Древние славяне и их соседи. Восточные славяне и их соседи в VI – IX вв

На востоке соседями славян были тюркские народы, которые уже создали свои государства. Это Тюркский, Хазарский, Аварский каганаты, Волжская Булгария. Часть тюркских народов приняли ислам. Правители этих государств - каганы имели неограниченную власть. В Хазарии официальной религией был иудаизм, что позволило Л. Гумилеву сделать предположение о том. что Хазарское государство было основано евреями, проделавшими в свое время путь из Вавилона, через Кавказ в долину реки Волги и основавшими здесь свои поселения, в том числе крупнейший торговый город средневековья - Итиль. Славяне время от времени были данниками тюркских народов и хазар. На северо-востоке славяне мирно уживались с финно-угорскими народами (мордвой, весью, муромой, чудью). Финны были невысоки ростом. занимались звероловством, жили в землянках и шалашах, обменивали меха и кожи на оружие и арабские ткани, привозимые из Волжской Булгарии. Славяне селились среди финно-угорских племен, строили города: Изборск, Белоозеро и другие.

Достаточно активными деятелями конца 1 тыс. н.э. были жившие на Скандинавском полуострове германские племена норманов, которых европейцы называли «викингами», а славяне - «варягами». Это были отважные мореплаватели и воины. Известно, что один из норманских конунгов (военных вождей) Лейф Счастливый уже в 10 веке на своих ладьях (так назывались корабли скандинавов) добрался до берегов Северной Америки. Викинги часто вторгались в европейские города и грабили их. Славянские купцы нередко нанимали варягов для охраны своих торговых караванов, продвигавшихся по знаменитому в средние века торговому пути «Из варяг в греки», маршрут которого начинался в Скандинавии, пересекал Финский залив, реки Неву, Волхов, озеро Ильмень, Днепр и завершался в Византии. В рассматриваемое время норманы переживали процесс распада родовой общины. Молодые, конунги рвали традицию и искали опоры не столько среди сородичей, сколько среди воинов-дружинников. Энергия пассионариев выплескивалась в завоевательные походы. На Западе земли предков россиян граничили с территориями западных славян и балтийских народов. И те, и другие все чаще попадали под католическое влияние. Наконец богатым и авторитетным соседом славян была Византия. Военные походы в Константинополь (Царьград) становились делом чести славянских князей. Реципрокные раздачи награбленного имущества поднимали авторитет племенных вождей, создавались возможности для выдвижения «способных и честолюбивых» на руководящие роли в общине. К концу 1 тыс. н.э. у восточных славян накопилось немало проблем, решение которых было не под силу отдельным племенам. Это, например, потребности в обороне и ликвидация даннических отношений, установление торговых контактов с развитыми государствами, преодоление братоубийственного соперничества, развитие межплеменных обменов. Однако, племенной сепаратизм, подогреваемый язычеством, оказался настолько велик, что не позволил создать единые, надобщинные властные структуры.

Ранняя история восточных славян тесно связана с историей хазар, норманнов и византийцев. Хазары были ближайшими соседями полян на востоке. Кочевая орда хазар переселилась в Европу вслед за гуннами, аварами и болгарами. В отличие от других орд, прошедших через поволжские степи на запад, хазары, потеснив болгар, осели в Поволжье. Образование Хазарского каганата в середине VII в. изменило лицо Восточной Европы. Каганат на два столетия приостановил движение кочевых орд из Азии в Европу, что создало благоприятные условия для славянской колонизации Восточной Европы. В IX в. хазары подчинили себе некоторые восточнославянские земли. Вятичи, северяне, поляне и радимичи, обитавшие в непосредственной близости от границ Хазарии на Средней Волге и Поднеровье, стали платить дань каганату.

На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. в станы Европы подверглись натиску со стороны "кочевников моря" - викингов. Период викингов завершил эпоху "великого переселения народов". Ранние славянские поселения не сулили норманнам богатой добычи. (Это мнение Р.Г.Скрынникова, трудно с ним согласиться, учитывая, что сами викинги называли славянские земли "Гардарикой" (страной городов), а средневековые города были следствием достаточно крупной местной и транзитной торговли ). В Хазарию скандинавы попадали через Верхнюю Волгу. Великий путь "из варяг в греки" вел из моря Варяжского "в озеро великое Нево" (Ладожское), по рекам Волхов, Ловать через волоки на Днепр и в Понт Эвксинский (Черное море). По Черному морю викинги устремлялись к Константинополю. Проходя через земли славян, викинги захватывали пленных и продавали их в рабство.

Общественный строй.

Во II-V вв. Только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производственных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии закономерно стала ядром древнерусского государства. В VI - IX вв. пашенное земледелие, известное у антов, продвигается далеко в глубь лесной зоны. К концу рассматриваемого периода повсеместно развивалось ремесло. Выделялись специалисты - кузнецы, литейщики. Мастера золотых и серебряных дел, позднее - гончары. Создавались ремесленные поселки. Ремесленные мастерские концентрировались на городищах-погостах и в племенных «градах», становившихся зародышами феодальных городов. Исторически сложившееся различие между южной и северной частями русских земель постепенно стирались. Уровень ремесла и сельского хозяйства был таков, что допускал обработку земли силами отдельной семьи, родовая община становилась соседской.

На протяжении VI -IX вв. продолжался интенсивный распад родо-племенных связей. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делало излишним существование прочно спаянных родовых коллективов. Началась распашка новых земель силами отдельных семей. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, а на основе общности хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную, общину. Члены этой общины, индивидуально владея отдельными пашенными земельными участками, в то же время имели право пользоваться угодьями, принадлежащими общине.

В пределах общины развивался институт частной собственности. С VI в. вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечались оружие, кони и другое имущество. В результате походов на Византию славяне, по словам Иоана Эфесского, «разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих византийцев», особенно обогатилась племенная знать - князья и бояре. В некоторых Византийских источниках IV - VI вв. имелись известия о пленных, уводимых в страну славян (антов), и о выкупе за них. Удачные походы укрепляли положение князей и боярства. Росла имущественная дифференциация как внутри родовых общин, так и внутри племен. Выделялась постоянная племенная дружина, члены которой отличалась по экономическому и социальному положению от своих соплеменников.

Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений, а также усиление боярства - все это подготавливало возникновение нового, феодального способа производства и, следовательно, формирование раннефеодального государства.

Славяне - одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры. Первые письменные упоминания можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I-II вв. - Плиния Старшего, Тацита, Птолемея.

Расселение славян

Многие современные учёные считают, что первые славянские племена занимали территорию между Вислой и Днепром. В период Великого переселения народов (II-VI вв.) они заселили значительную территорию Европы, разделившись на три ветви :

  • западную (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южную (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточную (русские, украинцы, белорусы).

Великое переселение народов - термин, обозначающий совокупность передвижений европейских народов в IV-VII вв., большая часть которых была обусловлена давлением гуннов, пришедших на территорию Европы из азиатских степей в середине IV в.

Занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, поло-чане). Все они имели общие этнические черты.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. Этнические контакты восточных славян в VI-VIII вв. составляли: в Северной Европе - финно-угры (чудь, весь, мурома и др.); в Восточной Европе - балты (предки латышей, литовцев); в Азии - иранские племена (скифы, сарматы). Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами . С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Расселение восточных славян

Поляне и ильменские словене - крупнейшие восточнославянские племена раннего средневековья. Киевская (II-V вв.) и Пеньковская (VI - нач. VIII в.) археологические культуры - первые археологические культуры восточных славян.

Занятия славян

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве . Двухпольные и трехпольные севообороты в земледелии стали распространенным явлением в славянских землях VII-VIII вв., заменяя собой подсечно-огневое, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась. Также есть сведения о занятии славян рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное), интенсивно развивалась торговля .

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства . Во главе рода стоял старейшина. На смену родовым связям приходят территориальные. Кровнородственную связь сменила соседская община - вервь (мир). Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

Постепенно возрастала роль знати и вождей , обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. Период VIII - начало IX вв. в исторической науке называется военная демократия - это переходный период от первобытности к государственности. Ее признаки : участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач; народное собрание (вече ) как высший орган власти; наличие народного ополчения . Правящий слой: старая родоплеменная аристократия (вожди, жрецы, старейшины ) и разбогатевшие на эксплуатации рабов и соседей члены общины. Имело место патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи).

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество , которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы. К главным богами славян следует отнести:

  • Перун - бог грома, молнии, войны;
  • Сварог - бог огня;
  • Велес - покровитель скотоводства;
  • Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть племени;
  • Даждьбог (Ярило) - бог солнца.

Язычество - политеизм, вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Волхвы - служители языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Анимизм - вера в существование души и духов, одушевлённость всей природы.

Письменные источники, свидетельствующие о древних славянах, появились сравнительно поздно и датируются началом новой эры, если не считать несколько отрывочных и неясных мест из произведений авторов, живших еще до нашей эры. Самые ранние источники, содержащие сведения о русах, росах, относятся ко времени не ранее IX в., хотя некоторые исследователи говорят о появлении этого названия в более ранних источниках.

Славянские языки ныне представлены русским, украинским, белорусским, польским, чешским, словацким, болгарским, сербско-хорватским, словенским, македонским и лужицким, которые входят в семью индоевропейских языков. К этой же семье относятся германские (немецкий, английский, шведский, датский, голландский и др.), романские (французский, итальянский, испан­ский, португальский, румынский и др.), индийские (хинди, урду, непали, бенгали, сингали и др.), иранские (персидский, афганский, осетинский и др.), греческий, армянский, албанский языки.

Кроме того, существовали ныне исчезнувшие индоевропейские языки: латинский, положивший начало романским языкам, распространенным на территории бывшей Римской империи, хеттский – в Малой Азии, тохарский – в Средней Азии и другие, так называемые, мертвые языки.

В настоящее время народы, говорящие на индоевропейских языках, составляют самую многочисленную группу.

В далеком прошлом люди, говорившие на индоевропейских родственных языках, а возможно, на каком-то очень древнем индоевропейском языке, расчленявшемся на диалекты, обитали на сравнительно ограниченной территории, откуда расселялись сотни и тысячи лет. Среди них были далекие предки славян, еще не выделившиеся из массы других племен с индоевропейским языком. Это были не славяне, а лишь их отдаленные физические и языковые предки – протославяне.

Современные филологи и историки считают, что какие-то элементы индоевропейских языков существовали еще в эпоху мезолита (X-V тысячелетия до н.э.). В эпоху раннего матриархата мелкие родовые группы охотников и рыбаков продвигались с юга на север Средней и Восточной Европы вслед за отступавшим ледником. Датируется это временем, отдаленным от нас 10-12 тысячами лет. Период расселения вслед за отходившим на север ледником мезолитических родовых групп охотников и рыбаков был временем распространения в Средней и Восточной Европе древнего европеоидного расового типа.

В несколько более позднее время из Приуралья и Зауралья по северной таежной полосе Восточной Европы проникают на запад вплоть до Прибалтики и даже далее малочисленные группы охотников и рыбаков монголоидного (урало-лапоноидного) типа. На западе мезолитические культуры восточного происхождения доходят до Прибалтики, где стоянка Кунда датируется VII тысячелетием до н.э., восточнее располагаются другие культуры явно зауральского происхождения.

Это продвижение монголоидных элементов с востока на запад, сопровождавшееся смешением и ассимиляцией более древнего европеоидного населения, представляет собой не что иное, как проникновение на запад племен финно-угро-самодийской языковой семьи, древнейшей областью расселения которых были лесные полосы и лесостепь Урала и Зауралья. При этом и европеоидное население, и лапоноидное продвигалось с юга на север, с востока на запад не одновременно, а волнами.

На территории Восточной Европы создавались две основные языковые общности: индоевропейская и финно-угорская. Контакты между их носителями обусловили и метисацию, и древние языковые связи.

В период от XII-X и до VI-V тысячелетий до н.э., в эпоху холодного, субарктического и позднее несколько более теплого и сухого бореального климата, европеоидный расовый тип, продвигавшийся на север, изменял свой облик. Медленно и постепенно, на протяжении многих тысяч лет европеоиды расселялись волнами на север и, попадая в новую среду, в условия умеренного и холодного климата, меняли свой физический тип (посветление кожного и волосяного покровов, а также радужной оболочки глаз, уменьшение высоты лица). Так создавались различные варианты относительно поздно сложившейся малой северной европеоидной расы, сформировавшейся из различных расовых типов, подвергшихся общему для всех процессу посветления в условиях прохладного и влажного климата. Так, в балтийской зоне, в широком смысле слова (Ботнический залив – верхний Днепр-нижняя Висла), начали складываться признаки балтийской расы, оттеснившей и ассимилировавшей древний лапоноидный тип.

В более поздние, неолитические времена в Восточной Европе распространяются содержащий монголоидные черты уральский (на востоке) и европеоидный понтийский (лесостепь и степь) расовые типы.

Что касается центральных областей Восточной Европы, то здесь на древней европеоидной основе складывался расовый тип, получивший наименование восточноевропейского.

Протославяне на разных этапах своей истории сближались то с одним, то с другим народом (Малая Азия, Персия и др.). На морское побережье славяне вышли позднее. Отсюда можно сделать вывод, что они в глубокой древности не жили западнее современной линии Калининград - Одесса. А точнее, речь идет об их жительстве в области Полесья, междуречья Западного Буга и Днестра, верховьев Вислы.

В письменных источниках славяне выступают как венеды . О них еще знали в Древней Греции в VII в. до н.э. Геродот, писавший в V в. до н.э., сообщает о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов). Об индах, из земли которых, лежащей у берегов северного океана, привозят янтарь, добываемый где-то в реке, писал Софокл (V в. до н.э.). Сообщает об энетах Скилах (IV в. до н.э.). Об индах, занесенных бурей к берегам Западной Германии, упоминает в I в. до н.э. Корнелий Непот.

Немного подробнее говорят о венедах римские историки. В Певтингеровых таблицах - дорожниках, составленных в самом начале новой эры при императоре Августе, дважды упоминается племя венедов. Они являются соседями бастарнов, обитавших в Карпатах, итов и даков, занимавших низовья Дуная.

Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, можно сделать вывод, что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря (Венедского залива). Южная граница от северных склонов Карпат шла на восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, в юго-восточной - сарматов.

Земли, лежащие за Вислой и по побережью Варяжского (Балтийского) моря, славяне заняли позже, около начала новой эры, постепенно продвигаясь на запад. Этим объясняется то обстоятельство, что термин «венеды» неславянского происхождения, и сами славяне так не называли себя. Он встречается на территории обитания иллирийцев (современная Венеция), кельтов. По-видимому, такого же происхождения название германского племени вандалов. Возможно, что название «венеды» восходит к такой глубокой древности, которая исключает возможность точного объяснения. Во всяком случае, термины «венеты», «инды», «венеды» появились раньше, чем «славяне» в Повисленье и на берегах Венедского залива. Видимо, соседи славян, германцы и финны, когда заселяли эти края, перенесли на славян название древнего его населения.

Нет также и единого мнения по поводу имени «славяне». Существует предположение, что слово «Словен» или «славян» - от «слово», т.е. говорящий, владеющий языком, в отличие от не-умеющих говорить на языке; от «славы» в значении почетный, выдающийся; от местности, в названии которой имелся корень «слов» или «слав» (по аналогии с русскими волжанами, уральцами, сибиряками). Предполагают, что «слав» означало просто «народ», «племя».

Характерно, что уже Тацит говорит о набегах венедов на земли нынешней Прибалтики и на степи, где проживали сарматы, что является свидетельством подвижности венедов, обусловленной началом их расселения.

Если в древнейших письменных источниках о венедах имеются сообщения всего лишь в виде нескольких не очень ясных строк, то в более поздних источниках число их увеличивается, сведения о славянах становятся все более богатыми и отчетливыми. И объясняется это тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской империи, сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на территорию Византии, выйдя к берегам Русского (Черного), Адриатического, Эгейского морей, и поселились там, смешавшись с местным населением.

Византии пришлось сражаться и заключать союзы со славянами, приглашать их к себе на службу и поселять на своих землях, уступая им целые области.

Славянские поселения появились в Пелопоннесе, проникли в северную часть Апеннинского полуострова, в Малую Азию и побудили византийского императора Константина Багрянородного (X в.) констатировать, что вся страна ославянилась. В этом грандиозном процессе приняли участие и славяне Восточной Европы.

Следует отметить, что на северо-западе Восточной Европы славяне, в отличие от балтов и финно-угров, обладали более темным цветом волос и радужной оболочки глаз. Не случайно во времена Киевской Руси они называли балтов и финно-угров «чудью белоглазой».

Археологические раскопки показывают, что славяне пришли в Поднестро-вье, Побужье, Приднепровье поздно, не ранее VI в., и, вытесняя и ассимилируя балтов и финно-угров, довольно быстро в VIII - IX вв. заселили обширные пространства Восточной Европы до верховьев Оки, Дона, Волги, Западной Двины, Волхова, озер Нево (Ладожского) и Ильменского, Белого моря.

В IV - V вв. славяне переходят Карпаты, заселяют территории современных Чехии и Словакии, Австрии, Баварии, Венгрии. В результате исследований было установлено определенное единство культуры славян VI - VII вв. на всей территории, занимаемой славянами. Этой областью единства материальной культуры славян явилась обширная территория, охватывающая Днепровские Право- и Левобережье, Подесенье, Посемье, верховья Оки, Полесье, Поднестровье, Западный Буг, Восточную Румынию (Прут, Серет, нижний Дунай), Восточную и Южную Польшу, Придунайскую Болгарию, Чехию и Словакию (так называемая культура керамики пражского типа).

Славяне продвигались с этой территории довольно быстро во всех направлениях: на юг, где в VI - VII вв., форсировав Дунай, заселяют весь Балканский полуостров, появляются на островах Эгейского архипелага и Ионического моря, в Малой Азии; на запад, где в V - VI вв. переселяются на Лабу (Эльбу), а к IX в. южнее Гамбурга, в Южной Дании, занимают Рану (Рюген), достигают низовьев Рейна, побережья Северного моря.

В «Повести временных лет» (автор Нестор) вспоминается о тех далеких временах («по мнозех же временех»), когда в процессе переселения и расселения славяне, придя откуда-то (откуда - летописец не помнит), «сели по Дунаю, где есть ныне Угорьске земля и Болгарьска». «Угорьска земля» - это территория современной Венгрии, древняя Паннония. Кочевники угры (венгры, мадьяры) пришли в Паннонию с востока, из Великой Венгрии, расположенной где-то в Прикамье, проследовав через степи Восточной Европы лишь в IX в. Здесь они застали славян. До славян в этих землях жили кельты. Летописный рассказ свидетельствует о том, что Дунай не был прародиной славян. Давным-давно славяне пришли откуда-то и обосновались по Дунаю - таково содержание летописного предания.

К временам антов (анты - этноним, применявшийся византийскими писателями VI - VII вв. для обозначения части славян, заселявших территорию от Среднего Дуная до Дона, что соответствует ареалу распространения происко-пеньковской археологической культуры V - VII в.) относится рассказ «Повести временных лет» о трех братьях Кие, Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди; согласно легенде, они основали город, названный в честь старшего брата Киевом. Все три брата жили «на горах» у берега Днепра. Это были те времена, когда вокруг еще стоял «лес и бор велик», где охотились обитатели Киева. Кто же такой Кий? До летописцев дошло несколько легенд о Кие. Одна, что Кий - простой перевозчик. Но если бы Кий был простым перевозчиком, рассуждает летописец, то вряд ли он ездил бы к византийскому императору («царю») в Царьград. А Кий ездил, причем «велику честь принял от царя».

Итак, историки установили, что VI - VII вв. - время активного расселения славян на обширных территориях Южной, Средней и Восточной Европы.

Продвижение славян на территории Восточной Европы не встречало таких препятствий, как на юге, где им приходилось преодолевать сопротивление могущественной Византии. Славяне продвигались на восток и север, используя не только и не столько силу. Они жили бок о бок с балтами и финно-уграми, смешиваясь с ними и ассимилируя их. Но для той далекой поры еще говорить о восточно-, южно- или западнославянских языках рано. Их еще не было.

Уже в VI - VII вв. в языке славян Восточной Европы появились особенности, характерные для древнерусского языка IX - XII вв. Как считают историки и филологи, тогда существовал общеславянский язык с диалектными зонами. Их было две - северная (лесная) и южная (степная).

В «Повести временных лет» автор вспоминает некоторые племена славян: моравов, осевших по реке Морава, чехов и белых хорватов (в Прикарпатье), сербов («серобь»), хорутанов (словене), поляков (или ляхов), поморян - в Тюиснобалтийском Поморье, лютичей (жили в низовьях Одера и Эльбы), мазовшан в Прикарпатье, болгар. Летописец повествует о том, как славяне «сели» по Днепру и прозвались полянами, другие - древлянами, получив свое название от того, что жили в лесах. Жившие между Припятью и Днепром прозвались дреговичами, обитавшие по берегам реки Полота - полочанами. Те же славяне, которые «сели» около озера Ильмень, стали называться собственным именем - «словене» (ильменские славяне), а обитатели земель по Десне, Сейму и Суле назвались северянами. Кривичи жили в верховьях Волги, Западной Двины и Днепра.

Каковы же особенности отдельных восточнославянских племен тех времен, когда «имяху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья, каждо свой нрав» и жили «особе» ?

Прежде всего о полянах . Поляне, «яже ныне зовомые Русь», по свидетельству «Повести временных лет», жили «особе по горам своим». Летописец выделяет полян: они «мужи мудры и смыслени», «обычай их кроток и тих». Земля полян простиралась от реки Рось на юге до устья Припяти на севере. Главный город - Киев.

Соседями полян на западе были древляне . Древнейшими городами древлян являлись летописные Овруч, Искоростень и Малин. Западными соседями древлян были волыняне . Название их произошло от города Волынь, оно неоднократно менялось (первоначально их называли дулебы, затем бужане). По соседству с волынянами, восточнее, поселились дреговичи (дрягвя - болото).

На северо-западе Волыни жили ятвяги , племена балтийского происхождения, издавна сильно славянизированные, а на западе соседом являлось польское племя мазовшан. Еще дальше на юго-запад лежала земля белых хорватов - в Прикарпатье и Закарпатье, в верховьях Днестра.

На юго-западе восточнославянского мира лежали земли уличей (угличей) и тиверцев, которые тянулись по Днестру и доходили до Дуная и Русского (Черного) моря. Городища тиверцев найдены в Молдавии.

Едва ли не самой крупной этнической группой восточных славян являлись кривичи . Территория расселения их огромна. Земли кривичей раскинулись от Верхнего Понеманья до Костромского Поволжья, от Псковского озера до верховьев Сожа и Десны, от Нарвы до Березины. Восточную часть этой территории кривичи заселили позднее, чем западную. Кривичи, конечно, не были единым племенем. Выделяются смоленские, псковские, полоцкие кривичи.

К северу и северо-востоку от кривичей обитали ильменские словене (славяне). Кривичи с их полоцкой ветвью и ильменские славяне составляли мощный массив северо-западных, северных и северо-восточных славян Восточной Европы.

Что представляла собой юго-восточная группа славян - радимичи, вятичи, северяне?

Летописец Нестор приводит легенду о происхождении вятичей и радимичей от двух братьев Вятко и Радима, указывает, что они пришли с запада от «ляхов», причем Радим со своим «родом» обосновался на реке Сож, а Вятко - на Оке. Хотя летопись и говорит о происхождении радимичей и вятичей от «ляхов», но, по мнению некоторых отечественных ученых, эта версия сомнительна, другие же, ссылаясь на данные археологии и лингвистики, ее подтверждают. Южнее радимичей и вятичей на Левобережье Днепра, по Десне, Сейму и Суле жили северяне (севера, север).

Отдельные группы восточных славян, не составляя компактных масс населения, перед образованием Древнерусского государства и в период его складывания и расцвета появились на юге, юго-востоке и юго-западе: в Белой Веже (Саркел) на Дону, в Тмутаракани (Тамань), Кориве (Керчь), на острове Березань (при входе в Днепровско-Бугский лиман).

Общность культуры славян сохраняется и в средние века. У них единый языческий культ - Перун, или Перунич, Сварог, Волос, или Белее, русалки, или вил, и т.п. Не случайно летописец Нестор подчеркивает, что, несмотря на племенное деление - чехи, ляхи, моравы, лютичи, кривичи, словене, хорваты, хорутане (или словенцы), сербы и др., - «ба един язык словенск».

В VI - X вв. началось обособление восточной ветви славянских языков. В этот период зарождается древнерусский язык. Что касается диалектов восточных славян, то обнаружить их чрезвычайно трудно. Можно говорить о почти полном единстве восточных славян еще в VIII - IX вв. (по некоторым источникам, в X - XI вв.), но сами восточные славяне еще не консолидировались в единую древнерусскую народность, так как хотя язык и является основой любого этнического образования, но стать единственным определяющим признаком народности он не может.

«Повесть временных лет» перечисляет народы, которые платили Руси дань: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь (емь), литва, зимигола, корсь, нарома, либь (ливы). Вряд ли все эти племена были подлинными данниками Руси уже во времена образования Древнерусского государства. В частности, помещая среди данников Руси ямь и либь, летописец Нестор имел в виду современную ему ситуацию, т.е. конец XI - начало XII столетий.

Часть перечисленных племен не была так органически связана с Русью (литва, корель, зимигола, либь, ямь), как другие ассимилированные славянами (меря, мурома, весь). Некоторые из них впоследствии создали свою государственность (литва) или стояли накануне ее создания (чудь) и сложились в народности литовскую и эстонскую. Поэтому в основном остановимся на тех народностях, которые были наиболее тесно связаны с Русью.

Племена балтийских народов с самой глубокой древности заселяли Понеманье, Верхнее Поднепровье, Поочье, Верхнее Поволжье и большую часть течения Западной Двины. На востоке балты доходили до нынешних Московской, Тверской и Калужской областей, где они в глубокой древности обитали чересполосно с финно-уграми, аборигенами края. Расселение славян по землям балтоязычных племен обусловило славянизацию последних, которая завершилась в период образования Древнерусского государства.

Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя . В пределах нынешней России финны жили, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток.

Таким образом с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию "волхвы" и "кудесники") поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба кончалась победой славянства, и в VIII-Х вв. началось обрусение финнов.

Одновременно со славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны тюркского народа болгар волжских (чуваши) (названных так в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера по Каме и верхней Волгой. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многих подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали самостоятельно, но подвергались русским набегам и были окончательно разорены в XIII в. татарами.

На крайнем северо-западе соседями славян, по летописи, была чудь. Чудью в Древней Руси называли прибалтийские финно-угрские племена. К ним относятся волховская чудь (выходцы из различных племен, привлеченные великим водным путем «из варяг в греки»), водь, ижора, весь (кроме белоозерской), аисты (эсты). Во времена Нестора аистами называли балтов. Лишь с течением времени это наименование перешло на финно-угров в Эстонии. Во второй половине I тысячелетия н.э. восточные славяне пришли в соприкосновение с эстонскими племенами.

Восточнее эстов, на южном побережье Финского залива, жила водь (вакья, ваддя). Существенное значение в истории населения Восточной Европы сыграла весь. Это племя, заселив межозерье Нево (Ладоги), Онеги и Бело-озера, вышло на Северную Двину.

Трудно проследить историю карел (корел ) в период, предшествующий образованию Древнерусского государства, и на начальных этапах его истории. «Повесть временных лет» не говорит о карелах. Они обитали в это время на побережье Финского залива (у Выборга) и озера Неро. Основная масса карельского населения концентрировалась в северо-западном Приладожье. В XI в. часть карел вышла к Неве. Это и была ижора, инкери (отсюда Ингрия, Ингерманландия). В состав карелов вошла часть веси и волховской чуди.

Карелы не упоминаются среди данников Руси, видимо, потому, что Карелия никогда не была волостью Новгорода, а была лишь его составной частью (как водь и ижора), его государственной территорией. И как таковая она, подобно Обонежью, была поделена на части.

Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. до Р. Хр.) заселяли те места, на которых их позднее застали славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Зап. Двине в дремучих лесах ближайшей к морю полосы и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились на отдельные роды и взаимно враждовали.

Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкунь - бог грома), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. У литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те свои земли, на которые направлялась русская колонизация. Там же где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному влиянию.

Меря , по словам летописцев, располагались в Верхнем Поволжье: «на Ростовском озере меря, и на Клещине озере меря же». Но, по более поздним источникам, народы меря заселяли также ярославские и костромские земли, низовья рек Шексна и Молога. Как и меря, полностью обрусели мещеры и мурома - обитатели приокских земель.

Обрусение мери, муромы, мещеры, веси являлось следствием не завоевания, а мирного и постепенного расселения славян на восток, многовекового соседства, взаимного обогащения культуры и языка, причем в результате этого процесса распространялись русский язык и русская культура.

Влияние восточных славян испытывала на себе и мордва , особенно эрзя. Видимо, от мордовского племенного названия эрзя произошло название Ердзянь, русская Рязань.

Что касается северо-востока (перми, печоры, югры), то появление здесь русских следует отнести ко времени не позже X - начала XI вв., т.е. славяне уже в X в. доходили до Печоры, Югры и гор у Лукоморья (Урала).

Славянское влияние ощущается и среди мари (черемисов, цармисов), и камских, или волжских булгар, и в Хазарии. Обрусело булгаро-хазарское население степей Подонья. Белой Вежей стала после взятия ее киевским князем Святославом хазарская крепость Саркел, превратившаяся в ремесленный и торговый центр, город.

В Поднепровье, на территории Днепровского Левобережья и в Посемье славяне ассимилировали древнее ираноязычное население . Это были аланы - «ясы» русских летописей, потомки сарматов. Несомненно влияние славян на более позднее кочевое и полуоседлое население степей и лесостепной полосы. В 30-е гг. IX в. в степях появляются кочевники венгры (мадьяры). Выходцы из Прикамья, ближайшие родичи югров (хантов и манси), венгры долгое время соседствовали с восточными славянами. Печенеги, торки и берендеи обосновались в Поросье, под влиянием русских переходя к оседлости.

К Руси, несомненно, тяготели так называемые половецкие города: Балин, Чешуев, Сугров и Шарукань. В связи с тем, что эти города населяли в основном христиане, то понятна их духовная близость к русскому народу. Славянское влияние распространялось на Тамань, Северный Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность. На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с романизированными потомками древнего гетодакийского населения края. Это были далекие предки влахов.

По отношению к финским и литовским своим соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с хазарами .

Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане.

Влияние ислама и еврейства было особенно сильно; хазарский хан ("каган" или "хакан") со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было распространен ислам, но были и христианская вера и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекло к хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII столетии некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России, свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и IX вв., когда Русь находилась под прямой хазарской властью, а затем под значительным хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели под напором печенегов русские сами стали нападать на хазар и способствовали падению Хазарского государства.

Варяги не были прямыми соседями славян, но жили "за морем" и приходили к славянам "из-за моря". Именем "варягов" ("варангов", "вэрингов") не только славяне, но и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли.

Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить по чужбине; в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию.

Сред и же русских славян с середины IX столетия варягов было много. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов "за море" на их родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще незаметно - знак, что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.