С 25 октября в Самарской областной детской библиотеке (Невская, д.8) открывается интерактивная выставка «Дети и революция 1917 года». На ней представлена историческая экспозиция книг о событиях переломной эпохи и репродукций рисунков детей – очевидцев событий Октябрьской революции.
7 ноября мы будем отмечать 100-летие Великой российской революции 1917 года. Это событие перевернуло не только историю нашей страны, но и повлияло на историческое развитие многих государств мира.
«Что такое революция? Почему именно в нашей стране произошли это события? Революция это хорошо, или плохо?»: часто такие вопросы дети задают взрослым, и ответить на них очень непросто.
Предлагаем взглянуть на события тех лет глазами детей, которые отразили свои впечатления в своих рисунках. Перед вами работы из уникальной коллекции рисунков детей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года, собранной преподавателем гимназии Василием Вороновым. Рассматривая эти рисунки, мы как будто переносимся на улицы революционной Москвы, где видим большое количество демонстраций и митингов, очереди за продуктами и вооружённых людей.
Существует немало художественных произведений, рассказывающих о детях, живущих в эту переломную эпоху. На выставке вы найдёте книги, которые и сейчас никого не оставят равнодушными: героям приходится сталкиваться с многочисленными трудностями, искать выход из сложных ситуаций, и, самое главное, взрослеть и становиться человеком.
Книги и рисунки, представленные на нашей экспозиции, помогут окунуться в историческое прошлое нашей страны, понять всю сложность и трагичность того времени.
Основу выставки составляют материалы уникальной книги карманного формата:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. – М., 1987.
Она вышла 30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров. В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 г.
Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.
Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.
Между двух революций25. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на плакатах: Да здравствуетъ демократическая) респуб (лика); Да здравствует республика! Да здравствует демократическая республика ст. Сортировочная. [На Театральной площади собрались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12—15 августа 1917 года под председательством Керенского в помещении Большого театра. Черный флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зрителя) — железнодорожников станции Сортировочная Казанской железной дороги].
«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа 1917 года) относится лист “Демонстрация возле Большого театра”. Изображен небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстрации направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем она поворачивает влево, почти до отказа заполняя площадь. Создается впечатление бесконечности движущихся людских масс, требующих установления в стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная ” . Это проходит колонна железнодорожников со станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на Московско-Казанской железной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен первый коммунистический субботник» [с. 60].
26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВОЕ». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на
транспаранте: Долой стар(ое
)
правительство) доздравствует
новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисунком очень маленького ребенка,
несомненно дошкольника. Малыш не может, разумеется, осознанно выявить смысл
происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что
демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования
любой протестующей группы — «далой старое, да
здравствует новое».
Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].
27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫШЕЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): Да здравствует революция; долой царя, ура; Земля и Воля [«Земля и воля» — лозунг левых эсеров и название их газеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918 года.]; Да здравствует учред (ительное ) собрание) [Учредительное собрание — представительное учреждение, образованное для выработки формы правления после свержения монархии]; Да здравствует свободная Россия; Долой манархизом .
28.
ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.
Автор Яцкевич. Бумага,
акварель, карандаш.
25,9X
34,4
см. Надписи: на стене — Книжный магазинъ
; на знамени — Да здравствуетъ
свободная
Pocci
я
.
«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых дней буржуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры, дамы) с красными бантиками на груди, с лозунгами “Да здравствует свободная Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские, уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами (справа) словно случайно пристал к демонстрации, фигура его выражает неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57 ] .
29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕННЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: Долой буржуазi ю , да здравствует миръ всего мира.
«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки введены сознательно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для ребенка, может быть, составлял главное содержание рисунка. / Февраль семнадцатого года не был бескровным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными столкновениями рабочих и солдат, открытым проявлением противоречий между солдатскими массами и офицерством. С одним из таких драматических происшествий в казармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на горизонтально вытянутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с красными повязками, сочувствующие революции, посредине — солдат с царским флагом, а в левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно, но Февральская революция победила. Будем думать, что и здесь офицеры были разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].
30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X 26,8 см. Надпись на плакате: Да здравствует свободная Poc ci я! Война до победы. Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.
«Рисунок Косарева чрезвычайно экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юного художника. Нет второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди, объединенные общей идеей. Движутся они прямо на зрителя. Одно это уже необычно для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа, стремление к чему столь характерно для детского мышления. Контурный штрих пером, которым художник заканчивает работу, выполненную цветным карандашом, сообщает рисунку энергию движения, делает его созвучным графике революционной эпохи» [с. 58-59].
31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРОКОЙ УЛИЦЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, графитный и цветной карандаши. 26,5X 34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба городских общест (венных) пекар (ен ); лозунги (слева направо) — ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг эсеров)]; Да Здр . Соц. Дем . Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская управа].
«Иногда рисунок, почти ничего нового не добавляющий к фактическому ходу событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеобразным преломлением психологии эпохи в детском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года. Привлекают внимание многочисленные лозунги на плакатах: все они даны лишь начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение ума. Например: ДЗСДРП — Да здравствует социал-демократическая рабочая партия; ПВСС — Пролетарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы воспроизвести их точно. И конечно же, не стремление зашифровать текст руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше уместить на рисунке. А сокращения длинных названий были в те годы обыкновением. Сокращенно обозначались партии, организации. Аналогично поступает и ребенок в своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [ с. 63 ] .
32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917
Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо.
26,3X
34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа
Александра Пономарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Россия;
рядом с бегущим человеком (полустерто
) — те же
слова.
«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий, выкрикивая лозунг (текст был написан около фигуры, потом стерт, но все же прочитывается), спешит присоединиться к организованной публике. Некто от любопытства почти вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного оживления художник передает не только иллюстративно-описательно. Динамична сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух перекрещивающихся людских потоков, образуют угол. Подвижность этой системы подчеркнута яркой окраской домов, ритмическим повтором цветных занавесок» [с. 58].
33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917
26,0X
34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай ж
i
е Украi
ана
; Да здраст
(вует
);
Да здравствует Временное правительство и Керенскi
й
; Да здравствует интернацi
онал
;
Да здравствует свободная Рос
i
я; 8 час;
Nex
Polcka
;
Nex
Polcko
. [Слева
— колонна украинцев,
несущих портрет Винниченко, главы Украинской Центральной Рады, и лозунг «Да
здравствует Украина» (на украинском языке).
Посредине — колонна русских с призывом
поддержки Временному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует
Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование восьмичасового
рабочего дня. Правее — угол портика Большого театра.
«Очень интересен по содержанию, хоть и неумел по исполнению, рисунок «Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы рисунок был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих лозунгах Временное правительство Керенского, свободную Россию и интернационал, справа идет колонна поляков с лозунгом “Да здравствует Польша!”, а слева — украинские офицеры с висячими, «запорожскими» усами и с красными бантами на груди. Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай ж i е Укра i на” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа видны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день открытия Московского совещания» [с. 61].
34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕРЕД КАЗАРМАМИ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш.
18,2X
34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло
(й
)..;
Да здравствует демократическая республика.
«Характерной приметой времени с самых февральских дней были автомобили, несущие охранную службу на улицах, с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве рисовали дети. В этих картинках романтика революции проявлялась наиболее ярко. Рисунки разные. Один ребенок мыслит пространственно и разворачивает изображение в перспективе, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно, но, несмотря на это, столь же динамично. Устремлены вперед и автомобиль и седоки— красногвардейцы. Ощущение движения усиливается по контрасту с симметрично от машины стоящими и от того особенно устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомобили, очень похожие на те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует делать вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность рисунков» [ с. 65-66 ] .
36. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X 36,6 см. Надписи:вывеска над дверью — хлебн (ая лавка); на плакате — свобода слова.
«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых впечатляющих — демонстрация возле фабрики. Художественную форму определяет лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы предполагает продолжение ее в стороны, помогая понять, что ликованием охвачен весь город, и подобную картину можно видеть на всех улицах. В то же время рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где представлено движение рабочей колонны на фоне фабричной архитектуры, показанной во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу, готовые к борьбе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя» [с. 59-60].
37. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКОГО СОЮЗА. Весна 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X 34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс (твует ) учредительное) собран i я; ВЗС.
38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВТОМОБИЛЕ. 1917
39. ВЫБОРЫ В ГОРОДСКУЮ ДУМУ. 1917
Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный кара н даши.
25,7X
35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи:
на доме справа — избирательная дума; на знаменах — земля и воля; обновленная
Росс
i
я; долой войну; не автомобиле и разбрасываемых
с него листках —№ 1; на стенах домов — листки с № 1, 3, 4. [На
рисунках 39 и 40 изображены в ыборы в московские думы — городскую (24
июня) и районные (24 сентября).
Цифры на листках — номера списков
кандидатов от разных партий. Список
№
1—кадетов,
N
9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров,
N
4 — объединенцев
(организация
объединенных социал-демократов — интернационалистов),
N
5—большевиков.
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 25,6/34,0 см. Надписи:вверху — Лубянскi й пассажъ ; на знаменах (слева направо): Да здравств (ует ) революцi он(н )ая Росс i я; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс (тво ) и миръ ; список № 5; Граждане! Голосуй(те) за парт i ю социалисто (в) революционерамъ (№ 3).
41. МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ . 1917Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева —(Свобо )дная Росс i я; посре дине — Да здравствуетъ свободная Росс i я; на воротах по сторонам от проема монограмма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триумфальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтомским в 1753 — 1756 годах (разобрана в 1928 году). Монограмма Е. Р.— Елизавета Pri m a — Елизавета Первая, императрица Елизавета Петровна, в царствование которой была сооружена арка. Слева — церковь Т рех святителей, построена а 1674 году. Не сохранилась].
42. МИТИНГИ. Март 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III . Надписи: слева внизу — Митинги; на тумбе — цырк саламонск (ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк Саламонского — частный цирк, находившийся ив Цветном бульваре в собственном доме Саламонского . После революции здесь помещался Московский государственный цирк. Цирк Никитина — второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ныне — пл. Маяковского).
43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917
«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое будущее— 1918-й... Всем им сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских детей признак неблагополучия — голод, зримое его выражение — очереди. Рисунков, изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом поддается датировке, но, вероятно, исполнены они до Октябрьского переворота. Во-первых, к Октябрю очереди уже так примелькались, что стали частью привычного быта. Во-вторых, почти всюду надписи исполнены в старой орфографии и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городовые и проч. Наконец, тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, бытовые мелочи меньше занимали детей, происходили слишком серьезные преобразования, выдвигающие новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каждый в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой жизнерадостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова») спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с тревогой и осуждением» [с. 68].
44. МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛОВОЙ . 1917Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в магазин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери табличка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мясной торговлей не занимались, они были крупнейшими чаеторговцами].
45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БОГОМОЛОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи не булочной: вверху — (Бу )л очная Богомолова; витрины — хлебъ пирожные конфеты своей кондитер(ской ); Богомолов; названия улиц — 3 Знамен(ский ); 1 Знаменский пер.; слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].
«”Очередь в булочную Богомолова” — рисунок, интересный своей почти протокольной документальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно — вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Знаменских переулков. По этому адресу действительно находилась булочная Н. И. Богомолова. Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к мелочам поразительное: таблички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры, медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали становятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело выводить одинаковые кружки. Общественное и бытовое неблагополучие — война, голод — не тревожит душевного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает его внимание. Вокруг него раскрывается многоцветный, яркий, полный надежд и ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].
46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИТОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи над дверями магазина — С. Титовъ . [ С. Титов и сыновья — один из крупнейших торговых домов, в Москве объединял 67 хлебных магазинов].
«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое, беспокойное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами индивидуальности, многие очень забавны, особенно гимназист, дама с пучком, стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и надзирающий за очередью околоточный, умильно друг на друга глядящие. Однако, несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70]. 48. САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916
«Другой бытовой темой, где особенно чувствовался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, вероятно, в 1916 году, когда самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изображениях поездов 1917 года! Все размеренно, симметрично, каждый раненый на своем месте» [ с. 70-71] .
49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖНИЙ НОВГОРОД». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи:на вагоне — Зий классъ ; Москве — Н. Новгородъ ; объявления над дверями в тамбуры — м ѣстъ н ѣтъ.
«...Через год тема наполнится острым социальным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса пассажиров вагона Москва — Нижний Новгород — солдаты, отправляющиеся с фронта по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног, голов заполняет тамбуры, несмотря на объявления “мест нет”. Вагон облеплен людьми, непонятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки, счастливцы, которым удалось забраться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва — Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосредственностью впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без конца» [с. 71].
Придорожном столбе справа: 27 вер(ста).
«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь последние четыре вагона, все разнотипные. Физически ощущается скорость движения состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами. Это уже похоже на гражданскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам с поездами можно судить, что жизнь в революционной России с каждым днем все набирала и набирала темп» [с. 72].
Продолжение следует...
При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из
коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М
.,
1987.
Оцифровка:
Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .
Революция глазами детей: Исторический музей готовит выставку бесценных документальных материалов. Это рисунки юных художников начала прошлого века — тех, кто был свидетелем революционных событий в России. На бумагу они переносили все, что видели.
- Знаменитые московские — да и петербургские тоже — "хвосты": ребенок изобразил три очереди сразу — и за хлебом, и за мясом и за молоком.
Наивно, по-детски, но очень реалистично. Рисунок из альбома школьника 1917 года с небрежно оторванным краем — не просто творчество, а документальное подтверждение того, как страна переживала революцию.
"Большевик и меньшевик — прежде всего это слово "большой" и слово "маленький" в корне. Это спекулянт. Они примерно представляли себе, кто это такой, но они не видели", — говорит старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Евгений Лукьянов.
Всего 1600 листов хранятся в Историческом музее. Их впервые за 30 лет вытащили из запасников. Мальчики от 6 до 14 лет перенесли на бумагу всё, что видели. Получилась эмоциональная летопись, которую сохранил искусствовед, современник революции Василий Воронов.
"Он им дал домашнее задание. Они даже, может быть, и не знали, что такое революция — они просто от чистого сердца", — рассказывает правнучка Василия Воронова Вера Воронова.
Домашние задания свои учеников Василий Воронов собирал почти четыре года — с 1914 по 1918-й. Он был уверен: эти артефакты спустя век расскажут больше, чем документальная хроника.
"Он еще видел в этом материале уникальный исторический источник тех событий, которые происходили в России в то время. Это рассматривалось наравне с крупными мастерами, крупными художниками", — говорит Евгений Лукьянов.
"Он был в душе прирожденный коллекционер — он собирал вообще всё на свете", — говорит Вера Воронова.
Детские работы, запечатлевшие Первую мировую войну, в Москве выставляли в 1916-м. Успех был невероятный. Потом коллекция пополнилась и в 1918-м была передана Историческому музею. И спустя почти 100 лет ее решили показать уже зрителям XXI века. Увидеть экспозицию "Я рисую революцию" и почитать детские записи можно будет с 4 апреля.
"Очень интересно сопоставить текст с изображением. И вот дети часто пишут, что они запрыгивали в эти автомобили и солдаты их катали по городу. И потом они приходили домой и зарисовывали", — говорит Евгений Лукьянов.
Шестилетняя праправнучка художника и искусствоведа Василия Воронова Катя тоже очень любит рисовать. На альбомном листе она изображает то, что ее окружает.
— Солнышко и речку.
— Уже нарисовала?
— Да.
Эти рисунки, по примеру знаменитого прадеда, семья тоже сохранит — для потомков.
Текст: "Вести-Москва"
Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.
Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.
Между двух революций25. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на плакатах: Да здравствуетъ демократическая) респуб (лика); Да здравствует республика! Да здравствует демократическая республика ст. Сортировочная. [На Театральной площади собрались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12—15 августа 1917 года под председательством Керенского в помещении Большого театра. Черный флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зрителя) — железнодорожников станции Сортировочная Казанской железной дороги].
«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа 1917 года) относится лист “Демонстрация возле Большого театра”. Изображен небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстрации направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем она поворачивает влево, почти до отказа заполняя площадь. Создается впечатление бесконечности движущихся людских масс, требующих установления в стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная ” . Это проходит колонна железнодорожников со станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на Московско-Казанской железной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен первый коммунистический субботник» [с. 60].
26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВОЕ». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на
транспаранте: Долой стар(ое
)
правительство) доздравствует
новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисунком очень маленького ребенка,
несомненно дошкольника. Малыш не может, разумеется, осознанно выявить смысл
происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что
демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования
любой протестующей группы — «далой старое, да
здравствует новое».
Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].
27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫШЕЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): Да здравствует революция; долой царя, ура; Земля и Воля [«Земля и воля» — лозунг левых эсеров и название их газеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918 года.]; Да здравствует учред (ительное ) собрание) [Учредительное собрание — представительное учреждение, образованное для выработки формы правления после свержения монархии]; Да здравствует свободная Россия; Долой манархизом .
28.
ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.
Автор Яцкевич. Бумага,
акварель, карандаш.
25,9X
34,4
см. Надписи: на стене — Книжный магазинъ
; на знамени — Да здравствуетъ
свободная
Pocci
я
.
«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых дней буржуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры, дамы) с красными бантиками на груди, с лозунгами “Да здравствует свободная Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские, уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами (справа) словно случайно пристал к демонстрации, фигура его выражает неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57 ] .
29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕННЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: Долой буржуазi ю , да здравствует миръ всего мира.
«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки введены сознательно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для ребенка, может быть, составлял главное содержание рисунка. / Февраль семнадцатого года не был бескровным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными столкновениями рабочих и солдат, открытым проявлением противоречий между солдатскими массами и офицерством. С одним из таких драматических происшествий в казармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на горизонтально вытянутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с красными повязками, сочувствующие революции, посредине — солдат с царским флагом, а в левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно, но Февральская революция победила. Будем думать, что и здесь офицеры были разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].
30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X 26,8 см. Надпись на плакате: Да здравствует свободная Poc ci я! Война до победы. Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.
«Рисунок Косарева чрезвычайно экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юного художника. Нет второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди, объединенные общей идеей. Движутся они прямо на зрителя. Одно это уже необычно для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа, стремление к чему столь характерно для детского мышления. Контурный штрих пером, которым художник заканчивает работу, выполненную цветным карандашом, сообщает рисунку энергию движения, делает его созвучным графике революционной эпохи» [с. 58-59].
31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРОКОЙ УЛИЦЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, графитный и цветной карандаши. 26,5X 34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба городских общест (венных) пекар (ен ); лозунги (слева направо) — ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг эсеров)]; Да Здр . Соц. Дем . Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская управа].
«Иногда рисунок, почти ничего нового не добавляющий к фактическому ходу событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеобразным преломлением психологии эпохи в детском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года. Привлекают внимание многочисленные лозунги на плакатах: все они даны лишь начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение ума. Например: ДЗСДРП — Да здравствует социал-демократическая рабочая партия; ПВСС — Пролетарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы воспроизвести их точно. И конечно же, не стремление зашифровать текст руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше уместить на рисунке. А сокращения длинных названий были в те годы обыкновением. Сокращенно обозначались партии, организации. Аналогично поступает и ребенок в своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [ с. 63 ] .
32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917
Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо.
26,3X
34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа
Александра Пономарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Россия;
рядом с бегущим человеком (полустерто
) — те же
слова.
«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий, выкрикивая лозунг (текст был написан около фигуры, потом стерт, но все же прочитывается), спешит присоединиться к организованной публике. Некто от любопытства почти вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного оживления художник передает не только иллюстративно-описательно. Динамична сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух перекрещивающихся людских потоков, образуют угол. Подвижность этой системы подчеркнута яркой окраской домов, ритмическим повтором цветных занавесок» [с. 58].
33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917
26,0X
34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай ж
i
е Украi
ана
; Да здраст
(вует
);
Да здравствует Временное правительство и Керенскi
й
; Да здравствует интернацi
онал
;
Да здравствует свободная Рос
i
я; 8 час;
Nex
Polcka
;
Nex
Polcko
. [Слева
— колонна украинцев,
несущих портрет Винниченко, главы Украинской Центральной Рады, и лозунг «Да
здравствует Украина» (на украинском языке).
Посредине — колонна русских с призывом
поддержки Временному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует
Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование восьмичасового
рабочего дня. Правее — угол портика Большого театра.
«Очень интересен по содержанию, хоть и неумел по исполнению, рисунок «Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы рисунок был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих лозунгах Временное правительство Керенского, свободную Россию и интернационал, справа идет колонна поляков с лозунгом “Да здравствует Польша!”, а слева — украинские офицеры с висячими, «запорожскими» усами и с красными бантами на груди. Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай ж i е Укра i на” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа видны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день открытия Московского совещания» [с. 61].
34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕРЕД КАЗАРМАМИ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш.
18,2X
34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло
(й
)..;
Да здравствует демократическая республика.
«Характерной приметой времени с самых февральских дней были автомобили, несущие охранную службу на улицах, с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве рисовали дети. В этих картинках романтика революции проявлялась наиболее ярко. Рисунки разные. Один ребенок мыслит пространственно и разворачивает изображение в перспективе, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно, но, несмотря на это, столь же динамично. Устремлены вперед и автомобиль и седоки— красногвардейцы. Ощущение движения усиливается по контрасту с симметрично от машины стоящими и от того особенно устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомобили, очень похожие на те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует делать вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность рисунков» [ с. 65-66 ] .
36. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X 36,6 см. Надписи:вывеска над дверью — хлебн (ая лавка); на плакате — свобода слова.
«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых впечатляющих — демонстрация возле фабрики. Художественную форму определяет лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы предполагает продолжение ее в стороны, помогая понять, что ликованием охвачен весь город, и подобную картину можно видеть на всех улицах. В то же время рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где представлено движение рабочей колонны на фоне фабричной архитектуры, показанной во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу, готовые к борьбе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя» [с. 59-60].
37. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКОГО СОЮЗА. Весна 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X 34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс (твует ) учредительное) собран i я; ВЗС.
38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВТОМОБИЛЕ. 1917
39. ВЫБОРЫ В ГОРОДСКУЮ ДУМУ. 1917
Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный кара н даши.
25,7X
35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи:
на доме справа — избирательная дума; на знаменах — земля и воля; обновленная
Росс
i
я; долой войну; не автомобиле и разбрасываемых
с него листках —№ 1; на стенах домов — листки с № 1, 3, 4. [На
рисунках 39 и 40 изображены в ыборы в московские думы — городскую (24
июня) и районные (24 сентября).
Цифры на листках — номера списков
кандидатов от разных партий. Список
№
1—кадетов,
N
9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров,
N
4 — объединенцев
(организация
объединенных социал-демократов — интернационалистов),
N
5—большевиков.
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 25,6/34,0 см. Надписи:вверху — Лубянскi й пассажъ ; на знаменах (слева направо): Да здравств (ует ) революцi он(н )ая Росс i я; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс (тво ) и миръ ; список № 5; Граждане! Голосуй(те) за парт i ю социалисто (в) революционерамъ (№ 3).
41. МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ . 1917Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева —(Свобо )дная Росс i я; посре дине — Да здравствуетъ свободная Росс i я; на воротах по сторонам от проема монограмма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триумфальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтомским в 1753 — 1756 годах (разобрана в 1928 году). Монограмма Е. Р.— Елизавета Pri m a — Елизавета Первая, императрица Елизавета Петровна, в царствование которой была сооружена арка. Слева — церковь Т рех святителей, построена а 1674 году. Не сохранилась].
42. МИТИНГИ. Март 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III . Надписи: слева внизу — Митинги; на тумбе — цырк саламонск (ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк Саламонского — частный цирк, находившийся ив Цветном бульваре в собственном доме Саламонского . После революции здесь помещался Московский государственный цирк. Цирк Никитина — второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ныне — пл. Маяковского).
43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917
«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое будущее— 1918-й... Всем им сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских детей признак неблагополучия — голод, зримое его выражение — очереди. Рисунков, изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом поддается датировке, но, вероятно, исполнены они до Октябрьского переворота. Во-первых, к Октябрю очереди уже так примелькались, что стали частью привычного быта. Во-вторых, почти всюду надписи исполнены в старой орфографии и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городовые и проч. Наконец, тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, бытовые мелочи меньше занимали детей, происходили слишком серьезные преобразования, выдвигающие новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каждый в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой жизнерадостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова») спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с тревогой и осуждением» [с. 68].
44. МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛОВОЙ . 1917Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в магазин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери табличка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мясной торговлей не занимались, они были крупнейшими чаеторговцами].
45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БОГОМОЛОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи не булочной: вверху — (Бу )л очная Богомолова; витрины — хлебъ пирожные конфеты своей кондитер(ской ); Богомолов; названия улиц — 3 Знамен(ский ); 1 Знаменский пер.; слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].
«”Очередь в булочную Богомолова” — рисунок, интересный своей почти протокольной документальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно — вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Знаменских переулков. По этому адресу действительно находилась булочная Н. И. Богомолова. Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к мелочам поразительное: таблички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры, медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали становятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело выводить одинаковые кружки. Общественное и бытовое неблагополучие — война, голод — не тревожит душевного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает его внимание. Вокруг него раскрывается многоцветный, яркий, полный надежд и ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].
46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИТОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи над дверями магазина — С. Титовъ . [ С. Титов и сыновья — один из крупнейших торговых домов, в Москве объединял 67 хлебных магазинов].
«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое, беспокойное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами индивидуальности, многие очень забавны, особенно гимназист, дама с пучком, стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и надзирающий за очередью околоточный, умильно друг на друга глядящие. Однако, несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70]. 48. САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916
«Другой бытовой темой, где особенно чувствовался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, вероятно, в 1916 году, когда самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изображениях поездов 1917 года! Все размеренно, симметрично, каждый раненый на своем месте» [ с. 70-71] .
49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖНИЙ НОВГОРОД». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи:на вагоне — Зий классъ ; Москве — Н. Новгородъ ; объявления над дверями в тамбуры — м ѣстъ н ѣтъ.
«...Через год тема наполнится острым социальным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса пассажиров вагона Москва — Нижний Новгород — солдаты, отправляющиеся с фронта по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног, голов заполняет тамбуры, несмотря на объявления “мест нет”. Вагон облеплен людьми, непонятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки, счастливцы, которым удалось забраться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва — Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосредственностью впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без конца» [с. 71].
Придорожном столбе справа: 27 вер(ста).
«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь последние четыре вагона, все разнотипные. Физически ощущается скорость движения состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами. Это уже похоже на гражданскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам с поездами можно судить, что жизнь в революционной России с каждым днем все набирала и набирала темп» [с. 72].
Продолжение следует...
При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из
коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М
.,
1987.
Оцифровка:
Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на .
В 1919 году Василий Воронов, ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвя-щенных Первой мировой войне и рево-лю-ции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реаль-ном училище Ивана Александрова, а с 1910 го-да — и в муж-ской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о рево-люции.
Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы - в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его уче-ников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.
В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвя-щенные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.
Демонстрации, митинги и очереди
Образы революции
«Московская война»
Демонстрации, митинги
и очереди
Неизвестный автор. Демонстрация возле фабрики с девизом «Свобода слова!». Февраль 1917 года Государственный исторический музей
«Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»
Демонстрация с лозунгами «Да здравствует свободная Россия!» и «Война до победы!». Рисунок подписан фамилией Косарев. Весна 1917 года Государственный исторический музей«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»
Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 года Государственный исторический музей
На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году).
«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»
Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 года Государственный исторический музей
«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»
Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 года Государственный исторический музей
Одна из многочисленных демонстраций лета 1917 года. Лозунги на плакатах даны лишь начальными буквами: «ДЗСДРП» — «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия»; «ДЗДР» — «Да здравствует демократическая Россия»; «ПВСС» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья»
Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 года Государственный исторический музей
Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).
«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»
Неизвестный автор. Демонстрация возле Большого театра с лозунгом «Да здравствует демократическая республика!». Август 1917 года Государственный исторический музейНа Театральной площади собрались тысячи мо-скви-чей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12-15 ав-гу-ста 1917 года под председательством в помещении Большого театра. Посреди красных полотнищ — черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат железнодорожников станции Сортиро-вочная с надписью: «Да здравствует демокра-тическая республика!»
Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 год Государственный исторический музей
Очереди («хвосты») стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис затронул в первую очередь крупные города, и для детей это было первым признаком неблагополучия.
Образы революции
Неизвестный автор. Большевик со знаменем «Долой войну и буржуев». 1917 год Государственный исторический музей«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики — это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне»
А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 год Государственный исторический музейНа рисунке изображен большевик, идущий на предвы-борный митинг. В руках у него - флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выбо-рах в Учредительное собрание.
Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 год Государственный исторический музей«Теперь мы стали узнавать кокие такие буржуи»
Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 год Государственный исторический музейБольшевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик — крохотный и одет в дорогую шубу; больше-вик — огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.
Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 год Государственный исторический музей«Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, Что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»
Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 год Государственный исторический музей«Московская война»
Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей
На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью «С. Р. и С. Д.», то есть «Совет рабочих и солдатских депутатов».
«Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция»
«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»
Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей
Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах.
«Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»
«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»
«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война»
Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей
«В дни риволюцыи было очень весело. И русскою риволюцию никогда ни забуду»
«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались»
Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы распо-ложены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.
С 19 апреля по 19 июня 2017 года в Государственном историческом музее пройдет выставка «„Я рисую революцию!“: детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея», на которой будут представлены детские рисунки, фотографии революционной Москвы, редкие пла-каты 1917 года и документальные свидетельства очевидцев.