Алексей i комнин, император византии. Злодеи и авантюристы

История древней Церкви

Антиеретическая деятельность императора Алексея I Комнина

Прежде чем говорить об антиеретической деятельности имп. Алексея I Комнина, сначала стоит несколько слов сказать о нем самом.

1. Личность имп. Алексея I Комнина

Родился он ок. 1057 г. Путем государственного переворота в начале апреля 1081 г. Алексей Комнин стал императором. На протяжении всего правления вел непрерывные войны и сложную дипломатическую игру с норманнами, сельджуками, печенегами и половцами. Для борьбы с сельджуками имп. Алексей обратился к папе Римскому с просьбой – помочь в борьбе с мусульманами. 26 ноября 1095 г. папа Урбан II на Клермонском соборе призвал христиан направиться на Ближний Восток и отвоевать Иерусалим. В начале 1118 г. здоровье императора сильно ухудшилось, и его отправили в Манганский дворец, под опеку его жены. Ночью 15 августа император Алексей I Комнин скончался.

2. Начало антиеретической деятельности. Ересь Иоанна Итала

В подавляющем числе византийских источников, особенно в «Алексиаде», император Алексей Комнин представлен строгим ревнителем благочестия, уделяющим много времени богословским проблемам. Уже в 1082 г., на следующий год после воцарения Алексея, состоялся суд над Иоанном Италом.

Тут стоит отметить, что большинство ересей этого времени было связано с деятельностью Иоанна Итала, а точнее с теми философскими тенденциями, которые он воспринял и развил в своих сочинениях. «Философское движение XI века подкапывалось под основной христианский догмат о воплощении Спасителя». Итал учил, что, ὁ Θεὸς λόγος φσει ἐθέωσε τὸ πρόσλημμα. Эта формулировка получила рецепцию у многих других авторов эпохи Алексея I Комнина. Исходя из этого, можем сделать вывод, что догмат об ипостасном соединении во Христе божественного и человеческого естества был «камнем преткновения и соблазна, который обратил внимание Церкви на современную философию»,о чем свидетельствует целый ряд отлучений, возглашенных против Иоанна Итала и лиц, которые имели с ним более или менее близкие отношения.Сюда стоит отнести и митрополита Халкидонского Льва, и митрополита Никейского Евстратия, и наконец монаха Нила, с которым были близки константинопольские армяне.

3. Борьба с павликианством

Название «павликиане» предположительно происходит от имени апостола Павла. Эта ересь зародилась в VII веке на Востоке Византии (в Западной Армении). Согласно учению павликиан, истинный, совершенный Бог имеет прямое отношение только к духовному миру, тогда как творцом видимого мира является демиург.

Павликиане придерживались дуалистической антропологии. В их представлении, человеческая природа состоит из двух сущностей: сотворенной демиургом телесной, состоящей из материи, и духовной, имеющей божественное происхождение. При этом зародыш божественной жизни содержится в каждом человеке, и каждый при благоприятных условиях способен в той или иной форме воспринять послание божественной правды. Демиург, «сотворив» человека путём соединения его духовной и телесной сущностей, пытался удержать первого человека в абсолютном рабстве. Отсюда – и повеление не есть от дерева познания добра и зла. Но Адам ослушался повеления демиурга, и его непослушание разорвало оковы рабства; таким образом он и его род достигли осознания своей высшей природы. Павликиане не считали грехопадение в Эдеме грехом, а наоборот, благом и необходимой предпосылкой для будущего искупления.

Каждая душа, согласно павликианам, содержит Божественное откровение, и благодаря этому способна противостоять влиянию демиурга.

Спаситель, согласно учению павликиан, пришёл на Землю в качестве небесного существа, и после выполнения Своей земной миссии возвратился в Своё небесное обиталище. Тело Спасителя напоминало обычное только внешним видом, на самом же деле состояло из некоего «тонкого» вещества, привнесенного из Высшего мира, что дало Ему возможность совершить чудеса, описанные в евангелиях. Исходя из этого, павликиане придавали распятию Христа символическое значение и не почитали Креста Господня. Также павликиане не почитали Богородицу, не признавали Таинства, отвергали церковную иерархию, осуждали почитание святых и икон, выступали за социальное равенство.

4. Борьба с богомильством

Богомилы названы по имени (или прозвищу) первого ересиарха – попа Богомила. Ересь возникла, по-видимому, среди сельского населения Болгарии в начале X в. Впервые упоминается в письме Патриарха Константинопольского Феофилакта (933 – 956) болгарскому царю Петру.

Учили богомилы о существовании двух начал в мире – Небесного Отца и Сатанаила. Первый причастен всему доброму, светлому, духовному и будет иметь власть только в будущей жизни, а второй причастен всему злому, темному, материальному и является творцом и правителем видимого мира . Небесный Отец, или Высочайший Бог, как его еще называли богомилы, создал огромную невидимую Вселенную до Седьмого Неба и основные стихии и управлял ими вместе со своим первородным сыном Сатанаилом. Последний, завидуя Отцу, решил стать независимым от Него и поставить трон на Седьмом Небе. Он привлек на свою сторону часть подчиненных ему ангелов. Бог узнал об этом и низверг их с Неба. Тогда он с помощью неотнятого божественного дара создал из хаоса видимые небо и землю с морями и океанами, небесные светила, растения и животных, а затем сотворил и человеческие тела (Адама и Еву), но не смог вдохнуть в них душу и был вынужден обратиться к Отцу с просьбой послать свое божественное дыхание для оживления их. Бог сжалился и оживил первых людей. Поэтому, по учению богомилов, тело человека – от злого творца, а душа – от доброго Бога. На протяжении всего периода Ветхого Завета людьми управляли именно силы Сатанаила. Небесный Отец произвел из Себя второго (младшего) Сына, Иисуса, или Слово, который явился в мир в эфирном теле, имевшем только вид человеческого. Иисус через три дня после своей призрачной смерти явился перед Сатанаилом во всем своем величии, отсек из его имени слог «ил», тем самым лишив его божественности. Затем Иисус вознесся на Небо и занял 2-е после Отца место. После этого Высочайший Бог произвел из Себя Святой Дух, который действует на души людей. Те, кто ощутил на себе действия Святого Духа, а это прежде всего богомилы, не умирают, а переселяются в царство Небесного Отца. Царство же Сатаны на Земле продлится до Второго пришествия, когда он и его служители будут отправлены в ад.

Мы сказали, во что верили богомилы, теперь поговорим о том, во что они не верили. Богомилы отвергали Ветхий Завет, не посещали храм, отрицали молитву, за исключением «Отче наш», не считали Деву Марию Богородицей, не почитали Креста Господня, не признавали Воскресение Христово, церковные Таинства, не почитали святые мощи, иконы, праздники. Богомилы считали, что между Богом и человеком не нужен посредник (духовенство). Не признавали решения Вселенских и Поместных Соборов и сочинения церковных авторов, отвергали светскую власть и царя, осуждали богатство.

В Константинополе проповедовал ересь богомильства некий монах Василий. Он имел двенадцать учеников или, как он их назвал, апостолов, которые ему помогали. Многие прельстились ересью богомильства за ее аскетичность.

В связи с этим император Алексей начал борьбу с богомилами . Чтобы Василий раскрыл свое учение, император вызывал его к себе во дворец под предлогом желания стать его учеником. Комната, в которой император принимал ересиарха, была разделена на две половины занавесом, за которым находился писец и записывал все, что говорил еретик. Таким образом, Василий был обличен в ереси, но он отказался принести покаяние, за что был приговорен к сожжению. До исполнения приговора император Алексей посадил Василия в темницу, откуда часто его призывал и предлагал отказать от своих заблуждений, но еретик был непреклонен.

Тогда Алексей Комнин вызвал к себе двенадцать апостолов Василия, чтобы узнать о их вере, но те полностью во всем были согласны со своим учителем. Все они также были приговорены к сожжению. Также были вызваны и другие единоверцы Василия, некоторые из них также упорствовали в ереси, другие отрицали все обвинения. Чтобы не осудить никакого истинного христианина как богомила, и, наоборот, чтобы никто из богомилов не смог притвориться православным, император придумал для этого следующую уловку.

Взойдя на свой трон, Алексей начал процесс против богомилов. Император приказал распалить два костра, а в центре одного из них вбить крест. Таким образом, непритворно придерживающиеся православной веры, должны были выбрать костёр с крестом, чтобы пострадать за свою веру, как подобает истинному христианину. «Ведь, – как сказал Алексей Комнин, – лучше самому умереть как христианину, чем, оставаясь жить, подвергнуться преследованиям как богомил и возмущать совесть многих людей» . Обвиняемые поделились на две группы, и как только пришло время им войти в огонь, император приказал остановить казнь. Отличив истинных христиан от богомилов, император освободил их, а еретиков приказал вновь поместить в темницу. Чтобы и далее не возмущать души людей, Василий был помещен в отдельную камеру. Остальные богомилы призывались к покаянию и наставлялись в истинной вере. Некоторые из еретиков покаялись и были освобождены, а упорствующие богомилы закончили свою жизнь в тюрьме.

Что касается Василия, то он был окончательно приговорен к сожжению. Ему также дали выбрать между простым костром и костром с крестом, но еретик умер не раскаявшись.

5. Борьба с армянской ересью

Теперь перейдем к следующей ереси, с которой боролся Алексей Комнин. Потребность возвращения к полемике с армянами восходит к нескольким событиям, одно из которых – Константинопольский Собор 1087 г. Необходимость Собора была вызвана деятельностью некоего монаха по имени Нил, который учил о ипостасном соединение во Христе двух природ в монофизитском духе. Как сообщает Анна Комнина: «Человек этот, ловко носивший маску добродетели, пришел – не знаю откуда – в столицу, где жил замкнуто, в неустанном изучении священных книг… Не имея наставника, который с самого начала раскрыл бы ему сокровенный смысл священного писания, он прилежно изучал сочинения святых отцов, но так как не был искушен в словесных науках, то извратил смысл писания» . Также Анна утверждает, что Нил не разбирался в богословской терминологии, потому не понимал, что такое «ипостасное соединение», и даже не понимал, что в отдельности собой представляют понятия «ипостась» и «соединение» .

Дело в том, что на тот момент в столице проживало большое количество армян. И Нил, найдя общий язык, видимо, с наиболее видными армянами Тиграном и Арсаком, начал открыто проповедовать, что «τῷ φύσει θεωθὴται τὸ πρόσλημμα» . Это вызвало соблазн в народе, многие стали внимать лжеучению Нила и армян.

Император Алексей, как великий религиозный деятель, вызвал Нила на аудиенцию, в ходе которой объяснял ему образ ипостасного соединения природ во Христе согласно святоотеческому учению. Но Нил остался тверд в своей ереси, потому император принимает решение созвать в Константинополе Собор епископов во главе с патриархом Николаем III Грамматиком. На Соборе Нил провозгласил свое учение, твердо отстаивая его и приводил аргументы в его пользу, за что был предан вечной анафеме. Также синод посчитал необходимым напомнить всем догмат об ипостасном соединении природ во Христе в свете святоотеческого учения Церкви . Так как армяне были возбуждены ересью Нила, но их лидеры Тигран и Арсак не были осуждены на Соборе, император написал к армянам послание, в котором изложил образ соединения природ во Христе, используя образ проникновения огня в железо. Подробнее это сочинение рассмотрим позже.

Но это не единственное событие, заставшее императора Алексея I Комнина возвратиться к полемике с армянами.

6. Армяне и другие еретики в Филиппополе

В 1114 г. император с войском отправляется в Филиппополь из-за войны с половцами . Так как здесь проживало множество еретиков различных направлений, император начал в свободное от военных дел время процесс по искоренению местных ересей: богомильства, павликианства, а также ереси армян, то есть монофизитской ереси . Для этого Алексей проводил публичные дискуссии, в которых также участвовали епископ Филиппополя, Никифор Вриений, и митрополит Никейский Евстратий. Сам император Алексей, при непосредственном участии Никифора, очень много времени уделял подобным беседам, в частности дискуссиям с павликианами . Как свидетельствует Анна Комнина: «Прения нередко продолжались с утренней зари до глубокой ночи, Алексей не прекращал беседы и часто оставался без пищи» .

Но основная роль в богословском диалоге с армянами была возложена на митрополита Евстратия. Его деятельность оказалась безрезультатной, так как он сам впал в заблуждение, за что был осужден на Константинопольском Соборе в 1117 г.

В связи с таким ходом дел, императору пришлось взять под личный контроль борьбу с ересями в Филиппополе. Если учесть тот факт, что богомилы и павликиане, как уже было сказано ранее, учили о двух враждующих началах: Небесном Отце и демиурге или Сатанаиле , становится очевидно, что они были ересями особо опасными для православного христианства, так как их учение в корне противоречило традиционной православной доктрине и при этом легко распространялось. Также богомилы и павликиане отвергали церковную иерархию и выступали за социальное равенство, от чего часто бунтовали, что, естественно, было опасно для Византийского государства. А так как в Филиппополе по различным причинам оказалось множество богомилов и павликиан, то Алексей Комнин всех упорствующих еретиков заключал в темницу и периодически вызывал на беседу, а если они и после этого не отказывались от своих заблуждений, то через какое-то время император прекращал свои беседы, и еретики проводили остаток дней в заточении, точно так же, как это было в Константинополе .

Всем же отказавшимся от заблуждений император покровительствовал и даровал титулы и земли.

7. Евфимий Зигабен и его «Догматика паноплия»

Еще одной заслугой имп. Алексея является написание православного сборника по описанию и опровержению существующих на тот момент ересей. По поручению императора Евфимий Зигабен написал сборник «Догматика паноплия».
Евфимий Зигабен (Ζιγαβηνός или Ζυγαδηνός, в рукописях встречаются Ζηγαβηνός, Ζιγαβινός, Ζυγαβηνός, Ζηγαμβρηνός) родился ок. 1050 г. в малоизвестной деревне Зигада (Ζύγαδα), или Зигадон (Ζύγαδον). Евфимий Зигабен (в миру Иоанн) был монахом расположенного в Константинополе моностыря Богородицы Перивлепты. Он получил хорошее образование. Учителем Евфимия был Иоанн Итал. По предположению А. Папавасилиу, Евфимий Зигабен знал древнееврейский язык и, возможно, арабский . При дворе имп. Алексея I Комнина он был в должности протасикрита . По свидетельству дочери имп. Алексея I Анны Комнины, Евфимий Зигабен был знаком с высшим духовенством. В 1110 г. он, как уже было упомянуто, выпускает в свет «Догматическую паноплию». Евфимий принимал деятельное участие в разоблачении еретических взглядов главы богомилов монаха Василия. После царствования имп. Алексея I Комнина данные о его жизни отсутствуют. Скончался ок. 1122 г.
Теперь рассмотрим главный труд Евфимия Зигабена. «Догматическая паноплия» состоит из 28 глав, которые составлены способом компиляции отдельных отрывков из святых отцов. Предварительная работа по отысканию соответствующих святоотеческих мест, как указано в прологе, была проведена разными лицами, и лишь объединение собранных отрывков было поручено Евфимию Зигабену, а также настоятелю монастыря на горе Ганос Иоанну Фурну. Первые семь глав посвящены изложению православного вероучения. С 8-й главы начинается опровержение различных еретических учений.

8. Выводы

Исходя из всего сказанного, можем сделать следующие выводы:

  • имп. Алексей Комнин был великим ревнителем и защитником православной веры;
  • принимал активное участие в борьбе с ересями своего времени;
  • писал богословские сочинения;
  • по его инициативе был написан сборник, описывающий и опровергающий существовавшие и существующие на тот момент ереси, под названием «Догматическая паноплия».

Григорян Арсен Артурович

Успенский Ф.И . Богословское и философское движение в Византии XI и XII веков // Журнал министерства Народного Просвещения. 1891. Ч. 277. С. 127.


Бог Слово природно обожил человеческое естество. [См. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. СПб., 1891. С.186.]

Алексей I Комнин

(ок. 1057–1118, имп. с 1081)

Род Комнинов происходил из фракийского городка Комны. Хотя один из его представителей - Исаак I - уже занимал престол ромейской державы, основателен династии Комнинов стал его племянник Алексей.

Алексей Комнин, как и все правившие императоры этой семьи, был человеком незаурядным. Способный военачальник, он выдвинулся при Михаиле VII. Никифор III Вотаниат также счел нужным воспользоваться его услугами, поручив борьбу с мятежниками во Фракии и Иллирии. Постепенно Алексей и его родня, особенно старший брат Исаак и мать Анна Далассина, стали тяготиться правлением неспособного Вотаниата. Когда же последний объявил о своем решении назначить наследником власти племянника Синадина, а не Алексея, чего тот заслуживал и, вероятно, ожидал, Комнины начали готовить мятеж, опираясь на войска и многочисленных влиятельных при дворе родственников. Зимой 1081 г. Алексей отказался возглавить борьбу с взбунтовавшимся Никифором Мелиссином, своим зятем. Шаг этот навлек на Алексея серьезные подозрения василевса, но Никифор III все-таки приказал ему выступить против союзных Мелиссину турок, занявших Кизик. Армия Комнина собиралась к походу у стен Константинополя. Наконец, Вотаниат выказал удивление по поводу ее многочисленности (он приказал севасту взять лишь несколько отрядов). Алексей, смеясь, ответил царю, что с высоты башен войско у крепости всегда кажется больше, чем на самом деле. Понимая, что императорского доверия он уже лишен, в начале февраля Алексей обошел дома своих константинопольских сторонников (прежде всего среди военной аристократии), договариваясь о содействии, и в ночь на 8 февраля 1081 г. бежал с братом Исааком во Фракию, во избежание погони подрубив ноги скакунам императорской конюшни.

Обосновавшись во фракийском городе Цуруле, братья принялись стягивать войска и призывать к мятежу вельмож. Одним из первых приглашение поучаствовать получил кесарь Иоанн Дука: «Мы приготовили очень хорошее кушанье с приправой, если хочешь разделить с нами угощение, приходи как можно скорее принять участие в пире» (Ан. Комн., ). Еще в Цуруле братья поделили власть. Хотя Исаак был старше, Алексея отличала куда большая популярность среди воинов, он и возглавил бунт. Исаак впоследствии получил высший после императорского титул севастократора, специально для него изобретенный.

Свергнув после недолгой борьбы Вотаниата и короновавшись (4 апреля 1081), Алексей I Комнин получил жуткое наследство. Расстроено было все - армия, промышленность, финансы, управление. Турки, призванные Мелиссином, отняли почти всю Малую Азию с городами Брусой и Никеей и вышли к Пропонтиде. На севере империи грозили печенежские орды, а в Италии уже поднимал паруса флот Роберта Гвискара, нацеленный на Далмацию. «Ко всему прочему, - писал немецкий историк XIX в. Герцберг, - под впечатлением событий, имевших место после брака Зои с Романом III, среди знати склонность захватывать корону превратилась в настоящую эпидемию» .

С Никифором Мелиссином новый автократор разобрался по-родственному, и тот сложил оружие, в обмен получив не пол-Византии, как ранее предлагал Комнину, а титул кесаря и Фессалонику в удел. Настало время разобраться с норманнами. Алексей I заключил мир с сельджуками, союзы с Венецией и германским королем Генрихом IV. Обеспечив себе таким образом дипломатическое прикрытие, василевс повел армию ромеев в Далмацию, где высадилось и осадило Диррахий тридцатитысячное войско грозного Роберта Гвискара. Местные славяне с удовольствием помогали норманнам, мечтая об освобождении от власти ненасытных византийских чиновников. 18 октября 1081 г. Алексей Комнин вступил в бой с силами Роберта. Не выдержав атаки тяжелой варяжской (точнее, варяго-русско-англосакской) пехоты Комнина, норманны бросились наутек, и чудом храброй Гаите, наложнице Гвискара, удалось остановить бегущих воинов и снова двинуть их в бой. Утомленные преследованием варяги были смяты и перебиты, а панцирная кавалерия Гвискара (1300 итало-норманнских рыцарей) опрокинула уступавших ей по боевым качествам греческих катафрактов. Зетский князь, союзник византийцев, предал их и не вступил в сражение. Разгром был полный, ромеи отступили, Диррахий пал. В этом сражении Алексей продемонстрировал свою исключительную храбрость, за которую его так любили воины. «Лучше умереть в мужественном бою, - по словам его дочери, любил повторять Алексей, - чем спасти жизнь ценой позора!» .

Норманны, постепенно двигаясь на восток, разграбили Эпир, Македонию и Фессалию. Однако здесь их успехи закончились. Хотя Византия и была в этот момент слаба, у руля власти стоял государь талантливый и упорный, который в кратчайший срок сумел организовать отпор, выстоять и победить. Зимой 1082 г. он пошел на крайнюю меру - конфисковал часть церковных сокровищ для платы наемникам, а в мае привлек на свою сторону венецианцев, дав им обширные торговые привилегии. Против тяжелой рыцарской конницы Алексей научил войска действовать хитростью - разбрасывать перед конями стальные шипы, защищаться повозками, и организовал отряды стрелков, вооруженных мощными дальнобойными луками. Кроме того, Алексей, будучи незаурядным дипломатом, с охотой поощрял политических противников Роберта в Италии и нанимал турецкие воинские контингенты. Флот венецианского дожа Доменико Сельво наносил норманнам поражение за поражением. Тем временем Роберт Гвискар прочно увяз в Италии, сначала выручая папу Григория VII, а затем подавляя мятежи в собственных владениях. Его сыну Боэмунду Алексей нанес поражение в Фессалии, при Лариссе (ок.1082). Лишь через два года Роберт вернулся в Далмацию и возглавил флот. Смешанная греко-венецианская эскадра была разбита, но в июле 1085 г. Гвискар умер, а спустя недолгое время василевс выбил норманнов с Балкан.

Однако положение в Европе не доставляло императору радости, так как набеги кочевников на Фракию становились с каждым разом все более опустошительными. В 1086 г., отражая один из таких набегов, погиб любимец императора, великий доместик Григорий Бакуриани. Годом позже восьмидесятитысячная орда перешла Дунай по льду, император отбросил их назад, но ненадолго. Осенью 1088 г. Алексей возглавил поход против печенегов к захваченной ими Дристре (Доростолу). Отступая после неудачной осады крепости, на марше во фракийских горах византийская армия была рассеяна превосходящими силами печенегов. Сам Алексей, несмотря на в очередной раз проявленную исключительную доблесть и мужество, вынужден был спасаться бегством до крепости Голоя, по поводу чего в столице злые шутники сложили песенку: «От Дристры до Голои хороша станция, Комнин!»

К началу 1090-х гг. положение у стен Константинополя сложилось отчаянное. Слабо подчинявшийся иконийскому султану эмир Смирны, некий Чаха, пират, разбив ромейский флот, захватил Клазомены, Фокею и угрожал столице империи. Печенеги вышли к Босфору и начали переговоры с турками о совместном нападении на Византию. Император обратился с письмом к западным государствам, умоляя спасти древний форпост христианства на Востоке: «Святейшая империя христиан греческих сильно утесняется печенегами и турками: они грабят ее ежедневно и отнимают ее области. Убийства и поругания христиан, ужасы, которые при этом свершаются, неисчислимы и так страшны для слуха, что способны возмутить самый воздух. Турки подвергают обрезанию детей и юношей христианских, насилуют жен и дев христианских на глазах у их матерей, которых они при этом заставляют петь гнусные и развратные песни. Над отроками и юношами, над рабами и благородными, над клириками и монахами, над самими епископами они совершают мерзкие гнусности содомского греха.

Почти вся земля от Иерусалима до Греции и вся Греция с верхними [азиатскими] областями, главные острова, как Хиос и Митилина [Лесбос], и другие острова и страны, не исключая Фракии, подверглись их нашествию. Остается один Константинополь, но они угрожают в скором времени и его отнять у нас, если не подоспеет быстрая помощь верных христиан латинских. Пропонтида уже покрыта двумястами кораблей, которые принуждены были выстроить для своих угнетателей [малоазийские] греки: таким образом Константинополь подвергается опасности не только с суши, но и с моря. Я сам, облеченный саном императора, не вижу никакого исхода, не нахожу никакого спасения: я принужден бегать перед лицом турок и печенегов, оставаясь в одном городе, пока их приближение не заставит меня искать убежища в другом.

Итак, именем Бога и всех христианских провозвестников, умоляем вас, воины Христа, кто бы вы ни были, спешите на помощь мне и греческим христианам. Мы отдаемся в ваши руки; мы предпочитаем быть под властью латинян, чем под игом язычников. Пусть Константинополь достанется лучше вам, чем туркам и печенегам. Для вас должна быть так же дорога та святыня, которая украшает город Константина, как она дорога для нас.

Если, сверх ожидания, вас не одушевляет мысль об этих христианских сокровищах, то я напоминаю вам о бесчисленных богатствах и драгоценностях, которые накоплены в столице нашей. Сокровища одних церквей константинопольских, в серебре, золоте, жемчуге и драгоценных камнях, в шелковых тканях, могут быть достаточны для украшения всех церквей мира. Но богатства Софийского храма могут превзойти все эти сокровища вместе взятые и равняются разве только богатству храма Соломонова. Нечего говорить о той неисчислимой казне, которая скрывается в кладовых прежних императоров и знатных вельмож греческих.

Итак, спешите со всем вашим народом, напрягите все усилия, чтобы такие сокровища не достались в руки турок и печенегов. Ибо кроме того бесконечного числа, которое находится в пределах империи, ожидается ежедневно прибытие новой шестидесятитысячной толпы. Мы не можем положиться на те войска, которые у нас остаются, так как и они могут быть соблазнены надеждой общего расхищения. Итак, действуйте, пока имеете время, дабы христианское царство и, что еще важнее, - Гроб Господень не были для вас потеряны, дабы вы могли получить не осуждение, но вечную награду на небеси» . Много позже, после разгрома Византии в 1204 г., историки упрекали Алексея, что именно с его выраженной в письме идеи началось крестоносное движение, что именно он раздразнил западных варваров богатствами столицы. Но не вина первого Комнина в том, что его потомки не сумели обезопасить себя от Запада, и хулители Алексея забывали об огромных территориальных приобретениях, точнее, возвратах земель на Востоке, сделанных исключительно благодаря помощи крестоносцев. Говоря по правде, обещания Алексея действительно были заманчивы, но после того, как папство не помогло сразу, и Византия своими силами разбила печенегов, многие из них потеряли смысл, и как раз первые крестоносцы это отчетливо понимали, соглашаясь на вассальную присягу автократору ромеев, а не требуя обратного.

Чтобы справиться с кочевниками, император обратился к вернейшему средству - золоту. Константинопольским дипломатам удалось купить мир с Чахой и отколоть от печенежской орды их союзников половцев (куман). Зимой 1091 г. печенеги были разбиты Комнином, столица отпраздновала триумф, но весной враги снова перешли Дунай. 29 апреля на фракийской равнине византийско-половецкая армия, усиленная пятью сотнями наемных рыцарей из Фландрии, нанесла им тяжелое поражение, десятки тысяч печенегов сдались в плен. Опасаясь, что уставшие солдаты не смогут стеречь такую массу, ромеи ночью перерезали их всех. Такое вероломство ужаснуло половцев, и те стремглав бежали, даже не взяв причитающейся им платы.

Расправившись с печенегами, Византия медленно стала переходить от обороны к наступлению на своих восточных границах. Так как ромейское войско было слабым - катафракты малочисленны, наемники ненадежны, а стратиотского ополчения уже практически не существовало, Алексей, избегая крупных сражений, атаковал турок стремительными рейдами небольших, но мобильных отрядов. Крепости и верфи мусульман византийцы разрушали и жгли или занимали завоеванные укрепления своими контингентами. Султанат к концу XI в. ослаб, распался на несколько фактически независимых эмиратов, а потому в дело часто шел и подкуп. Наиболее опасный враг, Чаха, был разбит старым кесарем Иоанном Дукой. Граница империи медленно, но неуклонно продвигалась вперед. И только тут словно очнулось западное рыцарство: начало первых военных успехов Алексея Комнина совпадает по времени с рождением I крестового похода.

В октябре 1095 г. в далеком от Константинополя Клермоне, столице французской Оверни, на синоде Западной церкви папа Урбан II призвал христиан, способных носить оружие, к великому походу на Восток (позже получившему название крестового) отобрать у «неверных» мусульман Иерусалим и Гроб Господень. Летом следующего года в Константинополь прибыли первые отряды крестоносцев-крестьян, решивших не дожидаться войска феодалов. Неграмотные в своем большинстве, темные и обездоленные люди покидали скудную Западную Европу, чтобы обрести на далеком Востоке обещанное папой отпущение грехов, а если повезет - и стяжать себе богатство. Водительствовал этими оборванными, голодными и кое-как вооруженными массами монах Петр Амьенский (Пустынник). Войско Петра принялось за бесчинства еще на пути к Константинополю, достигнув же столицы ромеев, оно пустилось во все тяжкие. По словам западного хрониста, «сами христиане вели себя худо, ибо разрушали и поджигали дворцы в предместьях, растаскивали свинец, которым были покрыты церкви, и продавали его грекам. Вследствие этого император разгневался и велел перевезти их через пролив. После переправы они не переставали совершать всевозможные дурные дела, поджигая и опустошая церкви» (Аноним, «Деяния франков и других иерусалимцев», ). Эта нестройная толпа была рассеяна турками у Никеи, на поле боя осталось лежать неубранными двадцать пять тысяч трупов.

В конце 1096 г. в Константинополь начали прибывать первые отряды рыцарей. Отношения между крестоносцами и византийскими властями сложились непростые. Перед Алексеем стояли три задачи: не допустить скопления буйного западного рыцарства в столице, предотвратить грабежи и заставить крестоносцев пообещать принести ленную присягу императору на все бывшие владения Византии, которые они отвоюют у мусульман. Конфликты следовали за конфликтами, западные дворяне вели себя не лучше крестьян Петра Пустынника. Византийское общество, стоявшее тогда на более высокой ступени цивилизации, с ужасом наблюдало варварские нравы невежественных и грубых баронов. Рыцари издевались над православной церковью и строгим церемониалом двора, обычаями греков. Негативное впечатление производило и закованное в латы католическое духовенство. Анна Комнина писала: «Мы пользуемся канонами, законами и евангельской догмой: «не прикасайся, не дотрагивайся и не кричи, ибо ты - священнослужитель». Но варвар-латинянин совершает службу, держа щит в левой руке и потрясая копьем в правой, он причащает телу и крови Господней, взирая на убийство» .

Алексей с честью вышел из этого испытания. Проявив свойственную ему хитрость и выдержку, а при необходимости и суровость, он переправил на анатолийский берег крестоносное войско, заручившись присягой почти всех его вождей - Готфрида Бульонского, Роберта Фландрского, даже Боэмунда Тарентского (сына Роберта Гвискара). Только жадный граф Тулузский Раймунд не поддался на уговоры василевса. Греки выделили для участия в походе крупный отряд.

Весной 1097 г. крестоносно-византийское войско овладело Никеей. Так как император не позволил победителям разграбить город, дальнейшие совместные действия стали весьма затруднительны, но все-таки успехи крестоносцев сильно облегчили Алексею операции в Малой Азии - захваты Лаодикии, Сард, Смирны, Эфеса, южного берега Черного моря и т. д. Летом 1097 г. в сражении под Дорилеей потерпело крушение военное могущество Кылич-Арслана I, a 15 июля 1099 г. пал Иерусалим. Многочисленные княжества крестоносцев в Северной Сирии, положение которых в кольце владений ислама оставалось шатким, признали себя византийскими вассалами. Лишь давний враг империи Боэмунд, князь Антиохии, отказался. После пленения Боэмунда мусульманами и разгрома его армии под Харраном (1104)Комнин отнял у него киликийские города. Выйдя на свободу, норманн пылал жаждой мщения. В 1107 г. он, набрав огромное войско, высадился у Диррахия. Однако теперь Византия была гораздо крепче, нежели два десятилетия назад: Боэмунд был разбит, окружен и капитулировал. Заключенный в 1108 г. Девольский мирный договор признал Антиохию фьефом империи.

Глубокие внутренние преобразования Алексей Комнин начал сразу после прихода к власти, и быстрыми успехами конца XI - начала XII в. государство обязано только ему. При этом император опирался почти исключительно на своих родственников и людей низкого звания, облагодетельствованных им - клиентов. По выражению его секретаря, хрониста Иоанна Зонары, василевс правил страной, как своим домом.

Именно с того времени Византия приобретает явные черты феодальной монархии и отбрасывает многое (хотя и не все) из наследия Римской империи и института фем. Старые титулы - новелисим, куропалат, патрикий, анфипат и т. д. или исчезают совсем, или теряют былую значимость, а новые - севаст, протосеваст - становятся прерогативой исключительно Комнинов или связанных с ними родственными узами семейств - Мелиссинов, Ангелов, Дук, Палеологов. В руках этого «клана Комнинов» постепенно (до конца XII в.) оказывается армейское командование. Древние аристократические роды - Аргиры, Фоки - постепенно сходят со сцены, остальная знать могла рассчитывать лишь на второстепенные должности в армии или гражданскую карьеру. Вертикальная подвижность, отличавшая Империю ромеев от стран Запада, резко уменьшилась.

Сложная бюрократическая система управления была упрощена. Число ведомств государственного аппарата («секретов») сократилось, огромное количество чиновников вынуждено было найти себе другое занятие. Для общего руководства оставшимися секретами Комнин учредил должность великого логофета.

Алексей положил начало активному привлечению иноземцев на службу ромейской державе.

Алексей широко пользовался пронией - пожалованием на определенный срок какой-либо области своего домена в управление (с правом получения доходов с этой области) при условии непременной службы прониара императору. За счет прониаров, таким образом, усиливалась прежде всего армия, ставшая подобной рыцарскому ополчению Западной Европы.

С конца XI в. Византия начинает переживать подъем. Отстроены были города, захиревшие во времена смут, возродились торговля и ремесла. Изменения затронули и социальный состав населения страны: со времени Алексея и его сына Иоанна II навсегда ушел в прошлое такой анахронизм, как рабы.

Церковная политика Алексея отличалась предельной жесткостью. Патриархов и епископов, противившихся указаниям василевса, он смещал безжалостно. При этом сам император отличался искренним благочестием, проявлял интерес к богословию и часто вмешивался в религиозно-философские споры. По его инициативе церковный собор осудил как еретика философа Иоанна Итала (1082). Немало сделал Комнин и для разгрома влиятельного течения богомилов, не столько, впрочем, религиозного, сколько политического. Богомильство распространялось в Болгарии, много взяв от учения павликиан, так что даже византийские хронисты нередко их отождествляли. В 1082 г. отряды богомилов отказались сражаться за империю против норманнов. Алексей хитростью заманил вождей богомилов во фракийскую крепость Мосинополь, где приказал их разоружить, а затем бросить в тюрьму и конфисковать имущество их семей. В ответ вспыхнул мятеж, богомилы в союзе с печенегами громили фракийские города, и автократору стоило большого труда навести там порядок. Не полагаясь только на силу меча, Алексей принялся за оппозиционеров иным способом. Монах Евфимий Зиговин написал против богомилов трактат, а сам Комнин путем ловкой интриги сумел уличить в еретических высказываниях их «патриарха», некоего старца Василия, который по постановлению суда был сожжен.

Восстания богомилов не были исключением. Рост налогового прессинга, порча монеты, усилившееся влияние иноземцев, случавшиеся военные неудачи-все это давало пишу самым разнообразным мятежам. Интересной особенностью стало усиление тенденции возмутившихся архонтов к отделению от империи. Так, например, обособился город Трапезунд, в котором захватил власть динат Феодор Гавра.

Император увлекался не только богословскими диспутами; он с удовольствием читал и даже пробовал сочинять стихи, любил от души повеселиться. «В этом муже, - восхищалась отцом Анна Комнина, - сочетались красота, изящество, достоинство и непревзойденное величие. Если же он вступал в беседу, то казалось, что его устами говорит пламенный оратор Демосфен. Потоком доводов увлекал он слух и душу, был великолепен и необорим в речах, так же как и в бою, одинаково умел метать копье и очаровывать слушателей» . При этом император «был человек как нельзя более скрытный» (Хон., ).

Мужеством он отличался удивительным, и среди византийцев на эту тему ходили легенды. Когда в 1107 г. ромеи узнали о нашествии Боэмунда, все буквально оцепенели от страха и лишь один царь, по словам Анны, спокойно начал развязывать ремень башмака со словами: «Сейчас пойдем завтракать, а потом подумаем о Боэмунде» . В конце жизни Алексей сильно мучился ревматизмом, с трудом вставал с ложа, и при дворе иконийского султана в театре ставили пьесы, где разыгрывали сценки о том, как неуклюже передвигается «картавый». Однако в 1116 г. Комнин возглавил поход против сельджуков и, не сходя из-за своей болезни с носилок, наголову разгромил насмехавшегося над ним султана Меликшаха.

Летом 1118 г. на торжестве в ипподроме Алексей I почувствовал себя плохо, его перенесли в Манганский дворец. У постели умирающего василевса разгорелась борьба за освобождавшийся престол. Его жена Ирина Дукена (дочь кесаря Иоанна) и дочь Анна стремились отдать власть мужу Анны, кесарю Никифору Вриеннию, в обход сына царя, Иоанна. Император повел себя уклончиво и скончался (15 августа), не завещав трон никому. Глядя на мужа, Ирина в сердцах воскликнула: «Ты и при жизни отличался всевозможным коварством, любя говорить не то, что думал, но и теперь, расставаясь с жизнью, не изменяешь тому, что любил прежде!» .

Из книги Хронография [Без приложений] автора Пселл Михаил

Михаил VI. Исаак I Комнин Начало царствования Михаила Старика, правившего один годI. Обычно императоры, вступив на престол, полагают, что для упрочения власти вполне достаточно, если их провозгласило гражданское сословие. Они живут с ним бок о бок и потому думают, что его

автора Норвич Джон Джулиус

Из книги История Византии автора Норвич Джон Джулиус

автора

Тамерлан и Константин Великий = Алексей Комнин Есть в «Тамерлане» и третий, существенно более слабый слой, поднявшийся вверх из XI века. Образ «великого царя» Константина Великого = Алексея Комнина в арабской исторической литературе смешался с образом основателя

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Иеровоам = Константин = Алексей Комнин Согласно Библии, Иеровоам I, основавший столицу Израиля на новом месте - в Сихеме и являющийся дубликатом Константина Великого - Алексея I Комнина, приходит из Египта (см.3

Из книги 100 великих монархов автора Рыжов Константин Владиславович

АНДРОНИК I КОМНИН Андроник был сыном севастократора Исаака, младшего брата византийского императора Иоанна II, и приходился двоюродным братом императору Мануилу I. Это близкое родство всегда внушало императору опасения. В 1143 году во время охоты Андроник был захвачен

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.4. Конь Олега - след имени «Комнин» За некоторое время до своей смерти царь Андроник-Христос ОБЛАСКАЛ ИСААКА АНГЕЛА КОМНИНА (своего будущего убийцу), НО ОТОСЛАЛ ЕГО ОТ СЕБЯ. «Наговорив ему много приятных обещаний, или, вернее сказать, питая по Божественному устроению

Из книги История Византии автора Норвич Джон Джулиус

19 Алексей Комнин (1081–1118) В Пасхальное воскресенье, 4 апреля 1081 г., в великом соборе Св. Софии в Константинополе двадцатичетырехлетний Алексей Комнин был возведен в правители империи, переживавшей состояние депрессии и распада. Он впервые принял участие в сражении против

Из книги История Византии автора Норвич Джон Джулиус

21 Мануил Комнин (1143–1180) Мануил Комнин был провозглашен василевсом своим отцом, но это еще не означало, что вопрос о его восшествии на престол гарантированно решен. Императорами становились в Константинополе; Мануил же пока находился в киликийской глуши. Ясно было, что ему

автора Дашков Сергей Борисович

Исаак I Комнин (ок. 1007–1061, имп. в 1057–1059)Исаак Комнин был сыном известного при Василии Болгаробойце военачальника империи Мануила Эротика Комнина. Василий II позаботился о воспитании Исаака и его брата Иоанна и лично обучил их ратному мастерству. Наука пошла будущему

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Алексей I Комнин (ок. 1057–1118, имп. с 1081)Род Комнинов происходил из фракийского городка Комны. Хотя один из его представителей - Исаак I - уже занимал престол ромейской державы, основателен династии Комнинов стал его племянник Алексей.Алексей Комнин, как и все правившие

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Иоанн II Комнин (1087–1143, имп. с 1118)Обстановка на момент смерти Алексея I в семье Комнинов была нервозной. Старший сын (род. 13 сентября 1087) покойного императора успел занять дворец и короноваться, но он так боялся за свою судьбу, что даже не вышел на панихиду по отцу. По словам

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Мануил I Комнин (ок. 1118–1180, имп. с 1143)Василевс Мануил I, вознесший и затем погубивший мощь Империи ромеев, был человек незаурядный уже внешне. Светловолосый, как и все Комнины, и очень красивый, он, сын мадьярской принцессы, отличался настолько темной кожей, что однажды

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Алексей II Комнин (1169–1183, имп. в 1180–1183)Сын второй жены Мануила Комнина, одиннадцатилетний Алексей, стал лишь ширмой для настоящих правителей: матери, красавицы императрицы-регентши Марии Антиохийской, и ее фаворита протосеваста Алексея Комнина, племянника покойного

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Андроник I Комнин (ок.1120–1185, имп. с 1183)Сын севастократора Исаака Андроник был известен каждому ромею своей необычной судьбой. Будучи ненамного моложе своего двоюродного брата Мануила Комнина, он воспитывался вместе с ним, и окружающие могли легко убедиться, что

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

7. Тамерлан и Алексей Комнин При 300-летнем хронологическом сдвиге Алексей Комнин якобы XI века оказывается отражением Тамерлана из XIV века. Вероятно, ТИМУЧИН - имя Чингиз-Хана, есть просто ТИМУР, Тамерлан. В результате этой путаницы, Тамерлан опустился в XI век также и под

АЛЕКСЕЙ I КОМНИН (1048–1118), византийский император. Алексей, третий сын Иоанна Комнина, брата императора Исаака I (правил в 1057–1059), родился в Константинополе и хорошо зарекомендовал себя как военачальник при императорах Михаиле VII Дука и Никифоре III Вотаниате. Благодаря авторитету в армии, удачной женитьбе на Ирине, представительнице влиятельного семейства Дука, и (не в последнюю очередь) интригам своей ловкой и проницательной матери Анны Далассены в феврале 1081 Алексей был провозглашен императором, после чего 1 апреля овладел Константинополем, принудил Никифора к отречению и 4 апреля сам взошел на престол.

Империя находилась в крайне плохом состоянии: турки-сельджуки овладели почти всей Малой Азией, сицилийские норманны вторгались в Грецию, на Балканах хозяйничали печенеги, казна была пуста, а армия дезорганизована. Алексей заключил невыгодный мир с сельджуками и вступил в союз с императором Священной Римской империи Генрихом IV и венецианцами против теснивших византийцев в Греции норманнов из южной Италии, во главе которых стоял Роберт Гвискар. В 1082 в обмен на поддержку значительные торговые привилегии. Пока Гвискар стоял во главе войска, византийцы терпели неудачи (поражение при Диррахии), однако события в Италии потребовали личного присутствия Гвискара. Без него дела у норманнов пошли не столь успешно, а в 1085 Гвискар умер. В это же время вспыхнуло восстание богомилов на северо-востоке Балкан. Этим воспользовались половцы и печенеги, организовавшие несколько набегов на территорию империи в 1087–1091.

В 1091 Алексею удалось привлечь половцев на свою сторону и с их помощью одолеть печенегов. В том же году Алексей обратился к государям Западной Европы с просьбой о помощи в борьбе против сельджуков. Однако в 1096 на его землях появились неорганизованные толпы, составлявшие 1-й крестовый поход. Первый большой отряд плохо вооруженных простолюдинов был практически полностью уничтожен турками вскоре после переправы на азиатский берег. Алексей добился от прибывших затем рыцарей клятвы в вассальной верности и препроводил их в Малую Азию. Отвоеванные их усилиями значительные территории Малой Азии были ему возвращены, однако пришельцы с Запада считали, что Алексей оказал им недостаточную помощь, а папа Пасхалий II даже замышлял против него крестовый поход.

В 1007–1008 Алексею пришлось воевать с имевшими благословение папы норманнами, которых возглавлял сын Гвискара Боэмунд Тарентский. Поход Боэмунда закончился провалом, он был вынужден подписать унизительный мир. Умер Алексей в Константинополе 15 августа 1118, оставив после себя сильную и, сколько можно судить, процветавшую империю. Жизнь Алексея известна по составленному его дочерью Анной Комниной жизнеописанию (Алексиада ).

[Все монархи мира (Древняя Греция. Древний Рим. Византия)] Византийский император в 1081 - 1118 гг. Род. ок. 1057 г. Умер 15 авг. 1118 г. Алексей происходил из богатого и знатного рода Комнинов. По отцу он доводился племянником императору Исааку I, а через мать был связан с влиятельным семейством Далассинов. Детство и юность его пришлись на время кризиса и упадка империи: мятежи и перевороты следовали один за другим, враги со всех сторон теснили ромеев, нанося им сокрушительные поражения, так что у людей доблестных было много возможностей проявить и показать себя. По свидетельству всех историков, слава удачливого полководца пришла к Алексею удивительно рано. Еще не дождавшись совершеннолетия, он упросил мать отпустить его вместе со старшим братом на войну и показал такие примеры доблести, что скоро заставил говорить о себе всех (Вриенний: 1; 6). Случилось так, что старший брат его, Исаак Комнин, назначенный в 1073 г. старшим стратигом в походе против турок, был разбит и попал в плен. Враги подступили к лагерю ромеев, но Алексей собрал вокруг себя оставшихся воинов и целый день успешно отбивался от них. Ночью солдаты бежали, бросив своего юного полководца. Алексей после этого с большим трудом и со многими приключениями добрался до сто- лицы. Это был первый и единственный раз в его жизни, когда он участвовал в походе в качестве младшего стратига, находившегося в подчинении у старшего полководца. Скоро он вернулся и повел войну как стратиг-автократор. Положение в Азии тогда было очень тяжелым. Турки овладели большей частью земель. В то же время поднял мятеж франк Русель, управлявший отрядом наемников; Император Михаил VII объявил Алексея стратопедархом и поручил ему в 1074 г. выступить против Русе-ля. Комнин отправился в поход, не получив от императора ни денег, ни военной поддержки, ни достаточно войска. Поэтому он долгое время избегал решительной битвы, изматывая врага стремительными набегами и засадами. Потом он вступил в переговоры с турецким эмиром Тутахом, уговорив его за большую сумму денег захватить Руселя. Турок исполнил его просьбу и передал ему мятежника. (Алексею стоило затем больших трудов собрать обещанные деньги.) Чтобы лишить франков всякой надежды на возвращение их полководца, он сделал вид, что ослепляет Руселя. После этого мятежники потеряли надежду на успех и сдали Комнину все свои крепости (Вриенний: 2; 3- 6,19-24). В 1077 г. престол захватил Никифор III Вотаниат. Против него, собрав все македонские и фракийские войска, двинулся Никифор Вриенний. Вотаниат возвел Алексея в сан Доместика западных схожи поручил ему войну с мятежниками. Несмотря на высокое звание, у Алексея было очень мало своих войск: он имел отряд норманнских наемников и фалангу «бессмертных». Все надежды ему пришлось возложить на вспомогательные отряды турок. В начале 1078 г. две армии встретились у города Каловария во Фракии. Битва началась неудачно для Алексея: мятежники ударили на «бессмертных» и заставили их отступить. В то же время союзные Никифору печенеги обратили в бегство турок. Но победители не спешили преследовать императорские войска, и это позволило Алексею вырвать победу. Он вновь собрал своих солдат. Как раз в это время подошел еще один отряд турок, посланный Вотаниа-том. Поднявшись на холм, турки увидели, что солдаты Вриенния наступают в полном беспорядке, нарушив строй. Один отряд турки оставили в засаде, а двумя другими напали на мятежников. После короткого боя они сделали вид, что отступают, заманили врага в засаду и таким образом одержали полную победу. Сам Вриенний попал в плен. Едва Алексей успел сообщить в столицу о своем успехе, как получил приказ двинуться против другого мятежника - дуки Диррахия Никифора Василаки, который присоединил к себе все иллирийские и болгарские войска, занял Фес-салонику и провозгласил себя императором. Сильно уступая врагу численностью своей армии, Алексей прибег к следующей хитрости: ночью он тихо вывел своих солдат из лагеря, оставив палатки и горящие костры. Мятежники ворвались в лагерь, рассыпались без всякого порядка и бросились его грабить. Тогда Комниy внезапно напал на них и легко одержал победу. Василаки попал в плен. Алексей возвратился в столицу и был возведен в сан севаста. В 1079 г. в Азии поднял мятеж Никифор Мелиссин. В следующие годы из-за его измены турки овладели всеми азийскими, фригийскими и галатскими городами. Наконец, они заняли Никею и вышли к берегам Босфора (Вриенний: 4; 1-2, 4-5, 7-12, 14, 16, 19, 22-23, 26, 28, 31). В этих обстоятельствах, когда императорская власть ослабла, а самому существованию державы ромеев, казалось, приходит конец, братья Комнины решили совершить переворот. Причиной тому, по словам Анны Комнины, стали происки вольноотпущенников императора Борила и Германа, имевших при Никифоре III огромное влияние на государственные дела. Они видели, что расположение Вотаниата к Комнинам растет с каждым днем, и потому постоянно измышляли способы опорочить и погубить их. После долгих размышлений братья пришли к выводу, что опасность близка, и потому у них есть лишь одна надежда на спасение - восстание. Как раз в это время Алексею была поручена война против турок, захвативших Кизик. Воспользовавшись этим предлогом, он стал стягивать отовсюду войска. Когда же все было готово, Комнины в феврале 1081 г. бежали из столицы в фракийскую деревню Схизы, неподалеку от Афиры, и здесь расположились лагерем. Комнинов сразу же поддержали многие знатные роды и полководцы. Оставалось решить, кто из двух братьев получит верховную власть. Исаак был старше, но у Алексея оказалось намного больше сторонников. Имя его давало успех всему предприятию, поэтому Исаак сам одел на ногу брата пурпурную сандалию, и с одобрения всего войска Алексей был провозглашен императором. Теперь предстояло захватить столицу. Это представлялось Комнинам нелегким делом. Поэтому Алексей решил лестью и обещаниями привлечь на свою сторону кого-нибудь из городской стражи и с их помощью захватить Константинополь. Он отправил человека к предводителю немецких наемников, и тот после долгих переговоров согласился пропустить мятежников внутрь укреплений. Ночью 1 апреля воины Ком-нина вступили в столицу через открытые немцами Харисийские ворота. Преданный со всех сторон Никифор сначала предлагал Алексею стать его соправителем, но потом должен был отречься от престола и отдать всю власть в руки нового императора (Комнина: 2; 4, 6-7,9-10). Взяв на себя управление Ромей-ским государством, Алексей сразу окунулся в гущу дел. Он видел, что империя находится в состоянии агонии: восточные земли подверглись опустошительным набегам турок. Не лучше обстояли дела на западе, где вождь сицилийских норманнов герцог Роберт Гвискар усиленно вооружался и готовился к переправе в Диррахий. Печенеги уже много лет хозяйничали на севере в придунайских землях. Предстояла целая череда тяжелых войн, между тем, когда император приступил к сбору войск, он нашел в столице не более трехсот солдат. А чтобы набрать наемников и вызвать союзников из других стран, в казне не было денег. Алексей обратился прежде всего к восточным делам. Он объявил набор в армию, посадил на суда легковооруженных воинов и приказал им по ночам плавать вдоль азиатского берега, скрытно высаживаться в тех случаях, когда число турок ненамного превышает их собственное, нападать на них, а затем сразу возвращаться обратно. Воины делали это в течение нескольких дней, и варвары мало-помалу стали отступать из приморских областей в глубь страны. Узнав об этом, император приказал посланным им войскам захватить городки и поместья, которые раньше занимали турки, и из них нападать на турецкие отряды. Вскоре варвары отступили еще дальше, и ромейская конница уже смело преследовала врага, совершая днем и ночью набеги на их земли. Таким образом, положение варваров ухудшилось, а затухавшая было искра могущества Ромейской державы вновь стала разгораться. Комнин далеко отогнал турок не только от Боспора и приморских областей; он вытеснил их из Вифинии, из предместий Никомедии и вынудил султана настойчиво просить о мире. Алексей с радостью принял эти просьбы, ибо к нему со всех сторон поступали сообщения о неудержимом натиске Роберта. Вот почему весной 1081 г. он заключил с турками мир. После этого в августе Алексей выступил против норманнов. Целиком сосредоточившись на военных делах, он поручил матери распоряжаться всем остальным. Он вообще чрезвычайно любил мать и ни в чем не отступал от ее воли (Комнина: 3; 1, 6-7, 9, 11). Так как силы его не составляли даже малой доли войск Роберта, Алексей призвал на помощь союзных турок. Он вызвал к себе также флот венецианцев, пообещав им деньги и торговые льготы. В октябре неподалеку от Дирра-хия произошло сражение. Поначалу успех был на стороне ромеев. Варяжский отряд Намбита стал теснить воинов Роберта и загнал их в море. Однако он двигался слишком быстро и далеко оторвался от остального строя. Жена Роберта Гаи-та остановила бегущих и вновь повела их в атаку. Варяги, утомленные преследованием, были перебиты. После этого Роберт бросил в бой тяжелую конницу. Ромеи не выдержали и обратились в бегство. В этом сражении пало много известных воинов и родственников императора. Сам Алексей был окружен врагами и пробился сквозь них с огромным трудом (Комнина: 4; 2, 6-7). В начале 1082 г. норманнам сдался Диррахий. Необходимо было создавать новую армию. Алексей стал отовсюду созывать союзников, а матери и брату поручил достать денег. Последние, не найдя другого выхода, отправили для переплавки на императорский монетный двор все имевшиеся у них золотые и серебряные вещи. Так как этого оказалось недостаточно, Исаак забрал из храмов часть драгоценной церковной утвари и, несмотря на сильное сопротивление священников, велел ее тоже пустить в переплавку. Таким образом были собраны необходимые средства. Сам Алексей упорно занимался обучением новобранцев. Между тем Роберт был отвлечен войной в Италии. Он покинул Иллирию, оставив вместо себя сына Боэмунда. В мае 1082 г. Алексей потерпел от него поражение под Яниной, а осенью того же года был разбит в третий раз. Весной 1083 г. норманны захватили Эпир и осадили Лариссу. Осенью Алексей с новым войском подошел на выручку осажденным. Зная по опыту как искусны в бою норманны, он решил на этот раз действовать хитростью. Части войск он приказал вступить в бой с врагами, а затем обратить тыл и сделать вид, что стремительно отступают. Сам он вместе с самыми доблестными воинами укрылся в засаде. На рассвете Боэмунд атаковал фаланги ромеев и начал упорно преследовать бегущих. Увидев, что тот удалился на значительное расстояние, император сел на коня, приказал то же самое сделать своим воинам и подъехал к лагерю норманнов. Войдя туда, он многих перебил и захватил большую добычу. Затем он отправил конницу в погоню за Бо-эмундом. Не вступая в рукопашную битву, искусные стрелки перебили стрелами рыцарских коней и таким образом нанесли их коннице большой урон. Боэмунду пришлось снять осаду с Лариссы, а Алексей победителем вернулся в Константинополь (Комнина: 5; 1- 2, 4-5-7). Осенью того же года ромеи подступили к взятой норманнами Кастории, стали упорно осаждать ее и вынудили норманнов просить свободного пропуска к морю. Многие графы перешли на службу к Алексею. Боэмунду ничего не оставалось как отплыть в Италию с известием о поражении. Осенью 1084 г. Роберт собрал флот и во второй раз высадился в Иллирии. Война развернулась на суше и на море. Сначала Роберт одержал победу вблизи острова Корфу над объединенным флотом ромеев и венецианцев, но потом неподалеку от Бутринто потерпел поражение. Летом 1085 г. он заболел лихорадкой и умер, а Алексей легко овладел Диррахием и победой завершил тяжелую войну. Однако вражеские нашествия, по словам Анны Комнины, подобно морским волнам следовали одно за другим. Не успел Алексей отразить норманнов, как пришло известие о том, что множество печенегов перешли Дунай и разбили доместика Запада Бакуриани (Комнина: 6; 1, 5-6,14). Летом 1087 г. Алексей выступил против кочевников к Андрианополю, а оттуда направился к Силистрии. Неподалеку от этого города произошло решительное сражение, продолжавшееся с утра до вечера. К концу дня на выручку своим подоспело 36 000 печенегов. Ромеи, не имея сил сопротивляться столь многочисленному врагу, повернули назад. В невообразимой сумятице, когда одни бежали, а другие преследовали, варвары окружили императора, но он пробился сквозь их строй, поразив множество врагов. Печенеги, однако, не смогли воспользоваться своей победой: они подверглись нападению половцев и должны были просить у императора мира. Мир был дан, но едва половцы ушли из их пределов, печенеги возобновили войну и взяли Филипполь. После первого поражения император избегал открытого боя, война приняла затяжной характер. Ромеи устраивали засады, нападали на врага при каждом удобном случае и не давали ему овладеть крепостями. Но под натиском кочевников военные действия постепенно переместилась из Болгарии к Андрианополю, а весной 1090 г. печенеги подступили к Хариополю. Одновременно возобновилась война с турками, овладевшими в это время многими прибрежными городами в Азии. Кольцо врагов сжималось вокруг столицы, и приходилось напрягать все силы для того, чтобы разорвать его. Вблизи Русия Алексей вступил в бой с печенегами, но те опять наголову разбили его войско. Алексей, не теряя присутствия духа, отступил, собрал разбежавшихся воинов, на другой день вновь вступил в битву и на этот раз одержал победу. Но она лишь на короткое время задержала нашествие. Император отошел к Цурулу, печенеги шли за ним по пятам и осадили его в этой крепости. Не имея достаточно сил, чтобы в открытую сразиться с таким множеством варваров, он придумал следующую хитрость: забрав у жителей города их повозки, велел снять с них колеса и привязать те к зубцам стен. Ромеям он велел сначала начать бой, но потом расступиться и ложным отступлением завлечь печенегов к стенам. План его был с успехом выполнен, и как только враги приблизились к стенам, император велел рубить веревки и пускать на них колеса. Благодаря покатости местности колеса с силой врезались в неприятельский строй. Ромеи с обоих сторон напали на смешавшихся печенегов, опрокинули их и нанесли сильное поражение. Кочевники отступили к Булгарофигу, а Алексей с триумфом возвратился в столицу (Комнина: 7; 2-3, 6-7, 9-11). Но он не мог позволить себе ни Минуты отдыха. Даже не вымывшись в бане и не стряхнув пыль войны, он стал собирать новобранцев и готовить их к обороне столиwы. Зимой 1091 г. печенеги подошли к Хировакхам. Алексей сам отправился в эту крепость и заперся там с небольшим гарнизоном. Заметив однажды, что большой отряд кочевников отправился на поиски провианта, он стал уговаривать воинов напасть на оставшихся. Сначала те отказывались, но император сумел их убедить. Ромеи сделали вылазку, одних перебили, других взяли в плен. Затем Алексей приказал своим солдатам переодеться в костюмы убитых врагов, поднять их знамена и стал поджидать тех, которые отправились в набег. Когда те возвратились и без страха приблизились к лагерю, ромеи вдруг ударили на них и многих перебили. Однако никакие поражения не могли обуздать беспредельной дерзости захватчиков. Бесчисленное множество их рассеялось по всему Западу. То там, то здесь они занимали городки и грабили селения под самыми стенами столицы. Весной Алексей подступил к Эносу. Вскоре пришло известие о приближении огромной печенежской армии. Когда она подошла к городу, императора охватили отчаяние и страх - так велики были силы врагов и так незначительны по сравнению с ними силы ромеев. Но спустя четыре дня с другой стороны явились 40 000 половцев. Алексей призвал к себе половецких ханов, преподнес им богатые дары и предложил вместе сразиться с печенегами. Те согласились, и 29 апреля состоялась решительная битва. По данному сигналу ромеи и половцы разом обрушились на вражеский строй и сошлись в рукопашной схватке. Началась жестокая резня. К вечеру большая часть печенегов,-включая женщин и детей, была перебита. По словам Анны Комни-ны, случилось нечто необычайное: в один день был истреблен целый народ, в течение многих лет наводивший ужас на всех своих соседей. Множество врагов было взято в плен, но, поскольку их число намного превосходило численность ромеев, на последних напал сильный страх, и ночью большая часть пленников была убита. Сделано это было вопреки воле императора, и он потом сильно негодовал на своих солдат за эту жестокость (Комнина: 8; 1-6). С отражением печенежской угрозы Комнин стал править в более спокойной обстановке. Страна медленно выходила из кризиса. В последующие годы Алексей много сил и внимания отдал восстановлению городов, возрождению ремесел и укреплению армии. Поскольку старое фемное ополчение совершенно изжило себя, император сделал основной упор на отряды наемников, а также на ополчение прониаров (подобно рыцарям Западной Европы они получали земельные наделы на условиях военной службы). Таким образом он создал большое и боеспособное войско. В скором времени ему пришлось испытать его во многих сражениях (Дашков: «Алексей Комнин»). В конце 1096 г. в Константинополь начали прибывать первые отряды рыцарей, участников крестового похода. Алексей принимал их и с каждого брал клятву верности. Он надеялся, что с помощью крестоносцев ему удастся отвоевать у турок азиатские владения империи. Вместе с тем огромное скопление рыцарей вблизи столицы заставляло его постоянно быть настороже. Несколько раз между ромеями и крестоносцами вспыхивали ожесточенные схватки. Но в конце концов Алексей благополучно переправил всех пришельцев на азиатский берег (Комнина: 10; 8-9). В июне 1097 г. объединенная армия ромеев и крестоносцев взяла Ни-кею. В соответствии с договором, город этот был передан Алексею. Затем также захвачены были Сарды, Смирна, Эфес, Филадельфия и весь южный берег Черного моря Во все это время отношения с крестоносцами оставались неприязненными. Когда рыцари после взятия Антиохии были осаждены в ней турецким войском и, терпя большие лишения, молили императора о помощи, он не оказал им никакой поддержки. В 1104 г. ромеи напали на Лаодику, занятую их старым врагом норманнским герцогом Боэмундом, сыном Роберта Гвискара (Комнина: 11; 2, 5-6, 11). Не имея возможности в Азии противостоять силам Алексея, Боэмунд отплыл в Италию, набрал там войска и в октябре 1107 г. высадился в Иллирии. Диррахий вновь был осажден норманнами (Комнина: 12; 9). Весной сам Алексей прибыл в Иллирию, чтобы наблюдать за военными действиями. Теперь Боэмунду на себе пришлось испытать возросшую силу ромейского государства. Все его войско было осаждено в лагере и блокировано с моря флотом. Припасы и фураж доставлялись с большим трудом Испытав несколько поражений, герцог в сентябре 1108 г. вынужден был заключить с императором мир. Боэмунд признал вассалом императора себя самого и своего племянника Танкреда, владевшего Антиохией (Комнина: 13; 8, 12). В последние годы Алексей много воевал с турками, безуспешно пытавшимися вернуть себе свою столицу. В 1113 г. ромеи во главе с императором одержали победу над вражеской армией неподалеку от Никеи (Комнина: 14; 2, 5). В 1116 г. Алексей разорил окрестности новой султанской столицы - Икония. На обратном пути турки без успеха атаковали на марше ромейское войско, но не добились никакого успеха. Султан должен был заключить мир. Через полтора года после этой последней победы Алексея постигла тяжелая болезнь сердца, от которой он и скончался (Комнина: 15; 5-6, 11).

Алексей I Комнин перед храмом.
Книжная миниатюра (фрагмент)

Алексей I Комнин - византийский император в 1081-1118 гг. Родился около 1048 г., умер 15 августа 1118 г. Происходил из провинциальной военной аристократии, опираясь на которую захватил власть. Преследовал богомилов, подавил многочисленные мятежи знати, отбил натиск норманнов во главе с Робертом Гвискаром , удачно воевал против турок и печенегов. С помощью крестоносцев вернул империи часть Малой Азии. В 1108 г. вынудил Боэмунда Тарентского, князя Антиохии , признать себя вассалом византийского императора. Алексей I считается основателем династии Комнинов, хотя фактически начало династии положил его дядя император Исаак I Комнин (1057-1059).

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 66.

+ + +

Алексей I Комнин (1057-1118) Племянник императора Исаака I (1057-1059), имеющий родственные связи по материнской линии с известной семьей Далассинов. Этот аристократ из Малой Азии женился на Ирине Дука, происходившей из последней царствующей семьи. Государственный переворот, осуществленный его родом, позволил Комнину войти в Константинополь 1 апреля 1081 года. В то время положение казалось почти безнадежным: турки занимали значительную часть Малой Азии, а норманны из Южной Италии высадились на Балканах. Алексею пришлось за очень высокую цену обеспечить помощь венецианского флота. Он сумел отбросить норманнов и без значительных затруднений провести крестоносцев в Малую Азию. При их помощи он возвратил себе почти треть Малой Азии, но не сумел заставить их отдать Антиохию. Унаследовав обесцененную валюту, он обновил денежную систему, положив в ее основу гиперпер. Он также составил законодательные акты, касающиеся духовенства.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 388-389.

Другие биографические материалы:

Удальцов З.В. Преследовал павликан и богомилов (Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961 ).

Дашков С.Б. Алексей из Комны (Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997 ).

Рыжов К. Византийский император (Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001 ).

Буганов Р.Б. Основатель династии Комнинов (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015 ).

Далее читайте:

Анна Комнина (1083-1153), византийская принцесса, дочь Алексея Комнина, и писательница.

Иоанн II Комнин (1087-1143), Византийский император, сын Алексея.

Иоанн Комнин - [ отец Алексея ] младший брат императора Исаака I Комнина (1057- 1059), сын близкого к императору Василию II (960-1025) вельможи Мануила Эротика Комнина. Браком с представительницей знатного рода Далассинов, занимавших важные места в администрации итальянских фем, Иоанн укрепил положение своей семьи. Анна Далассина родила Иоанну пять сыновей - Мануила, Исаака, Алексея, Адриана и Никифора - и трех дочерей. Из них Алексей в 1081 г. стал императором в результате военного переворота. Дочери Иоанна вышли замуж за представителей знатнейших родов империи. (Использованы материалы кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011 ).

Византия (краткая справка).