Психоанализ. Психоанализ фрейд

Зигмунд Фрейд внес поистине неоценимый вклад в развитие психологии. Он стал

родоначальником психоанализа (глубиной психологии ), впервые

употребив этот термин в работе 1891 года. Фрейд использовал слово “психоанализ”

для обозначения теории личности, а также метода лечения психических

расстройств. Теорию Фрейда называют еще психодинамической теорией личности,

поскольку основное внимание в ней уделяется динамике и конфликтным

сторонам психических процессов . В основе психодинамических теорий лежат

два основных постулата. Во - первых , люди часто не догадываются об

истинных мотивах своего поведения, другими словами, мотивы их поведения часто

находятся в области бессознательного. Во - вторых , защиты психики от

воздействия неприятных или нежелательных мыслей и эмоций используются защитные

механизмы.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области:

Это метод лечения функциональных психических заболеваний,

Теория личности и

Теория общества. Стержень всей системы - это его взгляды на развитие и

структуру личности человека.

Фрейд считал, что ничего в психической жизни человека не происходит без

причино. Основы психической активности заложены в бессознательной сфере

человека, а особенности психики формируются в раннем детстве. Структура

психики совпадает со структурой личности; психика состоит из 3 - х основных

Бессознательного “ид ”;

Сознательного “эго ”;

Сверхсознательного “супер - эго ”.

Инстинкты (бессознательное):

Агрессивные - тонатические (стремление к смерти );

Поддерживающие (“эрос”) - энергия жизни -

психосексуальная. Либидо - та специфическая энергия, которая

связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии,

Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Распределение энергии - катексис - происходит в раннем детстве.

Процесс катектирования - процесс перехода из одного состояния в другое;

из тонатической энергии в поддерживающую и наоборот.

Наше “Я ” стремится к удовольствию, на этом построена наша жизнь.

Т. о., с его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к

окружающей, враждебной, среде. Движущими силами психического развития служат

врожденные и бессознательные влечения (чувства). Основой психического

развития является эмоции и мотивы человека.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов

психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то

хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер - Эго. Главные механизмы защиты

являются следующие:

1. Вытеснение - самый неэффективный механизм, т. к. при

этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в

деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности, которое дает

о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок,

описок, оговорок.

2. Регрессия - временный переход на более ранний,

примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот

психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным

(например, детский плач у взрослого, кусание ногтей, жевание резинки или

табака, вера в злых духов или добрых...).

3. Рационализация - приписывание своему поведению

неправильных, но удобных, не вредящих самоуважения причин. Не осознавая

реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но

морально приемлемыми мотивами.

4. Проекция - приписывание другим те желания и чувства,

которые человек испытывает сам. Если субъект, которому было приписано какое -

либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный

механизм действует достаточно успешно. Этот защитный механизм позволил в

дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования

личности (просьба закончить неоконченные фразы или рассказы либо

составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам).

5. Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация

То есть перенесение нереализованной энергии в другие области - труд,

творчество, спорт. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней

происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (очищение) человека

от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психологии были

разработаны основы терапии искусством - арт - терапии.

Либидозная энергия является основой развития личности, характера

человека, и, соответственно закономерностей ее развития. Фрейд создал свою

периодизацию. Стадии психосексуального развития:

1. От 0 - 1 года - либидо - объект , ребенок нуждается в

постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап носит название

оральной стадии.

2. Либидо - субъект , для удовлетворения своих инстинктов ребенку

не требуется никакой внешний объект, период нарциссизма:

а) до 3 - х лет - анальная стадия;

б) 3 - 5 лет - фаллическая стадия - идентификация себя среди

других, появляются комплексы: Электры, Эдипов комплекс.

в) латентная (скрытая ) - до 12, 13 лет - основные виды

деятельности общественно - полезная.

3. Либидо - объект , т. к. для удовлетворения либидозного влечения

человеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальной

(объект влечения - противоположный пол).

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивидуального

человека, но и общества. Он писал, что вождь племени является своего рода его

отцом, к которому мужчины испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его

место. Табу регулирует социальное поведение людей. Позднее последователи

Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла

особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в

развитии либидо.

В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место

родителей, доминирующее положение которого он признает, безусловно. Основа

выздоровления - это внушение, такая терапия было названа

директивной.

Индивидуальная психология” А. Адлера.

Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В

противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта,

Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена

достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей

силой, данной человеку от рождения, Адлер считал агрессивное стремление к

превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и

вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие

компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является

одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Развитие

личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного

построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.

Суть его теории - каждый человек имеет какой - либо физический или иной

недостаток, недостаток, как правило, начинает осознаваться, когда человек

начинает общаться с другими людьми. Наличие недостатка приводит к чувству

неполноценности.

Положительными сторонами чувства неполноценности является то, что недостаток

заставляет человека достигать каких - либо успехов в других областях, т. е.

стремится к устранению данного недостатка.

Отрицательные стороны выражаются в следующем: чувство неполноценности может

развиться в комплекс неполноценности. Этому способствует: физическое уродство

(ущербность), гиперопека, отверженность.

Центральной идеей его теории является мысль о бессознательном стремлении

человека к совершенству.

Переживания неполноценности естественно в силу того, что каждый ребенок видит

окружающих более сильными, более умными, более компетентными. Эти переживания

могут усугубляться недемократическими отношениями ребенка с родителями и

сиблингами (братьями и сестрами).

Опыт отношений, получаемый ребенком до 5 летнего возраста, является решающим

для развития детского характера, именно этот период определяет характер

человека вообще.

Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии

самоутверждения, удовлетворения “воли к власти”. Однако впоследствии, он стал

говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом

существует два пути:

- конструктивный - самоутверждение в деятельности во благо другим

и в кооперации;

- деструктивный - за счет унижения других и эксплуатации.

Сформировавшийся комплекс неполноценности можно изменить. Изменение должно

касаться 3 - х сфер жизни человека:

Стиль жизни по Адлеру - это индивидуальное соотношение работы, дружбы,

любви . Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым

человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль

приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Как часть своего

жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер

называет это схемой апперцепции. Адлер полагал, что

только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее

дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. С другой стороны,

недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство

неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни.

Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный “комплекс

неполноценности”, важно:

1. понять специфический стиль жизни человека;

2. помочь человеку понять себя;

3. усилить социальный интерес.

Аналитическая психология” К. Г. Юнга.

В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации». Процесс

индивидуации обусловлен всей совокупностью душевных состояний, которые

координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих

созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души,

считая ее неотъемлемым компонентом процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для

«расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости

(исцеление). С такой точки зрения психические нарушения – не просто неудача,

болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и личностной

целостности.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:

-коллективного бессознательного , его содержание архетипы -

первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира,

существующие наподобие инстинктов.

-индивидуального бессознательного , его содержание составляют комплексы.

-сознание.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:

-Эго - центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”.

Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При

нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

-Персона - центр личного сознательного - визитная карточка

“Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую

мы играем в обществе. Играет две основные функции: - может подчеркивать нашу

индивидуальность, неповторимость; - служит формой защиты (принцип - “быть

таким, как все”).

-Тень - центр личного бессознательного (желания,

переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с

нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции

тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый - зол, злой - добр.

-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) - бессознательная часть личности - это те части души, которые

отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их

развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует

поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых

образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного,

они преломляются в индивидуально - бессознательные архетипы.

-Самость - бессознательный архетип, главная задача которого

в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей

личности).

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа:

-экстраверты - люди, которые максимум своей психической

энергии направляют во “вне”, на других людей.

-Интроверты - люди, которые всю энергию направляют во внутрь себя.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее

сторон полностью подчинить другую.

Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстра -

интровертности и развитии четырех основных психических процессов:

мышления и ощущений (рациональные психические функции),

чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).

У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро

Или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека:

ощущенческо - мыслительный тип - это когда в сознательном уровне -

ощущения и мышление, а в бессознательном - чувствование и интуиция. И

чувственно - интуитивный тип - в сознательном уровне - чувствование

и интуиция, а в бессознательном - ощущения и мышление.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не

только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень

важным для личностного роста человека.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается

пассивным, он часто должен играть самую активную роль в сеансе. Кроме свободных

ассоциаций, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации

Помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из

других источников.

Каждому из нас снились необычные, удивительные грезы, которые наутро мы могли припомнить в деталях. Первое, что приходит на ум после пробуждения любому человеку, – посмотреть в толкователе значение увиденного сна.

Один из самых известных сонников разработал основоположник теории психоанализа, австрийский ученый . Психоанализ Фрейд считал единственным инструментом, способным выявить скрытые переживания, тревоги, страхи, находящие выражение в наших сновидениях в довольно причудливых формах.

Так что такое психоанализ? В своей книге «Введение в психоанализ» Фрейд написал о том, что метод направлен на выявление скрытых, подавленных переживаний индивида, которые могут привести к росту внутреннего напряжения, углублению конфликта между составляющими личности, а как следствие – к различного рода психическим расстройствам. Современная психология считает несомненным преимуществом метода психоанализа то, что человек рассматривается как единство противоположностей, находящихся в постоянной борьбе друг с другом.

Немного истории

Судьба Зигмунда Фрейда была довольно непростой. Он родился 6 мая 1856 года в городе Фрайберге, в еврейской семье. Мальчик был амбициозен, мечтал стать министром или генералом. Однако в те времена в Австрийской империи для евреев выбор специальностей был невелик: юриспруденция или врачевание.

Будущий основатель психоанализа поступил в Венский университет и перескакивал с факультета на факультет. Метания Фрейда продлились недолго, вскоре он окончательно выбрал медицину. Фрейд был неординарной личностью: доподлинно известно, что он свободно говорил на восьми языках, состоял в престижных научных сообществах, обладал феноменальной памятью. Фрейд является автором огромного количества научных работ, помимо этого он ввел в медицину термин ДЦП, стал известен как автор революционного подхода к лечению разного рода психических расстройств.

Несмотря на все достижения Фрейда, представители научного сообщества того времени подвергли психоанализ жесткой критике, а многие не стесняясь называли автора метода шарлатаном и сексуально помешанным маньяком.

В биографии психоаналитика есть другие интересные моменты: некоторое время он изучал полезные свойства кокаина, лечил от наркотической зависимости этим веществом, призывал пить небольшое количество порошка, растворенного в воде, для улучшения самочувствия. Известно и то, что Фрейд страдал весьма забавными фобиями: он боялся цифр 6 и 2, папоротников и пистолетов, не смотрел в глаза собеседнику, никогда не дискутировал, считая, что его мнение единственно верное.

Умер Фрейд в возрасте 83 лет от летальной дозы морфия. Он страдал тяжелым недугом, причиной которого было чрезмерное увлечение курением. Многие считают, что психоаналитик прибег к эвтаназии, чтобы избежать сильных болей, сопутствующих этому заболеванию.

Теоретические основы метода

История психоанализа столь же необычна, как и биография ученого, разработавшего этот метод. Работая в Париже под руководством видного психиатра Жана Шарко, Фрейд занимался исследованиями и выявлением причин возникновения неврозов.

Ученый обнаружил, что поведение и поступки человека контролируются не только его сознанием, но и еще некой бессознательной составляющей, вступающей в конфронтацию с установленными обществом нормами и правилами. По мнению Фрейда, это противостояние и приводило к возникновению различного рода расстройств.

Для разработки нового подхода к лечению психических заболеваний Фрейд проводил собственные исследования, а также использовал данные других ученых. Теория психоанализа уникальна, она отлична от остальных направлений тем, что не рассматривает отдельные проблемы человека, а анализирует его как целостную личность. Кратко рассмотрим основные положения психоанализа.

1. Классический психоанализ зиждется на детерминизме биологической составляющей, а именно на постулате о том, что физиологические и сексуальные потребности превалируют над остальными. Современная психология уже не уделяет такой существенной роли этим составляющим.

2. Психический детерминизм говорит о непрерывности душевной жизни человека. Каждый поступок человека имеет скрытый или явный мотив и определяется предшествующими событиями.

3. Выделение трех компонент психической жизни: сознательного, предсознательной составляющей и . Первая компонента – то, что человек переживает, чувствует и думает; предсознательное – средоточие фантазий и желаний; третья – то, что вытесняется из сознания, подавляется внутренним цензором личности. Психология с точки зрения Фрейда должна уделять особое внимание именно этому сложному механизму.

Психоанализ личности – одна из самых интересных разработок ученого. Фрейд выделил три составляющих в структуре личности: Ид, Эго и супер-Эго. Первая составляющая – Ид – есть совокупность уникальных характеристик, заложенных при рождении, это источник энергии и бессознательная часть личности. Вторая часть – Эго – сознательная, постоянно контактирующая с внешней средой. Третья является контролером, вместилищем моральных норм, правил, ограничений, диктуемых цивилизованным обществом.

Техники психоанализа состоят из нескольких этапов: продуцирование, анализ, рабочий альянс. На этапе продуцирования можно выделить такие методы психоанализа, как свободная ассоциация, сопротивление, . Каждый из этих методов имеет свои особенности и область применения.

Первый метод психоанализа использует ассоциации для постижения глубинных бессознательных процессов человеческой психики. Полученные данные анализируются и используются для терапевтического воздействия с целью коррекции поведения человека. Метод предполагает совместную работу пациента и врача над снижением внутренней напряженности.

Процесс постижения причинно-следственных связей, изменение личностных установок, формирование нетипичного вида поведения часто у пациентов встречает негативную реакцию – сопротивление. Этот феномен является общепризнанным и выражается в стремлении не дать установить настоящие источники возникновения проблемы. По мнению Фрейда, такое сопротивление является неосознанным, это следствие попыток воссоздания вытесненных переживаний в сознании.

Третий метод психоанализа предполагает проведение сеансов, в ходе которых пациент озвучивает любые приходящие в голову мысли. Беседуя с психотерапевтом, пациент подсознательно переносит свойства своих родителей на доктора. Успешность работы в этом случае во многом зависит от того, насколько доверительные отношения сложились между лечащим врачом и его подопечным.

Аналитический этап подразделяется на четыре шага: конфронтация, интерпретация, прояснение, проработка. Рабочий альянс предполагает существование между пациентом и психотерапевтом конструктивных и продуктивных отношений, направленных на целенаправленное решение проблем на аналитической стадии. Стоит упомянуть и о методе толкования сновидений, направленном на поиск истины, скрытой за деформированными образами.

Философия психоанализа такова, что этот метод не только является строго научной концепцией, но и используется в терапевтической практике для исцеления душевных недугов пациентов. Фрейд считал, что разработанные им основы психоанализа должны стать бесспорной истиной для всех практикующих специалистов. Анализ бессознательных процессов, протекающих в психике человека, концепция сопротивления и подавления, Эдипова комплекса, полового развития, – вот настоящий предмет исследования любого психотерапевта.

Стоит упомянуть о трудах других авторов, также внесших весомый вклад в развитие теории. Свой аналитический психоанализ разработал, взяв за основу выкладки Фрейда. Второе направление – индивидуальный психоанализ – основал и развил австрийский психолог . Оба ученых сходились во мнении, что превалирование сексуальных побуждений над остальными безосновательно преувеличено, но теория бессознательного действительно имеет серьезную научную основу.

Юнгианский подход наиболее интересен и в качестве движущего мотива рассматривает стремление к власти как способу компенсировать чувство неполноценности. Юнгианский метод рассматривает два типа бессознательного – коллективное и личное. Широко известно деление людей на два типа: экстраверт (направлен вовне) и (сосредоточен в себе).

Современный взгляд на теорию

На современном этапе развития психология имеет довольно разнообразный инструментарий для исследования проблем человеческой психики. Однако несомненным авторитетом пользуется именно психоанализ, основные положения которого претерпели некоторые изменения под влиянием таких видных ученых, как Адлер, Юнг, . Так, меньшее значение стало придаваться побуждениям сексуального характера, было признано безусловное влияние бессознательного на психику человека, появилось понятие коллективного бессознательного.

Современный психоанализ развивается по трем направлениям:

  • Прикладной психоанализ – направлен на решение глобальных социальных задач.
  • Клинический – используется для помощи людям, имеющим психологические проблемы.
  • Теоретический – психология должна развиваться, а для этого нужно вырабатывать новые подходы к решению стоящих перед наукой задач.

Понятие «психоанализ» в психологии неразрывно связано с именем Фрейда, который внес значительный вклад в развитие науки, несмотря на все нападки со стороны приверженцев традиционного подхода того времени. Во многом благодаря трудам этого ученого современная психология вышла далеко за рамки лечения неврозов. Развитие психоанализа привело к появлению многочисленных разновидностей метода, подтвердивших справедливость главного утверждения Фрейда о существовании бессознательного в человеческой психике. Автор: Наталья Кузнецова

Психоанализ самостоятельно в контексте статьи - это 28 вопросов, которые должен периодически задавать себе каждый, кто хочет всегда быть на гребне волны. Представленные ниже вопросы помогают навести порядок в голове и настроить свое бессознательное так, чтобы при любых обстоятельствах принимать решения, которые ведут к успеху. Причем эти вопросы полезно задавать себе и успешным, и менее успешным людям. При успешном положении дел такой самоанализ поможет минимизировать возможные ошибки в делах и не провалиться. При затруднениях - поможет найти правильный выход и достичь вершин. Вы сможете понять себя, понять, что делаете не так и дальше идти уже правильным путем.

Несмотря на то, что предложенный самоанализ - полезная штучка, все же не перебарщивайте с ним. Чрезмерное увлечение им может завести не туда. К тому же, для того, чтобы получить нужный результат необходимо быть максимально честным самим с собой, что мало у кого получается сразу с непривычки без помощи специалиста. Также, не факт, что Вы правильно поймете, правильно интерпретируете все Ваши ответы на предложенные вопросы. Поэтому не торопитесь, не заморачивайтесь, а просто следуйте инструкции и потихонечку анализируйте полученный в результате опроса самого себя материал. При затруднениях, при возникновении тревоги обязательно следует обратиться к психологу или психотерапевту.

Задавайте себе вопросы постепенно, не все сразу, а по сериям. Обдумывайте ответы на каждую серию вопросов (3 – 5 вопросов из списка) не менее 2 – 3 дней. Записывайте любые ответы (в блокнот, на диктофон и т.п.), которые Вам будут приходить в голову в течение этих дней. Проанализируйте полученные ответы. Затем приступайте к следующей серии вопросов.

  1. На сколько лет Вы себя ощущаете?
  2. Что лучше: жалеть о том, что сделано или о том, что мог бы сделать и так и не попробовал?
  3. Каких дел в Вашей жизни больше: тех, что Вы любите делать или тех, что не любите? Почему?
  4. Чего в Вашей жизни больше: разговоров или реальных дел?
  5. Если бы совершенно все было возможно, что бы Вы изменили в своей жизни? Распределите ответы в порядке важности. Что у Вас стоит на первом месте? Что Вам мешает сделать это?
  6. Чем бы Вы хотели заняться даже в том случае, если Вам самим придется платить за возможность заниматься этим делом?
  7. Вы действительно верите в то, что делаете, верите, что у Вас получится, или пытаетесь верить?
  8. Если бы Вам осталось жить пару месяцев, что бы Вы изменили в своей жизни?
  9. Что в этой жизни Вы делаете не так, как другие? Что в Вас особенного?
  10. Есть ли в Вашей жизни то, что Вам уже не нужно и пора отпустить?
  11. Если Вы вызвали лифт, и он уже едет к Вам. Ускорит ли его прибытие то, что Вы будете продолжать нажимать на кнопку вызова лифта?
  12. За что Вы можете поблагодарить жизнь?
  13. Что Вы будете делать, если Ваш страх стал реальным?
  14. Вспомните то, что Вас сильно расстроило лет 5 назад? Какое значение для Вас это событие имеет сейчас?
  15. Какое у Вас в ближайшее время было самое счастливое воспоминание? А 10 лет назад?
  16. Что позволит Вам чувствовать себя уверенным самодостаточным человеком?
  17. Какие пять шагов Вы готовы сделать уже сейчас для достижения своей цели?
  18. Если Вы сейчас рискнете сделать то, что хочется Вам. Что Вы теряете?
  19. Можно ли точно знать, что добро, а что -зло? Аргументируйте.
  20. Если бы Вы сейчас получили в подарок очень крупную сумму денег, которой Вам бы хватило на безбедное проживание до конца своих дней. Вы бы бросили свою нынешнюю работу?
  21. Что для Вас важнее: иметь высокооплачиваемую работу, на которую уходит практически все Ваше время или иметь менее оплачиваемую работу, но которая Вам нравится, и которая оставляет много свободного времени для другого?
  22. Если бы у Вас была возможность навестить только одного человека из тех, кого Вы знаете, к кому Вы пойдете?
  23. Вы живете или существуете?
  24. Боитесь ли Вы совершать ошибки? Почему? Вспомните, какие ошибки Вас хоть чему-то научили?
  25. Если бы Вы знали, что Вас никто не осудит, что бы Вы изменили в своей жизни?
  26. Что Вы любите? Ваши лакомства? Интересы? Любимые занятия?
  27. Вы идете по жизни туда, куда сами хотите идти или кто-то Вас ведет по своей дороге?
  28. Чего Вы хотите? Зачем Вам это? Что Вы можете сделать уже сейчас для достижения этого?

Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.

Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями.

Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами.

Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли.

При ближайшем рассмотрении теории психоанализа выясняется наличие трех элементарных, взаимозависимых и восполняющих друг друга частей: сознательного, предсознательного и бессознательного.

Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида. При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное. Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть.

Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной, в связи с чем полезно понимать, что психоанализ как раз и сконцентрирован на имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного.

Стоит отметить, что психоанализ в психологии оперирует глубинными аналитическими механизмами, такими как:

  • исследование самопроизвольных поступков, совершаемых в обыденной жизни;
  • исследования с использованием независимых ассоциаций, через интерпретацию снов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Поведение человека, прежде всего, регулируется его сознанием. Фрейд выяснил, что за вывеской сознания скрывается некая его прослойка, неосознаваемая индивидом, но побуждающая его ко множеству похотей и наклонностей. Ввиду специфики своей деятельности, он был врачом-практиком, наткнулся на целый пласт неосознанных мотивов.

Во многих случаях именно они становились источником нервных и психических заболеваний. Сделанное открытие способствовало поиску средств, которые бы могли помочь пациенту избавиться от противоборства явного и скрытого в глубине сознания. В результате появился психоанализ Зигмунда Фрейда – средство душевного высвобождения.

Не остановившись на лечении невропатических расстройств, Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа с внедрением их в практику.

Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность. В классическом варианте психоанализ заявил о рождении совершенно новой системы психологии и нередко событие это называется психоаналитическим переворотом.

Теория психоанализа

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны. Начало двадцатого столетия ознаменовалось зарождением новой психической модели, позволившей совершенно с другой стороны взглянуть на проявление внутренней психологической напряженности.

В пределах созданной модели были вычленены три ключевых компонента, названных: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Объект тяготения каждого индивида – это «Оно», причем все протекающие в нем процессы совершенно бессознательны. «Оно» является зародышем «Я», которое вылепливается из него под влиянием окружающей индивида среды. При этом «Я» – очень непростая совокупность отожествления с другими «Я», которая действует в плоскостях сознательного, предсознательного и бессознательного, исполняя роль психологической защиты на всех этих уровнях.

Имеющиеся механизмы защиты уже изначально предуготовлены к приспосабливанию субъектов к запросам внешней среды обитания, а также к внутренней реальности. Однако из-за неправильного развития психики естественные в пределах семьи формы приспосабливания неожиданно превращаются в центр зарождения серьезных проблем. Любая защита, применяемая параллельно ослаблению влияния действительности, оказывается дополнительным искривляющим фактором. Из-за чрезвычайно значимых искривлений адаптационные методы защиты преобразуются в феномен психопатологии.

Психоаналитическое направление

Современная психология характеризуется большим числом векторов приложения усилий работающих психологов, одним из главных среди них выступает психоаналитическое направление, определяемое корнями, уходящими в первичные исследования З.Фрейда. После них наибольшей известностью пользуются работы по индивидуальному психоанализу Альфреда Адлера и по аналитическому психоанализу Карла Юнга.

Оба поддержали в своих работах идею бессознательного, однако были склонны к ограничению значимости побуждений сексуального характера. В итоге бессознательное окрасилось новыми красками. В частности, Адлер говорил про властолюбие, как про компенсаторный инструмент ощущения неполноценности.

В то же время Юнг закрепил понятие коллективного бессознательного, его идеи заключались отнюдь не в персонифицированном насыщении психики индивидуума бессознательным, но вследствие влияния на него предков. Причем Фрейд предполагал, будто бессознательную психику каждого субъекта заполняют явления, которые были вытолкнуты по той или иной причине из сознания.

Методы психоанализа

По сути своей концепция психоанализа разделена на три ключевых этапа, скрывающих в себе методы психоанализа. На первом из них нарабатывается аналитический материал, на втором происходит его исследование и анализ, третий подразумевает рабочее взаимодействие на основании полученных результатов исследования. При наработке материала используются методики свободных ассоциаций, реакции переноса и противостояния.

Методологический принцип свободных ассоциаций основан на умении переложения одной ситуации на другую с целью выявления и понимания неких процессов, происходящих на глубинных уровнях психики, причем в большей степени бессознательно. В дальнейшем происходит использование извлеченных данных для корректировки психических нарушений клиента через осознание им существующих проблем и их причин. Важным моментом в применении данной методики оказывается совместная целенаправленная деятельность психолога и клиента в направлении борьбы с имеющимися у последнего ощущениями психологического неудобства.

Методика основана в озвучивании пациентом приходящих в его голову мыслей, даже если эти мысли граничат с полным абсурдом и непристойностью. Действенность методики скрывается в тех отношениях, которые возникают между пациентом и психотерапевтом. В основе лежит феномен переноса, заключающийся в бессознательном перенесении качеств родителей пациента на терапевта. То есть, выполняется перенос в отношении психолога тех чувств, которые клиент испытывал в своем раннем возрасте к субъектам, которые находились в его ближайшем окружении, выполняется проекция ранних детских желаний на лицо замещающее.

Течению осмысления имеющихся причинно-следственных связей, плодотворному преобразованию накопленных персональных воззрений и принципов с отказом от прежних и формированием новых поведенческих норм, обычно сопутствует существенное внутреннее противодействие со стороны пациента. Сопротивление – фактический феномен, который сопровождает любое психотерапевтическое вмешательство вне зависимости от его формы. Суть такого противостояния в том, что возникает сильное устремление к нежеланию касаться неосознаваемого внутреннего конфликта с параллельным возникновением существенных препятствий выявления действительных причин личностных проблем.

На этапе исследования и анализа выполняются четыре последовательных шага, которые могут осуществляться в разной очередности, это: противопоставление, истолкование, прояснение, отработка.

Следующий этап – рабочее взаимодействие, в основе которого крепкие взаимоотношения клиента с психиатром, дающие возможность достижения целенаправленной согласованности действий в рамках сформировавшейся в результате анализа аналитической ситуации. Что касается методологии истолкования снов, то она лежит в рамках поиска скрывающихся за каждым сновидением деформированных бессознательных истин.

Современный психоанализ

Концептуальные изыскания Зигмунда Фрейда легли в основу современного психоанализа, на текущий момент представляющего собой динамично прогрессирующие технологии раскрытия сокровенных свойств человеческой сущности.

За время, превышающее столетний отрезок времени произошло значительное число изменений, кардинально изменивших принципы подхода к проведению психоанализа, в результате выстроилась многоярусная система, охватившая самые различные воззрения и подходы.

В результате появилось аналитическое средство, объединившее в себе ряд комплексных подходов, благоприятствующих исследованию неосознаваемых человеком сторон его психического бытия. В числе приоритетных целей работ по психоаналитике выступает высвобождение индивидуумов из бессознательно выстроенных ограничений, которые являются причиной отсутствия прогресса в развитии.

На современном этапе развития отмечается три основных направления, по которым происходит дальнейшее развитие психоанализа, которые существуют как дополнения друг друга, а не как отдельные невзаимосвязанные ветви.

Выделяются:

  • психоаналитические идеи, выстраивающие базис для построения фактических подходов;
  • прикладной психоанализ, направленный на анализ и обнаружение общекультурных явлений, на разрешение неких социальных задач;
  • клинический психоанализ, используемый для персонифицированной поддержки тем, кто сталкивается с комплексом личностных преград психологического характера, с нервно-психическими нарушениями.

В период становления психоанализа основной представлялась концепция сексуальных влечений, недоразвитой сексуальности, то на нынешнем этапе развития методологии основное предпочтение отдается эго-психологии, идее объектных отношений, причем происходит это на фоне непрекращающейся трансформации самой техники психоанализа.

Далеко не только лечение невротических состояний цель психоаналитических практик. Несмотря на использование методик психоанализа для устранения неврозов, современные его технологии позволяют с успехом справляться с более сложными проблемами от повседневных психологических затруднений и до сложнейших психологических расстройств.

И в конце стоит отметить, что наибольшее распространение получили ветви психоанализа, к которым относятся неофрейдизм и структурный психоанализ.

  • Тема 16. Характеристика мнемической деятельности
  • 1. Длительность сохранения
  • Виды памяти и их особенности
  • Тема 17. Мышление как высший психический познавательный процесс
  • Основные формы мышления
  • Тема 18. Понятие интеллекта в психологии
  • . Основные виды умственных операций
  • Тема 19. Общая характеристика речи
  • Тема 20. Воображение и его виды. Роль воображения в психической деятельности
  • . Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
  • Воображение и творчество
  • Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса
  • Тема 21.Основные понятия психологической диагностики.
  • Тема 22. Классификация современных психодиагностических методов и методик
  • Тема 23. Этические аспекты и основные принципы в работе психолога-психодиагноста
  • 1.Ответственность:
  • 2. Компетентность:
  • Тема 24. Требования к построению психодиагностических методик
  • Тема 25. Диагностика когнитивной сферы.
  • Тема 26. Диагностика психологической готовности к школе
  • Тема 27. Диагностика мотивационной сферы и направленности личности
  • Тема 28. Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • 2 Модель Терстоун многофакторная
  • Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • Методика исследования интеллекта д. Векслера
  • Тема 29. Диагностика психофизиологических особенностей человека.
  • Тема 30. Диагностика межличностных отношений в коллективе.
  • Тема 31. Диагностика межличностных отношений в семье
  • Принципы и методы диагностики межличностных отношений в семье.
  • Методики изучения и оценки межличностных отношений в семье (опросник для родителей (асв) Анализ семейного воспитания э.Г.Эйдемиллер, тест-опросник родительского отношения а.Я.Варга, в.В.Столин).
  • Использование рисуночных методик в диагностике внутрисемейных отношений. Кинетический рисунок семьи (крс) в. Хьюлса, с.Кауфмана. Проблема интерпретации данных.
  • Тема 32. Интерпретативные проективные методики.
  • . Интерпретативные проективные методики.
  • Тема 33. Экспрессивные (рисуночные) проективные методики.
  • Дом. Дерево. Человек (Дж. Буком).
  • Тема 34. Импрессивные (методики предпочтения) и аддитивные проективные методики.
  • Тема 35. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты
  • Тема 36. Диагностика черт и типов личности
  • Тема 37. Психодиагностика характера
  • Тема 38. Диагностика профессиональной направленности.
  • Тема 39. Диагностика самосознания и самооценки.
  • Тема 40. Диагностика эмоциональной сферы личности Особенности методик исследования эмоциональной сферы человека.
  • Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.
  • Тема 41. Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы.
  • Тема 42. Организация психологической консультации.
  • Тема 43. Оценка деятельности психолога-консультанта.
  • Виды деятельности психолога-консультанта
  • Оценка деятельности психолога-консультанта
  • Тема 44. Этапы психологического консультирования.
  • Тема 45. Техники психологического консультирования.
  • Встреча клиента в психологической консультации.
  • Начало беседы с клиентом.
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций.
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации.
  • Тема 46. Супервизия как вид профессионального сотрудничества.
  • Работа супервизора состоит в анализе представляемого материала (предварительно или по ходу наблюдения) и заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым.
  • Материалом для данного варианта супервизии являются доклады, аудио-, видеозаписи сессий (индивидуальной, семейной, групповой), проведенной или проводимой супервизируемым.
  • Виды и формы супервизии
  • 1. Самый простой и распространенный - это групповое обсуждение:
  • 2. Балинтовские группы
  • 3. Ролевая игра
  • 4. Парная супервизия на группе.
  • 5. Супервизия по принципу «Миланской школы» семейной психотерапии.
  • 6. Супервизия по принципу «Аквариум».
  • 2 Групповая супервизия с супервизором (или несколькими супервизорами).
  • 3 Один на один, супервизия с равным коллегой.
  • Тема 47. Личностно-центрированный подход в психологическом консультировании.
  • Перцепционная или субъективная система взглядов
  • Почему люди ведут себя неадекватно
  • Тема 48. Экзистенциальный подход в психологическом консультировании.
  • Построение консультативного процесса.
  • Кратко о психоанализе
  • 2.) Работа психолога с механизмами защиты:
  • 1.Изменение представлений о переносе и контрпереносе
  • 2. Толкование сновидений
  • Тема 50. Индивидуальный стиль консультирования и феномен «спасательства» в консультативной практике.
  • 1.Проблема выбора стиля ведения консультирования.
  • 2. Зависимость стиля консультирования от личности психолога-консультанта.
  • 3. Побуждающий и провоцирующий стиль. Поддержка и «подталкивание» клиента.
  • 2.Консультативное пространство: опека, манипулирование, конфронтация, вдохновение.
  • 3.Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.
  • Тема 51. Групповое консультирование и психотерапия.
  • I.D.Yalom (1985) выделяет 3 важнейших этапа психотерапевтической группы –
  • 4 Основные стадии развития группы (Кочюнас):
  • Тема 52. Психологическая помощь в добрачный период.
  • Тема 53. Психологическая помощь на этапе выбора брачного партнера.
  • 1.Социально-демографич.Хар-ки членов семьи (соиограмма, генограмма)
  • Тема 54. Диагностика в семейном консультировании и требования к проведению.
  • Тема 55. Помощь психолога-консультанта семье, находящейся в ситуации развода.
  • Тема 56. Виды психотерапевтического вмешательства в консультировании.
  • I этап - идентификация (опознание) неадаптивных мыслей
  • II этап когнитивной психотерапии - отдаление
  • III этап терапии - проверка истинности неадаптивной мысли
  • Виды игровой психотерапии: Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:
  • Тема 57. Индивидуальная и групповая психотерапии в консультировании семьи.
  • Тема 58. Понятие бизнес-консультирования, его цели, задачи и методы.
  • Тема 59. Оказание психологической помощи по телефону, этика телефонного консультирования.
  • Тема 60. Техники оказания психологической помощи по телефону.
  • Кратко о психоанализе

    1) в узком смысле слова - психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии . Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество.

    В теорет. плане классический психоанализ реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам "ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной среде .

    Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от Фрейда учениками - А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

    Концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

    Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на "жизнь его чувств" и поведение. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, "первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире". В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

    Длительное время в философии доминировал принцип антропологического рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе "cogito ergo sum" ("мыслю, следовательно, существую"). Человек в этом плане выступал как "человек разумный". Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор,

    З. Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов.

    Самый нижний и самый мощный слой - "Оно" (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это "Я" (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - "Сверх-Я" (Super Ego) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой - неосознанными осуждаемыми "Оно" и нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Таким образом, оказывается, что собственное "Я" - сознание человека не является "хозяином в собственном доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.

    Человек - это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

    Драматизм человеческого существования усиливается у Фрейда тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в "инстинкте смерти", противостоящем "инстинкту жизни". Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

    Фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

    Основоположник психоанализа австрийский врач - психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.) , "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.) , ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека - бессознательное.

    Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда.

    Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений", с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений - чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. Выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос.

    Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи "сверх-Я". Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

    Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

    Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов . Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества.

    Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза.

    Психодинамическая теория

    Исторический период, в который была создана: 1890-1939 гг.

    Фрейд создавал свою теорию на основе естественно­научных знаний, а обоснование эмпирической валидности теории выводил из клинических наблюдений над клиента­ми в процессе терапии.

    Определение личности. Личность есть генетически обус­ловленный результат динамического бессознательного вза­имодействия всех его составляющих: ид, эго, суперэго, подчиняющийся законам природы наравне с другими жи­выми организмами.

    Структура личности.

    1. Ид (оно) - примитивные, инстинктивные, врожден-. ные аспекты личности. Является посредником между пси­хическими и соматическими процессами в организме.

      Эго (Я) - отвечает за принятие решений. Пытается удовлетворить желания Ид через соотнесение их с обстоя­тельствами внешнего мира.

      Суперэго (сверх-Я) - морально-этический компо­нент личности. Состоит из двух подсистем - совести и его-идеала. Суперэго формируется в процессе социализа­ции. Процесс формирования можно считать полностью законченным, когда родительский контроль заменяется са­моконтролем.

    Основные тезисы, ключевые концепции и принципы.

      Уровни сознания, инстинкты являются движущей силой человеческого поведения; основными инстинк­тами являются инстинкты жизни - Эрос и смерти -Танатос.

      Наиболее мощными из числа жизненных инстинк­тов являются сексуальные инстинкты.

      Источником инстинктов является потребность, ко­торая вызвала существующее на данный момент со­стояние организма.

      Развитие личности проходит пять психосексуаль­ных стадий: оральную - 0-18 мес, анальную - 1,5-3 года, фаллическую - 3-6 лет, латентную - 6-12 лет, генитальную - пубертат (половое созре­вание).

      Следствием неадекватной разрядки сексуальной энер­гии является тревога.

      Источник первичной тревоги лежит в неспособности новорожденного справиться с внутренним и внешним возбуждением.

      Виды тревоги: реалистичная, невротическая, мораль­ная.

      Основной психодинамической функцией тревоги яв­ляется помощь человеку в избегании осознанного вы­явления у себя неприемлемых инстинктов и импуль­сов и поощрение их удовлетворения приемлемыми способами в удобное время.

    Осуществлению данной функции помогают защит­ные механизмы эго: вытеснение, проекция, замеще ние, рационализация, реактивное образование, рег­рессия, сублимация,отрицание.

    Основные положения относительно природы человека.

      Все проявления человеческой активности биологи­чески детерминированы, то есть подчинены определенным законам и детерминированы инстинктивным силам, в ча­стности, агрессивным и сексуальным. Отсюда следует, что Фрейд рассматривал людей механистически.

      Иррациональность играет важную роль в поведении человека, поскольку люди подчиняются неконтролируе­мым инстинктам, находящимся по большей мере вне сфе­ры сознания.

      Фрейд считал, что изучение человека возможно толь­ко как единого целого - поведение человека невозможно понять вне динамического взаимодействия всех его состав­ляющих: Ид, Эго, Суперэго.

      Несмотря на длительный временной отрезок, в кото­рый была создана теория, Фрейд никогда не меняла свое­го основного направления - конституционализма: Ид - в теории представляет собой врожденную конституциональ­ную основу личностной структуры и развития, то есть то, чем является человек, представляет собой результат гене­тически наследуемых факторов.

      Фрейд больше, чем иные исследователи, придержи­вался идеи неизменности, считая, что взрослый человек есть результат опыта раннего детства. Иначе: структура личности взрослого есть психосексуальная стадия, на ко­торой произошла фиксация.

      Фрейд склонен был придерживаться мнения о пре­валировании субъективности, но это не является ключе­вым положением его теории.

      Поскольку Фрейд при объяснении причин поведе­ния придерживался традиционной модели изучения внут­реннего мира индивида, то он может быть причислен к теоретикам, проповедующих проактивный взгляд на при­роду человека. Однако проактивность Фрейда весьма ог­раничена и может быть охарактеризована как умеренный уклон в сторону проактивности, поскольку с его позиции индивидуумы не являются проактивными полностью: они реактивны в той мере, в какой их инстинкты направляеттся на внешние объекты, а последние, в свою очередь,выступаю в качестве стимулов, провоцирующих определенный тип поведения.

    8. Фрейд занимал гомеостатическую позицию: в психодинамической теории человек, в основном, побуждаем ид к «удовлетворению инстинктов» и никогда не ищет возкможностей для нарушения данного гомеостатического баланса.

    9. Поскольку Фрейд рассматривал человека как биологически детеминированный организм, настаивая на том,что человек подчиняется законам природы наравне с другими живыми организмами, мы можем сделать вывод о том, что Фрейд придерживался мнения о научной познаваемости сущности человека.

    Применение:

      психоаналитическая терапия - исследование бес­сознательного с целью осознания скрытых мотивов, управляющих поведением;

      антропология, криминалистика, искусство и любая другая сфера, в которой возникает необходимость в объяснении человеческого поведения.

    Основные понятия и идеи фрейдизма

    Психоанализ (от греч. psyche -душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом д л я диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическ ую доктрин у, направленн у ю на изуч е ние скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В дейс тв ии таких вытесненных "комплексов " видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий) , и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе (" анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий) , а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному (" либидо ") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

    Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

    1. психоанализ - как метод психотерапии;

    2. психоанализ - как метод изучения психологии личности;

    3. психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

    Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировоззренческой системе.

    В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид) , Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

    Под Оно (ид) понималась на и более примит и вная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

    Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

    Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

    Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго) , которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид) , но в противовес сверх-Я (супер-эго) , то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов"" - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

    Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, " преисподнюю " психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций ". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо . Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что " сценарий " сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

    Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

    Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

    В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Танатос как антипод Эросу) , по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Танатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

    Особенности построения консультативного процесса: цели, консультаия и его процедуры. Согласно точке зрения Фрейда (возникшей на основе исследования истерии) функция невротического симптома состоит в защите личности пациента от неприемлемой для нее бессознательной тенденции мышления и в то же время в некотором удовлетворении этой тенденции. Из этого следовало, что при исследовании аналитиком бессознательной тенденции, ее раскрытии и информировании пациента о ней (то есть когда он делает бессознательное сознательным) исчезает raison d"etre симптома и, соответственно, сам симптом. При этом возникают две трудности:

    - прежде всего обнаруживается, что часть психики пациента препятствует этому процессу и оказывает сопротивление аналитику, когда последний пытается раскрыть бессознательную тенденцию. Легко догадаться, что это та же самая часть психики пациента, которая ранее отвергла бессознательную тенденцию и тем самым способствовала появлению данного симптома.

    - даже если удастся преодолеть это препятствие, и аналитик сможет сделать вывод о характере этой бессознательной тенденции, привлечь к ней внимание пациента и предоставить ему исчерпывающую информацию о ней, то и в этом случае чаще всего не удается справиться с симптомом. Осознание этих трудностей имело большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане стало очевидным, что пациент неоднозначно осознает бессознательную тенденцию: он может получить от аналитика интеллектуальное представление о ней, не осознавая ее «реально».

    Для объяснения данного явления Фрейд прибег к образной аллегории. Он представил психику в виде карты . Первоначальная бессознательная тенденция находилась в одной области этой карты, а новая информация о ней, сообщаемая пациенту аналитиком, - в другой. Лишь в том случае, если оба эти впечатления можно было «собрать вместе» (независимо от того, что при этом имелось в виду), бессознательная тенденция «реально» становилась сознательной. Этому препятствовала сила внутри пациента, своего рода барьер, очевидно, то же самое «сопротивление», которое противодействовало попыткам аналитика исследовать бессознательную тенденцию и способствовало возникновению симптома. Преодоление этого сопротивления было важной предпосылкой «реального» осознания пациентом бессознательной тенденции. В этом месте появлялся и практический результат: наша главная задача как аналитиков заключается не столько в исследовании данной бессознательной тенденции, сколько в устранении оказываемого пациентом сопротивления.

    Техники психоанализа.

    Метод свободных ассоциаций

    Показание: наличие у клиента неосознаваемой им про­блемы.

    Цель: осознание проблемы.

    Алгоритм:

      клиент в свободном порядке высказывает возникаю­щие у него мысли по поводу его переживаний;

      анализ последовательности и содержания высказы­ваний;

      анализ блоков;

      осознание неосознанной проблемы.

    Анализ сновидений (с позиции Фрейда)

    Показание: прояснение скрытых от сознания пережи­ваний.

    Цель: интерпретация подавленных переживаний в при­емлемой для сознания форме.

    Алгоритм:

      рассказ клиентом значимого для него сновидения из прошлого («вспомнившегося») или настоящего;

      инициирование специалистом клиента к свободному ассоциированию по поводу содержания рассказанного им сновидения;

      раскрытие латентного содержания сновидения и его интерпретация специалистом;

      осознание клиентом событий, спровоцировавших сно­видение и раскрытие их подлинного значения.