Что делает человека человеком примеры. Что делает человека человеком? Прагматическая точка зрения

: Что делает человека человеком? Человеческие дети, воспитанные животными, не стали людьми. Это говорит о том, что человек не есть природная данность, а порождение определенной культурной среды.

Человеком не рождаются, человеком становятся в результате кропотливой культурной работы, человека рождает социум, человек явление социальное.

Если человек на стадии формирования выпадет из социума – он не станет человеком, человеческое сознание само собой не воспроизведется.

Производство человека. Формирование определенного культурного типа происходит внутри соответствующих социальных групп. Устойчивую социальную группу создают общие интересы и объединяющий смысл. Этот смысл должен превосходить чисто практические цели, иначе он ничего связать не сможет. Необходимо производство самого человека.

Социоцид. Превратить людей в группу трудно. Обратная задача может быть решена разрушением связей социальной жизни, т.е. социальной войной, по 4 направлениям:

1. Отделение человека от иных людей, сужением сферы его интересов до минимальных бытовых – погрузить его в борьбу за выживание, в нерешаемые жизненные проблемы, без помощи государства и общества.

2. Через эскалацию наркотизации, алкоголизма, токсикомании, проституции – работает машина пропаганды растления людей, телевидение и СМИ, они предъявляют нищему населению примеры неограниченного потребления богатых, криминального поведения и пренебрежения нормами нравственности и законодательства.

3. Подрыв всех форм социальной – гражданской, трудовой, семейной.

– последний оплот нравственности. Через семью передаются из поколения в поколение духовные приоритеты и ценности жизни. Именно поэтому на разрушение института семьи сейчас работают практически все СМИ, дело идет к глобальному кризису института семьи.

Рост индивидуализма в обществе (вместо семьи – свобода, вместо детей – жизнь для себя), ослабление морально-нравственных сдерживающих факторов, которые раньше держали семью – вот истинная причина разводов. Люди разучились жить вместе.

4. Наращиванием дистанций между верхними и нижними стратами, раскол в обществе, с провоцированием и поощрением разнообразных форм агрессивности, распад общества.

Люмпенизация населения – отсутствие социальной, профессиональной, физической привязки к месту в жизни, к географическому месту, без профессии, устойчивого занятия и места работы. Студенты – без профессии.

Распад человека. Общество происходит от слова "общий". Коллектив создает общая идея и цель. Человек формируется и растет только внутри социума, человек – существо общественное.

Если общество разрушено, то человек начинает деградировать и это всеобъемлющий процесс. Распадается национальная культура – стирается лик человеческий, и в итоге появляется недочеловек.

Спасение: мы должны сами создавать социальные группы, наводить мосты друг с другом. Общество должно быть выстроено нашими усилиями – снизу, не ожидая, когда этим займется власть. Если мы не восстановим свое общество – погибель неизбежна.

Реплика: Мы наблюдаем повсеместное явление. Оно запланировано . Мы должны его пройти, чтобы создать новое общество – на иных принципах. Удержать прошлое не удастся, и нет смысла удерживать уже отжившее.

Социум должен обрести свою следующую форму – полная интеграция в дополнении друг друга, вплоть до "Возлюби ближнего, как себя". Но необходимость и потребность в этом возникнет именно в результате ощущения неотвратимости происходящего распада!

Напишите сочинение-эссе на тему «каждый ли человек является личностью»

Люди в одной стране, одном обществе живут в более или менее одинаковых условиях — в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка, но люди все равно все разные, непохожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях.

Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

Во-первых, особенности психического склада: темперамент, скорость психических реакций, сообразительность. Все это дается человеку по наследству.

Во-вторых, опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого человека свой опыт детства, свои переживания, каждому по-своему открывался мир, каждый по-своему переживал детские страхи, неудачи или радости. Опыт детства накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.

В-третьих, особенности индивидуальной биографии: каждый проживает свою жизнь, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, совершенно не похоже на жизнь других людей.

В-четвертых, противоречивость жизненных ролей. У каждого в жизни одновременно несколько ролей, которые он «играет». Например, студент, когда разговаривает с преподавателями, и особенно с ректором, — это один человек, внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но стоит ему выйти на улицу, где его ждут друзья, он — совершенно другой. Третьим человеком он становится дома, с родителями. Это не значит, что он всякий раз притворяется — у человека много лиц, вернее, много сторон его личности, много ролей. Часто эти роли даже противоречат друг другу и тем не менее образуют единый комплекс его личности, совершенно своеобразный.

Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И эта уникальность выражается в понятии Я. Я у человека появляется с трех-четырех лет, когда он начинает понимать, что есть Я, а есть другие люди. До этого почти все дети говорят о себе в третьем лице. К 10 — 12 годам складывается образ Я. У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о самом себе, каким он сам себя видит, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя. Это, как правило, довольно симпатичный образ — каждый нормальный человек считает себя более или менее интересным, умным, способным, честным, добрым и т. п.

Внутреннее Я — это интимное, скрытое ядро личности, это все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви и первой весне, все наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов или знаков. Человек часто сам не знает, что в нем заложено. Р. Декарт говорил, что тот, кто сможет все рассказать о себе, тот опишет всю Вселенную. Но попробуй расскажи. Для простого смертного это вещь невозможная. Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония — это рассказ художника о себе. Внутреннее Я и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

Источник:
Напишите сочинение-эссе на тему каждый ли человек является личностью
Нажми, ?? чтобы увидеть ответ на свой вопрос??: напишите сочинение-эссе на тему "каждый ли человек является личностью"
http://znanija.com/task/25810323

Что делает человека личностью

Быть зависимой, а лучше сказать – нуждаться в защите – это природа женщины. Для ее гармоничного развития и умиротворения ей нужен защитник. Всю жизнь. В детском возрасте защиту девочке дает отец. Он дает ей поддержку и опору, помогает раскрыть себя в отношениях с противоположным полом, защищает от посягательств, оберегает ее чистоту и нравственность. Отец передает девочку в руки мужчины, ее мужа, и дальше она находится под защитой мужа. В старости или в случае смерти мужа ее берет под защиту сын или семья мужа, его родственники.

Так было устроено в ведические времена.

И это оправданно.

Женская природа похожа на природу воды. Вода умиротворена, когда находится в сосуде, она просто принимает его форму. На природе, на воле воды может превратиться в неуправляемую стихию, разрушающую все вокруг. Либо, разлившись по равнине, высохнуть на солнце.

Под защитой, в семье, женская психика успокаивается, сворачиваясь калачиком в любящем сосуде.

Когда женщина не получает защиты отца (а это частая ситуация для нашего общества), она либо теряет себя и начинает развиваться по мужскому типу, т.е. делает карьеру, защищает себя сама, зарабатывает деньги, обеспечивает себя квартирой, машиной и т.д.

Либо ищет избранника, в которого вцепляется мертвой хваткой, желая получить от него все недополученное в детстве.

Об этом случае мы и поговорим.

Зависимость превращается в патологию, когда мы делаем центром своей жизни любимого человека. Он становится настолько важен для нас, что любое колебание его настроения начинает восприниматься как конец света.

А теперь представьте состояние другого человека - даже если он любит Вас, Ваша железная хватка рано или поздно надоест ему, и он захочет освободиться от ошейника и поводка, который захочет надеть на него зависимая женщина.

Зависимая женщина все свои планы и надежды, все свои ожидания связывает с объектом зависимости. Это значит, что она будет ждать счастья от другого, а не дождавшись, требовать его явно или с помощью различных манипуляций.

Зависимая женщина следит и контролирует каждый шаг своего любимого. Она звонит ему на работу, заглядывает в его телефон. Она всегда рядом, заполняет собой все пространство другого человека.

Находясь в зависимости и страдая от этого, она сама стремится подчинить себе любимого, чтобы обрести хоть какую-то стабильность.

Зависимая женщина боится предательства. У нее в жизни уже было предательство – ее отец не давал ей защиты, не выполнил свой долг в отношении ее, и эта травма и незащищенность переносится на любимого мужчину, он становится слишком важен в ее глазах, и даже при мысли о возможном предательстве последнего оплота в ее жизни, женщину прошибает холодный пот.

Зависимая женщина стремится быть хорошей в глазах любимого, подстраивается под него и угождает ему, часто забывая о себе и своих потребностях. А потом ждет того же от другого человека.

Зависимая женщина боится скандалов, выяснения отношений и конфликтов. Очень часто она копит негативные эмоции, обижается и молчит, ожидая, что партнер сам поймет причину ее беспокойства, и начнет проявлять повышенное внимание.

Зависимая женщина панически боится расставания, развода, боли.

Она уже знает, что это такое по своим детским впечатлениям, теперь любой ценой стремится избежать повторения судьбы своей матери, не замечая, что наступает на те же грабли, совершает те же ошибки, ведет себя так же, как мама, и с нарастающим ужасом наблюдая, как отдаляется партнер.

Зависимая женщина не может быть искренна, ей страшно, что ее любимый разочаруется в ней. Чтобы быть искренним, нужно уметь показывать другому не только свои достоинства, но и свои недостатки, признаваться в своих ошибках, говорить о своих чувствах и потребностях.

Раскрываться перед другим страшно, и нужно иметь личную силу, чтобы сделать это, чтобы показать не только светлые, но и темные свои стороны.

Зависимая женщина имеет заниженную самооценку. Она не умеет ценить себя, видеть свою красоту, она считает себя второсортной, поэтому с ней рядом всегда живет страх, что это увидит ее партнер, что он предпочтет ей другую женщину.

Зависимая женщина постоянно в напряжении. Когда Любимого рядом нет, она ждет той минуты, когда он будет рядом. Когда же он рядом, она начинает мучиться от мыслей – «А вдруг он уйдет?», «А вдруг он умрет?», «А вдруг он поймет, что я не та?»

Зависимая женщина не оставляет себе никаких шансов на развитие отношений, на сохранение любви в семье. Потому что любовь несовместима с клеткой. Потому что мужчина – не собака, которого можно посадить на цепь. Потому что Любви нужна Свобода. Только два свободных человека могут создать Пространство любви!

Что делать, если Вы обнаружили в себе признаки зависимости от другого человека?

  • Повышать свою самооценку. Если женщина чувствует себя неуверенно, она будет искать того, за кого сможет уцепиться. Повышая свою ценность в своих глазах, меняя отношение к себе и другим людям, она постепенно будет ощущать опору под ногами. И тогда ее любовь не будет похожа на лиану, обвитую вокруг шеи возлюбленного. Тогда ее любовь будет давать крылья и ей, и ее избраннику.
  • Прожить непрожитые эмоции, завершить незавершенные ситуации из прошлого. Мы наполнены внутри огромной любовью, мы скрываем в себе огромные таланты, великий потенциал. Все это может быть похоронено под тенью непрожитых ситуаций из прошлого, которые остались в виде обид и претензий к родителям, в виде боли к тому, кто Вас предал, в виде досады от предыдущих неудач и ошибок. Все эти ситуацию требуют вскрытия и освобождения, потому что они несут в себе огромную силу, которую мы заперли на замок, и которая разрушает нас изнутри.
  • Общаться с гармоничными людьми. Во время общения мы обмениваемся не только сознательной, но и подсознательной информацией. А это значит, чем лучше люди, с которыми Вы общаетесь, чем больше в них того, что Вы бы хотели иметь в своем характере, тем больше Вам будет давать общении с ними, потому что их позитивные качества будут возвышать Вас и вдохновлять на изменения. И наоборот, общение с людьми, которые ищут уши для жалоб и сожалений, критики и недовольства будет опускать Вас на их уровень, лишь отнимая у Вас силы. Нужно быть очень внимательным в выборе людей, с которыми общаться, потому что это все скажется на нашей жизни и судьбе.
  • Искать знания о жизни, истинные знания. Сейчас прекрасное время, когда нам доступны сокровенные знания о жизни, о мире, о природе мужчины и женщины, о законах счастья. Невозможно стать счастливым, не зная этих законов, невозможно наладить гармонию в семье, не понимая и не чувствуя разницы между мужской и женской природой, нельзя достичь гармонии, если не знать, что это такое, и где лежит путь к ней.
  • Опереться на Бога. Есть только одна стабильная опора, которая никогда не дрогнет, не предаст, и никуда от нас не денется. Это – Бог. И очень важно наладить свои отношения с ним, понять его и его мир, и прежде всего, понять себя, потому что каждый из нас – это его часть, которая содержит все то, что и целое. Бог – наш отец, и невозможно найти Любовь, не воссоединив с ним связь, потому что Любовью нас наделяет только он, и в нашем сердце она открывается только тогда, когда мы находим путь к Богу.

Я сейчас не говорю о религиях. К Богу ведут разные пути – и молитва, и медитация, и служение людям, и добрая улыбка каждое утро, и рождение и воспитание детей, и любовь к природе и бережное отношение с ней.

Все, что мы делаем с любовью, соединяет нас с Богом, дает нам силу жить дальше!

Бог никогда не отказывается от своих детей, и это единственная личность, которая будет ждать нас вечно в своей обители, посылая нам любовь, помогая нам вновь и вновь находить узкую тропинку, которая ведет к его сердцу!

Однажды случилось так, что Молла Насреддин шёл один по дороге. Это была пустынная дорога, солнце уже село, и надвигалась темнота. Вдруг он почувствовал страх, так как навстречу двигалась группа людей, и он подумал: «Это, видимо, бандиты, грабители, а здесь никого нет, только я один». С этими мыслями он быстро перепрыгнул через стену, которая была рядом, и обнаружил, что попал на кладбище. Там была только что вырытая могила, так что он забрался в неё, как-то успокоился, закрыл глаза и ждал, что люди пройдут мимо, и он сможет спокойно пойти домой.

Но те люди тоже увидели, что кто-то там был. Молла прыгнул внезапно, они увидели мелькнувшую тень и испугались тоже. В чём дело? Кто-то там прячется или делает что-то плохое? И они все перепрыгнули через стену.

Теперь мулла был уверен, что сделал правильный вывод: они - опасные люди. «Теперь ничего нельзя сделать, я должен притвориться мёртвым» . И он притворился. Он перестал дышать, так как нельзя ограбить или убить мертвеца.

Но люди видели, что этот человек прыгнул, поэтому они ещё больше встревожились. Что он делает? И вот они столпились вокруг могилы, заглянули в неё и спросили:

Что случилось? Что ты делаешь? Почему ты здесь?

Молла открыл глаза, посмотрел на них и уверился, что никакой опасности нет. Он рассмеялся и сказал:

Итак, есть проблема, очень философская проблема. Вы спрашиваете меня, почему я здесь, а я хотел бы спросить, почему вы здесь. Я здесь из-за вас, а вы здесь из-за меня!

Эта притча про порочный круг: Вы вступаете в него, когда начинаете думать о том, какое впечатление вы производите на других. Некоторые так обеспокоены этим, что вообще не могут жить. Каждый интересуется тем, что другие думают о нём, и это так со всеми. Они тревожатся о вас, а вы тревожитесь о них. Вы боитесь других, другие боятся вас, и жизнь становится путаницей. Отбросьте эту чепуху, отбросьте этот порочный круг. Прекратите думать о других и о том, что они думают о вас.

Это «о» очень опасно. Из-за него никто не спокоен, никто не дома.

Вашей жизни достаточно, сосредоточьтесь на своей собственной жизни, не будьте озадачены другими. Если вы сможете жить без этой заботы, ваша жизнь расцветёт, и тогда другие смогут разделить с вами её аромат.

Существует, разумеется, много вариантов ответа на этот вопрос. Долгое время, например, считалось, что людьми нас делает способность к мышлению - так считал, например, Декарт.

Впрочем, ещё в начале ХХ века философ-неокантианец Эрнст Кассирер (1874 - 1945) раскритиковал привязку человечности к мышлению как wishful thinking, то есть выдачу желаемого за действительное. Философы раннего Нового времени и эпохи Просвещения, писал он, хотели построить общество на основе чистой рациональности, т.е. рациональность была их этическим требованием, человек должен быть рациональным, но вместо того, чтобы сформулировать это так, они говорили о том, что человек по своей природе является рациональным. Между тем, если мы посмотрим на все многообразие человеческой культуры - искусство, религию, политику - те вещи, которые нас, по существу, и делают людьми, то мы никак не сможем свести всё это множество к рациональности. И ни в коем случае не должны этого делать. Извините, но попытки построить "научную этику" в истории уже были, например, в СССР, на базе "научной теории классовой борьбы", и ни к чему хорошему они не привели.

Если не рациональность делает нас людьми, то что? Для Кассирера ответ на этот вопрос - создание и использование символических конструктов (языка, денег, политической символики, религиозных учений и т.д.), которые составляют промежуточный мир между нами и физической реальностью. Иными словами, особенность человеческого положения для Кассирера состоит в том, что он взаимодействует с миром не напрямую, как это делают обычно животные, а преимущественно через посредство мира символов. Например, мы не обмениваем товар на товар, а обмениваем товар на деньги, символические единицы. Водитель на дороге в норме останавливается на красный свет (символический сигнал) даже если дорога свободна. Я сейчас взаимодействую с Вами посредством языка (символической системы) и т.д. Не то, чтобы животные совсем не могли использовать символы - орангутанги и гориллы как минимум способны к освоению простого языка - но ни один биологический вид, кроме человека, не живёт в созданной и поддерживаемой им символической реальности, а человек, наоборот, не может жить без нее. Это один возможный ответ.

Есть и другой ответ на этот вопрос: человека делает человеком его свобода. Свобода проистекает от незавершенности человеческой природы. Классик современной философской антропологии Арнольд Гелен (1904 - 1976) писал, что специфика природы человека состоит в том, что всех животных природа приводит в мир "готовыми", т.е. приспособленными к решению конкретных задач и конкретным условиям среды, в то время как человек приходит в мир как бы недоделанным - без когтей, клыков, шерсти, панциря и т.п., но способным самостоятельно доделать себя. А значит он может приспособиться к самым разным климатическим условиям: от экватора до полярного круга, в отличие от каких-нибудь, например, кораллов, которые погибают при небольшом изменении температуры воды.

Идею свободы человека как определяющей его характеристики особенно активно подхватят французские философы-экзистенциалисты вроде Ж.-П. Сартра (1905 - 1980), но Сартр будет делать акцент на том, что свобода человека - это его бремя (потому что он не выбирал родиться, и не выбирал быть свободным), от которого невозможно отказаться, и одновременно его ответственность.

Наконец, чтобы сказать о современности, Ноам Хомский (р. 1928), говоря о "природе человека" определяет ее как свободное творчество (на YouTube интересную дискуссию Хомского с французским философом М. Фуко в 1971 году). По мысли Хомского, человек, прежде всего, занимается творческими задачами: от ребёнка, который учится языку, до водителя, который попал в пробку и думает, как ее объехать. Тогда именно способность к творческому решению задач на основе, конечно, врожденных паттернов поведения и прошлых знаний, в пределе проявляющая себя в научном и художественно творчестве, но вообще являющаяся нашим стандартным способом решения задач, является определяющей характеристикой человека. Отсюда у Хомского проистекают и политические выводы: общество хорошо ровно в той мере, в какой оно способствует свободному и самостоятельному творчеству человека, а отсюда вытекает ценность прав человека, демократии и, в конечном итоге, анархизм Хомского.

Мы все люди, а значит, существа высшего порядка. Почему-то никто не сомневается в том, что человек прямоходящий располагает властью над животными и растениями. Но не все задумываются, почему наделили себя подобными полномочиями. Есть несколько мнений и теорий, которые объясняют, дают понять, почему человек поставлен над остальным живым миром.

О чем расскажет священник

Что делает человека человеком? Если такой или подобный вопрос задать православному священнику, он ответит: душа. Именно бессмертная душа, которой наделил человека Создатель, дает ему способность осознавать свою сущность и стремиться стать лучше, ближе к Богу.

Душа – бесценный подарок, она помогает видеть, что является правильным, а что – нет. Она умеет болеть и радоваться. Благодаря наличию души, человек видит духовное и может развивать его осознание в себе.

Прагматическая точка зрения

Если не брать во внимание духовное начало, можно также сказать, что человек наделен волей и возможностью видеть выбор. Это то, что другим существам (животным) заменяет инстинкт. Человек может отключить инстинктивные желания, или хотя бы приглушить их. Если разумом он понимает, что в этот момент нужно обратить внимание на что-то более существенное.

Есть еще мнение, что делают человека человеком его чувства – любовь, доброта, совесть. Эти чувства не присущи животным, и они утрачены некоторыми людьми, спрятаны где-то глубоко. То есть, можно сказать, что человек, не наделенный совестью, и не способный любить, не является полноценным. Любить вообще могут немногие, хотя человек рождается с этой способностью.

Некоторые свойства и способности человека не так важны на первый взгляд, но тоже отличают его сущность от других существ на планете Земля. Например, творческое созидание. Человек способен создавать картины, писать музыку и увлекательные романы. Кроме этого, большинство представителей нашего рода, могут ощущать подъем и получать удовольствие от созерцания и прослушивания этих шедевров.

И самая нужная способность человека – это возможность саморазвития. Человек должен стремиться развивать свой внутренний мир, учиться видеть искусство, учиться любить и расти духовно. Иначе все то, что есть у него изначально, лишь заглохнет как растение без света и человек, деградируя, приблизится своим духовным наполнением к малоразвитым живым существам. Поэтому следует стараться как можно полнее использовать свои мощные внутренние возможности, наращивая потенциал.

Mar 13 2007, 01:26 AM

Личностью рождаются или это приобретенное? Над этим надо трудиться? Может ли неинтересный человек стать личностью?

Mar 13 2007, 08:53 AM

Ой, Маш, психологи СТОЛЬКО спорят о том, что такое личность Столько всякого умного накрутили по поводу и без повода, а к единому мнению так и не пришли.
А что в твоем понимании "личность"? Иными словами: скажи мне, что ты понимаешь под словом "личность" и я смогу ответить на твой вопрос

Mar 13 2007, 10:31 AM

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
Евгений Евтушенко.

Mar 13 2007, 12:00 PM

Катя, спасибо за стихотворение Евтушенко, нравятся мне они...очень

Ксюш, ну..для меня личность - это когда человек что-то из себя представляет, не обязательно сразу академик и талантище....но просто человек, в самом развернутом смысле слова - и интересы у него есть, и других любит послушать, свою точку зрения на все имеет, думает сам.....Можно долго продолжать....

А темку создала - так как стала сомневаться...а вдруг я не права? а ВДРУГ ВООБЩЕ ТАКОГО ПОНЯТИЯ НЕТ....И ВСЕ ЛЮДИ И ЛИЧНОСТИ - С РОЖДЕНИЯ?

Мама Паши

Mar 13 2007, 12:40 PM

QUOTE (MARASA @ Mar 13 2007, 12:00 PM)
И ВСЕ ЛЮДИ И ЛИЧНОСТИ - С РОЖДЕНИЯ?

Вот вы практически сами ответили на свой вопрос. Вот вашему сыну полгода. Вы можете назвать его личностью? У него наверняка есть что-то любимое, что-то нелюбимое? Уже какие-то интересы? Да мнение свое он пока словами высказать не может, но может показать на уровне нравится - улыбкой, не нравится-слезами. Это ли не проявление личности?

Mar 13 2007, 12:43 PM

Я поняла тебя. Т.е. под личностью ты понимаешь своеобразие человека, его индивидуальность, уникальность. Конечно же, в этом контексте, ИМХО, люди не просто такими не рождаются, далеко не все умирают личностями. Научиться слушать других, иметь широкий кругозор, способность смотреть на мир глазами другого человека, думать самому- все это требует кропотливой работы, трудной работы над собой. Сам по себе человек не разовьется, это точно. Это если смотреть в твоем контексте понятия "личность".

Небольшой ликбез Сейчас как раз к ГОСам на психфаке готовлюсь, все эти личности в голове вертятся, аж по ночам снятся. Так вот. В науке считается. Человек рождается на свет как представитель вида, т.е. как чисто биологическое существо. Т.е., как индивид. Затем он начинает воспитываться, входит в общество, социализируется вообщем. Становится ЛИЧНОСТЬЮ. А уж его уникальность, необычность - это индивидуальность, появляется она на основе личности. Т.е., схема такая: индивид-личность-индивидуальность. Проблема настолько значимая, что даже вопрос такой на экзамене есть. При этом о понятии "личность" спорят до сих пор.
Ничего, что я так зудю?

Заодно и повторила

Mar 13 2007, 12:47 PM

Я думаю, что это проявления человечности и он-маленький человечек...а вот личность....его желания и интересы так мимолетны....

budush"ayamama, нет..наоборот...собрала в кучку мои мысли и оформила более правильными словами...Ну...я где-то так и отношусь к этому!

Mar 13 2007, 12:52 PM

Серый кардинал.
Я - наблюдатель.Серый кардинал.
Других осудят... А такие люди,
как я, сажают королей на трон
и правят бал.
Но их НИКТО и НИКОГДА не любит.

Мама Паши

Mar 13 2007, 01:01 PM

Mar 13 2007, 01:04 PM

Тэкс, я правильно поняла, личностью, вы своего ребенка не считаете?

Мама Паши

Mar 13 2007, 01:11 PM

Тэкс, я правильно поняла, личностью, вы своего ребенка не считаете?

Я думаю, что личность у него еще не сформирована, вот когда он мне скажет - "Мама, я хочу услышать вот эту и эту музыку, поссмотреть на то и то"....Короче, проявит свой вкус, интерес...аэто уже - личность...А сейчас он даже не осознает..что он - это ОН...

Нет но думать так никто не запрещает, с одной стороны, а с другой ребенок физически не может сказать пока, чего он хочет. Но это же не говорит о том, что он ничего не хочет. Я пытаюсь вспомнить своего ребенка в полгода. Ему нравится одна игрушка и категорически не нравится другая, ему нравится одна мелодия, а на другую даже не реагирует. В конце концов люди, одни нравились, других на дух не выносил. И ведь для того, чтобы быть личностью совершенно необязательно всем кругом говорить, показывать, что ты любишь, а чего нет. Кому-то что-то объяснять ну и т.д.....

Mar 13 2007, 01:16 PM

Это Все понятно...Но эти эмоции на уровне инстинктов..Думаю, что если бы дети умели говорить, то все равно вряд ли они могла объяснить, почему это, а не то....Я не хочу обижать наших деток, не в коем случае...Просто, скорее всего, в ваше понятие личности немного отличается от моего...Что для вас личность, для меня - человек....А для личности я ставлю другие критерии...

Mar 13 2007, 01:18 PM

Для меня тоже, личность-это от рождения. Каждый человек индивидуален, нет двух одинаковых людей, даже детей. А вот интересный человек или нет, умеет ли самостоятельно мыслить и т.д.- это уже другое- это сформировавшаяся личность, со своими принципами, устоями, мыслями.

Mar 13 2007, 01:31 PM

Психологическое определение личности.
В.М. Бехтерев

Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее развития составляет ту непосредственную цель, к которой прежде всего должен стремиться каждый из врачей, посвящающих себя изучению душевных расстройств. Руководясь этим, я полагаю, что собравшиеся здесь не посетуют на меня, если я займу их внимание вопросами, связанными с личностью и охраной ее здоровья и правильного развития с точки зрения врача-психиатра.

Прежде всего, мы должны выяснить для себя, что следует понимать под названием личности?

Должно иметь в виду, что в отношении психологического определения личности мы встречаемся еще с большими противоречиями в науке. Действительно, по поводу понятия личности высказывались различные взгляды и мнения в зависимости от того направления в своих основных воззрениях, которого держались различные психологические школы.

Мы полагаем, что кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека.

Таким образом, кроме внутреннего объединения и координации личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий.

В этом определении наряду с субъективной стороной выдвигается, как легко видеть, и объективная сторона личности. Мы думаем, что в вопросах психологических мы не должны ныне пользоваться одними субъективными определениями. Психическая жизнь есть не только ряд субъективных переживаний, но она вместе с тем выражается всегда и определенным рядом объективных явлений.

В этих объективных явлениях собственно и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее внешний мир. Мы скажем более! Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность.

По Ribot , «реальная личность - это организм и его высший представитель – мозг, заключающий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижностью и деятельностью».

Мы не погрешим против истины, если скажем короче: личность с объективной точки зрения есть психический индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям.

Должно иметь в виду, что ни оригинальность ума, ни творческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокупность психических явлений со всеми их особенностями, выделяющая данное лицо от других и обусловливающая ее самодеятельность, характеризует личность с объективной ее стороны.

Умственный кругозор представляется неодинаковым между лицами различно образованными, но ни один из них не теряет права на признание в нем личности, если только он проявляет в той или другой мере свое индивидуальное отношение к окружающим условиям, представляясь самодеятельным существом. Только утрата этой самодеятельности делает человека вполне безличным; при слабом же проявлении самодеятельности мы можем говорить о слабо развитой или пассивной личности.

Итак, личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру.

Вывод: мылыш - личность.

Mar 13 2007, 01:43 PM

Мама Паши

Mar 13 2007, 01:54 PM

Нет ну интересно получается. Далеко не все, что нравится или не нравится можно объяснить. Вот я например ананасы терпеть не могу, даже запах не выношу, ну не люблю и все тут, и не могу объяснить почему не люблю. И это кстати не единственное, что я не могу объяснить.

Александрочка

Mar 13 2007, 03:09 PM

Браво!)

Mar 13 2007, 03:36 PM

Браво!)

Мама Паши

Mar 13 2007, 03:40 PM

Браво!)

Расчетный счет сообщу отдельно.

Mar 13 2007, 03:44 PM

Хммм...может не "что делает человека личностью", а что делает человека "яркой, интересной (и тд, т тп) личностью?
....
просто считаю, что личностями не становятся, а рождаются, то есть тот индавидуальный набор эмоций, чувств, мировосприятия - который дается изначально, на генном уровне так сказать...

Что значит неинтересный?... может это когда просто интересы не совпадают?
Каждый интересен по-своему.

Mar 13 2007, 03:45 PM

ААААА, забыла еще по темке свое мнение высказать.
Ну в общем, как стать личностью.
Ну проснулись, потянулись, с боку на бок повернулись -на подушку сели, песенку запели.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам -стыд и срам, стыд и срам.
Рано утром спозаранку скушай, заинька, баранку.
Ну и...всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит.

Mar 13 2007, 03:46 PM

Девочки..убедили!

Давайте теперь в другую сторону вырулим...А опущенный человек - личность?

Mar 13 2007, 03:48 PM

Mar 13 2007, 03:56 PM

Ну а как же. Личность. Только растоптанная.

А растоптанная личность - личность? И кто ее ратоптал?

Мама Паши

Mar 13 2007, 03:57 PM

Простите какой человек? Может опустившийся, а не опущенный? Какой-то тюремный жаргон попёр. Поботаем по фене?

Mar 13 2007, 04:00 PM


Mar 13 2007, 04:01 PM

Простите какой человек? Может опустишийся, а не опущенный? Какой-то тюремный жаргон попёр. Поботаем по фене?

Точно, не правильно выразилась..конечно - опустившийся...сам....

" Что делает человека ЛИЧНОСТЬЮ?"

Я бы первоначально поставила КТО и как, а потом, когда малыш рождается, КТО и что …
Ведь, даже в момент ощущения ребеночком желанный он или нет, закладывается программа на будущее.

Станет он в процессе жизни " Светлой личностью " или…

Mar 13 2007, 04:03 PM

Как я медленно печатаю

Машуль, а в чем убедили?

Мама Паши

Mar 13 2007, 04:04 PM

Простите какой человек? Может опустишийся, а не опущенный? Какой-то тюремный жаргон попёр. Поботаем по фене?

МамПаш, счас к себе в больничку загребу. Это -угроза.
А чем топчут обычно? Риторический вопрос.

Ух ты шустрая какая А у тебя DVD в больничке есть, если нет, то я незагребаемая

Мама Паши

Mar 13 2007, 04:06 PM

Я уж напугалась, честно Личность, личность, только с расстройством психики или что-то типа того.