Рисунок ребенку тема рожденные революция. Выставка в Историческом музее: февральская революция глазами детей

С 25 октября в Самарской областной детской библиотеке (Невская, д.8) открывается интерактивная выставка «Дети и революция 1917 года». На ней представлена историческая экспозиция книг о событиях переломной эпохи и репродукций рисунков детей – очевидцев событий Октябрьской революции.

7 ноября мы будем отмечать 100-летие Великой российской революции 1917 года. Это событие перевернуло не только историю нашей страны, но и повлияло на историческое развитие многих государств мира.

«Что такое революция? Почему именно в нашей стране произошли это события? Революция это хорошо, или плохо?»: часто такие вопросы дети задают взрослым, и ответить на них очень непросто.

Предлагаем взглянуть на события тех лет глазами детей, которые отразили свои впечатления в своих рисунках. Перед вами работы из уникальной коллекции рисунков детей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года, собранной преподавателем гимназии Василием Вороновым. Рассматривая эти рисунки, мы как будто переносимся на улицы революционной Москвы, где видим большое количество демонстраций и митингов, очереди за продуктами и вооружённых людей.


Существует немало художественных произведений, рассказывающих о детях, живущих в эту переломную эпоху. На выставке вы найдёте книги, которые и сейчас никого не оставят равнодушными: героям приходится сталкиваться с многочисленными трудностями, искать выход из сложных ситуаций, и, самое главное, взрослеть и становиться человеком.

Книги и рисунки, представленные на нашей экспозиции, помогут окунуться в историческое прошлое нашей страны, понять всю сложность и трагичность того времени.

Основу выставки составляют материалы уникальной книги карманного формата:

Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. – М., 1987.

Она вышла 30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров. В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 г.

Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.


Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.

Между двух революций


25. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на плакатах: Да здравствуетъ демократиче­ская) респуб (лика); Да здрав­ствует республика! Да здрав­ствует демократическая республика ст. Сортировочная. [На Театральной площади соб­рались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Мос­ковскому государственному совещанию. Оно было созва­но Временным правительст­вом и проходило 12—15 ав­густа 1917 года под предсе­дательством Керенского в по­мещении Большого театра. Черный флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зри­теля) — железнодорожников станции Сортировочная Ка­занской железной дороги].

«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа 1917 года) отно­сится лист “Демонстрация возле Большого теат­ра”. Изображен небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстра­ции направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем она пово­рачивает влево, почти до отказа заполняя пло­щадь. Создается впечатление бесконечности дви­жущихся людских масс, требующих установления в стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная ” . Это проходит колонна железнодорожников со станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на Московско-Казанской же­лезной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен первый коммунистический субботник» [с. 60].


26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРА­ВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТ­ВУЕТ НОВОЕ». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на транспаранте: Долой стар(ое ) правитель­ство) доздравствует новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисун­ком очень маленького ребенка, несомненно до­школьника. Малыш не может, разумеется, осоз­нанно выявить смысл происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования любой протестующей группы — «далой старое, да здравствует новое». Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].

27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫ­ШЕЙ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): Да здравствует ре­волюция; долой царя, ура; Земля и Воля [«Земля и воля» — лозунг ле­вых эсеров и название их га­зеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918 года.]; Да здравст­вует учред (ительное ) со­брание) [Учредительное собрание — представительное учрежде­ние, образованное для выработки формы правления после свержения монархии]; Да здравствует сво­бодная Россия; Долой манархизом .

28. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.

Автор Яцкевич. Бумага, акварель, карандаш. 25,9X 34,4 см. Надписи: на стене — Книж­ный магазинъ ; на знамени — Да здравствуетъ свободная Pocci я .

«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых дней бур­жуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры, дамы) с красны­ми бантиками на груди, с лозунгами “Да здрав­ствует свободная Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские, уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами (справа) словно слу­чайно пристал к демонстрации, фигура его вы­ражает неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57 ] .


29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕН­НЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: До­лой буржуазi ю , да здрав­ствует миръ всего мира.

«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки введены созна­тельно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для ребенка, может быть, составлял главное со­держание рисунка. / Февраль семнадцатого года не был бескров­ным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными столкновениями рабочих и сол­дат, открытым проявлением противоречий меж­ду солдатскими массами и офицерством. С од­ним из таких драматических происшествий в ка­зармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на горизонтально вытя­нутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с крас­ными повязками, сочувствующие революции, по­средине — солдат с царским флагом, а в левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно, но Февральская револю­ция победила. Будем думать, что и здесь офи­церы были разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].


30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X 26,8 см. Надпись на плакате: Да здравствует свободная Poc ­ ci я! Война до победы. Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.

«Рисунок Косарева чрезвычайно экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юно­го художника. Нет второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди, объединенные общей идеей. Движутся они пря­мо на зрителя. Одно это уже необычно для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа, стремление к чему столь характерно для детского мышления. Кон­турный штрих пером, которым художник закан­чивает работу, выполненную цветным каранда­шом, сообщает рисунку энергию движения, де­лает его созвучным графике революционной эпохи» [с. 58-59].

31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРО­КОЙ УЛИЦЕ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, графитный и цвет­ной карандаши. 26,5X 34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба город­ских общест (венных) пекар (ен ); лозунги (слева на­право) — ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг эсеров)]; Да Здр . Соц. Дем . Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская управа].

«Иногда рисунок, почти ничего нового не до­бавляющий к фактическому ходу событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеоб­разным преломлением психологии эпохи в дет­ском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года. Привлекают внимание многочислен­ные лозунги на плакатах: все они даны лишь начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение ума. На­пример: ДЗСДРП — Да здравствует социал-де­мократическая рабочая партия; ПВСС — Проле­тарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы воспроизвести их точно. И конечно же, не стрем­ление зашифровать текст руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше уместить на рисунке. А сокра­щения длинных названий были в те годы обык­новением. Сокращенно обозначались партии, ор­ганизации. Аналогично поступает и ребенок в своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [ с. 63 ] .

32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917

Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо. 26,3X 34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа Александра По­номарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Рос­сия; рядом с бегущим чело­веком (полустерто ) — те же слова.

«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий, выкрикивая лозунг (текст был напи­сан около фигуры, потом стерт, но все же про­читывается), спешит присоединиться к организо­ванной публике. Некто от любопытства почти вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного ожив­ления художник передает не только иллюстра­тивно-описательно. Динамична сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух перекрещивающихся людских пото­ков, образуют угол. Подвижность этой системы подчеркнута яркой окраской домов, ритмиче­ским повтором цветных занавесок» [с. 58].


33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917

26,0X 34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай ж i е Украi ана ; Да здраст (вует ); Да здрав­ствует Временное правитель­ство и Керенскi й ; Да здрав­ствует интернацi онал ; Да здравствует свободная Рос i я; 8 час; Nex Polcka ; Nex Polcko . [Слева — колонна украинцев, несущих портрет Винничен­ко, главы Украинской Цент­ральной Рады, и лозунг «Да здравствует Украина» (на украинском языке). Посре­дине — колонна русских с призывом поддержки Вре­менному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование вось­мичасового рабочего дня. Правее — угол портика Боль­шого театра.

«Очень интересен по содержанию, хоть и не­умел по исполнению, рисунок «Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы ри­сунок был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих лозунгах Временное пра­вительство Керенского, свободную Россию и ин­тернационал, справа идет колонна поляков с ло­зунгом “Да здравствует Польша!”, а слева — украинские офицеры с висячими, «запорож­скими» усами и с красными бантами на груди. Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай ж i е Укра i на” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа вид­ны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день откры­тия Московского совещания» [с. 61].


34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕ­РЕД КАЗАРМАМИ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 18,2X 34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло (й )..; Да здрав­ствует демократическая рес­публика.

35. АВТОМОБИЛЬ С РЕВОЛЮ­ЦИОННЫМИ СОЛДАТАМИ. Весна 1917

«Характерной приметой времени с самых фе­вральских дней были автомобили, несущие ох­ранную службу на улицах, с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве рисовали дети. В этих картинках ро­мантика революции проявлялась наиболее ярко. Рисунки разные. Один ребенок мыслит простран­ственно и разворачивает изображение в перспек­тиве, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно, но, несмотря на это, столь же дина­мично. Устремлены вперед и автомобиль и седо­ки— красногвардейцы. Ощущение движения усиливается по контрасту с симметрично от ма­шины стоящими и от того особенно устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомоби­ли, очень похожие на те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует де­лать вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность ри­сунков» [ с. 65-66 ] .



36. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X 36,6 см. Надписи:вывеска над дверью — хлебн (ая лавка); на плакате — свобода слова.

«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых впечатляющих — демон­страция возле фабрики. Художественную форму определяет лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы предполагает продолжение ее в стороны, помо­гая понять, что ликованием охвачен весь город, и подобную картину можно видеть на всех ули­цах. В то же время рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где представлено движение рабочей ко­лонны на фоне фабричной архитектуры, пока­занной во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу, готовые к борь­бе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя» [с. 59-60].


37. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКО­ГО СОЮЗА. Весна 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X 34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС — Всероссийский зем­ский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс (твует ) учредите­льное) собран i я; ВЗС.

38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВ­ТОМОБИЛЕ. 1917

39. ВЫБОРЫ В ГОРОДСКУЮ ДУМУ. 1917

Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный кара н даши. 25,7X 35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи: на доме справа — избирательная дума; на зна­менах — земля и воля; обновленная Росс i я; долой войну; не автомобиле и разбрасы­ваемых с него листках —№ 1; на стенах домов — ли­стки с № 1, 3, 4. [На рисунках 39 и 40 изобра­жены в ыборы в московские думы — городскую (24 июня) и районные (24 сентября). Цифры на листках — номера списков кандидатов от разных партий. Список № 1—кадетов, N 9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров, N 4 — объединен­цев (организация объе­диненных социал-демокра­тов — интернационалистов), N 5—большевиков.

40 . ЛУБЯНСКИЙ ПАССАЖ. Сен­тябрь 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 25,6/34,0 см. Надписи:вверху — Лубянскi й пассажъ ; на знаменах (слева направо): Да здравств (ует ) революцi он(н )ая Росс i я; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс (тво ) и миръ ; список № 5; Граждане! Голосуй(те) за парт i ю социалисто (в) революционерамъ (№ 3).

41. МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева —(Свобо )дная Росс i я; посре­ дине — Да здравствуетъ сво­бодная Росс i я; на воротах по сторонам от проема моно­грамма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триум­фальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтом­ским в 1753 — 1756 годах (ра­зобрана в 1928 году). Мо­нограмма Е. Р.— Елизавета Pri m a — Елизавета Первая, императрица Елизавета Пет­ровна, в царствование кото­рой была сооружена арка. Слева — церковь Т рех свя­тителей, построена а 1674 го­ду. Не сохранилась].

42. МИТИНГИ. Март 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III . Надписи: слева внизу — Ми­тинги; на тумбе — цырк саламонск (ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк Саламонского — част­ный цирк, находившийся ив Цветном бульваре в собст­венном доме Саламонского . После революции здесь по­мещался Московский госу­дарственный цирк. Цирк Ни­китина — второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ны­не — пл. Маяковского).

43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917

«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое буду­щее— 1918-й... Всем им сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских детей признак неблагополучия — го­лод, зримое его выражение — очереди. Рисун­ков, изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом поддается да­тировке, но, вероятно, исполнены они до Октя­брьского переворота. Во-первых, к Октябрю оче­реди уже так примелькались, что стали частью привычного быта. Во-вторых, почти всюду надпи­си исполнены в старой орфографии и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городо­вые и проч. Наконец, тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, быто­вые мелочи меньше занимали детей, происхо­дили слишком серьезные преобразования, вы­двигающие новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каж­дый в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой жизне­радостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова») спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с тревогой и осуждением» [с. 68].

44. МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛО­ВОЙ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в мага­зин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери таб­личка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мяс­ной торговлей не занимались, они были крупнейшими чае­торговцами].

45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БО­ГОМОЛОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи не булочной: ввер­ху — (Бу )л очная Богомолова; витрины — хлебъ пирожные конфеты своей кондитер(ской ); Богомолов; названия улиц — 3 Знамен(ский ); 1 Зна­менский пер.; слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].

«”Очередь в булочную Богомолова” — рису­нок, интересный своей почти протокольной до­кументальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно — вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Зна­менских переулков. По этому адресу действи­тельно находилась булочная Н. И. Богомолова. Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к мелочам поразительное: таб­лички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры, медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали ста­новятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело выводить одинако­вые кружки. Общественное и бытовое неблаго­получие — война, голод — не тревожит душев­ного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает его внимание. Вокруг него раскрыва­ется многоцветный, яркий, полный надежд и ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].


46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИ­ТОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи над дверями магази­на — С. Титовъ . [ С. Титов и сыновья — один из крупнейших торговых домов, в Москве объединял 67 хлебных магазинов].

«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое, беспо­койное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами индивидуаль­ности, многие очень забавны, особенно гимна­зист, дама с пучком, стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и надзирающий за очередью околоточ­ный, умильно друг на друга глядящие. Однако, несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70]. 48. САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916

«Другой бытовой темой, где особенно чувство­вался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, веро­ятно, в 1916 году, когда самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изобра­жениях поездов 1917 года! Все размеренно, сим­метрично, каждый раненый на своем месте» [ с. 70-71] .

49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖ­НИЙ НОВГОРОД». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи:на вагоне — Зий классъ ; Москве — Н. Новго­родъ ; объявления над дверя­ми в тамбуры — м ѣстъ н ѣтъ.

«...Через год тема наполнится острым социаль­ным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса пассажиров вагона Мо­сква — Нижний Новгород — солдаты, отправля­ющиеся с фронта по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног, голов заполняет тамбуры, несмотря на объявле­ния “мест нет”. Вагон облеплен людьми, непо­нятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки, счастливцы, которым удалось за­браться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва — Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосред­ственностью впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без кон­ца» [с. 71].

Придорожном столбе справа: 27 вер(ста).

«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь последние четыре вагона, все раз­нотипные. Физически ощущается скорость дви­жения состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами. Это уже похоже на граж­данскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам с поездами можно судить, что жизнь в револю­ционной России с каждым днем все набирала и набирала темп» [с. 72].

Продолжение следует...

При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М ., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .

Революция глазами детей: Исторический музей готовит выставку бесценных документальных материалов. Это рисунки юных художников начала прошлого века — тех, кто был свидетелем революционных событий в России. На бумагу они переносили все, что видели.

- Знаменитые московские — да и петербургские тоже — "хвосты": ребенок изобразил три очереди сразу — и за хлебом, и за мясом и за молоком.

Наивно, по-детски, но очень реалистично. Рисунок из альбома школьника 1917 года с небрежно оторванным краем — не просто творчество, а документальное подтверждение того, как страна переживала революцию.

"Большевик и меньшевик — прежде всего это слово "большой" и слово "маленький" в корне. Это спекулянт. Они примерно представляли себе, кто это такой, но они не видели", — говорит старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Евгений Лукьянов.

Всего 1600 листов хранятся в Историческом музее. Их впервые за 30 лет вытащили из запасников. Мальчики от 6 до 14 лет перенесли на бумагу всё, что видели. Получилась эмоциональная летопись, которую сохранил искусствовед, современник революции Василий Воронов.

"Он им дал домашнее задание. Они даже, может быть, и не знали, что такое революция — они просто от чистого сердца", — рассказывает правнучка Василия Воронова Вера Воронова.

Домашние задания свои учеников Василий Воронов собирал почти четыре года — с 1914 по 1918-й. Он был уверен: эти артефакты спустя век расскажут больше, чем документальная хроника.

"Он еще видел в этом материале уникальный исторический источник тех событий, которые происходили в России в то время. Это рассматривалось наравне с крупными мастерами, крупными художниками", — говорит Евгений Лукьянов.

"Он был в душе прирожденный коллекционер — он собирал вообще всё на свете", — говорит Вера Воронова.

Детские работы, запечатлевшие Первую мировую войну, в Москве выставляли в 1916-м. Успех был невероятный. Потом коллекция пополнилась и в 1918-м была передана Историческому музею. И спустя почти 100 лет ее решили показать уже зрителям XXI века. Увидеть экспозицию "Я рисую революцию" и почитать детские записи можно будет с 4 апреля.

"Очень интересно сопоставить текст с изображением. И вот дети часто пишут, что они запрыгивали в эти автомобили и солдаты их катали по городу. И потом они приходили домой и зарисовывали", — говорит Евгений Лукьянов.

Шестилетняя праправнучка художника и искусствоведа Василия Воронова Катя тоже очень любит рисовать. На альбомном листе она изображает то, что ее окружает.

— Солнышко и речку.
— Уже нарисовала?
— Да.

Эти рисунки, по примеру знаменитого прадеда, семья тоже сохранит — для потомков.

Текст: "Вести-Москва"

Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.


Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.

Между двух революций


25. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на плакатах: Да здравствуетъ демократиче­ская) респуб (лика); Да здрав­ствует республика! Да здрав­ствует демократическая республика ст. Сортировочная. [На Театральной площади соб­рались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Мос­ковскому государственному совещанию. Оно было созва­но Временным правительст­вом и проходило 12—15 ав­густа 1917 года под предсе­дательством Керенского в по­мещении Большого театра. Черный флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зри­теля) — железнодорожников станции Сортировочная Ка­занской железной дороги].

«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа 1917 года) отно­сится лист “Демонстрация возле Большого теат­ра”. Изображен небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстра­ции направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем она пово­рачивает влево, почти до отказа заполняя пло­щадь. Создается впечатление бесконечности дви­жущихся людских масс, требующих установления в стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная ” . Это проходит колонна железнодорожников со станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на Московско-Казанской же­лезной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен первый коммунистический субботник» [с. 60].


26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРА­ВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТ­ВУЕТ НОВОЕ». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на транспаранте: Долой стар(ое ) правитель­ство) доздравствует новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисун­ком очень маленького ребенка, несомненно до­школьника. Малыш не может, разумеется, осоз­нанно выявить смысл происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования любой протестующей группы — «далой старое, да здравствует новое». Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].

27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫ­ШЕЙ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): Да здравствует ре­волюция; долой царя, ура; Земля и Воля [«Земля и воля» — лозунг ле­вых эсеров и название их га­зеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918 года.]; Да здравст­вует учред (ительное ) со­брание) [Учредительное собрание — представительное учрежде­ние, образованное для выработки формы правления после свержения монархии]; Да здравствует сво­бодная Россия; Долой манархизом .

28. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.

Автор Яцкевич. Бумага, акварель, карандаш. 25,9X 34,4 см. Надписи: на стене — Книж­ный магазинъ ; на знамени — Да здравствуетъ свободная Pocci я .

«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых дней бур­жуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры, дамы) с красны­ми бантиками на груди, с лозунгами “Да здрав­ствует свободная Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские, уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами (справа) словно слу­чайно пристал к демонстрации, фигура его вы­ражает неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57 ] .


29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕН­НЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: До­лой буржуазi ю , да здрав­ствует миръ всего мира.

«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки введены созна­тельно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для ребенка, может быть, составлял главное со­держание рисунка. / Февраль семнадцатого года не был бескров­ным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными столкновениями рабочих и сол­дат, открытым проявлением противоречий меж­ду солдатскими массами и офицерством. С од­ним из таких драматических происшествий в ка­зармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на горизонтально вытя­нутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с крас­ными повязками, сочувствующие революции, по­средине — солдат с царским флагом, а в левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно, но Февральская револю­ция победила. Будем думать, что и здесь офи­церы были разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].


30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X 26,8 см. Надпись на плакате: Да здравствует свободная Poc ­ ci я! Война до победы. Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.

«Рисунок Косарева чрезвычайно экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юно­го художника. Нет второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди, объединенные общей идеей. Движутся они пря­мо на зрителя. Одно это уже необычно для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа, стремление к чему столь характерно для детского мышления. Кон­турный штрих пером, которым художник закан­чивает работу, выполненную цветным каранда­шом, сообщает рисунку энергию движения, де­лает его созвучным графике революционной эпохи» [с. 58-59].

31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРО­КОЙ УЛИЦЕ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, графитный и цвет­ной карандаши. 26,5X 34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба город­ских общест (венных) пекар (ен ); лозунги (слева на­право) — ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг эсеров)]; Да Здр . Соц. Дем . Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская управа].

«Иногда рисунок, почти ничего нового не до­бавляющий к фактическому ходу событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеоб­разным преломлением психологии эпохи в дет­ском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года. Привлекают внимание многочислен­ные лозунги на плакатах: все они даны лишь начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение ума. На­пример: ДЗСДРП — Да здравствует социал-де­мократическая рабочая партия; ПВСС — Проле­тарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы воспроизвести их точно. И конечно же, не стрем­ление зашифровать текст руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше уместить на рисунке. А сокра­щения длинных названий были в те годы обык­новением. Сокращенно обозначались партии, ор­ганизации. Аналогично поступает и ребенок в своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [ с. 63 ] .

32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917

Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо. 26,3X 34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа Александра По­номарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Рос­сия; рядом с бегущим чело­веком (полустерто ) — те же слова.

«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий, выкрикивая лозунг (текст был напи­сан около фигуры, потом стерт, но все же про­читывается), спешит присоединиться к организо­ванной публике. Некто от любопытства почти вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного ожив­ления художник передает не только иллюстра­тивно-описательно. Динамична сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух перекрещивающихся людских пото­ков, образуют угол. Подвижность этой системы подчеркнута яркой окраской домов, ритмиче­ским повтором цветных занавесок» [с. 58].


33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917

26,0X 34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай ж i е Украi ана ; Да здраст (вует ); Да здрав­ствует Временное правитель­ство и Керенскi й ; Да здрав­ствует интернацi онал ; Да здравствует свободная Рос i я; 8 час; Nex Polcka ; Nex Polcko . [Слева — колонна украинцев, несущих портрет Винничен­ко, главы Украинской Цент­ральной Рады, и лозунг «Да здравствует Украина» (на украинском языке). Посре­дине — колонна русских с призывом поддержки Вре­менному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование вось­мичасового рабочего дня. Правее — угол портика Боль­шого театра.

«Очень интересен по содержанию, хоть и не­умел по исполнению, рисунок «Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы ри­сунок был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих лозунгах Временное пра­вительство Керенского, свободную Россию и ин­тернационал, справа идет колонна поляков с ло­зунгом “Да здравствует Польша!”, а слева — украинские офицеры с висячими, «запорож­скими» усами и с красными бантами на груди. Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай ж i е Укра i на” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа вид­ны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день откры­тия Московского совещания» [с. 61].


34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕ­РЕД КАЗАРМАМИ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 18,2X 34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло (й )..; Да здрав­ствует демократическая рес­публика.

35. АВТОМОБИЛЬ С РЕВОЛЮ­ЦИОННЫМИ СОЛДАТАМИ. Весна 1917

«Характерной приметой времени с самых фе­вральских дней были автомобили, несущие ох­ранную службу на улицах, с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве рисовали дети. В этих картинках ро­мантика революции проявлялась наиболее ярко. Рисунки разные. Один ребенок мыслит простран­ственно и разворачивает изображение в перспек­тиве, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно, но, несмотря на это, столь же дина­мично. Устремлены вперед и автомобиль и седо­ки— красногвардейцы. Ощущение движения усиливается по контрасту с симметрично от ма­шины стоящими и от того особенно устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомоби­ли, очень похожие на те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует де­лать вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность ри­сунков» [ с. 65-66 ] .



36. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X 36,6 см. Надписи:вывеска над дверью — хлебн (ая лавка); на плакате — свобода слова.

«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых впечатляющих — демон­страция возле фабрики. Художественную форму определяет лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы предполагает продолжение ее в стороны, помо­гая понять, что ликованием охвачен весь город, и подобную картину можно видеть на всех ули­цах. В то же время рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где представлено движение рабочей ко­лонны на фоне фабричной архитектуры, пока­занной во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу, готовые к борь­бе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя» [с. 59-60].


37. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКО­ГО СОЮЗА. Весна 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X 34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС — Всероссийский зем­ский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс (твует ) учредите­льное) собран i я; ВЗС.

38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВ­ТОМОБИЛЕ. 1917

39. ВЫБОРЫ В ГОРОДСКУЮ ДУМУ. 1917

Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный кара н даши. 25,7X 35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи: на доме справа — избирательная дума; на зна­менах — земля и воля; обновленная Росс i я; долой войну; не автомобиле и разбрасы­ваемых с него листках —№ 1; на стенах домов — ли­стки с № 1, 3, 4. [На рисунках 39 и 40 изобра­жены в ыборы в московские думы — городскую (24 июня) и районные (24 сентября). Цифры на листках — номера списков кандидатов от разных партий. Список № 1—кадетов, N 9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров, N 4 — объединен­цев (организация объе­диненных социал-демокра­тов — интернационалистов), N 5—большевиков.

40 . ЛУБЯНСКИЙ ПАССАЖ. Сен­тябрь 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 25,6/34,0 см. Надписи:вверху — Лубянскi й пассажъ ; на знаменах (слева направо): Да здравств (ует ) революцi он(н )ая Росс i я; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс (тво ) и миръ ; список № 5; Граждане! Голосуй(те) за парт i ю социалисто (в) революционерамъ (№ 3).

41. МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева —(Свобо )дная Росс i я; посре­ дине — Да здравствуетъ сво­бодная Росс i я; на воротах по сторонам от проема моно­грамма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триум­фальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтом­ским в 1753 — 1756 годах (ра­зобрана в 1928 году). Мо­нограмма Е. Р.— Елизавета Pri m a — Елизавета Первая, императрица Елизавета Пет­ровна, в царствование кото­рой была сооружена арка. Слева — церковь Т рех свя­тителей, построена а 1674 го­ду. Не сохранилась].

42. МИТИНГИ. Март 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III . Надписи: слева внизу — Ми­тинги; на тумбе — цырк саламонск (ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк Саламонского — част­ный цирк, находившийся ив Цветном бульваре в собст­венном доме Саламонского . После революции здесь по­мещался Московский госу­дарственный цирк. Цирк Ни­китина — второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ны­не — пл. Маяковского).

43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917

«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое буду­щее— 1918-й... Всем им сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских детей признак неблагополучия — го­лод, зримое его выражение — очереди. Рисун­ков, изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом поддается да­тировке, но, вероятно, исполнены они до Октя­брьского переворота. Во-первых, к Октябрю оче­реди уже так примелькались, что стали частью привычного быта. Во-вторых, почти всюду надпи­си исполнены в старой орфографии и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городо­вые и проч. Наконец, тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, быто­вые мелочи меньше занимали детей, происхо­дили слишком серьезные преобразования, вы­двигающие новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каж­дый в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой жизне­радостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова») спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с тревогой и осуждением» [с. 68].

44. МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛО­ВОЙ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в мага­зин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери таб­личка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мяс­ной торговлей не занимались, они были крупнейшими чае­торговцами].

45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БО­ГОМОЛОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи не булочной: ввер­ху — (Бу )л очная Богомолова; витрины — хлебъ пирожные конфеты своей кондитер(ской ); Богомолов; названия улиц — 3 Знамен(ский ); 1 Зна­менский пер.; слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].

«”Очередь в булочную Богомолова” — рису­нок, интересный своей почти протокольной до­кументальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно — вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Зна­менских переулков. По этому адресу действи­тельно находилась булочная Н. И. Богомолова. Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к мелочам поразительное: таб­лички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры, медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали ста­новятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело выводить одинако­вые кружки. Общественное и бытовое неблаго­получие — война, голод — не тревожит душев­ного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает его внимание. Вокруг него раскрыва­ется многоцветный, яркий, полный надежд и ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].


46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИ­ТОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи над дверями магази­на — С. Титовъ . [ С. Титов и сыновья — один из крупнейших торговых домов, в Москве объединял 67 хлебных магазинов].

«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое, беспо­койное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами индивидуаль­ности, многие очень забавны, особенно гимна­зист, дама с пучком, стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и надзирающий за очередью околоточ­ный, умильно друг на друга глядящие. Однако, несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70]. 48. САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916

«Другой бытовой темой, где особенно чувство­вался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, веро­ятно, в 1916 году, когда самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изобра­жениях поездов 1917 года! Все размеренно, сим­метрично, каждый раненый на своем месте» [ с. 70-71] .

49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖ­НИЙ НОВГОРОД». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи:на вагоне — Зий классъ ; Москве — Н. Новго­родъ ; объявления над дверя­ми в тамбуры — м ѣстъ н ѣтъ.

«...Через год тема наполнится острым социаль­ным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса пассажиров вагона Мо­сква — Нижний Новгород — солдаты, отправля­ющиеся с фронта по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног, голов заполняет тамбуры, несмотря на объявле­ния “мест нет”. Вагон облеплен людьми, непо­нятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки, счастливцы, которым удалось за­браться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва — Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосред­ственностью впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без кон­ца» [с. 71].

Придорожном столбе справа: 27 вер(ста).

«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь последние четыре вагона, все раз­нотипные. Физически ощущается скорость дви­жения состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами. Это уже похоже на граж­данскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам с поездами можно судить, что жизнь в револю­ционной России с каждым днем все набирала и набирала темп» [с. 72].

Продолжение следует...

При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М ., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на .

В 1919 году Василий Воронов, ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвя-щенных Первой мировой войне и рево-лю-ции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реаль-ном училище Ивана Александрова, а с 1910 го-да — и в муж-ской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о рево-люции.

Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы - в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его уче-ников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.

В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвя-щенные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.

Демонстрации, митинги и очереди

Образы революции

«Московская война»

Демонстрации, митинги
и очереди

Демонстрация с лозунгом «Да здравствует свободная Россия!». Рисунок подписан фамилией Яцкевич. Февраль 1917 года
Неизвестный автор. Демонстрация возле фабрики с девизом «Свобода слова!». Февраль 1917 года Государственный исторический музей

«Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»

Демонстрация с лозунгами «Да здравствует свободная Россия!» и «Война до победы!». Рисунок подписан фамилией Косарев. Весна 1917 года Государственный исторический музей

«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»


Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 года Государственный исторический музей

На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году).

«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»


Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 года Государственный исторический музей

«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»


Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 года Государственный исторический музей

Одна из многочисленных демонстраций лета 1917 года. Лозунги на плакатах даны лишь начальными буквами: «ДЗСДРП» — «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия»; «ДЗДР» — «Да здравствует демократическая Россия»; «ПВСС» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья»


Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 года Государственный исторический музей

Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).

«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»

Неизвестный автор. Демонстрация возле Большого театра с лозунгом «Да здравствует демократическая республика!». Август 1917 года Государственный исторический музей

На Театральной площади собрались тысячи мо-скви-чей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12-15 ав-гу-ста 1917 года под председательством в помещении Большого театра. Посреди красных полотнищ — черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат железнодорожников станции Сортиро-вочная с надписью: «Да здравствует демокра-тическая республика!»


Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 год Государственный исторический музей

Очереди («хвосты») стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис затронул в первую очередь крупные города, и для детей это было первым признаком неблагополучия.

Образы революции

Неизвестный автор. Большевик со знаменем «Долой войну и буржуев». 1917 год Государственный исторический музей

«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики — это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне»

А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 год Государственный исторический музей

На рисунке изображен большевик, идущий на предвы-борный митинг. В руках у него - флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выбо-рах в Учредительное собрание.

Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 год Государственный исторический музей

«Теперь мы стали узнавать кокие такие буржуи»

Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 год Государственный исторический музей

Большевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик — крохотный и одет в дорогую шубу; больше-вик — огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.

Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 год Государственный исторический музей

«Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, Что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»

Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 год Государственный исторический музей

«Московская война»


Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью «С. Р. и С. Д.», то есть «Совет рабочих и солдатских депутатов».

«Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция»

«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»


Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах.

«Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»

«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»

«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война»


Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

«В дни риволюцыи было очень весело. И русскою риволюцию никогда ни забуду»

«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались»

Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы распо-ложены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.

С 19 апреля по 19 июня 2017 года в Государственном историческом музее пройдет выставка «„Я рисую революцию!“: детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея», на которой будут представлены детские рисунки, фотографии революционной Москвы, редкие пла-каты 1917 года и документальные свидетельства очевидцев.