говорилось, можно считать наиболее правильным), то, с одной стороны, мы видим природу безразличной и отстраненной, с чем поэту тяжело смириться, его стихи пропитаны чувством безысходности и болью. Но, с другой стороны, лишь природа способна исцелить человека. Хоть эта мысль и древняя, как сам мир, в стихотворениях Тютчева она обретает новые краски. Такие противоречия и крайности - это, пожалуй, основа его лирики, поэт будто постоянно мечется между восхищением красотой и величием природы и страхом перед ее силой.

Конечно, большая часть стихотворений, посвященных природе, пропитана восторгом, поэт самозабвенно созерцает ее красоты. Но в поздний период его творчества, к которому и относится “Природа - сфинкс”, все чаще в произведениях появляются нотки трагизма и фатализма.
Поэту всегда были свойственны поиски истины, ответа на вопрос о смысле существования, разгадки тайн бытия. Его волновали фундаментальные вопросы мироздания. С течением лет он все четче осознавал неизбежность увядания. Он понимал, что на фоне огромной и вечной Вселенной жизнь человека - ничто. Чем дальше, тем больше его начинала волновать бессмысленность человеческого существования. Он приходит к мысли о том, что жизнь бесполезна, каждый отдельно взятый человек просто существует, у него нет какой-либо особой миссии, он приходит в этот мир просто так, как дерево, насекомое или камень.

В стихотворении природа предстает великой искусительницей, которая сумела обмануть человека, заставив его думать над загадками, которых и вовсе не существует. По мнению Тютчева, человеку остается лишь признать свое поражение и смириться с тем, что природа никогда не покажет ему свое истинное лицо, что он никогда не найдет ответы на свои вопросы. Здесь мы снова натыкаемся на противоречие: природа и загадочна и не имеет загадок одновременно. По крайней мере таких, которые человеку под силу разгадать. Сфинкса поэт больше не видит живым чудовищем, он превратился в безжизненное каменное изваяние.

Однако все же у Тютчева встречаются жизнеутверждающие стихотворения, хоть и реже. В них он призывает жить вопреки тем силам, которые хотят нас погубить. О смерти же он практически не размышляет, для него она - нечто, происходящее мгновенно, он не романтизирует ее, ничего от нее не ждет.

Мастерство Ф. И. Тютчева вызывало восхищение у его современников, вызывает и по сей день. В каждом коротком стихотворении кроется глубокая мысль. Возможно, дипломатическая служба научила его настолько лаконично доносить свои переживания. Едва ли многим удалось бы так искусно подбирать образы, чтобы в одном четверостишье выразить всю боль от осознания бессмысленности жизни и заставить читателя тоже почувствовать ее, задуматься: а стоит ли вообще пытаться разгадать тайны бытия?

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа...» поэт ополчился на тех, кто не верит в одухотворенность природы, в то, что у нее есть душа, а в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах...» утверждал, что она внутренне гармонична и прекрасна. Но и в том и в другом случае природа содержала некую загадку, которую Тютчев и предлагал разгадать себе и человечеству. Теперь все иначе:

    Природа - сфинкс. И тем она верней
    Своим искусом губит человека,
    Что, может статься, никакой от века
    Загадки нет и не было у ней.

В этом поэтическом афоризме содержится прямо противоположное прежним стихотворениям мнение. Человек и природа изначально враждебны, причем не человек вносит разлад и дисгармонию в природу, а природа провоцирует человека отыскивать в ней несуществующие тайны. Она уподоблена злобному мифическому чудовищу сфинксу и метафорически наделена губительным инстинктом. Однако в отличие от мифического сфинкса, который задавал путникам загадку, у природы такой загадки вообще нет, и она, природа, лишена внутреннего смысла и несостоятельна. Идея стихотворения может быть повернута иной гранью: Тютчев написал скорее всего не о «виновности» природы, а о слабости человеческой мысли, поскольку не природа содержит загадку в себе и побуждает человека ее разгадать, а сам человек приписал природе несвойственную ей тайну и тщетно пытался и пытается в нее проникнуть. Свой собственный «искус» человек сделал побуждением природы, ее вызовом, будто бы обращенным к нему, и стал отвечать на этот вызов. Придумав несуществующую загадку, человек, естественно, не может ее разгадать и «тем... верней... губит» себя. Ситуация выглядит вдвойне парадоксальной, поскольку «искус», идущий от человека, осмыслен принадлежащим природе.

Впрочем, и это стихотворение лишь один из моментов поиска истины. Согласно другим стихотворениям Тютчева, природа не знает ни времени, ни пространства.

С особой силой эта тема развернута в стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...» (1871).

Во второй половине августа 1871 года Тютчев побывал в селе Вщиж Брянского уезда Орловской губернии, которое некогда было удельным княжеством. Там сохранились древние курганы - памятники удельных распрей и сражений. Но теперь, во время приезда Тютчева, «от жизни той, что бушевала здесь», «уцелели»

    Два-три кургана, видимых поднесь...

Эта картина, выдержанная в духе исторической элегии, наводит поэта на философское размышление:

    Природа знать не знает о былом,
    Ей чужды наши призрачные годы...

Помимо того что природа не знает ни времени, ни пространства, она еще лишена памяти. Кроме того, у человека и природы разные сроки жизни: природа вечна и бесконечна, тогда как отдельный человек смертен и конечен, и потому ему отведены «призрачные годы». Это переживание рождает у поэта изящную метафору: «И перед ней мы смутно сознаем/Себя самих - лишь грезою природы». Человек сколько угодно может мыслить себя отдельно от природы и даже гордо противополагать себя ей как «мыслящий тростник», но «смутно сознает» печальную для него истину, которая умеряет его претензии. С точки зрения вечной природы, все войны, схватки, сражения, битвы, вся жизнь и все «подвиги» выглядят «бесполезными», потому что по-прежнему природа равнодушна к человеческим деяниям, по-прежнему, несмотря ни на какие разрушения, торжествует жизнь и красота.

Тютчев неожиданно роняет слово «приветствует», которое свидетельствует вовсе не о равнодушии природы к человеку, о чем он только что сказал, а о способности ее умиротворять страсти, желания, порывы и восстанавливать мировой порядок, не терпящий обособленности человеческой личности из «общего хора», согласно другому стихотворению поэта.

Та же тема по-иному развита в других стихотворениях.

Весна, как и другие времена года, бессмертна. Она каждый раз «в условный час слетает» на землю и, подобно божествам, «блаженно-равнодушна». Весна «не ведает», «была ль другая перед нею», была ли она краше или нет. Сама природа не может сказать о себе, красива она или безобразна, гармонична или дисгармонична. Природа не может оценить себя, потому что она стихия. В ней есть душа, есть особый язык, но нет сознания. Разум, сознание, рассудок даны человеку, который выделился из природы и получил возможность оценивать ее не изнутри, а со стороны, извне. Поэтому, когда человек растворяется в природе и сливается с ней, он теряет способность оценивать природу с эстетической точки зрения. Он становится сам природой, таким же блаженно-равнодушным, как и она, и утратившим знание о себе. Но, выделенный из природы, он обретает сознание, которое сигнализирует ему, что между ним и природой разлад. Он жаждет гармонии и думает, что, погрузившись в природу, достигнет гармонии. Потому-то он так рвется соединиться с ней. Однако в таком случае он должен принести в жертву свое «человеческое я», и тогда он лишится сознания, разума и не сможет ни почувствовать, ни понять, обрел ли он гармонию с природой, как не чувствует и не понимает этого сама природа, которая просто живет своей блаженно-равнодушной жизнью.

Таков один из трагических ответов, которые дает лирика Тютчева на коренные вопросы об устройстве бытия. Первоначально в природе были слиты все первоосновы бытия, все его первоэлементы (например, вода и огонь). Точно так же с природой был слит и человек. Это время созидательно-разрушительного господства стихии было эпохой синкретизма, где все существовало в нерасчлененном, связанном виде. В процессе космогонической эволюции из хаоса, «животворного океана», образовался порядок, космос, возник разум и его носитель - человек, который покинул стихию, выделился из нее, обособился от природы и словно бы перестал быть ее частью. Исходное единство Вселенной, всего сущего (синкретизм) было нарушено. Платой за выход из хаоса, за космос и разум стало исчезновение единства Вселенной, возмездием за разрушенную связь с природой - преследующая человека тоска по единству и жажда уничтожения своего «я» путем возвращения в материнское лоно хаоса.

Трагическая вина человека усугубляется тем, что он стал гордо презирать породивший его хаос и возвысился над природой, тем, что он объявил свое «я» высшей реальностью бытия. Однако природа отвергает глупую и наивную гордость человека. Отпав от природы, человек страшится некогда родных для него бурь, страшится «древнего», «родимого» хаоса, откуда изошел («День и ночь»). Его «дневное», «культурное» сознание то пугается стихий, то, слыша завывания ветра, угадывает в них «любимую повесть». И тогда его душа тоскует по целому, тоскует по природе, страдая в сиротливом и безнадежном одиночестве и сетуя на «дневное» бытие как на нечто иллюзорное и ложное. Однако Тютчеву часто жаль расстаться с «человеческим я», с индивидуальностью и самоценностью, и при переходе границы между «человеческим» и «природным» он испытывает драматические колебания. И это понятно: человеку оставлен небольшой выбор между ограниченным и конечным, узким, привычным, знакомым, конкретным «дневным», «культурным» личностным сознанием и его вечным, грандиозным, величественным «ночным» инобытием - всепоглощающей бездной, беспредельным, абстрактным и безличным хаосом. Поэтому Тютчева привлекают пограничные состояния - не день, не ночь, а мглистый сумрак. Он питает тайную надежду занять место между двумя мирами, на границе дня и ночи, совместить несовместное:

    О вещая душа моя!
    О сердце, полное тревоги,
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!..

Душа мыслится «жилицей» сразу и одновременно «двух миров», ее волнуют и земные «страсти роковые», и небесный рай: она

    Готова, как Мария,
    К ногам Христа навек прильнуть.

Хотя большую часть написанного Тютчевым составляют стихи, посвященные природе, но стихотворений, передающих просто конкретно-чувственное переживание природы, у Тютчева немного. Одно из таких чисто пейзажных стихотворений, которое очень любил Л. Н. Толстой, - «Есть в осени первоначальной...». Глаз Тютчева зорок к деталям пейзажа и рождаемому картинами природы настроению. Он чувствует прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор. Поле-труженик, выполнив «работу», отдыхает. Поэт находит выразительный образ - «Лишь паутины тонкий волос/Блестит на праздной борозде». «Отдыхающее поле», прежде чем покрыться снегом, заслуженно «награждается» свыше: на него «льется чистая и теплая лазурь».