Адам смит идеи в экономике образования. Адам Смит: основные идеи, теории и труды экономиста

Адам Смит краткая биография шотландского экономиста и философа, основоположника классической школы политэкономии изложены в этой статье.

Краткая биография Адама Смита

Будущий экономист Адам Смит появился на свет в небольшом городке Керколди в Шотландии в семье работника таможни. Точная дата рождения не известна, но большинство исследователей придерживаются мнения о том, что Смит родился 5 июня 1723 года. И крещен, кстати, в этот же день. Отца мальчик так и не увидел, ведь он умер еще до рождения сына.

Среднее образование получил в местной школе. Мать старалась привить сыну любовь к книге. Смит проявил интерес к умственным занятиям. С 14 лет Адам изучал философию в университете в Глазго. Он получил диплом по квалификации магистр, а также стипендию для обучения. Через 3 года Смит поступает в Оксфордский колледж. Окончил его в 1746 году. В Эдинбурге с 1748 года при поддержке лорда Кэймса Адам читает лекции студентам по экономике, литературе и праву.

В 1750 году встретился с Дэвидом Юмом. Оказалось, что он разделяет взгляды Смита в религии, философии, экономике и политике. Вместе они написали несколько трудов, которые в период Шотландского просвещения сыграли важную роль.

В 1751 году экономист получил должность профессора логики в Глазго, читая лекции по политэкономии, риторике и праву. На основе лекций написал и опубликовал научную книгу в 1759 году под названием «Теория нравственных чувств». Она принесла ему популярность и стала самой известной его работой. В своей книге автор описал этические стандарты поведения, которые поддерживают в обществе стабильность, а также раскрыл морально-этический подход к решению равенства среди людей.

В 1764 году Смит отправляется во Францию в качестве сопровождающего приемного сына герцога Баклю. За эту работу ему платили очень хорошо и Смит бросает работу в Глазго, посвятив себя написанию новой книги.

В 1776 году Смит находился в Лондоне и закончил книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которую начал во Франции. Она по сей день считается фундаментом экономического образования.

В 1778 году Адам Смит переезжает в Эдинбург. Здесь он получил работу на должности таможенного комиссара. Он очень серьезно относился к работе, поэтому времени на научную деятельность у него практически не осталось. Смит начал делать наброски для своей третьей книги, однако дописать ее он не успел. Ученый велел сжечь все свои рукописи, почувствовав, что смерть уже не за горами.

Летом 1723 года в городке Керколди округа Файф в Шотландии родился Адам Смит. Достоверно известна лишь дата, когда он был крещен в местной церкви: 5 июня. Отец ребенка умер еще до рождения сына, а потому воспитание мальчика целиком и полностью легло на плечи матери. Когда Адаму исполнилось четыре года, его похитили цыгане, но вся округа поднялась, и отряд под руководством дяди мальчика вернул ребенка матери. Несмотря на плохое здоровье, Адам рано выучился читать, а мать позаботилась о том, чтобы мальчик получил хорошее начальное образование.

В четырнадцать лет Адам Смит отправился в Глазго и поступил в университет. Здесь он в течение двух лет изучал основы философии у известного преподавателя того времени Фрэнсиса Хатчисона. Очень многие яркие личности того времени были воспитаны на блестящих лекциях этого профессора, и его особая заслуга в том, что он первым в университете Глазго начал читать лекции на обычном, понятном всем языке, а не по-латыни.

Через два года Адам Смит получил степень «магистр искусств» и за успехи в учебе был награжден стипендией для получения дальнейшего образования. Местом своей учебы Адам выбрал Оксфорд и стал студентом Бейллиол-колледжа. Шесть лет учебы в Оксфорде Адам Смит позже назвал самыми бездарными и несчастливыми годами своей жизни. Дело в том, что к шотландцам англичане относились без особой теплоты, и даже преподаватели считали возможным насмехаться над выходцами из провинции. Если бы не упорный характер Адама и не его самостоятельные занятия, он мало бы вынес из стен Оксфорда. Кстати, уехал он оттуда, не получив положенного диплома.

Вернувшись в Шотландию, Адам Смит передумал становиться священником и решился зарабатывать на жизнь литературной деятельностью. Он подготовил и прочел в Эдинбурге публичные лекции по юриспруденции, изящной словесности и риторике. Эти лекции принесли Адаму Смиту определенную славу и даже официальное признание: он был приглашен преподавателем в университет Глазго и в 1751 году стал профессором логики, а еще через год - профессором нравственной философии. Сам Адам Смит не стремился к званиям и величию. Он был чужд политических и светских амбиций и считал, что счастье ни в коей мере не может зависеть от занимаемого человеком общественного положения, а истинную радость способны принести лишь любимая работа, хорошее здоровье и спокойствие духа. Кстати, кроме матери и кузины, у Адама Смита никогда не было семьи. По-видимому, причиной этому являлось то, что еще в юности его постигло серьезное разочарование, навсегда отвратившее от мыслей о женитьбе.

Лекции Адама Смита пользовались необыкновенной популярностью. Он разработал целый курс, включавший в себя этику, теологию, историю, политику и юриспруденцию. Для того чтобы услышать знаменитого лектора, люди приезжали из самых отдаленных мест. Немаловажным было и то, что лекции Адама Смита в обязательном порядке и исключительно горячо обсуждались во всех литературных обществах и клубах Глазго. Слушатели не только слово в слово повторяли выражения Смита - они даже старались подражать его движениям и манере говорить, считая это особым фактором убеждения. Между тем Адам Смит был очень далек от образа опытного и красноречивого оратора. Дикция его не отличалась отчетливостью, голос обладал излишней резкостью, а порой лектор едва ли не заикался. Темой для разговоров была и его пресловутая рассеянность. Частенько окружающие подмечали, что Адам тихо разговаривает при отсутствии собеседника, а то и даже возражает сам себе, а на лице его блуждает легкая улыбка.

В 1752 году Адам Смит познакомился и подружился с Дэвидом Юмом, шотландским философом и историком, имевшим притом славу крупного экономиста. Эти два человека были во многом схожи - оба с увлечением изучали политическую экономию и этику, оба обладали собственным взглядом на окружающую действительность, оба отличались пытливым складом ума. Они многому научились друг у друга, а некоторые гениальные идеи и мысли Юма Адам Смит развил в своих работах.

«Теория нравственных чувств», первое сочинение Адама Смита, было опубликовано в 1759 году. Эта работа принесла Смиту широкую известность, так как фактически исследовала психологию человека в обществе и определяла необходимость следования нравственным принципам. Необходимо отметить, что «Теория нравственных чувств» была одной из самых ярких работ, касающихся этики XVIII века. В своей книге Смит развил и продолжил идеи Шефтсберри и Юма, но вместе с тем разработал совершенно новую систему этики, являвшую новую ступень относительно систем его предшественников.

Популярность Адама Смита выросла настолько, что герцог Баклейский, отправляясь в поездку по Европе вместе со своей семьей, предложил философу сопровождать его. Возможно, Адам Смит и отказался бы от этого предложения, но герцог выдвинул весьма весомый аргумент - предложил профессору пожизненную пенсию в триста фунтов каждый год. Деньги были достаточно большие и позволяли Адаму Смиту не заботиться более о средствах к существованию, сосредоточив свои силы на написании новых книг.

Путешествие Адама Смита с герцогом Баклейским началось в 1764 году и продлилось немногим менее трех лет и проходило по городам Франции и Италии. В Париже Адам Смит смог свести близкое знакомство со многими выдающимися литераторами и философами той эпохи. Он беседовал с Гельвецием и Д’Аламбером, но, по его словам, особенно важные разговоры вел с блестящим экономистом и будущим контролером финансов Франции - Тюрго. Смит не особенно хорошо знал французский язык, но это не стало препятствием долгим беседам о политэкономии и свободной торговле. К тому же они оба во многом сходились во взглядах - к примеру, считали, что вмешательство государственной системы в экономику должно быть ограниченным.

Вернувшись в Шотландию, Адам Смит стал уединенно жить в родительском доме, посвятив все время главной книге своей жизни. Десять лет Адам Смит провел практически в полной изоляции от людей, утверждая в письмах к Юму, что спокойные размышления гораздо больше продвигают его в работе, нежели досужие собеседники. В 1776 году увидела свет книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он блестяще сочетал абстрактную теорию с детализированной характеристикой производства и торговли и особенностей их развития. Этой работой Адам Смит по всеобщему признанию создал фактически новую науку о взаимоотношении людей, государства и производства - политическую экономию. Труд этот состоит из пяти книг. Первая и вторая книги являются очерком теоретической экономики. Третья и четвертая посвящены истории экономических взглядов, связанных с европейской хозяйственной истории после падения Рима. В пятой книге Смит определил связи финансовой науки и науки об управлении. Основная идея, которую столь блестяще доказал экономист, заключена в том, что труд человека является фактором и источником всеобщего богатства. Адам Смит также пришел к выводу, что важнейшим двигателем экономического прогресса выступает разделение труда. Самым же важным для современников Адама Смита являлось то, что в своем труде он описал современную ему экономическую систему и показал непригодность ее к новых условиям хозяйствования. Идеи Адама Смита фактически вставали на защиту нарождавшейся буржуазии, служили именно ей, хотя сам экономист был очень далек от защиты интересов землевладельцев, буржуазии или аристократов.

В 1778 году Адаму Смиту предложили занять должность в Таможенном совете Шотландии. Он согласился и переехал в Эдинбург на постоянное место жительства. Теперь его приезды в Лондон обязательно сопровождались чтением лекций по экономике, которые публика воспринимала как откровения и встречала с восхищением. Одним из восторженных почитателей Адама Смита был Уильям Питт-младший, будущий премьер-министр Англии, пытавшийся позже реализовать основные принципы экономики Адама Смита на практике. Времени на изучение знаменитой книги у премьера было много - ведь когда он ознакомился с этим трудом, ему исполнилось всего восемнадцать лет.

В 1787 году Адам Смит был избран на должность ректора университета Глазго. В том же году он в последний раз приезжал в Лондон - для участия в традиционном обеде известных политиков Англии. Адам Смит опоздал на этот обед, а когда вошел в зал, все присутствующие поднялись на ноги. Смущенный таким приемом, экономист пробормотал: «Садитесь, джентльмены!», но ему ответили: «Ни в коем случае! Мы останемся стоять, пока не сядете вы - наш учитель». К слову, Адам Смит искренне восхищался Уильямом Питом-младшим, утверждая, что этот человек понимает его идеи гораздо лучше, чем сам их автор.

Более Адам Смит никогда не покидал Эдинбург. Вскоре умерла его мать, и, по словам друзей, Смит совсем пал духом после этой потери. Он стал еще более нелюдимым и к тому же очень серьезно заболел. Великий экономист умер 17 июля 1790 года. Перед своей смертью он приказал уничтожить все неоконченные свои работы, как бы в очередной раз напоминая потомкам о презрении к мирской суете и тщеславию.

Родился Адам Смит в маленьком городе Керколди (округ Файф, Шотландия) в семье таможенного работника. Дата его рождения достоверно не известна. Многие ученые придерживаются мнения, что Смит был рожден и крещен 5 июня 1723 года. Отец Смита умер еще до его рождения. Учился Адам в местной школе, где получил хорошее образование. С раннего детства он был окружен книгами, которые очень любил читать, и проявлял большой интерес к умственным занятиям.

Смит обучался философии в университете в Глазго с 14 лет, где получил диплом магистра и стипендию для дальнейшего обучения. Спустя три года поступил в колледж в Оксфорде, который окончил в 1746 году. С 1748 года в Эдинбурге Адам при поддержке лорда Кэймса начал читать студентам лекции по литературе, экономике, праву и другим предметам.

В 1750 году в жизни Смита состоялась важная встреча с Дэвидом Юмом, который разделял его взгляды в философии, религии, политике и экономике. Их совместные труды сыграли значимую роль в период Шотландского просвещения.

В 1751 Смит был профессором логики в Глазго. Там он читал лекции по риторике, политэкономии, праву. На материалах своих лекций им была написана и опубликована научная книга «Теория нравственных чувств»(1759), которая стала одной из самых известных его работ. В этой книге Смит раскрыл этические стандарты поведения, поддерживающие стабильность в обществе, а также описал подход к морально-этическому равенству среди людей.

Начиная с 1764 года Адам Смит окончил преподавательскую деятельность в Университете Глазго. На два года он отправился во Францию сопровождать приемного сына герцога Баклю в заграничной поездке. За эту работу Смиту хорошо платили, он продолжал работать над своей книгой и мог не возвращаться в Глазго.

В 1776 году в Лондоне Смит закончил работу над книгой «Исследование о природе и причинах богатства народов», начатую еще во Франции. Именно эта работа принесла Адаму Смиту мировую славу. В ней автор подвергает анализу идею экономической свободы, освобождения экономики от влияния государства, которое препятствует ее нормальному развитию. Эта книга считается главной основой экономического образования и по сей день.

Адам Смит переехал в Эдинбург в 1778 году, где получил должность таможенного комиссара. Серьезное отношение к работе не оставляло времени на научную деятельность, но все же Смит делал наброски своей третьей книги, которую так и не удалось дописать. Перед смертью он велел сжечь все рукописи.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

(июнь 1723 — 17.07.1790), шотландский экономист и

философ, один из основоположников современной экономической

теории.

Краткая биография

Адам Смит (Adam Smith)

Шотландский экономист и

философ, один из крупнейших представителей
классической политэкономии, родился в
городке Керколди (Шотландия) в июне 1723 года
(точная дата его рождения неизвестна) и
крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском
округе Файф, в семье таможенного чиновника.
Его отец умер за 6 месяцев до рождения Адама.
В возрасте 4 лет он был похищен цыганами,
но быстро спасен его дядей и возвращен матери. Предполагается, что
Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено
записей о его братьях и сестрах.

В 1737 году поступил в Университет Глазго. Там, под руководством
Френсиса Хатчесона он изучал этические основы философии. Хатчесон
оказал сильное влияние на его мировоззрение.

В 1740 получил степень магистра искусств и частную стипендию для
продолжения учебы в Оксфорде, где в Бейллиол-колледж Оксфордского
университета он проучился до 1746 года. Однако его не устраивал
уровень преподавания, так как большинство профессоров даже не читали
своих лекций. Смит возвращается в Эдинбург, намереваясь заняться
самообразованием и чтением лекций. В 1748 году под покровительством
лорда Кэймса он приступает к чтению лекций по риторике, искусству
написания писем, а позднее и по экономической философии.

В 1748 Смит под покровительством лорда Кэймса приступает к чтению
публичных лекций по литературе и естественному праву в Эдинбурге,
потом по риторике, искусству написания писем, а позднее и по
экономической философии, а также по предмету «достижение богатства»,
где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной
и простой системы природной свободы», и так до 1750 года.

С 1751 Смит — профессор логики в университете Глазго, с 1752 — профессор
моральной философии. В 1755 опубликовал свои первые статьи в журнале
«Эдинбургское обозрение» («Edinbourgh Review»). В1759 Смит выпустил в
свет философский труд по этике «Теория нравственных чувств»,
принесший ему международную известность. В 1762 Смит получил
ученую степень доктора юридических наук.

В последствии его лекции нашли свое отражение в самой известной
работе Адама Смита: «Исследование о природе и причине богатства
народов». При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько
зарубежных изданий и переводов.

Примерно в 1750 году Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом,
который был старше его почти на десятилетие. Их труды по истории,
политике, философии, экономике и религии показывают схожесть их
взглядов. Их альянс играл одну из важнейших ролей в период
возникновения Шотландского просвещения.

В 1781 году, всего в 28 лет, Смита назначают на должность профессора
логики в Университете Глазго, в конце года он перешел на кафедру
моральной философии, на которой и преподавал до 1764 года. Он читал
лекции по риторике, этике, юриспруденции и политической экономике.
Написанная Адамом Смитом в 1759 году научная работа «Теория
моральных чувств» содержащая материалы из его лекций принесла ему
известность. В статье обсуждались стандарты этического поведения,
которые поддерживают общество в состоянии стабильности.
Однако научный интерес А. Смита сместился к экономике, отчасти это
было влияние его друга — философа и экономиста Давида Юма, а так же
участием Смита в глазговском клубе политической экономии.

В 1776 году Адам Смит оставил кафедру и, приняв предложение от
политического деятеля — герцога Баклю, сопровождать в заграничном
путешествии пасынка герцога. Прежде всего, предложение для Смита
было интересно тем, что герцог предложил ему плату, значительно
превышавшую его профессорский гонорар. Это путешествие длилось
более двух лет. Полтора года Адам Смит провел в Тулузе, два месяца в
Женеве, где он встречался с Вольтером. Девять месяцев они жили в
Париже. В это время он тесно знакомится с французскими философами:
д’Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами: Ф. Кенэ и
А. Тюрго.

Публикация в Лондоне в 1776 книги «Исследование о природе и причинах
богатства народов» (которую Смит начал еще в Тулузе) приносит Адаму
Смиту широкую известность. В книге детально описываются последствия
экономической свободы. Система, объясняющая работу свободного
рынка, до сих пор является основой экономического образования. Одно из
ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения
экономики от государственной регламентации, препятствующей
естественному развитию хозяйства. По мнению Смита, желание людей
покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому
все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт
вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег. Самый
известный афоризм Смита — невидимая рука рынка — фраза, которую он
использовал для объяснения эгоизма, как эффективного рычага в
распределении ресурсов.

В 1778 году Смит получил должность таможенного комиссара Шотландии и
селится в Эдинбурге.

В ноябре 1787 года Адам Смит становится почетным ректором
университета Глазго.

Умер 17 июля 1790 года в Эдинбурге после продолжительной болезни.
Существует версия, что незадолго до смерти Смит уничтожил все свои
рукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных «Опытах о
философских предметах» в 1795 году, через пять лет после его смерти.

По материалам: Википедия, ru.wikipedia.org

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

СМИТ, АДАМ (Smith, Adam) (1723–1790), шотландский экономист и философ, основатель классической школы политической экономии. Родился в Керколди (близ Эдинбурга, Шотландия), был крещен 5 июня 1723. Учился в местных школах и в университете Глазго, где испытал влияния Ф.Хатчесона , затем в Бейллиол-колледже Оксфордского университета (1740–1746). В 1748 читал лекции в Эдинбурге. В 1750 познакомился с Д.Юмом . В 1751 получил кафедру логики в университете Глазго, на следующий год – кафедру моральной философии, которую занимал до 1764. Став наставником юного герцога Баклея (приемного сына канцлера казначейства Чарлза Таунзенда), много путешествовал с ним по Франции, где, по-видимому, встречался с Кенэ, Тюрго и Неккером, а также с Вольтером , Гельвецием и Д"Аламбером и начал работу над Богатством народов .

В 1759 Смит опубликовал труд Теория нравственных чувств (The Theory of Moral Sentiments ), в котором доказывал, что нравственные чувства возникают из чувства симпатии и направляются разумом, несмотря на то, что главной движущей силой являются страсти, прежде всего направленные на самосохранение и преследующие эгоистические интересы. Внутри каждого человека имеется своего рода «внутренний человек», «беспристрастный наблюдатель», судящий все его поступки и вынуждающий индивида к самосовершенствованию; на социальном уровне эти же функции выполняют общественные институты. (В Богатстве народов Смит рисует картину эволюции общественных институтов и излагает принципы современного устройства, при котором они обусловлены рыночной экономикой – или действием закона laissez-faire; предложенную им концепцию общества – последней, коммерческой стадии общественного развития – Смит называл «системой совершенной свободы».) После возвращения из Франции (1766) Смит жил в Лондоне, тесно сотрудничая с лордом Таунзендом, был избран членом Королевского общества, познакомился с Бёрком, Сэмюэлом Джонсоном, Эдуардом Гиббоном и Бенджамином Франклином , а затем поселился в своем доме в Керколди, чтобы вплотную заняться написанием своего главного труда. В 1773 он вернулся в Лондон. 9 марта 1776 вышло в свет его знаменитое Исследование о природе и причинах богатства народов (An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations ), состоявшее из пяти разделов: 1) разделение труда и рента, заработная плата и прибыль; 2) капитал; 3) исторический обзор развития Европы, анализ и критика меркантилизма как системы привилегий; 4) свобода торговли; 5) доходы и расходы государства. Труд содержал также известный тезис Смита о «невидимой руке» конкуренции как движущей силе развития экономики и важнейшем общественном институте, представляющем на социальном уровне «внутреннего человека». Вскоре после выхода в свет Богатства народов Смит получил должность таможенного комиссара Шотландии и поселился в Эдинбурге. В ноябре 1787 стал почетным ректором университета Глазго.

Незадолго перед смертью Смит, по-видимому, уничтожил почти все свои рукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных Опытах о философских предметах (Essays on Philosophical Subjects , 1795).