Доклад: Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила. Темы соседних сочинений


Афанасий Фет - поэт «вечных ценностей» и «абсолютной красоты», основатель новых поэтических жанров – песни и лирической
миниатюры - был представителем плеяды поэтов, которые в своём творчестве отрешались от действительности и воспевали
только вечные темы
Главным предметом изображения Фета стал мир, в котором «красота природы разлита по всему мирозданию» и своим покоящимся
совершенством противопоставлена «низкому», полному бессмысленной суеты, бытию. В его художественном мире всё гармонично,
мерно, уравновешенно.
Лирический герой в поэзии Фета – это образ того героя, переживания, мысли и чувства которого отражены в произведении.
Его характер зависит от мироощущения поэта.
Мне кажется, что это поэтическое спокойствие компенсировало полную противоречий реальную жизнь автора. Ещё Тургенев
противопоставлял Фету, «великому поэту», помещика и публициста Шишкина, «закоренелого и остервенелого крепостника,
консерватора и поручика старого закала».
Возможно, именно поэтому с такой чуткостью воспринимаем мы «лирическую дерзость» автора стихотворения «Ель рукавом мне
тропинку завесила».
Так в чём же выражалась эта дерзость?
Как и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями неподвижную, на первый взгляд, картину,
уловив её сиюминутное состояние. Это всё то же, переходящее из одного стихотворения в другое, стремление Фета передать
красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах.
Как же создаётся прекрасный образ?
Первые две строки каждой строфы – назывные предложения и предложения с однородными членами. Это позволяет читателю
увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Две последние строчки – эмоциональный отклик на
увиденное. Настроение лирического героя созвучно состоянию природы. Оттого такую важную роль в стихотворении имеют
музыкальные средства воздействия на читателя: ритм, звукоподражание, построфный рисунок. Ветер – смысловая динамика в
первой части стихотворения, потому оправдана аллитерация (обилие шипящих и свистящих звуков, передающих движение ветра –
Всё гудёт и колышется // Листья кружатся у ног).А дактиль – этот особенный песенный ритм стиха, необычно сочетающий
длинные и короткие строки и ударение в конце каждой второй строки. (В лесу одному// Я не пойму; Листья кружатся у ног //
Тонко взывающий рог, Мёртвые что мне листы// Нежно приветствуешь ты!)
Настроение, которое вызывает увиденная картина, точно определить невозможно. Ощущения смутные, отсюда глагол «не
пойму», который часто встречается и в других стихотворениях поэта. Само состояние противоречиво: «шумно, и жутко, и
грустно, и весело». Герой будто растворяется в мире природы, погружается в её таинственные глубины, старается понять
прекрасную душу природы». Возникающее в шуме ветра смятение развеивается во второй части стихотворения под звуки
людского присутствия «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного». Меняется и настроение лирического героя – два
восклицательных предложения («Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мёртвые что мне листы!»)свидетельствуют об этом.
А инверсия («неожиданно слышится», «странника бедного») помогает обратить внимание на слова, которые, по мнению автора,
несут наибольшую смысловую нагрузку.
Метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила» рассказывает о том, что лирический герой очеловечивает природу, видит её
прекрасную душу, и мы понимаем, как ель материнской рукой затронула струны души автора, и чувство очищения, радости
бытия, душевного трепета и волнения передаётся с книжной страницы.
Таким образом, в стихотворении Фета мир природы и человеческих эмоций сливаются, создавая неповторимое явление русской
поэзии. Автор, изображая своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает работу человеческой
души на фоне прекрасного мгновения природы, что заставляет ещё раз задуматься о том, что человек – песчинка в океане,
который называется «Вселенная».

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета

Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (1891 г.) на первый взгляд относится к традиционному для поэта жанру пейзажной лирики. Однако многие исследователи его творчества считают, что в нем содержится скрытое указание на главную трагедию в жизни Фета. В молодости он был страстно влюблен в М. Лазич, но предпочел любви благосостояние, женившись на богатой невесте. Обеспеченная жизнь не доставляла поэту счастья, что было причиной его постоянного душевного конфликта. Его возлюбленная трагически погибла, и Фет до конца жизни винил себя в ее смерти. Многие неопубликованные при жизни произведения он посвятил своей первой любви.

Лирический герой находится один в глубоком лесу. Его душа испытывает множество противоречивых чувств («и грустно, и весело»). Автор сам не может разобраться, какое из них является преобладающим. Природа живет своей жизнью, не обращая на героя никакого внимания: поднимается ветер, колеблется листва под ногами. Внезапно ситуация меняется. Лирический герой слышит громкий звук, резко нарушающий его одиночество. Можно предположить, что автор изобразил заблудившегося в лесу путника, которые еще не осознал до конца серьезность своего положения. Звук рога выводит его из задумчивости. Герой понимает, что он приносит ему спасение от возможной гибели в одиночестве.

К концу жизни Фет все чаще задумывался над смыслом и значением прожитых лет. Отвержение М. Лазич он считал своей главной ошибкой, кардинально изменившей судьбу обоих влюбленных. С учетом этого можно предположить, что в образе путника в дремучем лесу автор представлял себя на склоне лет. Долгая жизнь подобна бесцельным скитаниям. Она быстро пролетела и не принесла долгожданного счастья. В образе «зова глашатая медного» Фет представляет призыв своей давней возлюбленной из другого мира. Она приветствует «странника бедного» и желает поскорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боялся смерти, он многое познал в своей жизни, но так и не достиг идеала. Жизнь уже не может принести ему ничего нового. Бессильная старость доставит только боль и страдания. Фет надеется на существование загробного мира в любой форме, лишь бы в нем он смог наконец-то встретиться с той девушкой, которая была предназначена ему судьбой. Вина в ее преждевременной гибели до сих пор тяготит поэта, поэтому он считает, что своей смертью сможет искупить тяжелый грех.

Фет, Афанасий Афанасьевич – один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия. Среди его работ много лирической поэзии. Стихотворение « » тоже принадлежит к жанру лирики.

Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам прервал отношения с Лазич, он очень долго жалел об этом, выражая тоску по потерянной любви в своих стихах. На то, что стихотворение посвящено именно ей, намекают последние строчки.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который присущ стихам Фета. Многочисленные повторения, чередование полных и неполных предложений, употребление междометий и восклицаний создают уникальный ритм, который в точности отражает настроение лирика.

В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых.

Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.

Подробный анализ

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Афанасий Афанасьевич Фет написал в преклонных годах в 1891 году. Позднее творчество поэта также посвящено пейзажной лирике, как и ранние произведения. Но в данном стихотворении просматривается и личная трагедия поэта. В молодости он был влюблен в Марию Лазич, которая трагически погибла после расставания с ним. В её гибели Фет винит себя, любовь к ней он отразил во многих своих стихах.

В стихотворении описаны чувства человека, находящегося в глухом осеннем лесу. Поэт олицетворяет ель, которая «рукавом завесила», преградила путь одинокого путника. Лирический герой вынужден на мгновение остановиться. Он останавливается и прислушивается к природе. «Ветер» сразу завладевает его чувствами, приводит их в некоторую неразбериху, смятение, настораживает.

Наш герой дальше начинает осматриваться. От могучего ветра природа приходит в движение, её звучание передает слово «гудёт». Но для одинокого человека в лесу создается жуткая картина. Сердце замирает, а мысли уносятся в даль, в прошлое. И вдруг «неожиданно слышится» звук, издающийся человеком. Этот звук возвращает его в настоящее. В лесу одному уже не страшно, так как поблизости живая душа. «Мертвые листы» не привлекают внимания; могучей, страшной силы в лесу больше нет.

В последней строфе автор сравнивает себя со «странником бедным», так как, пройдя через всю жизнь, он так и не нашел отклика тех чувств, что испытывал к М. Лазич. В последней строке он прямо говорит о ее нежности, о желании скорей воссоединиться с ней в мире ином.

Композиция выражена тремя четверостишиями, имеющими разностопный дактиль. Рифмы имеют перекрестный характер, чередование мужской и женской форм. В первой строфе описание пейзажа и чувств автора. Во второй – описание природы прерывается неожиданным звуком. В третьей строфе описываются чувства и мысли автора: «сладостен», «нежно». Начинается стихотворение с тревожных нот, а заканчивается приятными мыслями о возлюбленной. Художественные средства – метафоры и эпитеты – позволяют наиболее точно прочувствовать состояние души поэта, увидеть картину единственного мига.

В своих стихотворениях Фет пишет о простых моментах. Но даже и тот миг составляет целую эпоху жизни писателя.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку завесила Фета для 6, 10 класса

Афанасий Фет – был замечательным русским поэтом, он основал такой жанр как лирическая миниатюра. Он ограничивает тематику своих произведений показывая в основном любовь и природу. Автор брал за главное желание передать ту красоту мгновений и сиюминутных состояний. К такому примеру можно отнести его произведение «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Эта работа была написано Афанасием Фетом в 1891 году. Написано оно четырёхстишьем-катреном. Фетом была использована перекрестная рифмовка, это придают особую атмосферу, не только твердость, но и нежность и напевность. В этой работе повествование идет о времени, когда наступает глубокая осень, о природе и её чудесах, о тех эмоциях и чувствах, которые возникают при наблюдении столь печальной осенней картины. Данными словами автор показывает, что его самого наполняет та загадочность и необъяснимость окружающей среды:


Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело... "

Афанасий Фет пытается показать и дать ощутить то, о чем описано в строках. То есть чтобы читатель смог сам погрузиться в атмосферу природы и представить неописуемую красоту происходящего вокруг. Образ нежного героя в стихотворении – это его переживания, мысли и чувства которые описаны в произведении. Его характер часто меняется, так как он зависит от того,как почувствует это поэт.

В данной работе Фета за идею можно взять соединения природной красоты и эмоций человека, это совмещение помогает создавать особые описания и атмосферу происходящего. Большинство стихотворений Фета основаны именно на передаче мгновений, на сравнении природы с человеком и описания любви к ней.

Не малую роль уделяет поэт в произведении художественным приемам. Если изучить строение стихотворения, то видно что в первой части нет ни единого эпитета и метафоры, единственное, что использует автор-олицетворения. В отличие от первой части, которая скупа на приемы, вторая часть представляется богатой на эпитеты и метафоры. Открываются яркие краски описания и раскрывается идея единения человека с природой. Не смотря на яркие описания и желания автора показать всё в ярких красках, все же главным настроением стихотворения можно считать грусть, вперемешку с добром и состраданием к главному герою, который хочет убежать от одиночества и холода.

Вариант 4

Весь заключительный период литературного творчества Афанасия Фета связан с одним единственным человеком – Марией Лазич, которая являлась польской красавицей, ранее он был влюблен в нее. Но он не захотел связывать с ней свою жизнь из-за материального положения, потому что мечтал, что брак поможет восстановить ему доброе имя и имущество, которого его лишили в 16 лет. Молодой человек разорвал отношение с несостоятельной девушкой, но потом серьезно жалел о собственном выборе, который дался ему совсем не просто. Мария Лазич скончалась через некоторое время при достаточно трагичных условиях, а сам Афанасий Фет всегда будет винить себя в совершенном.

Если стихи, которые были написаны в раннем творчество были легкими и наивными, фактически в каждой строчке автор восторгался происходящим в окружающем его мире. Стихотворение, которое получило название «Если ель рукавом мне тропинку завесила…», было создано в 1891 году, и не стало исключением. Оно появляется на свет после того, как автор уже посвятил возлюбленной целый цикл произведений, а теперь снова вернулся к описанию пейзажей. Но он пропускает все описания через собственную душу, поэтому они теряют легкость, и становятся грустными и тоскливыми.

За это время Афанасий Фет в полной мере осознал, что такое горечь потери, а очевидцы утверждают, что на фоне горя он поврежден рассудком, не может грамотно формулировать мысли и описывать происходящее, он полностью замыкается в себе и не может рассказать окружающим о собственном горе. Никто не мог разгадать странности поведения поэта, который отказывался публиковать стихотворения, посвященные Марии Лазич, которые будут опубликованы только после его гибели, благодаря супруге, нашедшей его заметки и дневники.

Но стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» было опубликовано еще до его смерти, оно было опубликовано в сборнике, получившим название «Вечерние огни».

В самом произведении содержится косвенный намек на чувства к Марии Лазич, но человеку, которые не посвящен в его личные тайны, не сможет отыскать этого намека. Со стороны может показаться, что Афанасий Фет серьезно увлекся философской тематикой, но на самом деле стихотворение содержит больше интимных тем, которые близки автору.

Здесь в стихотворении Афанасий Фет показывает, что только смерть поможет ему объединиться с единственной возлюбленной, которая ждет его по ту сторону происходящего. Он уверен, что только таким образом, он сможет лишиться собственных переживаний, в его душе начнется постоянный покой и счастье, он сможет жить в гармонии с собственным я, поэтому он даже пару раз попробует покончить жизнь самоубийством, но у него не получится.

6 класс, 10 класс.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку завесила по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ангел Бунина

    Основной тематикой произведения, относящегося к раннему поэтическому творчеству поэта, является авторский восторг красотой душевного мира человека, способного на искренние, нежные, тонкие чувства, а также на восхищение окружающим его природным миром.

  • Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс
  • Анализ стихотворения Бал Фета

    Произведение по жанровой направленности относится к лирическому творчеству поэта, оттеняющегося философскими размышлениями, которое называется элегией, грустным размышлением о былых событиях.

  • Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

    Афанасий Фет написал произведение «Еще майская ночь…» в 1857 году. Литературные критики относят это произведение к большому циклу лирических пейзажей. Произведение носит название красивое и читатель в предвкушении может смотреть

  • Анализ стихотворения Две розы Гумилева

    Любовь – одна из основных тем лирики для поэтов во все времена. Речь идет не только об универсальности этой темы, но и о возможности отыскать тут множество оттенков и акцентов

Древние говорили - поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он "жаден до стихов", испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, "повторяя сладостные стихи" автора "Кавказского пленника" и "Бахчисарайского фонтана". В немецком пансионе ощутил он первые "потуги" к поэтическому творчеству: "В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными".
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Огромный успех лирические стихи Фета встречали все же преимущественно в литературных и потому довольно узких кругах. Это прямо должен был признать тот же Боткин, отмечая, что хотя в журналах тех лет о лирике Фета отзывались с "сочувствием и похвалами, но тем не менее, прислушиваясь к от зывам о ней публики не литературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы: ей непонятно достоинство поэзии г. Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный: причина этого, кажется нам, заключается в самом таланте его".
Последнее справедливо лишь отчасти. Истинная причина заключалась не столько в характере фетовского поэтического дарования, сколько в резком, еще более остро обнаружившемся несоответствии его с "духом времени". В отличие от гениального выразителя этого "духа" -- Некрасова лира Фета на всем протяжении его творчества не была переозвучена "на другой лад".
Ветер.
Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
В суженное художественного мира фетовской поэзии - в отсутствии в нем не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами, ставившимися "духом времени" и остро волновавшими современников, - видели критики-шестидесятники коренной недостаток Фета. Все это знаменовало окончательный разлад между Фетом и "духом времени".
Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом, от "битв" - в эстетическую созерцательность, - все это характерные черты того типа литературного романтизма, который Горький называл "пассивным" и родоначальником которого в России был В.А.Жуковский. В лирике Фета, несомненно, имеются родственные Жуковскому черты, возникшие в результате как исторической преемственности, так и типологических совпадений. Но имеется и существеннейшее между/ними различие.
В идеальном мире"лирики Фета, в противоположность Жуковскому, нет ничего мистически-потустороннего. Извечным объектом искусства, считает Фет, является красота. Но эта красота не "весть" из некоего нездешнего мира, это и не субъективное приукрашивание, эстетическая поэтизация действительности - она присуща ей самой. "Мир во всех своих частях равно прекрасен, - утверждал Фет. - Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования. Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красо ты или даже млеть в ее лучах. Пока глаз его не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих форм, там, где мы ее не видим или только смутно ощущаем, - он еще не поэт... Итак, поэтическая деятельность, очевидно, слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта - этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Можно обладать всеми качествами известного поэта и не иметь его зоркости, чутья, а следовательно, и не быть поэтом... Ты видишь ли, или чуешь в мире то, что видели или чуяли в нем Фидий, Шекспир, Бетховен? "Нет". Ступай! Ты не Фидий, не Шекспир, не Бетховен, но благодари Бога и за то, если тебе дано хотя воспринимать красоту, которую они за тебя подслушали и подсмотрели в природе".
Представлению о "красоте", как о реально существующем элементе мира, окружающего человека, Фет остается верен до конца. "Целый мир от красоты, от велика и до мала", - читаем в одном из позднейших его стихотворений, примыкающих к периоду "Вечерних огней". И в этом отношении Фет идет не за Жуковским, а за Пушкиным, во всеохватывающем творчестве которого среди бесчисленных семян и побегов, прорастающих в последующей русской литературе, есть и несомненное и по-своему весьма значительное "фетовское" зерно.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
О блеске, силе, остроте, глубине и одновременно поэтичности ума Фета свидетельствуют и его критические статьи и образцы его художественной прозы. И все это интеллектуальное богатство, все напряжение воли, все силы души он обратил на достижение поставленной цели, идя к ней всеми путями, не различая добра и зла, жертвуя своей идее-страсти всем самым близким и дорогим.

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.