Диктант по русскому языку на тему зима (9 класс). Контрольные и проверочные работы по русскому языку за II четверть

Для 6класса предлагаем контрольные диктанты с грамматическими заданиями, составленные на весь учебный год для тех учителей, кто работает по учебникам С.И. Львовой, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой и других авторов.

Тексты универсальные. Они подойдут ко всем изучаемым тематическим блокам. К ним можно составить другие грамматические задания.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Сокровища пирамид

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

Грамматическое задание

1. Произведите : Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 (1 вариант);

Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: царских, разграбили, переходы (1 вариант); загробной, хранились, ценности (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: строили (1вариант), возводились (2 вариант).

Лотос

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 (1 вариант);

К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: чудесный, произрастает, зонтики (1 вариант); священных, загрязняется, чистоты (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: зацветает (1вариант), производит (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам II четверти

Синички и снежинки

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: "Полетели белые мухи".

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.)

(102 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 (1 вариант); Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: пригляделся, головку, маленький (1 вариант); познакомился, клювик, деревенской (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: деревенской (1вариант), маленький (2 вариант).

Памятник

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат - русский император - вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В. Катаеву.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Найдите в тексте

Морфологический разбор слова

серебряной

чистенькой

Морфемный разбор слов

велосипедного, телефонной

прямоугольном, традиционном

Синтаксический разбор предложения

Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе.

Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.

Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Найдите в тексте

Выпишите 2 качественных прилагательных

Выпишите 2 относительных прилагательных

Морфологический разбор слова

глубокому

Словообразовательный анализ слов

черно-изумрудную, зимнего

Холодный, юго-восточном

Синтаксический разбор предложения

Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Контрольный диктант по итогам III четверти

Конец зимы

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор слова: всё (1 вариант); к нам (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники (1 вариант); тяжёлыми, поднялось, направление (2 вариант).

Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 (1 вариант); Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 (2 вариант).

Стихийные бедствия

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.

В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек. Через сто лет в Китае число жертв достигло вось-мисот тридцати тысяч. В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. 4

В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. 4 В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины. По-гибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.

Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор числительного: в тысяча четыреста пятьдесят пятом (году) (1 вариант); восемьдесят тысяч (человек)(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных числительных (простое, сложное и составное): из 2 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. (1 вариант);

В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. (2 вариант).

Подвиг Сталинграда

Последние выстрелы великого Сталинградского сражения отгремели 2 февраля 1943 года. Это сражение продолжалось 200 дней и ночей. На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. 4

Позднее было точно подсчитано количество огня и металла, который фашисты обрушили на город. На каждом квадратном метре Мамаева кургана, например, находили 1200 осколков. Немецко-фашистские захватчики сожгли и взорвали в городе 41 685 домов (85, 5 процентов жилого фонда)...

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... 4

Победа Красной Армии в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: второго (февраля) (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... (1 вариант);

На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. (2 вариант).

Весна

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: некоторое (1 вариант); никакие(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 3-4 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. (1 вариант); Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. (2 вариант).

Тигрёнок

Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!».

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные 3 телеги. На них были звериные шкуры, рога диких козлов и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигрёнок. Да-да, самый настоящий тигрёнок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и оглянулся на отца.

Пока отец отпрягал уставших 3 лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигрёнка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почётное место и стали вокруг.

Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (110 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: нагруженные 3 (1 вариант); уставших 3 (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: сгорбившись, закричали, покрытый (1 вариант); описывая, разбирал, уставших (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги. (1 вариант);

Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (2 вариант).

Сердитые чайники

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены 3 посредине. Тут затевалось грандиозное чаепитие!

Как хорошо, что в это раннее утро я не нежился в тёплой постели. В награду я увидел такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.

Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали! И дребезжали...

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопчённые до блеска охотничьи чайники. Шейки-носики задраны вверх, и косицы хвоста изогнуты ручкой. Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги летят!

Вы, любящие 3 поспать, когда станете утром разливать чай, присмотритесь к своим чёрным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей, который вы так беспечно проспали. (109 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: любящие (1 вариант); расставлены (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: нежился, раскалённые, раннее (1 вариант); подскакивали, пыхтевшие, травотканой (2 вариант).

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. (1 вариант);

Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены посредине. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам учебного года

Замысел художника

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: сдержанный (1 вариант); завешенного (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: старающийся, сердечными, раскрылась (1 вариант); светящееся, рассветном, захотелось(2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. (1 вариант);

У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. (2 вариант).

ДИКТАНТ за I полугодие

Снежинки

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

Слова для справок : медленно, остановиться, здесь.

Грамматические задания

Вариант 1

1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении.

Вариант 2

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный диктант за I полугодие для 3 класса

Материал содержит в себе текст контрольной работы по русскому языку для 3 класса. Контрольная работа разработана по УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Текст работы состоит из 2...

2 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.

Вариант 1

Корм для птиц

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердиты й ветер. Мальчики положили на старые пни семе на. На ветках деревьев они развеси ли сухую рябину.
Подлетела стайка сини ц. А вот и пища!

Грамматические задания

1. Из четвёртого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.

2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Вариант 2

Зима

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо . В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Удари ли сильные морозы. Река замёрзла. Ребята с делали большой каток. На катке всегда весело .

Грамматическое задание

1. Выписать из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом записать проверочные слова.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы

Вариант 1

Славный мороз

Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер.
К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

Вариант 2

Снег

С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.

Случай на катке

Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика.
Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал.
На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды.

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Вариант 1

Зимой

Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки . В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.

Грамматические задания

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Выделенные слова разобрать по составу.

Вариант 2

Зимний лес

Чудесе н русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смо листые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Вариант 1

Списать текст. Найти в тексте слова, где пишется буква, обозначающая непроизносимый согласный. Подчеркнуть эту букву.

Осень и зима

Поздней осенью в нашей местности погода часто бывает ненастной. Словно осень тяжело переживает свой проигрыш зиме. По небесному своду клочьями летят облака. Льёт дождь. Солнце похоже на пожелтевший от дождя футбольный мяч. Деревья качаются и скрипят от резких порывов яростного ветра.

Вариант 2

Снежная крупа

Стояли последние дни поздней осени. Всю ночь шёл дождь, гудел и свистел ветер. К утру резко похолодало. Я выглянул в окно. Облака летели низко над землёй. Вскоре из них посыпалась колючая крупа. Она была твёрдая, как песок. Резко била по стёклам. На крыше нашей бани быстро образовался толстый снежный бугор. Мы хотели выйти на балкон, но дверь открыть не смогли. Снег завалил её. По узкой тропке мы прошли к тёте Зое и взяли у неё лопату.

I. Работа над текстом

Изменить текст – записать рассказ не о маленьком котёнке, а о большом жирном коте. Определить, какие суффиксы в словах помогут в этом.

У крыльца сидит маленький котёнок. Мы назвали его Мурзик. Котёнок серенький, хвостик пушистый, на груди белый галстук. Котик глазки зажмурил, спинку выгнул, усиками шевелит. Он острые коготки в лапки спрятал и сладко мурлыкал, малышей забавляя. Мы любим с ним играть.

II. Изложение текста по коллективно составленному плану

Заботливая мать

Под старой елью устроила своё жильё лиса. В норе находились малыши. Лиса была осторожна. Вблизи норы она долго петляла, запутывала следы.
Лисята были очень смешные и очень податливые. Они всё время старались выбраться из норы. Малыши любили играть на зелёной полянке. Возвращалась мать. Лисята затихали. Лиса брала каждого лисёнка и тащила в нору.
Вскоре все лисята были снова в норе. Мать успокаивалась.

4 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

Снежинки

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

Слова для справок : медленно, остановиться, здесь.

Грамматические задания

1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении. (Они украсили дорожку...)

Вариант 2

Клесты

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.

Грамматические задания

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили...)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Мишкино детство

Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой. Мишка чувствовал в лесу себя так, словно бы его обнимал кто-то большой и ласковый. Дубы добродушно улыбались. Осины радостно хлопали ладошками, приветствуя старых знакомых. Ближе к осени на узкую лесную дорогу высовывались тонкие и цепкие руки ежевики с пригоршнями спелых ягод: нате, добрые люди, угощайтесь! Мальчик давно заметил, что при дедушке лес делался светлее, радостнее. А дед шёл и мурлыкал песенку.

Вариант 2

Хороша ель зимой. Тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек. На опушке елового леса растёт зелёный молодняк. У людей ель пользуется особенной любовью. В новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки. Особенно хороша ель в лесу, на свободе. В зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег. Сказочным кажется дерево при лунном свете.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Обучающее изложение

Первые шаги

Ранним утром Марина проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное. Ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем. Такие узоры рисует мороз на окнах. Дворовый каток был похож на зеркальное блюдце.
После завтрака Марина накинула пуховый платок, надела свою белую шубку и выбежала во двор.
Братья принесли ей новенькие коньки. Через пять минут Марина скользила по блестящему гладкому льду. Ноги подвёртывались. Но братья взяли Марину под руки.
Колкий ветер бил в лицо. Захватывало дух, но было весело.

III. Свободный диктант

Беда миновала

Бегал ночью зайчик по полю от голодного волка да от хитрой лисы. Попал в яму и вывихнул себе лапку. Пополз он к лесу, чтобы укрыться в нём.
Увидел зайчика филин ушастый и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайке, дрожит от страха. Вдруг увидел он ёлочку и забился в снег под её колючие иголки.
Кружился филин под ёлкой, но ничего не мог сделать зайке. Вскоре хромой зайка выздоровел.

Утро в середине ноября могло быть самым обыкновенным, если бы за ночь не выпало столько снега. Всё вокруг в один миг преобразилось, как в волшебной сказке. Белоснежные сугробы покрыли мостовые, аллеи в парках, узкие дорожки во дворах, машины, как будто кто-то накинул большую накрахмаленную простыню на город. Невесомые снежинки, вздрагивая от малейшего порыва ветра, искрятся и сверкают миллионами огней в лучах мягкого зимнего солнца, словно драгоценные кристаллы.

Первый снег — это всегда радость, настоящее преображение природы. Зима вступила в свои права, и это её щедрый подарок. Хлопья снега сыпятся из тяжелых нависших над городом туч и пушистым ковром ложатся на улицы. Воздух свеж и чист. Голые ветки деревьев ранним утром покрывает колючий иней, придавая им причудливую форму. Тонкие заледеневшие иголочки красиво сверкают и переливаются разноцветными огнями. Не деревья в парке, а заколдованный лес! Морозное дыхание зимы рисует на стёклах затейливый орнамент, и окна сразу приобретают сказочный вид.

Тихо. Всё вокруг замирает. Деревья, тянущие изогнутые ветви к небу, напоминают заснеженных молчаливых истуканов. Но стоит приблизиться, и волшебство исчезает. Такая хрупкая красота! Ажурные снежинки осыпятся от лёгкого прикосновения, оголив тёмные ветки. Но за ночь чародейка-зима всё исправит, чтобы утром все снова смогли насладиться первозданной красотой.

(191 слово)

Грамматическое задание:

1. Сделать полный синтаксический анализ предложения:

Морозное дыхание зимы рисует на стёклах затейливый орнамент, и окна сразу приобретают сказочный вид.

2. Составить схему предложения, указав его вид:

Белоснежные сугробы покрыли мостовые, аллеи в парках, узкие дорожки во дворах, машины, как будто кто-то накинул большую накрахмаленную простыню на город.

В начале октября начался сильный листопад. Пожелтевшие и покрасневшие листья лежат на крыше нашего дома, на лестнице, на лавке, на дорожке, на теннисной площадке, на травке. Но у нас в сарае есть грабли. Мы заботимся о порядке и аккуратно сгребаем листву в кучи. В каждой куче сотни цветных лоскутков. Мы отвозим их на тележке и складываем в большой яме. Через несколько лет сгнившие листья будут нужны в огороде. Они станут перегноем. (71 слово)

Диктант 3

В железной беседке на низком столике лежит букет цветов. Его собрал в парке мальчик Коля для своей сестрёнки Маши. Букет будет стоять в красивой вазе на этажерке. В букете много чудесных цветов. В каждой девочке живёт любовь к цветам. Прелестные незабудки и анютины глазки растут у Маши на клумбе. На участке есть и кусты роз. На колючем шиповнике тоже появляются прекрасные цветки. Хороши и обычные одуванчики на лужайке. (68 слов)

Диктант 4

Весь воскресный день я работал в своей комнате. На закате я решил погулять на близком поле. На западе небо покраснело. Я лениво шёл по узкой дорожке и мечтал об отдыхе в горах. В сторонке на большом камне сидела взъерошенная ворона. По долине тянулся дымок костерка. На ясном небе появилась тёмная туча. Я подумал о близком дождике, вспомнил о забытом на вешалке складном зонтике. Промокнуть на прогулке мне не хотелось. В беспокойстве я зашагал домой. (74 слова)

Диктант 5

Я давно мечтал о хорошей прогулке. Ранним субботним утром я выехал на автобусе за город. В заплечной сумке у меня чай в термосе и вкусная еда в пакете. На нужной остановке я вышел из автобуса по узкой лестнице. Вот я и на природе. Я шёл по тесной лесной тропке. В небе лениво ползли белые облачка. В болотце квакали лягушки. Вот робкая мышка спряталась в норке. А вон прелестная птичка уселась на ветке берёзки. Легко и радостно стало у меня на сердце. (81 слово)

Повторение

Диктант 1

К осени деревья в нашем парке начали желтеть и краснеть. К середине осени везде лежали груды листьев. По глади большого пруда плавали группы цветных лоскутков. Рано пожелтела листва на берёзке перед моим домом. Я не могу смотреть на осенние перемены без грусти. У птичьей кормушки вьются стайки воробьёв и синичек. Готовятся к близкой зимовке белочки.

Белочке важно запасти много съестного. В норке она прячет десятки орешков и желудей, на ветке вешает грибки. (72 слова)

Диктант 2

Я сидел на мягкой травке около берёзки на лесной опушке. После длинной прогулки я устал. Из заплечной сумки достал бутерброд с сыром и колбаской и съел это с аппетитом. В термосе был сладкий чай. Я пил его из крышки. По лесной дорожке бежала группа детей. Они участвовали в кроссе. Я пошёл навстречу группе, свернул около старой ели и скоро был в самой чаще. По шаткой жёрдочке я перешёл ручеёк и подошёл к большой полянке. Здесь много земляники. (77 слов)

Диктант 3

У решётки парка сидела пушистая кошка. На близком деревце, на низкой ветке щебетала синичка. Взгляд кошки был прикован к пташке. Хвостатый хищник тихонько пополз по тропке среди мягкой травки. Кошка прижималась к почве и слегка двигала кончиком хвоста. Пичужка не видела приближения серьёзной опасности. Она выводила очередной куплет своей весёлой песенки. Кошка была уже готова к атаке. Но тут из дырки в решётке выскочил пёс Барбос. Шёрстка на кошке встала дыбом. Она стрелой понеслась от собаки. (76 слов)

Диктант 4

Вчера весь коллектив начальных классов работал на школьном субботнике. Утром нас собрали на линейке. Все ученики были в спортивной одежде. Все классы разделили на группы. В нашей группе было два десятка человек. Мы трудились на большой клумбе у подъезда школы, на всём пришкольном участке, аккуратно убирали территорию. Вот к школе подъехала грузовая машина. В кузове привезли саженцы. Мы сажали их на площадке перед школой. К середине дня работа была закончена. (70 слов)

Диктант 5

В воскресный день я сидел на низкой лавке у подъезда. На лестнице появился мой друг Кирилл в красной футболке и зелёной кепке. Мы пошли к теннисной площадке и взяли на прокат по ракетке. Но у нас не было сетки. Пришлось играть, отбивая мяч от стенки. Мы начали с моей подачи. Через час мы закончили игру при равном счёте. Пора было идти домой и готовиться к школе, к контрольной работе по русской грамматике. (72 слова)

Родительный, дательный и предложный падежи существительных единственного числа

Диктант 1

Мы рады снежной погоде. В воздухе кружатся снежинки. На столике в парке видны следы синички. Она прилетела к кормушке, которая висит на кончике ветки молодой берёзки. На верхушке ели мелькнул рыжий хвост белки. Белке нужны шишки. В шишке есть вкусные семечки.

На дорожке остались следы кошки. Кошке трудно по снегу пробраться к лазейке в заборе. По белой скатерти поля ветер гонит облако снежной пыли. Это начало метели. Сейчас лучше укрыться в доме и сидеть у печки. (76 слов)

Диктант 2

На верхушке ёлки сидит синичка. Вот она вспорхнула и полетела к кормушке. Она уносит в клювике часть горбушки булки, чтобы съесть её на крыше беседки. По ветке берёзки прыгает белочка. Вот она уже скачет по ограде, пробегает по дорожке к лавке на соседском участке. Зверёк спешит к большой железной миске. Там для белочки готов корм. Нашей соседке Верочке нравится заботиться о живой природе. Мы тоже оставляем еду в кормушке. В нашей деревне и вокруг нашей дачи обитает много птиц. (79 слов)

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.