Что такое симпатия и антипатия. Приятельские отношения

Когда молчишь в компании человека, который тебе несимпатичен возникает

мысль, что он зануда. Когда же молчишь в компании того, кто тебе нравится, приходишь

к уверенности, что невыносимый зануда здесь именно ты.

Ален де Боттон. Опыты любви

Антипатия как качество личности – склонность проявлять устойчивую не расположенность, неодобрение, неблагожелательное отношение к кому-либо, чему-либо.

Репутация мудреца была столь высока, что многие стремились причислить себя к его приверженцам, хотел он того или нет. Однажды он услышал о том, что четверо особенно неприятных типов отправились повидаться с ним, побуждаемые тем, что смогут называть себя последователями мудреца. Он тотчас же разузнал о симпатиях и антипатиях этих людей. По прибытии они обнаружили, что мудрец носит красный колпак, чрезмерно болтает, ест конфеты и утверждает, что не в состоянии воздержаться от опиума. Менее получаса провели они в его присутствии и больше никогда не упоминали о нём.

Антипатия, как пошутил один юморист, — это когда ты, начиная разговор, думаешь, как будешь избавляться от трупа. Антипатия – безотчетное чувство. Она не обусловливается волевым решением, появляясь, как черт из табакерки, неожиданно и необъяснимо. Смотришь, вроде бы приличный человек, ничего в нем откровенно порочного нет, а ты, всё равно, чувствуешь к нему неприязнь и раздражение (от голоса, запаха, манер поведения, языка тела) и, либо торопишься избежать тягостного для тебя общения, либо встречаешь его холодным, ледяным тоном. Иногда антипатия возникает сознательно. К примеру, человек с позиций своей нравственности и миропонимания дает неблагозвучную оценку поведения другого человека и вызывает у себя осознанную к нему антипатию.

Антипатия – это противоположный от симпатии полюс. «Какой-то есть особый закон внезапного рождения симпатий», — писал английский поэт Джордж Байрон. С антипатиями всё обстоит точно также. Корни антипатии спрятаны в представлениях человека, какими должны быть другие люди. Если существует большой крен реалий от его представлений, возникает антипатия. Он видит в другом человеке отрицательные качества личности, например, коварство, лицемерие, подлость, вредность, лживость, словом, длинный ряд пороков, которые сразу же формируют в сознании устойчивое антипатийное его восприятие.

Антипатия может стать следствием расхождений в мировоззрении, политических взглядах. Помимо этого, человек, заглянув в подвалы своей памяти, иногда накладывает свои плохие воспоминания на другого человека, чем-то напоминающего того, кто причинил в прошлом горе и страдания. Происходит своеобразный перенос, сваливание дурного на подходящую личность. Это ассоциативная антипатия. В таком случае нужно проанализировать, что конкретно тебя раздражает в этом человеке и найти этому логическое объяснение. Зачастую оно бывает настолько комичным, что ассоциативная линейка автоматически ломается.

Антипатия – это неприятие другого. Человек, вызывающий антипатию, не способен что-то доказать, довести до разума. Эго другого человека становится непреодолимым заслоном на пути его слов к душе и разуму. Беда антипатии в том, что ее слова никто не воспринимает. Слова в одно ухо влетают, бегут по поверхности ума и вылетают в другое ухо. Пусть он приводит несокрушимые аргументы, объясняет свою точку зрения так, что было бы понятно младенцу, всё равно – антипатия не позволяет принять его слова. Человек понимает, что антипат прав, но принять это не может. Поэтому необычайно сложно, если вообще возможно, договариваться, достигать каких-то положительных результатов с человеком, вызывающим антипатию.

Визуально антипатия диагностируется по следующим признакам: инстинктивное соблюдение больших дистанций между собеседниками; скрещенные руки или ноги, сцепленные пальцы рук; отсутствие копирования жестов собеседника; взгляд исподлобья, хмурые брови, сжатый рот; напряжение в мышцах, ощущение внутреннего дискомфорта.

Антипатия – признак двойственности ума, признак шараханья в крайности, в чрезмерности и избыточности идеализаций. Она является перекосом в одну сторону. Она не учитывает свою противоположность – симпатию и, тем самым, приучает ум к негативу. Ум начинает мыслить негативно. Ум человека движется между противоположностями и склонен к крайностям. Человек зачастую, видя в другом какой-то недостаток, гиперболизирует его, делает из мухи слона, создает отрицательную идеализацию. Мол, слишком он уродлив и неполноценен. Квазимода в сравнении с ним — красавчик. Словом, антипатия – результат какой-то пристрастности, предвзятости. В одном древнем трактате говорится: «Тот, кто избавился от двойственности ума, от симпатий, антипатий , от любви и ненависти, находится на трансцендентном уровне. С этого момента начинается его духовная жизнь. В противном случае, он будет всегда принимать какие-то догматические идеи».

Человек проявляет симпатию к тем объектам, которые его услаждают и ублажают, и испытывает антипатию к тем объектам, которые могут представлять опасность. Мало того, в антипатийных объектах человек порой видит причину своих неприятностей, видит в них корень своих проблем. Природа позаботилась о том, чтобы каждый остерегался своей противоположности. В животном мире можно встретить обилие антипатии. Френсис Барретт пишет: «Слон дрожит, услышав хрюканье свиней, а лев – кукареканье петуха, пантера не тронет их, если они намазаны куриным жиром, особенно, если в него был добавлен чеснок. Также вражда существует между лисами и лебедями, быками и галками. И некоторые птицы подвержены бесконечной дисперсии, например, галки и совы, коршуны и вороны… В водной среде существует сильнейшая антипатия между дельфинами и водоворотами, кефалью и щуками, каракатицами и лобстером, и последний чуть ли не падает замертво при виде первой, но лобстер разрывает морского угря».

Антипатия, как неприязнь, недоверие или даже ненависть ко многим людям или даже к человеческому роду в целом, называется мизантропией. Мизантроп - нелюдимый человек, страдающий или наоборот наслаждающийся человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основой жизненной философии. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп». Мизантропу присуще презрение к людским порокам и слабостям, в том числе и к своим собственным. В качестве известного литературного примера можно вспомнить замечательный рассказ О.Генри «Один час полной жизни». Там какой-то лавочник считал, что человек — это ходячее зло, и радовался, когда находил этому очередное подтверждение. Пустое дело убеждать мизантропа в том, что в любом человеке, кроме недостатков, есть и положительные качества личности. Устойчивая антипатия ко всем людям – визитная карточка мизантропа.

Петр Ковалев 2014 год

Если люди испытывают и проявляют друг к другу чувства, то почти всегда возникает симпатия или антипатия.
"Симпатия" и "антипатия" - слова происходящие из греческого корня patos (патос), означающего чувство, переживание. Приставка "сим" означает соединение, взаимодействие.

Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - положительно окрашенное чувство, связанное с положительной оценкой человека и проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т. п.
Обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Может возникнуть и как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера другого человека. В своей динамике симпатия может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях симпатия является одним из факторов интеграции людей и сохранения психологического комфорта.
Может быть как устойчивым, так и сиюминутно возникшим чувством.

Антипатия (греч. от anti - «против», и patos - «страсть») - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов.
Антипатия имеет своим источником представление о вредности, опасности, уродстве, неполноценности объекта антипатии, приобретённое личным или наследственным опытом или же привитое воспитанием. В основе этого чувства может лежать также особая возбудимость нервной системы индивидуума (Идиосинкразия).
Наследственная или приобретённая антипатия человека и животных к тем или иным предметам часто имеет инстинктивную или рефлекторную природу и, по мнению некоторых авторов, связана с задачей самосохранения индивидуума, биологического вида, группы или этноса..
В психологии антипатия, как и симпатия, служит одним из мотивационных регуляторов межличностных и межгрупповых взаимоотношений. При этом чувства приязни и неприязни могут быть более или менее независимыми или даже взаимодополнительными, то есть закономерно сочетаться в эмоциональном отношении к другому человеку (выраженность одного полюса с одновременной выраженностью противоположного)/Википедия/.

Иногда частые встречи друг с другом порождают взаимную неприязнь, антипатию, но, как показывают специальные исследования, гораздо чаще они ведут к взаимной симпатии.
На возникновение симпатии или антипатии влияет эмоциональный контакт, внешность, черты личности, культура, материальная обеспеченность, качества характера, умение общаться, особенности поведения, пристрастия и отношения в силу практической необходимости.

Эмоциональный контакт может иногда возникнуть между совершенно незнакомыми людьми.
С этим человеком можно завести приятельские отношения.

Знакомый - человек известный из прежнего опыта, знающий, встречавший, видевший или слышавший раньше о нём.

Компаньон - это тот, кто составляет компанию кому-либо или совладелец компании имеющий фиксированную долю в общем капитале.
Синонимы:
1. товарищ
2. совладелец, партнер

Приятель - это человек с которым можно весело провести время, но не более того. У него нельзя попросить помощи в трудную минуту и с него ничего не спросишь. В основе приятельских отношений лежат личные симпатии, временные интересы и увлечения. У приятелях обычно нет общих глубоких интересов, единых устремлений, общей деятельности, в успехе которой они оба были бы заинтересованы. Нет у них чаще всего и серьезной заинтересованности судьбой друг друга. Приятельские отношения поддерживаются обменом мнениями по тому или иному поводу, взаимным доброжелательным расположением друг к другу, личными встречами, которые могут быть не очень частыми. такие связи не имеют прочной основы, поэтому приятели легко расстаются, они заменяются другими, компании то распадаются, то распадаются, то опять целиком или частично собираются вместе(А.Д.Андреева).

Партнер - человек организации (учреждения, заведения), принимающий участие в проекте посредством финансовой, материальной, технической, политической или другой поддержки.

Партнерская любовь. Чувство любви и привязанности, основанное на взаимном влечении, уважении, дружбе и общей заботе о чувствах и интересах партнера (Кордуэлл М. Психология. М.: Фаир-Пресс,2003,с.220).
Партнер (от лат. part - часть) - участник переговоров, в ходе которых доминирует стратегия партнерства (А.Я.Анцупов,c.303).

Если же мы чувствуем положительный эмоциональный контакт и доброжелательность, взаимопомощь и деловое сотрудничество то эти отношения могут перерасти в товарищеские, дружеские. Такие отношения дают людям почувствовать,что они нужны друг другу. Постепенно у людей развивается потребность в общении, потребность совместно выполнять общее дело, потребность не только в деловой, но и эмоциональной поддержке друг друга. На основе этой потребности развивается чувство товарищества - одно из самых благородных чувств человека.
Именно товарищеские отношения помогают людям объединяться, развивать культуру, науку, совершенствовать жизнь и самих себя.
В основе товарищеских отношений лежит чувство товарищества - переживание ответственности за общее дело, общие глубокие интересы, эмоциональная поддержка участников совместной деятельности, стремление оказать им всевозможную помощь. Товарищеские отношения бывают довольно продолжительными. Товарищество является начальной стадией, первым этапом в развитии прочных дружеских отношений между людьми.
Дружба
Д.Шеффер в своей книге "Дети и подростки" пишет, что, "уже у детей существуют достаточно четкие представления о том, какими качествами должен обладать друг. для детей до 8 лет в основе дружбы лежит общественная деятельность. Дети воспринимают друга как того, кто им нравится и кто любит похожие виды игровой активности. Напротив, дети от 8 до 10 лет, обладая более развитыми навыками социального понимания,начинают воспринимать друзей как личностей психологически схожи с ними и проявляют к ним верность, доброе отношение, склонность к сотрудничеству, сопереживание и взаимопомощь (Berndt,1996). И хотя подростки продолжают считать, что друга характеризует лояльность и общие психологические черты, их концепции дружбы теперь больше сосредоточены на взаимных эмоциональных обязательствах. То есть друзьями считают близких партнеров, которые понимают сильные стороны и способны принять слабости, а также стремится разделить самые сокровенные мысли и чувства друг друга (Hartup,1996). <..> Часто говорят, что в близкой дружбе есть какая-то алхимия и что друзья "настроены" друг на друга. <..> Даже работая вместе над школьным заданием, друзья склонны проявлять большую слаженность, охотнее соглашаются друг с другом и проводят больше времени над задачей, чем знакомые (Hartup,1996). Одной из причин, по которым взаимодействия друзей могут быть слаженнее и продуктивнее, является то, что, в сравнении с просто знакомым, друзья более похожи по личностным чертам и уровню социально направленного поведения (Haselager et al., 1998). Таким образом, контакты между друзьями часто характеризуются чувством взаимности и позволительного уважения и в контактах действительно присутствует некая благоприятная алхимия.
Близкая дружба детей относительно стабильна, она часто длится более года среди дошкольников (Howes,1998) и несколько лет в среднем детском возрасте. Тем не менее сеть друзей (перечень всех людей, которых ребенок может назвать друзьями) нередко сокращается, когда дети становятся подростками. Эта потеря друзей может просто отражать растущее осознание подростком того, что выполнять обязанности друга (включающие теперь в себя обмен доверительной информацией и предоставление эмоциональной поддержки) легче в небольшом круге очень близких друзей.
Друзья играют уникальную роль в развитии ребенка.
Друзья обеспечивают безопасность и социальную поддержку. Наличие хотя бы одного друга, дающего поддержку, может значительно помочь уменьшить одиночество и преследование непопулярных детей, исключенных из более крупной группы сверстников (Hodges et al.,1999). Дружеские отношения с одним или несколькими друзьями могут обеспечить эмоционально безопасную сеть - некоторый род безопасности, не просто помогающий детям конструктивнее справляться с новыми проблемами, но и способной помочь легче переносить другие формы жизненного стресса (например развод родителей или отвержение с их стороны. <..> Крепкая поддерживающая дружба играет особенно важную роль в развитии социальных способностей и креплении самооценки детей из не слишком заботливых разрозненных семей; и если дети из такой семейной среды, не дающей поддержки, теряют особенно близкого друга, они часто ощущают значительное снижение самооценки (Gauze et al., 1996)/
Таким образом, друзья являются потенциально важным источником безопасности и социальной поддержки, причем эта функция дружбы с возрастом становится всё более значимой.
Друзья как фактор развития навыков решения социальных проблем.
Так как дружба является приятными и вознаграждающими взаимоотношениям, сохраняющими свою ценность, то дети очень заинтересованы решать любые конфликты в отношениях с такими значительными партнерами, как друзья: даже в течение дошкольного периода несогласие друзей значительно чаще прекращается, не переходя в более серьезные переработки, чем несогласие между просто знакомыми, чаще достигаются соглашения о справедливых результатах, а игра продолжается после завершения конфликта (Hartup et al.,1988). В среднем детском возрасте друзья немного больше, чем знакомые, расположены следовать правилам (не жульничать) в соревновательных играх, а также уважать мнения, потребности и желания своих партнеров, используя для разрешения споров переговоры (Fonzi et al.,1997).
Дружба как подготовка к любви.
Некрепкая дружба и месть.
Некрепкая дружба часто оказывается конфликтным союзом, в котором дети реагируют на несогласия скорее попыткой отомстить, чем стремлением найти примирение с другом.
В исследованиях учащихся 7-х и 8-х классов было обнаружено,что дети, начинающие школьный год в близких и поддерживающих дружеских отношениях с другими, обычно демонстрировали усиление симпатии к школе или включенность в нее, в то время как школьники, в дружбе которых чаще отмечались соперничество и конфликты, показали более слабые установки к школе, часто становясь всё менее включенными в школьную деятельность и всё более разрушительными. Таким образом, дружба способствует развитию социальной компетентности и повышению самооценки только тогда, когда характеризуется близостью и поддержкой (Gauzeet al.,1996). Наконец, у подростков, которые поддерживают близкую однополую дружбу, первые любовные отношения складываются успешнее, чем у тех, у кого такой дружбы нет (Connolly et al.,2000)/
Следует педагогам и психологам расширить воздействия на непопулярных детей из группы риска, чтобы включить в них уроки того, как устанавливать и поддерживать эти близкие связи, подобно тому, как мы тренируем в них другие социальные навыки (Rose & Asher,1999).
Дружба - чувство обязательно взаимное. дружба требует взаимной симпатии, взаимной привязанности друг к другу. И никого нельзя принудить (например, из чувства долга или из жалости) стать чьим-либо другом. Можно лишь разными способами заставить притворяться, изображать дружеские отношения. Однако они не доставят никому радости, потому что в них не будет подлинных чувств - близости, открытости, доверия. Поэтому дружба основана на том, что люди добровольно, свободно выбирают друг друга.
Дружба бескорыстна. Она не совместима с отношениями, которые существуют ради выгоды или оказания взаимных услуг.
у великого В.Шекспира Есть такие строки:
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
Нередки случаи, когда дружба возникает между людьми с совершенно противоположными чертами характера. Это происходит потому, что человек ищет и находит в друге то, чего недостает ему самому. Они как бы дополняют друг друга, и им бесконечно интересно быть вместе.
Дружба - очень тонка и хрупка. Дружба нередко гибнет из-за того, что люди перестают доверять друг другу. Какие- то поступки друга начинают восприниматься, как предательство. Иногда человек умом понимает, что он не прав, что речь идёт о пустяке, но поделать с собой ничего не может. Между тем, дружба не может существовать без взаимного доверия. "Не доверять другу, - писал французский философ Ф. де Ларошфуко, - позорнее, чем быть им обманутым".
Чтобы иметь друга, надо относится к другому человеку так, ка ты хотел бы, чтобы он относился к тебе. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Немного друзей имеет человек чванливый, ленивый, малокультурный, равнодушный.
Настоящая дружба немыслима без самоотдачи. Настоящая дружба строго избирательна. Еще Аристотель отмечал, что "Друг всем - ничей друг" [Психология. V|. А.Д.Андреева, И.В.Дубрвина, Д.В.Лубовский, А.М.Прихожан. М.:Московский психолого-социальный институт. Воронеж. МОДЭК, 2001].
Литература:
1. Психология. V|. А.Д.Андреева, И.В.Дубрвина, Д.В.Лубовский, А.М.Прихожан. М.:Московский психолого-социальный институт. Воронеж. МОДЭК, 2001.
2. Шэффер Д. Дети и подростки. СПб.: Питер, 2003.

Симпатия
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/simpatiya
Проявления симпатии могут иметь неожиданные формы.
Симпатия - чувство дружеской расположенности, бескорыстного притяжения. На того, кто симпатичен, хочется смотреть, хочется его слышать, хочется чаще быть с ним рядом. При этом никакой явной выгоды от этого смотрения, слышания и бытия рядом - нет.
В отличие от влюбленности, симпатия - легкое и контролируемое чувство. Симпатию легко "отодвинуть" и забыть о ней, с влюбленностью сделать подобное сложно.
У детей и подростков проявления симпатии имеют иногда неожиданные, в том числе негативные формы: дернуть за косичку, толкнуть, ударить...
Что делать, чтобы люди нравились?
Люди нам нравятся не всегда. Люди бывают и противные, и трудные. А иногда хочется, чтобы люди вам нравились - от этого и самому среди них бывает приятнее находиться, и это иногда нужно для дела. Бывает, что вы головой понимаете - человек наверное хороший, а в душе теплого отношения нет, и тогда хочется поправить душу. Что может этому помочь? Что можно сделать, чтобы какой-то человек вам стал нравиться больше?

Сила симпатии
Статья написана по книге Дэвида Майерса "Социальная психология"
Кого мы будем любить больше – того, кто сначала не любил нас, а потом полюбил, или того, кто любил нас с самого начала?
Пример: Саша учится в одной группе с Олей. Поначалу он не мог избавиться от ощущения, что для Оли он – парень так себе. Но по мере того как идет время, он замечает: мнение Оли о нем явно меняется в лучшую сторону, а в конце концов выясняется, что она считает его способным, внимательным и очаровательным молодым человеком. Вопрос: нравилась бы Оля Саше больше, если бы с самого начала была о нем такого лестного мнения?
Чтобы прояснить этот вопрос, Эллиот Аронсон и Дарвин Линдер провели эксперимент: они «позволили» 80 студенткам подслушать, как отзывалась о них одна женщина. Одни студентки слышали только лестные отзывы, другие – только отрицательные. Другие слышали и те и другие, но в разной последовательности: либо сначала отрицательные, а потом лестные (как в случае с Сашей), либо наоборот. И в этом и в других экспериментах к «оценщице» лучше относились те испытуемые, которые выросли в её глазах, особенно если этот рост был постепенным и опровергал первоначальную критику. Возможно, похвала Оли вызвала большее доверие, потому что последовала за критикой. А возможно и другое: похвалы Оли пришлось ждать, поэтому и вызвала особенную благодарность.
Аронсон полагал: если постоянно хвалить человека, похвала может обесцениться. Когда муж в пятисотый раз повторяет жене: «Дорогая, ты просто неотразима!», – его слова меньше впечатляют, чем если бы он сказал: «Дорогая, по-моему, это платье не очень идет тебе». Поэтому гораздо легче обидеть человека, которого безумно любишь, чем обрадовать. Это значит, что отношения, в которых взаимное уважение и взаимное одобрение сочетаются с честностью по отношению друг к другу, будут оцениваться выше и приносить радости больше, чем отношения, потускневшие под давлением отрицательных эмоций, или те, в которых люди пытаются лишь «не скупиться на похвалу». Аронсон писал:
«По мере того как отношения становятся все более и более близкими, возрастает и значение подлинности – нашей способности отказаться от попыток произвести хорошее впечатление и начать «предъявлять» себя такими, какие мы есть на самом деле, даже если мы вовсе не хороши… Если двое действительно любят друг друга, их отношения будут более продолжительными и эмоциональными в том случае, если они смогут выражать не только позитивные, но и негативные чувства, а не просто постоянно «миловаться» друг с другом».
Чаще всего, общаясь с разными людьми, мы выступаем в роли цензоров собственных негативных чувств. А это значит, что некоторые люди лишены обратной связи, которая могла бы помочь им скорректировать свое поведение. Живя в мире приятных иллюзий, они продолжают вести себя так, что отталкивают от себя тех, кто при других обстоятельствах мог бы стать другом.

Приятельские отношения возникают, когда знакомые ощущают межличностную привлекательность (симпатию).

Симпатия (от греч. sympatheia – влечение, внутреннее расположение) – это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому– или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Условием возникновения симпатии является территориальная близость. Она создает доступность контактов с другим человеком. А это позволяет людям находить друг в друге то, что им нравится, что их роднит, оказывать друг другу знаки внимания.

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и малоосознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым – внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1970), симпатия – это малоосознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протяжении многих столетий симпатия по существу рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой симпатии выступает эмпатия и что «…иногда симпатия ведет к альтруистической помощи, а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций. Мы можем уклоняться от встречи с определенными людьми, поскольку даже один их вид печалит нас» (с. 96). Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

Определяя природу симпатии и антипатии, американский социолог Дж. Морено (1958) выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии носят врожденный характер и являются результатом tele – таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Дж. Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.

Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психологов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию или антипатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убеждения. В этих взглядах тоже есть известный перехлест. Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках» (1971, с. 162). Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Дж. Морено используется другое понятие –аттракция.

Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяжение», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Г. М. Андреева, 2006). Аттракция – это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологического характера.

Одной из таких причин является ассоциация одного человека с другим («ассоциативная симпатия или антипатия»): мы испытываем симпатию к тому, кто похож на симпатичного и приветливого человека, которого мы уже знаем и с которым неоднократно общались, получая от этого удовлетворение, и наоборот, у нас возникает антипатия к человеку, который похож на нашего врага.

Хотя уже в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпочтения, до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрослым и сторонятся других (Stevenson, 1965).

Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и формировании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману (1987), ими являются:

Свойства объекта аттракции;

Свойства субъекта аттракции;

Соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;

Особенности взаимодействия;

Особенности ситуации общения;

Культурный и социальный контекст;

Время (динамика развития отношений во времени).

Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений), и определяется конкретными социальными условиями.

Когда после напряженной трудовой недели мы отдыхаем возле камина, наслаждаясь вкусной едой, напитками и музыкой, то, скорее всего, будем испытывать добрые чувства к тем, кто в этот момент находится рядом с нами. Значительно меньше шансов на то, что мы проникнемся симпатией к человеку, с которым столкнулись в тот момент, когда нас мучила мигрень.

Экспериментально этот принцип «ассоциативной симпатии» был проверен Павлом Левицки (Lewicki, 1985). Когда… студентам показали фотографии двух женщин и попросили сказать, какая кажется им более дружелюбной, их мнения разделились примерно поровну. В другой группе испытуемых, где эти же фотографии были показаны после того, как они пообщались с симпатичным и приветливым экспериментатором, которая была похожа на женщину на фотографии, в ее пользу было отдано в 6 раз больше голосов. Во время следующего опыта экспериментатор вела себя недружелюбно по отношению к половине испытуемых. Когда в дальнейшем им понадобилось отдать свои анкеты одной из двух женщин, практически все постарались избежать общения с той из них, которая была похожа на экспериментатора. (Возможно, вы и сами вспомните случай из своей жизни, когда вы хорошо или плохо реагировали на человека только потому, что он напомнил вам кого-то.)

Факт существования этого феномена – ассоциативной симпатии или антипатии – подтверждается и другими экспериментами. Согласно результатам одного из них, студенты колледжа более позитивно оценивали незнакомых им людей, если процедуру проводили в уютной комнате, чем если ее проводили в жарком и душном помещении (Griffitt, 1970). Аналогичные результаты получены и при оценке людей, сфотографированных в изысканных, обставленных роскошной мебелью и освещенных мягким светом гостиных и в убогих, грязных и тесных комнатушках (Maslow, Mintz, 1956). И в этом случае, так же как и в первом, позитивные чувства, вызванные элегантной обстановкой, оказались перенесенными на оцениваемых людей. Уильям Уолстер извлек из этих исследований весьма полезный вывод: «Романтические ужины, походы в театр, вечера, которые пары проводят дома вдвоем, и совместный отдых никогда не утрачивают своей значимости… Если вы хотите сохранить свои отношения, важно, чтобы у обоих они продолжали ассоциироваться с приятными вещами»(Walster, 1978).

МайерсД., 2004, с. 529-530.

В зарубежной социальной психологии, отмечает В. П. Трусов (1984), многократно обнаруживалась предсказательная функция эмоциональных показателей (симпатии – антипатии) при изучении политических предпочтений, так как они менее подвержены влиянию «семантических фильтров» по сравнению с когнитивными и поведенческими показателями. Наиболее точные совпадения с результатами реального голосования за того или иного кандидата давали эмоциональные оценки кандидата.

Сплоченность. Межличностные отношения в группе влияют на сплоченность группы. С другой стороны, по сплоченности можно судить о межличностных отношениях в группе. По данным В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева (1979), в младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки (табл. 14.1). Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась и в студенческих учебных группах: в мужских группах коэффициент сплоченности был в пределах 0,28-0,53, а в женских – 0,08-0,11.

Таблица 14.1. Сплоченность лиц мужского и женского пола различного возраста

Эти данные свидетельствуют о том, что девочки, придя в школу, быстрее устанавливают положительные контакты друг с другом, чем мальчики, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются в средних и старших классах. Отсутствие контактов между мальчиками и девочками приводит к тому, что общая сплоченность в 1-8 классах практически была нулевой (от -0,09 до 0,16) и только в 9-10 классах выросла до 0,27-0,59.

По данным В. А. Гончарова (2001), число «изгоев» среди школьников 7-8 классов значительно выше у девочек, хотя часто они не осознают своего положения в классе. Девочки отвергаются из-за особенностей темперамента или интеллекта, а мальчики – из-за особенностей характера. Число школьников, получивших большое число положительных выборов, больше у мальчиков (41-54%), чем у девочек (37-42%), что подтверждает большую сплоченность среди мальчиков, чем среди девочек.

Как отмечает Я. Л. Коломинский (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999), чаще всего представителей противоположного пола выбирают те ученики младших и средних классов, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений. Так, если «звезды» выбирали представителей противоположного пола в 30%, то отвергаемые – в 75%.

По данным зарубежных авторов, отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью (E.Aries, E.Johnson, 1983; R. Auckett et al., 1988; K. Farr, 1988). Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга.

Привязанность и дружба

Привязанность – это чувство близости, основанное на симпатии к кому-нибудь, взаимное влечение друг к другу. Вследствие этого такие люди предпочитают общение между собой контактам с другими людьми.

Дж. Боулби полагает, что привязанность как таковая существует как у детей, так и у взрослых. При этом выделяют три вида (стиля) привязанности: прочная (присуща 55% людей), с уклонением от общения (у 25% людей) и тревожно-двойственная (у 20% людей) (Hazan, Shaver, 1994).

Выделяют также личную (непосредственную) и транзитивную (опосредствованную) привязанность, надежную и ненадежную, которая, в свою очередь, проявляется по амбивалетно-сопротивляющемуся, дезорганизованному и избегающему типу.

Личная привязанность – это предрасположение человека к кому-либо, преданность, желание постоянно находиться рядом с ним, разделять его радости и печали, во всем ему помогать, готовность жертвовать собой ради него. Транзитивная привязанность – это привязанность к тому человеку, к которому, в свою очередь, привязан тот, к кому стремится или кому симпатизирует данный человек. Например, я симпатизирую Иванову. Иванов привязан к Петрову. Вследствие этого и я испытываю привязанность к Петрову.

Надежная привязанность характеризуется постоянным получением от другого человека поддержки, помощи и утешения. Ненадежная привязанность характеризуется отсутствием ярко выраженных положительных признаков привязанности.

Ненадежная привязанность по амбивалетно-сопротивляющемуся типу возникает при недоверии к другому человеку или нежелании быть зависимым от него и проявляется в том, что человек в случае дистресса ищет близости с заботящимся о нем человеком, но при этом сопротивляется оказанию поддержки и утешению со стороны этого человека. Оба человека, привязанные друг к другу, одновременно и стремятся, и опасаются близких взаимоотношений.

Ненадежная привязанность по избегающему типу возникает при стремлении к самостоятельности или при обиде на человека, к которому привязан, и проявляется в сознательном избегании этого человека.

Ненадежная привязанность по дезорганизованному типу обнаруживает себя при страхе и неуверенности человека и представляет собой сочетание избегающего и амбивалетно-сопротивляющегося типов. Этот тип привязанности отличает отсутствие каких-либо стабильных отношений между двумя привязанными друг к другу людьми.

Особый вид представляет из себя детская привязанность. Подробно об этом феномене у детей речь пойдет в разделе 19.6.

Избирательные привязанности находят свое наиболее яркое воплощение в феномене дружбы. Ж. – Ж. Руссо писал, что «первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, – это не любовь, а дружба». К. К. Платонов рассматривает дружбу как сложное моральное чувство, в структуру которого входят: потребность в общении с объектом дружбы, усиленная привычкой, вызывающей эмоцию удовлетворения при общении; воспоминания о совместной с ним деятельности и ее результатах; совместные переживания, бывшие, существующие и возможные; эмоциональная память; чувство долга; страх потери; высокая (обычно идеализированная) его оценка.

Для дружбы ключевыми моментами являются высокая степень избирательности и относительно длительное существование отношений во времени (Н. Н. Обозов, 1997). Отмечают также следующие элементы дружбы: равенство, взаимопомощь, удовольствие, доверие, принятие, спонтанность, уважение, понимание и интимность (Davis, Todd, 1982).

Если оба партнера в отношениях друг с другом вольно или невольно преследуют лишь каждый свои цели, их дружба не может быть долговечной. Именно поэтому наше общество учит нас взаимовыгодному обмену, который Элайн Хатфилд, Уильям Уолстер и Эллен Бершайд назвали принципом справедливости: вознаграждение, которое вы и ваш партнер получаете от ваших отношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас вкладывает в них (Hatfield, Walster, Berscheid, 1978). Если двое получают равные вознаграждения, значит, их вклады в отношения тоже должны быть равными, иначе одному или другому это покажется несправедливым. Если оба чувствуют, что их вознаграждения соответствуют их «активам» и усилиям, которые они прилагают, оба воспринимают ситуацию как справедливую.

…Не будет ли цинизмом полагать, что корни любви и дружбы лежат во взаимовыгодном обмене услугами? Разве не бывает так, что мы помогаем любимому человеку, не ожидая никакой ответной благодарности? Именно так и бывает: людей, состоящих в длительных отношениях на равных, не волнует сиюминутное соответствие. Маргарет Кларк и Джадсон Миллс утверждают, что люди даже стараются избегать какого бы то ни было подсчета взаимных услуг (Clark, Mills, 1984, 1986). Помогая близкому другу, мы не рассчитываем на немедленное вознаграждение. Если нас приглашают на обед, мы не спешим с ответным приглашением, чтобы не создалось впечатления, будто мы всего лишь «отдаем социальный долг». Настоящие друзья «кожей чувствуют» потребности друг друга даже тогда, когда «оплата» в принципе невозможна (Ckark et al., 1986, 1989). Когда друзья понимают, что каждый из них готов пожертвовать ради другого собственными интересами, их взаимное доверие возрастает (Wieselquist et al., 1999). Одним из признаков того, что приятель превращается в близкого друга, является то, что он разделяет твои заботы даже в том случае, когда от него этого не ожидают (Miller et al., 1989).

Людей больше удовлетворяют те отношения, которые они считают равноправными (Fletcher et al., 1987; Hatfield et al., 1985; Van Yperen, Buunk, 1990). Воспринимающие свои отношения как неравноправные испытывают дискомфорт: если человеку кажется, что он совершил выгодную для себя сделку, он испытывает чувство вины, если же он чувствует, что «просчитался», – испытывает постоянное раздражение.

Майерс Д., 2004, с. 541-543.

Дружба начинается со знакомства, товарищества или приятельства. Когда взаимоотношения становятся более стабильными, глубокими, интимными, они перерастают в дружбу. С другой стороны, при дружбе интимность не достигает того уровня, как при любви. Кроме того, дружба более рассудочна и ритуально определяется определенными правилами поведения в отношении друг друга. Темы общения выбираются такие, которые интересны и значимы для каждого из друзей. В межличностном общении друзья проявляют особую деликатность, чтобы не обидеть друг друга.

Чтобы дружить, надо созреть нравственно и интеллектуально. Поэтому появляется дружба в раннем юношеском возрасте, когда у молодого человека возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера, в которых он не может самостоятельно разобраться. У взрослых дружеские отношения могут возникнуть с коллегами по работе, имеющими сходные профессиональные интересы и цели.

М. Аргайл (1990) отмечает, что дружба в иерархии ценностей человека занимает более высокое место, чем работа и отдых, но уступает браку или семейной жизни. Правда, в разных возрастных группах это соотношение может меняться. Она важнее всего для молодежи, с подросткового возраста до вступления в брак. Дружба снова становится высокозначимой в пожилом возрасте, когда люди выходят на пенсию или теряют близких людей. В промежутке между этими возрастами дружба по значимости уступает работе и семье.

Причины дружбы. М. Аргайл отмечает три причины, по которым устанавливаются дружеские отношения:

1) нужда в материальной помощи и информации, хотя друзья обеспечивают ее в меньшей степени, чем семья или сослуживцы;

2) нужда в социальной поддержке в форме совета, сочувствия, доверительного общения (для некоторых замужних женщин друзья в этом отношении более важны, чем мужья);

3) совместные занятия, общие игры, общность интересов.

И. С. Кон (1987) в качестве таких причин называет: потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера; свойства партнера, стимулирующие интерес или симпатию к нему; особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию парных отношений; объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения, групповая солидарность).

Согласно данным М. Аргайла, женщины имеют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные разговоры. Мужчины более склонны к совместной деятельности и совместным играм с друзьями.

Критерии выбора друзей. Во многих работах обсуждается вопрос: по каким признакам (по сходству или по различию) выбираются друзья. И. С. Кон (1987) считает, что, прежде чем решать этот вопрос, нужно уточнить ряд обстоятельств.

Во-первых, о каком классе сходств идет речь (пол, возраст, темперамент и т. д.). Во-вторых, степень предполагаемого сходства (полное или ограниченное). В-третьих, значение и смысл данного сходства для самой личности. В-четвертых, объем, широта диапазона сходств. Сходство друзей может ограничиться одной какой-либо характеристикой, а может проявиться по многим. Определение сходства или несходства во многом зависит также от того, каким представляет человек самого себя и друзей и какие они есть на самом деле.

Многочисленные социально-психологические исследования показывают, что ориентация на сходство в социальных установках явно преобладает над ориентацией на дополнительность. Подавляющее большинство людей предпочитает дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования и т. д. Желательно также сходство основных ценностей, интересов. Правда, когда речь идет не о социальных установках и демографических признаках, получаемые результаты не так однозначны.

К. Изард при сравнении психологических черт 30 дружеских пар и случайно выбранных пар обнаружил, что среди первых сходство значительно большее. Н. Н. Обозов (1979) тоже обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Однако Т. Б. Карцева (1981), изучив пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина – разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности – беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких, нерешительных человека редко бывают друзьями.

Дружат часто совершенно непохожие по психическому складу люди. Открытый и импульсивный человек может выбрать себе в друзья замкнутого и сдержанного человека. Отношения между такими друзьями дают каждому из них максимальную возможность для самовыражения при минимальном соперничестве; в то же время вместе они составляют пару, обладающую большим разнообразием черт личности, чем каждый в отдельности (Hartup, 1970). Однако друзья редко бывают полной противоположностью друг другу. Для дружеских пар, существующих долгое время, обычно характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений как относительно друг друга, так и в отношении других людей.

Показателен в этом плане эксперимент, который проделал американский социальный психолог Т. Ньюком (Newcomb, 1961). Он расселял студентов-первокурсников по комнатам в разных сочетаниях по принципу сходства или несходства имевшихся у них социальных установок, а затем изучал динамику их взаимоотношений. Оказалось, что на ранних стадиях знакомства аттракция больше зависит от пространственной близости, чем от сходства установок. В дальнейшем, однако, фактор сходства установок стал сильнее влияния соседства.

Заканчивая рассмотрение вопроса о сходстве и различии друзей, приведу данные исследования Д. Кендела (Kandel, 1978), обследовавшего 1800 дружеских пар американских старшеклассников. Оказалось, что друзья очень похожи по своим социально-демографических характеристикам (социальное происхождение, пол, раса, возраст), значительное сходство было по некоторым аспектам поведения (особенно делинквентного), по интересам и степени участия в групповой жизни сверстников. По психологическим же особенностям (оценке своих личных качеств и отношений с родителями) сходство между друзьями было значительно меньшим.

Возникновению дружбы способствует территориальная близость людей, создающая условия для частой пересекаемости путей двух людей. Это облегчает возникновение контактов, постоянное попадание людей в поле нашего зрения и возникновение в результате этого симпатии. Как показывают эксперименты, мы предрасположены больше любить того или испытывать симпатию к тому, кого (или что) чаще видим. Правда, все имеет предел, и частые встречи тоже. Симпатия возникает в том случае, если другой человек появляется в поле нашего зрения с умеренной частотой.

Эффект «простого попадания в поле зрения» влияет и на то, как мы оцениваем других: нам нравятся знакомые люди (Swap, 1977). Даже самих себя мы больше любим тогда, когда мы такие, какими привыкли видеть себя. Теодор Мита, Маршалл Дермер и Джеффри Найт (Mita,Dermer, Knight, 1977) провели эксперимент, вызывающий восхищение. Они сфотографировали студенток… и затем показывали каждой из них ее реальную фотографию и фотографию, сделанную с изображения этой фотографии в зеркале. Когда они спрашивали испытуемых, которой из двух фотографий они отдают предпочтение, большинство выбрали снимок, сделанный с помощью зеркала, т. е. то изображение своего лица, которое они привыкли видеть в зеркале. Когда же обе фотографии показывали близким друзьям испытуемых, они выбирали «настоящий» снимок – то изображение, которое они привыкли видеть.

Майерс Д., 2004, с. 504.

Правила поведения друзей. М. Аргайл и М. Хендерсон (Argyle, Henderson, 1984) путем опроса установили общие правила поведения, которые считаются наиболее важными для продолжения дружеских отношений и несоблюдение которых приводит к их разрыву. Из 27 правил дружбы они выделили 13 наиболее важных и распределили их на четыре группы.

Обмен:

Делиться новостями о своих успехах;

Выказывать эмоциональную поддержку;

Добровольно помогать в случае нужды;

Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;

Возвращать долги и оказанные услуги*.

Интимность:

Уверенность в другом и доверие к нему.

Отношение к третьим лицам:

Защищать друга в его отсутствие;

Быть терпимым к остальным его друзьям*;

Не критиковать друга публично**;

Сохранять доверенные тайны**;

Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого**. Координация:

Не быть назойливым, не поучать*;

Уважать внутренний мир и автономию друга**.

Самые важные те шесть правил, которые не отмечены звездочками. Правила, отмеченные одной звездочкой, важны для обычных уровней дружбы, но при особенно тесных отношениях могут быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость. Правила, отмеченные двумя звездочками, тоже считаются важными и их нарушение может привести к прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит. Они не являются специфичными только для дружбы, а присутствуют и в других личных отношениях.

Все эти правила можно свести к более обобщенным, а именно к справедливости, равноправию, уважению, умению понять друг друга, готовности всегда прийти на помощь, доверию и преданности, самораскрытию. Нарушение одного из этих правил ведет к разрушению дружеских отношений.

Немов Р. С., Алтунина И. Р., 2008, с. 95-96.

Доверие друг к другу, понимание друг друга и принятие друг друга такими, какими партнеры по общению являются, приводят к их самораскрытию (С. Джурард), так как каждый из них уверен, что такое раскрытие не приведет к потере привязанности другого. По мере самораскрытия партнеры все больше узнают друг друга.

Откровенность людей зависит от их состояния (когда человек чем-то расстроен, он более склонен к откровенности – Stiles et al., 1992), от того, намерен ли человек продолжить отношения и в будущем (Shaffer et al., 1996), от того, насколько откровенен с ним собеседник (эффект взаимности самораскрытия Berg, 1987; Miller, 1990), демонстрируются ли прочные стили привязанности. Однако партнеры приближаются к доверительным отношениям постепенно, шаг за шагом рассказывая о себе.

Некоторые люди – особенно женщины – обладают редким даром «исповедников»: они располагают к откровенности даже тех, кто обычно не очень склонен «впускать посторонних в свою душу» (Miller et al., 1983; Pegalis et al., 1994; Shaffer et al., 1996). Как правило, такие люди умеют слушать собеседников. Во время разговора они – само внимание и всем своим видом дают понять, что получают от него удовольствие (Purvis et al., 1984). Они могут также время от времени произносить определенные фразы, демонстрируя тем самым говорящему, что поддерживают его. Таких людей психолог Карл Роджерс (Rogers, 1980) назвал «развивающими слушателями»: они отзывчивы и неравнодушны, умеют сопереживать другим, искренни в выражении своих собственных чувств и способны понять чувства других.

Майерс Д., 2004, с. 544-545.

Детская дружба. Канадские психологи Б. Байджелоу и Д. Ла Гайпа (цит. по: Кон, 1987), изучая детей от 6 до 14 лет, выявили, что дружба с точки зрения нормативных ожиданий проходит три стадии развития:

1) ситуативные отношения в связи с общей деятельностью, территориальной близостью, взаимной оценкой;

2) договорный характер отношений – неукоснительное соблюдение правил дружбы и высокие требования к характеру друга;

3) «внутренне-психологическая» стадия – первостепенное значение приобретают личностные черты: верность, искренность, способность к интимности.

Р. А. Смирнова (1981) составила сводку тех особенностей, которые психологи указывают в качестве основы дружеских привязанностей между детьми разного возраста (табл. 14.2).

Таблица 14.2. Особенности ребенка, обеспечивающие привязанность к нему ровесников

Из таблицы следует, что главными факторами являются личностные особенности детей, характеризующие стиль общения, и особенности поведения в совместной деятельности.

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в восьмых классах этот фактор выбора друзей проявился только у 20% школьников. В настоящее время при дружбе ребят стал играть важную роль фактор национальной принадлежности. По данным Д. И. Фельдштейна (1993), 69% 6-7-летних детей, выбирая товарища, на первое место ставят этот фактор. У подростков этот процент еще выше – 84%.

У маленьких детей дружба носит неустойчивый, ситуативный характер. Она может прекратиться из-за пустяка, так как они не умеют мириться с частными недостатками своих друзей.

Первая влюбленность не только не ослабляет потребность в друге, но часто усиливает ее из-за потребности делиться с ним своими переживаниями. Но как только появляется взаимная любовь с ее психологической и физической интимностью, она перестает обсуждаться с друзьями до тех пор, пока в любовных отношениях не возникнут какие-то трудности.

Особенности дружбы сельских ребят. Интересные сведения о специфике дружбы между сельскими ребятами приводит на основании собственного исследования И. С. Кон. У сельских юношей реже встречается «парная» дружба и чаще – экстенсивная, объединяющая свыше пяти друзей. У сельских школьников значительно больше развиты межклассные контакты, встречи друзей чаще происходят в общественных местах. Они реже ощущают дефицит дружеского общения. У них меньше выражен «мотив понимания» в качестве причины дружбы.

Желающие подробнее узнать о чувстве дружбы и сопутствующем ему поведении могут обратиться к книге И. С. Кона (1987).

Любовь

Если опросить людей, какие чувства, имеющиеся у них, они могут назвать, то в первую очередь будет названо чувство любви. Философы, психологи, физиологи посвятили ей много страниц в своих работах.

В любви особенно восхитительны паузы. Как будто в эти минуты накапливается нежность, прорывающаяся потом сладостными излияниями.

В. Гюго

Слово «любовь», как и многие другие слова (например, «чувство»), используется очень широко и не всегда в одном и том же смысле. Б. Марстейн(Murstein, 1986) пишет в связи с этим, что любовь представляет некую Австро-Венгерскую империю, где под одной шапкой собрано множество достаточно трудно совместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений. Понятие «любовь» рассматривает как собирательное для множества разных явлений во взаимоотношениях между людьми и Келли (Kelley, 1983).

Э. Фромм (1990) пишет, что «вряд ли какое-нибудь слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово „любовь“. Его используют для обозначения почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью и отвращением. Оно включает все: от любви к мороженому до любви к симфонии, от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Люди чувствуют себя любящими, если они „увлечены“ кем-то. Они также называют любовью свою зависимость и свое собственничество. Они в самом деле считают, что нет ничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера. Но вопреки всей этой путанице и принятию желаемого за должное любовь представляет собой весьма специфическое чувство; и хотя каждое человеческое существо обладает способностью любить, осуществление ее – одна их труднейших задач. Подлинная любовь коренится в плодотворности, и поэтому, собственно, может быть названа „плодотворной любовью“. Сущность ее одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Это – забота, ответственность, уважение и знание».

Забота и ответственность означают, что любовь – это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то «захвативший» (1990, с. 82-83).

Акцентирование внимания в любви на заботе и ответственности необходимы Э. Фромму для того, чтобы обосновать любовь ко всему человечеству и конкретно к каждому человеку, поскольку испытывать страсть ко всем или эмоции по поводу каждого человека нереально. Не случайно любовь к конкретному человеку, по Фромму, должна реализовываться через любовь к людям (человечеству). В противном случае, как он считает, любовь становится поверхностной и случайной, остается чем-то мелким.

Полностью соглашаясь с тем, что слово «любовь» в обыденном понимании подчас теряет конкретное содержание (Ф. Ларошфуко, например, хорошо заметил, что «у большинства людей любовь к справедливости – это просто боязнь подвергнуться несправедливости» (1971, с. 156)) и что любовь – не аффект (если его понимать как эмоцию), трудно признать правоту Фромма относительно того, что любовь – это деятельность, проявляемая лишь в заботе, ответственности (я бы добавил к ним и такие поведенческие проявления, как нежность, ласку). Все это следствие любви, ее проявление, а не ее сущность. Сущностью же остается чувство, т. е. эмоционально-установочное отношение к кому-либо.

В любви главное – привычка.

В. Гюго

К. Изард пишет: «…Существует несколько разновидностей любви, однако меня не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в своей основе, нечто, благодаря чему каждая из них важна и значима для человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви…» (2000, с. 411). Я полагаю, что одним из главных признаков этого чувства, «красной нитью» проходящего по всем видам любви, судя по данным ряда авторов(Bowlby, 1973; Ainswort, 1973; Hazan, Shaver, 1997), являются сердечность (warmth) и привязанность (attachment) к объекту любви. Сердечность проявляется в объятиях, поцелуях, ласкании, а привязанность – в устойчивой потребности в общении с данным человеком, в близости с ним. Хотя эти два параметра любви (присущие в какой-то степени и дружбе, и особенно влюбленности) взаимосвязаны, в то же время они функционируют автономно, что связано с наличием для каждого из них различных нейрофизиологических систем.

Очевидно, что быть привязанным ко всем людям невозможно, поэтому любовь – это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты – бессмысленным. С этой точки зрения «любовь» учителя к учащимся, врача к больным – это в большинстве случаев не более чем декларируемая абстракция, отражающая проявление интереса, эмпатии, уважения личности, но не привязанности. Ведь привязанность – это чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому– или чему-нибудь (С. И. Ожегов, 1975).

Типы привязанности влияют на длительность взаимоотношений партнеров: при безопасном типе отношения продолжаются почти в два раза дольше (10,02 года), чем при избегающем (5,97 года) и амбивалентно-тревожно-амбивалентном (4,86 года) типах (Shaver et al., 1988).

Имеются и другие крайние взгляды на любовь. П. В. Симонов (1962), правильно утверждая, что любовь – это не эмоция и что в зависимости от обстоятельств она порождает разные эмоции, без всяких серьезных оснований свел ее к потребности. «Любовь – это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями данного общества», – пишет он (с. 10). Не относя любовь к чувствам, своим утверждением, что «любовь неправомерно относить к разряду эмоций» (там же), он дает основание полагать об исключении им этого чувства вообще из эмоциональной сферы человека. Конечно, в чувстве любви, особенно в ее острой стадии – влюбленности, присутствует влечение, которое является разновидностью потребности, но сводить любовь только к последней – значит сильно упростить этот феномен.

Часто задают вопрос: может ли быть любовь без влюбленности и правда ли, что «стерпится – слюбится»? Читатель, возможно, может вспомнить случаи, когда по мере узнавания человека он начинал казаться более привлекательным и что с течением времени его физическое несовершенство становилось менее заметным. Это наблюдение подтверждается и в ряде исследований. А. Гросс и К. Крофтон (Gross, Crofton, 1977) показывали студентам фотографии людей после того, как зачитывали им их лестные и нелестные характеристики. Человек, представленный как сердечный, склонный к помощи и сочувствию, воспринимался студентами и как более привлекательный. Люди, с которыми у нас есть нечто общее, тоже кажутся нам более привлекательными (Beaman, Klentz, 1983).

  • Тема 16. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву

  • Общество >> Этика

    «Партнер» №5 (152) 2010г.

    Тайна симпатии и антипатии

    Психология чувств

    Григорий Калихман (Дортмунд)

    Я дал такое название статье не для того, чтобы заинтриговать читателя. Просто существует некий таинственный феномен, заключающийся в том, что одни люди, казалось бы, без видимых причин нам симпатичны, а другие - несимпатичны.

    "Какой-то есть особый закон внезапного рождения симпатий", - писал английский поэт Джордж Байрон. Впрочем, задолго до рождения Байрона выдающийся шотландский экономист Адам Смит (тот самый, труды которого читал Евгений Онегин) пытался сформулировать этот "закон". В 1754 году он опубликовал книгу под названием "Теория нравственных чувств". Эту книгу Смит начинает с определения чувства симпатии и его влияния на отношения между людьми. Согласно Смиту, симпатия - это способность разделять какие бы то ни были настроения и чувствования других людей. Современная психология называет эту способность и, главное, готовность словом "эмпатия". Слово "симпатия" (происходит от греческого sympatheia - влечение, расположение) означает устойчивое одобрительное отношение к кому-либо, проявляющееся в приветливости, доброжелательности и других положительных эмоциях.

    О рождении симпатии

    Иногда бывает даже так, что чувство симпатии или антипатии может стоить очень дорого. Можно вспомнить такой исторический пример. "Великий людоед всех времен и народов" уничтожил журналиста Михаила Кольцова, одного из самых преданных своих паладинов, и в то же время пощадил Илью Эренбурга и Бориса Пастернака, которых Кольцов оговорил под пытками. По-видимому, они были симпатичны Сталину.

    Симпатия является самым простым видом межличностной притягательности. Она не задевает нас глубоко. Можно сказать, что это чувство является поверхностным. Если мы разочаровываемся в человеке, которому раньше симпатизировали, это не причиняет нам особой боли. Мы можем находить симпатичными множество людей любого пола и любого возраста. Следовательно, чувство симпатии не имеет выраженной сексуальной окраски. Во многих случаях симпатия вызывает ответную симпатию. Если кто-то проявляет к нам интерес и восхищается нашими "выдающимися" достоинствами, мы, в свою очередь, начинаем симпатизировать этому человеку. И уж почти наверняка антипатия порождает ответную антипатию. Можно сказать, что несимпатичный человек - это тот, кто не проявляет интереса и симпатии ко мне, такому хорошему и обаятельному.

    На начальном этапе возникновения симпатии наиболее существенными являются внешние данные человека и манера его поведения, затем в процессе общения более значимыми становятся его социально-психологические свойства. Как это ни покажется странным, слишком высокий уровень положительных качеств снижает привлекательность, потому что такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная "правильность" угнетает. Установлена существенная зависимость симпатии от самораскрытия и доверия партнеров друг к другу. При этом очень важным является не только сходство жизненных установок, но и взаимодополняемость личностных свойств, а также сотрудничество, не переходящее в соперничество.

    В одном из современных романов описано, как возникло чувство взаимной симпатии между двумя людьми - начальником и подчиненной, которые до того уже больше года работали вместе: "В этот момент что-то изменилось: у них появились отношения, и они оба это явно почувствовали. Наверно, и раньше в их подсознании что-то происходило. А возможно, возникло спонтанно. Кто поймет тайны психологии..."

    Что говорит наука

    Если уж говорить о тайнах психологии, то наука пытается объяснить, как и почему возникает чувство симпатии между двумя людьми. Какие-то исследователи открыли, что симпатия между двумя людьми может возникнуть, если они находятся друг от друга на расстоянии не более двух метров. Всему виной, видите ли, вещества, выделяемые телом и называемые феромонами, ощутить которые на большом расстоянии очень сложно. Хотите - верьте, хотите - проверьте. А вот в солидной газете Welt am Sonntag в конце 2008 года была опубликована статья под названием "Gentest statt Gespräch" ("Генетический тест вместо разговора"). В статье говорилось о том, что ученые якобы установили, будто чувство симпатии реализуется на генетическом уровне и, проведя соответствующее исследование, можно установить, понравятся два конкретных человека друг другу или не понравятся. Далее сообщалось, что некоторые агентства, занимающиеся знакомствами и подбором супружеских пар, взяли эту теорию на вооружение и внедряют ее в практику.

    По-видимому, в этих исследованиях есть какое-то рациональное зерно. В качестве подтверждения можно привести известное высказывание Максима Горького. Отвечая на вопрос писателя Леонида Андреева, что заставляет его (Горького) тратить время на бесплодную борьбу с антисемитизмом, Горький ответил: "Еврей вообще симпатичен мне, а симпатия - явление биохимическое и объяснению не поддается".

    Можно предположить, что антипатия по отношению к евреям вообще (а не к какому-то конкретному еврею), которая зовется антисемитизмом, тоже реализуется на биохимическом уровне. Если исходить из такой точки зрения, то антисемитизм (или, если говорить обобщенно, ксенофобия) какого-то отдельно взятого человека вряд ли можно искоренить, так как нельзя изменить его биохимическую природу.

    О стойкости подобного рода убеждений (точнее говоря, предубеждений) писала знаменитая американская психотерапевт Джанетт Рейнуотер: "В отрочестве я спорила со своими знакомыми, придерживающимися расистских убеждений, я неистовствовала и проповедовала, исходя из ошибочных миссионерских идей изменить их систему взглядов, что, конечно же, не удалось сделать".

    Наблюдая за собой, каждый может обнаружить, что какие-то люди ему нравятся, к другим он испытывает в лучшем случае безразличие, а к третьим - антипатию. При этом иногда бывает даже так, что этих людей мы никогда не встречали, а видели только по телевизору. И если кто-то вызывает у меня немотивированное неприятие и даже раздражение, то более чем вероятно, что я тоже могу вызывать неприятие у каких-то людей. И совсем не обязательно, что люди, которым я несимпатичен, плохие. Просто они другие, и их антипатию следует переносить, по возможности, спокойно. Здесь уместно вспомнить такое высказывание: "Если не всем ты понравиться сможешь делом своим и искусством, лучшим по вкусу придись: плох приглянувшийся всем".

    От симпатии до любви

    Значительно более сложными чувствами, по мнению психологов, являются любовь и сексуальное влечение, которые далеко не всегда эквивалентны друг другу.

    В большинстве случаев любовь начинается с чувства симпатии. Если отрезок времени от возникновения симпатии до зарождения любви является очень кратким, то принято говорить о любви с первого взгляда. Стендаль в своем знаменитом трактате "О любви" писал: "В силу симпатии и некоторых других законов нашей природы, любовь - это просто-напросто величайшее счастье, какое только может быть". Размышляя о сексуальном влечении, Стендаль далее пишет: "После интимной близости между двумя людьми, испытывающими даже не любовь, а всего лишь чувство симпатии, возникает такое доверие, такая легкость общения, такое нежное внимание друг к другу, какие не появятся и после десятилетней симпатии и прочной дружбы".

    Процитировав Стендаля, я подумал, что вся эта "лирика", присущая XIX и в значительной степени XX веку, наверно, уже "не работает" в XXI веке, когда интимные отношения между людьми начинаются в столь раннем возрасте, когда они достигли физической, но отнюдь не духовной зрелости. Тот, кто смотрел телесериал "Школа", наверняка пришел к такому же выводу.

    Если корни симпатии спрятаны в подсознании, то причины антипатии в большинстве случаев могут быть подвергнуты критическому анализу, чем и занимается современная психология. Эти причины могут быть различными, причем зачастую взаимоисключающими. Нередко нам не нравится в другом человеке то, что нам не нравится в себе. Например, мы боремся с излишним весом или с морщинами. И другой человек служит как бы зеркалом, которое напоминает нам о наших недостатках. Поэтому мы находим такого человека несимпатичным и стараемся его избегать.

    Вторая из возможных причин прямо противоположная: нам не нравится в другом то, что мы охотно хотели бы иметь, но не имеем. Например, бездарный человек неодобрительно относится к талантливому коллеге. Или кто-то счастлив в семейной жизни, а у нас "погода в доме" оставляет желать лучшего. И мы, сами того не сознавая, испытываем чувство зависти и нерасположение к этому человеку, находя для этого другие объяснения.

    Еще одна из возможных причин антипатии к кому-либо заключается в том, что он чем-то напоминает наши неудачи в прошлых отношениях с другими людьми. Допустим, человек с какими-то определенными модуляциями голоса в свое время произвел на нас неприятное впечатление. Другой человек с такими же модуляциями имеет мало шансов нам понравиться.

    Следующая причина заключается в том, что другой человек не похож на нас. Например, щедрому человеку несимпатичен скряга и, наоборот, скупердяй отвергает широкую натуру, а у сдержанного человека навязчивость и развязность вызывают отвращение и отторжение.

    Об антипатии

    Антипатия, то есть неприязнь, недоверие или даже ненависть ко многим людям или даже к человеческому роду в целом, называется мизантропией. Для мизантропа характерно презрение к распространенным людским недостаткам и слабостям, в том числе и к своим собственным. В качестве известного литературного примера можно вспомнить замечательный рассказ О.Генри "Один час полной жизни". Там какой-то лавочник считал, что человек - это ходячее зло, и радовался, когда находил этому очередное подтверждение. Доказывать мизантропу, что жизнь прекрасна, а человек - это венец творения, означает попусту терять время. Психологи еще не установили, является ли мизантропия врожденным или благоприобретенным свойством.

    К счастью, подавляющее большинство людей лишены этого недостатка, и каждый из нас должен благодарить судьбу за то, что она наделила нас способностью испытывать симпатию и счастье в любви, жизни и к людям.


    Симпатия (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее ) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

    Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым — внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1975), симпатия — это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.

    Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протяжении многих столетий симпатия, по существу, рассматривалась как эмпатия . Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой сипатии выступает эмпатия и что «…иногда симпатия ведет к альтруистической помощи; а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций. Мы можем уклоняться от встречи с определенными людьми, поскольку даже один их вид печалит нас» (с. 96). Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

    Определяя природу симпатии и антипатии американский социолог Якоб Морено выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии — носят врожденный характер и являются результатом tele — таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Якоб Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.
    Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психологов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию или антипатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убеждения. В этих взглядах тоже есть известный перехлест. Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках» (1971, с. 162). Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Якоб Морено используется другое понятие — аттракция .
    Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяжение», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Андреева, 1997). Аттракция — это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологического характера.

    Хотя уже в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпочтения, до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрослым и сторонятся других (Stevenson, 1965).
    Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и формировании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей.

    Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману, (1987) ими являются:

    — свойства объекта аттракции;
    — свойства субъекта аттракции;
    — соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;
    — особенности взаимодействия;
    — особенности ситуации общения;
    — культурный и социальный контекст;
    — время (динамика развития отношений во времени).

    Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений) и определяется конкретными социальными условиями.
    В зарубежной социальной психологии, отмечает В. П. Трусов (1984), многократно обнаруживалась предсказательная функция эмоциональных показателей (симпатии-антипатии) при изучении политических предпочтений, так как они менее подвержены влиянию «семантических фильтров» по сравнению с когнитивными и поведенческими показателями. Наиболее точные совпадения с результатами реального голосования за того или иного кандидата давали эмоциональные оценки кандидата.

    Конкретному изучению свойств человека, вызывающих к нему симпатию или антипатию, посвящены лишь единичные исследования на примере взаимоотношений тренеров и юных спортсменов.
    Ю. А. Коломейцев (1975) выявил, что ученики, к которым тренеры питают симпатию («любимчики»), имеют сходство с тренерами по типологическим особенностям проявления свойств нервной системы. Между тренерами и «нелюбимчиками» такого сходства найдено не было.

    Однако в исследовании Т. М. Симаревой и др. (1979) этот факт не нашел подтверждения, хотя были выявлены типологические различия между группами «любимых» и «нелюбимых» юных спортсменов. У первых значительно чаще встречалось преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу (рис. 12.1), что свидетельствует, судя по ряду исследований (Высотская и др., 1974; Фетискин, 1978; Сидоров, 1983), о наличии у них выраженной потребности в двигательной активности, большей работоспособности. У первых чаще, чем у вторых, встречалась сильная нервная система, которая тоже способствует проявлению высокой работоспособности «через не могу» за счет терпеливости (Ильина, 1976). В группе «любимых» чаще встречалось и преобладание возбуждения по «внешнему» балансу, что в сочетании с предыдущими двумя типологическими особенностями говорит об их большей решительности, активности. Таким образом, «любимчики» отличаются от «нелюбимчиков» такими типологическими особенностями, которые в комбинации обеспечивают лучшее проявление различных волевых качеств. Последние же, позитивно влияя на поведение спортсменов на тренировках и соревнованиях, на самоотдачу, работоспособность, а в конечном итоге и на спортивный результат, вызывают более положительное отношение к ним тренеров.

    Этот вывод был подтвержден и результатами опроса тренеров, которые должны были оценить по 10-балльной шкале всех спортсменов, которых они тренировали, используя следующие критерии: качества, характеризующие одаренность спортсменов; качества, характеризующие работоспособность; волевые качества. Оказалось, что по всем этим критериям преимущество в оценках имели «любимые» спортсмены (хотя были случаи, когда по какому-то критерию некоторые «нелюбимые» оценивались выше).

    Доминантное отношение тренеров к «любимым» ученикам проявлялось даже в том, что они начинали писать список своей группы с «любимых», а «нелюбимые» оказывались в этом списке на последних местах.
    Эмоциональное отношение к человеку оказывает влияние на оценку как его личности в целом, так и его профессиональных качеств. Это было выявлено Е. Г. Еделе-вой в отношении оценки школьниками учителей физической культуры; если учитель не нравился и с ним у учащегося были конфликтные отношения, то он оценивался низко и как профессионал, а не только как личность.

    Из книги Ильина Евгения Павловича «Эмоции и чувства»