Армавирская государственная педагогическая академия. Армавирский государственный педагогический университет (агпу)

В 1865 г. в ауле Армавир открылась новая мужская школа. Принимались сюда сыновья коренных жителей черкесо-гаев (черкесских армян), которые изучали русский и армянский языки, арифметику и армяно-григорианский Закон Божий. В 1877 г. это учебное заведение было преобразовано в двухклассное народное училище. Круг изучаемых предметов расширился. В 1882 г. училище было названо Александровским. К концу ХIX в. здесь обучалось уже свыше 400 школьников. В основном это были дети коренных армавирцев черкесских армян. При наличии свободных мест за плату сюда начинают принимать и детей иногородних. В связи с появлением русских школьников в 1895 г. в училище учреждается должность законоучителя православного исповедания.Александровское двухклассное училище. 1900-е гг .

Поскольку коренные армавирцы говорили преимущественно по-черкесски, этот язык широко применялся в учебном процессе. Наиболее упорно над разработкой уроков на адыгском языке трудился преподаватель армянского языка Александровского училища Бабасин Александрович Твелов. В письме от 26 октября 1887 г. смотритель училища Иосиф Уманцев сообщил Б.А.Твелову, что «Г. Попечитель Кавказского учебного округа… просит выразить Вам благодарность Его превосходительства за участие в составлении уроков на адыгском языке. При этом Его превосходительство, выражая надежду, что вы и впредь будете относиться с тем же рвением к несомненно полезному делу – собиранию данных о языке армавирцев, указывает, что туземным языком следует непременно пользоваться при начальном обучении, а потому надеется, что Вы примените, пополните и проверите вновь те примерные уроки, кои были представлены: таким путем легко может составиться в будущем книга, весьма полезная при начальном обучении». Ранее, 7 июня того же года, распоряжением инспектора народных училищ Кубанской области Б.А.Твелову было поручено «написать существующие в Армавирском обществе сказки, предания, рассказы и проч. абхазско-абазинской азбукой».
Таким образом, уже в конце XIX в. преподаватели армавирского Александровского училища вели очень важную работу по собиранию и изучению произведений черкесского фольклора, применяли в учебном процессе адыгский язык, то есть занимались таким благородным делом, как сохранение и развитие национальной культуры горцев северо-Западного Кавказа. Показательно, что этому не только не препятствовала, но способствовала российская администрация. Изучая армянский язык и григорианскую религию, дети знакомились с традициями и духовными ценностями далекой исторической родины. Благодаря урокам русского языка и истории молодые армавирцы приобщались к великой русской культуре.
Несмотря на возросший контингент школьников, Александровское училище более 30 лет ютилось в тесном деревянном доме и остро нуждалось в новых удобных площадях. В феврале 1895 г. Армавир посетил католикос всех армян Мкртич I. Осмотрев армянские школы селения, патриарх был неприятно удивлен их жалким внешним видом. Пастырь бросил местным армянам упрек: «Вы сами живете в больших палатах, а дети ваши учатся в хижиноподобных школах. Постарайтесь строить школы подобно вашим домам». Это замечание не прошло даром. В 1899 г. на месте старого здания вырастает новый двухэтажный кирпичный корпус Александровского училища. Строительство осуществлялось на средства сельского общества и стоило 70 тыс. руб.
Александровское училище. 1907 г.

Александровское двухклассное училище стало украшением и одной из «визитных карточек» Армавира. Над угловым фасадом здания, прорезанным рядами высоких арочных окон, поднимались три больших купола со шпилями и чешуйчатой кровлей. В целом внешний облик училища был эклектичным, сочетая в себе классическую композицию с элементами «кирпичного стиля». В вестибюле была смонтирована ведущая на второй этаж металлическая парадная лестница, изготовленная на чугунно-литейном заводе «Джон-Мартын и Ко» в Ростове-на-Дону. Все внутренние помещения были просторные и светлые. На верхнем этаже находился актовый зал со сценой. Первый этаж сельское правление сдавало под учреждения армавирского судебно-мирового округа, а учебные аудитории располагались на 2-м этаже.
Александровское училище. Съезд мировых судей и типография М.С.Мурадова. 1910 г.

Учебный корпус имел следующие строительно-технические параметры: стены и фундамент — кирпичные; полы деревянные; межэтажные перекрытия погреба и первого этажа железобетонные; потолок второго этажа – деревянный оштукатуренный; крыша железная; общая полезная площадь – 2.713 кв. м.; высота – 10,4 м.; объем по наружным очертаниям – 16.055 куб. м. Система отопления состояла из 11-ти голландских и 13 утермарковских печей. В помещения были проведены водопровод, электричество и телефон. Во дворе имелась булыжная мостовая и кирпичные тротуары, был разбит декоративный сад и цветник. На входе во двор с улицы Бульварной и Николаевского проспекта стояли металлические ворота.
Александровское училище. Съезд мировых судей и типография М.С.Мурадова. 1911 г.

В левой части многих старинных фотографий Александровского училища можно разглядеть установленный в 1896 г. небольшой памятник-обелиск в честь 200-летнего юбилея Кубанского казачьего войска. В 1925 г. он был разрушен.
Александровское училище. Слева памятник в честь 200-летия Кубанского казачества. 1911 г.

Судьбы выпускников училища обычно были похожими. Юноши поступали на службу в магазины, склады и конторы (чаще всего, к своим родственникам), исполняя обязанности продавцов, упаковщиков или просто «мальчиков» для различных поручений. Многим потом удавалось дослужиться до приказчиков, а если повезет, то и открыть собственное дело.
Александровское училище. 1913 г.

С Александровским училищем связана судьба видного исследователя истории и этнографии абхазского народа Симона Петровича Басарии, преподававшего здесь около 15 лет. В период революции и гражданской войны он стал одним из основателей независимой Абхазской республики, вместе с А.Шериповым написал ее конституцию.
После установления в городе советской власти в здании бывшего Александровского училища стали действовать Армавирский педагогический техникум и Совпартшкола. В 1932 г. при педтехникуме по инициативе Ушаны Бедроева открывается ассирийское отделение, готовившее учителей для ассирийских школ. Благодаря деятельности этого национального отделения Армавир превращается в один из центров развития ассирийской культуры всесоюзного масштаба. Кроме Армавира преподавателей для ассирийских школ готовили тогда только в Ленинграде.
Педтехникум и совпартшкола. 1920-е гг.

С Армавирским педагогическим техникумом связана судьба учившегося здесь в 1931 г. прославленного танкиста Великой Отечественной войны Дмитрия Федоровича Лавриненко.
К концу 1930-х гг. на здании бывшего Александровского училища были демонтированы купола и ограждающий кровлю каменный парапет с балясинами. На месте углового купола была возведена сужающаяся кверху трапециевидная башня с огороженной перилами открытой смотровой площадкой. Позже она была демонтирована.
Педтехникум и совпартшкола. 1930-е гг.

В годы Великой Отечественной войны здание в целом не пострадало. Впоследствии долгие годы в этих старинных стенах действовал Армавирский государственный педагогический институт.
Армавирский государственный педагогический институт.

В 2006 г. над зданием на основе старинных снимков были восстановлены аттики, купола и ограждающий парапет с балясинами. В значительной степени это позволило вернуть историческому сооружению изначальный облик.
В январе 2012 г. здание было серьезно повреждено пожаром, однако главный корпус удалось сохранить.


Пожар и последствия.

В настоящий момент здание бывшего Александровского училища полностью восстановлено. На втором этаже смонтированы новые железобетонные перекрытия и кровля, воссозданы большие купола, на которых установлены изящные светильники.
Армавирская государственная педагогическая академия.

Сегодня здесь располагается главный корпус Армавирской государственной педагогической академии (угол ул. Люксембург 159 и Кирова 44), здание АГПА по-прежнему остается одним из самых видных историко-архитектурных памятников города.

К Пед институту самое тёплое отношения и лучшие воспоминания. Это мои студенческие годы. Здесь я получала своё первое и самое главное образование, которое помогло мне определиться в приоритетах в дальнейшей жизни. Было много разных моментов: и хорошие, и не очень, всё как у всех. Уверена, что нет такого студента, который не сталкивался бы с трудностями во время обучения. Самая сложная эта первая сессия, а дальше уже по накатанной. Я окончила институт с отличием, но это нелегко далось. Это кропотливая работа, длинные бессонные ночи, расшатанные нервы, зато как приятно потом, когда всё легко и хорошо сдаётся и этот кошмар позади. Ну это я о грустном. А интересным является то, что когда я училась это заведение было институтом, а сразу после моего выпуска стало университетом, и насколько я слышала сейчас опять институт. Вот так изменчив статус. Ректором института был Сосновский, уважаемый человек и профессионал своего дела. Факультетов было не так уж и много: истфак, физмат, филологический, техфак, педфак, дошфак, и тогда открылся ин яз, вроде это все. Я была первым выпуском ин яза и очень горжусь этим, так как первопроходцам всегда приходится нелегко. Преподаватели на кафедре были замечательные. Нельзя конечно всех под одну гребёнку, но в основном очень хорошие и толковые, многому научили как в языковой сфере, так и по жизни. Да, было замечательное время, очень хочется туда вернуться, но годы не повернуть вспять.

0 Комментировать

Вера Волошина

Когда я поступала в это учебное заведение, то это был педагогический институт, потом стал университетом, а вот теперь это академия. Этот вуз постоянно меняется, я имею в виду и интерьер, и экстерьер. Приятно, что он становится все лучше. Парадная лестница стала просто шикарной, улучшили туалеты, на втором этаже поставили диванчики, везде есть скамеечки. Но к сожалению, есть минусы в изменении – убрали магазинчики. Они были на первом этаже. Один – канцелярский, что было очень удобно, если надо что-то купить, то все под рукой. А второй - учебной литературы. Сколько было приобретено ценной продукции здесь, ведь люди, занимающиеся закупкой, весьма были толковые. Самое страшное, по-моему, в нашем вузе – это лестница, ведущая в читальный зал – сколько раз на ней падали, и я в том числе. И еще один минус, который ни один из руководителей вуза почему-то не решил - это крошечный буфет!
Что же касается преподавателей, то мне повезло, что я училась у таких замечательных преподавателей, как: Погосов, Стеквашов, Безруков, Козлова, Селина, Рубцов, Голованова, Горобец и другие. Вуз научил меня не только учиться, но и развил мои способности. Но только учиться надо было в полную силу, иначе бы ничего не получилось. Раньше была традиция – фотографироваться выпускникам около памятника Кирова, а сейчас не знаю, сохранилась ли она? Интересная здесь и студенческая жизнь, мы постоянно участвовали в творческих концертах и мероприятиях. Было весело. А практика какая веселая и интересная! Работать помощником воспитателя в детских лагерях отдыха – это проверка боем, это незабываемый экстрим в плане общения с разными людьми. Хочу сказать, опыт, полученный мной на практике, просто бесценен для меня.

0 Комментировать

Сергей Казак

Попал недавно в командировку в Армавир. По рабочим вопросам необходимо было встретиться с человеком в Армавирском государственном педагогическом университете. В последний раз был здесь лет 8 назад. Когда зашел в фойе, остановился в изумлении – такого я не ожидал! Все сверкало, блестело и сияло – начиная от красивых люстр на потолке и заканчивая чистым полом, выложенным плиткой.
Везде ощущалась рабочая атмосфера. Как раз, видно, был период зимней сессии, потому что студенты читали книги под дверью аудиторий, разговаривали на рабочие темы. Жизнь кипит здесь и бьет ключом! Перемены очевидны. Причем в лучшую сторону.
Правда, я узнал такую новость – теперь АГПУ не университет, а Академия. Как мне сказали, следует добавить в вузе несколько факультетов, чтобы вернуть былой статус.
В коридорах возле деканатов висели стенды. А на 2 этаже расположился историко-археологический музей. Такого я нигде не встречал. Радует, что за этим вузом следят и ведут его твердой рукой. Так держать!

0 Комментировать

Людмила

В Армавирский государственный педагогический институт я поступила в 1996 году (тогда он еще не был Армавирским государственным педагогическим университетом). В ВУЗе 9 факультетов, за время моей учебы появились два факультета: иностранных языков и социально-педагогический. Наш выпуск был первым, кто получил дополнительную специальность «Социальный педагог». Я училась на Филологическом факультете, читать нам приходилось ну очень много, много готовиться в читальном зале. У ВУЗа несколько корпусов, до корпуса техфака и дошфака приходилось изрядно топать, так как иногда там проводились занятия. Преподавательский состав очень сильный, могу сказать, что учили не зря. Всякое, конечно, бывало и пересдачи экзаменов и зачетов по нескольку раз. Но лишь теперь понимаю, что этим наши преподаватели добивались от нас наилучших результатов. У ВУЗа два общежития – одно в центре города, недалеко от института, второе на окраине города, добираешься на троллейбусе 25 минут.
Для нынешних студентов и их родителей думаю, особенно важно то, что Университет сохраняет достаточно большое количество бюджетных мест, хотя уже в 1996 году существовало и обучение на коммерческой основе.

У всех абитуриентов практически одинаковые мечты. Молодежи хочется найти дело по душе, раскрыть в процессе обучения свои таланты, сделать в будущем достойную карьеру. Все эти мечты способен воплотить в жизнь в Армавире (АГПУ), ранее называвшийся академией. Какие специальности предлагает этот вуз? Существует ли в каком-нибудь городе филиал Армавирского государственного педагогического университета?

Описание учебного заведения

  • «Вычислительная техника и информатика»;
  • «Педагогическое образование» по математике;
  • «Педагогическое образование», профиль - информатика и физика.

Специальности социально-психологического факультета

Поступая на социально-психологический факультет, абитуриенты делают выбор специальности из предлагаемых трех направлений подготовки:

  • «Специальное (дефектологическое) образование»;
  • «Педагогическое образование» по физической культуре;
  • «Психолого-педагогическое образование».

Перечисленные выше специальности свидетельствуют, что на факультете Армавирский государственный педагогический университет готовит специалистов для работы с людьми, оказания педагогической и психологической поддержки. Уже с первых курсов студенты начинают помогать окружающим людям, тем, кому это действительно необходимо. Помощь людям оказывается благодаря организованному на факультете отряду волонтеров. Студенты общаются с детьми-сиротами, проводят для них интересные и познавательные занятия.

Специальности факультета дизайна, технологии и экономики

В этом структурном подразделении в Армавирском педагогическом университете сосредоточены экономические, педагогические и творческие направления подготовки. Вот их перечень:

  • «Экономика»;
  • «Менеджмент»;
  • «Педагогическое образование» с двумя программами подготовки («БЖД и технология», «Технология и экономика»);
  • «Педагогическое образование» по биологии;
  • «Дизайн»;
  • «Профессиональное обучение», профиль - управление и экономика;
  • «Профессиональное обучение» по декоративно-прикладному искусству и дизайну.

Выпускники структурного подразделения не сталкиваются с проблемами во время трудоустройства. Они находят применение своим знаниям в различных областях жизни. Больше половины выпускников трудятся в образовательных организациях, начиная от школ и заканчивая вузами. Остальные находят работу в частных организациях, государственных предприятиях.

Вступительные экзамены

Поступить в вуз можно только в государственный педагогический университет филиал в Краснодаре не имеет. Он существовал ранее, но был ликвидирован после проверки Рособрнадзора. У филиала отозвали лицензию, позволяющую заниматься образовательной деятельностью.

Вступительные испытания практически на всех направлениях подготовки подразумевают сдачу экзаменов по трем общеобразовательным предметам. Обязательно сдается русский язык. Это общая дисциплина для всех специальностей. Остальные экзамены зависят от направления подготовки. К примеру, на «Экономике» помимо русского языка абитуриенты сдают математику и обществознание, на «Журналистике» - обществознание и литературу, на лингвистике - иностранный язык и историю.

Особое внимание абитуриентам стоит обращать при поступлении на «Дизайн». На этой специальности из общеобразовательных предметов сдают русский язык и литературу. Также установлено два дополнительных испытания - задание профессиональной направленности (рисунок), и задание творческой направленности

ВУЗ. Полное наименование - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» . Главный корпус ВУЗа расположен в Армавире .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Мисс АГПУ-2017. Визитка ФТЭиД

Субтитры

История

Армавирский государственный педагогический университет - одно из старейших учебных заведений Юга России, осуществляющее профессиональное педагогическое образование. Профессиональное педагогическое образование началось в 1923 году, когда по решению Народного комиссариата просвещения , был создан Армавирский педагогический техникум. В 1932 г в педагогическом техникуме было открыто ассирийское отделение, первый выпуск которого состоялся в 1936 г. На базе Армавирского педагогического техникума были организованы и краткосрочные курсы по переподготовке ассирийских учителей .

В период временной фашистской оккупации Армавира с августа 1942 г. по январь 1943 г. педагогический техникум не функционировал. В 1944 г. техникум был переименован в Армавирское педагогическое училище. С 1 сентября 1948 г. на базе училища открывается Армавирский учительский институт. Приказом министерства Просвещения от 27 июля 1948 г. первым директором Армавирского УИ назначен Яровой В.С., ранее исполнявший обязанности заведующего Педагогическим Училища .

Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 июня 1954 № 954 учительский институт был реорганизован в Армавирский государственный педагогический институт. В 50-60 годы ХХ века АГПИ становится научно-методическим центром страны для учителей - математиков. Доцентом Н. Н. Шоластером была издана книга «Элементарная геометрия» (краткий курс для студентов-заочников педагогических институтов) тиражом 20 тысяч экземпляров . В 1961 г. кандидатом физико-математических наук, доцентом АГПИ М. Я. Цыркиным было подготовлено пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов - «Краткий курс теории функций комплексного переменного» тир. 10 тысяч экземпляров. По книгам ученых Армавирского педагогического института Н. Н. Шоластера и М. Я. Цыркина обучалось не одно поколение студентов педагогических вузов страны .

В настоящее время продолжает традиции свих учителей профессор АГПУ С. Г. Манвелов, который издал «Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся: пособие для учителей», тиражом 30 тысяч экзнипляров и «Конструирование современного урока математики: пособие для учителей» тиражом 20 тысяч.

АГПУ активно участвовал в международных проектах Министерства просвещения РСФСР. Об авторитете института говорит тот факт, что в течение более десяти лет с 1984 г. по 1995 г. при факультете русского языка и литературы существовало туркменское отделение , которое было единственным в стране. За время существования национального отделения было подготовлено значительное количество высококвалифицированных специалистов для Туркмении . Некоторые из выпускников этого отделения стали ведущими преподавателями в ВУЗах своей страны.

Руководство

С 2011 Ректором АГПУ является Амбарцум Робертович Галустов .

Факультеты

  • Институт прикладной информатики, математики и физики
    • Отделение прикладной информатики и информационных технологий
    • Физико-математическое отделение
  • Исторический факультет
  • Социально-психологический факультет
  • Факультет дошкольного и начального образования
  • Институт русской и иностранной филологии
  • Факультет технологии, экономики и дизайна.
  • Факультет дополнительного профессионального образования

Ректорами ВУЗа были

Глухов Владимир Степанович, кандидат технических наук, доцент, заслуженный деятель науки и техники ЧИ АССР, член-корреспондент АН ЧР.

Манвелов Сергей Георгиевич - доктор педагогических наук, профессор, «Заслуженный учитель Российской Федерации»

Стецура Юрий Анатольевич - доктор исторических наук, профессор, «Заслуженный деятель науки Кубани», член союза журналистов Российской Федерации.