Равнодушие и отзывчивость в произведении паустовского телеграмма. События в рассказе развёртываются во времени

Людям часто не хватает доброты со стороны своего окружения, понимания того, что они нужны своим близким, обществу, а равнодушие и безразличие, их порой убивает.

В произведении Константина Паустовского «Телеграмма» перед нами предстаёт равнодушие по отношению к близким на примере дочери Насти к своей постаревшей матери Катерине Петровне. Катерина Петровна жила одна в деревне, дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Письма от получала редко, Настя присылала ей по 200 рублей два раза в месяц, но её больше волновали письма дочери, приходившие вместе с деньгами, она тосковала по дочери. Только потом Настя осознала, что никто её так не любил, как её мама, которая была одинока и умирала в одиночестве. Не будь настя такой жестокой, а равнодушие это тоже жестокость по отношению к близким, мама бы может и пожила по-дольше.

Николай Гоголь в своём произведении «Шинель» показывает также равнодушие к маленькому человечку Акакию Башмачкину, отсутствие которого заметили только на четвёртый день, проблемы этого персонажа никого не интересовали, поэтому, его столкновение с жестокостью окружающего мира, приводит его к смерти.

Человеческая доброта - это умение и желание относиться к другим людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе: с пониманием, сочувствием, с действенной поддержкой, теплом и любовью. Жестокость - противоположное качество, проявляющееся часто в равнодушии, эгоистическом желании реализовать свои планы за счёт других, в игнорировании интересов окружающих, а не только в сознательном причинении им боли.

Самое страшное, когда жестокость проявляется к родному человеку, который дал тебе жизнь. В произведении «Телеграмма» очень выразительно показана жестокость как равнодушие. Впечатляет отсутствие живых человеческих чувств Насти к родной маме и отсутствие доброты как нормы отношений между близкими людьми.

Если в «Телеграмме» показана жестокость в отношениях между людьми, то в повести Н.Гоголя «Шинель» безразличие, равнодушие к маленькому человечку Акакию Башмачкину показаны как олицетворение жестокости общества. Яркая деталь: отсутствие несчастного (смерть) заметили только на четвёртый день, что говорит о том, что он не был для общества человеком, а лишь исполнителем функций.

Очень разные произведения, по разному раскрывается тема доброты и жестокости. В «Телеграмме» Настя жестока к своей матери, жестока от непонимания, от равнодушия, от увлеченности городской жизнью, от суеты, жестока не от злости, но от недостатка доброты, глубины души.

В «Шинели» показана жестокость общества, тоже состоящего не из злодеев, а просто из равнодушных людей.

И в том и в другом случае вполне можно сказать, что равнодушие едва ли не худшая форма жестокости.

вопрос достаточно обширен, поэтому можно попытаться освятить все его основные моменты. что такое доброта? доброта - это проявление светлых чувств по отношению ко всему окружающему. что значит добрые чувства? это способность помочь в трудную минуту, не оставить в беде, уделять внимание, сказать ласковое слово, в конце концов, приободрить в трудной ситуации. свойственно ли это чувство всем?

думаю, нет. так уж устроен наш мир, что идеально в нем все быть не может. поэтому наряду с этим светлым чувством есть понятие жестокости. в каких аспектах можно рассматривать данные понятия? безусловно, это отношения между людьми, это отношения к животным, к природе в целом, отношение к самому себе. если брать в качестве примера произведения «Телеграмма» и «Шинель», то по первому можно сказать следующее. главная героиня, Настя, была жестока по отношению к своей матери, потому что отодвинула ее на второй план, в первую очередь же была зациклена на своей работе. в повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин сталкивается с жестокостью окружающего мира по отношению к себе. так как он не имеет высокого звания и чина, не имеет денег, то и его проблемы никого не волнуют. такая жестокость приводит к смерти героя.

Непоправимую ошибку совершила Настя – героиня рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма”. Девушка, будучи единственной дочерью, оставила пожилую мать одну на огромном расстоянии. Три года Настя не навещала бедную старушку. Единственным знаком ее внимания был ежемесячный перевод для Катерины Петровны на двести рублей со пометкой: “Столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.”

Молодая девушка любила маму, но работа не отпускала ее. Екатерина Петровна понимала это, и потому старалась не тревожить дочку лишний раз и очень редко писала ей письма.

Не знаю, что больше послужило причиной, старость или тоска по единственному родному человеку, но в старушке стали угасать жизненные силы. Тогда пожилая женщина решилась написать письмо, в котором умоляла дочь приехать хоть на день, чувствуя, что не переживет эту зиму.

Настя получила письмо, сердце ее сжалось, но она была слишком занята организацией выставки. Через две недели девушка получила телеграмму от соседа, что Катерина Петровна помирает.

До героини не сразу дошел смысл написанного. Даже в этот момент ей было проще смириться с тем, что она не успеет попрощаться с мамой. Но через несколько секунд, ее словно ударило током: “Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет.”

В ту же минута Настя отправилась на железнодорожный вокзал. Путь занимал несколько дней. Катерина Петровна так и не увидела перед смертью единственного родного человека на земле.

Если бы время можно было повернуть назад! Настя осознала ошибку и неправильно расставленные приоритеты. Но было слишком поздно. Все, что осталось у девушки, – это тоска по матери и бесконечное чувство вины.

(3 оценок, среднее: 4.33 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Октябрь был холодный и ненастный. Катерина Петровна стала очень тяжело вставать по утрам. Она жила в старом доме, который построил...
  2. Начиная читать рассказ “Телеграмма” Константина Георгиевича Паустовского, я предположила, что речь пойдет о какой-нибудь истории на войне, так как произведение...
  3. Рассказ “Темные аллеи”, написанный в 1938 году в предвоенной Франции, возвращает нас в Россию начала ХХ века, в то время,...
  4. Проблема равнодушия людей друг к другу. “Равнодушие – это паралич души”, – писал известный русский писатель А. П. Чехов. Действительно,...

из рассказа Паустовского "Телеграмма"

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким

Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким
Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну - это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина
Вина - чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.

/ / / Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма»

История создания
Константин Паустовский написал небольшой рассказ в 1946 году, в непростое послевоенное время. Это произведение вышло тогда, когда писатель уже обрел мировую славу. Замысел рассказа прослеживается в более ранних его рассказах. В них автор упоминает о судьбе дочери именитого художника. Позже именно ее образ станет главным в рассказе «Телеграмма». Это произведение не было включено раньше в школьную программу, потому что приоритет имели произведения большего объема в жанре социализма.

Сюжет рассказа
В центре сюжета одинокая престарелая женщина по имени Катерина Петровна, которая живет в отдаленной от цивилизации деревушке. Она не может уехать, потому что дорожит «мемориальным» домом, построенным еще ее отцом – именитым художником. Становится понятным, что и сама женщина имеет утонченную душу, которую сложно понять обычным деревенским жителям. Это становится проблемой, что приводит к одиночеству Катерины. Она понимает, что у нее нет ни одной родственной души, хотя люди живут здесь и не плохие.

У Катерины Петровны есть дочь Настя, которая живет далеко. Их общение сводится к редкой переписке и небольшим денежным переводам от Насти. Женщина не хочет надоедать слишком занятой своими делами дочери, поэтому пишет очень редко. Но вот наступает момент, когда она начинает предчувствовать, что вряд ли переживет зиму, и пишет письмо Насте. Однако молодая девушка не сразу находит время, чтобы даже прочитать письмо. Она приезжает в деревушку спустя несколько недель, когда было уже слишком поздно. Настя понимает свою вину и раскаивается.

Композиция рассказа
Условно рассказ можно поделить на три части: описание жизни главной героини в деревне; упоминание о дочери, ее работе; история о двух телеграммах.

Первая часть повествует о непростой жизни необычной женщины, благородной по духу и происхождению. Вторая часть – рассказ о Насте, дочери Катерины. Она показана человеком деятельным и даже способным на сочувствие, но почему-то не по отношению к родной матери. Третья часть включает в себя описание двух телеграмм: одну писала Катерина Насте. Вторая была якобы ответом Насти, но на самом деле она была подделана сочувствующим судьбе Катерины Тихоном. Он пожалел женщину и решил написать ей от имени дочери. Этот эпизод можно считать кульминационным в рассказе.

Галерея образов
– главная героиня рассказа. Писатель намекает на ее дворянское происхождение, упоминая, что она выросла в семье, где ценили творчество. Она имела хорошее образование, в молодости вращалась в кругу знаменитых людей, но в старости вынуждена жить в глухой деревне, где нет людей, которые могли бы понять ее порывы.

– дочь Катерины Петровны. Она полна жизненной энергии, занята важными делами. В ее душе есть отклик на искусство и беду других людей, но о матери она редко вспоминает, возможно из-за расстояния.

– обычный деревенский мужик, работающий сторожем. Однако он проявляет огромную человечность по отношению к Катерине. Именно он пишет вторую телеграмму, сочувствуя бедной героине.

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа - Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом - известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», - решает она.

Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.

Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.

Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая - ее дочери Насте, в третьей - история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.

Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».

Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.

Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.