Сколько лет просидел на печи илья муромец. Илья Муромец: что важно знать о главном русском богатыре

Илью Муромца православная церковь чествует как святого, а народ - как главного богатыря Русской земли.

Почему богатырь свят?

Слово «богатырь» ассоциируется с недюжинной силой и смелостью. Но если задуматься глубже, мы легко увидим там кое-что ещё - слово «Бог» или «богатый». Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово «богатырь» появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, «не в силе, а в правде». А тридцать лет, которые герой провел «на печи», следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что всё своё детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Учёные, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. «Калики перехожие», которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

«Илья Муромец» звучит куда серьёзнее и впечатляюще, чем «Илья Чоботок». Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:

«И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет -
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет -
дак переулочек».

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором «калики перехожие» исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.

Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в своё время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.
Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине.
«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.
В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.
Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям, не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

paceka_pavlova в Что выпил Илья Муромец, прежде чем встал с печи, на которой просидел 33 года?

Все мы читали или слушали русские народные сказки. Помню в детстве я их просто обожал! Сегодня я хочу напомнить Вам Былину об Илье Муромце! А именно об исцелении Ильи Муромца.

Как это было? Тридцать три года сидел он и не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И как то раз его родители ушли по делам, а он остался дома один, пришли под окна бродячие странники - калики. Просят отворить дверь, а он говорит, что не могу. Но они не унимаются и настойчиво просят впустить их. Илья кое-как открыл им дверь, впустил в дом, а они налили ему, что Вы думаете?


Чару медового питья! Уж не знаю, что это было квас, медовуха или просто медовая водичка. Но как только Илья её выпил, сердце его разогрелось, и почувствовал он в себе силу! А странники сказали, что отныне будет он великим богатырём и будет сражаться с сильными противниками и всех побеждать!

Так вот в чём оказывается силушка богатырская!) Сидел парень тридцать три года на печи, а тут раз выпил медового питья и стал великим войном! Напоминает историю про Астерикса и Абеликса и их волшебное зелье! А может в его состав тоже входит мёд?

Давайте разберёмся может ли мёд придавать силу? Во первых мёд усваивается организмом человека на 100%! В мёде готовые углеводы, которые не надо переваривать кишечнику, а они сразу усваиваются и снабжают организм энергией! Но кроме этого мёд ещё и нормализует обмен веществ, стабилизирует работу сердечнососудистой системы, а так же приводит в норму нервную систему! Кроме этого мёд улучшает работу кишечника и печени! Т.е. всё это в комплексе действует на организм и не только снимает усталость и восстанавливает запасы энергии, но и лечит! В среднем возрасте мёд помогает предотвратить многие возрастные болезни. А то, что мёд очень полезен в пожилом возрасте, свидетельствуют статистические показатели о том, что большинство русских, которые прожили более 100 лет - пчеловоды! Причём об этом написано в книге немецкого автора!

Раз уже в Русских былинах упомянули этот удивительный продукт, значит в древней Руси его очень ценили и знали о полезных свойствах мёда!

Например, для снятия усталости достаточно кушать по 1 чайной ложке мёда утром и вечером, а при сильной усталости до 4 чайных ложек в день. Это всё в лечебных целях! Очень экономно, согласитесь?!

Кушайте мёд и запасайтесь здоровьем!

В чём сила Илья Муромец? Сила в мёде! Так думаю он ответил бы!)

Впервые приезжая в Киево-Печерскую Лавру, многие с удивлением узнают, что в одной из её пещер похоронен святой, которого звали Илия Муромец Печерский. Но разве Илья Муромец – не вымышленный богатырь из русских былин? Разве этот человек жил в реальности? Попробуем разобраться…

Нет точных данных о том, когда родился и когда погиб Илья Муромец. Но то, что такой человек действительно существовал – исторически подтверждённый факт. «Из того ли из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…» – так начинаются почти все былины про Илью Муромца. В селе Карачарове – когда-то оно располагалось рядом с городом Муромом, а позже вошло в его состав – в XII веке действительно жил богатырь по прозвищу Чоботок. Чобот – по-старославянски «сапог». Получил богатырь это прозвище за то, что однажды, когда он надевал сапог, на него набросилась шайка разбойников. Поскольку ничего другого под руками не было, он обратил разбойников в бегство, вооружившись сапогом, который не успел надеть. Вероятнее всего, он был из рода Гущиных, христианское имя Илия он принял позже. Во всяком случае, в Карачарове семья Гущиных, где рождаются сплошь богатыри, живёт до сих пор. В Муроме рассказывают, что в XIХ веке одному из Гущиных – Ивану Афанасьевичу – официально было запрещено принимать участие в распространённых тогда кулачных боях, потому что, не рассчитав силу удара, он мог убить человека. Считается, что дом одного из Гущиных стоит на том самом месте, где стоял и дом Чоботка. А рядом – Троицкая церковь, для фундамента которой, по преданию, богатырь в одиночку носил огромные дубовые брёвна. Теперь на месте храма – развалины. А Муром – один из самых древних русских городов – сегодня райцентр Владимирской области. Илья Муромец «лежал на печи 30 лет и 3 года» – так повествует былина.

Но как же получилось, что в 33 года он встал и пошёл? В одной из былин говорится, что как-то раз в дом к Илье пришли странствующие старцы, монахи. Дома, кроме Ильи, никого не было. Старцы попросили у него воды, на что Илья ответил: «Да ведь не имею я ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Но старцы ещё настойчивее попросили дать им воды. Тогда Илья встал, подошёл к лохани, налил воды в ковш и подал старцам. Те пить не стали, а попросили самого Илью выпить эту воду. Он выпил ковш – и выздоровел окончательно, выпил второй – и почувствовал такую недюжинную силу, что гости попросили его выпить и третий – чтобы силы немного поубавилось. После этого старцы велели Илье идти «к стольному граду ко Киеву», потому что Русь нуждается в защите, в его силе и храбрости. И Илья пошёл в Киев. А по пути, как и было сказано ему, нашёл и оторвал от земли огромный камень, под которым обнаружил меч, доспехи и коня. На этом коне богатырь и поехал в Киев.

Верить былине или не верить? Правда ли, что человек, прикованный к постели, может выздороветь от трёх ковшей воды? Просто от воды – вряд ли. Но по молитве, если она искренняя, Господь посылает исцеление. И не так важно, что или кто является инструментом в руках Господа. Суть в том, что прикованный к постели богатырь искренне молил Бога помочь ему встать на ноги, чтобы принести пользу людям. И, кстати, наверное, не случайно в слове «богатырь», хотя оно и тюркского происхождения, отчётливо слышится слово «Бог».

До Киева Илья добрался, и, без всякого сомнения, его сила пригодилась для защиты Руси от врагов. Предположительно, Илья Муромец погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем при поддержке половцев, которое произошло в 1204 году. Илия Муромец либо уже был к тому времени иноком Феодосиева монастыря, который позже перерос в Киево-Печерскую Лавру, либо стал им сразу после тяжёлого ранения. В любом случае, имя Илия он принял тогда, когда стал монахом. А того имени, которое Илия носил до пострижения в монахи, мы не знаем.

Бесспорно, одним из самых известных русских людей Илья Муромец стал благодаря былинам. Он много сражался и погиб за Родину, он верил в Бога и посвятил Ему свою жизнь. На его образ год за годом, век за веком наслаивались всё новые и новые подробности, реальные и вымышленные подвиги. Илия святой и Илья былинный уже неотделимы друг от друга. Цельный образ Ильи Муромца, который сложился за много веков – пожалуй, самое точное воплощение настоящего русского богатыря: сильного, смелого и искренне верящего в Бога.

Похоронен святой Илия Муромец в Киево-Печерской Лавре. Его мощи покоятся там и доныне.

Тропарь, глас 8-й

Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

Это интересно

На вопрос, почему Илья Муромец лежал на печи 30 лет и 3 года, ответила современная медицина. В 1988 году комиссия Министерства здравоохранения Украины провела экспертизу мощей святого Илии Муромца из Киево-Печерской Лавры. Исследования показали, что этот человек был необыкновенно сильным и имел рост 177 см (для средневековья это очень высокий рост).

У Ильи Муромца были обнаружены явные признаки заболевания позвоночника. То есть богатырь 33 года если и не лежал на печи, то очень сильно был ограничен в движениях. На нетленных мощах святого были найдены следы многочисленных ранений. Да и умер он, согласно заключению, от раны, полученной, скорее всего, в бою. Смерть богатыря наступила от удара острым орудием (копьём или пикой) в грудь, сквозь прикрывавшую её левую руку. Правая рука святого сложена в крестном знамении.

Пасха.ру

Илья Муромец

Под старым городом Муромом, среди лесов дремучих да болот и топей непроходимых, жил в богатом селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич с женою своей Евфросиньею Яковлевной.
Под старость уже послал им Господь Бог сынка, которого они назвали Ильёй. Всем бы взял Илюша: был он и ладен, и крепок, и разумом вышел - одно горе - не владел он ни руками, ни ногами, сидел сиднем тридцать лет.
Сидит однажды Илья в избе один-одинёшенек; пора была летняя, страдная, все ушли работать на дальнее ноле; сидит Илья, о своей участи горькой раздумывает и слышит, подходят под окна его избы двое калик прохожих. Стучатся калики в окно:
- Отвори нам дверь, Илья Муромец, пусти к себе в дом калик перехожих отдохнуть по пути.
Отвечает Илья:
- Не могу я, Божьи люди, с места сдвинуться, ворот отворить: сижу я сиднем вот уже тридцать лет, не владею ни руками, ни ногами.
Но повторяют калики свою просьбу и во второй, и в третий раз. Шевельнулся Илья на печи: что за диво! Чувствует, что может встать; резвые ноженьки его держат, руками он владеет. Вскочил Илья живо с печи, отворяет каликам ворота, в дом их к себе ведёт.
Говорят ему калики :
- Принеси нам испить!
- Добрые люди, - отвечает Илья, - ведь я без рук, без ног!
- Иди себе, иди, Илья Иванович! Нас не обманывай!
Пошёл Илья в погреб; налил чару зелена вина в полтора ведра, приносит каликам .
Дали калики Илье испить того вина, спрашивают Илью:
- Много ли в себе чувствуешь силушки?
- Как бы стоял в земле столб до неба, а в столбе было кольцо золотое, - говорит Илья, - взял бы я за это кольцо, всю бы землю разом перевернул.
Переглянулись калики :
- А ну, Илья, принеси нам ещё чашу бражки.
Пошёл Илья в погреб; идёт, по дороге за дуб ухватится - дуб с корнем из земли вырвет, ноги у него по колена в земле вязнут. Принёс он браги; дали ему ещё выпить калики.
- Сколько теперь, Илья, чувствуешь в себе силушки?
- Божьи люди, теперь во мне силушки половинушка!
- Довольно с тебя и этой силушки, - говорят калики , - будешь ты, Илья, великим богатырём, и смерть тебе в бою не написана; смело можешь выходить в бой со всяким богатырём, не бейся только со Святогором-богатырём - его и сама земля через силу носит, не бейся с Самсоном великим - его стерегут ангелы Божьи, не затевай борьбы с родом Микулы Селяниновича - его любит мать-земля сырая, не трогай Вольгу Святославича - этот, если силой не возьмёт, одолеет тебя хитростью-мудростью.
Слушай ещё, как достать себе коня богатырского: пойди ты в чистое поле, купи первого жеребчика, какого встретишь, поставь его у себя в конюшне на три месяца, откорми пшеницей белояровой. Через три месяца выводи коня в сад три ночи, вываляй в трёх росах утренних, подведи к высокому тыну; как научится конь тын высокий перескакивать по ту и по другую сторону - поезжай на нём, куда хочешь.
Тут простились калики с Ильёй и скрылись из глаз. Заснул Илья по их уходе крепким сном богатырским; спал ни много ни мало, целых двенадцать дней.
Пришли домой с работы родители и сестры Ильёвы, увидели, что Илья руками, ногами владеет, изумились, глазам своим не верят, плачут от радости.
Спрашивает Илья у родителей:
- Родители мои милые, где вы весь день работали?
- Работали мы, Ильюша, на лугу-пожне за три версты от дома.
- Сведите меня на ту пожню, укажите мне мою работу!
Стал Илья лес расчищать; старые деревья с корнем повыворотил, повалил, надломил дубы крепкие, распахал поле великое, запрудил корнями речку быструю; столько один в три часа наработал, сколько отец, мать с работниками в три дня не сделали.
Купил себе меж тем Илья жеребчика у мужика-прохожего, как ему калики советовали, дал за него цену неслыханную, пятьсот рублей с полтиною, выкормил, вырастил, в росах вывалял; стал жеребчик конём на диво, Илье верным другом-товарищем.
Пошёл Илья к родителю просить благословения на путь-дорогу, на великие подвиги.
Не гром гремит, не стук стучит - то Илья к отцу речь держит; не сырой дуб к земле клонится, не листочки его расстилаются - то Илья отцу земно кланяется, просит себе благословенья:
- Родимый ты мой батюшка! Дай мне своего благословенья в славный стольный Киев-град поехать, Киевским чудотворцам поклониться, послужить верой-правдой Солнышку Владимиру, постоять за веру христианскую.
Отвечает старый крестьянин, Иван Тимофеевич:
- Поезжай с Богом; на добрые дела даю тебе свое благословение родительское; только на худые дела нет тебе моего благословения; не проливай напрасно крови христианской, не делай зла даже и татарину, за сирых, бедных заступайся.
Поклонился Илья отцу с матерью до земли, пошёл снаряжаться в путь-дороженьку: выковал себе из трёх железных полос три стрелы могучие; стал Илья и меч себе разыскивать - только не нашлось по нём меча: возьмёт Илья меч за рукоять, тут рукоять у него в руке и останется. Сковал тогда себе Илья копьё булатное, доброго коня оседлал; положил войлочки на войлочки, потнички на потнички, поверх всего надел на коня седло черкасское с двенадцатью шёлковыми подпругами, а тринадцатая была всех крепче, из железа выкована.
Пошёл Илья к горе силу пробовать; упёрся в гору - гора свалилась в реку, вода в новое русло повернула, и доныне обвал тот старики молодым показывают.
Зашил Илья в ладанку горсть земли родимой, надел её на шею, пустил корочку хлебца по Оке-матушке за то, что тридцать лет кормила его Ока, поила; отстоял службу Божию; сел на доброго коня и поехал в чужедальнюю сторонушку.

Считается, что важнейшей особенностью традиционной русской кухни является использование русской печи — с ее медленным многочасовым томлением пищи, особым температурным режимом и т.п. В принципе, это мнение верно. Действительно, приготовление в печи придает блюдам удивительную индивидуальность, свойственную нашей исторической кулинарии. Но не все так просто. И сводить русскую кухню к русской печи — наивное заблуждение.

Мы здесь не о том, что наша гастрономия — это не только крестьянские щи и блины. А и более вычурные блюда, требующие совершенно других технологий (открытого огня, плиты и т.п.). Есть, однако, и другие, более важные обстоятельства, позволяющие говорить об относительности роли русской печи в становлении и развитии блюд русского стола.

Даже сегодня сооружение печи в доме — достаточно сложная инженерная и строительная задача. Правильно рассчитать, как будет идти дым и горячий воздух, выложить дымоход и свод печи, подобрать глину и кирпич (чтобы не трескались) — все это практически непосильно для неспециалиста. Вот почему сложить печь в загородном доме сейчас — это целая эпопея, сопровождающаяся поиском печника, скандалами и расставаниями с ним, новыми поисками, растрескиванием печи после первой топки, ее новым ремонтом и т.п.

Это при сегодняшних строительных технологиях, более или менее стандартных материалах и инструментах. Что же говорить о XV веке? Вот и у нас долгое время закрадывалось это сомнение. Неужели подобное сложное для той поры инженерное сооружение, как русская печь, было столь распространено и стояло практически в каждом крестьянском доме «испокон веку»? Так, что русскую кухню без нее и представить было нельзя?

В действительности, конечно, русская печь — это продукт длительного исторического развития. И далеко не сразу она приобрела тот вид, который знаком нам по фильмам и книгам. Более того, значительную часть русской истории (по крайней мере, отраженной в письменных источниках) печь на Руси не позволяла выполнить и малой доли тех кулинарных операций, которые приписываются ей сегодня. Давайте попробуем проследить эволюцию этого сооружения, которое стало неотъемлемой частью русского дома и русской истории.

Итак, самые отдаленные (но еще оставившие археологические следы) времена:

I-V века н.э.

Археологических свидетельств о конструкции и использовании печей в ареале расселения славян немного. Но они есть, и позволяют нарисовать следующую картину. Дома тогда отапливались открытыми очагами. Которые, в свою очередь, были либо «кострищами округлой формы диаметром 0,7-1 м на полу постройки или в небольшом углублении», либо выкладывался «обожженный под на полу жилища», который мог возвышаться над полом до 0,2 м. Эта картина раскопок в Среднем Поднепровье типична для той эпохи. Аналогичные остатки очагов археологи находили и на Правобережье Днепра, и под нынешним Житомиром, и у Западного Буга.

Понятно, что даже для выпечки хлеба они были слабо приспособлены. Для этого тогда существовали т.н. «хлебные» печи. В южнорусских областях их устраивали на склонах оврагов и косогоров в виде пещер, вырытых в глине. В такой печи разжигали сильный огонь, затем выгребали угли, сажали внутрь хлеб и закрывали устье печи камнями и глиной, чтобы сохранить жар.

Примитивный характер очага, несомненно, сказывался и на ограниченных кулинарных возможностях. Да, можно было пожарить мясо, сварить похлебку, кашу в котелке. Но что-то более сложное — вряд ли.

Но эволюция такого очага постепенно происходила. Наверное, общим для специалистов мнением является то, что на большей части Среднерусской равнины к VI веку открытый очаг уступил место глинобитной печи или каменке (в зависимости от наличия тех или иных материалов в данном районе).

VIII-XII века

Раскопки культурных слоев времен Киевской Руси (вокруг Киева) стабильно дают один результат: древнейшие обитатели этого региона использовали для отопления и приготовления пищи глинобитные печи овальной формы. Естественно, они топились «по-черному». Дым без всякой трубы попадал в дом и «вытягивался» через небольшое окошко в стене/потолке. Известный советский историк и археолог Михаил Григорьевич Рабинович (1916-2000) приводит в своей работе такую графическую реконструкцию жилья той эпохи:

Аналогичные процессы эволюции происходили и в других районах. Например, на новгородчине. Заселившие не позднее рубежа 760-770-х гг нижние берега Волхова (Старая Ладога) славянские племена «принесли с собой развитую технику строительства наземных срубных домов, отапливавшихся печью-каменкой, располагавшейся в углу».

Это был, несомненно, шаг вперед в возможностях кулинарного использования очага. Вот только с классической русской печью он имел мало общего. Скажем больше: ничего специфически русского (или славянского) в такой печи не было. Аналогичные сооружения встречались чуть ранее или позднее по всей Европе. Можете сравнить их на иллюстрациях:

Как видите, подобная конструкция печи — массовое явление для раннего Средневековья. Причем, где-то аналоги сохранились до сих пор (превратившись, например, в печь для фокаччо в Италии), где-то эволюционировали значительно больше. Но повторим: ничего специфически «нашего», свойственного только русской кулинарной практике, в них не было.

Да, сейчас кто-нибудь может сказать, что ставить горшок со щами можно и в такую печь. Вынуждены разочаровать. По мнению археологов, устье тех печей было очень узким — 20-30 см и не позволяло ставить внутрь что-нибудь более или менее объемное. Заметим в скобках, что семьи тогда были большие и меньше чем на 3-4 литра похлебку не варили. В чем же дело? Разгадка оказалась неожиданной.

Случайно найденные остатки верхней части печи дали ответ на этот вопрос. Свод печи оказался с отверстием, которое поначалу приняли за дымоотвод. Но затем стало очевидно, что на это отверстие в своде печи устанавливался горшок, полностью закрывая его своим днищем. Только, скажите нам теперь, чем таким уж радикальным это отличается от приготовления пищи на плите? Кстати, на одном из предыдущих изображений(Богемия, 1340) видно почти такое же отверстие. Может быть, автор древней миниатюры несколько исказил перспективу (Ну, действительно, зачем отверстие чуть сбоку — для выпуска дыма? Так он и через устье выходит, как хорошо видно на картинке). Так что, возможно, в той оригинальной богемской печи отверстие в своде было сверху и именно для этого — установки горшка, сковороды… Впрочем, это лишь предположение.

А вот — уже не догадки, а более важная деталь. Точнее, кулинарная тонкость. Дело в том, что в такой печи с отверстием сверху крайне неудобно было печь хлеб. Известно, что для него нужен закрытый свод печи, поскольку под этим сводом скапливается водяной пар, столь необходимый для правильного процесса хлебопечения. Ведь даже в более поздних печах с трубами при выпечке хлеба закрывали вьюшку… Значит опять — не универсальное кулинарное приспособление.

Ну, и чтобы уж разом — обо всех стереотипах. Скажите, как на такой округлой печи мог 33 года просидеть Илья Муромец ? Вот и попытаемся в нескольких следующих материалах разобраться в этом, а также понять, как развивалась и для чего использовалась наша печь.

(продолжение следует)