Синодик опальных земский собор стоглав что общего.

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ
1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП
2012/2013 учебный год
10 КЛАСС
Время проведения: 2 часа
Первый тур
По какому принципу образованы хронологические ряды? Дайте краткий ответ.
а) 1772; 1793;1795
б) 1768-1774; 1787-1791; 1806-1812; 1828-1829
в) Синодик опальных, Земский собор, Стоглав

Ответьте на вопросы.
а) в 18 веке в Москве на театральных афишах перед фамилией актера или актрисы ставили букву «г», что означало господин или госпожа. Но бывало, что эта буква не ставилась. В каких случаях?
б) При каком из правителей, и в каком году Православная Церковь была лишена своего главы- патриарха?
в) Какому храму 11-13 вв. посвящен следующий отрывок стихотворения
«Он стоял здесь давно,
Золотясь в поднебесной прохладе,
Посредине села, да у тех ли базарных рядов,
Он стоял здесь не хуже,
Чем главный собор в Царьграде,
И держал бы осанку на станах любых городов
г). О каком веке говорится в стихотворении?
Был страшный век, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя- внука Чингис-хана,
Свое соседство с ним кляня
Установи соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями.

А. Иванов А. 1) «Всадница»
Б. Брюллов К. 2) «Хованщина
В) Глинка М. 3) «Жизнь за царя»
Г) Федотов 4) «Явление Христа народу
5) «Свежий кавалер»

Установи события в хронологической последовательности.
1.Первое летописное упоминание о Москве
2. Княжение Ивана Калиты
3.Установление монголо- татарского ига
4. Ютландское сражение
5. Куликовская битва

5. Ответьте на вопросы.
а) какое событие можно считать генеральной репетицией Куликовской битвы? (назовите его и укажите дату)
б) по какому принципу образован ряд: РСФСР, УССР,БССР,ЗСФСР?
в) кто из названных лиц никогда не принадлежал к числу церковных иерархов: Фотий, Гергомен, Филарет, Аввакум, Никон
г) какие из перечисленных государственных учреждения не существовали в 18 в.? Государственная Дума, Сенат, Верховный тайный совет, Министерство народного просвещения, Малороссийская коллегия

6. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях.
а) вероисповедание; б) булава; в) еретик; г) волостель; д) отруб; е) рекрутчина

Объясните смысл нижеследующих исторических понятий:
а) документ, определявший размеры и местонахождение надела освобожденных от крепостной зависимости крестьян;
б) должностное лицо в хозяйстве князя, его слуга, домоправитель;
в) политика преобразования сельского хозяйства в к.20-30-е гг. 20 века на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйствования
8. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами
В самом начале. года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.
Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и...
Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила, отец которого. был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события.

«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал».
Напишите расшифровку аббревиатуры из истории советского периода.
а) ВЦИК
б) СНК
в) РККА
г) ВЧК

Какие из государственных учреждений не существовали в 19 веке?
Государственная Дума, Сенат, Верховный тайный совет, Министерство народного просвещения, Малороссийская коллегия, Государственный совет.
Установи соответствие между событиями второй половины 20 века и руководителями страны.
А) начало диссидентского движения 1) И. Сталин
Б) принятие Конституции РФ 2) Н. Хрущев
В) «пятидневная война» с Грузией 3) Л. Брежнев
Г) травля А. Ахматовой 4) Д. Медведев
5) Б. Ельцин
14. Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.
«В воздух взметнулись тысячи разноцветных прожекторов. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая их темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы»
О каком сражении вспоминает маршал? В каком году оно произошло?

15.Сопоставьте событие отечественной и зарубежной истории.

Более раннее событие в каждой паре подчеркните, дату (год, если требуется – месяц), указывайте в отведенном месте.

1.Крещение Руси ______ - Раскол Христианской церкви на Православную и католическую_________
Падение монголо-татарского ига на Руси _____________ - открытие Америки Х. Колумбом __________

Открытие Московского университета _______________ - окончание Семилетней войны _____________
Отречение Николая II от престола___________________ - вступление США в Первую мировую войну____________________
5. Испытание первой советской атомной бомбы ______________ Создание ОВД_____________
6. Распад СССР __________ - Объединение Германии (ФРГ и ГДР)______________

Второй тур.
Изложи свои мысли (свою точку зрения) по поводу затронутой автором высказывания проблемы. Рассуждение должно опираться на материал отечественной истории и курса всеобщей истории.

1. « 18 век окончательно решивший многие жизненно важные вопросы государственного бытия в пользу России, стал временем наибольшей социальной несправедливости в ее истории». (Л. Ляшенко)

2.« Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 года». (М. Хастингс)

3. «Разумеется не все намеченное Александру 2 удалось выполнить.. какие- то реформы оказались куцыми, какие-то извращены бесталанными, зачастую и недобросовестными исполнителями И все же, несмотря на всю критику, отдадим предпочтение тем, кто считает Александра 2 великим реформатором». (Я. Длуголенский)

4. « Как не судить о личном поведение Грозного, он останется как государственный деятель и политик крупною величиной». (С. Платонов)

Критерии оценки эссе:
Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему).
Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.
Точность и аргументированность выводов.
Логичность изложения материала.

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

2012/2013 учебный год

11 КЛАСС

Время проведения: 2 часа

Первый тур

По какому принципу образованы хронологические ряды? Дайте краткий ответ.

а) 1478, 1485, 1514, 1521

в) Синодик опальных, Земский собор, Стоглав

Ответьте на вопросы.

а) в 18 веке в Москве на театральных афишах перед фамилией актера или актрисы ставили букву «г», что означало господин или госпожа. Но бывало, что эта буква не ставилась. В каких случаях?

б) При каком из правителей, и в каком году Православная Церковь была лишена своего главы - патриарха?

в) Какому храму 11-13 вв. посвящен следующий отрывок стихотворения

«Он стоял здесь давно,

Золотясь в поднебесной прохладе,

Посредине села, да у тех ли базарных рядов,

Он стоял здесь не хуже,

Чем главный собор в Царьграде,

И держал бы осанку на станах любых городов

г). Почему 17 век называют «бунташным»? Приведите доказательства (не менее 4)

3.Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ.

а) Уставная грамота, временнообязанные крестьяне, отрезки хутор

б) Л. Яшин, И. Роднина, Г. Каспаров, Л. Кассиль

в) Успенский собор, Архангельский собор, Дмитровский собор во Владимире, Благовещенский собор

г) операция « Багратион», операция «Тайфун», операция «Морской лев», операция «Цитадель»

4 . Укажи имя художника и название его полотна.

Делом всей его жизни стало создание величайшего полотна, которому он посвятил 20 лет. В этом произведении выражена идея нравственного преобразования человека, художник показывает людей, жаждущих свободы и ищущих правды.

5. Установи события в хронологической последовательности.

1.появление Устава В. Мономаха

2. «Русская Правда» Ярославичей

3.появление «Слова о полку Игореве»

4. появление «Слова о законе и благодати»

6. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях.

а) вероисповедание ; б) булава ; в) еретик; г) волостель; д) отруб; е) рекрутчина

Объясните смысл нижеследующих исторических понятий:

а) документ, определявший размеры и местонахождение надела освобожденных от крепостной зависимости крестьян;

б) порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками

в) политика преобразования сельского хозяйства в к.20-30-е гг. 20 века на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйствования

8. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами

В самом начале ………. года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и ……...

Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила, отец которого ………. был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

9. В каком году образовалось СНГ?

10. Прочтите отрывок из статьи в газете от 01.01.01 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события.

«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал».

11. Напишите расшифровку аббревиатуры из истории советского периода.

а) ТАСС

б) СНК

в) РККА

г) ОВД

12. Кто из этих исследователей жил в 18 веке?

А) Е. Хабаров,; б) Д. и Х. Лаптевы; в) С Челюскин; г) С. Дежнев; д) А. Колчак; е) А. Чириков

Какие из государственных учреждений существовали в 19 веке? Подчеркните правильные ответы.

Государственная Дума, Сенат, Верховный тайный совет, Министерство народного просвещения, Малороссийская коллегия, Государственный совет.

14. Установи соответствие между историческими личностями и их

Б) С. Ковалевская

В) княгиня М. Волконская

Г) В. Засулич

1) жена декабриста, последовавшая за мужем в Сибирь

2) актриса, прославившаяся на сцене Малого театра в Москве

3) директор Петербургской академии наук и президент Российской академии, профессор

4) народница, совершила покушение на градоначальника Ф. Трепова

15. Из воспоминаний маршала.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных прожекторов. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая их темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…»

О каком сражении вспоминает маршал? В каком году оно произошло?

16.Сопоставьте событие отечественной и зарубежной истории.

Более раннее событие в каждой паре подчеркните, дату (год, если требуется – месяц), указывайте в отведенном месте .

1.Крещение Руси ______ - Раскол Христианской церкви на Православную и католическую_________

2. Падение монголо-татарского ига на Руси _____________ - открытие Америки Х. Колумбом __________

Открытие Московского университета _______________ - начало Семилетней войны _____________ Отречение Николая II от престола___________________ - вступление США в Первую мировую войну____________________

5. Испытание первой советской атомной бомбы ______________ Создание ОВД_____________

6. Распад СССР __________ - Объединение Германии (ФРГ и ГДР)______________

Второй тур.

Изложи свои мысли (свою точку зрения) по поводу затронутой автором высказывания проблемы. Рассуждение должно опираться на материал отечественной истории и курса всеобщей истории.

1. « 18 век окончательно решивший многие жизненно важные вопросы государственного бытия в пользу России, стал временем наибольшей социальной несправедливости в ее истории». (Л. Ляшенко)

2. « Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 года». (М. Хастингс)

3. «Разумеется не все намеченное Александру 2 удалось выполнить.. какие - то реформы оказались куцыми, какие-то извращены бесталанными, зачастую и недобросовестными исполнителями… И все же, несмотря на всю критику, отдадим предпочтение тем, кто считает Александра 2 великим реформатором». (Я. Длуголенский)

4. « Как не судить о личном поведение Грозного, он останется как государственный деятель и политик крупною величиной». (С. Платонов)

Критерии оценки эссе:

Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему). Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий. Точность и аргументированность выводов. Логичность изложения материала.

Предварительный просмотр:

1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

2012/2013 учебный год

5 КЛАСС

Время проведения- 45 минут

1. Ответь на вопрос .

3 .В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?

А. в человеческом стаде Б. в родовой общине В. в государстве

4. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

А. цари Б. жрецы В. старейшины

5. Историческая задача.

Вам представлены археологические находки в захоронении древнего человека, по которым необходимо сделать выводы о занятиях, жизни древних людей.

Останки человека лежащего на боку, копьё с медным наконечником, глиняный кувшин в изголовье, в котором лежали ягоды

6. Объясни значение исторических понятий :

г) история- д) археология-

7. Ответь на вопрос одним словом

1.Материк, где по предположениям ученых, жили древнейшие люди-

2.Оружие охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии- 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди- 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добыть мясную пищу- 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; обитает в каждом человеке-

6. Самое крупное из животных, на которое охотились древние люди- 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники- 8. Орудие, которым ловили рыбу- 9.Занятие, позволявшее добыть в основном растительную пищу-

8. Соотнеси страну и что в ней производилось

1.бумага а) Индия

2. компас б) Китай

3. шелк

4. хлопок

5.чай

6. шахматы

9. Сосчитайте!

2. Событие произошло в 124 г. до нашей эры. Сколько лет назад это было? Отметьте его на «линии времени»?

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

2012/2013 учебный год

6 КЛАСС

Время проведения- 45 минут

1. Ответь на вопрос . От какого события ведётся современное летоисчисление?

2. Старинные документы хранятся в

а) архивах б) музеях в) конторах г) сейфах

3. Объясни значение исторических понятий :

а) Человеческое стадо - б) религия-

В) демократия - г) история-

Д) археология-

4. Вряд ли разумно надеть сразу два головных убора. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить. Кто этот египтянин? Что символизировал этот головной убор?

5.. Ответьте на вопросы.

А) Средние века продолжались с ___ по ___ век.

Б) Как вы думаете, средневековые люди знали, что они живут в средние века? (да, нет, Почему?)

В) Впишите названия современных государств или других образований, которые произошли от названий народов раннего средневековья:

Бритты …………

Англы …………

Франки …………

Норманны ……….

6. Закончите предложения .

Высшая власть во времена Хлодвига принадлежала …

Управлять страной ему помогали …

В случае военной опасности собиралось …

Центром управления был …

При короле была постоянная вооруженная сила …

Поделив свои владения на области, Хлодвич в каждую из них посылал …

Во времена Хлодвига был записан ………. франков, который назывался…. .

Используйте в помощь следующие слова и выражения : тяжкие преступления, ополчение, народное собрание, сборник законов, королевские слуги, дружинники, «Салическая правда», королевский двор, графы, свободные франки – мужчины, король.

7. Расставьте по порядку группы феодального общества (от низшей к высшей), вписав буквы в кружочки

а) имеют землю и ведут на ней хозяйство;

б) имеют много земли, зависимых людей и живут на доходы от этой земли;

в) рабы, слуги;

г) имеют дом, хозяйство на чужой земле;

д) безземельные, работающие по найму, лично свободные люди

8. Выполни задания.

А ) Дайте общее название перечисленных слов:

Саксы, франки, гунны, вандалы, вестготы, остготы, бургунды, англы, лангобарды.

Б) Найдите одно лишнее слово, которое имеет другой смысл

В) Дайте обозначение оставшемуся перечню

8. Сосчитайте!

1. Царь начал править в 23 г. до нашей эры, а умер в 12 г. нашей эры. Сколько лет он правил?

2. Событие произошло в 124 г. до нашей эры. Сколько лет назад это было?

3. Какой год был раньше и насколько раньше - 65 год до нашей эры или 40 г. до нашей эры?

4. Если захоронение было сделано в 80 г. до нашей эры и в прошлом году археологи его обнаружили, то сколько лет оно пролежало в земле?

5. В 1985 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года первое и 920 лет второе. Какое из них было сделано раньше?

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

2012/2013 учебный год

7 КЛАСС

Время проведения- 60 минут

А) 882, 912,980, 1019

Б) смерд, рядович, закуп

В) Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор

2. Что является лишним в ряду? Объясните свой ответ .

А) Избранная рада, Боярская дума, приказы, вече,

Земский собор

Б) Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий

В) 1237, 1380, 1480, 1497

Б) что такое «Юрьев день»

4. Что из перечисленного впервые появилось в правление Ивана IV?

1) Земский собор

2) кормление

3) Судебник

4) приказы

5. Ранее других произошло событие. Ответ подчеркните.

А .

Княжение В. Мономаха в Киеве

Крещение Руси

Княжение Ярослава Мудрого

Битва на реке Калке

1) Куликовская битва

2) Введение Юрьева дня

3) Стояние на реке Угра

4) Невская битва

В .

1) княжение Василия 3.

2) княжение Ивана Калиты

3) княжение Василия Темного

4) княжение Ивана 3

6. Объясните смысл нижеследующих исторических понятий

а) владения младших членов княжеского рода

б) плата, которую вносили крестьяне помещику, уходя в Юрьев день

в) изображение посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, керамических плиток и других материалов

7. Решите историческую задачу.

8 . Установите соответствие между названиями приказов и их функциями

1. Поместный А. Организация дворянского ополчения

2. Разбойный Б. Распределение земли по службе

3. Разрядный В. Охрана правопорядка

4. Челобитный Г. Финансы

Д. Жалобы и высший контроль

10. Прочитайте отрывок из труда историка Е.Ф. Шмурло, ответьте на вопрос и выполните задания.

«Шведы и немцы явились тогда врагами русской народности и русской веры. Таким образом, заслуга Александра в глазах его современников заключалась в том, что он: а) отстоял политическую независимость Русской земли – не допустил вторжения в нее иноземцев и б) отстоял чистоту русской веры – не допустил «латинскую» ересь исказить истинное православие. И раньше духовная связь России с Западной Европой была слаба – теперь порывались последние нити».

Укажите прозвище человека, о котором идет речь в данном отрывке.

_________________________________________________________

Укажите два события, последствия которых описаны в данном отрывке.

____________________________________________________________

Что такое «латинская» ересь»?

Какие события произошли в следующие годы.

а) 1547г.

б) 1558-1583гг.

в) 907 г.

12. Назовите не менее 3 последствий монголо-татарского нашествия на Русь, повлиявших на развитие страны.

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

2012/2013 учебный год

8 КЛАСС

Время проведения- 60 минут

1. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.

А) 882, 912,980, 1019

Б) смерд, рядович, закуп

В) Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Колокольня Ивана Великого

Г) Барклай де Толли, Багратион, Тормасов, Кутузов

2. Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ .

А) Сенат, Синод, коллегии, Табель о рангах

Б) 1648,1662,1667-1671,1649

В) К. Булавин, И.Болотников, С. Разин, А. Меншиков

Г) Тильзит, Малоярославец, Москва, р.Березина

3. Ответьте на следующие вопросы.

А) Что на Руси называли «мягким золотом»

Б) что такое «Юрьев день»

В) «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было религиозным или юридическим документом?

4 . Выберите один неправильный ответ.

I. Для изобразительного искусства Древней Руси были характерны следующие виды:

Мозаика

Фреска

Скульптура

Иконопись

II. Последствия установления монголо-татарского ига на Руси:

Отрыв и изоляция русских земель от Европы

Восстановления единства русских земель

Искусные мастера-ремесленники угонялись в Орду

_____________________________________________________________

III. Для складывания государства у восточных славян характерно:

Наличие угрозы со стороны воинственных соседей

Прохождение через земли славян транзитных торговых путей

Сложные природные и климатические условия для занятия земледелием

Занятие кочевым скотоводством

______________________________________________________________

5 . Решите историческую задачу.

В 1598 году боярин Юрьев обратился к царю с челобитной о возвращении беглого крестьянина, который убежал от него в годы опричнины и теперь живет среди посадского населения, занимаясь торговлей. Удовлетворят ли его просьбу? Ответ обоснуйте.

6. Соотнесите понятия и определения:

1. Вотчина 3. Местничество

2. Поместье 4. Кормление

а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода

б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения

в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю

г) земельное владение, принадлежащее крестьянам

д) земельное владение, передающееся по наследству

7. Дайте краткий ответ.

1. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IV называлось _________________________________________________________

2. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется _______________________________________________________________

3. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось ____________________________________________________

4. Назовите имя русского царя, впервые избранного Земским собором ___________________________________________________________

Имя иерарха церкви, с которым связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг

_________________________________________________

8.

9. О каком правителе 18 века писал русский историк В.О.Ключевский :

10. Какой государственный праздник отмечается в России 4 ноября?

11. Соотнеси название войны и дату

ДАТА ВОЙНА

А) 1558-1583 1. Северная война

Б) 1700-1721 2. Семилетняя война

В) 1768-1774 3. русско- турецкая война

Г) 1756-1763 4. Ливонская война

5. русско-шведская война

2 тур. Эссе

1. «Монгольское нашествие, вероятно, определило то азиатское начало, которое потом обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н. Эйдельман )

2. «Как ни судить о личном поведении Грозного, он останется как государственный деятель и политик крупною величиной». (С. Платонов)

3. « 18 век окончательно решивший многие жизненно важные вопросы государственного бытия в пользу России, стал временем наибольшей социальной несправедливости в ее истории» (Л. Ляшенко)

Критерии оценки эссе:

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

1 (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

2012/2013 учебный год

9 КЛАСС

Время проведения: 1 час 30 минут

Первый тур

а) 1497, 1550, 1581, 1649

б)1918, 1924, 1936,1977

в) 882, 912, 980, 1019

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

а) Н.П. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов

б) посадник, тысяцкий, архиепископ

Кто или что является лишним в ряду? Объясните ответ.

а) необходимость объединения, солидарности народов, исповедовавших православие; необходимость сохранения крестьянской общины в России; необходимость сохранения крепостного права; отличие пути развития России от путей развития Запада.

б) чернь, скань, эмаль, фреска

4.Установи соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями.

А. Иванов А. 1) «Всадница»

Б. Брюллов К. 2) «Хованщина

5) «Свежий кавалер»

5.Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ.

а) рядовичи, закупы, дьяки, холопы, смерды

б) Аристотель Фиораванти, Софья Палеолог, Хан Ахмат, Сергий Радонежский

в) операция « Багратион», операция «Тайфун», операция «Морской лев», операция «Цитадель»

6. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях.

а) вероисповедание; б) булава; в) еретик; г) волостель; д) иконопись е) рекрутчина

7.Установите соответствие между фамилиями полководцев и названиями войн, в которых они прославились .

ПОЛКОВОДЦЫ НАЗВАНИЯ ВОЙН

1) П.И. Багратион А) Крымская война 1853-1856гг.

2) М.Д. Скобелев Б) Русско- турецкая война 1877-1878гг.

3) В.А. Корнилов В) Русско- турецкая война 1768-1774гг.

4) А.А. Брусилов Г) Первая мировая война 1914-1918 гг.

Д) Отечественная война 1812 г.

8 . Расставьте события в хронологической последовательности:

1) Указ «о вольных хлебопашцах»

2) присоединение Финляндии к России

3) война с Францией

4) смерть Александра 1

5) Учреждение министерств

6) подписание Гюлистанского мирного договора с Ираном

9. Какое событие выпадает из общего ряда : а) битва на р. Марна; б) Ютландский морской бой; в) Цусимская битва; г) сражение на р. Сомма; д) Компьенское перемирие; е) Брусиловский прорыв.

10. О какой битве идет речь в воспоминаниях маршала Г,К.Жукова:

« В битве под ____ гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий… Немецкие войска были отброшены от ______ на запад на150-300 километров. Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю битва за ________ .»

11 . О ком писал русский историк В.О.Ключевский :

«… Самое неприятное из всего, что оставила после себя императрица Елизавета-_____________». Он «на русском престоле стал верноподданным прусским министром. Перед возмущенным чувством национального достоинства опять восстал ненавистный призрак второй бироновщины… Ропот незаметно сложился в военный заговор, а заговор повел к военному перевороту».

12. Укажите понятие следующих определений

а) система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке-

б) стиль в архитектуре 18-первой половине 19 вв., одной из важнейших черт которого явилось обращение к образцам и формам античного зодчества -

в) политика, направленная на устрашение -

г) денежная сумма, которую проигравшее войну государство уплачивает победителю-

13. Прочитайте фрагмент документа. Выполните задания.

« В июле 1767 г. в Москву съехалось около 500 представителей с мест, среди членов нового учреждения было 29 представителей от правительственных учреждений, 142- от уездных дворянских собраний, 22- от украинского дворянства и офицерства, 42- от казачества, 29 от различных групп государственных крестьян, 209- от городов, 54- от иноверцев. На заседаниях общей и частных комиссий обсуждались самые различные проблемы: крепостного права, прав и обязанностей сословий, управления. Екатерина Вторая почти всегда присутствовала в зале, перечитывала протоколы заседаний, анализировала предложения и споры».

А) определите название данного документа

Б) Сделайте вывод о судьбе большинства проектов и предложений.

14.Напишите расшифровку аббревиатуры из истории советского периода .

а) СССР; б) РККА; г) КПСС

14. Сопоставьте события отечественной и зарубежной истории.

В одном и том же году………..

1. СССР исключен из Лиги Наций

2. Поражение России в Крымской войне

А. Начало Вторая «опиумная война в Китае

Б. Оккупация Германией Чехословакии

В. Завершение объединения Италии

2 тур. Эссе

Изложи свои мысли (свою точку зрения) по поводу затронутой автором высказывания проблемы. Рассуждение должно опираться на материал отечественной истории и курса всеобщей истории.

1. « 18 век окончательно решивший многие жизненно важные вопросы государственного бытия в пользу России, стал временем наибольшей социальной несправедливости в ее истории» (Л. Ляшенко)

2 . М. Хастингс)

3. «Разумеется не все намеченное Александру 2 удалось выполнить.. какие- то реформы оказались куцыми, какие-то извращены бесталанными, зачастую и недобросовестными исполнителями… И все же, несмотря на всю критику, отдадим предпочтение тем, кто считает Александра 2 великим реформатором» (Я. Длуголенский)

Ответьте на вопросы.

а ) в 18 веке в Москве на театральных афишах перед фамилией актера или актрисы ставили букву «г», что означало господин или госпожа. Но бывало, что эта буква не ставилась. В каких случаях?

б ) При каком из правителей, и в каком году Православная Церковь была лишена своего главы- патриарха?

в) Какому храму 11-13 вв. посвящен следующий отрывок стихотворения

«Он стоял здесь давно,

Он стоял здесь не хуже,

г) . О каком веке говорится в стихотворении?

Был страшный век, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя- внука Чингис-хана,

Свое соседство с ним кляня…

Установи соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями.

А. Иванов А. 1) «Всадница»

Б. Брюллов К. 2) «Хованщина

В) Глинка М. 3) «Жизнь за царя»

Г) Федотов 4) «Явление Христа народу

5) «Свежий кавалер»

1.Первое летописное упоминание о Москве

2. Княжение Ивана Калиты

3.Установление монголо- татарского ига

4. Ютландское сражение

5. Куликовская битва

5. Ответьте на вопросы.

а) какое событие можно считать генеральной репетицией Куликовской битвы? (назовите его и укажите дату)

б) по какому принципу образован ряд: РСФСР, УССР,БССР,ЗСФСР?

в) кто из названных лиц никогда не принадлежал к числу церковных иерархов: Фотий, Гергомен, Филарет, Аввакум, Никон

г) какие из перечисленных государственных учреждения не существовали в 18 в.? Государственная Дума, Сенат, Верховный тайный совет, Министерство народного просвещения, Малороссийская коллегия

6. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях.

б) должностное лицо в хозяйстве князя, его слуга, домоправитель;

8.

а) ВЦИК

б) СНК

в) РККА

г) ВЧК

Какие из государственных учреждений не существовали в 19 веке?

Установи соответствие между событиями второй половины 20 века и руководителями страны.

А) начало диссидентского движения 1) И. Сталин

Б) принятие Конституции РФ 2) Н. Хрущев

В) «пятидневная война» с Грузией 3) Л. Брежнев

Г) травля А. Ахматовой 4) Д. Медведев

5) Б. Ельцин

14. Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.

15.Сопоставьте событие отечественной и зарубежной истории.

Более раннее событие в каждой паре подчеркните, дату (год, если требуется – месяц), указывайте в отведенном месте.

Открытие Московского университета _______________ - окончание Семилетней войны _____________

Второй тур.

Изложи свои мысли (свою точку зрения) по поводу затронутой автором высказывания проблемы. Рассуждение должно опираться на материал отечественной истории и курса всеобщей истории.

Л. Ляшенко)

2 . « Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 года». (М. Хастингс)

2012/2013 учебный год

11 КЛАСС

Время проведения: 2 часа

Первый тур

По какому принципу образованы хронологические ряды? Дайте краткий ответ.

а) 1478, 1485, 1514, 1521

б) 1768-1774; 1787-1791; 1806-1812; 1828-1829

в) Синодик опальных, Земский собор, Стоглав

Ответьте на вопросы.

а) в 18 веке в Москве на театральных афишах перед фамилией актера или актрисы ставили букву «г», что означало господин или госпожа. Но бывало, что эта буква не ставилась. В каких случаях?

б) При каком из правителей, и в каком году Православная Церковь была лишена своего главы- патриарха?

в) Какому храму 11-13 вв. посвящен следующий отрывок стихотворения

«Он стоял здесь давно,

Золотясь в поднебесной прохладе,

Посредине села, да у тех ли базарных рядов,

Он стоял здесь не хуже,

Чем главный собор в Царьграде,

И держал бы осанку на станах любых городов

г). Почему 17 век называют «бунташным»? Приведите доказательства (не менее 4)

3.Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ.

а) Уставная грамота, временнообязанные крестьяне, отрезки хутор

б) Л. Яшин, И. Роднина, Г. Каспаров, Л. Кассиль

в) Успенский собор, Архангельский собор, Дмитровский собор во Владимире, Благовещенский собор

г) операция « Багратион», операция «Тайфун», операция «Морской лев», операция «Цитадель»

4 . Укажи имя художника и название его полотна.

Делом всей его жизни стало создание величайшего полотна, которому он посвятил 20 лет. В этом произведении выражена идея нравственного преобразования человека, художник показывает людей, жаждущих свободы и ищущих правды .

Установи события в хронологической последовательности.

1.появление Устава В.Мономаха

2. «Русская Правда» Ярославичей

3.появление «Слова о полку Игореве»

4. появление «Слова о законе и благодати»

6. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях.

а) вероисповедание; б) булава; в) еретик; г) волостель; д) отруб; е) рекрутчина

Объясните смысл нижеследующих исторических понятий:

а) документ, определявший размеры и местонахождение надела освобожденных от крепостной зависимости крестьян;

б) порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками

в) политика преобразования сельского хозяйства в к.20-30-е гг. 20 века на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйствования

8. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами

В самом начале ………. года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и ……...

Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила, отец которого ………. был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

В каком году образовалось СНГ?

Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события.

«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал».

Напишите расшифровку аббревиатуры из истории советского периода.

а) ТАСС

б) СНК

в) РККА

г) ОВД

12. Кто из этих исследователей жил в 18 веке?

А) Е. Хабаров,; б) Д.и Х. Лаптевы; в) С Челюскин; г) С. Дежнев; д) А.Колчак; е) А. Чириков

Какие из государственных учреждений существовали в 19 веке? Подчеркните правильные ответы.

Государственная Дума, Сенат, Верховный тайный совет, Министерство народного просвещения, Малороссийская коллегия, Государственный совет.

Установи соответствие между историческими личностями и их

А) М.Н. Ермолова

Б) С. Ковалевская

В) княгиня М. Волконская

Г) В. Засулич

1) жена декабриста, последовавшая за мужем в Сибирь

2) актриса, прославившаяся на сцене Малого театра в Москве

3) директор Петербургской академии наук и президент Российской академии, профессор

4) народница, совершила покушение на градоначальника Ф. Трепова

15. Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных прожекторов. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая их темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…»

О каком сражении вспоминает маршал? В каком году оно произошло?

16.Сопоставьте событие отечественной и зарубежной истории.

Более раннее событие в каждой паре подчеркните, дату (год, если требуется – месяц), указывайте в отведенном месте .

1.Крещение Руси ______ - Раскол Христианской церкви на Православную и католическую_________

Падение монголо-татарского ига на Руси _____________ - открытие Америки Х. Колумбом __________

Открытие Московского университета _______________ - начало Семилетней войны _____________

Отречение Николая II от престола___________________ - вступление США в Первую мировую войну____________________

5. Испытание первой советской атомной бомбы ______________ Создание ОВД_____________

6. Распад СССР __________ - Объединение Германии (ФРГ и ГДР)______________

Второй тур.

Изложи свои мысли (свою точку зрения) по поводу затронутой автором высказывания проблемы. Рассуждение должно опираться на материал отечественной истории и курса всеобщей истории.

1. « 18 век окончательно решивший многие жизненно важные вопросы государственного бытия в пользу России, стал временем наибольшей социальной несправедливости в ее истории». (Л. Ляшенко)

2 . « Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 года». (М. Хастингс)

3. «Разумеется не все намеченное Александру 2 удалось выполнить.. какие- то реформы оказались куцыми, какие-то извращены бесталанными, зачастую и недобросовестными исполнителями… И все же, несмотря на всю критику, отдадим предпочтение тем, кто считает Александра 2 великим реформатором». (Я. Длуголенский)

4. « Как не судить о личном поведение Грозного, он останется как государственный деятель и политик крупною величиной». (С. Платонов )

Критерии оценки эссе:

Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему).

Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

Точность и аргументированность выводов.

Логичность изложения материала.


Приветствую, дорогие читатели моего сайта!

Рад сообщить, что начинаю цикл постов по разбору различных олимпиад, которые несомненно являются неким «ключом» к 100-балльной отметке на ЕГЭ по истории. Сразу оговорюсь, что в этих постах буду разбирать то, КАК решать конкретные типы заданий, на что обратить внимание при решении и подготовке. Начнем!

Сегодня будут прорешиваться задания по истории для 11 классов школьного этапа всероссийской олимпиады. Скачать материал можно здесь:

1. По какому принципу образованы хронологические ряды? Дайте краткий ответ.

а) 1478, 1485, 1514, 1521

б) 1768—1774; 1787—1791; 1806—1812; 1828—1829

в) Синодик опальных, Земский собор, Стоглав

Для того чтобы выполнить задания под буквами А и Б для начала необходимо привязать данные даты определенному правителю.

А) 1478, 1485 гг. — время правления Ивана III. 1514, 1521 гг. — Василия III. А как мы знаем, в это время Московское государство вело активное присоединение соседних земель к своей территории. Правильный ответ: годы присоединения земель к Московскому государству.

Б) 1768—1774, 1787—1791, 1806—1812, 1828—1829 гг. Конечно же это русско-турецкие войны . Это Вы должны знать... Правильный ответ: русско-турецкие войны.

В) Синодик опальных, Земский собор, Стоглав. Стоглавый и Земский соборы, естественно связаны со временем правления Ивана IV. Соответственно, мы можем предположить, что синодик опальных из того же исторического периода. Ответ: понятия, связанные с правлением И. Грозного.

2. Ответьте на вопросы.

а) в 18 веке в Москве на театральных афишах перед фамилией актера или актрисы ставили букву «г», что означало господин или госпожа. Но бывало, что эта буква не ставилась. В каких случаях?

б) При каком из правителей, и в каком году Православная Церковь была лишена своего главы- патриарха?

в) Какому храму 11-13 вв. посвящен следующий отрывок стихотворения

«Он стоял здесь давно,

Золотясь в поднебесной прохладе,

Посредине села, да у тех ли базарных рядов,

Он стоял здесь не хуже,

Чем главный собор в Царьграде,

И держал бы осанку на станах любых городов

г). Почему 17 век называют «бунташным»? Приведите доказательства (не менее 4)

Правильные ответы:

а) если актер или актриса были крепостными;

б) при Петре Первом, в 1721 году;

в) Софийскому собору;

г) происходило много бунтов: 1648-Соляной бунт, 1662- Медный бунт, восстание 1667—1671гг. — восстание С. Разина, 1668—1676- Соловецкое восстание.


3. Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ.

а) Уставная грамота, временнообязанные крестьяне, отрезки, хутор

б) Л. Яшин, И. Роднина, Г. Каспаров, Л. Кассиль

в) Успенский собор, Архангельский собор, Дмитровский собор во Владимире, Благовещенский собор

г) операция « Багратион», операция «Тайфун», операция «Морской лев», операция «Цитадель»

Ответы:

а) хутор — относится к крестьянской реформе 20 века

б) Л. Кассиль- писатель

в) Дмитровский собор. Остальные соборы находятся на территории Московского Кремля

г) операция «Багратион». Остальные разработаны немецким командованием.

4 . Укажи имя художника и название его полотна.

Делом всей его жизни стало создание величайшего полотна, которому он посвятил 20 лет. В этом произведении выражена идея нравственного преобразования человека, художник показывает людей, жаждущих свободы и ищущих правды.

Ответ: «Явление Христа народу», художник, кажется, Иванов...

5. Установи события в хронологической последовательности.

1. появление Устава В.Мономаха

2. «Русская Правда» Ярославичей

3. появление «Слова о полку Игореве»

4. появление «Слова о законе и благодати»

Это задание является прямым аналогом задания В1, которое я уже разбирал. Думаю, что останавливаться на этом не будем.

Правильный ответ: 4213

6. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях.

а) вероисповедание; б) булава; в) еретик; г) волостель; д) отруб; е) рекрутчина

Ответ: вероиспов е дание; б) булав а ; в) ерет и к; г) волост е ль; д) о труб; е) рекр у тчина

7. Объясните смысл нижеследующих исторических понятий:

а) документ, определявший размеры и местонахождение надела освобожденных от крепостной зависимости крестьян;

б) порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками

в) политика преобразования сельского хозяйства в к.20-30-е гг. 20 века на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйствования

Тут Вам необходимо знать основную историческую терминологию. Ответами на это задание естественно стали Уставная грамота, местничество и коллективизация

На этом я думаю мы на сегодня закончим. Нам осталось решить еще 10 заданий с кратким ответом и написать эссе. Все это мы сделаем в следующих постах, так что оформите подписку на новые статьи сайта и добавьте его в закладки . Пока!

© Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост - ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста - пишите в комментариях.