Сообщение о царской башне. Царская башня

Число дня рождения 4 символизирует уравновешенную, трудолюбивую натуру, осторожную, избегающую рискованных предприятий. Человек способный, со своими идеями, планами, вы стараетесь разобраться во всем самостоятельно, без посторонней помощи.

Ваш девиз - надежность, стойкость, честность. Вас нельзя обманывать, но и вы сами должны избегать самообмана.

4 - число времен года, число стихий, число сторон света. Люди числа 4 часто смотрят на вещи со своей особой точки зрения, что позволяет им находить скрытые от остальных детали. Одновременно, это часто становится причиной их несогласия с большинством и стычек с окружающими. Они редко стремятся к материальному успеху, будучи не слишком дружелюбными, они часто бывают одиноки. Наилучшие отношения устанавливаются у них с людьми чисел 1, 2, 7 и 8.

Счастливый день недели для числа 4 - среда


Знак европейского зодиака Овен

Даты: 2013-03-21 -2013-04-20

Четыре Стихии и их Знаки распределяются следующим образом: Огонь (Овен, Лев и Стрелец), Земля (Телец, Дева и Козерог), Воздух (Близнецы, Весы и Водолей) и Вода (Рак, Скорпион и Рыбы). Поскольку стихии помогают описать основные черты характера человека, то включив их в наш гороскоп, они помогают составить более полное представление о той или иной личности.

Особенности этой стихии - тепло и сухость, которым сопутствует метафизическая энергия, жизнь и ее сила. В Зодиаке существуют 3 знака, обладающие этими качествами, т.н. огненный тригон (треугольник): Овен, Лев, Стрелец. Тригон Огня считается творческим тригоном. Принцип: действие, активность, энергия.
Огонь - главная управляющая сила инстинкта, духа, мысли и ума, заставляющая идти вперед, верить, надеяться, отстаивать свои убеждения. Главная движущая сила Огня - честолюбие. Огонь дает рвение, нетерпение, беспечность, самоуверенность, вспыльчивость, порывистость, бесцеремонность, отвагу, мужество, воинственность. В теле человека поддерживает жизнь, отвечает за температурный режим и стимулирует обмен веществ.
Люди, в чьих гороскопах выделен тригон стихии Огня, имеют холерический темперамент. Эти люди никогда не останутся незамеченными, они добьются признания окружающих, особенно в той среде, которая им близка по духу и связана с ними идеологически. У этих людей творческий дух и непоколебимая воля, неиссякаемая "марсианская энергия" и незаурядная пробивная сила. Элемент Огня дает организаторский талант, жажду деятельности и предприимчивость.
Особенность людей этого тригона - умение воодушевляться и быть преданными идее, делу, партнеру вплоть до самопожертвования. Они смелы, мужественны и отважны. Взлет их души и присущая им деловая активность помогают им достичь вершин как в духовной, так и в материальной сферах. От своей деятельности они получают истинное удовольствие, гордятся результатами своего труда и ждут всеобщего признания.
Люди Огня - врожденные вожди, любящие и умеющие руководить и приказывать. Они как бы заряжены космическим электрическим напряжением определенной полярности, которую передают другим в виде притяжения или отталкивания, что держит окружающих их людей в постоянном напряжении и возбуждении. Личную свободу, независимость и самостоятельность, что является для них всего дороже, стараются завоевать уже в раннем возрасте. Но один парадокс: подчиняться они не любят и не желают, но умение приспосабливаться к различным обстоятельствам развито у них великолепно.
У них сильно выражены такие черты характера, как упорство, настойчивость, самоутверждение, своенравие, неуступчивость. Тот, кто связан с человеком тригона Огня партнерскими отношениями, хорошо знает, что эти люди всегда гнут свою линию. Они могут быть главными дирижерами, исполнителями главных ролей, но статистами - никогда. Их просто невозможно подчинить чужой воле, командовать парадом и руководить будут только они, хотя нередко из-за кулис. Они признают только мудрую и справедливую автократию и больше всего ненавидят деспотизм и тиранию в любых их формах.
Люди тригона Огня вначале быстро «загораются», воодушевляются новыми идеями и людьми, особо не раздумывая, сразу включаются в дело, вовлекая в него всё свое окружение для достижения поставленной ими цели, которая приходит к ним извне, или зарождается в них самих. Но также быстро охладевают к уже начатому, старому делу, если вдохновляются новой, более значимой для них идеей, или если дело принимает затяжной характер и требует постоянных усилий. Это люди рывка, порыва, ожидание для них смерти подобно. Огонь - это та творческая сила, которая может поднять их до «седьмого неба» или «бросить в бездну».
Люди, принадлежащие стихии Огня, должны сдерживать свои негативные черты характера, особенно - горячность и порывистость, воинственность и агрессивность. Они должны избегать конфликтных ситуаций и конфронтации с окружающим миром, чтобы не принести вреда не своей идее, за которую они борются, не своему делу, об осуществлении которого они мечтают.
Дети этого тригона трудновоспитуемы, часто вообще не поддаются воспитанию и, чтобы иметь хотя бы малейший результат в работе с ними, приходится применять специфические методы воспитания. Насилие и принуждение категорически исключаются, так как это вызывает в них упрямство, строптивость и сопротивление. К ним можно подходить только с любовью и лаской, с сердечной теплотой и мягкостью, очень важно быть с ними справедливыми, никогда их не обманывать, не умалять их чувства собственного достоинства.

Овен, Рак, Весы, Козерог. Кардинальный крест- это крест воли, материальной основы мироздания, нового импульса идеи. Главное его качество - стремление к реализации. Он всегда направлен в будущее. Он дает динамизм, активность, стремление к цели. Человек, в гороскопе которого Солнце, Луна или большинство личностных планет находятся в кардинальных знаках, будет человеком действия. Такие люди энергичны и живут в настоящем, для них важнее всего текущий момент времени и ощущения «здесь и сейчас». Поэтому их эмоции и ощущения отличаются яркостью и большой силой. Их радость такая же сильная и искренняя, как и разочарование, но любые эмоции недолговечны, поскольку скоро эти знаки погружаются в новую жизнь, в новые ощущения, затевают новое дело. С возрастом их настроения становятся все более ровными и приходят к обычному для них деловитому настрою. Препятствия их не пугают, но лишь усиливают напор и стремление к цели. Однако у них не так-то много сил, чтобы слишком долго выдерживать борьбу за свою цель. Поэтому если борьба с препятствием слишком затягивается или совершенно не видно результатов своих усилий, то такое препятствие начинает казаться непреодолимым, что приводит к разочарованию, вызывает упадок сил и даже может привести к депрессии. Также губительны для них отсутствие динамики и возможности проявлять инициативу. Такой человек всегда будет стремиться вперед и вверх, увлекая своей энергией. Он всегда на виду, заметно возвышается над своим окружением, добивается своей жизненной цели и достигает высокого социального уровня.

Стихия Огня. Проявляется в человеке как некая огненность, зажигательность. Когда вы увидите человека, который не может усидеть на месте - это человек Огня, в нем бушует Огонь, он всегда излучает энергетическое обаяние. Внутренне обаяние Огня, внутренняя экспрессия и энергия, которые изливаются на окружающих, вызывают симпатии.

Другим важнейшим фактором, формирующим знак Овна, являются вибрации планеты Марс. Типичные Овны - это люди марсианского типа. Соответственно этим формирующим началам - Марсу и первичному космическому Огню, который постоянно вспыхивает, - в представителях этого знака, в Овнах, мы наблюдаем их жизненные проявления. Овны отличаются крайней активностью. Наверное, они самые активные люди из всех знаков Зодиака. Если Вы Овен, то активность, деятельность, энергичность - все это написано у вас на лице. Свои дела вы начинаете активно, также продолжаете их и, к сожалению, бросаете их, не доведя до конца, потому что многие дела требуют выдержки и терпения. Зато Овны великие зачинатели, первопроходцы. Доделывать дела до конца - это хорошо, но для Овна важнее начать, зажечься самому и зажечь окружающих. Это ваша высшая космическая задача, для этого вы рождаетесь под этим знаком Зодиака.

Овны, как впрочем, и все четыре первых знака Зодиака, в своем архетипе, в своей структуре имеют очень много детского. Если понаблюдать за типичными Овнами, то можно заметить, что они очень непосредственны, прямо по-детски. Буквально начинают светиться энергией радости и заражать ею окружающих при виде нового дела, нового знакомого. На высоком духовном и интеллектуальном уровне они могут быть руководителями, вести за собой, зажигать энергией и энтузиазмом огромные массы народа, оказывая на ведомых людей даже магическое влияние. Причем, ставку в своей деятельности Овен, как правило, делает на силу, иногда на физическую, иногда на энергетическую. Порой они могут возглавлять какие-то общественные движения, стать во главе революционно настроенных групп. Встречаются среди них и политики, но это Овны довольно высокого уровня. У менее развитых Овнов или среднего уровня многие тонкие черты натуры подавляются импульсивностью.

Среди высоких Овнов было много политиков, полководцев, общественных деятелей и императоров. Высокие Овны проявляют себя как неплохие дипломаты, но это требует большой проработки. Дело в том, что Овны - очень увлекающиеся натуры, и им трудно справиться со своей природой. Высокие Овны способны достичь невероятных вершин духовной эволюции. Значительным Овном был Наполеон III, но он окончил довольно печально, видимо в конце жизни в его личности проявился низший Овен. Овном был Столыпин, которого ранее незаслуженно ругали, а сейчас начали рассматривать серьезно его заслуги в русской истории. Ярким Овном был Н.С. Хрущев. Кто еще, кроме такого искреннего Овна мог позволить себе стучать ботинком по трибуне ООН, кто еще мог так искренне себя выражать?

Из музыкантов Овном был М. Мусоргский, из художников - Ван Гог. Все его творчество пронизано энергией и пламенностью, он был очень подвижным человеком, постоянно разъезжал. Овнами были Бах, Степан Разин. Если говорить о географической астрологии, то с Овном связана Германия, особенно, Пруссия. Интересно, что германские лидеры часто были Овнами: Барбаросс, Бисмарк, Вильгельм I, А. Гитлер, Г. Коль. наменитые Овны: Тинто Брасс, Берия, Бельмондо, Бодлер, Марлон Брандо, да Винчи, Гайдн, Гоголь, Горький, Элтон Джон, Декарт, Казанова, Монсеррат Кабалье, Э. Клептон, Мерайя Кэрри, Куросава, Мусоргский, Гари Мур, Нагибин, К. Пауэлл, Алла Пугачева, Ривалдо, Рахманинов, Никас Сафронов, Стивен Сигал, Симона Синьоре, Смоктуновский, Фромм, Даяна Росс, Ростропович, Тарантино, Хакамада, Хейли, Черномырдин, Явлинский.

Удивительная Царская башня построена в 1680 г. прямо на стене. Как и положено младшей, а именно ее возвели последней в рядах башен Московского Кремля , она – самая маленькая среди своих сестер, а рядом со Спасской выглядит и вовсе миниатюрной, хотя возвышается над стенами почти на 17 м.

Услышав название Царской башни, мгновенно представляешь себе громадину, ведь название обязывает. Все названия, в начале которых есть слово «Царь», у нас имеют внушительные размеры: царь-пушка, царь-колокол, царь-бомба, царь-танк, царь-книга… Но нет, Царская башня Кремля является самой маленькой.

Изящный восьмигранный шатер, покоящийся на четырех круглых ножках и украшенный золоченым флюгером, неизменно настраивает на сказочно-романтический лад, и воображение рисует царя Додона и золотого петушка. Глядя на нее невольно вспоминаются русские народные сказки.

В шатре некогда находились колокола кремлевской противопожарной службы. До наших дней сооружение дошло почти без изменений.

Странное предание

Царская башня Московского Кремля удивительна во всем, даже в легендах. В названии башни отразилось старинное предание, гласившее, что на этом месте была четырехгранная деревянная вышка, внутри которой стоял трон Ивана Грозного. Отсюда царь мог наблюдать за всем, что происходило под стенами Кремля и на Красной площади.

Предание является полным вымыслом, но каким-то образом оно дошло до наших дней. Вымысел потому, что сооружение возвели в 1680 г., а Грозный умер почти век до того.


Между Спасской и Набатной башнями, прямо на кремлевской стене, располагается небольшая башенка – Царская. В древности, судя по планам Москвы, на этом месте находилась четырехгранная деревянная вышка. Предание говорит, что с этой вышки царь Иван Грозный наблюдал со стен Кремля за событиями, совершавшимися на Красной площади.

В 1680 году на месте вышки на кремлевской стене и была построена небольшая эта необычная каменная красавица–башенка, напоминающая теремок. На четырех кувшинообразных столбах покоится изящный восьмигранный шатер, увенчанный позолоченным флюгером. На нем некогда размещались колокола кремлевской пожарной службы. До наших дней башня дошла без особых изменений. А название ее, видимо, сохранило отзвук старинной легенды.

Высота башни с флюгером – 16.7 метра.

Набатная башня

Глухая Набатная башня была сооружена в 1495 году между двумя другими – Царской и Константино–Еленинской. Внутри она разделена на два яруса. Ее нижний ярус – сложное многокамерное помещение, связанное с ходовой частью стен лестницами. В 1676–1686 годах надстроена шатровым четырехгранным верхом.

На этой башне размещались колокола Спасского набата – противопожарной службы Кремля. Набатный колокол отлит мастером Иваном Моториным, о чем гласит надпись: « 1714 года июля в 6 день вылит сей набатный колокол из старого набатного колокола, который розбился Кремля города к Спасским воротам. Весу в нем 150 пуд».

С набатным колоколом связаны события Чумного бунта 1771 года, когда восставшие москвичи ударили в набат, созывая народ. Восстание было подавлено, и Екатерина II приказала вырвать язык у «смутьяна–колокола». Без языка колокол провисел на башне более 30 лет. В 1803 году его сняли и передали в Арсенал, а в 1821 году он поступил в Оружейную палату, где и хранится до наших дней.

Высота Набатной башни – 38 метров.

Константино–Еленинская башня (Тимофеевская)

Проездная Тимофеевская башня была сооружена в 1490 году на том месте, где раньше стояла башня белокаменного Кремля времен Дмитрия Донского. Башня служила для прохода посадского населения в Кремль, через нее проходили полки. Через древние ворота этой башни в 1380 году выехал из Кремля Дмитрий Донской, направляясь на Куликово поле.

Необходимость строительства новой башни на том же месте определилась тем, что с этой стороны Кремля не было естественных преград на случай нападения врагов, место было открытым, уязвимым в обороне. Новая башня защищала Великий посад, подъезды от пристани на Москве–реки от близлежащих улиц – Великой и Варварской. Она имела мощную отводную стрельницу, подъемный мост и проездные ворота в Кремль.

Свое название башня получила в XVII веке от церкви Константина и Елены, стоявшей неподалеку в Кремле.

В 1680 году над башней возвели стройный шатровый верх на арочном четырехугольном основании. Тогда же ворота башни закрыли, а отводную стрельницу превратили в застенок. В 1707 году по приказу Петра I на Константино–Еленинской башне растесали бойницы для установки пушек. В XVIII – начале XIX века были разобраны мост и отводная стрельница.

Высота Константино–Еленинской башни – 36.8 метра.

Царская башня

Следуя вдоль стены дальше, мы видим самую миниатюрную и самую «юную» башню Кремля. Как вы, наверное, уже догадались, речь идет о Царской башне, которую так и хочется назвать попросту «башенкой». В сущности, она не что иное, как поставленная на каменных столбах крыша, своего рода беседка, устроенная прямо на стене. Царская башня была построена гораздо позже остальных - в 1680 г, и первое впечатление не обманчиво - ее действительно пристроили непосредственно поверх стены, удалив несколько зубцов. Этот очаровательный открытый теремок, состоящий из напоминающих по форме кувшинчики столбиков, пространство между которыми разделено на два яруса перекрытием, и восьмискатной заостренной крыши, пропорции которой подчеркивают возвышающиеся с четырех сторон установленные на вершинах столбиков пирамидки, если рассматривать его снизу, с площади, кажется совсем крохотным. И действительно, по сравнению с другими кремлевскими башнями Царская очень мала. Однако, если не сравнивать ее с высокими сестрами-башнями, сама по себе имеет вполне достойную для архитектурного сооружения высоту, от ходовой площадки стены до верхушки крыши высота Царской башни - 14,45 м. Но, конечно, при осмотре основное впечатление производит лишь та часть Царской башни, которая возвышается над уровнем мерлонов - ее высота, разумеется, меньше общей, она составляет 11,4 м.

Однако Царская башня вовсе не была задумана как затейливое украшение стены. Ее назначение вполне утилитарно и функционально. Начать с того, что идея постройки подобного сооружения на стене появилась задолго до XVII в. Во времена Ивана Грозного примерно на этом же месте на стене была устроена деревянная беседка, с комфортом сидя в которой царь любовался традиционными масленичными кулачными боями, которые горожане проводили на льду Москвы-реки, проводившимися на Красной площади «поединками чести» между представителями знати и, о чем грустно вспоминать, осуществлявшимися тут же казнями. Именно благодаря роли этой своей предшественницы Царская башня и получила такое название. Но сама она была построена не как беседка: в ней висел один из важнейших московских сигнальных колоколов, так называемый Спасский набат (названный так по близстоящей Спасской башне).

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Царская водка Царская водка – смесь азотной кислоты с соляной. Она стала известна алхимикам задолго до открытия соляной кислоты в отдельности, готовилась ими, по Геберу (VIII стол.), перегонкой смеси селитры, медного купороса и квасцов с прибавкою нашатыря и употреблялась

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Сухарева башня Сухарева башня – готическое трехъярусное здание в Москве (высотой 30 саж.). Построена Петром Великим в 1692 г. в честь Сухаревского стрелецкого полка, единственного оставшегося верным во время бунта 1689 г. В С. башне в 1700 г. было открыто училище математических и

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦА) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Царская охота Драма (1977)Москва. Ранняя весна 1775 г. Дом графа Алексея Григорьевича Орлова. Граф Григорий Григорьевич Орлов благодаря тому, что находится в свите императрицы Екатерины, которая приезжает в Москву, получает возможность увидеться с братом. Он застает брата в

Из книги 100 великих тайн России XX века автора Веденеев Василий Владимирович

Царская ведьма Одной из самых знаменитых и таинственных женщин начала XX века считается звезда русского балета, бывшая любовница русского императора Николая II и нескольких великих князей из фамилии Романовых Матильда Кшесинская, которую за глаза называли «царской

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

Башня Сен-Жак Недалеко от площади Шатле, в сквере на улице Риволи, возвышается башня Сен-Жак (Tour Saint-Jacques). Она построена в стиле «пламенеющей» готики. Когда-то башня служила колокольней церкви Сен-Жак-ла-Бушери. Церковь была возведена в эпоху раннего средневековья, однако к

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

ЦАРСКАЯ ЛИХОРАДКА 18 февраля 1855 года в санкт-петербургских и московских газетах появился «Бюллетень № 1» о состоянии здоровья царя Николая I: «Его Величество заболел лихорадкой… 13 февраля Его величество выхода к литургии иметь не изволил». Постепенно информация в

Из книги 1000 рецептов на скорую руку автора Михайлова Ирина Анатольевна

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Троицкая башня, Троицкий мост и башня Кутафья А теперь перенесем наше внимание на Троицкую башню Кремля - точнее, на тот архитектурный ансамбль, главной частью которого она является.Начнем с самой башни. За свою историю она сменила несколько названий - Богоявленская,

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

«Царская невеста» (1899) опера по одноименной драме Л. А. Мея, муз. Н. А. Римского-Корсакова, либр. Ивана Федоровича Тюменева 888 Не узнаю теперь я сам себя, Не узнаю Григория Грязно?го. Д. I, ария

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

Башня Башни (Фиг. 3) представляли собой многоэтажные оборонительные постройки большой прочности (толщина их стен делалась внизу в 4- 6 м) и вышины (до 1,5 раза выше стен), с открытой платформой наверху, увенчанной зубчатым парапетом. Этажи сообщались между собой приставными