Гончаров роман обрыв краткое содержание. Обрыв

День в Петербурге приближается к завершению, и «светские люди», привыкшие проводить вечера в гостях друг у друга за картами, начинают готовиться к очередным визитам. Два друга, Иван Аянов и Борис Райский, также планируют провести предстоящий вечер у Пахотиных, где помимо самого хозяина проживают его незамужние сестры, а также его дочь Софья, привлекательная вдова, которая более всего и интересует Райского.

В то же время Иван Аянов не привык обременять себя особыми размышлениями, для него обычно все просто, и он наносит визиты только ради лишней партии в карты. Но для Бориса Павловича Райского дело обстоит совершенно иначе, он стремится увлечь и расшевелить Софью, являющуюся его дальней родственницей, желая сделать из «ледяной статуи» настоящую, живую женщину с чувствами и страстями.

У самого Райского имеется множество увлечений, он немного занимается живописью и музыкой, пробует себя и в литературном творчестве, причем в свои занятия он действительно вкладывает всю душу. Но Борису этого недостаточно, он стремится к тому, чтобы жизнь вокруг него точно так же кипела жизнь, в которой он мечтает активно участвовать. Однако ему уже более 30 лет, но Райский еще ничего не успел ни создать, ни посеять, ни пожать, он лишь продолжает строить планы на будущее. Прибыв в столицу из имения своих родителей, Борис Павлович изучал различные виды деятельности, однако ни в чем не смог увидеть своего истинного призвания, сделав только вывод, что на первом месте для него все же находится искусство.

В состоянии полной неопределенности относительно будущего и собственного места в жизни Райский отправляется на лето в поместье, находящееся под управлением двоюродной бабушки Бориса Татьяны Марковны Бережковой. Когда-то в юношеские годы ей не удалось выйти замуж за ее возлюбленного Тита Ватутина, и Татьяна Марковна осталась одинокой. Тит Никонович также не вступил в брак ни с одной женщиной и продолжает навещать свою давнюю подругу, постоянно привозя подарки и ей, и девочкам-сиротам, находящимся на ее воспитании, Марфеньке и Верочке.

По прибытии в Малиновку, как именуется владение Райского, Борис чувствует, что оказался в настоящем благословенном месте, здесь все действительно его радует. Здешних жителей пугает лишь близлежащий обрыв, в соответствии с одной из легенд, именно на его дне когда-то произошла страшная трагедия.

Татьяна Марковна встречает внука весьма приветливо, она пытается научить его основам ведения хозяйства, однако Райский остается к этим вопросам совершенно безучастным. Люди, с которыми его желает познакомить бабушка, также не вызывают у Бориса Павловича интереса, ведь они никак не соответствуют его поэтическим и идеализированным представлениям о жизни.

По окончании каникул молодой человек вновь возвращается в Петербург и приступает к занятиям. В университете у него появляется новый друг, некий Леонтий Козлов, робкий юноша из бедной семьи. Между ними, казалось бы, нет ничего общего, однако студенты становятся ближайшими товарищами.

Наконец для Райского полностью заканчивается студенческая пора. Его приятель Леонтий тут же уезжает в провинцию, тогда как Борис все еще не в состоянии отыскать для себя настоящего дела, предпринимая лишь дилетантские попытки что-либо создать в различных видах искусства. Кузина Софья, которая по-прежнему держится с ним сдержанно и отстраненно, остается в глазах Райского основной целью, молодой мужчина не перестает мечтать «разбудить» в ней настоящую тягу к жизни. Он проводит в доме ее отца вечер за вечером, однако ситуация нисколько не меняется, Софья к нему по-прежнему абсолютно равнодушна.

Снова наступает лето, и бабушка Бориса Павловича опять зовет его в Малиновку. В то же время приходит письмо и от Леонтия, также обитающего неподалеку от имения Райского. Молодой человек, решив, что его посылает в эти края сама судьба, охотно выезжает в поместье, ведь он уже просто устал от бесполезных усилий в отношении Софьи.

В родовой усадьбе Борис сразу же встречает обаятельную юную девушку Марфеньку, которая вызывает у него гораздо больше симпатий, чем холодные светские петербургские красавицы. Татьяна Марковна по-прежнему старается увлечь внука заботами об имении, но Райского и теперь нисколько не интересует хозяйство. Более того, он склонен даже подарить деревню Марфеньке и Вере, что вызывает у бабушки крайне негативную реакцию.

Борис Павлович обнаруживает, что его давний товарищ Козлов успешно учит местных детей, более того, он даже успел жениться на некоей Уленьке. Татьяна Марковна с гордостью представляет выросшего и возмужавшего внука своим знакомым и друзьям, и с этого дня для Райского начинается мирная и спокойная деревенская жизнь. Правда, Вера задерживается в гостях у своей приятельницы, супруги священника, но Борис в это время усиленно беседует с Марфенькой о живописи, музыке, литературе.

По стечению обстоятельств у Райского появляется новый знакомый, Марк Волохов, находящийся под надзором полиции. Татьяне Марковне внушает ужас лишь одно имя этого человека, однако Борис Павлович с удовольствием с ним общается, ему интересны идеи Волохова о пробуждении людей к борьбе за собственное счастье. Но именно в этот момент в имение наконец снова приезжает Вера.

Девушка ведет себя совсем не так, как ожидал первоначально Борис, она держится замкнуто и не желает вести никаких откровенных разговоров, на которые он рассчитывал. Райский постоянно наблюдает за кузиной, стараясь разгадать, что же она скрывает от окружающих, и пытаясь ее понять.

Тем временем у Татьяны Марковны появляется мысль женить внука на дочери здешнего откупщика, однако сам Борис абсолютно не желает такого поворота судьбы. Однажды Вера достаточно резко просит прекратить его слежку за нею и оставить ее в покое. С этого дня отношения между молодыми людьми становятся более ровными и дружескими, они беседуют о книгах и взглядах на жизнь, хотя самому Райскому этого и недостаточно.

В ходе званого обеда, на котором присутствуют все приятели бабушки Бориса, мужчина оказывается не в силах сдержать отрицательных эмоций и твердо высказывает одному из них свое истинное отношение. Татьяна Марковна неожиданно принимает его сторону, и Вера, которой импонирует честность и прямота Райского, наконец решается его поцеловать. Тем не менее, реальная ситуация от этого не меняется, и Борис уже помышляет об отъезде в Петербург.

Но Райский все же задерживается в имении, тогда как Вера снова отправляется в гости к подруге. В ее отсутствие Борис пытается узнать у бабушки, каким же человеком на самом деле является эта девушка, и Татьяна Марковна открывает ему, что глубоко и искренне любит Веру и что поблизости имеется человек, который давно мечтает к ней посвататься, однако не решается сделать соответствующий шаг, речь идет о лесничем Тушине.

Наступает момент, когда Марфенька становится официальной невестой своего возлюбленного Викентьева, тогда как Вера в действительности влюблена в Марка Волохова и тайком встречается с ним в обрыве. Но Райский все еще не подозревает о том, кто является избранником его кузины.

Жена Леонтия сбегает от него с учителем-французом, друг Бориса впадает в отчаяние, и Райский пытается как-либо помочь товарищу. В то же время он получает письмо от Аянова, где говорится о том, что у Софьи случилась не слишком приятная история с одним из посетителей дома ее отца, однако это известие уже не производит на Бориса никакого впечатления, он думает теперь только о Вере.

Накануне намеченной помолвки Марфеньки девушка снова отправляется в обрыв, в то время как Райский ожидает ее на краю, зная, к кому именно и зачем пошла девушка. Он без колебаний бросает в окно Веры букет цветов, предназначенный для завтрашнего праздника.

На следующее утро Вера чувствует себя совершенно больной, понимая, что необходимо во всем признаться бабушке, но у нее не хватает для этого душевных сил, ведь в доме множество гостей, сегодня Марфенька должна окончательно переехать к жениху. Но она все же решается откровенно переговорить с Райским, и тот объясняется вместо нее с Татьяной Марковной.

Пожилая женщина действительно приходит в ужас от услышанного, но затем берется усердно ухаживать за Верой, находящейся в состоянии горячки. Когда девушке становится немного легче, бабушка рассказывает ей о том, что произошло в юности с нею самой. Нелюбимый мужчина увидел ее в оранжерее с ее возлюбленным Титом и настоял на том, чтобы она дала слово никогда не вступать в брак.

Борис Павлович Райский, 35 лет, беседует в своей петербургской квартире с Иваном Ивановичем Аяновым, чиновником 40 лет. Друзья собираются в гости к Софье Николаевне Беловодовой, троюродной сестре Райского.

Беловодова – вдова 24 лет. Мать её умерла до замужества дочери, отец спустил состояние на женщин. Софья живёт с двумя богатыми тётушками, которые любят играть с Аяновым в карты, пока Райский беседует с кузиной.

Райскому скучно. Он наблюдает глубокое спокойствие кузины, как у картины или статуи, и хочет понять, есть ли у неё чувства, страсти. Борис уговаривает Софью жить не по правилам предков, а своей жизнью, любить, страдать. Райский хочет написать портрет Софьи, а ещё он задумывает серьёзное дело – написать роман.

Райский около 10 лет живёт в Петербурге. Он отставной коллежский секретарь. Службу Райский оставил, как только на неё вступил. Он воспитывался опекуном. В школе любил читать и рисовать, любил музыку, но играл её не по тетрадям, а на слух. Учитель-немец так характеризует его: «Способности удивительные, а лень ещё удивительнее».

После поступления в университет Райский поехал на каникулы к двоюродной бабушке Татьяне Марковне Бережковой. Бабушка управляла имением родителей Райского в деревне Малиновка близ Волги и воспитывала двоюродных внучек-сирот 6 и 5 лет, Верочку и Марфиньку. Рядом со старым домом родителей бабушка приказала выстроить новый, в котором и жила с Марфинькой. Вера жила одна в старом доме.

Райский гостеприимно встречен, к нему относятся как к хозяину. У Бориса будто появились мать, сёстры, добрый дядя. Этот дядя – друг бабушки Ватутин Тит Нилыч. Он отставной военный, купивший дом в городе. Ходил слух, что в молодости бабушка и Ватутин любили друг друга, но её хотели выдать замуж за другого, отчего она и осталась старой девушкой.

Бориса манит обрыв над Волгой, с которого открывается прекрасный вид. При жизни родителей ревнивец убил жену и любовника на этом обрыве, а потом зарезался сам и похоронен тут же. Внизу есть беседка, ныне заброшенная.

Погостив, Райский вернулся в университет. Ему было трудно учиться, потому что он ни о чём не мог рассуждать, а видел образы. Он сблизился с бедняком Леонтием Козловым, сыном дьякона, который знал греческий и латынь и приобщил Райского к античным авторам. Райский начал писать стихи и прозу.

По окончании университета Райский поступил в юнкера. Он жил как вся «золотая молодёжь». Затем подал прошение о переводе в статскую службу, но и там долго не задержался и стал ходить в художественную академию, но посещал занятия редко. Через полгода написал картину «Прощание Гектора с Андромахой». Профессора оценили талант художника, но посоветовали учиться ещё 3 года, а Райский хотел немедленной славы.

Райский переключился на роман. Он перечитывает и правит несколько автобиографических глав своего будущего романа. В нём описывается, как умирает Наташа, которая полюбила Райского два года назад. Ему стало скучно от её преданности, и он не женился. Райский начал набрасывать начало нового романа.

Райский решил дорисовать портрет Софьи. Аянову портрет показался слишком откровенным, художнику Кирилову портрет тоже не понравился: одна рука короче другой. Кирилов предлагает нарисовать молящуюся фигуру, а портрет переделать в блудницу.

Борис привозит портрет Софье и объясняется ей в любви. Софья считает, что портрет приукрашивает оригинал, и предлагает дружбу. Райский подозревает, что она влюблена в итальянца графа Милари. Как только Софья отвергает Райского, его страсть угасает.

Часть вторая

Райский по просьбе бабушки приезжает на лето в своё имение Малиновку. Он не интересуется счетами и отчётами об управлении, признается, что рвал их в Петербурге. Борис хочет подарить имение сёстрам Марфиньке и Верочке. Бабушка не согласна, у девочек есть своё приданое, но, в конце концов, берётся управлять имением и дальше, боясь, что Райский заложит его или продаст. При её управлении в имении полный порядок.

Райский встречается с Марфинькой, белокурой полноватой весёлой девушкой лет 20. Вера за Волгой у подруги-попадьи.

Райский осматривает город, который ему кажется похожим на кладбище или пустыню. Город – хорошая рама для его будущего романа. Центром романа может стать Марфинька, но не хватает страсти: Марфинька послушна бабушке и боязлива, не пошла к обрыву с Райским.

В городе Райский находит студенческого друга Леонтия Козлова, учителя гимназии. Леонтий погружён в античные книги. Райский помог ему поселится в городе близ своего имения и передал на его попечение книги из своей библиотеки. В письме Козлов писал, что несколько книг испортил Марк Волохов. Леонтий составил каталог книг библиотеки из имения Райского. Позже выясняется, что ему помогала Вера. Райский дарит Козлову свою библиотеку и упрекает его в том, что он оторван от жизни.

Некрасивый Козлов женат на Улиньке, дочери эконома казённого заведения, у которого обедали студенты. Улинька и сейчас очень хороша, её головка напоминает Козлову античную статую. Через 5 лет после выпуска Леонтий забрал её из Москвы от тётки, куда она попала после смерти отца и тяжело болела. Позже Ульяна признаётся Райскому, что не любит Козлова, вышла замуж только потому, что он позвал.

Бабушка считает, что внук от рук отбился, что судьба накажет его. Борис и Татьяна Марковна достигают перемирья и решают, что каждый будет жить так, как нравится. С точки зрения Райского, бабушка разрывается между здравым смыслом и преданиями.

Марфинька – счастливое дитя под бабушкиной защитой. Райский хочет разбудить в ней страсть, но ему это не удаётся. Марфинька не понимает его намёков, но его разговорами взволнована и смущена, даже ничего не говорит бабушке. Райский рисует портрет Марфиньки и исправляет очерк о Наташе, чтобы вставить в роман.

В имении Райский наблюдает драму: крестьянин Савелий наказывает жену Марину за блуд. Бабушка признаётся, что дворня вся грешит, но Марина особенно неразборчива в связях. Страсть к любовным приключениям случается и среди помещиков. Гостье бабушки Полине Карповне Крицкой, вдове, нравится, чтобы в неё кто-нибудь был влюблён, она заигрывает со всеми молодыми людьми, с Райским, но дальше слов у неё дело не идёт.

Райский знакомится с Марком Волоховым, которого он застал лезущим в окно к Леонтию Козлову. Марк склонен нарушать традиции и даже закон. Борис предлагает Марку поужинать у бабушки. В разговоре Марк называет Райского неудачником.

Райского одолевает скука. Приезжает от попадьи Вера. Сёстры непохожи, как день и ночь. Райский оставляет Марфиньку, которая не подала надежд на превращение из ребёнка в женщину, и наблюдает за темноволосой красавицей Верой. Он равнодушен ко всему, кроме красоты.

Приезжает в гости помещик Викентьев, 23 лет, друг Марфиньки. Они очень подходят друг другу: живые и весёлые. Приходят другие гости, каждый со своим характером и историей.

Райский скучает. Он рисует дворню, ходит в город, заходит к Козлову, но застаёт его жену с любовником. Оттуда он идёт к Марку Волохову. Марк заключает с Райским пари, что через 2 недели Борис влюбится.

Вера избегает Райского. Он не может перестать думать о ней. Они объясняются. Вера говорит, что если она не будет чувствовать себя свободной, то уедет. Райский удивляется, кто её эмансипировал. Райский и Вера договариваются о дружбе.

Часть третья

Чтобы не думать о Вере, Райский занимается мнимой деятельностью: бывает в полях, обещает поехать с бабушкой с визитами. В воскресенье приходят гости. Нил Андреевич Тычков (известный в городе человек, председатель в палате, образец нравственности) грубо посмеялся над Крицкой. Райский обвиняет его в том, что он оскорбил женщину, и напоминает давнюю историю, как когда-то Тычков обобрал и запер в сумасшедший дом родную племянницу. Татьяна Марковна выгнала Нила Андреевича. Райский, восхищённый её поступком, целует её.

Авторитет Тычкова подорван. Бабушка уважала его 40 лет и выгнала в один день. Райский рисует портрет бабушки. У него налаживаются отношения с Верой. Она невозмутимо равнодушна к нему, но позволяет говорить с собой.

Прошёл месяц с момента заключения пари. Райский порывается уехать. Когда он приходит прощаться с Леонтием, то застаёт у него Марка. Марк поддразнивает его, что он не кончит романа, потому что неудачник, и что он влюблён.

Райский просит Веру показать письмо, которое она читает. Борис подозревает, что Вера утаила письмо на синей бумаге. Райский, который думал, что его чувства к Вере утихли, ревнует Веру к автору письма.

Райский вынужден рисовать портрет Крицкой и доводит её до изнеможения. Он хочет узнать у Веры, от кого письмо. Вера сообщает, что любит другого.

Райский по просьбе Марка, который, живя в городе под наблюдением полиции, давал читать запрещённые книги, берёт на себя его вину и едет объясняться к губернатору.

Вера снова уезжает к попадье. Райский одинок. Он выпытывает у бабушки, в кого может быть влюблена Вера. Бабушка предполагает, что в лесничего. Это прозвище помещика Ивана Ивановича Тушина, с которым Вера дружна. У Тушина есть паровой пильный завод, он продаёт лес и сам живёт в его чаще со своей сестрой.

Райский проводит с Крицкой много времени, в городе даже идёт слух, что он влюблён. Борис приезжает к Козлову, чтобы вразумить его жену, которая постоянно изменяет мужу. Его уговоры заканчиваются любовной сценой. Райский поражён собственным безволием.

Вера признаётся Райскому, что её герой – не Тушин. Чтобы остеречь её, бабушка велит читать вслух нравоучительный роман. После его прочтения Викентьев делает Марфиньке предложение, о чём она говорит бабушке. На следующий день приехала мать Викентьева и состоялся обряд сватовства.

В доме идёт приготовление к свадьбе. Райский объясняется с Верой. Она считает, что он не любит её, а увлёкся ею, как увлекался другими женщинами.

Райский, гуляя в саду, по ошибке принят Верой за кого-то другого. Так он узнаёт о предстоящем свидании Веры. Но он не знает, что это свидание с Марком, с которым Вера познакомилась прошлым летом, когда он воровал в её саду яблоки.

Часть четвёртая

Вера с Марком встретилась в старой беседке. У них очень разные взгляды на жизнь, хотя они и любят друг друга. Вера просит не давать молодёжи запрещённые книги, быть тише. Марк обвиняет её в том, что она хочет замуж, а он ищет себе в её лице товарища. Они решают расстаться.

Вера не смогла прервать отношения с Марком. Она снова уезжает за Волгу к попадье. Оттуда Райский получает дружеские или насмешливые письма. Как потом выяснилось, Вера с попадьёй писали их по очереди в шутку. Одна из записок призывала Райского помочь нуждающемуся. Райский отправил ему 220 рублей. Впоследствии оказалось, что Вера ничего об этой записке не знала, её написал Марк, который и без того должен был Райскому 80 рублей и грозился, что не отдаст их.

Заболел Козлов, от которого ушла жена с французом Шарлем. Бабушка предлагает забрать Леонтия к себе.

Райский получает письмо от Аянова, из которого узнаёт, что Софья скомпрометирована запиской к графу Милари, а сам граф эмигрировал в Париж, где у него, оказывается, есть невеста-кузина.

Райский огорчён отъездом Веры, но вдруг она появляется, когда он тоскует над обрывом. Она на себя не похожа. Говорит, что страсть изменила её. На вопрос, кого она любит, Вера отвечает, что Райского. Он не верит, считает её сумасшедшей. Вера просит Райского помочь ей: удерживать её силой, не пускать на обрыв.

Вера, услышав выстрел (условный сигнал), побежала к обрыву. Райский задержал её, но она выпросилась «Христа ради» на 5 минут.

Вера и Марк в беседке решают расстаться навсегда. Вера настаивает, что любовь – не животное влечение, а долг, Марк не обещает вечной любви и не собирается венчаться. Весь год Вера хотела повлиять на Марка, но не добилась своего. Марк же хоть одолел сердце Веры, но не одолел ума и воли. Расставаясь, Марк предупреждает, что если Вера обернётся, она будет его. Вера обернулась и крикнула: «Марк, прощай!»

Райский ждал Веру до 11. Он в отчаянье: 5 месяцев их отношения не определены. Райский решает подсмотреть, кто избранник Веры. Когда Райский узнал всё, он был взбешён. Он грубо отталкивает в саду Крицкую, которая искала с ним свидания, и до утра ждёт Веру, чтобы посмотреть ей в глаза. Придя домой, Вера падает без чувств.

Часть пятая

Вера прощает Райскому его неблагородный поступок, рассказывает историю своих отношений с Марком и просит передать всё бабушке. Бабушка делает вид, что ничего не замечает, но она чувствует, что у Веры большое горе, и говорит об этом Райскому.

Вера находит в себе силы выйти к гостям, приехавшим на именины Марфиньки. В саду Тушин делает ей предложение, но Вера, думая, что он всё узнал, спешит рассказать ему о своём падении.

Марфинька уезжает гостить к матери жениха. Райский рассказывает бабушке о Вере и Марке. Бабушка три дня бродит по полям, как безумная. На третий день она тяжело заболевает. Дворня даёт обеты в надежде на её выздоровление. Набожный Савелий обещает поставить большую позолоченную свечу, а Варвара – пойти пешком в Киев. Её от обета позже освободил священник.

Райский поражён величием личности бабушки. В тот же день, когда слегла бабушка, у Веры начался жар и бред. Услышав, что Вера больна, бабушка идёт к ней, ухаживает за ней и прощает её. Вера исповедуется бабушке.

Именины Марфиньки прошли тихо. Бабушка с Верой ласкова, ночует у неё. Съездив в город, Татьяна Марковна о чём-то поговорила с Ватутиным, после чего он спешно уехал в свою деревню. Бабушка хочет исповедаться Вере в своём грехе, но Вера отговаривает её. Бабушка принимает это как Божье прощение. Она забирает Веру в свой дом.

Вера находит отраду в труде. Марфинька, возвратившись ненадолго и поддавшись общей грусти, уезжает снова в имение жениха в Колчино до свадьбы, назначенной на октябрь. Райский съездил за Титом Нилычем, который с радостью вернулся в свой дом в городе.

Вера получила от Марка второе письмо. Она прочитала его вместе с первым, которое пришло раньше, на следующий день после последнего свидания. Марк пишет, что готов обвенчаться, и просит о встрече. Вера стала доверять людям. Она решает посвятить во всё Тушина, которого письмом просит приехать, и бабушку, показывая ей письма Марка. Бабушка велит разрушить беседку – место свиданий. Тушин передаёт Марку записку Веры о разрыве отношений. Марк нехотя обещает уехать. Внезапно он понимает, что крик Веры у подножия горы не был призывом, а криком о помощи. Вскоре Козлов приносит новость, что Марк Волохов едет к тётке в Новгородскую губернию, а потом хочет попроситься в юнкера и отправиться на Кавказ.

Райский неделю гостил у Тушина, прекрасного хозяина, но внезапно был вызван бабушкой по срочному делу. Тушин едет с Райским.

Бабушка рассказала Борису, что Тычков и Крицкая распустили слух об отношениях Веры то ли с Райским, то ли с Тушиным. Тушин готов сказать, что сватался и получил отказ, поэтому Вера и Бабушка были огорчены, даже заболели. Тушин хочет жениться на Вере, но бабушка советует подождать с предложением, пока Вера не оправится.

Райский рассказывает Крицкой, что видел, как Тушин на обрыве делал Вере предложение, а она отказала и велела годик подождать. Райский узнаёт историю любви бабушки, случившуюся 40 лет назад. Её свидание с Ватутиным в оранжерее обнаружил граф, который к ней сватался. Тит Нилыч чуть его не зарезал за пощёчину. Они договорились, что граф будет молчать о случившемся, а Ватутин не женится на Татьяне Марковне. Садовник стал свидетелем этой драмы. От него о случившемся узнала его жена, которая и распускает сплетни сейчас, спустя 40 лет.

Свадьба Марфиньки была скромная, всего 50 гостей. Имение опустело: Марфинька уехала к мужу, бабушка и Вера – в бабушкино имение Новосёлово, пока Тушин нанял архитектора для восстановления старого дома в Малиновке; Козлов вернулся домой. Зимой бабушка и Вера собираются позвать погостить Тита Нилыча. Райский закончил портреты Веры и бабушки. Город судачит о предстоящей свадьбе Веры и Тушина, но Вера ничего об этом не знает.

Райский начинает свой роман о Вере, но дальше эпиграфа и посвящения дело не идёт. Он одержим новой идеей – поехать в Италию, чтобы «лепить». В январе Райский уезжает с Кириловым в Дрезден, затем в Англию и в Париж, весной в Швейцарию и Италию. Отовсюду его тянет домой, к Вере, Марфиньке и бабушке. За этими фигурами стоит другая «бабушка» – Россия.

  • «Обрыв», анализ романа Гончарова
  • «Обломов», краткое содержание по главам романа Гончарова
  • «Обыкновенная история», краткое содержание по главам романа Гончарова

Борис Павлович Райский занимает в романе Ивана Александровича Гончарова, главную роль. Он проживает спокойную и бесхлопотную жизнь. С одной стороны, занимается всем и тут же ничем. Он пытается найти себя в искусстве, желая быть и художником, и поэтом, и скульптором. Но в силу своей нетерпимости и отсутствия желания работать и трудиться, ему не удаётся преуспеть, не в одной области.

Тогда Борис решает перевести дух и отдохнуть в своём загородном поместье в Малиновке, за которым присматривает его родственница Татьяна Марковна. Она проживает там с двумя своими внучатыми племянницами Верой и Марфенькой, которые остались без родителей.

Борис сразу же начинает интересоваться Марфенькой, рассказывает ей об искусстве, пытаясь привить прекрасное. Но в поместье возвращается гостившая у подруги Вера, которая сразу же переключает внимания Райского на себя. Но к несчастью для Бориса, он узнаёт, что девушку привлекает весьма непростой парень, который к тому же находиться под контролем полиции. Райский застукивает влюблённых в нём тут же просыпается сильное отвращение к Вере. Да и сама девушка сильно переживает, и сильно болеет из-за случившегося.

После того, как Татьяна Марковна узнаёт, что случилось с Верой она сильно расстраивается и винит себя в этом. Татьяна Марковна рассказывает, что в молодости она также совершила очень плачевный проступок благодаря, которому ей приходиться кается до сих пор.

Бориса же охватывает чувство, что он наконец то нашёл свою дорогу и он решает отправиться за мечтой в Европу. Марфенька же выходит за муж за соседа Викентия и живёт спокойной, и беззаботной жизнью. Вера же остаётся с Татьяной Марковной, и они обе вместе пытаются прийти к искуплению своих грехов. В итоге, сутью романа остаётся то, что не стоит искать свой обрыв в жизни, а лучше идти правильным и добросовестным путём, работая над собой и своими идеалами.

Картинка или рисунок Обрыв

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Оперы Кальмана Принцесса цирка (Мистер Икс)

    Одно из величайших произведений Имре Кльмана оперетта «Принцесса цирка». Веселая и в то же время печальная и волнующая оперетта.

  • Краткое содержание Звезда Соломона Куприн

    Удивительный и таинственный жанр мистики во все времена привлекал ценителей художественной литературы. Произведение А. И. Куприна «Звезда Соломона» не является исключением и захватывает читателя

  • Краткое содержание оперы Травиата Верди

    Действие происходит в Париже в середине 19 века. Идет большая вечеринка в элегантном парижском доме Виолетты Валери. Гастон, виконт де Леторьер представляет молодого Альфредо Жермона, ее поклонника.

  • Краткое содержание Шукшин Энергичные люди

    Аристарх Петрович Кузькин и Вера Сергеевна - муж и жена. Однажды Вера находит записку от некой Сони. Это становится последней каплей и она пишет донос прокурору

Написанный в 1869 году роман «Обрыв» стал третьей частью трилогии, в которую входили 2 других известных произведения Гончарова – «Обломов» и «Обыкновенная история». «Обрыв» впервые был опубликован в журнале «Вестник Европы» в том же 1869 году. В 1870 году роман вышел отдельным изданием.

Главный герой романа Борис Павлович Райский живёт без определённой цели в жизни. Он считает, что искусство – его призвание. При этом Райский не может ответить самому себе на вопрос: каким именно видом искусства ему лучше всего заниматься. Главному герою интересна и музыка, и живопись, и поэзия. Однако ни на одном из выбранных поприщ Борису не удаётся достигнуть особенных успехов: у него быстро пропадает интерес к работе.

Решив отдохнуть от шумной петербургской жизни, Райский отправляется на лето в своё имение Малиновка, которым управляет Татьяна Марковна, дальняя родственница Бориса. Татьяна Марковна воспитывает двух внучатых племянниц, Веру и Марфеньку, рано оставшихся сиротами. Бабушка (так называют свою родственницу Борис и внучатые племянницы) добросовестно исполняет свои обязанности и хочет, чтобы Райский вернулся в имение навсегда и стал настоящим хозяином Малиновки. Но Борису не интересна деревенская жизнь, он хочет подарить имение своим кузинам. Райский увлекается Марфенькой, проводит с ней много времени и пытается приучить её к искусству.

В Малиновку возвращается Вера, гостившая некоторое время у своей подруги. Райского перестаёт интересовать провинциальная Марфенька. Теперь объектом его внимания становится старшая сестра. Борис следит за девушкой и узнаёт, что кузина влюблена в Марка Волохова, человека с сомнительной репутацией, состоящего под надзором полиции. Райский стал свидетелем любовного свидания Марка и Веры, во время которого девушка отдалась возлюбленному. Борис чувствует отвращение к своей кузине. Вера и сама кается в содеянном и тяжело заболевает.

Старые грехи
Узнав о том, что произошло с внучатой племянницей, бабушка впадает в отчаяние. Когда Вера приходит в себя после болезни, Татьяна Марковна рассказывает ей о том, что сама она в молодости тоже согрешила. Желая искупить свою вину, бабушка поклялась не выходить замуж и посвятить себя воспитанию сирот. Татьяна Марковна считает, что Вера наказана из-за её греха.

Райский решает уехать из деревни. Он отправляется в Европу. Борис уверен, что наконец-то нашёл своё призвание: он должен стать скульптором. Марфенька выходит замуж за молодого человека по имени Викентий, жившего в соседнем имении. Татьяна Марковна и Вера хотят уединиться, что вместе искупить свои грехи.

Борис Райский

Главный герой романа находится в постоянном поиске вдохновения. Райский берётся за написание стихов и картин, мечтает написать роман. Однако в силу своей слабохарактерности ни одно дело он не может довести до конца.

Женщины – основной источник вдохновения Райского. Живя в Петербурге, он ухаживает за молодой вдовой и своей дальней родственницей Софьей Беловодовой. Борис считает Софью холодной неприступной женщиной и ставит перед собой цель разжечь в ней страсть. Не добившись успеха, Райский едет в деревню, где проявляет интерес сначала к одной, затем к другой кузине. Но и здесь Борису ни у кого не удалось вызвать ответные чувства. Марфенька слишком далека от тех возвышенных материй, о которых ей постоянно говорит её кузен. Вера видит в Борисе оторванного от жизни мечтателя и предпочитает ему «реалиста» Марка.

В конце повествования Райский приходит к выводу о том, что всё-таки нашёл то, что искал, и уезжает из страны. Однако автор ясно даёт понять, что, возможно, уже в скором будущем Борис разочаруется в своём выборе.

Вера Васильевна

Старшая внучатая племянница Татьяны Марковны горда и независима. Вера очень скрытная, никого не посвящает в свои дела. Независимый страстный характер девушки толкает её в объятья Марка Волохова. Вера считает, что Марк – настоящий борец за идеалы простого народа. Она хочет стать его спутницей и разделить с ним его жизнь.

На деле оказывается, что Вера ошиблась в своём возлюбленном. Волохов не тот, за кого стремится себя выдать. Марк никому не приносит никакой пользы. Весь его нигилизм заключён в презрительном отношении к окружающим и ненависти к общественной морали. Раскаяние Веры настолько велико, что она, как и Татьяна Марковна, согласна посвятить всю свою жизнь искуплению греха.

Марфенька стала первой, кого увидел Борис, когда приехал в деревню. Сначала кузина очаровывает его своей простотой и естественностью. Однако очень скоро Райский убеждается в том, что Марфенька – весьма недалёкая и «приземлённая» девушка. Когда кузен рассказывает ей о дальних странах и спрашивает, не хотелось ли бы ей там побывать, Марфа Васильевна недоумевает: зачем ей это нужно? Марфенька считает себя частью имения, в котором живёт. Ей безразличны дальние страны, она вся погружена в хозяйственные заботы своего дома.

Марфенька набожна и послушна бабушке, чем очень гордится. Девушка утверждает, что даже замуж выйдет за того, кого для неё выберет Татьяна Марковна. Молодая кузина Райского – полная противоположность своей мятежной сестре. Марфа Васильевна умеет довольствоваться тем, что у неё есть.

Татьяна Марковна

Бабушка Татьяна Марковна является в романе воплощением консервативных устоев. Своих внучатых племянниц она воспитывает в соответствии с теми традициями, в которых была воспитана она сама. Татьяна Марковна – рачительная хозяйка, умеющая беречь не только своё, но и чужое имущество.

Однако за внешней строгостью и консервативностью скрывается совсем другая женщина. Татьяна Марковна стала жертвой моральных устоев, которые она ставит превыше собственных желаний. Не имея сил противостоять чувству, одновременно пытаясь соответствовать созданному для неё моральному идеалу, Татьяна Марковна не находит компромисс и наказывает себя сама.

Роман получил своё название неслучайно. Почти каждый герой произведения находит свой собственный обрыв, с которого срывается в пропасть.

Борис Райский, находящийся в поиске вдохновения, не обнаруживает его ни в одной встретившейся на его пути женщине: ни в холодной Софье, ни в глупой провинциальной Марфеньке, ни в мятежной «падшей» Вере. Райский продолжает свой поиск, который вряд ли когда-нибудь увенчается успехом.

Воплощающий в романе идеи нигилизма Марк Волохов не вызывает симпатий автора. Марк считает себя прогрессивным современным человеком и чтобы доказать это, становится нигилистом. Волохов, как и многие молодые люди второй половины XIX века, примкнул к модному течению, чтобы идти в ногу со временем. Однако бесполезное отрицание традиций не может создать нового. Марк в своей жизни не имеет ничего, кроме проблем с властями. Неслучайно латинское слово nihil означает «ничто».

Нашла свой обрыв и Вера, пытаясь связать свою судьбу с Волоховым. Яркий образ бунтаря и борца за лучшую жизнь обманул её. В результате, девушка получает одни угрызения совести. Единственное, что остаётся Вере, это повторить судьбу своей родственницы. Обрыв Татьяны Марковны, ошибка, сделанная ею в молодости, изменила всю её дальнейшую жизнь.

Есть в романе и те герои, которым удалось обойти обрыв. Эти люди просто плывут по течению, принимая жизнь и своё место в ней такими, какие они есть. Софья Беловодова сумела стать счастливой с нелюбимым мужем. Молодая вдова не сожалеет о смерти супруга, вспоминая лишь приятные моменты их совместной жизни. Марфеньку вполне устраивает доставшаяся ей судьба. Её душа не требует бунта. Давний друг Райского Леонтий Козлов не стремится к головокружительной карьере, довольствуясь должностью учителя и не слишком добродетельной женой.

5 (100%) 2 votes


Роман «Обрыв» выступает апофеозом творческого роста литературных трудов Гончарова в направлении «психологический реализм». Это произведение становится заключительной частью трилогии: « », Обыкновенная история», «Обрыв».

Особенности сюжетного построения произведения
Роман «Обрыв» состоит из пяти частей:

  • Первая повествует о жизни главного героя в Петербурге и напоминает затянувшийся пролог перед основными событиями. Рассказ идёт со слов автора
  • Вторая переносит читателя в Малиновку. Здесь и до последних строк романа наблюдения и прочие повествования описываются от лица Райского
  • Третья и четвёртая части отличаются резкой сменой ритма повествования. Страсти накаляются, образуется конфликт
  • Пятая часть завершает рассказ, но читателя ждёт неполная развязка - о том, как сложились дальнейшие судьбы Веры и Бориса остаётся только догадываться

Краткий пересказ романа «Обрыв» по плану:

I. Знакомство с Райским

Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов часто встречаются в доме Пахотина за карточной игрой. Аянова мало интересуют отношения дома Похотиных, и он приезжает сюда просто развеяться. А вот его приятель Райский наносит визиты Пахотиным, чтобы иметь возможность видеть недавно овдовевшую Софью, дочь гостеприимного хозяина. Он задумал пробудить страсти в молодой женщине, заставить её вновь наслаждаться жизнью. Сам он человек бушующих страстей - немного писатель, немного художник, но без определённого рода деятельности.

В Петербург герой прибыл из родового имения. Пытался учиться и найти себя, но пока безуспешно. В одном уверен Райский, что свяжет свою жизнь с искусством. С таким настроем Борис Павлович отправляется в родные пенаты, где после смерти его родителей «воцарилась» двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова. Бабушка осталась старой девой, так как много лет назад в нежном возрасте девицы ей не позволили пойти под венец с любимым Титом Ватулиным. Её избранник тоже остался холостым и до сих пор заезжает в гости к своей несостоявшейся невесте.

II. Имение Райского. Жуткая легенда обрыва в конце сада

Малиновка похожа на земной Эдем. Единственный минус - жуткий обрыв в конце сада имения. Его боятся все обитатели дома. Легенда гласит, что в давние времена убил ревнивый муж свою жену и любовника на самом дне обрыва, а после свёл счёты с жизнью. Когда по всему городку разошлась страшная весть, местное население пришло в настоящий ужас. А власти города закрыли глаза на то, что самоубийцу тут и зарыли.

Татьяна Марковна обрадована приезду Райского и сразу пытается приурочить его к ведению хозяйства. Но для него визит в имение Малиновку это возможность погрузиться в новые поэтические впечатления, к делам герой совершенно равнодушен. По завершению каникул Борис возвращается в Петербург к привычной жизни. В университете он находит общий язык с Леонтием Козловым, сыном дьякона, несмотря на то, что между ними нет ничего общего. Товарищ вскоре уезжает жить в глубинку, а Райский скучает дальше в Петербурге.

Летом Борис Павлович, соскучившийся уже пробуждать страсти в Софье, получает письмо от Татьяны Марковны. Бабушка зовёт Райского в гости. Она сообщает, что Леонтий обосновался недалеко от их имения.

III. Райская жизнь в Малиновке

Только что, приехав в Малиновку, Борис видит милейшее создание Марфу, воспитанницу живущую в доме при его бабушке. Герой, глядя на девушку, кормящую домашних птиц, чувствует, что он именно здесь найдёт красоту, которой так не хватает городским ландшафтам и обществу столицы.

Жизнь в Малиновке нравится Райскому. Рядом обосновался приятель Козлов, он женился и привёз с собой в глубинку завидную невесту, по которой сходили с ума многие студенты из их университета. Деревенская жизнь неспешна и прекрасна. Кузина Вера, вторая воспитанница бабушки, в отъезде. А с Марфой Райский проводит много времени, пытается её просветить и узнать больше о её пристрастиях. Он жаждет объяснить девушке, что возможна иная истинная жизнь. Но Марфа устойчива в своих традиционных взглядах, и пробудить в ней страстную натуру невозможно.

В дом к Райскому постоянно прибывают гости, что бы его повидать. Вокруг него постоянно крутится Полина Крицкая. Кокетка пускает все свои чары на молодого человека, однако они вызывают в нём лишь желание убежать прочь.

Райский часто бывает с визитами у Козловых. В этом доме бывает и Марк Волохов. Несмотря на ужасы о нём, которые рассказывала ему Татьяна Марковна, Борис заинтересован личностью Марка и приглашает его к себе. Волохов имеет смутную репутацию, находится под надзором полиции и побуждает к чтению запрещённой литературы. Его жизненное кредо - сплошная личная выгода, отрицание устоев и неуважение мнения окружающих.

IV. Возвращение веры

В имение возвращается Вера. Она впечатляет Райского своей таинственностью до глубины души. Герой решает разгадать эту девушку, во что бы то ни стало. Он начинает за ней шпионить. Вере Борис не интересен. Она находит в себе силы, чтобы выяснить с ним отношения и потребовать прекратить за ней наблюдения. Серьёзно переругавшись, Борис и Вера примиряются и даже становятся ближе.

Бабушка тем временем задумывает остепенить Райского, женив его. Но герой против такого развития событий. Он пускается на поиски куда-то запропастившегося Волохова.

У Марфы развивается роман с невесть откуда возникшим Викентьевым.

V. Званый обед

Бабушка организовывает торжественный приём в честь внука, прибывшего из столицы. Приглашена вся округа. Но мероприятие омрачается ссорой Райского и Тычкова. Татьяна Марковна встаёт на защиту внука и почтенного старца с позором прогоняют из дома. Покорённая смелостью Бориса Вера целует его от избытка чувств. Для героя этот момент ничего не значит, он уже почти решил покинуть Малиновку. Интерес к кузине окончательно пропал.

Первой уезжает Вера. Райский решается расспросить о ней у бабушки. Татьяна Марковна рассказывает, что на её воспитаннице хочет жениться Тушин. Под впечатлением от услышанного, Райский позволяет Крицкой увезти себя с собой. После свидания он отправляется в дом к Козловым и там попадает в объятия к Ульяне, жене Леонтия.

Обеспокоенная поведением воспитанниц бабушка читает с ними книгу, где главная героиня заканчивает своё существование в монастырских стенах за то, что полюбила против воли родителей. Под впечатлением объясняются Марфа и Викеньтьев. В Малиновку приезжает мать Викеньтьева и просватывает Марфу. Вера так и остаётся загадкой.

VI. Выбор Веры

Раскрывается загадка влюблённой Веры. Она вздыхает по Марку Волохову. У них состоится свидание на дне обрыва. Взгляды молодой пары слишком не совместимы. Вера мечтает о свадьбе, Марк себя в браке не видит.

Райский не оставляет попыток узнать, что за тайну хранит его кузина. Спокойствие городка нарушает бесстыжий побег жены Козлова с учителем. Леонтий убит горем. Его пытаются привести в чувства Борис и Марк.

Борису приходит письмо от Аянова, которое рассказывает о скандальном романе Софьи с графом Милари. Но Райскому всё равно, он полностью поглощён загадкой Веры. Вечером накануне помолвки Марфы он подкарауливает девушку на краю обрыва и осознаёт к кому она бегает на свидания.

Пристыженная Вера слегла с горячкой. Ей хочется поведать о своём грехе бабушке, но момент совершенно не подходящий. В доме собираются гости. Они провожают Марфеньку под венец. Вера открывается перед Борисом и просит его рассказать о своём горе бабушке. Татьяна Марковна «выхаживает» свою беду по всему дому и окрестным местам. Затем она приходит к постели больной воспитанницы и ухаживает за ней до полного выздоровления.

Перед оступившейся Верой бабушка произносит свою исповедь. Она признаётся, что сама согрешила в юности с любимым мужчиной, когда к ней сватался уже другой. Нежеланный жених застал любовников в оранжерее, и Татьяна Марковна дала клятву безбрачия.

Заключение и выводы по произведению

В психологическом романе Гончарова «Обрыв», пристальное внимание уделяется внутренним метаниям и переживаниям героев. От внешних воздействий персонажи меняются изнутри и их взгляды преломляются. Часто такие метаморфозы болезненны, но они неизбежны. Основная проблема романа - конфликт патриархальных устоем и современных взглядов на мир.

Не случайно, в конце концов, Гончаров назвал своё детище «Обрыв». Большинство действующих лиц в развитии сюжета находят «свой» обрыв и срываются с него. Все попытки Райского определиться с женщиной - оборвались ничем. Вера упала с обрыва любви и разочарования в избраннике. Обрыв и падение бабушки настигли её ещё в молодости. И нигилистические взгляды Марка ни к чему его не приведут.

История создания романа «Обрыв»

Идея создания романа зародилась ещё в 1849 году, но воплотил её автор лишь спустя 20 лет. Работал Иван Александрович с перерывами, параллельно писал «Обломова» и долго не мог определиться с окончательным названием: «Художник» или «Райский», «Художник Райский» или «Вера». В итоге, получился «Обрыв», совсем не похожий на первоначальные варианты. Роман впервые был опубликован на страницах «Вестника» в 1869 году.

Образы главных героев в романе «Обрыв»

Прежде чем приступить к чтению романа «Обрыв» в кратком содержании, полезно познакомиться с характеристиками его персонажей. Понимание образов героев и их мировоззрения пригодится при написании сочинения по литературе.

  • Борис Павлович Райский
    — в начале повествования Райскому 35 лет. В подробном портрете автор подчёркивает глаза своего героя, в которых отражается вдохновение и жизненная усталость. Борис человек талантливый и возвышенный. Он обладает тонкой душевной организацией и ужасно ленив. Созерцание окружающего мира его любимое занятие. Он любит размышлять, но не действовать.
  • Вера Васильевна
    — Вера обладает сложным типом личности. Она не разделяет патриархальных взглядов бабушки и имеет своё мнение об окружающей действительности. Девушка много читает и интересуется смелыми взглядами Марка, полюбив которого переживает глубокое разочарование.
  • Татьяна Марковна Бережкова или бабушка
    — Татьяна Маркова привыкла контролировать всё, что происходит в её доме. Она не приемлет суеты и считает, что у каждой вещи должно быть своё место. Как личность эта героиня находится в полной гармонии с самой собой и точно знает, что ей нужно от жизни. Она требовательна ко всем вокруг, особенно это касается соблюдения ей же назначенных правил, но своих внучек трепетно и нежно любит. Литераторы сравнивают «царство» бабушки с Эдемом на земле. Лишь один минус есть в сказочном быту Бережковой - обрыв в конце сада, в контексте это символ упадка дворянства. Автор в своём романе отождествляет образ бабушки со старой патриархальной Россией.

Другие персонажи романа «Обрыв»

  • Марк Волохов — молодой человек, одержимый нигилистическими идеями, то есть отрицающий опыт предков и их традиции, откровенно не уважающий чужого мнения, чувств и личного пространства. Пользы от таких людей нет - сплошной шум, злые шутки и революционные волнения на пустом месте. В самой юности Марка выгнали из университета за развязное поведение и фамильярность с преподавателями. Затем случилась нехорошая любовная история с дочерью влиятельного лица Марфа Васильевна, и неугодный ловелас ушёл служить Родине в полк.
  • Марфа Васильевна или Марфенька — сестра Веры и полная её противоположность. В облаках эта девица не летает, во всём послушна бабушке, погружена с головой в хозяйственные работы при имении.
  • Иван Иванович Аянов — приятель Райского.
  • Софья Пахотина — дочь Пахотина в доме, которого частенько встречаются друзья Райский и Аянов, чтобы поиграть в карты. Софья недавно овдовела.
  • Вдова Крицкая — кокетка, безрезультатно флиртующая с Райским.
  • Леонтий Козлов — университетский приятель райского, сын дьяка.
  • Викеньтьев — ухажер Марфы.
  • Нил Тычков — важный старик. Председатель в отставке.