Дому твоему подобает святыня господня в долготу дней. Михайловский замок, впечатления от экскурсии

Садовая ул., 2
Фонтанки р. наб., 1

Участок, на котором находится Михайловский (Инженерный) замок, в начале XVIII века был частью Летнего сада - основанной Петром I царской усадьбы. Здесь, рядом с местом соединения Мойки и Фонтанки, в 1740-х годах был построен Летний дворец Елизаветы Петровны .

В первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года, вышел указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома ". Император не желал жить в Зимнем дворце . Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: "Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила ". Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя - Михайловский.

Проектирование нового здания Павел I поручил архитектору Василию Ивановичу Баженову , наставнику императора в архитектуре. Предварительный план будущего строения нарисовал сам Павел.

Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 года в присутствии Павла I. Баженов не мог присутствовать на ней из-за болезни. Для церемонии был изготовлен специальный кусок итальянского мрамора с надписью "В лето 1797-е месяца февраля в 26 день положено основание сему зданию Михайловского замка... " [Цит. по: 1, с. 144] Для участников закладки приготовили кирпичи из полированной яшмы. По эскизу Винченцо Бренны изготовили серебряный молоток, лопатки и позолочёные блюдца с золотыми и серебрянными монетами. Закладную известь императору подавал архитектор Егор Соколов, императрице - Винченцо Бренна, великим князьям и княжнам - чиновник интендантской службы Григорий Баженов (однофамилец архитектора).

4 марта 1797 года объявлено новое решение: "Строение Михайловского дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне " [Цит. по: 1, с. 145]. Винченцо Бренна, в отличие от Баженова, согласился строить дворец "в великом поспешании". Он был не архитектором, а только лишь декоратором. Поэтому при управлении строительством в точности следовал проекту Баженова. Весной 1795 года Бренна сломал руку, поэтому чертежи сам делать не мог.

В помощниках Бренны числились Фёдор Свиньин и Карл Росси . С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: "Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства... "

Император вносил в проект собственные предложения и требовал их исполнения. Так внутренний двор здания стал восьмиугольным. Это, вероятно, должно было напоминать всем, что Павел I является гроссмейстером Мальтийского ордена, имеющего как раз восьмиугольную форму. В восточной части замка императором было приказано соорудить широкую парадную лестницу, которая вела лишь в небольшую караульную комнату.

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь были направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги . Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников.

"Особой экспедиции для строения" было приказано завершить вчерне строительные работы к 1797 году. Из-за этого приходилось работать круглосуточно. В тёмное время суток строители, чьё количество было доведено до 6 000 человек, пользовались факелами.

Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств ; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет.

На фризе юго-восточного фасада расположена надпись: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы количество лет императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо. Тимпан фронтона того же фасада содержит барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", созданный скульптором П. Стаджи.

Ради скорейшего украшения интерьеров Павел I отменил пошлину на ввозимые из-за границы предметы, предназначенные для Михайловского замка. Два плафона Большого Тронного зала были сделаны из единого полотна "Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны", написанного художником Д. Валериани для Большого зала в Екатерининском дворце. Его перенесли в Михайловский замок в 1800 году, разрезали на две части ("Аллегория Победы" и "Аллегория Мира") и вставили в новые подрамники.

В отделке помещений Михайловского замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотти, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.

Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления.

C 1798 года облицовывались окружающие Михайловский замок каналы. 30 апреля подряд на облицовку был отдан петрозаводским купцам Ефиму и Филиппу Бекреневым (отцу и сыну). Вокруг дворца берега выкладывались "диким камнем", а вокруг парадных мест - тосненскою цокольною плитой. 2 августа 1799 года Ефим Бекренев обязался выложить камнем канал между замком и Летним садом. Работы предполагалось завершить к октябрю следующего года.

Тогда же перед главным фасадом Михайловского замка создавалась площадь Коннетабля (плац-парад главнокомандующего армией). Площадь предназначалась для так любимых Павлом I военных учений и парадов. Она тоже окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади - памятник Петру I . За памятником - ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.

Торжественное освящение нового замка состоялось 8 ноября 1800 года. 1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок.

Стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Резиденция Павла I оказалась самой дорогой постройкой XVIII века .

Первый этаж предназначался наследнику престола Александру Павловичу с супругой, юго-западная часть - великому князю Николаю Павловичу, юго-восточная часть со стороны Фонтанки - обер-шталмейстеру И. И. Кутайсову, северо-западная часть - Павлу I. Со стороны плац-парадного двора находились помещения обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.

Из парадного двора Михайловского замка можно было попасть на четыре лестницы: Парадную, ведущие в церковь, в кардегардную и в жилые покои. В анфиладу дворцовых покоев второго этажа вела Парадная лестница с колоннами из полированного серого сибирского мрамора. Пройдя по ней можно было попасть в проходной аванзал, украшенный историческими картинами живописцев В. К. Шебуева и Г. И. Угрюмова. Далее следовала тронная зала, стены которой были обтянуты зелёным бархатом. За тронным залом находилась галерея Лаокоон, где висели исторические гобелены и стояли мраморные статуи. За галереей гости попадали в гостиную, затем в огромную мраморную залу, где дежурили кавалеры Мальтийского ордена. На втором этаже располагались также покои императрицы. Здесь находилась Рафаэлевская галерея, одну из стен которой покрывали ковры с вытканными копиями лучших картин Рафаэля Санти. Жилые покои императора находились по левую руку от церкви. С другой стороны церкви находились комнаты великого князя Константина Павловича. Они простирались до Воскресенского (Белого) зала, открывающего анфиладу парадных апартаментов.

Помещения третьего этажа занимали великие княжны.

Павел I так спешил с переездом, что не дождался даже просушки стен. Здание оставалось сырым и холодным. Историк Август Коцебу, описавший по поручению императора все помещения Михайловского замка, рассказывал:

"Ничто не может быть вреднее для здоровья, как это жилище. Всюду виднелись следы разрушающей сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиною и шириною в несколько ладоней. В комнатах императора и императрицы сырость до некоторой степени была устранена тем, что стены были отделаны деревом; но все остальные терпели жестоко" [Цит. по: 1, с. 155, 156].

Переезд в Михайловский замок позволил Павлу I приблизить к себе свою фаворитку Анну Петровну Лопухину. Она оставила дом своего мужа и поселилась в новом дворце под кабинетом императора. Он сообщался с её комнатами особой лестницей.

Всего через 40 дней после новоселья (в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) император был убит в своей Парадной спальне.

После убийства царя придворные в спешке покидали Михайловский замок. Некоторых стал пугать его призрак, рождались легенды о звучащем в залах дворца голосе Петра Великого.

Работы по обустройству Михайловского замка были приостановлены. Из его помещений постепенно вывозились ценности в старые особняки и дворцы.

Михайловский замок императорским указом был передан Главному инженерному училищу в 1819 году. Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название "Инженерный". В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. Для нужд учебного заведения требовалась перепланировка помещений, что начало осуществляться в 1822 году. Руководство училища при этом обращало внимание только на потребности заведения. В больших залах Инженерного замка ставились перегородки, устраивались дополнительные проходы. Золочёная лепка забеливалась, местами уничтожалась или покрывалась толстым слоем штукатурки.

При оформлении музейных залов Нового Эрмитажа в 1840-х годах активно использовался мрамор из интерьеров Инженерного замка. В 1871 году по проекту К. А. Ухтомского в бывшей Парадной спальне была обустроена Малая церковь Инженерного училища. Большая Замковая церковь была разделена перекрытиями на три отдельных помещения. В 1891-1895 годах в галерею Лаокоона встроили лестницу.

Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф. М. Достоевский. Инженерное училище в Михайловском замке также закончили герой Севастополя Э. И. Тотлебен, физиолог И. М. Сеченов, физик П. Н. Яблочков, композитор и учёный Ц. А. Кюи, писатель Д. В. Григорович.

С 1917 года Михайловский (Инженерный) замок стал занят различными советскими учреждениями, рядом с которыми продолжало работать инженерное училище.

Во время Великой Отечественной войны в восточную часть Михайловского (Инженерного) замка попала тяжёлая авиабомба. Тогда была полностью разрушена Парадная столовая, значительно пострадала крыша.

Интересные открытия были сделаны реставраторами при восстановительных работах в 1953 году. Именно тогда выяснилось истинное происхождение двух плафонов Большого Тронного зала. Для Михайловского замка с них были сняты копии, а оригиналы были использованы для восстановления Екатерининского дворца.

В 1988 году Музею истории города было предложено рассмотреть возможность использования помещений, которые освобождались после переезда из Михайловского замка института "Ленгипроэнерго". Получить здесь новые площади Музей истории города не успел. В 1991 году Русский музей выкупил треть помещений замка, а спустя четыре года выкупил его полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 138-158) 21.09.2012 г. 20:28
2) (Стр. 150) 02.03.2014 г. 18:25



Трёхчастный мост



Кленовая улица

Два павильона Кордегардий Михайловского замка

Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I


Южный (главный) фасад

Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним.

Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) — Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней.

Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.

Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый.

В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком.

Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.

Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованы однотипно как подчиненные.


Западный фасад


Восточный фасад

В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.

Известный своей требовательностью к показному эффекту в дворцовой жизни и парадам, Павел буквально «нашпиговал» Михайловский роскошью и богатством. Они источаются как от самих интерьеров (малахит, разные породы мрамора, лазурит, яшма), сочетающих монументальную роспись и деревянную резьбу, изумительную лепку и бархатную обивку с серебряным шитьем, так и от произведений искусств наличествовавших в этих стенах.

8 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, состоялось торжественное освящение замка и его церкви, а в феврале 1801 г. Павел вместе со своей семьей переехал из Зимнего дворца в Михайловский замок.


Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином; предположительно К.Хойер, 1781 г.


Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800


Иоганн Баптист Лампи-младший Конный портрет императора Павла I c сыновьями Александром и Константином, а также палатином Венгерским Иосифом. 1802 г

Мари́я Фео́доровна ; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Александр Рослин. Портрет Великой княгини Марии Федоровны


Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина


М.Ф.Квадаль. Коронование Павла I и Марии Фёдоровны


Maria Fedorovna by Élisabeth Vigée-Lebrun (1755-1842)


Владимир Боровиковский (1757-1825) Портрет Великой княгини Марии Федоровны (1759-1828)


Вуаль Жан Луи - Портрет великой княгини Марии Фёдоровны


Доу Джордж (1781-1829) Портрет императрицы Марии Федоровны

Чуть больше месяца замок был царской резиденцией. "Здесь я родился, здесь хотел бы и умереть" - этим словам императора Павла I суждено было стать пророческими. 11 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне в Михайловском замке, став жертвой дворцового заговора. Утром следующего дня августейшая фамилия вернулась в Зимний дворец.


Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880-е годы


Мария Фёдоровна во вдовьем наряде


Надгробие Павла I и Марии Фёдоровны в Петропавловском соборе

Михайловский замок полон легенд и загадок. Поговаривают, что после убийства в нем гулял призрак убиенного императора , которому монах Авель пророчествовал также о судьбе всего рода Романовых и державе Российской. Конверт с этим пророчеством надлежало вскрыть по завещанию Павла в день столетней годовщины его смерти , и хранился он в другом замке - в Гатчине , пригородной резиденции императора.

В течение двух десятилетий Михайловский замок использовался для проживания частных лиц, здесь были обустроены казенные квартиры для ведомственных чиновников, находились различные учреждения.


Павел I на портрете работы С. Щукина

В 1822 г. указом Александра I здание было передано Главному инженерному училищу, давшему замку новое название - "Инженерный". На протяжении целого столетия училище перестраивало бывшую императорскую резиденцию для своих нужд. В середине XIX в. по приказу Александра II на месте бывшей спальни Павла была устроена церковь святых апостолов Петра и Павла, частично сохранившаяся до наших дней.


Портрет императора Павла I — Николай Аргунов

В стенах Инженерного военного училища получили образование Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.М. Сеченов, Ц.А. Кюи и многие другие.


В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I

В 1991 г. здание Михайловского замка было передано Государственному Русскому музею . С этого времени ведется комплексная реставрация единственного в своем роде архитектурного памятника.


Владимир Лукич Боровиковский

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.


Анна Лопухина (Гагарина) — фаворитка императора

Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.


Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена. Художник В. Л. Боровиковский

В 2001-2002 гг. проведена уникальная по сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок, - открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Научно-исследовательские и археологические работы позволили осуществить реконструкцию инженерно-технического комплекса XVIII в. - одного из центральных архитектурных ансамблей Петербурга времен Павла I.


С. Тончи Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена

В отреставрированных залах теперь расположены постоянные экспозиции, проходят временные выставки.


Павел I - Владимир Боровиковский

Следует отметить, что строительство Михайловского замка литературные источники связывают с еще одной мистической историей, якобы приключившейся с императором Павлом незадолго до рождения его десятого сына Михаила.

Вот как описывается эта история: «В начале января 1798 года, когда императрица Мария Федоровна готовилась стать матерью десятого младенца, императору Павлу представлялась в его тогдашней резиденции - Зимнем дворце депутация петербургских старообрядцев, благодаривших царя за оказываемую им поддержку, купец Малахов преподнес императору древнюю икону в драгоценной кованой ризе.

Эта икона сподобилась быть поставлена в кабинете царя, и пред нею затеплена была лампадка.

Опечаленный состоянием супруги, Павел в сумерках вошел в кабинет и сел в кресло, глубоко задумавшись.

Тихий шорох побудил его обернуться. У дверей стоял старик в монашеской рясе с красивым, изборожденным морщинами лицом.

Как он попал в кабинет государя - Павел никогда не спрашивал.

- Что скажешь, сударь? - обратился император к незнакомцу.

- Супруга твоя, - ответил вошедший, - одарит тебя сыном Михаилом.

Этим же именем святого ты наречешь дворец, который строишь на месте своего рождения .

(Здесь следует пояснить, что Михайловский дворец был построен на месте, где раньше располагался тогда еще деревянный Летний дворец, в котором и родился будущий российский император Павел Первый.)

Помни мои слова: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней».

Засим, таинственный гость исчез за дверью, как показалось государю.

Именно в то время, когда грохот пушек с бастиона Петропавловской крепости возвестил подданным о приращении царской семьи, любимец государя, граф Кутайсов, доложил, что дежурный по внутренней страже дворца офицер желает сообщить государю нечто важное по секрету.

Поначалу Павел встревожился: при всяком внезапном к нему обращении он ощущал какое-то неприятное чувство. Но нашел в себе силы и произнес: «Пошли его сюда!»

- Честь имею донести вашему императорскому величеству, - отрапортовал вошедший офицер, - что на посту произошел необыкновенный казус с часовым…

- Какой казус, сударь?

- Часовой, вероятно в припадке горячки, доложил о каком-то бывшем ему видении…

Какой-то старец в монашеской рясе в самый момент разрешения от бремени ея императорского величества, подойдя к часовому, сказал: «Напомните государю, чтобы новорожденный назван был Михаилом, а вновь строящийся дворец - Михайловским».

- Прислать сюда часового! - крикнул государь.

Дрожа от страха, часовой слово в слово повторил то, что дежурный офицер передал императору.

К удивлению солдата и офицера, государь произнес:

- Знаю, знаю… это уже исполнено!

Часовому государь приказал выдать щедрую награду, а офицер пожалован был орденом Святой Анны.

На другой день император затребовал к себе архитектора Бренно, ответственного за постройку нового здания дворца.

- На главном фронтоне, обращенном к Итальянской улице, - приказал государь, - сделайте надпись, эту самую, - и он подал Бренно клочок бумаги, на котором его величества рукой было начертано: «Дому твоему подобает святыня Господня въ долготу дней» .

Историк, сообщивший об этом событии, отмечает, что число букв вышеприведенной надписи (в транскрипции того времени - 47), доныне сохранившейся на фронтоне Михайловского дворца, равно числу лет, прожитых императором Павлом (1754-1801). (см. «Великая книга пророков», М., 2007 , стр.445-446)

Информацию о надписи, выполненной бронзовыми буквами по фризу дворца, сообщает писатель Август Коцебу, в 1801 году посетивший Михайловский дворец.

Но это не все мистические странности, связанные с жизнью императора Павла.

Каменный гость и Медный всадник.

Современники утверждают, что сам Павел безоговорочно верил в свои пророческие сны и был участником еще нескольких мистических историй и оставили об этом несколько литературных свидетельств.

В журнале П.И. Бартенева «Русский архив» за 1869 год, были опубликованы записки баронессы Оберкирх, о мистическом видении еще не вступившим на престол Великим князем Павлом, своего прадеда Петра Первого. Вот как излагается рассказ об этом видении:

«Десятого июня 1782 года за ужином зашел разговор о чудесных явлениях.

Принц де Линь обратился к Павлу:

- А что Ваше высочество? Разве в России нет чудесного?

Великий князь поднял голову.

- Куракин знает, что и мне было бы что рассказать. Но есть воспоминания, которые я гоню из памяти.

Великий князь посмотрел на Куракина.

- Не правда ли Куракин, что и со мной было кое-что странное?

- Столь странное Ваше Высочество, что, право же, при всем моем к Вам доверии, я могу приписать происшедшее порыву Вашего воображения.

- Нет, это правда, сущая правда. И если Оберкирх даст слово не говорить об этом моей жене, то я расскажу вам, в чем было дело.

Мы все дали это обещание, и я его сдержала. Эти мемуары будут опубликованы лишь тогда, когда наше поколение уйдет со сцены. Передаю этот рассказ, как слышала его от Великого князя.

«Как-то поздним вечером, скорее ночью, шел по петербургским улицам, после вечера, проведенного во дворце.

Светила луна, весенняя ночь была довольно теплой.

Разговор имел шутливый характер.

Впереди меня шел слуга, затем Куракин, позади которого шел второй слуга. Куракин шел в нескольких шагах позади меня. Свет луны был ярок.

При повороте в одну из улиц я увидел в глубине подъезда высокую худую фигуру, завернутую в плащ, в военной, надвинутой на глаза шляпе. Человек будто ждал кого-то. Когда я миновал его, он вышел и пошел около меня с левой стороны. Громкие его шаги я запомнил навсегда - он шел как статуя. Я почувствовал леденящий холод в левом боку, идущий от незнакомца.

Обратившись к Куракину, я сказал:

- Судьба послала нам странного спутника.

- Какого спутника? - спросил Куракин.

- Господина, идущего слева, шаги которого слышны на всю улицу!

Куракин в изумлении заметил, что слева от меня никого нет.

- Как? Ты не видишь этого человека между мной и стеной?

- Ваше высочество! Вы идете почти вплотную к стене!

Я протянул руку и … ощутил камень стены…

И все же незнакомец был здесь, шел шаг в шаг со мной, и звук его шагов разносился по всей улице…

Я посмотрел на незнакомца и увидел его гипнотизирующий взгляд.

Я дрожал не от страха, но от холода.

Вдруг из-под плаща, закрывавшего рот таинственного спутника моего, раздался глубокий и грустный голос:

- Павел!

- Что Вам нужно? - механически ответил я.

Незнакомец остановился. Остановился и я…

- Павел! Бедный Павел! Бедный князь!

- Слышишь? - спросил я Куракина.

- Решительно ничего не слышу, ответствовал он.

Я, сделав над собой усилие, спросил незнакомца, кто он и что ему нужно?

- Кто я? Бедный Павел! Я тот, кто принимает участие в твоей судьбе и кто хочет, чтобы ты не особенно привязывался к этому миру, потому что ты долго не останешься в нем. Живи по законам справедливости, и конец твой будет спокоен. Бойся укора совести: для благородной души нет большего наказания.

Он двинулся вперед. Я следовал чуть позади. Где мы шли - я не знал. Смотрите, Куракин смеется, он думает, что это был сон!

Наконец мы пришли к большой площади, между мостом через Неву и зданием Сената .

Незнакомец подошел к одному, словно заранее отмеченному месту на площади и остановился. Остановился и я.

- Прощай, Павел! - сказал он.

- Ты еще увидишь меня здесь!

При этом его шляпа приподнялась, и глазам предстал мой прадед - Петр Великий.

Когда я пришел в себя, его уже не было.

На этом самом месте императрица возводит монумент, который скоро будет удивлением всей Европы.

Эта конная статуя, представляющая царя Петра, помещенная на скале.

Не я советовал матери избрать это место, выбранное или угаданное призраком!

И я не знаю, как описать чувство, охватившее меня, когда я впервые увидал эту статую». (Изложено по книге Н. Непомнящий «Великая книга пророков», М., стр.443-444).

Название "Михайловский" замок получил благодаря находящемуся в нём храму во имя Архистратига Михаила - небесного покровителя дома Романовых.

Возможно это единственный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное здание названо в честь святого. Кроме этого (если верить Википедии), замок является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Павел любил рыцарскую романтику именно поэтому его резиденцией должен был быть именно замок, а не дворец. 16 декабря 1798 года Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена и с этого времени он все свои дворцы именовал замками.

Павел I опасался дворцового переворота, и поэтому не хотел оставаться в Зимнем Дворце. Есть легенда, что одному часовому, стоявшему ночью на страже в Летнем саду, явилось привидение в виде прекрасного юноши, окружённого сиянием, который приказал ему идти к императору и передать ему волю на этом месте был воздвигнуть храм и дом во имя архистратига Михаила.

Часовой рассказал о видении начальнику, тот доложил выше, так дошло и до императора, который с радостью принял решение о строительстве на этом месте своего замка, которое и сам выбрал уже давно)))

Дворец строили аврально и качественно. Так строят в России только для императоров и олимпиад...

Одновременно со строительством Павел не забывал заниматься и другими государственными делами. В течении своего царствования им было отправлено в отставку 7 фельдмаршалов, 333 генерала (из 500) и 2261 штаб-офицеров и обер-офицеров. И не самодурство Павла, а борьба с нарушением воинской дисциплины, казнокрадством, «растаскиванием» солдат из полков и другими обычными в то время должностными преступлениями начальствующего состава.

Он ввел армейские Уставы, создал первые в мире крупные саперные подразделения, заставил офицеров ходить не на балы, а по плацу. Армия поднимала боеготовность и училась воевать настоящим образом, получая современное вооружение и обмундирование.

Дворян, не служивших в армии и уклоняющихся от службы в выборных должностях, Павел повелел предавать суду. Хочешь быть дворянином - служи! При этом солдат наказывали редко, им увеличили жалование и медицинское обеспечение. И именно все это в комплексе и позволило позже разбить отлично укомплектованную и обученную армию Наполеона, но вернемся к замку.

После встречи с монахами Мальтийского ордена, Павел по сути присоединил Мальту к России, взяв ее под российскую опеку и охрану. Там планировался большой гарнизон и морская база.

Император спешил построить свою резиденцию-крепость, так как понимал что ему предстоит нешуточная борьба с Англией за мировые сферы влияния. Он знал что его окружает много предателей, опасался за свою жизнь и хотел иметь надежный тыл.

Для ускорения строительства, Павел приказал забирать строительные материалы с других объектов. Можно сказать все силы Петербурга и и окрестностей были брошены на этот объект.

Декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры доставили из Царского Села и Академии художеств. Из Таврического дворца был доставлен наборный паркет. В Царском Селе было разобрано несколько павильонов, подобной участи удостоился и дворец в Пелле.

Со стройки Исаакиевской церкви (тогда Исаакиевского собора еще не было) мрамор, в том числе знаменитый своим мрачным пророчеством фриз, который поместили над главными воротами. О пророчестве можно прочитать под ссылкой в начале поста.

По некоторым легендам Павлу предсказали будущее всех Романовых... и строительством такого замка он хотел защитить не только свою семью, но и всех потомков. Построить для них неприступный дом-крепость, которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог. Не получилось...

Замок расположен у начала реки Мойки, вытекающей из реки Фонтанки. Такое расположение позволяло достаточно легко превратить территорию замка в искусственный остров. Внутрь можно было попасть только через тщательно охраняемые мосты.

ТРИ ГОДА! Всего три года работ днем и ночью и замок уже стоял! Это действительно удивляет! Особенно если учесть что Исаакиевский собор строили 40 лет.

Обращенный к Фонтанке восточный фасад имеет полукруглый выступ с куполом и флагшточной башней. На флагштоке поднимали штандарт императора, когда Павел I находился в замке. До середины XIX века года к входу с востока вела веерообразная лестница, украшенная декоративными вазами и статуями Геракла и Флоры, привезенными из Италии. Ничего из скульптурного убранства не сохранилось до наших дней.

Общая территория замка вместе с различными вспомогательными постройками достаточно обширна. Она начинается со стороны Невского проспекта, от Итальянской улицы. Здесь стояли тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых был предназначен для членов императорской семьи. От ворот к замку начиналась широкая аллея (сейчас - Кленовая улица), которую с обеих сторон отграничивали здания конюшен и манежа (экзерциргауза - здания для проведения строевых учений во время непогоды).

Далее шли трёхэтажные павильоны кордегардии, и начинались предзамковые укрепления. Непосредственно перед замком располагалась площадь Коннетабля (сейчас - площадь Петра Великого), где стоит памятник Петру I (о его легендах и истории создания ниже под ссылкой).

Площадь Коннетабля, ранее так же была окружена рвом с водой, через который в южной части был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам от которого стояли пушки. Ныне этого рва не существует. Все выглядело как на фото ниже (картинка кликабельна, текст можно прочесть).

В первоначальные проекты Павлом периодически вносились уточнения и улучшения (13 изменений). Он был капризным и властолюбивым монархом. Но замок получился хоть и строим, но изящным.

Трёхчастный мост через Воскресенский канал.

Вид на Инженерный сквер и конную статую Петра I.

Первый камень нового замка был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Замок строился с 1797 по 1801 год. Окончательный проект, с учётом предыдущих, разработанных самим Павлом, принадлежал архитектору В.И. Баженову.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Согласно документов, число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно.

По плану, замок имеет форму квадрата с закруглёнными углами и парадным въездом с южной стороны. К воротам замка через Воскресенский канал перекинут так называемый "трёхчастный мост", который по сути представляет собой три сходящихся к воротам моста.

Средняя часть моста предназначалась для въезда в замок царской семьи и иностранных послов, два крайних - для всех прочих посетителей и гостей.

Михайловский замок был освящён в день святого Архистратига Михаила, 8 (21) ноября 1800 года.

Работы по внутренней отделке и убранству продолжались ещё до марта 1801 года, а Павел I с семьёй переехал в новых дворец 1 февраля 1801 года.

По свидетельствам очевидцев, в 9 часов 45 минут императорская семья начала церемониальное шествие от Зимнего дворца к Михайловскому замку. Путь следования охраняли расставленные заранее гвардейские полки, палили пушки и звучала музыка полковых оркестров.
В Михайловском замке императора и его фамилию уже ожидали высшие военачальники, иностранные послы и министры.

Общая стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Считается, что это самая дорогая постройка XVIII века.

Есть легенда, что цвет стен замка был выбран в тот перчаток фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

В советское время стены замка были кирпично-красного цвета, и считалось что это цвет исторический и таким цвет и был изначально... тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но во время последней реставрации, были найдены остатки первоначальной краски. И этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке. Ныне замок имеет именно такой необычный "веселый", я бы даже сказал "женский" цвет.

Многие послы вспоминали что замок был "сырым". Его не успели подготовить к переселению императорской семьи, но Павел все равно решил в нем жить. Чтобы немного уменьшить сырость, на подоконники клали свежеиспеченный горячий хлеб (считалось он хорошо впитывает влагу). Представляете какой в замке был запах и как все это выглядело))) Но согреть холодные и промерзшие толстые стены замка и убрать сырость, да еще в таких больших помещениях в зимние морозы было сложно. Практически невозможно. Все мерзли, но терпели.


Кюгельген фон Г.(Gerard von Kugelgen) Император Павел I с семьей.

Только в спальне самого Павла (которая была отделана белым деревом) было сухо и тепло. Во всех других залах и больших помещениях стоял туман, а у окон встречалась даже наледь в руку толщиной. Увы, но прогреть его как следует Павел так и не успел... как его убили читайте

С 1918 по 1941 и с 1945 в замке размещается военно-инженерная школа (Ленинградское военно-инженерное училище), а во время Великой Отечественной войны (1941—1945гг) здесь находился госпиталь. Во время бомбёжек в восточную часть замка попала тяжёлая авиабомба, которая разрушила Парадную столовую и сильно повредила крышу.

Парадный внутренний двор замка восьмиугольный. Из него можно попасть на четыре лестницы: Парадную, и ведущие в церковь, жилые покои и кардегардную.

Памятник Павлу I. Первому... и последнему...

Памятник скульптора В.Э. Горевого и архитектора В.И. Наливайко. Он появился спустя 203 года после того, как сам Павел установил перед главным фасадом памятник своему прадеду, императору Петру I.

Этот памятник заслуживает лучшего места чем внутренний двор замка.

Cогласно легенды, в подземельях Михайловского замка спрятан ларец с великими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, включая "Грааль".

После убийства Павла, его детище - Михайловский замок, был словно проклят и пришел в запустение.

Александр I (для свадебного подарка), переплавил в столовые приборы серебряные врата церкви. Этот подарок получила его сестра Анна Павловна, королева Нидерландов. Не хотел бы я кушать с таких столовых приборов, даже в современное антирелигиозное время.

Говорят Александр корил себя за участие в заговоре против отца и за причастность к его убийству. Судя по поступкам, не похоже.

Николай I приказал архитекторам снять во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1823 году замок заняло Главное инженерное училище от которого пошло его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный».


Занятия юнкеров Николаевского инженерного училища в Георгиевском зале.

В 1830-х годах здесь обучались будущие звезды России - писатели Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, выдающийся русский электротехник, изобретатель дуговой лампы Н. Н. Яблочков, физиолог И. М. Сеченов иьдаже композитор Ц. А. Кюи. Здесь получил образование выдающийся советский фортификатор, погибший в гитлеровском концлагере Герой Советского Союза генерал Д. М. Карбышев.

На протяжении почти двухсот лет в Михайловском замке располагались военно-учебные заведения, затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.
В 1991 году Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

К 300-летнему юбилею города Михайловский (Инженерный) замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде. Замок был передан Государственному Русскому музею.

Михайловский замок, ставший последней резиденцией "русского Гамлета" - императора Павла I, давно привлекает внимание любителей городских легенд. Легенды о призраке убитого Павла пользовались популярностью в 19 веке.

Наследник Павла – император Александр I передал замок в управление своему брату Николаю, который открыл в здании Инженерное училище. Бывший дворец получил второе название – Инженерный замок, ставший для учеников-кадетов «местом ужаса». По ночам ребятам чудилось, будто по коридорам бродит неприкаянная тень императора.

Бытописатель Николай Лесков (можно сказать, блогер века 19) упоминал о легендах Михайловского (Инженерного замка) в своих «Кадетских воспоминаниях»:
«У домов, как у людей, есть своя репутация. Есть дома, где, по общему мнению, нечисто, то есть, где замечают те или другие проявления какой-то нечистой или по крайней мере непонятной силы. Спириты старались много сделать, для разъяснения этого рода явлений, но так как теории их не пользуются большим доверием, то дело с страшными домами остается в прежнем положении.

В Петербурге во мнении многих подобною худою славою долго пользовалось характерное здание бывшего Павловского дворца, известное нынче под названием Инженерного замка. Таинственные явления, приписываемые духам и привидениям, замечали здесь почти с самого основаниям замка»

«Как сама постройка, так и все оборудование Замка бросают свет на характер и вкус почившего монарха » - писал современник Коцебу после смерти Павла.

Еще при жизни Павла ходили слухи, будто государь разговаривает с призраками и способен предвидеть будущее. Он предвидел революцию в России и гибель династии Романовых. Свои предсказания он изложил в письме, которое велел вскрыть спустя сто лет после своей смерти. Адресатом письма оказался Николай II... В письме были строки "святой император... сменишь ты корону на венец терновый..."

Известна легенда о встрече Павла с призраком прадеда. Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг рядом оказался человек, завернутый в широкий плащ. Павел обратился к Куракину:
- С нами кто-то идет рядом
Однако спутник никого не увидел.
Вдруг призрак заговорил:
- Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие.
Подойдя к середине площади он произнёс:
- Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь.
Уходя, незнакомец приподнял шляпу, Павел разглядел лицо Петра.
Слова призрака сбылись, именно на этом месте был установлен знаменитый Медный Всадник.

Лесков упоминает, будто не только Павел видел тень Петра Великого:
«Еще при жизни императора Павла тут, говорят, слышали голос Петра Великого, и, наконец, даже сам император Павел видел тень своего прадеда. Последнее, без всяких опровержений, записано в заграничных сборниках, где нашли себе место описания внезапной кончины Павла Петровича, и в новейшей русской книге г. Кобеко. Прадед будто бы покидал могилу, чтобы предупредить своего правнука, что дни его малы и конец их близок. Предсказание сбылось.

Впрочем, тень Петрова была видима в стенах замка не одним императором Павлом, но и людьми к нему приближенными. Словом, дом был страшен потому, что там жили или по крайней мере являлись тени и привидения и говорили что-то такое страшное, и вдобавок еще сбывающееся. Неожиданная внезапность кончины императора Павла, по случаю которой в обществе тотчас вспомнили и заговорили о предвещательных тенях, встречавших покойного императора в замке, еще более увеличила мрачную и таинственную репутацию этого угрюмого дома. С тех пор дом утратил свое прежнее значение жилого дворца, а по народному выражению – «пошел под кадетов».

Павел правил недолго (4 года, 4 месяца и 4 дня), оставшись в тени матери Великой Екатерины и сына Александра - победителя Наполеона.

К личности Павла часто относятся предвзято, представляя карикатурно - глуповатым безвольным истериком. Историю обычно пишет победитель, выставляя предшественника в неприглядном образе.

Павел возглавлял Мальтийский орден (по одной из версий, именно мистические знания стали причиной его скорой смерти). Неужели глупый истерик получил честь стать хранителем вековых тайн ордена? Или рыцарям-мальтийцам понадобился "свой человек" на троне?


Император Павел - глава мальтийского рыцарского ордена. Государь желал соответствовать своему статусу, его резиденция строилась по примеру старинных рыцарских замков.

Прозвище "русский Гамлет" Павел получил во время путешествия по Европе, когда был царевичем. В честь приезда Павла в Венской Опере должны были представить "Гамлета" Шекспира, но кто-то заметил, что тогда в зале окажется два Гамлета: один на сцене, другой - в ложе. Вместо "Гамлета" будущему императору представили "Свадьбу Фигаро".

Выбор места постройки мистического замка тоже связан с легендами.

Согласно легенде, солдату-часовому в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием, который сказал: «Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Поэтому имя замку было дано - Михайловский.


Дворец Елизаветы Петровны, на месте которого был построен Михайловский замок

По другой версии к Павлу явился старец, который велел начать строительство нового дворца на месте, где он родился (Летний Дворец императрицы Елизаветы Петровны), и назвать замок в честь архангела Михаила.

Однако, несмотря на это благоволение свыше, замок оказался связан с мрачными предсказаниями.
Говорили, будто кудесники предсказали - Павел умрёт на том месте, где родился. Также существует предание о том, что император сам предрек свою кончину, сказав: «На этом месте я родился, здесь хочу умереть».

Государь и его семья переехали в Михайловский замок 1 февраля 1801 года, в день святого архангела Михаила, в честь которого и был назван замок.

Павел торопился въехать в новый дворец, в котором до конца не были завершены работы.
«Ничто не могло быть вреднее для здоровья, как это жилище. Повсюду видны были следы разрушающей сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиною и шириною в несколько ладоней, пробегающие с верху до низу по углам…. Но император был до того поглощен своим созданием, что самое осторожное порицание раздражало его» - свидетельствует Коцебу.

Историк Пыляев описывает первый торжественный вечер в новом дворце, который походил на бал призраков.
«Настолько был сыр дворец, что в первый раз, когда император дал в нем бал, в комнатах стоял такой туман от зажженных восковых свечей, что везде была густая мгла, и тысячи свечей мерцали, как тусклые фонари на улице. Гостей можно было с большим трудом различать в конце каждой из зал; они как тени двигались в потемках. Все дамские наряды и уборы отсырели, и в полутьме казались одного цвета».

Исследователи отмечают, что император предвидел свою трагичную судьбу.

«Из биографии императора Павла I известно, что видения и сны играли необычайную роль в его жизни. Накануне трагической ночи 11-го марта государю приснился кошмар, будто на него натягивали узкий парчовый кафтан и при этом с таким усилием, что он проснулся от боли. В следующую ночь (на 11 марта) Павел окончил свои дни…» - упоминает историк Плотников.

Другое предсказание связано с надписью на фасаде замка - цитатой из Библии "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ" . Говорили, будто после постройки замка сама Ксения Петербургская предсказала - что император проживет ровно столько, сколько букв в тексте над главными воротами Михайловского замка. Он прожил сорок семь лет, что точно соответствует количеству символов в цитате - сорок семь.


Фасад замка с роковой надписью "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ" - 47 букв

«Сообразно этому и толковал петербургский фольклор значение этой надписи для судьбы Павла: оно образует сумму из числа входящих в отрывок из Псалма букв: «число букв надписи точно соответствует числу лет, положенных Провидением для жизни убиенного императора - 47 лет» - пишет историк Плотников.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел был убит заговорщиками в собственной спальне. Он прожил в замке всего сорок дней. Тоже мистическое число - сорок дней после смерти отведено душе находиться на земле.

Накануне своей смерти в 10 часов вечера Павел ушел к себе. Современники рассказывали, что вдруг он стал задумчив, побледнел и вместо обыкновенного прощания сказал: «Чему быть, того не миновать».


Печальный памятник императору. Скипетр Павла опущен - знак потери власти и жизни

Призрак императора не покинул замок. Работники музея рассказывают, что тень Павла бродит ночами по тёмным коридорам со свечою в руке. Даже заходя в кабинет царя, служащие всегда приветствуют призрачного хозяина "извините, что побеспокоили, Ваше Величество", а услышав скрип паркета или хлопанье двери произносят "Доброй ночи, Ваше Величество".

По легенде, в ночь своей гибели тень императора появляется у окна и ждет, когда мимо пройдет сорок семь прохожих. Если вы вдруг увидите в окне призрак Павла, будьте вежливы и пожелайте его величеству доброй ночи.

В 1819 году дворец стал Инженерным училищем, истории о привидениях особенно полюбились ученикам. Старые легенды дополнялись новыми. В училище появился свой призрак шутника-кадета, который решил нарядиться мертвецом-императором и попугать своих одноклассников. Шутника разоблачили, и он исчез из училища навсегда. Ученики шептались, будто хулиган умер от наказания розгами или его уволок в преисподнюю сам разгневанный Павел.

История несчастного кадета описана в рассказе Николая Лескова.
«Особенно было в моде пугать новичков или так называемых «малышей», которые, попадая в замок, вдруг узнавали такую массу страхов о замке, что становились суеверными и робкими до крайности. Более всего их пугало, что в одном конце коридоров замка есть комната, служившая спальней покойному императору Павлу, в которой он лег почивать здоровым, а утром его оттуда вынесли мертвым. «Старики» уверяли, что дух императора живет в этой комнате и каждую ночь выходит оттуда и осматривает свой любимый замок, – а «малыши» этому верили.

Комната эта была всегда крепко заперта, и притом не одним, а несколькими замками, но для духа, как известно, никакие замки и затворы не имеют значения. Да и, кроме того, говорили, будто в эту комнату можно было как-то проникать. Кажется, это так и было на самом деле. По крайней мере жило и до сих пор живет предание, будто это удавалось нескольким «старым кадетам» и продолжалось до тех пор, пока один из них не задумал отчаянную шалость, за которую ему пришлось жестоко поплатиться. Он открыл какой-то известный лаз в страшную спальню покойного императора, успел пронести туда простыню и там ее спрятал, а по вечерам забирался сюда, покрывался с ног до головы этой простынею и становился в темном окне, которое выходило на Садовую улицу и было хорошо видно всякому, кто, проходя или проезжая, поглядит в эту сторону.

Исполняя таким образом роль привидения, кадет действительно успел навести страх на многих суеверных людей, живших в замке, и на прохожих, которым случалось видеть его белую фигуру, всеми принимавшуюся за тень покойного императора.

Шалость эта продолжалась несколько месяцев и распространила упорный слух, что Павел Петрович по ночам ходит вокруг своей спальни и смотрит из окна на Петербург. Многим до несомненности живо и ясно представлялось, что стоявшая в окне белая тень им не раз кивала головой и кланялась; кадет действительно проделывал такие штуки. Все это вызывало в замке обширные разговоры с предвозвещательными истолкованиями и закончилось тем, что наделавший описанную тревогу кадет был пойман на месте преступления и, получив «примерное наказание на теле», исчез навсегда из заведения. Ходил слух, будто злополучный кадет имел несчастие испугать своим появлением в окне одно случайно проезжавшее мимо замка высокое лицо, за что и был наказан не по-детски. Проще сказать, кадеты говорили, будто несчастный шалун «умер под розгами», и так как в тогдашнее время подобные вещи не представлялись невероятными, то и этому слуху поверили, а с этих пор сам этот кадет стал новым привидением.


Внутренний двор замка

Товарищи начали его видеть «всего иссеченного» и с гробовым венчиком на лбу, а на венчике будто можно было читать надпись: «Вкушая вкусих мало меду и се аз умираю».

Если вспомнить библейский рассказ, в котором эти слова находят себе место, то оно выходит очень трогательно.

Вскоре за погибелью кадета спальная комната, из которой исходили главнейшие страхи Инженерного замка, была открыта и получила такое приспособление, которое изменило ее жуткий характер, но предания о привидении долго еще жили, несмотря на последовавшее разоблачение тайны. Кадеты продолжали верить, что в их замке живет, а иногда ночами является призрак. Это было общее убеждение, которое равномерно держалось у кадетов младших и старших, с тою, впрочем, разницею, что младшие просто слепо верили в привидение, а старшие иногда сами устраивали его появление. Одно другому, однако, не мешало, и сами подделыватели привидения его тоже побаивались. Так, иные «ложные сказатели чудес» сами их воспроизводят и сами им поклоняются и даже верят в их действительность» - пишет Николай Лесков.

О гибели императора Павла и его комнате в следующем посте. Удалось записаться на экскурсию.
Моя заметка об убийства императора Павла и фото спальни, куда проникли заговорщики