Алена арзамасская предводительница восстания крестьян. Алёна Арзамасская

Алёна Арзамасская (эрз. Эрзямассонь Олена, в русских летописях её называют - Темниковская; дата рождения неизвестна, село Выездная Слобода, Арзамас - ум. 1670) - соратница Степана Разина, одна из вождей крестьянского восстания XVII века. Родилась в селе Выездная Слобода под Арзамасом. Известно, что ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание. В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд из 300-400 человек и с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 от Арзамасса к Щацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев. 30 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове воеводой-карателем Ю. А. Долгоруковым. После страшных пыток её осудили к сожжению в срубе как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве. Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». Фриш пишет: Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука

Алёна Арзамасская во время восстания 1669-1771 годов Степана Разина возглавила крупный отряд беглых и крепостных людей.Казацкая кровь и боевой характер Алёны убедили мужиков последовать за ней,на борьбу с угнетателями.Кроме того атаманша рассылала "прелестные письма",в которых просила людей поддержать батюшку Степана Тимофеевича,хотя сама с Разиным Алёна никогда не встречались.Ее отряд из семисот человек, вооруженных мушкетами и,пушками разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова.Она взяла город Темников и целых два месяца сама управляла городом и войском,которое к тому времени насчитывало около двух тысяч человек.Юрий Долгоруков послал против неё войско под командованием Лихарева.30 ноября 1670 года царские войска атаковали повстанцев и в 15-ти километрах от Темникова одержали победу.В оставшийся без защиты город был послан отряд воеводы Волжинского.Когда тот вошёл в город то встретил отчаянное сопротивление оставшихся там повстанцев,которые защищали воеводскую избу и церковь.Алёну пытались схватить но она укрылась в церкви и до последнего отстреливалась из лука.4 декабря в город прибыл боярин Юрий Долгоруков.Городская знать вышла его встречать,а позади процессии вели в колодках 15 человек.Среди которых была и Алёна.Ее долго пытали,но женщина не издала за всё время пыток не единого звука.Долгоруков приказал повесить повстанцев.А Алёну вместе с её "воровскими письмами"сжечь заживо в избе на главной площади Темникова.Казачка приговор встретила спокойно.Когда же её подожгли и всё было охвачено пламенем,по преданию даже тогда Алёна не издала ни звука.В армии Долгорукова не нашлось никого,кто смог бы натянуть до конца принадлежавший Алёне лук.

Быть атаманшей не мечтала,
А поневоле ею стала
Хотя смиренною была
Ушла сама с монастыря!

Алёна матерь казакам,
Сбежавшим с рабства мужикам
За правдой к ней стремится люд
Вершить над "барами"свой Суд!

Колдунья брала города
Ей Арзамас разбит с полна
С ватаги войском стала брать!
Станицей стал Мордовский град,

Где всё по чести,где Закон!
Не долго длился сладкий сон
Царь русский вольность не терпел
Послал войска громить удел

Жестоко был подавлен бунт
И воли нет от темных смут,
Алёна бой ведёт одна
Вся рать повстанцев полегла

Из старой церкви с окон бьёт
Стрелы последний в цель полёт
На милость Божью отдалась
Хотя в душе кипела страсть!

Железом с печи жгли лицо
А атаманше всё равно
И надругалися толпой
Душили собственной косой

Все муки вынесла она
Кричала только лишь душа!
И не увидел слёз палач
Народа только слышал плач

Бандитку к смерти,на костер!
Гласит боярский приговор
Казачку в тереме сожгли
Засыпав солью все угли.

Легендарная воительница, «российская Жанна д"Арк» Алена Арзамасская (в эрзянском – Эрзямасонь Олена; в русских летописях – Алена Темниковская; ?-1670) родилась в семье крепостного крестьянина в с. Выездная Слобода недалеко от . В молодости она была насильно выдана замуж за немолодого крестьянина, но вскоре осталась вдовой. От нужды Алена приняла монашеский постриг в Николаевском женском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, народному врачеванию. В эти годы в России происходило усиление феодально-крепостнического гнета, ухудшающего и без того тяжелое положение городских низов и крестьян. Итогом стала крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670-1671.

Затворническая монастырская жизнь, где наверняка тоже было мало справедливости, была не для Алены – узнав о восстании «батюшки» Степана Разина, она ушла из монастыря. Местное население ее хорошо знало, и умеющая убеждать Алена собрала отряд в 200 повстанцев, который сама и возглавила. К отряду постепенно присоединялись все новые и новые люди. Алена привела свой отряд, разросшийся до 600 чел., из-под Арзамаса к г. Темников (территория современной Республики Мордовия), у которого собрались отряды повстанцев, в т. ч. отряд Федора Сидорова. В начале октября 1670 повстанцы захватили Темников. Два месяца Алена участвовала в управлении Темниковым. Наиболее важные дела решали всем «миром», в решении текущих вопросов, кроме Алены и Федора Сидорова, принимали участие выборные лица. Войско повстанцев в это время насчитывало 5-7 тыс. чел.

30 ноября 1670 в пятнадцати верстах от Темникова у с. Веденяпино основные силы повстанцев были разгромлены войсками царского воеводы Ивана Лихарева. В Темников, оставшийся без войска, был послан отряд полковника Василия Волжинского. Алена Арзамасская была захвачена в плен. 4 декабря 1670 в Темников прибыл и сам воевода, возглавлявший царские войска в районе Арзамаса и , князь Ю. А. Долгоруков. После страшных пыток, которые Алена стойко приняла, посчитали, что она не чувствует боли и является колдуньей. Алену Арзамасскую, как разбойницу и еретичку, приговорили к сожжению.

В 1677 в Германии в одном из изданий священником Иоганном Фришем весьма вольно, но ярко было рассказано об Алене Арзамасской: «Через несколько дней после его [Разина казни] была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войска была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Ее мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в нее, захлопнув за собой крышку, и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука».

Алёну Арзамасскую делят — и порой очень горячо — между собой три народа: русские, эрзяне и мокшане (последние два для русских обычно сливаются в единый мордовский этнос). Ведь родилась Алёна в эрзяньских и мокшанских местах, но — в казацкой семье. Вела она за собой русских, но — и «мордву» тоже. А, главное, вошла в легенды нескольких народов — а как родная легенда может быть неродной крови?

В любом случае, Алёна родилась в казацкой семье, под мордовским городом Арзамасом. Жизнь её начиналась обыкновенно, по‑женски, в труде полевом и домашнем — и была она в работе всегда девкой первой. За то и сосватал её муж богатый, но старый. Зря, конечно. Он вскоре после свадьбы надорвался в работе и умер — то ли за женой пытался угнаться, то ли, как порой шутили, работа была… на жене, а когда девка молодая да ядрёная, долго ли старый выдержит?

Алёне в замуже не понравилось, так что, овдовев, она не стала новых женихов дожидаться, а ушла строить карьеру. Тогда это было можно только одним способом — в монастыре. В монахини Алёна и постриглась. Алёной она, говоря точно, только после этого и стала, а каким именем крестили по рождении — это навсегда потерялось.

Карьера задалась. В монастыре выучивали не только молиться, но и читать, и писать, и лекарскому делу — монахини же должны помогать людям в страданиях. В Алёнином монастыре помогали травками и молитвой. Никакого «знахарства» в этом не видели, божья ведь травка-то, Бог ею засеял землю. Алёну назначение каждой былки и каждого листка выучила скоро, да ещё и добавила особое лекарство — синюю банную плесень. Этой хорошо было врачевать гнойные раны.

Правда, перед баней было особое предубеждение у крестьянства, так что потихоньку шептались, что монахиня, хоть и молится, а ведунья.

Говорили об Алёне вообще много. У неё к лекарскому делу большой талант оказался, ставила на ноги чуть ли не всех, от малых детей с их детскими болезнями до стариков с грыжами и переломами. От крестьянского труда к старости у многих грыжи вылезали, а кости крепче тоже не становились.

По некоторым легендам, провела Алёна в монастыре двадцать лет и ещё бы столько же там прожила, если бы не Стенька Разин. Нет, он монастыря не разорял. Он взбунтовался, и лозунги его политические, как бы их сейчас назвали, настолько Алёне понравились, что она вышла из монастыря, села на коня и собрала отряд больше, чем из трёх сотен мужиков. За ней пошли! За бабой! Потому что она была Алёна-монастырка, Алёна-старица, Алёна-ведунья, и каждый её знал в окрестных деревнях, и каждый дивился и учёности её, и везучести — у других раз через раз больные умрут, а с этой везёт, выживают.

Надела Алёна-старица доспех, взяла Алёна в руки лук и повела своё войско Темников-город занимать. И заняла, и села в нём править и рассылать письма прелестные — то есть, пропагандистские. Эти письма подожгли хвосты царским воеводам, потому что то ли дар у Алёны ораторский проснулся, то ли настолько её уважали, то ли этому хворосту одной искры недоставало — поднимались крестьяне, поднимались казаки, шли за Стенькой Разиным.

Грабили, жгли, убивали, но не в том беда — в том, что власть на местах сковыривали.

Два месяца Алёна сидела в Темникове. К тому времени в подчинение к ней пришли уже две тысячи человек. А потом разгромили её войско царские обученные люди. Разгромили и саму Алёну брать пошли. Верные ей пали первыми, а она вбежала в церковь и оттуда пускала стрелы, пока они в колчане не кончились — семерых убила, восьмого изранила. Отбросила лук и пала пред алтарём, обняла его.

От этого алтаря её двое мужчин оттаскивали. Пришлось пальцы выламывать — сил разжать их не оказалось. Подняли лук, играючи пытались натянуть тетиву — до уха, как у Алёны, не шла. Потом несколько дней на Алёнином луке силой мерились, кто и как его натянуть сможет. А Алёну отправили на дыбу, жгли калёным железом. И, говорят, Алёна ни разу не пожаловалась, ни разу не застонала — плевала в глаза палачам и только. В общем, оказалась Алёна не монахиней, а ведьмой, да и давно это знали, виданое ли дело — банной плесенью, грязью из места, где нечистая сила любит погулять, лечить? Решили Алёну сжечь.

Жгли так: к столбу не вязали, а то ведь от вида мучений кто-то не выдержит, пожалеет, раскидает костёр. Ставили вроде сруба с крышкой. Внутрь человек должен войти, снаружи его подожгут; для этого вокруг сруба лежали хворост и солома. Алёна в сруб сама вошла, на краю немного постояла, перекрестилась и прыгнула. И крышку за собой хлопнула. Подожгли Алёну — и слушали только треск костра. Даже умирая, не кричала Алёна. Из злобы своей не кричала, чтобы вы, царевы люди, радоваться не вздумали. Злая была баба, злая, и в бою всегда первая, и из боя уйти — последняя. Господь её знает, как такую злую бабу люди любили. Злую и лютую…

Смотри на них: была б у Алёны могилка, не развей её пепел царевы люди по ветру, ещё бы и кланяться ведьме ходили.

Хотите историю ещё одной женщины, которая умела вести за собой?