Глагол в настоящем времени обозначает действие которое. Спряжение и личные окончания глагола

  • Глаголом называют часть речи, обозначающей действие. Например: прыгать, ходить, бегать, спать, есть, кружиться и т.д. Это .Я привл для примера глаголы неопределенной формы. Это значит что по ним не ясно про какой род (мужской или женский) и про какое число (множественное либо единственное) идти речь. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопрос "Что делать".

    Существуют еще глаголы определенной формы, то есть те, в которых присутствует хоть какая-то информация о числе или роде того, к кому этот глагол относится.

    Пример глаголов определнной формы: ходил, бегала, гуляли, стоим, ходите и т.д.

  • ГЛАГОЛ - это часть речи русского языка, выражающая какое либо действие.Основные вопросы на которые отвечает на ГЛАГОЛ - "Что делает?" (настоящее время), "Что сделал?" (прошедшее время), "Что сделает? (будущее время)
  • Глагол - это самостоятельная чать речи, которое обозначает действие или явление, а так же может выражать свое отношение к какому либо предмету. Все глаголы, в русском языке, имеют свои признаки, а именно:1) форма лица (первое, второе и третье лицо)

    2) форма времени (прошедшая, настоящая и будущая)

    3) число (единственное и множественное)

    4) имеют спряжение (первое и второе)

    Так же нужно знать, что у всех глаголов есть свои наклонения, которые, в свою очередь, подразделяются на повелительные (пример: принеси мне книгу), условные (пример: я бы хотел очень хорошо учиться) и изъявительные (пример: перечитывая старые книжки, я вспоминаю свои детские годы.)

  • Под таким понятием как "глагол" в русском языке имеется ввиду именно самостоятельная часть речь, которая способствует выражению именно действия или же состояния какого-либо предмета. Глаголы отвечают на вопросы типа "что делать?" (несовершенный вид) и " что сделать?" (совершенный вид).
  • Глагол это действие которое выполняет определенный предмет или живое существо (как человек так и животное и другие)и отвечает на вопрос что делать,что сделать, что делал(а, и, о). А как подчеркивать в предложении глагол - двумя линиями.
  • Глагол = это самостоятельная часть речи. Отвечает на вопросы; что сделать, что делать?В предложении глагол в основном выступает как сказуемое.

    Примеры: плыть, лететь, мечтать и т.д. (отвечают на вопрос что делать?)

    занять, порвать, дать и т.д. (отвечают на вопрос что сделать?)

  • Глагол это часть речи, которая обозначает действия или состояния.

    При этом глаголы имеют форму времени :

    • настоящее время;
    • прошедшее время;
    • будущее время.

    Глаголы имеют форму лица: 1, 2, 3 лицо, числа в единственном и множественном числе.

  • Глагол - это часть речи. Значение глагола: что делает объект? что происходит в данный момент времени?Например, Стол -> (Что делает?) -> Стоит

    (Что сейчас происходит?) -> Темнеет, Светлеет...

    Вопросы: Что делать? (Петь, Играть)

    Что сделать? (Спеть, Сыграть)

    Глаголы бывают первого и второго спряжения:

    1-ое спряжение : глаголы, имеющие окончание, отличное от "ИТЬ", а также брить и стелить. Также есть глаголы на ЕТЬ и АТЬ, но относящиеся ко второму спряжению:

    вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть.

    2-ое спряжение : глаголы, которые имеют окончание "ИТЬ", кроме брить и стелить, а также 11 глаголов-исключений, которые я перечислил выше.

  • Термин глагол используют в русском языке, это часть речи. Глагол обозначает действие. Глагол есть практически в каждом предложении русского языка. Слова отвечающие на вопрос "что делать?" называют глаголом. Например: смотреть, писать, прыгать, летать, звонить, идти, играть, писать и так далее. Что такое глагол и все правила связанные с ним есть в школьной программе.
  • Глагол -- это самостоятельная часть речи, с помощью которой которой отображается действие или состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? По этим вопросам можно определить несовершенный или совершенный вид глагола.Что сделать? сорвать, написать, послать, решить, родить, казнить и т.д.

    Что делать? рвать, писать, посылать, отсеивать.

    Глаголы бывают переходными и непереходными.

    Переходный глагол обозначает действие, которое переходит на предмет. Как правило, такие глаголы управляют существительными в винительном падеже без предлога (люблю бабушку, поймал окуня, вижу картину, рисую пейзаж) или в форме** родительного падежа**, обозначающего часть от целого (поел колбаски, попил чаю, съел хлеба).

    Возвратные глаголы непереходные : возвращаться, смеяться, улыбаться.

    Глаголы могут изменяться по лицам и числам , то есть спрягаться . В зависимости от личных окончаний глагола различают первое (все глаголы на -ать,-ять, -оть, -еть, -уть и брить, стелить ) и второе спряжения (все глаголы на -ить и семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть и четыре глагола-исключения на -ать: гнать, дышать, слышать, держать).

  • Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делает? что сделает?. Глагол показывает состояние того или иного предмета или же действие человека. Глаголы разделяются на совершенный и не совершенные виды, к совершенным относиться действие которое уже было сделано (что сделал?), а к несовершенным относиться действие которое еще не сделано или не закончено (что делает?).
  • Словесное выражение действия, а также отношений и какого-либо состояния чего-то.

Грамматическая характеристика подавляющего большинства английских глаголов одинакова. Они принимают четыре окончания: нулевое, s, -ed, -ing (play, plays, played, playing играть). В сравнении со спряжением русского глагола, у которого различных окончаний десятки, английский глагол, конечно, очень беден грамматическими показателями. Из четырёх его окончаний лишь одному соответствует единственное русское окончание (play-s игра-ет), а у каждого из трёх остальных много русских соответствий. Однако глаголы богаче окончаниями, чем прочие английские части речи.

В грамматическом отношении наиболее важно различие между наличием и отсутствием у глагола окончания -ed, которое характеризует действие как прошедшее, то-есть состоявшееся ранее момента высказывания (play-ed играл). Несколько десятков английских глаголов этого окончания не принимают, а форму с тем же значением и употреблением образуют иными способами - обычно изменением звучания, например, came пришёл (от come), met встретил (от meet), иногда с добавлением нестандартного окончания -t: slept спал (от sleep). У нескольких глаголов эта форма полностью совпадает с исходной формой глагола при нулевом окончании (cut резал от cut), и они, следовательно, располагают лишь тремя формами вместо обычных четырёх.

При нулевом окончании глагола действие не отнесено к прошедшему времени и поэтому может относиться к настоящему, то-есть к тому же периоду, что и высказывание, а окончание -s определённо относит действие к настоящему (plays играет). Вместе со значением настоящего времени окончание -s несет и другое грамматическое значение, характеризуя деятеля как предмет единичный и не участвующий в акте речи. А деятель множественный или участвующий в акте речи при действии в настоящем времени обозначается нулевым окончанием глагола, которое соответствует, следовательно, пяти русским окончаниям (play играю, играешь, играем, играете, играют). Таким образом, шести окончаниям русского глагола в настоящем времени, которые различают деятеля как говорящего (1-е лицо), слушателя (2-е лицо) или не участвующий в акте речи предмет (3-е лицо) в двух числах - единственном и множественном, соответствуют всего два окончания английского глагола: -s передает значение 3-его лица в единственном числе, а нулевое окончание - все остальные характеристики по лицам и числам. Как видим, в этом отношении два языка очень различны.

Хотя английский глагол не указывает своими окончаниями на участие деятеля в акте речи, такое указание дается другими средствами языка. Деятель, участвующий в акте речи, обязательно обозначается одним из трёх слов: I - говорящий (я), we - говорящий вместе с кем-нибудь (мы), you - слушатель или слушатели (ты, вы). Деятель, который в акте речи не участвует, тоже должен быть обозначен или указан при глаголе. Обычно его обозначает существительное в единственном числе с нулевым окончанием или во множественном с -s. Примечательно, что глагол, следующий за этим существительным, принимает те же два окончания, но у него они распределяются между двумя числами прямо противоположно: при единичном деятеле окончание -s, отсутствующее у существительного, появляется у глагола, а при множественном оно же отсутствует у глагола, но есть у существительного. В отличие от русских предложений Мальчик играет и Мальчики играют, где единичность или множественность деятелей выражена в обоих словах и тем самым дублируется, соответствующие английские предложения The boy plays и The boys play выражают эти два грамматических значения перестановкой одного и того же окончания: единичность деятеля выражается последовательностью "окончание нулевое - окончание -s", а для выражения его множественности используется обратная последовательность.

Таким образом, окончание -s во всех случаях несомненно характеризует деятеля по числу, но по какому именно - единственному или множественному, зависит от присоединения этого окончания к тому или иному слову в составе предложения. Выше было показано, как меняются грамматические характеристики английского слова в зависимости от его места в высказывании. Оказывается, что подобная зависимость грамматического значения от места в высказывании присуща в английском языке не только целым словам, но и окончаниям.

Окончания глагола могут характеризовать его употребление в высказывании. Важнейшее предназначение глагола - вместе с обозначением деятеля составлять грамматическое ядро предложения. В этом употреблении английский глагол принимает три из четырёх своих окончаний - нулевое, -s и -ed. Четвёртое окончание -ing указывает на иное употребление - глагол с ним может представлять действие либо как нечто самостоятельное, не обязательно соотнесённое с каким-либо деятелем (The boy likes reading Мальчику нравится чтение), либо как признак деятеля (the reading boy читающий мальчик). Такие сдвиги в значении глагола сближают его с другими частями речи - с существительным в первом случае, с прилагательным во втором. Возможен и полный переход слова с -ing в состав этих частей речи: от глагола meet встретить образовано существительное meeting встреча, митинг; от глагола catch схватить произведено прилагательное catching прилипчивый, заразный.

Окончание -ed, помимо указания на совершение действия в прошлом, способно также представлять действие как свойство вовлечённого в него предмета, обычно объекта данного действия: a painted fence покрашенный забор (от paint красить). Различаются эти значения -ed с учётом структуры высказывания. Нескольких десятков английских глаголов отличаются тем, что не совмещают эти разные значения в форме с одним окончанием, а выражают их двумя отдельными формами без -ed, и у них, следовательно, форм не четыре, а пять. В качестве грамматических показателей обоих значений у большинства таких глаголов используются изменения в звучании самого слова, иногда весьма значительные, а значение свойства вовлечённого в действие предмета некоторые из них выражают с помощью окончания -n: sing петь - sang пел, sung спетый; go идти - went шёл, gone ушедший; write писать - wrote писал, written написанный. Все такие глаголы с их нестандартными формами перечисляются в учебниках и словарях.

Особым набором форм отличается глагол be быть, который играет исключительно важную роль в построении английских высказываний. Заметим, что и в русском языке глагол быть очень своеобразен по своему спряжению и употреблению - в настоящем времени у него всего одна форма есть, не изменяемая по лицам и числам, да и та, как правило, опускается (Он дома). Своеобразие его английского соответствия be проявляется совсем иначе - в противоположность быть он никогда не опускается, а форм у него целых восемь, то-есть вдвое больше, чем у типичного английского глагола. В настоящем времени be различает не две формы, как почти все глаголы, а три: am относится к говорящему (1-е лицо единственного числа), are соответствует форме обычных глаголов с нулевым окончанием в её остальных значениях множественного числа 1-го и 3-го лица и обоих чисел 2-го лица, is - форме с окончанием -s (3-е лицо единственного числа). В прошедшем времени у be две формы вместо обычной одной: was для говорящего и для единичного неучастника акта речи (единственное число 1-го и 3-го лица), were для остальных значений - слушателя (2-е лицо) и множества деятелей (множественное число). В других употреблениях этого глагола обычной форме с нулевым окончанием соответствует be: Be happy Будь(те) счастлив(ы), форме с обычным окончанием -ed соответствует форма с нестандартным окончанием -en (been), а форма being построена по общему правилу.

В особый подкласс выделяются несколько английских глаголов, которые по составу форм беднее остальных. Они не принимают никаких окончаний, и только один из них различает настоящее и прошедшее время: can могу, можешь и т.д., could мог, могла и т.д., а остальные выступают в одной неизменной форме. Все они обозначают не действие, а различные отношения к нему: его обязательность (must должен), предпочтительность (should и ought следует), допустимость (may можно и might возможно), желательность (would хотел бы), предсказуемость (shall и will буду, будешь и т.д.). Они употребляются только вместе с другим глаголом, который обозначает характеризуемое ими действие. Это подкласс глаголов, ограниченных как по форме, так и по употреблению, глаголов служебных, вспомогательных.

Как показано выше, для английского языка характерно широкое и регулярное использование служебных слов для передачи таких грамматических значений, которые в других языках выражаются окончаниями. Служебны артикли при существительных, сравнительные слова more и most при прилагательных и наречиях, обозначения участников акта речи при глаголах - I, we, you. Присоединяя к себе вспомогательные глаголы, английские глаголы с их помощью образуют очень богатую систему форм, которые указывают на различные отрезки и точки времени совершения действия, обозначенного глаголом. Помимо настоящего времени, которое обозначается нулевым окончанием или -s, и прошедшего, для которого типично окончание -ed, английский глагол образует таким путём добрую дюжину других форм, указывающих на время совершения действия. Поскольку русский глагол различает своими формами лишь три времени - настоящее, прошедшее и будущее, для усвоения гораздо более разнообразных и потому непривычных временных характеристик необходимо уяснить их природу.

Разумеется, не нуждается в пояснениях значение будущего времени, которое указывает на совершение действия после акта высказывания. Форма английского будущего времени строится из обозначающего действие глагола с нулевым окончанием и стоящего перед ним служебного глагола shall или will со значением предсказания действия: shall / will come приду, придёшь и т.д., shall / will work буду, будешь и т.д. работать. Поскольку will употребляется в этом сочетании гораздо чаще и свободнее, чем существенно ограниченный shall, допустимо пользоваться will во всех случаях. В устной речи служебные глаголы зачастую сокращаются до последнего согласного звука, а на письме - до "ll (He"ll come Он придёт).

Все остальные глагольные сочетания, характеризующие время совершения действия, соответствий в русском языке не имеют и потому требуют объяснений. Однако и сложная система английских временных характеристик, и гораздо более простая и прозрачная система времён русского глагола опираются на одно и то же фундаментальное представление о нынешнем (настоящем) моменте как о точке, которая необратимо движется по линии времени, деля её на два периода - пройденный (прошедшее) и предстоящий (будущее). Как прошедшее, так и будущее время глагола целиком относят действие к соответствующему периоду и исключают его из настоящего - момента высказывания. Настоящее время обычно характеризует действие как идущее именно в этот момент, но у него есть и иное значение. Действие, акты которого уже состоялись в прошлом и ожидаются также в будущем (например, Он ходит в школу), не относится целиком ни к одному из этих периодов и поэтому не обозначается ни прошедшим, ни будущим временем. Такое действие естественно обозначается глаголом в настоящем времени, хотя в момент высказывания оно может и не совершаться - ведь Он ходит в школу вовсе не означает Он сейчас идёт в школу. Следовательно, грамматическая форма настоящего времени сама по себе не означает, что действие совершается в момент высказывания, она лишь характеризует действие как не относящееся целиком ни к прошедшему, ни к будущему. Иначе говоря, настоящее время в грамматическом смысле - это не прошедшее и не будущее, оно сочетает в своем грамматическом значении две отрицательные характеристики.

Но у английского глагола есть и форма, в которой сочетаются две положительные характеристики по времени и которая очень своеобразно связывает будущее с прошедшим. Она употребляется главным образом при пересказе сделанного ранее предположения, как, например, при преобразовании Он придёт в Мы надеялись, что он придёт. В русском языке глагол в обоих случаях употребляется в том же будущем времени, хотя лишь в первом из них действие глагола придёт несомненно отнесено к будущему, а во втором оно представлялось будущим в момент, который сам отнесён в прошлое (надеялись). В соответствующих английских высказываниях He will come и We hoped that he would come эта разница в точках отсчёта времени грамматически отражается в разных формах глагола - служебный глагол будущего времени will заменяется при таком пересказе глаголом на would (в сокращённом виде "d - he"d come), который сохраняет значение будущего времени, но соотносит его не с настоящим моментом, а с прошлым. Заметим, что эта специфически английская форма времени глагола вряд ли вызовет серьёзные затруднения, так как на русский язык обе формы переводятся будущим временем, а употребление в речи обычного будущего времени вместо будущего с точки зрения прошедшего момента не приводит к существенному искажению сообщения.

Помимо рассмотренных четырёх форм, относящих действие к тому или иному периоду времени - прошедшему, будущему, не прошедшему и не будущему (то-есть настоящему), будущему относительно прошедшего, у английского глагола есть еще несколько разрядов форм, которые образуются с помощью служебных глаголов и дают времени действия более сложную характеристику. Один из этих разрядов представляет действие как состоявшееся, завершённое до некоторого момента, который сам может быть отнесен к любому из четырёх перечисленных выше периодов. Такие формы создаются сочетанием служебного глагола have иметь с обозначающим действие глаголом, который принимает окончание -ed или соответствующую нестандартную форму. Форму времени принимает только служебный глагол: have (has) finished в настоящем, had finished в прошедшем, will ("ll) have finished в будущем, would ("d) have finished в будущем относительно прошедшего. Служебный глагол нередко сокращается до конечного согласного звука: have - до "ve, has - до "s, had - до "d. На русский язык эти формы в настоящем или прошедшем времени переводятся прошедшим временем (закончил), в обеих формах будущего - будущим (закончу). Для передачи их специфики можно вставлять в русское высказывание слово уже даже при отсутствии в английском тексте соответствующего ему слова already, излишнего при этой форме глагола. Уяснить эту специфику может помочь перевод буквальный: I have finished точно соответствует по своему составу и строению русской фразе Имею законченным, которая звучит, конечно, неестественно, но помогает понять, как построена и что означает английская форма.

В обоих будущих временах формы этого разряда употребляются исключительно редко и на начальной ступени усвоения английского языка просто не потребуются. Формы прошедшего и настоящего достаточно употребительны, хотя в речи начинающего обе можно без особого ущерба заменить простой формой прошедшего времени. Прошедшее время этого разряда had finished закончил ("имел законченным") показывает, что действие состоялось ранее другого действия в прошлом. Настоящее время has finished закончил ("имеет законченным") используется, чтобы подчеркнуть, что действие, совершённое в прошлом, остается актуальным и в настоящий момент, главным образом своими последствиями.

Другой разряд специфически английских форм представляет действие как протекающее в некоторый момент, который может относиться к любому из четырёх времён. Такие формы образуются сочетанием служебного глагола be в соответствующем времени с обозначающим действие глаголом, который принимает окончание -ing: am (are, is) reading в настоящем времени (с нередким сокращением служебного глагола до "m, "re, "s соответственно), was (were) reading в прошедшем, will ("ll) be reading в будущем и would ("d) be reading в будущем относительно прошедшего. На русский язык они переводятся глаголом в соответствующей форме времени - настоящего (читаю, читаешь и т.д.), прошедшего (читал) или будущего (буду, будешь и т.д. читать). В обоих будущих временах они практически не встречаются. Уяснить суть этого разряда форм английского глагола можно с помощью буквального, хотя и неуклюжего перевода приведённых примеров: Я (был, буду) читающий. Заметим, что в переводах на английский язык приведённых выше русских высказыванияй Он ходит в школу и Он сейчас идёт в школу используются разные формы глагола go идти, ходить: в первом - простое настоящее время (He goes to school), во втором - настоящее время, ограниченное моментом речи (He is going to school) и делающее излишним английское слово now сейчас.

Два рассмотренных разряда форм английского глагола указывают на отношение времени обозначенного им действия к некоторому моменту в прошедшем, в настоящем (тогда это момент высказывания) или в будущем. В одном разряде действие характеризуется как завершённое до этого момента, в другом - как происходящее в этот момент. Такой характеристики действию не дают рассмотренные вначале формы четырёх времён, которые можно поэтому считать особым, нейтральным к ней разрядом.

Наконец, есть и четвёртый разряд, самый сложный. Он совмещает обе эти характеристики действия, представляя его как происходившее вплоть до некоторого момента и, возможно, к этому моменту ещё не завершенное. Формы этого разряда образуются с участием обоих служебных глаголов - have и be - и строятся по тем же правилам, что и формы двух предыдущих разрядов. По правилу для разряда со значением продолжающегося действия обозначающий его глагол принимает окончание -ing, перед ним служебный глагол be с окончанием -en, то-есть в форме, которую он принимает как основной глагол в разряде со значением предшествующего действия, а начинается всё сочетание служебным глаголом have в соответствующем времени: have (has) been waiting в настоящем времени, had been waiting в прошедшем, will have been waiting в будущем и would have been waiting в будущем относительно прошедшего. Впрочем, обе формы будущего в этом разряде практически не встречаются. На русский язык прошедшее время переводится, естественно, глаголом в прошедшем (ждал), а перевод настоящего времени зависит от того, завершено ли действие к моменту высказывания о нём или всё ещё продолжается: первому случаю соответствует русское прошедшее, а второму - настоящее (жду, ждёшь и т.д.).

Таким образом, при четырёх грамматических временах и четырёх разрядах форм в каждом из них английский глагол располагает очень разветвлённой системой форм, которые дают действию подробную характеристику, соотнося его во времени с различными моментами и периодами. Нетрудно подсчитать, что всего в эту систему входят 16 форм. Такое количество форм глагола иногда считают огромным и создающим немалые трудности для усвоения языка. Однако трудности здесь преувеличены. Ведь почти половина этих форм в повседневной речи не используется, а на начальной ступени усвоения английского языка вполне достаточно ограничиться теми же тремя временами глагола, которые есть и в русском языке. Усваивать образование всех этих 16 форм по отдельности не нужно, для этого достаточно лишь пяти правил: три для построения настоящего, прошедшего и будущего времени, одно для всего разряда со значением действия, совершённого до некоторого момента, и ещё одно - для всего разряда со значением действия, протекающего в некоторый момент. Пользуясь этими пятью правилами и умея сочетать их друг с другом, можно построить любую из 16 форм времени английского глагола.

Глагол — едва ли не самая употребляемая единица нашего родного языка. Он встречается в текстах, написанных в художественном, научном, публицистическом стиле, в разговорном и литературном жанрах.

В этой статье вы найдете ответы на вопросы: «Как характеризуется глагол?», «Что обозначает?»

Глагол

Это самостоятельный представитель нашего прекрасного языка. Он выполняет две основные задачи:

  1. Говорит о действии, совершаемом предметом, человеком, явлением. Например: бежал, прыгал, всматривается, стоит, находится, кушает.
  2. Характеризует состояние, свойство, признак, отношение предмета. Рассмотрим пример: болею, краснею, завидовать.

Узнать глагол в предложении можно, задав к нему вопрос «что делать?» или одну из его форм ("что делаю?", "что делал?" и т. д.).

Формы глагола

Все глаголы условно делятся на четыре категории:

  1. Начальная, она же инфинитив. Образуется от основы слова путем суффиксации с «ть», «ти», «чь». Эта форма не изменяется по лицам, родам и числам. Дает знать, какое действие совершается. Способна выступать в предложении в любой роли. Имеет черты переходности и возвратности. Может характеризоваться как глагол совершенного или несовершенного вида. Примеры: унывать, грустить, копаться, выучить, просмотреть, любить.
  2. Спрягаемые формы. К этой группе можно отнести любую изменяемую имеющую постоянные и непостоянные признаки.
  3. Причастие — в современной русской грамматике это особая форма глагола. Задача этой части речи — характеризовать признак предмета по действию.
  4. Деепричастие — по одной из версий, неизменяемая глагольная форма. Некоторые лингвисты выделяют его как отдельную В предложении обозначает дополнительное, уточняющее действие.

Вид глагола

Рассмотрим первый постоянный признак, характеризующий глагол. Что обозначает слово «вид» в отношении этой части речи?

Все глаголы можно разделить на две большие группы: совершенного вида (СВ) и несовершенного (НСВ).

Узнать, к какому типу относится слово, можно, задав к его инфинитиву вопрос. Если глагол отвечает на вопрос «что сделать?» — это совершенный вид. Если на вопрос «что делать?» — несовершенный.

Глаголы, относящиеся к совершенному виду, характеризуют действие, дошедшее до своего логического завершения. Слова из группы несовершенного вида обозначают процесс, который все еще продолжается.

Совершенный вид глагола в большинстве случаев достигается при помощи префиксального способа.

Время глаголов

В нашем родном языке выделяют глаголы прошедшего времени, будущего и настоящего. Любой из них легко распознается в контексте при знании теоретического материала.

Глаголы прошедшего времени описывают действие, завершившееся к началу говорения. Надо учитывать, что время, в котором происходит повествование, не всегда выражено настоящим. Вы можете столкнуться с вариантом, где встретится будущее или прошедшее время. Например: «Я сказала маме, что ходила в кино» - или: «Он будет говорить, что успешно справился с заданием».

Слова, принадлежащие прошедшему времени, изменяются по родам, числам. Создают их присоединяя «л» к основе начальной формы.

Настоящее время глагола встречается только у слов, относящихся к несовершенному виду. Выражается оно при помощи личного окончания. Характеризует действие, происходящее в момент говорения. Также оно способно выполнять следующие роли:

  1. Характеризует действие, которое повторяется постоянно. Например: «Устье реки впадает в море».
  2. Рассказывает о действии, которое происходит регулярно. К примеру: «Каждую пятницу в шесть часов она ходит на танцы».
  3. Повествует о событии, которое потенциально может произойти: «Некоторые парни грубят».

Будущая форма глагола рассказывает о событии, которое свершится только после того, как к концу подойдет момент речи. Может быть представлена глаголами и совершенного, и несовершенного вида.

Существует две формы будущего времени: простая и составная. Первая образуется при помощи глагола. Вторая — путем прибавления к основному слову форм лексемы «быть» (буду, будешь, будет и т. д.).

Определенные глаголы одного времени могут употребляться в значении другого. Например, может иметь в контексте значение настоящего: «Вот вечно она так: ничего не видела, ничего не слышала».

Время относят к числу непостоянных признаков.

Наклонение глагола

Наклонение — еще одна непостоянная особенность глагола. Оно выражает отношение данной части речи к реальности. Делится на три типа: изъявительное, сослагательное, повелительное. Каждое из них имеет ряд характерных особенностей.

Глаголы, относящиеся к изъявительному наклонению, представляют реальное действие, происходящее в прошлом, настоящем или будущем времени. Это и является отличительной чертой. Слова, принадлежащие к другим наклонениям, не могут быть выражены любым временем.

Повелительные глаголы способны передать просьбу, приказ, пожелание, совет. Образуются они двумя путями: при помощи суффикса «и» или посредством нулевой суффиксации. Во множественном числе появляется окончание «те». Слова не изменяются по временам.

Сослагательные глаголы описывают действие, которое могло бы воплотиться в жизнь при определенном стечении обстоятельств. Это наклонение образуется путем прибавления к слову, стоящему в прошедшем времени, частицы «бы».

Глагол: что обозначает слово «спряжение» в его отношении?

Спряжение — постоянный признак. Его суть заключается в изменении глагола по лицам и числам. Существует всего две разновидности спряжения, которые принято обозначать римскими цифрами I и II.

Выяснить, к какому спряжению можно отнести слово, достаточно просто, если запомнить простые факты:

  1. Если окончание глагола стоит под ударением, то спряжение слова определяется по данной форме. Если оно стоит в безударной позиции — по инфинитиву.
  2. Глаголы, которые можно определить в группу первого спряжения, характеризуются окончаниями «ешь», «ете», «ет», «ем», «ут», «ют». Относящиеся ко второму спряжению — «ишь», «ит», «им», «ите», «ат» или «ят».
  3. Существует группа формы которых при изменении имеют часть окончаний одной группы, часть — другой. Это глаголы «хотеть» и «бежать».

В этой статье мы рассмотрели глагол (что обозначает эта часть речи). Познакомились с некоторыми ее постоянными и непостоянными признаками, привели примеры. В будущем для вас не составит труда выявить глагол в тексте и дать ему краткую характеристику при необходимости.

Неспроста же «глаголом» наши предки называли в принципе речь, так же это слово интерпретируется в словаре В. Даля. Примеры глаголов, их использование, изменение разберем в данной статье.

Глагол как часть речи

Часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы "что делать?", "что сделать?", - это и есть глагол. Относящийся к самостоятельным частям речи, он определяется общим грамматическим значением.

Для глагола это действие. Однако эта часть речи отличается оттенками смысла.

  1. Какой-либо физический труд: резать, рубить, вязать.
  2. Интеллектуальная либо речевая работа: наблюдать, говорить, думать.
  3. Перемещение предмета в пространстве: лететь, бежать, сидеть.
  4. Состояние субъекта: ненавидеть, болеть, спать.
  5. Состояние природы: похолодало, приморозило, вечереет.

Морфологические и синтаксические признаки

Что касается морфологических признаков - это всевозможные Примеры подробно разберем позже, а пока просто перечислим их. Наклонение, лицо, время, число, возвратность, род, вид и спряжение.

Что касается то чаще всего глагол используется в качестве сказуемого, он же вместе с подлежащим образует предикативную или грамматическую основу. Глагол в предложении может распространяться. Эту функцию выполняет существительное либо наречие.

Инфинитив

У каждого глагола имеется начальная форма, она и называется инфинитивом. Вопросы задаем следующие: "что делать?", "что сделать?". Примеры неопределенных глаголов: учить, рисовать (что делать?), выучить, нарисовать (что сделать?).

Глагола является неизменяемой, по ней не определяются время, лицо и число - сугубо действие. Сравним два примера: "Я работаю по специальности" - "Работать человеку необходимо для жизни". В первом примере глагол указывает, что действие происходит в настоящем времени, причем выполняет его сам говорящий (личное местоимение "я" указывает на 1 лицо, ед. ч.). Во втором обозначено действие в принципе, без указания числа и лица.

Между учеными-лингвистами до сих пор ведутся споры о том, что же такое -ть(-ти) у инфинитива: суффикс или окончание. Согласимся в данной статье с теми, кто позиционирует его как флексию. Если же глагол оканчивается на -чь (течь, печь, жечь), то это однозначно часть корня. Следует учитывать, что при изменении слова может происходить чередование: печь-пеку; течь-течет; жечь- жгу.

Инфинитив может выступать как в роли сказуемого, так и в роли подлежащего: "Читать - много знать". Здесь первый глагол "читать" - подлежащее, второй, "знать" - сказуемое. Кстати, подобные случаи требуют постановки особого знака препинания - тире.

Виды глагола

Вид глагола определяется вопросом, на который он отвечает. В русском языке существуют несовершенный (что делать? что делает? что делал?) и совершенный (что сделать? что сделает? что сделал?) виды глаголов. Примеры: говорить, говорит, говорил - несовершенный; сказать, скажет, сказал - совершенный.

Виды глагола различаются смысловым значением. Так, несовершенный обозначает некоторую продолжительность действия, его повторяемость. Например: писать - пишу. Действие имеет длительность, протяженность. Сравним со значением глагола совершенного вида: написать - напишу - написал. Здесь указывается, что действие завершено, у него есть какой-либо результат. Эти же глаголы определяют однократность действия (выстрелить).

Форма наклонения

Изменяются глаголы и по наклонениям. Их всего три: условное (сослагательное), изъявительное и повелительное.

Если говорить об изъявительном наклонении, то оно позволяет предикату иметь форму времени, лица и числа. Примеры глаголов этого наклонения: "Мы изготавливаем эту поделку" (настоящее время) - "Мы изготовим эту поделку" (будущее время) - "Мы изготавливали эту поделку" Или по лицам: "Я изготовил эту поделку" (1 лицо) - "Ты изготовил эту поделку" (2 лицо) - "Аня изготовила эту поделку" (3 лицо).

На выполнение действия при определенных условиях указывают глаголы сослагательного наклонения. Образуется эта форма путем прибавления к прошедшему времени частицы "бы" ("б"), которая всегда пишется раздельно. Такие предикаты изменяются по лицам и числам. Категория времени не определяется. Примеры глаголов: "Мы решили бы эту задачу с помощью преподавателя" (мн. ч., 1 лицо) - "Я изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 1 лицо) - "Аня изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 3 лицо) - "Ребята изготовили бы эту поделку с помощью преподавателя" (мн. ч., 3 лицо).

Говорящий побуждает к какому-либо действию с помощью глагола Чтобы запретить действие, также используются повелительные глаголы. Примеры: "Не кричите на меня!" (запрет) - "Мойте руки перед едой!" (побуждение) - "Пожалуйста, напиши письмо" (просьба). Разберем подробнее последний пример. Чтобы придать своему прошению вежливый тон, к глаголу повелительного наклонения стоит добавить слово «пожалуйста» («будьте добры», «будьте любезны»).

Следует помнить, что повелительные глаголы оканчиваются на причем он сохраняется и у тех, которые оканчиваются на -ся и -те. В этом правиле есть исключение - глагол "лечь" (лягте - приляг - прилягте).

Прошедшее время подразумевает, что к моменту говорения действие уже завершилось. Например: "Я покупала это платье в прошлом году". Обычно подобные глаголы образуются с помощью суффикса -л-, добавленного к основе инфинитива: покупать - покупал. Эти предикаты изменяются по числам, а в ед. числе - и по родам. Форма лица не определяется.

Форма настоящего времени характерна исключительно для несовершенного вида. Чтобы ее образовать, необходимо добавить глаголов. Примеры: мою - моешь - моет - моем - моете.

Форму будущего времени способны иметь глаголы обоих видов, совершенного и несовершенного. Она бывает двух типов: простая и сложная. Первая характерна для глаголов совершенного вида: построю, приклею, напилят и т.д. Будущее сложное образуют глаголы несовершенного вида. Сравним: буду строить, буду клеить, буду пилить. Таким образом, форма эта образуется с помощью глагола "быть", поставленного в будущее простое, и инфинитива.

В настоящем и будущем временах глаголы имеют лицо и число. О них и поговорим ниже.

Лицо и число

Если глагол стоит в первом лице, он показывает, что действие производит сам говорящий. Например: "Я закаляюсь каждый день, обливаясь студеной водой и обтираясь снегом".

О том, что действие исполняет собеседник говорящего, нам расскажет второе лицо глагола. К примеру: "Ты прекрасно знаешь, сколько будет дважды два". Глаголы в этой же форме могут иметь обобщенный смысл, обозначать действия, характерные для любого человека. Чаще всего это можно встретить в пословицах: "На чужой роток не накинешь платок". Отличить такие предложения просто: в них, как правило, отсутствует подлежащее.

Глаголы в третьем лице выражают действие, которое производит или производил предмет говорения. "Лермонтов был одинок всю жизнь." - "Ураган был такой сильный, что столетние деревья гнулись, как прутики".

Для каждого лица в единственном или характерно определенное окончание глаголов. Примеры: "Я лечу" - "Мы летим" - "Ты летишь" - "Вы летите" - "Она (он, оно) летит" - "Они летят".

Спряжение и личные окончания глагола

Спряжение глагола - форма, подразумевающая его изменение по лицам и числам. Оно характерно не для всех предикатов, а только для тех, которые стоят в изъявительном наклонении, настоящем или будущем времени.

Всего существует два спряжения. Представим их в таблице.

I спряжение

Все глаголы, кроме тех, что на -ить, плюс 2 исключения: брить, стелить

II спряжение (окончания)

Глаголы на -ить, кроме брить, стелить (они относятся к I спряжению), а также гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть

Примеры глаголов

Несем (I); говорим (II)

Несешь, несете (I); говоришь, говорите (II)

Несет, несут (I); говорит, говорят (II)

Безличные глаголы

Личные глаголы, примеры которых мы разобрали выше, - не единственные в русском языке. Им противостоят те, которые обозначают действие без действующего лица. Они так и называются - безличные.

При них никогда нет подлежащего, в предложении они выполняют роль сказуемого. Подобные глаголы не имеют категории числа. То есть у них определяется сугубо время, настоящее и будущее. Например: "Холодает" (наст. время) - "Ночью подморозит еще больше" (будущее), "Холодало. Ночью морозило еще больше" (прошедшее).

Глаголом называется часть речи, которая объединяет слова, которые обозначают действие, происходящее в настоящем, прошедшем или будущем времени, а также состояние того или иного предмета. Глаголы отвечают на вопросы: Что сделать? Что делать?

Давайте рассмотрим предложение, и определим глагола в нем. Вечером погода зашумела: быстрая река волновалась, ветер стучал в окна, буря начала выть. Слова – глаголы в этом предложении – зашумела, стучал, волновалась, начала выть.

Эти глаголы указывают нам на действие, которое происходило с предметами, относящимися к существительному. Погода (что сделала?) зашумела, река (что делала?) волновалась, ветер (что делал?) стучал, буря (что делала?) начала выть.

Изменения глагола

Обозначая действие, глагол может указывать и на время, когда это действие совершается. Глаголы имеют три времени: настоящее, будущее, прошедшее . Например: сижу (настоящее время), сидел (прошедшее время) и буду сидеть (будущее время).

В глаголах также различают три вида лиц: 1-е, 2-е и 3-е, и два числа: множественное и единственное. Примеры:

Сижу (1-е лицо, единственное число), стучим (1-е лицо, множественное число)

Сидишь (2-е лицо, единственное число), сидите (2 –е лицо, множественное число)

Сидит (1-е лицо, единственное число), сидят (3-е лицо, множественное число)

Глаголы, которые находятся в прошедшем времени, не обладают личными окончаниями, а их лицо выражается при помощи личных местоимений. Например: я сидел, ты сидел, он сидел.

По родам и числам глагол изменяется в прошедшем времени. Например: мама сидела (женский род), папа сидел (мужской род), что-то скрипело (средний род). Процесс изменения глагола по временам, лицам и числам называют спряжением глаголов.

Роль глаголов в предложении

Обычно в предложении глагол выступает сказуемым. Глагол сказуемое обозначает состояние предмета либо же действие предмета, который в данном предложении является подлежащим. Глагол – сказуемое согласовывается с подлежащим в лице и числе, в прошедшем времени – в роде и числе.

Например: Мы бросаемся в бой. В этом предложении глагол - сказуемое «бросаемся» согласовывается с подлежащим словом «мы» в числе и лице. Лошадь побежала по проселочной дороге. Сказуемое «побежала» согласовывается с подлежащим «лошадь» в числе и роде, так как находится в прошедшем времени.

Времена глагола

Как мы уже знаем, глаголы изменяются по временам. Настоящее время глаголов обозначает то действие, которое происходит одновременно с речью. Например: Ветер погоняет синие тучи на небесных просторах.

Также глагол в настоящем времени обозначает то состояние или действие предмета, которое происходит с ним постоянно. Например: Люди дышат легкими. Россию омывают воды двух океанов.

Глаголы прошедшего времени, указывают на действие, которое до момента речи. Например: Войска князя разгромили вражескую армию монголо-татар.