Тренировочные варианты егэ по химии. Тесты по темам

Тематическое направление «Человек и общество»

2017-2018 учебный год

"Как общество влияет на человека? Способен ли человек повлиять на общество? Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?"

Человек с самого рождения находится в обществе и постоянно взаимодействует с другими людьми, учится выстраивать с ними определённые отношения. Я считаю, что в основе любого общества лежат общепринятые нормы нравственности и морали, которых должен придерживаться каждый индивид, иначе в мире наступит хаос. Поэтому человек, живя в окружении других людей, не может быть от них полностью свободным и независимым. Он обязан принимать те законы, по которым существует социум вот уже на протяжении многих тысячелетий. Безусловно, общество оказывает огромное влияние на формирование сознания человека. На мой взгляд, многое в нашей жизни зависит от окружения: привычки, манера поведения, вкусы, предпочтения, выбор профессии. Но и отдельная личность, обладающая харизматичностью и лидерскими качествами, способна оказать влияние на общество, если само обществе будет готово к этим изменениям.

А.Н. Островский, русский драматург 19 века, в своих пьесах большое внимание уделял проблеме влияния общества на человека и теме внутренней свободы личности. В драме "Гроза" действие разворачивается в провинциальном городе Калинове, который живет по патриархальным принципам. Здесь царят жестокие нравы, бедность и порок. Жители не умеют наслаждаться красотой природы, сидят по своим домам и истязают близких. Они не хотят духовно развиваться и учиться чему-то новому. Жители города Калинова как будто отгорожены от всего остального мира, который стал для них чужим и страшным. Яркими представителями этого провинциального городка являются Дикой и Кабаниха, которые своим деспотизмом "задавили" не только членов своей семьи, но и окружающих. Например, Тихон не в состоянии жить самостоятельно, хотя он уже женат. Им все время помыкает мать, навязывая своё мнение. Борис, племянник Дикого, живет у дяди и исполняет все его прихоти ради мифического наследства, которое он, на мой взгляд, никогда не получит, ведь всё зависит от воли Дикого. Варваре, дочери Кабанихи, приходится тайком встречаться с Кудряшом, потому что мать не разрешает ей гулять вечерами. Все они приспосабливаются к правилам, заведённым в городе Калинове, и, по большому счету, ничем не отличаются от Кабанихи и Дикого: учатся врать, пристраиваться, если есть выгода. Поэтому не удивительно, что Борис и Тихон не смогли отстоять Катерину. Общество, в котором они выросли, сформировало в них только такую модель поведения. Катерина же была воспитана в любви, ласки, нежности и в заботе. Она смотрела на мир сквозь призму доброты и честности. Поэтому в "темном царстве" Катерина чахла. Любовь к Борису стала для неё единственным спасением. Я считаю, что в этой драме Катерина является единственным человеком, способным любить по-настоящему, чего не умели ни Тихон, ни Борис, которые, видя плачевное положение своей возлюбленной, ничего не предпринимают, чтобы ей помочь. Героиня, в отличие от представителей молодого поколения Калинова, не смогла научиться врать, скрывать свои чувства и притворяться. Её откровенное признание является для читателя свидетельством того, что общество Кабанихи и Дикого не смогло подчинить её себе. Она бросает им вызов и идет до конца. Конечно, своей честностью Катерине не удалось изменить общественный уклад этого провинциального городка, но то, что она вывела наружу все его недостатки, это очевидно.

Продолжая размышлять над предложенной темой, я хотела бы обратиться к рассказу М. Горького "Старуха Изергиль", а точнее, к легенде о Ларре. Ларра - сын орла и земной женщины. Он вырос гордым и надменным человеком, не желающим уважать законы племени, в котором он хотел остаться. В народе существует поговорка: "Со своим самоваром в чужой монастырь не ходят". Так и Ларра не должен был пренебрегать теми законами и традициями, которые царили в обществе и вырабатывались на протяжении многих столетий. Если каждый из нас начнет делать то, что он хочет, тогда в обществе наступит полная анархия и беспредел. Поэтому именно законы и нравственные ценности объединяют людей, делают возможным их совместное существование. Иначе человек обречён на полную изоляцию и одиночество, что и произошло с Ларрой, когда он убил девушку, не пожелавшую быть с ним. Старейшины племени его изгоняют, и теперь он вынужден влачить жалкое существование вдали от людей.

Таким образом, рассмотрев два произведения, я пришла к выводу, что человек является неотъемлемой частью общества, которое оказывает на него серьезное влияние. Именно социум формирует нас как личность. Поэтому наши взгляды и жизненные принципы будут напрямую зависеть от того, в каком обществе мы выросли. Однозначно можно сказать лишь одно, что невозможно жить в социуме и быть от него свободным и независимым.

Возникло христианство в I веке нашей эры в Палестине. История раннего христианства не слишком афишируется служителями культа, хотя логично предположить, что за 2 тысячи лет всевозможных преобразований и изменений раннее христианство весьма должно отличаться от той религии, что дошла до нас в настоящее время.

Ряд авторов занимались историей христианского учения. Эрих Фромм рассматривал появление христианства с позиции психологии. По его словам учение имело популярность в среде низов иудейского общества. Таким образом, здесь позволяла части населения объединиться и пытаться восстать против угнетения со стороны богатых жителей Иудеи и власти Рима. Пока римляне боролись с христианами, могли считать себя восстающими против сложившейся системы.

Со временем христианство распространилось более широко и уже далеко не везде было учением протестующих. Впервые эта религия стала государственной в Великой Армении в 301 году. Несколько позже христианство начинало становиться государственной религией и в Римской империи. В это время о протестном характере христианства говорить уже не приходилось, напротив - оно начинало играть роль объединения для народов той или иной страны, признающей эту в качестве государственной.

Позже христианство стало распадаться на различные ветви – католицизм, протестантизм. Здесь уже значительную роль играла политика. Правители государств не хотели влияния на государственные дела Папы Римского или кого-либо еще, и часть выходила из-под контроля Ватикана и других христианских центров.

Каждый третий житель планеты сегодня считает себя христианином. Среди христианства самой многочисленной ветвью является католицизм.

В средние века власть церкви в Европе была велика. Пожалуй, это время наибольшего влияния христианства на общество. Тогда все от простых людей до великих ученых должны были считаться с мнением церкви, рискуя в случае неповиновения быть сожженными на костре.

Влияние других религий на общество

Вторая по численности последователей религия в мире – это ислам. Он в самом начале своего появления позволил арабам из ряда разрозненных племен стать едва ли не самой значимой силой своего времени. Арабское государство занимало территорию от Аравийского полуострова до Пиренейского.

В тех странах, где ислам является государственной религией, он играет весьма значимую роль. В Иране, к примеру, священники имеют больше власти, нежели гражданские правители. В Саудовской Аравии и эмирате Шарджа в ОАЭ население живет по нормам шариата. В Египте, Афганистане и многих других странах жители также во многих обыденных делах руководствуются Кораном.

Индуизм, буддизм, иудаизм и многие другие религии также имеют значительное влияние на жизнь общества в конкретных регионах. В целом все религии являют миру моральные нормы, которые призваны останавливать людей от злых деяний.

Почти 10% жителей земли считают себя нерелигиозными, однако это не значит, что религия косвенно не может влиять на их жизнь.

К сожалению, не обходится без того, что некоторые власть имущие используют неверные трактовки религиозных учений для своих корыстных целей.

Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. В демократическом обществе индивидуальные права священны. Группа позволяет человеку выстроить верную самооценку, ведь только с помощью взгляда со стороны можно правильно воспринять и оценить себя. Влияние группы не заканчивается на оценке личности, с ее помощью можно изменить себя - убрать негативные качества, развить позитивные. Группа реагирует на изменение личности, и человек может с помощью обратной связи получать информацию о правильности направления своего развития.

Группа - это не однородная масса, в ней присутствуют люди различного уровня развития, обладающие различными знаниями, умениями, навыками. Общаясь с группой, человек получает возможность общаться с теми, у кого он может учиться чему-либо. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает. Воспитание человека может быть осуществлено только группой людей. Только прямое общение в группе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Это и элементарные навыки (например - перед едой нужно мыть руки), и использование речи, и нравственные ценности, и даже способность к различным видам деятельности. Разнообразие групп, в которых участвует человек за свою жизнь, дает разнообразие возможностей и направлений в развитии. Более того, другие члены групп являются не только примером для подражания или источником обучения, но и стимулом для дальнейшего развития, ликвидации комплексов детства и полноценного формирования убеждений. Ценность некоторых групп состоит именно в том, что они дают необходимые положительные эмоции, положительную обратную связь, которая стимулирует дальнейшее развитие человека в выбранном направлении. Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на поведение отдельного человека. Часть изменений, порождаемых влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.

Каждая из групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки, как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. Кроме этого общество помогает накопить человеку его жизненный опыт.

Замечено, что, чем больше жизненный опыт человека, тем правильнее он воспринимает и понимает людей. Правда, речь идет не о количественном выражении жизненного опыта, не просто о возрасте человека, а о том, как часто данному человеку приходилось общаться с разными людьми, по разным поводам в различных жизненных ситуациях. Когда мы говорим о знании психологии людей, то имеем в виду следующее. Есть люди, которые в силу своих способностей, вследствие накопленного жизненного опыта, по причине своей профессии лучше других знают и понимают людей. Это характерно для тех людей, которые умеют сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя в их положение, принимать людей такими, какие они есть, понимать мотивы их поведения. Это люди, которым в силу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с людьми, но оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным поступкам.

Есть такие виды профессиональной деятельности, которые предполагают не только постоянное и активное общение человека с разными людьми, но развитое восприятие и правильную личностную оценку. Это, например, врачи, учителя, психологи, политики, актеры, режиссеры и другие.

В общении с человеком может сложиться ситуация, в которой он лучше всего проявит себя. Это позволит наблюдающим за ним людям точнее и правильнее воспринять и понять его. Можно сознательно создавать такие ситуации, в которых человек сам будет разносторонне себя проявлять, и внимательно наблюдать за его реакциями именно в этих ситуациях. Такие ситуации можно, например, создать непосредственно в процессе общения с человеком, обратившись к нему с какими-либо заранее обдуманными словами или предприняв в отношении его сознательное, целенаправленное действие, рассчитанное на определенную реакцию с его стороны.

Отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М. Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь во мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. Так же из-за группы человек может приобретать множество вредных привычек. Например, под давление людей он может начать курить, он может изменить себя и свой характер в отрицательном направлении.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый -- внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй -- конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.