Провальные результаты ЦТ: кто виноват и что делать? Эксперимент: как я сдал ЦТ, не зная предмета Что делать если завалил цт.

Результаты централизованного тестирования из года в год становятся все хуже. Министерство образования знает о проблеме, но даже не пытается ее решить, предпочитая играть роль благополучного семейства.

2+2=???
После оглашения результатов централизованного тестирования 2014 года, эксперты вновь заговорили о кризисе белорусского образования. Сложно поверить, но 40% участников ЦТ по математике (25 тысяч человек) не смогли набрать даже 15 баллов из ста возможных.

Скептики уверяют: еще годик-другой и во время вступительной кампании абитуриентов будут просить сложить детскую пирамидку или составить собственное имя из кубиков. И найдутся люди, которые с треском провалят задание! Кто виноват и что делать? Ответы на эти извечные вопросы «Ежедневник» попробовал найти вместе с известным репетитором Евгением Ливянтом, который уже более двадцати лет помогает старшеклассникам подготовиться к поступлению в ВУЗ.

Проблема в том, что… проблемы не существует

Говоря о проблемах белорусской системы образования, Евгений отмечает: главная проблема состоит в том, что никто не желает признать наличие проблемы. По словам Ливянта, в нынешнем году российские абитуриенты тоже не смогли блеснуть знаниями – результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ – это российский аналог ЦТ) тоже были не ахти какие. Но власть не стала закрывать глаза на очевидную проблему:
– Сразу же последовала реакция российского президента. Как результат – готовятся реформы: меняются программы, меняются учебники, меняется система обучения учителей, – рассуждает Евгений. – У нас же считается, что никаких проблем как бы и нет. А зачем искать решение для того, чего в природе не существует? Только после того, как у нас официально признают, что в системе образования наступил кризис, дело, может быть, сдвинется с мертвой точки.

Действительно, в Беларуси чиновники в сфере образования подготовили традиционный радужный рапорт. Министр образования Сергей Маскевич утверждает, что «ежегодно выпускники демонстрируют стабильно высокие результаты». Комментируя результаты централизованного тестирования по физике и математике, министр заверил, что среднее значение баллов абитуриентов такое же, как в прошлом году.

Главное – правильно заполнить бумажки

Еще одна проблема, по словам Евгения Ливянта, – это фантастическая бюрократия в системе образования, которая парализует ее работу. Учителя не могут спокойно работать: они вынуждены постоянно держать в голове, как правильно заполнить сотни бумажек. Ведь именно по этим бумажкам, а не по реальным знаниям учеников, любая проверка станет оценивать их работу.

Евгений также отмечает, что социальный статус педагогов упал как никогда низко: «Учителя сейчас как каста неприкасаемых в Индии, они – изгои. Если я хочу мотивировать ученика усерднее заниматься, то говорю ему: «Да ладно, можешь особо не стараться. Твоих баллов хватит для того, чтобы в педагогический поступить!» Слово «учитель» превратилось в синоним слова «неудачник».

Обучают или мучают?

Школьные учебники вызывают неподдельный ужас у всех. Педагоги слабо представляют, как доступно объяснить очередной параграф, перегруженный терминами. Родители с высшим образованием комплексуют из-за того, что уже после пятого класса не могут помочь ребенку с выполнением домашних заданий. А дети безропотно пытаются пробиться через тернии к звездам.

– Смешно слушать постоянные оправдания чиновников: мол, мы – молодое государство, поэтому пока наши учебники неидеальны… Уже больше двадцати лет мы печатаем собственные учебники для того, чтобы в скором времени отправить десятки миллионов экземпляров в макулатуру и… тут же заняться выпуском новых!

Единственным значительным достижением белорусской системы образования Евгений считает создание профильный классов. Даже в самых заурядных школах на каждой параллели был хотя бы один класс, где собирали детей, которые хотели и могли учиться. Это позволяло в большем объеме давать им необходимые знания. Ученикам профильных классов репетиторы были нужны гораздо в меньшей степени, нежели нынешним школьникам. Увы и ах – реформа 2008 года уничтожила эту замечательную задумку. Сейчас принято решение о том, чтобы вернуть профильные классы. Однако воссоздать что-то заново гораздо тяжелее, чем разрушить это в одночасье.

Какие «фишки» европейского школьного образования Беларусь может перенять у соседей?

«Ошибочно думать, что можно позаимствовать пару «фишек» европейской системы образования и у нас все резко наладится», – уверен Евгений Ливянт. Однако он считает, что Беларуси стоит изучить опыт европейский стран, особенно тех, которые близки к нам и географически, и ментально, например, Польши и Эстонии. Эти страны сделали просто колоссальный рывок в системе среднего образования. И польское, и эстонское школьное образование сейчас очень котируется в Европе. Еще один положительный пример, который приводит специалист, – Финляндия, где конкурс на педагогические специальности составляет 5-7 человек на место. Ознакомившись с европейскими методиками, можно будет разработать комплекс мер, рассчитанный на несколько лет, который бы подходил конкретно для Беларуси. Нельзя не отметить и значительный прогресс систем среднего образования России и Грузии.

А как за границей?

Анна Иване, директор Рижской белорусской школы имени Янки Купалы (Латвия):

– Обучение длится двенадцать лет, учебный год в Латвии разделен не на четыре четверти, а на два семестра. Обязательно выделяется неделя для научно-исследовательской деятельности – школьники разрабатывают различные научные, творческие проекты. Помимо этого, в программу заложено две образовательные экскурсии в год. В конце обучения школьники сдают пять государственных экзаменов: есть обязательные для сдачи предметы, а есть те, которые выпускники могут выбрать самостоятельно. Результаты этих экзаменов используют и для поступления в ВУЗ – еще раз пересдавать все не надо. Не скажу, чтобы латвийская система школьного образования так уж сильно отличалась от белорусской – многие наши дети поступали в белорусские университеты, и никаких сложностей у них при поступлении не возникало.

Пятрас Адамкус, учитель (Литва):

– В средней школе изучают как общеобразовательные предметы, так и предметы по выбору учащихся. Зависят они от выбранного школьниками профиля: гуманитарного, технического, технологического или художественного. Выпускники сдают четыре экзамена: литовский язык – обязательный, остальные три можно выбрать.

Алесь Зарэмбюк, белорус, проживающий вместе с семьей в Польше:

– Есть общенациональный учебный план, где прописано, сколько часов какой предмет ученики должны изучать. Но директора школ сами решают, как распределить нагрузку. Предположим, в гимназии ученики должны изучать физику два года. Они могут следовать один за одним, а могут быть и разделены. Скажем, в одной гимназии физику ученики будут учить на первом и втором курсе, во второй – на втором и третьем, в третьей – на первом и третьем. Если говорить о домашних заданиях, то в каждой школе посреди недели выделяют свободный день – моему сыну Якубу, к примеру, по средам никогда не задают заданий на дом. Считается, что важно дать ребенку отдохнуть, сделать для него небольшой перерыв среди учебной пятидневки. Выпускники польских лицеев находятся в более выгодном положении, чем их белорусские сверстники. Если в Беларуси на ЦТ разрешается сдать только три предмета, а потом уже решать, куда с таким ограниченным «набором» пройдешь, то в Польше абитуриенты могут сдавать хоть все предметы из школьной программы. К тому же, полученные сертификаты действительны на протяжении всей жизни, а не только во время вступительной компании нынешнего года.

Уже не первый год ЦТ вызывает массовую панику как у выпускников школ, так и у родителей и учителей. Если послушать их, то для сдачи централизованного тестирования необходимо чуть ли не несколько лет готовиться, корпеть над учебниками и думать только о предмете.

Я решил сдать ЦТ и узнать, сколько можно получить баллов, вообще не готовясь к предмету и не особо его зная. Выбрал биологию. Почему? Все просто: учебник биологии я перестал открывать уже в старших классах — мои семь баллов в аттестат мне поставили "за глазки". А тестирование я хотел сдать именно так — имея лишь общую эрудицию и пытаясь интуитивно выбирать ответы, пытаясь найти максимально правдоподобные.

В пятницу вечером мне пришел результат моего ЦТ. И оказалось, что я набрал 33 балла из 100. Да, с одной стороны — совсем немного. Но! Средний балл ЦТ по биологии среди выпускников школ — около 33 баллов. А многие из абитуриентов, сдающих тестирование для поступления, то есть те, кто должны относиться к нему серьезно, не набирают и порога результатов — 15-20 баллов.То есть я, человек, который не открывал учебник по биологии уже больше десяти лет и никогда в жизни не учивший все эти определения, задачи и прочее, смог написать тестирование лучше, чем часть абитуриентов, только что закончивших школу и действительно желающих продолжить обучение в университете с биологическим профилем.

О чем это говорит? Явно не о сложности ЦТ — оно достаточно простое и, кажется, если бы я месяц потратил на повторение школьной программы, то написал бы биологию гораздо лучше. О какой сложности может идти речь, если мне хватило любви к передачам Discovery и National Geographic для написания тестирования на уровне среднего выпускника школ?

Говорит это все о традиционной "абыяковости" абитуриентов. Чтобы "провалить" ЦТ и не набрать порог баллов или и вовсе получить 0 (а такие есть!) нужно быть человеком, не имеющим вообще никакого представления о мире, природе и том, чем птицы отличаются от грибов.

Ну, а тот самый "рядовой" выпускник средней школы, набирающий по биологии около 33 баллов — о чем думает этот человек? Явно не о том, что нужно хорошо написать ЦТ и успешно поступить в университет — ведь такой же результат можно получить вообще без подготовки и мотивации.

Сейчас мне кажется, что все ругают ЦТ ради оправдания собственного "ничегонеделания". Чтобы потом можно было сказать: "Да, я плохо написал тестирование, но это потому что сложные и нелогичные вопросы".

Может, я и не прав. Но иначе объяснить то, что (повторяю) без подготовки и никогда не уча биологию я смог сдать на уровне среднего абитуриента — не получается.

В понедельник, с 12 июня, в Беларуси начнется главный этап вступительной кампании – централизованное тестирование. Чем чреваты шпаргалки, какие документы не стоит забывать, как правильно выполнять тесты и вообще что нового в нынешней кампании рассказал руководитель витебского регионального центра тестирования республиканского института контроля знаний Александр Суворов.

– На Витебщине подано почти 34 тыс. заявок на тесты по предметам (так называемых человеко-тестов). На одного абитуриента обычно приходится 3-4 испытания, – сообщил Александр Павлович. – В прошлом году заявок было меньше – 29 тыс. Рост объясняется возможностью сдавать 4 экзамена. Традиционно востребованы русский язык, математика, биология, физика, история Беларуси.

– Расскажите о новшествах нынешней вступительной кампании?

– Правила сдачи ЦТ стали более удобны для абитуриентов. Во-первых, срок действия сертификатов продлен до двух лет. Это позволит, например, не поступив в этом году в выбранный вуз, попробовать свои силы через год. Или даже пересдать ЦТ по необходимому предмету, улучшив результат.

По Беларуси около 40% абитуриентов сдают четыре экзамена. Во-вторых, абитуриенты могут сдавать 4 испытания, а не 3, как было раньше. Это дает больше возможностей для выбора вуза, но и «играть» с наборами сертификатов, подбирая «проходные» баллы вряд ли выйдет. Для этого в идеале нужно пять испытаний, а так сочетание предметов для поступления на разные специальности слишком разнится. Поэтому многие абитуриенты просто записываются на белорусский и русский языки, а потом очевидно будут использовать более результативный сертификат.

В-третьих, с одного до трех увеличилось количество резервных дней – 6, 8, 10 июля (перерегистрация с 30 июня по 3 июля). Тестирование будет проходить в БГУ, в один день можно сдать один предмет. Кстати, не стоит путать перерегистрацию с регистрацией, которая закончилась.

Резервные дни – только для ранее зарегистрированных абитуриентов с пропусками на ЦТ, которые по уважительной причине не смогли сдать экзамен в основной день.

Таким образом, люди, которые, например, проболели месяц и могут это подтвердить документально, не остаются за бортом вступительной кампании. Каждый год в области резервным днем пользуются около 100 человек.

В этом году в соответствующем Положении об организации и проведению ЦТ четко прописано сопровождение организатора ЦТ при выходе из аудитории по уважительной причине (плохое самочувствие, туалет и другое), а время нахождение вне аудитории включается в общее время прохождения экзамена.

– Много ли потенциальных абитуриентов «забывают» вовремя зарегистрироваться?

– Регистрация закончилась по всей Беларуси 2 июня в 19.00, но еще несколько дней в пункты регистрации обязательно обращаются 5-7 человек, желающих зарегистрироваться. Но они уже не могут участвовать во вступительной кампании этого года, помочь в таком случае нечем.

– Время от времени в Интернете появляются «ответы» на вопросы ЦТ. Насколько это теоретически возможно?

– За всю историю ЦТ в Беларуси подтвержденной утечки информации не было и вряд ли будет. У всех региональных центров ЦТ закрытые интернет- и телефонные каналы для общения с РИКЗ, все материалы доставляются военизированной фельдъегерской службой в опечатанных вализах, задания – в конвертах. Любое несанкционированное вскрытие – очевидно.

– Как быстро проверяются тесты?

– Обычно около двух недель. Результаты можно узнать на сайте РИКЗ или заказать смс-оповещение платно.

– Как вы относитесь к мнению, что тестовые задания – слишком сложны и часто не соответствуют учебной программе?

– Это не совсем верно. По-моему, проблема не в тестах, а в уровне знаний. В любом случае стоит понимать, что ЦТ – это не оценка знаний, а способ ранжирования участников вступительной кампании. Результат ЦТ не должен полностью совпадать со средним баллом по предмету или экзамену в школе.

Некоторые абитуриенты до сих пор верят в то, что можно случайным выбором ответов «набить» баллы для получения сертификата. Насколько это реально?

– Это невозможно, так как система проверки тестов это не пропустит. Не вдаваясь в подробности, скажу, что оценивается общее количество правильных ответов на вопросы различной сложности, используются корректирующие коэффициенты и так далее.

Мой совет – опирайтесь на логику и знания, а не на случайность, старайтесь сделать все задания части А и Б. Впрочем, каждый год встречается с десяток-другой поступающий, которые выходят из аудиторий через 5-10 минут после начала испытания, хотя выполнить за это время задания невозможно физически «Случайные» люди…

За что могут удалить из аудитории во время экзамена?

– В прошлом году на Витебщине удаленных не было, что не может не радовать. Раньше из-за нарушения правил проведения ЦТ не получали сертификатов около десятка абитуриентов. Категорически запрещено проносить в аудиторию любые гаджеты, телефоны, удаляли людей и за бумажные шпаргалки. Нельзя меняться заданиями, разговаривать.

– Можно ли взять с собой на экзамен питьевую воду или шоколадку?

– Мы этого не рекомендуем. Представляете, что будет, если во время экзамена в большой аудитории начнется массовый перекус? До минимума необходимо сократить и посещение туалета. Хотя это возможно, но только в сопровождении организаторов.

– Много ли иностранцев будут сдавать ЦТ?

– Есть межправительственное соглашение, которое дает возможность гражданам России, Казахстана, Кыргыстана и Таджикистана сдавать ЦТ на общих основаниях и по их результатам поступать в вузы на бюджетные места. В этом году регистрировалось много россиян из Смоленской и Псковской областей, была девушка даже из Чеченской республики, граждане Казахстана.

– Напоследок, еще раз напомните абитуриентам, процедуру сдачи ЦТ.

– Все экзамены начинаются в 11.00, но мы просим приходить на час-полтора раньше, чтобы не создавать столпотворения на входе. Все испытания проходят только в тех учреждениях образования, куда получен пропуск при регистрации. На входе обязателен пропуск и оригинал действующего (!) паспорта или вид на жительство, удостоверение беженца. В крайнем случаем, при краже или утере паспорта органы МВД выдают справку с фотографией.

СПРАВКА «ВВ» : Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 марта 2017 года №2 установлены неудовлетворительные отметки по ЦТ. К ним относятся следующие баллы (включительно):

– «Белорусский язык» или «Русский язык» – от 0 до 19 баллов – для филологических специальностей¸ от 0 до 9 – для остальных.

По первому предмету профильного испытания «Математика», «Физика», «Химия», «Биологи» – от 0 до 14 баллов; «История Беларуси», «Всемирная история», «Обществоведения», «География», «Иностранные языки»» – от 0 до 19 баллов;

По второму предмету профильного испытания «Математика», «Физика», «Химия», «Биология» – от 0 до 9 баллов, «История Беларуси», «Всемирная история», «География», «Иностранные языки» – от 0 до 14 баллов.

При поступлении в ряд учреждений силовых ведомств, на специальности сельхозпрофиля к неудовлетворительным отметкам по предметам будут относиться от 0 до 4 баллов.

Фото Александра КУТЫНКО и из открытых источников.


При использовании материалов сайт указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны