Юстиниан I Великий — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Отношение с партиями ипподрома

ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ

(482 или 483–565), один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права и строитель собора св. Софии. Юстиниан был, вероятно, иллирийцем, родился в Таурезии (провинция Дардания, близ совр. Скопье) в крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе. При рождении получил имя Петр Савватий, к чему впоследствии добавились Флавий (как знак принадлежности к императорскму семейству) и Юстиниан (в честь дяди по матери императора Юстина I , правил в 518–527). Юстиниан, любимец не имевшего собственных детей дяди-императора, сделался при нем чрезвычайно влиятельной фигурой и, постепенно восходя по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном (magister equitum et peditum praesentalis). Юстин усыновил его и сделал своим соправителем в последние несколько месяцев царствования, так что когда 1 августа 527 Юстин умер, Юстиниан взошел на трон. Рассмотрим царствование Юстиниана в нескольких аспектах: 1) войны; 2) внутренние дела и частная жизнь; 3) религиозная политика; 4) кодификация права.

Войны. Юстиниан никогда не принимал личного участия в войнах, поручая руководство боевыми действиями своим военачальникам. К моменту его восшествия на престол неразрешенным вопросом оставалась извечная вражда с Персией, вылившаяся в 527 в войну за господство над кавказским регионом. Полководец Юстиниана Велисарий одержал блестящую победу при Даре в Месопотамии в 530, но в следующем году потерпел от персов поражение при Каллинике в Сирии. Царь Персии Хосров I, пришедший на смену Каваду I в сентябре 531, заключил в начале 532 “мир на вечные времена”, по условиям которого Юстиниан должен был выплатить Персии 4000 фунтов золота на содержание кавказских крепостей, противостоявших набегам варваров, и отказаться от протектората над Иберией на Кавказе. Вторая война с Персией разразилась в 540, когда поглощенный делами на Западе Юстиниан допустил опасное ослабление своих сил на Востоке. Боевые действия велись на пространстве от Колхиды на побережье Черного моря до Месопотамии и Ассирии. В 540 персы разграбили Антиохию и ряд других городов, однако Эдессе удалось от них откупиться. В 545 Юстиниану пришлось выплатить за перемирие 2000 фунтов золота, что, однако, не коснулось Колхиды (Лазики), где военные действия продолжались до 562. Окончательное урегулирование было похоже на предыдущие: Юстиниан должен был платить 30 000 aurei (золотых монет) ежегодно, а Персия обязалась защищать Кавказ и не преследовать христиан.

Гораздо более значительные кампании были предприняты Юстинианом на Западе. Некогда Средиземное море принадлежало Риму, но теперь Италией, южной Галлией, а также большей частью Африки и Испании владели варвары. Юстиниан вынашивал честолюбивые планы возвращения этих земель. Первый удар был направлен против вандалов в Африке, где правил нерешительный Гелимер, сопернику которого Хильдерику Юстиниан оказывал поддержку. В сентябре 533 Велисарий без помех высадился на африканском побережье и вскоре вошел в Карфаген. Приблизительно в 30 км к западу от столицы он выиграл решающее сражение и в марте 534, после длительной осады на горе Паппуа в Нумидии, вынудил Гелимера сдаться. Однако кампанию все еще нельзя было считать законченной, поскольку предстояло справиться с берберами, маврами и мятежными византийскими войсками. Умиротворить провинцию и установить контроль над горным массивом Орес и восточной Мавританией поручили евнуху Соломону, что он и исполнил в 539–544. Из-за новых восстаний в 546 Византия едва не лишилась Африки, однако к 548 Иоанн Троглита установил в провинции прочную и долговременную власть.

Завоевание Африки было только прелюдией к завоеванию Италии, в которой теперь господствовали остготы. Их король Теодат убил Амаласунту, дочь великого Теодориха, которой покровительствовал Юстиниан, и этот инцидент послужил предлогом для начала войны. К концу 535 была оккупирована Далмация, Велисарий занял Сицилию. В 536 он овладел Неаполем и Римом. Теодата сместил Витигис, который с марта 537 по март 538 осаждал Велисария в Риме, однако был вынужден ни с чем отступить на север. Затем византийские войска заняли Пицен и Милан. Равенна пала после осады, длившейся с конца 539 по июнь 540, и Италия была объявлена провинцией. Однако в 541 отважный молодой король готов Тотила взял дело отвоевания былых владений в свои руки, и к 548 Юстиниану принадлежали только четыре плацдарма на побережье Италии, а к 551 к готам перешли также Сицилия, Корсика и Сардиния. В 552 в Италию прибыл талантливый византийский командующий евнух Нарсес с хорошо оснащенной и снабженной армией. Стремительно двигаясь от Равенны на юг, он разбил готов при Тагине в центре Апеннин и в последнем решающем сражении у подножия горы Везувий в 553. В 554 и 555 Нарсес очистил Италию от франков и алеманнов и подавил последние очаги сопротивления готов. Территория к северу от По была частично возвращена в 562.

Остготское королевство перестало существовать. Равенна стала центром византийской администрации в Италии. Нарсес правил там как патрикий с 556 по 567, а после него здешний наместник стал называться экзархом. Юстиниан более чем удовлетворил свои честолюбивые замыслы. Ему покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии. Однако основные интересы Византийской империи находились все же на Востоке, во Фракии и Малой Азии, так что цена приобретений на Западе, которые не могли быть долговечными, возможно, оказалась чересчур высокой.

Частная жизнь. Замечательным событием в жизни Юстиниана явилась его женитьба в 523 на Феодоре, куртизанке и танцовщице с яркой, но сомнительной репутацией. Он беззаветно любил и почитал Феодору до самой ее смерти в 548, обретя в ее лице соправительницу, которая помогала ему управлять государством. Однажды, когда во время восстания “Ника” 13–18 января 532 Юстиниан и его друзья были уже близки к отчаянию и обсуждали планы бегства, именно Феодоре удалось спасти трон.

Восстание “Ника” разразилось при следующих обстоятельствах. Партии, сложившиеся вокруг скачек на ипподроме, обычно ограничивались враждой друг с другом. Однако на этот раз они объединились и выдвинули совместное требование освободить своих взятых под стражу товарищей, за чем последовало требование уволить трех непопулярных должностных лиц. Юстиниан проявил уступчивость, но здесь к борьбе подключилась городская чернь, недовольная непомерными налогами. Волнениями воспользовались некоторые сенаторы, которые выдвинули в качестве претендента на императорский трон Ипатия, племянника Анастасия I. Однако властям удалось расколоть движение, подкупив лидеров одной из партий. На шестой день верные правительству войска напали на собравшийся на ипподроме народ и учинили дикую резню. Претендента на трон Юстиниан не пощадил, но в дальнейшем проявил сдержанность, так что из этого тяжелого испытания он вышел еще более сильным. Следует отметить, что рост налогов был вызван расходами на две широкомасштабные кампании – на Востоке и Западе. Министр Иоанн Каппадокийский проявлял чудеса изобретательности, добывая средства из любых источников и любыми способами. Другим примером расточительности Юстиниана была его программа строительства. Только в одном Константинополе можно указать следующие грандиозные сооружения: отстроенный заново после разрушения во время восстания “Ника” собор св. Софии (532–537), который до сих пор является одним из величайших сооружений в мире; не сохранившийся и до сих пор недостаточно изученный т.н. Большой (или Священный) дворец; площадь Августион и великолепные примыкающие к ней сооружения; построенная Феодорой церковь св. Апостолов (536–550).

Религиозная политика. Юстиниан интересовался вопросами религии и считал себя теологом. Будучи страстно приверженным православию, он боролся с язычниками и еретиками. В Африке и Италии от него пострадали ариане. К монофизитам, которые отрицали человеческую природу Христа, относились с терпимостью, поскольку их взгляды разделяла Феодора. В связи с монофизитами Юстиниан оказался перед непростым выбором: он хотел мира на Востоке, но не желал ссориться также и с Римом, который для монофизитов ровно ничего не значил. Сначала Юстиниан попытался добиться примирения, но, когда на Константинопольском соборе 536 монофизиты были преданы анафеме, преследования возобновились. Затем Юстиниан начал готовить почву для компромисса: он пытался склонить Рим к тому, чтобы была выработана более мягкая трактовка православия, и принудил находившегося у него в 545–553 папу Вигилия фактически осудить положение символа веры, принятого на 4-м Вселенском соборе в Халкидоне. Эта позиция получила одобрение на 5-м Вселенском соборе, проходившем в Константинополе в 553. К концу царствования позицию, которую занимал Юстиниан, едва ли можно было отличить от позиции монофизитов.

Кодификация права. Более плодотворными оказались колоссальные усилия, приложенные Юстинианом к разработке римского права. Римская империя постепенно отказалась от прежней жесткости и негибкости, так что все в больших (быть может, даже чрезмерных) масштабах в расчет стали приниматься нормы т.н. “права народов” и даже “естественного права”. Юстиниан решил обобщить и систематизировать этот обширный материал. Работу наладил выдающийся юрист Трибониан с многочисленными помощниками. В результате на свет явился знаменитый Corpus iuris civilis (“Свод гражданского права”), состоящий из трех частей: 1) Codex Iustinianus (“Кодекс Юстиниана”). Впервые его издали в 529, но вскоре он был значительно пересмотрен и в 534 получил силу закона – именно в той форме, в которой мы его теперь знаем. Сюда вошли все представлявшиеся важными и сохранявшие актуальность императорские постановления (constitutiones) начиная с императора Адриана, который правил в начале 2 в., в том числе 50 постановлений самого Юстиниана. 2) Pandectae или Digesta (“Дигесты”), подготовленная в 530–533 компиляция взглядов лучших правоведов (в основном 2 и 3 вв.), снабженная поправками. Комиссия Юстиниана взяла на себя труд по примирению различных подходов юристов. Законодательные нормы, описанные в этих авторитетных текстах, стали обязательными для всех судов. 3) Institutiones (“Институции”, т.е. “Основы”), учебник права для студентов. Учебник Гая, юриста, жившего во 2 в. н.э., был осовременен и выправлен, и с декабря 533 этот текст вошел в учебные программы.

Уже после смерти Юстиниана были опубликованы Novellae (“Новеллы”), дополнение к “Кодексу”, где содержатся 174 новых императорских постановлений, причем после смерти Трибониана (546) Юстиниан издал лишь 18 документов. Большинство документов составлено на греческом, который приобрел статус официального языка.

Репутация и достижения. Оценивая личность Юстиниана и его достижения, следует учитывать роль, которую играет в формировании наших представлений о нем его современник и главный историк Прокопий. Прекрасно осведомленный и компетентный ученый, по неизвестным нам причинам Прокопий испытывал к императору стойкую неприязнь, которую не отказал себе в удовольствии излить в Тайной истории (Anecdota ), особенно по поводу Феодоры.

История оценила заслуги Юстиниана как великого кодификатора права, только за одно это деяние Данте отвел ему место в Раю . В религиозной борьбе Юстиниан сыграл противоречивую роль: сначала он пытался примирить соперников и достичь компромисса, затем развязал преследования и закончил тем, что почти полностью отказался от того, что исповедовал вначале. Его нельзя недооценивать как государственного деятеля и стратега. В отношении Персии он проводил традиционную политику, добившись определенных успехов. Юстиниан замыслил грандиозную программу возвращения западных владений Римской империи и почти полностью ее осуществил. Однако этим он нарушил баланс сил в империи, и, возможно, впоследствии Византии крайне не хватало энергии и ресурсов, которые были впустую израсходованы на Западе. Умер Юстиниан в Константинополе 14 ноября 565.

(основатель)

Имя при рождении: Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Супруга: Евфимия Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение и военная карьера

Происхождение

Происхождение Юстина I исследовалось в связи с вопросом о происхождении его гораздо более знаменитого племянника Юстиниана .

Военная карьера

Будущий император начал службу в армии в правлении Льва простым солдатом-легионером. Согласно многочисленным источникам, до конца жизни не научился писать. В первые годы правления Анастасия участвовал в подавлении исаврийского мятежа. Во время Персидского похода 502-505 г. н.э. Анастасия командовал отдельным отрядом. Во время мятежа Виталиана 514-515 г. н.э. участвовал в обороне Константинополе и прорыве морской блокады города. К концу правления Анастасия дослужился до чина комита экскувитов - начальника дворцовой стражи.

Восшествие на престол

Выборы императора

Непосредственно после смерти старого императора силенциарий послал сообщение магистру оффиций Келеру и Юстину, начальнику дворцовой стражи. Оба прибыли вместе с подчинёнными им стражниками, Келер призвал подчинённых ему схолариев , а Юстин экскувитов , после чего было сделано официальное объявление о смерти императора. На следующее утро демы собрались на Ипподроме, проводя аккламацию с требованием нового императора. В это время во дворце собрались высшие чиновники и патриарх Иоанн II для переговоров, однако не смогли прийти к согласию. Поскольку переговоры затянулись, демы на Ипподроме провозгласили императором одного из офицеров экскувитов, некоего Иоанна, впоследствии ставшего епископом Гераклеи , и подняли его на щит. Однако венеты не поддержали это и началось столкновение между фракциями , в котором несколько человек погибло. Затем схоларии провозгласили императором одного из своих офицеров, что вызвало новые столкновения. Также была сделана попытка избрать Юстиниана, но тот отказался.

Возможно, заговор имел религиозную основу. По крайней мере, Марцеллин Комит говорит о заговорщиках как о «манихеях », что было обычной практикой в отношении противников Халкидонского собора в то время. В сирийской хронике VI века Захарии Митиленского , а также в других сирийских источниках, Амантий объявляется мучеником за свободу своей веры.

Не совсем понятные обстоятельства заговора и противоречивые описания в источниках сделали этот заговор объектом многочисленных исследований.

Общая характеристика правления

Прокопий, характеризуя Юстина пишет, что тот не сделал стране ничего хорошего и ничего плохого, оставаясь и на троне крестьянским мужиком. В «Тайной истории» утверждается, что он не знал даже алфавита и для подписи указов прибегал к хитрости-придворные вырезали из дощечки трафарет, а Юстин просто обводил буквы. Фактически, Юстин совершенно не занимался управлением страной, предоставив власть квестору Проклу, который вершил правление по своему усмотрению. При таком слабом императоре Юстиниану не составило большого труда еще при жизни дяди начать прибирать к рукам будущее наследство.

Внутренняя политика

Возвращение изгнанников и убийство Виталиана

Получив поддержку при избрании и успешно подавив заговор Амантия, новое правительство, главной силой которого был Юстиниан, решило вернуть тех, кто был несправедливо подвергнут изгнанию в предшествующее царствование. В числе наиболее знаменитых изгнанников хроники называют патриция Апиона , сенаторов Диогениануса и Филоксенуса и других. Все они были возвращены в столицу на прежние должности, а затем повышены. Апион был назначен префектом претория Востока , Диогенианус возглавил войска на востоке, а Филоксенус (лат. Flavius Theodorus Philoxenus Soterichus Philoxenus ) в 525 году стал консулом Запада.

Однако наибольшее влияние оказало возвращение Виталиана , влиятельного военного лидера, который, занимая пост комита федератов чуть не сверг Анастасия и с которым недавно сражался Юстин. Несмотря на то, что войска Виталиана были разбиты, он всё равно оставался главной силой на Балканах . Поскольку разногласия Виталиана с прежним правительством внешне носили религиозный характер, а новая династия поддерживала православие , Виталиан и Юстин встретились и поклялись друг другу в верности. Евагрий прямо говорит, что возвращая Виталиана, Юстин опасался его силы и подозревал в желании захватить трон. Виталиан согласился занять пост начальника так называемых бессменных войск (лат. in praesenti ), а в 520 году стал консулом. Это привело к ожидаемым последствиям, и Балканы были успокоены, однако, будучи гораздо более опытным политиком, чем престарелый Юстин и молодой Юстиниан, Виталиан представлял для них постоянную опасность.

После смерти Виталиана его пост начальника бессменных войск занял Юстиниан.

Основание новой династии

С воцарением Юстина, в Византии появилась новая династия , называемая по традиции именем её второго представителя . Как было показано выше, в момент своего избрания Юстин смог получить поддержку высшей аристократии и сочувствовавшей им партии венетов . Причинами этого были ожидания усиления своего влияния при слабом императоре, а также общность религиозных взглядов. В первые годы нового правления эти надежды можно было считать оправданными. Иоанн Малала сообщает о волнениях, спровоцированными венетами в 519 году во всех крупных городах империи. Значительными были беспорядки в Антиохии в Сирии , вынудившие в начале 520-х годов отменить местные Олимпийские игры . Беспорядки начали стихать только к 523 году после принятия решительных мер .

Отношение с партиями ипподрома

Религиозная политика

Состояние дел к началу правления

Воцарение Юстина означало новую эру в религиозной политике империи. Два предыдущих императора, Зенон и Анастасий , придерживались монофизитского направления. После того, как в 482 году Зенон выпустил свой «Энотикон », призванный стать компромиссом между враждующими партиями, отношения Константинополя с Римом были прерваны, пока в 518 не произошёл поворот к строгому православию . Были восстановлены отношения с папой римским и прекращена акакианская схизма , вернулись из изгнания защитники православия. Всё это стало сигналом к началу православной реакции по всей империи. В Египте , Антиохии и Сирии начали проявляться сепаратистские тенденции. Начались гонения на епископов , защищавших монофизитство. Число сосланных и бежавших епископов достигло 54. Тысячами изгонялись монахи , среди которых было немало преданных монофизитству.

Несторианство , у которого после осуждения на Эфесском соборе сохранились многочисленные последователи в Сирии и Месопотамии , также продолжало оставаться проблемой. После разгрома школы в Эдессе императором Зеноном в 489 году несторианских учителей и студентов приняли под своё покровительство персы , позволившие основать новую школу в Нисибисе , ставшую центром обширной прозелитической деятельности.

Неменьшую опасность представляли мощное арианское Остготское королевство и всё ещё существующее язычество , окончательно разгромленное на территории империи только при Юстиниане, закрывшем философскую школу в Афинах только в 529 году.

Первая реакция на новую политику

Внешняя политика

Во внешней политике Юстин продолжал борьбу с Персией за Лазику , но без особого успеха. Он отказался усыновить сына персидского царя, опасаясь связанных с этим дипломатических осложнений.

Юстин поддерживал отношения с молодым Остготским королевством Теодориха : так, в 519 г. н.э. консулом был назначен Эвтарих , зять Теодориха. Для укрепления отношений император впоследствии усыновил Эвтариха. После этого, в 522 г. н.э. консулом был назначен Боэций Симмах . В конце 326 г. н.э. Юстин принял посольство остготов, связанное с кризисом престолонаследия после смерти Теодориха Великого. Являясь сторонником имперских законов, сам Теодорих после смерти своего сына рекомендовал вождям германцев назначить королём своего десятилетнего внука, Аталариха, а до совершеннолетия поставить при нём регентшей его мать Амаласунфу. По германским же законам власть должна была отойти Теодату, племяннику Теодориха. Поскольку Юстин умер весной 527 г. н.э., судьба посольства решалась уже не им, а Юстинианом, видевшим в происходящем шанс вмешательства в дела Остготского королевства.

Юстин и Юстиниан

1 апреля 527 года назначил соправителем своего племянника, Юстиниана , который ему и унаследовал после смерти Юстина 1 августа 527 года.

Напишите отзыв о статье "Юстин I"

Примечания

Литература

  • A. A. Vasiliev . Justin the First. An introduction to the Epoch of Justinian the Great. - Harvard University Press , 1950. - 439 с.
  • Юстин I // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Источники

  • Прокопий Кесарийский . Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - СПб. : Алетейя, 1998. - ISBN 5-89329-109-3.
  • Евагрий Схоластик . Церковная история в 6 кн. / Пер., вступ. ст., комм. и прилож. И. В. Кривушина. Отв. ред. Е. С. Кривушина. - 1-е изд. в 3 т. - СПб. : Алетейя, 1999-2003.
Политические должности
Предшественник:
Флавий Аниций Максим
Консул Римской империи
524
соправитель Венаций Опилио
Преемник:
Флавий Проб Юниор ,
Флавий Феодор Филоксен Сотерих Филоксен

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

После весьма необычного «всплеска» температуры, которое произошло после возвращения домой с «этажей», несколько дней ничего особенного со мной не происходило. Я прекрасно себя чувствовала, если не считать того, что мысли о девочке с фиолетовыми глазами неотступно будоражили мой взвинченный мозг, цеплялся за каждую, даже абсурдную мысль, как бы и где бы я могла бы её снова найти... Множество раз возвращаясь на Ментал, я пыталась отыскать раннее нами виденный, но, казалось, теперь уже навсегда потерявшийся Вэйин мир – всё было тщётно... Девочка исчезла, и я понятия не имела, где её искать...
Прошла неделя. Во дворе уже ударили первые морозы. Выходя на улицу, от холодного воздуха пока ещё непривычно захватывало дыхание, а от ярко слепящего зимнего солнышка слезились глаза. Робко припорошив пушистыми хлопьями голые ветви деревьев, выпал первый снег. А по утрам, раскрашивая окна причудливыми узорами, шаловливо гулял, поблёскивая застывшими голубыми лужицами, весёлый Дедушка Мороз. Потихоньку начиналась зима...
Я сидела дома, прислонившись к тёплой печке (дом у нас в то время ещё отапливался печами) и спокойно наслаждалась чтением очередной «новинки», как вдруг почувствовала уже привычное покалывание в груди, в том же месте, где находился фиолетовый кристалл. Я подняла голову – прямо на меня серьёзно смотрели огромные, раскосые фиолетовые глаза... Она спокойно стояла посередине комнаты, такая же удивительно хрупкая и необычная, и протягивала мне в своей крошечной ладошке чудесный красный цветок. Первой моей панической мыслью было – быстрее закрыть дверь, чтобы не дай Бог, никто не вошёл!..
– Не надо, меня всё равно никто кроме тебя не видит, – спокойно сказала девчушка.
Её мысли звучали в моём мозгу очень непривычно, как будто кто-то не совсем правильно переводил чужую речь. Но, тем не менее, я её прекрасно понимала.
– Ты меня искала – зачем? – внимательно глядя мне в глаза, спросила Вэя.
Её взгляд был тоже очень необычным – как будто вместе со взглядом она одновременно передавала образы, которых я никогда не видела, и значения которых пока, к сожалению, ещё не понимала.
– А так? – улыбнувшись, спросила «звёздная» малышка.
У меня в голове что-то «вспыхнуло»... и открылось умопомрачительное видение совершенно чужого, но необыкновенно красивого мира... Видимо того, в котором она когда-то жила. Этот мир был чем-то похож на уже нами виденный (который она себе создавала на «этажах»), и всё же, чем-то чуточку отличался, как если бы там я смотрела на рисованную картину, а сейчас вдруг увидела эту картину наяву...
Над изумрудно-зелёной, очень «сочной» землёй, освещая всё вокруг непривычным голубоватым светом, весело поднималось потрясающе красивое и яркое, фиолетово-голубое солнце... Это наступало чужое, видимо инопланетное, утро... Вся буйно растущая здесь зелень, от падающих на неё солнечных лучей, сверкала золотисто-фиолетовыми бриллиантами «местной» утренней росы, и, счастливо ими умываясь, готовилась к наступающему новому чудесному дню... Всё вокруг благоухало невероятно богатыми красками, слишком яркими для наших, привыкших ко всему «земному», глаз. Вдали, по покрытому золотистой дымкой небу клубились почти «плотные», нежно-розовые кудрявистые облака, похожие на красивые розовые подушки. Неожиданно, с противоположной стороны небо ярко вспыхнуло золотым.... Я обернулась, и от удивления застыла – с другой стороны царственно поднималось невероятно огромное, золотисто-розовое, второе солнце!.. Оно было намного больше первого, и казалось, было больше самой планеты... Но его лучи, в отличие от первого, почему-то светили несравнимо мягче и ласковее, напоминая тёплое «пушистое» объятие... Казалось, это огромное доброе светило, уже устало от каждодневных забот, но всё ещё по привычке отдавало этой невероятно красивой планете своё последнее тепло и, уже «собираясь на покой», с удовольствием уступало место молодому, «кусачему» солнцу, которое ещё только-только начинало своё небесное путешествие и светило яро и весело, не боясь расплескать свой молодой жар, щедро заливая светом всё вокруг.
Удивлённо оглядываясь по сторонам, я вдруг заметила причудливое явление – у растений появилась вторая тень... И она почему-то очень резко контрастировала с освещённой частью – как будто светотень была нарисована яркими, кричащими цветами, резко противоположными друг другу. В теневой части воздух мерцал яркими миниатюрными звёздочками, вспыхивающими от малейшего движения. Это было сумасшедше красиво... и необыкновенно интересно. Пробудившийся волшебный мир звучал тысячами незнакомых голосов, будто радостно оповещая о своём счастливом пробуждении всю вселенную. Я очень сильно, почти наяву, почувствовала, насколько невероятно чистым был здесь воздух! Он благоухал, наполненный удивительно приятными, незнакомыми запахами, которые чем-то неуловимо напоминали запахи роз, если бы их было здесь тысяча разных сортов одновременно. Повсюду, сколько охватывал глаз, алели те же самые ярко-красные, огромные «маки»... И тут только я вспомнила, что Вэя принесла мне такой же цветок! Я протянула к ней руку – цветок плавно перетёк с её хрупкой ладошки на мою ладонь, и вдруг, в моей груди что-то сильно «щёлкнуло»... Я с удивлением увидела, как миллионами невиданных фантастических оттенков на моей груди раскрылся и засверкал изумительный кристалл... Он всё время пульсировал и менялся, как бы показывая, каким ещё он может быть. Я застыла в шоке, полностью загипнотизированная открывшимся зрелищем, и не могла отвести глаз от всё время по-новому открывающейся красоты...
– Ну вот, – довольно произнесла Вэя, – теперь ты сможешь это смотреть когда захочешь!
– А почему этот кристалл у меня на груди, если ты поставила его в лоб? – наконец-то я решилась задать мучивший меня несколько дней вопрос.
Девочка очень удивилась, и чуть подумав, ответила:
– Я не знаю почему ты спрашиваешь, тебе ведь известен ответ. Но, если тебе хочется услышать его от меня – пожалуйста: я тебе просто дала его через твой мозг, но открыть его надо там, где должно быть его настоящее место.
– А откуда же мне было знать? – удивилась я.
Фиолетовые глаза очень внимательно несколько секунд меня изучали, а потом прозвучал неожиданный ответ:
– Я так и думала – ты ещё спишь... Но я не могу тебя разбудить – тебя разбудят другие. И это будет не сейчас.
– А когда? И кто будут эти – другие?..
– Твои друзья... Но ты не знаешь их сейчас.
– А как же я буду знать, что они друзья, и что это именно они? – озадаченно спросила я.
– Ты вспомнишь, – улыбнулась Вэя.
– Вспомню?! Как же я могу вспомнить то, чего ещё нет?..– ошарашено уставилась на неё я.
– Оно есть, только не здесь.
У неё была очень тёплая улыбка, которая её необыкновенно красила. Казалось, будто майское солнышко выглянуло из-за тучки и осветило всё вокруг.
– А ты здесь совсем одна, на Земле? – никак не могла поверить я.
– Конечно же – нет. Нас много, только разных. И мы живём здесь очень давно, если ты это хотела спросить.
– А что вы здесь делаете? И почему вы сюда пришли? – не могла остановиться я.

Совместно с Юстиниан I (1 апреля - 1 августа ) Предшественник Анастасий I Преемник Юстиниан I Рождение ок.
предположительно Бедериан (провинция Македония Салутарис). Смерть 1 августа (0527-08-01 )
Константинополь Род Юстиниана (основатель) Супруга Евфимия Вероисповедание Православие Юстин I на Викискладе

Происхождение и военная карьера

Будущий император начал службу в армии в правлении Льва простым солдатом-легионером. Согласно многочисленным источникам, до конца жизни не научился писать. В первые годы правления Анастасия участвовал в подавлении исаврийского мятежа. Во время Персидского похода Анастасия 502-505 гг. командовал отдельным отрядом. Во время мятежа Виталиана 514-515 гг. участвовал в обороне Константинополя и прорыве морской блокады города. К концу правления Анастасия дослужился до чина комита экскувитов - начальника дворцовой стражи.

Восшествие на престол

Выборы императора

Непосредственно после смерти старого императора силенциарий послал сообщение магистру оффиций Келеру и Юстину, начальнику дворцовой стражи. Оба прибыли вместе с подчинёнными им стражниками, Келер призвал подчинённых ему схолариев , а Юстин экскувитов , после чего было сделано официальное объявление о смерти императора. На следующее утро демы собрались на Ипподроме, проводя аккламацию с требованием нового императора. В это время во дворце собрались высшие чиновники и патриарх Иоанн II для переговоров, однако не смогли прийти к согласию. Поскольку переговоры затянулись, демы на Ипподроме провозгласили императором одного из офицеров экскувитов, некоего Иоанна, впоследствии ставшего епископом Гераклеи , и подняли его на щит. Однако венеты не поддержали это и началось столкновение между фракциями , в котором несколько человек погибло. Затем схоларии провозгласили императором одного из своих офицеров, что вызвало новые столкновения. Также была сделана попытка избрать Юстиниана, но тот отказался.

Возможно, заговор имел религиозную основу. По крайней мере, Марцеллин Комит говорит о заговорщиках как о «манихеях », что было обычной практикой в отношении противников Халкидонского собора в то время. В сирийской хронике VI века Захарии Митиленского , а также в других сирийских источниках, Амантий объявляется мучеником за свободу своей веры.

Не совсем понятные обстоятельства заговора и противоречивые описания в источниках сделали этот заговор объектом многочисленных исследований.

Общая характеристика правления

Прокопий, характеризуя Юстина, пишет, что тот не сделал стране ничего хорошего и ничего плохого, оставаясь и на троне крестьянским мужиком. В «Тайной истории» утверждается, что он не знал даже алфавита и для подписи указов прибегал к хитрости - придворные вырезали из дощечки трафарет, а Юстин просто обводил буквы. Фактически, Юстин совершенно не занимался управлением страной, предоставив власть квестору Проклу, который вершил правление по своему усмотрению. При таком слабом императоре Юстиниану не составило большого труда еще при жизни дяди начать прибирать к рукам будущее наследство.

Внутренняя политика

Получив поддержку при избрании и успешно подавив заговор Амантия, новое правительство, главной силой которого был Юстиниан, решило вернуть тех, кто был несправедливо подвергнут изгнанию в предшествующее царствование. В числе наиболее знаменитых изгнанников хроники называют патриция Апиона , сенаторов Диогениануса и Филоксенуса и других. Все они были возвращены в столицу на прежние должности, а затем повышены. Апион был назначен префектом претория Востока , Диогенианус возглавил войска на востоке, а Филоксенус (лат. Flavius Theodorus Philoxenus Soterichus Philoxenus ) в 525 году стал консулом Запада.

Однако наибольшее влияние оказало возвращение Виталиана , влиятельного военного лидера, который, занимая пост комита федератов, чуть не сверг Анастасия и с которым недавно сражался Юстин. Несмотря на то, что войска Виталиана были разбиты, он всё равно оставался главной силой на Балканах . Поскольку разногласия Виталиана с прежним правительством внешне носили религиозный характер, а новая династия поддерживала православие , Виталиан и Юстин встретились и поклялись друг другу в верности. Евагрий прямо говорит, что, возвращая Виталиана, Юстин опасался его силы и подозревал в желании захватить трон. Виталиан согласился занять пост начальника так называемых бессменных войск (лат. in praesenti ), а в 520 году стал консулом. Это привело к ожидаемым последствиям, и Балканы были успокоены, однако, будучи гораздо более опытным политиком, чем престарелый Юстин и молодой Юстиниан, Виталиан представлял для них постоянную опасность.

После смерти Виталиана его пост начальника бессменных войск занял Юстиниан.

С воцарением Юстина в Византии появилась новая династия , называемая по традиции именем её второго представителя . В момент своего избрания Юстин смог получить поддержку высшей аристократии и сочувствовавшей ей партии венетов . Причинами этого были их ожидания усиления своего влияния при слабом императоре, а также общность религиозных взглядов. В первые годы нового правления эти надежды можно было считать оправданными. Иоанн Малала сообщает о волнениях, спровоцированными венетами в 519 году во всех крупных городах империи. Значительными были беспорядки в Антиохии в Сирии , вынудившие в начале 520-х годов отменить местные Олимпийские игры . Беспорядки начали стихать только к 523 году после принятия решительных мер .

Религиозная политика

Воцарение Юстина означало новую эру в религиозной политике империи. Два предыдущих императора, Зенон и Анастасий , придерживались монофизитского направления. После того как в 482 году Зенон выпустил свой «Энотикон », призванный стать компромиссом между враждующими партиями, отношения Константинополя с Римом были прерваны, пока в 518 не произошёл поворот к строгому халкидонизму . Были восстановлены отношения с

И такой брак вызвал протест императрицы Евфимии. Вдобавок Феодора проявляла явную склонность к монофизитству . Однако, Юстиниан не отступился. После кончины Евфимии в или году император Юстин не противился приёмному сыну. Он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей своё прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась.

С начала правления Юстиниана Фракия стала подвергаться все более разрушительным набегам «гуннов »-булгар и «скифов »-славян . В году полководец Мунд успешно отразил натиск булгар во Фракии.

Со времён Юстина Юстиниан унаследовал политику преследования монофизитских монастырей и духовенства в северной Сирии . Однако, повсеместное гонение на монофизитство в империи не предпринималось – слишком велико было число его приверженцев. Египет , оплот монофизитов, постоянно держал под угрозой срыва поставки хлеба в столицу, почему Юстиниан приказал даже выстроить специальную крепость в Египте для охраны собранного в государственную житницу зерна. Уже в начале 530-х годов императрица Феодора использовала своё влияние на супруга чтобы начать переговоры и попытки примирить позицию монофизитов и православных. В году делегация монофизитов прибыла в Константинополь и была укрыта царской четой во дворце Ормизда. С тех пор здесь, под покровительством Феодоры и при молчаливом согласии Юстиниана, находилось пристанище для монофизитов.

Восстание «Ника»

Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит , отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина . Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии . 2 мая года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир.

Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия . Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта года, несмотря на то что в году в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий . Считая Рим – своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами, и также легко ставил пап по своему усмотрению.

Беды 540 года и их последствия

Во внутреннем управлении Юстиниан придерживался прежней линии, но куда меньше уделял внимания попыткам законодательных реформ – после смерти юриста Трибониана в году император издал лишь 18 документов. В году Юстиниан упразднил консулат в Константинополе, объявив себя пожизненным консулом, заодно прекратив дорогостоящие консульские игры. Царь не отступался от своих строительных начинаний – так, в году была достроена огромная «Новая церковь» во имя Пресвятой Богородицы на развалинах Иерусалимского храма.

Богословские диспуты 540-х и 550-х

С начала 540-х Юстиниан стал глубже входить в вопросы богословия. Стремление к преодолению монофизитства и прекращению раздора в Церкви не оставляло его. Между тем императрица Феодора продолжала покровительствовать монофизитам и в году, по просьбе шейха арабов -Гассанидов аль-Харита (al-Harith) , способствовала становлению монофизитской иерархии через поставление странствующего епископа-монофизита Иакова Барадея . Юстиниан поначалу старался поймать его, но это не удалось, и императору впоследствии пришлось смириться с деятельностью Барадея на окраинах империи. Хотя императрица Феодора скончалась в году примирившись с Православной Церковью, существует версия согласно которой она завещала императору не преследовать видных монофизитов, всё это время укрывавшихся в Константинопольском дворце Ормизда. Так или иначе, православный император не усилил гонения на монофизитов, а старался собрать верующих в единой Церкви путём осуждения иных ложных учений.

Около начала 540-х император поднял вопрос о формальном осуждении Оригена . Обвенив его в 10 ересях в послании к святителю Мине , в году император созвал в столице Собор , который осудил Оригена и его учение.

Одновременно, императорский богословский советник Феодор Аскида предложил осудить некоторые сочинения блаженного Феодорита Киррского , Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского , в которых выражались несторианские заблуждения. Хотя сами, уже давно скончавшиеся, авторы пользовались уважением в Церкви, соборное осуждение их ошибочных взглядов лишило бы монофизитов возможности клеветать на православных обвиняя их в несторианстве. В году Юстиниан обнародовал эдикт против т.н. «Трех Глав » – неправославных сочинений трех вышеназванных учителей. Однако, вместо примирения монофизитов с Церковью, это вызвало протест на Западе, где в осуждении «Трех Глав» увидели покушение на Православие. Патриарх Константинопольский святитель Мина подписал императорский указ, но папа Римский Вигилий долго не соглашался и даже пошел на разрыв общения с Константинопольской Церковью.

Империя долго вела борьбу со взбунтовавшимися в Африке войсками, которые надеялись на передел вновь покорённых земель между собой. Лишь в году удалось успешно подавить мятеж, после чего Северная Африка прочно вошла в состав империи.

В конце 540-х годов Италия казалась потерянной, но просьбы папы Римского Вигилия и других знатных римских беженцев в Константинополе убедили Юстиниана не бросать дела и он вновь решил послать туда экспедицию в году. Собранные для похода многочисленные войска вначале двинулись во Фракию , откуда благодаря этому ушли бесчинствовавшие славяне . Затем, в году большие силы ромеев наконец прибыли в Италию под началом Нарсеса и разгромили остготов. Вскоре полуостров был очищен от очагов сопротивления, а в году были также заняты некоторые земли к северу от реки По. После многолетней истощающей борьбы обескровленная Италия , с административным центром в Равенне , всё-же была возвращена империи. В году Юстиниан издал «Прагматическую санкцию», отменявшую все нововведения Тотилы – земля возвращалась прежним хозяевам, равно как и освобожденные королем рабы и колоны. Император, не доверяя компетентности имперских администраторов, поручил управление общественной, финансовой и образовательной системами в Италии епископам, т. к. Церковь оставалась единственной моральной и экономической силой в разрушенной стране . В Италии, как и в Африке, арианство подверглось гонению.

Немалым успехом был ввоз около года яиц шелкопряда из Китая , до этого строго хранившего секрет производства шелка. По преданию император сам уговорил персидских монахов-несториан доставить ему драгоценный груз. С этого времени в Константинополе стали изготовлять свой шелк, на который была установлена государственная монополия, приносившая казне большие доходы.

Наследие

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Красоту́ возжеле́в сла́вы Бо́жия,/ в земне́й [жи́зни ] Тому́ благоугоди́л еси́/ и, поруче́нный ти́ тала́нт до́бре возде́лав, усугу́бил еси́,/ о не́мже и подвиза́вся пра́ведно./ Отону́дуже и мзду́ дея́ний твои́х,/ я́ко пра́ведник, прия́л еси́ от Христа́ Бо́га:// Его́же моли́ спасти́ся пою́щим тя́, Юстиниа́не.

Кондак, глас 8

Возбра́нника благоче́стия всеизря́дна/ и побо́рника о и́стине непосты́дна,/ че́стне и по до́лгу восхваля́ют тя́ лю́дие, Богому́дре,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ тебе́ сла́вящим смире́ние испроси́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Юстиниа́не приснопа́мятне.

Источники, литература

  • Прокопий Кесарийский , Войны Юстиниана .
  • Прокопий Кесарийский, О постройках .
  • Прокопий Кесарийский, Тайная история
  • Дьяконов, А., «Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах в VI-VII вв.», ВДИ , 1946, № 1.
  • Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия , М.: "Вече," 1999, 629-637.
  • Allen, Pauline, "The "Justinianic" Plague," Byzantion , № 49, 1979, 5-20.
  • Athanassiadi, Polymnia, “Persecution and Response in Late Paganism,” JHS , № 113, 1993, 1-29.
  • Barker, John E., Justinian and the Later Roman Empire , Madison, Wisc., 1966.
  • Browning, Robert, Justinian and Theodora , 2nd ed., London, 1987.
  • Bundy, D. D, “Jacob Baradaeus: The State of Research,” Muséon , № 91, 1978, 45-86.
  • Bury, J. B., "The Nika riot," JHS , № 17, 1897, 92-119.
  • Cameron, Alan, "Heresies and Factions," Byzantion , № 44, 1974, 92-120.
  • Cameron, Alan, Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium , Oxford, 1976.
  • Cameron, Averil, Agathias , Oxford, 1970.
  • Cameron, Averil, Procopius and the Sixth Century , Berkeley, 1985.
  • Cameron, Averil, The Mediterranean World in Late Antiquity , London and New York, 1993.
  • Capizzi, Giustiniano I tra politica e reliogione , Messina, 1994.
  • Chuvin, Pierre, Archer, B. A., trans., A Chronicle of the Last Pagans , Cambridge, 1990.
  • Diehl, Charles, Justinien et la civilisation byzantine au VIe siècle , I-II, Paris, 1901.
  • Diehl, Charles, Theodora, impératrice de Byzance , Paris, 1904.
  • Downey, Glanville, "Justinian as Builder," Art Bulletin , № 32, 1950, 262-66.
  • Downey, Glanville, Constantinople in the Age of Justinian , Norman, Okla., 1960.
  • Evans, J. A. S., "Procopius and the Emperor Justinian," Historical Papers, The Canadian Historical Association , 1968, 126-39.
  • Evans, J. A. S., "The "Niká Rebellion and the Empress Theodora," Byzantion , № 54, 1984, 380-82.
  • Evans, J. A. S., "The dates of Procopius" works: a Recapitulation of the Evidence," GRBS , № 37, 1996, 301-13.
  • Evans, J. A. S., Procopius , New York, 1972.
  • Evans, J. A. S., The Age of Justinian. The Circumstances of Imperial Power , London and New York, 1996.
  • Fotiou, A., "Recruitment Shortages in the VIth Century," Byzantion , № 58, 1988, 65-77.
  • Fowden, Garth, Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity , Princeton, 1993.
  • Frend, W. H. C., The Rise of the Monophysite Movement: Chapters on the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries , Cambridge, 1972.
  • Gerostergios, Asterios, Justinian the Great: The Emperor and Saint , Belmont, 1982.
    • рус. перевод: Геростергиос, А., Юстиниан Великий - император и святой [пер. с англ. прот. М. Козлова], М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
  • Gordon, C. D., "Procopius and Justinian"s Financial Policies," Phoenix , № 13, 1959, 23-30.
  • Grabar, André, The Golden Age of Justinian, from the Death of Theodosius to the Rise of Islam , New York, 1967.
  • Greatrex, Geoffrey, "The Nika Riot: A Reappraisal," JHS , 117, 1997, 60-86.
  • Greatrex, Geoffrey, Rome and Persia at War , 502-532, Leeds, 1998.
  • Harrison, R. M., A Temple for Byzantium , London, 1989.
  • Harvey, Susan Ashbrook, "Remembering Pain: Syriac Historiography and the Separation of the Churches," Byzantion , № 58, 1988, 295-308.
  • Harvey, Susan Ashbrook, Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and "The Lives of the Eastern Saints" , Berkeley, 1990.
  • Herrin, Judith, The Formation of Christendom , Oxford, 1987.
  • Herrin, Judith, "Byzance: le palais et la ville," Byzantion , № 61, 1991, 213-230.
  • Holmes, William G., The Age of Justinian and Theodora: A History of the Sixth Century AD , 2nd ed., London, 1912.
  • Honoré, Tony, Tribonian , London, 1978.
  • Myendorff, J., “Justinian, the Empire, and the Church,” DOP , № 22, 1968, 43-60.
  • Moorhead, John, Justinian , London and New York, 1994.
  • Shahîd, I., Byzantium and the Arabs in the Sixth Century , Washington, D.C., 1995.
  • Thurman, W. S., “How Justinian I Sought to Handle the Problem of Religious Dissidents,” GOTR , № 13, 1968, 15-40.
  • Ure, P. N., Justinian and his Reign , Harmondsworth, 1951.
  • Vasiliev, A. A., History of the Byzantine Empire , Madison, 1928, repr. 1964:
    • см. русский перевод т. 1, гл. 3 «Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518-610 гг.)» на http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php
  • Watson, Alan, trans. The Digest of Justinian, with Latin text edited by T. Mommsen with the aid of Paul Krueger , I-IV, Philadelphia, 1985.
  • Wescke, Kenneth P., On the Person of Christ: The Christology of the Emperor Justinian , Crestwood, 1991.

Использованные материалы

  • Страница исторического портала Хронос :
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php - использованы стт. БСЭ; энциклопедии Мир вокруг нас ; из книги Дашков, С. Б., Императоры Византии , М., 1997; исторического календаря-альманаха Святая Русь .
  • Evans, James Allan, "Justinian (527-565 A.D.)," An Online Encyclopedia of Roman Emperors , СПб., Изд-во «Ноах», 1994, 25-44:, а "Флавий" - знак принадлежности к императорскому семейству.

    В оригинале слово отсутствует. Вероятно, пропущено по ошибке.

Юстин-философ начинает собой ряд христианских мыслителей, для которых античная культура в ее наиболее гуманистических проявлениях была если не сестрой, то, во всяком случае, ближайшей родственницей христианства. Для Татиана и его многочисленных раннесредневековых последователей она была не более как сплошным заблуждением, или, выражаясь его словами, «творением дьявола». В ряду Юстина окажутся потом Климент и Ориген, Лактан- ций и Боэций. В ряду Татиана - Теофил и Тертул- лиан, Арнобий и Григорий I. Августин так и не сможет сделать окончательного выбора между двумя этими позициями, но, как показывает его сочинение «De doctrina Christiana», скорее будет склоняться к позиции Юстина.
Мировоззрение Юстина6 в своей основе эклектично. В наибольшей степени оно зависит от стоиков; заметно влияние Филона и стоизирующих платоников. Вместе со стоиками и платониками он убежден в высоком достоинстве человеческого разума и его способности найти истину. В «Диалоге с Трифоном» мы можем найти, например, такой пассаж: «Ничего не может быть лучше, чем доказать, что разум господствует над всем и что человек, руководствующийся им, может правильно оценивать стремления других и указывать им путь к счастью» [(Dial. 3). Эти слова в равной мере могли бы быть приписаны и Гераклиту, и Платону, и стоикам. В своей первой «Апологии» Юстин, почти цитируя Платоново «Государство», пишет: «До тех пор, пока цравители и народы не будут философствовать, государства не будут благоденствовать» (Apol. I 3). В этих словах, правда, есть существенное отличие от платонизма: Юстин - философ раннего христианства, которое Ф. Энгельс верно охарактеризовал как религию народных низов7, поэтому он, естественно, отчасти выражает идеологию этих низов и призывает философствовать не только правителей, но и народы. С его точки зрения, философия должна быть достоянием каждого, а не привилегией элитарного меньшинства избранного народа - греков (Ibid.).
Но мы неправильно поняли бы Юстина, если бы увидели в этом призыве философствовать идею необходимости расширения влияния светских философских школ или же киническо-стоическую идею философии как доступного каждому «откровения» природы. Для христианского апологета (каким был Юстин) быть философом в последнем счете означало быть энающим божественное откровение христианином, а «демократизация» философии означала прежде всего распространение христианского знания и христианской веры. В отличив от киников и стоиков, для которых достижение истины было делом личного, индивидуального усилия, для христианского апологета последняя истина уже содержалась в Писании в готовом виде и не требовала специального поиска8, скорее она нуждалась лишь в истолковании, расцространении и защите. Все эти три задачи в какой-то мере входят в проблематику Юстиновых сочинений, но все же для Юстина главное - защита [(апология).
Юстин не отрицает за языческой философией права называться мудростью, но считает ее мудростью низшего порядка по сравнению с мудростью христианской. Основания такой позиции сводятся у него к следующему. Во-первых, языческая философия, по Юстину, не является универсальной и всегда остается собственностью только малочисленной элиты, христианская же мудрость открыта всем. Во-вторых, то, что языческая философия говорит об истине, смысле жизни и т. п., выражено в труднодоступной и изощренной форме, в то время как христианская мудрость говорит о том же лучше и в самых простых и понятных каждому словах. В-третьих, языческая философия разделена на многие школы, мнения которых часто противоречат друг другу, но истина и подлинная мудрость должны быть едиными. Именно такова, по Юстину, мудрость христианская,. ибо она опирается на единый источник истины - святое Писание. В-четвертых, христианская мудрость имеет превосходство авторитета, ибо если языческая мудрость есть творение людей, пусть даже частично приобщенных к мировому Логосу, то мудрость христианская есть творение божествен- ное. Наконец, преимуществом христианской мудрости является ее большая в сравнении с языческой древность, ибо, по мнению Юстина, еврейские пророки изложили свои учения (наследуемые христианами) задолго до появления греческой философии. Рассуждая по принципу post hoc ergo propter hoc, Юстин вслед за Филоном использует критерий древности для доказательства влияния книг Ветхого завета на греческую философию.
Таким образом, у Юстина можно найти практически все основные виды последующей общей аргументации в пользу приоритета христианской мудрости над языческой, т. е. аргументы от универсальности, простоты, единства, авторитетности и древности9. И все же Юстин находил в греческой философии много истинного. Сюда он относил все те античные идеи, и прежде всего идеи знакомых ему платоников и стоиков, которые перекликались с христианскими воззрениями, среди них учение о едином боге, создании им мира, бессмертии души, провидении и т. п. Но эти идеи, по мнению Юстина, не принадлежали собственно языческой философии: «...все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Apol. II 13). Подобное, казалось бы, сумасбродное заявление Юстин пытается оправдать двумя восходящими к Филону аргументами. Первый - уже упомянутый тезис о заимствовании греками своих лучших идей из книг древнееврейских пророков. Например, свое космогоническое учение (по «Тимею») и учение о свободе воли (вероятно, по «Федру», 248 с) Платон просто заимствует у Моисея (Apol. I 25). Отличие этого взгляда от подобного же взгляда Филона только в том, что здесь «наставник» греческой философии Моисей уже не столько учитель еврейского закона, сколько пророк Христа, мыслящий по-христиански задолго до появления Евангелия. Уже у Юстина христианство помещается в центр мировой истории и все события, ему предшествовавшие, трактуются как имеющие целевую функцию «приуготовления» к нему. Под этим углом зрения Моисей и Платон лишь орудия провидения, и Платон направляется в египетское путешествие именно для того, чтобы заимствовать пасть Моисеевой мудрости й передать ее яаычйикам. Другой аргумент - учение о Логосе, заимствованное Юстином в философской части непосредственно у стоиков, в теологической, по-видимому, у Филона и в Ветхом завете. Во всяком случае, Юстин не ссылается на четвертое евангелие и, вероятно, не знает его. Новым в сравнении со стоиками и Филоном Александрийским было отождествление Юстином Логоса с Христом. Поэтому для него «все те, кто жили согласно Логосу, суть христиане, пусть даже их и считали безбожниками, как Сократа или Гераклита» (Ibid. 13).
Как и Филон, Юстин делает Логос посредником между миром и богом. Библейский бог-Отец непостижим и невыразим в языке. Имена, которые ему приписываются в Писании («отец», «бог», «творец» и т. д.), служат не для обозначения его сущности, а для наименования его действий и проявлений (Apol. I 6). Будучи совершенно трансцендентным, бог осуществляет свою связь с миром через Логос, который и есть его Сын, рождающийся до творения мира. Рождение Логоса Юстин интерпретирует в терминах стоической теории «внутреннего» и «произнесенного» слова. Вечно присутствуя в боге как его внутреннее слово, т. е. актуальная мысль, Логос получает самостоятельйое существование, когда это слово провозглашается, исходит вовне. При этом, рождая Слово-Логос, бог ничего не утрачивает из своего бытия, ибо «слово не уменьшается в нас, когда мы его произносим» (Dial. 01). Рождение Логоса от бога подобно передаче света от одного факела к другому (Ibid. 128) 10. Эти аналогии позволяют считать христологическую позицию Юстина достаточно ортодоксальной с точки зрения будущего ни- кейского символа веры («Свет от Света»), но его подчеркивание того, что Логос был именно «рожден», т. е. получил самостоятельное существование перед творением мира, а до того был только внутренним свойством бога, могло стать в будущем одним из источников арианства. Вообще теологическая позиция Юстина неустойчива и противоречива - естественное следствие незрелости самого христианства, которое в эту эпоху только зарождалось.
Юстин не мог Опереться йа какую бы то ни было официальную теологию, ибо ее еще просто не существовало. На деле он сам на свой страх и риск должен был конструировать эту теологию. Что касается философской, или, лучше сказать, мировоззренческой, позиции Юстина, то многие ее особенности объясняются новизной и срочностью той задачи, которую он решал,- соединить философию с христианством, но соединить в отличие от гностиков без ущерба для христианства. Решая эту задачу, Юстин брал в качестве материала для построения христианской картины мира все то, что было под рукой, если только оно не вредило основной христианской идее. Его интуиция и опыт новозаветных книг подсказали ему, что в этике и натурфилософии можно кое- что взять у стоиков. И он заимствует стоическое учение о добродетелях и естественной (природной) основе нравственности. Использует стоическую теорию notiones communes - заложенных в самой человеческой природе общих понятий о нравственности, но особенно настаивает Юстин на прирожденности всем людям «естественного понятия» о боге (Dial. 93). Одобряя в целом гераклитовско-стоическое учение о логосе, он не приемлет фатализма и материализма стоиков и обращается за поддержкой к Платону и платоникам. У последних он находит учение о свободе воли («Федр») и творении мира единым богом («Тимей»). В «Тимее» (28с) он отыскивает подтверждение библейского учения о непостижимости бога, а во втором письме Платона - намек на доктрину троичности11. Юстин опирается на платоников и в учении о душе, отстаивая ее бессмертие и божественное достоинство12, но отвергает мнение платоников, что душа бессмертна по природе, считая вместе с христианством ее бессмертие даром бога (Apol. I 8). Разумеется, отвергает он и учение о метемпсихозе. В ключевых пунктах своей антропологии Юстин менее зависим от языческих философов и рассуждает скорее в духе Посланий Павла 13.
Таким образом, Юстин открывает первую страницу многовековой истории сознательной ассимиляции христианскими мыслителями элементов языческой философской культуры. Его основная пози- ция: греческая философия находится в гармонии с христианским учением и подтверждает его своими лучшими образцами - станет одной из классических позиций в последующую эпоху. Однако уже ученик Юстина Татысн14 продемонстрировал своим примером, что это была не единственная возможная позиция.
И Юстин и Татиан происходили с эллинистического Ближнего Востока, который считал христианское учение по преимуществу своей собственностью, дарованной им римскому миру. Горделивое чувство собственного превосходства в сфере религии, которое испытывали ближневосточные христиане, резко контрастировало с пренебрежительным отношением к ним как к варварам со стороны греко-римского языческого общества. Уже Юстин требовал по крайней мере уравнения в правах языческой и христианской мудрости. Но он не страдал «комплексом провинциала», так обострявшим вполне понятное чувство протеста против эллинской исключительности у Татиана, у которого оно нередко доходило до слепой ненависти ко всему греческому.
В своей инвективе «Adversus graecos» Татиан предпринимает «варварское» нашествие на языческую культуру. «Ваши книги,-пишет он, обращаясь к эллинам,- подобны лабиринтам, а читающие их - бочке Данаид* Вы разорвали мудрость на части, лишив себя истинной мудрости. Бога вы не энаете и, споря друг с другом, опровергаете сами себя. Поэтому все вы ничтожны, и хотя присваиваете себе дар слова, но рассуждаете как слепой с глухим» (Adv. 25). Этой разорванной на части мудрости языческих философских школ Татиан противопоставляет «мудрость варваров», которая, по его убеждению, выше эллинской и в смысле своего единства, и в отношении универсальности, простоты, авторитетности и древности 15, но особенно в отношении своей моральности. Уличая эллинскую философию в безнравственности, Татиан указывает, что у эллинов учения всегда расходились с реальным поведением: Диоген умер от обжорства, Аристипп был развратником, Платон был продан Дионисием в рабство из-эа того, wo тот не мог насытить его жадности и т, п.
JAdv. 7) 16. И не только философы, но и всё, что носило гордое имя эллинского, изображается Татианом почти исключительно в черных красках. Что это? Злонамеренное искажение истины или риторическая экзальтация адвоката столетиями унижаемых и эксплуатируемых народов периферии Римской империи? Скорее последнее. В других местах своего сочинения Татиан ясно показывает, что суровое отношение к греческой культуре есть реакция, а не агрессия. «Зачем вы присваиваете мудрость только себе,- говорит Татиан грекам,- не имея ни другого солнца, ни других звезд над собой, ни лучшего происхождения, ни даже смерти, отличной от других людей?..» (Adv. 26). За требованием равноправия всех народов в отношении мудрости у Татиана стоит также требование равенства и в более широком, социальном, смысле. Татиан еще разделял палеохри- стианские надежды на то, что новая религия освободит народы от рабства и тирании и даст им всем равные политические права (Adv. 29).
Если Юстин может быть назван идеологом умеренного (главным образом рабовладельческого) крыла христианства, то Татиан, несомненно, выражал мнения христианских низов. Он постоянно печется о судьбе мелкого люда. Он осуждает Аристотеля за то, что тот в своей этике лишал права на счастье всех тех, кого злая судьба не одарила ни знатностью происхождения, ни телесной силой и красотой, ни богатством (Adv. 2). О его демократизме свидетельствует также и положительная часть его учения, где преобладает вульгарный стоицизм и кинизм (близкие к обыденному мировоззрению простого народа) и почти полностью отсутствует (в противоположность Юстину) аристократический платонизм. Но лучшим свидетельством этому служит радикализм Татиана в отношении к элитарной культуре.
Татиан доводит до логического конца взятую у Юстина курьезную идею о плагиате греков. Всё, чем похваляются греки как своим личным достоянием, они украли у варваров: алфавит они взяли у финикиян, геометрию и историю - у египтян, астрономию - у вавилонян и т. д. Что же касается философии, то и ее греки похитили у варваров, а именно у иудеев, но, не добавив к этому ничего, кроме Ошибок и заблуждений, до неузнаваемости ее испортили (Adv. 7, 35). У нас, современников развитой исторической науки, подобные утверждения могут вызывать только недоумение. Но в эпоху Юстина и Та- тиана они не выглядели настолько абсурдными. Даже мы производим европейские алфавиты от финикийского, а историю точных наук начинаем с Египта и Ассиро-Вавилонии. Историю древние представляли в основном как хронологию и палеографию, а древнейшие образцы той и другой действительно принадлежали Египту. Да и относительно заимствования философии многие могли поверить Филону, Юстину и Татиану (и это подтверждается самой продолжительностью существования этой «гипотезы»). Ибо, с одной стороны, древние не слишком верили (если вообще верили) в способность индивида к самостоятельному творческому открытию, особенно в философии, и всегда искали более древний источник той или иной философской идеи. Так появлялись общепризнанные цепочки: стоики и Аристотель - от Платона, Платон - от Сократа, Сократ - от Пифагора, Пифагор - от брахманов, брахманы - от самого бога 17. Поскольку же, как правило, цепочки замыкались на том или ином боге 18 и получалось, что учение в конце концов имеет божественное происхождение, постольку естественно было предположить, что по мере филиации учение тускнело и портилось, постепенно теряя с передачей из рук в руки первоначальную чистоту. Не удивительно поэтому, что степень глубины и истинности учения часто ставили в зависимость от его древности. Пифагореец Нумений именно по этой причине ставил Моисея и Пифагора выше Платона, а Платона выше Аристотеля. С другой стороны, греки были убеждены, что таинственные путешествия их «духовных отцов», Пифагора и Платона, на Восток оказались решающими для возникновения их учений. Учитывая сказанное, можно предположить, что этот экстравагантный аргумент Филона, Юстина, Татиана и их последователей не всегда бил мимо цели.

В положительной части своего учения19 Татиан менее удачлив, чем в критике. Он осудил греческую
философию, не успев ее понять, и стал на защиту христианства, не успев разобраться в Писании. Результатом было множество философских противоречий и догматических ошибок. Последние в конце концов увели его за пределы христианства и сделали на все времена «еретиком», основателем секты эн- кратистов. Современные католические историки любят с облегчением констатировать, что этот ненавистник античной культуры окончил свои дни вне лона церкви20. В отличие от них весьма почитаемый католиками «учитель церкви» Иероним Стридонский говорил о сочинении Татиана «Adversus Graecos» как «о лучшем и полезнейшем из всех произведений» этого апологета (De script. 47). Такая оценка, конечно, не означает, что этот выдающийся филолог и знаток античности разделял мнения Татиана. Скорее в ней отразилась известная, так и неосуществленная мечта Иеронима искоренить в себе дух Цицерона и Сенеки и стать «чистым» христианским писателем. Но даже сам Татиан, казалось бы почти свободный (в отличие от Иеронима) от искушающего блеска греческой образованности, не смог избежать античных языческих влияний. Тем более не могли избежать их мыслители такой большой культуры, как Иероним и ему подобные. В смысле зависимости от античной образованности ближе, чем Татиан, к Иерониму стоит следующий апологет - Афинагор, ближе к Татиану - философский антипод Афина- гора - Теофил.