Анализ ситуации в этноконфессиональной сфере. Национальный состав населения кировской области

История Вятской Земли В глубокой древности (17-1 млн.лет назад) суша на Земле располагалась совершенно иначе, чем сейчас. Не было современных материков, но были другие материки – Лемурия с цивилизацией асуров и Атлантида с цивилизацией атлантов. Территория Кировской области находилась под водой примерно до 800 тысяч лет днэ. 800 тысяч лет назад территория Кировской (и соседних с ней регионов-Костромской области, Пермского края) все еще находилась под водой. На востоке к этому времени уже появился материк, на котором сейчас находится Сибирь и Дальний Восток, условно этот материк можно назвать Северной Азией. На западе находился материк Европа. Вот между материками Европа и Северная Азия находился большой пролив, на дне которого 800 тыс.лет назад находилась современная Кировская область и вся территория от современной реки Ветлуги до современной реки Камы, восточнее современной Камы уже появилаь суша, которая в последующем стала Уралом. Территория Кировской области была на дне океана примерно до 199 тыс.днэ. Примерно к 199 тыс.лет днэ рассматриваемая территория приобрела вид, похожий на современный. Но на месте Кировской области, республики Коми, западе Пермского края и на востоке Костромской области (между реками Ветлуга и Кама) в это время было очень много болот и озер, это произошло потому, что над водой эта суша поднималась очень медленно. К стати и сейчас север Кировской области и республика Коми имеет много болот и озер. Еще одно интересное примечание в этому времени, именно в это время появились реки – Ветлуга, Вятка, Кама. Но текли они не так как сейчас. Ветлуга по руслу рек Сура и Дон впадала в Азовское море, а Волга была правым притоком Волги. В это время появились реки Кама и Вятка (приток Камы), Кама в те времена впадала в Каспийское море (текла по руслу современной Средней и Нижней Волги. Еще одно замечание – в те времена не было как таковых Черного, Азовского, Каспийского и Аральского морей, в то время эти моря были единым крупным водоемом, в состав которого входила т территория пустынь Каракум и Кызыскум (они были на дне этого большого единого моря), территории севернее Кавказа тоже были частью дна этого большого моря. В это время в Северном Ледовитом океане появился и материк Арктида. Это было время господства на Земле цивилизации атлантов, но в это время материк Атлантида разделился на два больших острова – Рута и Лаития, в это же время началось переселение атлантов на другие территории. Возможно в это время на Арктиде появились первые поселенцы с Атлантиды (будущие гиперборейцы). К 79 тыс.лет днэ Арктида и вся прилегающая территория (в т.ч.рассматриваемый нами регион) находился под мощными ледниками (было оледенение). Между 79 тыс.лет днэ и 38 тыс.днэ было потепление – климат был теплым. Но людей на территории Кировской области еще не было (или было очень мало) В 38 тыс.лет днэ эта же территория снова была покрыта снова ледниками очередного оледенения. И опять посеелений людей на территории Кировской области не было. К 22 тысячам лет днэ территория Арктиды была заселена гиперборейцами, создавшими самую развитую в то время цивилизацию. К этому времени на территорию Кировской области проникли племена сунгирьской культуры (в основном эти племена обитали южнее – в между реками Волгой и Окой. Племена этой культуры были потомками атлантов, переселившихся с островов Атлантиды в Европу. Возможно многим будет интересно, на каком языке говорили племена сунгирьской культуры? Как и все поздние потомки атлантов они говорили на языке, который сейчас не сохранился. Из существующих ныне народов, наиболее близкими языками являются кавказские народы и баски, живущие сейчас на севере Испании. Примерно к 17,5 тысяч лет днэ в исследуемом регионе стало появились племена гагаринской культуры (потомки сунгирьской и костенковких культур, которая располагалась значительно южнее). Эти племена пришли с юга и ассимилировали находившихся там племена сунгирьской культуры. В это же время весь север европейской части России был заселен гиперборейцами. Примерно в 12500 году днэ, вероятнее всего поздние атланты с острова Посейдонис (Атлантический океан) нанесли ядерный удар по цивилизации туранцев, которая располагалась на территории современной пустыни Гоби (в те времена там располагалось большое Туранское море, соединенное с Тихим океаном. В результате этих действий Туранское море стало засыхать, а под воздействием радиации, оставшиеся в живых туранцы приобрели монголоидные признаки. Итогом применения ядерного оружия явилось новое похолодание и появление новых ледников. Примерно к 12000 году днэ территория Кировской области была покрыта ледниками. В это время началось движение гиперборейцев на юг – на Средний Урал. Они дигались на юг уходя от надвигающихся с севера ледников. К 10000 году днэ, когда ледники отступили на север, вслед за ними на территорию Кировской области стали возвращаться племена гагаринской культуры. Одновременно с этим, с востока – со стороны Урала на исследуюмую территорию стали проникать потомки гиперборейцев. К 9000 году днэ потомки гиперборейцев стали основным населением исследуемого региона, вытеснив за Волгу племена гагаринской культуры. К сведению читателей – гиперборейцы являются предками всех индоевропейских и уральских народов, а также таинственного народа сиртя (который в древности называли именем «чудь белоглазая») К 7500 году днэ на территории Пермсеого края и на востоке Кировской области начинает возникать новая археологическая культура – шигирская. Племена этой культуры – потомки гиперборейцев (южная группа). К 6500 году днэ племена шигирской культуры заселили большую полосу земель от Урала до Балтийского моря. Кировская область тоже была заселена тоже этими племенами. Считается, что эти племена являются предками всех индоевропейских народов, но возможно только южные группы этих племен были индоевропейцами, а северная группа в последствии стали финно-угорскими племенами. К 4100 году днэ на территории востока Кировской области и территории Пермского края возникла волго-камская археологическия культура. Эта культура возникла на основе одной из северо-восточных групп шигирцев. Племена этой культуры являются предками некоторых финно-угорских народов. Можно сказать, что начиная с этого времени территорию Кировской населяли племена финно-угров. К 3100 году днэ вся территория исследуемого региона была заселена племенами горбуновской культуры. Эта культура возникла на базе волго-камской археологической культуры. Племена этой культуры были древними финно-уграми. К 1500 году днэ западная часть Кировской области была заселена племенами фатьяновской археологической культуры, а восточная часть – племенами горбуновской культуры. Эти обе группы племен относятся к племенам финно-угров, но в фатьяновской группе племен был силен был признак финно-язычных племен (т.е. эти племена разговаривали на языке более похожем на язык современных финнов и карелов), а у племен горбуновской культуры в языке еще было много элементов угорских языкой (языки венгров, ханты, манси). К 1100 году днэ на территории Кировской области жили племена приказанской археологической культуры, эта культура сложилась на основе дредшествующих ей культурах. Но опять это были племена финно-угров, правда к этому времени в языке этих племен уже совсем мало было угорских элементов. К 700 году днэ на территории Кировской области возникла ананьинская археологическая культура, она возникла на основе приказанской культуры, и это попять были финно-язычные племена (угорские слова к этому времени почти прпали). Эти племена – древние предки современных народов удмуртов, коми, марийцев. К 100 году днэ на территории Кировской области на основе ананьинской культуры образовалась пьяноборская археологическая культура, племена этой культуры также были далекими предками современных удмуртов и марийцев. Этнический состав населения Кировской области совершенно не менялся вплоть до середины 7 века. Во второй половине 1 тыс. н.э. в бассейне Вятки происходили сложные этнические процессы. В восточной части бассейна шло формирование удмуртских (вотяцких) племен, в западной складывались племена северных марийцев (черемисов) , на севере края - племена коми. Эти племена сформировались на базе финно-угорской языковой общности. Но их поселения в раннем средневековье встречались редко. Большая часть территории была безлюдна и покрыта девственными лесами и болотами. Главными занятиями населения были земледелие, домашнее скотоводство и охота на пушного зверя В середине 7 века нашей эры на территорию Средней Волги Прикамье проникают булгары – тюркоязысный народ (который появился на территории степей Северного Причерноморья и Приазовья вместе с потоком гуннов. Вполне возможно, что в 3-4 веках булгары еще являлись частью гуннского народа (хотя официально считается, что сами гунны (хунну) были еще во 2-м веке днэ монголоязычным народом, но во время движения этого народа на восток (с территории современной Монголии до Европы), к ним примкнуло много других тюркоязычных народов. Ко времени появления булгар в низовьях Камы и на Средне Волги, болгары были подчинены крупному государству, находившемуся в низовьях Волги – Хазарскому каганату. Булгары к середине 8 века образовали в низовьях Камы и на территории Средней Волги свое государство – Булгария Волжско-Камская. Это государство было вассалом Хазарского каганата. Видимо булгары в те времена активно влияли на жизнь населения, проживающего на территории Кировской области. Предки удмуртов (русичи называли их вотяками), жившие на территории Кировской области, торговали с Булгарией, и возможно часть их платили дань булгарам. Тем самым вотяки были вовлечены в международную торговлю (Булгария торговала со многими странами Европы и Азии). Среди вотяцких племен появляется имущественное неравенство (начинают богатеть вожди и старейшины племен). На западе Кировской области (западнее Вятки и Мологи) проживали другие финно-язычные племена – черемисы. Черемисы как и вотяки испытали также значительное влияние со стороны булгар и булгарского государства. В 965 году Булгария Волжско-Камская стала независимым государством (Хазарский каганат перестал существовать). С этого времени между Булгарией и Киевской Русью стали происходить тесные взаимоотношения, которые чередовались мирными отношениями и взаимными нпадениями. Русичи часто совершали походы в Булгарию, булгары нападали на русские земли (доходили до Мурома). Еше в 11 веке новгородцы завоевали (подчинили себе) земли по реке Сухоне, создав там Двинскую Землю (эти земли до этого населяли финно-язычные племена чуди). С этих времен и новгородцы (с севера) и владимирцы (с запада и юго-запада) пытались проникнуть на Вятскую Землю и подчинить ее. Начало похода на Вятку новгородской дружины и основание города Хлынова неким образом совпадает с годом убийства князя Андрея Боголюбского (1174) и ослаблением на несколько лет Владимиро-Суздальского княжества - главного в то время врага Великого Новгорода. Таким образом первыми русскими поселенцами на Вятской Земле стали новгородцы, пришедшие на территорию Кировской области с севера. Архнологические исследования позволяют определить начало русского освоения бассейна среднего течения реки Вятки концом XII - началом XIII века". Кстати, интересный момент - если до большевистской революции годом основания Вятки считался 1181 год, то в Советское время такой датой стал год 1374. И, таким образом, в 1974 году было отмечено 600 летие города Кирова!.. А по старой хронологии выходит, что 850 летие города Вятки следует отмечать в 2031 году В конце XII – начале XIII вв. в бассейн Вятки стали проникать русские, они селились на свободных землях среди удмуртов и марийцев. Во второй половине XIII в. приток русских на Вятку усилился в связи с монголо-татарским нашествием. Древнейшие русские поселения обнаруживаются на Вятке между Котельничем и Слободским. Здесь возникло несколько русских городищ: Котельничское, Ковровское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское и др. Основная часть переселенцев шла на Вятку с Новгородской, Устюжской, Суздальской и Нижегородской земель. Много есть легенд и версий о происхождении слова «Вятка». Во второй половине XVI века, а точнее в 1582 году польский историк Матфей Стрыйковский в своей "Хронике" приписывал основание города Хлынова, ставшего позднее Вяткой, а ныне - Кирова, - легендарному князю князю Вятко. Князь этот - современник легендарных князей Кия, Щека и Хорива, заложивших "мать городов русских" город Киев и основавших, согласно летописям, княжество восточно-славянского племени полян. Эта теория мало имеет стононников и мало подтверждена. Есть другая теория. В 8-9 веках в долине р.Ока проживало крупное славянское племя вятичей. Вятичи долго отстаивали свою независимость от Киевской Руси, Только в 982 году вятичи были подчинены Киевской Руси. Чясть вятичей, не желавших жить под властью Киева, ушли на северо-восток, на территорию современной Кировской области, поселились на берегах этой реки, расворившихся среди древних удмуртов (и по этой причине удмурты с того времени стали называться вотяками). И река Вятка получила свое название. Эта теория более обоснована. Но наиболее вероятной причиной возникновения названия «Вятка» связана с названием древним древних удмуртских племен – вотяками. Земли Кировской области ручичи называли «Землей Вотской», а позднее это название ирансформировалось в «Земля Вятская». Река Вятка получила свое название тоже по этой причине. Вятка впервые упоминается в летописях под 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию, входившую в то время в состав Золотой Орды. В 70-е гг. XIV в. Вятская земля входила в состав Нижегородского княжества. В 1393 г. это княжество было присоединено к Москве. Нижегородские князья после долгой борьбы вынуждены были покориться и получили в удел Вятскую землю. В 1411 г. суздальско-нижегородские князья предприняли новую попытку вернуть свои владения, но снова потерпели поражение. Недолго просуществовавшее Вятское княжество было ликвидировано, Вятская земля была передана во владение Юрию Галицкому. Вятчане активно участвовали в Феодальной войне в середине XV в. на стороне своего сюзерена Юрия Галицкого и его сына Василия Косого. Война закончилась победой Василия Темного. Вятчане вынуждены были признать себя вассалами Великого князя Московского. В 1412 году происходит знаменитая битва между вятчанами и устюжанами (жителями Великого Устюга, подчиненного Московскому княжеству) Битва состоялась ночью, в овраге, названном позже Раздерихинским. По одной из версий, устюжане пришли на помощь вятчанам для обороны от татар, по другой, они в союзе с московскими князьями хотели захватить город. На Руси Вятка была третьей свободной вечевой землёй после Новгорода и Пскова. Эта независимость, согласно "Повести", продолжалась в Вятской земле 278 лет - до 1459 года. В 1459 году Василий Тёмный покоряет Вятку, Хлынов облагается данью и приводится на верность Москве. Враждебное отношение вятчан к Москве выражается в сопротивлении, неповиновении и походах на московские земли. К 1457 - 1459 годам относятся и первые упоминания о городах Орлов и Котельнич, заложенных ранее одновременно с Хлыновым вниз по течению Вятки. Позднее были основаны, но уже вверх по течению, города Слобода и Шестаков. Точной даты основания главного города Вятской земли - града Хлынова нет ни в одном историческом источнике. Согласно данным науки археологии, в середине – второй половине 13 в., он был уже крупным средневековым городом. А 1457 год – это первое упоминание г. Хлынова в летописях. В 60 - нач.80-х гг. XV в. вятчане вместе со всем русским народом вели борьбу против татарских ханств. В 1468 г. они участвовали в походе войск Ивана III на Казанское ханство. В 1471 г., когда золотоордынский хан Ахмат готовил большой поход на Москву, а войска Ивана III были заняты борьбой с Новгородской республикой, вятчане под командованием Кости Юрьева совершили смелый поход на столицу Золотой Орды - город Сарай. В 1478 г. вятчане с помощью устюжан отбили набег хана Ибрагима на Вятку. В эти годы в стране шел процесс создания единого централизованного государства. На Вятке, как и в других землях, сложились две группировки. Одна во главе с К.Юрьевым поддерживала объединительную деятельность Москвы, другая выступала за сохранение удельно-автономистской системы. В сер. 80-х гг. XV в. между ними развернулась ожесточенная борьба, в которой победу одержала антимосковская группировка. В 1485 г. вятские бояре отказались принять участие в походе на Казань, проводимом Иваном III, заключив сепаратный мир с татарами. В ответ московское правительство отправило на Вятку сильный отряд под началом воеводы Юрия Шестака Кутузова, но московское войско не смогло взять Хлынов и вернулось назад. Вятские бояре изгнали великокняжеского наместника и объявили Вятку независимой. Сторонники Москвы во главе с К.Юрьевым вынуждены были бежать из Хлынова. В 1489 г. Иван III направил на Вятку 64-тысячное войско. В июле московские войска овладели Котельничем и Орловым, а в середине августа начали осаду Хлынова. Вятчане вынуждены были капитулировать, признать власть Ивана III и выдать своих главарей. В 1490 г. был произведен "развод" Вятки. Все бояре, люди, купцы были выселены в разные места Московского государства, на их место переселены жители Устюга и других городов. Присоединение Вятской земли к единому Русскому государству имело прогрессивное значение. Вятскими считались земли по среднему течению рек Вятки и Чепцы, Арская земля; собственно территория будущего Вятского уезда, часть Слободского (за исключением Кая и его волостей), часть Глазовского, незначительная часть Нолинского, а также Орловского и Котельничского уездов. Южнее Котельнича, а также по рекам Суна и Воя жили луговые марийцы. Оно способствовало развитию производственных сил, росту сельского хозяйства, промышленности и торговли. Хлынов в XVII веке был самым крупным городом на северо-востоке России. После окончательного присоединения к Москве Хлынов быстро развивался и в XVI веке стал самым крупным городом на северо-востоке тогдашней России. В нем росло ремесленное производство, расширилась торговля. Через Хлынов пролегли торговые пути в Поморье, Поволжье, Урал и Сибирь. Были установлены экономические связи с Москвой, Новгородом, Вологдой, Устюгом, Архангельском, Чердынью, Соликамском, Тобольском, Казанью, Астраханью и другими русскими городами. В 1580 году в Хлынове игумен Трифон основал мужской Успенский монастырь. Вокруг монастыря скоро образовался поселок, вошедший в черту города. До середины XVI века Хлынов управлялся наместником, назначенным московским правительством и его тиунами. В 1557 году была проведена реформа, устанавливавшая земское (выборное) правление. Городские жители выбирали земского старосту и городового приказчика. В Хлынове находился воевода - представитель центральной власти, управлявший всей вятской землей. В XVII веке Хлынов продолжал расти как крупный по тому времени ремесленный и торговый центр. Во 2 половине XVII века появляется мануфактура, т. е. крупное производство, основанное на ручном труде и работавшее на рынок. Под 1658 годом в Хлынове упоминается винокуренный завод, принадлежащий купцу Аверкию Трапицыну. В 60-80 годах здесь существовал завод по литью колоколов, основанный мастером Ф. П. Душкиным. Особенно успешно развивалась торговля. Происходило сосредоточение нескольких лавок в руках крупных купцов. Расширялась торговля Хлынова со многими городами России. Местные купцы вывозили в основном хлеб, который они скупали у крестьян, говяжье сало, кожи, шерсть, пушнину и другие товары. Хлынов все более втягивался в формирующийся всероссийский рынок. В 1607 году в городе была основана Семеновская ярмарка, продолжавшаяся в течение нескольких дней. На эту ярмарку съезжались торговые люди и покупатели со всей Вятской земли и из других районов страны. Рост промышленности и торговли усиливал социальное расслоение среди городского населения. Господствующее положение в Хлынове занимали служилые дворяне, приказные люди (должностные лица), купцы, ростовщики, церковники. Им противостояли мелкие ремесленники, работные люди, домашняя прислуга, посадская беднота (нищие), испытывавшие жестокую эксплуатацию со стороны верхов города. Классовые противоречия обострялись, что приводило к народным волнениям. Серьезное восстание вспыхнуло в 1635 году. Поводом послужили незаконные поборы, собираемые местными властями. Население отказалось их выплачивать. Участвовало в восстании около 1000 человек. Был убит помощник воеводы Матвей Рябинин и наиболее ненавистный массам жадный и жестокий откупщик Данила Кальсин. Восставшие вернули себе собранные с них деньги. Но из Москвы прибыл карательный отряд, который подавил восстание. Повстанцы понесли наказание, а наиболее активные были сосланы в Сибирь. К 1646 году в Хлынове насчитывалось уже 4670 жителей, а во второй половине века уже свыше 5000 человек. Посад разрастался главным образом в западном направлении. Его граница доходила до современной улицы Карла Маркса. Увеличилась и территория кремля. В 1624 году у его северной стороны был построен Преображенский женский монастырь. В 1663-1667 годах были капитально перестроены все городские укрепления. Необходимость коренной перестройки вызывалась быстрым ростом посада и неприспособленностью оборонных сооружений Хлынова к новым условиям военной техники в связи с совершенствованием огнестрельного оружия. Имело значение и нарастание крестьянского движения, которое вскоре привело к мощным восстаниям, закипевшим вокруг вятской земли: Соловецкого на севере, Разинского в Поволжье, Башкирского на юго-востоке. Вятский край оказался между тремя очагами народного движения, царское правительство спешило как можно скорее укрепить Хлынов, чтобы не допустить слияния этих движений через Вятскую землю. В 1710 году Петр 1 разделил страну на 7 больших губерний. Вятская Земля в основном вошла в состав Сибирской губернии. По реформе 1719 года Сибирская губерния была разделена на 3 провинции – Вятскую, Соликамскую, Тобольскую. Вятская провинция состояла из 7 уездов – Хлыновский, Слободской, Котельничский, Орловский, Шестаковский, Кайгородский, Кунгурский. В 1727 году Вятская провинция вошла в состав Казанской губернии. В 1780 году из Вятской провинции и из южных вятских уездов Казанской провинции образовано Вятское наместничество. В это же время город Хлынов переименован в город Вятка. В 1796 году Вятское наместничество было преобразовано в Вятскую губернию. В 1920 году часть территории Вятской губернии было передано в Пермскую губернию, Татарскую АССР, Вотскую и Марийскую АО. В 1928 году Вятская губерния ликвидирована, ее территория вошла в состав Нижегородской области РСФСР. В 1934 году город Вятка переименован в город Киров, и создается Кировский край. В 1936 году создается Кировская область.

Процедура получения сведений о национальной принадлежности при Всероссийской переписи населения 2010 года проводилась в полном соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации - «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Поэтому ответы на этот вопрос записывались по самоопределению опрашиваемых.

На момент переписи населения 2010 года в Кировской области проживало более 100 различных национальностей. Подавляющее большинство из них составляют русские - 1200 тысяч человек (91,9%). По сравнению с переписью 2002 года их число сократилось на 165,7 тысяч человек или на 12 процентов, однако доля русских в общей численности населения выросла на 0,9 процентных пункта. Второе место по численности занимают татары (36,5 тысяч человек), хотя их доля в 2010 году уменьшилась на 0,1 процентных пункта и составила 2,8 процента. Далее следуют марийцы (29,6 тыс. человек), удмурты (13,6 тыс. человек), украинцы (7,7 тыс. человек) и азербайджанцы (2,2 тыс. человек).

Кроме этого, в Кировской области проживает еще 6 национальностей, насчитывающих численность более тысячи человек. К ним относятся белорусы (1942 человека), армяне (1825 человек), цыгане (1417 человек), чуваши (1399 человек), немцы (1040 человек) и молдоване (1037 человек). В период 2002-2010 гг. из этой группы выбыла национальность коми в связи с сокращением ее численности с 1054 до 866 человек. Более 60 национальностей Кировской области малочисленны - от 1 до 10 человек включительно. К ним относятся агулы, вепсы, итальянцы, ительмены, монголы, селькупы, шорцы и другие. Следует отметить, что за межпереписной период увеличилась доля таких национальностей, как узбеки, таджики и цыгане, и между тем значительно уменьшилась доля марийцев, украинцев и удмуртов.

Население Кировской области урбанизировано, 74 процента граждан проживает в городской местности. Высокую долю горожан имеют такие национальности, как русские, татары, белорусы, украинцы, азербайджанцы, армяне, узбеки, грузины. Самая сельская национальность - марийцы, 71 процент их проживает в селе и лишь 29 процентов - в городе. Значительное превышение мужчин над женщинами отмечается у узбеков (в 3,2 раза), молдован (в 2,5), азербайджанцев (в 2,2), армян (в 1,6) и украинцев (в 1,2 раза).

В ходе переписи были получены данные о владении языками. Практически все многонациональное население области владеет русским языком, его указало 1311,2 тыс. человек (99,9% от общей численности населения, указавших владение языком). Менее всего русский язык знают вьетнамцы (92,5%) и китайцы (34%). Среди других языков наиболее распространенными являются английский (2,9%), татарский (2,0%), марийский (1,1%), немецкий (1,0) и удмуртский (0,5%).

Русский язык считают родным, кроме русских, большинство евреев, немцев, хантов, эстонцев, поляков, карелов, белорусов и ненцев (более 80% их населения). Наиболее высока доля лиц, указавших в качестве родного язык, соответствующий национальности, у русских (99,9%), китайцев (92,5%), вьетнамцев (90,9%), езидов (90,7%), монголов (87,5%), ингушей (86,5%), чеченцев (82,2%).

По официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Кировской области проживают представители более 110 национальностей. Большую часть населения составляют русские - 89,4%, в регионе проживают: татары - 2,7%, марийцы - 2,2%, удмурты - 1,01 процента, а также украинцы, азербайджанцы, белорусы, армяне, цыгане, чуваши, немцы, молдаване и другие.

На территории Кировской области действуют 213 зарегистрированных религиозных организаций, относящихся к 14 конфессиям. Большинство религиозных организаций относятся к Русской Православной Церкви.
В то же время в регионе действуют мусульманские религиозные организации, исповедующие традиционный ислам, большую часть прихожан которых составляют представители татарского населения, компактно проживающего в южных районах Кировской области (Вятскополянский, Малмыжский, Кильмезский районы), а так же представители азербайджанской, дагестанской, узбекской, таджикской и чеченской диаспор, исповедующие традиционные для этих народов формы ислама.

Вместе с тем в регионе представлены современные религиозные организации, действующие на территории Российской Федерации. Так, в Кировской области действуют Римско-католическая и Армянская апостольская церкви. Активно осуществляют деятельность различные протестантские деноминации: лютеране, евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники), адвентисты седьмого дня и многие другие.
Осуществляют деятельность мусульманские и иудейская религиозные организации.

В Кировской области официально зарегистрировано 13 общественных организаций, в интересы которых входят этноконфессиональные отношения.
Наиболее активные их них:
- Кировское региональное отделение Общероссийской общественной организации «ВСЕРОССИЙСКИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНГРЕСС»;
- Кировская областная общественная организация «Армянская Община»;
- Общественная организация «Местная Национально - Культурная Автономия Татар г. Кирова»;
- Общественная организация «Региональная национально-культурная автономия татар Кировской области».

Кроме того, в местах компактного проживания этносов созданы и работают уже более 10 лет 5 центров национальных культур:
. Вятский региональный центр русской культуры в г. Котельниче;
Центр удмуртской национальной культуры;
Центр марийской национальной культуры;
Центр татарской национальной культуры;
Центр коми-пермяцкой национальной культуры.
А так же 6 филиалов в районах области.
Основными видами их деятельности являются развитие культуры, изучение национальных языков, возрождение, сохранение и передача молодым поколениям обычаев, обрядов и традиций, а также укрепление межнациональных отношений народов, компактно живущих на Вятской земле.

В настоящее время развивается взаимодействие между общественными организациями, в интересы которых входят межнациональные и межконфессиональные отношения, формируются базы общественных и религиозных организаций, устанавливается сотрудничество, выявляются наиболее активные представители гражданского сообщества Кировской области, заинтересованные в исследовании этноконфессиональной проблематики в Кировской области. Интересы общественных организаций и национальных диаспор не ограничиваются культурной сферой. Они оказывают содействие соотечественникам в решении проблем, связанных с жилищной, социальной и языковой адаптацией на территории субъектов Российской Федерации. В сложившихся условиях тесное взаимодействие с представителями национальных диаспор и религиозных организаций и объединений является одним из важнейших факторов поддержания стабильной этноконфессиональной обстановки.

Открытых межэтнических конфликтов в регионе не зафиксировано. Потенциальные межэтнические конфликты возможны в районах со значительным расслоением общества, а также в районах с полиэтническим составом населения. Для предотвращения указанных конфликтов ведется работа по трем направлениям: социально-экономическому, гуманитарному (культурно-образовательному) и правоохранительному при гарантированном соблюдении равных прав и обязанностей руководства и населения.
За истекший период 2013 года явных конфликтов на территории Кировской области не зафиксировано.

Органами исполнительной власти Кировской области систематически проводятся встречи с лидерами национальных общин и религиозных организаций. В ходе бесед происходит обмен мнениями по актуальным вопросам, оказывается консультационная поддержка по юридическим и организационным вопросам. Также оказывается поддержка в проведении национальных культурных и религиозных праздников. Благодаря налаженным контактам удается многие вопросы разрешать до выхода их на уровень конфликта.

МКОУ СОШ д. Денисовы

Брошюра.

Народы Кировской области.

Учитель географии и краеведения

Конькова Ирина Павловна

2015 год

Пояснительная записка.

В брошюре представлен материал о народах Кировской области: татар, удмуртов и марийцев. Отмечены особенности каждого из народов, история их заселения территории нашего края, особенности одежды, традиции и обычаи.

Цель брошюры обобщить материал по данной теме, выделить отличия народов Кировской области и их особенности, способствовать формированию представления у учащихся о разнообразии народов Кировской области, о богатстве российской культуры, толерантного отношения к обычаям и традициям других народов.

Материалы предназначены для использования на уроках географии, краеведения, истории, а так же внеклассной деятельности.

Данная брошюра будет актуальна, так как в настоящее время практически нет учебных пособий по данной теме.

  1. Татары

Нукратские (чепецкие, нухратские, каринские) татары (тат. нократ татарлары) - этнографическая группа казанских татар . Название происходит от наименования села «Нократ» (ныне с. Карино ), бывшего весьма крупным татарским населенным пунктом с укрепленным городищем - центром Каринского княжества .

В 1920-х гг. насчитывалось около 15 тысяч человек.

Живут в основном в Удмуртской Республике (Юкаменском, Глазовском, Балезинском, Ярском районах), Кировской области .

Делятся на подгруппы: нукратских (каринских, с. Карино ) и чепецких или верхнечепецких - потомков населения булгарской колонии на реке Чепце . В формировании чепецких татар оказали большое влияние удмурты и бесермяне. К чепецким татарам иногда также причисляют самих бесермян .

Говорят на татарском языке с некоторыми особенностями, характерными для южно-удмуртского языка, называемом нукратским говором казанского диалекта .

Карино – самое северное в мире компактное поселение татар . Старинное название – «Нухрат». Слово «Нухрат» в переводе с арабского языка означает серебро. Вопрос о появлении и происхождении данной группы татар вдали от основной массы окончательно не решен. В письменных источниках первое упоминание о нухратских татарах относится к 1489 г., когда после присоединения Вятской земли к Московскому государству, в Москву были призваны именитые вятские люди и арские князья (каринские служилые люди).

В исторической науке существует 2 мнения о появлении татар на землях удмуртов. В 1391 г. татарский царевич Бекбут совершил набег на Вятский край, грабя, убивая и угоняя в полон удмуртов. Арские князья (от названия города Арск вблизи Казани), принимавшие участие в походе Бекбута, остались по праву победителя на вятской земле. 1391 г. считается датой основания Карино.

2 версия. В конце XIV в. суздальские князья Василий и Семен Дмитриевичи Кирдяпа владели Вяткой, как своей вотчиной. В сепаратистской борьбе с Москвой они искали поддержки у татар и в 1399 г. в союзе с татарским царевичем Ейтяком взяли штурмом и ограбили Нижний Новгород. Затем, в оплату за этот поход и в целях собственной безопасности, поселили татар в Карино и передали им во владение удмуртов. Описывая данное историческое событие, видные краеведы: А.В.Эммаусский и П. Н.Луппов называют имя татарского царевича по-разному: один – Ейтяк, другой – Сентяк. На кладбище в Карино сохранился памятник Джиланши, сына Сейдтяка, датируемый сентябрем 1522 г. Может быть царевича, воевавшего вместе с Семеном Кирдяпой, звали Сейдтяк?

Бытует и другая версия, которую развил П.М.Сорокин. Когда в 1236 г. через Волжскую Булгарию прошла вся монголо-татарская армия под командованием Батыя, завоевав и разрушив ее города, булгары, уцелевшие после побоища, обратились к владимирскому великому князю Юрию Всеволодовичу с просьбой дать им место для поселения. Юрий велел развести их по волжским и другим городам. Источники, в частности русские летописи, не сообщают конкретных данных, по каким именно городам были размещены булгары, и сколько их было. Время диктата Орды является самым темным периодом в истории Руси. П.М.Сорокин был ближе всех к разгадке вопроса появления на вятской земле «загадочной» каринской народности. 2 его роботы, опубликованные в Вятском календаре за 1897 г. , показывают, что ему недоставало лишь малой доли времени, чтобы высветить самую темную страницу нашей истории.

Учитывая тот факт, что город «Нократ Болгары» больше не восстанавливался после разрушения, а также устные предания, передаваемые из поколения в поколение среди каринских татар, и ряд памятников булгарской культовой архитектуры, есть все основания полагать, что именно «нухратские булгары», предки нынешних каринских татар, поселившихся во второй половине XIII в. недалеко от устья реки Чепцы.

В исторических документах середины XVI века Карино значится наряду с городами Вятской земли, а в начале XVII века является центром Каринского стана Хлыновского уезда, который включал все течение реки Чепцы. По сведениям Дозорной книги Каринского стана Хлыновского уезда (1615 г.), Карино состояло из 3-х погостов: Большое Карино, Нижнее Карино и Ильясово.

  1. Удмурты.

Удмурты (удм. удмурт, удморт; ранее вотяки; марийск. одо, башк.арҙар) – народ, относящийся к финно-угорской группе. По последней переписи в России живет порядка 600 тысяч удмуртов, при этом в самой Удмуртской республике – немногим более 400 тысяч, остальные в близлежащих областях.

Кировская область всегда была местом расселения удмуртов. Через несколько лет после Октябрьской революции несколько уездов Вятской губернии (впоследствии Кировской области) были переданы в Пермскую губернию, из которой впоследствии выделилась Удмуртская республика. Это произошло в связи с компактным проживанием удмуртов на территории области. На сегодняшний день в Кировской области проживает около 20 тысяч представителей этого народа. По численности удмурты занимают четвертое место после русских, татар и украинцев.

Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён - носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры). Некоторые ученые называют удмуртов самыми древними обитателями Южного Урала. Они считают их теми самыми ариями, которые жили в знаменитом Аркаиме.

Среди традиционных занятий удмуртов ведущую роль играло земледелие, для которого характерна комбинация подсеки и перелога с трехпольем. Землю вспахивали сохами разных типов или плугом-сабаном. Выращивали преимущественно морозоустойчивые зерновые культуры - рожь, ячмень, овес, а также пшеницу, гречиху, из технических культур - коноплю, а позднее лен. Меньшую роль играли огородные культуры - капуста, огурцы, редька. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу, но скота держали мало из-за недостатка пастбищ, породы его были малопродуктивны, выпасали животных в лесу без присмотра пастухов. Разнообразны были подсобные занятия: охота - на белку, горностая, зайца, лисицу, рыболовство, пчеловодство, лесные промыслы - заготовка древесины, углежжение, смолокурение, деревообработка, а также прядение, ткачество, кожевенное, кузнечное дело.

Основная социальная ячейка - соседская община (бускель). Это - несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

Типичное поселение - деревня (гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище - наземная, бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями. Крыша - двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить, в двадцатом веке, дома-пятистенки, с зимней и летней половинами или двухэтажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

Куала (точнее "куа", -ла - суффикс местного падежа - это особая ритуальная постройка, которая была известна, очевидно, многим финно-угорским народам ("кудо" - у марийцев, "кудо", "куд" - у мордвы, kota - у финнов, "koda" - у эстонцев, карел, вепсов, води). Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду покчи и быдӟым куа почти не отличались (только размерами): это бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах.

В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам - скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.

Североудмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м), опояску. Одежда - белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая - цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь - узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).

На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон). Девичьи уборы - укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений: вышивка, бисер, бусы, у южных - монеты. Украшения - цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс) , браслеты (поскес), ожерелье (весь).

Мужской костюм -косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви - онучи, лапти, сапоги, валенки.

Верхняя одежда без половых различий - шубы.

В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) - разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты - ряженка, простокваша, творог. Мясо - вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь - хлебное ухо, что говорит о финно-угорском происхождении названия), лепёшки (зыретэн табань иперепеч), блины (мильым).

Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).

Декоративно-прикладное искусство

В двадцатом веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент - геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон - белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор.

Праздники

Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники - Рожденство, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров.

  • Толсур - день зимнего солнцестояния, в него проводились свадьбы.
  • Гырыны потон или акашка́ - Пасха, начало весенней страды.
  • Гербер- Петров день.
  • Выль ӝук - приготовление каши и хлеба из нового урожая.
  • Сӥзьыл юон - окончание уборки урожая.
  • Выль шуд, сӥль сиён - начало забоя скота.

Праздновались и вскрытие рек (йӧ келян) и появление первых проталин (гуждор шыд).

Духовная культура

Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы - самые простые - хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы),волынка (быз) и др.

Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество - Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин). Злой дух, соперник Инмара - Шайтан. Божество домашнего очага, хранитель рода - Воршуд.

Развитым был языческий клир - жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро - уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.

Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

  1. Марийцы.

Марийцы - финно-угорский народ, в основном, в России, большей частью в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, живущих в Российской Федерации.. Старое название марийцев, черемисы, по-видимому, коми-эрзянского происхождения и означает «люди с востока». Сами марийцы черемисами себя никогда не называли. Современное самоназвание - мари - первоначально означало «люди». Традиционной религией для марийцев является марийская традиционная религия, относящаяся к язычеству. Исповедывание православия является лишь следствием насильственной христианизации

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды, праздники

Марийцы до начала XX века официально числились православными. Они были принудительно окрещены в XVIII веке. Крещение носило формальный характер, новокрещеные не знали элементарных основ православного учения. Вплоть до начала XIX века не была налажена в крае и проповедническая деятельность. Марийцы втайне от властей продолжали соблюдать свои традиционные культы. Большинство марийцев придерживалось православно-языческих синкретизированных культов: продолжало выполнять языческие культы, не отказываясь и от услуг православной церкви. Многие образы традиционных божеств были идентифицированы с образами христианских святых.

Отличительной чертой традиционных верований марийцев являлось почитание окружающего мира, природы, которая олицетворяла собой божественное начало. Весь природный мир, включая и самого человека, являет собой внутреннюю сущность божественного, поэтому в глазах верующих обладал самоценностью. Предки марийцев, наблюдая за природой, постигали волю божеств, на основе которой учились жить, регулировали общественные отношения. Согласно верованиям мари, представители растительного и животного мира являются сознающими сущностями, обладают восприятием, духовной силой. Поэтому полагалось почитать их силы, устанавливать с ними добрые отношения, не противоречить им. Вся окружающая природа наделялась марийцами жизненной силой, душой, духами, демонами и божествами-покровителями. Существовало представление о множестве душ.
Неотъемлемой частью верований мари был аграрный культ. Он проявлялся в почитании земных покровителей: богини земли (Мланде ава), ее «господина» (он, хан), рождающей силы (Мланде шочын), хранителя спорины (Мланде перке), пророка (Мланде пиямбар), распорядителя (Мланде саус), духа, владеющего ключами от подземных кладовых (Мланде сравоч).

Шорыкйол – один из самых популярных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством. Тем не менее первым днём праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.
Праздник имеет несколько названий. У большей части марийцев закрепилось название Шорыкйол – «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия – дёргания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В прошлом марийцы связывали с данным днём благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел 1-й день праздника. Встав ранним утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван). Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины.
В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод. В этот день девушки ходили по домам, в любом случае заходили в овчарни и дёргали овец за ноги. Подобные действия, связанные с «магией первого дня», должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.
Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Существенную роль в этот день играет обрядовая пища.

Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на предстоящий год. Обязательным обрядовым блюдом считается баранья голова, помимо неё готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржаного солода и хмеля, блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама).

Мланде шочмо кече – день рождения земли. У марийцев обряд рождения земли празднуют через семь недель после Великого дня. Обряд в честь Мланде шочмо кече был связан с запретами по отношению к земле. Марийцы соблюдали особые правила, считали, что земле после зачатия требуется отдых, покой и тишина. В этот день запрещалось шуметь, копать, рыть землю, забивать колья, стирать грязное белье, громко разговаривать. Мланде шочмо кече считался важным праздником.

Праздник «Кугече» (Пасха) был главным праздником весеннего календарного цикла, он отмечался через семь недель после праздника Ӱарня (Масленицы), то есть строго подчинялся лунному календарю. Отмечался он как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем.
Кугече сопровождался многочисленными обрядами и поверьями. Марийская пасхальная неделя Кугече была насыщена различными обрядами, запретами, поверьями. Например, по бытующим среди марийцев Сернурского района верованиям по ночам ведьмы и колдуны превращаются в разных животных. Главным в древнем языческом празднике Кугече был обряд поминовения предков. Поминовение усопших происходило в четверг в каждом доме.
К пасхальной неделе парни устанавливали качели. У качелей устраивали молодежные игры, песни и танцы.
В рамках марийской пасхальной обрядности магические свойства приписывались крашеным яйцам. Яйцами угощали родственников, соседей, раздаривали нищим. Верили, что пасхальное яйцо способно отвести пожар: «горящее строение обходили с яйцом и иконой, а затем бросали в огонь, после данного обряда пожар затихал». Таким образом, полевые материалы автора показывают глубокое взаимопроникновение христианских и языческих элементов в народную традицию. Это проявляется в том, что праздник православной Пасхи и ее обряды воспринимаются значительным количеством марийцев в качестве национальных.

Пчёлы считались детьми бога. Убить пчелу было большим грехом, а к лицам, занимающимся пчеловодством, предъявлялись строгие моральные требования. Продажа ульев на сторону осуждалась, а ухаживать за пчёлами положено было в белой и чистой одежде. Во время общественных, семейных, родовых жертвоприношений просили у богов благословить пчёл, необходимо было обращаться с ними как с «божественными птичками». Во время жертвоприношения просили также изобилия мёда, сохранения и умножения пчёл.

Ремесла и промыслы

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Главные полевые культуры - рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, конопля, лён; огородные - лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель. Репу сеяли в поле. Подсобное значение имели разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.), бортничество (позднее пасечное пчеловодство), рыболовство. Художественные ремёсла - вышивка, резьба по дереву, ювелирное (серебряные женские украшения). Существовало отходничество на предприятия лесообрабатывающей промышленности.
У марийцев была развита традиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших. В «марийской вере» и язычестве существуют культы предков и богов (верховного бога Кугу Юмо, богов неба, матери жизни, матери воды и пр.)

Традиционное жилище.
Разбросанная планировка селений во второй половине XIX века стала сменяться уличной: стал преобладать северно-великорусский тип планировки. Жилище - срубная изба с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени) или трёхраздельная (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу - стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери - деревянная кровать или нары, над окнами - вышитые полотенца. У восточных марийцев, особенно в Прикамье, интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и др.).
В летнее время марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) - срубную постройку с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб, хлев, сарай, каретник, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом на втором этаже.

Традиционная одежда.
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди.

Штаны шили из грубого сурового холста. На ноги надевали кожаную обувь. С XVII века получили распространение лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи. Женский костюм имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений - нагрудных и поясных.
Под рубахой марийки носили штаны («йолаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки.
Поверх рубахи марийки надевали передник (ончылносакыме).
В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена холщёвая одежда в виде распашного кафтана («шовыр», «шовр»). Для изготовления украшений использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.
В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и чёрного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь была распространена до XVII века, после её носили только зажиточные марийцы. Зимней обувью являлись валенки местных ремесленников.

Национальная кухня.
Марийская кухня – кухня древняя. Ей не одна сотня лет. Основа ее – продукты, которые марийцы умели добывать рядом со своим жилищем – в лесах, на лугах, в реках, озерах. Это дичь, рыба, ягоды, грибы, всевозможные травы. Рыбный марийский стол включал в себя, например, салат из стерляди, двойную уху, супы из соленой и сушеной рыбы, рыбное жаркое, запеченную рыбу. Активно использовалась разнообразная зелень, из нее готовили различные супы, щи. Представители лесной фауны также интересовали марийцев в кулинарном смысле. Они ели зайчатину, оленину, лосятину, медвежатину. Кроме того, в давние времена для национальной марийской кухни были характерны весьма специфические блюда: из мяса филина, ястреба, ежа, белки, даже ужа и гадюки.
Из ягод марийцы делали различные простые десерты, а также напитки – клюквенные, рябиновые, брусничные квасы. Грибы, в основном, сушили, солили. Использовали марийцы для приготовления различных блюд и мёд. Сначала дикий, а потом и продукт освоенного ими пчеловодства. Из мёда делали напитки, в том числе и алкогольные, с мёдом ели ягоды (вкусна брусника в меду!), готовили молочно-медовые блюда.

Постепенно, с развитием земледелия и скотоводства, пищевой рацион марийцев изменялся, становился богаче. Появились, заняв видное место в марийской кухне, различные каши: из овсяной, ячменной, гречневой крупы. Каши готовили с говядиной и бараниной, меньше со свининой. А еще марийцы любили и любят кашу тыквенную. Из круп также варили кисели.
С началом выращивания картофеля в марийской кухне начало появляться множество блюд, приготовленных с его использованием. Это и картофельные пельмени, и оладьи, картофель вошел в состав многих первых и вторых блюд. Марийскую кухню по частоте использования в ней картофеля даже сравнивают с белорусской. Первые блюда с развитием животноводства готовились, в основном, на мясном бульоне. Традиционный марийский суп – суп с клецками. Но это не значит, что марийцы не знают других супов. Уже упоминавшиеся щи готовились и готовятся с капустой, картошкой, борщевиком, снытью, крапивой, щавелем. Есть в марийской кухне даже суп с калиной. Для изготовления холодных супов использовались также различные квасы. Молоко, молочные и кисломолочные продукты также играли и играют по сей день важную роль в пищевом рационе марийцев. Простокваша, творог, сметана, топленое молоко, сливочное масло – все это неотъемлемая часть марийской кухни. Много в марийской кухне вторых мясных и рыбных блюд. Мясо, в основном, варят и тушат, реже жарят. Делают домашние колбасы из сала и крови, с крупой. Вареники с различными начинками (мясо, картошка, творог, ягоды) марийцы также издавна охотно готовят и едят.
Широк и ассортимент мучных и выпечных изделий с добавлением ягод, мёда: трехслойные блины из ржаной и ячменной муки, колобок, особый караваец, пирог с клюквой, брусникой

Фольклор
Мифы марийцев одновременно близки и к мифам удмуртов, и к мифам мордвы. Сильным было воздействие на марийскую мифологию тюркских традиций, развивавшихся уже под влиянием ислама в средневековых государствах – Волжской Болгарии и Золотой Орде. Приметы и Поверья
Март сухой, май мокрый – будут и крупа, и хлеб.
Лось намочит свои рога в реке – вода начинает остывать.
В подполье жаба горланит – к потеплению.
Орехов изобилие, а грибов мало – к снежной и морозной зиме. Богатством форм и мелодичностью отличается марийская музыка. Основные традиционные инструменты – гусли, барабан и трубы.
Гусли получили распространение у горных марийцев. Они имелись почти в каждом доме. Бытовала красивая поговорка: «Плоха та девушка, которая не умеет играть на гуслях».Из фольклорных жанров выделяются песни, среди которых особое место занимают «песни печали», сказки и предания.


В современных границах Кировская область занимает 120,7 тыс. кв. км лесного Поволжья на северо-востоке Русской равнины в центрально-восточной части Европейской России, простираясь на 570 км с севера (от 61°4 с.ш.) на юг (до 56°3 с.ш.) и на 440 км с запада (от 41°17 в.д.) на восток (до 53°56 в.д.).

Соседствует с Кировской областью Архангельская область и республика Коми на севере, Пермский край и Удмуртия – на востоке, Татарстан и Марий Эл – на юге, Нижегородская, Костромская, Вологодская области – на западе.

Не покрывавшуюся последними оледенениями Вятскую землю древние люди начали заселять с конца ледниковой эпохи – более 15 тысяч лет назад, проникая с юга по Волге – Каме – Вятке, расселяясь по их многочисленным притокам и обживая прежде всего возвышенные места.

В историческую эпоху коренное население Вятской земли составляли угро-финские племена. К концу I тысячелетия н.э. здесь сформировались народности: вотяки (удмурты), черемисы (марийцы), зыряне и пермяки (коми), чудь заволочьская. С юга с многоплеменной Вятской землёй граничила Волжская Булгария.

Также по рекам, с использованием волоковых переходов через узкие водоразделы, происходило заселение края славянами-русами, начиная с XII столетия. Первую волну переселенцев-славян составили вятичи, кривичи и другие выходцы из Владимиро-Суздальской земли и Муромо-Рязанского княжества, уходившие от насильственной христианизации и княжеских междоусобиц на северо-восток по Оке – Волге – Унже и Ветлуге. С севера по Сухоне – Северной Двине – Югу – Пушме через волоки в Молому и Вятку проникали устюжане, двиняне, новгородцы. По мнению некоторых историков, именно от славян пошло название главной реки края, а затем и его самого.

Славяне принесли на Вятскую землю вечевое устройство и по меньшей мере пять веков, до конца XVI столетия сохраняли общинный уклад, а некоторые народные (языческие) обычаи сохраняются у вятчан и по сей день. Древний славянский праздник Весны – Родоница – Красная Горка (День поминовения Предков и заклинания плодородия на предстоящее лето) – во всей полноте языческой обрядности сохраняются в виде «единственного в мире по своей оригинальности и названию» праздника Свистопляски (Свистуньи) до начала XX века.

Вслед за христианизацией вынуждали славян уходить с обжитых мест в северные леса разрушительные татарские набеги, позднее – никоновские церковные реформы и крепостное засилье. Позднее Вятская земля стала местом ссылки революционно настроенных представителей русского народа. В результате столыпинских реформ в начале XX столетия при материальной поддержке правительства безлюдный северо-восток края начали было заселять выходцы из западных губерний Российской империи (латыши, эстонцы, литовцы, поляки, белорусы), образовавшие единоличные хуторские поселения в болотистой лесной глуши Опаринского района, насильственно ликвидированные в советское время. В годы Второй мировой войны на Вятской земле нашли приют и постоянное место жительства многочисленные беженцы, а также рабочие эвакуированных заводов из оккупированных регионов, особенно из блокадного Ленинграда.

Наиболее удачно расположенные русские поселения в XVI – XV вв. превратились в города (Котельнич, Орлов, Вятка) – опорные центры русского населения среди мелких поселений вотяков (удмуртов), черемисов (марийцев) и других аборигенных племён.

С присоединением в 1489 г. Вятской земли к Московскому государству было проведено её первое административное устройство, которое с тех пор неоднократно и существенно менялось. Неизменным оставался лишь административный центр Вятской земли – древний город Вятка, менявший только своё название: на Хлынов (с 1457 по 1780) и Киров (с 1934 г.).

Особенно оживлённо освоение края началось в XVI в. с падением Казанского и Астраханского ханств. В это время с развитием промыслов и торговли становятся городами Малмыж, Царевосанчурск, Яранск, Уржум, Шестаков, Кайоград, возникают новые слободы – Кукарка (позднее город Советск), Верхняя (позднее город Слободской).

По первоначальному административному делению Вятская земля ограничивалась одним Хлыновским уездом с городами Хлынов, Котельнич, Орлов, Слободской. Остальная территория края относилась к другим административным образованиям.

Только в 1719 г. Вся территория Вятского края (бассейн р. Вятки с верховьями Камы) была объединена с общей границей Вятской провинции (с присоединением к ней из соседнего Пермского края с. Кай с уездом) в составе Сибирской губернии. Затем, в 1727 г., в составе трёх уездов (Хлыновского, Слободского, Котельнического) она приписана к Казанской губернии. В 1780 г. В пределах вятского края в составе 13 уездов было образовано Вятское наместничество, преобразованное в 1796 г. В Вятскую губернию, поделённую на 10 уездов.

С 1816 г. На протяжении более ста лет Вятская губерния существовала без изменений в составе 11 уездов: Вятского, Орловского, Слободского, Котельнического, Яранского, Уржумского, Нолинского, Малмыжского, Елабужского, Сарапульского, Глазовского.

Новую череду административных переустройств Вятская земля претерпела в период социалистических преобразований.

В итоге, в 1960 году территория области была поделена на 60 районов, затем их количество было сокращено за счёт укрупнения до 18, потом в результате деления наиболее крупных районов их стало 39. Это количество с 1966 г. Сохраняется поныне.

Первой сухопутной дорогой из центра Московского государства на Вятку стала, вероятно, дублировавшая водно-волоковый путь из р. Юг в Вятку по Моломе и существовавшая уже в XV в. дорога через Кайское болото (Устюжская дорога). Менее удобной, хотя более прямой была дорога через Галич (с 1797 г. – Петербургский или Вятско-Костромской почтовый тракт). В XVI в. по северу края пролегла большая дорога из Москвы в Сибирь через Великий Устюг и Кайгород на Соликамск (Сибирский тракт). Была проложена дорога из Вятки на Казань (Казанский тракт).

К началу XIX в. в Вятской губернии действовало 17 трактов – 12 уездных и 5 губернских: Сибирский, Московский, Казанский, Пермский, Вологодский.

Открытие железных дорог Вятка – Глазов (Пермь) в 1898 г. И Вятка – Котлас в 1899 г., затем в 1906 г. Вятка – Вологда - (Петербург) и в 1920-е годя участка Котельнич – Горький способствовало развитию центральной промышленно-городской агломерации (Киров – Нововятск – Кирово-Чепецк), а с прокладкой по югу области железнодорожного пути Москва – Казань стала развиваться южная промышленно-городская агломерация (Вятские Поляны – Сосновка).

С открытием в 1899 г. железнодорожной ветки Вятка – Котлас появилась возможность для интенсивного усвоения лесных ресурсов Моломско-Лузского междуречья, и установилось надёжное сообщение с Вяткой (Кировом) удалённых от своих административных центров районов Архангельской и Вологодской губерний (областей).

Со строительством в 1930-е годы железной дороги Яр – Фосфоритная началось освоение крупнейшего в Европе Вятско-Камского месторождения фосфоритов и лесных ресурсов северо-восточных районов области.

К концу ХХ столетия в пределах области сложилась довольно развитая дорожно-транспортная сеть с устойчивой связью с другими регионами страны. По территории области проходят дороги республиканского значения: Петербург – Екатеринбург, Москва – Нижний Новгород – Екатеринбург, Казань – Киров – Сыктывкар. Пересекающая область по её центральным районам Транссибирская железнодорожная магистраль связывает её как с центром России, так и с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком.

По территориям южных районов область пересекают нефте- и газопроводы.

С разрушением инфраструктуры лесопромышленного комплекса в результате «перестроечных реформ» в 90-е годы пришли в упадок многочисленные леспромхозовские посёлки, возникшие в северных районах области в советский период.