Ю.Н. Гладкий - Экономическая и социальная география зарубежных стран
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ю.Н. ГЛАДКИЙ, В.Д.СУХОРУКОВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ
ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Учебник
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического
образования
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по специальности «География»
АСАБЕМ"А
Москва
Издательский центр "Академия» 2008
Г522
Рецензенты:
доктор географических наук, профессор В. М. Разумовский
(Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов);
кандидат географических наук Н. Н. Роготень
(кафедра экономической и социальной географии
Московского педагогического государственного университета)
Гладкий Ю. Н.
Г522 Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухорукое. - М.:
Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.
IЗВN 978-5-7695-4195-7
В учебнике освещаются принципы и методы регионализации современного
социально-экономического пространства, приводятся обзорные и развернутые
характеристики основных регионов и стран зарубежного мира.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.
УДК 911.63 (075.8) ББК 65.04я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Гладкий Ю.Н., Сухорукое В.Д., 2008 © Образовательно-издательский центр
«Академия». 2008 978-5-7695-4195-7 © Оформление. Издательский центр
«Академия», 2008
Предисловие
Настоящий учебник является логическим продолжением опубликованного ранее
учебника «Общая экономическая и социальная география мира» (М.: ИЦ
«Академия», 2006). Он посвящен характеристике крупнейших
культурно-исторических регионов мира и отдельных государств.
Известный корифей отечественной гуманитарной географии Н.Н. Баранский
(1881 -1963) отмечал, что региональная часть данного курса в учебниках
географии, а также в научных страноведческих монографиях должна занимать
не менее 70 % общего объема. Конечно, такая пропорция редко соблюдается,
особенно если учесть бурную диверсификацию общественной географии,
появление в ней все новых и новых «модных» направлений. Тем не менее
основной таксономической единицей в гуманитарной географии по-прежнему
остается страна (государство), и в связи с этим регионализм в географии
должен быть выражен как можно более ярко.
Самостоятельной проблемой является само содержание региональной
географии. В советские годы-так называемое страноведение превратилось по
сути в экономическую географию, точнее, в географию материального
производства. Выполненные в то время характеристики отдельных регионов
(в том числе союзных и автономных республик) злоупотребляли
экономико-географическими сюжетами.
Нелепость подобной «структуризации» курсов региональной географии
особенно стала очевидна в постиндустриальную эпоху, когда в передовых
странах мира подавляющая часть внутреннего валового продукта (ВВП)
начала создаваться в сфере услуг.
Стало окончательно ясно, что показ разнообразия географии культур и
народов больше не должен и не может подменяться изложением «сухих»
производственных схем (межотраслевых связей, энергопроизводственных
циклов, территориально-производственных комплексов и т.д.). Иначе
говоря, изменение соотношения масштабов характеристик мира происходит в
пользу политической, социальной, культурной и экологической географии (с
сохранением, разумеется, экономико-географических сюжетов).
Еще одна «болевая точка» региональной географии - противоречия между
принципом комплексности анализа страны (регио-
На) и значением анализируемых элементов, с одной стороны и
ограниченностью объема любого учебника, с другой.
Авторы настоящего учебника исходят из того, что комплексность не должна
превращаться в энциклопедичность, поэлементную характеристику
государства. Так, например, «хлебозавод» или «молокозавод» имеются в
любом городе, и совсем не обязательно всегда отражать эти артефакты при
характеристике государств и регионов.
Главное состоит в том, чтобы показать устойчивые во времени особенности
территорий, их уникальность, сформировать у читателя представление о
мире сквозь призму индивидуальности слагающих его регионов.
Нет необходимости ни в каких других универсальных постулатах, кроме
всеобщего закона географии, который гласит, что все регионы уникальны.
Р. Хартшорн (Англия)
Введение
Главный вопрос, предшествующий любой региональной работе: какие регионы
следует взять за основу? В гуманитарной географии мира наиболее легкое и
простое решение - придерживаться сложившихся политических границ. В этом
случае следовало бы по отдельности анализировать около 200 государств -
самоуправляющихся, самопровозглашенных (непризнанных) и
несамоуправляющихся (колоний, доминионов, протекторатов, подопечных
территорий, кондоминиумов, заморских департаментов, ассоциированных
государств и т.д.).
Однако этот путь неизбежно привел бы к «бухгалтерскому» описанию
множества территорий, с указанием бесчисленных деталей и нюансов,
которых невозможно запомнить, систематизировать и обобщить.
Наиболее подходящей основой для «ненасильственного» деления мира
являются не только государства, но и историко-культурные
(культурно-исторические) регионы, представляющие собой более или менее
целостные географические миры. Конечно, их целостность относительна, тем
более что в пределах некоторых из них периодически вспыхивают отнюдь не
бескровные конфликты, ставящие под сомнение их единство. Однако
реальность таких регионов бесспорна.
В любом случае речь идет о страноведении - географической дисциплине,
занимающейся комплексным изучением стран (в том числе их совокупности),
систематизирующей и обобщающей разнородные данные об их природе,
населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
Сравнение страноведения с «куполом» над всей географией (Н.Н.Баранский,
1933) отражает его функции синтеза («вторичного синтеза» по С. В.
Калеснику) частных географических характеристик конкретной страны. Это
обстоятельство, с одной стороны, снискало признание важной «миссии»
географии в создании ярких и глубоких страноведческих образов*, с другой
- нередко вызывает нападки на страноведение в связи с тем, что оно, дес-
* Достаточно вспомнить в связи с этим выдающиеся серии: «Россия. Полное описание нашего отечества» П.П.Семенова-Тян-Шанского, «Новая всемирная география» и «Земля и люди» под ред. Э.Реклю и др.
Кать, постепенно «изживает себя», поскольку функция описания территории
давно исчерпала себя.
Показательно, что «стрелы критики» при этом щадят региональную
географию. С ней «противникам страноведения бороться, бесспорно,
труднее, ибо, если исключить ее из сферы большой науки, то вся география
резко сузит поле своей деятельности и явно захромает при движении к
главной цели - научному осмыслению лика Земли как территориально
дифференцированного целого» (В. А. Пуляркин, 1998). Но учитывая тот
факт, что понятия «страноведение» и «региональная география» лежат в
одной систематико-логической плоскости, попытки их дискредитации вряд ли
принесут успех кому-либо.
Конечно, страноведение не претендует на роль «особой науки», а
представляет собой лишь «форму объединения разнородных знаний о той или
иной стране» (Н.Н.Баранский, 1946). Это часто порицаемое высказывание
авторитетного ученого (которого трудно заподозрить в отсутствии
«географического патриотизма») можно понимать таким образом, что не
следует преувеличивать научный потенциал комплексного страноведения -
типичной учебно-познавательной отрасли знания, предназначенной не только
для географов. «Внешние потребители продукции страноведения столь
разнообразны, что тяжело сформулировать единый социальный заказ, в
расчете на выполнение которого страноведческие исследования могли бы
однозначно развиваться» (В.А. Пуляркин, 1998). Новые идеи
«аккумулируются» преимущественно в частных отраслях географической
науки, а «купол» географии «монтируется» обычно из уже готовых
конструкционных форм.
Вместе с тем высказывание Н. Н. Баранского не следует расценивать как
полное отрицание научных начал в страноведении. Взять хотя бы так
называемое проблемное страноведение, которое можно рассматривать в
качестве своеобразного противовеса учебно-познавательному,
«элементарному» страноведению. Суть концепции такого страноведения
состоит в отходе от всеохватных, разделенных по отдельным сюжетам
характеристик территорий по жестко заданной схеме, а ключевыми
проблемами территории при этом становятся «ресурсообеспеченность,
характер использования территории, природопользование, «количество» и
«качество» населения, специализация и сочетания различных структур
хозяйства (с упором на территориальную структуру), инфраструктурное
оснащение территории, территориальная организация общества, развитие и
роль районов» (Я. Г. Машбиц, 1998). Проблемы, имеющие научное
содержание, в первом приближении можно объединить в три большие группы:
1) проблемы, имеющие универсальный характер и присущие практически всем
странам мира;
2) проблемы, интересующие прежде всего страны определен
ного типа (развитые страны с традиционно рыночной экономи
кой, новые индустриальные страны, государства с переходной
экономикой, развивающиеся страны и т.д.);
3) проблемы уникальные или индивидуальные, характерные
скорее для конкретных территорий, чем государств (Я. Г. Маш
биц, 1998).
Соглашаясь с этими программными мыслями видного российского географа
относительно содержания проблемного комплексного страноведения, отметим
проявляющийся недостаток внимания к ключевым вопросам
физико-географического страноведения - в частности, к закономерностям
физико-географической дифференциации, выделению региональных геосистем с
учетом зональных и азональных факторов и т.д.
Каким же образом следует характеризовать страну при комплексном
страноведческом анализе? В «Географическом энциклопедическом словаре»
(1988) дается примерный план комплексных страноведческих характеристик:
географическое положение, конфигурация территории, рельеф, климат, воды,
почвы, растительный и животный мир, минеральные и другие ресурсы,
население и хозяйство, их территориальная организация и внутренняя
дифференциация.
Схема укрупненной «крупноблочной» характеристики страны (как
государственной единицы) традиционно включает следующие основные
позиции:
1) своеобразие (генерализованная и концентрированная характеристика
объекта, которая может служить своеобразной визит
ной карточкой);
2) территория, географическое и геополитическое положение
(с анализом роли территории как «театра жизнедеятельности людей»);
3) историко-географические этапы развития (представляется
своеобразный «генетический код» территории, «связующая нить
времен»);
4) природа и природопользование (лаконичное изложение роли
природной среды в жизни населения, характеристика степени
«комфортности» среды обитания);
5) население и культура («сердцевина комплексных страноведческих
характеристик, их ядро»);
6) хозяйство (с акцентом не на технологическую и
организационно-управленческую структуры, а на специализацию, уровень
развития и формы размещения);
7) расселение (создание представления о своеобразном «опор
ном каркасе» территории);
8) общество (речь идет об отражении специфических черт социального
уклада жизни, политической стратификации населения);
«образов» составных
9) регионы (создание запоминающихся частей страны);
10) состояние окружающей природной среды (анализ геоэкологических
ситуаций);
11) перспективы (прогноз тенденций развития территории)
Разумеется, подобная схема - всего лишь методический «ориентир», не
учитывающий самобытности региона, его отличительных качеств, делающих
его по настоящему уникальным
В учебнике освещаются принципы и методы регионализации современного социально-экономического пространства, приводятся обзорные и развернутые характеристики основных регионов и стран зарубежного мира.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.
Регионы: понятие, типы, иерархия.
Регион или район? Традиционное употребление в русском языке этих двух родственных терминов имеет запутанную историю. При этом предпринимавшиеся попытки вытеснения термина «регион» как иноязычного оказались столь же безуспешными, сколь и неоправданными. Во-первых, кажущийся русским термин «район» на самом деле имеет иностранное происхождение. Особенно употребим он во французском и испанском языках. Во-вторых, за многие десятилетия употребления* каждый из терминов приобрел свою неустранимую специфику (хотя элементы общности до сих пор превалируют, что позволяет их зачастую использовать как синонимы). Более универсальным и соответственно менее строгим термином является «район», диапазон значений которого варьирует весьма широко: от выражения «европейский район» до таких словосочетаний, как «районная овощная база», «районная поликлиника», «районная библиотека» и т.д. Характерным атрибутом многих его значений является привязка к политико-административному делению России, где он выполняет «монопольные» функции.
Термин «регион» в русском языке используется для обозначения достаточно крупных физико-географических, экономико-географических, геополитических и других территориальных таксонов и немыслим в таких выражениях, как, например, региональная овощная база. Конечно, в ряде случаев регионы могут объединять даже несколько низовых административных районов, однако это скорее исключение из общего правила. В соответствии с укоренившейся в последние годы традицией, минимальным по территории административно-территориальным ареалом, именуемым регионом, является субъект Российской Федерации.
Оглавление
Предисловие 3
Введение 5
Глава 1. Основы регионализации мира 9
1.1. Регионы: понятие, типы, иерархия 9
1.2. Регионализация в гуманитарной географии 15
Глава 2. Западная Европа: «колыбель» промышленной революции в начале XXI в 26
2.1. Западная Европа как культурно-исторический регион 26
2.2. Западная Европа: страны и регионы 56
2.2.1. Германия 71
2.2.2. Великобритания 84
2.2.3. Франция 95
2.2.4. Италия ПО
2.2.5. Страны «второго эшелона» 124
2.2.6. Микрогосударства Европы 141
2.2.7. Восточная Европа - «искусственный» регион? 152
Глава 3. Постсоветский регион (без стран Балтии): формационные преобразования 165
3.1. Российская Федерация 165
3.2. Западный «фасад»: Украина, Белоруссия, Молдавия 183
3.3. Страны Закавказья 191
3.4. Страны Центральной Азии 199
Глава 4. Восточная Азия: центр мировой экономической мощи XXI в.? 215
4.1. Общая характеристика региона 215
4.1.1. Китайская Народная Республика 230
4.1.2. Япония 250
Глава 5. Южная Азия: в тисках демографического бума 273
5.1. Общая характеристика региона 273
5.1.1. Индия 281
Глава 6. Юго-Восточная Азия: между двумя гигантами 301
6.1. Общая характеристика региона 301
6.1.1. Республика Индонезия 311
Глава 7. Юго-Западная Азия и Северная Африка: «второе дыхание» исламской цивилизации 316
7.1. Юго-Западная Азия 316
7.2. Африканское Средиземноморье 330
Глава 8. Африка южнее Сахары: как выйти на «столбовую дорогу»? 341
8.1. Страны Тропической Африки 341
8.1.1. Западная и Центральная Африка 358
8.1.2. Восточная и Южная Африка 367
Глава 9. Англосаксонская Америка: постиндустриальная трансформация 385
9.1. Соединенные Штаты Америки 385
9.2. Канада 401
Глава 10. Латинская Америка: стабилизационные программы и суровая реальность 411
10.1. Общая характеристика региона 411
10.1.1. Карибский регион: Мексика 422
10.1.2. Южная Америка: Бразилия 433
Глава 11. Австралия и Океания: преуспевающая англоязычная периферия и обособленный мир островов 441
11.1. Австралийский Союз 441
11.2. Океания 452
Список литературы 459.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экономическая и социальная география зарубежных стран, Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
География и ее изучение в старшей школе
Благодаря тому, что учебник География 10-11 класс Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина 2012 года размещен на нашем портале, каждый ученик теперь имеет доступ к нему. Заходите на наш портал и просматривайте или скачивайте его без проблем и сложностей.
Как скачать пособие?
Для того, что бы скачать учебник, просто найдите его у нас и нажмите “скачать”. Сделать это можно абсолютно бесплатно. Экономить деньги вместе с нами просто. Пусть каждый тратит средства на то, о чем он давно мечтал. Больше нет необходимости покупать дорогостоящие учебники в магазинах.
Просматривайте на уроке
Находите учебник География 10-11 класс Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина у нас и просматривайте его в режиме онлайн совершенно без проблем. Не нужно регистрироваться или отправлять смс-сообщения. Учиться с нами - одно удовольствие.
Современный ученик - наш пользователь
Если у Вас есть смартфон, планшет или любой другой гаджет, то автоматизируйте свою учебу и пользуйтесь ими кок “носителями” для Ваших пособий. Ведь они специально созданы облегчить Вашу жизнь. Наслаждайтесь школьными годами на все 100%.
Ждем Вас на нашем сайте!
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ю.Н. ГЛАДКИЙ, В.Д.СУХОРУКОВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ
ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Учебно - методическим объединением по специальностям педагогического образования
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений , обучающихся
по специальности «География»
Издательский центр "Академия» 2008
УДК 911.63 (075.8) ББК 65.04я73
Рецензенты:
доктор географических наук, профессор В . М . Разумовский (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов);
кандидат географических наук Н . Н . Роготень
(кафедра экономической и социальной географии
Московского педагогического государственного университета)
Гладкий Ю . Н .
Г522 Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухорукое. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.
IЗВN 978-5-7695-4195-7
В учебнике освещаются принципы и методы регионализации современного социально-экономического пространства, приводятся обзорные и развернутые характеристики основных регионов и стран зарубежного мира.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.
УДК 911.63 (075.8) ББК 65.04я73
Оригинал - макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия» , и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Гладкий Ю.Н., Сухорукое В.Д., 2008 © Образовательно-издательский центр «Академия». 2008 978-5-7695-4195-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008
Предисловие
Настоящий учебник является логическим продолжением опубликованного ранее учебника «Общая экономическая и социальная география мира» (М.: ИЦ «Академия», 2006). Он посвящен характеристике крупнейших культурно-исторических регионов мира и отдельных государств.
Известный корифей отечественной гуманитарной географии Н.Н.Баранский (1881 -1963) отмечал, что региональная часть данного курса в учебниках географии, а также в научных страноведческих монографиях должна занимать не менее 70 % общего объема. Конечно, такая пропорция редко соблюдается, особенно если учесть бурную диверсификацию общественной географии, появление в ней все новых и новых «модных» направлений. Тем не менее основной таксономической единицей в гуманитарной географии по-прежнему остается страна (государство), и в связи с этим регионализм в географии должен быть выражен как можно более ярко.
Самостоятельной проблемой является само содержание региональной географии. В советские годы-так называемое страноведение превратилось по сути в экономическую географию, точнее, в географию материального производства. Выполненные в то время характеристики отдельных регионов (в том числе союзных и автономных республик) злоупотребляли экономико-географическими сюжетами.
Нелепость подобной «структуризации» курсов региональной географии особенно стала очевидна в постиндустриальную эпоху, когда в передовых странах мира подавляющая часть внутреннего валового продукта (ВВП ) начала создаваться в сфере услуг.
Стало окончательно ясно, что показ разнообразия географии культур и народов больше не должен и не может подменяться изложением «сухих» производственных схем (межотраслевых связей, энергопроизводственных циклов, территориально-производственных комплексов и т.д.). Иначе говоря, изменение соотношения масштабов характеристик мира происходит в пользу политической, социальной, культурной и экологической географии (с сохранением, разумеется, экономико-географических сюжетов).
Еще одна «болевая точка» региональной географии - противоречия между принципом комплексности анализа страны (регио-
на) и значением анализируемых элементов, с одной стороны и ограниченностью объема любого учебника, с другой.
Авторы настоящего учебника исходят из того, что комплексность не должна превращаться в энциклопедичность, поэлементную характеристику государства. Так, например, «хлебозавод» или «молокозавод» имеются в любом городе, и совсем не обязательно всегда отражать эти артефакты при характеристике государств и регионов.
Главное состоит в том, чтобы показать устойчивые во времени особенности территорий, их уникальность, сформировать у читателя представление о мире сквозь призму индивидуальности слагающих его регионов.
Нет необходимости ни в каких других универсальных постулатах, кроме всеобщего закона географии, который гласит, что все регионы уникальны.
Р. Хартшорн (Англия )
«Нет необходимости ни в каких других универсальных постулатах, кроме всеобщего закона географии, который гласит, что все регионы уникальны», - однажды заметил известный американский географ Р. Хартшорн, имея в виду регионы самого различного типа: физико-географические, экономические, этнические, культурно-исторические, политические и др. Небывалый ранее всплеск интереса к регионоведению в России (и в целом мире) в последние десятилетия можно объяснить тем, что познание любой страны и каждого народа немыслимо без изучения отдельных регионов. Трудно познавать глобализирующийся мир, исходя из представлений о регионе лишь собственного проживания. (Не зря этнографы говорят: «Тот, кто знает один народ, не знает ни одного народа».) Учебник, написанный авторитетными российскими авторами, дает не только комплексное представление о регионоведении и факторах региональной дифференциации современного мира, но и знакомит со спецификой культурно-исторических макрорегионов мира, основами регионализации России. Книга окажется незаменимой для студентов многих профилей обучения (географов, политологов, культурологов, историков, экономистов и др.) и будет полезной широкому кругу читателей - от учителей и преподавателей вузов до граждан, собирающихся в зарубежное путешествие.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.