Древняя русь в 10. Киевская Русь X-XII вв

РАЗДЕЛ I Древняя Русь в 9-13 веках

Лекция 2. Образование Древнерусского государства 9-10 вв.


«Предпосылка» - условие или обстоятельство, благоприятное для возникновения некоторого явления, развития каких-либо событий.

Государство переводится как сила, обращенная на чужого.

Важнейшая предпосылка для начала становления государства – существование хотя бы минимальной организации общества.


Предпосылки образования государства

  • Однотипная среда обитания
  • Близость традиций, языка, верований
  • Внешняя опасность, исходившая как от северных, так и южных соседей

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.


Расширение контактов между племенами.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

И от тех варягов прозвалась Русская земля.

И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро.

Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.


1 этап объединения восточных славян в единое целое

Для прекращения междоусобиц славянские племена объединившись , обратились к варягам. Варяги откликнулись на призыв.

Сформировались ДВЕ первые значительные территории как самостоятельные образования в восточнославянских землях (КИЕВ и НОВГОРОД)


«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским…

И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским»


Проверь себя

Кого в летописи звали мужем (княжеским мужем) ?


2 этап объединения восточных славян в единое целое

ОЛЕГ , принявший власть после смерти Рюрика (так как сыну Рюрика ИГОРЮ было мало лет), объединил территории Новгорода и Киева и стал

ПЕРВЫМ ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ КИЕВСКИМ ,

правившим

с 912 по 945 гг.


«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: „Я враг их» и вам (им платить) незачем».

Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: „Кому даете дань?». Они же ответили: „Хазарам». И сказал им Олег: „Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал .


«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Нестор подводит итог:

«И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал

Таким образом, начался процесс образования единой территории многонационального древнерусского народа.


Структура организации государственной власти и управления в Киевской Руси

Законодательные функции

Великий князь киевский

Персональная групповая общая

власть власть власть

Исполнительные функции

Дружина младшая

(отроки, детские, чадь, гриди, рядовичи)


Проверь себя

Вопрос 1.

Великий князь киевский – персона, которой принадлежит высшая государственная власть.

Приведите термин, именующий тип государства, в котором власть принадлежит одному человеку.

Великий князь киевский


Проверь себя

Вопрос 2.

Старшая дружина и старцы градские – группы политических деятелей.

Приведите термин, именующий тип государства, в котором власть находится в руках небольшой группы, немногих людей.

Дружина старшая

Старцы градские


Проверь себя

Вопрос 3.

Вече киевское

Вече – общее собрание свободных граждан.

Приведите термин, именующий тип государства, в котором власть принадлежит такому или подобному собранию?




ОТВЕТЫ И ВЫВОД

Великий князь киевский

Вече (киевское) – общее собрание свободных граждан

Дружина старшая (князья, бояре)

Старцы градские (киевские) старейши-ны

МОНАРХИЯ

ДЕМОКРАТИЯ

ОЛИГАРХИЯ

Таким образом, древнерусские формы организации государственной власти идут в общем русле с европейскими государствами.


Осуществление государственных функций в Древнерусском государстве на практике

Главнейшая задача обеспечения государства решалась сбором произвольно устанавливаемой дани с подчиненных племен при личном участии великого киевского князя и его бояр.


«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

В тот год сказала дружина Игорю: „Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, – поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства.

Восстание древлян и убийство великого князя киевского Игоря.


Ольга , жена великого князя Игоря, привела к повиновению древлян и осуществила экономические реформы.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

А как взяла город [ Искоростень]и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги ; и сохранились места ее стоянок и места для охоты.


Первые экономические реформы

Установление УРОКОВ

четко определенные размеры дани, которые следовало платить в определенные сроки. В отличие от « ПОЛЮДЬЯ », это стало более цивилизованной формой налогообложения, поскольку дань собиралась лишь один раз в год в натуральной форме.

Установление ПОГОСТОВ - Они представляли из себя небольшие центры княжеской власти, где производился сбор дани.


РЕФОРМЫ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Следующим этапом стало назначение тиунов -сборщиков дани на погостах.

Реформы княгини Ольги способствовали тому, что дань, которую собирали с автономных племен, заменили одинаковым фиксированным налогом, который выплачивало все население. При этом избегалась вероятность повторного сбора с одного плательщика.

Княгини Ольга в результате реформ создала особую систему руководства и управления - единую, центральную, государственную структуру.


Святослав Игоревич

правил до 972 г.

Уделял большое внимание внешнеполитическим вопросам, но

реформы его матери, княгини Ольги, продолжали действовать.


879-912 гг

912 – 945 гг

945 – 969 гг

964 - 972 гг


Проверь себя

Укажите год

(по летосчислению от Р.Х.) похода новгородского князя Олега на юг, в результате которого он захватил Смоленск, Любеч и, наконец, Киев .

882 695 1003 898


Проверь себя

Укажите год (по летосчислению от Р.Х.), в котором, согласно сообщению автора Повести временных лет Нестора, бояре Рюрика Аскольд и Дир стали правителями (князьями) в главном городе полян Киеве.


Проверь себя

Укажите имена двух бояр Рюрика, отпросив-шихся у него «с родом своим» в Царьград и, не дойдя до Царьграда, в качестве правителей (князей) осевших в главном городе полян Киеве.

Святослав


Проверь себя

Укажите исторический фактор (исторический процесс), ускоривший на Европейском континенте замену родоплеменных связей связями территориальными в середине I тысячелетия.

малый ледниковый период

великое переселение народов

изобретение колеса

становление великого шёлкового пути


Проверь себя

Укажите имя (название) варяжского племени (или народа), к которому, согласно сообщению автора Повести временных лет Нестора, обратились чудь, словене, кривичи и весь со словами: «Приходите княжить и владеть нами.»

древляне


Проверь себя

Приведите обобщённое название, употребляемое автором Повести временных лет Нестором для именования северогерманских народов, которым платили дань чудь, словене, меря и кривичи.


Проверь себя

Укажите имя первого князя новгородского, призванного на княжение, согласно «Повести временных лет», жителями новгородской земли во 2-й половине 9 в.


Проверь себя

Как называлось народное собрание в древней и средневековой Руси, обсуждавшее и решавшее важные общие дела (вопросы законодательства, суда, войны и мира, выборы и смещение князей и должностных лиц и т. д.)?


Проверь себя

Как назывались в Древней Руси княжие мужи, составлявшие старшую дружину?

стольники


Проверь себя

Как назывался в Древней Руси поход великого князя киевского с дружиной для сбора дани с покорённых племён?

Введение

1. Социально-экономический строй Древней Руси

2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси

Заключение

Литература


Введение

Именно с конца IX в. можно говорить о начале сложения большого государства, которое получило название Русь и появилось в результате прежде всего объединения двух главных политических центров восточных славян - южного с Киевом и северного с Новгородом. Период с X по XII вв., несомненно, очень значимый в истории Руси, изучение оного дает возможность разобраться в особенностях становления русского государства. Кроме того, он объясняет некоторые причины отличия исторического развития Руси от других древних государств.

Задачами нашей работы является рассмотрение комплекса различных аспектов жизни Руси X-XII вв. сквозь призму государственных проблем и сторон жизни непосредственно русского народа.

В контексте мировой истории следует отметить следующий момент - в становлении государственности Русь заметно отставала от передовых стран Западной Европы, но шла вровень (или даже опережая) со странами Восточной Европы, Скандинавии и Балканского полуострова. Русь напоминала раннюю Францию по длительному существованию мощной крестьянской общины. Однако на Руси свободное крестьянство, хотя и являлось частью общерусского войска в масштабных походах, не стало постоянной основой армии, как у франков, поскольку эти походы были лишь эпизодическими. Между тем как франкское общество, так и германское взросли на перманентных завоеваниях. Именно завоевания и стали в известной мере, наряду с влиянием феодализирующейся античной социально-экономической структуры, материального производства и духовной культуры, доставшейся франкам, лангобардам от античного мира, мощным катализатором и ускорителем общественного прогресса западных «варварских» государств. Бурный мир Запада, полный социальных и политических катаклизмов, не мог не торопить события. Русь в этом смысле не имела экспансионистских стимулов таких масштабов. Потому и рост служилой знати шел здесь более медленными темпами, потому и поместье не было поставлено в повестку дня и крестьянство надолго оставалось в состоянии относительной свободы, и не было охвачено так быстро феодальным поместьем, а потом вотчиной, как на Западе. Да и само формирование земельного фонда феодалов на Руси шло в основном за счет экспроприации социальной верхушкой земель разлагающейся сельской общины, а также за счет расхищения ее князьями, дружиной, церковью.

древний русь государственный экономический социальный


С распадом родовых связей ремесленники оседают в городах, составляя значительную часть посадского населения. Впрочем, от сельского хозяйства русские ремесленники так и не отрываются даже и в более поздние времена. С древнейших времен основным предметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В большом количестве вывозились рабы - добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие ткани, украшения, вина и т.д.

Экономика, как известно, особенно в древних обществах, тесно связана с социальной структурой и с собственностью на землю. Считают, что зарождение крупного феодального землевладения, начинается с X в., феодализм, постоянно развиваясь в Киевской Руси в XI-XII вв., приводит к феодальной раздробленности.

Славяне в X в. уже жили не родовым строем, и объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город. Согласно новейшим исследованиям, города как такового, т.е. экономического центра, на Руси до конца X в., вероятно, еще не было. Древнерусский термин «град» означал огороженное место, укрепление, которое естественно являлось центром группы сельских общин. Расцвет древнерусских городов падает уже на XI-начало XIII в. Более же ранние города представляли из себя либо центры местных князей, либо торговые фактории, ставшие центрами так называемого полюдья (платы соплеменников за отправление общественно полезных функций). На основе полюдья развились всякого рода кормления, которыми князья делились друг с другом и с боярами. Осуществляя в волости управление, князь или боярин получали за это плату, «кормились» за счет рядовых общинников. Институт полюдья характерен не только для Древней Руси, но известен во многих раннеклассовых обществах разных эпох. Для ранней Руси он имел исключительно важное значение, по сути дела определяя социальное лицо этого государства.

Таким образом, едва ли не главной задачей русских князей первой половины X в. была организация полюдья, а затем военно-торговых экспедиций с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра. Эти экспедиции носили регулярный характер, и их не следует путать с большими военными мероприятиями князей Олега и Игоря, результатом которых были заключения договоров, обусловливавших регулярную торговлю. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная - административно-налоговая: есть основания полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно распространенная прежде, была отменена и заменена систематической уплатой дани, которая собиралась в административных центрах (погостах) специальными чиновниками правительства (тиунами). Кроме того, Ольга прекратила внешние походы, стоившие потерь людьми, а самый буйный элемент, заинтересованный в таких походах (прежде всего наемных варягов), отправляла в качестве вспомогательных отрядов в Византию, где они сражались с арабами и прочими врагами империи. Наконец, Ольга приняла христианство, но только лично, а не в качестве государственной религии. По всей вероятности, княгиня рассчитывала, что ее примеру последуют сын и другие знатные люди. Но этого не случилось.

С начала X до середины XI стабилизировалась экономика страны, осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и с ближайшими зарубежными соседями, появлялись новые городские центры, а многие старые города быстро набирали силу. Складывающаяся государственная власть способствовала всем этим переменам. В свою очередь прогрессивное развитие страны содействовало стабилизации власти, ее развитию и совершенствованию в связи с запросами времени.

В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья, которые были полноправными правителями страны. Прежних мужей племенных княжений именовали боярами. Они составляли верхушку дружинного слоя, старейшую дружину. Низшим слоем была младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые. Но и те и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения - в военном деле, управлении страной, суде и расправе, сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами.

В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, так называемые отроки и детские. Все они были членами младшей дружины. Дружины старшая и младшая, прежде выполнявшие чисто военные функции, с конца X в. и в течение всего XI в. все более сливаются с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

Сам же великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военачальник шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной.

Русь IX-XII вв., по мнению И.Я. Фроянова, переживала период перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым, период, который можно определить как «раннефеодальный», сходный с тем, который выделяют на материале Западной Европы. Переходному периоду соответствовал и характер социальной борьбы. Народные выступления в Киевской Руси часто не поддаются однозначной трактовке, поскольку полифоничны по характеру, что объясняется сложностью переходной эпохи. То, что мы знаем о IX-X вв., позволяет констатировать только возникновение земельных владений (личных) великого князя - княжеского домена и, возможно, местных князей. Аналогичные процессы происходят в отдельных землях Руси, где на верху социальной лестницы оказывается бывшая племенная знать, начинающая прибирать населенные земли к своим рукам. Появляются данные и о том, что княжеские дружинники также становятся владельцами земель. Зарождается и вассалитет, который, однако, в это время был связан не с земельными пожалованиями, а с предоставлением права получения дани, которая собиралась с подвластных племен, с пожалованных великим князем земель. В рамках единого государства, чье мужание происходило в конце IX - начале X в. прежде всего под воздействием борьбы с сильными и опасными соседями, такими, как хазары, проходящие в Европу венгры, позднее - печенеги, социальные процессы развивались быстрее. Этому способствовало и то, что, несмотря на постоянное противоборство с Хазарией и со степью в IX-X вв., Русь не знала столь масштабных и опустошительных нападений со стороны степняков, как в прежние века. И в рамках этой крепнущей государственности проходили свою историческую эволюцию разложение родоплеменных отношений и появление первых знаков раннего феодализма. Однако на рубеже X-XI вв. отдельные земельные приобретения великих князей, местных княжат, бояр и дружинников тонули в море свободного общинного землевладения. Древнерусская знать - князья и бояре - существовали не за счет крупной земельной собственности, которая носила подсобный характер; свободный, платящий дань лишь государству, смерд был главной фигурой сельского мира Руси. К началу XI в. процесс феодализации на Руси стал уже необратимым. Именно в это время общинные земли по существу становятся принадлежностью коллективного собственника - государства, которое начинает их отчуждать по своему усмотрению вместе с крестьянами. Процесс разложения общины, появление в ее рамках отчуждаемой частной собственности на землю, аллода, ведет к дальнейшему социальному расслоению общины; создаются предпосылки складывания феодальных вотчин. С XI в. можно говорить и о ранних ростках боярской земельной собственности, а также землях монастырей и церкви в целом. Это произошло не сразу, и первоначально церковь существовала за счет десятины от княжеских доходов, как определил еще князь Владимир. Кажется, церковная собственность на землю возникла раньше боярской и в определенной мере стимулировала появление последней.

Государство – организация политической власти общества, опирающаяся на механизмы управления и подавления.

Признаки:

1. Территория и границы

2. Аппарат управления

3. Государственный суверенитет

4. Законодательство

5. Сборы и налоги со стороны власти

Формирование древнерусского государства:

1. Началось в VI века и шло до XII века

2. Окончательно сформировалось в IX века, благодаря норманам

Предпосылки:

1. Переход от качевого образа жизни к оседлому

2. Рости численности населения

3. Разделение труда

4. Появление частной собственности и социального неравенства

5. Одинаковый уровень культурного развития племен

6. Возникновение городов

Город – любое поселение огороженое крепостной стеной

IX-X века – 25 городов

XI век – 90 городов

XII век – 134 города

Полюдье – ранняя форма сбора дани

Территория сбора полюдья обозначала границы

За счет полюдья пополнялась казна государства

Полюдье имело коммуникативную функцию (помогло выстроить вассальные отношения)

Полюдье было отменено в середине X века

Причины возникновения Древнерусского государства:

1. Создание единой военной силы, для борьбы с внешними врагами (печенеги, норманы)

2. Создание закона, для урегулирования социальных отношений

3. Необходимость единой экономической системы для дальнейшего развития

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскии князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

Последствия:

1. Гуманная идеология

2. Консолидация общества

3. Создание церковной организации

4. Рост грамотности

5. Возникновение литературы и церковного искусства

6. Развитие отношений с христианскими странами

Особенности Древнерусского государства:

1. Многоэтничный состав

2. Значительная территория

3. Официальная религия – восточное христианство

4. Княжеско-вечевая система власти

Билет №5

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11 вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

Участвовали взрослые мужчины (с 12 лет)

Проходило на главной площади

С XI века стало собранием знати («300» поясов)

Князь из династии Рюриковичей

Был главой Вече

Мог захватывать новые территории

Мог получить титул князя по наследству (или от родственника)

Князь на Руси:

1. Военачальник

2. Главный судья

3. Главный сборщик подати

4. Главный дипломатический представитель

5. Основатель новых городов

6. Глава церкви

7. Главный законодатель

Формы передачи власти:

1. Лествичная

2. Отчинная

Княжеская власть – основа монархии

3. Дружина

Дружина – отряд профессиональных воинов

Возникла в V-VII веках

Структура:

1. Старшая дружина («Бояре» – изначально старшие дружинники)

2. Младшая дружина («Пасынки»)

Особенности:

1. Вассальные отношения

2. Дружинники не получали наделы (землю)

Социальная структура населения Руси:

1. Свободные люди: Знать и Смерды

2. «Полузависимое» население: закупы, изгои, «прощенники», «рядовичи»

3. Рабы: холопы(земледельцы), челядь(слуги), тиуны(управляющие)

Первые русские князья:

РЮРИК (862 - 879 г.г.)

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.

Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель.

Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.

Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.

ОЛЕГ (879 - 912 г.г.)

В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.

Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.

Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).

ИГОРЬ (912 - 945 г.г.)

Отразил набеги кочевников-печенегов.

Организовал военные походы против Византии:

1) 941 г. - закончился неудачей;

2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.

Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ОЛЬГА (945 - 969 г.г.)

Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.

Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:

1) уроков определения точных размеров дани;

2) погостов - установления мест сбора дани.

Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.

В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

СВЯТОСЛАВ (964 - 972 г.г.)

Сын князя Игоря и княгини Ольги.

Инициатор и руководитель многих военных походов:

Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)

Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)

Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)

Договор между Русью и Византией (971 г.)

Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

ВЛАДИМИР ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ (978 (980)) - 1015 г.г.)

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.

980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.

988 г. - принятие христианства на Руси.

(Причины принятия христианства:

Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;

Оправдание социального неравенства;

Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Значение принятия христианства:

Укрепило государство и власть князя;

Способствовало приобщению Руси к византийской культуре.)

При Владимире идет дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил удачные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города: Переяславль, Белгород и др.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

Историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на 3 этапа:

1. Вторая половина 9-10 века - объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации.

2. Конец 10-11 века - расцвет Киевской Руси.

3. Конец 11 - первая половина 12 века - начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, феодальная раздробленность.

Социально-экономические отношения.

С начала 10 века начался переход к феодальным отношениям. В их основе лежит собственность феодала на основное средство производства — землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. Выделяются два основных класса — крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Смерды - люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом, основная масса населения, делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей.

Зависимое население состояло из:

- закупов (разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем);

- рядовичей (зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»));

- изгоев (обедневших выходцев из общин);

- холопов (зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине);

- всего населения , работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать (представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники).

Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика.

1) язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;

2) язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

3) требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;

4) монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

5) появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

В 988 г. в Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. В Новгороде жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов (Мечом и огнем Русь крещена была) На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом.

Значение :

Церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

Изменение международное положение Киевской Руси, уравнение с остальными европейскими государствами, установление более тесных связей с соседними христианизированными странами;

Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

Христианство повлияло на развитие ремесла: возникли иконопись, фресковая живопись;

Церковь способствовала распространению на Руси письменности, при монастырях открывались школы, библиотеки;

Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.

Ярослав Мудрый (1019—1054). Летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком. Правление Ярослава Мудрого — время расцвета Руси: на западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву, был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией, дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили половцы.

В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь стала европейской державой. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. священник Илларион был избран митрополитом Руси. Русская церковь освобождалась от влияния Византии.

«Русская Правда » Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями. В «Правде Ярослава» закон допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой.

Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин. В Законе были видны черты социального неравенства. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем.

Владимир Мономах . В конце XI в. начинается процесс распада Руси.

Основными причинами его являются следующие:

1) утверждение феодальных отношений привело к образованию независимых местных политических центров и их борьбе с Киевом;

2) рост крупных городов — Смоленска, Чернигова, Полоцка, Галича, Суздаля, Владимира и др., их соперничество друг с другом за лидерство.

В 1097 г. князья съехались в родовой замок Владимира Мономаха Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли. За нарушение договора грозило наказание. => Русь распалась на «отчины» — наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.

Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича », в котором запрещалось долговое рабство, отменялась смертная казнь для холопов, беглых закупов. Устав упорядочил взимание ростовщических процентов, положение купцов и закупов. Мономах снял социальную напряженность в обществе. За годы его правления (1113-1125) были сделаны попытки восстановления единства Руси. Он заставил подчиниться многих князей. Своих сыновей направил в Новгород, Смоленск, Суздаль. Организовал поход против половцев, поддерживал отношения с Византией. При нем был создан новый летописный свод.

Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение », обращенное к сыновьям. Главная идея этого произведения — единство Руси, борьба с межкняжескими усобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли Русской. Молодым сыновьям своим он давал следующие советы: ешьте и пейте скромно; при стариках молчите; мудрых слушайте; будьте скромными; равнодушно относитесь к почестям.

Умер Владимир Мономах в 1125 г. Его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на удельные княжества. В 30-е годы XII в. начинается процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.

Структура Древней Руси по данным источников

Появление Древнерусского государства относится к концу $IX$ века. Оформление государства связано с объединением двух центров восточных славян: Киева с Новгородом. Центром объединения стал Киев, а с точки зрения племен – поляне. Образование Древнерусского государства связано с именем князя Олега, который, согласно летописи, в $882$ году подчинил своей власти окружающие племена. С $X$ по $XII$ века происходит становление государства.

Замечание 1

Из источников, позволяющих получить информацию о ранней истории Древней Руси, известны немногие. В первую очередь, это летописные сведения, которые могут быть использованы только с учетом несовершенства их данных, а также Договоры Руси с греками и описание Руси в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей».

Итак, исходя из данных источников, Древнерусское государство состояло из трех частей. Первую составляла «Русская земля» с центром в Киеве, где находился и двор великого князя, главы всего государства. Вторая часть представляла собой комплекс земель севера Восточной Европы, там проживали племена, которые заключили договор с киевским князем. По этому договору племена платили дань за управление и военную протекцию. Дань передавалась в Киев через наместника. И, наконец, третья часть – подчиненные власти Киева племенные союзы восточных славян. В целом, может показаться странным, что с виду одинаковые вторая и третья часть разделены между собой. Дело в том, что на севере речь идет о Новгородской земле, которая имела своего наместника из Киева, как правило, сына киевского князя, потому что Новгород был вторым по важности городом. Что касается других союзов племен – здесь киевский князь не встревал во внутренний уклад, вероятно, там продолжали править местные князья и родоплеменная верхушка.

Первые правители Древнерусского государства

Таким образом, как уже было сказано, согласно летописи начало Древнерусскому государству как политическому объединению положил князь Олег. В $882$ году он покинул Новгород, где правил, и двинулся на юг. Судя по всему, у Олега было внушительное войско, этнически довольно пестрое, там были и варяги, и славянские воины – представители племен кривичей, ильменских словен, и финноугры – воины чуди и мери.

Отправившись на юг, Олег занял такие города, как Смоленск и Любеч, и поставил там своих наместников князьями. Однако целью его был Киев, который он и захватил, убив его правителей – Аскольда и Дира. Затем Олег объявил Киев столицей государства.

Власть киевского князя распространялась военным путем на территориях племен древлян и северян. Племя радимичей приняли власть Киева добровольно, поскольку до этого они были данниками Хазарского каганата. Все племена, находившиеся под властью киевского князя, должны были платить ежегодную дань.

Замечание 2

Олег был успешным политическим и военным деятелем, судя по тому, что основав единое государство, он предпринял также ряд походов на Византию. Благодаря этим походам, нам доступны договоры Руси с Греками $907$ и $911$ годов. Эти договоры предоставляли торговые льготы русским купцам и решали некоторый ряд иных правовых вопросов.

Исходя их данных летописи, Олег правил на протяжении тридцати лет, а наследовал ему Игорь в $912$ году.

Князь Игорь наиболее известен своей гибелью от рук восставших древлян и последовавшей за ней местью его супруги Ольги. В самом деле, практически в начале правления Игоря древляне восстали, однако их бунт был подавлен. Древляне снова были обязаны платить дань, причем, после восстания она возросла.

В $915$ году у границ молодого Древнерусского государства появилось племя печенегов. Эти кочевники разгромили земли проживавших в степях Причерноморья хазар, а венгры и вовсе вынуждены были покинуть эти земли. Размах земель, на которых кочевали печенеги в начале X века, поражает: это территория от Волги до Прута.

Подобно своему предшественнику, Игорь также провел несколько походов на Византию. Однако первый поход, в $941$ году, был неудачным, флот Игоря был уничтожен. В $944$ году состоялся второй поход Игоря, по сути, результат был не особо удачным для Руси – по договору положения 907 и $911$ годов в целом подтверждались, но беспошлинная торговля отменялась.

В $945$ году князь участвовал в сборе дани с древлян. Согласно летописным сведениям, Игорь пытался дважды собрать дань, в результате дружинники князя были перебиты возмущенными древлянами, а сам он был казнен.

Смерть князя Игоря была отмщена его супругой Ольгой, жестоко расправившейся с древлянами. Также Ольга, уяснив, видимо, что система сбора налога явно несовершенна, провела реформу. Так, в $947$ году Ольга в Новгороде сделала нововведение: появилась система оброков и дани, жители должны были отправлять дань на определенную территорию – погост, где ее собирали специальные лица – тиуны. Княгиня Ольга также известна тем, что стала первым главой Древнерусского государства, принявшим христианство, что способствовало укреплению связей с Византией. Сын Ольги Святослав Игоревич свое княжение провел в военных походах, так что делами насущными до своей смерти продолжала заниматься его мать.

Святослав в $964$ году расширил территорию древнерусского государства за счет подчинения вятичей. Затем он нанес поражение Волжской Булгарии и сокрушил Хазарию. Русь укрепилась в Причерноморье, а также на Северном Кавказе. По смерти княгини Ольги Святослав поделил земли между своими сыновьями: Ярополку – Киев, Олегу – древлянские земли, а Владимиру – Новгород. Князь был убит печенегами в $972$ году при попытке вернуться домой из похода на Византию.

Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром

Рисунок 1.

Разделение Святославом земель привело к первой усобице между правителями Древнерусского государства. Победителем из нее вышел Владимир, ставший крестителем Древней Руси. При князе Владимире Русь завершила объединение территорий, присоединив Червоную и Карпатскую Русь, окончательно подчинив вятичей и радимичей. Попытка создания единого языческого пантеона в Киеве для укрепления единства государства провалилась, и тогда князь принял решение избрать новую государственную религию, которая бы укрепила власть Киева. Так в 988 году Русь приняла крещение. Это вывело Древнерусское государство на мировую арену. Русь получила международное равное признание.

После смерти Владимира началась новая распря между князьями. В ходе тяжелых столкновений между сыновьями Владимира многие погибли, а победил в итоге Ярослав, получивший затем прозвище Мудрый. При нем произошло оформление первого свода законов – Русской Правды. Во внешней политике род русских князей породнился с важнейшими европейскими династиями. Ярослав уделял большое внимание развитию культуры и градостроительства. Ярослав закрепил так называемую «лествичную» систему наследования, когда младший брат был наследником старшего. Эта система вызывала постоянные конфликты между родственниками.

Начало раздробленности

В середине $XI$ века на смену печенегам пришли новые кочевники – половцы. Сыновья Ярослава Мудрого, погрязшие в решении личных конфликтов, не смогли оградить государство от вторжения.

Замечание 3

Около $1072$ года Русская Правда была отредактирована Ярославичами на съезде, появилась так называемая «Правда Ярославичей».

С развитием феодальных отношений шел и рост городов. В связи с этим появлялись местные центры, стремившиеся проводить самостоятельную политику. Началась конфронтация с Киевом. Это было даже более весомой причиной грядущего начала феодальной раздробленности, чем особенности наследования великокняжеского стола. Триумвират Ярославичей не смог преодолеть раздробленность. Активные попытки укрепить и объединить государство в начале $XII$ века проводил Владимир Мономах, а затем его сын Мстислав Великий, однако они тоже не увенчались успехом.