Внутреннее зрение как развить. Внутреннее зрение

Пожалуй, многим хотелось бы видеть больше, чем окружающие люди. Это, несомненно, даёт ряд преимуществ. Статья поведает вам, как развить такую экстрасенсорную способность, как астральное зрение. Это явление может показаться фантастичным, но при более углублённом изучении становится ясно, что альтернативное видение вовсе не плод воображений и развить его при большом желании может каждый человек. Мотивом становится страсть к неизведанному, так и простое любопытство. В любом случае работа над его развитием будет весьма увлекательна.

В этой статье

Что это такое

Исследованием астрального зрения занимались нейрофизиологи. Вячеслав Бронников проводил обучение детей как не видящих, так и с нормальным зрением. В результате они могли прекрасно ориентироваться в пространстве, читать, распознавать объекты с завязанными глазами. Разумеется, эти исследования вызывали долю скепсиса. Но он вскоре был развеян. Бронников стал использовать специальные маски, не пропускающие свет и дети всё равно, видели в повязках.

Как им это удавалось? По словам изобретателя методики, при тренировках включается шестое чувство, которое за отсутствием необходимости в повседневной жизни, находится в спящем состоянии. Человек становится способным видеть на фоне пелены, окутавшей его глаза из-за слепоты.

Эти результаты заинтересовали в последующем таких смелых учёных, как Наталью Бехтереву и Юрия Пытьева. Они продолжили работу с выпускниками школы Бронникова. Был произведён ряд исследований, под руководством Бехтеревой. Учёные регистрировали электроэнцефалограмму в обычном состоянии и с повязкой на глазах. Результаты показали, что при включённом альтернативном зрении, электрическая активность мозга становится более частотной. Судя по всему, мозг запускает иной режим и использует .

Бронников Вячеслав Михайлович

Теперь становится понятно, астральное зрение – это умение видеть и ощущать окружающий объективный мир, предметы сквозь веки или через стену. Причём увидеть можно то, что за спиной.

Исследования подтверждают теорию, что научиться астральному зрению может каждый человек. Не нужны какие-либо суперспособности или врождённый потенциал к ясновидению. Оно всегда было заложено у нас в спящем состоянии. Так же как культурист наращивает массу, можно натренировать в себе астральное зрение.

Прежде чем перейти к практической части важно осознать, что неспроста некоторые аспекты чувств недоступны большинству. альтернативного видения забавы ради или для корысти, вряд ли принесёт съедобные плоды. Скрытые способности пригодны лишь для высших целей. Целители используют астральное зрение при диагностике своих пациентов. Так можно видеть внутренние органы и .

Наглядный пример альтернативного видения:

Полезным будет этот навык и для практики самосознания. Чем больше и шире мы познаём мир, тем совершенней становимся.

Развитие

Рассмотрим наиболее эффективные , по мнению практикующих. Всё что вам понадобится – это стол со стулом. Сядьте, расслабьтесь, примите медитативное состояние. Важно быть спокойным и ни на что не отвлекаться, сконцентрироваться на своих действиях.

Тренировка со столом

Потрите ладони друг о друга, сосредоточьтесь на ощущении тепла между ними. Поднесите одну руку к поверхности стола, не соприкасаясь с ним, на пару сантиметров выше. Медленно проведите от края до края предмета. Удерживайте внимание на ощущениях под ладонью. Если структура стеклянная, можно почувствовать её прохладу и гладкость, а деревянная будет шероховатой.

На следующем этапе нужно закройте глаза или наденьте повязку, на случай, если возникнет соблазн подсмотреть. Повторять действия из предыдущего упражнения, и когда дойдёте до края столешницы, можно почувствовать границы. Поставьте плоский предмет, к примеру, тарелку. Неспешно проведите рукой, на расстоянии уже в 10 сантиметров. Вы заметите разницу в ощущениях на том месте, где стоит предмет.

Далее, усложните задачу. Идеально, если есть возможность выполнить тренировку в малознакомом помещении. Но и своя комната тоже подойдёт. Цель упражнения – научиться ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами. Нужно надеть повязку и медленно передвигаться по комнате, пробовать почувствовать предметы, не натыкаться на них.

Упражнения необходимо выполнять регулярно. Сразу не всё получится. Но если есть желание достигнуть поставленной цели – вы непременно научитесь видеть мир с закрытыми глазами.

Визуализация

Ваша задача - наиболее чётко воссоздать картину происходящего вокруг, по звукам, запахам. Удобно прибегать к ней в повседневности. Необходима лишь возможность для концентрации.

Гуляя по парку, присядьте на скамейку, прислушайтесь к пенью птиц или разговорам прохожих. Визуализируйте с закрытыми глазами, наиболее чёткую картинку – на каком дереве сидит птица, её окрас и размер. Во что одеты проходящие мимо люди, черты лица, и даже на какую тему ведут беседу. Что за цветы издают ароматы, доносящиеся до вас.

Такая практика развивает тонкое восприятие. В дальнейшем, можно научиться лучше понимать людей, улавливать их настроение. Быть более чутким к окружающему миру.

Просматривание

Суть упражнения заключается в том, чтобы понять какой глаз какие предметы видит. Выполняется просматривание следующим образом. Необходимо сосредоточиться на одном объекте и смотреть 10 секунд. После, сконцентрируйтесь на нём только левым глазом и затем правым. При этом оба глаза должны быть открыты, и менять нужно только фокус внимания.

В этом видео астральный паломник, Юрий Гречушкин, расскажет о возможных проблемах:

Когда вы освоили переключение доминирующего глаза, используйте какой-нибудь предмет для медитации. Установите его на расстоянии вытянутой руки. Закройте ладонью один глаз и посмотрите им на предмет. К такому упражнению желателен регулярный подход, оно требует практики, но вы сразу поймёте, когда придёт опыт видения.

Существует для пробуждения астрального видения - дорисовывать недостающие части объектам. Это ещё одно удобное для повседневности упражнение. Смотря на дверь – представьте её обратную часть, и что за ней происходит, и так с любым предметом. Представляйте, как выглядят недоступные глазу вещи.

Это упражнение ориентировано на то, что в последующем вы будете видеть даже сквозь стены. И также немаловажно, что эта формирует большую осознанность.

Роль периферийного восприятия

Методика по его усовершенствованию несложная, и не займёт много времени. Сосредоточьтесь на любом выбранном объекте перед вами, разведите руки в стороны, параллельно полу. Задача состоит в том, чтобы боковым зрением видеть обе руки.

Астральное зрение расширяет границы, даёт дополнительную возможность для познания мира. Каждый человек может его в себе развить. Наше наделено невероятными способностями, по многим, не всегда очевидным причинам недоступным. Регулярные тренировки раскроют заложенный потенциал, и то, что считалось раньше даром, будет вашей заслуженной наградой.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Урок ведёт основатель Школы практического хилерства в России Андрей ЗАТЕЕВ

У каждого из нас есть пять органов чувств. Они даются человеку от природы для наиболее полного восприятия окружающего мира. Сознательно и целенаправленно их тренируя, мы можем развить в себе шестое чувство, которое позволит своевременно проводить довольно точную диагностику различных заболеваний без применения специальной медицинской аппаратуры.

Потрогайте энергию руками

ПРЕЖДЕ чем заниматься бесконтактной диагностикой, надо научиться определять размеры биополя. Поставьте перед собой кого-то из своих близких или друзей. Пусть он закроет глаза и в течение некоторого времени спокойно постоит в расслабленном состоянии. Встряхните свои руки, чтобы усилить их чувствительность, и приблизьте ладони к телу вашего пациента в районе его груди. Начинайте медленно отводить их, всё время обращая внимание на возникающие ощущения.

Они будут различными. Около тела, на расстоянии 5–6 см, ощущения теплоты и наполненности увеличиваются, а чем дальше вы отводите руки, тем менее существенными они становятся. В какой-то момент появится ощущение прохлады, и это означает, что вы вышли за пределы биополя. Снова подведите руки и ощутите тепло, наполненность между ладонями и телом. Определите границу, где наблюдается наиболее сильное, сконцентрированное скопление энергии и минуя которую данные ощущения спадают. Это и есть контур биополя вашего пациента.

Исследуйте биополе полностью. Когда наши руки непосредственно соприкасаются с энергией другого человека, то они начинают считывать не только наполненность биополя, но и возможные аномалии, вызванные нарушениями физического тела. Это выражается чаще всего в ощущении чрезмерного тепла, или, наоборот, холодности внутри биополя, или вовсе отсутствием каких-либо ощущений. На данном этапе необязательно указывать точные болезни. Достаточно улавливать изменения в своих ощущениях и делать вывод, что в данном месте возможны излишнее напряжение или боль. Но чем чаще будут проходить подобные сеансы, тем сильнее станет чувствительность рук к энергетическому излучению. Со временем эта способность разовьётся, и таким образом вы сможете реально определять болезни при исследовании биополя. На этом принципе в общем-то и основывается бесконтактная диагностика, которая требует не столько больших способностей, сколько постоянной тренировки.

Болезнь в зеркальном отражении

В ПРАКТИКЕ бесконтактного диагностирования часто используется метод «зеркального отражения». Вот его основная суть. Представьте, что вы - целитель, а человек, которого вы хотите продиагностировать, - ваш пациент. Целитель (то есть вы) встаёт лицом к пациенту (вашему партнёру) на некотором расстоянии (от 0,5 до 1,5 метра в зависимости от уровня вашей чувствительности) и начинает зеркально отображать пациента, копируя его позу, положение его тела, рук, ног, подстраиваться под его дыхание и сердцебиение.

В процессе такой сонастройки у целителя начинают появляться те же самые ощущения, которые испытывает пациент. Например, если у пациента болит сердце, то целитель тоже почувствует боль в своём теле с правой стороны на уровне сердца. Если у пациента есть (или был) перелом в правой руке, то целитель почувствует боль в своей левой руке, и так далее. Зная анатомию, легко разобраться, что именно болит у человека, в какой области он испытывает боль. Надо только помнить, что все получаемые сигналы будут зеркально противоположны.

Внутреннее зрение

Кроме того, подобная диагностика позволяет мгновенно почувствовать настроение пациента, его душевное состояние, силу духа. Опытным специалистам достаточно 30–40 секунд, чтобы полностью продиагностировать пациента и определить, где и что у него болит.

Ещё одним из наиболее распространённых методов диагностики является высокоразвитая тактильная чувствительность рук. Если ваши ладони обладают повышенной восприимчивостью к энергетическим импульсам извне, то это позволит вам мгновенно улавливать лёгкие колебания и сигналы, которые будут поступать от обследуемого вами человека, и по ним делать вывод о его внутреннем состоянии. В этом случае, выступая в роли целителя, вы будете ощущать энергетические потоки не своим физическим телом целиком, а только руками, проводя ими по всему биополю вашего пациента и считывая исходные сигналы.

Способность воспринимать информацию через ощущения нарабатывается постоянной практикой. Чтобы повысить тактильную чувствительность своих рук, необходимо постоянно соприкасаться с энергетикой другого человека и внимательно слушать свои ощущения. Как только человек настроится на подобное восприятие, то его организм автоматически переключится на развитие тактильной чувствительности, и с течением времени она будет становиться всё острее и острее.

Внутреннее зрение

КРОМЕ ясночувствования источником считывания информации является и ясновидение - повышенная чувствительность глаз к видению энергетической оболочки, или внутреннее зрение. Эта способность бывает либо врождённой, либо приобретённой. Чтобы научиться концентрировать свой взгляд таким образом, чтобы он мог различать энергетические излучения, видя их в цветовой гамме, необходимо достаточно сильно тренировать свой третий глаз.

Наверняка многие из нас увлекались разглядыванием стереокартинок «Третий глаз». На самом деле это занятие является не только занимательным, но и полезным. Увидев изображение на картине, попробуйте медленно, не меняя фокуса своих глаз, перевести взгляд на человека и разглядеть его энергетическую оболочку. Если на стереокартине из хаотического вида вырисовывается объёмное изображение, то, переведя взгляд на другого человека, мы, наоборот, видим, что чёткий образ исчезает, становится расплывчатым и ему на смену начинает проявляться энергетическая оболочка, или аура. Именно такое зрение способно рассмотреть то, что не видно обычным взглядом.

Попробуйте провести и такой эксперимент. Сядьте друг напротив друга (желательно работать в паре), расслабьтесь, рассеянным взглядом охватите лицо партнёра, как бы сквозь него вглядываясь в пространство позади, и присмотритесь к тому, что будет происходить. Привычные черты лица начнут медленно стираться, как бы заволакиваясь пеленой, и вскоре перед вашим взором предстанет уже совсем другой человек. Иногда изображение становится странным или даже малоузнаваемым. Как правило, подобные видения раскрывают истинную сущность разглядываемого вами человека и его особенности. Если вы научитесь правильно смотреть на биополе (так, будто вы смотрите стереокартинку), то постепенно внутреннее зрение начнёт развиваться, улавливать энергетические потоки различных длин волн и, соответственно, разные цветовые гаммы.

Вы, наверное, замечали, что каждый раз, когда мы закрываем глаза, наше зрение способно ещё некоторое время удерживать на мысленном экране очертания предметов и людей, с которыми мы только что соприкасались. Зная эту особенность, можно тренировать своё внутреннее зрение, просматривая биополя других людей с закрытыми глазами. Если целостность энергетической оболочки (ауры) другого человека в каком-то месте нарушена, значит, в месте деформации существуют определённые патологии. На мысленном экране это будет хорошо видно.

Помимо информации, которую нам даёт внутреннее зрение, очень многое нам скажет и визуальный образ человека, который мы воспринимаем внешним зрением. Невербальное поведение, жесты, взгляды, внешний облик пациента, а также его одежда, состояние кожи, цвет лица и другие внешние признаки помогут определить не только состояние здоровья человека вплоть до конкретных заболеваний, но и его взгляды на жизнь, уровень материального благополучия, настроение.

Кроме зрительных и чувственных ощущений можно улавливать исходящие от человека запахи или вкус. Согласитесь, новорождённые, взрослые, пожилые люди ощущаются нами по-разному. Наши органы осязания по-разному реагируют на окружающих нас людей, поэтому и наши ощущения будут различными. То же самое можно сказать и о запахах, исходящих от человека. По ним мы также можем определить наличие определённых заболеваний.

Например, если от человека исходит запах тухлого яйца, то у него проблемы с желудком (гастрит) или кариес. Запах ацетона говорит о том, что у человека повышенный сахар в крови. Поэтому, прислушиваясь к своим органам осязания и обоняния, можно получить достоверную информацию о состоянии здоровья собеседника или пациента.

Слаженная и точная работа всех пяти органов чувств - это и есть шестое чувство, или яснознание. Если его постоянно развивать, то со временем яснознание станет вашим надёжным помощником и советчиком. Наличие шестого чувства поможет вам уберечь себя и ваших близких от самых тяжёлых заболеваний, поскольку вы сможете узнавать о них в начальный период их развития.

Наталья РОСТОВА

Необходимо сесть поудобней, чтобы ничего не отвлекало, взглянуть на себя со стороны, сосредоточиться, поглядеть внутрь себя и без всякого смысла повторять фразу самовнушения:

— «Откройся третий глаз».

Повторять, повторять и повторять.

Сосредоточиться на образе того, кто нужен, на лице, на фигуре, одежде. Сбросить интуицию и войти в контакт с информационным полем. Выделить нужную паниформацию из него.

Наступит миг — и неведомый нерв высвечивает в мозгу, как на экране, то, что тебе необходимо увидеть.

При этом не следует выражать никаких эмоций, наблюдая бесстрастно, без вмешательства, криков, без хвастовства, без расчетов и математических выкладок («сиди и смотри»), всё смотреть СПОКОЙНО.

Часто событие, увиденное третьим глазом, уже произошло. Его невозможно отменить, то есть общаясь с панинформацией системы, которая дает абсолютно достоверные сведения, надо помнить: то, что вы увидели, уже случилось с вами и с другими людьми, чьи судьбы пересеклись с вашей. Если кто-то надеется избежать неизбежного, то другие этого не позволят.

Ложитесь на спину и вращайте открытыми глазами по часовой стрелке. Сделайте полный оборот, как если бы вы охватывали взглядом огромные часы, но делайте как можно быстрее. Ваш рот должен быть раскрыт и расслаблен. Таким образом? сконцентрированная энергия направляется к «третьему глазу».

Вторая методика

Концентрация на Третьем Глазе

1. Эту технику удобно практиковать в течение дня. Например когда Вы просто идёте по улице или едете в транспорте на работу.

2. Для того, чтобы практиковать данную технику — концентрируйтесь в области межбровья и немного вглубь

3. Концентрируйтесь при любой возможности. Должно появиться некоторое приятное давление в области межбровья.

4. Усиливайте это давление. Старайтесь почувствовать, что Вы будто смотрите из центра своей головы сквозь область межбровья.

Третья методика

Тело должно быть в состоянии настолько расслабленном, чтобы вы могли забыть о нём; в этом всё дело. Если вы сможете забыть о теле, значит, поза правильная. Таким образом, правильна любая поза, в которой вы можете так или иначе забыть о теле. Просто пусть вам будет комфортно, как можно более комфортно.

И отбросьте старую традиционную идею, что, чтобы медитировать, нужно обязательно так или иначе испытывать дискомфорт. Это глупо, просто глупо. Три минуты массируйте область третьего глаза, пространство между двумя бровями: поднесите ладонь ко лбу, так чтобы нижняя часть ладони пришлась напротив области между бровей, и массируйте движением снизу вверх, очень медленно, очень мягко и очень любяще.

Внутреннее ощущение должно быть таким, словно вы пытаетесь открыть окно. Третий глаз - это окно, и этот массаж поможет. Если через три минуты вы почувствуете, что это никак не повлияло на вашу энергию, начните массировать кругообразно, в направлении по часовой стрелке. Есть два типа людей. У некоторых людей третий глаз открывается при помощи движения снизу вверх, а у некоторых - при помощи движения сверху вниз. Большинству людей подходит движение снизу вверх, поэтому сначала попробуйте его.

И затем нужно буквально визуализировать небольшую точку света между двумя бровями, в области центра третьего глаза. Чтобы её почувствовать, можете поместить туда бинди - небольшое украшение, которое носят в области третьего глаза индийские женщины или положить небольшой камень кварца белого, прозрачного (что есть). Можете его надеть, чтобы почувствовать, где эта точка. Затем закройте глаза и смотрите на эту точку света. Вообразите что-то горящее, подобное звезде, и смотрите вверх, не поднимая головы.

Фактически, эта конкретная точка не важна, весь смысл в том, чтобы глаза смотрели вверх. Когда глаза смотрят вверх, тело приходит в покой. Именно это происходит, когда вы глубоко засыпаете. Такое же положение глаз помогает в медитации. Таким образом, это только средство, чтобы помочь глазам смотреть вверх.

Направьте глаза вверх - и, если сидеть в кресле, эту будет легче, чем сидеть на полу. Не скрещивайте ноги; пусть обе ноги просто опираются на пол. И никогда не заводите будильник. Можете поставить поблизости часы, и когда вам захочется, просто откройте глаза, посмотрите на часы и снова закройте; это совершенно ничего не потревожит. Но никогда не заводите будильник и никого не просите постучать в дверь через шестьдесят минут, потому что это будет шоком, и всей системе станет не по себе.

Пусть это длится час. Если вы сможете делать это дважды, тем лучше, это очень хорошо. Если столько времени найти трудно, делайте это только один раз в день, но продолжайте не менее часа: чем дольше, тем лучше.

Четвертая методика

1. Закрыть глаза и перевести внимание на область третьего глаза. Представим себе открытый синий цветок или открытую воронку

2. Можно представить открытый цветок и стимулировать чакру через энергетический канал в районе позвоночника

3. Можно представлять в виде открытого цветка и стимулировать энергетикой

4. Можно просто стимулировать энергетикой область третьего глаза. Через руки направляем энергетику в область третьего глаза

Эффект — в области третьего глаза может возникнуть жжение, покалывание, легкий зуд, ветерок, давление. При большой концентрации энергетики может возникнуть давление на чакру третьего глаза и состояние похожее на мигрень.

Пятая методика

Ставим перед собой зажженную свечу, комната должна освещаться только ею. Смотреть на пламя свечи, стараясь не моргать. Когда захочется моргнуть, следует закрыть глаза и рассматривать пламя, пытаясь разглядеть цвета, из которых оно состоит, вот ярко синий цвет, ярко-желтый, красный, зеленый и так далее, сколько сможете увидеть. Снова закрыть глаза и рассматривать пламя, оставшееся на сетчатке глаз. Так несколько минут.


Учимся видеть эфир

Эфирное зрение это самый начальный этап видения. Те из вас кто может видеть эфир, но пока еще не владеет астральным и другими этапами видения, могут потренироваться вместе со всеми, от этого будет лишь польза. Выполнять в полумраке. Сесть или лечь, расслабиться, по возможности очистить ум от мыслей. Вытянуть руку перед собой, слегка расставив пальцы, смотреть на руку. Но таким образом, будто смотрите как бы сквозь пальцы.

Смотрите так в течение нескольких минут, стараясь увидеть вокруг пальцев свечение. Попытайтесь моргать реже, чем обычно. Расслабились и смотрим сквозь пальцы, пытаясь охватить немного пространства непосредственно возле пальцев.

Таким образом, вы настраиваете свой третий глаз, приводите его в фокус. У некоторых быстрее получается, если фокусировать внимание лишь на одном пальце, а не на всех сразу. Выбрали, например указательный палец, смотрим на него с расстояния 30-40 сантиметров от глаз, смотрим как бы сквозь палец, пытаемся уловить изменение свечения вокруг пальца. Обычно после таких тренировок все начинают видеть эфирную энергию. Далее способность надо развивать.


Шестая методика

Учимся видеть свечение вокруг головы

Для работы вам понадобится любой предмет красного цвета. Например, ваша любимая кружка, книга, или любой объект красного цвета, желательно, чтобы его размер был не менее чем 10 на 10 сантиметров, и белый лист бумаги, например альбомный лист. Ставим объект красного цвета перед собой на стол.

Садимся и смотрим на него в течение нескольких минут. Затем резко убираем объект и смотрим на белый лист бумаги. Вы увидите зеленое свечение в форме вашего предмета. Это его астральный цвет.

Впервые о такой способности человеческого организма, как альтернативное видение, заговорили в ХХ веке. Исследовали сверхфункцию выдающиеся ученые умы: Бехтерева, Пытьев и многие другие. Широкую известность приобрел Вячеслав Бронников, создавший и обосновавший практический метод, позволяющий видеть окружающие предметы без помощи обычного зрительного органа, без помощи глаз, используя так называемое внутреннее зрение. Теория вызвала неоднозначную реакцию в научных кругах. Однако на протяжении многих лет ученики школы Бронникова демонстрируют поразительные результаты видения с закрытыми глазами и и сцеление заболеваний.

Альтернативное и астральное видение

Альтернативное зрение подразумевает способность человека видеть, читать, ориентироваться в пространстве без использования привычного зрительного пути. При этом речь идет о выполнении стандартных зрительных функций – видения под углом зрения человека, равным 220 градусов, альтернативным методом, применяя способности человеческого сознания и деятельность мозга.

Человеческий организм способен на большее. Его астральное (эфирное) тело, лишенное физических ограничений, обладает развернутым видением на 360 градусов вокруг себя. Такая способность, называемая астральным (эфирным) зрением, достижима с использованием специальных тренировок, позволяющих осознать безграничность видения.

Развитие альтернативного видения. Метод В. Бронникова

Споры в научном сообществе о методе В. Бронникова не утихают по сей день. Ряд исследований, призванных проверить результативность методики, проведенных ведущими учеными, подтвердили существование альтернативного видения, однако так и не смоги установить его природу. Реальность способности признала Н. Бехтерева в результате исследования возглавляемой ею группы сотрудников Института мозга человека РАН. Не найдя прямых доказательств, Бехтерева предположила осуществление функции альтернативного зрения с помощью кожи.

В начале 2011 г. специалисты Национальной академии наук Республики Беларусь заявили о безопасности и результативности развития альтернативного зрения по методу В. Бронникова.

Созданная и популяризованная В. Бронниковым основана на многолетних исследованиях человеческого мозга и твердой убежденности ученого в том, что каждый человек обладает способностями, древними структурам мозга, не востребованными в организме в силу тысячелетних эволюционных преобразований. Метод позволяет включить их в реальную жизнь постепенно, проходя 3 практические ступени.

Первая ступень активно развивает биоэнергетику человеческого организма, пробуждая фантомные чувства и обучая управлять ими, создавать внутри себя и в окружающем пространстве. Такая технология заложена в основе цигун, ушу и других восточных учений.

На втором этапе активизируется внутреннее видение, открывающее новый мир человеческих возможностей. Человек учится сознательно создавать внутренний экран, транслирующий любые заданные изображения, вкусовые, обонятельные и прочие ощущения. При этом важно соблюдение точной технологии и элементов безопасности.

На третьей ступени становится доступным прямое видение, когда при закрытых глазах на внутреннем ментальном экране формируется изображение, аналогичное картине в материальном окружающем пространстве. Метод прямого восприятия позволяет мозгу обозревать окружающий мир самостоятельно без использования стандартных зрительных органов.

Развитие внутреннего и внешнего видения, приобретение фантомных чувств открывают колоссальные перспективы перед человеком. На четвертой ступени способность альтернативного видения подобна биологическому компьютеру, в которую сам человек закладывает желаемую программу.

Метод Вячеслава Бронникова лег в основу обучающей программы , направленной на развитие всех форм видения, интуиции, управление энергией собственного организма, полную диагностику состояния, развитие сверх-памяти, сверх-чувствительности, восстановление функций организма, излечение болезней.


Иные методики развития альтернативного видения

Сегодня альтернативное видение находит активное развитие в разработках специалистов по всему миру. Возможности, которые открывает перед человеком открытие феноменальных функций, поистине безграничны.

Широко известна и методика Марка Комиссарова, американского ученого российского происхождения, позволяющая активизировать способность человеческого мозга к прямому восприятию окружающего мира без использования зрительных органов. Практика свидетельствует об эффективности методики в обретении зрительной функции слепыми людьми.

Развитием способности человека к прямому восприятию окружающей действительности занимается известная в России школа Николая Денисова, ученики которой демонстрируют феноменальные результаты видения без помощи глаз, а также получения информации мозгом напрямую.

Развитием скрытых способностей человеческого мозга, позволяющих воспринимать информацию из окружающего мира, не применяя привычные органы чувств, занимается кинезиология. Подход Кэрол Энн Хонц «Единый мозг» восстанавливает способность мозга к свободному выбору в настоящем, эффективно избавляя от травмирующих ситуаций прошлого.

Упражнения для развития прямого видения по методике В.Бронникова

От редакции: наберите в поиске на нашем сайте слово «Бронников» и ознакомьтесь с мнениями других авторов, порой сильно расходящимися друг с другом.

Что умеют гении?

Роберт Дилтс

Физика и изобретателя Никола Тесла (1856--1943) называли "гением, который возвестил приход века электричества". Он бесспорно является одним из наиболее творческих и значительных изобретателей прошлого века и одним из наиболее плодовитых. 700 его изобретений включают электромагнитный двигатель, турбину, устройства беспроволочной передачи и дистанционного управления. Его открытие вращающегося магнитного поля в конце 1800-х годов является основой использования переменного тока, что сделало возможным передачу электроэнергии по всему земному шару. Именно Тесла составил проект первой электростанции на Ниагарском водопаде (его систему предпочли системе постоянного тока Томаса Эдисона). Он был известен как визионер-футурист, и его тетради до сих пор изучаются учеными и инженерами, поскольку ряд его идей и принципов до сих пор опережают современные технологии*.

Подобно гению Леонардо, гений Тесла лежит в его способности открывать в природе скрытые, невидимые принципы или глубинные структуры, а затем применять эти принципы на практике, в своих изобретениях. Используя инструменты психологического моделирования НЛП, мы обнаруживаем некоторые из ключевых когнитивных процессов, лежащих в основе его впечатляющих творческих способностей. Таким образом, мы можем понять некоторые из тех невидимых психических стратегий, которые Тесла использовал для того, чтобы совершать свои открытия и изобретения.

Говорят, что Тесла фактически придумал, как генерировать электроэнергию из магнитного поля Земли (создав таким образом бесплатный и безграничный источник электроэнергии). Однако, продемонстрировав свою работу, он отказался раскрыть секрет и унес его с собой в могилу.

ПРЕДВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО

Как оказалось, сам Тесла мог многое поведать о собственном мыслительном процессе. В интервью, которое у него взяли в 1919 году, Тесла дает некоторую замечательную информацию, проливающую свет на развитие его творческих мыслительных процессов.

"В детстве я страдал от необычного расстройства, связанного с появлением образов, часто сопровождавшихся вспышками света, которые искажали вид реальных объектов и вторгались в мои мысли и действия. Это были изображения предметов, сцены, которые я уже видел, и никогда - того, что воображал. Когда мне говорили что-либо, образ объекта, обозначенного этим словом, живо представал перед моим взором, и иногда я не мог отличить, было ли передо мной нечто такое, что я просто видел, или это можно было потрогать. Подобные видения вызывали у меня большой дискомфорт и тревогу...

Чтобы вы могли получить представление о моих огорчениях, представьте себе, что я видел похороны или что-то другое душераздирающее. Затем, неизбежно, в тишине ночи, живая картина этой сцены появлялась передо мной и оставалась перед моим взором, несмотря на все усилия ее убрать. Иногда она продолжала оставаться в пространстве, хотя я и мог проткнуть ее рукой" (Никола Тесла. Мои изобретения).

Очевидно, что Тесла описывает свою очень ярко выраженную с самого раннего возраста и мощную способность визуализировать. Он подчеркивает, что эти образы "были картинами предметов и сцен, которые он уже видел, и никогда - того, что он воображал". Термин "эйдетическое воображение" используется для вспоминаемых внутренних образов, обладающих свойством быть настолько живыми, что они кажутся совершенно реальными. Такой тип зрительного воображения часто связан с правым, недоминантным полушарием головного мозга.

Хотя правдоподобие образов Тесла и кажется замечательным, очень часто дети пугаются образов и внутренних картин, которые не могут контролировать, а также часто с трудом отличают внешнюю реальность от своего внутреннего опыта. Большинство детей, однако, в процессе роста в конце концов учатся подавлять или уменьшать степень живости и, таким образом, более эффективно "справляются с реальностью". Тесла же, по-видимому, научился справляться с этой проблемой иным способом:

"Чтобы освободиться от этих мучительных явлений, я пытался сконцентрировать мой ум на чем-либо другом, что я видел, и таким образом добивался временного облегчения; но для того, чтобы его получить, мне приходилось постоянно вызывать в воображении новые образы. И вскоре я обнаружил, что запас тех образов, которые были в моем распоряжении, иссяк; мой источник, так сказать, иссох, потому что я мало видел мир. Я наблюдал лишь предметы в доме и в моем ближайшем окружении. Когда я делал эти умственные упражнения во второй или в третий раз, чтобы изгнать ужасные образы из моего воображения, это лекарство постепенно утратило свою силу.

Тогда я инстинктивно начал совершать воображаемые экскурсии за пределы того маленького мира, который знал, и стал видеть новые сцены. Они вначале были туманными и трудноразличимыми и сразу улетали, стоило мне сконцентрировать на них свое внимание, но постепенно я научился их удерживать; они усилились и наконец приобрели четкость реальных вещей. Вскоре я обнаружил, что добиваюсь наибольшего спокойствия, когда просто иду за моим воображением дальше и дальше, все время получая новые впечатления; и так я начал путешествовать, конечно, в мыслях. Каждую ночь (а иногда и днем), оставаясь один, я начинал мои путешествия; я видел новые места, города и страны, жил там, встречал людей и заводил друзей и знакомых, и, как бы невероятно это ни показалось, они были дороги мне так же, как и люди из реальной жизни, и их проявления были не менее интенсивными". (Никола Тесла. Мои изобретения).

Тесла описывает, как, вместо того чтобы отключать процесс визуализации, он научился сознательно направлять свою способность визуализировать, "инстинктивно" применяя процесс подстройки и ведения. Вместо того, чтобы пытаться подавить тревожащие ум образы, Тесла постарался направить свои внутренние образы на "что-нибудь другое". Он рассказывает, как смог развить у себя навык конструирования образов, возникающих перед его мысленным взором, и "видеть новые сцены", выходящие "за пределы маленького мира", который был ему знаком. Все это позволило Тесла сдвигать свое внимание от тревожащих вспоминаемых образов (Vr) к сконструированным (Vc). Тесла указывал, что ему понадобилось время для развития этого навыка. Он упоминал, что сконструированные образы "вначале были очень туманными и трудноразличимыми и улетали, когда я пытался на них сконцентрировать свое внимание, но постепенно я научился их удерживать; они усилились и наконец приобрели четкость реальных вещей".

В этом замечании очень важным является тот момент, что Тесла практически сознательно научился использовать другую часть своего мозга. (В модели НЛП сконструированные образы обычно связываются с левым, доминантным полушарием мозга.) Тесла, по-видимому, развил до очень высокой степени свою способность видеть сны наяву; те внутренние образы, которые он наблюдал, очень похожи на то, что в гипнозе называется "позитивными галлюцинациями". Тот факт, что те, кого он видел в своих фантазиях, "были так же дороги, как и люди в реальной жизни", доказывает, что с этими зрительными фантазиями, по-видимому, были связаны определенные чувства. Такая тесная связь между образами и чувствами могла сыграть важную роль в формировании его позднее развившейся способности видеть в этих "снах наяву" конкретные изобретения.

Покорение внутреннего зрения. Развитие предвидения

Интересно отметить, что описания Тесла своей способности фантазировать весьма напоминают такую же способность другого знаменитого ученого и гения, Альберта Эйнштейна, который говорил, что всегда мыслил образами, а не словами или математическими формулами. Эйнштейн утверждал: теория относительности выросла из его подростковой фантазии, когда он пытался зрительно представить себе, на что была бы похожа реальность, если бы "он ехал на конце светового луча".

Попытки Тесла управлять внутренними образами привели к развитию еще одной важной стороны его творческой стратегии.

"Моя первоначальная тревога, однако, была некоторым образом компенсирована. Непрерывные умственные усилия развили мои способности к наблюдению и дали возможность открыть очень важную истину. Я заметил, что появлению образов обычно предшествовало реальное видение сцен при необычных или исключительных обстоятельствах, и в каждом отдельном случае они побуждали меня обнаружить первоначальный импульс. Через некоторое время это усилие стало почти автоматическим, и я научился очень легко соединять причину и следствие. Вскоре я понял, к моему величайшему удивлению, что каждая мысль, у меня возникающая, вызывалась некоторым впечатлением извне. Не только это, но и все мои действия направлялись подобным образом". (Никола Тесла. Мои изобретения).

Научившись прослеживать свои психические процессы обратно по отношению к внешним событиям (Ve<->Vi), Тесла мог устанавливать бесценную практическую связь между своими мыслями и реальностью. Эта связь, без сомнения, удерживала его невероятное воображение от того, чтобы оно не стало просто формой "ухода". Наоборот, эта связь дала ему возможность превращать свою собственную научную фантастику в изобретения, которые преобразовали мир.

Озабоченность Тесла своими внутренними образами также привела его к развитию в высокой степени того, что можно назвать "метазнанием". В результате своих наблюдений за тем, как его собственный мозг получал, обрабатывал и реагировал на "внешние впечатления", Тесла сформировал идею о машине, которая могла бы делать то же самое. Он был первым человеком, который придумал и понял то, что мы сейчас называем "робототехникой". Подумайте о его провидческом описании "самоуправляемых автоматов", которые будут "вести себя так, как будто они обладают разумом" и "вызовут революцию во многих отраслях торговли и производства".

"С течением времени мне стало совершенно ясно, что я был просто автоматом, наделенным способностью двигаться, автоматом, отвечающим на стимулы своих органов чувств и думающим и действующим соответственно. Практическим результатом этого стало искусство телеавтоматики, которое до сих пор исполнялось весьма несовершенным образом. Однако, рано или поздно, ее скрытые возможности будут доказаны. В течение многих лет я планировал создание самоуправляемых автоматов, и я верю, что можно делать такие механизмы, которые до некоторой степени будут вести себя так, как будто они обладают разумом, и вызовут революцию во многих отраслях торговли и производства". (Никола Тесла. Мои изобретения).

Именно способность Тесла соединять свои психические процессы и внутренние карты с физической реальностью, наряду с обширной практикой по стабилизации и усилению сконструированных образов, привела его в зрелые годы к изобретательским успехам. Он объяснял это так:

"Мне было около семнадцати лет, когда я стал серьезно думать об изобретениях. Тогда, к моему огромному удовольствию, я заметил, что могу очень легко визуализировать. Мне были не нужны модели, рисунки или эксперименты. Я мог рисовать их в моем сознании. Так, бессознательно я пришел к тому, чтобы разработать новый метод материализации изобретательских идей и концепций, полностью противоположный чисто экспериментальному и, по моему убеждению, столь же быстрый и эффективный. В тот момент, когда некто конструирует устройство для проверки на практике сырой идеи, он неизбежно оказывается погрязшим в деталях и дефектах такого аппарата. По мере того, как он занимается его усовершенствованием и реконструкцией, способность к концентрации уменьшается, и он теряет представление о принципе, лежащем в его основе. Результатов можно достичь, но всегда за счет потери качества.

Мой метод иной. Я не спешу приступать к практической работе. Когда у меня рождается идея, я сразу в воображении начинаю строить прибор. Я изменяю конструкцию, произвожу усовершенствования и у себя в мозгу привожу в действие этот прибор. И мне абсолютно безразлично, запускаю ли я свою турбину у себя в мыслях или испытываю в моей мастерской. Я даже могу заметить, что нарушилась ее балансировка. При этом не существует никакой разницы в результатах. Таким образом, я быстро развиваю новую концепцию и могу усовершенствовать ее, ни до чего при этом не дотрагиваясь. И как только я дойду до такой стадии, когда произведу в изобретении все возможные улучшения, которые я мог придумать, и когда больше не увижу нигде никаких недостатков, только тогда я воплощаю в конкретной форме продукт своего воображения. Мое устройство неизменно будет работать так, как я и рассчитывал, и результат эксперимента всегда получается таким, каким я его запланировал. За двадцать лет у меня не было ни одного исключения. Почему должно быть по-другому? Инженерная работа, электрическая и механическая, приносила позитивные результаты. Почти не существует проблем, которые не поддаются математической обработке и результаты которых не могут быть рассчитаны или определены заранее на основе имеющихся теоретических и практических данных. Я утверждаю, что воплощение на практике сырой идеи, как это обычно делается, является ничем иным, как потерей энергии, денег и времени". (Никола Тесла. Мои изобретения).

Стратегия Тесла имеет поразительное сходство со стратегией, описанной Моцартом, утверждавшим, что сначала он сочинял музыку в голове, а затем, когда она была готова, просто "переписывал" ее на бумагу (см. "Стратегии гениев", том 1). Моцарт писал, что видел музыку мысленным взором таким образом, что она была почти полностью завершенной и законченной в моем мозгу, так что я мог ее рассматривать, как прекрасную картину или статую... Поэтому перенесение на бумагу происходит достаточно быстро, поскольку, как я уже сказал, к этому моменту все уже закончено; и то, что написано на бумаге, очень редко отличается от того, что находилось в моем воображении". (Е. Холмс. Жизнь Моцарта, включая его переписку).

С другой стороны, стратегия изобретательства Тесла во многом отличалась от стратегии его современника и человека, который некоторое время был его коллегой, Томаса Эдисона, чьи методы Тесла, вероятно, и имеет в виду в своей критике. Эдисон, утверждавший, что "изобретение - это 1% вдохновения и 99% - пота", стремился к немедленному воплощению своих идей в материальные формы и к работе с ними. Эдисон, например, провел целых четырнадцать месяцев, испытывая различные материалы для того, чтобы найти такой, который был бы наилучшим для нити в электрической лампочке. Тесла называл подход испытаний и ошибок Эдисона методом "поиска иголки в стоге сена" и в конце концов стал его главным соперником. Хотя обе стратегии были очевидно эффективными, стратегия внутренней визуализации Тесла, вероятно, позволяла ему работать более эффективно с неосязаемыми вещами (такими, как магнитные поля), находящимися за пределами достижения нашего непосредственного сенсорного восприятия и, следовательно, вне нашей способности физически взаимодействовать с ними.