Анна каренина основные проблемы романа. Сочинение на тему: Нравственная и философская проблематика романа Анна Каренина, Толстой

Роман Льва Толстого «Анна Каренина» (1873-1877) обычно называют семейным, но это в первую очередь роман о любви.

Полная жизни молодая красавица Анна и сословно и духовно ограниченный аристократ Вронский, неловкий честный чудак Лёвин и правдивая, жаждущая счастья в любви и семье Кити, добрая, несчастная в любви, но счастливая в семейных заботах и детях Долли, легкомысленный, безответственный, но обаятельный жизнелюб Стива Облонский и даже сухощавый сановный бюрократ Каренин, этот боящийся реальной жизни «человек в футляре» – все они любят, и каждый понимает любовь по-своему.

Анна Каренина и Константин Левин – два основных типа героев. Оба находятся в состоянии неудовлетворенностью жизнью. Их выходы – разные. Жизнь может строиться на эгоистических началах, а может – на альтруистических.

Путь Константина Левина – путь к народу. «Жить надо не для живота, а для души» (путь, кот привел его к простому мужику).

Путь Анны Карениной – путь отчуждения, закрывается от народа (в мире она и Вронский), путь духовной гибели.

Но Анна Каренина вне авторского осуждения. Это прекрасная женщина, но путь ее ошибочен – он основан на страсти. В этом мире нет места ни ее сыну, ни ее дочери. «Мы с Алексеем расходимся жизнями». Для нее мир сужен до эгоистического желания «обладать». Она вместо одного замкнутого мира выстраивает др замкнут мир, в кот есть место только ей и Вронскому и любой выход из этого мира она воспринимает как предательство. Вронский бросает военную карьеру ради Анны. Анна обладает нравственным максимализмом, слишком близко к сердцу воспринимает ситуации. Ситуация могла быть банальной, но для Анны она становится трагической. Это попытка спасти себя в нравственном плане привела в нравственный тупик.

Путь Константина Левина – история любви, женитьбы, которые не спасают его от отчаяния. Мир его раздвинут социумом, ему это интересно, он ищет ответы в окружающем мире.

Путь А.К. завершается обрывом, Путь К.Л. – выход к народной правде, как истинному источнику жизни. Истина – не проблема, она искома и обретаема.

Философия романа.

Все герои выражают те или иные философские мысли и нравственные принципы Толстого, а писатель видел в любви категорию религиозной морали . Она для Толстого – категория нравственная. Для героев борьба любви и нравственности имеет трагический исход.

Это чувство меняет и выявляет их характеры. Люди в любви становятся лучше, открывается их богатая душа, ее сложная прихотливая диалектика, часто неожиданная для них самих. Иной становится сама жизнь, она обновляется, обретает особый смысл, герои Толстого вдруг понимают, что есть судьба, ее непонятная влекущая сила.

Философские, моральные искания характеризуют Константина Левина как образ автобиографический, но его чисто толстовская идея опрощения и поисков патриархальной цельности и правды в семейном счастье и крестьянском труде показывает, что автор романа глубоко разочаровался во всех моральных и культурных ценностях дворянского общества и догматах и принципах официальной православной церкви. Однако реальная жизнь, сама трагедия и гибель Анны вдруг открывают всем этим ошибающимся, несовершенным людям самих себя с их столь же законными чувствами и интересами. Даже насквозь формальный, душевно сухощавый, боящийся реальной жизни «государственный человек» (жена верно называет его машиной) Алексей Александрович Каренин вдруг становится просто живым человеком, по-христиански прощает виновную жену, трогательно ухаживает за ее маленькой «незаконной» дочерью. Сохраняется вечно распадающаяся семья измученной бытовыми хлопотами и изменами мужа Долли и симпатичного шалопая Стивы Облонского, находит, наконец, свое простое и трудное семейное счастье и душевный покой вечно во всем сомневающийся Левин. … Все простили и оправдали друг друга .

Свою великую философскую и художественную задачу автор «Анны Карениной» смог решить с помощью уникального метода «диалектики души», показал «текучего», непрерывно меняющегося человека в вечном противоречивом движении его мыслей и чувств, умело использовал «энергию заблуждения» мечущейся личности: «Во взгляде … автора на виновность и преступность людей ясно усматривается, что никакой муравейник, никакое торжество «четвертого сословия», никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, а следственно, и от виновности и преступности. Выражено это в огромной психологической разработке души человеческой, с страшной глубиною и силою, с небывалым доселе у нас реализмом художественного изображения».

Поэтика романа.

Роман держится на «сцеплениях ». Действие продолжается после смерти главной героини. Объясняя конструктивный принцип произведения, автор писал Н. Н. Страхову:

«Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления словами никак нельзя; а можно только посредственно - словами описывая образы, действия, положения»

С самого начала в «Анне Карениной» мы видим два пути, две любовные истории с очень разными итогами. В романе вначале противопоставлены два мужчины, два соперника, ищущие любви милой и неопытной княжны Кити Щербацкой: застенчивый и неуклюжий помещик-провинциал Константин Левин (его главная идея: «Мне, главное, надо чувствовать, что я не виноват») и уверенный в себе петербургский аристократ, гвардеец и богач граф Алексей Вронский. Потом образуются две пары главных персонажей - Анна и Вронский, Левин и Кити, и вокруг них, их очень разных любви и судеб строится нравственный роман Толстого о любви.

Толстой показывает любовные отношения своих персонажей не как внешние события романной фабулы, а как их внутренние состояния, осознаваемые ими и читателем постепенно, шаг за шагом, выявляющиеся через неожиданные характерные детали. Это и есть знаменитая «диалектика души», тончайшее кружево психологического анализа , показывающие в правдивых чертах и деталях рождение, развитие и подлинный смысл чувства, за которым следуют мысли и поступки . Благодаря этому художественное время романа и время читателя совпадают.

Для этого Толстой использует новаторский прием изображения потока сознания героев (знаменитая сцена потока лихорадочного сознания Анны, отправляющейся на вокзал, чтобы покончить с собой) и замедляет их движения (видение Кити Левину на катке). Ожидающая (тщетно) признания Вронского Кити на балу живет в мечтательном упоении своим грядущим счастьем как во сне: «Весь бал до последней кадрили был для Кити волшебным сновидением радостных цветов, звуков и движений».

Мы уже в знаменитой сцене возвращения Анны из Москвы в поезде видим, как медленно охватывает ее пробуждающееся чувство любви к Вронскому, «волшебное напряженное состояние». И эти чувства становятся живыми, текучими, движутся, Анна вдруг ощущает радость, нервы ее напрягаются. Вокруг остановившегося поезда бушует снежная буря, и это буря страстей: «И она отворила дверь».

Толстой создает обстоятельства, казалось бы, оправдывающие Анну. Писатель рассказывает в романе о связях другой светской дамы, Бетси Тверской. Эти связи она не афиширует, не выставляет напоказ и пользуется в обществе высокой репутацией и уважением. Анна же открыта и честна, она не скрывает своих отношений с Вронским и стремится добиться развода у мужа. И тем не менее Толстой судит Анну от лица самого Бога. Расплатой за измену мужу оказывается самоубийство героини. Ее смерть - проявление божественного суда: эпиграфом к роману Толстой выбрал слова Бога из библейской книги Второзаконие в церковнославянском переводе: «Мне отмщение, и Аз воздам». Вина Анны для Толстого - в уклонении от предназначения жены и матери. Связь с Вронским не только нарушение супружеского долга. Она приводит к разрушению семьи Карениных: их сын Сережа теперь растет без матери, и Анна и ее муж борются друг с другом за сына. Любовь Анны к Вронскому - это не высокое чувство, в котором над физическим влечением преобладает духовное начало, а слепая и губительная страсть. Ее символ - яростная метель, во время которой происходит объяснение Анна и Вронского.

Левин, рано потерявший родителей, хочет семейного счастья, душевного покоя, любви, детей, но считает себя недостойным девушки и слишком ее идеализирует. Он неловок, иногда бестактен, вечно колеблется и вдруг в сомнениях уезжает на два месяца в свою деревню. Отсюда его несвоевременное и потому неудачное предложение, заставившее, тем не менее, Кити задуматься и понять свое подлинное отношение к этому робеющему перед ней зрелому мужчине. Она ощущает счастье и восторг, вдруг по-женски жалеет его до слез, даже в своем девичьем затмении видит, как сильно в честном и прямодушном Левине нравственное чувство, уважение к другому человеку, к женщине, желание вместе добиваться смысла добра, а на этом и строится настоящая семья.

26. Проза А.П.Чехова: проблематика, концепция человека, специфика повествования, проблема эволюции (на конкретных примерах).

(Чехов А.П. 1860-1904)

Проблематика и проблема эволюции неразрывно связаны, т.к. эволюция прозы Чехова – это эволюции его проблематики.

1. Ранние произведения:

Пародии и рассказы, живые и полные остроумия , в юмористических журналах

(«Будильник», «Стрекоза», «Осколки») под разными псевдонимами (Антоша Чехонте,

Брат моего брата, Врач без пациентов)

лирико-драматические сюжетные построения

(«Цветы запоздалые»)

резкая социальная критика («Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев»)

постановка болезненных социальных проблем (проституция) («Хористка», «Знакомый мужчина»)

ужас деревенской жизни («За яблочки», «Барыня»).

Бердников: «эволюция заключается в углублении тематики».

2. произведения 1880-х годов:

проблемы человека и природы (повесть «Дуэль») об отсутствии взаимосвязи между развитием естественной науки и развитием духовности человека.

3. произведения 1880-1890-х годов:

После 1888 г. – отказ от мелкотемья (многописания). Чехов пишет большие вещи. Первое большое произведение – повесть «Степь» (первоначальный замысел – роман, который он так никогда и не написал). Чехов называет Григоровича, который призывал его написать большое произведение, «благовестителем». Чехов считал повесть шедевром, современные критики – яркими, но разбросанными картинами (Михайловский), повестью без идеи (Григорович). Чехов показал противоречие между огромными пространствами, возможностями России, свободой в самой идее России и серой обыденной жизнью ее граждан . Он выявил шаблонность, трафаретность, которые не позволяют быть свободными. В 1888г. Чехов получает «Половинную Пушкинскую премию» за сборник «В сумерках» (юмористич).

Рассказы «Попрыгунья » 1892г. (Талантливый врач, ученый, погибает, спасая больного ребенка. Таких людей, ясно знающих цель, Чехов любил и с воодушевлением встречал даже слабые «симптомы доброкачественной заразы, которая распространяется на земле от подвига»),

«Палата №6 » 1892г. (Доктор Рагин, с философским равнодушием наблюдавший страдания больных, будучи здоровым попадая в палату №6, вдруг запоздало осознает противоестественность того ужаса и боли, на которые он обрекал людей своим равнодушием).

«Дама с собачкой » 1899г. (Гуров оказывается в провинциальном городке и вдруг видит перед собой длинный серый забор с торчащими вверх гвоздями. Это подробность – свидетельство темы «тюремного застенка» в «Палате №6»). Эти, а также другие рассказы - «Дом с мезонином», «Скрипка Ротшильда», «Человек в футляре», «Крыжовник», повести «Скучная история», «Черный монах») – проблема русской действительности (Субъектная форма), русского народа (объектная форма) и русской интеллигенции (субъектно-объектная форма) .

Есть эволюция проблематики , но эволюции внутренней не происходит , т.к. для него главной является тема внутренней свободы (точнее ее отсутствие), о чем говорит целостность его творчества.

(несвобода – зависимость от табеля о рангах, герои редко обретают свободу, но они несчастливы:расск «Невеста» - перед героиней появл-ся свобода, но Ч добавляет: она покидала город, думая, что навсегда). Рассказ «Огни». Спор двух героев: один – сторонник оптимистической философии, другой – пессимистической. Разделение людей на основании какой-нибудь философии - зависимость от идей = зависимость от табеля о рангах (независимо от значимости идеи). Жизнь богаче, чем спор, нельзя зашориваться на чем-то одном.

Художественный мир Чехова – биполярен. Истина всегда субъектна, рождается в диалоге, а приверженность любой идее – ограниченность, футляр. Чехов не принимает любое монологическое видение идеи. Истина рождается в споре через отрицание. Каждый решает сам, какой должна быть жизнь. Нравственный выбор за читателем, а не за писателем. Задача литератора – правильно поставить эти вопросы.

Концепция человека

У Чехова между «Есть Бог» и «Нет Бога» лежит огромное поле и надо иметь мужество, чтобы это поле перейти неважно, в каком направлении. Чеховский чел-к – человек-поле. У Чехова нет идеала. Плохой/ хороший человек не концептуальный, не универсальный.

В ранний период он показывал зависимость человека от табеля о рангах. Маленький человек становится хранителем рабского отношения и превращается в человека мелкого.

«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» - готовность отдать жизнь за табель о рангах.

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - футлярная трилогия о человеке, который живет не той жизнью, которой хотел. Когда чел оказывается шире своей жизни, или это некотороая огранич-ть человеч жизни.

В поздние годы образ футлярной жизни стал символом отсутствия внутренней свободы.

«Архиерей» - человек проживает чужую жизнь. Мать, простая дьяконица, видит в сыне-архирее только первоосвященного, стоящего на высших ступенях церковной иерархии. И только, когда он уже бьется в агонии, мать снова становится матерью и говорит ему те теплые, родные слова, которые он так хотел услышать. Но поздно, он погибает, и ничего нельзя изменить.

Маленькая трилогия – универсальность русской жизни. У каждого свой футляр по размеру.

«Невеста» 1903. Героиня под влиянием «вечного студента» Саши уезжает из захолустного городка в Петербург, чтобы учиться и начать новую жизнь. Она обретает внутреннюю и внешнюю свободу. В самом финале есть сослагательное наклонение. Чехов не утверждает окончательно, всегда остается вариант другой жизни.

Усредненная личность оказывается в центре внимания. Он уловил разобщенность людей, отчужденность и враждебность.

Специфика повествования

Уже в раннем творчестве Чехов выступил как великий реформатор прозы.

Четкий структурный план его произведений, его открытием стал принцип повторения . Он достигает этого эффекта за счет двух композиционных приемов: а) постоянного обращения к изложенному в композиции материалу, энергичной его разработке, развертыванию содержания повествования и б) отчетливого замыкания всей структуры в некую целостность, завершенность.

Рассказ «Житейские невзгоды » (1887г.). Все происходит в комнате, наполненной голосами, которые слышны отовсюду. Рассказ состоит из трех частей, внешне абсолютно одинаковых по содержанию (в каждой идет речь о житейских невзгодах 4-х обывателей). 1.Мелкий чиновник Попов путается в расчетах сумм, которые ему надлежит выплатить в банковской конторе: «Билет стоит по курсу 246 руб., значит, осталось 236. К этой сумме можно прибавит проценты, почтовые расходы…»

2.За перегородкой раздаются стоны его жены, приехавшей к мужу просить развода. По дороге она простудилась и теперь мучается зубной болью.

3.Наверху за потолком какой-то мужчина, вероятно, ученик консерватории, разучивал рапсодию Листа с таким усердием, что, казалось, по крыше дома ехал товарный поезд.

4.Напрво, в соседнем номере, студент-медик готовился к экзамену. Он шагал из угла в угол и зубри густым басом. Экспозиция завершена, идет разработка обозначенных тем. Во второй части действия персонажей повторяются, но при этом ощущается нарастание «крещендо» потока голосов и звуков с помощью усиления - в -ррр- : (2. –Умир аю! Тир ан! 4. – Хронический катар желудка наблюдается также при стррр аданиях печени…). В третьей части экспозиционные темы даны практически в обратной последоватеотности: 3-4-2-1. Конечный элемент перебрасывает арку к первому, отсюда – безупречная гармоничность и завершенность целого.

Для прозы характерна не собственно прямая речь, а происходящий момент, когда повествователь и герой, не сливаясь, покрывают друг друга. Они сближены, но они разные, их сознание можно различить.

Поэтому (по Бахтину), время у Чехова: 1) бытовое, житейское и одновременно

2) бытийное, вечное. Это оформление подтекста подводного течения. Проза – основная жанровая форма творческой реализации Чехова.

Новаторство Чехова:

Утвердил значительность малых форм : рассказов и повестей, близких по структуре и по объему к рассказам;

Ниспроверг русскую классическую традицию: идеализацию народного характера . В его произведения нет и следа того, что народное мировосприятие и русский крестьянин – мера всего истинного, незыблемого и вечного.

Парадоксальность художественного метода Чехова:

27. Драматургическое новаторство Чехова-художника (на конкретных примерах).

(Чехов А.П. 1860-1904)

Все крупные пьесы Чехова связаны одной центральной проблемой: в основе конфликтов оказываются судьбы русской интеллигенции. Несколько особняком стоит «Чайка» (1896): это пьеса о людях искусства. Все события группируются вокруг театра и литературы, основные проблемы: успехи, жертвы во имя удачи и неудачи, процессы творчества.

«Дядя Ваня» (1899) имеет подзаголовок «Сцены из деревенской жизни». События разворачиваются в уединенной усадьбе Ивана Петровича Войницкого. В молодости он самоотверженно трудился как управляющий имения, не получая платы за труд, чтобы профессор Серебряков мог преподавать в столичном университете и писать научные работы (как оказалось, никому не нужные). «Старый сухарь, ученая вобла (Войницкий о Серебрякове спустя 25 лет), ничего не понимая в искусстве 25 лет пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и другом вздоре и пишет о том, что умным давно известно, а глупым неинтересно». Мистификация становится ясной Войницкому, но только не Серебрякову.

В первоначальном варианте у Чехова пьеса заканчивалась самоубийством дяди Вани. Чехов перерабатывает текст: Войницкий стреляет в Серебрякова. Убийства не произошло, хотя выстрел звучит дважды. Серебряков уезжает из имения. В финале – монолог сони, племянницы дяди Вани: «Мы, дядя Ваня, будем жить, трудиться, а когда наступит наш час, покорно умрем и там, за гробом скажем, что мы страдали, плакали, и бог сжалится над нами, и мы увидим жизнь светлую…и отдохнем». Доктор Астров осел в провинциальной глуши и тянет лямку земского врача. Он одержим идеей спасение гибнущего русского леса. В своем имении он вырастил образцовый сад и питомник. Также он спасает от разграбления казенное лесничество (Чехов предвидел надвигающуюся экологическую катастрофу XX столетия).

«Три сестры» (1900). В центре пьесы – жизнь трех сестер и брата, чей отец, генерал, 10 лет переведенный в провинциальный городок из Москвы, умер. Дети образованны, они страстно мечтают вернуться в Москву (это лейтмотив драмы). Но они изгнаны из своего дома, который заложен братом Андреем в банке. Деньги прибирает к рукам его практичная жена Наталья. Происходит трагедия крушения надежд (1-я тема ) на возвращение в Москву.

2-я тема о роли труда . Младшая Ирина после гибели на дуэли ее жениха барона Тузенбаха уезжает учительствовать в школу при далеком кирпичном заводе: «Человек должен трудиться, работать, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторг». 3-я тема – тема счастья . Счастье – удел потомков. Вершинин, образованный человек, офицер, наделен чертами «чудака» (раздумья о путях достижения счастье по-Чехову):

«Счастья у нас нет и не бывает, мы только желаем его».

«Вишневый сад» (1903). Пьеса лишена сюжетного движения и целиком погружена в быт. Здесь нет кульминационных всплесков и трагических развязок. В центре интриги – продажа имения Раневской и Гаева, сестры и брата. Первое действие – разговоры о приближающихся торгах, вплоть до финала пьесы, когда выясняется, кто приобрел имение. Четвертое действие – самое статичное – развернутый эпизод отъезда из имения. В пьесе – две группы лиц. Одни (Раневская, Гаев, соседний помещик Симеонов-Пищик) – бывшие владельцы живых душ, которых развратило праздное существование за чужой счет. Они – главные действующие лица картины оскудения, разрушения «дворянских гнезд». Они обречены и живут в долг. Им противопоставлены «новые люди»: Лопахин, сын бывшего крепостного Раневской, сейчас крупный предприниматель, и молодое поколение: Петя Трофимов, студент, бывший учитель погибшего в возрасте 7лет сына Раневской, и Аня, дочь Раневской. Гаев на пятом десятке лет, как ребенок, нуждается в уходе за собой. У него нет мыслей – одна пустопорожняя болтовня. Чтобы спасти имение, нужно продать вишневый сад, разбив его на дачные участки, по совету Лопахина. Но они не понимают Лопахина, пускаясь в рассуждения о красоте сада. «Вишневый сад» - безжалостная по обличительной силе картина краха русского дворянства, некогда привилегированного сословия, полной и необратимой деградации личности, атрофии всякого чувства реальности и цели. Галерею лиц дополняет Фирс, камердинер Гаева. Освобождение от крепостного права он называет несчастьем. Преданного слугу при отъезде в суматохе забыли в заколоченном, нетопленном холодном доме. По-Чеховски, при медленном разворачивании событий пьеса заканчивается трагически - гибелью человека. Петя Трофимов – чудак , говорящий о стремлении человека быть свободным: «Мы отстали, - по крайней мере лет на двести, у нас нет определенного отношения к прошлому, … его надо сначала искупить необычайным, непрерывным трудом». И вновь его мысль (как в «Дяде Ване»): «Если мы не увидим, не узнаем его (счастья), то что за беда? Его увидят другие!»

Новаторство:

Чехов – отец всей драматургии XX в., создатель режисерск театра. Новаторство Чехова-драматурга в его жанровой особенности. В русской традиции XVIII в. комедия и трагедия (тяжелая драма), XIX в. – комедия и драма. У Чехова соединение комического и трагического (синтетический жанр) . Уже во время первой постановки «Вишневого сада» возник спор о жанре пьесы Чехова с режиссерами К.С.Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко и актерами-исполнителями. Чехов утверждал, что пишет комедии. Оппоненты полагали, что это драмы. Трагикомедия – не просто смешение, а взамопроникновение. Одна и та же сцена, образ одновременно и комическая и трагическая. Герой не + и не -, они неоднозначны. Любой конфликт по своей природе социален (у Островского он черно-белый). Конфликт в пьесах Чехова трудноуловим. Это не просто конфликт в сознании – это ощущение конфликтности, неопределенности, которое витает в воздухе.

Чехов широко использует принцип контрастности , постоянно снимающий пафосность некоторых откровений его действующих лиц. Взволнованный монолог доктора Астрова о лесах («Дядя Ваня»), достигнув вершины, заканчивается тем, что он выпивает рюмку водки. Машу в «Чайке», восторженно говорящую о Треплеве, прерывает авторское вторжение: «Слышно, как храпит Сонин». Маша («Три сестры») в момент прощания с любимым человеком (Вершининым), которого она уже никогда не встретит, вдруг переходит на декламацию:

М а ш а (сдерживая рыдания). У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том… Я с ума схожу… У лукоморья… дуб зеленый…

Принцип композиционного кольца – резкое преображение материала в свою противоположность. Медлительное, вялое сценическое действие компенсируется резкими всплесками драматизма. В первом действии «Трех сестер», еще до появления Наташи, будущей жены Андрея Прозорова, звучит реплика Ольги: «Ах, как она одевается! Не то, чтобы некрасиво, не модно, а просто жалко». А в финале, в конце последнего действия, эта мещанка, недалекая и вульгарная, диктующая всем свою волю и разрушившая мечту , жившую в душах сестер (На осень намечен переезд Прозоровых в Москву . Сестры не сомневаются, что брат их Андрей поступит в университет и со временем обязательно станет профессором), произносит, обращаясь к младшей сестре Ирине: «Милая, совсем не к лицу тебе этот пояс… Это безвкусица».

Четкая структурированность пьес . В «Чайке» - повторяющийся образ «Чайки», связанный с судьбой Нины Заречной; в «Дяде Ване» - тема загубленной жизни, принесенной в жертву обстоятельствам (Астров) или обожествляемому ничтожеству, профессору Серебрякову (Войницкий); в «Трех сестрах» - недостижимость становящейся все более призрачной в своих повторених мечты о Москве. Выражение художественной идеи (внутреннего содержания) через внешнюю форму , как и в прозе Чехова. В «Вишневом саде» - повторяющаяся ситуация – получение Раневской телеграмм из Парижа. Первая оказывается разорванной, вторая читается, третья оказывается призывом к действию, к возвращению в Париж, т.е. навстречу к окончательной гибели. Паузы подчеркивают, что истинно отдельного монолога нет. Каждый герой произносит монолог, не слыша другого (каждый говорит реплики на свою тему). Паузы , обращенные к зрителю, поворачивают высказывание до противоположного смысла . Сквозные мотивы. Если в 1-м акте есть ружье, то оно должно будет затем выстрелить.

Конфликты в пьесах Чехова. Драма предполагает острые события, столкновения, борьбу действующих лиц. У Чехова нет соперничества, интриги, «злых» и «добрых» побуждений . Все словно рождается из обстоятельств, которые складываются исходя из более высших законов, чем личные стремления людей. Человек чувствует, что время идет – это и есть конфликт человека с вечностью.

Обращенность к быту. Моральную неправду Чехов перенес в человеческие будни, когда нравственная холодность и безнравственность совершаются без борьбы, без намерения и осознания конфликта.

Подводное течение (по В.И.Немировичу-Данченко) – способность автора передать настроение через быт, раскрыть за внешне-бытовыми деталями присутствие непрерывного внутреннего психологического потока. При обилии бытовых деталей быт – не главное. Главное – бытийное время в каждой бытовой детали. Пренебрежение Чехова к бытийным событиям, которые выведены за пределы сцены – за кулисы. На сцене ничего нет – все события за сценой. Большую роль играет деталь. Астров («Дядя Ваня»): «Лопнул бутылëк с эфиром», когда за кулисами стреляется человек. Особую роль играет подтекст: вишнëвый сад, а не ви́шневый, как ощущение ускользающих красот. Напряжение на сцене держится мотивами, переходами.

28. Судьбы реализма в русской прозе начала 20века. (Вересаев, Куприн, Андреев)

«19 и 20 век сошлись на рубеже в схватке столетий!!! Белый: «Мы ножницы м/у столетиями» (сошлись концы и начала, классич и неклассич иск-во).

Специфика периода: существенно меняется социально- политический климат, индустриализация, раскрестьянивание. Города переполнены вчерашними крестьянами, которые явились материалом для выжимки прибыли > революция. Кардинально меняется взгляд на человека и мир в целом. На место привычной определенности приходит относительность. Писатели ощущали недостаточность языка, которым владело классич иск-во: 1) Сознание исчерпанности прежних форм письма 2) необходимость обновления тех путей, на кот должно опираться иск-во. Распростр-ся мнение об исчерповании реалистич иск-ва. Но в это время пишут Лесков, Бунин, Толстой, значит концепция реалистич лит-ры имеет место в картине мира. Иск-во билось над тем, как изобразить изменившееся положение чел-ка.

Процессы сближения и отталкивания между реализмом и романтизмом в литературе нач. 20 века. Развитие традиций просветительского реализма.

Обновление – ч/з нов способы изобр чел-ка: реализм показал чел-ка в нов условиях, когда среда разрушена. В основе критерия реализма лежит человек и среда. Катосторфизм входит в иск-во как способ изобр одинокого чел-ка в разрушенной среде. Среда заела человека, но вдруг происходит расшатывание и возникает ситуация, когда человек сопротивляется среде.

Реформир-ся иск-во и старших реалистов. Л.Н. Толстой – р-н «Воскресенье», «Смерть Ив. Ильича». У Т. существенно меняется хар-р письма: усиливается сатирич начало, срывание масок. Прямое выражение авт позиции.

В иск-ве этого времени был путь, проложеннвй Чеховым. Ч. Бежал от прямоговорения – чем более скрыто твое отношение, тем больше впечатление, взял не героев, а обычн людей. В жизненных мелочах протекает человеч жизнь, через систему мелочей показал ее гибельное устр-во. Нужно правильно ставить??, показать насколько наша жизнь уклоняется от нормы (Вишн сад – конфликт м/у тем, какой должна быть жизнь и тем, как она сложилась).

В реалистич лит-реощутимо стало расширение сферы общечеловеческого, выход в сферу вечной проблематики. Это ар-но для Бунина («Легкое дыханье», «Жизнь Арсеньева», «Гос из Сан Фр»). Идеи апокалипсиса звучат в пр-ях Бунина и Андреева («Чаша жизни»). Активно включается идея «живой жизни» в пр-ях Бунина, Куприна, Вересаева. Здесь мы видим, как возрождение чел-ка связывается с приближением его к живой природе.

Среда начинает пониматься в философском смысле и реализм анализирует эту среду:

А. И.Куприн: взаимоотношения человека и среды-центральная коллизия его творчества. Остраяя восприимчивость к особенностям бытовой среды: военной, крестьянской, актерской, цирковой, рабочей. Уничтожающее воздействие условий существования на судьбу героя в произведениях «Дознание», «Трус», «Молох»-инженер Бобров работает на огромном литейном заводе, чувствует на себе вину,за то что там происходит, хочет его взорвать, но внезапно заблудился по дороге на завод- он слаб. Поэтизация протестующего человека, действующего вопреки обстоятельствам (Анафема; Собачье счастье – в отмену всех программ и прогнозов чел-ку нужно рвануть и скрыться, Гамбринус – музыканту ломают руку, Сашка не может играть на скрипке: чел может все преодолеть, Фиолетовый пес). Психологический реализм Куприна. « Поединок» как сатира на абсурдную армейскую действительность, как вызов писателя современному обществу. Вечная и спасительная сила любви как лейтмотивная тема в творчестве писателя(Олеся – выходит из леса как его часть = способность к жизнеповедению, кот ставит чел-ка выше бед, Гранатовый браслет – движение вверх эмоционально-риторическое и ритмическое, Суламифь).

В.В. Вересаев как типическая фигура писателя переходной эпохи. Изображение идейных исканий и политического размежевания интеллегенции(«Без дороги», « Поветрие», « На повороте»). Новые ориентиры в восприятии реальности в 1910-е. Философско-эстетический трактат «Живая жизнь», как показатель смены ценностных ориентаций писателя (сравнивает Достоевского и Толстого: мир Толстого возник на почве живого, естественность природного мира, у Т чел обращен к миру, а у Достоевского жизнь мертвая, царит идея, рассудочность, чел одинок).

В критическом реализме усиливается философское начало. Усиливается размышления о вечном, о нравственно всеобщем, актуализируется экзистенциальная проблематика, т.е. осмысление комплекса проблем, связанных с человеческим существованием: Бунин господин из Сан-Франциско, Митина любовь - не человек правит миром-миром правит случайность; Леонид Андреев развивал свое иск-во, стремясь показать чел-ка в чрезвыч ситуациях, чел одинок, может надеяться только на самого себя. Вся жизнь сост из тупиков и катастроф. Его интересовали проблемы человеч существования, философская пробл-ка пр-ний. Тема неразрушимой конфликтности человеч сознания, ситуация богооставленности. Большое кол-во рассказов о жизни и смерти- «Жили-были», «Большой шлем»: карты постепенно стали заменять людям всю жизнь, а сами игроки становятся игрушками в руках карт игры. Андреев переворачивает мир жизни этих людей и ч/з все пускает идею одержимости чел-ка своей мечтой. Жизнь и судьбу определяет случай-смерть обрывает все планы. Живущий на земле чел нах-ся во власти Бога – Андреев приходит к бунту против Бога - «Жизнь Василия Фивейского»: над всей жизнью отца Василия тяготеет тяжелый и загадочный рок. Попадья сходит с ума, запивает, просит ребенка, рождается идиот, случается пожар, все сгорает, на пепелище идиот. Василий думает, что Бог хочет проверить его, чтобы дать ему силу делать добро. Вас пытается оживить покойника в церкви, но покойник недвижим. Вас бежит из церкви (зачем же я верил), утрата последней опоры на земле -изображение судьбы отчужденного человека в богооставленном мире; повесть «Иуда Искариот» (идет на крайность – решает проверить Христа). Первые же рассказы Андреева показали, что он не такой как традиционные реалисты: не интересует социальная среда, не интерес. предметы быта. Существование человека, проблемы, которые встают перед каждым -проблема жизни и смерти. Тема смерти чрезвычайно волновала его -боялся ее. Ангелочек, Баргамот и Гараська, Красный смех.

В романе «Анна Каренина» Толстой ставит актуальную проблему о соотношении в жизни человеческого эгоизма, естественного человеческого стремления к личному счастью и долгу человека перед другими себе подобными, перед обществом.

В период создания «Войны и мира» Толстой считает, что эгоизм в здоровой, свободно развивающейся человеческой личности не несет в себе ничего безнравственного (например, Наташа Ростова способна отказаться от личных интересов - отдает подводы раненым). В период написания «Анны Карениной» Толстой все более и более

Убеждается, что среди высших сословий стремление к счастью приобретает извращенный, идеалистический характер.

Трагедия «Анна Каренина» передает отступление главной героини от жизненной позиции обращенности, любви, долга перед другими людьми.

Нравственная проблема проходит через весь роман. Трагедия Анны осмысливается многогранно. Она отдается эгоистической страсти, презрев долг, заходит в нравственный и жизненный тупик. Героиня теряет естественность и обаяние. Все силы она сосредоточивает на то, как не потерять любовь Вронского, как сделать так, чтобы он принадлежал только ей. Она продолжает интересоваться жизнью, искусством. Но она не искренна и интересуется этим только для того, чтобы в глазах Вронского выглядеть глубокой натурой. Толстой, решая вопрос о том, что привело Анну к тупику, далек от упрощенных выводов. Вина полностью возложена им на общество.

Антиподом Анны в романе является Левин. Жизненные судьбы Анны и Левина сопутствуют друг другу в отрицании зла жизни, но резко расходятся в поисках добра. На протяжении всего романа Левин приближается к истокам народного бытия, Анна же самым роковым образом, шаг за шагом от них отходит. «Естественная и простая» в начале романа (Анна в первых главах говорит только по-русски, искренность ее поступков и мыслей противоречит условностям света, описание русской природы в глубоком психологическом подтексте сопутствуют ей), она постепенно утрачивает естественность и простоту (появляются французские румяна и английская, французская речь).

Заграничное путешествие с Вронским было для Анны попыткой бежать от самой себя. Анна чувствует внутреннюю опустошенность. Но, наделенная от природы правдивостью, честностью, она не может обманывать окружающих ее людей. Карениной кажется, что она похожа на какую-то злую машину. Она естественна и искренна по натуре, не может притворяться, не может жить полной фальши жизнью. Ее отношения с мужем все более запутываются, завязываются в узел, который разрешается крайней ситуацией - тяжко рожает дочь.

В минуты кажущегося наступления смерти Анна понимает самоотверженность и страдания своего мужа. Это для нее доказательство того, что он простил ее. Достоевский подчеркивал, что в этот момент она восторжествовала над всем. Все герои перед лицом смерти примиряются. Однако Анна, выздоровев, уходит к Вронскому. Каренин, под воздействием светских кругов, отказывается отдать сына. Анна поставлена ложной, противоестественной моралью перед выбором: любовь к сыну или любовь-страсть. Толстой показывает, что она выбрала любовь-страсть. Героиня вынуждена замкнуться в рамках своей страсти. Она пытается построить свое счастье на несчастье других. И ей приходится расплачиваться за это.

Толстой - гениальный психолог - исключительно воспроизводит последние часы жизни героини. Охваченная вихрем чувств, она понимает, что совершила страшную ошибку, но исправить ничего нельзя.

Толстой говорит о ее гибели в патетических тонах. Исследователи творчества писателя долго и много спорили, как он оценивает свою героиню. Многие считали, что Толстой отказывается судить героиню. Но в эпиграфе: «Мне отмщение и Аз воздам» присутствует элемент осуждения. Отмщение со стороны нравственной внешней силы - это осуждение. Осуждение того, что она презрела долг ради счастья.

Анализ романа "Анна Каренина" Л. Толстого

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует "гулять"
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.
Н.А.Некрасов.

Роман «Анна Каренина» одно из величайших произведений русской литературы. В романе объединены черты, характерные нескольким видам романного творчества. В первую очередь произведение можно охарактеризовать как семейный роман . В центре сюжета жизнь и судьба нескольких семей. Семейные отношения и конфликты выдвинуты на первый план произведения. В тоже время через историю семейных отношений описывается множество социальных и общественных процессов, а судьбы героев раскрывают их внутренний мир, развитие их личности. Поэтому роман может характеризоваться и как психологический и социальный . Все слои органично вписываются в канву сюжета. Такая многоплановость также показывает черты романа-эпопеи, характерные и другим произведения Льва Толстого.

Роман пропитан духом своего времени . Читатель попадает на балы и светские салоны, знакомится с делами высокопоставленных лиц и чиновников, встречает идеи и вопросы, волновавшие общество. В романе также описывается жизнь простых крестьян и рабочих.
Роман построен на двух основных линиях - обличения светской и буржуазной жизни и культуры общества того времени(раскрытой через историю Анны, Каренина и Вронского) а также изображения патриархально - усадебного уклада жизни(история Левина и Кити).

Главной идеей романа стала «мысль семейная». На примерах судеб своих героев Толстой показывает примеры счастья и несчастья в семье и браке. Проблематика произведения - это вопросы о браке, любви и семье, рассматривает в связи с самыми разнообразными сторонами современной героям действительности, времени,когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные.

И все же в первую очередь роман захватывает своим сюжетом, историей драматической любви Анны и Вронского, чистой и романтической любви Левина и Кити. Толстой тонко и точно описывает нам характеры героев. По ходу произведения каждый персонаж не только раскрывает свой характер, но и меняется,развивается. Автор преподносит читателю множество своеобразных средств и приемов, таких как «внутренний монолог» и « психологический комментарий». С их помощью удается с особенной глубиной раскрыть внутренний мир героев.

Тема романа - это не только семейные отношения, но и множество общественных, социальных и философских вопросов. Роман « Анна Каренина» давно признан классикой русской литературы. Великий автор сумел соединить в романе множество судеб, сохранив при этом композиционную и художественную целостность, с тонкостью искусного психолога передать драматизм судеб героев, их переживаний и конфликтов.

Проблематика романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого

Семья, брак (роль семьи в жизни человека («мысль семейная» (Л. Толстой) поиски основ крепких семейных связей: «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему »).

Взаимоотношения родителей и детей (право женщины / мужчины в жизни за движениями своей души или долг перед членами своей семьи, прежде всего детьми - судьба Сергея Каренина и маленькой Ани.)

Место человека в обществе.

Смысл бытия.

Жизнь и смерть.

Обязанности и ответственности.

«Анна Каренина» начинается фразой, которая является психологическим ключом произведения:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Пафос романа состоит не в утверждении духовного единства между членами семьи, а в исследовании разрушения семей и человеческих взаимоотношениях.

Главная проблема романа развивается на примере нескольких семейных пар:
Анна + Каренин
Долли + Облонский
Китти + Левин
Во всех случаях автор так и не находит ответа на волнующие его вопросы: как живет человек в семье и в обществе, можно ли ограничиться только рамками семьи? В чем секрет человеческого счастья?

Семья «неправильная»:

Семья Анны и Алексея Карениных : построена из расчета, без любви. Муж старше на 20 рокив.

Семья Анны и Вронского : построена на любви, но не узаконена, поэтому не признается в обществе, осуждается. Становится бременем для всех: Вронский не может себя полностью посвятить семье; Анна страдает от изоляции в обществе, от разлуки с сыном, от ревности.

Семья Облонских: Стива постоянно изменяет, Долли вынуждена мириться

Семья «правильная»:

Семья Левина и Кити : основывается на любви и верности друг другу; имеют близкие взгляды на семейную жизнь

Долли полностью посвятила себя семье и детям, но не нашла счастья, потому что ее муж - Степан Аркадьевич Облонский постоянно изменяет ей, и не видит в этом ничего предосудительного. Для него нет ничего необычного в измене, и хотя он любит Долли и своих детей, он не понимает, что счастье и нормальные семейные отношения не могут быть построены на лжи. Долли решила сохранить семью и обман продолжается. Автор подчеркивает, что не имеет значение, изменяет ли ей Стива и дальше, главное - нарушено внутреннее духовное единство между людьми, каждый живет сам по себе, и руководствуется не велениями собственного сердца и не принципами христианской морали, а светскими законами, которые сами по себе противоречат природной морали.

Во внешне гармоничной семье Левина и Китти т оже нет счастья, хотя она и построена на взаимной любви. Замкнутый мир брака не дает Левину ощутить полноту жизни ответы на вопросы о смысле бытия. Не случайно в романе появляется образ поезда, ставший символом всей эпохи, которая неуклонно двигается на человека, угрожая его существованию. Поэтому семейная трагедия Анны Карениной - это закономерное отражение духовных и социальных противоречий времени.

В романе есть и другие семейные истории: матери Вронского, княжны Бетси и т.д. Но не в одной нет «простоты и правды». Фальшивой жизни аристократов противопоставляется жизнь народа, где еще сохранились настоящие ценности. Семья крестьянина Ивана Парменова живет намного счастливее богачей. Но, как замечает Левин, духовное разрушение проникло и в народную среду. Он наблюдает обман, хитрость, лицемерие среди крестьян. Все общество захвачено внутренней духовной гнилью, нарушены важнейшие моральные принципы, что приводит к драматичной развязке.

Особенность композиции романа в том, что в центре него - две истории, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной, и судьба дворянина Левина, который живет в селе и стремиться усовершенствовать хозяйство. Это главные герои романа. Их пути пересекаются под конец произведения, но это не влияет на развитие событий романа. Существует внутренняя связь между образами Анны и Левина. Эпизоды, связанные с этими образами, объединены между собой контрастом, или по закону соответствия, так или иначе, дополняют друг друга. Эта связь помогает автору продемонстрировать ненатуральность, фальшивость человеческой жизни.

Выделим образные центры в романе Л.Н. Толстого “Анна Каренина”:

Анна - Левин. Их объединяют желания, которые окружающим непонятны, и из-за этого они оба страдают.
Анна - Анна. С одной стороны - Анна с любовью - жалостью к мужу, с другой - с любовью - страстью к Вронскому. Общего между ними то, что ни в одном из случаев Анна не обманывает, для нее любовь и ложь несовместимы.
Долли - Кити. Их объединяет то, что они обе несчастны, хотя у обеих внешне счастливый брак. Долли несчастна из-за измены мужа, но ее несчастий никто всерьез не воспринимает, а Кити не понимает Левина, его устремлений.
Стива - Анна. Их также объединяет внешне счастливые браки и внешнее соблюдение приличий и правил общества. Разница в том, что Облонский эти правила принимает, живет по ним, а Анна нарушает, поскольку не может жить, обманывая себя.

И Каренин, и Анна были сиротами , не имели в детстве семьи. Вронский воспитывался в Пажеском корпусе, ведь мать, «светская львица», занималась только собой. Итак, навыки семейной жизни, семейные традиции не были в них заложены с детства, и это не способствовало созданию крепких собственных семей. Большое значение имело также развито не слишком развито чувство долга и многие другие факторы.

Анализ образа Анны Карениной в одноименном романе Толстого

Исследователи творчества Л. Н. Толстого утверждают, что большое влияние на писателя имел роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Лев Николаевич как будто рассуждал о том, что было бы с пушкинской Татьяной, если бы она не отказалась от претензий Онегина и нарушила свой долг перед семьей и мужем.

Да и внешний облик своей героини Л. Н. Толстой описывал, представляя старшую дочь А. С. Пушкина, Марию Александровну Гартунг (1832-1919).

Второй прототип героини Л. Н. Толстого - Анна Степановна Пирогова, которую несчастная любовь привела к гибели - она кинулась под товарный поезд.
Однако реальные факты действительности не определяли творческие замыслы писателя.
«Надо наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип», - говорил Л. Н. Толстой.

Анна Каренина - светская замужняя женщина, мать восьмилетнего сына. Благодаря своему мужу занимает высокое положение в обществе. Она живет, так же как и все из ее круга общения, обычной светской жизнью. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений, и это чувство усиливается после встречи с Вронским.

Любовь Анны и Вронского была не счастливой. Хотя они и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь.

Толстой как реалист и тонкий психолог объясняет трагическую обреченность любви Анны и Вронского не только внешними причинами - пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Писатель избегает однозначных характеристик героев.

Анна - свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое, бесовское». Ради страсти она забывает про свой материнский долг, не замечает страданий Каренина. Живя с Вронским, Анна не понимает его желания иметь совместных детей, создать настоящую семью. В финале произведения ее уже трудно узнать: она не растворяется всем сердцем в своих чувствах, не дарит себя любимому мужчине, а наоборот требует лишь безропотного подчинения и служения себе, хотя и не перестает любить Вронского.

Завершив рассказ о героине, Толстой не решил всех волнующих вопросов: кто виноват в ее смерти? Что толкнуло ее на самоубийство? Почему Анна не смогла довольствоваться браком с Карениным и новыми семейными отношениями с Вронским? Почему женщина, которая превыше всего ценила любовь, в конце концов, от нее и погибла? Автор не заканчивает роман гибелью Анны Карениной, он осознает, что трагический конец жизни героини - следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.

«Противоречивый образ Анны Карениной»

Краткий пересказ, краткое изложение содержания - переходи по ссылке.

Анализ романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

Известны слова Л.Н.Толстого, записанные его женой, о том, что он в «Войне и мире» любил мысль народную, а в «Анне Карениной» (1877) - мысль семейную. Эти слова не надо понимать буквально.

Широта постановки проблем общенационального и, более того, общечеловеческого масштаба - проблем, на­много переросших рамки традиционного «семейного» ро­мана, - обусловила то всемирное признание, которое «Анна Каренина» получила вскоре после выхода. Именно по поводу «Анны Карениной», оцененной как «факт осо­бого значения», Достоевский первым заговорил о Толстом как о писателе, сказавшем «новое слово» в мировой лите­ратуре.

«Анна Каренина» была задумана и реализовалась как роман в прямом смысле злободневный. Время его действия совпало с временем написания, в нем много прямых от­кликов на текущие события, от научных споров тех лет до войны на Балканах. Примечательно, что в «Анне Карени­ной» действие не завершается и после того, как главный конфликт, казалось бы, исчерпан: в последней части рома­на сюжет развертывается дальше - уже после смерти Анны.

Анна у Толстого - натура незаурядная, душевно бога­тая, наделенная живым нравственным чувством. Любовь к Вронскому побуждает ее яснее, чем прежде, осознать себя как личность, обостряет ее критическое чутье по отноше­нию к окружающему миру и к себе самой. И главная причина ее гибели - не столько лицемерие светской среды или препятствие к получению развода, сколько разрушаю­щее действие страсти на ее собственную душу, невозмож­ность примирить чувство к Вронскому и привязанность к сыну, и шире того - невозможность найти себя в мире, где «все неправда, все ложь, все обман, все зло».

Для Толстого критерием подлинной семьи было взаи­мопонимание, душевное согласие супругов. Но брачный союз Анны с нелюбимым ею, внутренне чуждым ей санов­ником Карениным не мог стать основой настоящей семьи.

Не могло возникнуть семьи и из совместной жизни Анны с Вронским, потерпевшим крушение в своей воен­ной и светской карьере, но кровно привязанным к тому обществу, которое отвергло его. И Толстой не осуждает Анну (она остается для него «жалкой и не виноватой»), но неотвратимо приводит ее к трагической развязке.

Исследование неразрешимых проблем частной жизни людей из «высшего общества» позволяет автору с новой стороны проникнуть в социальную, нравственную, идеоло­гическую проблематику эпохи.

Рядом с линией Анны в романе непринужденно и без малейшей натяжки возникает параллельная ей линия Ле­вина. Внутренняя связь этих линий - не в общности судеб героев, а, скорее, в психологических ситуациях. Оба они - каждый по-своему - не могут, не хотят мириться с ложью и злом окружающего их мира. Отсюда трагедия Анны, отсюда драма Левина.

А.Фет, один из первых читателей «Анны Карениной», имея в виду литературных недоброжелателей Толстого, сказал: «А небось чуют они все, что этот роман есть строгий, неподкупный суд всему нашему строю жизни». Это и на самом деле так. Толстой на этот раз творит свой суд, сводя роль повествователя к самому строгому мини­муму. Авторские комментарии здесь почти отсутствуют. Нравственная оценка людей и событий полностью вытека­ет из самого действия, из взаимодействий и поступков персонажей.

В «Анне Карениной» действие занимает немного вре­мени, не более трех лет, и здесь толстовское искусство человековедения выражено по-новому. Одни и те же пер­сонажи предстают в разных жизненных ситуациях, по-раз­ному судят друг о друге. Авторский и читательский приго­вор выносится лишь в конечном счете, в итоге различных «за» и «против». Именно так строится противоречивый характер Каренина. Он не глуп и не зол, способен на порывы великодушия (что особенно видно в сцене прими­рения с Вронским у постели больной Анны), он может даже внушить читателю жалость. Но по ходу действия все яснее вырисовывается привязанность Каренина к миру царской бюрократии, его умение ревностно участвовать в фальши­вой, призрачной жизни, в ловле наград и чинов.

Важная и новая особенность поэтики «Анны Карени­ной» - элементы символики или аллегории, приобретаю­щие характер лейтмотивов. В романе возникают и повто­ряются мотивы, имеющие не только непосредственно предметный, но и символический смысл. Железная дорога у Толстого (почти как в известном стихотворении Некра­сова) - своего рода символ того времени, который скла­дывается в пореформенной России, принося людям новые бедствия.

Мысль о всеобщем торжестве неправды и зла, одна из последних мыслей, мелькающих в сознании Анны перед смертью, сродни тем горестным рассуждениям, которые долгое время не давали покоя второму главному герою романа, Константину Левину.

Левин, как и сам Толстой, видит, что нарождающиеся буржуазные порядки не устранили вековой крестьянской нищеты, принесли с собой новые формы социальной не­справедливости. В этом - основа того смятения, неуверен­ности, в котором находится Левин и в котором находился в те годы создатель «Анны Карениной».

В ряду толстовских героев-правдоискателей Левин на­делен наиболее явственными автобиографическими черта­ми. Толстой подарил своему герою собственную беском­промиссную честность, собственное отвращение к праздной барской жизни, светским условностям, казенно­му лицемерию. Он подарил Левину и собственную органи­ческую привязанность к земле, к русской природе, даже тяготение к физическому крестьянскому труду. В размыш­лениях и исканиях Левина многое отражает ход поисков самого Толстого.

Левин одержим мечтой о «бескровной революции», о новых отношениях помещика и крестьянина. «Вместо бед­ности - общее богатство; вместо вражды - согласие и связь интересов». Но мужики не хотят тех улучшенных способов хозяйствования, которые предлагает им добрый барин. И трудность эта коренится вовсе не в упрямстве или косности крестьянина, а в том - как ясно видит сам Левин, - что интересы помещика и интересы крестьян и в самом деле силою вещей «фатально» противоположны.

Вкладывая в историю жизни Левина немалую долю собственного жизненного опыта, Толстой передает пере­живания и размышления своего героя в связи с событиями его личной жизни. Бракосочетание Левина с горячо люби­мой им Кити, рождение ребенка, а с другой стороны - смерть брата, - все это побуждает Левина вновь и вновь ставить под вопрос свое отношение к религии и церкви, напряженно задумываться над тайнами человеческого бытия и своим жизненным назначением. Чтение философ­ских и богословских книг не дает желанной ясности, а вносит в его сознание раздражающую путаницу и неуве­ренность.

Просветление наступает внезапно. Левин приходит - по примеру мужика Фоканыча, который живет «для души, по правде, по-божьи», - к бесхитростной религиозной вере, основанной на «законе добра». Он убежден, что он может, оставаясь по-прежнему барином, помещиком, вло­жить в свое повседневное существование «несомненный смысл добра», - таков исход исканий Левина. Создатель «Анны Карениной» был мыслителем слишком могучим, слишком смелым для того, чтобы принять простодушную веру Фоканыча и на этом успокоиться. Подобный финал исканий свидетельствовал о глубоком кризисе мировоззре­ния не только героя романа, но и его автора.

В предисловии к американскому изданию «Анны Ка­рениной» Томас Манн писал: «Этот роман из жизни свет­ского общества направлен против него, - об этом читателя предупреждает уже библейский эпиграф: «Мне отмщение, и аз воздам». Моральным побуждением, заставившим Толстого взяться за перо, было, несомненно, желание обличить общество, которое с холодной жестокостью изго­няет из своей среды гордую и благородную по натуре женщину, не сумевшую совладать со своей страстью...»

«АННА КАРЕНИНА»(1877)

Обычно я не пересказываю сюжета, но для «Анны Карениной» сделаю исключение, так как сюжет ее по природе своей нравственный. Это клубок этических мотивов, на которых нужно остановиться, прежде чем мы сможем наслаждаться романом на более высоком уровне.

Одна из самых привлекательных героинь мировой литературы, Анна - молодая, прекрасная женщина, очень добрая, глубоко порядочная, но совершенно обреченная. Выйдя замуж за чиновника с многообещающей карьерой, Анна ведет беззаботную светскую жизнь в самом блестящем петербургском обществе. Она обожает своего маленького сына, уважает мужа, на 20 лет ее старше, и ее кипучая, жизнерадостная натура охотно принимает все поверхностные удовольствия жизни. Встретив Вронского по дороге в Москву, она страстно влюбляется. Эта любовь переворачивает ее жизнь - теперь все, на что она смотрит, видится ей в другом свете.

В знаменитой сцене, когда Каренин встречает ее на петербургском вокзале, она вдруг замечает, как торчат у него уши. Раньше она никогда не обращала на них внимания, потому что никогда не оглядывала его критически, он был неотъемлемой частью той жизни, которую она безоговорочно принимала. Теперь все изменилось. Ее страсть к Вронскому - поток белого света, в котором ее прежний мир видится ей мертвым пейзажем на вымершей планете.

Анна не обычная женщина, не просто образец женственности, это натура глубокая, полная сосредоточенного и серьезного нравственного чувства, все в ней значительно и глубоко, в том числе ее любовь. Она не может вести двойную жизнь, в отличие от другой героини романа, княгини Бетси. Ее правдивая и страстная натура не допускает обмана и тайн. Она ничуть не похожа на Эмму Бовари, провинциальную фантазерку, сентиментальную распутницу, пробирающуюся вдоль осыпающихся стен к постелям чередующихся любовников. Анна отдает Вронскому всю жизнь, решается расстаться с обожаемым сыном - несмотря на терзания, которых ей это стоит - и уезжает с Вронским сначала в Италию, потом - в его имение в Центральной России, хотя эта «открытая» связь делает ее безнравственной женщиной в глазах безнравственного света. (В определенном смысле о ней можно сказать, что она осуществила мечту Эммы, которая хотела сбежать с Родольфом, но Эмма не знает мук расставания с сыном, и этой маленькой женщине неведомы угрызения совести.) Кончается тем, что Анна и Вронский возвращаются в город. Лицемерное общество шокировано не столько ее связью, сколько полным пренебрежением к светским приличиям.

В то время как Анна несет на себе всю тяжесть общественного негодования (она унижена и оскорблена, растоптана и «раздавлена»), Вронский, мужчина не очень глубокий, бездарный во всем, но светский, только выигрывает от скандала, его приглашают повсюду, он кружится в вихре светской жизни, встречается с бывшими друзьями, его представляют внешне приличным дамам, которые и на минуту не останутся рядом с опозоренной Анной. Он все еще любит Анну, но подчас его тянет к спорту и светским развлечениям, и время от времени он не отказывает себе в них. Анна истолковывает эти мелкие измены как знак его охлаждения к ней. Она чувствует, что может потерять его.

Вронский, вертопрах с плоским воображением, начинает тяготиться ее ревностью, чем только усиливает ее подозрения.

Доведенная до отчаяния грязью и мерзостью, в которой тонет ее любовь, однажды майским воскресным вечером Анна бросается под колеса товарного поезда. Вронский понимает слишком поздно, что он утратил. Весьма кстати для него и для Толстого начинается русско-турецкая война, и в 1876 г. он отбывает на фронт с добровольным ополчением. Наверное, это единственный запрещенный прием в романе: слишком уж он прост, слишком кстати подвернулся. Параллельная линия в романе, развивающаяся как будто совершенно независимо, - линия Левина и княжны Кити Щербацкой, его ухаживание и женитьба. Левин - самый автобиографический герой Толстого, человек с высокими нравственными ценностями и совестью с большой буквы. Совесть не дает ему покоя ни на минуту. Левин и отдаленно не похож на Вронского. Вронский живет только ради удовлетворения своих желаний. До встречи с Анной он ведет общепринятый образ жизни, даже в любви он готов заменить высокие идеалы условностями своего круга. А Левин - человек, считающий своим долгом постигать окружающий мир и найти в нем свое место. Поэтому его внутренняя природа постоянно меняется, он духовно растет на протяжении всего романа, он поднимается до тех религиозных идеалов, которые в это время Толстой вырабатывал для себя.

Рядом с этими главными героями действуют другие персонажи. Стива Облонский, легкомысленный, никчемный брат Анны; его жена Долли, урожденная Щербацкая, добрая, серьезная, исстрадавшаяся женщина, одна из идеальных героинь Толстого, вся жизнь которой отдана детям и несносному мужу; семья Щербацких, одна из старинных московских аристократических фамилий; мать Вронского и целая галерея представителей петербургского светского общества. Петербургский свет резко отличается от московского. Москва - добрый, домашний, ленивый, патриархальный, старый город, Петербург - изысканная, холодная, официальная, модная и сравнительно молодая столица, где я сам родился 30 лет спустя. Конечно, нельзя забыть о Каренине, муже главной героини, сухом, добропорядочном господине, жестоком в своих холодных добродетелях, идеальном государственном служащем, косном бюрократе, лицемере и тиране, охотно принимающем поддельную мораль своего круга. В иные минуты он способен на добрые порывы, на широкий жест, но быстро забывает об этом и ради них не может поступиться своей карьерой. У постели Анны, еще не оправившейся после родов и уверенной в близкой смерти (которая, однако, ее минует), Каренин прощает Вронского и пожимает ему руку с истинным христианским смирением и великодушием. Вскоре он опять изменится, станет холодным и неприветливым, но в этот миг близость смерти все меняет, и в глубине души Анна любит его так же, как и Вронского: обоих зовут Алексеями, оба они снятся ей во сне как спутники ее жизни. Его искренность и доброта продлятся недолго, и когда Каренин попытается добиться развода (который не очень изменил бы его жизнь, но так много значит для Анны) и вдруг столкнется с неприятными осложнениями, он просто-напросто откажется действовать дальше, ни на минуту не задумавшись о том, что значит для Анны его отказ. Более того, он находит удовольствие в своей праведности.

Одна из величайших книг о любви в мировой литературе, «Анна Каренина» - не только роман-интрига. Толстого глубоко волновали вопросы нравственности как самые важные, вечные и общечеловеческие. И вот какая нравственная идея заложена в «Анне Карениной» - вовсе не та, что вычитает небрежный читатель. Мораль не в том, что Анна должна платить за измену мужу (в известном смысле так можно сформулировать мораль, лежащую на самом дне «Мадам Бовари»). Дело не в этом, конечно, и вполне очевидно, почему: останься Анна с мужем, умело скрыв от света свою измену, ей не пришлось бы платить за нее ни счастьем, ни жизнью. Анна наказана не за свой грех (она могла бы жить с мужем и дальше), не за нарушение общественных норм, весьма временных, как все условности, и не имеющих ничего общего с вневременными, вечными законами морали. Так в чем же тогда нравственный смысл романа? Мы легче поймем его, если посмотрим на другую линию книги и сравним историю Левина - Кити с историей Вронского - Анны. Женитьба Левина основана на метафизическом, а не физическом представлении о любви, на готовности к самопожертвованию, на взаимном уважении. Союз Анны и Вронского основан лишь на физической любви и потому обречен. На первый взгляд может показаться, что общество покарало Анну за любовь к человеку, который не был ей мужем. Конечно, такого рода «мораль» совершенно «аморальна», не говоря уже о художественной недостоверности, ведь у других представительниц света, того же высшего общества сколько угодно любовных связей, только тайных, «под темной вуалью». (Вспомните синюю вуаль Эммы во время ее прогулки с Родольфом и черную вуаль во время свидания с Леоном.) Но честная несчастная Анна не надевает этой вуали, чтобы скрыть обман. Законы общества временны, Толстого же интересуют вечные проблемы. И вот его настоящий нравственный вывод: любовь не может быть только физической, ибо тогда она эгоистична, а эгоистичная любовь не созидает, а разрушает. Значит, она греховна. Толстой-художник с присущей ему силой образного видения сравнивает две любви, ставя их рядом и противопоставляя друг другу: физическую любовь Вронского и Анны (бьющуюся в тисках сильной чувственности, но обреченную и бездуховную) и подлинную, истинно христианскую (как ее называет Толстой) любовь Левина и Кити, тоже чувственную, но при этом исполненную гармонии, чистоты, самоотверженности, нежности, правды и семейного согласия.