Сравнение тютчева и фета. Любовная лирика Ф.И

Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, что они современники, поэты одной эпохи. Некрасов ведь тоже близок им по времени, но это совершенно другая поэзия, и его Муза совсем иного, земного происхождения. Она, по мнению поэта, «родная сестра» молодой крестьянки из стихотворения «Вчерашний день часу в шестом...» — страдающая, терпеливая, вся в земных заботах и печалях. Она если и взглянет в небо, так только затем, чтобы узнать, будет ли завтра дождь. Ей нет дела до тайн мироздания, и нет в ее жизни места восторгам и тонким чувствам.

В отличие от Некрасова, Фет и Тютчев утверждают иное, небесное происхождение поэзии.

В стихийном, пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам - Небесная к земным сынам... -

пишет Тютчев в стихотворении «Поэзия». Фет, посвятивший своей Музе несколько стихотворений, также видит ее в небесном одеянии:

Все та же ты, заветная святыня, На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня С задумчивой улыбкой на челе.

По мнению и Тютчева, и Фета, поэзия, творчество есть некое таинство, необъяснимое, не подвластное человеческой воле, рассудку. Поэт, как прилежный ученик, внимает своей Музе.

Счастлив и тревожен Ласкательный твой повторяю стих,

признается Фет в стихотворении «Музе». Фет часто подчеркивает свободу своей музы, свободу творчества поэта:

Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял.

Оба поэта понимают творчество, как озарение, как божественный дар. Но назначение, роль поэзии каждый понимает по-своему.

У Тютчева роль поэзии — примирительная. Она должна помочь человеку выжить «среди громов, среди страстей», внести гармонию в его измученную душу, примирить с несовершенством мира. Возвышенная и прекрасная, «с лазурной ясностью во взоре», поэзия у Тютчева «льет примирительный елей» на «бушующее море» жизни.

У Фета свое представление о назначении поэта:

Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец...

Здесь поэзии отводится более активная роль: она должна помочь человеку увидеть и испытать лучшие стороны жизни, почувствовать всю красоту и многообразие бытия, раскрасить, оживить все вокруг и заставить нас любить жизнь и восторгаться ею. Материал с сайта

На мой взгляд, Тютчев и Фет очень близки в своем понимании назначения поэта и поэзии. Если убрать «пафос» Фета, то и у него получится то же, что и у Тютчева: поэзия помогает человеку примириться с жизнью, находить в ней свои маленькие радости. Но восторг Фета настолько заразителен, что от него трудно отказаться. С его умением радоваться жизни, ценить каждое ее мгновение, веселее и ярче жить. Тютчев как бы смотрит на жизнь со стороны и пытается понять ее. Он больше думает о жизни, чем живет. Стихи же Фета воспринимаются как сама жизнь. И в ней больше чувств, эмоций, ощущений, чем раздумий о ней. Поэтому мне ближе и сама поэзия Фета, которая зовет «подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», и суждения поэта о ней.

Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении "В дымке-невидимке". Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. Прожив долгую жизнь он сохраняет юношеский пыль в своих произведениях.Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как "Нет, я не изменил", "Люби меня! Как только твой покорный" или же "Еще люблю, еще томлюсь".

Самым значительным в лирике Ф был цикл стих-й, посвящ-х Марии Лазич. Чувства их были взаимны, но брак невозможен, т.к. Фет женился по расчёту. Этот цикл посвящён уже умершей возлюбленной. Из этих стих-й мы видим, что Ф интересует не индивид характ-ка, не психологич портрет героини, его интересует сам процесс чувствования. Чувство передаётся не в целостности, а в деталях, тонч-х оттенках. Ф передаёт тончайшие иррационал-е переживания человека. Ф очень дорожит мигом. Мир, природа живёт интимной жизнью. Любовь как преодолённое страдание. Концепция любви у Ф сводится к формулам: красота, счастье, страдание =>одновременно. Поэтому часто встреч-ся сочетания слов: мука-блаженство; страдание-блаж-во. Позднее эту концепцию подхватит Блок.

Любовь у Тютчева: Любовь его лирического героя – всегда нравственное переживание, порочные страсти осуждены им и не являются предметом поэтического внимания. В тютчевской поэзии первой половины 30х гг. идеализируется любовная страсть как переживание, дающее человеку счастье («Сей день, я помню для меня…», «К.Н.»). стихотворение «Я помню время золотое…» - воспоминание о юношеской влюбленности. «Младая фея» касается «младенческой ногой» старинного камня, на «плечи юные» падает «цвет яблонь», ветер «играет» рядом с ней, она «беззаботно смотрит вдаль». Идея нравственного служения раз принятому идеалу проходит через творчество поэта и более чем через 3 десятилетия, в 1870г 67-летний поэт под влиянием встречи с «младой феей» юных дней создает стихотворение о любви и верности «Я встретил вас – и все былое». Во второй половине 30 гг. в его поэзии любовь – это гроза, способная не только сделать человека счастливым, но и погубить его. В создаваемом в 50-60гг «денисьевском цикле», посвященном Е.А.Денисьевой. Тютчев представил это чувство как поединок роковой. Образ «огня» любви оказался доминантным. Женщина изображена несущей крест страданий во имя любви, подобной горению на костре, расставшись навсегда, поэт тоскует о ней, «так пламенно, так горячо любившей». Страсть рисуется на фоне пожара, между ними тайное родство. В стихотворении «последняя любовь» серия метафор (тепло-свет-любовь-жизнь) выстраивается логическая цепь, выявляющая этику Тютчева. Смысл жизни в любви, любовь – горение, оно рождает мучения, но только так можно достигнуть счастья. На костре жизни, костре любви, человек сгорает, но приобретает блаженство, плата за него – смерть. Идея жизни-горения, а не тления выходит и за пределы любовной лирики Тютчева, превращаясь в его этический принцип. В «денисьевском» цикле намечается отход поэта от романтических теорий любви. Элементы типизации, объективного психологического анализа были связаны в поэзии Тютчева с образами любящих. Он представил любовь не как стихию, неподвластную людям, а как чувство, оказывающееся в зависимости от воздействия общества, «толпы», «суда людского». В «денисьевском цикле» впервые появился объективные образ – другой личности, не сливающейся с его лирическим я. Это была женщина. На смену идеальной «младой фее» его поэзии 30х пришла реальная женщина. Поэт раскрыл сложный, противоречивый мир её чувств, в стихах прозвучал её голос, предстала трагическая судьба (о как убийственно мы любим \ как в буйной слепоте страстей \ мы то всего вернее губим \ что сердцу нашему милей!»). проблема жизненных путей человека получила у Т-ва конкретное и философское раскрытие.


Любовь у Некрасова: Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”.

Основное внимание естественно уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева - главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Но в центре “панаевского цикла” - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов). мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно - отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют - в интимной лирике - двух столь разных поэтов.

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

В разделе на вопрос Сравнительная характеристика Тютчева и Фета заданный автором Просохнуть лучший ответ это Лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж, скорее, всего лишь повод поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное – это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек отнюдь не главная часть этого мира. 5.Сравните стихотворения на уровне использования лексики и синтаксиса. В чем видите разницу? На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «Стебль», «Лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля («низойти», «весть») легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета – простая и конкретная.

Ответ от Исламия Гильманова [гуру]
и Тютчев, и Фет перенесли множество тяжелейших испытаний и страшнейших потерь. Им обоим довелось пережить смерть любимой женщины, однако, по моему мнению, любовная история Федора Ивановича все же более счастлива. Ему посчастливилось испытать сильнейшие чувства к нескольким девушкам. Практически на протяжении всей жизни с ним рядом находилась одна из его возлюбленных. Возможно именно поэтому, несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека - "подвиг бесполезный", большинство его произведений наполнены молодостью и неистребимым жизнелюбием. Фету же, потерявшему свою любовь еще в молодости, остаются только воспоминания и горечь вины и обиды. Однако каждый из поэтов в своем стихотворении смог раскрыть свои мысли, передать свое настроение читателю, "обнажить" перед ним душу.

ТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ЛИРИКИ Ф.ТЮТЧЕВА И А.ФЕТА

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА КЛАСС: 10

ЦЕЛИ: развивать умения учащихся сопоставлять разные художественные

произведения с точки зрения содержания и формы, находить в тексте

Ключевые слова, умение обосновывать свою точку зрения; развивать

Эстетическую культуру учащихся; воспитывать уважительное

Отношение к различным точкам зрения на анализируемые проблемы.

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карточки с текстами стихотворений и

вопросами к ним

ХОД УРОКА

Вечная красота природы и бесконечная сила любви –

и составляют главное содержание чистой лирики.

В.С. Соловьёв

1. ОРГМОМЕНТ

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Позади уроки, посвящённые творчеству Тютчева и Фета в отдельности. Теперь вы знаете, что в творчестве обоих поэтов есть точки соприкосновения – это темы стихотворений. Сегодня на уроке путём сопоставления и сравнения мы попытаемся выяснить, в чём сходства и различия точек зрения поэтов на ту или иную тему.

Сначала вы будете работать в группах, отвечая на вопросы. Затем каждая группа представит итог своей работы.

3. РАБОТА В ГРУППАХ

1-ая группа анализирует стихотворения любовной темы.

2-ая группа – тема Родины.

3-я группа – тема поэта и поэзии.

4. ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

1) Выразительное чтение стихотворений. Презентация.

2) Ответы на вопросы

5. ОБОЩАЮЩЕЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Итак, подводя итог всему сказанному, сделаем следующие выводы:

А) любовь не обошла стороной ни Фета, ни Тютчева. Оба были счастливы, оба страдали. Для Тютчева характерно изображение любви как трагического чувства. Стихи Фета о любви наоборот наполнены радостью, счастьем (кроме стихотворений, посвящённых Марии Лазич).

Б) Оба поэта сходятся в своём отношении к Родине. Для обоих образ Родины неразрывно связан с образом русской патриархальной деревни, только у Тютчева это крестьянская деревня, а у Фета – помещичья. Однако любовь к России омрачнена необразованностью народа, его смиренностью и долготерпением.

В) И для Тютчева, и для Фета поэзия – это божественный дар, божественная сила, дарованная избранным. А задача поэзии не в том, чтобы решать политические и социальные проблемы времени, а в том, чтобы воспевать прекрасное: природу, любовь, жизнь. Лирика Тютчева и Фета – поэзия чистого искусства.

Есть ещё одна общая тема в творчестве поэтов – это тема природы. Безусловно, и Фет, и Тютчев являются непревзойдёнными мастерами пейзажной лирики.

Но есть и отличительные черты поэтики. Поэзия Фета импрессионистическая: предметы, явления, чувства он изображает обрывками, штрихами, мазками слов, фраз. Тютчеву же свойственна философичность, нежели изобразительность.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить любое стихотворение Тютчева или Фета (не менее 20 строк)

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

« SILENTIUM » * * *

Молчи, скрывайся и таи Как беден наш язык? – Хочу и не могу. -

И чувства и мечты свои – Не передать того ни другу, ни врагу,

Пускай в душевной глубине Что буйствует в груди прозрачною волною,

Встают и заходят оне Напрасно вечное томление сердец,

Безмолвно, как звёзды в ночи, - И клонит голову маститую мудрец

Любуйся ими - и молчи.Пред этой ложью роковой.

Как сердцу высказать себя? Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Другому как понять тебя? Хватает на лету и закрепляет вдруг

Поймёт ли он, чем ты живёшь? И тёмный бред души, и трав неясный запах;

Мысль изречённая есть ложь; Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Взрывая, возмутишь ключи, - Летит за облака Юпитера орёл,

Питайся ими – и молчи. Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Лишь жить в себе самом умей – 1887 г.

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!..

1830 г.

ВОПРОСЫ

1) Выделите ключевое слово, на котором строится 1) На какие части можно разделить это стихотворение? всё стихотворение?

Какова основная мысль первой части?

2) Почему поэт призывает молчать, молча любоваться 2) В чём видит автор задачу поэта и

своими чувствами и мечтами? сущность поэзии?

3) Найдите созвучные строчки в этих стихотворениях. Какая мысль роднит эти два произведения?

ТЕМА ЛЮБВИ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

«ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ» * * *

Любовь, любовь – гласит преданье – Шёпот, робкое дыханье,

Союз души с душой родной – Трели соловья,

Их съединенье, сочетанье, Серебро и колыханье

И роковое их слиянье, Сонного ручья,

И… поединок роковой…

Свет ночной, ночные тени,

И чем одно из них нежнее Тени без конца,

В борьбе неравной двух сердец, Ряд волшебных изменений

Тем неизбежней и вернее, Милого лица,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет, наконец… В дымных тучках пурпур розы,

1851 г. Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!...

1850 г.

ВОПРОСЫ

  1. 1) Выделив ключевые слова, определите общую тональность стихотворений.
  2. 2) Как Тютчев отвечает на вопрос: 2) В стихотворении нет слова «любовь», но мы

что такое любовь? понимаем, что именно об этом чувстве идёт

  1. 3) Кто, по мысли Тютчева, страдает речь. Нет конкретных образов героев. Опишите

сильнее? их чувства и настроения.

  1. 4) Охарактеризуйте авторскую идею стиха.

ТЕМА РОДИНЫ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

* * * «ДЕРЕВНЯ»

Эти бедные селенья, Люблю я приют ваш печальный,

Эта скудная природа - И вечер деревни глухой,

Край родной долготерпенья, И за лесом благовест дальний,

Край ты русского народа! И кровлю, и крест золотой.

Не поймёт и не заметит Люблю я немятого луга

Гордый взор иноплеменный, К окну подползающий пар,

Что сквозит и тайно светит И тесного, тихого круга

В наготе твоей смиренной. Не раз долитой самовар.

Удручённый ношей крестной, Люблю я на тех посиделках

Всю тебя, земля родная, Старушки чепец и очки;

В рабском виде царь небесный Люблю на окне на тарелках

Исходил, благословляя. Овса золотые злачки;

1855 г.

На столике близко к окошку

Корзину с узорным чулком,

И по полу резвую кошку

В прыжках за проворным клубком;

И милой застенчивой внучки

Красивый девичий наряд,

Движение бледненькой ручки

И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек

И месяца бледный восход,

Дрожанье фарфоровых чашек

И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,

Прохлады вечерней струю

И вас, любопытные глазки,

Живую награду мою!

1842 г.

ВОПРОСЫ

1) Выделите ключевые слова. Какова общая тональность стихотворений?

2) Как вы думаете, «что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной»?

3) Какой образ Родины предстаёт перед читателями в стихотворении Тютчева? Фета?

4) Что общего? В чём различие?

Стихотворение Афанасия Фета "Весенние мысли" пропитано надеждой, предвкушением весны, ожиданием любви. И если в этом стихотворении весна представлена простым, но прекрасным явлением, то "Весна" Федора Тютчева -

Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.

Тютчев создал некий возвышенный образ, перед которым никому не устоять.

Но если искать сходства в этих стихотворениях, то можно увидеть, что и Фет, и Тютчев прославляют весну. Только делают это по-разному.

У Фета весна приносит с собою любовь, тепло и мир. У людей "Восходит" кровь, человек начинает верить в любовь. При этом у Фета весна может причинить невольную боль "бесконечной любовью".

У Тютчева весна бессмертна. Она подчиняется лишь своим законам и правилам. Но, хоть она в некоторой степени равнодушна, весна Тютчева помогает людям:

Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь...

Эпитеты к стихотворению Фета "Весенние мысли": к берегам, расторгающим лед; солнце теплое; душистого ландыша; восходящую кровь; душою подкупленной; бесконечна любовь; средь природы разнеженной; холодное солнце. Сравнения: как мир, бесконечна любовь.

Эпитеты к стихотворению Тютчева "Весна": строгим испытаньям; светла, блаженно-равнодушна; отцветших весен; благоухающие слезы; океан безбрежный; бодрый, самовластный, животворный океан; струей эфирной; страдальческую грудь; жизни божеско-всемирной. Сравнения: свежа, как первая весна; жизнь, как океан. Метафоры: гнетет рука судьбины; томит обман; браздят чело морщины; взор сияет; много облак бродит; весен бытия; вздыхают розы(олиц.); соловей поет(олиц.); жизнь разлита; игра и жертва жизни.

В стихотворении Фета "Весенние мысли" есть вопросительное предложение (последняя строфа стихотворения). Нет ни многоточия, ни восклицательных предложений. Стих плавно льется. В стихотворении много звуков [л"], [л], [р].

В стихотворении Тютчева "Весна" есть несколько восклицательных предложений, много точек с запятой, одно многоточие в самом начале второй строфы. "Весна..." Автор дает нам возможность подумать, представить ее. Также есть несколько тире. В стихотворении преобладают твердые согласные [д], [р] и шипящие [ш], [щ], [ж].

И то, и другое стихотворение мне очень понравилось. Каждое имеет свою прелесть. Хотя все же мне ближе стихотворение Фета "Весенние мысли". Уж слишком холодна и равнодушна весна у Тютчева. Читая стихотворение Фета, я представила себе русскую девушку, простую, но все же прекрасную и дарящую любовь и теплоту.