Герои романа "Анна Каренина": характеристики главных героев. Граф алексей александрович каренин - белое приморье

Василий Сигарев

Пьеса по мотивам романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Действующие лица:

Анна

Граф Вронский

Лидия Ивановна

Ландо

Княгиня Беси

Степан Аркадьич

и другие.

Дом Карениных в Петербурге. Ночь. Измученный Алексей Каренин, опустив голову, сидит на краешке стула в своем кабинете. В полумраке у окна светится папироска доктора. Лица доктора не видно. Вдруг раздается страшный крик. Каренин испуганно смотрит на доктора. Доктор оборачивается на крик, склонив голову на бок.

КАРЕНИН. Так надо?

Доктор молча выходит из кабинета. Каренин на цыпочках бежит следом. Вбегает в спальню, где в скомканной постели лежит Анна. Подходит к Анне. Анна хватает его руки.

АННА. Не уходи, не уходи! Я не боюсь, я не боюсь! Возьми сережки. Они мне мешают. Ты не боишься? Скоро, скоро…

Каренин берет сережки, держит их в отставленной руке, вертит головой в поисках помощи от повитухи и доктора.

АННА. Нет, это ужасно! Я умру, умру! Поди, поди! (Страшно кричит).

Каренин умоляюще глядит на доктора, освобождает руку и пятится к стене. Стоит там с раскрытым ртом.

ДОКТОР. Ничего, ничего, все хорошо…

Каренин, как растерянная женщина, прижимает руки ко рту. Анна снова кричит.

КАРЕНИН. Что же это? Что ж это?

ДОКТОР (повитухе). Кончается…

КАРЕНИН. Кончается… Кончается…

Доктор и повитуха что-то делают с Анной. Каренин прячется за штору, затыкает уши. Крик, суетня доктора и повитухи, торопливое дыхание. Наконец все смолкает.

ДОКТОР. Кончено…

Каренин заворачивается в штору. Доктор вынимает его из этого кокона, за талию ведет к постели. Каренин закрывает глаза руками.

ДОКТОР. Кончено уже… Вы чего же не глядите?

КАРЕНИН. Кончено… Кончено…

Каренин пытается вырваться и убежать.

ДОКТОР. Смотрите, как все сделалось…

КАРЕНИН. Я не могу это…

ПОВИТУХА. Да еще мальчик.

КАРЕНИН. Пусть и мальчик… мне же чего?

АННА. Алексей, это мальчик.

Каренин открывает глаза. Видит Анну, что-то живое в руках повитухи.

АННА. Дайте мне его. Дайте, и он посмотрит.

ДОКТОР. Постойте, мы прежде уберемся.

АННА. Дайте, дайте!

Анне протягивают ребенка в пеленке. Кладут ей на грудь.

ПОВИТУХА. Ну вот, пускай папа посмотрит.

ДОКТОР. Прекрасный ребенок!

АННА. Это Сережа. (Каренину.) Да, Алексей?

Ребенок лежит на груди Анны. Каренин смотрит на него почти с отвращением. Кладет свою голову рядом, утыкается лицом в грудь Анны. И только сейчас ребенок начинает плакать. А вместе с ним и Каренин.

Поезд медленно ползет вдоль перрона. Изрыгает клубы пара и пыхтит. Каренин смотрит в окна вагонов. Проплывают лица, силуэты. Вот лицо Анны, она разговаривает с попутчицей. Вот в соседнем вагоне знакомое лицо офицера. Каренин останавливается на нем, они встречаются взглядами. Долго смотрят друг на друга, пока офицер не скрывается из виду. Каренин, ворочая всем тазом и тупыми ногами, идет по перрону в сторону вагона Анны. Офицер, что смотрел на Каренина, заметив его, скрывается в вагоне. Каренин пытается разглядеть его, идет дальше. Анна выходит из вагона.

КАРЕНИН (целует ей руку). Хорошо доехала?

АННА. Хорошо.

КАРЕНИН. И как хорошо, что у меня именно было полчаса времени, чтобы встретить тебя, и что я мог показать тебе свою нежность.

АННА. Ты слишком уже подчеркиваешь свою нежность, чтоб я очень ценила.

КАРЕНИН. Что в Москве?

АННА. Степан Аркадьич сильно нашкодил с гувернанткой, и Долли теперь в трауре.

КАРЕНИН. В который это раз?

АННА. Чтобы так - впервые.

КАРЕНИН. Я не полагаю, что впервые…

АННА. Мне так жаль их обоих. Он хочет прощения, она - не может этого дать, но я попыталась сделать все…

КАРЕНИН. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Вот ты вернулась, и мы теперь снова счастливая семья?

АННА. А каждая счастливая что же?

КАРЕНИН. Что есть сей вопрос?

АННА. Вольный дух Москвы.

КАРЕНИН. Вот уж не думал, что в Москве водится вольный дух.

АННА. Поверь, водится.

КАРЕНИН. Надеюсь, он не вскружил тебе голову?

АННА. Еще как вскружил.

КАРЕНИН. И что же теперь с этим духом делать? Как его изгонять?

АННА. Боюсь, он во мне крепко засел.

КАРЕНИН (смеется). Пока я чувствую только дух второго класса. Почему вас прицепили рядом? Весьма неудобное соседство. Пойдем?

АННА. Я и не заметила, что мы рядом.

КАРЕНИН. Полагаю, потому что скучала? Больше причин быть не может.

АННА. Возможно…

Говоря это, Анна глядит куда-то за спину Каренина. Каренин оборачивается. К ним идет офицер, что встретился с Карениным взглядом.

АННА (как будто объясняется за свой взгляд). Это граф Вронский.

Вронский подходит, кланяется.

ВРОНСКИЙ. Хорошо ли вы провели ночь?

КАРЕНИН. Довольно неплохо, невзирая на соседство.

АННА. Благодарю вас, очень хорошо. (Каренину.) Граф Вронский…

КАРЕНИН. А! Мы знакомы, кажется. Туда ехала с матерью, а назад с сыном. Вы, верно, из отпуска?

ВРОНСКИЙ. Да, возвращаюсь в полк.

КАРЕНИН. Что ж удачной службы. (Анне.) Много ли слез было пролито в Москве при разлуке?

ВРОНСКИЙ. Надеюсь иметь честь быть у вас.

КАРЕНИН (не оборачиваясь). Очень рад. По понедельникам мы принимаем.

Вронский, поклонившись, отходит. Анна старается не смотреть ему вслед.

АННА. Как Сережа?

КАРЕНИН (почти язвительно). Я вижу, что поездка твоя удалась.

АННА. Как Сережа?

КАРЕНИН. Сережа, а что Сережа… Мериет говорит, что он был мил очень и… я должен тебя огорчить… не скучал о тебе, не так, как твой муж. Какой, однако, дух! Пойдем.

Идут по перрону.

Носильщик катит вещи Анны за ними.

КАРЕНИН. Какие ты еще привезла новости? Где бывала?

АННА. Была у Щербицких на балу.

КАРЕНИН. На балу?! Вот новость! Танцевала?

АННА. Ты же знаешь, я не танцую, когда можно не танцевать.

КАРЕНИН. И было можно?

Анна молчит.

КАРЕНИН. Вижу, было нельзя. И кто же эти счастливцы?

АННА. Я не танцевала…

КАРЕНИН. Ладно, пусть не танцевала. Принимали хорошо? Совсем не помню, как принято принимать в Москве…

АННА. По-московски.

КАРЕНИН. Надеюсь, это - хорошо. Какие еще новости?

АННА. Граф дал двести рублей вдове.

КАРЕНИН. Граф?

АННА. Граф Вронский.

КАРЕНИН. Очень похвально с его стороны. И что за счастливая вдова?

АННА. На станции поездом задавило сторожа…

Каренин затыкает уши.

КАРЕНИН. Только не эти страсти, Анна! Прошу! Ты же знаешь…

АННА. Может он бросился…

КАРЕНИН (еще сильнее затыкает уши). Анна!

АННА. Или пьян был… А я танцевала…

КАРЕНИН. Анна!

АННА. Я танцевала с графом…

КАРЕНИН.

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→


Л.Н. Толстой написал роман в 1873-1878 годах. Это было время после крестьянской реформы 1861 года. В жизни России происходили существенные изменения, ко­торые распространялись и на бытовые, семейные отноше­ния, религиозные верования. Основное внимание в рома­не уделено повседневной жизни персонажей из различных слоев: дворян и чиновников.

Алексей Александрович Каренин - один из главных ге­роев книги. Роман базируется на любовной истории, и Толстой подробно описывает внешность героев. У Каренина было петербургски свежее лицо, самоуверенная фигура, не­много выдающаяся спина. При ходьбе он ворочал всем тазом и тупыми ногами. Круглая большая шляпа опира­лась на уши. Зябкие и костлявые ноги он завертывал пушистым одеялом. При улыбке открывались «неувядаю­щие белые зубы». Голос тонкий.
Алексей Александрович и его брат росли сиротами. Отца они не помнили, а мама умерла, когда Алеше было десять лет. Состояние было маленькое. Их воспитал дядя, важный чиновник.

Гимназию и университет Алексей окон­чил с медалями и «с помощью дяди тотчас стал на вид­ную служебную дорогу». Брат умер.

Во время его губернаторства тетка Анны интригами по­ставила его в такое положение, что он якобы скомпроме­тировал девушку и должен на ней жениться. Каренин после долгих колебаний сделал предложение и «отдал жене все то чувство, на которое был способен». Над креслом в его кабинете висел овальный портрет Анны, прекрасно сделанный знаменитым художником.

В Петербурге Каренин «занимал одно из важнейших мест в министерстве». Работал Каренин очень много. «Каждая минута жизни Алексея Александровича была занята и распределена». «Он держался строжайшей акку­ратности». Работал «без поспешности и без отдыха». Ка­ренин отличался упорным честолюбием, сдержанностью, честностью, самоуверенностью. В работе стремился к со­кращению переписки, экономности. Анна отметила, что «...соображения родства не могут остановить его в выс­казывании своего искреннего мнения». Л.Н. Толстой с юмором пишет: «В голове его нарождалась капитальная мысль, долженствующая распутать все это дело, возвысить его в служебной карьере, уронить его врагов и потому принести величайшую пользу государству».

Служебную деятельность Каренина автор иллюстриру­ет делами об орошении Зарайской губернии и об инород­цах. Оба дела навлекли на Каренина неприятности по службе. Хотя Каренин и получил Александра Невского, восходящее служебное движение прекратилось. Но Каре­нин, желая приносить пользу, готовит один за другим про­екты: о причинах дурного состояния русских финансов; «по всем отраслям управления, указывая на средства к ис. правлению ошибок*.

Основательно Каренин отнесся и к воспитанию сына: прочел несколько книг по антропологии, педагогике, дидактике, составил план воспитания, пригласил лучшего педагога. Но искренности и доверия в отношениях с сы­ном так и не достиг. Ежегодно он с открытием весны и до июля выезжал на воды за границу поправлять свое здоровье. Каренин следил за всем «замечательным... в ум­ственной сфере». Его интересовали книги политические, философские, богословские, но он считал своим долгом зна­комиться и с поэзией, искусством. В театре у Карениных была ложа.

Алексей Александрович делал карьеру не без помощи кружка Лидии Ивановны. Жена посланника говорила о Каренине, что таких государственных людей мало в Ев­ропе. Княгиня Бетси удивлялась ясности и точности мыш­ления Каренина. В беседе со знаменитым путешественни­ком он поразил глубиною знания предмета. Адвокат при­знается Каренину: «Знаю вас и вашу полезную деятельность, как и всякий русский».

Оправдывая свою любовь к Вронскому, Анна обвиняет мужа, что он восемь лет душил ее жизнь, называет его министерской машиной и бесчувственным. Это обвинение, во-первых, странно слышать от женщины, которая сама упорно добивалась замужества с гораздо более старшим по возрасту Карениным. Во-вторых, эмоции Каренина силь­ны, но он сдерживает их проявление. Вспомним только один характерный в этом смысле эпизод, когда Анна объявила ему о своих отношениях с Вронским и заплакала. Алексей Александрович сдержался и «с привычной учти­востью простился с ней».

Каренин полюбил дочь Вронского и Анны и после смер­ти жены забрал ее у Вронского. После рождения девочки Каренину «досадно было на жену за то, что она не забо­тилась об этом прелестном ребенке». Он даже сначала со­гласился полностью на все условия Анны, которые дадут ей счастье. Но Анна не потребовала развода и уехала с Вронским за границу. Каренин был готов поступиться своими принципами. «Чувство собственного достоинства и уважение к религии не позволяли ему принять на себя об­винение в фиктивном прелюбодеянии и еще менее допус­тить, чтобы жена, прощенная и любимая им, была ули­чена и опозорена». Жене, по смыслу закона церкви, «не может быть брака, пока муж жив».

Каренин постоянно заботился, чтобы к пятнадцатому числу передавались деньги жене на расходы.

После измены Анны Каренин утратил любовь к сыну. Ему так казалось. Но он заботился о нем, о его воспита­нии. Каренин стал уделять больше внимания религии, христианству. Он всегда верен своему слову. Когда напо­ристый Облонский уговорил-таки его приехать в гости, Каренин уныло ответил: «Я обещал и приеду».

У внимательного читателя складывается сочувственное отношение к Каренину. Его ум, образованность, честное отношение к работе, административный опыт, тактич­ность, чувство долга вызывают у нас уважение. Идеаль­ных людей нет. Не стоит акцентировать внимание на мел­ких недостатках Каренина.

Даже не знаю с чего начать. Попробую систематизировать тот хаос, который творится в голове после просмотра "смелой экранизации".

Сюжет . Я понимаю, что сложно в рамках двухчасового фильма вместить все, о чем писал Л.Н. Толстой в «Анне Карениной», но это не повод превращать мощный русский роман в комикс. Вроде бы все на месте - и события те же, и ключевые фразы по книге, и выдуманных героев не наблюдается, а целостности нет.

Форма. Действие разворачивается в театральных декорациях, временами на театральных подмостках, неплохо выстроены мизансцены - в них угадывается почерк драматурга Тома Стоппарда, написавшего сценарий для фильма. Переходы между сценами сведены к минимуму. Помните эпизод из "Любовь и голуби", когда герой Михайлова выходит из деренской избы, открывает дверь и прыгает в море? В "Анне Карениной" постоянно используется тот же прием.

Характеры героев, их возраст и внешнее соответствие. Во-первых, уточним возраст главных героев. Точный возраст ни Вронского, ни Анны, ни Каренина неизвестен. Если рассуждать логически: Анна вышла замуж лет в 17-18, сыну Сереже 8 лет, тогда ей 26-28 лет. Я точно где-то видела в книге, что Вронский был ее чуть моложе, думала, что оставила закладку на этом фрагменте, но так и не нашла. В википедии есть ссылка на неизданные фрагменты романа: «Вронский был наделён редкими качествами: скромностью, учтивостью, спокойствием и достоинством. По семейному преданию Вронский носил серебряную серьгу в левом ухе, в свои 25 лет носил бороду и начал лысеть». И в романе есть такой персонаж - Серпуховской, про него сказано, что он генерал и Вронский был ему ровесником. Знать бы, в каком возрасте в то время можно было стать генералом? Неужели в 25 лет? Про Каренина нашла много информации в инете, что ему 44 года, откуда она взята, не знаю. В разговоре с Анной Стива говорит, что Каренин старше ее на 20 лет. Таким образом, Анне 26-28, Вронскому 25-26, Каренину 46-48. С возрастом более-менее разобрались.
Теперь рассмотрим сходство.

Анна Аркадьевна Каренина

Все знают, что прототипом Анны Карениной считается дочь А.С. Пушкина Мария Гартунг.
"Анна...в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна... На точеной крепкой шее была нитка жемчугу."
Как будто Лев Николаевич писал словесный портрет с этой картины, правда?

Если вы думаете, что я запостила кадр из другого фильма, ошибаетесь. Это эпизод из "Анны Карениной", символизирующий страдания несчастной. Сигарета, видимо, намекает на глубокие размышления.
Я понимаю, что внешнее сходство не может быть стопроцентным, но типаж, на мой взгляд, должен соответствовать описанию. Характер тоже не удался - у Толстого и понимаешь, и презираешь Каренину одновременно. Анна у Киры Найтли получилась плоская, упрощенная, кукольная.

Алексей Кириллович Вронский

Протипом Вронского был Алексей Константинович Толстой. Помните романс "Средь шумного бала"? Это стихотворение Алексей Константинович написал будущей жене С.А.Миллер-Бахметьевой, которая ради него покинула мужа и семью. Эта история наделала много шума в свете.
Что мы знаем о Вронском? "...был невысокий, плотно сложенный брюнет, с добродушно-красивым, чрезвычайно спокойным и твердым лицом. В его лице и фигуре, от коротко обстриженных черных волос и свежевыбритого подбородка до широкого с иголочки нового мундира, все было просто и вместе изящно." "Вронский...преждевременно начинал плешиветь."

А теперь сравните с этим жизнерадостным пупсом. Кстати, актер, который играл Алексея Вронского, Аарон Тейлор-Джонсон, в жизни брюнет. Не понимаю, что хотел сказать режиссер, перекрасив его в блондина. И как Кити и Анна могли влюбиться в этого слащавого юнца?

Алексей Александрович Каренин

Прототипом Алексея Александровича Каренина был барон Владимир Михайлович фон Менгден, помещик и чиновник, член Государственного совета, черствый человек, небольшого роста и малопривлекательный, женат был на красавице Елизавете Ивановне Оболенской. У Каренина было петербургски свежее лицо, самоуверенная фигура, немного выдающаяся спина. При ходьбе он ворочал всем тазом и тупыми ногами. Круглая большая шляпа опиралась на уши. Зябкие и костлявые ноги он завертывал пушистым одеялом. При улыбке открывались «неувядающие белые зубы». Голос тонкий.

В фильме Каренина играет Джуд Лоу. Я хорошо к нему отношусь как к актеру, но таких персонажей, на мой взгляд, ему рано играть. Каренин в книге глубокий человек: внешне сухой и черствый, но с благородной и доброй душой. В фильме он получился эдаким мягкотелым занудным святошей, об которого можно вытирать ноги. Как мог человек с таким характером взлететь по карьерной лестнице, понять невозможно.

Константин Левин

Но более всего меня потряс Левин. Кстати, обычно неправильно произносят фамилию Левин через "е", правильно через "ё" (Лёвин).
Да-да, этот деревенский дурачок-Иванушка и есть дворянин Константин Левин. Известно, что его прототипом является сам Л.Н.Толстой.

Очень странно смотрится история Левина и Кити, и человеку ни разу не читавшему "Анну Каренину" сложно понять, что эти герои вообще делают в фильме.

Стива Аркадьевич Облонский

Единственный персонаж, который соответствовал описанию и характеру, это Стива - распутный, легкий и обаятельный. Нечто среднее между Н.Михалковым и О.Меньшиковым.

Антураж . Знаете, я могу принять, что русский менталитет понять сложно. Могу понять, что рассказать о русской душе, об истоках коммунизма, о крестьянах, истории, русском быте для иностранца затруднительно. Но какого черта дача Карениных в Петергофе выглядит как французский сад с подстриженными кустами в два человеческих роста, почему русские интерьеры городских домов во французском стиле. В наш век интернета достаточно нажать кнопку, и потратить полчаса на изучение вопроса.
Смотрите.

Вот так выглядит по мнению англичан русский поезд. Почему он обледенелый, вряд ли кто сможет объяснить. Для полной картины не хватает только медведей.

А так выглядит дворянская усадьба Константина Левина. Кстати, снимали в Кижах. Других подтверждений в картинках я не нашла, так что поверьте мне на слово

Ну и для тех редких птиц, кто долетел до конца необъятного поста.
Отсебятина. Если вы помните, в романе нет даже намека на постельные сцены, в фильме они присутствуют с комментарием: "это и есть любовь". И был момент, когда Каренин достал футляр с презервативом в надежде исполнить супружеский долг. Видимо, этот фрагмент должен был характеризовать Каренина как педанта.

На этом я закончу, дорогие товарищи. А вы сами решайте, будете смотреть это безобразие или нет.

Каренин Алексей Александрович — один из центральных персонажей романа, муж Анны Карениной. Сначала он предстает как высокопоставленный, холодный и добродетельный петербургский чиновник, затем как несчастный, обманутый муж, позже — как сострадательный и правдивый христианин, наконец, как переставший, под давлением светского мнения, быть честным с самим собой человек, пытающийся выглядеть праведником и находящийся под влиянием гипнотизера. Его прототипом послужил С. М. Сухотин (1818—1886).

Сирота, Алексей Каренин был воспитан дядей — важным чиновником. Получив блестящее образование и поступив на службу, он целиком посвятил себя ей. Когда он занимал губернаторский пост, тетка Анны Облонская познакомила его со своей юной племянницей и некоторое время спустя вынудила его сделать предложение. Как и к своей служебной карьере, Алексей Каренин отнесся к браку добросовестно. В первый год семейной жизни у них родился сын Сережа. Герой добился высокого поста в правительстве, безусловного уважения в обществе своими трудолюбием, бесстрастием, справедливостью.

Но Алексей Каренин стесняется и чуждается «слишком человеческих» проявлений души, выводящих его из внутреннего равновесия. В своих отношениях с женой и сыном он старается заглушить всякий элемент чувствительности. Этого он достигает иронически отстраненной манерой общения. Алексей Александрович не замечает, как его сухость, удовлетворенность собой, ирония раздражают и мучают жену, заставляют и сына учиться притворству. Он не замечает, что Анна утрачивает уважение к нему, как пытается найти оправдание семейной жизни в любви к сыну, как делается все более далека от него. Алексей Каренин не придает значения знакомству на вокзале с сопровождающим его жену из Москвы Вронским, а когда на одном из приемов у Бетси Тверской видит свою жену и Вронского, ведущих себя так оживленно и неприлично, что на них обращают внимание, он ужасается никогда не посещавшей его мысли об измене и, стыдясь незнакомого ему до сих пор чувства ревности, по приезде домой пытается объясниться с Анной; напоминает о ее долге супруги и матери, но наталкивается на непроницаемое «веселое недоумение» Анны, отрицающей свою вину.

На Красносельских скачках Алексей Каренин наблюдает отчаяние Анны при виде падения Вронского с лошади. Он увозит жену почти против ее воли и в карете делает еще одну попытку объясниться. Теперь он не сомневается в измене Анны, но страшится думать о ней. Он заговаривает с женой уже не о долге, а только о соблюдении внешних приличий. Он согласен и на «веселое недоумение» с ее стороны, лишь бы она не подтвердила известной ему страшной правды. Но Алексей Александрович обманывается в ожидании: Анна со слезами стыда и ненависти сознается во всем. Оставив жену на даче, Каренин уезжает в Петербург, чтобы принять решение.

Он отклоняет для себя возможность дуэли с Вронским из страха и убеждения в бессмысленности такого шага, из желания быть честным перед самим собой, так как друзья и сослуживцы конечно же не допустили бы его, незаменимого на своем посту государственного мужа, до поединка, и, следовательно, вызов с его стороны выглядел бы красивой и безопасной позой. Он отклоняет также возможность расторжения брака с Анной потому, что разводный процесс потребовал бы применения «грубых доказательств» ее неверности, а от вызванного скандала он сам пострадал бы значительно больше в мнении света, чем жена. Единственный выход он видит в том, чтобы удержать Анну при себе, вынудить ее прекратить связь с Вронским, скрыть ее от света. Еще одно соображение, приходящее Каренину на ум, связано с требованиями религии: отторгая от себя преступную жену, он не дает ей возможности исправиться, губит ее душу. Как строгий христианин, Алексей Каренин не может этого допустить. Хотя он и понимает, что это ложь (ведь Анна не захотела бы исправляться), но для обоснования внутреннего покоя религиозный довод приходится очень кстати.

Подыскав, таким образом, в своем «перечне» поступков и слов все необходимое и уместное, успокоившись и обретя привычное свое лицо, герой отправляет жене письмо, в котором сообщает о своем решении и по-прежнему настаивает на соблюдении ею внешних приличий, предупреждая, в противном случае, о своем намерении развестись и разлучить ее с сыном. Между супругами устанавливается хрупкое перемирие. Алексей Александрович надеется на окончание связи жены, но не верит в него. Анна продолжает встречаться с Вронским вне дома. Однажды Каренин, отправляясь в театр, сталкивается в дверях с виновником позора своей семьи. Решив покарать жену и изъяв у Анны письма любовника — доказательства для суда, он объявляет ей о своем решении. Он вполне подготовился к последнему объяснению, но во время разговора демонстративное бесстрастие изменяет ему. Каренин, говоря о себе, от волнения запинается и не может выговорить слово «перестрадал». У него выходит «пелестрадал». Эта оговорка является не столько знаком расстройства внутреннего мира, сколько парадоксальным свидетельством сознательно и успешно подавлявшейся Алексеем собственной человечности и доброты. Она очеловечивает Каренина в глазах жены, а также читателя. Анна сообщает мужу, что скоро родит. Вне себя он уезжает из дому и на следующий день отправляется к лучшему петербургскому адвокату, поручая ему ведение дела о расторжении брака.

Оказавшись в Москве по служебным делам, он получает телеграмму— краткую просьбу Анны приехать и простить ее перед смертью. Раздосадованный карьерной неудачей, герой едет в Петербург, надеясь на смерть жены, которая лучше, чем развод, разрешила бы мучительную ситуацию, в которой он находится. Но когда он оказывается у постели находящейся в бреду и умоляющей о прощении, умирающей жены, в его душе происходит переворот: то, что ощущалось им раньше «душевным расстройством» при виде чужих слез, теперь ощущается как счастье прощения врага. Каренин прощает Анну и Вронского, отказывается от мести, решает прекратить дело о разводе и в случае выздоровления жены не покидать ее. У постели умирающей Анны Алексей Каренин впервые узнает свою душу, узнает, что самое существенное заключено не в «готовых» словах и поступках «по правилам», а в чувстве «умиленного сострадания, которое в нем вызывали страдания других людей и которого он прежде стыдился как вредной слабости». Он жалеет раскаявшуюся жену, пытавшегося покончить с собой Вронского, заброшенного сына и новорожденную девочку.

Но выздоравливающая Анна начинает тяготиться им. Из разговоров с Бетси Тверской и Стивой Облонским Каренин понимает, что от него добиваются, чтобы он оставил жену в покое. Измучившись и потерявшись, он соглашается на развод и опамятуется только тогда, когда после свидания с Вронским Анна уезжает с ним и дочерью в Италию, отказавшись от развода, не желая принимать со стороны мужа еще одной жертвы. Оставшись наедине со своим горем, Каренин совершенно падает духом. Он ощущает по отношению к себе всеобщую ненависть за то, «что он постыдно и отвратительно несчастлив». Самым близким ему человеком в этот мучительный период становится графиня Лидия Ивановна, его покровительница, сторонница и пропагандистка модифицированного внеконфессионального христианства, опекающая великосветский петербургский салон медиума Ландау. Ее мистическая экзальтированная настроенность, к которой ранее Каренин относился сдержанно и даже враждебно, теперь находит у него живой отклик, чувство солидарности. Он благодарен графине за слова утешения и сочувствия, за предложенную помощь в устройстве дома и воспитании сына Сережи.

Постепенно он отдается ее влиянию, посещает кружок медиума, начинает упиваться своей добродетельностью, полнотой своей веры, высотой своего благочестия. Толстой показывает, как неодолимая потребность занять позицию благочестивого превосходства по отношению к презирающему его свету отодвигает на второй план желание быть честным с самим собой. Тем более что карьера его завершается. Он сохраняет высокий пост и положение, но в глазах всех является «человеком, который весь вышел и от которого ничего более не ждут». По наущению графини Сереже внушают, что его мать умерла, по ее настоянию Каренин отказывает Анне в свидании с сыном, когда она приезжает в Петербург из Италии. Загипнотизированный медиумом Ландау, Алексей Александрович не дает согласия на развод хлопочущему по делам сестры Стиве Облонскому, а после самоубийства Анны великодушно берет на себя воспитание ее дочери.

Романа (фрагменты из "Русского вестника") по причинам отсутствия нужных номеров имеет две значительные лакуны: в пятой части не хватает последних десяти глав (из 29-ти), а в шестой - последних шестнадцати (из 29-ти). Вместо восьмой части дается публикация "Что случилось по смерти Анны Карениной" (для особо заинтересовавшихся можно предложить статью Русского вестника "По поводу нового романа гр. Толстого ", опубликованную в 1875 году еще до выхода в свет оставшихся частей романа).

1. О фамилии "Каренин".

Изначально супружеская чета обозначалась как "Ставровичи " (т. 20. С. 25):

В рукописях Л.Н. Толстого сохранилось описание того же эпизода, но уже с фамилией "Каренин" (т. 20. С. 16. Как пишет В. Жданов, "М. М. Ставрович переименован в А. А. Каренина "):

"Ставрович" - в своем роде "говорящая" фамилия (вспомним, что незадолго до начала работы над "Анной Карениной" - в 1871-м году в "Русском вестнике" начал публиковаться роман Ф.М. Достоевского "Бесы", в котором встречается весьма похожий случай "говорящей" фамилии - "Ставрогины "), но Л.Н. Толстой отказался от этого варианта. О появлении фамилии "Каренин" вспоминал С.Л. Толстой "Однажды он [Л.Н. Толстой] сказал мне: «Каренон — у Гомера — голова. Из этого слова у меня вышла фамилия Каренин» ...".

В образе А.А. Каренина соединены черты нескольких современников Л.Н. Толстого: камергера С.М. Сухотина, снабжавшего Л. Толстого архивными материалами при работе последнего над романом "Война и мир", министра внутренних дел П.А. Валуева , барона В.М. Менгдена и нек. др., поэтому вряд ли возможно выделять кого-то из них в качестве единственного прототипа, как это сделано, к примеру, .

3. Не попадающие в экранизации детали образа А.А. Каренина.
В четвертой части (гл. 10) описывается застольная беседа, в которой принимает участие и А.А. Каренин, о некоторых проблемах в современной описываемым событиям России. Среди прочего, речь заходит о системе образования, причем Каренину принадлежит следующее утверждение: "Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на духовное развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей степени нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени". Скорее всего, автора романа здесь интересовала проводившаяся в то время министром народного просвещения Д.А. Толстым реформа среднего образования , в результате которой число часов, отводимых для обязательного изучения двух древних языков (помимо двух не менее обязательных европейских), было значительно увеличено. Как видим, А.А. Каренин весьма сочувственно относится к филологическим нововведениям в области системы образования.

Однако, самое, как представляется, интересное в данном случае заключается в том, что Л.Н. Толстой не просто заставляет своего героя произнести абстрактную сентенцию "для общей пользы", но и непосредственно "окунает" немолодого уже А.А. Каренина в эту стихию "древних языков". Обратите, пожалуйста, внимание на небольшой эпизод из 14-й главы 3-й части: приехав в Петербург, Каренин пишет по-французски письмо к жене и, передав его слуге, обращается к книге о... евгюбических надписях (то же в журнальном варианте):

О чем здесь идет речь? Книга, которая так заинтересовала Алексея Александровича, является вышедшим в 1875-м году (в год начала журнальной публикации романа "Анна Каренина") исследованием М. Бреаля (Michel Bréal) "Les tables Eugubines ". Подробная информация об содержится в авторитетнейшей " " (17 Halbband. Stuttgart, 1914. "Iguvium", стлб. 968-973). Под тем же самым названием известен альбом , в котором были воспроизведены сами таблицы с надписями (игувинские, или евгюбические, как у Толстого). В качестве примера приведем репродукцию одной из таблиц:

Надо сказать, что сами надписи публиковались уже в XVIII веке - в знаменитой книге Т. Демпстера "De Etruria regali" (фактически - первом исследовании по этрускологии)

Позднее нумерация самих таблиц была изменена, поэтому приведенная выше репродукция будет иметь другой номер в книге Т. Демпстера

Вероятнее всего, Л.Н. Толстому было важно показать не столько то, что его герой просто интересуется проблемами древних языков - тогда он мог бы положить на стол А. Каренину, более ранние исследования на эту тему, напр. Inscriptiones umbricae et oscae (1841) Р. Лепсиуса, или даже "Die Etrusкer " (1828) К. Мюллера, сколько то, что его герой интересуется именно новейшей литературой по этим вопросам. (Для тех, кто заинтересовался данной проблематикой, можно порекомендовать разъяснения по весьма похожему, не тождественному этрусскому умбрскому алфавиту , умбрскому языку , статью Дж. Бонфанте (Giuliano Bonfante) о посвященном Игувинским таблицам издании Дж. Девото (Giacomo Devoto) ("Les tables Eugubines de M. G. Devoto ". 1938. Книга Дж. Девото вышла в 1937-м году, позднее, вплоть до 1974-го он продолжал обращаться к этой теме), а также автореферат кандидатской диссертации ныне здравствующего отечественного исследователя С.А. Яцемирского: , ).

4. Награды А.А. Каренина.
В тексте романа о наградах А.А Каренина говорится всего два раза. В 1-й части (гл. 33) описывается появление Каренина "во фраке с двумя звездами ", а в пятой (гл. -) - идет речь о вручении ему звезды ордена св. Александра Невского. Если опираться на давно утвердившийся порядок последовательного вручения наград, то этому награждению должны были предшествовать пожалования первыми степенями орденов (в порядке очередности) св. Станислава, св. Анны, второй степенью ордена св. Владимира и орденом Белого Орла. Таким образом, общее число звезд у Каренина до получения им звезды ордена св. Александра Невского могло быть равным 4 (поскольку ко второй степени ордена св. Владимира тоже полагалась звезда). Другое дело, что все полученные звезды у награжденных могли просто не умещаться на мундире, и по этой причине существовали определенные правила (в ред. 1889 г.) для снятия звезд при получении более высокой награды.


Знак Николаевской морской академии Знак Михайловской артиллерийской академии

И носить эти самые нагрудные знаки полагалось никак не на шее... Оговоримся, что приводимые нами далее иллюстрации с этими нагрудными знаками относятся к более поздней эпохе - спустя почти сорок лет после описываемых в романе "Анна Каренина" событий, но - тем не менее...

Полковник Д.Н. Постников Генерал Э.В. Экк

Н.Н. Юденич А.В. Самсонов


П.К. Ренненкампф А.И. Дутов

В.О. Каппель П.Н. Врангель

b) Звезда...

Для тех, кто хорошо знаком с историей отечественной фалеристики, не является большим секретом то, что орденские звезды таким образом (как на приведенной иллюстрации) - на шейной ленте - в России не носились (кстати, справа мы видим часть мундира человека, стоящего за спиной А. Каренина и у него, как ни странно, лента ордена св. Станислава расположена совершенно правильно - на правом плече).

В качестве примера приведем фотографию уже упоминавшегося Д.А. Толстого , сделанную в 1860-х годах:

c) Лента

Давайте посмотрим на сводную таблицу знаков отличия российских дореволюционных орденов :

Как хорошо видно на приведенной иллюстрации, через правое плечо (как у А. Каренина в фильме Д. Райта) носились ленты 4-х орденов.