Внеурочная деятельность по туризму фгос. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Туризм

Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Гимназия №18»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Спортивный туризм »

Составитель:

Черкасов А.В.,

физической культуры

Составитель:

Черкасов А.В



Обсуждено на заседании

методического объединения

протокол №

руководитель м/о

Утверждено научно-методическим

протокол №

Председатель НМС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учащиеся 5-6 классов имеют наиболее высокие темпы развития физического потенциала в целом. Для них характерным является стремление к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. У юношей и девушек закладываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Поэтому необходимо привитие умений и навыков, позволяющих в условиях экстремальных ситуаций не только осуществлять грамотные действия по спасению, оказать помощь попавшим в беду людям, а случае необходимости – руководить проведением поисково-спасательных работ.

Программа внеурочной деятельности «Спортивный туризм» рассматривает темы, касающиеся подготовки и осуществления, как простого однодневного туристического похода, так и сложного, многодневного путешествия. Дает практические советы, относительно походного быта, пополнения запасов продовольствия и воды, приготовления пищи, а также ориентирования на местности и характера действия в экстремальных ситуациях.

Кроме того, программа предусматривает знания о животных и растениях, представляющих опасность для человека. Содержит информацию об оказании первой помощи при болезнях и несчастных случаях, от которых, не застрахован не один путешественник.

Учитывая тягу молодых людей этого возраста к состязательности, романтике и высокую степень социализации личности, программа внеурочной деятельности «Спортивный туризм» предполагает проводить общешкольные соревнования типа преодоления спортивно- туристической полосы препятствий, проведения поисково-спасательных работ, а также однодневные туристические походы в теплый и холодный периоды года.

Благодаря полученным знаниям, школьники будут учиться: самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности своего организма.

Программа внеурочной деятельности – это активный отдых, связанный с физическим трудом, заряд бодрости и творческое удовлетворение.

В подготовке к занятиям необходимо использовать различного рода литературу: научную, научно-популярную, художественную, местную и периодическую печать, справочники и др.

Перед учащимися должна стоять ближняя и доступная цель - экскурсии, творческие дела, подготовка проектов, умение планировать и организовывать походы, спасательные работы, благоустраивать территорию с учетом наиболее экономичного и экологически чистого использования представленного вокруг материла.

Внеурочная деятельность «Спортивный туризм» - это детско-юношеское объединение ребят, в котором воспитываются такие качества: отзывчивость, дружелюбие, чувство прекрасного, творческие и интеллектуальные способности, усидчивость, трудолюбие, коммуникативные качества, самостоятельность, организованность.

Развитие физических способностей

при подготовке к туристическим походам.

Успешность в решении задач физической подготовки школьников, занимающихся тем или иным видом туризма, зависит от правильного выбора упражнений общеразвивающей направленности и специальных подготовительных упражнений, сходных по структуре движений и по развиваемым мышечным усилиям с двигательными действиями избранного вида туризма.

Физическая подготовка школьников, занимающихся туризмом, должна быть непрерывной и круглогодичной. Занятия следует проводить 1 раз в неделю: в спортивном зале; на спортивной площадке; на местности (в парке, в лесу), используя деревья, пни, тяжелые камни, склоны и др.

Каждый вид туризма предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности туриста – уровню развития отдельных физических качеств и функциональным возможностям. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде туризма.

Пешеходный поход

Характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно - сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.) повышенными энергетическими затратами. Переходы на дальние расстояния (20-25 км и более в день),скорость передвижения группы (в среднем 4-5 км \ ч), труднопроходимые участки местности (крутые склоны, длинные подъемы, овраги, лесные завалы, болота), переправы (по камням, вброд, по навесной переправе, узкой опоре), страховка веревкой, вес рюкзака (12-15 кг и более), транспортировка пострадавшего в походе (на руках, на спине, на самодельных носилках) и т.п требуют направленного развития силы мышц рук, туловища и ног, координационных способностей, выносливости.

Лыжный поход.

Передвижение в различных условиях снежного покрова (глубокий, рыхлый, мокрый снег, гололед) по пересеченной местности, прокладывание лыжни, преодоление подъемов - тягунов с тяжелым рюкзаком за плечами (рюкзак туриста-лыжника на 15-20 % тяжелее рюкзака пешеходника), преодоление естественных препятствий (канавы, овраги, поваленные деревья), стереотипные двигательные действия предъявляют свои специфические требования к физической подготовленности туристов -уровню развития силы мышц рук, туловища, ног, выносливости, способности поддерживать равновесие (сохранять устойчивое положение тела при разнообразных движениях и позах).

Велосипедный поход

Велосипедный поход- это путешествия и спортивные походы на велосипедах. За день движения подготовленные туристы в зависимости от различных условий похода (погодные условия, сложность маршрута) могут проехать от 40 до 120 км. Преодоление с походным снаряжением на велосипеде крутых затяжных подъемов, участков дорог с мягким, рыхлым и песчаным грунтом, движение против сильного встречного ветра, под дождем, вынужденная проводка велосипеда на отдельных участках местности, перенос груза и велосипеда через ручьи, речки и другие препятствия, встречающиеся на маршруте движения, предъявляют высокие требования к развитию силы мышц рук, ног, общей и силовой выносливости, способности сохранять равновесие в условиях различной скорости передвижения и рельефа местности. Основную работу во время передвижения выполняют ноги (динамическая нагрузка), а на мышцы рук вело туриста приходится большая статистическая нагрузка, связанная с удержанием рабочего напряжения в определенной позе.

Игры и эстафеты в занятиях туризмом

С помощью специализированных игр и эстафет можно избирательно или комплексно развивать двигательные способности и психические качества, туристские умения и навыки, совершенствовать функциональные возможности организма.

Определение уровня физической

подготовленности туриста

Уровень физической подготовленности туриста и функциональных возможностей систем его организма следует определять с помощью контрольных упражнений (двигательных тестов) и функциональных проб с регистрацией и анализом частоты сердечных сокращений.

Контрольные упражнения:

*бег на 60, 100 м (скоростные способности)

*челночный бег 3х10 м (координационные способности)

*подтягивание в висе на высокой перекладине (сила и силовая выносливость мышц рук)

*сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сила и силовая выносливость мышц рук)

*бег на 1000, 2000 м (выносливость)

*тесты Купера (выносливость)-пробежать (проплыть, проехать на велосипеде) без перерыва 12 мин (измеряется преодоленное расстояние) и др.

Результаты, показанные в контрольных упражнениях, необходимо систематически фиксировать в индивидуальном дневнике.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :

Формирование у ребят навыков безопасного поведения в природных условиях; в условиях самостоятельной жизни в походе; обучение навыкам выживания в экстремальных ситуациях.

ЗАДАЧИ:

 формировать знания о человеке как целостной биологической системе, гигиенических факторах, оказывающих существенное влияние на психическое, физическое и социальное развитие личности;

 формировать ответственное отношение к окружающей среде;

 следить за развитием умственного, физического, экологического здоровья;

 обучение практическим умениям и навыкам для обеспечения безопасности учащихся;

 защита жизни и здоровья учащихся в чрезвычайных ситуациях;

 приобщение к здоровому образу жизни.

Курс рассчитан на 2 года обучения. Материал программы предложен для освоения учащимися 5-6 –х классов общеобразовательных школ.

Секцию «Спортивный туризм» могут посещать ребята, проявляющие интерес к туризму.

Программа призвана расширить теоретическую базу знаний образовательных областей: «Экология», «Естествознание», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «География», «Физическая культура» и осуществляет возможность для их практического применения.

Степень усвоения и реализации программы проверяется и оценивается контрольными вопросами, подготовкой и защитой проектов. А в каникулярное время и летом в конце учебного года организацией и проведением туристических походов.

Предполагаемая программа способствует социализации личности, влияет на оздоровление, физическое и психическое развитие личности.

Объем материала подобран и рассчитан на проведение занятий по 2 часу в неделю всего 70 часов.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

1.. . Проводить, организовывать походы, игры, мероприятия

2. Выработать навыки поведения в экстремальных ситуациях, сознательное отношение к личной безопасности.

3. Укрепить приобретенные способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих условиях

4. Оказывать первую помощь пострадавшим.

Данная программа рассчитана на последовательное овладение умениями и постоянное их совершенствование. Основной идеей в подаче материала является личностно – ориентированный подход, необходимый для развития творчества, ответственности.

Формы и методы организации работы секции: экскурсионная, трудовая, оформительская, игровая, практическая, двигательная, бытовая, экспериментальная, общение.

Предполагаемые результаты реализации программы Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения. Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет младшему школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.). К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях. Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно- ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации. Коммуникативные универсальные действия - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): - принятые в обществе нормы отношения к природе, к памятникам истории и культуры, - международное экологическое движение, - коллективная творческая деятельность, - способы ориентирования на местности. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): - развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, другим людям, к своему собственному здоровью и внутреннему миру. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): - приобретение первичного опыта природосберегающей и природоохранной деятельности, - приобретение опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности. В ходе реализации программы дети должны Знать: - правила поведения юных туристов; - требования техники безопасности в походе; - правила поведения в природной среде, в школе, дома; - правила первой медицинской помощи; -перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним; -правила обустройства бивака; -нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе; -историю семьи, школы, села; -основы топографии и ориентирования. Уметь: -применять указанные знания на практике; -ориентироваться на местности при помощи карты и компаса, местным признакам; -выполнять общие обязанности участника похода; -обустраивать бивак; -выполнять отдельные элементы техники пешеходного туризма.

1. История становления, развития спотривного туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме .

История становления и развития различных видов спортивного туризма (туристического многоборья) в России. Основные понятия и термины в спортивном туризме. Становление и развитие государственно-общественной системы детского туризма. Опыт успешной деятельности туристических объединений (команд) обучающихся.

Практическая работа : ознакомление с информацией в сети Интернет с опытом развития детского туризма в России, с сайтами федераций спортивного туризма.

2. Нормативно-правовое обеспечение различных видов спортивного туризма

Федерация спортивного туризма и спортивного ориентирования и развитие массового туристического движения молодежи. Правила соревнований по туристическому многоборью. Разрядные (спортивно-технические квалификационные) требования по спортивному туризму (туристскому многоборью). Права и обязанности судей туристских соревнований. Права и обязанности участников (спортсменов), капитанов команд. Система проведения соревнований школьников по спортивному туризму. Положения о туристских соревнованиях, слетах. Условия проведения соревнований. Техническая информация о дистанциях.

Практическая работа : ознакомление с правилами соревнований по туристскому многоборью; ознакомление с условиями проведения туристского слета учащихся.

3. Физико-технические основы топографии и ориентирования на местности

Особенности изображения рельефа местности на географических картах и на спортивных картах. Условные обозначения различных географических объектов на спортивных картах. Особенности работы с компасом при ориентировании на местности. Определение расстояний и азимутов на местности. Особенности ориентирования и преодоления различных видов местности (горы, речные поймы, болота, лесные завалы и т.п) Соревнования по туристскому ориентированию на местности.

Практическая работа: освоение опыта движения по компасу на пересеченной местности; соревнования по туристскому ориентированию на местности (маркированная трасса).

4. Правила выполнения расчетов оптимальных вариантов преодоления препятствий и дистанций на соревнованиях .

Планирование работы команд на различных этапах туристских слетов. Взаимодействие членов туристской команды при преодолении естественных или искусственных препятствий на дистанции во время соревнований. Определение времени (оптимальное время, контрольное время, нормальное время), необходимого для преодоления различных технических этапов. Обязанности капитана, штурмана и хронометриста на дистанции во время соревнований при контроле за временем прохождения дистанции (преодоление технического этапа.)

Практическая работа: выполнение расчетов преодоления естественных или искусственных препятствий на дистанции во время соревнований; определение времени, которое необходимо для преодоления различных технических этапов (при использовании различных тактико-технических приемов).

5. Психологическая, морально-нравственная и физическая подготовка юных туристов-многоборцев

Понятие о психологических тренингах, о диагностике и самоконтроле психического и физического состояния туриста-спортсмена. Составление психолого-педагогического портрета (черты характера, способности, предрасположенность, таланты и психологическая совместимость). Принципы взаимопомощи в команде. Психологический настрой и физическая выносливость туриста-многоборца. Сущность закаливания, его значение для повышения сопротивляемости организма к заболеваниям и повышение работоспособности. Спортивные травмы и их предупреждение. Лечебные и профилактические свойства витаминов, продуктов питания (ягод и фруктов, меда, чеснока, лука и пр.) Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятия «спортивная форма», «утомление», «перетренировка». Дневник самоконтроля туриста-спортсмена.

Практическая работа : тренинги и тренировки; диагностика и самоконтроль психологического и физического состояния; выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики; ведение дневника наблюдений за выполнением режима дня туриста-спортсмена.

6. Организация питания, тренировочный режим и режим отдыха туристов-многоборцев

Понятие о правильном и здоровом питании туриста-спортсмена, о калорийности различных продуктов питания, о режиме дня и о здоровом образе жизни. Утренняя физическая зарядка. Разминка перед стартами во время туристских соревнований.

Практическая работа : решение задач по расчету количества различных продуктов питания исходя из их калорийности, веса и цены; составление меню на двух -трехдневные полевые тренировочные сборы; приготовление пищи на костре; чистка и мытье котлов, личной посуды.

7. Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях

Законы РФ об охране окружающей среды. Понятия «экологическая обстановка», «экологическое загрязнение», «экологически чистый маршрут, источник, продукт». Туризм и охрана окружающей среды. Туристский бивак. Благоустройство бивака. Самообслуживание в спортивном туризме. Комфорт в туризме и его самостоятельное создание туристами-спортсменами на туристских слетах и соревнованиях при размещении в полевых условиях. Организация отдыха туристов-спортсменов, их культурных развлечений на туристских слетах. Оборудование и благоустройство туристского костра. Оборудование места отдыха, приема пищи.

Соблюдение правил охраны природы при организации и проведении соревнований. Обеспечение личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена. Система должностно -ролевого самоуправления в команде туристов-спортсменов на туристском слете; командир, штурман, повар, санитар, завхоз, журналист и др.

Практическая работа : тренинги по освоению опыта спортивного мастерства различных видов туристско-бытовых навыков; соблюдение экологических норм и правил охраны природы при участии в туристских соревнованиях и на тренировках на местности.

8. Подготовка и проведение туристских слетов и соревнований

Виды спортивных соревнований по туристскому многоборью: преодоление полосы препятствий (личные, командные и лично-командные соревнования), прохождение контрольно-туристского маршрута (личный и командный), прохождение эстафетных дистанций. Подготовка компьютерной презентации результатов участия команды в туристских соревнованиях.

Практическая работа : выступление команды туристов-спортсменов на школьном туристском слете.

9. Техника безопасности в спортивном туризме

Основные правила безопасности при проведении соревнований по ориентированию на местности и туристскому многоборью. Соблюдение требований безопасности при выполнении различных видов физических упражнений. Требования безопасности при использовании различных спортивных снарядов, туристского снаряжения. Требования безопасности при тренировках и занятиях на местности.

Значение физической и тактической подготовки для предупреждения безопасности. Утомление, усталость, беспечность, самоуверенность, пренебрежение и другие факторы, являющиеся причинами нарушения правил безопасности, травматизма. Понятия «аварийная ситуация», «радиофицированный КП (этап)». Алгоритм действий спортсмена-туриста в аварийной ситуации. Определение направления выхода к ближайшему КП (техническому этапу), выхода на финиш при травмировании участника.

Практическая работа : ознакомление с правилами соблюдения безопасности при движении по дистанции во время соревнований, на технических этапах, на этапах ориентирования, при работе на склонах, в опасных местах.

10. Подготовка и проведение соревнований, похода

Подготовка и проведение квалификационных соревнований по туристскому многоборью, подготовка и проведение спортивного похода в период каникул (зимних и летних).

Тематическое планирование

Занятий "Спортивный туризм"

п\п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

История ставления, развития спортивного туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме

Нормативно-правовое обеспечение различных видов спортивного туризма

Физико-технические основы топо-графии и ориентирования на местности

Правила выполнения расчетов оптимальных вариантов преодоления препятствий и дистанций на соревнованиях

Психологическая, морально-нравственная и физическая подготовка юных туристов многоборцев

Организация питания, тренировочный режим и режим отдыха туристов-многоборцев

Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях

Подготовка и проведение туристских слетов и соревнований

Техника безопасности в спортивном туризме

Подготовка и проведение соревнований, похода

Итого

70

17

53

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Методическое обеспечение программы:

 викторины и творческие задания по основным темам;

 перечень практических работ;

 программы проведения различных соревнований;

 специальная и методическая литература.

Список литературы

для учителя:

1. Остапец А.А Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся\ А.А. Остапец.- М.,2006.

2. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи \Ю.С.Константинов, С.В.Усков.-М.,2006.

3.Смирнов Д.В.Спортивный туризм:туристское многоборье \Д.В.Смирнов.-М.,2005.

4. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков \ под ред.С.М.Губаненкова.-СПб.,2007.

Для учащихся:

1. Усыскин Г.С В классе, в парке, в лесу; игры и соревнования юных туристов\ Г.С.Усыскин.-М.,2006.

2. Садикова Н.Б. Школа выживания- Минск.2005.

3. Энциклопедия.Я познаю мир «Природа».-АСТРЕЛЬ.,М.,-2004.

Наименование оборудования

Кол-во (шт)

Противогаз ГП-7(размер 3)

Респиратор Р-2

Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1

Аптечка индивидуальная АИ-2

Сумка санитарная

Носилки санитарные

Страховочная система Универсальная «Стандарт»

Верёвка страховочная спасательная 5мм.

Основная веревка 10мм.

Карабины

Ремкомплект

Медицинская аптечка

Палатка туристическая (двух и/или четырех местная)

Костровое хозяйство и кухонный инвентарь

В комплекте

Ожидаемые результаты реализации программы

В ходе реализации программы предусматривается достижение следующих результатов:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об истории футбола, знания и понимания правил игры, посещение спортивных секций, беседы о ЗОЖ.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. При достижение данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, гимназии, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде (школьные спортивные турниры и оздоровительные акции).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного, общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытом общественной среде (спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме).

Календарно-тематическое планирование.

П/П

Разделы

Количество часов

план

Срок проведения

Форма проведения

Введение. Организация работы кружка.

Основные виды туризма. Обязанности членов туристической группы.

Основные правила укладки рюкзака

Устройство карабина и страховочной системы

Основные способы звуковой сигнализации

Основные виды костров

Топографические карты и знаки

Устройство компаса

Способы ориентирования

Особенности автономного существования, путешествия и ориентирования в различных климатических зонах

Правила передвижения по пересеченной местности

Личное снаряжение

Основные виды узлов

Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь

Животный и растительный мир представляющий опасность для человека

Профилактика и помощь при отравлениях и укусах

Медицинская помощь и профилактика заболеваний и несчастных случаев

Подготовка к походу

Основные меры безопасности в походе

Разработка маршрута однодневного похода

ВСЕГО:

Краснодарский край, Динской район, ст. Динская Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

Председатель педсовета

Н.М. Дмитренко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности

кружок

Проектная деятельность. «Вместе весело шагать»

Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 10-15 лет

Составители программы: Дёрова Надежда Сергеевна

Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность», П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.В.Сафронов: издательство- М: «Просвещение», 2013г.

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ТУРИСТСКО-

КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с нормативными документами: пись­мо департамента образования и науки от 27.09.2012 № 47-14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования», прило­жение к письму №2 «Методические рекомендации по организации внеуроч­ной деятельности в рамках реализации ФГОСов начального и основного об­щего образования в формате «интенсивов». Письмо департамента образова­ния и науки 14.09.2011 № 47-14163/11-14 «Об особенностях организации вне­урочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реали­зующих федеральный государственный образовательный стандарт начально­го общего образования». Письмо департамента образования и науки 09.11.2011 № 47-17957/11-14 «О методических рекомендациях по оформле­нию программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».

Самодеятельный пешеходный туризм - непростой, трудоемкий, но беско­нечно интересный и полезный способ организации детского досуга. Ведь та­кой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения, сдержива­ет развитие их инфантилизма, эгоизма и капризности; учит брать на себя от­ветственность за общее дело, бережному отношению к родной природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда и способствует развитию их самостоятельности.

Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно свя­зано с реализацией им собственных потребностей:

    в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих потенциальных возможностей, стимулируе­мого к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка),

    в самореализации (раскрытии своих потенциальных возможностей и личностных качеств, а также предъявлении их окружающим),

В самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).

В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет ее характер - во многом зависит от той среды, которая окружает подростка, общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, в которую он включен. Все вместе это образует некое пространство его личностного само­утверждения. Педагогам важно создать для подростков подобное простран­ство, которое отвечало бы насущным возрастным потребностям подростка и при этом было бы благоприятным для его нравственного развития. Взрослым надо поддержать его природное любопытство и желание все испытать само­му, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям, фантазии и

романтизм, стремление к независимости и самостоятельной ответственности, потребность проявить себя среди других.

На наш взгляд, в наибольшей мере перечисленным выше условиям соот­ветствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности детей в ес­тественной, природной, «нецивилизованной», не обустроенной среде - и в том числе самодеятельные туристские путешествия. Здесь ребенку предос­тавляются дополнительные «ниши», где он смог бы реализовать свои при­родные свойства и актуальные устремления. Здесь подросток в большей сте­пени (по сравнению с семьей или школой) ощущает собственную независи­мость от взрослых. Здесь ослабевает влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для его свободного и автономного бытия, для самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции. Здесь, попадая в новую обстановку, он имеет больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. Здесь, при повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у него появляется принципиальная возможность проверить себя, по­казать себя, что-то доказать себе и другим. Здесь, в сложных (физически и морально сложных) жизненных условиях при поддержке педагога он может научиться поступаться собственными интересами, удобствами, благополучи­ем ради других.

Туристско-краеведческая деятельность, таким образом, позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед ребенком младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связан­ные с воспитанием этих детей. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взя­тым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и па­раллелей. Занятия могут проводиться в виде кружковых или клубных заня­тий.

Её назначение приносить значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формировать у детей социальные навыки по­ведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений, гражданскую позицию в обществе. Программа организует сотрудни­чество с семьей. Система работы предусматривает участие семьи, как в об­щих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей. Структура рабочей программы «Вместе весело шагать» содержит:

    Пояснительную записку (перечень нормативных документов, цели, зада­чи, принципы реализации программы, ее назначение, актуальность и пер­спективность, возрастную группу обучающихся, на которых ориентирова­ны занятия, объём часов, отпущенных на занятия).

    Тематический план программы.

    Предполагаемые результаты реализации программы (характеристика ос­новных качеств, на которые ориентирована программа по трем уровням:

    приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

    формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего об­щества и к социальной реальности в целом;

    приобретение опыта самостоятельного социального действия.

Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешно­сти учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, вы­ход за пределы ОУ, выход в Интернет и т.п.).

    Формы контроля.

    Описание материально-технического обеспечения программы; библиотеч­ный фонд.

Объём часов: в течение учебного года - 1 час в неделю, за год - 34 часа. Возрастная группа - учащиеся 6-го класса.

Цель программы:

Укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособ­ности, выработка к систематическим занятиям ФУ, приобщение к природе края, приобретение навыков техники преодоление естественных препятст­вий, навыков жизни в полевых условиях, пропаганда здорового образа жиз­ни, антинарко. Задачи программы:

Сформировать понятие о правилах ведения здорового образа жизни; о
правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; о пра­
вилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах
обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми
людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на ме­
стности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в об­
ществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о
рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты
природы; об истории и культуре родного края; о тендерных нормах поведе­
ния мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой
деятельности.

Сформировать ценностные отношения школьника к своему здоровью и
здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к
родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

Приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта
управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других
людей, опыта волонтерской (добровольческой) деятельности

Деятельность кружка «Вместе весело шагать» имеет новый подход к ор­ганизации психолого-педагогических условий внутри школы. Основная цель занятий - обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации каждого ребенка. Основные принципы, на которых строится данная программа, полностью согласуются

с базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект - субъективное взаимодействие, принципов непрерывности, открытости, гу­манизации, индивидуализации.

Пути и средства деятельности кружка направлены на достижение целей программы:

    Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познава­тельных процессов.

    Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

    Развить у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физи­ческого и духовного состояния.

Методы:

    учет возрастных особенностей школьников;

    выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

    создание ситуации успеха

    создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

    личный пример учителя;

    выбор действий в соответствии с возможностями ученика;

    использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

Формы организации внеурочной деятельности включают в себя: классные занятия, занятия на дистанции, школьные и районные соревнова­ния, поисковые и научные исследования, экскурсии, однодневные и много­дневные походы, совместную деятельность обучающихся и родителей. Программа рассчитана на 1 год. 1 часа в неделю, за год - 34 часа.

2. Тематический план программы

№ п/п

Названия разделов

Общее ко­личество часов

Часы ауди­торных за­нятий

Часы внеауди­торных актив­ных занятий

Вводные занятия

1

1

Краеведение

3

4

1

Топография

2

2

2

Туристские узлы

12

8

4

Спортивное туристическое много­борье

1

1

Спортивное ориентирование

9

1

8

Туристская газета

1

1

Природоохранные акции

2

2

Поход выходного дня

4

4

Итого

34

18

16

3. Содержание программы

6-й класс (34 часа) Вводные занятия (1 ч)

Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном разви­тии ребенка. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» и т.п. Туристские песни под гитару.

Краеведение (3 ч) Интересные страницы истории родного края: родной край в Древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идем, зачем идем, как себя ведем, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии?), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведенной экс­курсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию?). Экскурсии или походы вы­ходного дня к местам интересных исторических событий.

Топография (2 ч) Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. То­пографический кроссворд. Топографический диктант.

Туристские узлы (12 ч) Ознакомление с тур снаряжением. Вязки узлов, узлы и их применение, рабо­та с карабинами, альпенштоком, веревками. Виды палаток, рюкзаков, спаль­ников, котлы. Перильная переправа, страховка, наведение, снятие, стенка, альпенштоковая. Спуск по склону спортивным способом. Наведение пере­правы. Наведение переправы челнок.

Спортивное туристическое многоборье (1 ч)

Спортивное ориентирование (9 ч) Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не за­блудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Леген­да карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимуталь­ный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.

Туристская газета (1 ч)

Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, по­священных совершенным туристами экскурсиям и походам, а также знако-

вым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т.п.).

Природоохранные акции (2 ч)

Такие акции могут быть самыми разными. Например, «Очистим лес», «Вни­мание, муравейник!», «Поможем птицам зимовать», «Марш парков», «Чис­тый берег» и т.п. Суть их проста - желающие принять участие в такой акции просыпаются и приводят в порядок свою планету. Заметим, не устраивают игры в пресс-конференцию ученых, разглагольствующих о загрязнении ок­ружающей среды, не рисуют правильные плакаты на экологические темы, а чистят, убирают, наводят порядок, строят. Было бы хорошо, если бы эти ак­ции предварялись обсуждением (или анкетным опросом): для чего мы это де­лаем, зачем нам это нужно, как привлечь других школьников, педагогов, ро­дителей, жителей микрорайона. Организующий эту акцию Совет дела может собрать необходимые инструменты, приготовить для всех пришедших ма­лышей нехитрые подарки, провести конкурсы на самый большой пакет соб­ранного мусора или самую оригинальную кормушку, вручить всем памятные самодельные сертификаты «Друг Greenpeace ». Для ребят постарше после ра­боты можно организовать пикник с угощениями и подвижными играми.

Походы выходного дня (4 ч) Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес - с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и после­дующий анализ лыжного похода в зимний лес - с целью изучения следов жи­вотных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ по­хода в весенний лес - с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной речки - с целью отработки навыков преодоления препят­ствий

4. Предполагаемые результаты реализации программы и способы их проверки.

1 .Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый об­раз жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и духовного состояния.

    Рост познавательной активности детей и взрослых.

    Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

    Высокий уровень коммуникативности учащихся.

    Результаты побед на районных туристических слетах.

    Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов, родите­лей и руководителя туристического кружка.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образователь­ной программы.

Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный са­мими учащимися поход в летнее время, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положи-

тельных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не ос­тавит равнодушным. Личностные результаты

    активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопережи­вания;

    проявление положительных качеств личности и управление своими эмо­циями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

    проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достиже­нии поставленных целей;

    оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;

Метапредметные результаты

Развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий;

    повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

    приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

    умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;

    формирование социально адекватных способов поведения;

    формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

К концу первого года обучения учащиеся должны: ЗНАТЬ:

Основы туристической подготовки, технику безопасности при проведении туристических походов, занятий, топографию и способы ориентирования, ис­торию родного края и его особенности, памятники истории, музеи края, ос­новы гигиены и основные приемы оказания первой доврачебной помощи, предупреждение спортивных травм. УМЕТЬ:

Выбирать место для бивуака, привала, устанавливать палатку, разводить костер, читать и изображать топографические знаки, ориентироваться по карте и компасу, измерять расстояние на карте и на местности, определять ориентиры движения, собирать краеведческий материал, выполнять краевед­ческие задания на маршруте, изучать интересные места родного края, подби­рать состав медицинской аптечки для похода, участвовать в исследователь­ских фестивалях и проектах.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в го­рах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;

о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории
и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных спо­собах защиты природы; об истории и культуре родного края; о тендерных
нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллек­тивнойтворческойдеятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной ре­альности в
целом): развитие ценностных отношений школьника к своему
здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к
природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим
людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия):
приобретение школьником
опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людь­ми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтер­ской (добровольческой) деятельности.

5. Формы контроля:

    Тестирование;

    Зачет;

    Соревнования, конкурсы и т.д.

Итоговый контроль: предусматривает проверку не только теоретических, но и практических знаний, умений, навыков. Программа предусматривает методы и приемы:

    беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);

    наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);

    практические (вязка узлов, переправа)

    тренинг-приемы;

    наблюдение за деятельностью детей;

    проективные методы.

Методы могут варьироваться, модифицироваться, добавляться. Каждое занятие, цель будут требовать подчас ситуативного выбора метода.

С похода! Именно так! Не с занятий по ориентированию на местности и технике пешеходного туризма, и не с обучения правильно собирать рюкзак и ставить палатку. Все эти туристские навыки будут лучше усвоены в полевых условиях, когда необходимость в них станет ощущаться детьми отчетливо и непосредственно.

Сказанное вовсе не означает, что никакой вводный инструктаж вообще не нужен. Он, конечно, необходим, но должен являться составной частью общей предпоходной подготовки группы. Ведь главная задача на начальном этапе - создать костяк будущего детского туристского объединения. А он формируется отнюдь не на околопоходных занятиях, которые никогда не да­дут детям представления обо всех трудностях и прелестях туристского путе­шествия.

Не переживайте, если желающих участвовать в первом ознакомительном походе окажется немного, а после возвращения из похода первоначальная группа даже немного сократится и часть ребят, поняв, что это занятие не для них, скорее всего, покинет объединение. Зато после похода:

    во-первых, в Вашей группе не окажется посторонних «попутчиков»;

    во-вторых, Вы уже наверняка будете знать, на кого из детей можно поло­житься в дальнейшем;

    в-третьих, по школе начнет быстро распространяться информация о вашем кружке (секции, клубе), привлекая в него новых потенциальных туристов.

Вводный инструктаж

Какую информацию должны получить школьники перед первым своим туристским путешествием? Конечно, в первую очередь, это должна быть ин­формация о технике безопасности, смысл которой заключается в следующем: за безопасность детей в походе отвечают взрослые, а потому все их указания относительно техники безопасности должны исполняться строго и безогово­рочно.

Кроме этого есть необходимость провести и специальный инструктаж, касающийся неписанных туристских правил, традиций, форм поведения. На­пример:

    Вещь, положенная в рюкзак, на время похода перестает быть абсолютной частной собственностью. Приветствуется совместное пользование имуще­ством и умение отдать последнюю сухую рубашку нуждающемуся това­рищу.

    В походе все принадлежит всем и все делится поровну. Осуждаются «ин­дивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики». Зато поощряют­ся неучтенные завхозом по продовольствию «заначки», припрятанные в собственном рюкзаке для всех.

    Нежелательно совершение индивидуальных покупок в попадающихся по пути населенных пунктах. Во-первых, не у каждого могут оказаться с со­бой карманные деньги, а имущественное неравенство в туристской группе крайне нежелательно. Во-вторых, это противоречит принципу автономно­сти туристского путешествия. А в-третьих, ничего так не изнеживает ту­риста, как плоды цивилизации.

Рюкзаки девочек должны быть на порядок легче мальчишечьих. Основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам в облегчении их рюк­заков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная их поддержка. То же самое касается и помощи младшим членам туристской группы.

    Приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещае­мых туристами природных и культурных объектов. Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и, по возможности, уничтожать чужой мусор - расчищать туристские стоянки, парки, родни­ки, берега рек.

    Исключается вырубка для туристских нужд живых деревьев - использо­вать можно только хворост и сухостой. Походный костер следует старать­ся разводить так, чтобы не повредить корни и ветви близлежащих деревь­ев и кустарников.

    В походе приветствуется красивая и правильная русская речь. Ругань, грубость, пошлость, тюремный жаргон - крайне нежелательны. Вступать в конфликты с местными жителями, отвечать грубостью на грубость с их стороны, вести себя вызывающе запрещается.

    На маршруте группа передвигается компактно, отрыв вперед или отстава­ние от группы не разрешается. Тот, кто чувствует, что не в силах поддер­живать заданный темп движения, должен незамедлительно сообщить об этом дежурному командиру группы или кому-то из взрослых.

Предъявление начинающим туристам этих неписанных правил имеет особое значение в плане воспитания. Рано или поздно они станут традицией, которую сами же школьники и будут поддерживать. Они укоренятся в группе или даже ритуализируются, и «старички» (туристы со стажем, опытные, знающие, одним словом - «бывалые») станут предъявлять эти правила начи­нающим туристам. А те, в свою очередь, желая идентифицировать себя с бо­лее взрослыми и авторитетными в их глазах школьниками, естественным об­разом станут воспроизводить их в собственном поведении. Главное условие -взрослый должен сам последовательно воспроизводить эти неписанные пра­вила в собственном поведении и личным примером побуждать к этому детей.

Организация и проведение многодневного спортивного похода в летние каникулы

Наверное, самое удобное для него время - это июнь. С одной стороны -уже достаточно тепло и дети безопасно для своего здоровья могут ночевать в палатках, с другой - еще не жарко и туристы не будут обливаться потом под тяжеленными рюкзаками. Кроме того, эти каникулярные дни и школьники не пропустят из-за похода учебные занятия.

7. Описание материально-технического обеспечения программы

Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудо­вание и материалы:

1 .Предметы туристического быта (посуда, ящики для продуктов, лопата, то­пор, веревки для вязки узлов.) 2.Туристическое индивидуальное снаряжение.

3.Карты, топографические планы местности, условные топографические зна­ки 4.Таблицы ориентированиянаместности

Планируя занятия по темам или разделам целесообразно использовать следующие виды деятельности: работа с учебной, научно-популярной лите­ратурой; работа в группе; практические занятия.

Работа с туристическим снаряжением, ориентирование на местности, по горизонту и азимуту, работа с компасом, разведение костра и установка па­латки в любых погодных условиях, укладка рюкзаков, вязка узлов, подготов­ка и проведение похода.

Пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, конфе­ренций, защиты проектов, праздников, организация посещения музеев, (по выбранным направлениям)

Оказание первой медицинской помощи и наложение перевязки при не­сложном ранении, приемы транспортировки пострадавшего, анализ экстре­мальных ситуаций в походе, действия в случае потери ориентировки, значе­ние правильного питания в походе и приготовление пищи на костре.

Основные физические качества, необходимые туристу (сила, выносли­вость, быстрота)

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Упражнения на развитие силы, быстроты выносливости.

Наименование туристического индивидуального снаряжения

Количество

Рюкзак Конжак 80 л.

Ковер туристический

Спальный мешок «Пижма» СОПЗ

Сиденье для туриста

Тенты 3*5

Веревка статика 10 мм

Веревка статика 0,8 мм

Каска Альпинистская Вента

Страховочная система поясная Стандарт и грудная Бабочка

Палатка 3+RL

Палатка 2+RL

Котел Боб 10л. Нерж.

Тросик костровой Вертикаль

Карабин «Классический автомат байонет»

Спусковое устройство 8 классическая Вента

Зажим Жумар правый Вента

Зажим Жумар левый Вента

Компас КЖ С-1

Веревка 0,6 мм

действия - как более опытного в группе туриста - будут примером для них. А в том, что к вашей работе (в качестве штурмана, дежурного или кого-то еще) со стороны школьников будет проявляться более пристальное внимание - даже не сомневайтесь.

Восьмое . Во время туристского путешествия было бы неплохо организовывать работу, не относящуюся напрямую к целям спортивного похода, но имеющую воспитательную ценность. Постарайтесь завести в группе (а для этого начинайте работу сами и без лишнего формализма и показного энтузиазма) такие традиции:

    ухаживать за братскими могилами, которые встречаются вам в пути;

    оказывать посильную помощь (если на то дадут вам согласие) в восстановлении или ремонте храмов или монастырей, мимо которых пролегает ваш маршрут;

    расчищать от мусора и благоустраивать места туристических стоянок, родники, колодцы и другие природные объекты;

    узнавать, не нужна ли ваша помощь (и при необходимости оказывать ее) ветеранам Великой Отечественной войны и старожилам, с которыми вы встречаетесь, музею, который вы посещаете, школе, в которой вам разрешили переночевать и т.п. Пусть забота о других станет привычным делом юных туристов.

СогласованоСогласовано

Протокол МО учителейЗаместитель директора по ВР

Химии, биологии, географии Л.И. Нереуцкая

№ от 2015 года

Руководитель МОот 2015 года

Л.В.Савинкина

Согласовано

___________ Л.И. Нереуцкая.

муниципального образования Динской район

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок «Вместе весело шагать»

6 класс

34; в неделю 1час

№ урока

Количество

часов

д ата

По плану

По плану

Вводные занятия

ТБ на занятиях.

2,09

Краеведение

9,09

Всероссийские маршруты.

16,09

23,09

Топография

Клан местности

30,09

7,10

Туристские узлы

с

14,10

21,10

28,10

11,11

18,11

25,11

5212

9,12

16,12

13,12

20,01

27,01

Виды многоборья, правила и место проведения

3,02

Спортивное ориентирование

10,02

17,02

24,02

2,03

9,03

16,03

30,03

6,04

13,04

Туристская газета

Выпуск туристической газеты

20,04

Природоохранные акции

30-31

27,04

32-34

Поход выходного дня

11,05

Итого

34

Согласовано

___________ Л.И. Нереуцкая.

Краснодарский край, Динской район, станица Динская

Бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок «Вместе весело шагать»

7 класс

Учитель: Дёрова Надежда Сергеевна Количество часов: всего 34; в неделю 1час

Планирование составлено на основе рабочей программы разработанной учителем Дёровой Надежды Сергеевны. Утверждено: решением педсовета, протокол №1 от 29.08.2015г.

№ урока

Количество

часов

д ата

По плану

По плану

Вводные занятия

ТБ на занятиях.

2,09

Краеведение

Кубань - край туризма. Краевые турбазы.

9,09

Всероссийские маршруты.

16,09

Местные маршруты. Ландшафт, фауна, флора. Скалодромы.

23,09

Топография

Клан местности

30,09

Топографическая карта. Масштаб.

7,10

Туристские узлы

ТБ на занятиях. Ознакомление с тур снаряжением. Вязки узлов, работа с карабинами, ледорубом, альпенштоком, веревками. Виды палаток, рюкзаков, спальников, котлы, примуса и т. д.

14,10

ОФП. Вязка узлов, узлы и их применение. Перильная переправа, страховка, наведение, снятие.

21,10

ОФП. Вязка узлов. Броды, перильные, стенка, альпенштоковая.

28,10

ОФП. Вязка узлов. Брод по перилам, наведение, снятие. Применение узлов.

11,11

ОФП. Параллельные перила, наведение, страховка (челнок), снятие.

18,11

ОФП. Переправа по бревну. Наведение, установка перил, снятие, страховка.

25,11

ОФП. Траверсирование по перилам. Подъем, спуск, страховки, наведение, снятие, узлы.

5212

ОФП. Траверсирование склона по перилам. Траверсирование склона с альпенштокам, подъем, самостраховка.

9,12

ОФП. Спуск по склону спортивным способом, страховка, узлы.

16,12

ОФП. Наведение переправы. Наведение страховки, снятие веревок. Узлы. Подгонка систем.

13,12

ОФП. Наведение переправы. Страховка. Узлы. Наведение переправы челнок.

20,01

ОФП. Наведение переправы на время. Вязание узлов.

27,01

Спортивное туристическое многоборье

Виды многоборья, правила и место проведения

3,02

Спортивное ориентирование

Общая характеристика видов ориентирования. Компас. Виды компасов. Карты. Виды карт. Работа с компасом, привязка к местности.

10,02

КП. Определение азимутов. Привязка карты к местности. Ориентирование на предметы, обратный азимут.

17,02

Ориентирование в заданном направлении, по выбору. Привязка карт. Топографические обозначения.

24,02

Ориентирование в заданном направлении. Расстановка КП

2,03

ОФП. Ориентирование в заданном направлении по кроку.

9,03

Расстановка КП. Ориентирование по выбору.

16,03

Ориентировочные карты, топографические карты, кроки. Ориентирование по заданным азимутам.

30,03

Расстановка КП. Ориентирование по «белой карте».

6,04

Расчет беговых шагов в переводе в метры (сов. табл.). Ориентирование по счету.

13,04

Туристская газета

Выпуск туристической газеты

20,04

Природоохранные акции

30-31

Очистка берега реки в районе Комсомольского парка.

27,04

32-34

Поход выходного дня

11,05

Итого

34

Согласовано

___________ Л.И. Нереуцкая.

Краснодарский край, Динской район, станица Динская

Бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок «Вместе весело шагать»

8 класс

Учитель: Дёрова Надежда Сергеевна Количество часов: всего 34; в неделю 1час

Планирование составлено на основе рабочей программы разработанной учителем Дёровой Надежды Сергеевны. Утверждено: решением педсовета, протокол №1 от 29.08.2015г.

№ урока

Количество

часов

д ата

По плану

По плану

Вводные занятия

ТБ на занятиях.

4,09

Краеведение

Кубань - край туризма. Краевые турбазы.

11,09

Всероссийские маршруты.

18,09

Местные маршруты. Ландшафт, фауна, флора. Скалодромы.

25,09

Топография

Клан местности

2,10

Топографическая карта. Масштаб.

9,10

Туристские узлы

ТБ на занятиях. Ознакомление с тур снаряжением. Вязки узлов, работа с карабинами, ледорубом, альпенштоком, веревками. Виды палаток, рюкзаков, спальников, котлы, примуса и т. д.

16,10

ОФП. Вязка узлов, узлы и их применение. Перильная переправа, страховка, наведение, снятие.

23,10

ОФП. Вязка узлов. Броды, перильные, стенка, альпенштоковая.

30,10

ОФП. Вязка узлов. Брод по перилам, наведение, снятие. Применение узлов.

13,11

ОФП. Параллельные перила, наведение, страховка (челнок), снятие.

20,11

ОФП. Переправа по бревну. Наведение, установка перил, снятие, страховка.

27,11

ОФП. Траверсирование по перилам. Подъем, спуск, страховки, наведение, снятие, узлы.

4.12

ОФП. Траверсирование склона по перилам. Траверсирование склона с альпенштокам, подъем, самостраховка.

11,12

ОФП. Спуск по склону спортивным способом, страховка, узлы.

18,12

ОФП. Наведение переправы. Наведение страховки, снятие веревок. Узлы. Подгонка систем.

15,01

ОФП. Наведение переправы. Страховка. Узлы. Наведение переправы челнок.

22,01

ОФП. Наведение переправы на время. Вязание узлов.

29,01

Спортивное туристическое многоборье

Виды многоборья, правила и место проведения

5.02

Спортивное ориентирование

Общая характеристика видов ориентирования. Компас. Виды компасов. Карты. Виды карт. Работа с компасом, привязка к местности.

12,02

КП. Определение азимутов. Привязка карты к местности. Ориентирование на предметы, обратный азимут.

19,02

Ориентирование в заданном направлении, по выбору. Привязка карт. Топографические обозначения.

26,02

Ориентирование в заданном направлении. Расстановка КП

24.03

ОФП. Ориентирование в заданном направлении по кроку.

11.03

Расстановка КП. Ориентирование по выбору.

18.03

Ориентировочные карты, топографические карты, кроки. Ориентирование по заданным азимутам.

1,04

Расстановка КП. Ориентирование по «белой карте».

8,04

Расчет беговых шагов в переводе в метры (сов. табл.). Ориентирование по счету.

15,04

Туристская газета

Выпуск туристической газеты

6,05

Природоохранные акции

30-31

Очистка берега реки в районе Комсомольского парка.

13,05

32-34

Поход выходного дня

20,05

Итого

34

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Задачи: - научить знаниям, умениям и навыкам спортивного мастерства, обеспечивающим высокие достижения в различных видах спортивного туризма.
- выявить и развить природные задатки и способности детей, способствующие высоким достижениям в спортивном туризме.
- воспитать мотивацию освоения спортивного мастерства к технологиям освоения опыта ЗОЖ.
- формирование правильных психологических установок на достижение поставленной цели.
- создание сплочённого детского коллектива , способного решать поставленные задачи на основе взаимоуважения и взаимопомощи , находить правильные решения в сложных ситуациях.
- приобщение детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, закаливание.
- приобретение опыта участия на туристских слётах, соревнованиях.
- получение учащимися основных навыков краеведческой работы.
- воспитание бережного отношения к природе, развитие экологического мышления.

II . Учебно-тематический план.

Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторн.

1 год обучение.

"Введение в туризм"

Вводное занятие

Поход-знакомство

Безопасность юного туризма

Быт юного туриста

Кухня юного туриста

Песни юного туриста.

Легенды и были родного края

Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторн.

2 год обучения

«Введение в туризм»

Ориентирование на местности

Топография

Туристские узлы и их назначение

Преодоление препятствий

Туристские игры

Туристская стенгазета

Природоохранные акции

Поход выходного дня


Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторн.

3 год обучения

«Основы туризма и краеведения»

Вводное занятие

Краеведение

Топография

Туристские узлы

Спортивное ориентирование

Туристская газета

Природоохранные акции

Спортивный поход (с одной ночёвкой)

Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторн.

4 год обучения.

Краеведение

Топография

Спортивное туристсткое многоборье

Спортивное ориентирование

Природоохранные акции

Спортивный поход (с одной или двумя ночёвками)


Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторн.

5 год обучения.

"Основы туризма и краеведения"

Краеведение

Спортивное туристское многоборье

Спортивное ориентирование

Природоохранные акции

Спортивный поход (с двумя и более ночёвками)



Модуль 1 . Введение в туризм (68 час).

1.1. Вводное занятие. Что такое туризм и какого его значение в физическом и духовном развитии ученика. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков: уклада рюкзака "вслепую", бег в спальных мешках, переправа через "болото" по "кочкам" и т. п. Туристские песни под гитару.

1.2. Поход-знакомство. Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности , правила гигиены, групповое и личное снаряжение, цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения туристов и состояния рюкзаков, разбивку бивака, разведение костра и заготовку дров, приготовление обеда, соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчёт о походи и т. п.; предварительная рабта с ними. Сборы и проверка готовности к первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересечённой местности, установке палаток, заготовке дров, разведению костра, приотовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью и т. п. Анализ в группе состоявшегося ознакомительного похода: самочувствия туристов, полученных ими впечатлений, проведённой работы и т. п. Фотоотчёт о состоявшемся походе "Наше первое приключение".

1.3. Безопасность юного туриста. Правила поведения в лесу, у водоёмов , на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.

1.4. Быт юного туриста. Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.

1.5. Кухня юного туриста. Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами и канами. Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.

1.6. Песни юного туриста. Бардовская песня, туристская песня. Визбора, В. Высоцкого, В. Ланцберга, О. Митяева, В. Егорова о человеке, судьбе, профессии. Прослушивание песен в исполнении педагога под гитару, прослушивние песни в авторском исполнении (в записи). Автор песни. История песни. Обсуждение песни: что понравилсь, о чём песня и т. п. Разучивание и исполнение полюбившейся песни.

1.7. Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, в Средневековье, в Новые время, в годы Великой Отечественной войны и т. п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии), поседение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию). Экскурсии и походы выходного дня к местам интересных исторических событий.

1.8. Ориентирование на местности. Что нужно делать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.

1.9. Топография. Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.

1..10 Туристские узлы и их назначение. Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпван и т. п. Отработка навыков завязывания туриствких узлов. Конкурс "Узелок завяжется - узелок развяжется."

1.11. Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т. п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъем по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

1.12. Туристские игры. Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.

1.13. Туристская стенгазета. Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвящённых совершённым туристическим экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т. п.).

1.14. Природоохранные акции. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т. п.

1.15. Походы выходного дня. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в зимний лес с целью изучения следов животных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной реки с целью отработки навыков преодоления препятствий.

Модуль 2. Основы туризма и краеведения (102 часа)

2.1. Вводное занятие. Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занития. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоё-мов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнём. Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками. и девочками, отно-шение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом, отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.

2.2. Краеведение. Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материла. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчёт туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край!».

2.3. Топография. Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей, определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съёмка местности.

2.4. Туристские узлы. Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмёрка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавке, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовьiй, штык, схватывающий, грейпвайн и т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствии.

2.5. Спортивное туристское многоборье. Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс, склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила) . Подъём по склону по перилам спортивным способом. Спуск по склону по перилам спортивным способом. Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа. Переправы с самонаведением и снятие перил.

2.б. Спортивное ориентирование. Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию . Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту . Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование. Точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

2.7. Туристская стенгазета. Виды газет, работа редакционной коллегии. Название, газетные рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристской газеты: открытый конкурс . Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета дела для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвящённому Всемирному дню туризма. Выпуски номеров, посвящённых экологическим проблемам микрорегиона, интересным страницам родной истории, совершенным туристским походам и экспедициям.

2.8. Природоохранные акции. Анкетный опрос школьников, родителем и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. «Что мы можем сделать?» - проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей, подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке, лесу и т. п. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ проведённого дела. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимися младших классов.

2.9.. Походы выходного дня. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного того туризма, сбора краеведческого материала и т. п.

2.10 Спортивные походы. Пешеходный, лыжный, горный, водный спортивные походы комбинация. Протяжённость спортивных походов, локальные и протяжённые препятствия, категории сложности спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Краеведение на маршруте. Маршрутно-квалификационная комиссия, маршрутная книжка и маршрутный лист, отчёт о спортивном походе в МКК. Спортивные значки и разряды. Подготовка и проведение похода по местам боёв Советской армии в Великой Отечественной войне: изучение исторических событий на местности, встречи с местными старожилами, посещение школьных и сельских музеев боевой славы, благоустройство братских могил. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы.

VI . Предполагаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенны способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

З. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.

V . Формы и виды контроля.

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

1. Поисково-исследовательский метод.

2. Метод самореализации, самоуправления через участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях, через различные творческие дела.

3. Метод контроля врачебный, самоконтроль.

4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию.

Также разнообразны формы работы:

Лекционные занятия;

Практические занятия;

Тренировка по развитию физических качеств, закреплению различных практических умений и навыков;

Проведение соревнований по спортивному ориентированию;

Участие в туристических слётах;

Участие в военно-спортивных играх;

Проведение викторин, конференций по охране природы) ;

Краеведческие экспедиции, походы, экскурсии;

Метод проектов;

Экологические акции.

VI . Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Коли-чество

Библиотечный фонд.

1. Допженко туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростовский университет, 1988.

2. Энциклопедия туриста. - М., БРЭ, 1993.

3. Берман турист. - М., ФиС, 1977.

4. Лукоянов спортивные походы. - М., ФиС, 1988.

5. Коструб справочник туриста. - М., Профиздат, 1990.

б. Питание в туристском путешествии. - М., Профиздат, 1986.

7. Матюцкий о растениях. - М., Профиздат, 1988.

8. Поспелов о географических названиях. - М., Профиздат, 1988.

9. Куприн картография.- М., Просвещение, 1989.

10. Бардин туризма. - М., Просвещение, 1981.

11. Штюрмер справочник туриста. - М., ФиС, 1985.

12. На маршруте туристы - следопыты. - М., Просвещение, 1987.

13. Сборник официальных документов по детско - юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей. - М., ЦДЮТур России, 1995.

14. Алексеев в туристском походе. - М., ЦДЮТур России, 1996.

15. , Константинов и ориентирование в туристском путешествии. - М, ЦДЮТур России, 1997.

16. В классе, в парке, в лесу. - М, ЦДЮТур России, 1996.

17. Константинов соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур России, 1995.

18. Рыжавский. - М, ЦДЮТур России, 1996.

19. Шибаев. - М, ЦДЮТур России, 1996.

20. В горах. - М., ЦДЮТур России, 1996.

21. Шибаев ли вы ориентироваться в пространстве и времени. - М., ТЩЮТур России, 1996.

22. Багаутдинова - краеведческая деятельность в начальной школе. - М.,1 ЦДЮТур России, 1997.

23. , Ротштейн туристских вожаков .- М., ЦДЮТур России, 1997.

24. , Дрогов, дети и туризм. - М., ЦДЮТур России, 1997.

Печатные пособия:

Карты спортивные, физические, административные, туристские, атласы, схемы

Туристское снаряжение

Палатки 3-х и 4-х местные

Костровой набор (тросик, набор котлов)

Спальник

Компас жидкостный

Лопата сапёрная

Газовая горелка

Штормовой костюм

Медицинская аптечка

Коврик теплоизоляционный

Верёвка Д-10

Карабины

Страховочные системы

Блокировки

Репшнур (1.5м)

4. Технические средства обучения

Интерактивная доска

Компьютер

Магнитофон

/ Элективные курсы/ Внеурочная деятельность

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Туризм»

Заведующий редакцией английского языка Центра лингвистического образования ОАО «Издательство «Просвещение», автор учебно-методических пособий по английскому языку для школьников и студентов. В 2006 г. с отличием окончил факультет английской филологии МГПУ по специальности учитель английского языка. Вторая специальность – деловой английский. Стаж работы в области образования – более 7 лет, есть педагогический опыт работы за рубежом.

Общаясь с учителями и методистами из разных регионов нашей страны, постоянно сталкиваюсь с вопросом о недостатке качественных учебно-методических пособий и учебников для проведения дополнительных занятий по английскому языку, особенно факультативов и элективных курсов. Учитывая то, что с каждым годом интерес к английскому языку у школьников растет и многие из учащихся хотели бы связать свою карьеру с английским, необходимость в расширении их знаний (в том числе, специальных) очевидна. Предлагаю Вашему вниманию авторскую дополнительную образовательную программу для использования во внеурочной деятельности в старшей школе на основе учебника «Туризм» серии издательства “Express Publishing”.