Рассказ школьная перемена. Весёлые рассказы для детей о школе

Интересные рассказы Виктора Голявкина для младших школьников. Рассказы для чтения в начальной школе. Внеклассное чтение в 1-4 классах.

Виктор Голявкин. ТЕТРАДКИ ПОД ДОЖДЁМ

На перемене Марик мне говорит:

— Давай убежим с урока. Смотри, как на улице хорошо!

— А вдруг тётя Даша задержит с портфелями?

— Нужно портфели в окно побросать.

Глянули мы в окно: возле самой стены сухо, а чуть подальше — огромная лужа. Не кидать же портфели в лужу! Мы сняли ремни с брюк, связали их вместе и осторожно спустили на них портфели. В это время звонок зазвенел. Учитель вошёл. Пришлось сесть на место. Урок начался. Дождь за окном полил. Марик записку мне пишет:

Пропали наши тетрадки

Я ему отвечаю:

Пропали наши тетрадки

Он мне пишет:

Что делать будем?

Я ему отвечаю:

Что делать будем?

Вдруг вызывают меня к доске.

— Не могу, — говорю, — я к доске идти.

«Как же, — думаю, — без ремня идти?»

— Иди, иди, я тебе помогу, — говорит учитель.

— Не надо мне помогать.

— Ты не заболел ли случайно?

— Заболел, — говорю.

— Ас домашним заданием как?

— Хорошо с домашним заданием.

Учитель подходит ко мне.

— А ну, покажи тетрадку.

— Что с тобой происходит?

— Придётся тебе поставить двойку.

Он открывает журнал и ставит мне двойку, а я думаю о своей тетрадке, которая мокнет сейчас под дождём.

Поставил учитель мне двойку и спокойно так говорит:

— Какой-то сегодня ты странный...

Виктор Голявкин. НЕ ВЕЗЁТ

Однажды прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то будут спрашивать ещё: «Почему ты мрачный, почему ты задумчивый? »

Отец говорит:

— Что это он так поёт?

А мама говорит:

— У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт.

Отец говорит:

— Наверное, пятёрку получил, вот и весело человеку. Всегда весело, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь.

Я как это услышал, ещё громче запел.

Тогда отец говорит:

— Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи дневник.

Тут я сразу петь перестал.

— Зачем? — спрашиваю.

— Я вижу, — говорит отец, — тебе очень хочется дневник показать.

Берёт у меня дневник, видит там двойку и говорит:

— Удивительно, получил двойку и поёт! Что он, с ума сошёл? Ну-ка, Вова, иди сюда! У тебя, случайно, нет температуры?

— Нет у меня, — говорю, — никакой температуры...

Отец развёл руками и говорит:

— Тогда нужно тебя наказать за это пение...

Вот как мне не везёт!

Виктор Голявкин. ВОТ ЧТО ИНТЕРЕСНО

Когда Гога начал ходить в первый класс, он знал только две буквы: О — кружочек и Т — молоточек. И всё. Других букв не знал. И читать не умел.

Бабушка пыталась его учить, но он сейчас же придумывал уловку:

— Сейчас, сейчас, бабуся, я тебе вымою посуду.

И он тут же бежал на кухню мыть посуду. И старенькая бабушка забывала про учёбу и даже покупала ему подарки за помощь в хозяйстве. А Гогины родители были в длительной командировке и надеялись на бабушку. И конечно, не знали, что их сын до сих пор читать не научился. Зато Гога часто мыл пол и посуду, ходил за хлебом, и бабушка всячески хвалила его в письмах родителям. И читала ему вслух. А Гога, устроившись поудобней на диване, слушал с закрытыми глазами. «А зачем мне учиться читать, — рассуждал он, — если бабушка мне вслух читает». Он и не старался.

И в классе он увиливал как мог.

Учительница ему говорит:

— Прочти-ка вот здесь.

Он делал вид, что читает, а сам рассказывал по памяти, что ему бабушка читала. Учительница его останавливала. Под смех класса он говорил:

— Хотите, я лучше закрою форточку, чтобы не дуло.

— У меня так кружится голова, что я сейчас, наверное, упаду...

Он так искусно притворялся, что однажды учительница его к врачу послала. Врач спросил:

— Как здоровье?

— Плохо, — сказал Гога.

— Что болит?

— Ну, тогда иди в класс.

— Почему?

— Потому что у тебя ничего не болит.

— А вы откуда знаете?

— А ты откуда знаешь? — засмеялся врач. И он слегка подтолкнул Гогу к выходу. Больным Гога больше никогда не притворялся, но увиливать продолжал.

И старания одноклассников ни к чему не привели. Сначала к нему Машу-отличницу прикрепили.

— Давай будем серьёзно учиться, — сказала ему Маша.

— Когда? — спросил Гога.

— Да хоть сейчас.

— Сейчас я приду, — сказал Гога.

И он ушёл и не вернулся.

Потом к нему Гришу-отличника прикрепили. Они остались в классе. Но как только Гриша открыл букварь, Гога полез под парту.

— Ты куда? — спросил Гриша.

— Иди сюда, — позвал Гога.

— А здесь нам никто мешать не будет.

— Да ну тебя! — Гриша, конечно, обиделся и сейчас же ушёл.

Больше к нему никого не прикрепляли.

Время шло. Он увиливал.

Приехали Гогины родители и обнаружили, что их сын не может прочесть ни строчки. Отец схватился за голову, а мать за книжку, которую она привезла своему ребёнку.

— Теперь я каждый вечер, — сказала она, — буду читать вслух эту замечательную книжку своему сыночку.

Бабушка сказала:

— Да, да, я тоже каждый вечер читала вслух Гогочке интересные книжки.

Но отец сказал:

— Очень даже напрасно вы это делали. Наш Гогочка разленился до такой степени, что не может прочесть ни строчки. Прошу всех удалиться на совещание.

И папа вместе с бабушкой и мамой удалились на совещание. А Гога сначала заволновался по поводу совещания, а потом успокоился, когда мама стала ему читать из новой книжки. И даже заболтал ногами от удовольствия и чуть не сплюнул на ковёр.

Но он не знал, что это было за совещание! Что там постановили!

Итак, мама прочла ему полторы страницы после совещания. А он, болтая ногами, наивно воображал, что так и будет дальше продолжаться. Но когда мама остановилась на самом интересном месте, он опять заволновался.

А когда она протянула ему книгу, он ещё больше заволновался.

Он сразу предложил:

— Давай я тебе, мамочка, вымою посуду.

И он побежал мыть посуду.

Он побежал к отцу.

Отец строго сказал, чтобы он никогда больше не обращался к нему с такими просьбами.

Он сунул книгу бабушке, но она зевнула и выронила её из рук. Он поднял с пола книгу и опять отдал бабушке. Но она опять выронила её из рук. Нет, раньше она никогда так быстро не засыпала в своём кресле! «Действительно ли, — думал Гога, — она спит или ей на совещании поручили притворяться? » Гога дёргал её, тормошил, но бабушка и не думала просыпаться.

В отчаянии он сел на пол и стал рассматривать картинки. Но по картинкам трудно было понять, что там дальше происходит.

Он принёс книгу в класс. Но одноклассники отказывались ему читать. Даже мало того: Маша тут же ушла, а Гриша вызывающе полез под парту.

Гога пристал к старшекласснику, но тот щёлкнул его по носу и засмеялся.

Вот что значит домашнее совещание!

Вот что значит общественность!

Он вскорости прочёл всю книгу и много других книг, но по привычке никогда не забывал сходить за хлебом, вымыть пол или посуду.

Вот что интересно!

Виктор Голявкин. В ШКАФУ

Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.

Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.

Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щёлочку — никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.

Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:

— Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!

Прислушался — тишина кругом.

— О! Товарищи! Я в шкафу сижу!

Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.

— Кто здесь горланит?

Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.

Я обрадовался, кричу:

— Тётя Нюша, я здесь!

— Где ты, родименький?

— В шкафу я! В шкафу!

— Как же ты, милый, туда забрался?

— Я в шкафу, бабуся!

— Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?

— Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!

Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.

Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.

— Там нет никого, — сказал Пал Палыч.

— Как же нет. Есть, — сказала тётя Нюша.

— Ну где же он? — сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.

Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:

— Я здесь!

— Кто ты? — спросил Пал Палыч.

— Я... Цыпкин...

— Зачем ты туда забрался, Цыпкин?

— Меня заперли... Я не забрался...

— Гм... Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?

— Слышу...

— Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.

— Не знаю...

— Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.

Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь

щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:

— Ну! Вот до чего доводит шалость. Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу?

Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».

Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут... Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и всё такое... как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?

Я молчал.

— Ты живой там? — спросил Пал Палыч.

— Живой...

— Ну сиди, скоро откроют...

— Я сижу...

— Так... — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?

— Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему?

Мне опять захотелось исчезнуть.

Директор спросил:

— Цыпкин, ты?

Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.

Тётя Нюша сказала:

— Ключ унёс староста класса.

— Взломайте дверь, — сказал директор.

Я почувствовал, как ломают дверь, — шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.

— Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит.

Я не двинулся с места. Мне было страшно.

— Почему он стоит? — спросил директор.

Меня вытащили из шкафа.

Я всё время молчал.

Я не знал, что сказать.

Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом...

­Перемена в школе

Перемена – это небольшой перерыв между уроками. Она создана для того, чтобы ученики и учителя могли отдохнуть, пообедать восстановить силы и­ могли переключиться на другой предмет.

Все ученики очень любят перемены и иногда на особо скучных уроках считают минуты до начала перемены, чтоб отдохнуть и немного повеселиться. На перемене можно что-то обсудить со своими друзьями, проветрится.

В нашей школе обычно перемены длятся десять минут, но есть две длинные, одна длится пятнадцать минут, а другая двадцать минут.

На переменах мы переходим из одного кабинета в другой, на другой урок, а потом идем отдыхать. Ранней осенью, когда еще тепло, или весной, когда уже тепло, можно проводить перемены на улице, наслаждаясь последними теплыми лучами солнца. Мы выходим на улицу, болтаем о том, о сем, дурачимся, в общем, делаем то, что на уроках нельзя. Зимой мы редко выходим в школьный двор, только когда выпадает много снега, мы играем в снежки и играем с одноклассниками в салки по снегу – это очень весело. На больших переменах мы идем в столовую обедать или в библиотеку за книгами. Некоторые делают домашнее задание, которые задали на следующий день, чтоб не терять время зря, а некоторые списывают домашнее задание на следующий урок, потому что дома не выполнили, бывает и такое. Во время перемены школа наполняется большим количеством звуков: грохотом, хохотом, криком, пением. Малыши куда-то мчатся, врезаясь в высоких старшеклассников, которые объясняют им, что нельзя бегать по школе. Хотя и сами иногда нарушают это правило, поэтому в нашей школе организованно дежурство учителей и учеников старших классов. Они стоят в коридорах на переменах и делают замечания нарушителям. Таким образом, учеников приучают к ответственности и дисциплине. Особо “отличившихся” учеников объявляют на линейке в конце рабочей недели, чтоб им было стыдно.­

Мне больше нравится длинные перемены, потому что можно дольше отдыхать и общаться с друзьями из других классов.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Мой день в школе Меня зовут Лена. Мне 15 лет, я учусь в 10 классе. Каждый день в школе не похож на другой, бывают интересные...
  2. Какой должна быть школьная перемена и почему? Я думаю, школьная перемена должна быть для всех разной. Один хочет тихо поси­деть в кресле и расслабиться, послушать...
  3. Перемена – это время отдыха ученика между уроками. На уроке мы сидим сорок пять минут на одном месте. Это очень трудно, потому что хочется побегать...
  4. Я думаю, школьная перемена должна быть для всех разной. Один хочет тихо поси­деть в кресле и расслабиться, послушать неж­ную музыку, сопровождаемую шелестом волн и криком...
  5. ­Дисциплина в школе Одним из наиболее важных аспектов обучения в любом школьном учреждении является дисциплина и ее соблюдение. А что же значит соблюдать дисциплину? Слово...
  6. Когда моя бабушка училась в школе Моя бабушка родилась в далёком 1938 го­ду, а в школу пошла сразу после окончания Великой Отечественной войны. Жила она...
  7. День в школе Мой обычный учебный день начинает­ся с моего прихода в школу. Раньше мы жи­ли далековато, и я добирался до школы на автобусе, поэтому...

Звонок. Звонки-то у нас в школе особые – музыкальные. Не обычное, сверлящее мозг «дз-з-з-з-з-зинь-нь!», а разные популярные мелодии. Например, «От улыбки станет всем светлей». Само собой, в электронном кукольно-писклявом варианте. Кое-кто из третьеклассников начинает подпевать. Не без игривого веселья, конечно: звонок-то на перемену.

– У кого это там урок пения начался? – с будничной формальной строгостью осведомляюсь я.

– Это у Кирилла! У Кирилла! – оживляются ябедники.

Смущенный Кирилл глядит на меня с настороженной улыбкой. Рассердится Михал Михалыч или нет? Внезапно, с какой-то пугающей удалью, он вскакивает и кричит, выбрасывая к потолку сжатые кулачки:

– Перемена! Перемена! Перемена!

– Психованный! – неодобрительно бормочет умница-отличница Юля с первой парты.

– А ну сядь! – рявкаю я. Кирилл плюхается на место с глазами, в которых догорает восторг от собственного бесстрашия.

– Урок заканчивается, когда скажет учитель, – отчеканиваю я одну из пошлейших школьных формул. – Что за выходки? Или внезапно решил схватить двойку? Напоследок?..

Томительнейшая пауза. Притихший класс ожидает, чем разрешится эта полускандальная ситуация. А мне, по большому счету, все равно. Сам хочу поскорей на перемену: до смерти курить охота. Да и вообще нет вдохновения отчитывать симпатичного, в сущности, мальчишку со смышленой мордочкой. У Кирилла черные вихры, вечно всклокоченные, острый, вздернутый нос, черные глаза – бесхитростно-лукавые, откровенно плутовские… Но куда денешься? Ритуал нельзя нарушать – уважение ребят рухнет. Наверное.

– Вот еще один такой… Еще одна подобная… выходка, – говорю я, – и ты у меня опять запоешь… Но уже по-другому.

Доносится почтительное хихиканье тех, кто оценил мой угрюмый каламбур. Н-ну-с, остается сделать завершающий штрих – и в курилку.

– Все свободны, – вставая, произношу я. – И ты, Кирилл, тоже… пока…

– Пока! – радостно отзывается Кирилл и делает мне ручкой. Теперь уже засмеялся весь класс.

– Что значит – пока? – задохнулся я от ярости.

Вконец запутавшийся парень ошалело прижимает к животу ранец: он уже решил, что конфликт исчерпан, стал сгребать вещички, а тут – опять.

– Михал Михалыч сказал, что ты «свободен пока», – втолковывает ему добродушный Митрохин.

– А-а-а, – врубается Кирилл, – а я думал вы попрощались со мной…

– Прощаюсь. Но ненадолго, – пригрозил я напоследок.

В коридоре оживление. Две малышки несутся куда-то с рулонами бумаги в руках. На бегу они смешно выворачивают худенькие ножки. Известный хулиган Прокудин, пробегая мимо стенда с портретом Пушкина, подпрыгивает и с хищным рычанием пытается захватить в горсть ясный лик великого поэта. Осквернитель святыни тут же попадается. Пожилая, подсушенная многолетним стажем работы в школе Анастасия Викентьевна вцепилась ему в плечо.

– Эт-то что такое?! Эт-то что такое, я тебя спрашиваю?!.. Руки чешутся, да? Не можешь не нашкодить, да?

– Что случилось? – спрашивает рослая и унылая англичанка Ирина Анатольевна.

– Пушкин нам помешал, Ирина Анатольевна! – отзывается Анастасия Викентьевна, не ослабляя ястребиной хватки. – Пушкину только что по морде смазал…

– Проку-у-удин, – уныло пропела англичанка, – разве так можно?

Слава Богу, тут и без меня разберутся. Ныряю в учительскую, успевая подумать: «Эх, жалко Анастасии Викентьевне Дантес в руки не попался…».

Учительская. Магнитная доска с приказами и объявлениями. За столом проверяет диктанты молоденькая, источающая студенческий аромат Татьяна Александровна, Таня. Припав к белому айсбергу холодильника, спит глубоким сном полярника физрук Горохов. Проходя в подсобку, где разрешается курить, успеваю обменяться с Таней улыбками по адресу спящего физрука. Он немолод, дома не дает выспаться шестимесячный внук, да и сколько можно бодрствовать, в конце концов?

В подсобке пока никого. Плотнее прикрыть дверь – а то начнется: «Опять дымом тянет! Да что же у нас за курильщики такие!». Вынимаю портсигар, падаю в кресло. Затягиваюсь. Поплыл дым. Поплыли такие же бесформенные мысли. Взгляд механически уходит к окну, за которым нет ничего интересного. В раковину с тикающим звуком часов падают капли из крана…

– Ага, Михмих уже здесь!

Это вошла завуч по воспитательной работе Алла Владимировна. (Гос-споди! сколько же имен-отчеств приходится запоминать!) Она почти молода, энергична, решительна, носит гитлеровскую челку, курит, питает пристрастие к мини-юбкам. И вечно чего-то от меня хочет…

Завуч вошла не одна, за ней, как облако пара с мороза, вплыла тихая, дымчато-расплывчатая англичанка Ирина Анатольевна. Последняя молча опустилась на кушетку, закурила. Показалось – туман лег на болото. А Алла Владимировна села напротив меня, щелкнула зажигалкой, выдохнула вместе с дымом:

– Вы-то мне и нужны, Михмих.

Я, кажется, забыл представиться. Михал Михалыч, учитель рисования в начальной школе. Тридцать восемь лет. Прозвище – Михмих. Очень приятно.

Алла Владимировна выдерживает паузу. Смотрит в глаза, прикидывая, велики ли у нее сегодня шансы добиться от меня чего-нибудь.

– Скажите, вы готовы совершить подвиг?

Я насторожился. Опасливо прищурился.

– Нельзя ли поконкретнее, Алла Владимировна?

– Хотите конкретнее? – беглая затяжка, выдох по-дамски тонкой струйкой дыма. – Надо закрыть собой амбразуру. Нужен настоящий герой. Мы решили – вы наша последняя надежда. Готовы к подвигу?

– Алла Владимировна…

– Хорошо, я скажу прямо. Надеюсь, вы помните, что у нас школа имени… кого?

– Чехова, – говорю, – Антона Павловича.

– Так. Это вы помните. Уже хорошо. На юбилее школы будут разные мероприятия. Старшие классы репетируют спектакль по юмористическим чеховским рассказам. Средняя школа готовится к викторине «Сквозь волшебное пенсне»…

– Что-что? – изумился я.

– «Сквозь волшебное пенсне». Ну, это значит – «глазами Чехова». Взгляд на мир через призму чеховского творчества. То есть…

– Понял, понял. А почему пенсе – волшебное?

Завуч по воспитательной работе помрачнела.

– Н-ну потому… Я же сказала: взгляд Чехова на мир. Образ такой, понимаете? Чехов носил пенсне… Короче, не будем придираться к словам. Название утверждено, зафиксировано в документах. Директор поставил подпись. Это мы обсуждать не будем.

Я развожу руками, соглашаясь.

– Началка тоже должна что-то показать. Принять участие в юбилейных торжествах. Мы придумали программу вечера «Чехов и дети». Сценарий я вам потом дам. Там будет конкурс чтецов – кто лучше прочитает фрагменты из «Каштанки». Потом викторина «Вспоминаем Чехова» по рассказам «Ванька», «Детвора», «Мальчики». Кто-нибудь из ребят расскажет биографию Чехова…

– Извините, Алла Владимировна, но я пока не понимаю, какую амбразуру я должен закрыть.

– Объясняю. Нужен ведущий для чеховского вечера. Причем не просто объявляющий выступления, а попутно сообщающий что-то о жизни Антон Палыча, цитирующий его дневники, письма… в общем, нужен ведущий и одновременно исполнитель роли Чехова. Ведущий – Чехов, одним словом.

Помолчали. Она с тревожной ухмылкой. Я с кислой гримасой. Самый прикол, как говорят молодые, в том, что я внешне действительно смахиваю на Чехова: бородка, очки с цепочкой… Но, представив себе, как я выхожу на сцену и говорю: «Добрый вечер, я – Антон Павлович Чехов», я внутренне содрогаюсь.

– Ну вы же так похожи на Чехова! – с пронзительным учительским взвизгом восклицает завуч по воспитательной работе Алла Владимировна.

– Хорошо, что не на Маяковского, – проворчал я, – а то вы бы меня заставили застрелиться на очередном юбилейном вечере.

Англичанка, доселе молчавшая, прыснула в своем углу, поперхнулась дымом, закашлялась.

– Да ладно вам! – воскликнула завуч, ободренная моим, хоть и мрачноватым, но все же шутливым тоном. – Выдумали тоже – застрелиться! Не бойтесь, все нормально будет. Текст можете не учить, по бумажке прочитаете. И с ребятами у вас хороший контакт, – при вас они особо не расшумятся. Вы и одернуть можете наиболее опасных…

Англичанка Ирина Анатольевна вдруг завалилась на бок, затряслась в беззвучном хохоте.

– Ты чего, Ир? – удивилась Алла Владимировна.

– Я… я представила… – слова англичанки с трудом просачивались сквозь смех, из глаз каплями сока ползли слезы. – Я представила, как Михмих… ой, погодите…

– Ну все, завелась, – махнула рукой завуч. Англичанка была тиха, меланхолична, невозмутима, но если уж начинала иногда хохотать – унять ее не могло даже сообщение о том, что школа заминирована.

– Я… простите, Михал Михалыч, – борясь с удушьем, объясняла Ирина Анатольевна. – Я представила, как вы… в роли Чехова… кричите на вечере: «Прокудин, ты ищешь неприятностей?!».

Алла Владимировна фыркнула. Я же реагировал мудрой чеховской усмешкой. Потом сказал:

– Дайте хоть подумать пару дней.

– Время! Время поджимает, драгоценный наш Михмих! соглашайтесь. Миш, – она перешла на «ты» и даже как-то многообещающе выпятила бюст, – не подводи школу. Ты что думаешь, почему весь сыр-бор? На юбилей гостей позвали. Начальство приедет из администрации округа. Ответственнейшее мероприятие! Надо показать товар лицом. А наш товар – русская культура в лице Чехова. Покажем русскую культуру… лицом… Чехова…

Запуталась, бедная. На щеках проступил малиновый крап. Я вздыхаю. Я уже был и Лешим в новогоднем спектакле, и конферансье, и экскурсоводом по школе… Пес с ними, изображу и Чехова!

– Ну как, совершите подвиг?

– В человеке, – грустно ответил я, – все должно быть прекрасно…

– Йййесссс! – восторженно прошипела завуч, сделав рукой жест, точно резко потянула за веревку паровозного гудка. Затем сжала мне твердыми ладонями виски и сочно поцеловала в лоб.

– Ой! – вскрикнула англичанка, прекратив, наконец, беззвучные судороги смеха.

Загасил окурок. Глянул на часы. Еще семь минут до звонка на урок. Какой у меня сейчас класс? Ах, да, 4-й «А». Эх-хо-хо-о-о…

Завуч с англичанкой уже обсуждают, от чего у кошек бывает понос.

– Ир, у моей, ты не поверишь, – каждые выходные! Может, потому, что муж целый день дома…

– Ал, а моя – на нервной почве. Вот если по телевизору показывают криминальные новости…

Выхожу из подсобки, набрасываю на плечо лямку моей сумки. Горькое ощущение отчего-то. Не хочется вникать, тем более скоро начнется урок. Настроиться надо.

В учительской новая мизансцена: физрук уже не спит, заполняет журнал со скорбным выражением лица. Тани нет. На столе распахнутая тетрадь с недопроверенным диктантом. Рядом – авторучка и надкусанная шоколадная конфета. На диване шепчутся о чем-то две учительницы. Временами одна из них стукает другую ладонью по колену и говорит: «Опять ты за свое!». И вновь они срастаются головами и шелестят, шелестят…

Изящная, как скрипичный ключ, учительница музыки говорит с кем-то по мобильнику, стоя лицом к окну.

Адажио … Ты не понял, не «продажа», а «а-да-жи-о»…

Выхожу в коридор. Иду к 4-му «А». Слева и справа меня обтекает поток детей. Кто-то хватает меня за полу пиджака.

– Здравствуйте!

Сияющее ясноглазое мальчишеское лицо смотрит на меня снизу вверх, расплывается в улыбке.

– Здравствуй, Костя.

Убедившись, что я помню его имя, Костя блаженно закатывает глаза и уплывает куда-то с вереницей семенящих одноклассников.

Мельтешение детских головок. Приветственный кивок от школьного психолога Марианны, женщины закрытой, задумчивой, в темном свитере с воротником до нижней губы. Какой-то перезвон в голове и мысли о том, как я выйду на сцену в роли Чехова…

4-й «А». Половина ребят возится в коридоре, половина околачивается в классе. Кто-то здоровается со мной, кто-то нет. Сажусь за стол, вытаскиваю свои альбомы и тетради. Сегодня продолжаем иллюстрирование «Острова сокровищ». Я помню, на чем мы остановились. Знаю, что будем рисовать сегодня. Однако раскрываю свой «серьезный» учительский блокнот и притворяюсь, что обдумываю нечто важное, связанное с уроком. Зачем притворяюсь? Все просто. Кажется глупым сидеть без дела и таращить глаза на учеников. Они должны понимать, какой я занятой, вдумчивый и значительный человек. Не хочу, чтобы они видели меня праздно глазеющим по сторонам. Все просто.

Пара разудалых приятелей Вовка и Русик, обнявшись, приближаются ко мне.

– А чего сегодня рисовать будем?

– Начнется урок – узнаете, – говорю я с традиционной порцией учительского льда в голосе.

– Пиратов опять будем рисовать? – продолжает интересоваться бесхитростный белобрысый Русик.

Он, как и я, тоже лицедействует, притворяется. На самом деле он отлично знает, кого будем рисовать. Ему просто приятно хоть немного поболтать со мной приватно перед уроком. Естественное желание сократить дистанцию с учителем. Тоска по живому, без соблюдения субординации, человеческому общению.

– Тебе же сказал Михал Михалыч: начнется урок – узнаешь, – говорит Вовка и, стиснув другу шею, начинает пригибать его к полу.

Это не баловство. Это попытка скрыть смущение. Уж больно волнующе стоять рядом со мной, таким большим, интригующе бородатым, пахнущим табаком дядькой.

И вот Русик уже на полу, и красный от избытка противоречивых чувств Вовка садится на него сверху, и оба по-щенячьи дрыгают ногами.

– А мы уж-же гот-товы, – пыхтят Вовка и Русик, выламывая друг другу руки.

– Я вижу, что вы готовы. Готовы по двойке за поведение получить…. А ну встаньте!!

Вскакивают и выбегают из класса, чтобы продолжить борьбу подальше от меня. Чехов, Чехов… Козел вы, Михал Михалыч, а не Чехов! Не нашлось ни одного теплого, дружеского слова для двух приятелей, которые так к вам душевно расположены! «В человеке все должно быть прекрасно»… Тьфу!

Раздраженный взгляд на часы. До звонка три минуты. Из-за стены доносятся отдельные выкрики. Они выпархивают из обычного изматывающего душу шума, без которого невозможно представить себе перемену.

– Клинко-о-ов! Я тебя догоню-у-у-у!

– Галина Анатольевна! Можно в туалет?

– Нель-зя! Тебе нельзя. Именно Тебе нель-зя!

– 3-й «Б»! Строимся около класса!

– Это кто там у меня опять в туалете свинячит?!

– А мальчишки плюются! А мальчишки плюются!

– Еще раз пихнешь – я на тебя в суд подам!

К моему столу подлетает Настя Бочкова. Обдает меня острейшим запахом шоколада и мандаринов.

– Михал Михалыч, вам нравятся блондинки?

И, не дождавшись ответа, тычет мне под нос идиотически осклабившуюся куклу Барби с торчащими дыбом желтыми волосами.

– Мне не важен цвет волос, – осторожно отвечаю я. – Понимаешь, есть человеческие качества…

– Ага! – перебивает сидящая за партой черненькая Лика Журавлева. – Проспорила? Я же говорила, он любит брюнеток.

– Не ври! – вспыхивает Настя Бочкова, яростно взмахивая тугими русыми косами.

– Ну вот что, – произношу я, медленно поднимаясь с места, – сейчас одна блондинка и одна брюнетка встанут в угол и будут стоять там, пока не поседеют!

Девчонки переглядываются, пробуют улыбаться, прикидывая, шучу я или нет.

Звонок! Наконец-то звонок на урок! Толпа звенящих смехом детей вваливается в класс под мелодию «Не слышны в саду даже шорохи»…

Январь 2009 года

М.НИКОЛАЕВ,
г. Москва

Крутяк! 2

Каждый год я с нетерпением жду 1 сентября. Все думают, что я скучаю по учебе. На самом деле я скучаю по одноклассникам и переменам.

Перемена! Какое классное слово. Как много оно в себя включает. Вот чем отличается перемена от урока? Например, на математике только решаешь, на русском языке пишешь по правилам, на физкультуре бегаешь. А на перемене можно сделать домашнюю работу, выучить правила, побегать по коридорам, постоять в углу, сбегать в столовую и еще много чего интересного.

У меня есть любимые занятия на переменах. На самой большой перемене, которая 20 минут, я люблю бывать в школьной библиотеке. Наш библиотекарь Татьяна Ивановна нас всех приветливо встречает и усаживает за столы. В библиотеке много книг для всех возрастов. Малыши читают тонкие книжки, мне они уже не интересны. Я люблю детские энциклопедии. В энциклопедии можно прочитать обо всем. Мне нравятся энциклопедии о динозаврах, спорте и животных. Когда нам задают дополнительные задания, я всегда хожу в библиотеку. Я беру книги читать домой. Мне кажется, чтение помогает улучшить оценки.

На следующей перемене я обязательно хожу в нашу столовую. Как там вкусно пахнет! Повара все в белых халатах и колпаках. Они быстро всех обслуживают. Дежурные ходят между столами и убирают грязную посуду. Я даже в очереди в столовой люблю стоять. В это время я выбираю, что я буду кушать. Я люблю пирожки с картошкой или яблоками. Пирожки очень вкусные и получаются как у мамы. После того, как я поем, всегда говорю поварам спасибо.

А на маленьких переменах я люблю бегать по коридорам. У нас в школе 3 этажа, но я успеваю везде. Правда, за это наказывают. Меня даже выставляли на линейке. Но я все равно бегаю. Когда на улице тепло мы с мальчишками на перемене выходим на улицу. Осенью собираем желтые листья и шуршим ими. В парке за школой большая аллея. Осенью там столько листьев! Листья разные: круглые, овальные и даже фигурные листья. Получаются красивые букеты. Мы их потом девчонкам дарим. Они очень довольны.

Весной на перемене мы берем в руки почки деревьев. Пальцы потом склеиваются между собой и тетрадные листы прилипают. Зато как пахнет! Будущим летом. Иногда мы даже успеваем нарвать подснежников. Тогда на столе у учителя стоит маленький букетик.
Я очень люблю перемены. В школе без них никак не обойтись. Мне бы хотелось, чтобы перемены были больше, чем уроки. Но я знаю, что так нельзя. В школе нужно учиться. Уроки я тоже люблю, просто с нетерпением жду каждую перемену. Свои перемены я никогда не забуду.

Ещё больше сочинений на тему: «На перемене»

Перемена – это небольшой перерыв между уроками. Она создана для того, чтобы ученики и учителя могли отдохнуть, пообедать восстановить силы и­ могли переключиться на другой предмет.

Все ученики очень любят перемены и иногда на особо скучных уроках считают минуты до начала перемены, чтоб отдохнуть и немного повеселиться. На перемене можно что-то обсудить со своими друзьями, проветрится.

В нашей школе обычно перемены длятся десять минут, но есть две длинные, одна длится пятнадцать минут, а другая двадцать минут. На переменах мы переходим из одного кабинета в другой, на другой урок, а потом идем отдыхать. Ранней осенью, когда еще тепло, или весной, когда уже тепло, можно проводить перемены на улице, наслаждаясь последними теплыми лучами солнца. Мы выходим на улицу, болтаем о том, о сем, дурачимся, в общем, делаем то, что на уроках нельзя. Зимой мы редко выходим в школьный двор, только когда выпадает много снега, мы играем в снежки и играем с одноклассниками в салки по снегу – это очень весело.

На больших переменах мы идем в столовую обедать или в библиотеку за книгами. Некоторые делают домашнее задание, которые задали на следующий день, чтоб не терять время зря, а некоторые списывают домашнее задание на следующий урок, потому что дома не выполнили, бывает и такое. Во время перемены школа наполняется большим количеством звуков: грохотом, хохотом, криком, пением. Малыши куда-то мчатся, врезаясь в высоких старшеклассников, которые объясняют им, что нельзя бегать по школе. Хотя и сами иногда нарушают это правило, поэтому в нашей школе организованно дежурство учителей и учеников старших классов. Они стоят в коридорах на переменах и делают замечания нарушителям. Таким образом, учеников приучают к ответственности и дисциплине. Особо «отличившихся» учеников объявляют на линейке в конце рабочей недели, чтоб им было стыдно.­

Мне больше нравится длинные перемены, потому что можно дольше отдыхать и общаться с друзьями из других классов.

Источник: sdamna5.ru

Перемена ‒ это всего несколько минут, но каких сладких и долгожданных для любого ученика. Это неотъемлемая часть школьной жизни. И за эти короткие мгновения между уроками успевает произойти столько, сколько никогда не произойдет за сорок минут самого насыщенного и интересного урока. Перемена ‒ это маленькая жизнь, которая может многому научить.

Все, что случается на переменках бывает радостным, светлым, добрым, а может быть грустным, обидным, болезненным и даже горьким. Есть случаи смешные, глупые, забавные, а есть очень поучительные и эмоциональные. Даже, если ты предпочел совсем не выходить из класса на перемене, это не значит, что с тобой ничего не произойдет в эти минуты отдыха от занятий. У каждого школьника есть огромная коллекция историй, произошедших с ним и его товарищами на переменах.Я хочу рассказать одну из них.

Прозвенел звонок, домашнее задание мы уже получили, поэтому историк нас задерживать не стал. Толпа моих одноклассников хлынула к выходу, меня этим напором тоже вынесло в школьный холл. Постепенно все это пространство заполнили ученики разных классов, снующие как муравьи. И вот мы с товарищами видим такую картину: один второклассник ударил другого, и тот заплакал. Можно было пройти мимо, знаем как это бывает, сами такими были. Но Ванька не удержался, ему было обидно за маленького мальчика, у него ведь брат такого возраста. И мы подошли к ребятам поговорить. Оказалось, что драчун был обижен не меньше, так как пострадавший отнял у него диск с любимой компьютерной игрой, который он принес в школу, чтобы похвастаться.

Поговорили мы с малышами по душам. Пришлось им объяснять и то, что кулаками спор не решается, и то что хвастаться нехорошо, и то, что чужое без спросу не берут хорошие люди, да и, что вообще ссора ‒ это последнее дело. В общем, помирили. Диск был возращен на родину, точнее к законному владельцу, а среди друзей снова воцарилась гармония. А мы остались очень довольны собой, ведь мы помогли младшим товарищам, пусть даже совсем немного. Быть полезным и чувствовать себя взрослым ‒ это вдвойне приятно.

В качестве заключения я хочу сказать, что на перемене можно не только отдыхать, играть и развлекаться. Нужно быть внимательным друг к другу и младшим ученикам. Ведь кому-то из них может потребоваться твоя помощь, пусть даже самая маленькая.

Источник: ensoch.ru

Какой должна быть школьная перемена и почему? Я думаю, школьная перемена должна быть для всех разной. Один хочет тихо посидеть в кресле и расслабиться, послушать нежную музыку, сопровождаемую шелестом волн и криком чаек. Другому нужно плотно поесть. Третьему - побегать с мячом или поиграть в настольный теннис. Мы все разные и не можем желать одного и того же. Значит, в школе обязательно должна быть комната психологической разгрузки. В ней - тишина, звуки из шумного коридора не будут проникать благодаря хорошей изоляции. Цветы, аквариум, мягкие диваны и кресла, музыкальные центры с наушниками - всё это поможет за несколько минут снять стресс, отдохнуть. Буфет - необходимость для учеников. Причём он должен работать так, чтобы не было очередей. Иначе всю перемену простоишь за булкой и стаканом чая, а потом будешь всё это не прожёвывать, а стремительно проглатывать. Наконец, специальный малый спортзал для желающих активно отдыхать на перемене. Здесь - стол для тенниса, мячи, скакалки, гантельки, простейшие тренажёры типа велосипеда или беговой дорожки. Надеюсь, всё это появится в нашей школе в ближайшее время. Так хочется на переменах не бродить уныло по коридорам и не сидеть в шумном классе!

М ы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, и когда спросили одного проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал:

- Ровно два.

Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Два часа! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа! Ведь это же ужас! Мы же в школу опоздали! Я подхватил портфель и закричал:

- Бегом давай, Мишка!

И мы полетели как молнии. Но очень скоро устали и пошли шагом.

Мишка сказал:

- Не торопись, теперь уже все равно опоздали. Я говорю:

- Ох, влетит… Родителей вызовут! Ведь без уважительной же причины.

Мишка говорит:

- Надо ее придумать. А то на совет отряда вызовут. Давай выдумаем поскорее!

Я говорю:

- Давай скажем, что у нас заболели зубы и что мы ходили их вырывать.

Но Мишка только фыркнул:

  • У обоих сразу заболели, да? Хором заболели!.. Нет, так не бывает. И потом: если мы их рвали, то где же дырки? Я говорю:

- Что же делать? Прямо не знаю… Ой, вызовут на совет, родителей пригласят!.. Слушай, знаешь что? Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас еще и похвалили за опоздание, понял?

Мишка говорит:

- Это как?

- Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, мы как будто ребенка из этого пожара вытащили, понял? Мишка обрадовался:

- Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то еще лучше сказать, как будто лед на пруду проломился, и ребенок этот - бух!.. В воду упал! А мы его вытащили… Тоже красиво!

- Ну да, - говорю я, - правильно! Но пожар все-таки лучше!

- Ну нет, - говорит Мишка, - именно что лопнувший пруд интереснее!

И мы с ним еще немножко поспорили, что интересней и храбрей, и не доспорили, а уже пришли к школе.

А в раздевалке наша гардеробщица тетя Паша вдруг говорит :

- Ты где это так оборвался, Мишка? У тебя весь воротник без пуговиц. Нельзя таким чучелом в класс являться. Все равно уж ты опоздал, давай хоть пуговицыто пришью! Вон у меня их целая коробка. А ты, Дениска, иди в класс, нечего тебе тут торчать!

Я сказал Мишке:

- Ты поскорее тут шевелись, а то мне одному, что ли, отдуваться?

Но тетя Паша шуганула меня:

- Иди, иди, а он за тобой! Марш!

И вот я тихонько приоткрыл дверь нашего класса, просунул голову, и вижу весь класс, и слышу, как Раиса Ивановна диктует по книжке:

- «Птенцы пищат…»

У доски стоит Валерка и выписывает корявыми буквами: «Птенцы пестчат «

Я не выдержал и рассмеялся, Раиса Ивановна подняла глаза и увидела меня. Я сразу сказал:

- Можно войти, Раиса Ива-новна?

- Ах, это ты, Дениска, - сказала Раиса Ивановна. - Что ж, входи! Интересно, где это ты пропадал?

Я вошел в класс и остановился у шкафа. Раиса Ивановна вгляделась в меня и прямо ахнула:

- Что у тебя за вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай толком!

А я еще ничего не придумал и не могу толком отвечать, а так, говорю что попало, все подряд, только чтобы время протянуть:

- Я, Раиса Иванна, не один… Вдвоем мы, вместе с Мишкой… Вот оно как. Ого!.. Ну и дела. Так и так! И так далее.

А Раиса Ивановна:

- Что, что? Ты успокойся, говори помедленней, а то непонятно! Что случилось? Где вы были? Да говори же!

А я совсем не знаю, что говорить. А надо говорить. А что будешь говорить, когда нечего говорить?

Вот я и говорю:

- Мы с Мишкой. Да. Вот… Шли себе и шли. Никого не трогали. Мы в школу шли, чтоб не опоздать. И вдруг такое! Такое дело, Раиса Ивановна, прямо ох-хо-хо! Ух ты! Ай-яй-яй.

Тут все в классе рассмеялись и загалдели. Особенно громко - Валерка. Потому что он уже давно предчувствовал двойку за своих «птенцов». А тут урок остановился, и можно смотреть на меня и хохотать. Он прямо покатывался. Но Раиса Ивановна быстро прекратила этот базар.

- Тише, - сказала она, - дайте разобраться! Кораблев! Отвечай, где вы были? Где Миша?А у меня в голове уже началось какое-то завихрение от всех этих приключений, и я ни с того ни с сего брякнул:

- Там пожар был!

И сразу все утихли. А Раиса Ивановна побледнела и говорит:

- Где пожар?

А я:

- Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым валит - прямо клубами. А мы идем с Мишкой мимо этого… как его… мимо черного хода! А дверь этого хода кто-то доской снаружи припер. Вот. А мы идем! А оттуда, значит, дым! И кто-то пищит. Задыхается. Ну, мы доску отняли, а там маленькая девочка. Плачет. Задыхается. Ну, мы ее за руки, за ноги - спасли. А тут ее мама прибегает, говорит: «Как ваша фамилия, мальчики? Я про вас в газету благодарность напишу». А мы с Мишкой говорим: «Что вы, какая может быть благодарность за эту пустяковую девчонку! Не стоит благодарности. Мы скромные ребята». Вот. И мы ушли с Мишкой. Можно сесть, Раиса Ивановна?

Она встала из-за стола и подошла ко мне. Глаза у нее были серь езные и счастливые. Она сказала:

- Как это хорошо! Очень, очень рада, что вы с Мишей такие молодцы! Иди садись. Сядь. Посиди…

И я видел, что она прямо хочет меня погладить или даже поцеловать. И мне от всего этого не очень-то весело стало. И я пошел потихоньку на свое место, и весь класс смотрел на меня, как будто я и вправду сотворил что-то особенное. И на душе у меня скребли кошки. Но в это время дверь распахнулась, и на пороге показался Мишка. Все повернулись и стали смотреть на него. А Раиса Ивановна обрадовалась.

- Входи, - сказала она, - входи, Мишук, садись. Сядь. Посиди. Успокойся. Ты ведь, конечно, тоже переволновался.

- Еще как! - говорит Мишка. - Боялся, что вы заругаетесь.

- Ну, раз у тебя уважительная причина, - говорит Раиса Ивановна, - ты мог не волноваться. Все-таки вы с Дениской человека спасли. Не каждый день такое бывает.

Мишка даже рот разинул. Он, видно, совершенно забыл, о чем мы с ним говорили.

- Ч-ч-человека? - говорит Мишка и даже заикается. - С…с…спасли? А кк…кк…кто спас?

Тут я понял, что Мишка сейчас все испортит. И я решил ему помочь, чтобы натолкнуть его и чтобы он вспомнил, так ласковенько ему улыбнулся и говорю:

- Ничего не поделаешь, Мишка, брось притворяться…